Перейти к содержимому

Гражданский кодекс коррупция

Взятка или подарок

Подборка наиболее важных документов по запросу Взятка или подарок (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Взятка или подарок

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Взятка или подарок

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Статья 575. Запрещение дарения

1. Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей:

1) от имени малолетних и граждан, признанных недееспособными, их законными представителями;

2) работникам образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан;

3) лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей;

4) в отношениях между коммерческими организациями.

2. Запрет на дарение лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России, установленный пунктом 1 настоящей статьи, не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. Подарки, которые получены лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственными служащими, муниципальными служащими, служащими Банка России и стоимость которых превышает три тысячи рублей, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность.

Комментарий к Ст. 575 ГК РФ

1. Понятие «обычный подарок» определяется прежде всего его стоимостью. Соответственно под это понятие не подходят предметы роскоши, коллекционные изделия, иные дорогостоящие подношения. Кроме того, «обычность» предполагает традиционность обстановки, в которой дарится подарок: как правило, это общепринятая реакция на общепринятый повод — юбилей, успешное завершение определенного этапа жизненного пути, торжественное событие и т.д.

Стоимость подарка во всяком случае является доминирующей характеристикой при решении вопроса о его допустимости. Даже если подарок отвечает прочим характеристикам «обычного», но его стоимость превышает указанную в законе сумму, дарение запрещается.

Действующая редакция комментируемой статьи, сохраняя использование термина «обычный подарок», заменяет ранее применявшийся плавающий критерий значимости такого подарка в виде пяти минимальных размеров оплаты труда на фиксированную сумму в 3 тыс. рублей. Это в полной мере находится в контексте общей политики законодателя по отходу от использования МРОТ при исчислении штрафов и иных имеющих юридическое значение размеров денежных сумм.

2. В соответствии с п. 2 ст. 37 ГК РФ опекун не вправе совершать сделки по отчуждению, в том числе по обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного, без предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Правило п. 1 комментируемой статьи следует применять с учетом этого положения. Таким образом, совершить обычный подарок только на основании собственного волеизъявления и без какого-либо разрешения могут лишь родители малолетнего от его имени. Дарение имущества малолетних или признанных недееспособными подопечных на сумму свыше 3 тыс. рублей недопустимо даже при наличии согласия органов опеки и попечительства.

3. Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве» уточнен перечень организаций, работникам которых запрещено дарить подарки, не подпадающие под понятие обычных. Ранее в комментируемой статье речь шла о лечебных, воспитательных, социальных и аналогичных им учреждениях. Подпункт 2 п. 1 комментируемой статьи призван распространить запрет на дарение на недопустимые, с точки зрения законодателя, ситуации, в которых одаряемые не замещают должности, перечисленные в подп. 3 этого же пункта. Работники учреждений, перечисленных в подп. 2, могут являться одновременно государственными или муниципальными служащими, что повлечет распространение на них дополнительных ограничений.

4. В трактовке положений подп. 3 п. 1 комментируемой статьи можно встретить неоправданные крайности. Иногда они рассматриваются как позволяющие чиновникам получать подарки в связи с их должностным положением и служебной деятельностью вне зависимости от подоплеки такого подарка, лишь бы стоимость последнего не превышала установленного данной нормой размера.

С другой стороны, существует точка зрения «ястребов», призывающих запретить лицам, занимающим названные должности в системе государственной и муниципальной службы, принимать вообще какие бы то ни было подарки от посторонних, включая обычные подарки ко дню рождения, памятным событиям и т.д., поскольку такой одаряемый всегда и всеми посторонними лицами воспринимается без отрыва от своего должностного положения.

Достаточно ортодоксальную позицию занимают и международные организации по борьбе с коррупцией, с которыми Российская Федерация сотрудничает в рамках своих конвенционных обязательств (например, ГРЕКО — группа государств по борьбе с коррупцией, в которой Россия состоит в силу своего присоединения к Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г.). По их мнению, наличие в гражданском законодательстве стран — участниц данной Конвенции подобной «лазейки» провоцирует коррупционные факты, завуалированные под одарение подарками.

5. Представляется, что новая редакция комментируемой статьи, установившая в п. 2 правила, определяющие судьбу «протокольных» подарков на сумму свыше 3 тыс. рублей, внесла в эти дискуссии определенную ясность.

Во-первых, из текста указанного пункта явно следует, что запрет на дарение специальным субъектам не распространяется на ситуации, связанные с «официальными» поводами. Такие сделки не могут трактоваться как ничтожные, и действия дарителей не должны вызывать сомнение в части их правомерности.

Во-вторых, текстуальное и логическое толкование п. 2 комментируемой статьи дает основания считать, что полученные по таким «официальным» поводам подарки стоимостью менее 3 тыс. рублей служащий вправе сохранить за собой. Применяя такую же логику, нельзя не признать допустимость дарения служащим обычных подарков посторонними лицами (в частности, коллегами по работе, знакомыми в связи с личными памятными датами, общегосударственными праздниками и т.д.), когда из смысла подарка явно следует отсутствие его взаимосвязи с выполнением одаряемым каких-либо служебных обязанностей. Это справедливо, во всяком случае для подарков стоимостью менее 3 тыс. рублей. Не вызывает сомнений также необходимость разграничивать понятия подарка и официального награждения работника его руководством, регулируемого ст. 191 Трудового кодекса РФ, ст. 55 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими нормативными актами. Последнее, даже в случае превышения стоимости подарка-награды 3 тыс. рублей, в полной мере соответствует закону.

Впрочем, на этом ясность, внесенная в ситуацию новой редакцией комментируемой статьи, пожалуй, заканчивается. В силу такого же текстуального толкования закона установленный п. 1 комментируемой статьи запрет дарения должен считаться не распространяющимся только на дарителей. В случае превышения стоимостью подарка установленного рубежа чиновник, получивший подарок, все равно не может приобрести на него права собственности, даже если подарок и был вручен ему по официальному поводу. Существенно изменены лишь последствия такой невозможности. Если ранее договор дарения на сумму, превышающую установленную ГК РФ, должен был квалифицироваться в таком случае как ничтожный, то теперь он повлечет правовые последствия в виде возникновения права государственной или муниципальной собственности на подарок.

6. Массу вопросов вызывает терминология п. 2, в частности понятие «официальный повод». До настоящего времени не определен порядок передачи дорогостоящих подарков в государственную или муниципальную собственность. Все эти вопросы призваны быть урегулированными на уровне подзаконного акта, разработка которого в настоящее время ведется.

С другой стороны, категорически недопустимо считать правомерным поощрение любыми подарками (даже незначительной стоимости) должностных лиц в связи с осуществлением ими своих должностных обязанностей при оказании государственной услуги — вне зависимости от того, осуществлены ли они в соответствии с законом или с нарушением закона. В соответствии с Общими принципами служебного поведения государственных служащих, утвержденными Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 , государственные служащие призваны не оказывать предпочтение каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния со стороны граждан, профессиональных или социальных групп и организаций; исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных (служебных) обязанностей; воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении ими должностных (служебных) обязанностей.

Читайте так же:  Административное дело по номеру

———————————
Собрание законодательства РФ. 2002. N 33. Ст. 3196; 2007. N 13. Ст. 1531.

Статья 290 УК РФ рассматривает в качестве взятки любое имущество или выгоды имущественного характера, полученные должностным лицом за соответствующие действия (бездействие) в пользу взяткодателя. На оценку действий должностного лица может повлиять разве что п. 2 ст. 14 УК РФ, исключающий уголовную ответственность за малозначительные действия, однако такая оценка производится в каждом конкретном случае и не ориентирована на фиксированные размеры вознаграждения.

Поскольку гражданское законодательство не может вторгаться в сферу публично-правового регулирования, отменять или изменять существующие в нем запреты и ограничения, комментируемая статья не носит специального характера по отношению к нормам, устанавливающим особый порядок осуществления полномочий в сфере государственной и муниципальной службы. Любые сделки, прямо или косвенно направленные на вознаграждение служащих за действия, входящие в круг их служебных обязанностей, либо за так называемое общее благоприятствование по службе, ничтожны независимо от их размера.

7. Норма, запрещающая дарение в отношениях между коммерческими организациями, вполне оправданна в условиях рыночной экономики, поскольку позволяет пресекать различного рода финансовые махинации и злоупотребления в хозяйственной сфере. В то же время вполне допустимо безвозмездное предоставление предпринимателями имущества некоммерческим юридическим лицам, отдельным гражданам или целым категориям потребителей как в виде подарков, так и посредством установления льготных условий оплаты товаров, работ, услуг, освобождения от отдельных обязанностей и т.д.

Особое значение с усложнением рыночных отношений приобрел оборот имущественных прав. Отсутствие условий о возмездности предоставления имущества в виде уступки права требования, принятия на себя долга, прощения долга, освобождения от обязанности непосредственно в соответствующих соглашениях между хозяйствующими субъектами далеко не всегда свидетельствует об отсутствии встречного предоставления от другой стороны. Такие договоры должны квалифицироваться как договоры дарения только в случае, когда может быть опровергнута презумпция их возмездности (п. 3 ст. 423 ГК).

Отнюдь не всякое прощение долга, освобождение от обязанности в иной форме следует квалифицировать как дарение, признаком которого всегда выступает намерение дарителя создать имущественную выгоду в хозяйственной сфере одаряемого, не обусловленную встречным предоставлением. В качестве прагматичного мотива уступки права требования могут выступать включение ее в схему взаимозачетов, отступного, экономия собственных средств и т.д. Если коммерческая организация сумеет подтвердить, что ее действия были обусловлены иным экономическим интересом, то основания усматривать в сделке признаки дарения отпадут.

Такая позиция после достаточно долгого периода противоречивости судебных решений возобладала и в арбитражной практике. В п. 9 информационного письма Президиума ВАС РФ от 30 октября 2007 г. N 120 говорится, что соглашение об уступке права (требования), заключенное между коммерческими организациями, может быть квалифицировано как дарение только в том случае, если будет установлено намерение сторон на безвозмездную передачу права (требования). Отсутствие в сделке уступки права (требования) условия о цене передаваемого права (требования) само по себе не является основанием для признания ее ничтожной как сделки дарения между коммерческими организациями. По мнению Президиума ВАС РФ, судам следует учитывать положения п. 3 ст. 423 ГК РФ, в силу которого договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное. Квалификация соглашения об уступке права (требования) как договора дарения возможна лишь при установлении намерения безвозмездно передать право (требование). Отсутствие в оцениваемом соглашении условия о цене передаваемого права (требования) само по себе не свидетельствует о дарении соответствующего права (требования).

———————————
Вестник ВАС РФ. 2008. N 1.

Вопрос о скрытой возмездности предоставления должен решаться в каждом конкретном случае с исследованием фактических взаимоотношений субъектов и обстоятельств заключения договора.

Недопустимо в отношениях между коммерческими организациями заранее оговоренное освобождение контрагента от оплаты по договорам, которые ГК РФ определяет исключительно как возмездные (например, договоры кредита и складского хранения).

В случае получения юридическим лицом имущества безвозмездно от дарителя (физического или юридического лица), владеющего более чем 50% уставного (складочного) капитала одаряемой организации, либо от дарителя — юридического лица, в уставном (складочном) капитале которого более 50% принадлежит одаряемому, а также в предусмотренных законом случаях получения организацией безвозмездной помощи полученные доходы не учитываются при исчислении налоговой базы (ст. 251 НК). Во всех остальных случаях имущество, работы, услуги и имущественные права, приобретенные налогоплательщиками — юридическими лицами безвозмездно, рассматриваются налоговыми органами как внереализационные доходы.

Система антикоррупционных запретов, связанных с получением вознаграждений государственными служащими: проблемы и перспективы развития

Система запретов, связанных с дарением и получением вознаграждений государственными служащими является одной из основных антикоррупционных мер безопасности. 1 Ведь именно принятие подарков даже малой стоимости может стать первым шагом к коррупции. Такое дарение, направленное на улучшение совместной работы и поддержание контактов, подготавливает почву для последующих коррупционных отношений и может поставить под сомнение репутацию должностного лица. 2

Запрет на дарения служащим устанавливается Гражданским кодексом РФ. Ст. 575 ГК РФ не допускает дарения государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей, если стоимость подарка превышает 3 000 рублей. Данная норма устанавливает ограничение размера принимаемого подарка для лица в общепринятых случаях (день рождения, памятные, знаменательные события), занимающего должность государственной службы.

Специальные запреты, ограничивающие использование служебного положения для извлечения личной выгоды, предусмотрены Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года. П. 6 ст. 17 данного закона запрещает государственным служащим «получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц». При этом под вознаграждением понимаются: подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения. Таким образом, норма ст. 575 ГК РФ практически утрачивает свое значение, т.к. подарки являются вознаграждением, которое государственному служащему брать запрещено.

Запрет для гражданского служащего выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц можно также рассматривать как частный случай запрета на вознаграждения. Гражданский служащий не вправе получать средства сверх выделенных командирующим органом от любых организаций и граждан; не имеют пава пользоваться услугами любых организаций и граждан по оплате личных расходов. 3 Исключение составляют служебные командировки, осуществляемые в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности между органами государственной власти РФ и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями.

Традиционно под вознаграждением (подарком) в России понимаются материальные или имущественные ценности. 4 Но данное положение оставляет определенные пробелы. Так, государственный служащий может получить за свою деятельности и иные преимущества, не выраженные в конкретных материальных благах. В немецкой юридической литературе в качестве примера нематериальных преимуществ называется предложение интимных отношений чиновнику с целью получить влияние на его служебную деятельность. К таким преимуществам зарубежные исследователи относят и безвозмездное выполнение работы подчиненным для начальника, и предоставление льготных условий (скидок) отдельным государственным служащим. 5 Еще один неоспоримый пробел - отсутствие в российском законодательстве запрета опосредованного получения вознаграждения. Подарки запрещается принимать только самим служащим, но не лицам и организациям, с которыми он находится в тесной связи (родственникам, друзьям, лицам и организациям, с которыми служащий, имел, имеет или будет иметь в ближайшем будущем деловые, политические или личные отношения).

Спорным является ограничение данного запрета только периодом нахождения на государственной службе. Ранее Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 года распространял действие данного ограничения и на период после выхода государственного служащего на пенсию. Цель продления действия запрета на получение подарков и вознаграждений после увольнения с государственной службы очевидна: предотвратить безнаказанное получение какие-либо преимуществ. Ведь по окончании государственной службы лицо может бесконтрольно принимать подарки за деятельность, которую оно осуществляло в период осуществления должностных полномочий, что затрудняет предотвращение и выявление коррупционных преступлений. При этом нет необходимости устанавливать какие-либо временные ограничения для данного запрета, достаточно указать, что вознаграждение было получено в связи с исполнением бывшим государственным служащим своих должностных обязанностей.

Отсутствие четко прописанного дисциплинарного взыскания за нарушения запрета на получения вознаграждений государственным служащим (в случае отсутствия признаков уголовного деяния) также не способствует соблюдению данного антикоррупционного правила.

Читайте так же:  Гражданский кодекс примеры диспозиций

Следует отметить, что Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» разрешил проблему принятия государственными служащими подарков в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями. Они признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, предусмотренных гражданским законодательством (т.е. ст. 575 ГК РФ, если стоимость подарка не превышает 3000 рублей). При желании, чиновник может выкупить данный подарок у соответствующего бюджета. Но ни общего порядка сдачи таких даров, ни способов их оценки, ни условий и порядка выкупа подарков, являющихся государственной или муниципальной собственностью, действующим законом не предусмотрено. И далеко не во всех государственных органах такой порядок прописан и доведен до сведения служащих.

Полагаю, что для эффективного предотвращения коррупционных правонарушений, связанных с дарением государственным и муниципальным служащим, необходимо:

  • дополнить запрет на получение вознаграждений (подарков) запретом на получение государственным служащим в связи с исполнением должностных обязанностей иных преимуществ (материальных и нематериальных), прямо не предусмотренных в законе;
  • расширить круг субъектов, которым запрещено принимать вознаграждения с помощью включения лиц и организаций, с которые находятся в тесной связи с государственным служащим;
  • увеличить время действия данных запретов и на период после окончания государственной службы, если вознаграждение передается в связи с уже исполненными должностными обязанностями;
  • установить конкретные дисциплинарные санкции за нарушение запрета на получение вознаграждения в связи с исполнением должностных полномочий, в том числе и санкции для лиц, уволенных с государственной службы 6 ;
  • разработать общие для всех органов правила, регулирующие порядок и сроки передачи подарков в бюджет, определение стоимости подарка, процедуру выкупа подарка служащим.

Такие изменения позволят улучшить существующую систему запретов, связанных с дарением и получением вознаграждений государственными служащими и более эффективно предотвращать и пресекать коррупционные правонарушения.

Автор: Н.В. Хлонова, аспирант ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»
Научный руководитель: д.ю.н., проф. Щедрин Н.В.

Борьба с коррупцией. Новые нормы в законодательстве

Автор: Зоя Вешкурцева

В последние годы мы слышим все больше сообщений о борьбе с коррупцией. Этому вопросу уделяется повышенное внимание средств массовой информации, и, по сути, эта тема в последний год стала одной из приоритетных задач государства.

В настоящей статье попытаемся проанализировать основы антикоррупционной борьбы.

Следует отметить, что ориентировочно с 2006–2007 годов Российская Федерация начала предпринимать более-менее явные меры, направленные на борьбу с коррупцией. Начало законодательной деятельности в этом направлении связано с ратификацией Российской Федерацией двух международных конвенций: «Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» и «Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции».

Далее в нижеуказанной таблице приведены ссылки на основные законодательные, нормативные и иные документы, касающиеся вопроса борьбы с коррупцией. Также в данной таблице дано краткое содержание и основные положения указанных документов:

Существо, основные положения, цель и т. п.

«Конвенция
об уголовной ответственности за коррупцию»
(заключена в г. Страсбурге)

Каждая из сторон, подписавших конвенцию, принимает законодательные и иные меры, направленные на борьбу с коррупцией.

Федеральный закон
«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

от 07.08.2001
№ 115-ФЗ
(ред. от 03.12.2012)

Вводит обязанность уполномоченного органа предоставлять имеющуюся у него информацию определенным в перечне руководителям федеральных государственных органов (8.1.).

«Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции»
(принята в г. Нью-Йорке Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН)

Предусматривает содействие принятию и укрепление мер, направленных на более эффективное и действенное предупреждение коррупции и борьбу с ней, международное сотрудничество в этой области.

Федеральный закон
«О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции»

от 08.03.2006
№ 40-ФЗ

Ратификация РФ «Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» (с отдельным заявлением РФ). Закон вступил в силу 21.03.2006.

Федеральный закон
«О ратификации Конвенции об уголовной ответственности»

Ратификация РФ «Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию».
Закон вступил в силу 28.07.2006.

Постановление
Правительства РФ
«О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007–2012 годы»

от 21.09.2006
№ 583
(ред. от 01.11.2012)

Утверждена целевая программа. Поставленная задача – обеспечение открытости и прозрачности правосудия.
Предусмотрены мероприятия:
– создание электронного архива;
– создание электронного обеспечения правосудия.
Предусмотрено строительство зданий для судов, для службы судебных приставов.

«Национальный план противодействия коррупции на 2010–2011 годы «
утв. Президентом РФ

от 31.07.2008
№ Пр-1568
(ред. от 14.01.2011)

Утвержден Национальный план противодействия коррупции.

Указ Президента РФ
«О мерах по противодействию коррупции»

от 19.05.2008
№ 815
(ред. от 28.07.2012)

Образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (п. 1).

Федеральный закон
«О противодействии коррупции»

от 25.12.2008
№ 273-ФЗ

Определено:
– основные понятия (ст. 1);
– основные принципы (ст. 3);
– обязанность предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (ст. 8) и расходах (ст. 8.1.);
– ссылка на ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения (ст. 13);
– обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции (ст. 13.3);
– ссылка на ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения (ст. 14).

Указ Президента РФ
«О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»

от 18.05.2009
№ 559 (ред. от 13.03.2012)

Утверждено Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Федеральный закон
«Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»

от 17.07.2009
№ 172-ФЗ (ред. от 21.11.2011)

Определено:
– основные принципы организации антикоррупционной экспертизы;
– органы, которыми проводится антикоррупционная экспертиза;
– меры, которые должны приниматься в связи с выявлением коррупционных факторов;
– в установленном порядке институты гражданского общества и граждане могут проводить независимую антикоррупционную экспертизу.

Указ Президента РФ
«О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению»

от 21.09.2009
№ 1065 (ред. от 13.03.2012)

Утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению.

Указ Президента РФ
«О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации»

от 21.09.2009
№ 1066 (ред. от 13.03.2012)

Утверждено Положение о предоставлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Приказ ФНС РФ
«Об утверждении Методических рекомендаций по выявлению налоговыми органами коррупционных преступлений»

от 31.12.2009
№ ММ-7-4/[email protected]

Определяется содержание работы по выявлению коррупционных преступлений, совершенных федеральными государственными гражданскими служащими налоговых органов или лицами налоговых органов, должности которых не включены в перечень должностей федеральной государственной гражданской службы.

Постановление
Правительства РФ
«Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»

Утверждены:
– Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов;
– Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

Указ Президента РФ
«О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010–2011 годы»

от 13.04.2010
№ 460 (ред. от 13.03.2012)

Утверждена национальная стратегия противодействия коррупции. Определены:
– цели и задачи,
– основные принципы,
– основные направления реализации,
– механизм реализации.

Федеральный закон
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции»

от 21.11.2011
№ 329-ФЗ

Внесены изменения:
– в статью 26 (банковская тайна) Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;
– закон Российской Федерации от 21 марта 1991 года № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» дополнен ст. 7.1.;
– в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»;
– в Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1;
– в статью 10 Федерального закона от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;
– в статью 7 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;
– в статью 1081 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации;
– в статью 290 Уголовного кодекса Российской Федерации;
– в Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»;
– в пункт 3 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
– в Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
– в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации;
– в Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
– в статью 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;
– в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 19.29., ч. 1 ст. 28.7);
– в Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 64.1.);
– в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
– в Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
– Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»;
– в Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»;
– в Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
– в Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
– в Федеральный закон от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»;
– в Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции».

Читайте так же:  Налог с транспорта в 2019 году в крыму

Федеральный закон
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе»

от 06.12.2011
№ 395-ФЗ

Определено: цели ротации и перечень должностей, по которым предусмотрена ротация (п. 7 ст. 2).

Указ Президента РФ
«О Национальном плане противодействия коррупции на 2012–2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции»

от 13.03.2012
№ 297

Утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2012–2013 годы, в котором предусмотрено:
– Правительству РФ и президиуму Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции – провести работу по выявлению случаев конфликта интересов;
– обеспечить контроль за целевой программой «Развитие судебной системы на 2007–2012»,
– подготовить методологические рекомендации по вопросам противодействия коррупции;
– Президиуму Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции поручено дать разъяснения по применению актов по антикоррупционной тематике;
– руководители федеральных органов исполнительной власти и иных органов должны усилить работу по профилактике правонарушений, внести в платы изменения, связанные с антикоррупционными мероприятиями;
– Верховному Суду РФ рекомендовано организовать работу по изучению практики применения судами антикоррупционного законодательства.

Методические указания Минздравсоцразвития России
«Организация антикоррупционного обучения федеральных государственных служащих»

от 10.05.2012
(одобрены Аппаратом Правительства РФ)

Касается порядка размещения государственного заказа на оказание образовательных услуг по профессиональной переподготовке и повышению квалификации федеральных государственных служащих.

Приказ Минюста России
«Об утверждении Административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации»

от 27.07.2012
№ 146
(Заре-гистри-ровано в Минюсте России 02.08.2012
№ 25085)

Утвержден соответствующий Административный регламент.

Приказ Минюста России
«Об утверждении Порядка ведения государственного реестра независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации»

от 26.04.2012
№ 66
(Зарегистри-ровано в Минюсте России 21.05.2012
№ 24270)

Утвержден Порядок ведения государственного реестра независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

Указ Президента РФ
«Об утверждении состава Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции и состава президиума этого Совета»

от 28.07.2012
№ 1060

Утверждены состав Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции и состав президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.

Из вышеуказанного следует, что за период с 2007 года в Российской Федерации были предприняты законодательные и иные меры, направленные на борьбу с коррупцией, как того требовала Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию.

Следует обратить внимание, что, согласно Уголовному кодексу Российской Федерации, коррупция не является преступлением и ни разу не упоминается в тексте Уголовного кодекса Российской Федерации. Это несколько странно в свете развернутой борьбы с коррупцией как с общественно опасным явлением, определенным в п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2012) «О противодействии коррупции» как:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» п. 1 ст. 1, от имени или в интересах юридического лица.

Если вышеуказанное определение понятия коррупции рассмотреть применительно к составам преступления, которые и ранее были предусмотрены Уголовном кодексом Российской Федерации, то можно выделить следующие составы, которые могут включать в себя коррупционные составляющие (приведено со ссылкой на дату последней редакции нижеуказанных статей):

– ст. 204 УК РФ. Коммерческий подкуп (в ред. Федерального закона от 04.05.2011 № 97-ФЗ);
– ст. 285 УК РФ. Злоупотребление должностными полномочиями (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 № 162-ФЗ, от 07.12.2011 № 420-ФЗ);
– ст. 290 УК РФ. Получение взятки (в ред. Федерального закона от 04.05.2011 № 97-ФЗ);
– ст. 291 УК РФ. Дача взятки (в ред. Федерального закона от 04.05.2011 № 97-ФЗ);
– ст. 304 УК РФ. Провокация взятки либо коммерческого подкупа (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 № 162-ФЗ, от 07.12.2011 № 420-ФЗ);
– а также иные составы, преступления по которым могут быть совершены с использованием служебного положения, что будет согласно п. «м» ч. 1 ст. 63 УК РФ рассматриваться как обстоятельство, отягчающее наказание.

Если говорить о Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, то можно отметить, что в связи антикоррупционной борьбой в кодексе появилась одна статья – 19.29. (Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего), в ред. Федерального закона от 21.11.2011 № 329-ФЗ.

Таким образом, в законодательной сфере за последние годы было принято большое количество нормативных и иных актов, направленных на борьбу с коррупцией. При этом для оценки реальных результатов данной борьбы необходимо проанализировать судебную практику, которой на настоящий момент еще недостаточно.

Гражданский кодекс коррупция

Термины и определения

Нормативные документы в сфере обследования зданий и сооружени

Проведение обследование сооружений и зданий

Экспресс-рецензирование заключений автоэкспертизы

Оценка ущерба при ДТП

Экспертиза обстоятельств ДТП

Технико-криминалистическая экспертиза документов

Экспертиза давности создания документа

Экспертиза объемов и стоимости строительно-монтажных работ

Экспертиза качества строительных и ремонтных работ

Оценка стоимости незавершенного производства при консервации строительных объектов или возобновлении их строительства

Экспертиза проектно-сметной документации

Анализ факторов фактического удорожания стоимости строительства

Экспертиза затрат по видам ремонтов и капитального строительства

Определение размеров ущерба недвижимому имуществу

Установление авторства предметов искусства

Установление культурной, художественной, научной, исторической ценности предметов искусства, предметов старины, оружия, объектов недвижимого наследия и др.

Выявления отдельных свойств предметов искусства (стиль, жанр, время создания, подлинность и др.)

Экспертиза лотерейного оборудования и экспертиза игорного оборудования