Перейти к содержимому

Адвокатская лицензия казахстан

Выдача лицензии на занятие адвокатской деятельностью

Выдача лицензии - 6 МРП

Переоформление - не более 4 МРП

Лицензия – 15 рабочих дней
Переоформление – 3 рабочих дня
Дубликат – 2 рабочих дня

Как получить услугу онлайн (на портале «электронного лицензирования» www.elicense.kz)

  1. Перейти на данной странице по кнопке «Заказать услугу онлайн», после чего в новом окне откроется портал «электронного лицензирования».
  2. Войти в систему или зарегистрироваться на портале «электронного лицензирования».
  3. На странице портала «электронного лицензирования», открывшейся после нажатия кнопки «Заказать услугу онлайн», выбрать необходимый подвид деятельности и перейти по кнопке «Дальше».
  4. В паспорте услуги ознакомиться с пакетом документов и перейти по кнопке «Заказать услугу онлайн»
  5. Указав необходимые данные, заполнить заявление и подписать вашей ЭЦП.
  6. Отследить статус поданного заявления можно в Личном кабинете в разделе «Мои заявления». О получении разрешения можете узнать в разделе «Мои разрешительные документы», о получении уведомления - в разделе «Мои извещения».

Результат оказания услуги

Лицензия, переоформление, дубликат лицензии на занятие адвокатской деятельностью, либо мотивированный ответ об отказе

Адвокатом в Казахстане может быть гражданин Республики Казахстан, имеющий высшее юридическое образование, получивший лицензию на право осуществления адвокатской деятельности, обязательно являющийся членом коллегии адвокатов и оказывающий юридическую помощь на профессиональной основе в рамках адвокатской деятельности, регламентируемой Законом.

Адвокатом не может быть лицо, имеющее судимость за умышленное преступление, признанное в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным, исключенное из коллегии адвокатов, уволенное из правоохранительных органов за совершение дисциплинарного проступка, - в течение одного года со дня увольнения, а также лицо, действие лицензии которого прекращено в порядке, установленном Законом.

Помощники и стажеры адвоката

В соответствии с Законом РК «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» адвокаты могут иметь помощников и стажеров.

Помощники адвоката вправе по указанию и под ответственность адвоката выполнять его поручения.

Лицо, отвечающее установленным законом требованиям и изъявившее желание пройти стажировку, вправе обратиться с заявлением о допуске его к прохождению стажировки в президиум коллегии адвокатов. Перечень которых устанавливается положением о порядке прохождения стажировки стажерами адвокатов, разрабатываемым и утверждаемым Республиканской коллегией адвокатов по согласованию с уполномоченным органом.

После рассмотрения заявления президиум коллегии адвокатов принимает одно из следующих решений:

  • о допуске к прохождению стажировки;
  • об отказе в допуске к прохождению стажировки.

Решение по заявлению о допуске к прохождению стажировки должны приниматься в течение пяти рабочих дней. В соответствии с требованиями закона, руководителем стажировки обязательно должен назначаться адвокат, имеющий стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет. Стажеры проходят стажировку в сроки от шести месяцев до одного года.

Период работы в качестве стажера засчитывается в стаж работы по юридической специальности. Также в период стажировки стажер может быть принят на работу по трудовому договору в качестве помощника адвоката. Помощник и стажер адвоката не вправе самостоятельно заниматься адвокатской деятельностью.

По результатам стажировки руководителем стажера составляется заключение и передается для утверждения в президиум коллегии адвокатов. По результатам рассмотрения президиум обязан вынести мотивированное постановление о даче заключения об успешном прохождении стажировки либо об отказе в даче такого заключения. Заключение об успешном прохождении стажировки действительно в течение трех лет со дня его утверждения президиумом коллегии адвокатов. Решение об отказе в утверждении заключения о прохождении стажировки должно быть мотивированным. Заключение об отказе может быть обжаловано в Республиканскую коллегию адвокатов или суд.

При удовлетворении заявления председателем президиума от имени коллегии адвокатов заключается со стажером договор. Форма договора утверждается президиумом коллегии адвокатов. В договоре обязательно должны быть отражены права и обязанности как стажера, так и руководителя стажировки и президиума коллегии адвокатов.

По окончании стажировки представление руководителя стажера и материалы о прохождении стажировки должны быть рассмотрены на заседании президиума коллегии адвокатов. По результатам рассмотрения президиум обязан вынести мотивированное постановление о даче заключения об успешном прохождении стажировки либо об отказе в даче такого заключения.

Обязательным критерием для дачи положительного заключения является степень подготовленности и освоения навыков, необходимых для самостоятельной адвокатской деятельности.

При этом президиум коллегии адвокатов самостоятельно решает метод оценки подготовленности стажера: путем проведения письменного или устного экзамена, либо компьютерного тестирования.

Вопрос о расторжении договора о прохождении стажировки в обязательном порядке должен рассматриваться на заседании президиума коллегии адвокатов. Основания расторжения договора о прохождении стажировки устанавливаются Положением о стажерах адвокатов, утверждаемым президиумом соответствующей коллегии адвокатов.

Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами

Адвокаты оказывают следующую юридическую помощь:

  1. дают консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и письменной форме;
  2. составляют заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;
  3. участвуют в качестве представителя клиента в гражданском судопроизводстве;
  4. участвуют в качестве защитника или представителя клиента в уголовном и административном судопроизводстве;
  5. участвуют в качестве представителя клиента при проведении медиации, в разбирательстве дел в арбитраже и иных органах разрешения споров;
  6. представляют интересы клиента в государственных органах, общественных объединениях и иных организациях;
  7. представляют интересы клиента в государственных органах, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан;
  8. участвуют в качестве представителя клиента в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;
  9. проводят примирительные процедуры.

Лицо, обратившееся за помощью, свободно в выборе адвоката, за исключением случаев, когда адвокат назначается в качестве защитника по уголовным делам, по которым его участие обязательно, если подзащитный не выбрал или не мог выбрать себе адвоката.

Оплата юридической помощи, оказываемой адвокатами

Размер оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами, и возмещения расходов, связанных с проведением примирительных процедур, устанавливается письменным договором адвоката с лицом, обратившимся за помощью.

Заключение договора является обязательным и осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Казахстан.

Получение адвокатом или адвокатской конторой наличных денег в счет оплаты юридической помощи, в том числе и устных юридических консультаций, и расходов, связанных с исполнением поручения, без выдачи соответствующего финансового документа не допускается.

Коллегии адвокатов Казахстана:

Коллегия адвокатов Акмолинской области

Местонахождение коллегии адвокатов:

Кокшетау, ул. Ауельбекова, 112-36

Астана мкр.Молодежный д.29 кв.110
Контактные телефоны:
8 (7162) 25-61-45, +7 (7172) 22-46-79,
Председатель коллегии:
Ибраева Галия Кабдуллаевна.

Коллегия адвокатов Актюбинской области

Местонахождение коллегии адвокатов:
г.Актюбинск, ул. Богенбай батыра, д. 32
Контактные телефоны:
8 (7132) 77-57-82
Председатель коллегии:
Якубенко Раиса Ивановна

Коллегия адвокатов Алматинской области

Местонахождение коллегии адвокатов:
Талдыкорган, ул. Каблиса Жырау, 69 А
город Алматы, ул. Панфилова, 53-1
Контактные телефоны:
8 (7282) 24-40-33, 8 (7172) 71-36-77
Председатель коллегии:
Марасулов Камиль Марасулович

Коллегия адвокатов Атырауской области

Местонахождение коллегии адвокатов:
г.Атырау, ул. Атамбаева, д. 20 б
Контактные телефоны:
8 (7122) 50-31-23, 8 (7122) 25-41-90
Председатель коллегии: Умарова Айсулу Кайровна

Коллегия адвокатов Восточно-Казахстанской области

Местонахождение коллегии адвокатов:
г.Усть-Каменогорск, ул. Красина, 3
Контактные телефоны:
8 (7232) 76-53-80
Председатель коллегии:
Ахметжанова Ботагоз Акрамовна

Коллегия адвокатов города Алматы

Местонахождение коллегии адвокатов:
г.Алматы ул.Наурызбай батыра,49/61
Контактные телефоны:
8 (7272) 78-04-77
Председатель коллегии:
Карчегенов Кенжегали Кадырович

Коллегия адвокатов города Астаны

Местонахождение коллегии адвокатов:
ул. Сарыарка, 31/2, ЖК «Запад»
Контактные телефоны:
8 (7172) 61-66-61
Председатель коллегии:
Досанова Райхан Байдалиевна.

Коллегия адвокатов Жамбылской области

Местонахождение коллегии адвокатов:
г.Тараз, ул.Толе-би, 51
Контактные телефоны:
8 (7262) 78-04-77, 45-04-34
Председатель коллегии:
Раисова Анжелика Абдибековна

Коллегия адвокатов Западно-Казахстанской области

Местонахождение коллегии адвокатов:
г.Уральск, ул.Ихсанова, д.45
Контактные телефоны:
8 (7112) 50-46-54
Председатель коллегии:
Калиев Ержан Насимулинович

Коллегия адвокатов Карагандинской области

Местонахождение коллегии адвокатов:
г.Караганда, ул. Крылова, 11
Контактные телефоны:
8 (7212) 41-58-94
Председатель коллегии:
Абикенов Окасбай Абикенович

Коллегия адвокатов Костанайской области

Местонахождение коллегии адвокатов:
г.Костанай, ул.Тарана, 111
Контактные телефоны:
8 (7142) 56-78-65
Председатель коллегии:
Хисматуллин Рамиль Гайфитдинович

Коллегия адвокатов Кызылординской области

Местонахождение коллегии адвокатов:
г.Кызылорда, ул.Кунаева, 10
Контактные телефоны:
8 (7242) 27-75-19
Председатель коллегии:
Шенгельбай Серикбай Кажденбекулы

Коллегия адвокатов Мангистауской области

Местонахождение коллегии адвокатов:
г.Актау, мкр.5, 7, офис 16
Контактные телефоны:
8(7292) 52-26-48, 52-26-69
Председатель коллегии:
Якушев Басыр Рыскалиевич

Коллегия адвокатов Павлодарской области

Местонахождение коллегии адвокатов:
г. Павлодар, ул. Кутузова, 46/1-2
Контактные телефоны:
8 (7182) 68-74-16
Председатель коллегии: Золотов Владимир Константинович

