Перейти к содержимому

Что относится к страховому случаю по осаго

Содержание:

Страховые случаи ОСАГО: суров закон, да никуда от него не уедешь

Строго говоря, основные страховые случаи ОСАГО в своей материальной основе приведены в соответствующем законодательном акте, а именно в федеральном законе, изданном в апреле 2002 года за номером 40-ФЗ с последующими изменениями, последние из которых наступили в середине лета 2011 года.

Федеральный Закон выступает в защиту права на то, чтобы потерпевшие во время использования различных транспортных средств могли рассчитывать на возмещение ущерба, причиненного их жизни, здоровью либо же имуществу.

Прямо в преамбуле данного закона указано, что данный вид страхования является обязательным. Огульно говоря, этот закон регулирует все основные действия правового, экономического и организационного характера, которые связаны с данным видом страховой деятельности.

Все авто-владельцы так или иначе сталкиваются с нестандартными ситуациями на дороге. Это не всегда дорожно-транспортные происшествия, но предпосылки могут быть созданы именно такими ситуациями.

Все владельцы транспортных средств знают, что ОСАГО является непременным условием для пользования своим авто, но что оно может дать, не всегда понятно.

Чтобы определить, в чью пользу решится вопрос, проще – кто будет платить: страховая компания или же ответственность будет нести сам авто-владелец, необходимо немного ознакомиться с законодательной базой, а именно – вышеупомянутым федеральным законом.

Начать следует с самого простого – что будет являться использованием транспортного средства? В первой статье с основными положениями сказано, что использованием считается эксплуатация автомобиля в пределах дорог и прилегающих к ним территориям, предназначенным для дорожного движения.

При этом эксплуатация автомобиля либо любого другого транспортного средства или оборудования на нем закрепленного должно быть связано именно с дорожным движением.

Т.е. на пример, если чей-то автомобиль будет мирно себе стоять во дворе на парковке и на него наедет экскаватор, проезжающий мимо, то да – действие «экскаватора» будет признано использованием транспортного средства, а, следовательно, случай будет подпадать под категорию страхового.

Если же экскаватор, мирно проезжающий мимо чьего-то мирно стоящего автомобиля, решит вдруг остановиться с тем, чтобы выкопать яму под очередное деревце, сажаемое здесь вдоль дороги «зеленстроем», и совершенно случайно, копая данную яму, помнет мирно стоящий автомобиль до неузнаваемости, то данное происшествие не будет занесено в категорию страховых случаев, так как «действия» экскаватора не были непосредственно связаны с дорожным движением.

Правильно «выбранная» дорога

Какова бы не была дорога…

Как ни странно, но и место, где произошел момент Х, может определить, будет ли случай считаться страховым или нет. Т.е. вдруг кто-то решил проложить свой маршрут через кукурузное поле и ненароком не разминулся на таком поле с трактором, который там опылял кукурузу пестицидами. Поскольку кукурузное поле не подпадает под категорию дороги и других, специально предназначенных для движения территорий, то такой случай не будет страховым.

Менее дикий, но зато вполне реально случившийся пример. Огромный грузовой ЗИЛ переехал маленький форд. Однако все произошло на территории садового товарищества, т.е. на дачном участке – читай, территории, не предназначенной для дорожного движения, и в результате случай не был признан хоть сколько-нибудь страховым, страховая компания открестилась от каких-либо выплат.

Официально и при людях

Все возможные и невозможные модернизации или переделки любимого авто должны быть официально зарегистрированы. Увы, только при таком раскладе в результате момента Х можно будет рассчитывать на признание случая, подпадающего под страховку.

Т.е. не стоит относиться к ОСАГО как к эдакому налогу-побору на саму возможность использовать свое любимое транспортное средство, а любое неофициальное внесение изменений в конструкцию транспортного средства лучше бы регистрировать и брать в таком случае расширенную страховку.

Если один гонщик догонит другого у светофора на перекрестке, помяв себе перед, а ему соответственно – зад, то да, при прочих неизменных условиях – случай страховой.

Но вот, например, у догнавшего гонщика передний бампер выполнен в виде новой ультрамодной конструкции (непонятной и опасной для других участников дорожного движения), да при этом сие произведение тюнингового искусства не зарегистрировано.

В данном случае есть опасность признания использования данного транспортного средства в процессе дорожного движения незаконным, а случай – не страховым.

Мораль – любое изменение в конструкцию своего «коня» должно быть зарегистрировано, страховка соответственно – расширенная. И это касается не только кузова, но и «начинки» автомобиля.

