Перейти к содержимому

Денисенко м.б калмыкова н.М демография учебное пособие

Денисенко м.б калмыкова н.М демография учебное пособие

ДЕМОГРАФИЯ

Учебное пособие

М., ИНФРА-М, 2007, 424 страницы

В учебном пособии в доступной форме на конкретных примерах излагаются основные методы современного демографического анализа с большим выбором задач для семинарских занятий и самостоятельной работы. Ряд методов и демографических моделей впервые представлены в отечественной учебной литературе.

Все разделы сопровождаются задачами, соответствующими современным стандартам преподавания демографии.

Пособие предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений. Представляет интерес для ученых и специалистов, занимающихся проблемами населения.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Раздел 1. ОСНОВЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
1.1. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СЕТКА: ВРЕМЯ И ВОЗРАСТ В ДЕМОГРАФИИ
1.1.1. Локализация совокупностей индивидов
1.1.2. Локализация совокупностей событий
1.2. ПРОДОЛЬНЫЙ И ПОПЕРЕЧНЫЙ АНАЛИЗ
1.2.1. Основные принципы продольного анализа
1.2.2. Основные принципы поперечного анализа
Задачи
1.3. ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНТЕНСИВНОСТИ И КАЛЕНДАРЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Задачи

Раздел 2. АНАЛИЗ ВОЗРАСТНОЙ СТРУКТУРЫ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ КОЭФФИЦИЕНТОВ
2.1. АНАЛИЗ ВОЗРАСТНОЙ СТРУКТУРЫ
2.1.1. Построение и анализ возрастно-половой пирамиды
Задачи
2.2. СТАНДАРТИЗАЦИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ КОЭФФИЦИЕНТОВ
2.2.1. Прямая стандартизация
2.2.2. Косвенная стандартизация
2.2.3. Обратная стандартизация
2.2.4. Двойная стандартизация
Задачи

Раздел 3. ТАБЛИЦЫ СМЕРТНОСТИ И ИХ ПРИЛОЖЕНИЯ
3.1. ПОКАЗАТЕЛИ ТАБЛИЦЫ СМЕРТНОСТИ
3.2. НЕКОТОРЫЕ МЕТОДЫ ПОСТРОЕНИЯ ТАБЛИЦ СМЕРТНОСТИ
3.2.1. Метод смертных списков
3.2.2. Демографический метод
3.3. МОДЕЛЬ СТАЦИОНАРНОГО НАСЕЛЕНИЯ
3.4. ПРИЛОЖЕНИЯ МОДЕЛИ СТАЦИОНАРНОГО НАСЕЛЕНИЯ
Задачи
Решения

Раздел 4. АНАЛИЗ СМЕРТНОСТИ И ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ
4.1. АНАЛИЗ СМЕРТНОСТИ ПО ПРИЧИНАМ СМЕРТИ
4.1.1. Классификации причин смерти
4.1.2 Коэффициенты смертности по причинам смерти
4.1.3 Стандартизованные коэффициенты смертности по причинам смерти
4.2. АНАЛИЗ СЕЗОННОСТИ СМЕРТНОСТИ
4.3. ПОКАЗАТЕЛЬ МЛАДЕНЧЕСКОЙ СМЕРТНОСТИ
4.4. БИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЛАДЕНЧЕСКОЙ СМЕРТНОСТИ
4.5. МОДЕЛИ СМЕРТНОСТИ
4.5.1. «Законы смертности»
4.5.2. Модельные (типовые) таблицы смертности
4.5.3. Реляционные модели
4.6. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ
4.6.1. Абсолютные и относительные показатели заболеваемости и инвалидности
4.6.2. Таблицы заболеваемости
4.6.3.Таблицы инвалидизации
4.6.4. Измерение уровня здоровья
Задачи
Решения

Раздел 5. АНАЛИЗ РОЖДАЕМОСТИ
5.1. ХАРАКТЕРИСТИКИ РОЖДАЕМОСТИ
5.1.1 Система коэффициентов рождаемости
5.1.2. Календарь рождаемости
5.1.3. Вероятность увеличения семьи
5.1.4. Индексы рождаемости
5.1.5. Таблицы рождаемости
5.2. МОДЕЛЬ РОЖДАЕМОСТИ КОУЛА-ТРАССЕЛА
Задачи
Решения

Раздел 6. АНАЛИЗ БРАЧНОСТИ
6.1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕНДЕНЦИЙ БРАЧНОСТИ. ТИПЫ БРАЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ
6.2. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКИХ ИСТОЧНИКОВ ДАННЫХ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ БРАЧНОСТИ
6.3. ПОКАЗАТЕЛИ БРАЧНОСТИ
6.3.1. Характеристики брачной структуры
6.3.2. Характеристики интенсивности брачности в календарном году и в реальном поколении
6.3.3 Характеристики календаря брачности
6.4. СУММАРНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ БРАЧНОСТИ И ИТОГОВАЯ БРАЧНОСТЬ РЕАЛЬНОГО ПОКОЛЕНИЯ
Задачи
Решения

