Перейти к содержимому

Дарвиш о.б возрастная психология учебное пособие 2019

Возрастная психология

В учебном пособии рассматриваются теоретические основы психологии развития человека на всех возрастных этапах. Предлагаются вопросы для обсуждения, а также диагностические методики для выполнения заданий и использования их в практической деятельности.

Пособие адресовано студентам высших учебных заведений, преподавателям и слушателям факультетов повышения квалификации работников образования, практическим психологам.

Дарвиш о.б возрастная психология учебное пособие 2019

21. Карделл, Ф. Психотерапия и лидерство./ Ф. Карделл. - СПб.: Речь, 2000.- 234 с.

22. Кон, И.С. Психология ранней юности: книга для учителя / И.С.Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 255с.

23. Кон, И.С. Психология старшеклассника: пособие для учителей./ И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1980. - 192 с.

24. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А.Карпенко; Под общ. Ред. А.В. Петровсого, М.Г. Ярошевского. - 2 изд., расш., испр. и доп. - Ростов н/Д: изд-во "Феникс", 1998. - 512 с.

25. Крысько, В.Г. Социальная психология: учебник для вузов, 2-е изд. / В.Г. Крысько. - СПб.: Питер, 2007. - 432 с.

26. Леванова, Е.А. Игра в тренинге. Возможности группового взаимодействия. 2-е изд. / Е.А. Телегина; А.Г. Волошина; В.А. Плешаков; А.Н. Соболева; И.О. Телегина. - СПб.: Питер, 2008. - 208 с.

27. Липкина, А.И. Самооценка школьника / А.И. Липкина. - М.: "Знание", 1976. - 64 с.

28. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 456 с.

29. Немов, Р.С. Практическая психология: Познание себя: Влияние на людей: Пособие для учащихся / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 320 с.

30. Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций / Под ред. В.Ю. Большакова. - СПб.: Изд-во С. - Петерб. ун-та, 2000. - 512 с.

31. Пантилеев. С.Р. Самоотношение как эмоционально - оценочная система / С.Р. Пантилеев. - М.,1991.

32. Петровский, А.В. Психология / А.В.Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: "Академия", 2001. - 512 с.

33. Практическая психология образования: Учеб. пособие. 4-е изд. / Под ред. И.В. Дубровиной. - СПб: Питер, 2006. - 592 с.

34. Психология развития: Учеб. для студ. высш. психол. учеб. заведений / Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: "Академия", 2005. - 528 с.

35. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф.Райс. - СПб: Питер, 2000. - 624 с.

36. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Педагогика - Пресс, 1997. - 440 с.

37. Психология / Под ред. А.А.Крылова. - М.: Проспект, 1999. - 584 с.

38. Психология для студентов вузов / Под ред. Е.Н. Рогова. - М.: Март, 2005. - 560 с.

39. Райгородский, Д.Я. Психология руководства: Учебное пособие для факультетов: психологических, экономических и менеджмента./ Д.Я. Райгородский. - Самара.: Издательский дом "Бахрах" - М, 2005.- 768 с.

40. Румянцева, В.И. Лидер: Опыт изучения психологии неформального лидерства/ В.И. Румянцева. - СПб: СПбГТУ, 1996.

41. Сатир, В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ.: улучш. изд. / В.И. Сатир. - М.: Педагогика - Пресс, 1992. - 192 с.

42. Секач, М.Ф. Формирование самооценки руководителя / М.Ф.Секач; И.Э. Вегерчук // Мир психологии,1999.- №2.- 254 с.

43. Сидоров, К.Р. Самооценка в психологии/ К.Р.Сидоров // Мир психологии, 2006.-№2.- с.224 - 232

44. Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. - М., 2002.

45. Социальная психология: хрестоматия: учебное пособие для студентов вузов / сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 475 с.

46. Социальная психология / Под ред. Сухова, А.А. Дергача. - М.: "Академия", 2001. - 600 с.

47. Социальная психология: учебно - методический комплекс по дисциплине 030301 Психология/ авторы - составители Шамшикова О.А., Клепикова Н.М. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007. - 286 с.

48. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: "Феникс", 2000. - 544 с.

49. Фетискин, Н.С., Социально - психологическая диагностика развития личности малых групп./ Н.С. Фетискин; В.В. Козлов; Г.М. Мануйлов. М.: Издательство Института Психотерапии., 2002.- 490 с.

50. Хорни, К. Собрание сочинений: в 3т. Т1: Психология женщины: Невротическая личность нашего времени / К. Хорни, пер. с англ. А.М. Боковикова. - М.: Смысл, 1997. - 496с.

51. Чеснокова, И.И. Проблемы самосознания в психологии / И.И. Чеснокова; отв. ред. Е.В.Шорохова; Ин-т психологии АНСССР. - М.: Наука, 1997. - 144с.

52. Шульц, Д. История современной психологии / Д. Шульц. - СПб: Евразия, 2002. - 532с.

53. Щербина, В.В. Социальные теории организации / В.В.Щербина. - М.: ИНФРА., 2000.

54. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Дэниел Гоулман, Ричард Бояцис, Энни Макки; Пенр. С англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 301 с.

55. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. Пер. с англ. и науч. ред. А.А.Алексеева. - 2-е изд. перераб. и доп. - СПб: Ленато: Аст, 1996. - 589с.

56. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. / Э.Эриксон . Пер. с англ. А.Д. Андреева, А.М.Прихожан, , Н.Н.Толстых; общ. ред. и предисловие А.В.Толстых. - М.: Прогресс, 1996. - 344с.

Дарвиш о.б возрастная психология учебное пособие 2019

24. Кон И.С. Психология ранней юности. М : Просвещение, 1989.-255с.

25. Корнилов К.Н., Рыбникова Н.А. Детство и юность. педологический сборник. - М.: работник просвещения, 1992. - 114 с.

26. Кравцова С.В. подросток на перекрестке эпох. - М.: Генезис, 1997. - 280 с.

27. Кроповницкий О.В. Психология подростка. - М.: просвещение, 2001. - 128 с.

28. Круковер В. воспитание подростка: 400 практических советов. - М.: Континент-Пресс, 2001. - 563 с.

29. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. психология подростка. - М.: просвещение, 1965. - 314 с.

30. Кручинин В.А. Формирование мотивации достижения успеха в подростковом возрасте: монография / В. А. Кручинин, Е. А. Булатова; Нижегорск. Гос. Архит. Строит. Ун-т. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2010. - 155 с.

31. Кулаков С.А. На приеме у психолога-подросток: Пособие для практических психологов / С. А. Кулаков. - Санкт-Петербург : РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2001. - 350 с.

32. Кураев Г.А. Возрастная психология : курс лекций / Г. А. Кураев, Е. Н. Пожарская. - Ростов н/Д. : УНИИ валеологии РГУ, 2002. - 146 с.

33. Лемеш Ю. Общаться с подростком. Как? - М.: АСТ, Астрель-СПб, ВКТ, 2010. - 288 с.

34. Макеева Л.В. Динамика самооценки личности в подростковом возрасте : автореферат дис. канд. психол. наук. СПб.: СПбГУ, 2002. - 18 с

35. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы : справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. - М. : Эксмо, 2004. - 896 с.

36. Масгутова С.К. Основные проблемы подросткового возраста в контексте школьной психологической службы. Автор. К.п.н. -М 1988г-21с.

37. Орлов В.Н. Активность и самостоятельность учащихся. - М.: Логос, 2004. - с. 214-218.

38. Прыгин Г.С. Психология самостоятельности: Монография. - Ижевск, Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2009. - 408 с.

39. Першина Л.А. Возрастная психология : учебное пособие для вузов / Л. А. Першина. - 2-е изд. - Москва : Академический Проект : Альма Матер, 2005. - 256 с.

40. Поливанова КН. Психологический анализ кризисов возрастного развития //Вопросы психологии .- 1994 № 3 с 61-69.

41. Прихожан А. М. Проблема подросткового кризиса / А. М. Прихожан // Психологическая наука и образование. - 2000. - № 1. - С. 82-87.

42. Психология подростка. Под ред. А. А. Реана - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 432 с.

43. Психология современного подростка / под ред. Д. И. Фельдштейна; НИИ общ. и пед. психологии АПИ СССР. - М.: Педагогика, 1987. - 240с.

44. Психология современного подростка / под ред. Л. А. Регуш. - Санкт-Петербург: Речь, 2005. - 400 с.

45. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2012. - 816 с.

46. Сайко Э.В., Фельдштейн Д.И. Подросток на дистанции взросления и в пространстве его определения // Мир психологии. 2007. № 4. С. 3-10.

47. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д. И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.

48. Семчук Л.А. Подходы к изучению кризисов в подростковом возрасте : Ст. Холл,

49. Сердюкова Ю.А. Взаимосвязь самоотношения подростков и их отношения к своим родителям. Российская семья: историко-психологический портрет : материалы XXIV Международной научной конференции. Санкт-Петербург, 15-16 декабря 2008 г. - СПб. : Нестор, 2008 - 204 с.

50. Словарь психолога-практика /Сост. С. Ю. Головин. -- 2-е изд., перераб. И доп. - Мн: Харвест, М.: АСТ, 2001. - 976 с.

51. Степанов В. Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие для учителей и родителей . -- М.: Академия, 1997. - 320 с.

52. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1988. №6. С. 31-41.

53. Фролов Ю.А. Психология подростка. Хрестоматия. - М.: Российское Педагогическое Агентство, 1997. - 526 с.

54. Хухлаева О.В. Психология подростка : учебное пособие для вузов : рекомендовано УМО вузов РФ / О. В. Хухлаева. - Москва : Академия, 2008. - 160 с.

55. Фиофанова О.А. Психология взросления и воспитательные практики нового поколения: учеб. пособие. - М.: Флинта, МПСИ, 2012. -

56. Цукерман Г.А. Психоогия саморазвития: задача для подростков и их родителей. - М.: Интерпракс, 1995. - 288 с.

57. Шпрангер Э., В. Штерн / Л. А. Семчук, А. И. Янчий // Возрастная психология : учеб.-метод. комплекс. - Гродно : ГрГУ им. Я. Купалы, 2006. - 329 с.

58. Шурухт С.М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. - СПб.: Речь, 2006. - 112 с.

59. Эльконин Д. Б. Взрослость, ее содержание и формы проявления у подростков- пятиклассников / Д. Б. Эльконин // Возрастная и педагогическая психология / под ред. И. В. Дубровиной. - М. : Академия, 2008. - С. 67-84.

