Перейти к содержимому

Договор о оплате услуг водоснабжения

Содержание:

Договор водоснабжения

Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас.

Условия заключения договора

Договоры, заключаемые гражданами или юридическими лицами с поставщиками коммунальных услуг, должны подчиняться соответствующим требованиям Гражданского кодекса. Кроме того, гражданско-правовые отношения в этой области регулируют другие акты, положения и инструкции ответственных госорганов ресурсного и энергоснабжения.

Количество потребленной питьевой или технической воды должно фиксироваться счетчиками, поверенными в лицензированных метрологических организациях. Абонент оплачивает только то количество воды, которое фактически израсходовано и зарегистрировано в платежных документах на основании разницы конечного и начального показания счетчика. Есть исключения, но они должны быть определены или соглашением сторон договора, или предусмотрены законом.

При начислении оплаты за воду и канализацию следует руководствоваться приведенными ниже правилами.

Договоры водоснабжения при наличии общедомового и индивидуальных счетчиков

Поставщик получает оплату за поставку воды на основании показаний общедомового счетчика.

При наличии общего водомера на вводе магистрального водопровода в многоквартирный дом его показания должны соответствовать суммарным по всем квартирам. Практически это не всегда так из-за отсутствия счетчиков в некоторых квартирах.

Владельцы жилья, имеющие индивидуальные квартирные счетчики, оплачивают водоснабжение и канализацию по собственным показаниям.

Остаточный объем потребленной всем домом воды после вычета объема, израсходованного в соответствии с показаниями квартирных счетчиков, делится на всех жильцов, не имеющих водомеров, пропорционально количеству проживающих в квартире.

Договоры водоснабжения при отсутствии счетчиков

При отсутствии общедомовых и индивидуальных водомеров договор на поставку воды и ее отвод заключается на условиях оплаты, исходя действующих нормативов.

Между потребителями и поставщиком услуг постоянно возникают конфликты в части определения объема потребленной воды и, соответственно, размера её оплаты. ТСЖ и другие управляющие коммунальные предприятия в своих расчетах исходят из норм потребления воды на одного человека, предусмотренных соответствующими правилами региональных государственных органов.

Основным критерием определения расхода воды будет пропускная способность водопровода в течение суток при полном заполнении его сечения водой и скорости её циркуляции 1,2 метра в секунду.

Как правило, споры по выставленным счетам разрешаются в пользу ресурсоснабжающих организаций, так как конкуренция в этой сфере отсутствует, а сети водоснабжения и канализации находятся в государственной собственности.

Законодательное регулирование

Несмотря на явные недоработки российского законодательства в части нормативного регулирования водопотребления и оплаты за воду, в основном деятельность поставщиков по договорам водоснабжения достаточно регламентирована разъяснениями и ведомственными приказами Министерства регионального развития.

Так, в соответствии с инструкциями Минрегионразвития:

  1. Организации, снабжающие население водой, не могут диктовать свои методы определения объема потребленной воды. Этот вопрос должен согласовываться с потребителями ресурсов и фиксироваться в договоре водоснабжения.
  2. Разница между показателями общедомового счетчика и показателями индивидуальных счетчиков распределяется между всеми жильцами дома, не имеющими счетчиков.

Договор при наличии индивидуальных счетчиков без общедомового

В этом случае управляющая организация оплачивает поставщику услуг водоснабжения и канализации суммы, начисленные с применением региональной нормы расхода.

Однако владельцы квартир, где установлены индивидуальные водомеры, оплачивают услуги по действующим тарифам в соответствии с показаниями своих счетчиков. Принуждать их к какой-либо дополнительной оплате администрация ассоциации жильцов не вправе.

Соответственно, оплата за весь оставшийся объем потребленной воды ложится на плечи собственников квартир без счетчиков, а это может привести к оплате по завышенным нормам потребления.

Фактически эти нормативы перестают работать. Чтобы избежать подобных разногласий и претензий жильцов в части необоснованности начислений по оплате за воду, администратор здания должен установить общедомовой счетчик и в дальнейшем взаиморасчеты с поставщиком производить согласно его показаниям.

Правила перерасчета

Администрации товариществ собственников жилья, других ассоциаций жильцов, эксплуатирующих организаций, ответственных за предоставление коммунальных услуг, обязаны:

  • При отъезде на определенное время всех граждан, проживающих в квартире, и отсутствии в ней приборов учета, произвести перерасчет оплаты за воду, начисленной в соответствии с нормой потребления. Присутствие в договоре положений о методике подсчета проживающих в многоквартирном доме без общедомового счетчика облегчит эту задачу.
  • Корректировать сумму оплаты в сторону ее уменьшения, если вода не соответствует санитарным и химико-бактериологическим нормам и подается в квартиры с перерывами.