Коллегия адвокатов Северо-Казахстанской области

Местонахождение коллегии адвокатов:
г.Петропавлоск, ул. Астана, 22
Контактные телефоны:
8 (7152) 33-16-49
Председатель коллегии:
Шипп Алексей Иванович

Коллегия адвокатов города Шымкент

Местонахождение коллегии адвокатов:
г.Шымкент, ул.Казыбек би, 11
Контактные телефоны:
(7252) 53-02-01,
Председатель коллегии:
Баймуратов Серик Ширяздинович

Коллегия адвокатов Туркестанской области

Местонахождение коллегии адвокатов:
г.Шымкент, ул.Казыбек би, 11
Контактные телефоны:
(7252) 53-02-01,
Председатель коллегии:
Баймуратов Серик Ширяздинович

Порядок получения лицензии на занятие адвокатской деятельностью

В соответствии с пп.11 п. 16 Постановления Правительства РК «Вопросы Министерства юстиции РК» от 28.10.2004 года № 1120 одной из функций Министерства юстиции РК является выдача лицензий на право занятия адвокатской деятельностью.

Читайте так же:  Лукьянова валентина петровна нотариус

Адвокат - это гражданин Республики Казахстан, имеющий высшее юридическое образование, получивший лицензию на занятие адвокатской деятельностью, обязательно являющийся членом коллегии адвокатов и оказывающий юридическую помощь на профессиональной основе в рамках адвокатской деятельности, регламентируемой Законом РК «Об адвокатской деятельности».

Для получения лицензии на занятие адвокатской деятельностью необходимо:

1 шаг. Пройти стажировку на занятие адвокатской деятельностью.

Стажером адвоката является гражданин Республики Казахстан, имеющий высшее юридическое образование.

Лицо, изъявившее желание пройти стажировку, обращается в президиум коллегии адвокатов с заявлением о допуске к прохождению стажировки с приложением документов, перечень которых устанавливается Положением о порядке прохождения стажировки стажерами адвокатов,утверждаемым приказом Министра юстиции Республики Казахстан с учетом рекомендаций Республиканской коллегии адвокатов.

Стажировка осуществляется под руководством адвоката, имеющего стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет. Продолжительность стажировки составляет от шести месяцев до одного года. Стажировку у одного и того же адвоката могут проходить не более двух стажеров одновременно.

Стажировку не проходят лица, прекратившие полномочия судьи по основаниям, предусмотренным подпунктами 1), 2), 3), 9), 10) и 12) пункта 1 статьи 34 Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан».

2 шаг. Пройти аттестацию на занятие адвокатской деятельностью.

Лица, претендующие на занятие адвокатской деятельностью, проходят аттестацию в аттестационных комиссиях юстиции на занятие адвокатской деятельностью, создаваемых в территориальных органах юстиции областей, города республиканского значения и столицы.

Порядок и условия проведения аттестации лиц, прошедших стажировку и претендующих на занятие адвокатской деятельностью, определяются Стандартами государственных услуг по вопросам адвокатской деятельности, утвержденными;приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 24 апреля 2015 года № 231 (далее – Стандарт)

Заявление для прохождения аттестации направляется в адрес территориального органа юстиции по местожительству претендента либо через веб-портал «электронного правительства»(www.egov.kz)

Перечень документов, необходимых для прохождения аттестации на занятие адвокатской деятельностью:

1)Заявление о допуске к аттестации установленной формы согласно приложению 3 к Стандарту;

2) форма сведений для прохождения аттестации на занятие
адвокатской деятельностью установленной формы согласно приложению 4 Стандарту;

3)справки из наркологического и психиатрического диспансеров, выданные по местожительству услугополучателя не ранее чем за месяц до их представления в органы юстиции.

В случае подачи документов через портал услугополучателю в «личный кабинет» направляется статус о принятии запроса на государственную услугу, а также уведомление с указанием даты и времени получения результата оказания государственной услуги.

В случае ненадлежащего оформления либо представления неполного пакета документов, заявление, поступившее в канцелярию территориального органа юстиции через почтовые отделения связи, вместе с представленными документами возвращается претенденту без рассмотрения в срок не позднее двух рабочих дней со дня их поступления с письменным уведомлением о причине возврата. При представлении документов претендентом нарочно возврат заявления без рассмотрения вместе с представленными документами отделение производится немедленно.

В случае отсутствия оснований для возврата заявления без рассмотрения, документы направляются территориальным органом юстиции на рассмотрение Комиссии. По итогам рассмотрения документов Комиссия выносит решение о допуске либо об отказе в допуске к аттестации.
В допуске к аттестации отказывается, если претендент не соответствует требованиям, установленным Законом РК «Об адвокатской деятельности».

Решение об отказе в допуске к аттестации направляется территориальными органами юстиции претенденту не позднее пятнадцати рабочих дней со дня поступления заявления. Отказ в допуске к аттестации может быть обжалован в судебном порядке.

Претендент, допущенный к аттестации, уведомляется территориальным органом юстиции о месте, дате, времени проведения аттестации не позднее, чем за десять календарных дней до ее проведения в письменном виде.

