Перейти к содержимому

Договор перевозки предмет

Содержание:

Предмет договора перевозки

Предмет договоров перевозки груза, пассажира и его багажа, фрахтования – транспортные услуги, предоставляемые перевозчиком. Объектом перечисленных соглашений являются различные вещи, имеющие определенную стоимость (товары, строительные материалы). К субъектам договора перевозки относятся грузоотправитель, грузополучатель, перевозчик, пассажир.

Особенности предмета договоров перевозки грузов, пассажиров и фрахтования

Предмет договора перевозки груза – услуги по доставке вверенных перевозчику материальных ценностей (грузов) из пункта отправления в пункт назначения. Эти услуги также включают в себя хранение, выдачу груза, нередко погрузку и выгрузку. Каждое из этих действий, взятое в отдельности, напоминает предмет других гражданско-правовых договоров. Но эти действия направлены на обеспечение выполнения договора перевозки, то есть на транспортировку и доставку грузов в пункты назначения, обеспечение сохранности груза при перевозке.

Предметом договора перевозки пассажира и багажа является перевозка пассажира, его багажа и ручной клади в пункт назначения. Целью договора перевозки пассажира и его багажа является доставка пассажира в пункт назначения, обеспечение нормальных условий перевозки, обеспечение сохранности багажа и ручной клади.

Предметом договора фрахтования является предоставление фрахтовщиком фрахтователю за плату части или всей вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ст. 787 ГК РФ). Таким образом, фрахтователь сам выбирает – зарезервировать ему одно или несколько транспортных средств, все судно или только его часть, на один или несколько рейсов, и уплачивает за это установленную соглашением сторон плату (в морском праве – фрахт).

Предмет договора фрахтования зависит от вида соглашения, различают:

  • Фрахтование судна на время или тайм-чартер (судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на оговоренный срок).
  • Фрахтование судна без экипажа или бербоут-чартер (судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания).

Предмет договора перевозки является существенным условием сделки. Без конкретизации предмета договор перевозки будет считаться незаключенным.

Договор перевозки предмет

Договор перевозки груза. Обязанности сторон. Ответственность сторон.

Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком: в случае утраты или недостачи груза или багажа – в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа; в случае повреждения (порчи) груза или багажа – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа – в размере его стоимости; в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, – в размере объявленной стоимости груза или багажа. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

Договор перевозки пассажира

Договор перевозки пассажира представляет собой одну из разновидностей договоров, оформляющих транспортные обязательства. В литературе он, как правило, рассматривается в единстве с договором перевозки багажа, что представляется не совсем корректным. Указанные договоры правовым единством не обладают: они имеют различия и в правовой характеристике (договор перевозки пассажира — консенсуальный, а договор перевозки багажа — реальный), и в оформлении (заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), а сдача пассажирами багажа — багажными квитанциями); существуют и другие различия. Соответственно раздельное рассмотрение договора перевозки пассажира и договора перевозки багажа мы находим более логичным.

Понятие договора перевозки пассажира. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в обусловленный пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд.

Правовое регулирование договора перевозки пассажира. Общие положения о перевозке закреплены в главе 40 ГК РФ. Это унифицированные нормы, относящиеся ко всем видам транспорта: железнодорожному, морскому, воздушному, автомобильному, внутреннему водному. Более детально общие условия перевозки этими видами транспорта определяются транспортным законодательством, состоящим из транспортных уставов и кодексов, иных законов, а также издаваемых в соответствии с ними правил (п. 2 ст. 784 ГК РФ). Данные акты были рассмотрены в главе 23 (перевозка грузов). Поскольку стороной договора перевозки пассажира выступает гражданин-потребитель, на этот вид перевозок распространяется Закон РФ от 07.02.92 № 2300—1 «О защите прав потребителей».

Отношения по перевозке регулируются также правилами, издаваемыми Правительством РФ и соответствующими транспортными ведомствами в соответствии с транспортными уставами и кодексами, другими законами.

Условия перевозок в международном сообщении установлены не только внутренними нормативными актами, но и соответствующими международными договорами и соглашениями СССР и РФ.

Следует отметить, что правила главы 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг» не распространяется на услуги перевозки (п. 2 ст. 779 ГК РФ).

Правовая характеристика договора перевозки пассажира. Договор перевозки пассажира является консенсуальным, возмездным, взаимным. Кроме того, договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования является публичным.

Существенные условия договора перевозки пассажира. Существенным условием рассматриваемого договора является условие о его предмете.

Предмет договора перевозки пассажира. Предметом договора перевозки пассажира является услуга по перемещению пассажира в пространстве на том или ином виде транспорта.

Помимо основной услуги перевозчиком могут оказываться и дополнительные услуги (организация питания и т.п.), которые считаются оплаченными при покупке проездного билета. Комплекс дополнительных услуг с пассажиром не обсуждается. Транспортное предприятие или соответствующий орган исполнительной власти (Министерство транспорта РФ и др.) в нормативном порядке определяют признаки классности транспортных средств — вагона, самолета, морского или речного судна, автотранспортного средства — и сообразно причислению к тому или иному классу устанавливают перечень предоставляемых услуг.