Договор возмещения расходов по водоснабжению

г. Москва «____» __________ 201_ года

Открытое акционерное общество «______________________» (сокращенное наименование – ОАО «_____________»), именуемое в дальнейшем «Заказчик», в лице генерального директора ____________________, действующего на основании Устава, с одной стороны, и открытое акционерное общество «_________________________» (сокращенное наименование – ОАО «_____________»), именуемое в дальнейшем «Исполнитель», в лице генерального директора ____________________, действующего на основании Устава, с другой стороны, вместе именуемые Стороны, заключили настоящий Договор (далее - "договор водоснабжения") о нижеследующем:

1. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1.1. Помещения – нежилые помещения, занимаемые Заказчиком и расположенные по адресу: г. Москва, ул. _______________________, д. __, строение № __, общей площадью ______________ кв.м., на праве собственности, запись регистрации ___-___-___/____/______-____, свидетельство серии ___ ___ № ______________.
1.2. Инженерные сети - инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления услуг водоснабжения и расположенные по адресу: г. Москва, ул. ____________________, д. ___, строение № __ (далее – «Здание»).
1.3. Граница раздела ответственности – граница в Инженерных сетях Здания, определяющая ответственность собственников (пользователей) по надлежащему их содержанию в соответствии с действующими в г. Москве требованиями и нормами и утвержденная Сторонами в Акте разграничения эксплуатационной ответственности.

2. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
2.1. В соответствии с настоящим договором Заказчик принимает на себя обязательство по возмещению расходов Исполнителя на водоснабжение и водоотведение Помещений.
2.2. Срок действия договора водоснабжения с «___» ___________ 201_ года по «___» ________ 201_ года.

3. ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ
3.1. Цена договора водоснабжения составляет _____________ (__________________ тысяч ____________________) рублей __ копеек, в том числе НДС 18 % - ________ (____________ тысяч ______________) рубля __ копейки. Оплата по Договору производится ежемесячно, пропорционально фактически понесенным Исполнителем расходам согласно Приложению № 1 к договору возмещения расходов.
3.2. Заказчик в течение месяца, следующего за оплачиваемым месяцем, производит возмещение расходов Исполнителя, на основании счёта, выставляемого Исполнителем в соответствии с затратами и расчётами согласно Приложению № 1 к договору водоснабжения, счета-фактуры и акта об оказанных услугах.
3.3. За основу взаиморасчетов принимается закрепленная за Сторонами площадь Здания, которая распределена в следующих долях:
- за Исполнителем закреплено ________ кв.м., что составляет ____ % от общей площади Здания;
- за Заказчиком – ______ кв.м., что составляет ______ % от общей площади Здания.
3.4. Оплата по возмездному договору производится в безналичной форме на расчётный счёт Исполнителя, указанный в разделе 7 Договора, в течение пяти рабочих дней с даты получения счёта.
3.5. Обязанность Заказчика по оплате считается исполненной с момента перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя.
3.5. В случае нарушения Заказчиком сроков возмещения расходов Исполнителя, являющихся предметом договора водоснабжения, Исполнитель вправе требовать уплаты неустойки в размере 0,1% (одна десятая процента) от суммы задолженности, за каждый день просрочки. Заказчик освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине Исполнителя.

