Перейти к содержимому

18 подоходный налог с физических лиц

Содержание:

Повышение подоходного налога в 2018 году

povyshenie_ndfl.jpg

Похожие публикации

Увеличение подоходного налога в 2018 году – одна из ключевых тем текущего года. Политики и экономические обозреватели начали просчитывать возможные выгоды и потери этого шага, мнения разделились, а вносимые на рассмотрение в Госдуму законопроекты ясности не придают.

Некоторые представители политической элиты считают рост налоговой нагрузки на население преждевременной мерой, так как экономика еще недостаточно окрепла. Оппоненты аргументируют свою приверженность к повышению НДФЛ тем, что в России установлена самая низкая ставка подоходного налога в мире, если ее немного увеличить, население и бизнес смогут приблизиться к международным стандартам, но снижения уровня благосостояния не произойдет из-за незначительности сумм в расчете на одного человека со средней зарплатой.

Повышение подоходного налога в России в 2018 году: варианты изменения НДФЛ

Планы по изменению ставки подоходного налога существуют в нескольких вариантах:

  • Представители «Справедливой России» предлагают ввести вилку налогообложения НДФЛ с прогрессирующей ставкой. Рост налоговой нагрузки должен прийтись на высокооплачиваемых специалистов.
  • Коммунисты инициируют введение прогрессивной шкалы ставок с внедрением нескольких пороговых значений доходов и базовой величиной ставки в 5%.
  • Правительство РФ рассматривало вариант, при котором возможно повышение подоходного налога в 2018 или 2019 году сразу для всех категорий налогоплательщиков на 2-3%.

В поддержку последнего предложения активно высказывался бывший вице-премьер Аркадий Дворкович. Он настаивает, что рост ставки до 15% может быть реализован без значительного сопротивления со стороны населения и бизнеса. Его главный аргумент – дополнительная нагрузка на каждого работающего гражданина будет несущественной, а в масштабах страны может образоваться внушительная сумма, которую целесообразно направить на развитие системы здравоохранения или сферы образования.

Директором института стратегического анализа Игорем Николаевым были произведены прогнозные подсчеты итогов повышения ставки налогообложения доходов физических лиц. Бюджету это даст дополнительные 600 млрд руб. Но гарантировать направление этой суммы на реализацию программ здравоохранения или образования невозможно. Налоговая система России не предусматривает строгого целевого предназначения поступлений от НДФЛ.

По мнению Николаева, увеличение подоходного налога в 2018 году даже на 2% станет ощутимым ударом по уровню реальных доходов большей части населения страны. При зарплате в 20 тыс. руб. ежемесячные потери для человека будут составлять 400 руб., что в условиях постоянной нехватки денег способно спровоцировать работника на переход в теневой сегмент рынка труда. Против повышения ставки НДФЛ выступает и Минфин России, глава которого Антон Силуанов называет себя противником роста налога, считая, что это вызовет сокрытие гражданами их реальных доходов.

Не отрицал возможность повышения налога и Президент России Владимир Путин. Но, считая объективным применение дифференцированной шкалы НДФЛ, Президент в ходе «Прямой линии» 7 июня 2018 г. заметил, что при таком подходе неизбежно происходит возврат к зарплатам «в конвертах», а это сводит на нет ожидаемый для бюджета страны результат.

Таким образом, о реальном повышении ставки НДФЛ в ближайшее время говорить пока рано. Рассмотрим некоторые предлагавшиеся варианты повышения подоходного налога.

В Госдуме комитетом по бюджету и налогам был рассмотрен законопроект № 427315-7, которым предусматривается введение прогрессивной системы налогообложения доходов. В этом случае повышение подоходного налога в 2018 году должно будет затронуть только лиц с доходами свыше 3 млн руб. накопительно за год. Общая схема налогообложения имеет жесткую привязку к нескольким пределам заработной платы:

  • При годовых доходах в пределах 100 тыс. руб. ставка НДФЛ будет равна 5%.
  • При превышении стотысячного лимита размер налога возрастает до 13% с суммы превышения. Размер зарплаты в пределах первого ограничения облагается по пониженной ставке.
  • Если годовые доходы превысили уровень в 3 млн руб., происходит повышение подоходного налога в России (в 2018 году это будет внедрено или позже – пока неизвестно). В этом случае налог будет состоять из суммы 382 тыс. руб. и налога по повышенной ставке 18% с дохода, превышающего 3 млн руб.
  • При достижении предела, равного 10 млн руб., заплатить гражданину придется налог, равный 1,642 млн руб. плюс 25% с суммы превышения верхнего ограничения.

Другим законопроектом предлагается ввести более простую схему прогрессивного налогообложения доходных поступлений физических лиц. В качестве базовой ставки сохраняется уровень 13%. Эта величина действует в отношении годовых сумм доходов в рамках 24 млн руб. Если это пороговое значение будет превышено, ставка возрастает до 18%.

Подоходный налог на доходы физических лиц

Налог на доходы, получаемые физическими лицами (НДФЛ), или так называемый подоходный налог – это один из основных видов налогообложения, перечисляемых в федеральный бюджет.

Этот налог начисляется на все виды заработной платы, в том числе и в материальном и натуральном эквиваленте, то есть выплаченной не в денежных единицах.

Данный вид налогообложения распространяется также на доходы, полученные от аренды жилья, выигрыша или приза и других доходов, предусмотренных Налоговым кодексом России.

