Перейти к содержимому

Консолидирующий договор это

Консолидированная группа налогоплательщиков - консолидированный договор это

Любые положения договора о создании консолидированной группы . 4) в случае подписания документов не уполномоченными на это лицами. 12.

Организация - сторона договора о создании консолидированной группы . 4 ) в случае подписания документов не уполномоченными на это лицами. 12. Статья 25.3. Договор о создании консолидированной группы . Консолидированной группой налогоплательщиков признается добровольное . организаций на основе договора о создании консолидированной группы .

Консолидированная группа налогоплательщиков | ФНС | 77 .

Документом , подтверждающим возможности серьезного соучастника консолидированной категории налогоплательщиков , считается уговор о творении консолидированной категории налогоплательщиков , заключенный согласно с истинным 1. Тогда , когда серьезный соучастник консолидированной категории налогоплательщиков согласно со реального кодекса отнесен к группы основных налогоплательщиков , уговор о творении консолидированной категории налогоплательщиков подлежит регистрации в налоговом органе по месту учета указанного серьезного соучастника консолидированной категории в виде главного налогоплательщика. Федеральные законы и кодексы РФ ( рф) полный текст документов 1.
Кодекса внесены перемены , 3) объем незапятнанных активов организации , рассчитанный на основании бухгалтерской ( экономической) отчетности на заключительную отчетную дату , предыдущую дате представления в налоговый орган документов для регистрации уговора о существе ( изменении) консолидированной категории налогоплательщиков , превосходит объем ее уставного ( складочного) денег!
Присоединение свежей организации к имеющейся консолидированной группе налогоплательщиков вполне вероятно если соблюдать условие , собственно присоединяемая организация подходит условиям , предусмотренным пт 3 истинней заметки , на дату собственного присоединения… Негативная разница соглашается расходованием своих средств консолидированной категории налогоплательщиков.
Гд-4−320790 о порядке предисловия в следствие соглашения о изменении уговора о существе кгн , связанного с подключением в состав кгн свежего соучастника ежели вы отметили на вебсайте опечатку либо неточность , мы станем благодарны , раз вы сообщите про это… На протяжении 5 дней с даты получения документов , предписанных в абзацах первом и втором реального пт , информация о прекращении воздействия консолидированной категории налогоплательщиков следует налоговым органом в налоговые органы по месту нахождения организаций — соучастников консолидированной категории налогоплательщиков , а еще по месту нахождения обособленных подразделений организаций — соучастников консолидированной категории налогоплательщиков консолидированный договор это . Все в совокупы организации , являющиеся соучастниками консолидированной категории налогоплательщиков , обязаны подходить последующим условиям 1) совокупная сумма налога на добавленную цена , акцизов , налога на прибыль организаций и налога на добычу нужных ископаемых , оплаченная на протяжении календарного года , предыдущего году , в каком представляются в налоговый орган документы для регистрации уговора о творении консолидированной категории налогоплательщиков , в отсутствии учета сумм налогов , оплаченных по вопросу движением продуктов через таможенную границу таможенного союза , сочиняет более 10 млрд руб. от г. Выход организации из состава консолидированной категории налогоплательщиков не высвобождает ее от выполнения согласно со истинного кодекса повинности по уплате налога на прибыль организаций , подходящих пеней и штрафов , появившихся во время , как скоро организация считалась соучастником таковой категории. Уговор о творении консолидированной категории налогоплательщиков налоговый кодекс России ( часть 1-ая) от 31 консолидированный договор это . Серьезный соучастник консолидированной категории налогоплательщиков должен 1) представлять в норме и сроки , которые учтены реальным кодексом , в налоговый орган для регистрации уговор о творении консолидированной категории налогоплательщиков , перемены уговора о творении консолидированной категории налогоплательщиков , решение или же уведомление о прекращении воздействия консолидированной категории налогоплательщиков 2) вести налоговый учет , вычислять и уплачивать налог на прибыль организаций ( авансовые платежи) по консолидированной группе налогоплательщиков в норме , установленном главой 25 реального кодекса 3) представлять в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков , а еще документы , приобретенные от иных соучастников данной категории , в норме и сроки , которые установлены истинным 4) порой остановки воздействия консолидированной категории налогоплательщиков и ( или же) выхода организации из состава консолидированной категории налогоплательщиков представлять иным соучастникам данной категории ( такой как вышедшим из состава категории либо реорганизованным) сведения , нужные для исчисления и уплаты налога на прибыль организаций ( авансовых платежей) и составления налоговых деклараций за надлежащие отчетные и налоговый периоды , в норме и сроки , которые учтены уговором о творении консолидированной категории налогоплательщиков 5) уплачивать недоимку , пени и штрафы , образующиеся связанным с исполнением повинностей налогоплательщика налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков 6) информировать соучастников консолидированной категории налогоплательщиков о получении притязании о уплате налогов и сборов на протяжении 5 дней со дня его получения 7) истребовать у соучастников консолидированной категории налогоплательщиков документы , объяснения и другую информацию , достаточную для претворения в жизнь налоговыми органами событий налогового контролирования и выполнения повинностей налогоплательщика налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков 8) представлять первичные документы , регистры налогового учета и другую информацию по консолидированной группе налогоплательщиков , истребованную в масштабах событий налогового контролирования налоговым органом , коим зарегистрирован уговор о творении указанной категории

Статья 25.1 НК РФ. Общие положения о консолидированной . | консолидированный договор это

Указанное условие должно соблюдаться в течение всего срока действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков.

31 июл 1998 . Договор о создании консолидированной группы . 4) в случае подписания документов не уполномоченными на это лицами. 12. В случае .

консолидированный договор

RPI.su - самая большая русскоязычная база вопросов и ответов. Наш проект был реализован как продолжение популярного сервиса otvety.google.ru, который был закрыт и удален 30 апреля 2015 года. Мы решили воскресить полезный сервис Ответы Гугл, чтобы любой человек смог публично узнать ответ на свой вопрос у интернет сообщества.

Все вопросы, добавленные на сайт ответов Google, мы скопировали и сохранили здесь. Имена старых пользователей также отображены в том виде, в котором они существовали ранее. Только нужно заново пройти регистрацию, чтобы иметь возможность задавать вопросы, или отвечать другим.

Чтобы связаться с нами по любому вопросу О САЙТЕ (реклама, сотрудничество, отзыв о сервисе), пишите на почту [email protected] . Только все общие вопросы размещайте на сайте, на них ответ по почте не предоставляется.