60. Эриксон Э. Идентичность : юность и кризис / Э. Эриксон. - М. : Флинта, 2006. - 342 с.

61. Яшкова А. Н. Кризисы возрастного развития и психологическое здоровье в детском возрасте / А. Н. Яшкова // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2012. - Т. 18. - № 2. - С. 95-100.

Олеся Дарвиш: Возрастная психология. Учебное пособие для вузов

Аннотация к книге "Возрастная психология. Учебное пособие для вузов"

В учебном пособии рассматриваются теоретические основы психологии развития человека на всех возрастных этапах. Предлагаются вопросы для обсуждения, а также диагностические методики для выполнения заданий и использования их в практической деятельности.
Пособие адресовано студентам высших учебных заведений, преподавателям и слушателям факультетов повышения квалификации работников образования, практическим психологам.
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 031000 "Педагогика и психология".

Читайте так же:  Скутеры со штраф стоянки

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Родительское собрание "Агрессия, ее причины и последствия"

Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро, как добро, так и зло.
Николо Макиавелли

Форма проведения: разговор по душам.

Задачи собрания:

  • Обсудить с родителями причины агрессивности и её влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.
  • Формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессивности, возможных путей её преодоления.

Предварительная работа:

  • Анкетирование и тестирование учащихся (Приложение 1)
  • Анкетирование родителей (Приложение 2).
  • Рисунок несуществующего животного (М.Б.Дукаревич)
  • Разработка памяток для родителей (по предупреждению детской агрессивности). Приложение 3.

Ведущий: Уважаемые папы и мамы! Сегодняшнюю встречу мне бы хотелось начать с разговора о проблеме агрессии. Этот разговор не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии с экранов телевизоров, компьютеров.

Возраст проявления агрессии явно помолодел. Её проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать. Её проявляют даже малыши. Как бороться с проявлениями агрессии? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить.

Но сначала я хочу прочитать вам притчу "Бабочка" (Приложение 4).

Слово предоставляется психологу.

"Готовясь к встрече, мы провели анкетирование среди детей и родителей 5-8 классов. Нам было интересно узнать, как вы, родители, относитесь к этой проблеме, считаете ли вы нужным говорить об это. (Анализ анкет).

Такая проблема существует. И о ней нужно говорить с детьми, со взрослыми: учителями и родителями. Практически в каждом классе есть задиристые и драчливые дети, которые постоянно нападают на одноклассников, оскорбляют и обманывают. Это агрессивные ребята. С такими детьми нужно работать и родителям, и учителям, и психологам:

  • Обучать агрессивных детей выражать свой гнев другими, более приемлемыми способами.
  • Обучать таких ребят владеть собой и развивать в них способность контролировать себя в разных ситуациях, провоцирующих агрессию.
  • Формировать в агрессивных детях способность к доверию, сочувствию, учить их сопереживать.

Давайте разберёмся, что такое агрессия?

Под агрессией мы понимаем поведение человека, приносящее физический и моральный ущерб другим людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности. (Слово "агрессия" произошло от латинского "agressio), что означает "нападение", "приступ".) Существует два вида агрессии - "доброкачественная" и "злокачественная". Первая появляется в момент опасности и носит защитный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная форма агрессии. "Злокачественная" агрессия представляет собой жестокость. Агрессивность как личностная черта входит в группу таких качеств, как враждебность, обидчивость, недоброжелательность, негативизм, злость, мстительность.

Детям 5-8 классов было предложено 10 выражений, которые характеризуют человека. Нужно было выбрать 5 качеств, характеризующие их как личность. (Анализ анкет).

Агрессия - это способ выражения гнева, протеста. В основе лежат боль, унижение, обида, страх, которые, в свою очередь, возникают от неудовлетворения человеческой потребности в любви и нужности другому человеку. (Анализ анкет). ("Мне хорошо, когда меня::)

Агрессивное поведение у детей - это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми ребёнок справиться не в силах. (Анализ анкет). ("Чаще всего я злюсь, когда меня . "; "Чаще всего я плачу, когда меня:."; "Чаще всего я обижаюсь, когда:"; "Мне плохо, когда:").

Как выглядит агрессивный ребёнок?

Агрессивный ребёнок нападает на других детей, обзывает и бьёт их, отбивает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения. Часто такой ребёнок ощущает себя отверженным, никому не нужным. Такие дети не могут оценить агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в их чувствах преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации ограничено. Чаще всего это защитные реакции. (Анализ рисунков "Несуществующее животное")

(схема наблюдения за ребёнком)

Ребёнок:

  1. Часто теряет контроль над собой.
  2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
  3. Часто отказывается выполнять правила.
  4. Часто специально раздражает людей.
  5. Часто винит других в своих ошибках.
  6. Часто сердится и отказывается сделать что-то.
  7. Часто завистлив, мстителен.
  8. Чувствителен, очень быстро реагирует.

Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии, то есть способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных детей чаще всего не волнуют страдания окружающих; они даже представить не могут, что кому-то может быть плохо и неприятно. (Анализ анкет: "Против кого ваш ребёнок проявляет агрессию:").

