Перейти к содержимому

Договор о дружбе сотрудничестве и взаимной помощи 1992

Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан (Москва, 25 мая 1992 г.) (с изменениями и дополнениями)

Договор
о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан
(Москва, 25 мая 1992 г.)

С изменениями и дополнениями от:

Информация об изменениях:

Протоколом, подписанным в Астане 7 июня 2012 г., в преамбулу внесены изменения

Российская Федерация и Республика Казахстан, именуемые в дальнейшем Высокими Договаривающимися Сторонами,

опираясь на исторически сложившиеся прочные связи двух государств, традиции доброго общения, дружбы и взаимодействия своих народов,

считая, что укрепление дружественных отношений, добрососедства, сотрудничества и взаимопомощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан отвечает коренным национальным интересам народов обоих государств, служит делу мира и безопасности,

подтверждая свою приверженность нормам международного права, прежде всего целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, и следуя обязательствам, взятым в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ),

заявляя о своей решимости продвигать идею формирования свободного, демократического, общего и неделимого евроатлантического и евразийского сообщества безопасности, основанного на согласованных принципах, совместных обязательствах и общих целях, включая отсутствие каких-либо разделительных линий,

учитывая совместные договоренности в рамках Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического сообщества, Таможенного союза, Единого экономического пространства, Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Шанхайской организации сотрудничества, Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии,

высоко оценивая роль Договора между РСФСР и Казахской ССР от 21 ноября 1990 года,

стремясь придать новое качество своим отношениям,

исходя из желания строить свои межгосударственные отношения на основе взаимопонимания, справедливости, равенства и невмешательства во внутренние дела,

преисполненные решимости продолжать строительство демократических правовых государств России и Казахстана,

признавая целесообразность согласованных действий на международной арене и тесного сотрудничества в военно-политической области,

стремясь к упрочению всеобщего мира и международного сотрудничества,

договорились о нижеследующем:

Совершено в Москве 25 мая 1992 года в двух экземплярах, каждый на русском и казахском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Договор о дружбе сотрудничестве и взаимной помощи 1992

В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.
Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.
Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.

Дата обновления БД:

Всего документов в БД:

Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан

от 25 мая 1992 года

Российская Федерация и Республика Казахстан, именуемые в дальнейшем Высокими Договаривающимися Сторонами,

опираясь на исторически сложившиеся прочные связи двух государств, традиции доброго общения, дружбы и взаимодействия своих народов,

считая, что укрепление дружественных отношений, добрососедства, сотрудничества и взаимопомощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан отвечает коренным национальным интересам народов обоих государств, служит делу мира и безопасности, подтверждая свою приверженность нормам международного права, прежде всего целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, и следуя обязательствам, взятым в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе,

учитывая совместные договоренности в рамках Содружества Независимых Государств, высоко оценивая роль Договора между РСФСР и Казахской ССР от 21 ноября 1990 года,

стремясь придать новое качество своим отношениям,

исходя из желания строить свои межгосударственные отношения на основе взаимопонимания, справедливости, равенства и невмешательства во внутренние дела,

преисполненные решимости продолжать строительство демократических правовых государств России и Казахстана,

признавая целесообразность согласованных действий на международной арене и тесного сотрудничества в военно-политической области,

стремясь к упрочению всеобщего мира и международного сотрудничества,

договорились о нижеследующем:

Высокие Договаривающиеся Стороны строят свои отношения как дружественные государства, последовательно руководствуясь принципами взаимного уважения государственного суверенитета и территориальной целостности, мирного урегулирования споров и неприменения силы или угрозы силой, включая экономические и иные способы давления, равноправия и невмешательства во внутренние дела, соблюдения прав человека и основных свобод, добросовестного выполнения обязательств, а также другими общепризнанными нормами международного права.

Высокие Договаривающиеся Стороны неизменно взаимодействуют в целях укрепления мира, стабильности и безопасности как в региональном, так и в глобальном измерениях. Стороны проводят согласованную внешнюю политику, способствующую процессу разоружения, повышению эффективности создаваемых систем и механизмов коллективной безопасности, в том числе региональных, а также усилению миротворческой роли ООН, совместно содействуют мирному урегулированию конфликтов и ситуаций, затрагивающих их интересы.

В целях координации своей внешней политики Стороны проводят на регулярной основе консультации по вопросам, представляющим взаимный интерес, включая международные проблемы.