4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
4.1. Исполнитель обязан:
4.1.1. Своевременно заключать договор.
4.1.2. Производить оплату услуг по водоснабжению Помещений своевременно и надлежащим образом, руководствуясь условиями договора с водоснабжающей организацией.
4.1.3. Ежемесячно, в течение месяца, следующего за расчетным, выставлять Заказчику счет, с приложением расчёта выставляемой суммы в соответствии с Приложением № 1 к договору водоснабжения, и копий документов, подтверждающих понесенные Исполнителем расходы на оплату водоснабжения, а также акта и счета-фактуры.
4.1.4. По запросу Заказчика производить сверку платежей, произведенных по настоящему договору водоснабжения, в течение десяти календарных дней с момента получения запроса.
4.2. Исполнитель вправе:
4.2.1. Прекратить оказание услуг водоснабжения Помещений в случае, если Заказчик задерживает возмещение расходов Исполнителя по оплате данных услуг (или их части) на срок более 10 (десяти) календарных дней с даты, когда соответствующий платеж должен был быть произведен в соответствии с Договором. Такое прекращение исполнения обязательства Исполнителя не является нарушением возмездного договора, а является мерой оперативного воздействия, направленной на уменьшение убытков Исполнителя. Надлежащее исполнение обязательства Исполнителя в соответствии со статьей 328 ГК РФ обусловлено надлежащим исполнением обязательства Заказчика и не подлежит исполнению до тех пор, пока обязательство Заказчика не будет надлежащим образом исполнено.
4.3. Исполнитель не несёт ответственности за любые убытки Заказчика, явившиеся прямым или косвенным результатом неисправности или перебоев в работе какого-либо оборудования, задействованного в связи с предоставлением услуг водоснабжения Помещений, указанных в договоре возмещения расходов, при условии, что такие убытки не были вызваны умышленными действиями Исполнителя.
4.4. Заказчик обязан:
4.4.1. Содержать Инженерные сети Помещений в технически исправном состоянии, соблюдать установленные правила техники безопасности, противопожарной безопасности и внутренней санитарии.
4.4.2. Не совершать действий, нарушающих порядок пользования услугами по водоснабжению Помещений, установленный возмездным договором, правилами предоставления коммунальных услуг, требований и норм, действующих в данной сфере в г. Москве.
4.4.3. Своевременно сообщать Исполнителю о неисправностях инженерных систем, аварийных ситуациях и допускать представителей Исполнителя для устранения аварий, осмотра, проверки и контроля Инженерных сетей.

Читайте так же:  Бюджетная отчетность за 2019

Весь образец договора возмещения расходов по водоснабжению в прикрепленном файле.

Организация оказывает услуги водоснабжения и водоотведения исправительному учреждению. Исправительное учреждение не заключает договор водоотведения и водоснабжения (отсутствует финансирование). Водой учреждение пользуется, отключить воду никто не имеет права, но оплата за оказанные услуги не поступает. Ситуация длится несколько месяцев, акты за оказанные услуги исправительное учреждение не подписывает. Будет ли существенным нарушением Налогового кодекса РФ то, что организация не будет выписывать счет-фактуру за оказание услуги?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Налоговую базу по НДС в связи с безвозмездным оказанием услуг водоснабжения и водоотведения следовало определять ежеквартально или ежемесячно. В аналогичном порядке следовало выставлять счета-фактуры. В этой связи организации-поставщику необходимо представить в налоговый орган уточненные декларации по НДС за все предшествующие налоговые периоды, в которых производилась поставка воды.

Обоснование вывода:
В сложившейся ситуации организация фактически оказывает услуги водоснабжения и водоотведения на безвозмездной основе.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ признается объектом обложения НДС. При этом в целях главы 21 НК РФ передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе также признается реализацией товаров (работ, услуг).
Поскольку в рассматриваемом случае Вашей организацией фактически осуществлялось безвозмездное оказание услуг водоснабжения и водоотведения, очевидно, что для целей исчисления НДС возникал объект налогообложения.
В силу п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы по НДС является наиболее ранняя из следующих дат:
- день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
- день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Учитывая, что при безвозмездном оказании услуг факт оплаты (частичной оплаты) отсутствует, налоговую базу по НДС следует определять как день ее отгрузки (передачи) (п. 1 ст. 167 НК РФ).
На основании п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (в том числе на безвозмездной основе) счета-фактуры выставляются не позднее 5 календарных дней со дня их отгрузки.
Принимая во внимание непрерывность оказания услуг водоснабжения и водоотведения, считаем, что моментом определения налоговой базы по НДС может быть признан или последний день налогового периода (квартала), или последний день месяца. Следовательно, счет-фактуру следует выставить не позднее 5 дней считая со дня окончания квартала или месяца. Аналогичное мнение нашло отражение в письме Минфина России от 25.06.2008 N 07-05-06/142 (смотрите также письма Минфина России от 06.04.2015 N 03-07-14/19170, от 28.02.2013 N 03-07-11/5941).
В данном случае на протяжении нескольких месяцев организация-поставщик фактически безвозмездно оказывала потребителю услуги водоснабжения и водоотведения. При таких обстоятельствах с учетом норм пп. 1 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 167, п. 2 ст. 154, п. 3 ст. 168, ст. 174 НК РФ необходимо было определять налоговую базу по безвозмездно оказанным услугам, выставлять счета-фактуры и уплачивать соответствующую сумму НДС в течение всех прошедших налоговых периодов.
Если этого сделано не было, то на основании п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 81 НК РФ, абзаца 3 п. 3, п. 4 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137, организации следует произвести корректировку налоговой базы за прошлые налоговые периоды, выставить счета-фактуры, оформить дополнительные листы к книгам продаж и представить в налоговый орган уточненные налоговые декларации по НДС.
Подтверждением такого алгоритма действий может служить решение ФНС России от 16.01.2014 N 291. В указанном документе работники налогового ведомства пришли к выводу, что налогоплательщик должен был определять налоговую базу не в период заключения договора на передачу электрической энергии (III квартал 2012 года), а в период фактического оказания услуг по передаче электрической энергии (II-IV кварталы 2011 года и I-II кварталы 2012 года).