То есть если кто-то решил переоборудовать свой пепелац новой более мощной гравицапой, или любой другой экипировкой, которая может увеличить степень риска возникновения момента Х, а регистрацию решил оставить «на потом» и страховку не расширил, то данный субъект может быть опечален известием о том, что ОСАГО не действует. И это будет вполне законно.

Внутри и снаружи

Следите за дверью!

Весьма распространенным и при этом весьма спорным случаем является ситуация с открытой автомобильной дверью. Рассматривать ее можно по-разному, отсюда собственно и ее спорность.

Водитель автомобиля А остановил свою автомашину и открыл водительскую дверь, при этом не обеспечив должную безопасность движения, и тем самым нарушил правила ПДД. Если водитель открыл дверь, при этом автомобиль стоит, то движения нет, кроме ситуации, когда водитель открывает дверь, чтобы видеть условия и направление движения при передвижении автомобиля задним ходом.

Эксперты страховых компаний часто апеллируют к тому, что авто стоит, а следовательно – не используется. Однако данное субъективное мнение можно оспорить в суде. Дело в том, что судебная практика показывает следующее.

Не все судьи соглашаются с мнением страховщиков. Одни считают открывающуюся (закрывающуюся) дверь частью процесса перемещения в транспортном средстве, и принимают как атрибут, приписываемый дорожному движению, что неразрывно связано с использованием данного транспортного средства.

Еще многие судьи склонны оценивать ситуацию таким образом: дверь автомобиля фактически является его неотделимой составной частью. Формально, если она находилась в движении, то и все транспортное средство в целом, как сложный предмет, тоже находилось в движении, а значит, использовалось.

Вывод – случай страховой.

Страховка такого не покроет…

Согласно все тому же федеральному закону, страховыми случаями не признаются следующие вещи:

  1. Нанесение ущерба при использовании автотранспортного средства, иного, нежели то, которое было указано в данном договоре ОСАГО. Т.е., страхованию подлежит не владелец, а сам автомобиль.
  2. Случаем, подлежащим страхованию, также не признается возникновение обязанности возмещения так называемой «упущенной выгоды», а также нанесение морального вреда. Увы, за собственный страх платить придется самостоятельно.
  3. Не будет считаться страховым случаем нанесение ущерба при использовании автотранспортного средства во время проведения соревнований, а также при обучении управлению автомобилем в специально обозначенных для этого местах. Грубо говоря, нужно быть осторожным со всякого рода наклейками, рекламой на собственном авто, такое чудо могут признать гоночным автомобилем, например, и отказать в выплате по страховке.
  4. Если при перевозке груза, связанным с риском, который подлежит отдельному виду страхования, ему нанесен ущерб, страховка ОСАГО не признается.
  5. Не причисляется к страховым случаям загрязнение окружающей среды, наступившее в результате момента Х. За испорченные пролитым маслом ценные породы цветов в придорожной клумбе будет платить непосредственно сам виновник ДТП, а не страховая контора.
  6. Нанесение ущерба здоровью или жизни людям при исполнении ими своих трудовых обязанностей, опять же если это подпадает под отдельный вид страхования.
  7. Не подпадает под страховой случай умышленное или случайное причинение вреда автотранспортному средству непосредственно водителем. Тоже относится и к оборудованию, и к грузам.
  8. Причинение вреда работнику, что повлекло за собой возникновение обязанностей по возмещению убытков его работодателю, также не относится к страховому случаю.
  9. Не признаются страховыми те случаи, вред от которых был причинен в процессе погрузочно-разгрузочных работ.
  10. Если транспортное средство двигалось по внутренней территории учреждений, организаций, товариществ и пр., то возникший момент Х также не будет считаться за страховой случай.
  11. К таким случаям не относятся также повреждения различных культурно-исторических ценностей, в том числе зданий и сооружений, вред, причиненный уникальным предметам и предметам антиквариата, изделиям из драгоценных и полудрагоценных камней, драгоценных металлов, уничтожение или повреждение наличных денег, банковских облигаций, либо же других ценных банковских бумаг, а также произведений искусства, литературы, науки или других объектов интеллектуальной авторской собственности, предметов религиозного культа и т.д. и т.п.
Читайте так же:  Ликвидация фирмы на усн

Порок всей эпохи

Следи за собой, будь осторожен!

На данный момент большинство страховых компаний прописывают в договоре, что откажут в выплате по страховым договорам не только в случае повреждения от ядерного взрыва или в результате гражданской войны, но и в более прозаических и частых случаях.

