Перейти к содержимому

Договор с недропользователем

7.1. Классификация договоров в недропользовании

Закон РФ «О недрах» устанавливает определенный перечень требований к содержанию лицензии, которые могут либо включаться в саму лицензию, либо оформляться в виде приложений, являющихся ее неотъемлемой частью.

Договор в гражданском праве — соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В принципе возможны различные классификации договоров по различным критериям. В недропользовании определяющими условиями формирования возможных типов договоров являются три основных условия: —

право собственности на добытую продукцию; —

правовой режим взаимоотношений государства и недропользователя; —

Схема формирования возможных видов договоров в зависимости от сочетания перечисленных условий приведена на рис. 5.

Каждое из приведенных условий имеет только два варианта решения, что позволяет четко ограничить возможные варианты типов договоров и их характерные отличия.

Государство, как собственник недр, вправе либо сохранить за собой право на добытую продукцию, либо передать его недропользователю.

Регулирование отношений недропользования между государством- собственником недр и недропользователем в рамках российской правовой системы возможно на основе либо административного, либо гражданского законодательства. Следует отметить, что в чистом виде практически ни одно из них не реализуется.

Режим, установленный Законом РФ «О недрах», базируется на нормах административного права и лишь в ряде случаев предусматривает действие норм ГК РФ.

Режим, установленный ФЗ «О СРП», базируется на нормах гражданского права и лишь в отдельных случаях предусматривает действие норм административного права. Право собственности на добытую продукцию

ДНС — действующая налоговая система; РП —• раздел продукции

Рис. 5. Схема формирования видов договоров на пользование недрами

Исходя из этого, для классификации типов договоров с некоторой степенью условности можно выделить два режима: административный, когда право пользования недрами предоставляется на основе положений Закона РФ «О недрах», и гражданско-правовой, когда действует ФЗ «О СРП».

Третье условие — налоговый режим. НК РФ устанавливает в этом отношении только две альтернативы: общий режим и специальный налоговый режим применительно к недропользованию в форме раздела продукции.

Сочетание действия перечисленных условий теоретически позволяет получить восемь разновидностей договоров. Однако реально пока действует только три: лицензионное соглашение, СРП и контракт на предоставление услуг (с риском и без риска).

Законодательством об инвестиционной деятельности [85] и рядом других законодательных актов предусмотрена принципиальная возможность использования концессионной формы. Теоретически возможны другие типы договоров. Так, например, ничто не препятствует осуществлять режим пользования недрами на основе Закона РФ «О недрах», используя не действующий, а специальный налоговый режим раздела продукции.

Контракт на предоставление услуг, или так называемое сервисное соглашение, представляет собой подрядный договор с различной формой расчетов оплаты. Он применяется в сфере недропользования при производстве капитального ремонта скважин и приведении операций по интенсификации добычи нефти (гидроразрыв пласта и т.п.). В одном случае система оплаты строится таким образом, что подрядчик заинтересован в результате, то есть его вознаграждение определяется размерами прироста объемов добычи. Величина прироста добычи объективно во многом определяется природным фактором, а не технологией. В результате величина вознаграждения становится неопределенной. Такая форма получила название контракта на предоставление услуг с риском.

В других случаях возможна иная форма расчетов, когда размер вознаграждения определяется обязательством выполнить заранее оговоренный объем технологических операций. Результат этих операций, т.е. приведут они к увеличению добычи или нет, не влияет на размер вознаграждения. Такая форма получила название сервисного договора без риска.

На практике в зависимости от конкретных условий применяются обе формы договора. Особенности отношений недропользования, по существу, не влияют на правовой режим заключения и исполнения таких договоров, который целиком регулируется нормами ГК РФ.

За период действия Закона РФ «О недрах» трактовка в нем статуса договорных отношений недропользования существенно изменилась. В первоначальной редакции в качестве формы договорных отношений в частности указывались концессия, СРП, контракт на предоставление услуг. За исключением последнего, ни одна из этих форм не реализовывалась из-за отсутствия необходимых законодательно установленных организационных форм, правовых норм и налоговых механизмов. С инвестором Лицензионное соглашение (договор) заключался договор, получивший название «Лицензионное соглашение» [46,102]. В ряде случаев этот документ, как неотъемлемая часть лицензии, назывался «Условия лицензии на пользование участком (название) недр».

В первые годы действия государственной системы лицензирования так называемые Лицензионные соглашения представляли, по существу, приложение на трех—пяти страницах, содержащих перечень обязательств владельца лицензии: —

вести работы в соответствии с требованиями действующего законодательства; —

довести добычу по годам до определенного уровня; —

выплачивать установленные платежи за право пользования недрами и другие налоги; —

привлекать субподрядчиков по согласованию с органом, выдавшим лицензию, и по практически все.

Завершался документ тремя подписями: представителей — соответствующих федеральных органов исполнительной власти, государственных органов власти субъекта Федерации и владельца лицензии.

Первые конкурсы, особенно проводимые с участием иностранных инвесторов, выявили полное неприятие такой формы представления условий пользования недрами и необходимость применения норм гражданского права.

В последние годы с развитием системы контроля со стороны государства за порядком пользования недрами значимость Лицензионного соглашения существенно возрастает, и он начинает занимать присущее ему место.

Он превращается в солидный, объемистый документ, содержащий до 30 и более отдельных статей и несколько приложений.

Первая попытка создания типового текста отечественного лицензионного соглашения была предпринята по инициативе автора при разработке условий первого, Ханты-Мансийского, конкурса на освоение нефтегазовых ресурсов, в состав которого он был включен в качестве типового. Текст Лицензионного соглашения был согласован с МПР и администрацией АО. Однако на практике он использовался как примерный. Эта практика была широко воспринята другими регионами и в настоящее время стала обычным явлением.

Несмотря на различия в объемах, количестве и содержании статей, Лицензионное соглашение легко поддается типизации. Все статьи укрупненно можно объединить в пять групп: —

регулирование правовых отношений; —

регулирование экономической деятельности; —

К первой группе относятся статьи, определяющие цели и предмет соглашения, намерения сторон, в частности иностранной, сотрудничать с российскими объединениями и участвовать в социальном развитии региона, в котором находится месторождение.

Вторая группа наиболее крупная. В нее входят статьи, регламентирующие структуру управления проектом освоения месторождения, перечисляются производственные требования и обязательства недропользователя.

Специальные статьи определяют содержание, порядок принятия и контроля программы и бюджета освоения лицензионного участка. Описывается, кто и как должен представлять эти документы, кто, как и когда их рассматривает и утверждает. В частности, обычно фиксируются обязательства о преимущественном использовании местного персонала, подготовке и совершенствовании кадров и т.п. Указывается, что вся работа должна вестись в соответствии с утвержденной программой на период освоения месторождения. Оговаривается, что в эту программу могут вноситься изменения, если они обоснованы. Обязательно имеются одна или несколько статей, которые определяют срок действия всего соглашения, а также отдельных этапов: поискового, оценочного, разведочного, обустройства, добычи. Описываются условия продления соглашения или его досрочного прекращения. Подробно указывается, кто, что, как и когда должен делать. Всем этим вопросам особенно большое внимание уделяют зарубежные фирмы, которые в условиях экономической нестабильности хотят путем заключения Лицензионного соглашения в определенной мере оградить себя от возможных коллизий в будущем.

Примерно четверть всех статей посвящена различным правовым вопросам: —

права на территорию; —

право собственности на имущество; —

процедура разрешения споров; —

Все эти статьи могли бы и, очевидно, должны быть сравнительно краткими и содержать в основном ссылки на нормы закона.

В Лицензионном соглашении обычно содержится положение, предусматривающее действие недропользователя в случае изменения условий договора при изменении законодательства. Обычно владельцу лицензии государство предоставляет достаточно весомые гарантии стабильности условий договора и лицензии.

Четвертая группа статей посвящена различным экономическим вопросам. В основном они касаются перечня, порядка и ставок платежей и налогов, которые должен платить недропользователь.

Это очень важная часть договора. Законодательно устанавливается обычно лишь перечень и диапазон, в пределах которого могут устанавливаться платежи. Конкретные величины и детальный порядок их уплаты являются предметом договора. Эти параметры являются, как правило, критериями, по которым на конкурсе выбирается компания- победитель. В первую очередь это платежи за право поиска и разведки, плата за право добычи (роялти) и др.

Заканчивается договор несколькими статьями, в которых описаны процедурные вопросы: —

дата вступления договора в силу; —

извещения (кому, по какому адресу направлять уведомления И т.д.); —

подписи уполномоченных лиц, подписавших договор.

Договор имеет обычно приложения. В них дается карта с координатами лицензионного участка. Могут быть другие приложения, в частности, касающиеся вопросов экологии, социально-экономических программ и т.п.

Перспективной формой договора на пользование недрами является концессия, концессионное соглашение.

Концессия, в соответствии с инвестиционным законодательством [85], представляет собой разновидность обязательств, предусматривающую прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой российскими или иностранными инвесторами по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в форме капитальных вложений.

Предметом концессии, как правило, является право на эксплуатацию на определенных условиях природных ресурсов, предприятий и других объектов.

Право государства на предоставление концессии гражданам РФ и иностранным гражданам вытекает из права собственности и суверенитета государства над природными ресурсами, которые определяют право государства устанавливать административный (разрешительный) или гражданско-правовой (договорной) режим пользования недрами.

В международном частном праве понятие концессии или модернизированной концессии распространяется на так называемые контракты типа «роялти — налог на прибыль», предусматривающие заключение пользователем недр договора на предоставление государством иностранной, реже отечественной компании права на освоение природных ресурсов, предусматривающего право собственности пользователя недр на добытые полезные ископаемые и его обязательство уплачивать установленные налоги.

Порядок предоставления и условия концессии в соответствии с принципами международного права должны регулироваться прежде всего национальным законодательством.

В российском природоресурсном законодательстве концессия как разновидность договорной формы предоставления природных ресурсов в пользование детально разработана в лесном законодательстве.

По договору концессии участка лесного фонда одна сторона обязуется предоставить другой стороне на срок от одного года до девяти лет право возмездного пользования на определенных условиях лесными ресурсами на соответствующем участке лесного фонда.

По договору концессии предоставляются в пользование участки лесного фонда, как правило, неосвоенные, без сложившейся инфраструктуры, требующие значительных средств для вовлечения этих участков в эксплуатацию.

Сторонами договора концессии являются Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти и лица, признаваемые в соответствии с законодательством РФ инвесторами.

Договор концессии заключается по результатам проведения конкурса или аукциона.

Участки лесного фонда, передаваемые в пользование на условиях концессии, выставляются на конкурсы или аукционы Правительством РФ по согласованию с органами государственной власти соответствующего субъекта РФ.

Организация и порядок проведения указанных конкурсов и аукционов устанавливаются законодательством РФ.

Договор концессии заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации в соответствии с гражданским законодательством и законодательством о концессии.

В договоре концессии указываются следующие условия: —

объемы (размеры) пользования; —

обязанности сторон по охране, защите участка лесного фонда и воспроизводству лесов; —

порядок раздела добытых ресурсов (продукции) или предоставления услуг; —

виды, порядок определения и уплаты налогов, сборов и других платежей; —

обязанности инвестора по строительству и содержанию дорог и других объектов инфраструктуры; —

иные условия, предусмотренные законодательством и определенные по усмотрению сторон.

Читайте так же:  Приказ 921 по неонатологии

Положения лесного законодательства, определяющие концессионный режим, вполне применимы к системе пользования недрами.

Принципиальными условиями, отличающими концессионное соглашение от других типов договоров, являются два первых условия из приведенных на рис.

Необходимо отметить, что концессионное законодательство достаточно эффективно действует с начала 90-х годов в Казахстане, Кыргызстане, Молдове [113, 114, 116]. Положения законов, сфера их распространения, предмет концессии и т.п. различаются незначительно.

Все они предусматривают предоставление в концессию природных ресурсов и в частности участков недр. Правовой основой во всех упомянутых законах являются указанные выше принципы с незначительными непринципиальными модификациями: —

передача концессионеру права пользования иногда и владения на объект концессии; —

продукция концессионной деятельности принадлежит на праве исключительной собственности концессионеру; —

за пользование объектом концессии он уплачивает установленные налоги, сборы и платежи; —

взаимоотношения концессионера и государства регулируются договором.

Специфической разновидностью договоров на пользование недрами является так называемое соглашение о разделе продукции (СРП). Его организационно-правовой статус и содержание регулируются ФЗ «О СРП». Следует четко различать закон о СРП и налоговый режим в форме раздела продукции.

В соответствии с ФЗ «О СРП» недропользователь выполняет, по существу, функции подрядчика у государства. Добытая продукция остается в собственности государства до точки (момента) раздела. Взаимоотношения государства и недропользователя оформляются в форме гражданско-правового договора, который является основанием предоставления недропользователю права пользования участком недр. При этом используется специальный налоговый режим в форме раздела продукции.

В России уже накоплен значительный опыт заключения и реализации СРП [127]. Пока они применяются только при добыче нефти. Разрабатываются проекты использования режима СРП при освоении газовых месторождений, месторождений угля, драгоценных камней и металлов.

Следует отметить, что значительная часть статей этого типа договора сходна с лицензионным соглашением. Учитывая все эти обстоятельства, а роль и значение, которые придаются в настоящее время СРП как наиболее перспективной форме договора недропользования, он будет подробно рассмотрен в разделе 7.2.4 применительно к освоению нефтяных месторождений.

Первоначально только ФЗ «О СРП» в качестве пользователя недр допускал возможность привлечения субъектов предпринимательской деятельности в качестве участников простого товарищества. Позднее Закон РФ «О недрах» распространил эту форму на все режимы недропользования.

Деятельность простого товарищества или консорциума регулируется договором простого товарищества или консорциальным соглашением. Его основные положения будут рассмотрены в разделе 7.3.1.

Анализ мировой практики показывает, что в силу тех или иных различий политического, экономического, национального, природного характера при освоении ресурсов недр в этих странах используется достаточно много модификаций договоров, соглашений и контрактов.

Известные зарубежные специалисты в области международного горного права, в частности, Г. Барроуз и Т. Гортон (США), К. Гюритте (Франция), П. Камерон (Нидерланды), Д. Заппата (Италия), А. Кемп (Канада) и многие другие выделяют из огромного многообразия различных форм, типов и видов соглашений об освоении месторождений полезных ископаемых три основные формы, получившие следующие названия: —

соглашение типа «роялти — налог на прибыль»; —

соглашение о разделе продукции; —

контракт на предоставление услуг.

Соглашения типа «роялти — налог на прибыль» предусматривают, как следует из названия, взимание государством платы за право пользования недрами, налога на прибыль, а также некоторых других налогов. Применялись они с начала развития собственной нефтедобычи в странах Европы и Сев. Америки. После нефтяного кризиса начала 70-х годов этот тип соглашений полностью вытеснил широко распространенные в остальных нефтедобывающих странах Азии, Африки, Америки и Австралии концессионные соглашения. Процесс вытеснения концессионных соглашений имел эволюционный характер и шел в основном путем постепенного ужесточения со стороны государства контроля за действиями компаний и, естественно, увеличения налоговых отчислений в пользу государства. В правовом отношении произошла постепенная замена права практически полной собственности концессионера на недра и ресурсы недр, присущего классическим концессиям, на право собственности, в ряде случаев ограниченного, только на добытые полезные ископаемые. Эволюционный и достаточно длительный процесс поэлементной замены условий концессионных соглашений привел к тому, что сам термин «концессия» продолжал использоваться еще длительное время. Ряд специалистов продолжает применять его и до сих пор, оговаривая, однако, его условность (Г. Барроуз), некоторые отрицают его полностью (Д. Г. Хиггинс) [127].

Г. Барроуз [185] дает следующее определение соглашения типа «роялти — налог на прибыль», которое он продолжает называть «концессия» (допуская при этом возможность использования и другой, более современной, терминологии): «концессия представляет собой сделку, в силу которой нефтяная компания получает право, при условии осуществления всех затрат и уплаты установленных налогов, производить поиск нефтяного месторождения, а в случае его открытия — добывать и продавать нефть и газ».

Эта формула полностью соответствует режиму освоения месторождений, установленному российским законодательством о недрах.

Соглашение типа «роялти — налог на прибыль» характеризуется следующими основными положениями: —

пользователь недр получает эксклюзивное право на поиск, разведку и разработку открытого месторождения, которые он осуществляет за счет собственных средств, принимая на себя все риски; —

вся добытая продукция принадлежит пользователю недр, который имеет право распоряжаться ею самостоятельно. Иногда в соглашении могут оговариваться определенные обязательства. Например, обязательство реализации части добытой продукции на внутреннем рынке и т.п.; —

пользователь недр уплачивает государству-собственнику недр платежи за право поиска и разведки, а также платеж за право добычи продукции, который осуществляется по усмотрению государства в денежной или натуральной форме; —

пользователь недр уплачивает налог на прибыль, а также другие оговоренные соглашением или законом общие налоги; —

сооружения и оборудование, используемые для нефтяных операций, являются собственностью пользователя недр.

Второй, наиболее распространенной, формой договоров на пользование недрами в настоящее время является Соглашение о разделе продукции. Помимо специфики экономических и фискальных расчетов они обладают и рядом юридических особенностей.

Главные черты СРП: —

государство-собственник недр определяет на конкурсной основе или прямыми переговорами компанию, которая выполняет роль подрядчика при освоении конкретного участка недр, (блока, месторождения). Компания получает эксклюзивное право на поиски, разведку и разработку открытого месторождения, которые она осуществляет за счет собственных средств, принимая на себя все риски; —

государство-собственник недр и компания владеют на определенных соглашением условиях долями добытой продукции; —

компания имеет право на возмещение своих расходов (капитальных вложений и текущих затрат) за счет установленной соглашением части продукции, добытой в пределах выделенного участка (так называемая затратная нефть), и получение определенной доли остающегося объема добытой продукции в качестве вознаграждения, так называемая прибыльная нефть; —

в зависимости от условия конкретного соглашения прибыль компании подлежит налогообложению, либо она освобождается от налогов. Эти условия учитываются при определении пропорций распределения прибыльной нефти между государством и компанией; —

сооружения и оборудование, используемые для нефтяных операций, переходят в собственность государства либо с момента их приобретения, либо постепенно, по мере их амортизации.

Исходя из этого, принципиальные различия между соглашениями типа «роялти — налог на прибыль» или концессией и СРП в следующем.

Соглашение типа «роялти — налог на прибыль» предусматривает предоставление пользователю недр права собственности на добываемую продукцию. Государство в этом случае имеет право на взимание с него платы за пользование недрами (роялти), а также налогов, предусмотренных законодательством страны. Таким образом, это соглашение гарантирует пользователю недр возможность владеть всей добытой продукцией. Однако обязывает его уплачивать относительно высокие налоги и отчисления государству. СРП предусматривает, что нефтяная компания юридически является подрядчиком владельца прав на недра, в качестве которого выступает государство или национальная нефтяная компания.

При этом компания получает право собственности на долю добытой продукции, эквивалентную ее затратам и рискам. Государство в этом случае имеет возможность более тщательно контролировать как сами работы в рамках проекта, так и вопросы собственности, связанные с добычей. В сравнении с соглашениями типа «роялти — налог на прибыль» в разделе продукции государство взимает с компании в целом более низкие налоги. На эту особенность указывают все специалисты, отмечая при этом теоретическую независимость условий соглашений от формы договорных отношений, позволяющую получать в любом случае практически одинаковый результат.

Контракт на предоставление услуг, или сервисное соглашение, наибольшее распространение получил в Бразилии. Компания на условиях риска осуществляет работы по поискам и разведке, а в случае открытия коммерческого месторождения финансирует и его обустройство. После этого государственная нефтяная компания берет месторождение под свой контроль. Затраты сервисной компании возмещаются за счет добытой продукции. При этом она имеет право на приобретение и реализацию определенного объема добытой продукции. В России и странах СНГ до сих пор эта форма Лицензионного соглашения не встречалась.

Выше шла речь о сервисной форме лицензионных договоров. В то же время сервисные договора получили широкое распространение как обычный подрядный договор при выполнении отдельных операций в процессе пользования недрами. Отличительная особенность некоторых сервисных соглашений состоит в том, что они могут заключаться на условиях риска. Это в первую очередь соглашения на производство работ по интенсификации притока нефти, капитального ремонта скважин и т.п. Сервисный договор, как указывалось обычно, предусматривает определенную зависимость вознаграждения от объема дополнительно добытой продукции. Виды и методы таких расчетов могут быть самые различные. Однако правилом является расчет в натуральной форме.

Сравнение экономического и фискального механизма всех трех форм договорных отношений, применяемых в недропользовании («роялти — налог на прибыль», СРП, контракт на предоставление услуг), показывает, что с чисто экономической точки зрения существует теоретическая возможность обеспечить одинаковые поступления государству независимо от форм соглашения. Главное требование, предъявляемое к любому соглашению об освоении ресурсов недр, состоит в том, что его экономический и фискальный режим должен быть гибким и обеспечивать инвестору надежное покрытие его затрат и получение справедливой прибыли с учетом рисков, а государству — возможность осваивать месторождения с различными горно-геологическими и экономико-географическими характеристиками, обеспечивая необходимые потребности народного хозяйства, а также получение соответствующей доли прибыли и горной ренты. В этом отношении оптимальной формой является Соглашение о разделе продукции.

Пользование недрами и договор

В 2015 году по результатам конкурса, размещенного на официальном сайте, я заключил договор аренды муниципального имущества с последующим оказанием услуг по водоснабжению населения и др. организаций.По акту передачи имущества мне передали: сети водопроводные, шахтный колодец, насосы и т.п. Водозабор- скважина, для добычи воды в целях водоснабжения. Так как вода находится под землей, то пользование этой скважиной регламентируется Законом о недрах.Лицензия на пользование недрами оформлена на администрацию поселения.

Работаю, получаю прибыль, оплачиваю арендную плату по договору.

Прошло 9 месяцев, и тут в Министерстве природопользования я узнаю, что не имею право добывать эту воду из скважины, т.к.

лицензия выдана администрации, которая заключила со мной договор аренды.

Вопрос: Правомерны ли действия администрации в части того, могли ли они заключать такой договор?

Вопрос: Можно ли заключить какое-нибудь доп. соглашение,

о том, что администрация, являясь недропользователем, передала мне в оперативно-хозяйственное управление эту скважину, и я по праву могу добывать эту воду и осуществлять водоснабжение. Можете ли оказать помощь в составлении соглашения?

10 Февраля 2016, 09:20 Иван, г. Самара

Ответы юристов (18)

Здравствуйте, нет. У Вас должна быть лицензия в любом случае, заключить договор аренды они не могли.

Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 13.07.2015) «О недрах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
К пользователям недр или привлекаемым ими для пользования недрами другим юридическим и физическим лицам предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дипломом) на проведение соответствующего вида деятельности: геологической съемки, поисков, разведки, разных способов добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, других видов пользования недрами.
Можно ли заключить какое-нибудь доп. соглашение, о том, что администрация, являясь недропользователем, передала мне в оперативно-хозяйственное управление эту скважину, и я по праву могу добывать эту воду и осуществлять водоснабжение.
Иван

Читайте так же:  Заявление для прикрепления к поликлинике бланк 2019

Думаю, что подобное соглашение не решит проблему. Администрация, точнее муниципальный район в лице администрации являются собственником данных объектов. Недропользователем являетесь вы.

Есть вопрос к юристу?

В соответствии с преамбулой Закона РФ «О недрах» использование подземных вод является разновидностью пользования недрами.
В силу ст. 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
На основании подпункта 2.1 пункта 2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.1992 г. N 3314-1, недра в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
Согласно подпункту 9.1 пункта 9 указанного Положения владельцами лицензий могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе, юридические лица и граждане других государств (далее предприятия), если иное не предусмотрено законодательными актами РФ.
В подпункте 11.1 пункта 11 указанного Положения предусмотрено, что предприятия, желающие получить лицензию на пользование недрами, должны обратиться в Геолком России или его территориальные подразделения, которые предоставляют необходимую информацию о сроках и условиях предоставления лицензии по интересующим объектам. Подпунктом 11.4 пункта 11 названного Положения предусмотрен порядок подачи заявки на получение лицензии.
Исходя из смысла указанных норм права следует, что получение лицензии на указанный вид деятельности является обязательным, получателем лицензии является субъект, который будет осуществлять соответствующий вид деятельности.
Недопустимость безлицензионного пользования недрами установлена законом и направлена на защиту прав неопределенного круга лиц, интересы которого нарушаются в связи с таким пользованием.
Поскольку Вы осуществляете лицензируемый вид деятельности, то должны получить лицензию в уполномоченном государственном органе.

Статья 7.3. Пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов

1. Пользование недрами без лицензии на пользование недрами — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
2. Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Уточнение клиента

Как понять такой текст(выдержка из условий недропользования, выданных недропользователю (администрации) министерством вместе с лицензией):

п.4.2.2 В случае заключения Недропользователем договора с другими юридическими лицами на выполнение отдельных видов работ или комплекса работ, связанных с пользованием недрами, а также в случае передачи водозаборного сооружения в оперативно-хозяйственное пользование другому лицу за Недропользователем сохраняется вся полнота ответственности за соблюдение положений настоящих Условий пользования недрами, в том числе за охрану недр, окружающей природной среды и безопасности ведения работ. Привлекаемое Недропользователем лицо наряду с ним несет ответственность в случаях и порядке, предусмотренном законодательством РФ за охрану недр, окружающей природной среды и безопасности ведения работ, которые он осуществляет в соответствии с договором и лицензиями на виды деятельности.

11 Февраля 2016, 11:51

Администрация имела право предоставить вам в аренду свое имущество, но заниматься добычей воды без лицензии вы права не имеете и именно вы, как недропользователь, должны эту лицензию получать.

Согласно ст. 3. Водного кодекса РФ

Физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Статья 10.1. Закона о недрах:

Основаниями возникновения права пользования участками недр являются:
3) решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр:
для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, или для осуществления геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи;

Требования к содержанию заявки и приложений к ней можно найти в Приказе Министерства природных ресурсов от 29.11.2004 № 710.

Согласно ст. 11 Закона о недрах:

Предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» и законодательством Российской Федерации о недрах.
(часть вторая введена Федеральным законом от 10.02.1999 N 32-ФЗ)
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Положение о порядке лицензирования пользования недрами утверждено Постановлением ВС РФ от 15.07.1992 N 3314-1 и конкретизировано в части предоставления участков недр для добычи подземных вод в соответствующей инструкции, утвержденной Роскомнедрами 14.04.1994. Форма бланка представлена в Письме Роскомнедр от 10.09.1992 N ВО-61/2296. Максимальный срок такой лицензии — 25 лет — исчисляется с момента ее государственной регистрации (ст. 10 Закона о недрах)

Уточнение клиента

Как понять такой текст(выдержка из условий недропользования, выданных недропользователю (администрации) министерством вместе с лицензией):

п.4.2.2 В случае заключения Недропользователем договора с другими юридическими лицами на выполнение отдельных видов работ или комплекса работ, связанных с пользованием недрами, а также в случае передачи водозаборного сооружения в оперативно-хозяйственное пользование другому лицу за Недропользователем сохраняется вся полнота ответственности за соблюдение положений настоящих Условий пользования недрами, в том числе за охрану недр, окружающей природной среды и безопасности ведения работ. Привлекаемое Недропользователем лицо наряду с ним несет ответственность в случаях и порядке, предусмотренном законодательством РФ за охрану недр, окружающей природной среды и безопасности ведения работ, которые он осуществляет в соответствии с договором и лицензиями на виды деятельности.

11 Февраля 2016, 11:51

11 Февраля 2016, 11:53

Сомневаюсь, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 17.1 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (далее — Закон N 2395-1) при переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. Лицензия на пользование участками недр, приобретенная юридическим лицом в установленном порядке, не может быть передана третьим лицам, в том числе в пользование (часть 8 статьи 17.1 Закона N 2395-1).

Иван, добрый день! К сказанному коллегами добавлю судебную практику по схожему делу

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.04.2014 по делу N А27-6302/2013

общество с ограниченной ответственностью «Кузбасский бройлер» (далее — общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области (далее — Управление, административный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления от 24.04.2013 N АТН-098/5 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), в виде штрафа в размере 800 000 руб.
Решением от 07.10.2013 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановление от 09.01.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования.
Общество полагает, что административный орган нарушил порядок проведения плановой выездной проверки, поскольку заявителю не предоставлен приказ о ее проведении.
Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Статьей 19 Закона о недрах предусмотрено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Не требуется оформление лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод из первого от поверхности водоносного горизонта на тех участках, где он не является и не может являться источником централизованного водоснабжения, а используется или может быть использован только для удовлетворения нужд землевладельцев (землепользователей) в воде хозяйственно-питьевого и (или) технического назначения и, если отбор подземных вод из него осуществляется с помощью простейших водозаборных сооружений (копаные и забивные колодцы, малодебитные скважины, каптажи небольших родников) (пункт 1.3 Инструкции по применению «Положения о порядке лицензирования пользования недрами» к участкам недр, предоставляемым для добычи подземных вод.
Порядок предоставления лицензий на право пользования недрами регламентирован Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1.
В соответствии со статьей 9 Закона о недрах права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции — с даты вступления такого соглашения в силу.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что общество в процессе хозяйственной деятельности осуществляет эксплуатацию недр (добычу подземной воды) путем эксплуатации трех водозаборных скважин (три в резерве) на основании договора аренды с собственником недвижимого имущества (договор от 24.04.2009). При этом скважины, которые используются заявителем, расположены на глубине от 100 до 126 метров.
Доказательств, свидетельствующих об изменении условий залегания (расположения) вод верхнепермских отложений данного комплекса, в материалы дела не представлено.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, установили, что фактически обществом используется не первый водоносный от поверхности горизонт.
При этом указали, что бездействие общества проявлено сознательно, так как ранее выданным предписанием от 30.03.2010 N Н-096 заявителю предписывалось получить в установленном порядке лицензию на добычу подземной воды. Письмом от 16.09.2010 N 145 общество сообщило административному органу о ведении работы, связанной с получением лицензии, однако с 2010 года по дату обнаружения административного правонарушения (29.03.2013) каких-либо мер по получению лицензии предпринято заявителем не было.
Доказательств подтверждающих принятие обществом всех необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства в материалы не представлено.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, установили, что фактически обществом используется не первый водоносный от поверхности горизонт.
При этом указали, что бездействие общества проявлено сознательно, так как ранее выданным предписанием от 30.03.2010 N Н-096 заявителю предписывалось получить в установленном порядке лицензию на добычу подземной воды. Письмом от 16.09.2010 N 145 общество сообщило административному органу о ведении работы, связанной с получением лицензии, однако с 2010 года по дату обнаружения административного правонарушения (29.03.2013) каких-либо мер по получению лицензии предпринято заявителем не было.
Доказательств подтверждающих принятие обществом всех необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства в материалы не представлено.
Также отметили, что подземный источник, из которого осуществляется заявителем забор подземной воды используется для централизованного водоснабжения.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, считает принятые по делу судебные акты подлежащими оставлению без изменения как законные и обоснованные.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 07.10.2013 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 09.01.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-6302/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Читайте так же:  Минимальное пособие по временной нетрудоспособности

Штраф по ст. 7.3 КоАП

1. Пользование недрами без лицензии на пользование недрами — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
2. Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

довольно существенный и никаким допсоглашением с муниципалами тут вопрос не решить, к сожалению

Уточнение клиента

Здравствуйте, а если используется первый от поверхности водоносный слой?

Дело в том, что и Водный кодекс регламентирует использование подземных вод.

11 Февраля 2016, 10:05

Уточнение клиента

Как понять такой текст(выдержка из условий недропользования, выданных недропользователю (администрации) министерством вместе с лицензией):

п.4.2.2 В случае заключения Недропользователем договора с другими юридическими лицами на выполнение отдельных видов работ или комплекса работ, связанных с пользованием недрами, а также в случае передачи водозаборного сооружения в оперативно-хозяйственное пользование другому лицу за Недропользователем сохраняется вся полнота ответственности за соблюдение положений настоящих Условий пользования недрами, в том числе за охрану недр, окружающей природной среды и безопасности ведения работ. Привлекаемое Недропользователем лицо наряду с ним несет ответственность в случаях и порядке, предусмотренном законодательством РФ за охрану недр, окружающей природной среды и безопасности ведения работ, которые он осуществляет в соответствии с договором и лицензиями на виды деятельности.

11 Февраля 2016, 11:53

Иван, тут ведь не столько в расстоянии от поверхности вопрос сколько в целях использования. У вас насколько понимаю использование именно в целях централизованного водоснабжения

ст. 19 ФЗ О недрах

Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения,

Уточнение клиента

Ну а Водный кодекс, там тоже регламентируется водопользование подземными водами.

11 Февраля 2016, 10:58

Поскольку Вы используете забор подземной воды для централизованного водоснабжения населения и др. организаций, а не для личных нужд, то необходимо получить лицензию.

Уточнение клиента

А как насчет Водного кодекса?

11 Февраля 2016, 10:56

Ваш вопрос регулирует Закон о недрах а не Водный кодекс.

Согласно ст. 5 Водного кодекса РФ

1.Водные объекты в зависимости от особенностей их режима,
физико-географических, морфометрических и других особенностей
подразделяются на:
1) поверхностные водные объекты;
2) подземные водные объекты.
2. К поверхностным водным объектам относятся:
1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);
2) водотоки (реки, ручьи, каналы);
3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);
4) болота;
5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);
6) ледники, снежники.
3. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.
4. Береговая линия (граница водного объекта) определяется для:
1) моря — по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды — по линии максимального отлива;
2) реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера — по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом;
3) пруда, водохранилища — по нормальному подпорному уровню воды;
4) болота — по границе залежи торфа на нулевой глубине.
4.1.Порядок определения местоположения береговой линии (границы водного
объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются
Правительством Российской Федерации. Требования к описанию
местоположения береговой линии (границы водного объекта) устанавливаются
уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом
исполнительной власти.
5. К подземным водным объектам относятся:
1) бассейны подземных вод;
2) водоносные горизонты.

Согласно п. 3 ст. 9. Водного кодекса РФ

Физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Согласно части 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах (часть 3 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 9 Закона N 2395-1 пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно статье 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Администрация несет ответственность за соблюдение положений Условий пользования недрами, при Вы также можете быть привлечены к ответственности, включая ответственность за пользование недрами в отсутствии лицензии.

Еще раз доказывает необходимость наличия лицензии.

Уточнение клиента

Могу ли я получить лицензию на пользование этой же скважиной?

11 Февраля 2016, 12:07

Уточнение клиента

У одной скважины не может быть два недропользователя.

11 Февраля 2016, 12:10

Понимать так, что администрация не прекращает нести ответственность за пользование недрами в случае передачи права пользования третьему лицу. Это третье лицо (т.е. вы) так же несет ответсвенность за пользование недрами.

Кроме того, в этом пункте прямо сказано, что у вас должна быть лицензия.

Уточнение клиента

Но я же не могу получить лицензию на эту же скважину!

11 Февраля 2016, 12:06

Можете, во всяком случае должны. В любом случае, лицензия на недропользование должна быть у того, кто фактически занимается добычей.

Непонятно зачем администрация оформляла на себя лицензию если она фактически добычей не занимается., возможно при оформлении лицензии на вас их лицензию аннулируют, хотя, вероятнее всего просто выдадут вам свою.

Уточнение клиента

Тогда получится что у одной скважины будет два недропользователя- разве такое возможно, как же ответственность за соблюдение всех условий?

11 Февраля 2016, 12:21

Ну ведь вы привели пункт согласно которому и вы и администрация несете совместную ответственность в этом случае.

Уточнение клиента

Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен. Это выдержка из ст. 7 закона о недрах.

Получив лицензию на пользование этой скважиной, теоретически, я могу запретить администрации пользоваться этой скважиной, предложить демонтировать все технические сооружения и т.д. Это так?

11 Февраля 2016, 12:42

Предложите администрации заключить любой из указанных договоров, на основании которых переоформите лицензию.

Так у Ивана итак заключен договор аренды с администрацией.

Получив лицензию на пользование этой скважиной, теоретически, я могу запретить администрации пользоваться этой скважиной, предложить демонтировать все технические сооружения и т.д. Это так?
Иван

Разумеется нет, не путайте горную породу и воду. Лицензия на водопользование позволяет получателю выкачивать из скважины воду в объемах, указанных в лицензии и не более того.

Что касается пользования скважиной, то разумеется администрация не может ей пользоваться, но не в рамках полученной вами лицензии, а в рамках договора аренды заключенного с вами. Точно так же, как человек сдающий в аренду свое имущество не может им пользоваться, поскольку он передал право пользования арендатору.

Уточнение клиента

1. Лицензия не на водопользование, а лицензия на пользование недрами.

2. Лицензия на пользование недрами в границах горного отвода.

3. Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.

4. В лицензии прописано, что предоставляется участок недр, имеющий статус горного отвода, для добычи подземных вод.

Получив лицензию имею ли я исключительное право на пользование этим горным отводом и всеми полезными ископаемыми, в границах этого отвода.