К сведению:
Правоотношения сторон по холодному водоснабжению и водоотведению регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776.
В силу п. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой применяются правила о договоре энергоснабжения (ст.ст. 539-547 ГК РФ), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Пунктом 2 ст. 13 Закона N 416-ФЗ также установлено, что к договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.
В свою очередь, на основании п. 2 ст. 14 Закона N 416-ФЗ к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
На основании п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ст. 544 ГК РФ).
При этом отсутствие договора, заключенного сторонами, не может освобождать потребителя от оплаты фактически оказанных услуг (смотрите, например, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2016 N 14АП-2110/16).
Неподписание ответчиком актов о выполненных работах (оказанных услугах) само по себе не свидетельствует об отсутствии факта оказания истцом в спорный период услуг водоснабжения и также не является основанием для освобождения ответчика от оплаты поставленных ресурсов (п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 N 14).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Ответ прошел контроль качества

7 октября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Агентский договор. на оплату услуг по предоставлению горячего и холодного водоснабжения, водоотведения

Г. [место заключения договора]

[дата заключения договора]

[Полное наименование арендодателя] в лице [должность, Ф. И. О.], действующего на основании [Устава, положения, доверенности], именуемое в дальнейшем "Агент", "Арендодатель", с одной стороны и

[полное наименование арендатора] в лице [должность, Ф. И. О.], действующего на основании [Устава, положения, доверенности], именуемое в дальнейшем "Принципал", "Арендатор", с другой стороны, а вместе именуемые "Стороны", связанные взаимными правами и обязанностями по Договору аренды нежилого помещения [номер, дата договора], заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. По настоящему договору Арендодатель (Агент) выступает посредником между Арендатором (Принципалом) и ресурсоснабжающей организацией (Водоканал).

1.2. В целях исполнения настоящего договора Агент заключает с Водоканалом договор на предоставление коммунальных услуг - холодного и горячего водоснабжения, водоотведения (отвод бытовых стоков).

1.3. Арендодатель приобретает для Арендатора услуги и ведет расчеты с ресурсоснабжающей организацией, а Арендатор компенсирует Арендодателю расходы и выплачивает ему вознаграждение.

1.4. Арендодатель, приобретая от своего имени услуги по поручению Арендатора, имеет право перевыставить последнему счета-фактуры, полученные от поставщика коммунальных услуг.

1.5. Арендатор на основании указанных документов вправе воспользоваться налоговым вычетом по НДС.

2. Права и обязанности сторон

2.1. Агент обязуется исполнять принятое на себя поручение на выгодных для Принципала условиях.

2.2. Агент ежемесячно выставляет Принципалу счета на оплату водоснабжения и водоотведения.

2.3. Принципал обязуется:

- выплачивать Агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленных настоящим договором;

- возмещать Агенту издержки, понесенные им по оплате коммунальных услуг.

3. Вознаграждение агента и порядок расчетов

3.1. За оказанные посреднические услуги Принципал уплачивает Агенту вознаграждение в размере [вписать нужное].

Читайте так же:  Осаго на ооо

3.2. Выплата вознаграждения и оплата выставленных счетов за услуги, предусмотренные настоящим договором, производятся единовременно не позднее [вписать нужное].

3.3. Размер вознаграждения может быть изменен по соглашению Сторон.

Примечание. Как правило, на сумму вознаграждения уменьшают арендную плату, тем самым предполагаемый от аренды помещения доход арендодателя не изменяется, а Арендатор не несет незапланированных расходов.

4. Ответственность сторон

4.1. Агент несет ответственность перед Принципалом за просрочку оплаты коммунальных и иных платежей, предусмотренных настоящим договором.