Срок договора перевозки пассажира. Срок в договоре перевозки пассажира — это промежуток времени, в течение которого пассажир должен быть перевезен в пункт назначения. Перевозчик обязан доставить пассажира в пункт назначения в сроки, определяемые:

  • транспортными уставами и кодексами;
  • при отсутствии таких сроков — в разумный срок.

За нарушение срока перевозки пассажира установлена ответственность (штраф, возмещение убытков, компенсация морального вреда).

Цена договора перевозки пассажира. Цена в договоре перевозки понимается как провозная плата. Плата за перевозку транспортом общего пользования устанавливается на основании тарифов, утверждаемых государственными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления. В остальных случаях провозная плата взимается по соглашению сторон, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Существуют категории пассажиров, освобожденные от внесения провозной платы либо имеющие определенные льготы или преимущества по провозной плате. Понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета (ст. 790 ГК РФ).

Стороны договора перевозки пассажира. Сторонами в договоре перевозки пассажира являются перевозчик и пассажир. Перевозчиками могут выступать лишь коммерческие юридические лица или индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление перевозки пассажиров.

Пассажирами могут быть любые физические лица. В транспортных уставах и кодексах содержатся определения понятия «пассажир». Например, согласно ст. 2 УЖТ пассажир — это «лицо, совершающее поездку в поезде по действительному проездному документу (билету) либо имеющее проездной документ (билет) и находящееся на территории железнодорожной станции, вокзала или платформы непосредственно перед указанной поездкой или непосредственно после нее».

Форма договора перевозки пассажира. Для рассматриваемого договора предусмотрена письменная форма. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется проездным билетом, приобретаемым, как правило, ранее указанной в нем даты и времени отправления транспортного средства. Форма билета устанавливается в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

Проездные билеты могут иметь форму предъявительских или именных документов. В первом случае транспортная организация обязана исполнить договор в отношении любого пассажира, предъявившего билет при посадке (передача билета другому лицу допускается только до начала перевозки). Во втором случае транспортная организация обязана исполнить договор в отношении пассажира, имя которого указано в билете (передача билета другому лицу не допускается). Именные проездные билеты применяются преимущественно на воздушном транспорте и в поездах (кроме поездов пригородного сообщения).

На отдельных видах городского транспорта договор может заключаться конклюдентными действиями пассажира без выдачи билета: проход через турникеты в метро, оплата проезда жетоном, магнитной картой.

Утерянный или испорченный проездной билет может быть заменен перевозчиком, если это предусмотрено соответствующими транспортными уставами и кодексами. Так, в соответствии со ст. 82 УЖТ перевозчик выдает пассажиру проездной документ (билет) взамен утерянного или испорченного, если пассажир предоставит необходимые доказательства приобретения утерянного или испорченного билета на конкретное место в соответствующем поезде.

Виды договора перевозки пассажира. Договоры перевозки пассажира подразделяются по видам транспорта на договоры железнодорожной, автомобильной, внутренней водной, морской и воздушной перевозки.

Обязанности перевозчика по договору перевозки пассажира.

Перевозчик по договору перевозки пассажира обязан:

1. Предоставить пассажиру место согласно билету.

Если пассажиру место, указанное в проездном билете, не предоставлено, он имеет право:

  • требовать от перевозчика предоставления другого места, хотя бы и более высокой категории, без взимания доплаты, а если стоимость места ниже стоимости купленного билета — требовать возмещения разницы в стоимости проезда;
  • продлить срок действия проездного документа и отправиться следующим транспортным средством;
  • потребовать расторжения договора и возврата стоимости проезда, если пассажир не согласен на предоставление другого места или отправление следующим транспортным средством;
  • требовать применения меры ответственности (возмещение убытков).

2. Доставить пассажира в пункт назначения в сроки, определенные транспортным законодательством.

Как правило, такие сроки определяются расписанием движения соответствующего вида транспорта. Если же конкретные сроки не установлены, перевозчик обязан доставить пассажира в пункт назначения в разумный срок (ст. 792 ГК РФ).

Читайте так же:  Осаго в г.Москве

В случае задержки отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздания прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) пассажир вправе:

  • требовать применения мер ответственности: уплаты штрафа в размере, установленном транспортными уставами и кодексами, возмещения иных убытков, а также компенсации морального вреда;
  • требовать возврата провозной платы (в случае отказа пассажира от перевозки изза задержки отправления транспорта).

Перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что задержки или опоздания имели место вследствие:

  • непреодолимой силы;
  • устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров;
  • иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика (п. 1 ст. 795 ГК РФ).

3. Обеспечивать соблюдение иных прав пассажира.