Высокие Договаривающие Стороны всемерно взаимодействуют в обеспечении надежной совместной обороны в рамках общего военно-стратегического пространства на основе согласованных положений своих военных доктрин и принципа оборонной достаточности. Российская Федерация окажет содействие в становлении и развитии Вооруженных Сил Республики Казахстан, создаваемых на базе воинских частей и соединений, расположенных на территории последней, с учетом принятых ею международных обязательств.

Стороны согласуют принципы и порядок совместного использования средств контроля воздушного и космического пространства, а также других технических средств контроля в их обоюдных интересах.

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Протокол о внесении изменений в Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 25 мая 1992 года

Российская Федерация и Республика Казахстан, именуемые в дальнейшем «Стороны»,

учитывая объективные реалии современности, новые вызовы и угрозы региональной и глобальной безопасности, а также формирование региональных интеграционных объединений,

желая совершенствовать договорно-правовую основу двустороннего сотрудничества,

стремясь к дальнейшему углублению стратегического партнерства и союзнических отношений по всему спектру двустороннего взаимодействия,

подтверждая базовые принципы Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписанного 25 мая 1992 года в г.Москве (далее – Договор),

действуя в соответствии со статьей 37 Договора,

согласились о нижеследующем:

Внести в Договор следующие изменения и дополнения:

в абзаце четвертом:

слова «Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе» заменить словами «Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)»;

после абзаца четвертого добавить абзац следующего содержания:

«заявляя о своей решимости продвигать идею формирования свободного, демократического, общего и неделимого евроатлантического и евразийского сообщества безопасности, основанного на согласованных принципах, совместных обязательствах и общих целях, включая отсутствие каких‑либо разделительных линий»;

абзац пятый считать абзацем шестым и изложить в следующей редакции:

«учитывая совместные договоренности в рамках Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического сообщества, Таможенного союза, Единого экономического пространства, Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Шанхайской организации сотрудничества, Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии»;

2) статью 5 дополнить абзацем следующего содержания:

«Стороны принимают совместные меры, нацеленные на формирование в рамках ОДКБ действенной системы обеспечения коллективной безопасности и реагирования на кризисные ситуации»;

3) абзац первый статьи 7 изложить в следующей редакции:

«Высокие Договаривающиеся Стороны проводят скоординированную военно-техническую политику, включая финансирование согласованных военных программ, активно взаимодействуют в вопросах модернизации и реформирования своих вооруженных сил, их оснащения современным вооружением и военной техникой, повышения их боевой готовности, а также по другим направлениям в данной области, представляющим взаимный интерес»;

4) статью 8 изложить в следующей редакции:

Высокие Договаривающиеся Стороны будут взаимодействовать в деле неукоснительного выполнения международных договоров в области нераспространения всех видов оружия массового уничтожения и средств их доставки»;

в абзаце первом слова «обязательствами по СБСЕ» заменить словами «обязательствами по ОБСЕ»;

абзац второй изложить в следующей редакции:

«Стороны обеспечивают защиту прав своих граждан, проживающих на территории другой Высокой Договаривающейся Стороны»;

6) статью 13 изложить в следующей редакции:

Высокие Договаривающиеся Стороны, придерживаясь принципа открытости границ между ними, признают необходимым разработать и осуществить согласованный комплекс мер по регулированию миграционных процессов, включая взаимное обеспечение свободного перемещения граждан обоих государств и общий режим для въезда граждан Сторон в третьи страны и выезда из таких стран»;

7) абзацы второй и третий статьи 16 исключить;

8) дополнить статьей 17.1 следующего содержания:

Высокие Договаривающиеся Стороны способствуют дальнейшему развитию экономической интеграции на основе согласованных договоренностей о создании Евразийского экономического союза»;

Читайте так же:  Увольнение роджерса

9) статью 34 изложить в следующей редакции:

Высокие Договаривающиеся Стороны будут расширять и углублять сотрудничество в борьбе с организованной, в том числе международной, преступностью, терроризмом и иными проявлениями экстремизма, распространением оружия массового уничтожения, пиратством, наркоманией, а также незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оружия, контрабандой и незаконным вывозом культурных ценностей, актами, направленными против безопасности морского судоходства и гражданской авиации, нелегальной миграцией, в том числе с незаконным перемещением физических лиц через свою территорию, торговлей людьми, а также в области обеспечения информационной безопасности.

