Перейти к содержимому

Снизить налог для малого бизнеса

Содержание:

Минфин готов снизить налог на прибыль для малого бизнеса

Это делается для упрощения отчетности предпринимателей

Минфин РФ предложил законодательно закрепить за регионами право снижать налог на прибыль для предприятий с оборотом от 150 млн до 500 млн рублей. Об этом сообщил министр финансов Антон Силуанов, выступая на съезде «Опоры России», передает ТАСС.

Глава Минфина отметил, что такие предложения сейчас будут готовиться в налоговый пакет, который будет вступать в силу с 1 января 2019 года. Это необходимо для того, чтобы сгладить переход малого бизнеса в категорию среднего, чтобы компании не несли большие издержки. Силуанов также видит возможность упрощения отчетности для бизнеса с оборотом от 150 млн до 500 млн рублей. Он напомнил, что сейчас для малого бизнеса с оборотом до 150 млн рублей действуют очень низкие ставки налогообложения, свыше этой суммы бизнес попадает в общий налоговой режим.

Как снизить налоги для бизнеса в кризис

Мы выяснили, как действовать, чтобы остаться на плаву и не нарушить закон. Разбираемся в тонкостях налоговой оптимизации вместе с экспертом Станиславом Джаарбековым.

Мы расскажем, как снизить налоговые издержки для малого и среднего бизнеса. Наши советы пригодятся индивидуальным предпринимателям, генеральным и финансовым директорам компаний, а также всем, кто хочет, но не решается открыть свое дело в условиях кризиса.

Подготовительный этап

Убедитесь, что документы компании в порядке. Существует 4 ситуации, когда в налоговых льготах отказывают, даже если юридически и документально все оформлено правильно:

  • Фиктивная сделка
  • Учет операций на основе их юридической формы, а не реального экономического содержания
  • Отсутствие деловой цели (сделка исключительно ради льготы)
  • Сделка с фирмой-однодневкой

Выбираем выгодную схему

Полностью отказаться от уплаты налогов и не навлечь на себя гнев налоговой службы нельзя. Зато можно перейти на льготную систему налогообложения и заменить несколько платежей одним. Так вы сэкономите деньги, облегчите жизнь своего бухгалтера и упростите общение с налоговиками.

Упрощенная система налогообложения (УСН)

Подходит, если у вашей компании нет филиалов, годовой доход не превышает 68 820 000 руб., а количество сотрудников меньше 100. При УСН отчетность в ИФНС сдается только раз в год. Разберемся, какие налоги уходят, а какие остаются для оплаты.

Важный момент при переходе на УСН — выбор налоговой ставки 6% или 15%. Чтобы определить выгодную для своей компании ставку, используйте «правило шестидесяти процентов»:

  • Расходы меньше 60% от выручки --> УСН под 6%
  • Расходы больше 60% от выручки --> УСН под 15%

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Льгота действительна только для региональных бизнесменов, так как в Москве и частично в Санкт-Петербурге этот налог отменен. Внедряйте этот режим, если в вашем коллективе трудится меньше 100 человек, а сфера деятельности входит в установленный законом список. Теперь познакомимся с основными отраслями, которые могут смело претендовать на использование ЕНВД:

Патентная система налогообложения (ПСН)

Рассчитана только на индивидуальных предпринимателей с годовым доходом до 60 млн руб. и штатом не больше 15 человек. Сферы практически те же, что и для ЕНВД. Вы покупаете специальный налоговый патент сроком от 1 месяца до года. Ставка налога — 6% от суммы потенциального дохода, который определяет государство для вашей отрасли.

Некоторые налоговые режимы можно совмещать, например, УСН и ЕНВД, ПСН и УСН, ЕНВД и ПСН (для индивидуальных предпринимателей).

Кто еще может рассчитывать на льготы?

  • Участники проекта «Сколково» на 10 лет освобождаются от уплаты НДС.
  • Ставка 0% по НДС предусмотрена для компаний-экспортеров.
  • Разработчики программного обеспечения могут рассчитывать на пониженные ставки для социальных налогов (пенсионные и страховые взносы).
  • Для территорий опережающего развития существуют послабления по страховым платежам и налогу на прибыль. В течение 10 лет компании освобождаются от уплаты НДС и налога на имущество.

Как это работает?

Рассмотрим пример из экспертной практики. Станислав Джаарбеков разработал план мероприятий для крупной компании, продающей товары народного потребления.

  • Сумма налогов уменьшилась на 15 млн руб. в год
  • Налоговая нагрузка снизилась с 13% до 10,5%

В ходе аудита существующей системы были выявлены слабые места:

  • Компания использовала основные средства, которые относятся к объектам высокой энергетической эффективности. Однако льготы по налогу на имущество и повышающий коэффициент износа, равный 2, действующие для таких объектов, не применялись.
  • Дочерние компании в разных городах России не пользовались региональными льготами по налогам на имущество и на прибыль.
  • Управленческие расходы головной организации не полностью распределялись между дочерними компаниями из-за несбалансированных финансовых потоков. В результате налоговая нагрузка на дочерние общества не уменьшалась, и бизнес терпел убытки.

Компания активировала вышеупомянутые льготы и изменила механизм покрытия расходов головного подразделения, и за счет этого оптимизировала налоговые издержки.

Прежде чем приступать к оптимизации, мы советуем проанализировать текущую ситуацию, оценить риски и проверить, какие льготы для вас доступны.