Подоходный налог с заработной платы – наиболее весомый и значимый прямой доход с населения, поступающий в национальный бюджет. Главной особенностью данного вида налогообложения можно назвать период расчета, который составляет календарный отчетный год, а не месяц, как у большинства налогов.

Еще одним существенным отличием является единая система льгот для всех категорий налогоплательщиков, независимо от сфер деятельности.

Расчет подоходного налога с зарплаты

Для того чтобы определить ставку для расчета подоходного налога, нужно рассмотреть четыре разновидности налоговой базы:

  • Для лиц, являющихся учредителями предприятия или его акционерами, налог на доход составит 9%;
  • Нерезиденты РФ, то есть лица, пребывающие менее 6 месяцев на территории государства, обязаны делать отчисления в размере 30%;
  • 35-процентное налогообложение применимо в случае денежных выигрышей и призов, а также при получении доходов от банковских вкладов;
  • Стандартной ставкой, применимой к большинству наемных работников, является 13%.

В течение года работнику начисляется заработная плата, и если суммарно она составляет менее 280 000 рублей, то перед отчислениями и расчетом подоходного налога следует произвести положенные Законом налоговые вычеты, например, по уходу за своим ребенком, а НДФЛ рассчитывается из полученного остатка.

Налоговые вычеты

Рассматривая подробнее схему оплаты, необходимо четко выделить налоговые вычеты, льготы, положенные по закону и не подлежащие налогообложению. К таким льготам можно отнести:

  • по уходу за несовершеннолетним ребенком, не достигшим 18 лет и проживающим с родителями, установленный законом вычет составляет 1400 рублей;
  • по уходу за третьим несовершеннолетним ребенком или ребенком, имеющим 1-ю или 2-ю группу инвалидности, вычет равен 3000 рублей.

Подоходный налог рассчитывается со всех видов заработных плат с учетом индексации в размере 13%, в том числе и с минимальной, а в случае если суммарный доход за налоговый период превышает 512 000 рублей, то налог на доходы составит 23%.

Перед тем как рассчитать подоходный налог с заработной платы, необходимо учесть все виды налоговых вычетов, социальных льгот и других видов компенсаций, которые не подлежат налогообложению.

Информационная безопасность банка обеспечивается с помощью системы идентификации, то есть паролями или электронными ключам.

Многие системы безопасности общего пользования не могут защитить данные при информационном сетевом обмене. О том, как правильно организовать систему информационной безопасности читайте тут.

Основанием для получения налоговой льготы может быть покупка жилья или ипотечный кредит, получение образования или обучение детей, добровольное пенсионное страхование, различные благотворительные взносы и религиозные пожертвования. Согласно статьям 219 и 220 Налогового кодекса, предоставление налоговых льгот позволяет снизить сумму для отчисления подоходного налога.

Не подлежат налогообложению компенсации и премии, полученные работником за использование личного имущества в служебных или производственных целях, компенсации за вредные условия труда, повышение квалификации и оплата командировок.

Однако существует определенный лимит выплат, который не должен превышать:

  • 700 рублей в сутки в командировках по РФ;
  • 2500 рублей при заграничных выездах.

Основанием для подтверждения права на льготу должен быть соответствующий документ и заявление в бухгалтерию предприятия, которое начисляет заработную плату.

Также следует отметить, что оказание материальной помощи работнику суммой до 4000 рублей не подлежит налогообложению.

При получении заработной платы в натуральном эквиваленте расчет НДФЛ производится после оценки дохода по государственным установленным ценам или из расчета средней рыночной стоимости.

Для расчета подоходного налога работников, получающих заработную плату в иностранной валюте, применяется курс обмена валют, установленный Центральным банком на момент получения дохода.

Практический пример расчета подоходного налога с заработной платы

В качестве примера можно рассчитать сумму налога с заработной платы в размере 10 000 рублей в месяц.

В этом случае последовательность действий такова:

  • Определим налоговую ставку исходя из суммарной годовой зарплаты:
    10 000 · 12 =120 000 рублей в течение года.
    Это меньше установленных 512 000 рублей в течение налогового периода, следовательно, налоговая ставка составит 13%.
  • Теперь необходимо произвести положенные отчисления по налоговым льготам. К примеру, у работника с данной заработной платой трое несовершеннолетних детей. Производим вычеты соответственно: 10 000 – 1 400 (на первого ребенка) – 1 400 (на второго ребенка) – 3 000 (на третьего ребенка) = 4 200 рублей
  • Полученный остаток 4 200 рублей подлежит налогообложению в установленном Законом размере: 4 200 рублей · 13% = 546 рублей.

Соответственно, с данной заработной платы при наличии льготных вычетов отчисления налога составят 546 рублей.

Нестандартные случаи

Одиноким родителям, воспитывающим ребенка самостоятельно, предоставляется право двойного вычета налоговой льготы. То есть работник со среднемесячной заработной платой 10 000 рублей имеет вычет 2 800 рублей на воспитание несовершеннолетнего ребенка.

Итого: 10 000 – (1 400 * 2) = 7 200 рублей – это сумма для расчета налога по ставке 13%.

Теперь можно произвести расчет суммы налога: 7 200 · 13% = 936 рублей.

Таким образом, в приведенном случае заработная плата сотрудника составит 9 064 рубля, а разница в 936 рублей является положенным отчислением подоходного налога.