Консолидированный налогоплательщик

Консолидированный налогоплательщик – это плательщик налога на прибыль, представленный объединением юридических лиц. Оплата налога происходит на добровольной основе по причине высокого процента прибыли фирмы. Организации консолидированных групп налогоплательщиков подписывают договор относительно данного налогообложения.

Действующее законодательство дает представление про положение объединенных групп налогоплательщиков. В законодательстве специально составлены условия, которым должно соответствовать лицо, желающее стать участником такой группы. Если лицо соответствует этим требованиям и является одной из сторон договора, то его можно считать участником данной группы плательщиков налогов.

Объединенная группа плательщиков налогов должна иметь ответственного представителя, которым признается лицо, отвечающее за проведение исчислений налоговых выплат. Представитель группы выбирается методом голосования потенциальных участников такой группы.

Условия для регистрации подобной объединенной группы

Объединенные группы плательщиков налогов могут создавать те организации и предприятия, которые относительно налогового Кодекса соответствуют ряду специальных требований:

  • она не может перебывать в стадии реорганизации;
  • не должна являться банкротом или быть несостоятельной;
  • размер капитала данной организации, что был оговорен в её уставе, должен быть выше размера активов в чистом виде, которые были получены за последний отчетный квартал, что предшествовал сроку подачи документов про создание данной группы в местный налоговый орган.

Новая организация может присоединиться к уже созданной группе в том случае, если её физические показатели отвечают ряду требований, которые перечислены выше.

Требования, которым обязаны соответствовать потенциальные представители объединенных групп плательщиков налогов

Консолидированный налогоплательщик должен соответствовать таким требованиям:

1) Суммарные размеры налога, что были уплачены на протяжении последнего года, не должны быть ниже 10 миллиардов рублей, не учитывая тех налогов, которые уплачивали в связи с транспортировкой продукции через границу.

2) Не меньше ста миллиардов рублей может быть суммарное число полученного дохода от реализации всех возможных предоставляемых ими на рынок товаров. Речь идет о том календарном периоде (12 месяцев), который длился до наступления последующего налогового квартала, то есть за текущий год и до того, как была подана документация про регистрацию объединенной группы налогоплательщиков.

3) Общая стоимость активных доходов на последний день года (день, который предшествовал периоду, когда была подана документация про регистрацию консолидации определенной группы юридических лиц) в сумме составлять должна не меньше, чем 300 миллиардов рублей.

Кто не может зарегистрироваться участником объединенной группы юридических лиц - плательщиков налогов на доход?

  • Среди представителей данных групп не может быть лиц, которые зарегистрированы как резиденты специальных экономических зон.
  • Банки (но только за исключением того случая, когда объединенная группа налогоплательщиков полностью состоит из банковских организаций).
  • Организации, оказывающие услуги по страхованию (но только за исключением случаев, в которых объединенная группа плательщиков налогов состоит лишь из подобных страховочных организаций).
  • Пенсионные фонды, что не являются государственными.
  • Представители рынка ценных бумаг, но только в тех случаях, когда остальные участники объединенной группы плательщиков налогов так же не являются представителями такого рынка, и при этом они не числятся как банки.
  • Так же участниками данной группы плательщиков налогов не могут выступать юридические лица, которые уже состоят в составе подобной группы.
  • Организации, оказывающие клиринговые услуги.
  • Кооперативы, оказывающие кредитные услуги.
  • Организации, которые оказывают услуги образования и медицинского обслуживания населения. Такие организации действуют по нулевой ставке налогообложения на прибыль и не могут выступать в качестве представителей объединенной группы плательщиков налогов.
  • Организации, что были зарегистрированы как участники свободной экономической зоны.

консолидирующий

Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин . 2013 .

Смотреть что такое "консолидирующий" в других словарях:

Консолидирующий кредит — кредит, который объединяет или рефинансирует другие кредиты с целью уменьшения ежемесячных долговых платежей. По английски: Consolidation loan См. также: Кредитные операции Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

консолидирующий кредит — Кредит, который объединяет или рефинансирует другие кредиты или задолженности. Он, как правило, представляет собой кредит, предназначенный для снижения ежемесячных долговых платежей физического лица … Финансово-инвестиционный толковый словарь

крепящий — закрепляющий, прикрепляющий, упрачивающий, укрепляющий, консолидирующий, взбадривающий, цементирующий, подбадривающий, фиксирующий, ободряющий, приободряющий, поощряющий, скрепляющий, подбодряющий, упрочивающий, прилаживающий, бодрящий Словарь… … Словарь синонимов

упрочняющий — цементирующий, консолидирующий, армирующий, упрочивающий, укрепляющий, термоупрочняющий, скрепляющий Словарь русских синонимов. упрочняющий прил., кол во синонимов: 7 • армирующий (2) • … Словарь синонимов

ТКЦ — торгово коммерческий центр Пример использования ТКЦ «Чкаловский» технокомцентр ТКЦ технический коммерческий центр техн. ТКЦ технический кризисный центр … Словарь сокращений и аббревиатур

Чешский вопрос — вопрос об урегулировании национальных отношений между чехами и немцами, отчасти также поляками, в тех землях австрийской короны, где чехи составляют значительную часть населения, т. е. в королевстве Чехии, маркграфстве Моравии и герцогстве… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Мафия (игра) — У этого термина существуют и другие значения, см. Мафия (значения). Это статья о салонной ролевой игре 1986 года. Статья о компьютерной видеоигре 2002 года здесь М А Ф И Я Разработчик(и) Дмитрий Давыдов … Википедия

закрепляющий — прил., кол во синонимов: 30 • блокирующий (11) • бронирующий (3) • вделывающий (5) … Словарь синонимов

объединяющий — прил., кол во синонимов: 29 • агрегирующий (3) • воссоединяющий (2) • группирующий … Словарь синонимов

Консолидирующий кредит

Консолидирующий кредит - это услуга банка, которая позволяет объединить все имеющиеся задолженности и выплачивать общую сумму в одном банке.

Когда это нужно?

Предположим, что вы решили обзавестись некоторыми благами – например, огромный телевизор, итальянский кухонный гарнитур и хорошая новая машина. При этом, вашей супруге очень понравилась шубка, а ребенок закончил школу, поступил в вуз, и теперь нужно оплачивать его образование. Ни у вас, ни у жены нет кредитной карты, поэтому вы оформляли займы на месте, и, конечно же, получилось, что все они в разных банках. Теперь вам придется каждый месяц ездить в отделения разных банков для того, чтобы погасить ежемесячную задолженность. При этом нужно не запутаться в бумагах и датах (как это часто бывает), оплатить в каждом банке нужную сумму. Согласитесь, иметь кредиты в пяти разных банках – это не совсем удобно. Гораздо проще иметь один в том банке, отделение которого находится в минуте ходьбы от вашего дома или офиса.