Раздел 7. АНАЛИЗ МИГРАЦИИ
7.1. АБСОЛЮТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МИГРАЦИОННОГО ДВИЖЕНИЯ
7.2. ИЗМЕРЕНИЕ ИНТЕНСИВНОСТИ МИГРАЦИЙ
Задачи
Решения

Раздел 8. ТАБЛИЦЫ МНОЖЕСТВЕННОГО ВЫБЫТИЯ
8.1. КОМБИНИРОВАННАЯ ТАБЛИЦА: БРАЧНОСТЬ И СМЕРТНОСТЬ
8.2. КОМБИНИРОВАННАЯ ТАБЛИЦА: ВСТУПЛЕНИЕ В ПЕРВЫЙ БРАК И СМЕРТНОСТЬ
8.3. ТАБЛИЦЫ СМЕРТНОСТИ ПО ПРИЧИНАМ СМЕРТИ
8.3.1. Таблица смертности от одной из причин
8.3.2. Таблица смертности от всех причин при условии исключения одной причины
Задачи
Решения

Раздел 9. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ РОСТ
9.1. УРАВНЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО БАЛАНСА
9.2. СКОРОСТЬ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РОСТА
9.3. ПРОСТЫЕ МОДЕЛИ РОСТА НАСЕЛЕНИЯ
Задачи
Решения

Раздел 10. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОГНОЗЫ
10.1. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
10.2. КОГОРТНО-КОМПОНЕНТНЫЙ МЕТОД ПРОГНОЗА ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ВОЗРАСТНО-ПОЛОВОЙ СТРУКТУРЫ
10.3. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ ДЛЯ ЗАКРЫТОГО НАСЕЛЕНИЯ
10.4. ПРОГНОЗ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ С УЧЕТОМ МИГРАЦИИ
10.5. МНОГОРЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОГНОЗ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
10.6. МАТРИЧНАЯ МОДЕЛЬ ВОСПРОИЗВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ
Задачи

Раздел 11. МОДЕЛЬ СТАБИЛЬНОГО НАСЕЛЕНИЯ
11.1. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА СТАБИЛЬНОГО НАСЕЛЕНИЯ
11.2. ОСНОВНЫЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ СООТНОШЕНИЯ В СТАБИЛЬНОМ НАСЕЛЕНИИ
11.3. ПОСТРОЕНИЕ СТАБИЛЬНОГО НАСЕЛЕНИЯ
11.3.1. Вычисление истинного коэффициента естественного прироста
11.3.2. Вычисление истинных коэффициентов рождаемости и смертности
11.3.3. Вычисление возрастной структуры стабильного населения
11.4. СООТНОШЕНИЕ ИСТИННОГО КОЭФФИЦИЕНТА ЕСТЕСТВЕННОГО ПРИРОСТА И НЕТТО-КОЭФФИЦИЕНТА ВОСПРОИЗВОДСТВА
11.5. ИНЕРЦИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РОСТА
11.6. ПРИЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ СТАБИЛЬНОГО НАСЕЛЕНИЯ
Задачи
Решения и ответы

Раздел 12. ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ
12.1. ПРОСТЫЕ МЕРЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА
12.2. ИСТИННЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРИРОСТА
12.3. ПОКАЗАТЕЛИ ЗАМЕЩЕНИЯ ПОКОЛЕНИЙ
12.3.1. Брутто-коэффициент воспроизводства
12.3.2. Нетто-коэффициент воспроизводства
12.3.3. Экономичность режимов воспроизводства
12.3.4. Индекс замещения поколений
12.3.5. Нетто-коэффициент воспроизводства для реального поколения
Задачи

Раздел 13. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОГНОЗЫ НАСЕЛЕНИЯ
13.1. ПРОГНОЗЫ ЧИСЛЕННОСТИ И СОСТАВА ДОМОХОЗЯЙСТВ
13.2. ПРОГНОЗЫ ЧИСЛЕННОСТИ И СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОГО НАСЕЛЕНИЯ
13.3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ
13.4. ПРОГНОЗЫ УРОВНЕЙ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ
13.5. ПРОГНОЗЫ СПРОСА НА ТРУД
Задачи
Решения и ответы

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Приложение 2
Примерные контрольные тесты
Контрольный тест № 1
Контрольный тест № 2

УЧЕБНИКИ 1 Экономика / Демография / ДЕМОГРАФИЯ. Учебник. (МГУ, 2003)

О вы, которых ожидает Oтечество от недр своих И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих О ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля раждать.

М.В. Ломоносов , 1747 г.

В последние годы демографический кризис в России все больше и больше привлекает внимание ученых, политиков, общественности, СМИ к проблемам развития населения в стране. Росту популярности демографии способствовала и публикация многих демографических данных, которые ранее были доступны лишь ограниченному кругу лиц.

В то же время появилась и другая причина — это часто встречающееся представление (а иногда и намеренное упрощение) о простоте изучения демографических процессов, возможности понимания сути происходящих явлений, о факторах роста (или падения) уровня демографических процессов на базе «простых предположений», динамики одного

из показателей, чаще всего среднего числа рождений или смертей на тысячу населения (отсюда и часто неверное использование общих демографических коэффициентов в политических дискуссиях).

