Перейти к содержимому

Договор продажи отходов

Договор купли-продажи отходов производства и потребления

Договор купли-продажи отходов производства и потребления

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Продавец обязуется передать в собственность Покупателю отходы производства и потребления (далее - Товар), которые образовались у Продавца в процессе производства (или: потребления, либо товары (продукцию), утратившие свои потребительские свойства), а Покупатель обязуется принять этот Товар и уплатить за него цену, определенную настоящим Договором. Отходы производства и потребления, составляющие Товар, относятся к _____ классу опасности, что подтверждается _________________________.

1.2. Наименование Товара: _____________________________________.

1.3. Ассортимент, количество, цена единицы Товара определяются согласно Спецификации (Приложение N 1), которая является неотъемлемой частью настоящего Договора.

1.4. Продавец гарантирует, что Товар на момент купли-продажи является его собственностью, в залоге, в споре и под запретом (арестом) не находится.

1.5. Транспортировка Товара осуществляется на специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средствах Продавца/Покупателя.

1.6. Право собственности на Товар переходит к Покупателю с момента подписания Сторонами акта приема-передачи Товара.

1.7. Стороны имеют лицензии на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов _____ класса опасности, о чем Стороны извещены до заключения Договора.

2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

2.1. Продавец обязан:

2.1.1. Передать Товар Покупателю в срок _______________.

2.1.2. Предоставить Покупателю паспорт отходов на продаваемый Товар и документацию для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.

2.2. Покупатель обязан:

2.2.1. Обеспечить разгрузку и принятие Товара по количеству, качеству и ассортименту.

2.2.2. Составить и подписать акт приема-передачи Товара.

2.2.3. Оплатить Товар в срок, установленный пунктом 3.1 настоящего Договора.

3. ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ

3.1. Оплата за Товар осуществляется на расчетный счет Продавца в течение _____ дней после выставления счета-фактуры.

3.2. В стоимость Товара входит: _______________________________.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

4.1. За нарушение условий настоящего Договора Стороны несут ответственность в установленном законодательством РФ и настоящим Договором порядке.

4.2. В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения одной из Сторон своих обязательств по настоящему Договору виновная Сторона обязана возместить другой Стороне причиненные в результате этого фактические убытки в полном объеме.

4.3. За необоснованный отказ от приемки Товара Покупатель обязан уплатить штраф в размере _______________ от стоимости непринятого Товара.

4.4. В случае несвоевременной оплаты Товара Покупатель обязан уплатить Продавцу неустойку (пеню) в размере ____ % от стоимости неоплаченного Товара за каждый день просрочки.

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1. Настоящий Договор составлен в 2-х экземплярах, по одному для каждой из Сторон.

5.2. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до _______________.

5.3. Все вопросы, не урегулированные настоящим Договором, разрешаются в соответствии с законодательством РФ.

5.4. Все споры, возникающие в связи с исполнением настоящего Договора, разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

5.5. Все изменения и дополнения к настоящему Договору вступают в силу с момента подписания обеими Сторонами.

6. РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

6.1. Продавец: ____________________ ИНН/КПП ____________________

Телефон: _________________ Электронный адрес: __________________

Банковские реквизиты: __________________________________________

6.2. Покупатель: ____________________ ИНН/КПП __________________

Телефон: _________________ Электронный адрес: __________________

Банковские реквизиты: __________________________________________

Договор поставки пластмассовых отходов

Растет число предприятий, занимающихся переработкой вторичного сырья из пластмасс и выпуском новой продукции из него. Для организаций, на которых из-за специфики производства скапливаются с течением времени значительные объемы отработанных пластмассовых изделий (обычно это тара), реализация таких отходов может представлять весомую статью дохода. Рассмотрим, что надо предусмотреть в договоре, чтобы не возникло проблем ни у переработчика, ни у сдатчика пластмассового вторсырья.

Правовое регулирование операций с отходами

В настоящее время все хозяйственные, экономические и правовые вопросы, связанные с оборотом отходов, в основном регулируются Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Гражданским кодексом РФ и принятыми в соответствии с ними нормативными актами.

Оборот, обращение с отходами - это деятельность, связанная с образованием этих отходов, сбор и дальнейшее их использование (переработка и выпуск новой продукции (включая обеззараживание, складирование, транспортировку и т.д.)).

Примечание. Какие отходы опасны

Критерии отнесения отходов к опасным и классы опасности определены Приказом МПР России от 15 июня 2001 г. N 511. Класс опасности определяет то лицо, в процессе деятельности которого возникли отходы, расчетным или экспериментальным методом.

Согласно ст. 4 Закона N 89-ФЗ право собственности на отходы принадлежит лицу, в результате деятельности которого они образовались. Владелец отходов может передать право собственности другому лицу на основании договора купли-продажи, дарения, мены или иной сделки отчуждения.

Заметим, что передать опасные отходы можно только предприятию, имеющему лицензию на право обращения с такими отходами. При составлении договора отчуждения на это необходимо обратить особое внимание, дабы избежать возможности негативных последствий сделки.

