Курсовая работа электронные пособия

Применение электронных учебников в учебном процессе

Главная > Курсовая работа >Информатика

1. Техническое задание

2. Исследовательский раздел

3. Технологический раздел

3.1 Выбор инструментария программирования электронного учебника

3.2 Технология создания электронного учебника «Информационная безопасность»

3.3 Диаграммы UML

3.4 Создание инсталлированного электронного учебника

 

3.5 Установка программного продукта

3.6 Инструкция пользователя

3.7 Инструкция по сопровождению

4. Раздел испытаний программного продукта

4.1 Набор тестов и тестирование

4.2 Протокол ошибок

5. Экономический раздел

5.1 Расчёт себестоимости программного продукта

 

5.2 Расчёт цены программного продукта

5.3 Эффект от внедрения программного продукта

6.Ообеспечения безопасности жизнедеятельности

В настоящее время в условиях развивающегося информационного общества с учетом всеобщего применения и распространения компьютерных классов в аудиториях появляется потребность электронных учебников по многим предметам.

Электронный учебник должен содержать только минимум текстовой информации, в связи с тем, что длительное чтение текста с экрана приводит к значительному утомлению и как следствие к снижению восприятия и усвоения знаний.

Существенное значение имеет размер и начертание шрифта. В отношении печатных учебных пособий исследования показывают, что наклонные шрифты (курсив) могут использоваться для акцента или в исключительных случаях для дополнительного. Электронный вариант учебника позволяет выделить отдельные слова или фразы цветом и фоном, что с одной стороны улучшает наглядность, позволяет акцентировать внимание на главном, но с другой стороны, излишняя «пестрота» или недостаточная контрастность могут рассеивать внимание или затруднить чтение.

Такие учебники должны содержать большое количество иллюстративного материала, также отмечают высокую дидактическую значимость иллюстраций. Для ограничения объема учебника (размеры файлов) и соответственно возможности его использования на более широком спектре компьютеров, целесообразно использование упакованных форматов графических файлов (GIF, JPEG и др.), использование ограниченной палитры цветов или векторных графических файлов, например WMF.

В традиционном обучении преобладают вербальные средства при предъявлении нового материала. В связи с этим применение аудио-фрагментов в электронном учебнике позволяет не только приблизить его к привычным способам предъявления информации, но и улучшить восприятие нового материала, при этом активизирует не только зрительные, но и слуховые центры головного мозга. Несмотря на развитие и улучшение мультимедийных средств в настоящее время большая часть компьютеров, используемых в обучении, еще не оснащена звуковыми системами. Кроме того, во время аудиторных занятий (при индивидуализированном обучении) звук целесообразнее воспроизводить с помощью наушников, а не внешних акустических систем (колонок). Таким образом, вышесказанное накладывает ограничения на использование электронных учебников, со встроенными звуковыми фрагментами.

 

Электронный учебник должен содержать гиперссылки по элементам учебника. Желательно иметь содержание с быстрым переходом на нужную страницу. Исключительное дидактическое значение имеет компоновка текстового, графического и другого материала. Качество восприятия новой информации, возможность обобщения и анализа, скорость запоминания, полнота усвоения учебной информации в значительной мере зависят как от расположения информации на странице (экране компьютера), так и от последовательности идущих друг за другом страниц.

В электронном учебнике должен быть список рекомендованной литературы, изданной традиционным, печатным способом. Список литературы может быть дополнен не только ссылками на статьи в журналах, сборниках научных конференций и др., но также и на электронные публикации, размещенные на серверах учебного заведения или в сети Internet.

Применение компьютеров в обучении студентов создает возможность использования их для аудиторных (лекционных и лабораторных), аудиторно-самостоятельных и самостоятельных занятий. В настоящее время, во всех вышеперечисленных случаях, используется в основном программное обеспечение общего назначения — текстовые редакторы, электронные таблицы и др., но по нашему мнению необходимо применение специализированных обучающих систем.

Существует множество различных подходов к классификации обучающих компьютерных программ, но единого мнения и соответственно общей классификации нет, что отмечается рядом авторов. Одна из предлагаемых классификаций основывается на целях и задачах обучающих программ или режимах использования автоматизированных обучающих систем, с выделением следующих типов: иллюстрирующие, консультирующие, операционная среда, тренажеры, обучающий контроль.

Электронный учебник — компьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное, в первую очередь, для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащее для индивидуального и индивидуализированного обучения и позволяющее в ограниченной мере тестировать полученные знания и умения обучаемого. Автоматизированная обучающая система — это также компьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное как для предъявления новой информации, так и для получения навыков и умений, промежуточного и итогового тестирования (экзаменования). Обладающее развитой системой помощи, как по самой обучающей программе, так и по изучаемому предмету; обладающее возможностью поднастройки к обучаемому (его уровню знаний, скорости и пути продвижения по изучаемому материалу и т.д.); обладающее развитой системой сбора и обработки статистической информации об отдельном обучаемом, группе и потоке обучаемых; накапливающее информацию о часто встречающихся ошибках при работе с обучающей системой и ошибках по изучаемой теме или дисциплине.

Электронный учебник, как учебное средство нового типа, может быть открытой или частично открытой системой, т.е. такой системой, которая позволяет внести изменения в содержание и структуру учебника. При этом, естественно, должно быть ограничение от несанкционированного изменения учебника, таким образом, чтобы, во-первых, не нарушался закон «Об авторских и смежных правах», а для защиты электронного учебника от несанкционированного изменения должен применяться пароль или система паролей. Во-вторых, изменения, если предусмотрена такая возможность, должны быть разрешены только опытному преподавателю, чтобы не нарушалась общая картина. Следует отметить, что электронный учебник должен не просто повторять печатные издания, а использовать все современные достижения компьютерных технологий.