Стороны координируют и объединяют свои усилия, направленные на повышение эффективности механизмов противодействия и нейтрализации угроз перечисленных деяний, актов и явлений»;

10) абзац второй статьи 40 изложить в следующей редакции:

«Его действие будет автоматически продлеваться на следующие десятилетние периоды, если ни одна из Сторон не заявит путем письменного уведомления о своем желании денонсировать его не позднее чем за шесть месяцев до истечения текущего десятилетнего периода».

Настоящий Протокол является неотъемлемой частью Договора и подлежит ратификации.

Настоящий Протокол вступает в силу в день обмена ратификационными грамотами.

Настоящий Протокол прекращает действие одновременно с прекращением действия Договора.

Совершено в городе Астана 7 июня 2012 года в двух экземплярах, каждый на русском и казахском языках, причем все тексты имеют одинаковую силу.

Министерство иностранных дел Российской Федерации

ПРАВОВОЙ ДЕПАРТАМЕНТ МИД РОССИИ

ПЕРЕЧЕНЬ ДВУСТОРОННИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДОГОВОР О ДРУЖБЕ, СОТРУДНИЧЕСТВЕ И ВЗАИМНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ

СПИСОК ДОКУМЕНТОВ ДОСТУПНЫХ ДЛЯ СКАЧИВАНИЯ

о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой

Российская Федерация и Азербайджанская Республика, далее именуемые Высокими Договаривающимися Сторонами,

опираясь на исторически сложившиеся связи, дружественные отношения и традиции доброго общения между их народами,

считая, что дальнейшее развитие отношений дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества между ними отвечает коренным интересам народов обоих государств и служит делу мира и безопасности,

преисполненные решимости построить на своих территориях демократические правовые государства,

подтверждая свою приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, Хельсинкского Заключительного акта и других документов Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе,

подтверждая свою приверженность соблюдению общепризнанных международных стандартов в области прав человека,

договорились о нижеследующем:

Высокие Договаривающиеся Стороны будут развивать свои отношения как дружественные государства. Они обязуются неуклонно руководствоваться принципами взаимного уважения их государственного суверенитета и независимости, равноправия и невмешательства во внутренние дела друг друга, неприменения силы или угрозы силой, включая экономические и иные способы давления, территориальной целостности, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, уважения прав человека и основных свобод, добросовестного выполнения обязательств, а также другими общепризнанными нормами международного права.

Высокие Договаривающиеся Стороны будут взаимодействовать в целях укрепления мира, повышения стабильности и безопасности как в глобальном, так и в региональном масштабе. Они будут способствовать продолжению процесса разоружения, созданию и укреплению международных систем коллективной безопасности, а также становлению структур и институтов, содействующих усилению миротворческой роли ООН и повышению эффективности региональных механизмов. Они будут также прилагать усилия для содействия урегулированию региональных конфликтов и иных ситуаций, затрагивающих интересы Сторон.

В этих целях Высокие Договаривающиеся Стороны будут проводить на регулярной основе консультации по проблемам, представляющим взаимный интерес.

В случае возникновения ситуации, создающей, по мнению одной из Высоких Договаривающихся Сторон, угрозу миру, нарушение мира или нарушающей существенные интересы ее безопасности, каждая из. Сторон может обратиться к другой Стороне с просьбой о проведении безотлагательных консультаций. Высокие Договаривающиеся Стороны будут обмениваться соответствующей информацией и стремиться к согласованию подходящих мер для преодоления такой ситуации.

Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон запрещает и пресекает создание и деятельность на своей территории организаций и групп, а также деятельность отдельных лиц, направленные против государственного суверенитета, независимости и территориальной целостности другой Высокой Договаривающейся Стороны.

Высокие Договаривающиеся Стороны на основе отдельных соглашений будут взаимодействовать в сфере охраны государственных границ.

Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон обязуется воздерживаться от участия в каких-либо действиях или мероприятиях, направленных против другой Высокой Договаривающейся Стороны, и не допускать, чтобы ее территория была использована в целях агрессии или иных насильственных действий против другой Высокой Договаривающейся Стороны.

Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон признает и уважает право другой Стороны самостоятельно определять и осуществлять комплекс мер, направленных на защиту своего суверенитета, территориальной целостности, неприкосновенности границ и обороноспособности.