Хотя снижение налоговой нагрузки не панацея, это отличный вариант для сегодняшней рыночной ситуации. Применяйте наши рекомендации в своей компании и следите за изменениями в законодательстве.

Экономим честно: как оптимизировать налоги малому бизнесу

Ведение бизнеса и уплата налогов неразрывно связаны между собой. Поэтому на практике вопрос выбора режима налогообложения является первостепенным. Плательщик должен четко понимать, какими будут последствия от применения различных схем и способов оптимизации налогов. И каких финансовых потерь можно ожидать после их применения.

Для субъектов малого бизнеса, помимо общей системы налогообложения, законодательством предусмотрены «льготные» режимы, позволяющие работать в щадящих условиях.

Общая система налогообложения (ОСН)

Эта система обладает самыми невыгодными налоговыми издержками. Поэтому данный режим налогообложения субъекты малого предпринимательства используют довольно редко. В ОСН отсутствуют какие-либо исключения и ограничения, поэтому такой режим применяется автоматически в случае отсутствия заявлений от налогоплательщика о переходе на другой режим.

ОСН предполагает полное ведение бухгалтерского учета и максимальные платежи в бюджет.

Оптимизация налога на добавленную стоимость является одной из самых сложных задач и вызывает много вопросов у налогоплательщиков в связи с тем, что составляет большую долю налоговой нагрузки большинства предприятий.

Для максимального снижения НДС необходимо, чтобы контрагенты, с которыми ваша компания работает, также являлись плательщиками НДС. В таком случае суммы НДС контрагента-поставщика возможно принять к вычету.

Особенно пристальное внимание следует обратить на оформление первичной документации, поскольку налоговые органы крайне внимательны к такого рода сделкам и тщательно проверяют сопроводительные документы.

Также важным моментом является вопрос распределения или учета НДС. Учитывая, что данный вид налога уже заложен в цену товара, а в бюджет необходимо перечислить именно разницу между полученной и оплаченной суммами налога, то если при закупках заплатить больше, а при продажах меньше, таким образом можно скорректировать необходимые перечисления в бюджет.

Упрощенная система налогообложения (УСН) – льготный режим, который может быть применим практически для всех направлений деятельности. Разница в том, что предприятиям, имеющим высокую затратность бизнеса, выгоднее будут условия при налоговой ставке 15% – с объектом налогообложения «доходы минус расходы», а во всех остальных случаях более выгодным будет УСН со ставкой 6% и объектом «доходы».

Важным ограничением является то, что данная система налогообложения не может применяться совместно с ОСН.

Компании, применяющие УСН, уменьшают налог путем уменьшения налогооблагаемой базы на сумму обязательных платежей в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Пенсионный фонд РФ.

Региональные льготы по УСН

Кроме того, компаниями применяются региональные льготные ставки. Так, для объекта «доходы» ставка налога в конкретном регионе определяется законом этого субъекта РФ в диапазоне от 1% до 6%. В случае если ставка субъектом не установлена, компании вынуждены применять максимальную ставку – 6%. Для объекта «доходы минус расходы» ставка налога по УСН также устанавливается на региональном уровне, но в диапазоне от 5% до 15%. В случае отсутствия установленной региональной ставки применяется также максимальная ставка – 15%.

Существует так называемый льготный период – налоговые каникулы, в период которых ставка налога по УСН для всех объектов равна 0% на протяжении двух лет.

Применение УСН подходит малому бизнесу с малым среднегодовым оборотом. Данный режим эффективен при продаже работ и товаров либо физическим лицам, либо предприятиям малого бизнеса, которые также применяют льготный режим.

Основной риск состоит в том, что при утрате по тем или иным причинам специального режима восстановить учет придется с момента его утраты по ОСН с доначислением НДС. Это негативно скажется на налоговой нагрузке предприятия.

Кроме того, всегда есть риск снижения конкурентности на рынке при работе с предприятиями, применяющими ОСН и являющимися плательщиками НДС.

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) – еще один льготный режим для малого бизнеса, особенностью которого является то, что его можно использовать в ограниченных видах деятельности.

Отчисления в бюджет при использовании данного режима зависят не от фактических результатов деятельности, а определяются путем расчетов, основываясь на установленных показателях деятельности предприятия.

Существенным плюсом данного режима для организации является отсутствие необходимости уплаты НДС, налога на прибыль, налога на имущество, а также уменьшение суммы ЕНВД на сумму произведенных страховых взносов. Вместо вышеперечисленных налогов уплачивается единый налог.

Кроме того, у малого бизнеса есть возможность использовать корректирующие коэффициенты, которые дают возможность налогоплательщику учесть различные внешние факторы, влияющие на размер получаемого дохода, и исходя из этого снизить размер налоговой базы.

Еще одним плюсом данного режима является отсутствие каких-либо ограничений по доходам.

Однако имеются и существенные недостатки использования ЕНВД. Прежде всего это базовая доходность, установленная в отношении различных видов деятельности, которая зачастую не имеет экономического обоснования. При расчете базовой доходности законодателями не учтены особенности по видам деятельности налогоплательщиков.

Читайте так же:  Адрес следственного комитета краснодар

Кроме того, предприятие, использующее режим ЕНВД, является невыгодным для тех компаний, которые уплачивают НДС.

Также к минусам ЕНВД можно отнести тот факт, что величина налога не зависит ни от доходов, ни от убытков.

Патентная система налогообложения (ПСН)

Является удобным и востребованным режимом для малого бизнеса, но предназначена только для индивидуальных предпринимателей и ограничена перечнем видов предпринимательской деятельности, при ведении которой можно использовать патент, и штатной численностью сотрудников до 15 человек.