Но в современных условиях, когда величина ряда характеристик меняется по сравнению с прошлым незначительно, за этими изменениями могут скрываться качественные сдвиги в процессах. Поэтому лишь применение в анализе системы показателей с четким представлением об их возможностях может дать корректный результат и правильные выводы.

Одной из серьезных и мало изученных проблем, приобретающих сейчас особую значимость, являются многообразные и часто противоречивые последствия современных демографических тенденций, их тесная взаимосвязь с экономикой, их взаимовлияние, что представляет интерес при переходе к рынку, новым формам хозяйствования.

Может ли, например, экономика эффективно развиваться без населения, без знания и понимания количественных и качественных закономерностей, определяющих его развитие? Ответ очевиден — не может.

Не случайно, как только появилось государство с его разделением труда и сфер производства, и вместе с этим возникли определенные экономические отношения, появляется необходимость в знании закономерностей развития населения, обусловливающего совершенствование этих отношений, в знании сути этого развития — закономерностей воспроизводства самого населения. Отсюда пристальное внимание к проблемам развития народонаселения со стороны великих мыслителей и ученых на протяжении всей истории человечества (Конфуций и Авиценна, Платон и Аристотель, Кампанелла и Мор, Петти и Ломоносов, Смит и Рикардо, Мальтус и Маркс, Гийяр и Кетле, Маршалл и Саймон, Сови и Ландри, Птуха и Боярский, Урланис и Валентей и многие другие).

По мере развития человеческого общества развивалась и демографическая наука. И хотя сам термин демография впервые появляется уже в 1855 г. в книге французского ученого А. Гийяра «Элементы статистики человека, или сравнительная демография», которую он определял как «математическое познание человеческих популяций, их общего движения, их физического, гражданского, интеллектуального и морального состояния», понадобилось еще более 100 лет, прежде чем демография выделилась из статистики населения и стала самостоятельной общественной наукой, занявшей главное место в системе знаний о народонаселении. За эти годы более четко обозначился и сам предмет демографии, хотя споры о том, что должна изучать демография как самостоятельная наука продолжаются до сих пор и прежде всего это связано с разным пониманием ключевого понятия — воспроизводства населения, как сохраняется и точка зрения на демографию как на статистику населения.

Бурное развитие производственных отношений, рост производительных сил, и в первую очередь главной производительной силы — рабочей силы, неизбежно требовали, помимо других ответов, ответа на вопрос, а как соотносится этот рост с развитием народонаселения?

Читайте так же:  Полномочия администраторов суда

Ответить на этот вопрос с позиций только экономической теории, сегодня, когда ежедневно численность населения мира увеличивается на 200 тыс. человек, из которых 2/3 приходится на развивающиеся страны, когда происходят значительные качественные изменения в развитии народонаселения, быстрыми темпами идет процесс демографического старения, растет городское население, изменяются стереотипы семейных отношений, снижается «ценность» детей и т.п., практически невозможно.

Как невозможно ответить и на вопрос, почему при относительно высоких экономических показателях конца ХIX в. — начала ХХ в., 1960–1970-х гг. ХХ в. Россия не смогла, как собственно не может и в начале ХХI в., сделать значительного поступательного шага в своем со- циально-экономическом развитии?

Ответить на эти требования дня можно, лишь активно привлекая демографическую науку, которая, не претендуя на «истину в последней инстанции», вместе с тем дает возможность для более полного понимания процессов, происходящих в экономике и народонаселении, в социальном и национальном развитии общества и др.

Так, ответ на последний вопрос может быть сложным, если принимать во внимание множество факторов, обусловливающих развитие России. Если же выделить главный из них, то ответ довольно «прост» — России явно «не хватало населения», то, на что обратил внимание уже в середине ХVIII в. М.В. Ломоносов, который в трактате 1761 г. «О сохранении и размножении российского народа» писал о том, что численность населения, ее увеличение представляет для России огромное значение, и именно в этом видел «величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей».

Несмотря на столь очевидный факт, к сожалению, среди экономистов, политиков, этнографов и многих других до сих пор сохраняется непонимание важности демографического фактора, тех вопросов, которые изучает демография, а сама демографическая наука часто воспринимается как некий механический сбор определенной статистической информации, которая бывает любопытной, иногда интересной, но не представляющей практического интереса для экономики, бизнеса, финансовых отношений, менеджмента, политических действий.

Доказывать, что это не так, тем, кто именно таким образом рассматривает значение демографии, — дело довольно трудное, а возможно и ненужное. Нужно ли, например, доказывать значимость роста населения для России, переживающей серьезный демографический кризис, тем, кто пишет, что «одержимость обязательным ростом населения и страх перед «вымиранием» есть проявление отсталого сознания и плохого знания»? Думается, бесполезно!