Причины проявления агрессии у детей могут быть самыми разными. Как считают детские психологи, возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Кроме того, на становление агрессивного поведения оказывает большое влияние атмосфера в семье, а именно, характер наказаний, которые обычно применяют родители на проявление гнева у своего ребёнка. (Анализ анкет. "Какими средствами вы стараетесь преодолеть агрессию своего ребёнка. ).

Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а напротив, развивают его в своём ребёнке: всем известно, что зло порождает зло, а агрессия - агрессию. Если же родители не обращают внимания на агрессивные реакции своего ребёнка, то он очень скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.

Мысленно представьте лицо своего ребёнка. Помните, агрессивность проявляется, если

  • ребёнка бьют;
  • над ребёнком издеваются;
  • над ребёнком зло шутят;
  • ребёнка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
  • родители заведомо лгут;
  • родители пьют и устраивают дебоши;
  • родители воспитывают ребёнка двойной моралью;
  • родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребёнка;
  • родители не умеют любить одинаково своих детей;
  • родители ребёнку не доверяют;
  • родители настраивают ребёнка друг против друга;
  • родители не общаются со своим ребёнком;
  • вход в дом закрыт для друзей ребёнка;
  • родители проявляют по отношению к ребёнку мелочную опеку и заботу;
  • родители живут своей жизнью, и в этой жизни нет места их ребёнку;
  • ребёнок чувствует, что его не любят.

Для преодоления детской агрессии в своём педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, сопереживание, терпение, требовательность, честность, откровенность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, сердечность, понимание чувства юмора, ответственность, такт, дружелюбие, умение удивляться, надежду и любовь.

О том, как предупредить детскую агрессивность мы подготовили для вас памятки (раздаём).

Ведущий: Фильмы ужасов, боевики давно стали для нас привычными. Чего проще: наслаждайся похождениями крутых парней, которых пуля не берёт, ужасайся потоками крови, льющейся за экраном. Но всё ли так просто, как кажется на первый взгляд? Что происходит с психикой телезрителя в тот момент, когда очередной телевизионный маньяк режет свою жертву на кусочки? На этот счёт у педагогов и психологов своё мнение.

(Выступление учителя литературы о влияние телевидения на развитие агрессивности у детей). (Приложение 5).

Разговор с родителями: как вы считаете, можно ли нашим детям смотреть это; и что смотреть?

"Нравственный облик личности зависит, в конечном счёте, от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства". В.А.Сухомлинский.

Слово предоставляется психологу/

Что значит любить своего ребёнка?

Я начинаю с вопроса: "Скажите, пожалуйста, а что значит, в вашем понимании, любить своего ребёнка?"

Кто-то говорит, что любить своего ребёнка - значит заботиться о нём, интересоваться его жизнью, возить его отдыхать, покупать еду и вещи. А в последнее время я всё чаще слышу, что любить своего ребёнка - это говорить ему: "Я тебя люблю!" Да, именно эти слова ребёнок хочет слышать из уст своих самых близких людей. Это очень важные слова, они питают всё существование малыша, а потом и существование повзрослевших юноши и девушки. Их необходимо слышать каждому человеку в своей жизни, и не раз.

Что значит принимать ребенка, безусловно? Это значит любить его просто потому, что он есть, ведь когда он родился, родители ничего от него не требовали и не ждали. Они просто хотели, чтобы он был здоровенький и счастливый, улыбались ему, качали его, обращали на него внимание всякий раз, когда это было ему необходимо.

А сейчас он подрос, и отношение к нему меняется - это верно. Но, бывает, настолько, что трудно поверить, что он для родителей в радость.

Если вы видите своего ребёнка в таком состоянии, первое, что вы можете и должны сделать, - это обнять его, прижать к себе и держать возле себя столько, сколько нужно ребёнку. Когда ему будет достаточно, он сам отойдёт.

При этом вы ни в коем случае не похлопывайте его по спине и не поглаживайте, будто бы "всё это такие мелочи, что до свадьбы заживёт". Вы просто его обнимайте. Если это подросток, и он уже не даёт себя обнять, то можно посидеть рядом, подержав его за руку. Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребёнка несколько раз в день. Она считает, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! А для того, чтобы ребёнок развивался интеллектуально, - 12 раз в день! И между прочим - не только ребёнку, но и взрослому.

Говорят, что руку ребёнка надо держать до тех пор, пока он её сам не отнимет. Ребёнок должен знать, что родители его всегда поймут и примут, что бы с ним ни случилось. Ребёнку подобные знаки безусловного приятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они питают его эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает

Таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.

Оказывается, детям, да и вообще любому взрослому, необходимы объятия для того, чтобы почувствовать свою нужность.

Читайте так же:  Заявление на возврат госпошлины арбитраж образец

Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть необходимости другому, - одна из фундаментальных человеческих потребностей. Её удовлетворение - условие нормального развития ребёнка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребёнку, что он вам дорог, что он хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях.

И поэтому я вам сегодня даю домашнее задание - обнять всех, кто живёт с вами в доме, и проследить за реакцией домашних, а также за своими чувствами. Можете что-нибудь сказать каждому, если захочется.

Ведущий: Наша встреча подошла к концу. Нам хотелось бы узнать, затронул ли вас сегодняшний разговор?

У вас на руках желтые и синие цветы. Если вы положительно относитесь к подобной форме проведения, то прикрепите к нашему букету настроения желтый цветок, если отрицательно - синий.