Согласно п. 3 ст. 786 ГК РФ пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом:

  • перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;
  • провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм (под ручной кладью понимаются личные вещи пассажира, которые по своим размерам и весу без затруднения могут быть размещены на специально отведенных для них местах в вагоне поезда, салоне самолета, на морском судне, других транспортных средствах);
  • сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

Действующие уставы и кодексы предоставляют пассажирам больше прав, в частности:

  • право на остановку в пути и изменение маршрута без изменения пункта назначения (ст. 83 УЖТ);
  • право на бесплатное пользование услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве в перевозке по вине воздушного перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна (п. 2 ст. 106 ВК);
  • право занять в пути следования свободное место в вагоне более высокой категории в порядке, установленном правилами перевозки (ст. 83 УЖТ) и др.

Пассажир вправе отказаться от договора до начала перевозки. При этом различают вынужденный (в связи с болезнью, задержкой рейса и т.д.) и добровольный отказ. В первом случае пассажиру возвращаются уплаченные за неиспользованный билет деньги. Последствия во втором случае пропорциональны количеству времени, оставшемуся до отправления транспортного средства.

Например, в соответствии со ст. 83 УЖТ при возврате неиспользованного проездного билета для проезда в поезде дальнего следования пассажир имеет право:

  • не позднее чем за восемь часов до отправления поезда получить обратно стоимость проезда, состоящую из стоимости билета и стоимости плацкарты;
  • менее чем за восемь часов, но не позднее чем за два часа до отправления поезда получить стоимость билета и 50% стоимости плацкарты;
  • менее чем за два часа до отправления поезда получить обратно стоимость билета (стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается).

При опоздании на транспорт пассажир имеет право на возобновление проездного документа на другое транспортное средство без дополнительной оплаты либо получение обратно стоимости проезда или ее части. Конкретные последствия установлены в транспортных уставах и кодексах. Так, пассажир может возобновить действие проездного документа (билета) на другой поезд при условии доплаты стоимости плацкарты вследствие опоздания на поезд дальнего следования в течение двенадцати часов либо вследствие болезни, несчастного случая в течение пяти суток с момента отправления поезда, на который приобретен проездной документ (билет). А в случае отказа от поездки — получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты (ст. 83 УЖТ).

Порядок обращения в суд с иском к перевозчику.

В отличие от перевозки грузов не обязательно соблюдение предварительного досудебного порядка при обращении с иском к перевозчику по договору перевозки пассажира. Так, на железнодорожном и воздушном транспорте предъявление претензии к перевозчику рассматривается как право, а не как обязанность пассажира (ст. 126 ВК, ст. 122 УЖТ).

В соответствии со ст. 126 ВК пассажир в течение 6 месяцев со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии, имеет право предъявить перевозчику заявление в случае утраты, недостачи, повреждения (порчи) багажа, просрочки его доставки, а также прекращения по инициативе перевозчика договора воздушной перевозки пассажира. Истечение установленного ВК 6-месячного срока дает перевозчику право не принимать от пассажира заявление о нарушении договора воздушной перевозки. Но перевозчик вправе принять претензию, если признает уважительной причину пропуска срока на предъявление претензии (п. 2 ст. 126 ВК). Аналогичное правило предусмотрено ст. 123 УЖТ. Что касается права на обращение в суд, то судебная практика исходит из того, что пропуск срока на предъявление претензии не является основанием к отказу в принятии исковых заявлений, так как это противоречит ст. 46 Конституции и Закону о защите прав потребителей.

При перевозке на внутреннем водном и автомобильном транспорте обязательный претензионный порядок распространяется и на перевозку пассажира и багажа (ст. 161 КВВТ, ст. 158 УАТ). На внутреннем водном транспорте претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение срока исковой давности. На автомобильном транспорте претензионные сроки те же, что и в отношении претензий по грузам: 45 дней для требований, связанных с уплатой штрафов, и шесть месяцев во всех остальных случаях (ст. 163 УАТ). Если претензия отклонена перевозчиком или ответ на нее в установленные сроки не получен, пассажир вправе обратиться в суд.

Обязанности пассажира по договору перевозки пассажира.

Пассажир по договору перевозки пассажира обязан:

1. Уплатить установленную плату за проезд.

Оплата подтверждается проездными документами (билетами). Пассажир обязан иметь проездной документ и предъявлять его в пути следования по первому требованию лиц, уполномоченных на проверку проездных документов. Утерянные пассажирами проездные документы не возобновляются, если их восстановление или идентификация не могут быть подтверждены перевозчиком, и уплаченные за них деньги не возвращаются.

При уклонении пассажира от оплаты проезда перевозчик вправе:

  • требовать применения меры ответственности в виде уплаты штрафа, размер которого определяется законодательством об административных правонарушениях;
  • требовать оплаты стоимости проезда до ближайшей станции (порта).

Пассажир должен приобрести билет для дальнейшего следования до места назначения, иначе он снимается с рейса (удаляется из поезда).

2. Не портить имущество транспорта.