То есть, если виновник ДТП совершил его в состоянии, вызванным алкогольным или же какого-либо рода наркотическим опьянением, а также скрылся с места происшествия Х, либо же он не был вписан в страховой полис, никакого возмещения не последует.

Формально, это будет выглядеть как регрессивное взыскание возмещения, которое было выплачено пострадавшему, с человека, причинившего этот вред. То есть, это будет так называемый «регресс», но название суть дела не меняет…

Что такое страховой случай по ОСАГО

К сожалению, ситуации, когда на автомобиле есть повреждения, а страховщик отказывается выплачивать страховку, уверяя, что это не страховой случай, встречаются достаточно часто. И хотя такие неприятные моменты встречаются сплошь и рядом, не стоит сразу же верить на слово страховой компании, возможно, ее решение противоречит законодательству.

Что такое страховой случай

Чтобы дать определение страховому случаю, необходимо определиться с критериями, которые отображают страхование автогражданской ответственности:

  1. Объект страхования – это автогражданская ответственность виновного лица за причиненный пострадавшему материальный ущерб.
  2. Субъект страхования – движение транспортного средства по определенным дорогам и территориям.

Соответственно, страховой случая – это факт нанесения транспортным средством вреда другому имуществу. Жизни и здоровью потерпевшего в результате движения автомобиля виновника дорожно-транспортного происшествия по предусмотренным для такого движения дорогам.

При определении того, является ли произошедшее происшествие страховым случаем, страховщик должен учитывать несколько факторов:

  1. Застрахована ли автогражданская ответственность виновника ДТП (есть ли у него действующий полис ОСАГО).
  2. Осуществляло ли транспортное средство виновника ДТП движение во время столкновения.
  3. Есть ли ущерб, полученный в результате этого происшествия.

Соответственно, можно сделать вывод, что далеко не каждое происшествие, связанное с использованием транспортного средства, может считаться страховым случаем.

Сложности в определении страхового случая

Несмотря на тот факт, что определение страхового случая является базовым, его трактовку нельзя назвать четким. Зачастую, то или иное происшествие с автомобилем становится причиной для долгих судебных разбирательств со страховщиком, так как он категорически отказывается признавать случившееся страховым случаям и выплачивать возмещение на лечение или восстановление транспортного средства.

В соответствии с нормами законодательства, если сторонам не удается добиться согласия относительно того, является та или иная ситуация страховым случаем, они могут обратиться за урегулированием данного вопроса в суд. Причем, как утверждают юристы, из-за недостаточной практики по данному вопросу, многие судебные решения также не соответствуют истине.

Когда страховые компании не признают наступление страхового случая

Полный перечень ситуаций, которые не могут являться страховыми случаями, отражен в разделе втором Правил ОСАГО. В соответствии с нормами данного законодательного акта, существует несколько ситуаций, в которых страховщик имеет право отказать страхователю в выплате страхового возмещения, даже если имеются все частные признаки страхового случая. К таким ситуация относятся:

  1. Ущерб был причин по обстоятельствам непреодолимой силы. К примеру, это могут быть стихийные бедствие, а также некоторые несчастные случаи.
  2. Ущерб, полученный в результате радиационной опасности. В данную категорию входит не только заражение продуктами радиоактивного распада, но и весь сопутствующий ущерб (механические повреждения от взрывной волны, воспламенение).
    Соответственно, любой ущерб, полученный людьми и их техничкой в результате этой катастрофы, не оплачивается страховщиком.
  3. Ущерб, полученный имуществом и людьми во время военных действий. Сюда относятся любые конфликты, классифицируемые в качестве военных.
  4. Ущерб, полученный по умыслу потерпевшего.

В этих случаях невозможно получение страхового возмещения, как в случае с ОСАГО, так и с КАСКО.