Чтобы индивидуальный предприниматель мог работать по патенту, ему необходимо лишь выбрать вид деятельности из перечня и купить патент, который приобретается на год. Это очень удобно для предпринимателей, так как снижаются риски, связанные, например, с началом ведения бизнеса. В случае неудачи потери можно сделать минимальными.

Базовая ставка по патенту составляет 6% от базовой доходности.

Какие налоги заменяет ПСН

ПСН предусматривает освобождение предпринимателя от НДС, НДФЛ, налога на имущество физических лиц.

Для работающих на патенте налоговый орган рассчитывает налог исходя из потенциально возможного к получению дохода, который устанавливается региональными властями индивидуально.

Однако, применяя ПСН, предприниматели должны помнить не только об ограничении штатной численности, но и о пределе доходов, установленном в размере 60 млн рублей.

Налогоплательщики, применяющие ПСН, имеют право не вести бухгалтерский учет и не предоставлять бухгалтерскую и налоговую отчетность. Достаточно лишь ведения книги доходов и расходов.

Как и в любом другом режиме, в ПСН имеются минусы. К ним прежде всего относятся ограничение по видам деятельности и количеству наемных работников, ежегодное посещение налогового органа для подтверждения права на патентный режим и его «продление».

Несмотря на очевидные плюсы данного режима налогообложения, у индивидуальных предпринимателей, использующих ПСН, существуют и налоговые риски. В частности, возможность утраты права на применение патента по основаниям несоответствия критериям по доходности и штатной численности с последующей уплатой всех налогов по общему режиму налогообложения, а также двойное налогообложение. Если предприниматель ведет деятельность в нескольких регионах, то патент ему необходимо приобретать в каждом регионе отдельно.

Помимо налогового планирования как одной из первостепенных задач в вопросе оптимизации налоговой нагрузки, налогоплательщики применяют и другие способы ее снижения.

Планирование НДС

Одним из способов оптимизации налоговой нагрузки по НДС является ее планирование – ежемесячный анализ планируемых закупок основного сырья, материалов, оборудования, работ, услуг и прочего в зависимости от деятельности предприятия, стоимости договоров и сроков их оплаты. Также анализируются данные о реализации и сроках поступления выручки на предприятие.

Сочетание УСН с ЕНВД

Иногда оптимизация налогов организации выражается в сочетании нескольких «удобных» систем налогообложения. Так, к примеру, организация, которая работает по УСН, может создать отдельное подразделение, которое будет использовать ЕНВД. Это позволит в случае увеличения объема продаж сэкономить на налогах, так как уплата единого налога не зависит от дохода.

Как известно, объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Для российских организаций ее сумма равна доходам, уменьшенным на величину произведенных расходов, перечень которых установлен в главе 25 Налогового кодекса. Расширить этот список, очевидно, не представляется возможным, но законные способы завышения расходов существуют и активно применяются компаниями.

Например, самым распространенным методом завышения расходов компаний является завышение затрат по аренде помещения, а также затрат, сопровождающих текущую деятельность организации. Такие затраты подпадают под перечень, установленный законодательством, и могут быть отнесены к расходам.

Кроме того, возможно списать расходы на подготовку и переподготовку кадров в составе прочих расходов. Стоит обратить внимание на то, что учесть такие расходы можно только в отношении сотрудника, работающего по трудовому договору.

Таким образом, у компаний есть различные способы искусственного увеличения затрат, которые были понесены в действительности, а также в отношении дружественного контрагента или осуществлены лишь на бумаге.

Предприниматель на ПСН

Одним из способов увеличения налоговой экономии для субъектов малого бизнеса является как раз использование «дружественных» предпринимателей, работающих на патенте.

Налоговая оптимизация заключается в том, что, используя предпринимателя на данной системе налогообложения, предприятие получает возможность перевести часть прибыли, уменьшая тем самым ее у себя. А предприниматель уплачивает в бюджет фиксированную сумму налога, не отчитываясь перед налоговым органом.

Работник организации получает в качестве дивидендов от компании, которая находится на ОСН либо УСН, часть заработной платы. Целью данного способа является уменьшение НДФЛ и взносов в социальные фонды.

Работники учреждают компанию либо вводят в состав участников уже существующей компании. После чего компания получает прибыль и распределяет ее между участниками в виде дивидендов. Таким образом, вместо налога в размере 13% уплачивается налог размером 9%.

Очевидным минусом данной схемы является то, что дивиденды выплачиваются лишь по итогам года либо квартала. А также то, что есть ситуации, при которых дивиденды выплачивать нельзя.

Кроме того, у налогового органа может вызвать подозрение, если у работника низкий уровень заработной платы и большие выплаты в виде дивидендов.

Также можно ожидать усиленного контроля со стороны инспекции на предмет получения необоснованной налоговой выгоды в результате экономии на взносах в ПФР и фонды социального страхования.

Стоит упомянуть еще об одном способе, который пользуется популярностью у субъектов малого предпринимательства. Оптимизация налогов через создание фирм-однодневок – знакомая схема для налоговых работников. Данный способ хотя и достаточно распространен, но не является законным. Налоговая инспекция крайне внимательна к сделкам, вызывающим у нее подозрение в своей реальности. Если доказать обоснованность расходов не получится, то и налоговые вычеты получить не удастся, а налог на добавленную стоимость будет доначислен.