Высокие Договаривающиеся Стороны, самостоятельно решая вопросы обеспечения национальной безопасности и оборонного строительства, будут осуществлять в этих целях тесное сотрудничество и практическое взаимодействие.

Формы и порядок взаимодействия в данной области будут регулироваться отдельным соглашением.

Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон предоставляет проживающим на ее территории гражданам другой Стороны имущественные и личные неимущественные права, право на отдых, на охрану здоровья, на социальное обеспечение, на получение жилища, на образование, на пользование достижениями культуры, на участие в общественных организациях, а также личные права и свободы на тех же основаниях и в таком же объеме, как и своим собственным гражданам. Граждане другой Стороны пользуются на территории каждой из Высоких Договаривающихся Сторон теми же правами и несут те же обязанности в трудовых отношениях, что и ее собственные граждане, исключая назначение на такие должности или занятие такой деятельностью, которая связана с принадлежностью к гражданству данной Стороны.

Граждане другой Стороны на территории каждой из Высоких Договаривающихся Сторон имеют право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты их прав и пользуются теми же процессуальными правами, что и собственные граждане данной Стороны.

Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон защищает права своих граждан, проживающих на территории другой Стороны, оказывает им покровительство и поддержку в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Высокие Договаривающиеся Стороны заключат консульскую конвенцию, договор о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам и другие соглашения, необходимые для обеспечения защиты прав своих граждан, проживающих на территории другой Высокой Договаривающейся Стороны.

Высокие Договаривающиеся Стороны подтверждают, что уважение прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, как части общепризнанных прав человека является существенным фактором мира, справедливости, стабильности и демократии в Российской Федерации и Азербайджанской Республике.

Высокие Договаривающиеся Стороны гарантируют право лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, полностью и эффективно осуществлять свои права человека и основные свободы и пользоваться ими без какой-либо дискриминации и в условиях полного равенства перед законом.

Высокие Договаривающиеся Стороны гарантируют право лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, индивидуально или совместно с другими лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, свободно выражать, сохранять и развивать свою этническую, культурную, языковую или религиозную самобытность и поддерживать и развивать свою культуру во всех ее аспектах, не подвергаясь каким-либо попыткам ассимиляции вопреки своей воле.

Высокие Договаривающиеся Стороны обеспечивают защиту этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности национальных меньшинств на своей территории и создают условия для поощрения этой самобытности.

Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются принимать эффективные меры, включая принятие соответствующих законодательных актов, для предотвращения и пресечения любых действий, которые представляют собой подстрекательство к насилию против лиц или групп, основанное на национальной, расовой, этнической или религиозной дискриминации, враждебности или ненависти.

Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются принять эффективные меры для защиты лиц или групп, которые подвергаются или могут подвергнуться угрозам или актам насилия, дискриминации или враждебности по причинам их этнической, языковой, культурной или религиозной самобытности, и для защиты их собственности.

Высокие Договаривающиеся Стороны заключат соглашение о сотрудничестве в целях обеспечения прав лиц, принадлежащих к этническим, языковым, культурным и религиозным меньшинствам.

Высокие Договаривающиеся Стороны гарантируют лицам, проживающим на их территории, в соответствии с их свободным волеизъявлением, право сохранить гражданство государства проживания или приобрести гражданство другой Стороны в соответствии с законодательством Сторон о гражданстве.

Проблемы, могущие возникать в случае коллизии законодательства по вопросам гражданства Высоких Договаривающихся Сторон, будут решаться на основе отдельного соглашения.

Высокие Договаривающиеся Стороны будут развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество в области политики, экономики, культуры, здравоохранения, энергетики, экологии, науки, техники, торговли, гуманитарной и других сферах, содействовать широкому информационному обмену. Приоритетными направлениями их сотрудничества, помимо упомянутых в статьях 2, 3 и 7, будут, в частности, координация действий, включая осуществление согласованных инициатив, в различных международных организациях; обеспечение прав человека в соответствии с основополагающими международными документами, действующими в этой области; координация управления системами энергетики, транспорта и связи; сотрудничество в области охраны окружающей среды; сотрудничество в борьбе с организованной преступностью, терроризмом и наркобизнесом.

Читайте так же:  Договор об услугах задним числом

Высокие Договаривающиеся Стороны заключат отдельные соглашения о сотрудничестве по этим и другим вопросам, представляющим взаимный интерес.