Читайте так же:  Исковое заявление о взыскании ущерба при дтп с работника

Для рассмотрения удержания НДФЛ по ставке 23% рассчитаем подоходный налог для заработной платы в 50 000 рублей. Совокупный годовой доход нарастающим итогом составит 600 000 рублей, что превышает установленный минимум.

Следовательно, в данном примере должна применяться ставка в размере 23%. В этом случае расчет налога осуществляется без предоставления льгот: 50 000 · 23% = 6 500 рублей.

Для автоматизации учета склада вводятся системы адресного хранения данных и штрихкодирования, благодаря чему показатель эффективности увеличивается, решаются многие задачи.

Согласно распоряжению Министерства Финансов России, организация складских операций возлагается на материально-ответственное лицо. О том, как правильно организовать работу склада читайте в этой статье.

Таким образом, при данной заработной плате получим сумму ежемесячного отчисления в национальный бюджет, составляющую 6 500 рублей.

Индивидуальные предприниматели могут воспользоваться услугами профессионального бухгалтера или самостоятельно рассчитать подоходный налог, заполнив декларацию и предоставив форму 3-НДФЛ до 30 апреля года, следующего за отчетным периодом.

Профессиональное ведение бухгалтерии и грамотное использование законодательной базы помогут оптимизировать выплату подоходного налога предприятием.

Таким образом, благодаря налоговым вычетам и социальным льготам, а также грамотной системе материальных и нематериальных премий и поощрений работника, у предприятия появляется возможность поощрять сотрудников, минимизируя налог на доходы, получаемые физическими лицами.

18 подоходный налог с физических лиц

Правительство обсуждает возможность повышения ставки НДФЛ до 15% для граждан с высокими зарплатами — от 7 млн до 10 млн руб. в год, сообщил РБК федеральный чиновник и подтвердил источник, близкий к правительству. «Такая возможность серьезно обсуждается», — сказал источник РБК. Сейчас ставка НДФЛ для всех одинаковая — 13%.

«Велика вероятность, что после президентских выборов правительство примет решение о повышении подоходного налога до 15%. Обсуждается вилка от 7 млн до 10 млн руб.», — уточнил он.

Ранее газета «Ведомости» со ссылкой на свои источники сообщила, что в администрации президента и министерствах просчитывают увеличение расходов бюджета на образование, здравоохранение и инфраструктуру. На совещаниях у президента обсуждалась ставка НДФЛ 15% с введением вычета для бедного населения, сообщал изданию федеральный чиновник.

В социальном блоке считают целесообразным ввести повышенную ставку НДФЛ для граждан, зарабатывающих от 7 млн до 10 млн руб. в год, и освободить от уплаты налога бедных граждан, сообщил федеральный чиновник. Повышение ставки подоходного налога просчитывалось для зарплат свыше 5 млн руб. в год, отметил он, но расчеты показали, что «эта мера в настоящий момент не имеет смысла».

В ноябре 2016 года вице-премьер Ольга Голодец заявила, что правительство прорабатывает вопрос введения прогрессивной шкалы на НДФЛ. По ее словам, важным шагом для преодоления бедности станет освобождение граждан «в нижней шкале», то есть чьи доходы ниже прожиточного минимума, от уплаты НДФЛ. Но уже в январе 2017 года премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что в повестке правительства не стоит вопрос перехода к прогрессивной ставке НДФЛ.

В интервью телеканалам в конце ноября прошлого года премьер-министр допустил, что «часть населения, наверное, способна платить несколько больший налог», чтобы освободить от нагрузки бедных людей. «У нас есть люди с очень низкими доходами, о которых мы говорили, ну, наверное, гипотетически можно рассматривать и вариант введения каких-то льгот, когда люди с очень низкими доходами вообще налоги не платят», — сказал Медведев. При этом он отметил, что есть и люди, которые «способны платить несколько больший налог».

Минфин не обсуждает возможность повышения ставки НДФЛ, сообщил журналистам глава департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов. «В Минфине вопрос повышения НДФЛ не рассматривается, и Минфин такое не предлагает», — цитирует ТАСС слова Сазанова. Он отметил, что не может утверждать, что вопрос не обсуждается за пределами ведомства. В аппарате Голодец на момент публикации не ответили на запрос РБК.

Удар по бюджету

Основной аргумент против освобождения части граждан от подоходного налога — высокие выпадающие доходы регионов, сообщил РБК федеральный чиновник. В 2016 году (данных за полный 2017 год пока нет) консолидированный бюджет получил от НДФЛ свыше 3 трлн руб., следует из данных федерального казначейства. Это 10,7% от всех налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета. За январь—октябрь прошлого года доля НДФЛ в поступлениях составила 10,2%.

Вычет по НДФЛ увеличит зависимость бедных регионов от трансфертов из федерального бюджета, полагает директор Научно-исследовательского финансового института Минфина Владимир Назаров.

«По регионам будет очень большая диспропорция. Москва, например, очень неплохо заработает на таком решении, а в Дагестане и Республике Алтай, наоборот, будут выпадающие доходы, потому что в этих регионах много людей, которые [зарплату на уровне] МРОТ получают. Поэтому мы, конечно, еще сильнее подсадим бедные регионы на трансферты из федерального бюджета, а Москва получит дополнительные деньги», — сказал РБК Назаров.