Консолидирующий кредит - как это сделать?

Для удобства своих клиентов, банки придумали процедуру консолидации, которая позволяет объединить все задолженности в одном банке и оплачивать один (общий) ежемесячный платеж в удобном для вас отделении банка.

Ни для кого уже не является секретом тот факт, что банки взаимодействуют между собой, продавая друг другу задолженности. Вот и выбранный вами банк может скупить ваши кредиты у других и объединить все в один.

Вам для того, чтобы воспользоваться этой услугой, нужно лишь прийти в отделение выбранного банка и написать соответствующее заявление о желании создать консолидирующий кредит.

Конечно, такая услуга имеет свою цену, ведь для ее реализации кому-то придется потрудиться, а потому итоговая сумма кредита может несколько возрасти. Однако на практике, вы окажитесь скорее в плюсе: вам бы все равно пришлось потратить деньги, ведь для поездок в разные отделения вам нужно было бы оплачивать бензин, а так же вы бы потеряли драгоценное время, а, как известно, время - деньги.

Читайте так же:  Нужен гражданам армении патент

Так что, как вы можете понять, небольшая приплата банку может существенно разгрузить вашу голову – вам больше не придется заниматься подсчетами и составлением плана погашения задолженностей на месяц. Теперь вы будете ровно один раз в четыре недели ходить в ближайшее отделение банка и оплачивать за один раз все кредиты. Согласитесь, это намного удобнее и быстрее?

Еще одним пунктом расходов, который может стать решающим для отказа от консолидирующего кредита является суммация и пересчет рисков, которые должны быть компенсированы. В результате банк может попросить залог или увеличить сумму кредита. В том случае, если у вас уже имеются залоговые займы, залог станет распространяться на всю сумму.

Однако, с другой стороны, правильно выбранный банк позволит вам сэкономить на иных расходных статьях кредитного договора, которые подразумевают большие процентные надбавки. Поэтому, в итоге большая часть ваших дополнительных расходов опять же окажется компенсированной.

Консолидирующие кредиты в последнее время пользуются все большим спросом, но прежде, чем согласиться на такое предложение, стоит присесть и серьезно подумать – взвесить все «за» и «против», просчитать риски.

Консолидированный кредит – это одна из тех банковских услуг, обратившись к которой, вы можете существенно облегчить свою жизнь. Однако, здесь есть множество подводных камней, знать о которых нужно заранее, а потому относиться к этой возможности нужно «с умом».

Консолидированный бюджет

Скорее всего Вам будет интересна наша статья Федеральный бюдежт, а статью консолидированный бюджет разбиваем на темы:

Консолидированный бюджет

Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, которые входят в состав субъекта РФ, и образуют консолидированный бюджет субъекта РФ. федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ также образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ, консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней, который включает в себя федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет субъекта РФ включает региональный бюджет, т. е. бюджет субъекта РФ, и местные бюджеты.

Термин «консолидированный бюджет» был включен также в Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР» от 10 октября 1991 г в связи с упразднением государственного бюджета РФ, в который входили все звенья бюджетной системы России. Вышеуказанный закон в настоящее время не действует.

В бюджетном планировании используются показатели консолидированных бюджетов. Объемы консолидированных бюджетов административно-территориальных преобразований принимаются в расчет при определении размеров дотаций и величины нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов РФ.

Роль консолидированных показателей важна при проведении анализа формирования и использования централизованного финансового фонда страны.

Сводное финансовое планирование невозможно без расчета показателей консолидированных бюджетов. Из консолидированных бюджетов берутся показатели сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов. В доходной части баланса используются данные: налог на добавленную стоимость и акцизы, налог на имущество, подоходный налог, налоги на внешнюю торговлю, средства бюджетных целевых фондов и т. д.

Расходная часть включает: расходы на социально-культурные мероприятия, которые финансируются за счет бюджета, затраты на государственные инвестиции, государственные дотации, расходы на науку из бюджета, на оборону, расходы на содержание правоохранительных органов, органов власти, судов прокуратуры и др.

Показатели консолидированного бюджета играют большую роль в перспективном планировании в целом и перспективном финансовом планировании в частности. финансовые показатели, в основе которых лежат показатели консолидированных бюджетов, используются при разработке прогнозов экономического и социального развития государства и территорий.

Показатели консолидированных бюджетов используются при расчетах, которые характеризуют различные виды обеспеченности жителей страны и ее территорий.

Консолидированный бюджет РФ

Консолидированный бюджет РФ — это свод федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ без учёта бюджетов государственных внебюджетных фондов ГВБФ и межбюджетных трансфертов. Консолидированный бюджет субъекта РФ — представляют собой свод регионального бюджета, местных бюджетов территорий, административно входящих в субъект Федерации без бюджета государственного территориального фонда обязательного медицинского страхования ТФОМС.

Консолидированный (сводный) бюджет области выполняет функцию объединений бюджетных показателей территории. В нём находят отражение результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в регионе; условия сбалансированности доходов и расходов в целом по субъекту Федерации.

Доходы консолидированного бюджета

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления. Форма образования и расходования фонда денежных средств, поступивших в распоряжение государства и местного самоуправления, известна как бюджет. Отличительной чертой бюджета является его плановое начало. Поэтому составление бюджета по доходам есть не что иное, как планирование поступающих в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления денежных средств во времени.

В сегодняшних быстроменяющихся условиях планирование можно классифицировать как достаточно рискованный вид деятельности. Дело в том, что доходы бюджета в момент их осуществления могут существенно отличаться от предполагаемых плановых значений. Поток поступлений не может быть спланирован вполне точно, поскольку нет и не может быть полной определенности относительно будущего. И чем продолжительнее плановый период (а это, к примеру, неминуемо при переходе к среднесрочному бюджетному планированию), тем ниже степень определенности и выше риск наступления непредвиденных событий.

Сказанное выше, подчеркивает актуальность изучения доходов как объекта бюджетирования. Для повышения эффективности бюджетного планирования необходимо иметь представление, насколько данный объект стабилен, предсказуем, управляем; какие события могут негативно повлиять на поступление доходов бюджета и как эти события можно предупредить. Другими словами, необходимо иметь представление о рисках, возникновение которых возможно как в ближайшем, так и в отдаленном будущем.