Правовой режим государственного имущества и имущества юридических лиц и граждан одной Высокой Договаривающейся Стороны, находящегося на территории другой Высокой Договаривающейся Стороны, регулируется законодательством Стороны места нахождения имущества, если иное не предусмотрено соглашением между Сторонами.

Если одна из Высоких Договаривающихся Сторон заявляет о принадлежности ей находящегося на территории другой Высокой Договаривающейся Стороны имущества, на которое предъявляют претензии третьи лица или государства, то другая Сторона обязана принять все необходимые меры по охране и сохранению такого имущества до окончательного решения вопроса о его принадлежности и не вправе передать его кому-либо без определенно выраженного согласия первой Стороны.

Все иные вопросы отношений собственности, затрагивающие интересы Высоких Договаривающихся Сторон, подлежат урегулированию отдельными соглашениями.

Высокие Договаривающиеся Стороны будут обеспечивать развитие экономических, торговых, научно-технических отношений на уровнях:

- органов государственной власти и управления;

- банков и финансовой системы;

- органов территориального и местного (муниципального) самоуправления;

- предприятий, объединений, организаций и учреждений;

- совместных предприятий и организаций;

Стороны будут содействовать созданию на своей территории благоприятных экономических, финансовых и правовых условий для предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, включая стимулирование и взаимную защиту инвестиций.

Стороны будут взаимодействовать в различных международных экономических, финансовых и других организациях и институтах, оказывая поддержку друг, другу в участии или вступлении в те международные организации, членом которых является одна из Сторон.

Стороны будут заблаговременно информировать друг друга об экономических решениях, которые могут затрагивать права и законные интересы другой Стороны.

Высокие Договаривающиеся Стороны будут обеспечивать грузовые и пассажирские перевозки через собственные морские, речные и воздушные порты, железнодорожную и автомобильную сеть и трубопроводы, заключат отдельные соглашения об урегулировании на основе предоставления режима наибольшего благоприятствования вопросов транзита грузов и пассажиров через свои территории.

Высокие Договаривающиеся Стороны будут сохранять и развивать сотрудничество в области переработки, использования и экспорта нефти и природного газа, сельского хозяйства и продовольственного обеспечения, а также в области сейсмологии.

Высокие Договаривающиеся Стороны будут развивать сотрудничество в области науки и техники, поощряя прямые связи между научно-исследовательскими центрами и осуществление совместных программ и разработок, в особенности, в области передовых технологий. Стороны будут взаимодействовать в подготовке кадров, а также поощрять обмены учеными, стажерами и практикантами, заключат соглашение о признании дипломов об образовании и ученых степеней.

Высокие Договаривающиеся Стороны будут всемерно способствовать развитию экономических, культурных, этнических и гуманитарных связей, развивать обмены в области образования, туризма и содействовать свободным информационным обменам. Стороны заключат отдельные соглашения по этим вопросам.

Они будут поощрять изучение и распространение языков народов России в Азербайджане и азербайджанского языка в Российской Федерации.

Они будут поощрять сотрудничество в этих областях, в том числе между правительствами и неправительственными организациями и учреждениями, частными организациями и лицами в осуществлении совместных проектов, деятельности культурных, научных и других фондов и ассоциаций. Стороны заключат соглашение об открытии культурных центров двух стран на территории друг друга.

Высокие Договаривающиеся Стороны будут уделять особое внимание развитию сотрудничества в области управления системами энергетики, транспорта, информатики и связи, включая спутниковую связь и телекоммуникации, способствуя сохранению и развитию сложившихся в этих областях комплексов и единых систем.

Высокие Договаривающиеся Стороны будут развивать сотрудничество в области охраны окружающей среды, способствуя согласованным действиям в этой области на региональном и глобальном уровне, стремясь к созданию всеобъемлющей международной системы экологической безопасности и взаимодействию, в частности, в защите и восстановлении экологической системы Каспия.

Высокие Договаривающиеся Стороны будут активно сотрудничать в мероприятиях по борьбе с организованной и международной преступностью, незаконным оборотом наркотиков, терроризмом, незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства и гражданской авиации, незаконным вывозом культурных ценностей.

Высокие Договаривающиеся Стороны заключат отдельные соглашения о сотрудничестве по этим и другим вопросам, представляющим взаимный интерес.

Высокие Договаривающиеся Стороны будут уделять особое внимание развитию контактов и сотрудничества между парламентами и парламентариями обоих государств.