Таким образом, когда используется схема минимизации налогообложения, нужно оценивать риски и осознавать возможные последствия.

Предпринимателям необходимо руководствоваться определенными принципами, которые помогут оптимизировать налоги, не вызывая подозрения у контролирующих органов.

1. Заключаемые сделки не должны иметь притворный характер, необходимо наличие формирования деловой цели.

2. Необходимо обоснование используемой ценовой политики.

3. Любая сделка должна укладываться в общую схему бизнес-процесса.

4. Уделяйте особое внимание оформлению первичных документов.

5. Избегайте взаимозависимости участников сделок.

Налоги на малый бизнес: особенности и нововведения

Открывая собственное дело, каждый предприниматель, прежде всего, просчитывает налоговую нагрузку. Не секрет, что в России давление налогового бремени на малый бизнес достаточно серьезное, поэтому многие работают полулегально, скрывая свои реальные доходы.

Однако руководство страны понимает, что доля налогов малого бизнеса в бюджете значительна, и объем поступлений может увеличиться, если создать условия для развития этого сегмента.

Именно поэтому, сейчас много усилий прикладывается для оказания поддержки малому и среднему бизнесу, а также для создания условий для выхода его из тени. О том, какой предстоит налог на малый бизнес 2015 и какие предусмотрены льготы, и поговорим далее.

Содержание:

  • Налоговые системы для малого бизнеса;
  • Новшества по налогам для малого бизнеса в 2015 году;
  • Три года без проверок;
  • Налоговые каникулы для ИП.

Системы налогообложения малого предпринимательства

Налоги для малого бизнеса – понятие обширное, включающее в себя целый ряд систем налогообложения. Чаще всего небольшие предприятия и ИП выбирают:

ОСНО – это общая система налогообложения, на которую каждое юридическое и физическое лицо переводится сразу же после регистрации. Она предусматривает обложение бизнеса целым набором налогов (НДС, налог на прибыль, налог на имущество, НДФЛ и т.д.). Это наименее привлекательная система для малого бизнеса, поскольку объем налогов здесь наибольший, а также необходимо вести подробный бухгалтерский учет всех операций.

УСН – это один из налоговых спецрежимов, предназначенных именно для малого бизнеса. Налоговые сборы для малого бизнеса на УСН ограничиваются уплатой одного налога в размере:

Малый бизнес чаще всего выбирает именно эту систему, поскольку она позволяет вести упрощенный учет, и объемы выплат при этом небольшие.

Патентная система доступна только микробизнесу. Ее еще называют торговым налогом на малый бизнес. Зачастую речь идет об ИП, которые оказывают бытовые услуги населению или торгуют различными товарами на рынках и в небольших магазинах. Сама по себе система предусматривает покупку патента на определенный срок (чаще всего год), уплаченная при этом сумма и является налогом с деятельности.

ЕНВД – это налоговый спецрежим, на который автоматически переводятся малые предприятия, занимающие определенными видами бизнеса. Расчет налога здесь основывается на специальных коэффициентах и физических показателях (торговая площадь, количество ТС и так далее). Налоговые поступления от малого бизнеса здесь ограничиваются одним налогом, а НДС, налог на прибыль и другие, как и в предыдущих случаях, не платятся.

Существуют и такие спецрежимы по налогам, как ЕСХН, которым могут воспользоваться только сельхозпроизводители. Кроме того, стоит учитывать, что в каждом субъекте федерации могут быть свои индивидуальные правила налогообложения, ставки налогов и другие нюансы,с учетом нововведений на налоги малый бизнес 2015, принятых руководством страны.

Налоги для малого бизнеса в 2015 году: нововведения

В июле президент подписал закон об особых налоговых режимах для малого и среднего бизнеса, который способствует снижению налоговой нагрузки на предпринимателей. Некоторые эксперты даже заговорили о новом налоге на малый бизнес, однако все несколько проще.

В частности, этот нормативный акт позволит региональным властям снижать ставки для тех, кто выбрал упрощенную систему НО. Налог, исчисляемый с прибыли, можно уменьшить с 6% до 1%, а в Крыму с 4% до 1%. Тем ИП, которые зарегистрировались впервые и собираются оказывать бытовые услуги гражданам, региональные власти могут устанавливать нулевую ставку налога при УСН и работе по патенту.

Изменения коснулись патентной системы. Количество видов деятельности, в рамках которых можно работать по патенту, увеличивается с 47 до 63. В частности, теперь патент смогут приобрести предприниматели, занимающиеся изготовлением продукции из молока, аквакультурой и рыболовством, ремонтом компьютерного оборудования, выращиванием овощей, заготовкой трав и семян и так далее.

Некоторые эксперты, правда, считают, что регионы не станут снижать ставки, опасаясь уменьшения налоговых поступлений от малого бизнеса. Потому для реализации данной программы в перспективе будут выделены соответствующие средства, чтобы в погоне за поступлением налогов от малого бизнеса местные чиновники не игнорировали нововведения.

Освобождение от проверок

Еще одной новостью по налогам для малого бизнеса стало освобождение от налоговых проверок. Соответствующий закон приняла Госдума первого июля текущего года. В соответствии с данным нормативным актом, малый бизнес с первого января 2016 года освобождается от различных проверок контрольно-надзорных органов сроком на три года. Освобождение касается тех предприятий и ИП, которые в течение предыдущих трех лет не допускали нарушений законодательства.