Когда страховщики не признают страховой случай по ОСАГО

Этим же нормативно-правовым актом определен перечень ситуаций, в которых автомобилист не может рассчитывать на получение страховой выплаты только по полису ОСАГО. Так, к примеру, страховыми случаями не являются ситуации, когда:

Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему - просто обратитесь к нашему юристу:

+7 (812) 407-34-78 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

  1. Ущерб был причинен транспортным средством, не указанным в страховом полисе ОСАГО. В этом случае водителю авто придется оплачивать весь причиненный вред (как на лечение, так и на восстановление авто) из своего кармана.
  2. Потерпевшему был причинен моральный ущерб. В соответствии с нормами Федерального закона об ОСАГО, страховщик не должен компенсировать моральный вред, причиненный в результате ДТП. Если пострадавший хочет получить возмещение, он может обратиться с исковым заявлением к виновнику автомобильной аварии и взыскать эти денежные средства с него.
  3. Есть упущенная выгода. По страховому законодательству, упущенная выгода также никак не возмещается страховыми компаниями. Однако эту компенсацию автомобилист также может потребовать у виновника ДТП через суд, при условии, что у него есть возможность ее доказать.
  4. Если вред был причинен во время учебной езды или на испытаниях. В подобных ситуациях есть высокий коэффициент риска, поэтому страховать его нужно по дополнительным программам, а не по обычному ОСАГО.
  5. Если был причинен экологический вред. По закону, ущерб, причиненный окружающей среде, не может быть компенсирован в рамках страхования по программе ОСАГО.
  6. Был причинен ущерб перевозимым грузом. По закону, для таких случаев есть особые формы страхования, договора на которые заключаются в зависимости от того, какой именно уровень опасности имеет перевозимый груз.
  7. Вред был причинен здоровью или жизни официального персонала во время выполнения ими своих должностных обязанностей (рабочее время). В этом случае все расходы должны быть оплачены работодателем. При наличии у таких работников страховки, компенсация производится в рамках медицинского или социального страхования.
  8. Если работодателю получил убытки, в результате того, что его работнику был причинен вред. В соответствии с нормами законодательства, такой ущерб также должен возмещаться по другим программам страхования, а не по ОСАГО.
  9. Если ущерб грузу или транспортному средству был причинен водителем этого автомобиля. По страховому законодательству, виновником и пострадавшим не может быть один и тот же человек.
  10. Если материальный ущерб был получен при выполнении погрузочных или разгрузочных работ, так как это не относится к страхованию ОСАГО.
  11. Если ущерб был причинен предметам высокой или нематериальной ценности. В соответствии с нормами российского страхового право, страхование ОСАГО не предусматривает выплату возмещение в тех случаях, когда вред причиняется движимым или недвижимым предметам высокой ценности (ценные бумаги, предметы искусства, денежные знаки).
  12. Если полученный в результате дорожно-транспортного происшествия ущерб превышает лимит, установленный в страховом договоре. По правилам ОСАГО, все расходы по возмещению вреда и ущерба свыше лимита по страховке выплачиваются виновником ДТП.
    Однако такие лимиты могут быть увеличены путем заключения полиса дополнительного полиса ДСАГО.
  13. Если в результате дорожно-транспортного происшествия был причинен вред жизни или здоровью пассажиров транспортного средства, при условии, что автомобиль официально используется для перевозки пассажиров. Для таких случаев предусмотрены специальные программы страхования.

Полезные советы автомобилисту

В соответствии с нормами российского страхового законодательства, в случае угона транспортного средства, страховое возмещение по программе ОСАГО не выплачиваться. Застраховать автомобиль от этого можно только путем оформления полиса КАСКО, причем в договоре обязательно должно быть указано, что данная ситуация попадает под категорию страхового случая.

В случаях с крупными страховыми компаниями, с которыми собирается бороться страхователь, необходимо внимательно отнестись к сбору всех документов для судебного разбирательства. Такие компании как Росгосстрах и Ингосстрах имеют в своем штате отдельную команду юристов, которые представляют интересы страховщика в суде. Зачастую, выиграть у них дело не представляется возможным из-за постоянных ходатайств о перепроверках полученных от истца данных. В результате, дело может быть заторможено или вовсе проиграно.

Стоит помнить о том, что истечение срока действия диагностической карты также может стать причиной для отказа страховщика выполнять свои обязательства по страховому договору. В частности, отсутствие этого документа на автомобиль, выполняющий грузовые и пассажирские перевозки, гарантированно приведет к тому, что страховая компания не сочтет дорожно-транспортное происшествие страховым случаем.

Читайте так же:  Как оформить увольнение по собственному желанию без отработки

Если страховая компания пол каким-либо причинам отказывает страхователю в выплате страховки, ссылаясь на то, что произошедшее – не страховой случай, автомобилист может попробовать доказать обратное. Прежде всего, собственник транспортного средства должен подать досудебную претензию руководству страховой компании с требованием еще раз рассмотреть ситуацию. Важно, чтобы к претензии были приложены доказательства того, что ДТП действительно было страховым случаем.

