Перейти к содержимому

Иск о выдаче разрешения на строительство

Содержание:

Примерная форма административного искового заявления о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство (подготовлено экспертами компании "Гарант")

В [ наименование суда ]

Административный истец: [ Ф. И. О. полностью ]
[ адрес, телефон, адрес электронной почты ]

[ дата и место рождения ]

Административный ответчик: [ наименование органа местного самоуправления]
[ адрес, телефон, адрес электронной почты ]

Административное исковое заявление
о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство

Я являюсь собственником жилого дома: [ значение ] этажей, общая площадь [ значение ] кв. м, адрес: [ вписать нужное ] (далее - жилой дом).

Также я являюсь собственником земельного участка, на котором расположен указанный дом: категория земель - земли населенных пунктов, общая площадь [ значение ] кв. м, адрес: [ вписать нужное ] (далее - земельный участок). Жилой дом и земельный участок были приобретены мной [ число, месяц год ] по договору купли-продажи N [ значение ].

В соответствии со справкой [ наименование полностью ] от [ число, месяц, год ] указанный жилой дом построен в [ значение ] году. В настоящее время, в связи с физическим износом дома в процессе эксплуатации, безопасное проживание в нем невозможно ([ указать, какие именно требования санитарно-эпидемиологической безопасности нарушаются ]). В связи с этим мной было принято решение о строительстве на земельном участке нового дома.

[ Число, месяц, год ] мной было подано заявление в [ наименование органа местного самоуправления ] с просьбой выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома для проживания одной семьи по адресу: [ вписать нужное ].

[ Число, месяц, год ] [ наименование органа местного самоуправления ] письмом N [ значение ] отказало мне в выдаче разрешения на строительство дома. Обоснованием отказа послужил довод о том, что [ вписать нужное ].

С отказом [ наименование органа местного самоуправления ] я не согласен по следующим основаниям:

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно пункту 1 статьи 260 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

В частности, исходя из содержания пунктов 2 и 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ и пункта 1 статьи 260 Гражданского кодекса РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилье в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных регламентов.

Гражданское и земельное законодательство допускают ограничение прав собственника земельным участком только в предусмотренных законом случаях.

Исходя из смысла ст. ст. 2, 18, 51 Градостроительного кодекса РФ возведение индивидуального дома возможно только при наличии разрешения на строительство, выдаваемого уполномоченными органами, в строгом соответствии с генеральными планами поселений и на основе разработанных Правил застройки и градостроительных регламентов, установивших зонирование территории.

В соответствии с п. 3 ч. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство.

Пункт 5 ст. 85 Земельного кодекса РФ предусматривает, что земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.

Таким образом, для застройки жилыми зданиями, в том числе для индивидуальной жилой застройки, предназначены земельные участки в составе жилых зон из земель населенных пунктов (ст. 85 Земельного кодекса РФ).

В соответствии с п. 1, пп. 4 п. 2, п. п. 3-6 ст. 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами, и ограничение прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда, устанавливаются бессрочно или на определенный срок, сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Системное толкование вышеперечисленных норм и статьи 280 ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что ограничение прав собственника земельного участка подлежит регистрации.

В отношении земельного участка, принадлежащего мне на праве собственности, какие-либо ограничения прав в период приобретения земельного участка в собственность не существовало. Впоследствии какие-либо ограничения прав собственника по отношению к земельному участку также не вводились.

[ Указать иные доводы заявителя со ссылками на соответствующие нормы права ].

Таким образом, считаю, что отказ [ наименование органа местного самоуправления ] в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома для проживания одной семьи является незаконным, поскольку нарушает мое право на жилище, гарантированное ст. 40 Конституции РФ.

На основании изложенного, руководствуясь главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, прошу:

1. Признать незаконным отказ [ наименование органа местного самоуправления ] от [ число, месяц, год ] N [ значение ] в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: [ вписать нужное ].

2. Обязать [ наименование органа местного самоуправления ] выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома по адресу: [ вписать нужное ].

1. Копии заявления в соответствии с количеством заинтересованных лиц.

2. Документ, подтверждающий оплату государственной пошлины.

3. Копия выписки из ЕГРН на земельный участок.

4. Копия выписки из ЕГРН на дом.

5. Копия договора купли-продажи.

6. Копия справки, подтверждающей дату строительства дома.

7. Копия заявления о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома.

8. Копия отказа в выдаче разрешения.

9. Иные документы, подтверждающие доводы заявителя.

10. Доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание заявления.

[ подпись, инициалы, фамилия представителя заявителя ]

[ число, месяц, год ]

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Примерная форма административного искового заявления о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство

Разработана: Компания "Гарант", январь, 2017 г.

Образец искового заявления «Исковое заявление о признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости(жилой дом и т.д.) на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства»

• Примерный образец искового заявления о признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости (жилой дом и т.д.) на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства (на приусадебном земельном участке).

Важно: обращаясь в суд с исковым заявлением о признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости (жилой дом и т.д.) на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства (на приусадебном земельном участке), не пренебрегайте помощью профессиональных юристов (адвокатов).

• Этот примерный образец искового заявления о признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости (жилой дом и т.д.) на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства (на приусадебном земельном участке) подготовлен для Вас специалистами МЦПИ «Планета Закона», которые готовы не только составить исковое заявление с учётом Вашей конкретной ситуации, но и дать Вам юридическую консультацию относительно порядка подачи искового заявления и линии поведения в суде, а также, при необходимости, обеспечить защиту Ваших законных интересов при рассмотрении Вашего искового заявления.

Исковое заявление
о признании недействительным отказа в государственной
регистрации права собственности на объект недвижимости
(жилой дом и т.д.) на земельном участке,
предназначенном для индивидуального жилищного строительства
(на приусадебном земельном участке)

Истец в соответствии с ________________________________________ (указать вид документа) от «___» __________ _____ г. № ___________ является законным владельцем земельного участка для индивидуального жилищного строительства (приусадебного земельного участка), кадастровый номер ____________________________________________.
В «___» __________ _____ г. на указанном земельном участке Истцом создан объект недвижимости (жилой дом и т.д.) общей площадью _______ кв. м, по адресу: ________________
__________________________________________________________________________________.
В соответствии с законодательством Российской Федерации выдачи разрешения на строительство таких объектов недвижимости не требуется.
Объект недвижимости (жилой дом и т.д.) построен в соответствии с проектно-сметной документацией, разработанной ________________________________________________________
____________________________________ (разработчик: проектная организация, Истец и т.д.).
Обременений объекта недвижимости не имеется. Иных лиц, оспаривающих права Истца не имеется.
Истец обратился в соответствующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости (жилой дом и т.д.).
Однако «___» __________ _____ г. письмом № ___________ Ответчик отказал в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости (жилой дом и т.д.), сославшись на ______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________ (указать причины отказа).
По мнению Истца, отказ в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости (жилой дом и т.д.) противоречит ст. 131 ГК РФ, статье 25.3 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также следующим нормам права ____________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________ (указать, каким нормам права противоречит отказ), нарушает права Истца как собственника на владение, пользование и распоряжение имуществом.

На основании изложенного, руководствуясь п. 5 ст. 131 ГК РФ, п. 5 ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ст. 131, 132 ГПК РФ, прошу:

Признать отказ Ответчика в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости (жилой дом и т.д.) общей площадью _______ кв. м, расположенный по адресу: ___________________________________________________________________________________
______________________ (точный адрес) недействительным.
Обязать Ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости (жилой дом и т.д.) общей площадью _______ кв. м, расположенный по адресу: ____________________________________________________________________________
_____________________________ (точный адрес) и выдать свидетельство о государственной регистрации права собственности в установленный законом срок.

Приложения:
1. Копия документа на владение земельным участком.
2. Проектно-сметная документация на объект недвижимости (жилой дом и т.д.) от «___» __________ _____ г. с приложениями.
3. Копия Технического паспорта, содержащего описание объекта недвижимости.
4. Копия заявления о государственной регистрации прав на объект недвижимости (жилой дом и т.д.) с приложениями.
5. Копия отказа в государственной регистрации.
6. Квитанция об уплате госпошлины.
7. Копия искового заявления для Ответчика.

Дата подачи заявления: «____» __________ 20____ г.

561_РС_КАС_обжалование отказа в выдаче разрешения на строительство

Шаблон предназначен для подачи искового заявления в районный суд об обжаловании отказа в выдаче разрешения на строительство. Заполните все поля в шаблоне, соберите комплект документов и направляйте в суд.

Подробнее о том как составить иск, жалобу, ходатайство Вы можете ознакомится на странице. Дополнительную информацию читайте в комментариях к иску и разделе Служба поддержки.

Отказ в выдаче разрешения на строительство и порядок его обжалования

В данном материале подробно раскрываются вопросы причин отказа в выдаче разрешения на строительство; перечень документов, необходимых для выдачи разрешения на строительство; проблематика оспаривания отказа в выдаче такого разрешения: досудебный и судебный порядки

Причины отказа в выдаче разрешения на строительство

Отказ в выдаче разрешения на строительство относится к полномочиям органа, который уполномочен выдавать соответствующие разрешения. Причины отказа в выдаче разрешения на строительство должны быть обоснованы. Их перечень носит императивный характер, что свидетельствует о невозможности вынесения отказа по причинам наличия условий, не сходных с теми, которые установлены Градостроительным кодексом.

Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть обоснован отсутствием документации, требуемой в соответствии со ст. 51 вышеуказанного законодательного акта. Поводом для отказа может послужить несоответствие документов, которые были представлены заявителем, требованиям, содержащимся в градостроительном плане на конкретный земельный участок, а равно и тем требованиям, которые установлены в разрешительной документации на реконструкцию или отклонение от граничных критериев ранее согласованного строительства.

Нормы Земельного кодекса устанавливают право органов местного самоуправления осуществлять деятельность по управлению и исполнению распорядительных функций относительно земельных участков, которые относятся к собственности муниципального значения.

Список документации, требуемой для оформления разрешений

Правовые нормы, нашедшие свое отражение в ст. 51 Градостроительного кодекса, определяют круг требуемых документов, которые являются необходимыми для оформления разрешительной документации, необходимой для проведения будущего строительства. Такие документы должны быть направлены застройщиком в уполномоченные органы, к полномочиям которых отнесена выдача соответствующих разрешений. От застройщика потребуется заявление и:

  • правоустанавливающий документ, подтверждающий право на владение землей или ее передачу в пользование;
  • градостроительный план, относящийся к земельному участку;
  • материалы, которые отражены в проектах, среди которых:
Читайте так же:  Уведомление подтверждающее право на налоговый вычет

- схема планируемой организации участка земли, находящаяся в соответствии с планом градостроения, содержащая сведения о месте размещения будущих объектов, относящихся к капитальному строительству, подъездных путей к ним и проходов, определяющая границы зоны действий публичного сервитута иных лиц, а также объектов, относящихся к археологическому наследию;

- схема планируемой организации участка, которая подтверждает расположение объекта линейного типа, относительно пределов красных линий, которые утверждены и применяются по отношению к таким объектам;

- схема архитектурных решений;

- сведения, содержащие информацию, касающуюся инженерного оборудования и обеспечения инженерно-технического характера, с определением точек «запитки» такого объекта;

- проект проведения работ, связанных с демонтажем или сносом иных объектов строительства, в том числе, в определенной части.

  • положительное заключение органов, проводящих государственную экспертизу документов проекта, а также заключение о проведении экологических экспертиз;
  • разрешительные сведения о возможности отклонения от установленных критериев возведения здания или проводимой реконструкции;
  • согласовательные документы, полученные от каждого из правообладателя на долю в объекте, при проведении реконструкции данного строительства.

Недостаточность документов или наличие в них сведений, не являющихся подтвержденными, может стать поводом для отказа в предоставлении разрешения. Оспаривание отказа в выдаче разрешения на строительство является правом заявителя.

Оспаривание отказа в выдаче разрешения на строительство

Отказ в выдаче разрешения на строительство и порядок его обжалования, установлен рядом правовых норм, действующих на территории государства. Признать незаконным отказ в выдаче разрешения на строительства можно в порядке досудебного урегулирования или в рамках судебного разбирательства.

О незаконности отказа может свидетельствовать предъявление всех требуемых документов, полностью соответствующих нормам законодательства, и получение необоснованного отрицательного ответа на заявление.

Досудебный порядок действий по обжалованию

Обжалование действий на досудебном уровне осуществляется путём подачи заявления, содержащем требования о признании действия ответственного лица незаконным. Признать незаконными такие действия может руководящий состав Роснедра.

Рассмотрение заявления и основания, послужившего такому заявлению, осуществляется заместителем руководителя Роснедр, что осуществляется на протяжении 5 рабочих дней.

Порядок рассмотрения заявлений предполагает возможность принятия одного из решений:

  • отказать и предоставить мотивированное обоснование такого отказа;
  • принять заявление во внимание и отменить решение, послужившее отказом, с вменением обязанности должностному лицу выдать требуемое разрешение, не позднее чем через 3 дня, после отмены предшествующего отказа, признанного незаконным.

Несогласие с результатами рассмотрения заявления является основанием для обжалования действий путем подачи жалобы в Минприроды. Работа по проверке информации полученной жалобы будет осуществлена коллегиально, а результаты исследования отразятся в ответе на жалобу.

Коллегиальный орган, признавший основания отказа выдачи разрешения на строительство законными, откажет в удовлетворении требований, определенных в жалобе. Незаконный отказ в выдаче разрешения на строительство будет отменен, а требуемый документ предоставлен заявителю.

Оспаривание действий в досудебном порядке, как показывает практика отказа в выдаче разрешения на строительство, является одним из наиболее доступных способов признания отказа незаконным. В случае невозможности проведения данной процедуры или неудовлетворения ее результатами, заявитель может использовать свое право на судебную защиту, порядок которой определен нормами права.

Незаконный отказ в выдаче разрешения на строительство, полученный заявителем, предъявившим требуемую документацию, может быть обжалован в рамках судебного разбирательства.

Такой процедуре может предшествовать досудебное урегулирования, однако использование такой возможности является исключительным правом заявителя, что означает предоставление ему полномочий на обжалование отказа в выдаче разрешения на строительство через суд, минуя стадию жалоб.

При предъявлении требований необходимо верно определить ответчика. В данном случае им выступит территориальный орган Роснедр, чей незаконный отказ в выдаче разрешения на строительство и будет обжаловаться.

Порядок и способы судебного разбирательства определены процедурой административного судопроизводства, положениями Градостроительного, Земельного, Воздушного кодексов и иной нормативной базой, действующей на территории государства.

Иск о выдаче разрешения на строительство

Данное исковое заявление в суд было составлено в связи с возникновением ситуации, описанной ЗДЕСЬ.

Дело в суде было выиграно, разрешение на строительство жилого дома получено.

Возможно вам пригодится образец искового заявления в суд для получения разрешения на строительство (ИЖС, 2018 год).

Образец искового заявления в суд: разрешение на строительство, ИЖС, 2018 год

В Геленджикский городской суд

353460 Краснодарский край,
г. Геленджик, ул. Ленина д.7

Администрация муниципального образования город – курорт Геленджик (Управление Архитектуры и Градостроительства)

353460, Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Революционная, д. 1

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

Я владею на праве собственности земельным участком категория земель: земли населенных пунктов – для индивидуального жилищного строительства, площадь: ххх кв. м с кадастровым номером: хх:хх:ххх:хх, расположенным по адресу: РФ _____________________________________ ____________

В октябре 2017 года я обратился в Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город – курорт Геленджик с заявлением по вопросу выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: ____________________________ однако на мое обращение был получен отказ в выдаче разрешения на строительство (письмо УАиГ администрации муниципального образования город – курорт Геленджик от ХХХХХХХ г. № ХХХХХХХХХХХ

Отказ был мотивирован тем, что: «В соответствии с представленным Вами градостроительным планом земельного участка от 09.10.2017, земельный участок по указанному адресу не входит в границы разработанных правил землепользования и застройки города – курорта Геленджик.

Согласно пункту 3 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешений на строительство не допускается при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях» .

С отказом Администрации муниципального образования город – курорт Геленджик (Управление Архитектуры и Градостроительства) не согласен, считаю его незаконным и необоснованным по следующим основаниям:

В соответствии с п.п. 2 пункта 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ и п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно – бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно – гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом (ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии с ч. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр.

Согласно ч. 10 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением, указанных в частях 7 и 9 документов вышеуказанной статьи.

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течении десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводит проверку наличия необходимых документов для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требования градостроительного плана земельного участка, выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).

Исчерпывающий перечень для отказа в выдаче разрешения на строительство приведен в части 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ и содержит указание на отсутствие документов предусмотренных частями 7 и 9 названной статьи, или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.

В соответствии в частью 3 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 27 июля 2010 года № 466 утверждены Правила землепользования и застройки части территории муниципального образования город-курорт Геленджик (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 3 июля 2017 года №616).

Постановлением администрации муниципального образования город – курорт Геленджик от ХХХХХХ № ХХХХ года утверждена схема расположения земельного участка с кадастровым номером ХХ:ХХ:ХХХ:ХХ (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуальной жилой застройки, по документу: для индивидуального жилищного строительства) на кадастровом плане территории кадастрового квартала ХХ:ХХ:ХХХХ по ул. ____________________________________________________________.

В соответствии с Определением судебной коллегии Верховного суда РФ от 2 ноября 2016 года № 18-КГ16-141, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Российской Федерации считает необходимым отметить, что реализация заявителем прав собственника земельного участка, в том числе на осуществление его застройки в соответствии с разрешенным использованием, не может быть поставлена в зависимость от бездействия уполномоченного органа местного самоуправления по разработке правил землепользования и застройки города-курорта Геленджика, распространяющих свое действие на территорию, где расположен участок заявителя.

Таким образом, учитывая, что я обратился в уполномоченный орган за выдачей разрешения на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем мне земельном участке согласно виду его разрешенного использования, приложив все необходимые документы в соответствии с требованиями части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, администрация муниципального образования город-курорт Геленджик не законно отказала мне в выдаче разрешения на строительство дома.

На основании вышеизложенного, в соответствии с главой 12, ст. 218-220, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

1. Признать незаконным отказ Администрации муниципального образования город – курорт Геленджик Управления архитектуры и градостроительства от ХХ:ХХ: г. № ХХХХХХХХХ в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу:ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

2. Обязать Администрацию муниципального образования город – курорт Геленджик Управление архитектуры и градостроительства выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома по адресу: ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

Квитанция об оплате государственной пошлины.

Постановление администрации муниципального образования город – курорт Геленджик от ХХХХХХХ № ХХХХ об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером ХХ:ХХ:ХХХХХХ:ХХХ (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуальной жилой застройки, по документу: для индивидуального жилищного строительства) на кадастровом плане территории кадастрового квартала ХХ:ХХ:ХХХХХХХ по ул. ________________________________________Копия на 1 листе.

Выписка ЕГРН от ХХХХХХ года № ХХХХХХХХХ о земельном участке с кадастровым номером ХХ:ХХ:хххххххх копия на 3 литах.

Схема планировочной организации земельного участка от ХХХХХХХХ года, копия на 1 листе.

Градостроительный план земельного участка № ХХХХХХХХХХХХ от ХХХХХХХХХХ г. копия на 10 листах.

Письмо Администрации муниципального образования город – курорт Геленджик Управления архитектуры и градостроительства от ХХХХХХХХ г. № ХХХХХХХХХХХ «Об отказе в выдаче разрешения на строительство копия на 2 листах.

Копия административного искового заявления для административного ответчика, с копиями отсутствующих у ответчика документов.

«__» января 2018 года _______________ ФИО

Судебное взыскание долгов. Оплата по факту!

Выигрываем сложные судебные дела по всей России. Опыт юристов более 8 лет. 96% успешных дел!

Чем мы можем Вам помочь?

Административное исковое заявление о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство

В _______________________ районный суд

Административный истец: ______________
(Ф.И.О. или
наименование)
_____________________________________,
(место жительства или пребывания/
место нахождения, сведения
о государственной регистрации)
_____________________________________,
(для гражданина - дата и место
рождения)
телефон: ___________, факс: _________,
адрес электронной почты: _____________

Представитель административного истца:
______________________________________
(данные с учетом ст. ст. 54 - 57
Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации)
адрес: ______________________________,
телефон: ___________, факс: _________,
адрес электронной почты: _____________

Административный ответчик: ___________
(наименование
______________________________________
федерального органа исполнительной
власти/органа исполнительной власти
субъекта Российской Федерации/органа
местного самоуправления)
адрес: ______________________________,
телефон: ___________, факс: _________,
адрес электронной почты: _____________

Госпошлина: _______________ рублей

Административное исковое заявление
о признании незаконным решения об отказе в выдаче
разрешения на строительство

"___"________ ____ г. административным истцом в соответствии с ч. 7
(или: 9) ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации
в _________________________________________________________________________
(наименование федерального органа исполнительной власти/органа
исполнительной власти субъекта Российской Федерации/органа
местного самоуправления)
было подано Заявление о выдаче разрешения на строительство следующего
объекта индивидуального жилищного строительства: _________________________,
на земельном участке _____________________________________________________,
что подтверждается __________________________________________________.
К заявлению от "___"________ ___ г. были приложены следующие документы,
предусмотренные ч. 7 (или: 9) ст. 51 Градостроительного кодекса Российской
Федерации: _______________________________________________________________,
что подтверждается ___________________________________________________.
Заявление административного истца от "___"___________ ____ г. было
зарегистрировано "___"________ ____ г. ____________________________________
(Ф.И.О. должностного лица,
___________________________________________________________________________
наименование федерального органа исполнительной власти/органа
исполнительной власти субъекта Российской Федерации/органа
местного самоуправления)
с присвоением ему регистрационного номера __________.
"___"________ ____ г. административным ответчиком было принято Решение N ___ об отказе в выдаче разрешения на строительство с указанием следующих оснований: ____________________________________.
Административный истец считает Решение от "___"________ ____ г. N ___ об отказе в выдаче разрешения на строительство незаконным, поскольку оно противоречит ст. ___ Градостроительного кодекса Российской Федерации (и (или) указать иной нормативный правовой акт) и нарушает права и законные интересы административного истца, а именно _________________________________, что подтверждается ___________________________________.
Согласно ч. 14 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
"___"__________ ____ г. административным истцом в вышестоящий в порядке
подчиненности орган (или вышестоящему в порядке подчиненности лицу),
а именно _____________________________________________________, была подана
(наименование органа или Ф.И.О. должностного лица)
жалоба на Решение административного ответчика от "___"_____________ ____ г.
N ___, в результате рассмотрения которой Решение административного
ответчика от "___"___________ ____ г. N ___ было оставлено в силе, а жалоба
без удовлетворения с указанием следующих оснований: _______________________
___________________________________________.
(Вариант:
В вышестоящий в порядке подчиненности орган (или вышестоящему в порядке подчиненности лицу) жалоба на Решение административного ответчика от "___"________ ____ г. N ___ не подавалась.)

Читайте так же:  Как долго может длиться исполнительное производство

На основании вышеизложенного и руководствуясь ч. 14 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 218 - 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

1. Признать незаконным и отменить Решение административного ответчика от "__"_______ ____ г. N ___ об отказе в выдаче административному истцу разрешения на строительство.
2. Обязать административного ответчика выдать разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на основании Заявления от "___"________ ____ г. и представленных документов.

Приложение :
1. Копия Заявления от "___"__________ ____ г. о выдаче разрешения на строительство.
2. Документы, подтверждающие поступление Заявления административного истца от "___"__________ ____ г.
3. Копии документов, приложенных к Заявлению административного истца от "___"________ ____ г., и их опись.
4. Копия Решения от "___"________ ____ г. N ___ об отказе в выдаче разрешения на строительство.
5. Документы, подтверждающие незаконность принятого решения.
6. Документы, подтверждающие нарушение прав и законных интересов административного истца.
7. Копия ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа (или от вышестоящего в порядке подчиненности лица), если таким органом (или лицом) была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в административном исковом заявлении.
8. Уведомление о вручении другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.
9. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
10. Доверенность представителя административного истца от "__"__________ ____ г. N ___ и документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования (если административное исковое заявление подано представителем).
11. Иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования.

"___"________ ____ г.

Административный истец (представитель):

______________/__________________/
(подпись) (Ф.И.О.)

--------------------------------
Информация для сведения:
Госпошлина при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными определяется в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
Документы с учетом ст. 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Спор о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство (на основании судебной практики Московского областного суда)

Примечание. С 15.09.2015 споры о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство рассматриваются по правилам гл. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ).

В данном материале приведены примеры судебных актов, в том числе Мособлсуда, принятых до 15.09.2015.

Федеральные нормативные правовые акты

Кодекс административного судопроизводства РФ

— ст. 125 «Форма и содержание административного искового заявления»

— ст. 126 «Документы, прилагаемые к административному исковому заявлению»

— ст. 128 «Отказ в принятии административного искового заявления»

— ст. 129 «Возвращение административного искового заявления»

— ст. 130 «Оставление административного искового заявления без движения»

— гл. 22 «Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»

Градостроительный кодекс РФ

— ст. 51 «Разрешение на строительство»

— ст. 8 «Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности»

Земельный кодекс РФ

— ст. 40 «Права собственников земельных участков на использование земельных участков»

— ст. 56.1 «Ограничения прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд»

— ст. 94 «Понятие и состав земель особо охраняемых территорий»

— ст. 99 «Земли историко-культурного назначения»

Гражданский кодекс РФ

— ст. 263 «Застройка земельного участка»

— ст. 1 «Основные начала гражданского законодательства»

— ст. 610 «Срок договора аренды»

— ст. 621 «Преимущественное право арендатора на заключение договора аренды на новый срок»

Воздушный кодекс РФ

— ст. 46 «Строительство в пределах приаэродромной территории»

— ст. 47 «Размещение различных объектов в районе аэродрома»

Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

— ст. 33 «Цели и задачи государственной охраны объектов культурного наследия»

— ст. 34 «Зоны охраны объектов культурного наследия»

Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»

— ст. 23 «Порядок создания государственных природных заказников»

— ст. 24 «Режим особой охраны территорий государственных природных заказников»

П. п. 2, 58 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 N 138

Федеральная судебная практика

Со дня вступления в законную силу настоящего решения признать недействующим абз. 3 п. 58 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 N 138, в части, предусматривающей необходимость согласования проектирования, строительства и развития городских и сельских поселений, а также строительства и реконструкции промышленных, сельскохозяйственных объектов, объектов капитального и индивидуального жилищного строительства и иных объектов со старшим авиационным начальником аэродрома.

(Решение Верховного Суда РФ от 23.01.2014 N АКПИ13-1080)

Застройщик вправе приступить к строительству объекта капитального строительства (в случаях, когда необходимо получение разрешения) только после получения разрешения на строительство такого объекта, осуществления всех предусмотренных законом мероприятий и оформления документов, подготавливаемых в целях его получения и осуществления строительства. Предоставление застройщиком указанных в ст. 51 ГрК РФ документов, необходимых для получения разрешения на строительство, является обязательным, но их наличие не является единственным основанием для получения разрешения на строительство. Исполнение этой обязанности необходимо совершить перед началом строительства.

(Определение Верховного Суда РФ от 16.06.2015 по делу N 309-КГ15-209, А07-7616/2014)

Представленная ООО проектная документация на строительство объекта капитального строительства (спортивно-досугового центра) не соответствовала градостроительному плану земельного участка, следовательно, у администрации имелось основание отказать обществу в выдаче разрешения на строительство по ч. 13 ст. 51 ГрК РФ.

(Определение Верховного Суда РФ от 18.12.2015 N 309-КГ15-16272 по делу N А60-56044/2014)

Практика Московского областного суда

Администрация сельского поселения муниципального района Московской области на законных основаниях отказала заявителям в выдаче разрешений на строительство жилых домов на принадлежащих им земельных участках, поскольку постановлением главы сельского поселения запрещено строительство на территории, потенциально входящей в состав земель природного заказника.

Заявители являются собственниками земельных участков, их участки отмежеваны и поставлены на кадастровый учет, право собственности заявителей зарегистрировано в установленном законом порядке, по регистрационным данным каких-либо обременений или ограничений в отношении земельных участков не установлено. Согласно Положению о государственном природном заказнике на территории заказника запрещены нарушение гидрорежима территории, добыча торфа, любое строительство, любые рубки, кроме рубок ухода и санитарных. В настоящее время Министерство экологии и природопользования Московской области проводит мероприятия по утверждению границ природного заказника. Постановлением главы сельского поселения до установления в соответствии с действующим законодательством границ природного заказника утвержден временный режим использования земель, запрещающий на территории заказника любое строительство. Данное постановление до настоящего времени никем не оспорено, не отменено и не признано в установленном порядке недействительным, поэтому суд признал отказ в выдаче разрешений на строительство правомерным.

(Апелляционное определение Московского областного суда от 16.03.2015 по делу N 33-5754/2015)

Суд отказался признать незаконным отказ администрации городского округа Московской области в выдаче заявителю разрешения на строительство жилого дома на земельном участке, поскольку заявитель не согласовал строительство с собственником аэропорта в нарушение требований ст. 46 ВК РФ.

Земельный участок заявителя, принадлежащий ему на праве собственности, находится примерно в 27 км от аэропорта, то есть в пределах 30-километровой зоны приаэродромной территории аэропорта. С целью строительства жилого дома заявитель, подготовив градостроительный план земельного участка, обратился в администрацию городского округа с заявлением о выдаче разрешения на строительство, однако получил письменный отказ ввиду отсутствия согласования с начальником аэропорта. Суд пояснил, что оспоренный по настоящему делу отказ администрации в выдаче разрешения на строительство жилого дома сам по себе не препятствует повторному обращению заявителя в администрацию после согласования предполагаемого строительства жилого дома на приаэродромной территории.

(Апелляционное определение Московского областного суда от 18.08.2014 по делу N 33-18163/2014)

Отказывая в удовлетворении заявления о признании незаконными действий администрации городского округа Московской области, связанных с отказом в выдаче заявителю разрешения на строительство жилого дома, и об обязании выдать такое разрешение, суд пояснил, что собственник земельного участка вправе получить разрешение на строительство домовладения на участке. Земельный участок заявителя не ограничен в пользовании и не обременен; собственнику участка надлежит согласовывать строительство объектов на нем с Росимуществом, поскольку участок находится вблизи аэропорта на расстоянии менее 10 км.

(Апелляционное определение Московского областного суда по делу N ***20915)

Требования воздушного законодательства носят специальный характер и должны учитываться уполномоченными органами муниципальных образований при принятии решений о развитии городских и сельских поселений или при выдаче разрешений на строительство объектов в пределах приаэродромной территории.

Администрация городского округа Московской области в письменном ответе сообщила, что принадлежащий заявителю земельный участок находится в зоне ограничения жилищно-гражданского, культурно-бытового и промышленного строительства аэродрома и строительство (реконструкция) в указанной зоне подлежит согласованию со старшим авиационным начальником аэродрома; поскольку заключение старшего авиационного начальника аэродрома о согласовании строительства жилого дома в установленный срок не поступило, разрешить строительство жилого дома на земельном участке заявителя не представляется возможным. Суд признал отказ администрации законным, т.к. принадлежащий заявителю земельный участок входит в границы приаэродромной территории аэропорта, которая является зоной с особыми условиями использования территории, строительство объекта недвижимости на участке заявителя подлежало согласованию с собственником аэродрома. Довод о том, что законодательные акты в настоящее время не предусматривают необходимости согласования строительства жилого дома со старшим авиационным начальником аэропорта, не опровергает выводов суда о законности отказа администрации в выдаче разрешения на строительство жилого дома на принадлежащем заявителю участке. Обязанность согласования строительства на территориях, прилегающих к аэродромам, для физических лиц вытекает из положений ст. ст. 46, 47 ВК РФ.

(Апелляционное определение Московского областного суда от 21.07.2014 по делу N 33-15672/2014)

Отказ администрации города в выдаче заявителю — арендатору земельного участка разрешения на строительство производственной базы-склада является правомерным, поскольку на момент вынесения оспариваемого решения у администрации не было оснований считать договор аренды земли действующим.

Суд установил, что глава города письмом сообщил заявителю о невозможности выдачи соответствующего разрешения в связи с окончанием срока действия договора аренды. На момент принятия оспариваемого решения администрация была уведомлена, что КУИ города (арендодатель) не имеет намерения продлевать действие договора аренды, поскольку арендатор не использует участок по целевому назначению; заявитель не обращался к арендодателю с ходатайством о заключении договора аренды земли на новый срок, как требуется в соответствии с условиями договора. Кроме того, согласно акту обследования земельного участка участок не осваивается и не используется в соответствии с разрешенным использованием по договору аренды земли, на участке отсутствует ограждение строительной площадки, земляные работы не проводятся, участок свободен от каких-либо строений, сооружений и строительной техники.

(Апелляционное определение Московского областного суда от 12.03.2014 по делу N 33-5554/2014)

Заявитель в нарушение требований ч. 7, 9 ст. 51 ГрК РФ не приложил к заявлению о выдаче разрешения на строительство газопровода градостроительный план земельного участка, следовательно, администрация сельского поселения района Московской области правомерно отказала в выдаче разрешения.

Заявитель-собственник земельного участка в СНТ и жилого дома, построенного на этом участке, обратился в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство газопровода на земельном участке СНТ. К заявлению приложены правоустанавливающие документы на участок, кадастровый паспорт участка, проект, содержащий схему планировочной организации участка с обозначением места размещения объекта ИЖС, а также согласования и технические условия. Из материалов дела следует, что СНТ принадлежит земельный участок, однако согласно кадастровому паспорту граница этого участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Заявитель обратился за получением разрешения на строительство газопровода на землях общего пользования, принадлежащих СНТ, границы которых не установлены; кроме того, заявитель не является собственником указанного земельного участка.

Читайте так же:  Что выше закон или фз

(Апелляционное определение Московского областного суда от 26.02.2014 по делу N 33-2750/2014)

Земельный участок истца (арендатора) находится в деревне, которая расположена в охранной зоне государственного историко-художественного и литературного музея-заповедника, следовательно, отказ администрации в выдаче истцу разрешения на строительство жилого дома не может быть признан незаконным.

Постановлением Совета Министров РСФСР 1977 г. утверждена охранная зона музея-заповедника, в которую вошла указанная деревня, а решением Мособлсовета 1983 г. утверждены охранная зона, зона регулирования застройки и охраняемого ландшафта государственного историко-художественного и литературного музея-заповедника согласно проекту, разработанному проектным институтом. Из Проекта охранных зон, зон регулирования застройки и охраны ландшафта заповедника, утвержденного решением Мособлсовета 1983 г., следует, что деревня находится на территории памятника; на территории не разрешается всякое новое строительство, не связанное непосредственно с организацией заповедника, устройство дорог и автостоянок. Названный Проект является документом, устанавливающим границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон.

(Апелляционное определение Московского областного суда от 27.01.2014 по делу N 33-695/2014)

Коротко о важном

Исковые требования

— о признании незаконным отказа ответчика (о признании незаконными действий ответчика по отказу) в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, жилого дома, производственной базы-склада, другого объекта;

— об обязании ответчика выдать разрешение на строительство;

— о возложении на ответчика обязанности устранить допущенное нарушение и выдать разрешение на строительство или об обязании ответчика устранить допущенное нарушение путем выдачи разрешения на строительство.

— С 15.09.2015 дела данной категории рассматриваются в соответствии с гл. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ). Ранее дела указанной категории рассматривались в соответствии с гл. 25 ГПК РФ, которая признана утратившей силу с 15.09.2015 (Федеральный закон от 08.03.2015 N 23-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»).

Согласно положениям КАС РФ с 15.09.2015 гражданину (административному истцу) следует подавать в суд административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (ч. 1 ст. 38, ст. 218 КАС РФ). Срок обращения с указанным административным исковым заявлением в суд предусмотрен в ст. 219 КАС РФ, а требования к форме, содержанию административного искового заявления и перечню прилагаемых к нему документов — в ст. 220 КАС РФ.

— Эта категория споров подразумевает ситуацию, когда гражданин не согласен с отказом уполномоченного органа в выдаче разрешения на строительство конкретного объекта (чаще всего — жилого дома) на принадлежащем гражданину земельном участке. Обращение в суд следует после направления гражданином в уполномоченный орган заявления о выдаче разрешения на строительство с приложением необходимых документов (ч. 7, 9 ст. 51 ГрК РФ) и получения письменного отказа (как правило, в виде письма или ответа). В отказе в выдаче разрешения на строительство должны быть указаны причины отказа (п. 3 ч. 11 ст. 51 ГрК РФ). Право застройщика оспорить отказ в выдаче разрешения на строительство в судебном порядке предусмотрено действующим законодательством (ч. 14 ст. 51 ГрК РФ).

— Исходя из судебной практики, сложившейся до 15.09.2015, с заявлением о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство и обязании выдать такое разрешение обращались, в основном, собственники земельных участков (например, Апелляционные определения Московского областного суда от 30.03.2015 по делу N 33-6968/2015, от 16.03.2015 по делу N 33-5754/2015). Имелись случаи обращения в суд с указанным заявлением арендаторов земельных участков (например, Апелляционные определения Московского областного суда от 12.03.2014 по делу N 33-5554/2014, от 27.01.2014 по делу N 33-695/2014).

— Согласно ч. 4 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 — 6 этой статьи, а также другими федеральными законами.

Судебная практика до 15.09.2015 свидетельствует о том, что надлежащим заинтересованным лицом (ответчиком) по данной категории споров являлась администрация города/городского округа/городского (сельского) поселения соответствующего муниципального района Московской области (например, Определение Московского областного суда от 18.03.2015 по делу N 33-5842/2015, Апелляционные определения Московского областного суда от 16.03.2015 по делу N 33-5754/2015, от 12.03.2014 по делу N 33-5554/2014). В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, суд мог привлекать администрацию муниципального района Московской области, а также Министерство культуры Московской области (например, Апелляционное определение Московского областного суда от 27.01.2014 по делу N 33-695/2014).

— При рассмотрении спора суд устанавливал наличие у заявителя прав на земельный участок (на основании свидетельства о государственной регистрации права, договора аренды и других документов), а также факт отсутствия обременений или ограничений права собственности (обременений или ограничений в отношении земельного участка). Кроме того, суд проверял факт постановки участка на кадастровый учет, категорию земель и вид разрешенного использования участка (например, Апелляционное определение Московского областного суда от 16.03.2015 по делу N 33-5754/2015).

При недоказанности заявителем наличия у него прав на участок отказ заинтересованного лица (ответчика) в выдаче разрешения на строительство может быть признан правомерным. Так, суд отказался признать незаконным отказ администрации выдать заявителю разрешение на строительство, поскольку на момент принятия заинтересованным лицом оспариваемого решения договор аренды земельного участка не являлся действующим, администрация была уведомлена, что арендодатель не имеет намерения продлевать действие договора аренды. При рассмотрении спора суд установил, что арендатор не использует участок по целевому назначению, не обращался к арендодателю с ходатайством о заключении договора аренды на новый срок (например, Апелляционное определение Московского областного суда от 12.03.2014 по делу N 33-5554/2014).

— Основания для отказа в выдаче разрешения на строительство закреплены в ч. 13 ст. 51 ГрК РФ. Согласно этой норме уполномоченный орган может отказать в выдаче разрешения в следующих случаях:

— при отсутствии документов, предусмотренных ч. 7, 9 ст. 51 ГрК РФ;

— при несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка;

— при несоответствии представленных документов требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта);

— при несоответствии представленных документов требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.

По рассматриваемой категории споров сложилась устоявшаяся судебная практика, в соответствии с которой суды признают отказы в выдаче гражданам разрешений на строительство правомерными и отказываются возложить на заинтересованных лиц (ответчиков) обязанность выдать такие разрешения. В проанализированной нами судебной практике отсутствуют положительные решения, принятые в пользу граждан-заявителей. Таким образом, полагаем, что предъявление требований о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство и об обязании выдать такое разрешение нецелесообразно. В связи с этим:

— в настоящем материале таблица содержит перечень наиболее распространенных требований, которые заявлялись гражданами в рамках данной категории споров, а также причины и основания, по которым суд отказался удовлетворить их, с примерами из судебной практики;

— к материалу прилагаются примеры судебных решений об отказе в удовлетворении требований о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство и об обязании выдать такое разрешение;

— образец административного искового заявления не приводится.

Примечание. В данном материале таблица содержит примеры судебных решений, принятых до вступления в силу КАС РФ — 15.09.2015. Примеров судебных актов, рассматривающих указанный тип споров по правилам, установленным КАС РФ, пока не имеется.

— из-за отсутствия согласования с Межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта Центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта/начальником аэропорта/должностными лицами аэродрома;

— из-за непоступления в установленный срок заключения старшего авиационного начальника аэродрома о согласовании строительства

— земельный участок заявителя расположен в границах приаэродромной территории аэропорта, которая в силу действующего законодательства является зоной с особыми условиями использования территории (п. п. 2, 58 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 N 138, Постановление Правительства Московской области от 15.11.2005 за N 818/46 «О мерах по развитию международного аэропорта Домодедово»);

— заявитель не получил согласия собственника аэродрома на осуществление строительства жилого дома на земельном участке, входящем в приаэродромную территорию, или получил отказ в согласовании строительства на этом земельном участке (ст. 46 ВК РФ)

Апелляционное определение Московского областного суда от 05.11.2014 по делу N 33-24099/2014

Апелляционное определение Московского областного суда от 18.08.2014 по делу N 33-18163/2014

Апелляционное определение Московского областного суда от 13.08.2014 по делу N 33-17721/2014

Апелляционное определение Московского областного суда от 28.07.2014 по делу N 33-16008/2014

Апелляционное определение Московского областного суда от 21.07.2014 по делу N 33-15687/2014

Апелляционное определение Московского областного суда от 21.07.2014 по делу N 33-15673/2014

Апелляционное определение Московского областного суда от 21.07.2014 по делу N 33-15672/2014

— постановлением главы сельского поселения запрещено строительство на территории, потенциально входящей в состав земель природного заказника;

— с определенной даты администрация сельского поселения не выдает разрешения на строительство на рассматриваемой территории до официального установления границ природного заказника, постановки на государственный кадастровый учет и утверждения нового положения о заказнике

— согласно положению о государственном природном заказнике 1984 г. на территории заказника запрещены нарушение гидрорежима территории, добыча торфа, любое строительство, любые рубки, кроме рубок ухода и санитарных (ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»);

— в настоящее время Министерство экологии и природопользования Московской области проводит мероприятия по утверждению границ природного заказника;

— в проекте генерального плана сельского поселения граница особо охраняемой природной территории обозначена разработчиками генерального плана ГУП МО «НИиПИ Градостроительства» в соответствии с описаниями границ, содержащимися в положении о государственном природном заказнике 1984 г.;

— постановлением главы сельского поселения муниципального района Московской области до установления в соответствии с действующим законодательством границ природного заказника утвержден временный режим использования земель, запрещающий на территории заказника любое строительство;

— указанное постановление главы сельского поселения до настоящего времени никем не оспорено, не отменено и не признано в установленном порядке недействительным

— постановлением Совета Министров РСФСР 1977 г. утверждена охранная зона музея-заповедника; в нее вошла деревня, в которой находится земельный участок заявителя;

— согласно Проекту охранных зон, зон регулирования застройки и охраны ландшафта заповедника, утвержденному решением Мособлсовета 1983 г., деревня, в которой находится земельный участок заявителя, находится на территории памятника;

— согласно указанному Проекту не разрешается всякое новое строительство, не связанное непосредственно с организацией заповедника, устройство дорог и автостоянок;

— таким образом, земельный участок заявителя находится в деревне, которая расположена в охранной зоне государственного историко-художественного и литературного музея-заповедника (ст. ст. 33, 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»)

— заявитель не приложил к заявлению о выдаче разрешения на строительство градостроительный план земельного участка (ч. 7, 9 ст. 51 ГрК РФ);

— заявитель обратился за получением разрешения на строительство газопровода на землях общего пользования, принадлежащих СНТ, границы которых не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства;

— заявитель не является собственником земельного участка, на котором просил разрешить строительство газопровода

Судебные акты, прилагаемые к материалу:

Апелляционное определение Московского областного суда от 30.03.2015 по делу N 33-6968/2015

Апелляционное определение Московского областного суда от 16.03.2015 по делу N 33-5754/2015

Апелляционное определение Московского областного суда от 05.11.2014 по делу N 33-24099/2014

Апелляционное определение Московского областного суда от 27.01.2014 по делу N 33-695/2014

Источник: «Электронный журнал «Помощник адвоката», 2016

Всего комментариев: 1

Апелляционное определение Московского областного суда от 27.01.2014 по делу N 33-695/2014
Речь судя по всему идет о с. Абрамцево, что возле Музея-заповедника Абрамцево.
Странно, что административные и судебные органы по сию пору апеллируют к нормоактам советской эпохи, как будто за прошедшие 30-40 лет в РФ не было принято других федеральных законов и нормативных актов. Существует ведь 73-ФЗ от 25.6.2002 и конкретизирующий его в отношении усадьбы Абрамцево и окрестностей Приказ Минкульта N 612 от 16.3.16 с изменениями N1717 от 29.7.16, установивший новые правила зонирования территории и разрешающий «строительство новых, ремонт, реконструкцию существующих зданий и сооружений с ограничением высоты застройки» (п.18). Тот есть, ну все наоборот! Поразительно…