4.2. В случае несвоевременной оплаты счетов за услуги и выплаты вознаграждения Агенту, Принципал уплачивает ему неустойку в размере [значение] % от суммы долга за каждый день просрочки.

4.3. Сторона, причинившая своими действиями другой стороне убытки, обязана возместить их в полном объеме.

4.4. Иные меры ответственности Сторон за неисполнение своих обязательств по настоящему договору определяются в соответствии с действующим законодательством РФ.

5. Срок действия договора

5.1. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и действует до окончания действия договора аренды нежилого помещения [номер, дата договора].

6. Заключительные положения

6.1. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, - по одному для каждой из Сторон.

6.2. В случаях, не предусмотренных настоящим договором, Стороны руководствуются действующим законодательством РФ.

Формирование договорных отношений в сфере водоснабжения и водотведения

В силу технологических особенностей организации обеспечивающие водоснабжение и водоотведение занимают монопольное положение на обслуживаемой ими территории. В условиях отсутствия рыночного предложения по водоснабжению и водоотведению важной задачей становится регулирование взаимоотношений между производителем коммунальных услуг и жилищными предприятиями. Наряду с актами государственных органов и органов местного самоуправления, одним из важнейших оснований возникновения гражданских прав и обязанностей является на сегодняшний день договор. Настоящая публикация посвящена вопросам формирования договорных отношений в сфере водоснабжения и водоотведения, и роли местных органов самоуправления в регулировании этих отношений.

В настоящее время на государственном уровне созданы необходимые экономические, организационные и юридические предпосылки для регулирования взаимоотношений сторон, возникающих при любой хозяйственной деятельности, на основе договора. С юридической точки зрения "договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей" (Гражданский кодекс ст.420). То есть договорные отношения имеют практический смысл лишь в том случае, если стороны определили свои взаимоотношения и установили для себя определенные права и обязанности. Именно совокупность прав и обязанностей сторон составляет содержание договора, причем, если реализация тех или иных прав зависит только от воли сторон, то нарушение или уклонение от исполнения обязанностей влекут за собой неблагоприятные, в том числе и финансовые последствия для виновной стороны. Поэтому договорная сфера отношений регулируется нормами обязательного права, закрепленными в Гражданском кодексе (далее ГК).

Монопольное положение организаций обеспечивающих водоснабжение и водоотведение определяет особые взаимоотношения с жилищными предприятиями (службами заказчика), которые строятся на основе договоров регулируемых требованиями статьи 426 Гражданского кодекса "Публичный договор". Особенности публичного договора заключается в следующем:

  • организация обеспечивающая водоснабжение и водоотведение по характеру своей деятельности обязана оказывать услуги (поставить товар) каждому, кто к ней обратится, и не вправе оказать предпочтение одному лицу перед другим при решении вопроса о заключении публичного договора, если не докажет, что не имела возможности предоставить потребителю услуги (товар) соответствующего объема и качества;
  • потребители гарантированы от дискриминации со стороны организации занимающей доминирующее положение на рынке. Все условия публичного договора, включая цены (тарифы) на предоставляемые услуги (товары), устанавливаются едиными для всех потребителей, за исключением случаев предусмотренных нормативными, правовыми актами, таких как, предоставление льгот по стоимости услуг (товара) для отдельных категорий потребителей (например, льготы инвалидам по оплате услуг водоснабжения и водоотведения);
  • в случае необоснованного отказа водоснабжающей организации от заключения публичного договора, жилищное предприятие (служба заказчика) вправе подать иск в арбитражный суд о понуждении данной организации заключить такой договор и возместить убытки, причиненные необоснованным уклонением от заключения договора.

В отдельных случаях предусмотренных законом Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.д.) (Гражданский кодекс ст. 426 п.4.). Такими правилами обязательными для сторон публичного договора по водоснабжению и водоотведению являются "Правила предоставления коммунальных услуг", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г №1099 (именуемые в дальнейшем "Правила").

"Правила" определяют порядок предоставления и оплаты услуг, права и обязанности потребителей, права, обязанности и ответственность исполнителей. В соответствии с "Правилами", предоставление коммунальных услуг осуществляется на договорной основе. В договорах регламентирующих взаимоотношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг в обязательном порядке должны быть отражены следующие положения:

"Правила" определяют условия предоставления коммунальных услуг конечному потребителю - гражданину, и гарантируют его права на определенный объем услуг установленного качества за определенную цену. У гражданина есть право на уменьшение платы при недополучении услуги или снижении ее качества, независимо от того кто именно обеспечивает эту услугу. В том случае, когда за обеспечение населения коммунальными услугами отвечает не ресурсоснабжающая организация (жилищное предприятие, служба заказчика, др.) между организацией обеспечивающей поставку услуги населению и ресурсоснабжающей организацией должен быть заключен договор позволяющий переадресовать ответственность по объему и качеству услуг и санкции за нарушение обязательств предоставление услуг населению на ресурсоснабжающую организацию.