Если в течение 10 дней собственнику так и не приходит ответ или он получает отказ в удовлетворении жалобы, автовладелец может обратиться с исковым заявлением в суд для того, чтобы отстаивать свою точку зрения. К иску обязательно должны быть приложены доказательства и копия претензии с отметкой о получении сотрудником страховой компании (при отправке письма заказным письмом – уведомление с отметкой о вручении адресату).

Что такое страховой случай по ОСАГО

К сожалению, ситуации, когда на автомобиле есть повреждения, а страховщик отказывается выплачивать страховку, уверяя, что это не страховой случай, встречаются достаточно часто. И хотя такие неприятные моменты встречаются сплошь и рядом, не стоит сразу же верить на слово страховой компании, возможно, ее решение противоречит законодательству.

Что такое страховой случай

Чтобы дать определение страховому случаю, необходимо определиться с критериями, которые отображают страхование автогражданской ответственности:

  1. Объект страхования – это автогражданская ответственность виновного лица за причиненный пострадавшему материальный ущерб.
  2. Субъект страхования – движение транспортного средства по определенным дорогам и территориям.

Соответственно, страховой случая – это факт нанесения транспортным средством вреда другому имуществу. Жизни и здоровью потерпевшего в результате движения автомобиля виновника дорожно-транспортного происшествия по предусмотренным для такого движения дорогам.

При определении того, является ли произошедшее происшествие страховым случаем, страховщик должен учитывать несколько факторов:

  1. Застрахована ли автогражданская ответственность виновника ДТП (есть ли у него действующий полис ОСАГО).
  2. Осуществляло ли транспортное средство виновника ДТП движение во время столкновения.
  3. Есть ли ущерб, полученный в результате этого происшествия.

Соответственно, можно сделать вывод, что далеко не каждое происшествие, связанное с использованием транспортного средства, может считаться страховым случаем.

Сложности в определении страхового случая

Несмотря на тот факт, что определение страхового случая является базовым, его трактовку нельзя назвать четким. Зачастую, то или иное происшествие с автомобилем становится причиной для долгих судебных разбирательств со страховщиком, так как он категорически отказывается признавать случившееся страховым случаям и выплачивать возмещение на лечение или восстановление транспортного средства.

В соответствии с нормами законодательства, если сторонам не удается добиться согласия относительно того, является та или иная ситуация страховым случаем, они могут обратиться за урегулированием данного вопроса в суд. Причем, как утверждают юристы, из-за недостаточной практики по данному вопросу, многие судебные решения также не соответствуют истине.

Когда страховые компании не признают наступление страхового случая

Полный перечень ситуаций, которые не могут являться страховыми случаями, отражен в разделе втором Правил ОСАГО. В соответствии с нормами данного законодательного акта, существует несколько ситуаций, в которых страховщик имеет право отказать страхователю в выплате страхового возмещения, даже если имеются все частные признаки страхового случая. К таким ситуация относятся:

  1. Ущерб был причин по обстоятельствам непреодолимой силы. К примеру, это могут быть стихийные бедствие, а также некоторые несчастные случаи.
  2. Ущерб, полученный в результате радиационной опасности. В данную категорию входит не только заражение продуктами радиоактивного распада, но и весь сопутствующий ущерб (механические повреждения от взрывной волны, воспламенение).
    Соответственно, любой ущерб, полученный людьми и их техничкой в результате этой катастрофы, не оплачивается страховщиком.
  3. Ущерб, полученный имуществом и людьми во время военных действий. Сюда относятся любые конфликты, классифицируемые в качестве военных.
  4. Ущерб, полученный по умыслу потерпевшего.

В этих случаях невозможно получение страхового возмещения, как в случае с ОСАГО, так и с КАСКО.

Когда страховщики не признают страховой случай по ОСАГО

Этим же нормативно-правовым актом определен перечень ситуаций, в которых автомобилист не может рассчитывать на получение страховой выплаты только по полису ОСАГО. Так, к примеру, страховыми случаями не являются ситуации, когда:

Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему - просто обратитесь к нашему юристу:

+7 (812) 407-34-78 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

  1. Ущерб был причинен транспортным средством, не указанным в страховом полисе ОСАГО. В этом случае водителю авто придется оплачивать весь причиненный вред (как на лечение, так и на восстановление авто) из своего кармана.
  2. Потерпевшему был причинен моральный ущерб. В соответствии с нормами Федерального закона об ОСАГО, страховщик не должен компенсировать моральный вред, причиненный в результате ДТП. Если пострадавший хочет получить возмещение, он может обратиться с исковым заявлением к виновнику автомобильной аварии и взыскать эти денежные средства с него.
  3. Есть упущенная выгода. По страховому законодательству, упущенная выгода также никак не возмещается страховыми компаниями. Однако эту компенсацию автомобилист также может потребовать у виновника ДТП через суд, при условии, что у него есть возможность ее доказать.
  4. Если вред был причинен во время учебной езды или на испытаниях. В подобных ситуациях есть высокий коэффициент риска, поэтому страховать его нужно по дополнительным программам, а не по обычному ОСАГО.
  5. Если был причинен экологический вред. По закону, ущерб, причиненный окружающей среде, не может быть компенсирован в рамках страхования по программе ОСАГО.
  6. Был причинен ущерб перевозимым грузом. По закону, для таких случаев есть особые формы страхования, договора на которые заключаются в зависимости от того, какой именно уровень опасности имеет перевозимый груз.
  7. Вред был причинен здоровью или жизни официального персонала во время выполнения ими своих должностных обязанностей (рабочее время). В этом случае все расходы должны быть оплачены работодателем. При наличии у таких работников страховки, компенсация производится в рамках медицинского или социального страхования.
  8. Если работодателю получил убытки, в результате того, что его работнику был причинен вред. В соответствии с нормами законодательства, такой ущерб также должен возмещаться по другим программам страхования, а не по ОСАГО.
  9. Если ущерб грузу или транспортному средству был причинен водителем этого автомобиля. По страховому законодательству, виновником и пострадавшим не может быть один и тот же человек.
  10. Если материальный ущерб был получен при выполнении погрузочных или разгрузочных работ, так как это не относится к страхованию ОСАГО.
  11. Если ущерб был причинен предметам высокой или нематериальной ценности. В соответствии с нормами российского страхового право, страхование ОСАГО не предусматривает выплату возмещение в тех случаях, когда вред причиняется движимым или недвижимым предметам высокой ценности (ценные бумаги, предметы искусства, денежные знаки).
  12. Если полученный в результате дорожно-транспортного происшествия ущерб превышает лимит, установленный в страховом договоре. По правилам ОСАГО, все расходы по возмещению вреда и ущерба свыше лимита по страховке выплачиваются виновником ДТП.
    Однако такие лимиты могут быть увеличены путем заключения полиса дополнительного полиса ДСАГО.
  13. Если в результате дорожно-транспортного происшествия был причинен вред жизни или здоровью пассажиров транспортного средства, при условии, что автомобиль официально используется для перевозки пассажиров. Для таких случаев предусмотрены специальные программы страхования.

Полезные советы автомобилисту

В соответствии с нормами российского страхового законодательства, в случае угона транспортного средства, страховое возмещение по программе ОСАГО не выплачиваться. Застраховать автомобиль от этого можно только путем оформления полиса КАСКО, причем в договоре обязательно должно быть указано, что данная ситуация попадает под категорию страхового случая.

В случаях с крупными страховыми компаниями, с которыми собирается бороться страхователь, необходимо внимательно отнестись к сбору всех документов для судебного разбирательства. Такие компании как Росгосстрах и Ингосстрах имеют в своем штате отдельную команду юристов, которые представляют интересы страховщика в суде. Зачастую, выиграть у них дело не представляется возможным из-за постоянных ходатайств о перепроверках полученных от истца данных. В результате, дело может быть заторможено или вовсе проиграно.

Стоит помнить о том, что истечение срока действия диагностической карты также может стать причиной для отказа страховщика выполнять свои обязательства по страховому договору. В частности, отсутствие этого документа на автомобиль, выполняющий грузовые и пассажирские перевозки, гарантированно приведет к тому, что страховая компания не сочтет дорожно-транспортное происшествие страховым случаем.

Если страховая компания пол каким-либо причинам отказывает страхователю в выплате страховки, ссылаясь на то, что произошедшее – не страховой случай, автомобилист может попробовать доказать обратное. Прежде всего, собственник транспортного средства должен подать досудебную претензию руководству страховой компании с требованием еще раз рассмотреть ситуацию. Важно, чтобы к претензии были приложены доказательства того, что ДТП действительно было страховым случаем.

Если в течение 10 дней собственнику так и не приходит ответ или он получает отказ в удовлетворении жалобы, автовладелец может обратиться с исковым заявлением в суд для того, чтобы отстаивать свою точку зрения. К иску обязательно должны быть приложены доказательства и копия претензии с отметкой о получении сотрудником страховой компании (при отправке письма заказным письмом – уведомление с отметкой о вручении адресату).