Номенклатуру отходов, их характеристики и правила обращения с ними определяет Государственный кадастр отходов (ст. 20 Закона N 89-ФЗ). В настоящее время кадастр включает в себя Федеральный классификационный каталог отходов (утв. Приказом МПР России от 2 декабря 2002 г. N 786).

В нем отходы полимерных материалов кодируются тринадцатизначным числом, начинающимся с цифр 571. Одиннадцатая и двенадцатая цифры кода определяют степень опасности. Если эти цифры равны нулю, то степень опасности не установлена. Две девятки на этом месте кода свидетельствуют, что опасные свойства отсутствуют.

Обратите внимание: если даже сама тара не опасна, но служила упаковочным материалом опасных веществ, то перед реализацией ее следует подвергнуть очистке или дезактивации. Кодировку опасных отходов (остатки которых могут содержаться в таре) также можно найти в этом каталоге. Покупатель (переработчик) этот процесс может взять на себя, если у него есть лицензия. Положение о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2002 г. N 340.

Заключаем договор

Перед составлением договора необходимо провести переговоры и обсудить все особенности конкретной сделки: определить, что представляют собой отходы, в каком виде продавец намерен их реализовать (без прессования, измельчения или наоборот, и т.д.), объемы продажи, сроки, условия погрузки и транспортировки. Особенно важно обсудить требования, предъявляемые к опасным отходам.

Партнеры должны договориться, кто из них берет на себя ответственность за очистку и обеззараживание тары, если такая необходимость возникнет. Обычно покупатель, который приобретает отходы для дальнейшей переработки, имеет лицензию на этот случай.

Также следует договориться о цене сделки, условиях и сроках оплаты, санкциях при нарушении договора сторонами. При составлении текста договора купли-продажи необходимо руководствоваться требованиями, изложенными в гл. 30 Гражданского кодекса РФ. Если сделка носит разовый характер, то содержание договора определяется ст. ст. 454 - 491 Гражданского кодекса РФ. Если речь идет о поставках, то надо учесть требования, изложенные в ст. ст. 506 - 524 Гражданского кодекса РФ.

Особенности договора

В вводной части договора купли-продажи пластмассовых отходов необходимо указать место и дату совершения действия, дать сведения о покупателе и продавце: наименование, организационная форма деятельности, реквизиты документов, регламентирующих деятельность партнеров (устав, наличие лицензий).

Далее надо дать исчерпывающую характеристику отходов, которые продавец обязуется реализовать покупателю, - вид, партии, объем, сроки. При этом надо руководствоваться требованиями по определению опасности отходов и четко оговорить необходимые при этом обязательства сторон (например, продавец обязуется поставлять безопасные отходы в прессованном виде).

Кроме обычных положений о цене договора, сроках и условиях поставки можно предусмотреть прочие или дополнительные условия. Здесь указывают порядок вступления договора в силу, порядок действия приложений к нему (например, касающихся характеристики и номенклатуры отходов, степени загрязнения). Можно конкретизировать правила внесения изменений и дополнений к договору, а также его расторжения.

Пример заполнения договора

ООО "Пластик" производит различные изделия из пластика: стулья, столы, разовую посуду и т.д. В качестве сырья предприятие закупает оптом пластмассовые отходы по цене 4 руб. за килограмм.

ООО "Пластик" имеет лицензии на переработку и обращение с вредными отходами, выданные областным комитетом МПР.

ООО "Северпродукт" изготавливает и фасует разнообразные продукты питания.

Сырье поступает на производство в пластической пищевой таре: пленка, мешки, ящики, емкости. Ежемесячно использованной упаковки скапливается до 2 тонн.

Эти два предприятия, оценив свои возможности и характер отходов, составили договор поставки пластмассовых отходов.

Образец договора приведен в приложении.

А.М.Дубчак,
Аудитор
"Главбух". Приложение "Учет в производстве", 2005, N 4
20.10.2005

Договор купли-продажи отходов производства и потребления

Образец документа:

Договор купли-продажи отходов производства и потребления

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Продавец обязуется передать в собственность Покупателю отходы производства и потребления (далее - Товар), которые образовались у Продавца в процессе производства (или: потребления, либо товары (продукцию), утратившие свои потребительские свойства), а Покупатель обязуется принять этот Товар и уплатить за него цену, определенную настоящим Договором. Отходы производства и потребления, составляющие Товар, относятся к _____ классу опасности, что подтверждается _________________________.

1.2. Наименование Товара: _____________________________________.

1.3. Ассортимент, количество, цена единицы Товара определяются согласно Спецификации (Приложение N 1), которая является неотъемлемой частью настоящего Договора.

1.4. Продавец гарантирует, что Товар на момент купли-продажи является его собственностью, в залоге, в споре и под запретом (арестом) не находится.

1.5. Транспортировка Товара осуществляется на специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средствах Продавца/Покупателя.

1.6. Право собственности на Товар переходит к Покупателю с момента подписания Сторонами акта приема-передачи Товара.

1.7. Стороны имеют лицензии на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов _____ класса опасности, о чем Стороны извещены до заключения Договора.

2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

2.1. Продавец обязан:

2.1.1. Передать Товар Покупателю в срок _______________.

2.1.2. Предоставить Покупателю паспорт отходов на продаваемый Товар и документацию для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.