Читайте так же:  Федеральный закон об инвалидах в рф

В то же время надзорные органы могут проверить малый бизнес в том случае, если ранее его должностные лица или само предприятие (ИП) были привлечены к административной ответственности за грубые нарушения законов, или деятельность была временно остановлена.

Освобождение не касается проверок по части пожарной, экологической и промышленной безопасности. По мнению авторов закона, он позволит снизить надзорное давление на бизнес, которое в значительной мере останавливает рост и развитие малого и среднего бизнеса.

Налоговые каникулы

В декабре минувшего года был принят еще один интересный закон, позволяющий малому бизнесу снизить налоговое бремя. В нем прописан не новый налог на малый бизнес, а специальный режим, который называется налоговыми каникулами. Налоговыми каникулами смогут воспользоваться ИП, которые зарегистрировались впервые. Им будет предоставлено право на нулевую ставку налога в течение двух налоговых периодов с момента регистрации. Программа, по которой бизнесу могут быть предоставлены налоговые каникулы, будет действовать с 2015 по 2020 год.

О каких налогах для малого бизнеса идет речь? Нулевая ставка будет устанавливаться для ИП, которые перешли на патентную систему или УСН. При этом сфера деятельности, в которой будет работать предприниматель, должна быть производственной, социальной или научной. ИП, имеющий право на нулевой налог на малый бизнес, должен быть зарегистрирован в качестве предпринимателя впервые.

Региональные власти имеют право устанавливать ограничения для льготников по количеству наемных работников или объему поступлений. Эксперты считают, что этот закон позволит тем, кто только начинает бизнес, освоиться в нем без лишних потерь, а тем, кто работает без регистрации, легализовать свой бизнес.

Налоги на малый бизнес в России, безусловно, всегда были менее обременительны и сложны в исчислении, однако есть немало спорных моментов, которые пугают потенциальных предпринимателей. Сегодня власти пытаются привлечь в малый бизнес как можно больше граждан, для чего и был принят ряд законов, направленных на снижение налоговой нагрузки.

Льготы для малого бизнеса в 2018 году

Льготы для малого бизнеса – это преимущества, которые государство предоставляет определенным категориям предпринимателей, чем ставит их в более выгодное положение по сравнению с остальными субъектами бизнеса. Льготный режим деятельности индивидуальных предпринимателей, микропредприятий и предприятий малого бизнеса снижает поступление в бюджет налогов и взносов, но зато решает другие вопросы государственной значимости:

  • Обеспечение самозанятости и дальнейшего пенсионного обеспечения предпринимателей без работников (фрилансеров, ремесленников, лиц, оказывающих услуги разного рода);
  • Создание новых рабочих мест и снятие с государства бремени по содержанию безработных;
  • Снижение социальной напряженности в обществе за счет роста благосостояния населения;
  • Развитие новых видов деятельности и организация небольших инновационных производств, которые хоть и не гарантируют большой прибыли, но зато не требуют крупных финансовых вложений.

Сейчас в России насчитывается более 20 миллионов человек трудоспособного возраста, которые нигде официально не работают и не стоят на налоговом учете, как предприниматели. Государство заинтересовано максимально вывести эту категорию из тени, чтобы хотя бы вопросы самообеспечения эти граждане взяли на себя. Для этого необходимо сделать так, чтобы вести легальный малый бизнес было просто, удобно и выгодно, а значит:

  • Максимально уменьшить налоговую нагрузку для этой категории налогоплательщиков;
  • Снизить административные барьеры при государственной регистрации субъектов малого предпринимательства;
  • Упростить отчетность малого бизнеса перед государственными органами;
  • Смягчить административный и налоговый контроль и уменьшить размер штрафных санкций за нарушение законодательства;
  • Предоставить особые условия субъектам малого бизнеса для получения заказов на производство товаров и реализацию услуг, в частности, в рамках госзакупок.

Но прежде чем узнать, какие льготы малому бизнесу в 2018 году предоставляет государство, давайте разберемся, что собой представляют субъекты малого предпринимательства и кто к ним относится в 2018 году.

Кто относится к малому бизнесу

Закон № 209-ФЗ от 24.07.07 выделяет несколько категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • индивидуальные предприниматели;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • хозяйственные общества;
  • хозяйственные партнерства;
  • производственные кооперативы;
  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

Разделение на категории малого и среднего бизнеса проводится по двум основным критериям: количеству работников и получаемому доходу.

Категория

Количество работников

Предельная выручка за год

Большей государственной поддержкой пользуется именно малый бизнес, а не средний, поэтому подробнее рассмотрим критерии отнесения к этой категории. Поправки, внесенные в прошлом году в закон № 209-ФЗ, позволили с 2016 года относить к малому бизнесу (в том числе, к микропредприятиям) большее количество бизнесменов:

  • Лимит годовой выручки от реализации товаров и услуг для малых предприятий увеличился с 400 до 800 млн рублей, а для микропредприятий – с 60 до 120 млн рублей.
  • Выросла разрешенная доля участия других коммерческих организаций (не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства) в уставном капитале малого предприятия – с 25% до 49%.
  • Средняя численность работников осталась прежней - не более 15 человек для микробизнеса и не более 100 человек для малого предприятия.
  • Увеличен период, в течение которого бизнесмен относится к этой категории, даже если он превысил лимит по выручке или численности работников – с двух до трех лет. Так, если лимит был превышен в 2017 году, то компания утратит право считаться малой только в 2020 году.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то для них действуют те же самые критерии разделения на малый и средний бизнес: по доходам и количеству работников. Тех ИП, кто не является работодателями, оценивают по полученной за год выручке (данные в таблице выше). Индивидуальных предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