Читайте так же:  Льготы детям инвалидам в краснодарском крае

Что такое страховой случай по ОСАГО

К сожалению, ситуации, когда на автомобиле есть повреждения, а страховщик отказывается выплачивать страховку, уверяя, что это не страховой случай, встречаются достаточно часто. И хотя такие неприятные моменты встречаются сплошь и рядом, не стоит сразу же верить на слово страховой компании, возможно, ее решение противоречит законодательству.

Что такое страховой случай

Чтобы дать определение страховому случаю, необходимо определиться с критериями, которые отображают страхование автогражданской ответственности:

  1. Объект страхования – это автогражданская ответственность виновного лица за причиненный пострадавшему материальный ущерб.
  2. Субъект страхования – движение транспортного средства по определенным дорогам и территориям.

Соответственно, страховой случая – это факт нанесения транспортным средством вреда другому имуществу. Жизни и здоровью потерпевшего в результате движения автомобиля виновника дорожно-транспортного происшествия по предусмотренным для такого движения дорогам.

При определении того, является ли произошедшее происшествие страховым случаем, страховщик должен учитывать несколько факторов:

  1. Застрахована ли автогражданская ответственность виновника ДТП (есть ли у него действующий полис ОСАГО).
  2. Осуществляло ли транспортное средство виновника ДТП движение во время столкновения.
  3. Есть ли ущерб, полученный в результате этого происшествия.

Соответственно, можно сделать вывод, что далеко не каждое происшествие, связанное с использованием транспортного средства, может считаться страховым случаем.

Сложности в определении страхового случая

Несмотря на тот факт, что определение страхового случая является базовым, его трактовку нельзя назвать четким. Зачастую, то или иное происшествие с автомобилем становится причиной для долгих судебных разбирательств со страховщиком, так как он категорически отказывается признавать случившееся страховым случаям и выплачивать возмещение на лечение или восстановление транспортного средства.

В соответствии с нормами законодательства, если сторонам не удается добиться согласия относительно того, является та или иная ситуация страховым случаем, они могут обратиться за урегулированием данного вопроса в суд. Причем, как утверждают юристы, из-за недостаточной практики по данному вопросу, многие судебные решения также не соответствуют истине.

Когда страховые компании не признают наступление страхового случая

Полный перечень ситуаций, которые не могут являться страховыми случаями, отражен в разделе втором Правил ОСАГО. В соответствии с нормами данного законодательного акта, существует несколько ситуаций, в которых страховщик имеет право отказать страхователю в выплате страхового возмещения, даже если имеются все частные признаки страхового случая. К таким ситуация относятся:

  1. Ущерб был причин по обстоятельствам непреодолимой силы. К примеру, это могут быть стихийные бедствие, а также некоторые несчастные случаи.
  2. Ущерб, полученный в результате радиационной опасности. В данную категорию входит не только заражение продуктами радиоактивного распада, но и весь сопутствующий ущерб (механические повреждения от взрывной волны, воспламенение).
    Соответственно, любой ущерб, полученный людьми и их техничкой в результате этой катастрофы, не оплачивается страховщиком.
  3. Ущерб, полученный имуществом и людьми во время военных действий. Сюда относятся любые конфликты, классифицируемые в качестве военных.
  4. Ущерб, полученный по умыслу потерпевшего.

В этих случаях невозможно получение страхового возмещения, как в случае с ОСАГО, так и с КАСКО.

Когда страховщики не признают страховой случай по ОСАГО

Этим же нормативно-правовым актом определен перечень ситуаций, в которых автомобилист не может рассчитывать на получение страховой выплаты только по полису ОСАГО. Так, к примеру, страховыми случаями не являются ситуации, когда:

Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему - просто обратитесь к нашему юристу:

+7 (812) 407-34-78 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

  1. Ущерб был причинен транспортным средством, не указанным в страховом полисе ОСАГО. В этом случае водителю авто придется оплачивать весь причиненный вред (как на лечение, так и на восстановление авто) из своего кармана.
  2. Потерпевшему был причинен моральный ущерб. В соответствии с нормами Федерального закона об ОСАГО, страховщик не должен компенсировать моральный вред, причиненный в результате ДТП. Если пострадавший хочет получить возмещение, он может обратиться с исковым заявлением к виновнику автомобильной аварии и взыскать эти денежные средства с него.
  3. Есть упущенная выгода. По страховому законодательству, упущенная выгода также никак не возмещается страховыми компаниями. Однако эту компенсацию автомобилист также может потребовать у виновника ДТП через суд, при условии, что у него есть возможность ее доказать.
  4. Если вред был причинен во время учебной езды или на испытаниях. В подобных ситуациях есть высокий коэффициент риска, поэтому страховать его нужно по дополнительным программам, а не по обычному ОСАГО.
  5. Если был причинен экологический вред. По закону, ущерб, причиненный окружающей среде, не может быть компенсирован в рамках страхования по программе ОСАГО.
  6. Был причинен ущерб перевозимым грузом. По закону, для таких случаев есть особые формы страхования, договора на которые заключаются в зависимости от того, какой именно уровень опасности имеет перевозимый груз.
  7. Вред был причинен здоровью или жизни официального персонала во время выполнения ими своих должностных обязанностей (рабочее время). В этом случае все расходы должны быть оплачены работодателем. При наличии у таких работников страховки, компенсация производится в рамках медицинского или социального страхования.
  8. Если работодателю получил убытки, в результате того, что его работнику был причинен вред. В соответствии с нормами законодательства, такой ущерб также должен возмещаться по другим программам страхования, а не по ОСАГО.
  9. Если ущерб грузу или транспортному средству был причинен водителем этого автомобиля. По страховому законодательству, виновником и пострадавшим не может быть один и тот же человек.
  10. Если материальный ущерб был получен при выполнении погрузочных или разгрузочных работ, так как это не относится к страхованию ОСАГО.
  11. Если ущерб был причинен предметам высокой или нематериальной ценности. В соответствии с нормами российского страхового право, страхование ОСАГО не предусматривает выплату возмещение в тех случаях, когда вред причиняется движимым или недвижимым предметам высокой ценности (ценные бумаги, предметы искусства, денежные знаки).
  12. Если полученный в результате дорожно-транспортного происшествия ущерб превышает лимит, установленный в страховом договоре. По правилам ОСАГО, все расходы по возмещению вреда и ущерба свыше лимита по страховке выплачиваются виновником ДТП.
    Однако такие лимиты могут быть увеличены путем заключения полиса дополнительного полиса ДСАГО.
  13. Если в результате дорожно-транспортного происшествия был причинен вред жизни или здоровью пассажиров транспортного средства, при условии, что автомобиль официально используется для перевозки пассажиров. Для таких случаев предусмотрены специальные программы страхования.

Полезные советы автомобилисту

В соответствии с нормами российского страхового законодательства, в случае угона транспортного средства, страховое возмещение по программе ОСАГО не выплачиваться. Застраховать автомобиль от этого можно только путем оформления полиса КАСКО, причем в договоре обязательно должно быть указано, что данная ситуация попадает под категорию страхового случая.

В случаях с крупными страховыми компаниями, с которыми собирается бороться страхователь, необходимо внимательно отнестись к сбору всех документов для судебного разбирательства. Такие компании как Росгосстрах и Ингосстрах имеют в своем штате отдельную команду юристов, которые представляют интересы страховщика в суде. Зачастую, выиграть у них дело не представляется возможным из-за постоянных ходатайств о перепроверках полученных от истца данных. В результате, дело может быть заторможено или вовсе проиграно.

Стоит помнить о том, что истечение срока действия диагностической карты также может стать причиной для отказа страховщика выполнять свои обязательства по страховому договору. В частности, отсутствие этого документа на автомобиль, выполняющий грузовые и пассажирские перевозки, гарантированно приведет к тому, что страховая компания не сочтет дорожно-транспортное происшествие страховым случаем.

Если страховая компания пол каким-либо причинам отказывает страхователю в выплате страховки, ссылаясь на то, что произошедшее – не страховой случай, автомобилист может попробовать доказать обратное. Прежде всего, собственник транспортного средства должен подать досудебную претензию руководству страховой компании с требованием еще раз рассмотреть ситуацию. Важно, чтобы к претензии были приложены доказательства того, что ДТП действительно было страховым случаем.

Если в течение 10 дней собственнику так и не приходит ответ или он получает отказ в удовлетворении жалобы, автовладелец может обратиться с исковым заявлением в суд для того, чтобы отстаивать свою точку зрения. К иску обязательно должны быть приложены доказательства и копия претензии с отметкой о получении сотрудником страховой компании (при отправке письма заказным письмом – уведомление с отметкой о вручении адресату).