Аттестация проводится Комиссией по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Аттестация состоит из двух этапов: 1) сдача компьютерного теста на знание законодательства Республики Казахстан;2) проверка знаний претендента по экзаменационным билетам.

Претендент вправе по своему выбору пройти аттестацию на государственном или русском языках.

Перечень вопросов, подлежащих включению в тесты, утверждается Министерством юстиции Республики Казахстан. Вопросы для оценки знаний претендентов должны соответствовать тематике правовых дисциплин (Гражданское право Республики Казахстан, Гражданское процессуальное право Республики Казахстан, Уголовное право Республики Казахстан, Уголовное процессуальное право Республики Казахстан, Административное право Республики Казахстан,Закон Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией», Закон РК «Об адвокатской деятельности»), знание которых необходимо для осуществления адвокатской деятельности, и содержать не менее трех вариантов ответа с одним правильным.

Тестирование проводится с использованием компьютерной техники. Время, отведенное для тестирования, составляет девяносто минут.

Претендент считается прошедшим тестирование, если количество правильных ответов составляет семьдесят и более от общего числа предложенных вопросов и допускается ко второму этапу.

По результатам тестирования и/или ответов на экзаменационные вопросы Комиссия выносит мотивированное решение об аттестации либо о неаттестации. Результаты аттестации оглашаются в день прохождения претендентом аттестации после ее окончания.

Решения комиссий об аттестации на занятие адвокатской деятельностью являются действительными в течение шести лет с момента вынесения.

От прохождения аттестации на занятие адвокатской деятельностью освобождаются:

1) лица, сдавшие квалификационный экзамен в Квалификационной комиссии при Высшем Судебном Совете Республики Казахстан, успешно прошедшие стажировку в суде и получившие положительный отзыв пленарного заседания областного или приравненного к нему суда;

2) лица, прекратившие полномочия судьи по основаниям, предусмотренным подпунктами 1), 2), 3), 9), 10) и 12) пункта 1 статьи 34 Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»;

3) лица, уволенные из органов прокуратуры и следствия, при наличии стажа работы в должности прокурора или следователя не менее десяти лет, за исключением уволенных по отрицательным мотивам.

3 шаг.Получить лицензию в Министерстве юстиции Республики Казахстан.

Для получения лицензии необходимо направить следующие документы

1) заявление услугополучателя для получения лицензии и (или) приложения к лицензии установленной формы согласно приложению 1 к Стандарту;

2) форма сведений для осуществления адвокатской деятельности установленной формы согласно приложению 2 к Стандарту;

3) копия документа, подтверждающего уплату в бюджет лицензионного сбора за право занятия отдельными видами деятельности, за исключением случаев оплаты через ПШЭП (сумма оплаты составляет 6 МРП);

4) справки из наркологического и психиатрического диспансеров, выданные по местожительству услугополучателя не ранее чем за месяц до их представления услугодателю, с указанием сведений по всей Республике Казахстан;

5) копия трудовой книжки или иного документа, подтверждающего стаж работы в органах прокуратуры или следствия, и содержащие причину освобождения от занимаемой должности (нотариально засвидетельствованная в случае непредставления оригинала для сверки) – требуется для лиц, уволенных из органов прокуратуры и следствия, при наличии стажа работы в должности прокурора или следователя не менее десяти лет, за исключением уволенных по отрицательным мотивам.

Для получения лицензии необходимо направить выше указанные документы по адресу: 010000 г. Астана, Левобережье,ул. Орынбор, д.8, Дом министерств, подъезд №13, Департамент регистрационной службы и организации юридических услуг Министерства юстиции Республики Казахстан.

Адвокатская лицензия казахстан

Получить лицензию адвоката

В соответствии с пп. 117 п. 16 постановления Правительства РК «Вопросы Министерства юстиции РК» от 28.10.2004 года № 1120 одной из функций Министерства юстиции РК является выдача лицензий на право занятия адвокатской деятельностью.

Адвокат - это гражданин РК, имеющий высшее юридическое образование, получивший лицензию на занятие адвокатской деятельностью, обязательно являющийся членом коллегии адвокатов и оказывающий юридическую помощь на профессиональной основе в рамках адвокатской деятельности, регламентируемой Законом РК «Об адвокатской деятельности».

Для получения лицензии на занятие адвокатской деятельностью необходимо пройти стажировку. Лицо, изъявившее желание пройти стажировку, обращается в президиум коллегии адвокатов с заявлением о допуске с приложением документов, перечень которых устанавливается Положением о порядке прохождения стажировки стажерами адвокатов, утверждаемым приказом Министра юстиции РК с учетом рекомендаций Республиканской коллегии адвокатов.

Стажировка осуществляется под руководством адвоката, имеющего стаж не менее пяти лет. Продолжительность стажировки составляет от шести месяцев до года.

Лица, претендующие на занятие адвокатской деятельностью, проходят экзамен в аттестационных комиссиях юстиции, создаваемых в территориальных органах юстиции областей, города республиканского значения и столицы. Порядок и условия проведения аттестации лиц определяются Стандартами государственных услуг по вопросам адвокатской деятельности, утвержденными приказом Министра юстиции РК от 24 апреля 2015 года № 231.