Всем спасибо, до встречи!

Литература.

  1. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. Учебное пособие.- Барнаул, 2002, с. 123 - 130.
  2. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. - М., 2004.
  3. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. 5-11 классы.- М., 2004.
  4. Учителю о психическом здоровье младших школьников: Практическое пособие / Под ред. Л.С.Колмагоровой. - Барнаул: БГПУ, 2004.

Дарвиш о.б возрастная психология учебное пособие 2019

А.С. Амирова, Н.И. Пустовалова, Г.И. Уайсова, Н.Р. Балгожина, Ш.А. Сулейменова, Т.Б. Аштаев, М.Н. Толегенова, Н.Б. Сероштан, Е.А. Вьюшкова, Б.И. Ижанов. - Астана: РНПЦ проблем 12-летнего образования, 2004. - 45 с.

  • 21. Готфруа Ж. Что такое психология [Текст] / Ж. Готфруа. В 2 т. Т. 1. - 2-е изд., стереотип. - М.: Мир, 1996. - 496 с.
  • 22. Грехнев В.С. Культура педагогического общения [Текст]: книга для учителя / В.С. Грехнев. - М.: Просвещение, 1990. - 142 с.
  • 23. Григорьева Е.А. Оценивание как метод педагогического исследования [Текст]: автореф. дис. . канд. пед. наук. / Е.А. Григорьева.-Л., 1974.
  • 24. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности [Текст]: учеб, пособие для вузов / М.Т. Громкова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 415 с.
  • 25. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2010.
  • 26. Данилюк А.Я. Примерная программа воспитания и социализации учащихся основной школы [Текст] / А.Я. Данилюк, С.В. Дармоде-хин, И.В. Вагнер, С.В. Климин, А.А. Летягин, А.Г. Синицын, Т.Г. Куликова. - М.: ИСВ РАО, ИСИО РАО, 2011. - 65 с.
  • 27. Дарвиш О.Б. Возрастная психология [Текст]: учеб, пособие для студ. вузов, обучающихся по специальности 031000 «Педагогика и психология» / О.Б. Дарвиш; под ред. В.Е. Клочко. - М.: ВЛА-ДОС-ПРЕСС, 2005. - 264 с.
  • 28. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация [Текст] / Д. Дилео. - М.: Апрель Пресс. Психотерапия, 2007. - 272 с.
  • 29. Дмитриев Ю.А. Ценностные приоритеты в формировании духовнонравственных качеств подростков в процессе приобщения к культурным народным традициям [Текст] / Ю. А. Дмитриев, В.И. Щеголь. - Тольятти: Форум, 2006.
  • 30. Драгунова Т.В. Подросток [Текст] / Т.В. Драгунова. - М.: Знание, 1976.-96 с.
  • 31. Древе У. Организация урока: (В вопросах и ответах). Оценки и отметки [Текст] / У. Древе, Э. Фурманн, X. Век. - М.: Просвещение, 1984,- 128 с.
  • 32. Ерахтин А.В. Структура индивидуального сознания [Текст] /

А.В. Ерахтин // Природа общественного и индивидуального сознания: Межвузовский сборник научных трудов. - Иваново: Ивановский государственный университет, 1989.-С. 15-25.