В отношениях с жилищными предприятиями (службами заказчика) организации водопроводно-канализационного хозяйства (далее - организации ВКХ) руководствуются нормативным актом "Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" утвержденными Приказом Минстроя России от 11 августа 1995 г. № 17-94. Следует отметить, что Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации по отдельным положениям противоречат "Правилам". Например, в Правилах пользования системами коммунального водоснабжения и канализации не предусмотрена обязанность организации ВКХ обеспечивать определенное ГОСТом качество подаваемой потребителям питьевой воды и не предусмотрена неустойка за снижение качества воды или перерывы в водоснабжении по вине организации ВКХ; не определены права пользователей (абонентов); предусмотрено право организации ВКХ прекращать отпуск питьевой воды и прием сточных вод при неоплате платежных документов по истечении десяти дней, хотя "Правилами" предоставления коммунальных услуг для граждан установлен срок в три месяца и т.д. Таким образом, если жилищное предприятие (служба заказчика) в своих договорах с организацией ВКХ не предусмотрит положения, позволяющие ему "переадресовать" указанным организациям ответственность за объемы и качество поставляемой воды и водоотведение, в пределах эксплуатационной ответственности организаций ВКХ, то именно жилищное предприятие (служба заказчика) будет нести ответственность за нарушение прав потребителей (включая снижение платы и выплату неустойки), являющихся следствием нарушений со стороны ресурсоснабжающей организации.

В основу договорных отношений между жилищными предприятиями (службами заказчика) и организациями ВКХ положено разграничение прав собственности и хозяйствования с соответствующим разделением прав и ответственности сторон. В управлении жилищных предприятий (служб заказчика) находятся внутридомовые и внутридворовые сети, оборудование, устройства водоснабжения и канализации, служащие для обеспечения дома коммунальными услугами. В управлении организации ВКХ находятся водозаборные, очистные сооружения, магистральные и разводящие сети.

Предметом договора в договорах водоснабжения и водоотведения является подача питьевой воды до границы эксплуатационной ответственности на сетях водоснабжения и отвод сточных вод от границы эксплуатационной ответственности на сетях канализации. Из предмета договора следует, что в стоимость услуг не входит перемещение воды и сточных вод по внутридворовым и внутридомовым сетям, а также содержание этих сетей, за это отвечает жилищное предприятие (служба заказчика). Поэтому, если в тарифы на водоснабжение и водоотведение для населения заложены затраты на содержание внутридворовых и внутридомовых сетей и перемещение по ним подаваемой и отводимой воды (как это принято в настоящее время), у жилищного предприятия (службы заказчика) появляется основание для требования возмещения (компенсации) ему соответствующих затрат.

Вопрос формирования и утверждения тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №707 от 18 июня 1996 г. поручен органам местного самоуправления. Если вопрос возмещения затрат на содержание, обслуживание и ремонт водопроводных и канализационных сетей находящихся в управлении жилищного предприятия (службы заказчика) не решен органом местного самоуправления целесообразно в договор на водоснабжение и водоотведение включать пункт об уменьшении тарифов на водоснабжение и водоотведение, связанным со стоимостью работ по обслуживанию внутридворовых и внутридомовых сетей, сооружений и устройств.

Для расчета ориентировочной потребности воды и объема услуг по водоотведению жилищному предприятию (службе заказчика) целесообразно использовать табличный метод расчета представленный в приложении 1. Водопотребление жильцов рассчитывается на основе утвержденного органом местного самоуправления норматива водопотребления для населения. Расчет требуемого количества воды на содержание общедолевой собственности (влажная уборка лестничных клеток, помещения офиса, полив территории и зеленых насаждений и т.д.) производится по эксплуатационным нормам водопотребления и включается в заявляемую в договоре величину расхода воды. Например, суточная норма расхода воды на полив вручную из шлангов) тротуаров составляет 0,4-0,5 л/м, полив зеленых насаждений газонов и клумб - 3-4 м 3 /год. Объемы водоотведения рассчитываются из разницы нормативов водопотребления и водоотведения, установленной нормативными актами органов местного самоуправления.