Настоящий Договор не затрагивает прав и обязательств Высоких Договаривающихся Сторон, вытекающих из других международных договоров, участниками которых они являются.

В целях обеспечения соблюдения Высокими Договаривающимися Сторонами обязательств по статьям 8, 9, 10 настоящего Договора создается смешанная Комиссия по правам человека.

Порядок формирования и функционирования, а также компетенция Комиссии, создаваемой в соответствии с настоящей статьей, будут определены специальным соглашением Сторон.

Споры относительно толкования и выполнения настоящего Договора подлежат разрешению путем консультаций и переговоров между Высокими Договаривающимися Сторонами.

Настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в силу в день обмена ратификационными грамотами.

Настоящий Договор заключается сроком на пять лет. Его действие будет затем автоматически продлеваться на последующие пятилетние периоды, если ни одна из Высоких Договаривающихся Сторон не заявит о своем желании денонсировать его путем письменного уведомления другой Высокой Договаривающейся Стороны не менее, чем за шесть месяцев до истечения текущего пятилетнего периода.

Положения настоящего Договора могут быть дополнены или изменены по взаимному согласию Высоких Договаривающихся Сторон.

Совершено в Москве "12" октября 1992 года в двух экземплярах, каждый на русском и азербайджанском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

За Российскую Федерацию За Азербайджанскую Республику

Таврический дворец

Совет Федерации ратифицировал Протокол о внесении изменений в Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 25 мая 1992 года

В связи с истечением срока действия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между государствами Протокол предусматривает его продление и корректировку ряда положений с учетом новой политической и экономической реальности.

Срок действия Договора продлевается на десять лет, а также вводится автоматическая пролонгация на последующие десятилетние периоды.

Протоколом также предусматривается, что стороны принимают совместные меры, нацеленные на формирование в рамках ОДКБ действенной системы обеспечения коллективной безопасности и реагирования на кризисные ситуации, а также способствуют дальнейшему развитию экономической интеграции на основе согласованных договоренностей о создании Евразийского экономического союза.

Напомним, что 335-е выездное заседание Совета Федерации прошло в штаб-квартире МПА СНГ.

О Федеральном законе «О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 25 мая 1992 года»

Рассмотрев принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 14 июня 2013 года Федеральный закон "О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 25 мая 1992 года" в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Одобрить Федеральный закон "О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 25 мая 1992 года".

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Российской Федерации В.И. МАТВИЕНКО

Санкт-Петербург
26 июня 2013 года
№ 202-СФ

Армения-Россия: к 20-летию договора «О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи»