  • 33. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов [Текст]: учебник / О.Ю. Ермолаев. - М.: МПСИ, Флинта, 2002. -336 с.
  • 34. Жерносеков Н.К. Процесс формирования личности в условиях обучения и воспитания [Текст]: учеб, пособие / Н.К. Жерносеков. - Воронеж: ВГПИ, 1973. - 310 с.
  • 35. Жог В.И. Синергетика и образование [Текст] / В.И. Жог // Кадровые ресурсы инновационного развития образовательной системы. Материалы I Всероссийского педагогического конгресса (19-21 декабря 2007 г., Москва, МАНПО). В 4 ч. Ч. 2. - М.: МАНПО, 2007. -С. 248-256.
  • 36. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования [Текст] / В.П. Зинченко // Педагогика. 1997. № 5. - С. 7-13.
  • 37. Ильин Е.П. Эмоции и чувства [Текст]: учеб, пособие / Е.П. Ильин. -СПб.: Питер, 2002.-752 с.
  • 38. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя как условие модернизации педагогического образования [Текст] / И.Ф. Исаев // Педагогическое образование и наука. 2004. №5.-С. 16-21.
  • 39. Кагаров Е.Г. Метод проектов в трудовой школе [Текст] / Е.Г. Катаров. - Л.: Брокгауз-Ефрон, 1926. - 88 с.
  • 40. Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе [Текст] / М.Г. Казакина. - Л.: ЛГПИ, 1989. - 45 с.
  • 41. Каширский Д.В. Становление системы ценностей на начальном этапе обучения в педагогическом вузе [Текст] / Д.В. Каширский, Н.Г. Руденко // Труды Всероссийской научно-практической конференции «Образование для XXI века: доступность, эффективность, качество. - М.: МАНПО, 2002. - 826 с.
  • 42. Килпатрик У.Х. Метод проектов [Текст] / У.Х. Килпатрик. - Л., 1925.
  • 43. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е.А. Климов. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 512 с.
  • 44. Климов С.Н. Ценности патриотизма как фактор формирования духовной культуры личности [Текст] / С.Н. Климов // Вестник Иссык-кульского университета. 2007. № 18.
  • 45. Козлов Э.П. Нравственное образование [Текст]: программы общеобразовательных интегративных обществоведческих экспериментальных учебных курсов морали для I - XI классов: Азбука нравственности (I - IV классы). Нравственная грамматика (V - IX классы). Основы морали (IX, X, XI классы). Для средней общеобразовательной школы, гимназий, лицеев и колледжей, а также для средних специальных учебных заведений / Э.П. Козлов. - М., 1999.
  • 46. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения [Текст] / М.Ю. Кондратьев. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 336 с.
  • 47. Коротов В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса [Текст]: учеб, пособие для слушателей ФПК, директоров школ и студентов пед. ин-тов / В.М. Коротов. - М.: Просвещение, 1983. -224 с.
  • 48. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего [Текст] / М. Коул. - М.: Когито-центр, Институт психологии РАН, 1997.-432 с.
  • 49. Крившенко Л.П. Педагогика [Текст]: учебник / Л.П. Крившенко; под ред. Л. П. Крившенко. - М.: Проспект, 2012. - 428 с.
  • 50. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет) [Текст]: учеб, пособие / И.Ю. Кулагина. - 4-е изд. -М.: издательство УРАО, 1998. - 176 с.
  • 51. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Сфера, 2004. - 464 с.
  • 52. Кухарчук А.М. Человек него профессия [Текст]: учеб, пособие для студентов высш. учеб, заведений / А.М. Кухарчук, В.В. Лях, А.Б. Широкова. - Минск: Соврем, слово, 2006. - 544 с.
  • 53. Лещинский В.М. Учимся управлять собой и детьми [Текст]: психологический практикум / В.М. Лещинский, С.В. Кульневич. - М.: Просвещение-ВЛАДОС, 1995. - 240 с.
  • 54. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей [Текст] / Б.Т. Лихачев. - Самара: Самарский ин-т упр. Рос. акад. образования. Поволжский фил. ин-та развития личности, 1997.- 85 с.
  • 55. Лэйси X. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание [Текст] / X. Лэйси; пер. с англ. Л.В. Сурковой, В.А. Яковлева, А.И. Панченко; под ред. В.А. Яковлева. - М.: Логос, 2001.-306 с.
  • 56. Макаренко А.С. Воспитание гражданина [Текст] / А.С. Макаренко; сост. Р.М. Бескина, М.Д. Виноградова. - М.: Просвещение, 1988.-301 с.
  • 57. Макаренко А.С. Педагогические сочинения [Текст] / А.С. Макаренко. В 8 т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
  • 58. Максакова В.И. Теоретические основы и методика воспитания младших школьников [Текст]: учеб, пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальностям 0312 «Преподавание в нач. кл.», 0317 «Педагогика доп. образования» /

В.И. Максакова. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 238 с.

  • 59. Малкина-Пых И.Г. Кризисы пожилого возраста [Текст] / И.Г. Мал-кина-Пых. - М.: Эксмо, 2005. - 368 с.
  • 60. Мамардашвили М.К. Необходимость себя [Текст]: Лекции. Стихи. Философские заметки / М.К. Мамардашвили; под общ. ред. Ю.П. Сенокосова. - М.: Лабиринт, 1996. - 432 с.
  • 61. Матвеев А.И. Введение в обществознание [Текст]: учеб, пособие для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / А.И. Матвеев, Л.Ф. Иванова, Л.Н. Боголюбов и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение; АО «Московские учебники», 1996. - 239 с.
  • 62. Методы педагогических исследований [Текст]: примерная программа для педагогических университетов (Третий уровень подготовки по педагогическим специальностям) / сост. С.В. Яковлев; под ред. А.И. Пискунова. - М., 1998. - 14 с.
  • 63. Микешина Л.А. Эпистемология ценностей [Текст] / Л.А. Микеши-на. - М.: Издательство: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. Серия «Нитапйаз». - 439 с.
  • 64. Мнацаканян Л.М. Личность и оценочные способности старшеклассников [Текст] / Л.М. Мнацаканян. - М.: Просвещение, 1991. - 191 с.
  • 65. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания [Текст]: учебное пособие / А.В. Мудрик. - М.: Педагогическое общество России, 2001.-320 с.
  • 66. Мудрик А.В. Психология и воспитание [Текст] / А.В. Мудрик. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 472 с.
  • 67. Мудрик А.В. Социализация вчера и сегодня [Текст] / А.В. Мудрик. -М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 432 с.
  • 68. Мудрик А.В. Социализация человека [Текст]: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2004. -304 с.
  • 69. Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века [Текст] / Н.Д. Никандров. - М.: МИРОС, 1997. - 140 с.
  • 70. Новикова Г.П. Психолого-педагогические условия развития культуры речи и речевого общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Г.П. Новикова // Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве: Материалы Третьей международной научной конференции (3-5 мая 2005 г. Калининград). -Калининград: Изд-во РТУ им. И. Канта, 2005. - Ч. 1. - 410 с.
  • 71. О состоянии воспитания детей в Российской Федерации [Текст]: аналитический доклад РАО РФ. - М., 1999.
  • 72. Одаренные дети [Текст] / общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого; пер. с англ. - М.: Прогресс, 1991. - 376 с.
  • 73. Шпек О. Люди с умственной отсталостью: обучение и воспитание [Текст] / Отто Шпек; пер. с нем. А.П. Голубева; науч. ред. русского текста Н.М. Назарова. - М.: Академия, 2003. - 432 с.
  • 74. Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли других людей по их жестам [Текст] / А. Пиз. - Н. Новгород: Ай Кью, 1992. - 265 с.
  • 75. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2012 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.kremlin.ru/transcripts/17118
  • 76. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. №413 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» [Текст] / Российская газета. - Федеральный выпуск № 5812 от 21 июня 2012 г.
  • 77. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся.
Читайте так же:  Как оформить землю в собственность в гаражном кооперативе