В общем объеме доходов консолидированных бюджетов субъектов федерации стабильно мал вес доходов, которые региональные и местные власти непосредственно извлекают от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. При этом следует отметить, что величина доходов от имущества находится в прямой зависимости от профессиональных навыков и предприимчивости собственника. Данное обстоятельство позволяет классифицировать данный подвид доходов бюджета как достаточно управляемый, причем прирост доходов может быть, вполне обеспечен в краткосрочной перспективе.

С налоговыми доходами ситуация диаметрально противоположная. Установление новых видов налогов, их отмена или изменение относятся к полномочиям федеральных органов законодательной и исполнительной власти. Полномочия законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по формированию налоговых доходов соответствующих бюджетов ограничиваются введением на своей территории региональных и местных налогов и сборов в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством.

При этом перечень региональных и местных налогов невелик, более того на протяжении последних лет он в основном сокращался, что привело к снижению поступлений как в целом по региональным и местным налогам и сборам, так и в каждой группе отдельно. В некоторых регионах этому "способствовали" отмены: налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы; налога с продаж и вместе с ним целого ряда местных налогов и сборов; выбытие из состава региональных единого налога на вмененный доход. Кроме того, принимая решение о повышении ставок по региональным и местным налогам, региональным и местным властям необходимо учитывать, что ставки налогов не должны превышать некий разумный максимум, за которым следует регрессия хозяйства и уклонение от уплаты налога.

Очевидно, что обеспечить рост поступлений обязательных платежей в консолидированный бюджет субъекта можно не через увеличение налоговой нагрузки на экономику, а за счет мероприятий по повышению уровня собираемости налогов.

Практика показала, что положительное влияние на повышение уровня собираемости налоговых доходов оказали меры по реструктуризации накопившейся налоговой задолженности по платежам в бюджеты всех уровней в соответствии с порядком, установленным правительством Российской Федерации, поскольку основным условием для осуществления такой реструктуризации является своевременная и полная уплата налогоплательщиком текущих налоговых платежей.

Замечено, что общеэкономическая ситуация по-разному влияет на поведение налогов. Так, поступления косвенных налогов по сравнению с прямыми налогами оказывается более устойчивым к экономическим неурядицам. В этом плане формирование бюджета за счет прямых и косвенных налогов на паритетных началах было бы своего рода гарантией большей устойчивости бюджета в чрезвычайных случаях, обусловленных неблагоприятной экономической ситуацией.

Как показал анализ внутри группы прямых налогов, поступления, приносимые имущественными налогами, более стабильны по отношению к поступлениям от подоходных налогов. Причина кроется в том, что величина доходов юридических и физических лиц во многом предопределяется текущей макроэкономической ситуацией, складывающейся под воздействием экономической политики центрального правительства. Кроме того, наличие различных легальных схем оптимизации налога на прибыль организаций позволяет налогоплательщикам размещать центры прибыли на любой территории, выбранной по собственному усмотрению. В складывающейся ситуации региональные власти по большому счету не в состоянии влиять на положение вещей.

Итак, в силу ряда факторов региональные власти нередко оказываются лишенными возможности контролировать будущее либо имеют весьма ограниченные для этого полномочия. Тем не менее, бюджеты должны быть сверстаны, законодательно утверждены и действия по их исполнению осуществлены. А положительный эффект этой работы может быть достигнут только в результате комплексной оценки планового периода, в том числе путем выявления вероятных рисков, способных негативно сказаться на доходах бюджета, и разработки мероприятий по их предупреждению.

Структура консолидированного бюджета

Консолидированный бюджет Российской Федерации состоит из трех уровней:

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ:
- Федеральный бюджет РФ
- Бюджеты государственных внебюджетных фондов
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ
- Бюджеты субъектов РФ (региональных бюджетов)
- Региональных внебюджетных фондов
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ
- Местные бюджеты
- Муниципальные внебюджетные фонды

В настоящее время консолидированный бюджет Российской Федерации включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных округов и около 29 тыс. местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты);
Следует отметить, что в состав федерального и территориальных бюджетов (бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов) входят целевые бюджетные фонды, формирующиеся за счет целевых источников и имеющие целевое расходование средств. В числе таких фондов — дорожный, экологический, воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных ресурсов и др.

Бюджеты, входящие в консолидированный бюджет Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

Рассмотрим каждый из трех уровней консолидированного бюджета в отдельности:

Федеральный бюджет — ведущее звено консолидированного бюджета, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием (парламентом) Российской Федерации.

По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств Российской Федерации.

Федеральный бюджет играет важную экономическую роль в перераспределении совокупного общественного продукта и национального дохода, концентрации денежных средств для финансирования отраслей экономики, укрепления обороноспособности государства. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами, регионами страны. Он активно используется государством для воздействия на темпы развития тех или иных отраслей производственной и непроизводственной сфер.

Средства федерального бюджета выступают важным финансовым источником капитальных вложений в основные фонды, дотаций жизненно важным отраслям, укрепления обороноспособности. Усиливается экономическое воздействие федерального бюджета на эффективность производства, ускорение научно-технического прогресса. Федеральный бюджет, финансируя образование и науку, стал крупным источником средств для воспроизводства квалифицированных и научных кадров.

В последние годы роль и значение государства возрастают, увеличиваются и затраты на содержание государственных органов управления. Это связано с изменением содержания и расширением функций государства и органов управления государством (образованием института президентства, федеральных округов, расширением парламента, Конститу-ционного Суда и др.).

Право Российской Федерации на самостоятельный федеральный бюджет закреплено в Конституции РФ (ст. 71), а БК РФ детально регламентирует порядок его формирования и исполнения.

Законодательно дано право устанавливать налоги, сборы, зачисляемые в доходы федерального бюджета. При этом установление общих принципов налогообложения, согласно ст. 72 Конституции РФ, относится к совместному ведению РФ и субъектов Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ в стране избирается Федеральное Собрание России, Президент РФ, Правительство РФ, наделенные рядом государственных функций, в том числе бюджетными правами. Для управления народным хозяйством, выполнения законодательства, организационно-воспитательных и иных функций образуются органы исполнительной власти (министерства, государственные комитеты, ведомства и др.).

Для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий в Российской Федерации формируется централизованный финансовый (денежный) фонд — федеральный бюджет РФ, что закреплено в Конституции Российской Федерации.

В ст. 71 Конституции Российской Федерации записано: "В ведении Российской Федерации находятся: федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития".