Как писал еще в 1661 г. Дж. Граунт, один из родоначальников демографической науки, «можно было бы задать вопрос, какова цель этого трудоемкого выцеживания и этой систематизации? Узнать численность населения? Сколько имеется мужчин и женщин? Сколько состоящих и не состоящих в браке? Сколько женщин способно родить? Сколько есть семиили десяти-

летних детей? В общем я бы на это ответил, что тем, кто не может

уяснить себе значение этих исследований, не стоит и утруждать себя такими вопросами [. ] . Я бы ответил также, что великое наслаждение в том, чтобы из скудных презираемых книг регистрации смертей добыть столько глубоких и неожиданных выводов [. ]. Основа и непременные части честной и безвредной политики состоят в том, чтобы знать землю и работников, ее населяющих, которыми надо управлять сообразно с их внутренними способностями и случайными различиями между ними. Так, хорошо было бы знать геометрическую площадь, очертание и положение всех земель королевства,

особенно в их наиболее естественных, постоянных и очевидных границах [. ]. Не менее необходимо знать, сколько людей там проживает каждого пола, семейного состояния, возраста, вероисповедания, вида промысла, ранга или звания и т.п. Зная это, можно сделать промыслы и управление государством более надежными и правильными».

Прошло более 340 лет, а «основа и непременные части честной и безвредной политики» еще больше стали зависимы от знания и понимания закономерностей демографического развития.

В мире за последние два десятилетия существенное развитие получили новые методы демографического анализа, значительно усложнились традиционные демографические модели, разработаны новые типы, ориентированные на использование ЭВМ, современные поколения которых открывают перед исследователями, по существу, неограниченные возможности в изучении демографических процессов, а сама система Internet дает возможность получения разной демографической информации. Развивается и теоретическая демография, появились демографические концепции, раскрывающие взаимосвязи, как между непосредственно демографическими процессами, так и между ними и экономическим развитием, между ростом населения и ухудшением окружающий среды и т.п., а само население выступает как своеобразный «человеческий капитал», инвестиции в который предстают и в виде рождений и воспитания детей, и в виде миграции населения, и в виде качественных характеристик народонаселения и в др.

За это же время под эгидой ООН прошли две Всемирные конференции по народонаселению. На последней из них (сентябрь 1994 г., Каир), которая прошла под девизом «Народонаселение и развитие», были подведены итоги Всемирного плана действий в области народонаселения, действовавшего с 1974 г., принята новая 20-летная Программа действий в области народонаселения и развития.

Все эти изменения не нашли еще в нашей учебной и научной литературе достаточно полного отражения, хотя надо отметить, что во второй половине 1990-х — начале 2000-х гг. в России вышло несколько учебных пособий и учебников по демографии 1 .

Вместе с тем, на наш взгляд, ни одно из этих изданий не отражает в доступной и полной мере даже основ демографии, а в учебниках В.А. Борисова и В.М. Медкова при этом полностью исключена миграция,

1 Современная демография / Под. ред. А.Я. Кваши, В.А. Ионцева. М.: Из-во МГУ, 1995; Основы демографии / Под ред. В.А. Ионцева, Б.А. Суслакова. М., 1997; Демография / Под. ред. Д.И. Валентея. М.: Высшая школа, 1997; Борисов В.А. Демография. М.: NOTA BENE, 1999; Медков В.М. Демография. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002; Учебно-методические материалы по курсу «Экономика народонаселения и демография» / Под ред. д.э.н. В.А. Ионцева. Издание 3. М.: ТЕИС, 2002.

которая в настоящее время для развитых стран мира, включая и Россию, становится основным демографическим процессом, улучшающим демографическую ситуацию в этих странах.

Настоящий учебник как раз и является попыткой подготовки издания, призванного отразить не только новое, что наработала мировая демография, но и в максимально доступной форме изложить учебный материал, часто достаточно сложный и сильно математизированный. Надо сказать, что демография одна из немногих общественных наук, которая не только широко использует статистические и математические методы, но и сама уже разработала достаточно сильный математический аппарат, различные математические модели. По возможности авторы попытались «упростить» изложение этих моделей, или вообще, не давая их, делали отсылки к более специализированной литературе (отсюда, в частности, появился такой прием, как вставки по тексту). Хотелось бы также подчеркнуть, что большая

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

1. Борисов, В.А.Демография [Текст]: учебник для вузов /В.А.Борисов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Nota Bene, 2003. – ISBN

2. Медков, В.М. Демография [Текст]: учебник для вузов /В.М. Медков. - М. : ИНФРА-М, 2003. - 544с. - (Высшее образование). - Гриф МО "Допущено". - ISBN 5-16-001344-Х :

3. Демография и статистика населения [Текст]: учебник /И.И.Елисеева, Э.К.Васильева, М.А.Клупт и др.; Под ред.И.И.Елисеевой. – М.:Финансы и статистика, 2006. – 688 с. - ISBN 5-297-02743-Х

Дополнительная литература:

1. Нехорошков, С.Б.Демография [Текст]: учебно-методический комплекс по специальности 061000 "Государственное и муниципальное управление" /С.Б. Нехорошков, Е. В. Макаридина; Сибирская Академия Государственной службы. - Новосибирск : СибАГС, 2001. - 115 с. - 50-00.