Налоговые льготы для малого бизнеса в 2018 году

Самое главное преимущество налоговых льгот для малого бизнеса в том, что они напрямую снижают сумму налогов, которые бизнесмен должен перечислить в бюджет. В России существует четыре специальных системы налогообложения с низкими налоговыми ставками, воспользоваться которыми могут только субъекты малого и микробизнеса:

  1. УСН – лимит годовой выручки в 2018 году – не более 150 млн. руб., численность работников – не более 100 человек.
  2. ЕНВД – лимит годовой выручки не установлен, но количество работников тоже не должно превышать 100 человек.
  3. ПСН – на этом режиме могут работать только индивидуальные предприниматели, разрешенное количество работников - всего 15 человек, причем, по всем видам деятельности ИП в совокупности. Лимит годовых доходов для предпринимателя на патенте – 60 млн рублей.
  4. ЕСХН – лимит годовой выручки не установлен, однако доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции должна составлять не менее 70% от всего дохода. Количество работников имеет ограничение (не более 300 человек) только для ИП и рыбохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей. Для сельскохозяйственных организаций такого ограничения нет.

Дополнительная неявная льгота для УСН Доходы и ЕНВД – это уменьшение авансового платежа и квартального вмененного налога на сумму уплаченных в отчетном квартале страховых взносов за работников и ИП за себя.

Подробнее: Предельная база для начисления страховых взносов в 2018 году

С 2016 года перечень налоговых льгот для малого бизнеса пополнился правом региональных властей устанавливать на своей территории для плательщиков ЕНВД и УСН еще более низкие налоговые ставки, чем предусмотрено этими режимами. Так, налоговая ставка по ЕНВД может быть снижена с 15% до 7,5%, а на УСН – с 6% до 1%. По сути, регионы могут создавать на своей территории настоящие налоговые гавани почти с нулевым налогообложением. Все, что требуется государству от предпринимателей, зарегистрировавшихся в этих регионах, - это создание рабочих мест и внесение страховых взносов за работников.

Наконец, в период в 2015 по 2020 годы впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе в течение двух налоговых периодов (максимум – двух лет) после регистрации работать в рамках налоговых каникул, то есть, по нулевой налоговой ставке. Для этого надо будет удовлетворять ряду условий:

  • быть впервые зарегистрированным в статусе ИП после вступления в действие регионального закона о налоговых каникулах;
  • выбрать налоговый режим ПСН или УСН;
  • осуществлять деятельность, указанную в региональном законе о налоговых каникулах.

Таким образом, налоговые льготы малому бизнесу в 2018 году позволяют начать свое дело, вкладывая большую часть получаемого дохода в дальнейшее развитие бизнеса, а не отдавая его государству в виде налогов.

Собираетесь открыть свой бизнес? Не забудьте про расчётный счёт. Самые надежные банки с выгодными тарифами представлены здесь.

Административные льготы для малого бизнеса в 2018 году

Не секрет, что законодательство, регулирующее деятельность бизнеса в России, можно назвать сложным, запутанным, изобилующим суровыми санкциями за его нарушение. Одна из причин, заставляющая предпринимателей уходить в тень, – это административные трудности, такие как сложный порядок отчетности, оформления кадров и денежных расчетов, частые проверки надзорных органов, нежелание банков выдавать необеспеченные кредиты и т.д.

Для решения этих вопросов государство предложило ряд административных льгот для малого бизнеса, которые действуют в 2018 году:

  1. Плательщики ЕНВД и ПСН вправе проводить наличные расчеты без применения кассового аппарата, до июля 2019 года. Исключение - сфера торговли и розницы. Здесь ККТ для организаций и ИП с работниками потребуется с июля 2018 года.
  2. Организации, которые относятся к малым, могут вести бухучет в упрощенной форме
  3. Малые организации и ИП имеют право вести кассовые операции в упрощенном порядке и не устанавливать лимит кассы.
  4. Работодатели, относящиеся к категории малого бизнеса, вправе оформлять срочные трудовые договоры на срок до 5 лет (по общему правилу, трудовые договоры с большинством категорий работников являются бессрочными). При этом надо соблюдать два условия: численность персонала не может превышать 35 человек, а работник должен дать свое согласие на заключение срочного договора.
  5. Надзорные каникулы для малого бизнеса на период 2016-2018 годов – запрет на проведение плановых неналоговых проверок. Внеплановые неналоговые проверки, а также проверки от ФНС и фондов по-прежнему могут проводиться в любое время.
  6. Региональные и местные власти в субъектах РФ могут заключать с представителями малого бизнеса договоры аренды зданий и помещений на льготных условиях в течение 5 лет, а также предоставлять арендаторам преимущественное право выкупа такого имущества.
  7. При получении банковского кредита малые предприятия могут обратиться в гарантийные организации для получения государственной гарантии, что значительно повышает шансы заемщика.
  8. Для участия представителей малого бизнеса в госзакупках предусмотрена специальная льгота - госзаказчики обязаны производить не менее 15% совокупного годового объема закупок у этой категории.

Финансовые льготы для малого бизнеса в 2018 году

Здесь речь идет уже не об улучшения условий для ведения бизнеса, а о льготах предприятиям малого бизнеса и индивидуальным предпринимателям в виде прямой финансовой поддержки, например, субсидий:

  • на возмещение части затрат по договорам лизинга
  • на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам
  • на возмещение части затрат, связанных с участием в конгрессно-выставочных мероприятиях
  • для начинающих предпринимателей (до 500 тысяч рублей).
Читайте так же:  Как сделать возврат с расчетного счета

Безвозмездные субсидии и гранты предоставляются малому бизнесу в рамках Федеральной программы, действующей до 2020 года. Мы собрали базу субсидий по субъектам РФ, каждый регион предлагает свои льготы для малого бизнеса.