По его мнению, освобождение граждан с доходами ниже прожиточного минимума от НДФЛ не сможет решить проблему бедности. «Бедность от этого не изменится вообще никак. Если отец получает зарплату на уровне МРОТ, у него неработающая жена и один или двое детей, то при освобождении его МРОТ от подоходного налога в этой семье почти ничего не изменится, она из бедности никаким образом не выйдет, семья получит дополнительно меньше 1 тыс. руб., что абсолютно недостаточно», — подчеркнул Назаров.

После уравнения МРОТ с прожиточным минимумом (это, как говорил ранее президент Владимир Путин, произойдет 1 мая) людей с зарплатами ниже минимальных остаться не должно — это приведет к тому, что освобождать от уплаты НДФЛ бедных граждан надо будет не по заработной плате, а по совокупному доходу, отметила директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева. Поэтому, по ее мнению, бедных граждан освободят от НДФЛ путем единоразового налогового вычета по итогам года.

Но такой вычет не станет действенным инструментом в борьбе с бедностью, подчеркивает эксперт. «Бедность — это категория не доходов, а потребления, и, если вы один раз в году сделаете какую-то выплату, а в течение всего года семья не сможет покрывать свои потребности даже по прожиточному минимуму, значит, эффекта на бедность это не будет иметь», — указала Малева.

Госдуме предложили коренным образом изменить НДФЛ

Сейчас в России действует единая ставка подоходного налога – 13% со всех доходов налогоплательщиков независимо от уровня их доходов.

Согласно инициативе КПРФ, предлагается установить пониженную ставку НДФЛ в размере 5% для лиц, имеющих доходы менее 100 000 руб. в год. Для лиц с доходами от 100 000 руб. до 3 млн руб. в год ставка составит нынешние 13%, но поправки также предусматривают для этой категории единовременную уплату 5000 руб.

Доходы в размере от 3 до 10 млн руб. должны облагаться налогом в размере 382 000 руб. в год плюс 18% от суммы свыше 3 млн руб. Наконец, те, кто зарабатывает более 10 млн руб., должны будут каждый год уплачивать в бюджет 1,642 млн руб. плюс 25% от суммы свыше 10 млн руб.

Депутаты отмечают, что действующая ныне ставка НДФЛ в 13% сохранится для 58 млн человек – что составляет 86% от общей численности плательщиков подоходного налога.

Расчеты коммунистов показывают, что предложенные ими изменения могут принести в бюджет в 2019 году более 1 трлн руб.

Напомним, сразу после президентских выборов в правительстве прошло совещание у премьера Дмитрия Медведева, где обсуждалось повышение налогов. Одна из концепций – повышение ставки НДФЛ до 15%, а также введение необлагаемого минимума (подробнее – в материале "Правительство планирует повысить НДФЛ").

Ознакомиться с текстом законопроекта № 427315-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части введения прогрессивной шкалы ставки налога на доходы физических лиц" можно здесь.

Каков подоходный налог в США и других странах мира

Подоходный налог в США 2016-2018

Подоходные налоги в США берут с 1913 года. Законодательство США по налогам сложно для первого восприятия. Кодекс внутренних доходов, принятый в 1954 году, является его основой. Вносимые в кодекс изменения оформляют новыми разделами. Решения Казначейства США являются постановлениями для Службы внутренних доходов (IRS), согласно которым она работает с налогоплательщиками.

Подоходный налог в США должны платить все его резиденты независимо от того, где они проживают и в какой стране получают доход. При расчете налогооблагаемой базы учитывают различные виды вычетов.

После оформления декларации о налогах он оплачивается в 3 адреса:

  • на федеральный уровень;
  • непосредственно штату, где проживает декларант;
  • городу или округу (местные налоги).

Нужно отметить, что ставки налогов на каждом уровне свои и даже могут отсутствовать.

Ставки налогов федерального уровня колеблются в пределах от 10 до 39,6% и рассчитываются от уровня дохода. В зависимости от того, кто оформляет декларацию (одиночка или супружеская пара), необлагаемая база равна 9 075–18 150 долларов США. При доходе от 406 751 доллара США налог берут по ставке 39,6%.

В зависимости от штата ставка налога может варьироваться от 0 до 13%, изменяясь от года к году как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. При этом количество штатов, где налог не берут, тоже может меняться.

О видах вычетов, применяемых в России, читайте в рубрике «Налоговые вычеты по НДФЛ в 2018-2019 годах».

Подоходный налог во Франции 2016-2018

Во Франции расчет подоходного налога производит налоговая служба. Все доходы французов делятся на 8 категорий. По каждой из них имеется своя методика расчета с учетом применяемых льгот и вычетов. Налог исчисляют по прогрессивной шкале. Эта шкала уточняется каждый год. Особенность расчета подоходного налога состоит в том, что его рассчитывают на семью.

Подоходный налог во Франции берется с дохода по прогрессивной шкале (от 5,5 до 75%). Необлагаемый минимум составляет 6 011 евро в год. Максимальную ставку 75% применяют при доходе семьи в 1 000 000 евро.

Подоходный налог в Швеции

В Швеции подоходный налог получают правительство и муниципалитеты. За налогоплательщиками закреплен регистрационный номер и счет для перечисления налогов. Резиденты обязаны платить налог со всех источников доходов: от предпринимательской деятельности, капитала, заработной платы. Полученный доход уменьшают вычеты, разрешенные законом.

Налог исчисляют по прогрессивной шкале, общая максимальная ставка налога составляет 56,9%. Его берут с дохода выше 476 700 шведских крон. Информация о налогах за 3 года хранится в системе PUMA.