2. Клупт М. Демография регионов Земли [Текст] /М.Клупт. – СПб.: Питер, 2008. – 347 с. - ISBN 978-5-91180-584-5

3. Денисенко М.Б., Калмыкова Н.М. Демография [Текст]: учеб.пособие. – М.: ИНФРА –М, 2007. – 424 с. - ISBN 978-5-16-002039-6

4. Россия 2002 – 2005: соц.-демогр.ситуация [Текст]: XII аналит. Доклад /под ред. А.Ю.Шевякова; Сост. В.М. Жеребин; Ин-т соц-экон.проблем народонаселения РАН. – М.: Наука, 2008. – ISBN 978-5-02-036208-6

5. Курбатов В.И. Социальное проектирование [Текст]: учеб.пособие / В.И. Курбатов, А.В. Курбатова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001 – 416 с. – ISBN 5- 222-01636-6

Читайте так же:  Как оформить обзор книг

6. Новокузнецк в цифрах, 2007 год [Текст]: статистический ежегодник. – Новокузнецк, 2008 7. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года в г.Новокузнецке [Текст]. – Новокузнецк, 2004

8. Луков В.А. Социальное проектирование [Текст]: учеб.пособие /В.А. Луков, - 3-е изд., перераб и доп. – М.: Изд-во Моск.гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2003. – 240 с. – ISBN 5-894349-519-5

9. Бреева Е.Б. Основы демографии [Текст]: учеб. пособие /Е.Б.Бреева. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004 . – 352 с. – ISBN 5-94798-451-2

10. Харченко Л.П. Демография [Текст]: учеб. пособие /Л.П. Харченко. – М.: Омега – Л, 2006. – 350 с. – ISBN 5-365-00109-5

11. Демография [Текст]: учеб. пособие /под ред. Проф. В.Г. Глушковой. – М.: КНОРУС, 2004. – 304 с. – ISBN 5-85971-026-7

1.6 Вопросы для зачета по дисциплине «Демография»

(очное и заочное отделение)

Тема 1. Демография как наука

1. Объект, предмет, основные понятия демографии, связь демографии с другими науками

2. Основные направления исследований в демографии

Тема 2. История демографии

3. История проведения учетов населения

4. История демографии в 17-18 веках.

5. Развитие демографии в 19 -20 веках.

6. Развитие учетов населения и демографии в России.

Тема 3. Теоретические концепции демографического развития

7. Общее понятие о теории демографического перехода

8. Концепция второго демографического перехода

9. Демографический гомеостазис.

10. Институциональный подход в демографической теории

Тема 4. Источники данных о населении

11. Демографическая информация, основные принципы проведения переписей

12. Методы и программа проведения переписи населения

13. Текущий учет демографических событий. Списки и регистры населения. Специальные выборочные обследования населения

Тема 5. Основные показатели демографии

14. Общие показатели численности населения.

15. Относительные показатели численности населения

16. Половозрастная структура населения

Тема 6. Методы анализа в демографии

17. Время и возраст в демографии.

18. Продольный и поперечный анализ. Когорты и поколения.

19. Общее понятие о демографических таблицах

Тема 7. Воспроизводство населения.

20. Показатели воспроизводства населения.

21. Типы и режимы воспроизводства населения.

Тема 8. Рождаемость

22. Демографическое понятие рождаемости

23. Показатели рождаемости

Тема 9. Репродуктивное поведение

24. Определение репродуктивного поведения и необходимость его включения в изучение рождаемости

25. Структура репродуктивного поведения

26. Измерение влияния репродуктивного поведения на уровень рождаемости

Тема 10. Смертность и самосохранительное поведение.

27. Демографическое понятие смертности и ее показатели

28. Причины смертности

29. Эпидемиологический переход

30. Самосохранительное поведение

Тема 11. Брачность и разводимость

31. Брак как социологическая и демографическая категория

33. Развод и разводимость

Тема 12. Семья и семейная структура населения.

34.. Понятия «семья» и «домохозяйство».

35. Семейная структура населения

Тема 13. Миграция населения.

36. Понятие «миграция населения» и ее виды.

37. Теория миграционного процесса, теоретические подходы к объяснению миграции:

38. Показатели миграции

Тема 14. Особенности современной демографической ситуации в России.

40. Изменение численности и структура населения России

41. Рождаемость в России: тенденции и перспективы увеличения рождения

42. Смертность и продолжительность жизни в России

Тема 15. Предмет воздействия и методология реализации семейно-демографической политики.

43. Общее понятие о демографической и семейной политике

44. Цель, принципы, направления и меры демографической политики.

Тема 16. Особенности демографической политики в России.

45.. Демографическая политика в СССР.

46. Особенности современной демографической политики в России

Дата добавления: 2015-04-16 ; просмотров: 8 ; Нарушение авторских прав

Кемеровская областная научная библиотека имени В.Д.Фёдорова

здравствуйте))) помогите мне пожалуйста с поиском источников к теме "статистика населения"
9 ноября 2013 г.