2.2. Покупатель обязан:

2.2.1. Обеспечить разгрузку и принятие Товара по количеству, качеству и ассортименту.

2.2.2. Составить и подписать акт приема-передачи Товара.

2.2.3. Оплатить Товар в срок, установленный пунктом 3.1 настоящего Договора.

3. ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ

3.1. Оплата за Товар осуществляется на расчетный счет Продавца в течение _____ дней после выставления счета-фактуры.

3.2. В стоимость Товара входит: _______________________________.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

4.1. За нарушение условий настоящего Договора Стороны несут ответственность в установленном законодательством РФ и настоящим Договором порядке.

4.2. В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения одной из Сторон своих обязательств по настоящему Договору виновная Сторона обязана возместить другой Стороне причиненные в результате этого фактические убытки в полном объеме.

4.3. За необоснованный отказ от приемки Товара Покупатель обязан уплатить штраф в размере _______________ от стоимости непринятого Товара.

4.4. В случае несвоевременной оплаты Товара Покупатель обязан уплатить Продавцу неустойку (пеню) в размере ____ % от стоимости неоплаченного Товара за каждый день просрочки.

Читайте так же:  Экспертиза здания волгоград

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1. Настоящий Договор составлен в 2-х экземплярах, по одному для каждой из Сторон.

5.2. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до _______________.

5.3. Все вопросы, не урегулированные настоящим Договором, разрешаются в соответствии с законодательством РФ.

5.4. Все споры, возникающие в связи с исполнением настоящего Договора, разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

5.5. Все изменения и дополнения к настоящему Договору вступают в силу с момента подписания обеими Сторонами.

6. РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

6.1. Продавец: ____________________ ИНН/КПП ____________________

Телефон: _________________ Электронный адрес: __________________

Банковские реквизиты: __________________________________________

6.2. Покупатель: ____________________ ИНН/КПП __________________

Телефон: _________________ Электронный адрес: __________________

Банковские реквизиты: __________________________________________

договор на передачу отходов 5 класса

В связи с производственной необходимостью пришлось сочинить договор на условно безвозмездную передачу отходов. В данном случае - передачи отходов переработки рыбы фермерскому хозяйству для использования на корм скоту.

Руководствовалась я N 89-ФЗ ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
"Статья 4. Отходы как объект права собственности:
1. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов ."

Буду благодарна за критику, советы и аплодисменты

Как вы считаете, такой договор будет годен для предъявления Росприроднадзору и Роспотребнадзору в особенности? (просто накладной или акта недостаточно, требуют договор).

ДОГОВОР №
на оказание услуг по приему отходов производства

г. ______ «____» ____________ 2012 г.

Крестьянско-фермерское хозяйство «ХХХХХХХХХХХ», именуемое в дальнейшем «Исполнитель», в лице ХХХХХХХХХХХ, действующего на основании ХХХХХХХХХ, с одной стороны, и ООО «ХХХХХХХХ», именуемое в дальнейшем «Заказчик» в лице директора ХХХХХХХХ, действующего на основании ХХХХХХХХХ, с другой стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем:
1. Предмет договора.
1.1. Предметом договора является оказание Исполнителем услуги по приему и транспортировке вторичного сырья, неликвидов, отходов производства 5 класса опасности (далее «отходы») для дальнейшей утилизации, согласно перечню, указанному в Приложении №1 к настоящему договору.
2. Права и обязанности сторон
2.1. Исполнитель собственными силами и средствами обеспечивает вывоз отходов с территории Заказчика.
2.2. Исполнитель обеспечивает транспортирование отходов в соответствии с существующими нормами экологической безопасности и санитарными требованиями.
2.3. Оказание услуг по настоящему Договору производится Исполнителем на основании заявки Заказчика, согласованной Исполнителем. В заявке указываются объем и срок оказания услуг.
2.4.Заказчик организует накопление и временное хранение отходов на территории своего учреждения, согласно требованиям законодательства. Площадка или помещение для временного хранения отходов должны иметь подъездные пути для автотранспорта Исполнителя.
2.5. Исполнитель предоставляет Заказчику надлежаще оформленный Акт согласно Приложению к договору № 2.
2.6. Заказчик обеспечивает упаковку отходов в тару, обеспечивающую сохранность груза при перевозке.
2.7. Заказчик обязуется передавать Исполнителю отходы, в состоянии, пригодном для утилизации (переработки и дальнейшего использования).
3. Стоимость работ и порядок расчетов.
3.1. За оказание услуг Заказчик передаёт исполнителю право собственности на отходы.
3.2. Передача отходов осуществляется по Акту приема-передачи отходов согласно Приложению к договору № 2..
3.3. Право собственности Исполнителя на передаваемые Заказчиком отходы наступает с момента подписания Акта приема-передачи.
4. Ответственность сторон
4.1. Отношения сторон, не предусмотренные условиями настоящего договора, регулируются действующим законодательством РФ.
5. Срок действия договора
5.1. Срок действия договора - с момента подписания и до …………………… г.
6. Юридические адреса и реквизиты сторон.

Как составить договор на вывоз отходов.