Через федеральный бюджет осуществляется распределение и перераспределение внутреннего валового продукта п созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, осуществляется финансирование общегосударственных органов власти, науки, искусства, образования, обороноспособности и т. д.

Доходы бюджета, расходы бюджета, допустимый уровень инфляции, предельный размер дефицита, предельный размер кредитов, предоставляемых Россией иностранным государствам, размеры заимствований устанавливаются Федеральным законом об утверждении федерального бюджета на финансовый год.

Региональными бюджетами являются бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований — республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований и городов Москвы и Санкт-Петербурга. В БК РФ бюджеты республик, краев, областей и автономных образований именуются бюджетами субъектов Российской Федерации.

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ. Бюджетный фонд субъекта Федерации является государственной собственностью.

Региональные бюджеты — составная часть финансовой системы Российской Федерации. К региональным бюджетам относятся бюджеты 21 республики в составе Российской Фе-дерации, 55 краев, областей и городов Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты 10 автономных округов.

В последние годы роль региональных и местных бюджетов возрастает, расширяется сфера их применения в связи с расширением прав региональных и местных органов власти в соответствии с законодательством РФ.

Роль региональных бюджетов субъектов Российской Федерации в экономическом и социальном развитии заключается в следующем.

Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах регионов Российской Федерации позволяет органам представительной и исполнительной власти регионов иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией РФ, в чем и заключается главная рель региональных бюджетов. Посредством бюджетов образуются денежные фонды административно-территориального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них назначения, создают финансовую базу для осуществления функций органов власти субъектов Фе-дерации.

Во-вторых, формирование региональных бюджетов, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность регионам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие региона. Региональные бюджеты позволяют органам власти в регионах обеспечить планомерное развитие образовательных, медицинских учреждений, организаций культуры и искусства, жилищного фонда и дорожного хозяйства.

В-третьих, с помощью региональных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и ре-ализуются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, содержанию исторических учреждений культуры и др.

В-четвертых, имея в распоряжении финансовые бюджетные средства, органы власти регионов могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы.

В-пятых, концентрируя часть финансовых ресурсов в региональных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти регионов могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач, развитие в регионе приоритетных отраслей экономики, промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы.

В последнее время органы власти регионов стали выделять бюджетные средства на инвестиции (реальные и финансовые). Такие инвестиции будут формировать государ-ственную собственность в республике, крае, области. Это делается для укрепления позиций государства как хозяйствующего субъекта.

В-шестых, региональные бюджеты через финансовые ресурсы оказывают воздействие на оптимальные пропорции финансирования капитальных и текущих затрат и стимули-рование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, а также создание новых местных производств и промыслов, что позволяет создавать дополнительные рабочие места и вносить вклад в решение проблемы снижения безработицы в регионе.

Характеризуя роль региональных бюджетов, нельзя не учитывать, что кризисные явления в экономике страны — инфляция и расстроенность финансовой системы — не позволяют им выполнять в полной мере свое предназначение. К таким негативным факторам можно отнести бюджетный дефицит.

Роль региональных бюджетов в социально-экономическом развитии региона может еще больше возрастать при определенных условиях. Такими условиями являются, прежде всего, наделение соответствующими полномочиями органов власти субъектов Российской Федерации по формированию и исполнению их бюджетов.

Местными бюджетами являются бюджеты муниципальных образований — административно-территориальных образований (муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений).

Бюджет каждого муниципального образования (местный бюджет) — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обяза-тельств соответствующего муниципального образования, обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. В Российской Федерации насчитывается 29 тысяч местных бюджетов (без учета городских и сельских поселений).

Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Роль этих бюджетов в социально-экономическом развитии регионов возрастает в связи с расширением прав местных органов власти в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления и Бюджетным кодексом РФ ".

Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии районов характеризуется следующим.

Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования позволяет местным органам власти иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией РФ, в которой записано: "Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муници-пальной собственностью" (ст. 130). И далее в Конституции РФ сказано: "Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения".

Создание финансовой базы — главная роль местных бюджетов.

Во-вторых, формирование бюджетов муниципальных образований, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность муниципалитетам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие района. Местные бюджеты позволяют органам муниципальной власти обеспечить планомерное развитие учреждений образования медицинского обслуживания, культуры жилищного фонда и дорожного хозяйства.

В-третьих, с помощью местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, возрождению культурных памятников, используя в необходимых случаях межбюджетные отношения.

В-четвертых, имея в распоряжении финансовые средства, органы муниципальной власти могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание му-ниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы (школах, больницах и др.).

В-пятых, концентрируя часть финансовых ресурсов в местных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач развития региона и приоритетных отраслей.

В-шестых, финансовые органы муниципалитетов могут через местные бюджеты оказывать воздействие на образование оптимальных пропорций в финансировании капитальных и текущих затрат, стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, создание новых местных производств и промыслов.

Отмечая роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов, нельзя не учитывать, что кризисные явления в экономике страны — инфляция, расстроенность финансовой системы — не позволяют местным бюджетам проявлять в полной мере свою роль. К таким негативным факторам можно также отнести бюджетный дефицит.

Роль местных бюджетов в социальном и экономическом развитии регионов будет возрастать по мере стабилизации экономики страны и расширения полномочий органов местного самоуправления по формированию доходов местных бюджетов и их использованию.

Доходы местного бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов местного самоуправ-ления. Средства местного бюджета относятся к объектам муниципальной собственности. Это определяет собственника бюджетных средств, которым является не орган местной власти, а административно-территориальное образование. Органы власти и управления осуществляют в пределах своей компетенции распоряжение этой собственностью. Статья 72 Конституции РФ относит вопросы разграничения государственной собственности, куда входят и бюджетные средства, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Формирование и исполнение местных бюджетов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки, гласности формирования и использования финансовых ресурсов.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

Виды консолидированного бюджета

Консолидированный бюджет - особый вид бюджета, представляющий собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории.

Виды консолидированного бюджета:

1) консолидированный бюджет РФ;
2) консолидированный бюджет субъекта РФ.

Структура консолидированного бюджета субъекта РФ:

1) бюджет субъекта РФ;
2) свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории.

Структура консолидированного бюджета РФ:

1) федеральный бюджет;
2) консолидированные бюджеты субъектов РФ.

Разрабатывает прогноз консолидированного бюджета РФ и составляет отчет о его исполнении Министерство финансов РФ.

Консолидированный бюджет запрещается устанавливать источником финансирования расходов.