29 августа исполняется 20 лет со дня подписания президентами Армении и России Левоном Тер-Петросяном и Борисом Ельциным договора «О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи». Зачастую этот договор называют «большим», т.к. в нем прописаны ключевые положения двусторонних отношений. Согласно третьей статье документа, «Высокие Договаривающиеся Стороны будут совместно принимать все доступные им меры для устранения угрозы миру, нарушения мира или противодействия актам агрессии против них со стороны любого государства или группы государств и окажут друг другу необходимую помощь, включая военную, в порядке осуществления права на коллективную самооборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН». Текст статьи четко указывает на то обстоятельство, что это договор между союзниками, а не партнерами. Таким образом, использование некоторыми российскими и армянскими экспертами термина «партнёр» при описании отношений между странами, можно квалифицировать как некорректное.Отметим также, что 29 декабря 1991 года, сразу после распада СССР и взаимного признания независимости, Б.Ельцин и Л.Тер-Петросян подписали договор «О дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности» между Россией и Арменией (она еще не была членом ООН). Он не был ратифицирован сторонами, т.к. его де-факто и де-юре заменил договор о коллективной безопасности СНГ от 15 мая 1992 года. История армяно-российских отношений очень давняя и ведет свой отсчет ещё со времен Древней Руси. Однако более системными армяно-российские связи стали более трехсот лет назад. Именно с того времени армянские интеллектуалы, знать, купечество, т.е. элита и, собственно народ, связывали свое освобождение с Россией из-под ига Персии и Турции. Восточная Армения вошла в состав Российской Империи в 1828 году, т.е. почти 190 лет назад по итогам второй русско-персидской войны (1826-1828 гг.), а Западная Армения осталась под властью Османской Турции со всеми вытекающими отсюда трагическими последствиями. Армения и Россия вместе входили в состав СССР. Однако, лишь после распада СССР армяно-российские отношения, впервые, оформились в качестве межгосударственных. Собственно, нынешние межгосударственные армяно-российские отношения начали формироваться в 1990-1991 гг. на фоне жесткого противостояния в Москве между союзным центром, который возглавлял Михаил Горбачев, и российским руководством во главе с Борисом Ельциным. Нарастающий конфликт в Москве имел свои отголоски и в тогдашнем советском Закавказье. В сложном нагорно-карабахском конфликте коммунистическое руководство Советского Азербайджана ориентировалось на Михаила Горбачева и номенклатуру КПСС, а руководство Армении во главе со спикером парламента Л. Тер-Петросяном и премьер-министром Вазгеном Манукяном, пытаясь сохранять рабочие и корректные отношения с союзным центром, принимало в расчёт появление альтернативного центра силы в лице российского руководства. Решающим в этом процессе стали события апреля-июня 1991 года, когда войска МВД СССР провели совместную с ОМОН Азербайджанской ССР карательную операцию «Кольцо» по проверке «паспортного режима и изъятию оружия в случаях его незаконного хранения». В реальности операция «Кольцо» вылилась в депортацию армянского населения из 24 сел. Депортация, де-юре, в ряде случаев, была оформлена как продажа армянами своих домов азербайджанцам. Во время этих событий, внутренние войска СССР, вступившего в полосу открытого кризиса, де-факто участвовали в обстрелах населенных пунктах Армении, в результате которых было убито несколько десятков человек, абсолютное большинство которых составляли сотрудники МВД республики. Жёсткие действия союзного центра были связаны с тем, что власти Армении, в отличие от Азербайджана, отказались от участия во всесоюзном референдуме 17 марта 1991 года. Кроме того, к тому времени Верховный Совет Армении принял решение по выходу из состава Союза согласно закону «О выходе союзной республики из состава СССР». В тот период «антисоюзные» настроения не переросли в Армении в антироссийские по двум основным причинам: по поручению тогдашнего главы Верховного Совета России Б.Ельцина, делегация депутатов российского парламента прибыла в Армению в мае 1991 года. Многие из депутатов российского парламента находились «на линии огня», а в ряде случаев были свидетелями действий войск МВД СССР против мирного населения союзной республики. В Армении также находилась большая группа российских журналистов, которые передавали в свои издания и эфир адекватную информацию о происходящем. Впоследствии в парламенте РФ были проведены специальные слушания в связи с операцией «Кольцо» и действиями войск МВД СССР против мирного населения союзной республики. По итогам этих слушаний были приняты соответствующие решения, осуждающие действия союзных властей — руководство Армении, весь депутатский корпус достаточно прозрачно объяснили населению, почему нельзя идентифицировать действия союзных властей собственно с Россией. Данное обстоятельство имело очень важное значение для дальнейшего развития армяно-российских отношений, т.к. руководство Армении обладало на тот момент весьма высоким доверием у общества.

Читайте так же:  Льготы по переезду с севера

Столь детальное разъяснение ситуации с разведением понятий «союзный» и «российский» в сложный период распада большого государства обусловлено тем, что в ряде республик бывшего СССР эти понятия были представлены как абсолютно тождественные, что в дальнейшем сыграло крайне негативную роль во взаимоотношениях этих республик с Россией. Также, в ряде случаев, данное обстоятельство было умело использовано внешними силами и представителями различных политических течений для разжигания в этих странах антироссийских настроений.

Следует отметить, что подписание «большого» армяно-российского договора было логическим продолжением следующих важных соглашений связывающих Армению и Россию:

  • договор о коллективной безопасности СНГ от 15 мая 1992 года, который впоследствии трансформировался в Организацию Договора о коллективной безопасности (14 мая 2002 года);
  • договор о правовом статусе Вооружённых Сил Российской Федерации, находящихся на территории Армении, подписанный 21 августа 1992 года, который был затем трансформирован в Договор о российской военной базе на территории Республики Армения от 16 марта 1995 года (был пролонгирован в 2010 году до 2044 года). Как своеобразное продолжение этого договора следует рассматривать «Соглашение о создании Объединенной группировки войск Вооруженных сил России и Армении» (2017 год);
  • договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о статусе Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Республики Армения, и условиях их функционирования (1992 год);
  • договор об Объединенной системе ПВО СНГ от 10 февраля 1995 года, который впоследствии (в 2016 году) был трансформирован на данном направлении в договор о российско-армянской объединенной системе противовоздушной обороны.

Кроме того, следует учесть еще одно важное обстоятельство: вышеупомянутый «большой» договор формировался не в вакууме, а при широком общественном запросе в Армении. В частности, в 1997 году общественной инициативой «Россия – Беларусь – Армения» было собрано 1 млн подписей в поддержку проведения референдума о присоединении Армении к союзу России и Беларуси. Отметим, что правящая администрация во главе с тогдашним президентом Л.Тер-Петросяном не препятствовала сбору подписей и рассматривала подписание «большого» договора также как своеобразный ответ на акцентированный общественный запрос стратегического союза с Россией.

Таким образом, в 1990-х годах была заложена правовая база двусторонних отношений, которая в последующем была развита и адаптирована к новым условиям, прежде всего в сфере безопасности и военного сотрудничества.

Среди других документов, которые следует рассматривать как логическое продолжение «большого» договора следует выделить декларацию «О союзническом взаимодействии между Российской Федерацией и Республикой Армения, ориентированном в XXI век», которая была подписана президентами Владимиром Путиным и Робертом Кочаряном 26 сентября 2000 года. В ней, в частности, подчеркнуто: «Незыблемой правовой основой нынешнего и последующего развития и углубления всесторонних связей, союзнического взаимодействия двух братских народов и государств является Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Армения от 29 августа 1997 года».

Очевидно, что союзнические отношения между Арменией и Россией сформировались, прежде всего, исходя не только из богатого исторического прошлого и взаимного культурно-цивилизационного наследия, а исходя из высокой общности интересов.

Очевидно, что у союза Армении и России противников более чем достаточно, и они крайне заинтересованы в том, чтобы союз это либо распался, либо оказался бы в достаточной степени расшатанным. По сути, против этого союза сейчас развязана информационная война, которая ведется достаточно системно и активно. Целью этой войны является вытеснение России из Армении и, собственно, из региона бывшего советского Закавказья.

Надо отметить, что системные информационные удары наносятся напрямую не только со стороны крупных внешних игроков, которые пытаются достичь полного доминирования в регионе (США и их союзники по НАТО, прежде всего, Турция), что было изначально прогнозируемо после распада СССР. Речь идет также о Грузии, находящейся в крайне сложных отношениях с Россией, и об Азербайджане, ведущем против Армении и Нагорного Карабаха последовательно враждебную политику, включая накачку современным оружием Нахичеванской автономии, расположенной в нескольких десятках километров от Еревана. Однако противники союза Армении и России есть и внутри самих этих стран, и потому нет ничего удивительного в том, что внешние игроки, заинтересованные в расторжении армяно-российского союза, активно используют различные группы интересов, в том числе и в условно «экспертных» кругах, в высших эшелонах власти, а также прессе обеих стран, в целях его максимальной дискредитации.

Этим негативным процессам способствует снизившийся образовательный уровень населения в обеих странах, а также то обстоятельство, что молодые поколения, выросшие в постсоветский период, плохо осознают общность армяно-российских интересов. Для нанесения информационных ударов активно используются приемы и идеологические матрицы, успешно апробированные в различных республиках постсоветского пространства (от стран Балтии до Грузии и Украины). Здесь и «советская оккупация», и «декоммунизация», и вопросы, связанные с русским языком в Армении, и поставки российского оружия Азербайджану, и инциденты вокруг 102-й российской военной базы, и отдельные моменты истории Второй Мировой войны, и ложные данные о военном и военно-политическом балансе в регионе, и даже Армянская АЭС. Немаловажное значение имеет также пропагандистская идеализация геополитических оппонентов России в Армении (НАТО и ЕС) и пр. Целью информационных ударов, прежде всего, являются «узкие» места армяно-российского сотрудничества и не всегда эффективно действующие институты этого союза в информационном пространстве.

Как нам представляется, для смягчения информационных ударов по армяно-российскому союзу необходимо больше внимания уделять его дальнейшей институционализации на разных уровнях, включая в частности, формирование новых институтов и совершенствование работы уже действующих. Правовая база для этого создана, необходимо только умело и эффективно распорядиться имеющимися ресурсами.

Давид Петросян, независимый журналист