---------------------------------
Статья 4. Отходы как объект права собственности

Комментарий к статье 4

Признание отходов производства и потребления объектом права собственности в должной мере способствует их вовлечению в хозяйственный оборот и делает их предметом гражданско-правовых сделок.

Часть 1 комментируемой статьи указывает на то, что право собственности на отходы возникает лишь у собственника сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий, продуктов, товаров (продукции), в результате использования которых они образовались. Общие основания приобретения права собственности установлены положениями гражданского законодательства. В частности, в соответствии со ст. 136 ГК РФ поступления, полученные в результате использования имущества (плоды, продукция, доходы), принадлежат лицу, использующему это имущество на законном основании, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором об использовании этого имущества.

В части 2 рассматриваемой статьи указывается на то, что право собственности на отходы может приобретаться также на основании сделок, связанных с отчуждением отходов как имущества (купля-продажа, мена, дарение и др.). Данное утверждение основано на положениях ч. 2 ст. 218 ГК РФ. Так, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Общие положения о договорах купли-продажи, мены, дарения и иных сделках, связанных с отчуждением имущества, закреплены частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации. К купле-продаже отходов применимы лишь общие положения о договоре купли-продажи, установленные § 1 гл. 30 ГК РФ, к мене - положения гл. 31 ГК, к дарению - гл. 32 ГК РФ.
-----------------------------

ДОГОВОР ДАРЕНИЯ
(типовой)

г. _____________ "___" __________ 200__ г.

Даритель: __________________________________________________________
в лице ____________________________________________________________,
действующего на основании _________________________________________,
с одной стороны, и
Одаряемый: _________________________________________________________
в лице ____________________________________________________________,
действующего на основании _________________________________________,
с другой стороны,
заключили Настоящий Договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1. Даритель Настоящим Договором передает в дар Одаряемому
принадлежащее ему на праве собственности имущество _____________________
стоимостью _________________________________________________________ руб.
(сумма прописью)
2. Одаряемый принимает указанное имущество в качестве дара от
Дарителя.

2. Возмещение расходов

Расходы, понесенные в связи с заключением Настоящего Договора,
оплачиваются следующим образом: _________________________________________

3. Порядок вступления договора в силу

Настоящий Договор считается заключенным и вступает в силу со дня его
подписания сторонами.
Примечание. В случае если отчуждение имущества требует
государственной регистрации или нотариального удостоверения, то данный
договор вступает в силу с момента такой государственной регистрации или
нотариального удостоверения.

4. Прочие условия договора

4.1. Настоящий Договор составлен в 2-х подлинных экземплярах, по
одному для каждой из сторон.
4.2. В случаях, не предусмотренных Настоящим Договором, стороны
руководствуются действующим гражданским законодательством.
4.3. После подписания Настоящего Договора все предварительные
переговоры по нему, переписка, предварительные соглашения и протоколы о
намерениях по вопросам, так или иначе касающимся Настоящего Договора,
теряют юридическую силу.

5. Адреса и реквизиты сторон

5.1. Даритель:
Почтовый адрес и индекс: ___________________________________________
Расчетный счет N _____________________ в банке _____________________
Корреспондентский счет N _____________________, БИК ________________
ИНН __________________________
5.2. Одаряемый:
Почтовый адрес и индекс: ___________________________________________
Расчетный счет N _____________________ в банке _____________________
Корреспондентский счет N _____________________, БИК ________________
ИНН __________________________

Даритель Одаряемый
_____________ _____________
М.П. М.П.

Вопрос о грамотной формулировке договора на вывоз отходов

Данная тема снова натолкнула на мысль, что необходимо вернуться к проблеме права собственности на продукты переработки отходов, полученных после утилизации или их обезвреживания.
Вот накидал несколько своих высказываний из других тем.

------------------------
В бух.учете должен соблюдаться баланс. Т.е. приход должен быть равен расходу. Если какие-то материалы были реализованы, то на счетах должно быть отражено и оприходование этих материалов, причем все эти операции должны подтверждаться первичными документами (счет-фактурами, квитанциями, накладными и т.п.).

Если были приняты от Заказчика материалы (отходы), после переработки (сортировки) которых образовались продукты переработки, то эти продукты согласно ГК принадлежат Заказчику. Однако, эти продукты переработки могут быть приобретены Подрядчиком, например, в счет платы за оказанные услуги по переработке (сортировке).
И как-то это должно быть отражено в договорах и первичных документах, учитываемых в бухучете.
----------------

Очень часто организации, в том числе и наша тоже заключают договора со специализированными лицензированными организациями на оказание услуг по утилизации и/или обезвреживанию отходов.

При этом спец.организация использует отходы для производства каких-то продуктов или получения энергии. При обезвреживании тоже что-то получается. В идеале тот же отход, но менее опасный для окружающей среды.

Но по ГК продукты переработки сырья, материалов, отходов и т.д. являются собственностью лица, кому на праве собственности принадлежат сырье, материалы, отходы и т.д.
Таким образом, утилизатор или переработчик отходов должен вернуть отходообразователю продукты переработки отходов или компенсировать стоимость произведенных из них продуктов, материалов, энергии и т.д.