Начальное общее образование (проект) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://gboupokrovka.ucoz.ru/primernaja_programma_

  • 78. Психология и культура [Текст] / под ред. Д. Мацумото. - СПб.: Питер, 2003. - 718 с.
  • 79. Психология масс [Текст]: хрестоматия / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ, 1998. - 592 с.
  • 80. Равкин З.И. Национальные ценности образования как ориентиры развития отечественной педагогической аксиологии (идеи, положения и разработка концепции исследования) [Текст] / З.И. Равкин,

B. Г. Пряникова // Национальные ценности образования: история и современность. Материалы XVII сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки / под ред. З.И. Равкина. - М.: ИТОП РАО, 1986.

  • 81. Разумовский В.Г. Научный метод познания и личностная ориентация образования [Текст] / В.Г. Разумовский // Педагогика. 2004. №6. С. 3-10.
  • 82. Разумовский В.Г. Развитие технического творчества учащихся [Текст] / В.Г. Разумовский. - М.: Просвещение, 1966. - 160 с.
  • 83. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Текст].
  • 84. Рыжаков М.В. О стандарте второго поколения [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.oodvrs.ru/article/print.php7id_ агйс1е=948
  • 85. Сластенин В.А. Педагогическое образование: вызовы XXI века. Доклад на Международной научно-практической конференции «Педагогическое образование: вызовы XXI века». Москва 16-17 сентября 2010 г. [Текст] / В.А. Сластенин. - М.: МАНПО, 2010. -48 с.
  • 86. Сластенин В.А. Профессионализм педагога: акмеологический контекст [Текст] / В.А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. 2002. № 4. С. 4-9.
  • 87. Сластенин В.А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры [Текст] / В.А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. 2004. № 5. С. 4-15.
  • 88. Сластенин В.А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры // Сибирский педагогический журнал. 2005. № 3.
  • 89. Сластенин В.А. Психолого-педагогическое образование и становление субъектного потенциала личности учителя [Текст] / В.А. Сластенин //Педагогическое образование и наука. 2006. № 2. С. 5-14.
  • 90. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки [Текст] / В.А. Сластенин. - М.: Просвещение, 1976. - 160 с.
  • 91. Сластенин В.А. Педагогика [Текст]: учеб, пособие для студентов педагогических учеб, заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 4-е изд. - М.: Школьная пресса, 2002. - 576 с.
  • 92. Сластенин В.А. Общая педагогика [Текст]: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов;

под ред. В.А. Сластенина. В 2 ч. - М.: ВЛАДОС, 2002.- Ч. 1.— 288 с.

93. Сластенин В. А. Введение в педагогическую аксиологию [Текст] /

B. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. - М., 2003. - 192 с.

  • 94. Слободчиков В.И. Интегральная периодизация общего психического развития [Текст] / В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 38-50.
  • 95. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития [Текст] / В.И. Слободчиков // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. ?>1-49.
  • 96. Собкин В.С. Российский подросток 90-х: движение в зону риска [Текст]: аналитический доклад / В.С. Собкин, Н.И. Кузнецова. - М.: ЮНЕСКО, 1998.- 120 с.
  • 97. Сопер Поль Л. Основы искусства речи: книга о науке убеждать / Поль Л. Сопер; пер. с англ. С.Д. Чижовой. - М.: Прогресс-Академия, 1992. - 416 с.
  • 98. Социология [Текст]: энциклопедия / сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абу-шенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - Минск: Интерпресс-сервис; Книжный Дом, 2003. - 1312 с.
  • 99. Станиславский К.С. Об искусстве театра. Избранное [Текст] / К.С. Станиславский. - М.: Всерос. театр, об-во, 1982. - 510 с.
  • 100. Требования к содержанию и условиям воспитания учащихся начальной и основной школы [Текст] / под общ. ред. академика РАО

C. В. Дармодехина; авторский коллектив: С.В. Дармодехин,

И.В. Вагнер, С.В. Климин, Т.Н. Любан, А.К. Быков, Г.В. Сабитова, Н.Н. Казначеева, О.М. Потаповская, А.А. Летягин, А.Г. Синицын, Т.Г. Куликова. - М.: ИСВ РАО, 2011. - 60 с.

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЛОГИКЕ ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОДИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Проблема возрастной периодизации психического развития - одна из самых трудных проблем в психологии человека. Образовательные учреждения охватывают дошкольное детство (3-7 лет) и детство школьное: младший школьный возраст (6-9 лет), подростковый (10-14 лет) и старший школьный или ранний юношеский возраст (15-17 лет). В системах обучения и воспитания отражаются опыт и знания особенностей детей, накопленные и отработанные многими поколениями. Эти знания провидят к выводу, что изменения в психической жизни ребенка происходят неравномерно, а процессы, протекающие независимо одно от другого, внутренне связаны друг с другом. Восприятие, память, мышление и т.д. не являются самостоятельными линиями в психическом развитии [3].

Возрастная периодизация выделяет сущность происходящих возрастных изменений, этапы развития, каждый из которых характеризуется своеобразием структуры и функционирования различных психических процессов, и особыми личностными новообразованиями [8].

Обращаясь к периодизации индивидуального развития необходимо учитывать существование множества классификаций возрастов, разработанных специалистами из разных областей знаний, основанных на разных критериях. И на сегодняшний день единой классификации не существует. Но, выявляется наличие общих тенденций в различных возрастных периодизациях, а также близость некоторых из них между собой [9].

Ученые сходятся во мнении, что при переходе от одной возрастной стадии развития к другой существуют критические периоды, которые сопровождается значительными психологическими трудностями для самого человека и его социального окружения. Ряд исследователей считают, что возрастные кризисы нормативный процесс и необходимый элемент социализации, обусловленный логикой личностного развития и необходимостью разрешения основного возрастного противоречия (3. Фрейд, Э. Эриксон, Л.С. Выготский, Л. Божович). [1, 2, 6, 7]. Другие авторы видят в возрастных кризисах девиантное, злокачественное проявление индивидуального развития (С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец). Так или иначе, наличие кризисов признают все [8].

По Эриксону, сущностью каждого кризиса является выбор, который человек должен сделать. Выбор осуществляется между двумя альтернативными вариантами решения возрастных задач развития. Характер выбора сказывается на дальнейшей жизни человека: ее успешности или неуспешности. Через кризисы и сопутствующие им выборы происходит развитие идентичности человека [9].

По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет направленность дальнейшего развития личности.

Таблица 1 Взаимосвязь в логике психосоциального подхода стадий индивидуального развития и базисных институтов общества.

-ность - Безыс- ходность

Генератив- ность- Стагнация

ность- Неуспсш- ность

стадии развития / Базисные институты общества

Как видно, в рамках возрастной периодизации, предложенной Э. Эриксоном, жизненный цикл человека представляется в виде последовательности восьми возрастных кризисов, каждый из которых можно рассматривать как поворотную точку в процессе развития. Сходные классификации возрастного развития используют и другие авторы.

В основе каждого кризиса лежит конфликт между позитивным и негативным началом в присущих данному возрасту проявлениях. Разрешение этих конфликтов определяется генетической заданностью, результатом предшествующего развития и социальным контекстом. Таким образом, Э. Эриксон охватывает личностно- социальное развитие индивида во всех его проявлениях, а значит, максимально отражает особенности каждого возрастного периода. Исходя из того, что образовательные программы и рекомендации по воспитанию детей должны учитывать все особенности развивающейся личности детей, периодизация Э. Эриксона может помочь всесторонне понять, что происходит в каждый из периодов развития ребенка, а значит, составить корректные программы развития и воспитания детей.

Практически все психологические школы, в том числе и оппозиционные психоанализу, разделяют точку зрения, согласно которой прегениальные стадии развития играют критическую роль в формировании личности. Так же, в логике психосоциальной схемы качественные особенности идентичности и результаты разрешения базисного конфликта пятой стадии интегрируются в функциональное целое. Негативное же разрешение конфликта хотя бы одной из первых четырех стадий психосоциального развития означает отсутствие, как минимум, одного из ключевых компонентов развивающейся структуры, что приводит, в той или иной степени, к психосоциальной спутанности. По этим двум основаниям, первые четыре кризиса психосоциального развития правомерно рассматривать в качестве базисных [4].

Собственно, идентичность, с точки зрения психосоциального подхода, является своего рода эпицентром жизненного цикла каждого человека. Она оформляется в качестве психологического конструкта в подростковом возрасте, и от ее качественных характеристик зависит функциональность личности во взрослой самостоятельной жизни. То есть, на прямую связано с важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России [10]. В связи с чем, процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей [5].

1. Выготский Л.С. / Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с, ил. — (Библиотека всемирной психологии).

2. О.Б. Дарвиш / Возрастная психология: Учеб. пособие для высш. учеб, заведений / Под ред. В.Е. Клочко. Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 264 с.: ил.

4. В.А. Ильин. Психосоциальная теория как полидисциплинарный подход к анализу социальных процессов в современном обществе: диссертация . доктора психологических наук: 19.00.05 / Ильин Валерий Александрович; [Место защиты: Московский городской психолого-педагогический университет].- Москва, 2009.- 388 с.: ил.

5. В.А. Ильин / Социально-психологические особенности российской идентичности и тенденции ее трансформации в современных условиях реформирования общества. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. — М., 2003.

6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. образования. - 5-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 1999. – 175с.

7. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 464с.

8. И.Г. Малкина-Пых / Возрастные кризисы. Справочник практического психолога. Изд-во Эксмо, 2005. - 896с.. ISBN: 5-699-06448-6

9. В.С. Мухина / Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с. ISBN 5-7695-0408

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) г.Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Опубликовано: 25 ноября 2013 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №6241. Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 3038