Заявление для прохождения аттестации направляется в адрес территориального органа юстиции по месту жительства претендента либо через веб-портал «электронного правительства» (www. egov.kz).

Перечень документов, необходимых для прохождения аттестации на занятие адвокатской деятельностью:

- заявление о допуске к аттестации установленной формы согласно приложению 3 к Стандарту;

- сведения для прохождения аттестации на занятие адвокатской деятельностью установленной формы согласно приложению 4 к Стандарту;

- справки из наркологического и психиатрического диспансеров, выданные по местожительству услугополучателя не ранее чем за месяц до их представления в органы юстиции.

В случае подачи документов через портал услугополучателю в «личный кабинет» направляется статус о принятии запроса на государственную услугу, а также уведомление с указанием даты и времени получения результата оказания государственной услуги.

По итогам рассмотрения документов Комиссия выносит решение о допуске либо об отказе в допуске к аттестации.

В допуске к аттестации отказывается, если претендент не соответствует требованиям, установленным Законом РК «Об адвокатской деятельности». Решение об отказе в допуске к аттестации направляется территориальными органами юстиции претенденту не позднее 15 рабочих дней со дня поступления заявления. Отказ в допуске к аттестации может быть обжалован в судебном порядке.

Читайте так же:  Куда пожаловаться на ресторан в доме

Претендент, допущенный к аттестации, уведомляется территориальным органом юстиции о месте, дате, времени проведения аттестации не позднее чем за десять календарных дней до ее проведения в письменном виде.

Аттестация проводится Комиссией по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, которая состоит из двух этапов: сдачи компьютерного теста на знание законодательства РК; и проверки знаний претендента по экзаменационным билетам.

Тестирование проводится с использованием компьютерной техники. Время, отведенное для тестирования, составляет 90 минут. Претендент считается прошедшим тестирование, если количество правильных ответов составляет 70 и более от общего числа предложенных вопросов, и допускается ко второму этапу.

Решения комиссий об аттестации на занятие адвокатской деятельностью являются действительными в течение шести лет с момента вынесения.

Для получения лицензии в Министерстве юстиции РК необходимо направить следующие документы:

- заявление услугополучателя для получения лицензии и (или) приложения к лицензии установленной формы согласно приложению 1 к Стандарту;

- сведения для осуществления адвокатской деятельности установленной формы согласно приложению 2 к Стандарту;

- копию документа, подтверждающего уплату в бюджет лицензионного сбора за право занятия отдельными видами деятельности, за исключением случаев оплаты через ПШЭП (сумма оплаты составляет шесть МРП);

- справку из наркологического и психиатрического диспансеров, выданные по месту жительства услугополучателя не ранее чем за месяц до их представления услугодателю, с указанием сведений по всей РК;

- копию трудовой книжки или иного документа, подтверждающего стаж работы в органах прокуратуры или следствия и содержащие причину освобождения от занимаемой должности - требуется для лиц, уволенных из органов прокуратуры и следствия, при наличии стажа работы в должности прокурора или следователя не менее десяти лет, за исключением уволенных по отрицательным мотивам.

Browser-Update.org

Ваш браузер ( Internet Explorer ) устарел.

Обновления для Linux больше не выпускаются.

Пожалуйста, скачайте один из предлагаемых актуальных, бесплатных и первоклассных браузеров:

Почему мне нужен новый браузер?

Новые технологии

Удобство и эффективность

Почему этот веб-сайт?

Этот веб сайт является инициативой веб-дизайнеров, веб-мастеров и блоггеров, которые хотят сделать сеть лучше и помочь своим посетителям. о проекте

Какой у меня браузер?

Ваш текущий браузер

Internet Explorer 8

It is not supported by the vendor anymore.

It is not the latest version.

You can upgrade to a newer version of Internet Explorer.

Your browser has severe security issues. You could get a virus by just viewing a malicious website.

Your browser identifies itself with ("User agent string"):
Mozilla/4.0 (compatible; MSIE 8.0; Linux armv6l; Maemo; Opera Mobi/8; en-GB) Opera 11.00

Закон Республики Казахстан от 05.12.1997 N 195-I ЗРК
"Об адвокатской деятельности"

Глава 2. Статус адвоката

Статья 12. Лишение и прекращение действия лицензии на занятие адвокатской деятельностью

1. Лишение лицензии на занятие адвокатской деятельностью осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.

2. Прекращение действия лицензии на занятие адвокатской деятельностью осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях.

3. Помимо оснований, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, прекращение действия лицензии на занятие адвокатской деятельностью осуществляется в судебном порядке по иску лицензиара в случаях:

1) грубого либо неоднократного нарушения адвокатом законодательства Республики Казахстан при исполнении им своих профессиональных обязанностей, принципов организации и деятельности адвокатуры;

2) невозможности исполнения адвокатом своих профессиональных обязанностей вследствие недостаточной квалификации.

4. Основанием для подготовки искового заявления о прекращении действия лицензии на занятие адвокатской деятельностью в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, является ходатайство президиума коллегии адвокатов.

Основанием для подготовки искового заявления о прекращении действия лицензии на занятие адвокатской деятельностью в случае, предусмотренном подпунктом 1) пункта 3 настоящей статьи, является представление территориального органа юстиции.