А мы, получается, спонсируем эти спецорганизации, которые кроме платы за утилизацию и обезвреживание отходов получают дополнительный доход от реализации продуктов переработки и обезвреживания, получения энергии.
С точки зрения Налогового кодекса это не есть хорошо.
-----------------------------

Перекочевало из Гражданского законодательства.
Посмотрим, что об этом говорится в Комментарии* к № 89-ФЗ:

-------------------------
В ч. 2 рассматриваемой статьи указывается на то, что право собственности на отходы может приобретаться также на основании сделок, связанных с отчуждением отходов как имущества (купля-продажа, мена, дарение и др.). Данное утверждение основано на положениях ч. 2 ст. 218 ГК РФ. Так, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Общие положения о договорах купли-продажи, мены, дарения и иных сделках, связанных с отчуждением имущества, закреплены частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации. К купле-продаже отходов применимы лишь общие положения о договоре купли-продажи, установленные § 1 гл. 30 ГК РФ, к мене - положения гл. 31 ГК, к дарению - гл. 32 ГК РФ.

Отходы, как объект гражданско-правовых отношений, следует признавать движимым имуществом, так как согласно ч. 2 ст. 130 ГК РФ к таковым относятся вещи, не относящиеся к недвижимости. Вместе с тем, гражданское законодательство содержит достаточно интересные положения относительно статуса движимых вещей, которые могут быть применены к отходам производства и потребления. Так, в соответствии ч. 1 ст. 220 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, право собственности на новую движимую вещь, изготовленную лицом путем переработки не принадлежащих ему материалов, приобретается собственником материалов. Таким образом, если право собственности на отходы не перешло по договору от их собственника к лицу, их переработавшему, то право собственности на полученную из них продукцию должно принадлежать собственнику отходов.
------------------------------------
* Пономарев М.В., Кичигин Н.В., Енисейская Н.А. Комментарий к федеральному закону "Об отходах производства и потребления" (постатейный). - М.: "Деловой двор", 2009.

Я здесь как-то давно говорил об этом. Вот и в Комментарии еще раз затронута эта тема.
Дело в том, что с этими вещными правами на отходы возникает еще один круг проблем.

Не знаю, как у других (думаю, что примерно также), но мы при передаче отходов в спец.организации по оказанию ими услуг, связанных с утилизацией и обезвреживанием наших отходов, соответственно по договорам оплачиваем данные услуги. При этом, разумеется, передача прав собственности на отходы не происходит, т.к. отсутствует факт купли-продажи.

Таким образом, получается, что продукты переработки отходов после их использования или обезвреживания должны остаться в нашей собственности, хотя они нам и не нужны.
Получается, что утилизаторы обращают продукты переработки отходов в свою собственность, так сказать по умолчанию, на основании того, что мы не претендуем на них (продукты переработки), как собственники отходов.

Мы, конечно, отказываемся от них негласно. Но, наверное, юридически будет правильно, если в договорах оказания услуг с утилизаторами отходов будет указано, что заказчик (отходообразователь) отказывается от продуктов переработки отходов.

Читайте так же:  Образец заполнения заявления на загранпаспорт нового образца пенсионер

Тем самым, утилизатор (подрядчик) имеет полное (моральное и, наверное, юридическое) право приступить к использованию продуктов переработки отходов на основании того, что ЗАКАЗЧИК совершил действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения продуктами переработки отходов без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

Без этой формальной записи в договоре Подрядчик (утилизатор) должен вернуть продукты переработки отходов (после их утилизации или обезвреживания) обратно нам.
Но этого по факту не происходит, поэтому, на мой взгляд, здесь присутствуют налоговые риски.

Таким образом, продукты переработки или обезвреженные отходы, если не происходит передача права собственности, должны быть возвращены отходообразователю.
----------------

Право собственности на отходы и договорные отношения в области обращения с отходами

Ключевые вопросы:

Отношения собственности на отходы в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

Отношения собственности на отходы согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации

Договорные отношения с поставщиками и подрядчиками в области обращения с отходами

Отходы, как и любые другие предметы и иные вещи, обладающие относительной независимостью и устойчивостью существования, являются (в отличие от загрязняющих веществ, выбрасываемых с отходящими газами или сбрасываемых со сточными водами) объектом права собственности, которое регулируется преимущественно нормами гражданского законодательства. Эти нормы определяют, с одной стороны, права собственника на владение, пользование и распоряжение своим имуществом (в т.ч. право по своему усмотрению совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам), а с другой — обязанность собственника нести бремя содержания своего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ НА ОТХОДЫ ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 24.06.1998 № 89-ФЗ «ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ»

Нормы, регулирующие право собственности на отходы, содержатся в ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ).

Как известно, до вступления в силу с 01.01.2015 изменений, внесенных Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ[1], ст. 4 Федерального закона № 89-ФЗ было установлено следующее:

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

(в ред. от 25.11.2013, утратила силу)

Статья 4. Отходы как объект права собственности

1. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
3. Собственник отходов I–IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности[2].
4. В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.

Как видим, указанная статья содержала специальное требование к собственнику отходов, которое ограничивало его в праве распоряжения своими отходами как объектом собственности. Так, собственник был вправе отчуждать отходы, передавать, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами только лицу с лицензией на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.