Если имущество транспорта было повреждено пассажиром, перевозчик имеет право требовать применения меры ответственности:

уплаты стоимости утраченного или поврежденного имущества в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами, правилами перевозки пассажиров.

3. Соблюдать установленные правила перевозки.

Права перевозчика и ответственность пассажира в случае несоблюдения пассажиром правил перевозки определяются в соответствующих правилах.

Договор перевозки груза

Договор перевозки грузов заключается между двумя сторонами: отправителем и перевозчиком. Третья сторона (получатель) формально не участвует в данном соглашении.

Согласно условиям договора перевозки грузов, первая сторона – перевозчик – обязуется принять от второй стороны – отправителя – какой-либо груз и доставить его получателю. Отправитель при этом обязан оплатить услуги перевозчика в соответствии выставленным тарифам.

Отношения первой и второй стороны подтверждаются выдачей соответствующей накладной на руки отправителя.

Таким образом, по договору перевозки груза перевозчик принимает обязательство по доставке вверенного ему груза в конечный пункт назначения и сдать груз управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель должен уплатить за перевозку груза установленную договором перевозки плату.

Правовые основы договора перевозки груза

Общие положения о перевозке закреплены в главе 40 ГК РФ.

Это унифицированные нормы, которые относятся ко всем видам транспорта, а именно к:

внутреннему водному транспорту.

Более конкретно общие условия перевозки указанными видами транспорта закрепляются транспортным законодательством, в состав которого входят транспортные уставы и кодексы, иные законы, а также издаваемые в соответствии с ними правила (см. п. 2 ст. 784 ГК РФ).

В настоящее время действуют следующие основные транспортные законы:

Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969 № 125 (далее по тексту— УАТ);

Устав железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ (далее по тексту — УЖТ);

Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ (далее по тексту — ВК);

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ (далее по тексту — КВВТ);

Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ (далее по тексту — КТМ).

Отношения в сфере перевозок также регулируются и другими законами: например, Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ.

Отношения по перевозке регулируются также правилами, издаваемыми Правительством РФ и соответствующими транспортными ведомствами в соответствии с транспортными уставами и кодексами, другими законами.

Правовая сущность договора перевозки груза

Договор перевозки груза регламентирует правоотношения по доставке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданного (вверенного) перевозчику, поэтому его нередко именуют договором перевозки конкретного груза (конкретной партии грузов).

По своей сути договор перевозки груза является возмездным договором и взаимным договором.

Это реальный договор, так как договор считается заключенным с момента сдачи багажа к перевозке.

При перевозке грузов транспортом общего пользования считается, что заключенный договор является публичным договором.

Таким образом, по своей юридической природе договор перевозки грузов:

является реальным договором (т.е. порождает гражданские права и обязанности с момента фактической передачи вещи);

является возмездным договором (по договору взимается плата за перевозку);

является двусторонним договором (так как порождает обязательства у обеих сторон);

заключается в пользу третьего лица — грузополучателя (когда он не совпадает с грузоотправителем).

Существенные условия договора перевозки груза

Существенным условием договора перевозки груза является условие о его предмете.

Предмет договора перевозки груза

Предметом договора перевозки груза является оказание услуги по перемещению груза в конечный пункт назначения с помощью того или иного вида транспорта.

Кроме услуг по перемещению груза, перевозчиком могут оказываться и сопутствующие услуги, такие как погрузка и выгрузка груза, хранение груза и другие услуги.

Срок договора перевозки груза

Срок, который указывается в договоре перевозки груза – это время, в течение которого груз должен быть доставлен в конечный пункт назначения.

При этом перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, установленные:

транспортными уставами и кодексами;

при отсутствии таких сроков – в разумный срок.

Стороны договора

Сторонами в договоре перевозки груза являются перевозчик и грузоотправитель.

Отправителями грузов могут быть любые дееспособные субъекты гражданского права, какие-либо специальные требования к ним не предъявляются.

Читайте так же:  Пособие по кадровому делопроизводству от а до я

Перевозчиками могут выступать лишь коммерческие юридические лица или индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление грузовых перевозок.

Цена договора перевозки груза

Цена в договоре перевозки равна плате за перевозку груза.

Плата за перевозку транспортом общего пользования прописывается в договоре в соответствии с тарифами, которые утверждаются государственными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления. В остальных случаях плата за перевозку груза устанавливается по соглашению сторон, если иное не установлено действующим законодательством или иными нормативно-правовыми актами.

Форма договора перевозки груза

Для договора перевозки груза предусмотрена письменная форма.

При заключении договора перевозки груза составляется и выдается отправителю груза транспортная накладная (коносамент или иной документ на груз, предусмотренный соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Накладная является перевозочным грузосопроводительным документом. Эта накладная является доказательством факта заключения договора перевозки. Накладная составляется грузоотправителем, сопровождает груз на всем пути следования и на станции назначения выдается грузополучателю вместе с грузом. Отправителю же выдается грузовая квитанция.