Лицензиар на основании судебного решения издает приказ о прекращении действия лицензии на занятие адвокатской деятельностью, копия которого направляется лицу, действие лицензии которого прекращено. О прекращении действия лицензии на занятие адвокатской деятельностью уведомляются суды, правоохранительные органы и коллегия адвокатов.

5. Помимо оснований, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, прекращение действия лицензии на занятие адвокатской деятельностью осуществляется лицензиаром в случаях:

1) признания адвоката по вступившему в законную силу решению суда недееспособным или ограниченно дееспособным, умершим либо безвестно отсутствующим;

2) прекращения адвокатом гражданства Республики Казахстан;

3) освобождения адвоката от уголовной ответственности за совершение умышленного преступления на основании пунктов 3), 4), 9), 10) и 12) части первой статьи 35 или статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан;

4) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении адвоката за совершение умышленного преступления;

5) вступления в законную силу судебного решения о применении к адвокату принудительных мер медицинского характера.

6. Основанием для принятия решения о прекращении действия лицензии на занятие адвокатской деятельностью в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, является представление территориального органа юстиции.

Лицензиар издает приказ о прекращении действия лицензии на занятие адвокатской деятельностью, копия которого направляется лицу, действие лицензии которого прекращено. О прекращении действия лицензии на занятие адвокатской деятельностью уведомляются суды, правоохранительные органы и коллегия адвокатов.

Адвокатов в Казахстане станет меньше

Принятие законопроекта "Об адвокатской деятельности и юридической помощи" приведет к уменьшению количества адвокатов, считает партнер адвокатской конторы "Назханов и Партнёры" Орынгазы Джаболдинов

Законопроект «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» является одним из самых обсуждаемых законопроектов в среде адвокатов и других юристов за последние годы. Юридическая профессия в Казахстане находится в преддверии нового этапа своего развития, началом которой будет принятие данного горячо обсуждаемого законопроекта, который призван увеличить количество адвокатов и как следствие улучшить качество юридической помощи, оказываемой адвокатами.

Хотелось бы, чтобы законопроект внедрил передовые практики регулирования адвокатур развитых стран, а не только оторванные из контекста отдельно взятые практики. Ведь модернизация адвокатуры будет способствовать модернизации всей правовой системы страны.

Таир Назханов: Плюсы и минусы законопроекта об адвокатах

В досье к законопроекту приводятся следующие данные о количестве адвокатов у нас в Казахстане и в некоторых развитых странах: «В настоящее время лицензии на занятие адвокатской деятельностью имеют 12 589 гражданина Республики Казахстан. Фактически адвокатами (лицами, вступившими в коллегии адвокатов) являются только 4 683 лиц или 37 % от общего числа получивших лицензию, что составляет 1 адвокат на 3900 человек. В Германии 1 адвокат на 500 человек, во Франции 1 адвокат примерно на 1200 человек населения. Это число адвокатов недостаточно для охвата квалифицированной юридической помощью всего населения Казахстана».

Действительно, в развитых странах на одного адвоката приходится в несколько раз меньше человек, то есть в этих странах адвокатов объективно больше. При этом, как видно из вышеприведенного примера количество адвокатов может также существенно разнится даже между развитыми странами западной Европы. Причина такой разницы в количестве адвокатов в разных странах кроется в одной довольной прозаичной детали.

Давайте разберёмся какая же это деталь. Возьмем для примера пару других развитых стран Европы - Италию и Нидерланды. В Нидерландах по состоянию на 2011 год было 16 275 адвокатов (“advokaten”) при населении около 16 млн человек на то время, что составляет 1 адвокат на примерно 900 человек. В Италии же при населении 60 млн жителей около 250 000 адвокатов (“avvocato”), что составляет 1 адвокат уже на примерно 250 человек . То есть выходит, что в Италии адвокатов в трое больше, чем в Нидерландах, это при том, что в плане экономического развития Нидерланды с ВВП на душу населения в $44 тыс. более успешная страна, чем Италия где ВВП на душу населения составляет около $30 тыс. Выходит, что уровень жизни или развитости также не имеют прямую причинно-следственную связь с количеством адвокатов в той или иной стране.

Так, в чем же основная причина разного количества адвокатов в разных странах (то есть количества людей на 1 адвоката)? Все довольно просто и прозаично. В Нидерландах защитниками по уголовным делам и представителями по гражданским и любым иным делам в судах могут быть только адвокаты, то есть там, как и в любой другой развитой стране действует так называемая "адвокатская монополия" на представительство в суде. В Италии же действует полная адвокатская монополия, которая помимо представительства в суде, распространяется даже на юридические консультации. У нас же в стране пределы «адвокатской монополии» если ее можно так назвать, ограничиваются лишь защитой по уголовным и административным делам, при этом любой человек с юридическим образованием может быть представителем по гражданским делам, и даже представлять интересы потерпевшей стороны по уголовным и административным делам, не говоря уже о консультациях по юридическим вопросам.

Таким образом, разница в соотношении количества жителей на одного адвоката, объясняется разными уровнями адвокатской монополии в той или иной стране, чем меньше объем адвокатской монополии, тем меньше количество адвокатов в той стране.