Здравствуйте.
Предлагаю Вам следующий список литературы:

1. Денисенко, М. Б. Демография: учебное пособие / М. Б. Денисенко, Н.М. Калмыкова. – М.: Инфра-М, 2009. - 422 с.
ОТДЕЛЕНИЕ ГУМАНИТАРНЫХ ЗНАНИЙ; Шифр 60.7я7; Д33; 3/765169
ГОРОДСКОЙ АБОНЕМЕНТ; Шифр 60.7я7; Д33; 3/765168

2. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года: в 11 томах / Федеральная служба государственной статистики. – М.: Статистика России, 2012. - (Всероссийская перепись населения 2010 года).
Т. 1. Численность и размещение населения
ОТДЕЛ ХРАНЕНИЯ ОСНОВНОГО ФОНДА; Шифр 60.7; И93; 1/13623
Т. 2. Возрастно-половой состав и состояние в браке
ОТДЕЛ ХРАНЕНИЯ ОСНОВНОГО ФОНДА; Шифр 60.7; И93; 1/13606

3. Методология статистики статистическое изучение социально-демографических аспектов, связанных с постарением населения // Общество и экономика. - 2012. - № 5. - С. 153-171.
ЗАЛ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНЫХ РЕСУРСОВ

4. Никитина, С.Ю. Будущее российской демографической статистики после переписи населения 2010 года / С.Ю. Никитина // Вопросы статистики. - 2010. - № 6. - С. 6-7.
ЗАЛ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНЫХ РЕСУРСОВ

5. Российский статистический ежегодник: 2011: статистический сборник. - Москва: [б. и.], 2011. - 795 с.
ОТДЕЛЕНИЕ ГУМАНИТАРНЫХ ЗНАНИЙ; Шифр 65.9(2); Р76; 1/13585

6. Россия в цифрах. 2012: краткий статистический сборник. – М.: Статистика России. - 2012. - 573 с.
ОТДЕЛЕНИЕ ГУМАНИТАРНЫХ ЗНАНИЙ; Шифр 65.9(2); Р76; 4/542016
ОТДЕЛ ХРАНЕНИЯ ОСНОВНОГО ФОНДА; Шифр 65.9(2); Р76 4/542017

7. Социально-экономическая статистика: учебник / под ред. М.Р. Ефимовой. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - 591 с.
ОТДЕЛЕНИЕ ГУМАНИТАРНЫХ ЗНАНИЙ; Шифр 65.051я7; С69; 3/780213

8. Статистика / под ред. И.И. Елисеевой. – СПб.: Питер, 2010. - 361 с
ОТДЕЛЕНИЕ ГУМАНИТАРНЫХ ЗНАНИЙ; Шифр 60.6я7; С78; 3/769831
ОТДЕЛ ХРАНЕНИЯ ОСНОВНОГО ФОНДА; Шифр 60.6я7; С78 3/769832
9. Статистика: учебник / под ред. В.Г. Ионина. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2010. – 443 с.
ОТДЕЛЕНИЕ ГУМАНИТАРНЫХ ЗНАНИЙ; Шифр 60.6; С78; 3/769514
ГОРОДСКОЙ АБОНЕМЕНТ; Шифр 60.6; С78; 3/769515

10. Статистика: учебник / под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Юрайт, 2011. - 565 с.
ОТДЕЛЕНИЕ ГУМАНИТАРНЫХ ЗНАНИЙ; Шифр 60.6я7; С78; 3/776215
ОТДЕЛ ХРАНЕНИЯ ОСНОВНОГО ФОНДА; Шифр 60.6я7; С78; 3/776203

11. Фролкин, П.П. Демографическая политика и демографическая ситуация в Российской Федерации / П.П. Фролкин, Я.С. Шатило // Информационная безопасность регионов. - 2012. - № 2 (11). - С. 93-97.
Статья доступна в научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU (доступ к текстам в Зале информационно-библиотечных ресурсов нашей библиотеки или при регистрации на сайте www.elibrary.ru).

12. Шепель В.Н. Методика проведения переписей населения в древний период развития статистики / В.Н. Шепель, С.С. Богословская // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2012. - Т. 4. - № 36-1. - С. 127-130.
Статья доступна в научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU (доступ к текстам в Зале информационно-библиотечных ресурсов нашей библиотеки или при регистрации на сайте www.elibrary.ru).

13. Эпштейн, Н.Д Актуальные направления совершенствования информационной базы и системы показателей статистики миграции населения / Н.Д. Эпштейн, Е.А. Егорова // Экономические науки. - 2013. - № 99. - С. 155-158.
ЗАЛ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНЫХ РЕСУРСОВ

от 3 до 4 часов в неделю

понадобится для освоения

3 зачётных единицы

для зачета в своем вузе

Цель данного курса состоит в том, чтобы познакомить студентов с основными понятиями, показателями, методами сбора и анализа демографических данных, выделить главные тенденции развития населения в России и мире, показать возможные перспективы демографических изменений и подходы к оценке их социально-экономических последствий.

В последние десятилетия демографические процессы выдвинулись в число первостепенных факторов, оказывающих влияние на экономическое, социальное и политическое развитие стран, регионов и мира в целом.

Россия не стала исключением из этой общей тенденции.