Коносамент представляет собой товарораспорядительный документ. Коносамент относится к ценной бумаге, которая удостоверяет вещные права: право держателя (или указанного в коносаменте лица) получить указанный в нем груз после морской перевозки. Коносамент должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Кодексом торгового мореплавания РФ.

Виды договора перевозки груза

Договоры грузовой перевозки подразделяются по видам транспорта соответственно на договоры:

внутренней водной перевозки

Бухгалтерский учет

Согласно пункту 2 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99) (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н) расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Для целей бухгалтерского учета суммы, уплачиваемые в соответствии с договором перевозки, признаются расходами заказчика (клиента).

Порядок отражения указанных расходов в бухгалтерском учете, так же как и в налоговом учете, будет зависеть от того, чем является для заказчика (клиента) перевозимый груз.

Если стоимость услуг (без НДС), оказанных по договору перевозки, связана с приобретением имущества (принимаемого на учет в качестве актива в соответствии с действующими ПБУ), то стоимость услуг будет формировать стоимость данного имущества (абз. 2, 3 п. 23 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).

Если же заказчик (клиент) использует услуги перевозчика с целью доставки продукции (товаров) до покупателя, то затраты в виде стоимости услуг признаются в бухгалтерском учете заказчика (клиента) расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Такие расходы отражают на счете 44 "Расходы на продажу".

Расходы признаются на дату исполнения договора перевозки по перевозке груза организации (на дату подписания первичного документа, подтверждающего факт оказания услуг).

Если составление первичного документа не предусмотрено, расходы признаются на дату сдачи груза перевозчику (п. 16, 18 ПБУ 10/99).

Налог на прибыль организаций

Стоимость оказанных по договору перевозки грузов (за вычетом НДС), связанных с приобретением имущества, учитывается в зависимости от вида приобретенного имущества в следующем порядке.

Если услуги связаны с приобретением (созданием) амортизируемого имущества, то стоимость услуг не учитывается в составе текущих расходов, а включается в первоначальную стоимость амортизируемого имущества (п. 5 ст. 270, абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ).

Если рассматриваемые услуги связаны с приобретением материально-производственных запасов (МПЗ), включаемых в состав материальных расходов, то стоимость услуг включается в стоимость таких МПЗ (п. 2 ст. 254 НК РФ).

Если услуги связаны с приобретением товаров для перепродажи, то стоимость услуг может формировать стоимость приобретенных товаров, если такой порядок формирования стоимости товаров предусмотрен учетной политикой для целей налогообложения (абз. 2 ст. 320 НК РФ).

В налоговом учете стоимость приобретения товаров определяется в соответствии с учетной политикой организации (абз. 2 ст. 320 НК РФ).

При этом статья 320 НК РФ допускает как включение расходов на доставку в стоимость приобретения товаров, так и их учет в качестве издержек обращения (в зависимости от того, какой порядок установлен учетной политикой организации).

Независимо от положений учетной политики транспортные расходы являются прямыми расходами и учитываются по мере реализации товаров.

Расходы на доставку реализуемых товаров до покупателя будут уменьшать доходы от реализации указанных товаров (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Налог на добавленную стоимость

Налогоплательщик вправе принять к вычету предъявленный при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав НДС при условии, что указанные товары (работы, услуги), имущественные права были приобретены для осуществления деятельности, облагаемой НДС, после принятия указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав к учету и при наличии надлежащим образом оформленных первичных документов и счетов-фактур (подп. 1 п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ).

При наличии надлежащим образом оформленного счета-фактуры и первичного документа, подтверждающего факт оказания транспортных услуг (это может быть акт об оказании услуг, отчет или универсальный передаточный документ), а также при условии, что транспортные услуги приобретались заказчиком (клиентом) для осуществления облагаемой НДС деятельности, НДС, предъявленный экспедитором с суммы своего вознаграждения, заказчик (клиент) вправе принять к вычету:

Дебет 68, субсчет "НДС", Кредит 19

- принят к вычету НДС.

Договор перевозки грузов занимает в системе транспортных договоров доминирующее положение, является своего рода базовым договором, поскольку именно он выполняет основные задачи, связанные с перемещением материальных ценностей, способствует выполнению обязательств по доставке продукции потребителю.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Договор перевозки грузов

В результате изучения главы 8 студент должен:

знать, в чем проявляется ограниченный характер ответственности перевозчика за нарушение условий договора перевозки грузов, а также основания привлечения к ответственности перевозчика и основания освобождения от ответственности; определение, виды, основные характеристики, субъектный состав, формы и элементы договора перевозки грузов, порядок выдачи грузов;

уметь различать понятия "перевозка" и "транспортировка", отграничивать данный договор от договора об организации перевозок грузов, договора подряда, заявки на перевозку грузов, букинг-нота и др.; рассчитывать цену (фрахт) перевозки на основании тарифных руководств;

владеть навыками оформления договора на подачу и уборку вагонов и договора на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути; составления транспортной накладной, коносамента, памятки приемосдатчика, акта общей формы, коммерческого акта, претензий и исковых заявлений.