Читайте так же:  Договор купли-продажи садового дома образец

В заявляемую при подписании договора величину требуемого объема водоснабжения и водоотведения включаются заявки пользователей нежилыми помещениями (субабонентов), за обеспечение которых коммунальными услугами отвечает жилищное предприятие (служба заказчика), как основной абонент систем коммунального водоснабжения и канализации.

"Правилами" определено, что при отклонении качества услуг от установленного договором оплата потребителем соответственно уменьшается (п.2.7 "Правил"). Перечень качественных показателей их величин, а также величины уменьшения и порядок оформления отклонения устанавливаются соответствующими ведомствами, осуществляющими контроль за безопасностью для потребителя услуг, их территориальными органами совместно с органами местного самоуправления. В Приложении к "Правилам" приведены рекомендуемые показатели качества услуг условия снижения оплаты при снижении качества коммунальных услуг. "Правилами" также установлено, что за нарушение установленных договором сроков устранения недостатков в качестве предоставляемых услуг или превышение допустимых перерывов в предоставлении услуг исполнитель обязан уплатить потребителю неустойку в размере трех процентов за каждый день просрочки, если срок или перерыв определен в днях, и один процент за каждый час просрочки, если срок или перерыв определен в часах (п.6.4 "Правил"). Режим поставки, допустимые перерывы в подаче воды устанавливаются Постановлением главы администрации города на основании технических возможностей центральных систем водоснабжения и канализации.

В договоре на водоснабжение и водоотведение следует установить показатели качества водоснабжения и водоотведения и их допустимое отклонение за расчетный период, размер уменьшения размера платы и предъявления штрафных санкций организации ВКХ за "выход" за допустимые пределы снижения качества услуг.

"Правила" определили перечень случаев, при которых возможно прекращение отпуска питьевой воды потребителям. Нормы законодательства допускают расширение этого перечня, включением соответствующих положений в договор на водоснабжение и водоотведение. На практике организации ВКХ, используя свое монопольное положение на рынке услуг, включают в договоры положения значительно расширяющие права по прекращению подачи воды. Избежать диктата со стороны организаций ВКХ можно ограничив перечень случаев прекращения водоснабжения и водоотведения, включаемых в договор, случаями предусмотренными "Правилами" и нормативными актами органов местного самоуправления. Включение в договор других положений, дающих право организации ВКХ на прекращение отпуска воды и прием сточных вод, должно обосновываться предприятием ВКХ и согласовываться с жилищным предприятием (службой заказчика).

В договора часто включают положение о том, что организация ВКХ не несет ответственности за причиненный жилищному предприятию (службе заказчика) ущерб в связи с прекращением энергоснабжения, что не бесспорно. Энергоснабжение организации ВКХ осуществляется на основе договора с энергоснабжающей организацией, в котором должна быть предусмотрена ответственность за прекращение энергоснабжения и размер неустойки, за счет которой должна выплачиваться неустойка потребителям услуг по водоснабжению и водоотведению, поэтому прекращение энергоснабжения не может освобождать организацию ВКХ от обязательств перед жилищными предприятиями (службами заказчика).

Особенно сложным вопросом, касающимся качества услуг по водоснабжению, является вопрос о составе и свойствах питьевой воды. Нормативные документы Госкомсанэпидемнадзора включают большой перечень показателей качества питьевой воды и требований к ним. На практике предприятия ВКХ контролируют ограниченное количество параметров и реальные показатели состава и свойств могут существенно колебаться в зависимости от географического расположения муниципального образования, сезонных условий работы предприятий и др. Нормы действующего законодательства предоставляют органам местного самоуправления право устанавливать нормативы состава и свойств питьевой воды. Основываясь на местных особенностях местные органы самоуправления утверждают нормативы состава воды и возможные отклонения от установленных нормативов

Публичный договор на водоснабжение

МУП «Боровичский ВОДОКАНАЛ» информирует

Собственникам многоквартирных домов, в которых, в соответствии со ст. ст. 161, 164 Жилищного кодекса РФ, выбран способ управления - непосредственное управление, услуги холодного водоснабжения и водоотведения будут оказываться на условиях предусмотренных Договором «на оказание услуг холодного водоснабжения и водоотведения», опубликованном ниже.