Подоходный налог в Норвегии

В Норвегии данные по налогоплательщикам и налогам публикуют официально. Резиденты обязаны платить национальные и местные налоги со всех доходов, получаемых в стране и за ее пределами. Супруги производят расчет и оплату налогов раздельно. Подоходный налог с годовой зарплаты исчисляют по ставке 9,5% при доходе от 220 501 до 248 500 норвежских крон. При превышении этой суммы налог рассчитывают по прогрессивной шкале, и величина его может достигать 39%.

Подоходный налог в Канаде

В Канаде подоходный налог начисляют физическим лицам и корпорациям. Шкала федерального налога для физических лиц — от 15 до 29%, регионального — 5–21%. Максимальная ставка налога составляет 50%. Её применяют с суммы 136 270 канадских долларов.

Читайте так же:  Банкротство предприятия в россии

Подоходный налог в Испании

Декларация о доходах резидента Испании включает все доходы, которые он получил по всему миру. Его статус определяется на весь налоговый период независимо от места проживания. Налог рассчитывают по ставке от 24 до 52%. С дохода в 300 000 € применяют ставку 52%.

Подоходный налог в Великобритании

В Великобритании до 1973 года применялась шедулярная система налогообложения. Шедулярная форма предусматривает взятие налога с каждого источника доходов, глобальная — с общей суммы доходов.

После вступления в ЕС Великобритания перешла к глобальной системе, но шедулы остались при расчете налога с учетом скидок и вычетов. После этого все данные суммируют и получают налогооблагаемую базу.

Налоговый период в Великобритании начинается 6 апреля текущего года и продолжается до 5 апреля следующего года. Необлагаемый минимум за год составляет 2 790 фунтов стерлингов. Налоговые ставки — 20, 40 и 45%. Максимальной ставкой облагают доход выше 150 000 фунтов стерлингов.

Подоходный налог в Англии

Крупной частью Великобритании является Англия. Поэтому ставки подоходного налога здесь идентичны. Налог уплачивают 4 раза в течение налогового года. После 6 апреля рассчитывают общую сумму подоходного налога. Для получения суммы налога к уплате нужно исключить из дохода налоговые льготы. Каждый резидент имеет свой необлагаемый минимум, который может меняться в течение его жизни.

Подоходный налог в европейских странах

Список европейских стран включает 44 государства. Законодательство их по подоходному налогу разнообразно. Некоторые из этих стран уже рассмотрены в настоящей статье. Наибольшие ставки подоходного налога применяют:

  • Швеция — до 57%,
  • Дания — до 55,6%,
  • Бельгия — до 50%,
  • Португалия — до 48%,
  • Испания — до 45%.

Минимальный подоходный налог в Европе

В Европе находятся и страны с минимальной ставкой подоходного налога:

  • Казахстан и Болгария — 10%,
  • Беларусь — 13%,
  • Россия — 13%,
  • Литва и Венгрия — 15%,
  • Румыния — 16%.

О том, как в России различается величина ставок налога для резидентов и нерезидентов, читайте здесь.

Подоходный налог в Южной Америке

Параметры подоходного налога этого континента рассмотрим на примере Бразилии и Чили.

В Бразилии также используют прогрессивную шкалу для расчета подоходного налога. Доход до суммы 15 084 бразильских реала не облагается налогом. С дохода до 30 144 бразильских реала налог исчисляют по ставке 15%, свыше этой суммы ставка налога увеличивается до 27,5%.

В Чили подоходный налог рассчитывают по ставкам от 5 до 40%. Все доходы резидента засчитывают независимо от места их получения. Для расчета налога ежемесячно определяют величину необлагаемого дохода и градацию сумм, с которых будут применять ту или иную ставку.

Корпоративный подоходный налог в Казахстане

Плательщиками корпоративного подоходного налога (КПН) являются юридические лица. Объектом КПН служит налогооблагаемый доход от реализации продукции, сдачи в аренду имущества, других видов доходов. Доходы корректируют на суммы расходов, которые подтверждены документами. Ставки налога — от 10 до 20% в зависимости от профиля работы юрлица и требований Налогового кодекса.

Индивидуальным подоходным налогом (ИПН) облагают физических лиц. Ставки ИПН — от 5 до 10%. Доходы по месту работы облагают ставкой 10%, полученные дивиденды — 5%. Перед применением налога доход уменьшают на сумму налоговых вычетов.

Подоходный налог в других странах мира

Подоходный налог в иных странах берут по различным ставкам, например:

  • Аргентина — 9–35%,
  • Египет — 10–25%,
  • Израиль — 10–50%,
  • Индия — 10–40%,
  • Китай — 5–45%.

К странам, где нет подоходного налога, относятся: Андорра, Багамы, Бахрейн, Кувейт, Монако, Оман, Катар, Сомали, ОАЭ, Уругвай.

Налог на доходы физических лиц (18)

Главная > Курсовая работа >Финансовые науки

по дисциплине: «Налоги и налогообложение»

1. НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

1.1 Сущность и основные функции

1.3 Объект налогообложения

1.4 Налоговая база

1.5 Налоговые ставки

2. ДОХОДЫ И НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ

2.1 Виды доходов, подлежащие налогообложению

2.2 Доходы, не подлежащие налогообложению

2.3 Налоговые вычеты: стандартные, социальные, имущественные, профессиональные

2.4 Порядок исчисления и сроки уплаты налога

3. СПОСОБ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЫЧЕТА

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Темой настоящей работы является исследование одного из самых распространенных налогов в налоговых системах всех стран мира – налога на доходы физических лиц. Главная проблем экономики - это нехватка финансовых ресурсов. Наиболее приемлемым способом решения данной проблемы является налоговое регулирование. Это - система особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику.