Понятие, предмет и краткая характеристика договора перевозки грузов

Договор перевозки грузов уже более 100 лет находится в центре внимания цивилистов. Обусловлено это и неоднозначностью взглядов на правовую природу данного договора, и той ролью, которую грузовые перевозки играют в экономике страны.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК).

Поскольку перевозчик обязуется доставить уже вверенный ему груз, передача такого груза предшествует заключению договора. С моментом передачи груза перевозчику, а не с моментом достижения согласия сторон закон связывает факт заключения договора перевозки грузов. Таким образом, по общему правилу договор является реальным. Однако из этого правила есть исключения. Так, договор морской перевозки грузов в большинстве случаев имеет характер консенсуального договора. Устав автомобильного транспорта и наземного городского электрического транспорта также допускает возможность заключения консенсуального договора. Статьей 8 данного Устава установлено, что договор перевозки груза может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозок грузов – заявки грузоотправителя. В качестве оферты в рассматриваемом случае следует считать заявку (заказ), а в качестве акцепта – конклюдентные действия перевозчика по принятию заявки. Такое положение дел представляется оправданным, поскольку устраняется неопределенность в вопросе о возмездности услуги перевозчика по подаче транспортных средств. Следует отметить, что еще в 1965 г. X. И. Шварц указывал, что договор автомобильной перевозки грузов заключается не в момент начала транспортного процесса, а в момент, предшествующий ему, т.е. договор консенсуальный, что делает его сходным с чартером [1] .

Права и обязанности сторон являются корреспондирующими, поэтому договор перевозки грузов является синналагматическим (взаимным). Очевидно, что договор является возмездным, поскольку услуги перевозчика должны быть оплачены. При перевозках транспортом общего пользования договор перевозки является публичным (ст. 426, 789 ГК). Это означает, что в качестве перевозчика должна выступать специализированная организация, которая, во-первых, должна предоставлять услуги любому обратившемуся к ней лицу, а во-вторых, условия предоставления таких услуг должны быть для всех одинаковыми. Кроме того, такая организация должна быть включена в особый перечень лиц, обязанных осуществлять перевозки транспортом общего пользования, который подлежит официальному опубликованию.

Предметом договора являются действия перевозчика по доставке груза в пункт назначения и выдаче его уполномоченному лицу, а также встречные действия грузоотправителя по оплате перевозки.

Действия перевозчика можно охарактеризовать как услугу по перевозке, которая имеет неовеществленный результат. Польза такой услуги для контрагента перевозчика заключается в самом процессе перемещения груза в пространстве. Направленность договора перевозки грузов на оказание услуг позволяет отграничить его от договора подряда, в результате исполнения которого создается новая вещь, подлежащая передаче заказчику. В подряде результат работ отделим от самой работы, чего нельзя сказать о результате оказания услуг.

Любая услуга предполагает наличие другого лица, которое получает пользу от ее исполнения. Этим она отличается от транспортировки. Перевозка всегда осуществляется перевозчиком на эквивалентно-возмездных договорных началах в пользу грузоотправителя, грузополучателя либо пассажира. Если же перемещение с помощью транспортных средств осуществляется для собственных нужд либо отсутствует признак возмездности договора, то налицо транспортировка груза или пассажира, но не перевозка. Так, нельзя рассматривать в качестве перевозки транспортировку груза юридическим лицом посредством собственных автомобилей с одного склада предприятия на другой, доставку своим транспортом в место жительства заготовленного колхозником сена или дров, транспортировку урана или боевого оружия.

Вместе с тем не будет считаться транспортировкой перемещение без использования транспортных средств, например перенос груза, перекатывание бочек, подымание груза на высоту, сплав плотов по реке и т.п. [2] Ю. В. Романец справедливо утверждает: "Погрузочно-разгрузочные работы или подъем мебели на десятый этаж жилого дома также направлены на перемещение груза. Однако этот признак не делает указанные обязательства перевозочными" [3] .

  • [1] См.: Шварц X. И. Правовое регулирование перевозок на автомобильном транспорте. М., 1965. С. 37.
  • [2] Разработчики Гражданского уложения в конце XIX – начале XX в. относили к перевозке, а следовательно, и к транспортировке все перечисленные способы доставки груза. См.: Гражданское уложение: Проект Высочайше учрежденной Редакционной Комиссии по составлению Гражданского уложения / под ред. И. М. Тютрюмова. СПб., 1910. Т. 2. С. 556–557.
  • [3] См.: Романец Ю. В. Система договоров в гражданском праве России. С. 435.
Читайте так же:  Пособия по уходу за вторым ребенком в чаэс

Договор перевозки

Вам доступен конструктор договоров. Просто авторизуйтесь на портале 1С-Старт и создайте свой договор перевозки за 11 минут. Более подробный материал по договорам перевозки ниже.