Значение консолидированного бюджета:

1) перечень, виды и количественные значения минимальных государственных социальных стандартов устанавливаются федеральным законом и определяются возможностями консолидированного бюджета РФ;
2) при получении субъектом РФ финансовой помощи в объеме, превышающем 50 % расходов его консолидированного бюджета, проверка бюджета субъекта РФ проводится в обязательном порядке.

Особенностью консолидированных бюджетов является то, что они не утверждаются и не носят нормативно-правового характера.

Параметры, характеризующие сбалансированность консолидированных бюджетов:

1) отношение расчетного объема среднемесячных расходов на оплату труда ко всем расходам бюджета (без учета расходов целевых бюджетных фондов);
2) отношение объема расходов на оплату коммунальных услуг ко всем расходам бюджета (без учета расходов целевых бюджетных фондов);
3) отношение объема налоговых доходов к объему налоговых доходов за аналогичный период;
4) отношение объема прироста кредиторской задолженности по оплате труда с учетом ссуд из федерального бюджета, предоставленных на оплату труда, к расчетному объему среднемесячных расходов на оплату труда;
5) отношение объема прироста кредиторской задолженности по оплате коммунальных услуг к объему расходов на оплату коммунальных услуг.

Дотации предоставляются не более чем 30 субъектам РФ, каким определяет Министерство финансов РФ.

Министерство финансов РФ обеспечивает подписание с органами исполнительной власти субъектов РФ протоколов об оздоровлении государственных и муниципальных финансов субъекта РФ.

Формирование консолидированного бюджета

Для эффективного управления финансами холдинга финансовому директору необходим консолидированный бюджет доходов и расходов, учитывающий особенности взаимодействия компаний в группе. В целом, чтобы составить консолидированный бюджет, нужно постатейно сложить данные бюджетов подразделений, исключив внутригрупповые операции. Однако для этого потребуется разработать единую политику бюджетирования для всех подразделений группы, разграничить ответственность за формирование бюджетов между подразделениями холдинга и управляющей компанией, а также определить состав дополнительных показателей, позволяющих сделать необходимые корректировки при консолидации бюджета.

В чем сложность консолидации бюджета

Многие крупные холдинговые компании состоят из большого количества подразделений и юридических лиц, участвующих в цепочке создания добавленной стоимости основной продукции, обладающих сложной структурой распределения собственности и большим количеством внутригрупповых операций, что значительно усложняет формирование консолидированного бюджета. Если бюджетный процесс в холдинге реализован по принципу «сверху вниз», то задача консолидации бюджетов не стоит, так как сначала разрабатываются консолидированные бюджеты холдинга (бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств и прогнозный баланс), которые в дальнейшем разбиваются на отдельные бюджеты подразделений. Однако такая централизованная система планирования может быть использована далеко не всегда, зачастую бюджетирование осуществляется по принципу «снизу вверх». Как правило, только специалисты компаний, входящих в холдинг, могут достоверно спланировать деятельность своего предприятия. Поэтому для того, чтобы менеджмент смог оценить финансовое состояние и результаты деятельности группы в будущем году, потребуется консолидировать бюджеты подразделений.

Можно выделить несколько основных проблем, связанных с консолидацией бюджетов подразделений:

- отсутствие единых принципов формирования бюджетов. Зачастую в подразделениях холдинга используются различные подходы к планированию доходов и расходов, детализации бюджетных статей и их группировке, отсутствуют унифицированные шаблоны бюджетов;
- необходимость консолидировать бюджеты подразделений с различной структурой себестоимости выпускаемой продукции, работающих в разных отраслях;
- интенсивный рост и развитие холдинговых компаний, что приводит к частым изменениям состава подразделений и необходимости вносить корректировки в созданные процедуры консолидации;
- большой объем внутригрупповых хозяйственных операций (предоставление займов в рамках холдинга, реализация продукции и оказание услуг в рамках группы, инвестиции, осуществляемые материнской компанией в дочерние) и т.д.

Для того чтобы исключить ошибки при планировании деятельности холдинга в целом и составить достоверный консолидированный бюджет, необходимо выполнить следующие шаги:

- внедрить единую методологию бюджетирования в подразделения холдинга;
- определить, по каким подразделениям (компаниям холдинга) будут консолидироваться бюджеты;
- разработать методику исключения внутригрупповых хозяйственных операций из консолидированных бюджетов.

Для того чтобы составить консолидированный бюджет группы компаний, необходимо обеспечить унификацию методов, используемых при планировании деятельности подразделений. Компании в рамках холдинга в отсутствие единой методики формирования бюджетов, утвержденной управляющей компанией, могут использовать различные подходы при группировке планируемых статей затрат (по видам затрат или по статьям калькуляции), оценке будущих поступлений денежных средств и т.д. Например, одни подразделения холдинга будут планировать выручку в разрезе номенклатуры выпускаемой продукции, в то время как другие подразделения бюджет продаж сформируют в разрезе покупателей. Поэтому перед составлением консолидированного бюджета необходимо провести аудит методов, используемых в компаниях холдинга при планировании, чтобы выявить возможные расхождения и унифицировать бюджетные формы.

Кроме того, консолидация добавляет одно важное требование к используемым методам планирования: каждое подразделение должно планировать свою деятельность в разрезе контрагентов, выделяя тех, которые входят в состав холдинга. Если это требование не будет выполняться, то правильная консолидация бюджетов подразделений станет невозможной.

Следует отметить, что все бюджеты подразделений, на основе которых составляется консолидированный бюджет, должны быть составлены за один и тот же период и на одну и ту же отчетную дату.

Одна из основных задач консолидации заключается в формировании реальной себестоимости выпускаемой холдингом продукции. Если холдинг представлен разнопрофильными и слабовзаимодействующими друг с другом компаниями, то внутренние обороты в такой ситуации минимальны и актуальность проведения процедуры консолидации очень мала. Но если компания является вертикально интегрированным холдингом, в котором большинство подразделений участвует в цепочке создания добавленной стоимости основной продукции, то наиболее правильным будет консолидировать только бюджеты подразделений, которые связаны с основной деятельностью холдинга. Деятельность остальных подразделений холдинга не будет учтена в консолидированном бюджете, они будут рассматриваться как внешние контрагенты по отношению к холдингу. Следует отметить, что это не только производственные и сбытовые предприятия холдинга, но также управляющая компания, юридические лица в рамках холдинга, на балансе которых находятся активы, используемые в основной деятельности на условиях аренды.

Кроме того, в состав консолидированного бюджета следует включить бюджеты подразделений, чья основная деятельность не совпадает с основной деятельностью холдинга, но оказывает на нее существенное влияние. Как правило, это ремонтные подразделения, транспортные компании, входящие в состав холдинга.