С 01.01.2015 ст. 4 Федерального закона № 89-ФЗ была сокращена до минимума:

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

Статья 4. Отходы как объект права собственности
(в ред. Федерального закона № 458-ФЗ)

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.

Таким образом, ранее действовавшее требование об обязательном наличии лицензии на соответствующие виды деятельности в области обращения с отходами I–IV классов опасности у лиц, которым передаются эти отходы (т.е. ограничение оборотоспособности отходов I–IV классов опасности), было отменено.

В настоящее время продолжает действовать норма Федерального закона № 89-ФЗ, запрещающая размещать отходы на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов[3] (далее — ГРОРО), ведение которого осуществляет Росприроднадзор (пп. 6 и 7 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ), но этот запрет прямо не связан с отношениями собственности.

КСТАТИ

В Государственную Думу внесен законопроект № 826840-6 «О приостановлении действия пункта 7 статьи 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"»[4], в соответствии с которым предлагается приостановить до 1 января 2019 г. действие п. 7 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ.

В целом согласно нормам Федерального закона № 89-ФЗ большинство обязательств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанных с реализацией инструментов государственного регулирования в области обращения с отходами (лицензирование, паспортизация, нормирование, учет и др.), также прямо не связаны с правом собственности на отходы и возлагаются не на собственников отходов, а на лиц, в результате деятельности которых образуются отходы, что имеет важное значение, если собственник отходов и лицо, в результате деятельности которого образуются отходы, не совпадают.

В перспективе в законодательных нормах (в т.ч. в новых статьях Федерального закона № 89-ФЗ и Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ), введенных Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ[5] и Федеральным законом № 458-ФЗ) также сохраняется возложение основных обязанностей при обращении с отходами на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате деятельности которых образуются отходы, независимо от права собственности на эти отходы.

В частности, в соответствии с п. 1 ст. 16.1 (вступит в силу 01.01.2016 согласно Федеральному закону № 219-ФЗ) Федерального закона № 7-ФЗ плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, будут являться юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы[6].

Большую значимость отношения собственности имеют применительно к отходам (лому) черных и цветных металлов.

Так, согласно п. 2 ст. 13.1 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять обращение с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение только в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы, что в первую очередь определяет необходимость установления условий первичного возникновения права собственности на отходы, а также условий его приобретения.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 № 369 (в ред. от 12.12.2012). Данные Правила определяют порядок обращения (приема, учета, хранения, транспортировки[7]) и отчуждения лома и отходов черных металлов на территории Российской Федерации.

Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 № 370 (в ред. от 12.12.2012). Данные Правила определяют порядок обращения (приема, учета, хранения, транспортировки[8]) и отчуждения лома и отходов цветных металлов на территории Российской Федерации.

Необходимо учитывать, что в соответствии с п. 34 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Федеральный закон № 99-ФЗ) заготовка[9], хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов относятся к лицензируемым видам деятельности.

Отношения собственности имеют принципиально важное значение при установлении гражданско-правовой ответственности за причинение вреда окружающей среде, связанного с обращением с отходами всех видов и классов (в т.ч. при нарушении законодательства в области охраны окружающей среды).

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с ч. 1 ст. 1079 ГК РФ обязанность возмещения вреда, причиненного деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих (в т.ч. при обращении с отходами), возлагается на лицо, которое владеет источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании.

На основании п. 3 ст. 78 Федерального закона № 7-ФЗ иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение 20 лет. Именно поэтому установление условий первичного возникновения права собственности на отходы, а также условий его приобретения имеет существенное значение в отношении всех отходов.

ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ НА ОТХОДЫ ПО ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Применительно к деятельности в области обращения с отходами приоритетное значение имеют нормы гражданского законодательства, регулирующие:

  • отношения собственности на отходы и возникновение гражданских прав и обязанностей при их отчуждении;
  • определенные виды обязательств в отношении обращения с отходами по гражданским договорам (прежде всего договорам подряда и возмездного оказания услуг).

Следует отметить, что не все отношения в области обращения с отходами прямо урегулированы гражданским законодательством — в этих случаях применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (ст. 6 ГК РФ).

В частности, прямо не урегулированы гражданским законодательством основания возникновения права собственности на отходы (как на вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению[10]) в момент их образования. Поэтому в данном случае применяются нормы гражданского права, регулирующие сходные отношения.

Первичное право собственности на отходы (которое ранее устанавливалось в ст. 4 Федерального закона № 89-ФЗ) в общем случае определяется исходя из норм ст. 220 ГК РФ и подразумевает по существу переход права собственности с материалов на отходы, образовавшиеся в результате переработки материалов, а не возникновение права собственности на отходы у переработчика, в результате деятельности которого образовались эти отходы, т.е. собственником отходов изначально является собственник материалов, из которых образовались отходы[11]:

Извлечение
из ГК РФ

Статья 220. Переработка

1. Если иное не предусмотрено договором, право собственности на новую движимую вещь, изготовленную лицом путем переработки не принадлежащих ему материалов, приобретается собственником материалов.
[…]

При этом согласно ч. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества (в т.ч. и отходов) любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в т.ч. отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом.