Договор перевозки

Перевозка грузов, пассажиров и багажа – это возмездная услуга, исполнение которой регулирует не только Гражданский Кодекс, но и транспортные уставы, кодексы, специальные законы и другие нормативно-правовые акты. Общие положения о перевозке представлены в статьях 784 – 800 ГК РФ, дополнительно кодекс выделяет отдельную главу 41 о транспортной экспедиции.

Транспортная экспедиция, кроме собственно перевозки, включает в себя такие дополнительные услуги как сопровождение груза, заключение сделок в интересах грузоотправителя, исполнение таможенных процедур, контроль количества и состояния груза, его погрузки/выгрузки и др. В этой статье мы рассмотрим договор перевозки на примере перевозки груза автомобильным транспортом, без его экспедиции.

Кроме положений ГК РФ перевозка грузов по России автотранспортом регулируется:

  • Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;
  • Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»;
  • постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272 «Правила перевозок грузов автотранспортом».

Международные грузоперевозки подчиняются также положениям:

  • Женевской конвенции 1956 года о договоре международной дорожной перевозки грузов;
  • Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»

Оформление договора перевозки грузов

Необязательно оформлять договор перевозки грузов в виде единого документа с подписями обеих сторон. Заключение договорных отношений грузоотправителя и перевозчика подтверждает составление и выдача транспортной накладной (статья 785 ГК РФ).

Ответственность за сохранность груза перевозчик принимает на себя после того как в транспортной накладной будет проставлена отметка о принятии груза к перевозке. Исходя из этого, транспортная накладная – это обязательный документ при грузовых перевозках, и не имеет значения, был ли при этом составлен сам договор перевозки. При перевозке груза несколькими транспортными средствами на каждую партию груза оформляется отдельная транспортная накладная.

Если внимательно прочитать транспортную накладную, то можно заметить, что она содержит все существенные условия договора перевозки груза, по сути, представляя собой письменную (шаблонную) форму договора. Но стороны, конечно, могут заключить и подписать индивидуально разработанный договор перевозки.

Кроме транспортной накладной договор перевозки сопровождается заявкой грузоотправителя на перевозку груза. Если груз перевозится в контейнерах, которые в процессе перевозки надо будет снимать с транспорта, то оформляется еще и сопроводительная ведомость.

Обратите внимание: подтверждением расходов на перевозку груза транспортная накладная не является. В интересах грузоотправителя вместе с транспортной накладной оформлять товарно-транспортную накладную по форме № 1-Т, которая является необходимым условием для признания расходов на перевозку.

Какие еще документы могут потребоваться при исполнении договора перевозки? Если груз имеет специфические особенности, то это могут быть:

  • удостоверение о качестве скоропортящегося груза;
  • карантинный сертификат и ветеринарное свидетельство;
  • сертификат качества зерна и продуктов его переработки;
  • сертификат соответствия на определенные виды перевозимых грузов;
  • качественный паспорт на нефтепродукты.

Существенные условия договора перевозки

Как и в любом другом договоре, в договоре перевозки существенным условием является его предмет. Предметом договора перевозки будут действия перевозчика по транспортировке груза из пункта отправления в пункт назначения и выдача его грузополучателю.

На деле же исполнение договора перевозки невозможно без указания таких важных условий как:

  • характеристики груза (наименование, вес, объем, количество);
  • сопроводительные документы на груз;
  • маршрут перевозки с указанием пунктов отправления и назначения;
  • размер провозной платы и порядок расчетов;
  • требования к транспорту перевозчика;
  • срок и порядок предоставления транспорта;
  • срок и порядок предъявления груза к перевозке;
  • порядок погрузки/выгрузки груза;
  • условия хранения груза в терминале перевозчика;
  • срок доставки груза;
  • порядок признания груза утраченным.

Все эти условия кратко прописываются в транспортной накладной, но в тексте договора перевозки их можно указать в более подробной форме, а также дополнительно прописать ответственность сторон.

Советуем грузоотправителям при перевозке грузов не ограничиваться только оформлением и подписанием транспортной накладной, а заключать полнотекстовый договор перевозки.

Ответственность сторон по договору перевозки

Ответственность сторон за нарушение обязательств по перевозке устанавливает ГК РФ, транспортные кодексы и уставы, а также условия договора перевозки. При этом статья 793 Гражданского кодекса запрещает согласование договорных условий, которые ограничивают ответственность перевозчика, установленную законодательством.

По договору перевозки перевозчик несет следующую ответственность:

Ответственность за невывоз груза по вине перевозчика. По умолчанию в этом случае действуют правила части 1 статьи 34 УАТ: штраф в размере 20% провозной платы и возмещение причиненных убытков.

Ответственность за несвоевременное предоставление транспорта или контейнера. За это нарушение грузоотправитель может требовать от перевозчика уплаты штрафа в размере 5% провозной платы (в городском или пригородном сообщении) или 1 % среднесуточной провозной платы (в междугородном сообщении), а также возмещение причиненных убытков.