Налоговое регулирование охватывает всю экономику в целом. Одним из аспектов налогового регулирования является взимание налогов с населения. Таковым является индивидуальный подоходный налог, который принадлежит к числу наиболее сложных налогов и важных налогов. От его собираемости зависит не только федеральный, но и региональные и местные бюджеты. За последние годы схема подоходного налогообложения в России неоднократно менялась, но законодатели и государственные чиновники до сих пор не пришли к единому мнению о порядке взимания и размерах налога на доходы физических лиц.

Актуальность выбранной темы заключается в том, сегодня подоходный налог имеет тесную связь с доходом плательщика независимо от его вида. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, которые впоследствии перераспределяются в бюджетные и внебюджетных фонды.

Налоги, взимаемые государством с населения, выполняют функции, свойственные налогам вообще. Но при этом они служат и средством связи гражданина с государством или с органами местного самоуправления, отражают его индивидуальную причастность к государственным и местным делам, позволяют себя ощущать активными членами общества по отношению к этим делам, дают основания для контроля за ними, а также ответственности государства и органов местного самоуправления перед налогоплательщиками.

В данной работе приведены характеристика и функции налога на доходы физических лиц, порядок его исчисления и уплаты в бюджет

В первой части изложены основные плательщики, объект налогообложения, налоговая база и налоговые ставки. Во второй части рассмотрены виды доходов, подлежащих и не подлежащих налогообложению. Одним из важных вопросов является вопрос о налоговых вычетах, который тоже рассмотрен во второй части. В третьей части приведен конкретный пример, где рассчитан стандартный, социальный налоговый вычет и сумма налога, подлежащая возврату из бюджета.

1. НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

1.1 Сущность и основные функции

Налоги являются одним из основных финансовых инструментов рыночной экономики, финансовой основой бюджетов разных уровней. Они оказывают существенное влияние на денежное обращение, ценообразование, формирование фондов потребления и накопления, осуществление инвестиционной политики, распределение прибыли, социальное положение населения.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является федеральным прямым налогом и представляет собой изъятие части доходов физических лиц в бюджетную систему РФ для последующего перераспределения.

Налог с физического лица - это обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта, например работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход.

Преимуществами НДФЛ являются:

соотношение суммы налога не с усреднённым, а с конкретным доходом налогоплательщика (т.е. этот налог относится к группе личных налогов);

основной способ взимания этого налога – у источника выплаты – является достаточно простым и эффективным механизмом контроля за своевременностью перечисления средств в бюджет;

налог в наибольшей степени отвечает основным принципам налогообложения – всеобщности, равномерности и эффективности. НДФЛ имеет ярко выраженный фискальный характер (формирование бюджетов всех уровней), кроме того, взимание этого налога имеет большие перспективы.

Налоги составляют значительную долю в доходной части бюджетов различных уровней. Зачисление налоговых поступлений в бюджеты разного уровня и во внебюджетные фонды осуществляется в порядке и на условиях, определяемых системой законодательства РФ о налогах и сборах, а также законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации.

Но налоги это не только экономическая категория, но и одновременно финансовая категория. Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание. В чем же конкретно состоит роль налогов с населения в рыночной экономике, какие функции они выполняют в хозяйственном механизме? Существует несколько точек зрения на эту проблему, но в основном можно выделить три функции налогов:

Фискальная функция - основная, характерная для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, то есть материальные условия для функционирования государства. Посредством фискальной (бюджетной) функции происходит изъятие части доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны, части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налога в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

Распределительную функцию можно раздробить на регулирующую и стимулирующую и т.д.

Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Данная функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи. Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений, льготообразующих признаков объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки.

Согласно налоговому кодексу Российской Федерации налогоплательщиками признаются:

физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;

физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ получающие доходы от источников РФ.

Согласно части 3 пункта 2 статьи 11 НК РФ к «физическим лицам» относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Статус налогового резидента означает, что на гражданина распространяется действие российского налогового законодательства, и он должен уплачивать налог на доходы физических лиц в размере 13% в российский бюджет.

Согласно части 5 пункта 2 статьи 11 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, которые находились на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. Следовательно, те физические лица, которые находятся в РФ менее 183 дней, не являются налоговыми резидентами РФ. Выделение двух категорий налогоплательщиков имеет значение для налоговой обязанности, поскольку налоговые резиденты несут полную обязанность, т.е. уплачивают налог со всех полученных доходов, а физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, несут ограниченную налоговую ответственность и уплачивают налог только с доходов, пученных на территории РФ.

Независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами признаются и российские военнослужащие, сотрудники органов государственной власти и местного самоуправления, работающие за пределы РФ.

Читайте так же:  Штраф без сиденья

Помимо этого на начало налогового периода иностранные граждане должны работать в какой-либо организации. Это могут быть как российские организации, так и филиалы, представительства иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации. Трудовой контракт, заключенный с указанными гражданами, должен предусматривать, что в текущем календарном году они работают в России свыше 183 дней. Однако иностранец, временно пребывающий на территории Российской Федерации, в течение календарного года может прекратить трудовые отношения с налоговым агентом и выехать за пределы России до истечения 183 дней. В этом случае он перестает быть налоговым резидентом. Налог на его доходы пересчитывается по повышенной ставке (не 13, а 30%).