  • О каких демографических тенденциях идет речь?
  • В чем причины их возникновения?
  • Почему наблюдаются такие сильные различия в демографической ситуации между богатым «Севером» и бедным «Югом»?
  • В чем причины демографического старения?
  • Почему в России уменьшается число рождений?
  • Какую роль играет миграция в динамике численности населения отдельных стран мира?
  • Каким будет численность населения России и других стран в будущем?

. На эти и другие демографические вопросы будут даны ответы в ходе изучения материалов курса. Но для этого слушателям предстоит познакомиться с тем, как собираются данные о населении, как их правильно анализировать и интерпретировать. В завершение курса студенты познакомятся с основными методами построения демографических прогнозов и применением их результатов для решения научно-практических задач.

Курс включает в себя 12 видеолекций, состоящих из коротких видеофрагментов продолжительностью 10-15 минут. Каждую неделю необходимо будет выполнять домашние задания в форме теста. В конце курса слушателям будет предложен итоговый экзамен (также в формате теста), который будет включать вопросы по всему пройденному материалу.

Читайте так же:  Приказ выносится или вносится

Информационные ресурсы

Медков В.М., Демография (учебник). 2-е издание, М.: Инфра-М, 2009.
Борисов В.А. Демография. М.: NotaBene, 2003.
Денисенко М.Б. Калмыкова Н.М. Демография. М., 2007.
Пресса Р. Народонаселение и его изучение. М.: Статистика, 1966.
Демографическая модернизация России: 1900-2000 /Под ред. А.Г.Вишневского. М.: Новое издательство, 2006. Доступен в электронном виде: http://demoscope.ru/weekly/knigi/modern/modernizacija.html
Российский демографический интернет-еженедельник «ДемоскопWeekly»: http://demoscope.ru/
Сайт электронного научного журнала «Демографическое обозрение»: https://demreview.hse.ru/

Курс является базовым. Для его успешного освоения будут полезны математические знания уровня 10–11 классов средней школы и умение самостоятельно организовывать процесс своего обучения.

Программа курса

Лекция 1. Наука демография
Лекция 2. Источники демографических данных
Лекция 3. Состав населения по полу и возрасту
Лекция 4. Основные принципы демографического анализа
Лекция 5. Таблицы смертности
Лекция 6. Смертность
Лекция 7. Рождаемость
Лекция 8. Брачность
Лекция 9. Миграция населения
Лекция 10. Демографические модели
Лекция 11. Демографический переход
Лекция 12. Демографические прогнозы

Результаты обучения

После завершения курса слушатели смогут

- правильно интерпретировать демографическую информацию;

- анализировать демографическую ситуацию в стране и регионе;

- знать основные направления демографических изменений в России и мире и понимать обуславливающие их причины.

Формируемые компетенции

Общекультурные компетенции:
1. Способен анализировать социально-значимые демографические проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем;
2. Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки демографической информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
Профессиональные компетенции:
1. Способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета демографических показателей;
2. Способен выбрать инструментальные средства для обработки демографических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы;
3. Способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о демографических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения демографических показателей.

Денисенко м.б калмыкова н.М демография учебное пособие

Российская академия государственной службы при Президенте РФ

Д Е М О Г Р А Ф И Я

УЧЕБНИК ДЛЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Под редакцией: профессора Волгина Н.А. и профессора Рыбаковского Л.Л.

Рецензенты: Член-корр. РАН Римашевская Н.М., д.э.н., профессор Ионцев В.А.

Под редакцией профессора Н.А. Волгина и профессора Л.Л. Рыбаковского

Л.Л. Рыбаковский, д.э.н., профессор – глава 1 (§ 1 и 2), Н.М. Калмыкова, к.э.н. – глава 2; В.М. Архангельский - глава 3; Е.И. Иванова, к.э.н. – глава 4; О.Д. Захарова, к.э.н. – глава 1(§ 3 и 4), 5, 6 и 10; А.Е. Иванова, д.э.н.- глава 7; М.Б. Денисенко, к.э.н. – глава 8; Н.П. Тихомиров, д.э.н., профессор. –глава 9; Т.М. Тихомирова, к.э.н. –глава 9.

© РАГС при Президенте РФ и ИСПИ РАН

Количественные и качественные характеристики демографического потенциала.

Количественные характеристики демографического потенциала:

- абсолютная численность населения (постоянного или наличного);

- численность населения на начало и конец года;

- среднегодовая численность населения; Доля страны (региона) в населении мира (страны) в %%;

- абсолютный прирост (убыль) населения;

- естественный прирост (убыль) населения;

- естественный рост (сокращение) численности населения;

- темп прироста населения за период;

- уровень урбанизации, коэффициент урбанизации – доля городского населения в общей численности населения.

Качественные характеристики демографического потенциала это структура и состав населения.

Состав населения – это перечень элементов, составляющих население. Например, деление на мужское и женское население, на возрастные группы, этнические и др.

Структура населения – это соотношение между однородными элементами или группами. Например, половая структура (доля мужского и женского населения, выраженная в процентах), возрастная структура, брачная, этническая и др.