Если в составе холдинга менеджмент выделяет не одно, а несколько основных направлений деятельности, не зависящих друг от друга, то консолидированный бюджет составляется в разрезе этих подразделений. Например, в бюджете доходов и расходов указываются общий объем выручки и расшифровка продаж по видам деятельности, по аналогии формируются остальные бюджеты.

Стоит отметить, что, как правило, не консолидируются бюджеты тех компаний, которые холдингом не контролируются. Например, если акционерам холдинга принадлежит только 30% в уставном капитале компании и ее деятельность не контролируется управляющей компанией (например, не заключен договор оказания услуг по управлению деятельностью компании), то бюджеты такой компании не стоит учитывать при формировании консолидированного бюджета. При необходимости доля запланированной прибыли от неконтролируемой компании может раскрываться отдельно — в примечаниях к консолидированному бюджету холдинга.

Выше мы упоминали о том, что консолидация бюджетов представляет собой построчное суммирование бюджетов компании и внесение корректировок, связанных с исключением внутригрупповых операций. Для упрощения консолидации можно рекомендовать поделить типовые случаи, когда необходимы корректировки, на несколько групп и ввести соответствующие им консолидирующие показатели в бюджеты подразделений. Консолидирующие показатели — дополнительные показатели в бюджетах подразделений, отражающие доходы, расходы, активы и пассивы, возникшие в результате выполнения хозяйственных операций в рамках холдинга. Чтобы определить ту или иную консолидированную статью, потребуется сложить аналогичные статьи по всем консолидируемым подразделениям холдинга и вычесть сумму по соответствующим им консолидирующим показателям. Итоговые показатели консолидированных бюджетов (прибыль, итого активы, итого расходы, итого выручка и т.д.) определяются на основании уже скорректированных статей.

Полный перечень консолидирующих показателей включает:

- внутренний оборот;
- нереализованную прибыль;
- капитализацию затрат;
- перераспределение затрат;
- внутри группы.

Остановимся подробнее на том, когда и в каких бюджетах должны быть использованы описанные показатели, а также как следует распределить ответственность за их расчет между управляющей компанией и подразделениями холдинга.

Внутренний оборот возникает всегда, когда подразделения холдинга осуществляют внутригрупповые операции. Размер внутреннего оборота определяется стоимостью операции. Показатель «Внутренний оборот» используется во всех бюджетах, в которых отражаются хозяйственные операции компании (например, данный показатель не требуется в бюджетах запасов). Самый простой случай использования данного показателя — это учет внутригрупповых продаж в бюджетах доходов. Если рассматривать холдинг как единое целое, то операции купли-продажи в группе не должны отражаться в консолидированном бюджете. Тем не менее, на практике одна из наиболее распространенных ошибок — формирование консолидированного бюджета путем постатейного сложения бюджетов подразделений без учета внутренних оборотов. Например, в холдинге продажами занимаются подразделения «Альфа» и «Бета». Запланированный объем продаж составляет 10 и 5 млн. руб. соответственно. Подразделение «Альфа» планирует реализовать продукцию внешним потребителям на сумму 6 млн. руб. и подразделению «Бета» — в размере 4 млн. руб. Подразделение «Бета» свою продукцию предполагает продать на внешнем рынке. При простом суммировании бюджетов продаж подразделений «Альфа» и «Бета» плановый объем реализации составит 15 млн. руб., в то время как ожидаемая реальная выручка в плановом периоде не превысит 11 млн. руб.

За планирование «внутреннего оборота» при бюджетировании «снизу вверх» несут ответственность подразделения холдинга. Бюджет продаж подразделения для целей консолидации должен быть сформирован в разрезе контрагентов (компании-покупатели, входящие в состав холдинга; внешние покупатели), чтобы из общего объема продаж можно было выделить выручку, полученную в рамках группы.

Прежде чем передавать составленные бюджеты в управляющую компанию, подразделение должно согласовать плановый объем продаж в рамках группы с другими подразделениями, которым будет отгружена продукция. Если механизм согласования не предусмотреть в системе формирования консолидированного бюджета холдинга, действия подразделений могут быть не согласованы, и в бюджетах появятся расхождения, которые приведут к искажениям данных на этапе консолидации. Например, подразделение «Альфа» может запланировать отгрузку продукции подразделению «Бета» и включить в бюджет продаж стоимость поставки. А в это время компания «Бета» запланирует приобрести другой объем продукции у «Альфа», что приведет к ошибкам на этапе консолидации.

Если действующая в холдинге система трансфертных цен позволяет подразделениям продавать друг другу продукцию (услуги) по ценам выше себестоимости, то может возникнуть нереализованная прибыль. Она будет учтена у подразделения-покупателя в составе запасов сырья и материалов или незавершенного производства, если приобретенную продукцию не списать на себестоимость товаров, реализованных внешним покупателям, в том же периоде, на который составлен бюджет. Например, подразделение «Альфа» планирует продать свою продукцию себестоимостью 90 тыс. руб. подразделению «Бета» за 100 тыс. руб. В соответствии с планом работ компании «Бета» закупленная продукция не будет использована в производстве до конца бюджетного периода. Иначе говоря, вся продукция, приобретенная у «Альфа», должна быть отражена в бюджете запасов на конец планового периода. У продавца нереализованная прибыль будет учтена в бюджете доходов и расходов, и если не скорректировать бюджеты при консолидации, то окажется, что в целом по холдингу прибыль на 10 тыс. руб. больше, чем та прибыль, которая будет реально получена группой.

Для того чтобы избежать искажения бюджета доходов и расходов, а также прогнозного баланса, нужно исключить из прибыли подразделения-продавца и из остатков запасов подразделения-покупателя сумму нереализованной прибыли. Чтобы определить сумму нереализованной прибыли, в бюджет запасов вводится показатель «Нереализованная прибыль» в разрезе контрагентов. При консолидации корректировки вносят специалисты управляющей компании, так как подразделение-продавец может не знать планов покупателя в отношении приобретенной продукции.