Ответственность за сохранность груза. Перевозчик отвечает перед грузоотправителем в рамках объявленной ценности груза. Обычно за указание ценности перевозчик взимает дополнительный сбор (в процентах от стоимости). Чтобы снизить расходы на перевозку, некоторые грузоотправители идут на то, чтобы занизить действительную ценность груза, но есть и такие заказчики, которые ее завышают.

Хотя ГК РФ не запрещает грузоотправителю завышать стоимость груза, Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272) указывают, что объявленная ценность груза не должна превышать его действительной стоимости. Исходя из этого, перевозчик имеет право не соглашаться на перевозку груза, ценность которого явно завышена. Если же грузоотправитель не укажет в транспортной накладной стоимость груза, то она будет определяться исходя из цены, которая предусмотрена договором перевозки (при его наличии) или которая обычно взимается за аналогичные товары.

Стороны могут предусмотреть в договоре перевозке и ответственность грузоотправителя.

Ответственность за непредъявление груза отправителем. Если договорные условия не предусматривают другое, то перевозчик может потребовать уплаты штрафа в размере 20% провозной платы и возмещения причиненных убытков.

Ответственность за неиспользование поданного транспорта или контейнера, если это не вызвано его непригодностью. За это нарушение перевозчик может уплаты штрафа в размере 5% провозной платы (в городском или пригородном сообщении) или 1 % среднесуточной провозной платы (в междугородном сообщении). Если поданный транспорт относится к специализированным, то размер штрафа увеличивается вдвое.

Ответственность за просрочку оплаты по договору перевозки. Это обычное условие в виде уплаты неустойки за каждый день просрочки. Кроме этого статья 790 ГК РФ дает перевозчику право удержать переданный для перевозки груз в целях обеспечения провозной платы, причем, даже если груз принадлежит третьему лицу.

Перевозчик может удерживать груз до тех пор, пока грузоотправитель с ним не рассчитается. Если этого не произойдет, перевозчик может реализовать груз (по стоимости, указанной в транспортной накладной или по экспертной оценке) и вычесть из полученной суммы платежи за перевозку и хранение груза, а также затраты, связанные с его реализацией. Оставшиеся средства он должен вернуть грузоотправителю.

Договор перевозки может предусматривать запрет на удержание груза перевозчиком, и это тоже одна из веских причин, почему сторонам не стоит ограничиваться только подписанием транспортной накладной.

Существуют обстоятельства, которые снимают ответственность за неисполнение обязательств со сторон договора перевозки, среди них:

  • форс-мажор в виде обстоятельств непреодолимой силы, такие как явлений стихийного характера и военные действия;
  • временные ограничения или запрет движения транспорта по дорогам;
  • другие, не зависящие от сторон обстоятельств, которые они не могли предотвратить или устранить.

В то же время перевозчик обязан предпринять все меры по обеспечению сохранности груза, поэтому утрата груза в результате его хищения далеко не во всех случаях будет признана обстоятельством, снимающим ответственность с перевозчика.

При перевозке некоторых грузов возможна их естественная убыль (выветривание, усушка, утруска). Если в результате перевозки масса доставленного груза будет меньше, чем отправленный, перевозчик не отвечает за его недостачу, но только в пределах нормы естественной убыли.

Чтобы снизить риски ответственности за недостачу или повреждение груза, рекомендуем перевозчику предусмотреть в договоре перевозки условие, обязывающее грузоотправителя предоставить груз в соответствии с требованиями Правил перевозок грузов.

Что нужно проверить грузополучателю при получении груза?

Выше мы говорили только о правах и обязанностях грузоотправителя и перевозчика, но в договорных отношениях при перевозке грузов принимает участие и третье лицо – грузополучатель. Именно он подтверждает, что перевозчик выполнил свои обязанности по договору перевозки, т.е. доставил груз вовремя, в целости и сохранности. Грузополучатель принимает груз у перевозчика на основании транспортной накладной, путевого листа и сопроводительной ведомости (при контейнерных перевозках).

Если перевозчик не представит грузополучателю транспортную накладную, то груз принимать не рекомендуется, т.к. отсутствие транспортной накладной говорит о ненадлежащем оформлении договора перевозки. В этом случае привлечь к ответственности грузоотправителя (например, по договору поставки) или перевозчика будет затруднительно даже в судебном порядке.

Если же с документами все в порядке, то грузополучатель должен в присутствии перевозчика указать в транспортной накладной:

  • фактическое время и дата подачи транспорта под выгрузку;
  • наличие и сохранность пломб;
  • вес доставленного груза и количество грузовых мест;
  • состояние груза, упаковки, тары.

При возникновении разногласий между грузополучателем и перевозчиком при приемке груза, необходимо составить соответствующий акт, о чем сделать отметку в транспортной накладной. Для определения размера недостачи или степени повреждения груза могут быть привлечены независимые эксперты, о чем обязательно должен быть поставлен в известность перевозчик.