Качественные показатели оценки демографического потенциала:

- доля мужского и женского населения. Отношение мужчин и женщин ко всему населению (в %%);

-количество мужчин на 1000 женщин;

- средний возраст живущего населения;

-медианный возраст живущего населения, делит население на две равные части: моложе и старше медианного;

-доля населения моложе трудоспособного, трудоспособного. Старше трудоспособного возраста;

- коэффициент демографической нагрузки населения моложе трудоспособного, старше трудоспособного возраста, общий коэффициент;

- коэффициент старения, или коэффициент демографической старости (по шкале Боже – Гарнье);

-возрастная структура населения;

- возрастно-половая структура населения (возрастно-половая пирамида);

- тип возрастной структуры (прогрессивный, стационарный, регрессивный);

-тип воспроизводства населения (суженное, простое, расширенное).

Реальные демографические ресурсы (потенциал), которыми располагает Россия:

1.Меры по утверждению здорового образа жизни, сокращение общей смертности, сокращение материнской, младенческой и детской смертности, сокращение насильственных убийств и самоубийств.

2. Уменьшение абортов.

3. Сокращение числа бедных с использованием оценки имущественного состояния человека по европейской методике.

4. Рациональная миграционная политика.

5. Качество питания и качество продуктов питания (без ГМО).

Литература.

1. Антонов А.И. Лекции по демографии: учебник/ А.И. Антонов, В.А. Борисов. -М.: Академический проект,2011..

2. Верещагина А.В. Демография: учеб. пособие /А.В. Верещагина.- М.: Дашков и К, 2011. – 255 с.

3. Демография: учебное пособие / кол. авторов ; под ред. В.Г. Глушковой, Ю.А. Симагина.- 7-е изд., перераб. и доп.- М.: КНОРУС, 2013.

4.Демография: учебник/под ред. Н.А. Волгина, Л.Л. Рыбаковского. - М.: Логос, 2010.

5. Демография: учебное пособие / Денисенко М.Б., Калмыкова Н.М.; МГУ им. М.В. Ломоносова – М.: ИНФРА-М, 2011.

6. Медков В.М. Демография: учебник/ В.М.Медков.-2-е изд.- М.: Инфра – М, 2011.

7. Практическая демография / Под ред. Л.Л. Рыбаковского. - М.: ЦСП, 2005.

8. Харченко Л.П. Демография: учеб. пособие для студентов вузов / Л.П. Харченко. - М.: Издательство «Омега-Л», 2014.

Тема 10. Демографическая политика: сущность и структура.

Ключевые слова - демографическая политика,объект, субъект демографической политики,

План.

1. Демографическая политика: понятие, объект, структура.

2. Меры реализации демографической политики.

3. Демографическая политика в России в условиях модернизации.

1.Демографическая политика: понятие, объект, структура.

Государство во многих областях общественной жизни проводит свою политику, каждая из которых преследует определенную ограниченную цель и в соответствии с этой целью имеет наименование - политика в области занятости, заработной платы, доходов, образования, жилищная политика, национальная, культурная, оборонная, социальная, демографическая и т.д. Наименование политики указывает ее цели.

Демографическая политика –это система мер воздействия государственных органов и негосударственных организаций в сфере регулирования процессов воспроизводства и миграции населения. Демографическая политика является частью политики народонаселения, прямо или косвенно направленной на изменение условий жизни и труда.

Объектом демографической политикиявляется воспроизводств населения, его количественных и качественных характеристик.

Субъектом демографической политики – выступает государство, общественные организации и социальные институты.

Структура демографической политики включает:

- концепцию демографической политики;

- цели демографической политики;

- программы (планы) реализации демографической политики;

- расчет эффективности проводимых мер.

Концепция– это подход, стратегический замысел, то поле, в параметрах которого должны реализовываться государственные проекты. Это система идей, взглядов, определенная граница правового и идеологического пространства, в рамках которого могут формироваться программные документы по вопросам рождаемости и поддержки семьи, здоровья, продолжительности жизни, миграции и иных направлений государственного регулирования демографического развития.

Цели демографической политики – формирование оптимального для страны режима воспроизводства населения.

Программы (планы) реализации демографической политики -

По содержанию демографическая политика включает:

1. Воздействие на процессы, определяющие характер естественного движения населения.

2. Воздействие на социальную мобильность для достижения наиболее желательной структуры общества путем поощрения перехода из одной социальной группы в другую.

3. Воздействие на миграционную подвижность населения, регулирование расселения населения на территории страны.

Уровни демографической политики:

а) на макроуровне

- межгосударственный – обеспечение межгосударственной миграции;

- федеральный (государственный) – на государственном уровне ведется разработка стратегии и мер по реализации концепции демографической политики, прогнозирование численности и возрастно-полового состава населения страны, ее регионов, направление миграции, распределение трудовых ресурсов;

- корпоративный - меры государственно-частного партнерства поддержки семей работников предприятия, организации;

б) на микроуровне

- на уровне семьи – добровольное принятие каждой семейной парой решения о количестве детей в семье и мер для достижения этой цели.

Дата добавления: 2015-11-26 ; просмотров: 932 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