Собственники или уполномоченные ими лица, желающие заключить указанный Договор письменном виде, могут это сделать в абонентском отделе МУП «Боровичский ВОДОКАНАЛ» по адресу:

Новгородская обл., г. Боровичи, ул. Парковая, д. 2

Обращаем внимание на то, что в случае если граждане не оформят указанные Договоры, договорные отношения между гражданами-потребителями и ресурсоснабжающей организацией будут строиться на условиях, предусмотренных, опубликованным ниже Договором, на основании п. 1. ст. 540 Гражданского кодекса РФ, предусматривающей, что «в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети».

на оказание услуг холодного водоснабжения и водоотведения

Уважаемы абоненты!

Новая возможность личных кабинетов "Взаиморасчеты" работают в тестовом режиме.

Об запуске в полноценную работу будет сообщено.

Условия публичных договоров оказания услуг в сфере холодного водоснабжения

Информация об условиях публичных договоров оказания услуг холодного водоснабжения, заключаемых с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, использующими данные услуги для нужд, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

1. Отпуск холодной питьевой воды индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539-548 Гражданского кодекса Российской Федерации), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства (МУП «Водоканал-Сервис»).

2. В договоре указывается предмет договора, которым является отпуск (получение) холодной питьевой воды, при этом предусматриваются следующие существенные условия:

  • режим отпуска (получения) питьевой воды, в том числе при пожаротушении
  • лимиты на отпуск (получение) питьевой воды
  • качество питьевой воды
  • условия прекращения или ограничения отпуска питьевой воды
  • осуществление учета отпущенной (полученной) питьевой воды
  • порядок, сроки, тарифы и условия оплаты, включая сверхлимитное водопотребление
  • права и обязанности сторон в соответствии с положениями раздела II Постановления Правительства РФ от 29 июля 2013г. N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ"
  • неустойка (штраф, пени) и другие виды ответственности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами за несоблюдение условий договора или ненадлежащее исполнение обязательств сторонами
  • другие условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение

3. К договору прилагается акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон по водопроводным сетям и сооружениям на них, являющийся неотъемлемой частью договора.

4. При отсутствии указанного договора пользование системами коммунального водоснабжения считается самовольным.

Информация об условиях публичных договоров оказания услуг холодного водоснабжения, заключаемых с гражданами, использующими данные услуги для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности

1. Предоставление услуг холодного водоснабжения гражданам для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, осуществляется на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем услуг (МУП «Водоканал-Сервис») с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

2. Договор оказания услуг водоснабжения заключается в простой письменной форме в 2 экземплярах - по одному для каждой из сторон.

3. В договоре указывается предмет договора, которым является подача по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки холодной питьевой воды, при этом предусматриваются следующие существенные условия:

  • расчетные объемы водопотребления
  • порядок осуществления учета полученной питьевой воды
  • порядок, сроки, тарифы и условия оплаты услуг водоснабжения
  • права и обязанности сторон в соответствии с положениями разделов IV и V Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» условия приостановления и ограничения предоставления услуг водоснабжения;
  • неустойка (штраф, пени) и другие виды ответственности, предусмотренные законодательством Российской Федерации за несоблюдение условий договора или ненадлежащее исполнение обязательств сторонами
  • другие условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение

4. К договору прилагается схема разграничения эксплуатационной ответственности сторон по водопроводным сетям и сооружениям на них, являющаяся неотъемлемой частью договора.

Информация о существенных условиях публичных договоров на подключение к системе водоснабжения

1. Договор о подключении является публичным договором и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2007 г. N 360 "Об утверждении Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры".

2. Договор о подключении к системе водоснабжения заключается в простой письменной форме в 2 экземплярах - по одному для каждой из сторон.

3. В договоре о подключении отражается соглашение сторон по следующим существенным условиям: размер нагрузки ресурса, потребляемого объектом капитального строительства (реконструкции), который обязан:

  • обеспечить исполнитель в точках подключения
  • местоположение точек подключения на границах земельного участка
  • условия подключения внутриплощадочных и (или) внутридомовых сетей и оборудования объекта капитального строительства (реконструкции) к сетям инженерно-технического обеспечения
  • дата подключения объекта капитального строительства (реконструкции), не ранее которой исполнитель обязан обеспечить подготовку сетей инженерно-технического обеспечения к подключению объекта капитального строительства
  • размер платы за подключение и порядок ее внесения
  • права и обязанности сторон в соответствии с положениями раздела III Постановления Правительства РФ от 9 июня 2007 г. № 360 "Об утверждении Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры"
  • другие условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение