Перейти к содержимому

Философия науки учебное пособие для аспирантов и соискателей

Год публикации: 2008

Библиографическая ссылка:: Любомиров Д.Е., Сапенок О.В., Петров С.О. История и философия науки: Учебное пособие для организации самостоятельной работы аспирантов и соискателей. - СПб.: СПбГЛТА, 2008. - 76 с.

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Учебное пособие содержит материалы, необходимые для организации аудиторной и самостоятельной работы аспирантов и соискателей по дисцилине "История и философия науки". Этот курс, введенный с 2005-2006 учебного года вместо ранее преподаваемой философии, имеет своей целью мировоззренческое и методологическое осмысление основ профессиональной деятельности будущих обладателей ученой степени кандидата наук. Он состоит из части, рассматривающей общие проблемы философии науки, раздела, посвященного философским проблемам отраслей научного и технического знания, и, наконец, исторической части, касающейся основных этапов развития конкретных наук.

Содержание:

Булдаков С.К. История и философия науки: учебное пособие для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук

Орешников И.М. История философии и науки

Юлов В.Ф. История и философия науки

Учебное пособие. СПб гуманитарный университет профсоюзов (Кировский филиал), 2007, 573 стр.

Автор предложил оригинальный вариант учебного пособия для подготовки к экзамену в рамках кандидатского минимума по учебной дисциплине «история и философия науки».
Пособие предназначено для магистров, аспирантов и соискателе.

Смирнов М.Г. Философия Мадхава Садашива Голвалкара

- Екатеринбург, - УГУ, - 2002, – 190 стр. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Специальность: 09.00. 03 - история философии. (На правах рукописи). Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Любутин К.Н.

Аннотация.
Целью данной работы является определение основных характе.

Смирнов М.Г. Философия Мадхава Садашива Голвалкара

- Екатеринбург, - УГУ, - 2002, – 190 стр. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Специальность: 09.00. 03 - история философии. (На правах рукописи). Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Любутин К.Н.

Аннотация.
Целью данной работы является определение основных характе.

Сарпова О.В. Философия исторического познания в трудах школы Анналов (1929 - 1994)

Екатеринбург, 2004, 162 с. РГБ ОД, 61:04-9/723

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук
Специальность 09.00.03 – история философии.

Введение.
Специфика историко-философского подхода к анализу французской историографической школы «Анналов».
Философские истоки учения школы «А.

Минтус О.М. Эволюция философских взглядов Н.И.Бухарина

- Нижневартовск, - НГПИ, - 2002, – 135 стр. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Специальность: 09.00.03 - «история философии». (На правах рукописи). Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Любутин К. Н.

Аннотация.
Цель исследования - анализ эволюции философских воззр.

Минтус О.М. Эволюция философских взглядов Н.И.Бухарина

- Нижневартовск, - НГПИ, - 2002, – 135 стр. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Специальность: 09.00.03 - «история философии». (На правах рукописи). Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Любутин К. Н.

Аннотация.
Цель исследования - анализ эволюции философских воззр.

Кругликова Г.Г. Проблема человека в философии Иммануила Канта и философско-педагогических концепциях русских мыслителей второй половины ХІХ - первой трети ХХ века

- Нижневартовск. – НГПИ. – 2002 г. – 137 стр. – Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Специальность: 09.00.03 – история философии. (На правах рукописи). Научный руководитель: доктора философских наук, профессор Бурханов Р. А.

Читайте так же:  Кто имеет право забирать ребенка из детского сада законодательство

Аннотация.
Цель диссертации - дать сравнительный анализ пробл.

Кругликова Г.Г. Проблема человека в философии Иммануила Канта и философско-педагогических концепциях русских мыслителей второй половины ХІХ - первой трети ХХ века

- Нижневартовск. – НГПИ. – 2002 г. – 137 стр. – Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Специальность: 09.00.03 – история философии. (На правах рукописи). Научный руководитель: доктора философских наук, профессор Бурханов Р. А.

Аннотация.
Цель диссертации - дать сравнительный анализ пробл.

Сарпова О.В. Философия исторического познания в трудах школы Анналов (Франция, 1929 - 1994)

- Екатеринбург, - УГУ, - 2004, – 162 стр. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Специальность: 09. 00. 03 – история философии. (На правах рукописи). Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Перцев А. В.

Аннотация.
Объект исследования: концепция философии истории, развит.

Философия науки учебное пособие для аспирантов и соискателей

Самовывоз в Москве или доставка в любой регион РФ

Рассматриваются основные проблемы современной философии науки. В их числе: определение науки, научный метод, основные научные категории, нормы и идеалы науки, роль ценностей в социальных науках, научная критика, типы научных проблем и др. Рассматриваются философия экономики и философия права. Включена глава о философии наук об искусстве, рассчитанная на занимающихся такими науками.
Книга соответствует стандартным требованиям к учебным пособиям такого рода.

Степин В.С. История и философия науки: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени.

Книга написана в соответствии с программой кандидатского минимума для аспирантов и соискателей. В ней прослеживается, как возникла наука в ходе развития культуры и цивилизации, каковы отличия науки от других форм познания. Анализируются структура и динамика научного знания, историческое изменение типов научной рациональности, связи науки и философии, социокультурная обусловленность научного исследования.

Проблематика философии науки анализируется на конкретном материале истории науки.

Книга рассчитана на аспирантов и соискателей, а также всех тех, кто интересуется философскими и социальными проблемами науки и ее перспективами в развитии современной цивилизации.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 1. Степин В.С. История и философия науки: Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук

Литература

Основная:

1. Степин В.С. История и философия науки: Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. М.: Академический проект; Трикста. 2011.

2. Канке В.А. Философия математики, физики, химии, биологии: учебное пособие. М,: КНОРУС, 2011.

Дополнительная:

1. Введение в историю и философию науки: Учебное пособие. М.: Академический проект, 2009.

2. История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов / Под ред. А.С. Мамзина. СПб.: Питер, 2008.

3. Основы философии науки. М.: Академический проект. 2009.

4. Степин В.С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2003.

5. Степин В.С. Цивилизация и культура. СПб.: СПбГУП, 2011. (Классика гуманитарной мысли; Вып. 3).

6. Философия науки: учеб. Пособие / Под. Ред. Д-ра филос. Наук А.И. Липкина. М.: Эксмо, 2007.

7. Шелепанова Т.В., Грищенко В.М., Тимофеев А.И. История и философия науки Ч.1. Общие проблемы философии науки: Учебное пособие для аспирантов и соискателей. СПб.: изд. СПбГУКиТ, 2010.

8. Шелепанова Т.В. История и философия науки. Ч.2. Философские проблемы социально-гуманитарных наук. Учебное пособие для аспирантов и соискателей. СПб.: изд. СПбГУКиТ, 2011.

Справочная:

1. Канке В.А. Философия науки: краткий энциклопедический словарь. М.: Издательство «Омега-Л», 2009.

2. Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия / отв. ред.-сост. Л.А. Микешина. М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005.

3. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.

Дата добавления: 2015-09-04 ; просмотров: 303 . Нарушение авторских прав

Читайте так же:  Можно ли прописать человека без согласия всех жильцов

Философия науки учебное пособие для аспирантов и соискателей

Учебное пособие написан в соответствии с программой кандидатских экзаменов «История и философия науки» («Философия науки»)» утвержденной приказом Минобразования РФ К 697 от 17.02. 2004. Оно состоит из трех разделов, в которых рассматриваются, соответствен

С 2006 года книга «Философия науки: учебное пособие для аспирантов и соискателей» переиздавалась 2 раза. Дата первого издания «Философия науки: учебное пособие для аспирантов и соискателей»: сентябрь 2006 года, последнее, 2-е издание вышло в ноябре 2007 года.

2007, ноябрь: книга на бумаге "Философия науки: учебное пособие для аспирантов и соискателей", ISBN: 978-5-222-12271-6, издательство "Феникс", 442 стр., твёрдая обложка, тираж 3000 экземпляров

2006, сентябрь: книга на бумаге "Философия науки: учебное пособие для аспирантов и соискателей", ISBN: 5-222-09274-7, издательство "Феникс", 496 стр., твёрдая обложка, тираж 3000 экземпляров

Философия науки учебное пособие для аспирантов и соискателей

  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 557 938
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 498 994

1. Бельская Е. Ю. и др. История и философия науки (Философия науки): учебное пособие / под ред. проф. Ю. В. Крянева, проф. Л. Е. Моториной. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2012. 416 с.

2. Булдаков С. К. История и философия науки: учебное пособие для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. М.: Альфа-М.: РИОР, 2013.

3. Бучило Н. Ф., Исаев И. А. История и философия науки: учебное пособие. М.: Проспект, 2012.

4. Вальяно М. В. История и философия науки: учебное пособие. М.: Альфа, 2012. – 208 с.

5. Вечканов В. Э. История и философия науки: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2013.

6. История и философия науки: учебное пособие: в 4 кн. Книга 3: История и философия социологии / Д. С. Клементьева, Л. М. Путилова, Е. М. Осипов; История и философия политики / Т. П. Лебедева. М.: Моск. ун-т, 2009.

7. История и философия науки: учебное пособие: в 4 кн. Книга 4: История и философия экономической науки / Л. А. Тутов, М. А. Сажина; История и философия права / Г. А. Белов; История и философия исторической науки / Л. Б. Логунова, Л. И. Семенникова, А. В. Сидоров. М.: Моск. ун-т, 2010.

8. Кохановский В. П. и др. Основы философии науки: учебное пособие для аспирантов. 7-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2010.

9. Мареева Е. В., Мареев С. Н., Майданский А. Д. Философия науки: учебное пособие для аспирантов и соискателей. М.: ИНФРА-М, 2012.

10. Маринко Е. М., Панина Е. М. История и философия науки: учебное пособие: в 4 кн. Книга 2: История и философия наук об управлении. М.: Моск. ун-т, 2009.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятию «наука».

2. Как называется знание неведомой сущности бытия, которое не дается нам в непосредственном чувственном опыте, выходит за его пределы и может быть постигаемо через интуицию и веру?

3. Какой принцип провозглашается в науке в качестве идеала?

4. Что должны усвоить в процессе профессиональной подготовки будущие исследователи?

5. Перечислите три главных компонента оснований научной деятельности.

6. Познавательные идеалы науки имеют сложную организацию, назовите ее основные формы.

Тема 4. Научное познание

4.1. Проблема критериев научного знания. Разновидности ненаучного знания

Наука играет важную роль в жизни общества. Говоря о науке, следует иметь в виду три формы ее бытия в обществе:

1) как особого способа познавательной деятельности;

2) как системы научных знаний;

3) как особого социального института в системе культуры, выполняющего важную роль в процессе духовного производства[63].

Научное познание как особый способ духовно-практического освоения мира имеет свои особенности. В самом общем смысле научное познание понимается как процесс получения объективно-истинного знания. Исторически наука постепенно превращалась в важнейшую сферу духовного производства, продуктом этого производства является достоверное знание, как особым образом организованная информация. Главными задачами науки и по сей день являются описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.

Читайте так же:  Как оформить начало анкеты

Как и другие способы познания, наука возникает из практической деятельности людей. Она вырастает из обыденного, стихийно-эмпирического познания, в процессе которого человек познает свойства и отношения вещей. Зарождение науки связывают с формированием особого типа рационального освоения действительности, позволявшего получать более достоверные знания, по сравнению с преднаучными формами познания мира. Карл Ясперс считает это время «осевым» в развитии культуры. Вместе с тем вопрос об отнесении того или иного вида знания к научному совсем не прост, как и проблема критерия достоверности знания, которая неоднократно обсуждалась со времен Аристотеля[64].

В XX в. возникает особое направление исследований, получившее название «философия науки», в рамках которого рассматриваются проблемы специфики научного знания, его структуры и закономерности развития. У истоков этого направления стоят представители философии неопозитивизма и постпозитивизма Р. Карнап, О. Нейрат, К. Поппер и др. В настоящее время широко обсуждается проблема «демаркации» научного знания, то есть определение границы, отличающей науку от ненауки.

Первый шаг к разделению знания на научное и вненаучное состоит в отделении научного знания от обыденного[65]. Обыденное знание, опирающееся в основном на здравый смысл, несомненно, может служить руководством к действию и играет важную роль в жизни человека и истории общества. Однако оно всегда включает в себя элементы стихийности и не отвечает нормам целостности в системном построении знаний, на которые ориентируется наука, в нем отсутствует необходимая четкость в определении понятий и далеко не всегда соблюдается логическая правильность в построении рассуждений. Обыденное знание не способно подняться до уровня теории высокой степени общности.

Можно выделить следующие формы вненаучного знания:

1) донаучное знание — к нему относится протонаука, возникающая в эпоху древних цивилизаций и включающая в себя элементы наблюдений и первичных обобщений. Это, прежде всего, магическое и алхимическое знание, выступающее исторической предпосылкой для возникновения науки[66]. К донаучному знанию в настоящее время также относится «народная наука» (этнонаука); для которой, как и для протонауки, прежде всего, свойственен рецептурный характер;

2) ненаучное знание, представляющее собой некую совокупность разрозненных, не связанных между собой знаний, которые не соответствуют законам науки и противоречат им и основным представлениям, составляющим научную картину мира;

3) паранаучное знание (пара – от греч. – около, при), в котором не соблюдаются основные нормы и принципы научного знания, а само оно базируется на ненормативной интерпретации отдельных феноменов, объяснение которых не является убедительным с точки зрения существующих в настоящее время критериев научности. К ним относится парапсихология, дианетика, астрология, экстрасенсорика, уфология и др.;

4) лженаучное (или псевдонаучное) знание — это ошибочное знание, формирующееся в процессе сознательного искажения отдельных положений науки, либо вольного сочетания домыслов и предрассудков с положениями, вырванными из контекста научных теорий. Для авторов подобных лжетеорий характерно стремление к сенсациям, нетерпимость к критике, претензиозность и дилетантизм в трактовке реальных научных проблем. Часто псевдонаучное знание спекулирует на популярных теориях, например, о снежном человеке, чудовище озера Лох-Несс и др.;

5) квазинаучное знание (от лат quasi – «якобы», «мнимый») – это знания, в большей или меньшей степени осознанно выдаваемые за научные, например, в советской агробиологии к ним можно отнести конструкции в учении Т. Д. Лысенко, обосновывавшего возможность преобразования одного вида растения в другой посредством перевоспитания. Квазинаучное знание может существовать, опираясь на методы насилия и принуждения в условиях крайне иерархизированной науки в условиях жесткого идеологического режима, когда преследуется всякое инакомыслие и критика, кроме разрешенной и организованной сверху. В конце 40-х и 50-х гг. XX в. сторонники квазинауки подвергли огульной критике генетику и кибернетику;

6) антинаучное – крайне враждебное отношение к науке и просвещению; это – обскурантизм (лат. – затемняющий), означающий реакционность, мракобесие;