Перейти к содержимому

Единый сельскохозяйственный налог 2019 год

Содержание:

Письмо Федеральной налоговой службы от 18 мая 2018 г. № СД-4-3/[email protected] “О переходе налогоплательщиков ЕСХН на уплату НДС”

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение по вопросу перехода с 1 января 2019 года налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога на уплату налога на добавленную стоимость, сообщает следующее.

Согласно абзацам второму и пятому пункта 3 статьи 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 Кодекса).

Пунктом 12 статьи 9 Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) установлено, что вышеуказанные положения абзацев второго и пятого пункта 3 статьи 346.1 Кодекса применяются по 31 декабря 2018 года включительно.

Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, с 1 января 2019 года признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 145 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, при условии, что указанные лица переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога и реализуют право, предусмотренное данным абзацем, в одном и том же календарном году либо при условии, что за предшествующий налоговый период по единому сельскохозяйственному налогу сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учета налога не превысила в совокупности: 100 миллионов рублей за 2018 год, 90 миллионов рублей за 2019 год, 80 миллионов рублей за 2020 год, 70 миллионов рублей за 2021 год, 60 миллионов рублей за 2022 год и последующие годы.

Учитывая изложенное, с 1 января 2019 года налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость при выполнении условий, установленных статьей 145 Кодекса.

Если у налогоплательщика единого сельскохозяйственного налога сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется единый сельскохозяйственный налог, превысила 100 миллионов рублей за 2018 год без учета налога, то указанные налогоплательщики наряду с уплатой единого сельскохозяйственного налога обязаны, начиная с 1 января 2019 года исчислять и уплачивать налог на добавленную стоимость в порядке, установленном главой 21 Кодекса.

Обзор документа

Разъяснено, что с 1 января 2019 г. плательщики ЕСХН имеют право на освобождение от НДС при выполнении условий, установленных НК РФ.

Если сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ЕСХН, превысила 100 млн руб. за 2018 г. без учета налога, то плательщики наряду с ЕСХН обязаны начиная с 1 января 2019 г. исчислять и уплачивать НДС.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) в 2019 году

Деятельность по изготовлению сельскохозяйственной продукции в России на сегодняшний день облагается двумя основными формами налогового исчисления: общей и специальной. Специальная форма налогообложения – он же единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН действует исключительно в рамках данной отрасли. В данной статье мы разберем главные особенности его использования: кто может использовать ЕСХН? Чем качественно отличается данная форма от общего способа уплаты налоговых сборов? Как соотносится сельскохозяйственный налог с другими режимами?

Какие преимущества перехода на ЕСХН в 2019 году

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) – это популярная в 2019 году форма налогообложения, которая была разработана и внедрена в отрасль деятельности организаций и частных предприятий, производящих сельхозпродукцию и принадлежащих к сфере растение- и животноводства, сельского и лесного хозяйства. При этом, переходить на ЕСХН имеют возможность лишь те компании, чей совокупный доход от перечисленных выше отраслей деятельности составляет не меньше 70%.

Главные преимущества сельхозналога, который заменяет основные налоги – единым платежом, заключаются в следующем:

согласно Ст. 346 Налогового кодекса РФ, индивидуальные предприниматели не должны уплачивать НДФЛ, а также налог на имущество физлиц;

юридические лица не платят налог на прибыль и на имущество компании;

и юрлицам, и ИП не нужно уплачивать НДС (за исключением – экспортного);

единый сельхозналог предполагает упрощенную систему бухгалтерского учета;

переходить на ЕСХН можно абсолютно добровольно, точно так же, как и, при потребности, сменить форму налогообложения.

Кто является плательщиком сельхозналога

Использовать форму единого сельхозналога имеют право компании и частные предприниматели, получающие 70% дохода от деятельности в следующих отраслях (Ст.346 НК РФ):

производства сельскохозяйственной продукции в области растение- и животноводства;

сервиса компаний-товаропроизводителей в сфере растение- и животноводства: услуг, связанных со вспомогательной деятельностью: посева аграрных культур, ухода за садоводческими объектами, сбор урожая, организации фермерских работ и т. д.

разведения и вылова рыбы и прочих водных биоресурсов.

Важно! Предприятия, которые занимаются переработкой товаров сельскохозяйственного производства, а также их поставками, не могут быть плательщиками единого налога.

При этом, согласно Ст. 346 Налогового кодекса РФ, плательщики ЕСХН могут также потерять право применять данную форму налогообложения, если в течение календарного года не будут соответствовать признакам сельхозпроизводителя. По законодательному регламенту, они могут снова быть переведены на общую систему налогообложения.

Кто освобождается от налога

Исходя из действия ЕСХН, от уплаты налога на прибыль, имущество, НДФЛ освобождаются юридические лица и индивидуальные предприниматели. Вместе с тем, действие ЕСХН предусматривает своевременную уплату единого налога, а также других сборов, согласно законодательным нормам. И ИП, и организации на ЕСХН обязуются выполнять функции налоговых агентов.

Иные льготы, которые возможны в режиме общей системе налогообложения – в ЕСХН не предусматриваются.

Налоговые ставки и сроки уплаты

Расчет единого сельскохозяйственного налога происходит с применением следующей формулы:

ЕСХН= налоговая база*6%, где под «налоговой базой» следует понимать сумму доходов от деятельности с учетом вычета всех произведенных расходов, выраженных в денежном эквиваленте;

6% – фиксированная налоговая ставка.

Важно заметить и то, что предприниматели также могут уменьшать налоговую базу в том случае, если величина их расходов будет выше доходов. Налоговая база может быть уменьшена на сумму, равнозначную величине убытков, но не больше, чем на 30%.

Когда нужно оплачивать сельхозналог?

Сроки уплаты ЕСХН определяются, исходя из установленных границ налогового и отчетного периода. Налоговым периодом в данной системе считается календарный год, в то время, как отчетным – является полугодие, то есть в календарном году сельхозпредпринимателей их будет два.

Согласно законодательству, и юридические лица, и частные предприниматели должны уплачивать аванс не позднее 25 дней по истечении отчетного периода. В календаре этот период ограничен рамками– с 1 по 25 июля.

Сбор за получение доходов на протяжении целого года рассчитывается и оплачивается по итогу завершения налогового периода, то есть – в следующем году. Крайним сроком оплаты ЕСХН в 2019 году будет 2 апреля.

Читайте так же:  Типовой договор товарищества собственников

Несвоевременно поданная отчетность чревата начислением штрафных санкций в размере от 5% до 30% суммы неуплаченного сбора, согласно декларации. Штраф начисляется за каждый месяц со дня просрочки подачи декларации.

Согласно Ст. 122 Налогового кодекса РФ, несвоевременно уплаченный налог влечет финансовые санкции в размере от 20% до 40% от суммы долга.

Как совмещается ЕСХН с другими налоговыми режимами

С какими формами налогообложения возможно совмещение ЕСХН?

Частные предприниматели вправе совмещать единый сельхозналог с патентной системой налогообложения (ПСН) а также с налогообложением вмененного дохода (ЕНВД). Для юридических лиц возможно совмещение исключительно с режимом последнего типа.

Совмещать ЕСХН с какими-либо другими налоговыми режимами – невозможно. На общую систему налогообложения можно лишь уйти полностью.

Важно помнить и то, что использование двух допустимых налоговых режимов на предприятии и в организации обязывает их вести налоговый учет отдельно по каждому из них.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

Единый сельскохозяйственный налог в 2018 году

Похожие публикации

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) разработан специально для производителей сельхозпродукции. В связи с ростом количества сельхозтоваропроизводителей в стране, российское правительство ввело существенные изменения, касающиеся данного налога. Каков единый сельскохозяйственный налог в 2018 году? Кто сможет применять его? Как перейти на ЕСХН? На эти и другие вопросы ответы – в нашем материале.

Изменения, произошедшие в 2018 году

Новый закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ, принятый Госдумой, привнес ряд изменений в порядок уплаты данного налога. Главным нововведением стало то, что с 2018 г. на плательщиков ЕСХН была возложена обязанность уплаты налога на имущество, а с 2019 г. они должны стать плательщиками НДС.

Правила работы с НДС в 2018 г. остаются прежними – плательщики ЕСХН освобождены от его уплаты, а также:

  • если НДС принят к вычету до перехода на уплату ЕСХН – его нельзя восстановить;
  • НДС, предъявленный после ухода со спецрежима, не подлежит вычету (п. 8 ст 346.3 НК РФ).

С 2019 г. налогоплательщики ЕСХН смогут воспользоваться правом на освобождение от уплаты НДС (при наличии на то оснований) в соответствии с положениями ст. 145 Налогового кодекса РФ.

Обязанность уплачивать имущественный налог также повысила нагрузку на сельхозбизнес. С 2018 г. предприниматели и юрлица, выпускающие сельскохозяйственную продукцию, смогут не платить данный налог только на имущество, используемое непосредственно при производстве, переработке и реализации сельхозпродукции.

Кто имеет право применять ЕСХН?

В соответствии с п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ, единый сельскохозяйственный налог в 2018 году могут применять производители сельскохозяйственной продукции, к которым относятся:

  • юрлица и ИП, комплексно занимающиеся производством сельхозпродукции, первичной и последующей переработкой и реализацией (если субъект занимается только переработкой сельхозпродукции – он не сможет перейти на ЕСХН), доля доходов от реализации сельхозпродукции в общем доходе которых составляет не менее 70% (в течение года, предшествующего переходу);
  • хозсубъекты, оказывающие вспомогательные сельхозуслуги , доля дохода от которых составляет не менее 70% (к таким услугам относится подготовка полей, посев семян, возделывание земли, а также выпас животных, обследование и уход за ними и т.д.);
  • сельскохозяйственные кооперативы с соблюдением того же 70-процентного лимита;
  • субъекты рыбного хозяйства (при условии, что количество нанятых работников не превышает 300).

Полный перечень продукции, относящейся к сельскохозяйственной, утвержден Постановлением Правительства РФ от 25.07.2006 № 458.

Перейти на ЕСХН не могут организации и предприниматели, которые:

  • выпускают подакцизную продукцию;
  • занимаются организацией азартных игр;
  • относятся к бюджетным, казенным или автономным учреждениям.

Как осуществляется переход на ЕСХН?

Схема перехода на единый сельскохозяйственный налог в 2018 году следующая:

  • владелец сельхозбизнеса должен уведомить свою ИФНС о переходе на ЕСХН до 31 декабря года, предшествующего переходу;
  • если хозсубъект был создан в 2018 году – он уведомляет ИФНС на протяжении 30 дней со дня регистрации;
  • уведомление составляется в свободной форме или по форме № 26.1-1, в нем обязательно надо указать долю дохода от реализации произведенной сельхозпродукции;
  • если субъект предпринимательской деятельности уже стал плательщиком ЕСХН – он не сможет добровольно перейти на другой режим на протяжении отчетного года.

Если субъект перестал соответствовать требованиям, которые дают право применять ЕСХН – он обязан сообщить об этом в ИФНС (в течение месяца по окончании налогового периода, т.е. года), и перейти на ОСНО. При этом следует сделать перерасчет всех налогов по общей системе (налог на прибыль или НДФЛ, налог на имущество, НДС) с начала года, в котором утрачено право на ЕСХН.

На сообщение о добровольном переходе на иной налоговый режим с нового года плательщику ЕСХН отводится 15 дней - до 15 января года, в котором планируется переход. Вновь перейти на ЕСХН можно будет только по истечении года.

Ставка налога и срок уплаты

В 2018 году сумма налога, подлежащего уплате в государственный бюджет, рассчитывается по формуле:

ЕСХН = налоговая база × 6%.

Ставка налога является фиксированной и составляет 6%. Под налоговой базой подразумевается сумма всех доходов, полученных от осуществления деятельности за минусом произведенных при этом расходов.

В 2019 году предпринимателей ожидают изменения. В соответствии с законом от 07.03.2018 № 51-ФЗ субъекты РФ получат право устанавливать дифференцированные налоговые ставки ЕСХН. Размер ставки будет исчисляться от 0% до 6%. Для реализации данного нововведения субъектам РФ надо принять соответствующий законопроект.

Ставка налога будет зависеть от:

  • вида сельхозпродукции;
  • выручки от реализации продукции (выполнения работ);
  • средней численности работников;
  • места ведения предпринимательской деятельности.

Налоговым периодом для уплаты налога является год, авансовый платеж производится по итогам полугодия. Годовую декларацию за 2018 г. подают до 31 марта 2019г. До этого же времени следует перечислить в государственный бюджет налог по итогам года. Авансовые платежи надо перечислить 25 июля 2018 года.

Если налогоплательщик нарушит сроки уплаты налога – начисляются пени (п. 3 ст. 58 и ст. 75 НК РФ) и штраф 20-40% от суммы неуплаты (ст. 122 НК РФ).

С 2019 года плательщики ЕСХН будут уплачивать НДС

С 2019 года плательщики ЕСХН больше не будут освобождаться от уплаты НДС. Такие изменения внес в НК РФ закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ.

Между тем законодатель расширил для них возможности НДС-освобождения по ст. 145 НК РФ: плательщики ЕСХН смогут получить освобождение от уплаты НДС, если они перешли на уплату сельхозналога и представили документы на освобождение от уплаты НДС в одном календарном году.

Предусмотрен для них и свой, существенно больший лимит выручки:

Про срок сдачи отчетности по ЕСХН за 3-й квартал читайте здесь.

С 2019 года все плательщики ЕСХН станут плательщиками НДС

С 1 января 2019 года утрачивают силу положения Налогового кодекса РФ об освобождении налогоплательщиков, применяющих ЕСХН, от уплаты налога на добавленную стоимость. Об этом напоминает УФНС Ставропольского края.

Все плательщики ЕСХН становятся плательщиками НДС со всеми вытекающими обязанностями в виде составления и представления в налоговые органы декларации по НДС; выставления счетов-фактур; учета полученных счетов-фактур; ведения книги покупок; ведения книги продаж.

Плательщики ЕСХН (при отсутствии фактов реализации подакцизных товаров) могут получить право на освобождение от уплаты НДС на бессрочной основе. Реализовать это право можно в случае, если сумма полученного за предшествующий налоговый период дохода (без учета НДС) от реализации товаров (работ, услуг), в отношении которых применяется ЕСХН, не превысила установленные законом предельные значения: за 2018 год - 100 млн рублей; за 2019 год - 90 млн рублей; за 2020 год - 80 млн рублей; за 2021 год - 70 млн рублей; за 2022 год и последующие годы - 60 млн рублей.

Документы, подтверждающие доход, и (или) уведомление необходимо представить в налоговую инспекцию не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение.

Плательщики ЕСХН, воспользовавшиеся правом на освобождение от уплаты НДС, не смогут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев. Право будет считаться утраченным начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место превышение суммы выручки либо осуществлялась реализация подакцизных товаров. Повторно реализовать право на освобождение от уплаты НДС возможности не будет.

По истечении 12 последовательных календарных месяцев не позднее 20-го числа следующего месяца, воспользовавшиеся правом на освобождение от НДС налогоплательщики должны представить в налоговые инспекции документы, подтверждающие сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг), и уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

Читайте так же:  Штраф по татарстану авто

Кроме того, лицо, применяющее освобождение на основании ст. 145 Кодекса, обязано исчислить и заплатить НДС, если выставило покупателю счет-фактуру с выделенной суммой налога.

Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара
(Институт Гайдара)

С 2019 г. сельхозпроизводители на ЕСХН будут уплачивать НДС

С 2019 года плательщики сельхозналога будут признаны плательщиками НДС, соответствующие поправки в главы 21 и 26.1 НК РФ уже подготовлены и ожидают вступления в силу.

В соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», сельскохозяйственные товаропроизводители, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), с 1 января 2019 г. начнут платить НДС, как при общем налоговом режиме. Возможность пользоваться ныне действующим освобождением от уплаты НДС тем не менее сохранится, но будет носить опциональный характер: плательщики ЕСХН, чьи доходы не превысят установленный предел, смогут сами решать, платить или не платить НДС.

Такое кардинальное реформирование режима ЕСХН является решением давно назревшей и уже годами обсуждаемой проблемы ухудшения конкурентоспособности предпринимателей, которые, находясь на специальном налоговом режиме, не могут перейти на полноценную систему исчисления и вычета НДС, в результате чего теряют покупателей. Как отмечено в письме Минфина России от 24 января 2018 г. № 03-07-14/3564, эти законодательные изменения «направлены на поэтапное встраивание плательщиков ЕСХН в цепочку плательщиков НДС в целях обеспечения их беспрепятственного участия в хозяйственных отношениях с плательщиками данного налога, которые ранее испытывали проблемы … в связи с невозможностью принятия к вычету НДС».

Важно заметить, что в текущей редакции Закона № 335-ФЗ выбор в части уплаты / освобождения от уплаты НДС будет доступен при доходах не более 100 млн руб. за 2018 год от деятельности, в отношении которой применяется ЕСХН, т.е. только для предприятий микробизнеса. Причем, этот порог будет ежегодно снижаться, пока к 2023 году не составит 60 млн руб. Кроме того, порядок применения освобождения является достаточно строгим: однократное превышение порогового значения доходов в налоговом периоде будет достаточным основанием для того, чтобы налогоплательщик уже никогда не воспользовался освобождением независимо от величины своих доходов в будущем. Реализация подакцизных товаров будет иметь такие же последствия для налогоплательщика.

К каким именно результатам приведут данные изменения – покажет время. На сегодняшний день Минфин России прогнозирует положительные эффекты в виде увеличения спроса на продукцию сельскохозяйственных товаропроизводителей, роста продаж и формирования предпосылок для технической и технологической модернизации производственного оборудования, исходя из того, что вычет НДС будет возможен в целом, в том числе при приобретении основных средств, необходимых для производства сельскохозяйственной продукции. Важным преимуществом также станет сама гармонизация уплаты НДС и единого сельскохозяйственного налога.

С другой стороны, ради объективности стоит отметить, что ранее Минфин России высказывал опасения насчет предоставления плательщикам ЕСХН права уплачивать НДС на общих основаниях. В их число входят следующие риски (возможные последствия):

  • снижение доходной базы региональных и местных бюджетов, так как за счет роста популярности ЕСХН снизится количество лиц, уплачивающих налоги на общем налоговом режиме;
  • увеличение налоговой нагрузки на плательщиков единого сельскохозяйственного налога, потому что вычет НДС исключает право учитывать в расходах суммы этого налога;
  • рост цен на товары, работы и услуги как следствие увеличения налоговой нагрузки;
  • увеличение административной нагрузки на бизнес: уплата НДС потребует вести необходимый для расчета НДС документооборот, в том числе, журнал полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, при этом усложнится учет и возрастут издержки на соблюдение налогового законодательства;
  • усиление налогового контроля за плательщиками ЕСХН.

Таким образом, совокупный эффект от новых изменений не будет однозначным. В свою очередь ограничение по уровню дохода объективно «отсечет» часть налогоплательщиков от возможности пользоваться освобождением. В числе таких налогоплательщиков неизбежно окажутся лица, которые довольно действующими правилами и не хотят изменений. Прежде всего это сельскохозяйственные товаропроизводители, у которых расходы складываются главным образом из заработной платы и арендных платежей, и они не выиграют от предоставления вычета входящих сумм НДС, но будут вынуждены начислять этот налог. Поэтому проблема удобства применения ЕСХН полностью решена не будет.

В то же время применение ЕСХН по новым правилам станет своего рода апробацией уплаты НДС в рамках специального налогового режима, который в части НДС оставался неизменным с момента своего появления в налоговом кодексе РФ (2002 г.), и даст ценный практический опыт. На его основе можно будет оценить целесообразность соответствующих изменений, в том числе в перспективе для упрощенной системы налогообложения, где существует такая же проблема невозможности отказаться от освобождения от уплаты НДС, когда право вычета налога может быть реализовано при условии перехода на общий налоговый режим.

Владимир Громов – к.э.н., с.н.с. лаборатории исследований налоговой политики ИПЭИ РАНХиГС

ЕСХН: что нас ждет в 2018 и 2019 годах?

Специальный налоговый режим ЕСХН до недавнего времени не был популярным среди возможных систем налогообложения. Однако, в связи с санкциями, произошел заметный рост количества сельхозтоваропроизводителей. Поэтому законодателей явно заинтересовал вопрос о налогообложении данного, очень специфического, вида деятельности. В статье рассмотрим, что ждет в ближайшем будущем плательщиков налога ЕСХН.

Курсы повышения квалификации для бухгалтеров и главных бухгалтеров на ОСНО и УСН. Учтены все требования профстандарта «Бухгалтер». Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы.

В 2017 и 2018 годах были приняты революционные поправки в налоговое законодательство — плательщики ЕСХН становятся плательщиками НДС с 2019 года, а с 2018 года обязаны уплачивать налог на имущество организаций (с учетом некоторых ограничений). Кроме того, Федеральный закон от 07.03.2018 № 51-ФЗ «О внесении изменения в статью 346.8 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» расширил полномочия субъектов РФ в части установления дифференцированных налоговых ставок по ЕСХН. Рассмотрим нововведения подробнее.

Плательщики ЕСХН — плательщики НДС

До 01.01.2019

До 01.01.2019 года плательщики ЕСХН не признаются плательщиками НДС на внутреннем рынке, и «входящий» НДС учитывают в расходах на основании пп. 8 п. 2 ст. 346.5 НК РФ. Кроме того, у плательщиков ЕСХН нет права на налоговый вычет «входящего» НДС. Однако, если плательщик ЕСХН выставил контрагенту счет-фактуру с выделенным НДС, то обязан перечислить НДС в бюджет, но права на налоговый вычет у него при этом не возникнет. НДС необходимо перечислить в бюджет не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором выставлен счет-фактура. Плательщик ЕСХН обязан это сделать вне зависимости от того поступила к нему оплата от покупателя за товары, работы, услуги или нет.

Помимо этого, у плательщика ЕСХН возникает обязанность представить в электронном виде в ИФНС декларацию по НДС, в следующем составе:

  • титульный лист;
  • разд. 1 — в строке 030 указывается сумма НДС по всем счетам-фактурам, выставленным за квартал. Строки 040 — 080 не заполняются;
  • разд. 12 — заполняется по каждому счету-фактуре, выставленному в течение квартала.

При получении от покупателя оплаты она включается в доходы за вычетом НДС.

Напомним, что плательщики ЕСХН обязаны выставлять счета-фактуры при продаже товаров (работ, услуг), только если являются (п. 2 ст. 174.1):

  • посредником (агентом или комиссионером);
  • участником простого товарищества;
  • доверительным управляющим.

До 2019 года, лица, собирающиеся перейти на ЕСХН, не восстанавливают НДС, принятый ими к вычету по товарам (работам, услугам) до перехода на ЕСХН (подп. 2 п. 3 ст. 170 и п. 8 ст. 346.3 НК РФ).

После 01.01.2019

С 01.01.2019 года плательщики ЕСХН становятся плательщиками НДС, если не воспользуются правом на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС. Освобождение применяется на основании ст. 145 НК РФ, но для плательщиков ЕСХН в нее внесены и вступают в силу с 2019 года специальные нормы. Такие изменения внесены Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ.

Применять освобождение от исполнения обязанностей плательщиков НДС лицам, применяющим ЕСХН, надо с осторожностью, ибо не всегда и не всем такая «льгота» выгодна. Например, если контрагент — плательщик НДС, то часть суммы, которую он уплатит поставщику, вправе принять к вычету, а не относить на расходы.

Нередки случаи, когда плательщики НДС отказываются от «сотрудничества» с лицами, которые приняли освобождение от исполнения обязанностей НДС. Кроме того, есть еще один настораживающий факт: если плательщик ЕСХН воспользовался правом на освобождение, он не может отказаться от него в дальнейшем добровольно, только если право на освобождение плательщиком ЕСХН утрачено (п. 4 ст. 145 НК РФ в редакции Закона № 335-ФЗ).

Читайте так же:  Дисциплинарная ответственность понятие и виды шпора

Поэтому, прежде чем воспользоваться правом на освобождение от НДС необходимо провести тщательный анализ возможных последствий для бизнеса.

При переходе на ЕСХН с ОСНО после 01.01.2019 года восстанавливать НДС не придется. Правила восстановления НДС прописаны в п. 3 ст. 170 НК РФ, в котором нет обязанности восстановить НДС при переходе на ЕСХН, а все плательщики НДС подчиняются тем нормам, которые прописаны в гл. 21 НК РФ.

Подробнее о том, как перейти на уплату ЕСХН, и кто может применять данный режим, читайте в нашей статье.

«Входящий» НДС плательщики ЕСХН с 2019 года не вправе будут больше относить на расходы, т.к. отменяется пп. 8 п. 2 ст. 346.5 НК РФ. Данный НДС плательщик ЕСХН или вправе принять к вычету — если товары, работы, услуги используются в операциях, облагаемых НДС, или включить в стоимость товаров, работ, услуг — если используются в операциях, не подлежащих налогообложению НДС.

2018 — 2019 гг. для плательщиков ЕСХН можно назвать переходными. С одной стороны, весь 2018 год есть возможность заняться налоговым планированием и определить для себя насколько актуально освобождение от обязанностей налогоплательщика, с другой стороны, научиться вести налоговой учет по НДС, изучить нормы законодательства, порядок ведения регистров налогового учета по НДС — счета-фактуры, книги покупок и продаж, в некоторых случаях — журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, порядок составления декларации по НДС и уплаты НДС в бюджет.

В такой переходный период может возникнуть ситуация, когда плательщиком ЕСХН на 01.01.2019 года в расходах не учтен «входящий» НДС по приобретенным товарам, работам, услугам. Казалось бы, т.к. с 2019 года плательщики ЕСХН становятся плательщиками НДС, то и вычет НДС возможен. Однако, вычет «входящего» НДС в данном случае будет неправомерен, т.к. данный НДС относится к периоду, когда плательщики ЕСХН не являлись плательщиками НДС. Поэтому, в соответствии с п. 4 ст. 8 Закона № 335-ФЗ НДС: «4. Суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, применяющему ЕСХН, при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные им при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию РФ, которые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов».

Иными словами, законодатель относит такой НДС в том же порядке, как если бы данные товары, работы, услуги, ОС и НМА были приобретены для операций, не подлежащих налогообложению. Согласно Письму МФ РФ от 07.02.2018 № 03-07-11/7258 «налогоплательщик единого сельскохозяйственного налога, признаваемый с 1 января 2019 года плательщиком НДС, суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным до 1 января 2019 года для строительства объекта недвижимости, вводимого в эксплуатацию после 1 января 2019 года, к вычету не принимает, а включает в стоимость этих товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов».

Порядок применения освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС

Организации и ИП, которые решат воспользоваться правом на освобождение от уплаты НДС, должны будут выполнить одно из условий:

  • данные лица переходят на уплату ЕСХН и реализуют право на освобождение от НДС, в одном и том же календарном году
  • за предшествующий налоговый период по единому сельскохозяйственному налогу сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется система налогообложения ЕСХН, без учета НДС не превысила в совокупности:
    • 100 миллионов рублей за 2018 год,
    • 90 миллионов рублей за 2019 год,
    • 80 миллионов рублей за 2020 год,
    • 70 миллионов рублей за 2021 год,
    • 60 миллионов рублей за 2022 год и последующие годы.

Чтобы воспользоваться освобождением от уплаты НДС, плательщикам ЕСХН достаточно подать в свою ИФНС налоговое уведомление в письменной форме. Срок представления уведомления — не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение.

Плательщики ЕСХН, воспользовавшиеся правом на освобождение от НДС, не смогут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев.

Плательщики ЕСХН не вправе добровольно отказаться от права на освобождение от обязанностей плательщика ЕСХН (п. 4 ст. 145 НК РФ). Такими лицами право на освобождение может быть только утрачено, если в течение налогового периода по ЕСХН:

  • сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется данная система налогообложения, без учета НДС превысит предельный размер дохода за год, в котором он воспользовался правом на освобождение, либо
  • им осуществлялась реализация подакцизных товаров.

В этом случае, право считается утраченным начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место нарушение правил применения отказа от исполнения обязанностей плательщика НДС. При этом сумма НДС за месяц, в котором было допущено нарушение, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке (абз. 3 п. 5 ст. 145 в редакции Закона № 335-ФЗ).

ВАЖНО: Повторно реализовать право на освобождение от уплаты НДС возможности не будет.

Если никаких нарушений правил применения «льготы» не допущено, то по истечении 12 последовательных календарных месяцев не позднее 20-го числа следующего месяца, воспользовавшиеся правом на освобождение от НДС налогоплательщики должны представить в налоговые инспекции документы, подтверждающие сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг), и уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

В том случае, если налогоплательщиком не представлены подтверждающие суммы допустимой выручки (либо представлены документы, содержащие недостоверные сведения) документы, НДС подлежит восстановлению. Налог подлежит восстановлению и в случае установления ИФНС фактов несоблюдения ограничений, установленных пунктами 1 — 5 статьи 145 НК РФ. При этом уплачивается в бюджет не только налог, но и штрафы, пени.

Налоговые ставки для ЕСХН в 2019 году

Принят Федеральный закон от 07.03.2018 № 51-ФЗ «О внесении изменения в статью 346.8 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», который позволяет субъектам РФ устанавливать дифференцированные налоговые ставки по ЕСХН. Для реализации этого положения, субъекты должны будут принять соответствующий закон. Дифференциация возможна в пределах от 0% до 6% для всех или отдельных категорий налогоплательщиков в зависимости от:

  • от видов производимой сельскохозяйственной продукции, а также работ и услуг, указанных в статье 346.2 НК РФ;
  • от размера доходов от реализации произведенной сельхозпродукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, а также от выполнения работ и оказания услуг, указанных в статье 346.2 НК РФ;
  • от места ведения предпринимательской деятельности;
  • от средней численности работников.

Закон вступает в силу с 2019 года. Соответственно, субъекты РФ имеют достаточно времени на подготовку и принятие соответствующих законов на подведомственных территориях.

Налог на имущество для плательщиков ЕСХН — 2018

До 01.01.2018 года организации — плательщики ЕСХН полностью освобождались от уплаты налога на имущество организаций, а ИП — плательщики ЕСХН — уплачивают налог на имущество физических лиц только с недвижимости, которая не использовалась в предпринимательской деятельности.

Начиная с 2019 года плательщики ЕСХН освобождаются от налога на имущество только в части имущества, используемого в предпринимательской деятельности:

  • при производстве сельхозпродукции;
  • при первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции;
  • при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями.

При этом, в НК РФ не уточнено, какое конкретно имущество имеется ввиду, его квалификационные признаки по различным видам сельхоздеятельности и т.п. В силу этого неизбежны споры с налоговиками об установлении имущества, являющегося объектом налогообложения. Безусловно, можно ориентироваться на документы из регистрационной палаты и т.п., однако, даже эти документы не позволят отнести то или иное имущество к облагаемым и необлагаемым объектам. Поэтому, можно рекомендовать до выхода официальных разъяснений, заручиться письменной поддержкой своей ИФНС. Кроме того, такие нововведения требуют ведения раздельного учета облагаемого и необлагаемого имущества.

Методика раздельного учета должна быть прописана в учетной политике в целях налогообложения.