Уточнение налогового статуса налогоплательщика производится на дату:

фактического завершения пребывания иностранного гражданина на российской территории в текущем календарном году;

следующую после истечения 183 дней пребывания в России российского или иностранного гражданина;

отъезда российского гражданина на постоянное место жительства за пределы России.

Для того чтобы определить период нахождения физического лица на территории Российской Федерации, необходимо воспользоваться положениями статьи 6.1 НК РФ. В ней предусмотрено, что течение срока, который исчисляется годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которое определяет его начало.

Следовательно, фактическое нахождение на российской территории физического лица начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия. А день отъезда физического лица за пределы территории России включается в количество дней его фактического нахождения на ее территории.

1.3 Объект налогообложения

В соответствии со статьей 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками. Для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, это весь доход, полученный как в России, так и за ее пределами. Для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, объектом налогообложения будет только доход от источников в России.

Таким образом, для того чтобы определить, будет ли физическое лицо уплачивать НДФЛ в Российской Федерации, необходимо выяснить не только налоговый статус физического лица, но и источник дохода.

Налог на богатых: последний резерв Кремля

Подоходный налог может быть повышен для 0,5 млн обеспеченных россиян

В Госдуму внесен законопроект о введении прогрессивной шкалы НДФЛ. Авторы предлагают снизить его до 5% для граждан с доходами до 100 тыс. руб. в год и повысить до 25% для россиян, зарабатывающих свыше 10 млн. В Минфине говорят, что не поддерживают введение прогрессивной шкалы и не планируют повышать НДФЛ. Но дискуссия будет продолжаться — долг регионов по-прежнему остается высоким, а в рамках предвыборной президентской кампании на них могут нагрузить дополнительные расходы.

В конце июня в Госдуме был зарегистрирован законопроект о введении прогрессивной шкалы подоходного налога (налога на доходы физических лиц, НДФЛ). Его внесла группа депутатов во главе с первым вице-спикером коммунистом Иваном Мельниковым.

Депутаты предлагают установить пониженную ставку НДФЛ в 5% для лиц, имеющих доходы менее 100 тыс. руб. в год, граждане с доходами от 100 тыс. до 3 млн руб. ставка составит 5 тыс. руб. плюс 13% с суммы, превышающей 100 тыс. Вырастет налог для людей с высокими доходами.

Те, кто получают от 3 млн до 10 млн руб., должны будут заплатить 382 тыс. плюс 18% с суммы, превышающей 3 млн руб. Для лиц с доходами выше 10 млн ставка составит 1,642 млн руб. плюс 25% с суммы, превышающей 10 млн.

Интервью с министром финансов Антоном Силуановым

В пояснительной записке отмечается, что цель законопроекта в «установлении принципа справедливости, всеобщности налогообложения и равномерности распределения НДФЛ между налогоплательщиками с разным уровнем доходов».

Кроме того, указывается, что введение в действие прогрессивной шкалы ставок НДФЛ, в случае принятия закона, безусловно, позволит повысить поступление доходов по этому налогу в бюджеты субъектов РФ в 2018 году, а также «активно решать экономические и социальные задачи, отнесенные к их полномочиям, что особенно важно в нынешний кризисный период».

В финансово-экономическом обосновании, со ссылкой на данные Федеральной налоговой службы (ФНС) за 2015 год, указывается, что доходы меньше 100 тыс. руб. в год имеют 8,89 млн человек. Основная масса граждан (58 млн человек) платит налог с доходов в диапазоне от 100 тыс. до 3 млн руб.

Повышение НДФЛ коснется относительно небольшой группы граждан. Доходы 3–10 млн руб. показывали 448,8 тыс. человек, а свыше 10 млн руб. — всего 35,4 тыс. россиян. Из них доходы, превышающие 1 млрд руб. в год, были у 424 человек.

Согласно расчетам авторов законопроекта, на снижении ставки НДФЛ для самых бедных бюджеты регионов, куда зачисляется этот налог, потеряют всего 71,68 млрд руб. Для граждан со средними доходами ничего не поменяется. Группа граждан с высокими доходами (3–10 млн руб.) заплатит всего на 78,54 млрд руб. больше по сравнению с текущей ставкой.

А вот богатым придется раскошелиться. В общей сложности с них может быть дополнительно получено 1,23 трлн руб.

Рассчитывать на то, что этот законопроект будет принят, не приходится. Правительство уже дало на него отрицательное заключение.

В Минфине «Газете.Ru» сообщили, что ведомство «не поддерживает введение прогрессивной шкалы НДФЛ». Ранее об этом говорил «Газете.Ru» министр финансов Антон Силуанов.

«Дискуссия о целесообразности введения прогрессивного подоходного налога ведется с момента отмены такого налогообложения. За время применения прогрессивной шкалы с 1 января 1992 года по 31 декабря 2000 года эффективности такая система не показала», — сказал он.

Минтруда оценил потери внебюджетных фондов от снижения страховых взносов в 2 трлн рублей

По его словам, повышенные ставки для высоких доходов, применявшиеся до 2001 года, не дали адекватных доходов бюджетам, тогда как при переходе на единую ставку доходы существенно увеличились и на протяжении многих лет обеспечивают стабильные поступления этого налога.

Тем не менее вопрос повышения или введения прогрессивной шкалы НДФЛ обсуждается и в правительстве. В этом в конце прошлого года призналась вице-премьер по «социалке» Ольга Голодец.

«У нас сегодня идут обсуждения по поводу НДФЛ. И я считаю, что для преодоления бедности освобождение в нижней шкале от НДФЛ является одним из важнейших шагов. У нас эта мера просчитана, и мы ее сегодня обсуждаем», — говорила вице-премьер.

В ноябре прошлого года в прессе появлялись сообщения, что правительство рассматривает прогрессивную шкалу, похожую на ту, что сегодня предложили депутаты-коммунисты.

В этом году в СМИ сообщали, что подоходный налог может быть скорректирован в рамках очередной пенсионной реформы, предполагающей введение индивидуального пенсионного капитала (ИПК).

На повестку выносился вариант, при котором для людей, откладывающих самостоятельно из своих доходов 6% на пенсионные накопления, ставка понизится до 10%, для тех, кто откладывает 4%, она останется на уровне 13%, а для тех, кто не формирует добровольных пенсионных накоплений, она вырастет до 15%.

Этих предложений нет в окончательном варианте пенсионной реформы, уверяют в Минфине и Банке России. В обоих ведомствах «Газете.Ru» заявили, что концепция ИПК не содержит таких предложений. При этом в Минфине уверяют, что они даже не обсуждались.

Несмотря на заверения Минфина, можно не сомневаться, что дискуссии по поводу введения прогрессивной шкалы НДФЛ будут продолжены. Федеральный бюджет останется дефицитным до 2020 года, а регионы накопили большой совокупный долг — на 1 апреля этого года он составлял 2,275 трлн руб.

При этом для регионов НДФЛ — ключевой налог. На него приходится примерно доходов треть субъектов Федерации. В прошлом году это составило 3,018 трлн руб. Прибавка к этой сумме еще 1 трлн могла бы решить многие, в том числе и долговые, проблемы.

В правительстве хотят освободить бедных от налогов

Надо также учитывать фактор президентских выборов в марте 2018 года. В прошлый раз, в 2012 году, президент выпустил «майские указы», которые были призваны реализовать его предвыборную программу. На регионы легла огромная нагрузка по повышению зарплат бюджетникам. Как будет в этот раз, пока неизвестно. Владимир Путин пока не подтвердил еще факт своего выдвижения, а стратегия развития на 2018–2024 годы только обсуждается.

Между тем эксперты считают возможным введение прогрессивной шкалы НДФЛ, но призывают учитывать риск ухода богатых россиян в тень.

Начальник департамента финансового анализа и экономических исследований КБ «Альба Альянс» Ольга Беленькая отмечает, что в большинстве экономик мира принята прогрессивная шкала. В России также до начала 2000-х была прогрессивная ставка.

«Переход к плоской шкале позволил вывести экономику из теневого сектора. Понятно, что сейчас бюджет заинтересован в дополнительных налогах, но при переходе стоит учесть, что часть экономики снова может уйти в тень. Сама идея должна обсуждаться, и при реализации должен быть очень аккуратный подход, так как в целом вопрос очень дискуссионный. Повышение ставки стоит делать с доходов, которые существенно превышают уровень зарплат. Необходимо думать о градациях.

Возможно, более актуально было бы сделать налог на имущество, нежели на доходы физических лиц», — рассуждает аналитик.

Введение прогрессивной шкалы необходимо хотя бы потому, что международные тренды находятся именно в этой плоскости, говорит Ярослав Лисоволик, главный экономист Евразийского банка развития. Более того, такого рода налогообложение может дать необходимые средства бюджету.

«Но не надо забывать о теневом секторе, поэтому завышать ставку все же не стоит. Зато усилить администрирование — вполне. Я считаю, что при соблюдении данных позиций мы можем рассчитывать на положительный результат», — считает экономист.

Ввести прогрессивную ставку нужно было еще несколько лет назад, но постепенно, не 25%, а хотя бы 18%, считает партнер ФБК, директор Института стратегического анализа Игорь Николаев.

Как известно, такие предложения отвергались, но теперь действительно есть шанс, что законопроект может быть принят. Бюджет нуждается в дополнительных налогах, это понимают и коммунисты, которые предложили данную инициативу.

«В принципе, это нормально, но именно сейчас это больше политическое решение, нежели экономическое», — полагает Николаев.

Интервью «Газеты.Ru» с министром финансов Антоном Силуановым

Помимо подоходного налога правительству предстоит решить, что делать с концепцией 22/22 — снижением страховых взносов с 30 до 22% и повышением НДС с 18 до 22%.

Она активно продвигается Минфином и Минэкономразвития, но пока полной поддержки в правительстве не нашла. Соцблок высказывает опасения, что снижение размера страховых взносов приведет к резкому росту дефицит средств у Пенсионного фонда.

Антон Силуанов в июне говорил «Газете.Ru», что решение по инициативе 22/22 еще не принято.

Дискуссии по конфигурации налоговой системы будут продолжаться еще достаточно долго. Кабинет министров выполняет поручение президента, данное им после послания Федеральному собранию, представить к концу 2017 года предложения по ключевым параметрам налоговой системы.

Дедлайн для Минфина и Минэкономразвития установлен 9 ноября. Как отмечал президент, поправки в Налоговый кодекс надо принять в 2018 году, а «с 1 января 2019 года ввести их в действие, зафиксировав новые стабильные правила на долгосрочный период».