Эксперты в регионах обсуждают снижение налога на прибыль для малого бизнеса

МОСКВА, 9 октября. /ТАСС/. Инициатива Минфина РФ о возможности снижения регионами ставки налога на прибыль для предприятий малого бизнеса поспособствует росту числа таких компаний и улучшению инвестиционного климата, но в ряде случаев создаст реальные риски для региональных бюджетов, считают опрошенные ТАСС представители региональной власти и эксперты.

Вместе с тем они отмечают, что идея была бы интересна большинству регионов, если бы ставка была снижена в той части налога, который зачисляется в федеральный бюджет.

Об инициативе дать региональным властям право понижать налог на прибыль для предприятий с годовым оборотом от 150 млн до 500 млн рублей на форуме "Опоры России" в сентябре заявил министр финансов Антон Силуанов. По его мнению, такие решения могли бы принимать регионы, которые заинтересованы в развитии малого и среднего предпринимательства на своей территории.

Слишком много "микро"

Как пояснил ТАСС президент "Опоры России" Александр Калинин, речь идет о субъектах бизнеса, которые переходят из категории микропредприятий со специальными налоговыми режимами в категорию малых компаний. "Мы говорим о том, что, когда бизнес покидает специальный налоговый режим, нагрузка на него существенно вырастает. С нашей точки зрения, это одна из причин того, что у нас очень мало собственно малого бизнеса, но много микробизнеса", — сказал Калинин.

По его словам, региональная льгота могла бы стать одним из налоговых стимулов для роста малых компаний. "Естественно, не для всех предприятий, а, например, для производственной сферы, либо для тех сфер, которые регион считает для себя приоритетными", — добавил он.

По данным региональных органов статистики и профильных министерств, сегодня самую многочисленную категорию субъектов малого и среднего предпринимательства составляет микробизнес (предприятия с годовым оборотом до 120 млн рублей), доля же малых компаний повыше невелика. Так, в Рязанской области она составляет 11% от общего количества субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ), в Ростовской — 3,5%, в Новгородской области — и вовсе 2%. При этом в большинстве регионов более половины оборота таких предприятий приходится на оптовую и розничную торговлю, в обрабатывающем секторе работают не более 10-15%.

Льготы — в инвестиции

Дополнительная налоговая льгота приведет к росту малых предприятий, уверен руководитель департамента экономического развития Новгородской области Евгений Богданов. "Удельный вес таких компаний в экономике региона небольшой, поэтому для нас инициатива по снижению налогов очень важна", — отметил чиновник.

Дополнительная поддержка нужна в первую очередь развивающимся предприятиям, а также отраслям с низкой нормой прибыли, считает депутат Госдумы, возглавляющий региональное отделение "Деловой России" в Курской области, Виктор Карамышев. При этом, по его мнению, в обмен на налоговые послабления малый бизнес должен взять на себя встречные обязательства.

"Средства, сэкономленные за счет сниженного налога на прибыль, должны быть направлены на дальнейшее развитие предприятия, что в дальнейшем для региона "окупится сторицей" уже через год-два, — сказал депутат. — Моя личная инициатива: льготы по налогу на прибыль надо привязать не только к показателям оборота, но и к уровню инвестиционной активности бизнеса — это будет очень правильное и своевременное решение".

Инвестиций от бизнеса взамен на налоговые послабления ждут и в других регионах. "Должно стать нормой реинвестирование высвободившихся средств в развитие материально-технической базы предприятия и расширение производства", — считает директор профильного департамента из Орловской области Юрий Савкин.

С инициативой Минфина согласны не во всех регионах. Директор областного департамента развития предпринимательства, торговли и сферы услуг Владимирской области Сергей Кошелев указал, что к снижению налоговых ставок необходимо подходить с большой аккуратностью. "Подобное изменение законодательства всегда сопровождается проведением проверок и документов, что может обернуться лишним давлением на бизнес", — пояснил он ТАСС.

Кроме того, по его мнению, введение новых налоговых льгот для малого бизнеса может затормозить рост более крупного бизнеса, который может увести часть доходов "в тень". "Предприятия, которые перерастут объем в 500 млн рублей, могут уменьшать свою выручку, чтобы не выйти из льготы, применять лазейки и схемы, которые снивелируют положительную динамику малых предприятий", — отметил Кошелев.

Такую опасность видят и в департаменте финансов Ямало- Ненецкого автономного округа. "Это может повлечь за собой применение налогоплательщиками "серых" схем ухода от налогообложения, в том числе путем дробления бизнеса в целях попадания выручки в льготируемый диапазон, — сказал ТАСС представитель департамента. — Данная налоговая инициатива Минфина идет вразрез с политикой федерального центра по отказу от установления на федеральном уровне льгот по налогам, подлежащим зачислению в региональные бюджеты".

В профильном департаменте правительства Курганской области убеждены, что количество действующих налоговых льгот и сейчас достаточно велико, расширять этот список нет смысла. "Многие из этих льгот пересекаются, дублируются, и зачастую федеральные налоговые органы отказываются, а региональные финансовые структуры не умеют вникать в тонкости их администрирования", — отметил заместитель директора департамента Сергей Горбачев.