Гражданским законодательством установлены также общие нормы, регулирующие отчуждение имущества на основании соответствующих договоров (ст. 218 ГК РФ):

Извлечение
из ГК РФ

Статья 218. Основания приобретения права собственности

[…]
2. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
[…]

Исходя из норм Гражданского кодекса, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договоров, предметом которых непосредственно по Гражданскому кодексу является передача права собственности, т.е. договоров купли-продажи, мены или дарения (из них наибольшее практическое значение имеют допустимые при всех условиях договоры купли-продажи). Но возможны и другие сделки об отчуждении этого имущества (прежде всего в случаях его неликвидности, т.е. когда имущество не имеет реальной рыночной стоимости) с включением положений о передаче права собственности в различные гражданские договоры других видов. Указанные нормы (которые до 01.01.2015 присутствовали в ст. 4 Федерального закона № 89-ФЗ) должны применяться и в отношении отходов (как объекта собственности)[12].

Читайте так же:  Требование прокурора по упк

В статье 226 ГК РФ установлены нормы, регулирующие обращение в собственность брошенных движимых вещей, в т.ч. брошенных на земельном участке отходов различных видов, в отношении которых собственник земельного участка (землевладелец, землепользователь) имеет право (а фактически обязан — в контексте норм ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации по охране земель от загрязнения и захламления) совершить действия, свидетельствующие об обращении их в свою собственность:

Извлечение
из ГК РФ

Статья 226. Движимые вещи, от которых собственник отказался

1. Движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.
2. Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.
Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

Каких-либо ограничений оборотоспособности отходов как объектов собственности в Гражданском кодексе не установлено. Как отмечалось ранее, такое ограничение с 01.01.2015 отсутствует и в Федеральном законе № 89-ФЗ.

Вместе с тем вытекающее из Гражданского кодекса и Федерального закона № 89-ФЗ (в ред. Федерального закона № 458-ФЗ) отсутствие ограничений оборотоспособности отходов несколько осложняется тем, что в приказах Минприроды России, принятых или разработанных до вступления в силу Федерального закона № 458-ФЗ, сохраняется требование о включении в природоохранную документацию сведений о наличии лицензий на деятельность по обращению с отходами у лиц, которым передаются отходы.

Например, в сносках к приложениям 11 и 18 к Методическим указаниям по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение[13], утвержденным Приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349, предусмотрено, что при передаче (предлагаемой ежегодной передаче) отходов I–IV класса опасности другим хозяйствующим субъектам с целью их обезвреживания и (или) размещения в таблицах «Предлагаемая ежегодная передача отходов другим хозяйствующим субъектам» проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР) и «Фактическое использование, обезвреживание, размещение отходов, а также их передача другим хозяйствующим субъектам за период с ____ по ____» технического отчета по обращению с отходами указываются номер и дата выдачи лицензии на деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I–IV класса опасности[14].

Согласно п. 18 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (в ред. от 25.06.2014), в таблице «Данные учета отходов, переданных от индивидуального предпринимателя (юридического лица)» (приложение № 3) указываются дата выдачи и номер лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV класса опасности[15] и наименование органа, выдавшего эту лицензию.

На основании пп. 11 и 12 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденного Приказом Минприроды России от 16.02.2010 № 30 (в ред. от 09.12.2010), юридические лица и индивидуальные предприниматели, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, обязаны:

•указать в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (далее — отчетность) дату выдачи и номер документа, подтверждающего наличие у юридического лица и индивидуального предпринимателя, которым в отчетном периоде были переданы отходы, лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I–IV класса опасности[16] (далее — лицензия) (при передаче отходов I–IV класса опасности);
•в приложения к отчетности включить копии документов, подтверждающих наличие лицензии и выданных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которым отчитывающийся субъект малого и среднего предпринимательства передал в отчетном периоде отходы I–IV класса опасности.

Принимая во внимание верховенство федеральных законов (ст. 4 Конституции Российской Федерации), указанные выше нормативные правовые акты должны применяться только в части, не противоречащей федеральным законам, или могут быть обжалованы в Верховном Суде Российской Федерации.

ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Поскольку предприятие, оставаясь собственником отходов, несет ответственность за соблюдение требований в области обращения с отходами как на своих собственных или арендованных земельных участках, так и за их пределами (например, при транспортировке отходов), оно обязано следить за выполнением поставщиками (подрядчиками) природоохранных требований при осуществлении ими деятельности в области обращения с отходами собственника, которая может оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

Управление деятельностью поставщика (подрядчика), связанной с воздействием на окружающую среду (в т.ч. при обращении с отходами), со стороны предприятия-заказчика может осуществляться только на основе договоров, заключаемых в соответствии с общими положениями, а также правилами об отдельных видах договоров (подряда, возмездного оказания услуг, поставки), которые содержатся в Гражданском кодексе. Также необходимо установить технические требования к работам (услугам) (техническое задание) и обязательно включить в договорные обязанности контрагента обеспечение выполнения требований в области обращения с отходами.