В досье законопроекта не приводится данных об объемах «спроса» на юридическую помощь в РК, на которую наши адвокаты имеют монополию. Я попытался самостоятельно проанализировать данный вопрос. Так, по данным Единой автоматизированной информационно-аналитической системы судебных органов Казахстана, которые приведены в одном СМИ, в районные и приравненные к ним суды Республики Казахстан в 2015 году поступило 1 182 916 заявлений и дел, 61,7% которых – гражданские, 34,1% - административные и 4,2% – уголовные, при этом более 48,8 тыс. уголовных дел были окончены судами страны в 2015 году. Таким образом на одного адвоката в 2015 году приходилось в среднем около 11.5 уголовных и возможно чуть более 10 административных дел в год (то есть меньше двух дел в месяц), если учесть, что по административным делам, как правило, далеко не по каждому случаю привлекаются адвокаты. Гражданские дела не в счет, поскольку представителями по таким делам могут быть не только адвокаты.

Читайте так же:  По чем нынче осаго

Следовательно, напрашивается вывод, что вопрос не хватки адвокатов не стоит так остро на повестке дня. Тем не менее, можно согласиться, что увеличение количества адвокатов в любом случае способствовало бы улучшению качеству оказываемой адвокатами юридической помощи, а также большему вовлечению адвокатов в сферу представительства по гражданским делам. Каким же образом можно увеличить количество адвокатов?

В досье законопроекта предполагается, что отмена вступительных взносов привет к увеличению количества адвокатов. Так, в досье указано «Одной из основных причин недостаточности адвокатов является высокий размер вступительного взноса. На сегодняшний момент размер вступительного взноса составляет от 680 тыс. тенге до 800 тыс. тенге, что является сдерживающим фактором для начала адвокатской деятельности». С этим выводом можно отчасти согласиться, но только отчасти.

Действительно, в развитых странах вступительных взносов в адвокатуру либо не существуют, либо их сумма не существенна, но это также имеет вполне логическое объяснение. Дело в том, что адвокатские коллегии западных юрисдикций не предоставляют для своих адвокатов ни офисных помещений, ни офисной мебели и оргтехники, их коллегии соответственно не несут расходов на приобретений дополнительных помещений, мебели и т.п.. В помещениях коллегий адвокатов (бар’ов, орденов) развитых стран обычно размещается лишь административный персонал и органы управления соответствующей коллегией. В западных странах практически нет института «юридических консультаций» - филиалов коллегией, в помещениях которых размещаются значительное количество адвокатов соответствующих коллегий адвокатов.

В офисных помещениях наших коллегий адвокатов и их филиалов (юридических консультаций) помимо административного персонала и органов управления трудится существенная часть адвокатов. К примеру, по состоянию на 19.04.2017 года, в юридических консультациях Алматинской городской коллегии адвокатов трудятся 536 из 758 действующих адвокатов коллегии, и только 232 адвоката (индивидуально – 114, в адвокатских конторах – 108) самостоятельно арендуют офисные помещения. Очевидно, что для приобретения и содержания офисных помещений юридических консультаций требуются определенные финансовые вливания. Это обстоятельство и обуславливает наличие вступительных взносов в адвокатуру. При отмене вступительных взносов существует вполне осязаемый риск того, что в скором времени в существующих помещениях юридических консультаций не хватит места для вновь вступающих адвокатов. Тогда всем вновь вступающим адвокатам придется самостоятельно арендовать офисные помещения, покупать мебель и оргтехнику. В таком случае расходы начинающего адвоката в первый год его деятельности могут легко перевалить за указанные 680 000 – 800 000 тенге, да и ежегодные расходы на аренду офиса также будут существенны.

Представляется, что существующая практика работы адвокатов в юридических консультациях наоборот упрощает процесс вхождения в профессию определенно значимой части новобранцев, которых не ждут в существующих адвокатских конторах. Ведь войдя в состав юридической консультации начинающие адвокаты получают возможность не только пользоваться офисным помещением коллегии, но и учиться и познавать профессию у более опытных коллег.

Можно согласиться с тем, что у начинающих адвокатов должно быть право выбора при вступлении в коллегии: работать в офисных помещениях коллегии заплатив вступительный взнос, либо работать в адвокатских конторах или самостоятельно арендовать офис, не оплачивая вступительный взнос. При этом будет также справедливо дифференцировать размеры ежемесячных взносов для адвокатов, работающих в юридических консультациях и адвокатов, самостоятельно арендующих офисы.

Таким образом, полная отмена вступительных взносов в долгосрочной перспективе не приведет к росту числа адвокатов, с учетом того, что на тот объем юридической помощи на который адвокаты имеют монополию, существующего количества адвокатов вполне достаточно. А с учетом других факторов, принятие законопроекта в существующем виде вероятнее всего даже приведет наоборот к уменьшению количества адвокатов.

Так, любое лицо с юридическим образованием перед принятием решения стать адвокатом, наверняка будет учитывать и другие факторы, помимо размеров вступительных взносов. Так, следующие ново-вводимые и существующие ограничения на адвокатов наверняка не будут в пользу выбора адвокатуры, особенно когда есть альтернатива заниматься только гражданскими делами:

· Наличие рекомендуемой тарифной сетки для адвокатов. Несмотря на рекомендательный характер тарифной сетки в тексте законопроекта, вполне вероятно, что ценообразование за юридическую помощь адвокатов будет в абсолютном большинстве случаев в пределах минимальных вариаций от этой сетки.