Выпадающие доходы

Министр экономического развития Саратовской области Юлия Швакова отметила, что кардинальной новацией инициатива не является: Налоговый кодекс уже сейчас позволяет регионам устанавливать льготы для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом новая инициатива, по ее словам, "не даст значимого экономического эффекта конкретно для Саратовской области, но в то же время снизит бюджетные доходы".

Выпадающие доходы бюджетов эксперты считают одним из главных аргументов против понижения налоговой ставки за счет регионов. По мнению доцента кафедры Школы экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета Максима Кривелевича, "регионы — кроме Москвы, Московской области, Якутии и еще нескольких исключительных случаев — уже настолько финансово обескровлены, что просто не могут себе позволить масштабное предоставление льгот".

Как сообщили ТАСС в Министерстве финансов Краснодарского края, налог на прибыль организаций занимает около 26% в доходной части краевого бюджета, и предоставление права применять пониженную ставку по налогу на прибыль для малого бизнеса затруднит обеспечение его сбалансированности. "В условиях высокой долговой нагрузки на краевой бюджет. снизить ставку по налогу на прибыль будет достаточно сложно", — констатировали в министерстве.

Начальник управления развития и поддержки предпринимательства Минэкономразвития Хабаровского края Татьяна Бартюк напомнила, что практически все предложенные налоговые льготы за последние несколько лет вводились только за счет субъектов РФ. "Это однозначно приводит к выпадающим доходам и еще больше увеличивает дефицит бюджетов регионов", — сказала она. По мнению начальника управления экономики правительства Еврейского автономного округа Ольги Дубоделовой, "снижение налога на прибыль за счет его региональной части сведет на нет меры региональных властей по снижению дотационности".

При этом опасения высказывают не только дотационные субъекты РФ, но и регионы-доноры. "Сейчас нужно вернуться к тому, чтобы сперва наполнить казну, поскольку "тучные годы" миновали", — заявила ТАСС член Татарстанского регионального отделения "Деловая Россия", председатель комитета по торговле и сфере обслуживания Торгово-промышленной палаты Татарстана Фарида Галеева.

Федеральное "плечо"

Председатель комитета парламента Чеченской Республики по бюджетам, банкам и налогам Иса Бисаев считает идею Минфина хорошей: в условиях повышения налогов и акцизов любое послабление, которое будет стимулировать бизнес, пойдет во благо. "Если мы будем оставлять больше финансов предпринимателям, они же никуда с этой прибылью не убегут, а будут модернизировать свое производство, расширять, и мы должны их в этом поддерживать", — пояснил он.

Однако, по его мнению, снижать налог следует не с региональной, а федеральной его части. Ставка налога на прибыль в настоящее время составляет 20%, при этом 3% зачисляется в федеральный бюджет, а 17% - в региональный бюджет. Эта разбивка установлена на период с 2017 года по 2020 год. До 1 января 2017 года 2% налога зачислялась в федеральный бюджет, 18% — в региональный.

"Если бизнес дополнительно освобождать от той части, что идет в региональный бюджет, потребуется дополнительное привлечение средств опять-таки из федерального центра на условиях кредита или, не дай бог, банковские кредиты. Наша республика такое не практикует, но в других регионах такой бич присутствует. Они привлекли кредиты от банков, в частности для выполнения "майских указов" президента РФ по увеличению заработной платы бюджетникам, и оказались в довольно трудном положении", — пояснил Бисаев.

В Кабардино-Балкарии от такой инициативы ожидают роста инвестиционной привлекательности региона. "Указанная мера должна оказать положительное влияние на социально- экономические развитие республики. Улучшение инвестиционного климата будет способствовать привлечению инвестиций в республику и реализации крупных технологичных проектов", — сказала ТАСС замминистра экономического развития и торговли КБР Ольга Белецкая.

Вместе с тем заместитель председателя парламента КБР Михаил Афашагов подчеркнул, что понижение ставки для достаточно многочисленной категории плательщиков усложнит налоговое администрирование и приведет на некоторое время к выпадающим доходам региональных бюджетов. "При внедрении указанной меры поддержки необходимо тщательно рассчитать возможные потери и проработать вопрос на это время компенсации выпадающих доходов региональных бюджетов со стороны федерального центра", — прокомментировал он ТАСС.

В Ставропольском крае региональные власти охотно стимулируют снижением налоговых ставок крупные предприятия. Например, инвесторы, вложившие в проекты более 500 млн рублей, могут получить региональную льготу по налогу на имущество на весь имущественный комплекс, рассказал ТАСС президент Торгово-промышленной палаты края Борис Оболенец. "К любому снижению налогов нужно относиться положительно. Известно, что чем меньше налог, тем его больше и охотнее платят. Но если давать такое право регионам на откуп, то, как показывает практика, они охотнее повышают налоги, чем снижают", — пояснил он.

Не забыть и про самых маленьких

Вместе с тем эксперты указывают, что подобные налоговые льготы актуальны сегодня не столько для малых предприятий, сколько для микробизнеса. В первую очередь речь идет о так называемых самозанятых гражданах, полагает председатель брянского регионального отделения "Опоры России" Виктор Гринкевич. "По сути микробизнес, самозанятые люди — это те, кто слез с шеи государства. Не требует пособий, выплат, а зарабатывает и на себя, а иногда и на всех родных, а значит, это будет помощь не одному, а сразу нескольким людям", — сказал Гринкевич ТАСС.