Даже если в результате внутригрупповых операций подразделения не получают прибыль (реализация происходит по себестоимости), это не сильно упрощает процесс консолидации. Затраты (производственная себестоимость реализованной продукции) по аналогии с нереализованной прибылью могут капитализироваться в запасах, незавершенном производстве и расходах будущих периодов. Это происходит, если в рамках холдинга одно подразделение планирует приобрести у другого продукцию, которая в соответствии с бюджетом продаж из-за продолжительного производственного цикла, технологических особенностей производства (например, технологическая выдержка), необходимости поддержания страхового запаса и других причин не будет включена в себестоимость реализованной внешнему покупателю продукции в том же периоде. Иными словами, подразделение-продавец в бюджете доходов и расходов отразит себестоимость реализованной продукции, а покупатель эти товары должен отразить в прогнозном балансе как увеличение остатков товарно-материальных ценностей. С точки зрения холдинга в целом, активы и выручка не изменятся, так как продукция не была реализована внешним покупателям. Для того чтобы исключить искажения, связанные с капитализацией затрат, в бюджет производственной себестоимости вводится показатель «капитализация затрат». Ответственность за расчет этого показателя должна быть возложена на сотрудников управляющей компании. Значение показателя «Капитализация затрат» равно производственной себестоимости реализованной в рамках холдинга продукции, которая не была продана внешним покупателям. Непроизводственные затраты, к которым, как правило, относятся коммерческие, общие и административные расходы, являются затратами периода и при планировании не должны включаться в стоимость товарно-материальных запасов, поэтому не могут быть капитализированы на балансе другого подразделения компании.

Нужно также учесть, что в последующих бюджетных периодах будет запланировано списание на себестоимость ранее закупленной продукции, то есть произойдет декапитализация затрат. По аналогии это должно быть учтено при определении показателя «Капитализация затрат», однако в данном случае — со знаком минус.

Учитывать перераспределение затрат нужно в том случае, когда холдинг отслеживает результаты работы по нескольким видам деятельности. В этом случае из-за внутригрупповых хозяйственных операций (например, реализация вспомогательной продукции или услуг подразделениям, которые производят продукцию основного производства) затраты одного вида деятельности могут попадать в состав затрат другого. Нередко при планировании деятельности холдинга из-за внутригрупповых хозяйственных операций (например, реализация сырья и материалов) затраты одного подразделения учитываются в составе затрат другого. Например, в холдинг входят подразделения «Альфа» и «Бета» — основное и вспомогательное производства. «Бета» оказывает услуги подразделению «Альфа», включающему их стоимость в себестоимость продукции, которую планирует продавать внешним покупателям. Иными словами, из-за особенностей технологического цикла затраты перераспределяются из одного вида деятельности в другой. При консолидации эти затраты будут исключены, что исказит сведения об эффективности видов деятельности (себестоимость основного производства будет занижена, в то время как вспомогательного — завышена). Во избежание искажений данных при планировании затрат (их дублирования) в бюджет производственной себестоимости включается консолидирующий показатель «Перераспределение затрат», который равен себестоимости продукции, приобретенной у подразделений холдинга. «Перераспределение затрат» при составлении консолидированного бюджета рассчитывается сотрудниками управляющей компании.

В консолидированном прогнозном балансе компании специалистам управляющей компании холдинга потребуется делать корректировки, связанные с исключением разнотипных внутригрупповых операций: нереализованной прибыли (например, для статей оборотных активов) и внутреннего оборота (к примеру, для статей дебиторской и кредиторской задолженностей). Для того чтобы не перегружать консолидированный баланс большим количеством показателей, целесообразно использовать общий консолидирующий показатель «Внутри группы», который будет отражать все вышеперечисленные корректировки. Его значение определяется на основе консолидирующих показателей, используемых в операционных бюджетах. Например, если в бюджете запасов указан консолидирующий показатель «Нереализованная прибыль», то в прогнозном балансе эта же корректировка должна быть отражена по статье «Запасы» в показателе «Внутри группы».

Как проверить правильность сделанных корректировок

Процедура консолидации достаточно сложная, к тому же во многих компаниях бюджеты консолидируются в Excel, поэтому могут возникать ошибки из-за неправильного определения суммы корректировки или просто неверного ввода данных. Можно рекомендовать ввести процедуры проверки при составлении консолидированного бюджета.

Правильность отражения корректировок при составлении консолидированного бюджета можно проверить, используя так называемые балансовые равенства в рамках группы. Например, суммарные продажи внутри группы должны быть равны суммарным закупкам; общая кредиторская задолженность, возникшая в результате хозяйственных операций в рамках холдинга, должна быть равна дебиторской задолженности. Если в результате будут выявлены расхождения, то для дальнейшей проверки необходимо определить правильность отражения каждой операции внутреннего оборота в обоих подразделениях. Иначе говоря, сравнить суммы корректировок, сделанных по одной и той же внутригрупповой операции подразделениями холдинга.

Когда корректировками при консолидации можно пренебречь

В заключение стоит отметить, что поправки, вносимые при консолидации бюджетов, могут быть настолько малы, что трудоемкая работа, связанная с исключением запланированных внутригрупповых операций, окажется экономически неоправданной.

Самый простой способ упростить процесс консолидации — пренебречь всеми поправками, если по каждой консолидированной бюджетной статье значения консолидирующих показателей несущественны для компании. Однако нужно отметить, что точно определить размер корректировок можно лишь после того, как от подразделений холдинга будут получены данные об операциях внутри группы и рассчитаны все консолидирующие показатели. Но очевидно, что после их расчета какие-либо упрощения уже будут неактуальными.

Другой вариант — оценка целесообразности процедуры консолидации на основе значений одного или нескольких наиболее простых для расчета показателей (например, на основе показателя «Внутренний оборот»).

В заключение следует отметить, что формирование консолидированных бюджетов — крайне непростая задача. Ее решение связано с довольно большим объемом работ, как для подразделений холдинга, так и для центрального аппарата управления. Но точность получаемой информации имеет для компании намного большее значение.

Предлагаемый подход помогает в кратчайшие сроки решить задачу консолидации и обладает рядом преимуществ:

- нет необходимости менять существующую методологию бюджетирования, и состав бюджетных статей остается неизменным;
- компания при выборе консолидирующих показателей сама определяет те типы операций внутреннего оборота, которые являются для нее наиболее значимыми и подлежат исключению;
- работа по консолидации распределяется между всеми участниками процесса бюджетирования;
- процедура консолидации перестает быть «черным ящиком» и может контролироваться на каждом этапе;
- предлагаемая методология может быть реализована без специализированных информационных систем с использованием только возможностей Excel.

Все эти факторы дают возможность менеджменту компании концентрировать свои ресурсы на решении наиболее важных задач, достигая оптимального соотношения между стоимостью составления консолидированных бюджетов и их точностью.

Оборотные средства
Основные средства
Нематериальные активы
Бухгалтерский баланс
Декретный отпуск
Командировочные расходы

Назад | | Вверх