· Влияние представителей государственных органов на решения дисциплинарной комиссий коллегий адвокатов. Законопроектом предполагается внедрение в состав дисциплинарных комиссий адвокатских коллегий. Согласно п. 1 ст. 74 Законопроекта «В состав дисциплинарной комиссии адвокатов включаются 6 адвокатов со стажем адвокатской практики не менее пяти лет по представлению коллегии адвокатов, 3 представителя уполномоченного органа, 2 судьи в отставке.» Как адвокат может быть независим, когда он может лишиться лицензии по решению дисциплинарной комиссии, 3 члена которой сотрудники органов юстиции и 2 члена это бывшие судьи?

· Жесткие ограничения в части ведения адвокатами любой иной деятельности. Так, адвокат не может заниматься предпринимательской и какой-либо иной деятельностью кроме научной и преподавательский, не может иметь доли/акций в юр лицах и т.п.

· Положения законодательства, существенно ограничивающие возможность развития адвокатских контор. Так, адвокатские конторы учреждаются только в форме учреждения, которое фактически может иметь офис только в пределах одной области, поскольку адвокаты из коллегий других областей не могут числиться в адвокатской конторе, относящейся к коллегии адвокатов другой области, города республиканского значения. Такие ограничения смотрятся особенно архаично, на фоне американских «юридических фирм», представленных в РК, головные офисы, которых по сути являются корпоративными образованиями лицензированных адвокатов США.

· Не выгодное налогообложение доходов адвокатов. Существующее налоговое законодательство не позволяет адвокатам принимать на вычет из их совокупного годового дохода свои расходы на содержание офиса, заработную плату сотрудников, что является существенным демотиватором развития и укрупнения адвокатских контор.

Помимо указанного, в силу высокого статуса и роли адвоката в правовой системе, потенциальному кандидату также необходимо будет пройти стажировку от 6 до 12 месяцев, и сдать не самый легкий квалификационный экзамен.

При таком раскладе, выбор потенциальным кандидатом профессиональной аффилированности, вероятнее всего, будет сделан не в пользу адвокатуры, кроме случаев, когда претендент «заточен» на защиту в уголовном процессе либо, когда речь идет о бывших следователях и прокурорах. По этим же причинам, в случае принятия законопроекта в существующей редакции, ряды адвокатов могут поредеть за счет убыли адвокатов, занимающихся преимущественно гражданскими делами.

Основой адвокатуры развитых стран континентальной Европы и практически всего цивилизованного мира является монополия адвокатуры (единой юридической профессии) на представительство в судах по делам всех категорий. Есть передовой пример единой юридической профессии развитых стран континентальной системы права, с лекал которых писалось наше законодательство в ранних годах становления нашей государственности (это Франция, Нидерланды – страны с единой адвокатской профессией), адвокатуры которых можно было взять за образец. Остается только поаплодировать представителям юридической профессии Российской Федераций, которые несмотря на наследие советской адвокатуры, которая по сути ограничивалась только уголовным и административным судопроизводством, последовали примеру развитых стран континентальной Европы, приняв концепцию модернизации адвокатуры и поэтапного внедрения адвокатской монополии до 2023.

Мы же следуем довольно специфичной английской модели юридической профессии, вектор эволюционного развития которой очевиден. Ранее английские солиситоры были практически юридическими консультантами с правом представительства только в судах самых низких инстанций. С 1990 солиситоры Англии и Уэльса получили право на представительство в судах всех инстанций и уровней при получении статуса солиситор-адвокат (“Solicitor-Advocate”), барристеры же продолжают де-факто сохранять монополию только на представительство в верховном суде в силу пока малого количества солиситоров-адвокатов. Вполне очевидно, что идет эволюционный процесс стирания граней между профессиями барристера и солиситора, когда дойдет до стадии полной функциональной взаимозаменяемости, две профессии будут объедены в одну единую профессию либо один из профессий будет упразднен, что более вероятно. Более того, английская юридическая профессия уже прошла через упразднение двух из ранее существовавших четырех видов юристов-представителей в судах так, Прокторы (“Proctor”) представители в канонических судах Англии были упразднены в 1873 году, а Атторней (“Attorney”) представители в судах общего права («common law courts») были объединены с солиситорами, которые до того этапа могли быть представителями (помимо консультирования) только в низших инстанциях судах справедливости («courts of equity»).

Без модернизации отечественной адвокатуры в соответствии с требованием времени и рыночной экономики, она может повторить участь барристеров, которые постепенно задвигаются на задворки юридической профессии. Смягчение чрезмерных ограничений, наложенных на институт адвокатуры, разрешение налоговых вычетов из совокупного дохода, предоставление возможности адвокатам из разных коллегий работать в одной адвокатской конторе, разрешение на создание адвокатских контор в приемлемых организационно-правовых формах – вот далеко не полный инструментарий модернизации адвокатской профессии, который необходимо включить в законопроект, что позволило бы адвокатуре свободно развиваться и расширяться за счет пополнения высококлассными юристами из разных коммерческих и иных структур.