Общие требования в области охраны окружающей среды, которые должны соблюдать строительные подрядчики, сформулированы непосредственно в Гражданском кодексе:

Извлечение
из ГК РФ

Статья 751. Обязанности подрядчика по охране окружающей среды и обеспечению безопасности строительных работ

1. Подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ.
Подрядчик несет ответственность за нарушение указанных требований.
2. Подрядчик не вправе использовать в ходе осуществления работ материалы и оборудование, предоставленные заказчиком, или выполнять его указания, если это может привести к нарушению обязательных для сторон требований к охране окружающей среды и безопасности строительных работ.

Общие экологические требования к строительным подрядчикам, другим подрядчикам и поставщикам услуг, а также их ответственность за нарушения природоохранного законодательства (в т.ч. в области обращения с отходами) могут (и, вероятно, должны быть) отражены в договорах подряда или поставки услуг.

Например, при оформлении договоров строительного подряда, подряда на реконструкцию, техническое перевооружение, ремонты и техническое обслуживание оборудования, зданий и сооружений, включая поставку и монтаж оборудования, уборку и благоустройство территории и т.д., подрядчику (поставщику) могут вменяться следующие обязанности:
•в случае применения контролирующими органами штрафных санкций к заказчику по фактам нарушений требований в области обращения с отходами, их размещения в непредназначенных для этих целей местах, произошедших по вине подрядчика, возмещать заказчику расходы на уплату таких штрафов в течение 10 банковских дней (или другого срока) с даты получения соответствующего письменного требования;
•своими силами обеспечивать складирование отходов, образующихся в процессе выполнения работ, в местах, указанных заказчиком;
•за свой счет организовывать погрузку-разгрузку, транспортирование и передачу отходов, образовавшихся в процессе выполнения работ, в места их захоронения или специализированным организациям для их утилизации, обработки, обезвреживания, размещения.

В случае нарушения подрядчиком и его работниками требований в области обращения с отходами (если договором предусмотрена их фиксация в акте, который подписывается ответственными работниками предприятия) в отношении подрядчика в договоре может быть установлена ответственность в виде уплаты штрафа в размере, например, 100 000 руб. за каждый случай нарушения с увеличением указанной суммы, например, на 100 % по отношению к предыдущему случаю за каждое последующее нарушение (в т.ч. за нарушение указанных требований субподрядчиками и их работниками).

Дополнительная конкретизация общих экологических требований в отношении обращения с отходами возможна в техническом задании (технических условиях) к договорам подряда или поставки услуг (выполнения работ).

Например, в обязанности подрядчика (поставщика услуг) при выполнении работ на территории предприятия или в зоне его ответственности могут быть включены следующие обязанности:
•строго соблюдать установленный порядок обращения с отходами[17], Инструкцию по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп;
•осуществлять уборку территории в месте выполнения работ или оказания услуг, ежедневно удалять отходы из мест их образования в места накопления, установленные на Карте-схеме мест накопления отходов на территории предприятия и предоставленные предприятием подрядчику для использования в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»;
•обеспечивать обращение с горючими отходами в соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (в ред. от 06.03.2015);
•своевременно (с соблюдением установленных периодичности или срока) осуществлять погрузку-выгрузку, транспортирование и передачу отходов для утилизации, обработки, обезвреживания или — в пределах установленных для предприятия лимитов — размещения отходов на объектах размещения отходов, внесенных в ГРОРО;
•осуществлять погрузку-выгрузку, вывоз и передачу собственных отходов, образующихся в процессе выполнения работ на территории предприятия из материалов и оборудования, принадлежащих поставщику (подрядчику);
•незамедлительно информировать ответственного исполнителя договора об изменении условий образования отходов, увеличении их количества или образовании видов отходов, не предусмотренных в ПНООЛР подразделения предприятия.

Особое значение имеют договоры возмездного оказания услуг в отношении сбора, транспортирования, утилизации, обработки, обезвреживания и размещения отходов с фактическим или потенциально возможным загрязнением земель (в т.ч. лесного фонда) или водных объектов. Применительно к таким договорам наиболее перспективным является передача подрядчику (поставщику услуг) права собственности (если это возможно) на отходы, поскольку после удаления отходов со своей территории предприятие практически утрачивает контроль за соблюдением требований в области обращения с этими отходами, но не утрачивает, оставаясь собственником отходов, ответственности за причинение вреда окружающей среде в результате нарушения требований в области обращения с ними.

В случае невозможности передачи права собственности на отходы подрядчику (например, по причине его возможного отказа принимать право собственности при отсутствии альтернатив приобретения аналогичных услуг у других подрядчиков или полного отсутствия таких подрядчиков в конкретном регионе) чрезвычайно важно установление ответственности подрядчика (поставщика услуг) по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде нарушением требований в области обращения с отходами по вине подрядчика, предъявляемым органами надзора (в т.ч. прокурорского) предприятию-заказчику услуг, являющемуся собственником отходов. Формально такие иски могут быть обжалованы в суде и в отсутствие соответствующих положений в договоре, но спорные вопросы решаются более успешно, если изначально права и обязанности сторон (в т.ч. в отношении условий возмещения вреда, причиненного окружающей среде в результате нарушения требований в области обращения с отходами) установлены в договоре.

[1] Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 458-ФЗ).

Подробнее об изменениях, предусмотренных данным Федеральным законом, и подзаконных актах, принятых в его развитие, см.: