Перейти к содержимому

Из чего начисляется пенсия в беларуси

Белорусы могут онлайн рассчитать себе пенсию — на портале соцзащиты

Белорусы могут самостоятельно в режиме онлайн рассчитать свою пенсию. Это можно сделать на портале социальной защиты в разделе «Пенсионный калькулятор». Однако подсчеты будут примерными — из-за того, что самостоятельно рассчитать индивидуальный коэффициент заработка проблематично.

Снимок носит иллюстративный характер. Фото с сайта pixabay.com

«Размер пенсии рассчитывается условно, исходя из введенных параметров о стаже, индивидуальном коэффициенте заработка, группе инвалидности и другого», — говорится на портале соцзащиты.

На онлайн-калькуляторе можно рассчитать пенсию по возрасту, по случаю потери кормильца, по инвалидности, а также посмотреть размер соцпенсии.

К примеру, чтобы рассчитать пенсию по возрасту, нужно указать пол, ввести данные по стажу работы и индивидуальному коэффициенту заработка. Также нужно уточнить, продолжаете ли вы работать на пенсии.

Дополнительно можно ответить на 2 вопроса: «были ли вы заняты на подземных работах и на работах на поверхности, связанных с подземными работами?» и «были ли вы заняты длительное время на подземных и открытых горных работах?».

В чем сложность при самостоятельном расчете пенсии?

Сложности в самостоятельном расчете своей будущей пенсии могут возникнуть из-за индивидуального коэффициента заработка.

«Размер пенсии зависит от продолжительности стажа и величины индивидуального коэффициента заработка. Самым сложным является исчисление индивидуального коэффициента заработка. Для этого и в целом для расчета пенсии применяется программное обеспечение», — отмечали ранее в Минтруда.

Сложность в подсчете индивидуального коэффициента заработка в том, что сейчас он рассчитывается за последние 24 года работы (этот показатель ежегодно увеличивается на 1 год, в 2019 году он будет составлять уже 25 лет): сначала за каждый месяц, а потом выводится общий.

Для расчета месячного коэффициента берется зарплата работника до уплаты налога (то есть «грязными») и делится на среднюю зарплату по стране в этом же месяце. К примеру, в апреле зарплата работника составила «грязными» 1200 рублей, а средняя по стране — 921 рубль. Коэффициент получается 1,3 за апрель. Если зарплата в апреле была на уровне минимальной, которая сейчас составляет 305 рублей, то коэффициент будет порядка 0,33.

В теории можно взять свои расчетные листки за последние 24 года и посмотреть официальные данные по средним зарплатам в стране (на сайте Белстата есть данные с 1991 года). Правда, это займет немало времени и сил. Если есть все данные, то можно обратиться в управление социальной защиты администрации по месту жительства.

Еще один вариант — прикинуть, на сколько ваша зарплата «грязными» отличается от средней по стране. Если она больше примерно на треть, то индивидуальный коэффициент будет порядка 1,3. Если ваша зарплата на уровне средней по стране — то коэффициент составит 1.

Расчитываем пенсии при стаже в 33 года

Для расчета выплат по возрасту мы взяли следующие данные: женщина с индивидуальным коэффициентом заработка 2,0 и стажем работы 33 года, которая не работает на пенсии. В таком случае пенсия составит около 375 рублей. При индивидуальном коэффициенте 0,6 и при таком же стаже пенсия получается около 235 рублей.

Если же белоруска при стаже работы в 33 года с индивидуальным коэффициентом заработка в 2,0 продолжает трудиться на заслуженном отдыхе, то ее пенсия будет меньше — не 375 рублей, если бы она не работала, а 341 рубль. А вот при таком же стаже, но с индивидуальным коэффициентом заработка в 0,6, пенсия у работающей пенсионерки составит все те же 235 рублей, что и неработающей. Это связано с нюансами пенсионного обеспечения. Так, работающие на заслуженном отдыхе пенсионеры могут получать полную пенсию только в том случае, если их индивидуальный коэффициент заработка не превышает 1,3. Если этот показатель больше, то пенсия будет урезана на время работы.

Мужчина со стажем работы в 33 года и с коэффициентом в 0,6, который продолжает работать на заслуженном отдыхе, получит пенсию в 218 рублей, если не работает — столько же. При таком же стаже, но коэффициенте в 2,0, пенсия работающего составит 316 рублей, неработающего — 347 рублей.

Напомним, белорусы, которые достигают пенсионного возраста, но продолжают трудиться, могут рассчитывать на премирование за отложенный выход на пенсию. Главное условие — неполучение пенсии в период работы.

Напомним, средний размер назначенных пенсий в Беларуси в мае составил 331,18 рубля. Эта сумма на 16,4 рубля больше, чем в апреле. Этот рост обусловлен плановым повышением трудовых и социальных пенсий с 1 мая.

С 1 мая в Беларуси выросли трудовые пенсии — в среднем на 5,4%, а также подняли минимальные трудовые и социальные пенсии, которые зависят от размера бюджета прожиточного минимума. В планах правительства на этот год — довести показатель до 40% от средней зарплаты по стране. В марте этот показатель составлял 34%. К примеру, в Гомельской области данное соотношение равно 39%, а в Брестской — 38,2%.

Средний размер назначенных пенсий по возрасту в мае составил 340,53 рубля. Это на 17,37 рубля больше, чем в апреле. Средние пенсии по инвалидности, по прогнозам Минтруда, в мае составят 291,2 рубля, а по случаю потери кормильца — 231,5 рубля.

Самые большие пенсии в среднем получают минчане, а меньше всего выплаты в Брестской области.

Напомним, социальную пенсию сейчас получают почти 72 тысячи белорусов. «В основном это дети-инвалиды в возрасте до 18 лет и инвалиды с детства. Размеры социальной пенсии зависят от категории получателей и тяжести инвалидности (степени утраты здоровья). Так, у инвалидов 3-й группы размер этой пенсии составляет 154,94 рубля. У инвалидов 1-й группы — 227,24 рубля, в таком же размере выплачивается пенсия детям-инвалидам с четвертой степенью утраты здоровья, — отмечали ранее в Минтруда. — Как и другие лица с невысоким доходом, получатели социальной пенсии вправе обратиться за государственной адресной социальной помощью».

В Беларуси с января 2017 года началось поэтапное на полгода в год повышение общеустановленного пенсионного возраста до достижения мужчинами 63 лет, женщинами — 58 лет. В этом году выйти на трудовую пенсию по возрасту могут мужчины, родившиеся во второй половине 1957 года по достижении 61 года, и женщины, родившиеся во второй половине 1962 года, по достижении 56 лет.

Но возраст выхода на пенсию зависит не только от даты рождения, но и от даты обращения за назначением пенсии. Если, к примеру, женщина, родившаяся в декабре 1962 года, не обратится за назначением пенсии в декабре 2018 года, а обратится в январе 2019 года, то возраст ее выхода на пенсию в 2019 году будет увеличен еще на полгода.

Еще одно требование, чтобы получить трудовую пенсию по возрасту и за выслугу лет (кроме достижения установленного возраста) — наличие минимального страхового стажа. В 2018 году он должен быть не меньше 16 лет 6 месяцев.

Калькулятор для пенсионера. Как рассчитывается пенсия в Беларуси

«АиФ» вместе с начальником отдела назначения пенсий и пособий Комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома Аллой КОЛБИК продолжают отвечать на важные вопросы о пенсии.

«АиФ» вместе с начальником отдела назначения пенсий и пособий Комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома Аллой КОЛБИК продолжают отвечать на важные вопросы о пенсии.

Порядок исчисления размеров пенсий детально регламентирован пенсионным законодательством, в частности Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. №1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон).

Согласно статье 56 Закона пенсии исчисляются по установленным нормам в процентах к откорректированному в связи с ростом средней заработной платы работников в республике фактическому заработку, который граждане получали перед обращением за пенсией.

Корректировка фактического заработка производится путем умножения средней заработной платы работников в республике, применяемой при назначении и перерасчете трудовых пенсий, на индивидуальный коэффициент заработка пенсионера. Далее в соответствии с пенсионной формулой определяется размер заработка, из которого исчисляется пенсия.

При этом заработок не более 130% средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера, в пределах 10 процентов указанной величины учитывается полностью, а в пределах каждых последующих 10 процентов – соответственно в размере 90, 80, 70, 60, 50, 40, 30, 20, 10 процентов.

Для лиц, занятых на подземных работах и на работах на поверхности, связанных с подземными работами, этот заработок учитывается в размере 20 процентов, а для лиц, длительное время занятых на подземных и открытых горных работах, - в размере 30 процентов. Полученная таким образом сумма считается заработком, из которого исчисляется пенсия.

В соответствии со статьей 23 Закона пенсии по возрасту назначаются в размере 55 процентов среднемесячного заработка, но не ниже минимального размера пенсии.

Пенсия по возрасту, в том числе минимальная, увеличивается мужчинам за каждый полный год стажа работы сверх 25 лет, а также стажа работы с особыми условиями труда сверх 10 лет - на один процент среднемесячного заработка, но не менее чем на один процент минимального размера пенсии по возрасту.

При этом лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста и имеющих стаж работы более 35 лет, пенсии увеличиваются за каждый полный год стажа работы сверх 35 лет на один процент среднемесячного заработка, но не менее чем на 0,7 процента средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера, а лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста и имеющих стаж работы 45 лет и более, увеличение пенсии в размере не ниже указанного устанавливается начиная с 26-го года стажа работы.

Пенсия женщинам увеличивается за каждый полный год стажа работы сверх 20 лет, а также стажа работы с особыми условиями труда сверх 7 лет 6 месяцев - на один процент среднемесячного заработка, но не менее чем на один процент минимального размера пенсии по возрасту.

Читайте так же:  Выборы в госдуму федеральный закон

При этом лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста и имеющим стаж работы более 30 лет, пенсии увеличиваются за каждый полный год стажа работы сверх 30 лет на один процент среднемесячного заработка, но не менее чем на 0,7 процента средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера, а лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста и имеющим стаж работы 40 лет и более, увеличение пенсии в размере не ниже указанного устанавливается начиная с 21-го года стажа работы.

Увеличение пенсии производится в пределах 45 лет стажа работы у мужчин и 40 лет у женщин.

Лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, пенсии дополнительно увеличиваются на 0,1, 0,2, 0,3, 0,4, 0,5 процента среднемесячного заработка (либо на 0,7 процента средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера, - в случаях, когда данная величина превышает среднемесячный заработок) соответственно за каждый полный год стажа работы сверх 40 лет по 45-й год включительно у мужчин и сверх 35 лет по 40-й год включительно у женщин.

Как видим, алгоритм исчисления пенсий достаточно объемный, поэтому все необходимые расчеты автоматизированы и выполняются территориальными органами по труду, занятости и социальной защите с применением специального программного обеспечения. При необходимости гражданин может обратиться к специалистам за более подробными разъяснениями по этому законодательству и его применению.

Как повысить выплату

Пенсия может стать больше, если на время работы отказаться от ее получения.

Для этого необходимо обратиться в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с соответствующим заявлением. Размер прибавки к назначенной пенсии будет зависеть от продолжительности периода работы без получения пенсии. Данная норма востребована теми, кто намеревается получать более весомые пенсионные выплаты в то время, когда пенсия станет единственным источником средств существования.

Обратите внимание, что увеличение размера назначенной пенсии предусмотрено только для пенсий по возрасту за периоды работы после достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Справочно: при продолжении работы без получения государственной пенсии после назначения пенсии по возрасту на общих основаниях размер пенсии по возрасту увеличивается на:

  • 6, 8, 10 и 12 процентов заработка, из которого исчисляется пенсия, - соответственно за каждый полный первый, второй, третий и четвертый годы работы, на 14 процентов такого заработка - за полный пятый и каждый последующий год работы;
  • 1 процент заработка, из которого исчисляется пенсия, - за каждые полные два месяца неполного года работы.

О страховом стаже

Что делать тем, кому не хватает страхового стажа?

Существуют два варианта: либо доработать до требуемой продолжительности страхового стажа и впоследствии получить трудовую пенсию, либо по достижении возраста, установленного законодательством, получать социальную пенсию.

Кроме этого, трудовая пенсия по возрасту назначается при наличии страхового стажа не менее 10 лет:

  • мужчинам – при стаже работы не менее 40 лет, женщинам – не менее 35 лет;
  • лицам, проходившим военную службу (службу в военизированных организациях) не менее 10 календарных лет и имеющим общий стаж работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, и при отсутствии права на пенсию в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 декабря 1992 года «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований».

Справка «АиФ»

В 2018 году право на трудовую пенсию по возрасту предоставляется по достижении женщинами возраста 56 лет, мужчинами – 61 года и при наличии стажа работы с уплатой страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, или так называемого страхового стажа, продолжительностью 16 лет 6 месяцев.

Следует отметить, что ежегодно с 1 января страховой стаж увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет. Т.е. в 2019-м право на трудовую пенсию предоставляется при наличии страхового стажа 17 лет, в 2020 году - 17 лет 6 месяцев и т.д.

О назначении пенсии в 2018 году

Соразмерно увеличению общеустановленного пенсионного возраста происходит увеличение возраста выхода на досрочные пенсии по возрасту и за выслугу лет.

В 2018 году смогут воспользоваться правом на трудовую пенсию по возрасту мужчины, родившиеся во второй половине 1957 года по достижении 61 года и женщины, родившиеся во второй половине 1962 года, по достижении 56 лет.

Однако следует обратить внимание, что возраст выхода на пенсию зависит не только от даты рождения, но и от даты обращения за назначением пенсии. Если, скажем, женщина, родившаяся в декабре 1962 года, не обратится за назначением пенсии в декабре 2018 года, а обратится в январе 2019 года, то возраст ее выхода на пенсию в 2019 году будет увеличен еще на полгода.

Обязательным условием для реализации права на трудовую пенсию по возрасту и за выслугу лет кроме достижения установленного возраста требуется наличие страхового стажа установленной законом продолжительности.

Начиная с января 2017 года, страховой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии, увеличивается на полгода в год.

Если в 2017 году требовалось наличие не менее 16 лет стажа работы с уплатой обязательных страховых взнос в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения, то в 2018 году требуется наличие не менее 16 лет 6 месяцев страхового стажа.

Исключение составляют многодетные матери, родившие 5 и более детей, матери военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы, инвалиды войны, инвалиды с детства, родители детей инвалида, лилипуты и карлики – этим категориям граждан для реализации права на трудовую пенсию по возрасту требуется наличие не менее 5 лет страхового стажа.

Кроме того, с 1 августа 2017 года Указом Президента Республики Беларусь № 233 снижена продолжительность страхового стажа до 10 лет для лиц, которые длительное время осуществляли социально значимые виды деятельности и по этой причине не смогли сформировать требуемый страховой стаж, но при этом имеют общий стаж мужчины не менее 40 лет и женщины не менее 35 лет.

При такой же продолжительности страхового стажа 10 лет и наличии общего стажа у мужчин 25 лет и 20 лет у женщин, пенсия по возрасту назначается гражданам, которые длительное время (не менее 10 календарных лет без зачета в этот стаж времени нахождения в социальном отпуске по уходу за детьми) проходили военную службу, службу в военизированных организациях и при этом не приобрели право на пенсию по нормам Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований».

При назначении пенсии в 2018 году заработок исчисляется за последние 24 года перед назначением пенсии (согласно законодательству период для исчисления индивидуального коэффициента заработка ежегодно увеличивается на 1 год по фактически имеющегося у лица, обратившегося за пенсией, стажа работы).

Она летит следом.

- Каждое государство назначает и выплачивает пенсию за периоды работы на его территории после 13 марта 1992 года. А за стаж в СССР страна, где проживает гражданин в момент обращения за назначением пенсии, - напоминает положения договора Елена Гоморова, начальник управления пенсионного законодательства Минтруда и соцзащиты Беларуси. - Кроме того предусмотрена возможность назначения пенсии по законодательству страны, гражданином которой является обратившийся за пенсией. Налаженный механизм взаимодействия социальных служб позволяет гражданину, не выезжая в государство, в котором он работал и где были сформированы его пенсионные права, получать пенсию по месту жительства. Пакет документов будет подготовлен и направлен для рассмотрения коллегам в Российскую Федерацию или Беларусь.

На 1 апреля в Беларуси российскую пенсию полностью или частично за российский стаж получали 22,7 тысячи человек. В России белорусскую - более 1,8 тысячи. С каждым годом эти цифры увеличиваются. Примерно на 2 тысячи в год растет количество получателей российских пенсий в Беларуси: по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Это очень удобно и выгодно. Пенсионеру, допустим, из белорусского города Быхова не нужно ехать в российский Владивосток и собирать справки у бывших работодателей или в архивах. Все сделают специальные службы, документы найдут, стаж посчитают, деньги проконвертируют, перешлют и даже помогут выбрать наиболее выгодный вариант пенсионирования.

- Для этого существует возможность предварительного расчета пенсии, - продолжает Елена Гоморова. - Гражданин по достижении пенсионного возраста обращается с соответствующим заявлением. Компетентные органы обмениваются информацией о предварительном расчете пенсии. Это, конечно же, занимает некоторое время, но позволяет правильно определиться с выбором.

Ведь каждое государство назначает пенсию по-своему. Общий подход - право на пенсию и ее размер зависит от стажа и заработка, с которого уплачивались страховые взносы. Но в 2017 году страховой стаж в Беларуси составляет 16 лет, а в Российской Федерации - 8 лет. По договору предусматривается возможность суммирования стажа, приобретенного на территориях двух государств (если он не совпадает по времени). Допустим, если человек работал в Беларуси 10 лет и еще 10 лет в России с уплатой страховых взносов, то российский стаж будет учтен для определения его права на пенсию в Беларуси. В то же время Беларусь не сохранила советские льготы за работу в районах Крайнего Севера, а в российском законодательстве такие нормы имеются.

Любопытный факт: нынче у работавших в России граждан появляется возможность получить пенсию из России раньше, чем от Беларуси. Связано это с изменением пенсионного возраста, который начиная с 2017-го увеличивается в Беларуси ежегодно на полгода. А в России остался неизменным - 55 лет для женщин и 60 для мужчин.

- Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения важнейший документ, позволяющий гражданам реализовать свои сформированные пенсионные права, - отмечает Елена Гоморова.

Читайте так же:  Цюрих осаго киров

Но время идет, пенсионное законодательство меняется. В связи с этим сейчас готовятся поправки в договор о сотрудничестве в области социального обеспечения. Еще один важный этап - началась подготовка проекта договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов ЕАЭС.

Пенсионная система. Кто остался в ловушке страхового стажа

Изменения в белорусское законодательство, повысившие планку страхового стажа, ввели одномоментно, переходный период не предусмотрели.

В Беларуси сократили обязательный страховой стаж для начисления пенсий военным и тем, кто ухаживал за инвалидами и стариками. Однако ловушка страхового стажа все равно осталась.

Кого освободили из ловушки

С 1 августа вступит в силу указ президента № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан», которым определенным категориям граждан предусматривается возможность назначения трудовой пенсии по возрасту при страховом стаже не менее 10 лет.

В частности, это касается граждан

- которые проходили военную службу (службу в военизированных организациях), но не приобрели права на военную пенсию. Право на трудовую пенсию по возрасту им предоставляется при наличии стажа работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин;

- которые ухаживали за инвалидом первой группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся в постоянном уходе.

Сейчас в Беларуси требуемый стаж страховых выплат для начисления трудовой пенсии составляет 16 лет, а далее будет только увеличиваться — ежегодно на 6 месяцев до достижения к 2025 году 20 лет. А еще два года назад, чтобы получать пенсию, было достаточно пяти лет работы с уплатой страховых взносов. Исходя из этой нормы, люди строили свои профессиональные и жизненные планы.

Кто и почему остается без пенсии, попав в ловушку страхового стажа

Изменения же в законодательство, повысившие планку страхового стажа, ввели одномоментно, переходный период не предусмотрели. В результате многие белорусы попали в своеобразную ловушку и остались без пенсии.

Теперь для вышеперечисленных категорий граждан страховой стаж для начисления пенсии снижен.

Не хватило года в погонах

Попал в число тех, кто теперь надеется оформить трудовую пенсию, на которую из-за нехватки страхового стажа ранее права не имел, и 62-летний Иван Снитко из Лиды. Он остался без пенсии, потому что в страховой стаж не засчитали 19 лет службы в милиции, откуда мужчина уводился из-за конфликта с начальством в 1992 году. Снитко не хватило буквально одного года, чтобы получить военную пенсию.

Если военнослужащий не отрабатывает в силовых структурах необходимый стаж (раньше 20 лет, согласно новому указу — 10 лет), ему не только не назначается пенсия за выслугу лет, но все отработанное время не засчитывается в страховой стаж, а пенсия начисляется на общих основаниях. Это связано с особенностями начисления военной пенсии — государство как наниматель не платит за людей в погонах страховые взносы.

Те, у кого не хватает страхового стажа, могут рассчитывать только на социальную пенсию. Мужчины имеют право обратиться за ней в 65 лет, женщины — в 60 лет. Сегодня размер социальной пенсии — 91,91 рубля.

Иван Снитко после ухода из милиции дома не сидел — работал, но так получалось, что без оформления, а в последние десять лет — в охране на одном из предприятий Лиды. Благодаря этой работе у него есть около десяти лет стража с уплатой взносов в ФСЗН (годы службы в этот период не входят, но входят в общий трудовой стаж).

Грядущие изменения в законодательство о пенсионном обеспечении его очень обрадовали: «Это справедливо, что стали учитывать службу! Получается, по новому указу, у меня достаточно общего трудового и страхового стажа для начисления пенсии! Я планирую и дальше работать и получать пенсию».

По новому указу, для военных, которые отслужили 10 и более лет, обязательное условие начисления трудовой пенсии — наличие 10 лет страхового стажа. По предварительным подсчетам Снитко, страховой стаж у него около 10 лет, может немножко не хватить для назначения пенсии. Одно утешает — если будет недоставать каких-то месяцев, он успеет, благодаря новшеству в законодательстве, их доработать. Несколько месяцев — это все же не потерянные для начисления пенсии 19 лет службы в милиции.

А если трудовую пенсию Снитко назначат уже сейчас, у него будет доход около 300 рублей, а не несчастные 91 рубль с копейками социальной пенсии.

Страховой стаж уменьшили, но трудовой — увеличили

Координатор правовых программ Белорусского Хельсинкского комитета Дмитрий Черных в целом положительно оценил указ № 233. БХК активно лоббировал изменения в пенсионном законодательстве.

Как отметил Черных, указ устранил коллизию, которая состояла в том, что выплата пособия по уходу за инвалидом первой группы или лицом, достигшим 80-летнего возраста, прекращалась после того, как человек, который ухаживал, сам достигал пенсионного возраста. Теперь и по достижении пенсионного возраста можно продолжать получать пособие, если не назначена трудовая пенсия — до получения социальной пенсии. И этот период засчитывается в общий трудовой стаж.

Дмитрий Черных обратил внимание на еще одну особенность указа. Наряду со снижением до 10 лет страхового стажа, для людей, которые длительное время занимались общественно полезной деятельностью, увеличен общий трудовой стаж — до 35 лет для женщин и 40 лет для мужчин (для остальных остается 20 и 25 лет соответственно).

«Напомню, в трудовой стаж включаются учеба, служба в армии, социальные отпуска по уходу за ребенком до трех лет, периоды ухода за инвалидом первой группы и т.д., — сказал Дмитрий Черных. — Таким образом, указ сделал более справедливым пенсионное обеспечение для таких людей в части страхового стажа, но не в части трудового».

По сути, отметил эксперт, «увеличение трудового стажа сводит на нет уменьшение страхового и ведет к увеличению пенсионного возраста».

В частности, в уязвимом положении по-прежнему будут находиться женщины, «которые рожают много детей». Согласно законодательству, в трудовой стаж входит период отпуска по уходу за детьми до достижения ими возраста трех лет, но не более 9 лет в общей сложности. Тогда как по новому указу общий трудовой стаж должен составлять не менее 35 лет. Каким образом у женщин, которые фактически посвящают себя материнству, сформируется такой стаж, разработчики указа не говорят.

И только для матерей (отцов) пяти и более детей предусмотрена льгота — на пенсию можно выйти в 50 лет после уплаты в ФСЗН взносов в течение 5 лет.

Государство поступает несправедливо

Мама пятерых детей Ирина Хилько ушла на пенсию именно в 50 лет. Ей назначили пенсию в размере 170 рублей.

«Пенсия смешная, я продолжаю работать, благо, дети подросли. Старшим дочерям по 30 лет, еще двум девочкам — 16 и 14, а мальчику — 12. Родить ребенка не проблема, но вот вырастить, дать образование…» — рассказала многодетная мама в комментарии для Naviny.by.

Ирине Хилько как председателю Московской районной организации (Минск) Белорусской ассоциации многодетных родителей приходится нередко присутствовать на встречах с чиновниками:

«Они прямо говорят, что в казне нет денег на то, чтобы включить отпуск по уходу за ребенком в страховой стаж, и можно рассчитывать только на себя. Нам так и заявляли: «Вы воспитали хороших детей, вот и рассчитывайте на них. Пусть теперь дети заботятся о маме и папе». Но ведь государство также должно принимать участие. Женщина, которая родила белорусских граждан, должна рассчитывать на поддержку в старости. И быть материально независимой».

С одной стороны, говорит Ирина Хилько, когда рожаешь детей, о пенсии не думаешь. С другой, когда приходит время и уже не можешь работать, «становится обидно, ведь мама рожает, воспитывает детей, которые будут строить общество».

Многие женщины не работают, потому что не могут это делать физически — например, если в семье растет ребенок-инвалид или если детей много. «И откуда взять 35 лет общего трудового стажа, непонятно», — удивляется Ирина Хилько.

«Это неправильно, несправедливо, — уверена собеседница. — Раз государство предоставляет социальную льготу — три года отпуска по уходу за ребенком, возникает вопрос, почему этот период не идет в страховой стаж. Мы всегда поднимаем эту проблему, когда встречаемся с представителями Минтруда и Комитета соцзащиты Мингорисполкома. Однако нам отвечают, что пока есть то, что есть. Большая семья — это хорошо, но со стороны государства хотелось бы видеть более достойное отношение к матерям, чтобы они могли рассчитывать на поддержку в старости».

Указ не решил всех проблем

Указ № 233 «не устранил проблему ретроспективности, не предусмотрел переходный период для тех людей, которые попали в ловушку страхового стажа», обратил внимание Дмитрий Черных.

По его мнению, и этой позиции придерживается Белорусский Хельсинкский комитет, такие важные вопросы, как пенсионное обеспечение, необходимо регулировать не указами президента, а проводить как изменения в законе через парламент:

«В таком случае есть возможность публичной дискуссии, возможность организовать слушания. Теоретически парламент может не принять тот или иной законопроект, но в случае указа президента никакие действия невозможны».

Пенсия по возрасту в Беларуси

Пенсии по возрасту — это регулярные денежные выплаты из Фонда социальной защиты населения, назначаемые гражданам, достигшим определенного законодательством пенсионного возраста, при условии наличия трудового стажа, минимальный размер которого также определяется законодательством. Величина трудовой пенсии по возрасту зависит от размеров прошлого заработка.

Следует выделить следующие отличительные черты пенсии по возрасту в Республике Беларусь:

  • она назначается по достижении определенного законом возраста:
  • назначается лицам, имеющим достаточно длительный стаж общественно-полезной деятельности;
  • пенсия по возрасту назначается пожизненно, вне зависимости от состояния трудоспособности.

Таким образом, пенсия по возрасту, это не только компенсация предполагаемого снижения способности трудиться, но – заслуженный отдых.

Право граждан на пенсионное обеспечение, в том числе по старости, гарантируется статьей 1 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении». В то же время, в статье 5 настоящего Закона указывается, что право на трудовую пенсию имеют граждане, с доходов которых в период трудовой деятельности делались отчисления по государственному социальному страхованию в течение не менее чем 5 лет.

Читайте так же:  Полномочия следователя следственного комитета рф

Лицам пенсионного возраста, не имеющим права на трудовую пенсию, назначается социальная пенсия на определенных законодательством условиях. Такая норма содержится в статьях 5 и 72 Закона «О пенсионном обеспечении».

Источником выплаты трудовых пенсий по возрасту является Фонд социальной защиты населения. Социальные пенсии выплачиваются непосредственно из республиканского бюджета.

С 1 января 2017 г. Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2016 г. № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» общеустановленный пенсионный возраст будет ежегодно повышаться на 6 месяцев до достижения возраста мужчинами 63 года, женщинами 58 лет.

Напомним, что ранее согласно статье 11 настоящего Закона право получения пенсий по возрасту на общих основаниях имели:

  • мужчины, достигшие 60 лет имеющие трудовой стаж работы не менее 25 лет;
  • женщины, соответственно - 55 лет, при стаже не менее 20 лет.

Назначению трудовой пенсии по возрасту предшествует процесс расчета ее размера исходя из общей продолжительности трудового стажа и особых моментов его исчисления; расчета размера заработка, для определения величины пенсии.

Вопросы начисления пенсий в процентах от предыдущего заработка регулируются статьей 56 Закона. Процедура сбора и проверки сведений о заработке и иных выплатах, включаемых в расчет - соответственно статьями 57 и 58. Порядок учета сведений о трудовом стаже и нюансы его исчисления определены в статьях 51 – 54 Закона.

По отзывам граждан, уже прошедших процедуру расчета и назначения пенсии, процесс этот достаточно хорошо налажен, применение законодательных норм разъяснено и отработано. Наиболее частой проблемой оказываются ошибки при подаче сведений в ФСЗН работодателями, особенно в советские и первые постсоветские годы и получение информации о трудовом стаже и заработке из других государств бывшего СССР.

Для конкретизации существующего положения в описанной области можно рассмотреть статистические данные Мингорисполкома за 2016-2018 годы, в бел.руб.:

Из чего начисляется пенсия в беларуси

Автор: Елена Алимова . Дата создания: 22 ноября 2017

Тонкости пенсионного законодательства во время «прямой линии» в редакции «Витебских вестей» объясняла жителям региона заместитель начальника управления пенсионного обеспечения комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома Елена Алексеевна Садовникова.

– Где применяется страховое свидетельство – «зеленая карточка»?

Валентина Санина, Ушачский район.

– Сегодня в любой организации, принимая человека на работу, требуют предъявить «зеленую карточку» – так в обиходе называют свидетельство государственного социального страхования. С 2003 года в Беларуси введен персонифицированный учет – это учет и хранение по каждому застрахованному лицу данных о стаже, заработке, начисленных страховых взносах, взносах на профессиональное пенсионное страхование и других сведений, необходимых впоследствии для назначения пенсии. Тем, кто начал свою трудовую деятельность с 2003 года и позже, для назначения пенсии не придется собирать справки о заработной плате, вся информация уже будет накоплена на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица – на «зеленой карточке».

– 4 марта мне исполнилось 80 лет. Слышал, что есть надбавка к пенсии с 80-ти. Правда ли это?

Станислав Чернянин, Полоцкий район.

– С 2012 года к пенсиям постоянно проживающих в Республике Беларусь неработающих получателей в возрасте старше 75 лет установлены ежемесячные доплаты. Тем, кто достиг 75 лет, добавляют 75% минимального размера пенсии по возрасту, с 80 лет – 100%. Помимо этого в соответствии со статьей 25 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» с 80 лет установлена еще одна надбавка – 50% минимального размера пенсии по возрасту.

Доплата устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором человек достиг 75 или 80 лет. Поскольку вам 80 лет исполнилось в марте, значит, размер «возрастной» доплаты изменился с апреля.

До 80 лет ваша доплата составляла 33,77 руб., после 80 лет – 67,54 руб. С 1 ноября 2017 г. в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума повысился и минимальный размер пенсии по возрасту, и теперь для вас доплата к пенсии составляет 74,18 руб.

– После ухода с основной работы на пенсию 8 лет я отработала санитаркой, уплачивала обязательные страховые взносы. Скажите, эти годы засчитываются в пенсионный стаж?

Алевтина Шурова, Орша.

– Нет. Для расчета пенсии учитывается только стаж, выработанный до ее назначения, а все, что после, берется в расчет только если, работая, человек не получал пенсию (часть 4 статьи 51 закона).

Следует отметить, что законодательством (статья 23-1 закона) предусмотрено установление доплаты за каждый дополнительный год работы без получения пенсии после достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Так, каждые два месяца неполного года работы без получения пенсии позволят увеличить ее размер на 1% заработка, из которого она исчислена, за один год – на 6%, за два года – на 14%, за три – на 24%, за четыре – на 36%. Каждый последующий год позволит увеличить пенсию еще на 14%.

– Вышел на пенсию, через некоторое время устроился на работу и получил меньшую пенсию. Почему?

Вячеслав Грибанов, Витебск.

– Согласно статье 83 закона в период работы или занятия предпринимательской деятельностью (за исключением работы на производстве сельхозпродукции) часть пенсии, исчисленная с учетом заработка свыше 130% средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера, не выплачивается.

Проще говоря, факт работы на размер пенсии не влияет, если индивидуальный коэффициент заработка ниже 1,30000. Если же он, к примеру, 2,00000, то, как только устраиваетесь на работу, пенсия исчисляется по коэффициенту 1,30000, независимо от размера заработной платы.

– Что влияет на сумму пенсии – стаж или коэффициент?

Анна Васильева, Чашники.

– На размер пенсии влияют оба параметра. Чем больше индивидуальный коэффициент заработка и больше стаж, тем, соответственно, выше размер пенсии.

Например, при индивидуальном коэффициенте заработка 2,00000 и стаже 33 года размер пенсии у неработающей женщины в ноябре текущего года составил бы 352,60 руб. При индивидуальном коэффициенте 0,60000 и при таком же стаже пенсия получается 227,80 руб.

– У меня пенсия 377 рублей, а у моих дочерей – по 150-170 рублей. Откуда берутся такие цифры?

Леонид Красновский, Сенненский район.

– Каждому пенсионеру пенсия исчисляется индивидуально с учетом его стажа работы и заработка за установленный период, из которого уплачивались страховые взносы на пенсионное обеспечение.

В девяностые годы многие предпочитали работать, не оформляясь официально, или получать заработную плату «в конверте». Работодателям такая система трудовых отношений позволяла платить сотрудникам больше. Вместе с тем это лишает человека социальных гарантий. Если наниматель не уплачивает страховые взносы с дохода работника или уплачивает их частично, человек не сможет претендовать на высокий размер пенсии.

– Через несколько лет пойду на пенсию. С декабря 1990 года по август 1994-го была военнослужащей Балтийского флота на территории России. После распада СССР гарнизон был расформирован, а Балтийский флот стал частью российской армии. Во время службы часть времени была в отпуске по уходу за ребенком. Хотелось бы знать, войдут ли в стаж для начисления пенсии эти годы и нужно ли мне самой разыскивать справку о заработной плате за тот период?

Елена Гришина, Витебский район.

– Пенсионное обеспечение граждан Республики Беларусь и Российской Федерации, проживающих на территориях обеих стран, осуществляется в соответствии с национальным законодательством государств с учетом норм договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 г.

Согласно этому договору граждане как Беларуси, так и России, имеют право выбора на получение пенсии – как пропорционально, так и по гражданству.

Можно выбрать получение пенсии и от Беларуси, и от России пропорционально стажу работы в каждом государстве после 13 марта 1992 г., при этом за советский стаж до указанной даты пенсию назначает государство проживания гражданина (пункт 1 статьи 23 договора).

Второй вариант – пенсия за стаж, наработанный в обеих странах, выплачивается по законодательству государства, гражданином которого является заявитель (пункт 2 статьи 23 договора).

Один из вариантов выбирается гражданином самостоятельно и указывается в заявлении. Отмечу, что с пропорции на гражданство можно перейти в любое время. Если же вы выбрали пенсию по гражданству, то этот вариант окончательный и пересмотру не подлежит. В любом случае назначаются и исчисляются пенсии в соответствии с законодательством того государства, которое ее выплачивает.

Следует отметить, что согласно законодательству Республики Беларусь в стаж для исчисления пенсии засчитываются периоды военной службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь, а также службы в Вооруженных Силах бывшего СССР (пункт «а» статьи 51 закона). Служба в Вооруженных Силах Российской Федерации не засчитывается в стаж для исчисления пенсии в Республики Беларусь.

Обращаем внимание, что работа, протекавшая до 1 января 1992 года на территории государств, ранее входивших в состав СССР, рассматривается как работа в Республике Беларусь, после указанной даты – как работа за границей. Поэтому заработная плата за пределами Беларуси после 1 января 1992 года при назначении пенсии в Республике Беларусь не учитывается.

Побеспокоиться о сборе документов для назначения пенсии можно и заранее. Поскольку вы служили с декабря 1990 года, то для исчисления пенсии потребуются справка о денежном довольствии с декабря 1990 года по декабрь 1991 года.

Такие справки выдают архивы Министерства обороны Республики Беларусь и Министерства обороны Российской Федерации. Поэтому следует уточнить, куда сданы документы войсковой части, в которой вы служили, и сделать запрос. Оказать содействие в розыске документов могут военные комиссариаты по месту жительства в Республике Беларусь.

Обращаем внимание, что в Беларуси с 1 января 2017 года предусмотрено повышение общеустановленного пенсионного возраста ежегодно на 6 месяцев до достижения мужчинами 63 лет, женщинами – 58. В России же пока остается пенсионный возраст для мужчин 60 лет, для женщин 55. Поэтому обращаться за назначением российской части пенсии с учетом договора можно и в Республике Беларусь по достижении мужчинами 60 лет, женщинами 55 лет.

Фото Елены Алимовой и Антона Степанищева