Исходя из всего вышеизложенного, было принято решение разработать электронный учебник по «Информационной безопасности». Данная тема была выбрана в связи с необходимостью модернизации учебного процесса в НППК.

Прикладное назначение проектирования электронного учебника «Информационная безопасность» состоит в том, чтобы студент и преподаватель могли быстро и легко находить необходимую информацию. С помощью учебника преподаватель может давать студентам время для самостоятельного изучения требуемой информации.

 

Таким образом, цель курсового проекта создание электронного учебника по дисциплине «Информационная безопасность».

Для оптимального достижения цели были поставленные следующие задачи:

Изучить необходимую литературу, способствующую разработке дипломного проекта.

Выбрать среду разработки программного продукта.

Внести всю требуемую информацию в электронный учебник.

Провести тестирование программного продукта, для выявления неполадок и недоработок.

Выполнить отладку учебника.

Грамотно оформить всю необходимую документацию, сопровождающую данный электронный учебник.

 

1. Техническое задание

1.1.1 Наименование программного продукта или программы:

Электронный учебник «Информационная безопасность».

1.1.2 Краткая характеристика области применения:

ФГОУ СПО Новосибирский профессионально-педагогический колледж.

1.2 Основания для разработки

1.2.1 Основания для проведения разработки:

Приказ на выполнение дипломного проекта от 29.01.2009.

 

1.2.2 Наименование и условное обозначение разработки:

Электронный учебник «Информационная безопасность».

Условное обозначение — папка «Информационная безопасность».

1.3 Назначение разработки

1.3.1 Функциональное назначение:

Электронный учебник «Информационная безопасность» служит дополнительным материалом для самостоятельного изучения студентами предмета «Информационная безопасность».

1.3.2 Эксплуатационное назначение:

На Уроках в ФГОУ СПО Новосибирском профессионально-педагогическом колледже.

 

1.4 Требования к продукту

1.4.1 Требования к функциональным характеристикам

1.4.1.1 Состав выполняемых функций:

Хранение информации, переход по ссылкам.

1.4.1.2 Организация входных данных: Нет

1.4.1.3 Организация выходных данных:

1.4.1.4 Временные характеристики:

Время работы электронного учебника определяется временем работы пользователя ПК.

 

1.4.2 Требования к надежности

1.4.2.1 Требования к обеспечению надёжного функционирования:

Продукт должен быть завершен, функционален, без браузера неавтономен.

1.4.2.2 Время восстановления после отказа:

Время перезагрузки компьютера.

1.4.2.3 Некорректные действия пользователя:

Некорректные действия пользователя не влияют на работу электронного учебника.

1.4.3 Условия эксплуатации

 

1.4.3.1 Климатические условия эксплуатации:

Оптимальные условия для работы ПК.

1.4.3.2 Требования к квалификации пользователя:

Любой уровень знания ПК

1.4.4 Технические параметры

Программный продукт требует следующей технической конфигурации:

Создание электронных учебников

Главная > Книга >Информатика

1. Теоретические основы электронных учебников 4

1.1 Организация учебного процесса с использованием электронных учебников 4

1.2. Требования к содержанию электронных учебников 6

1.3. Преимущества и недостатки электронных систем обучения 8

2. Требования к электронным учебным пособиям 11

2.1. Методические рекомендации по разработке электронного учебника 11

2.2. Интерфейс учебного пособия 13

2.3. Язык программирования для создания электронного учебника 13

Список литературы 17

В условиях повсеместной компьютеризации общества, проникновения компьютеров практически во все сферы человеческой жизни и деятельности, заметна тенденция применения компьютеров в целях обучения или приобретения определенных практических навыков, в каком либо виде деятельности. Для этих целей уже довольно давно используются разнообразные программные средства: от электронных учебников до программ-симуляторов определенных процессов.

Следует отметить высокую эффективность применения вышеописанных средств обучения по сравнению с «классическими», материальными средствами, такими как обычные книги и тренажеры. Эта эффективность обусловлена следующими положительными чертами, присущими электронным средствам обучения:

— возможность динамического отображения материала (при помощи видеороликов, или анимации) предоставляет излагаемый материал более наглядно и удобно для человеческого восприятия;

— компактность и мобильность электронных средств обучения;

— удобство и быстрота поиска желаемой информации;

— возможность объективного контроля и оценки уровня знаний и навыков пользователя в изучаемой области, реализованная посредством тестирования с жестко предписанной системой оценивания;

— возможность связаться с разработчиком электронного средства обучения при помощи удобных электронных средств связи, что делает возможным другой вид обучения с использованием компьютера, не менее эффективный: дистанционное обучение.

Целью курсового проекта является углубить и систематизировать знания при разработке электронных учебных пособий.

Изучить требования по созданию электронных справочников;

Изучить концепцию создания электронных учебных пособий разной сложности;

Рассмотреть методологию разработки компьютерного пособия;

Изучить критерии создания электронных справочных пособий;

Структура работы соответствует поставленным задачам. Работа состоит из введения, основной части, включающей в себя две главы (первая и вторая главы разбиты на три параграфа), заключения, списка использованной литературы.

Для написания курсовой работы была использована методическая, научная, справочная и учебная литература.

1. Теоретические основы электронных учебников

1.1 Организация учебного процесса с использованием электронных учебников

По мнению Н.И. Пака, создание и организация учебных курсов с использованием электронных обучающих средств, в особенности на базе Интернет — технологий, представляет непростую технологическую и методическую задачу. [3] При этом большие трудозатраты по разработке электронных обучающих средств зачастую не компенсируются их эффективностью по причине их быстрого устаревания. Тем не менее, индустрия компьютерных учебно-методических материалов расширяется в силу их востребованности и социальной значимости.

В этой связи актуальным является разработка концепций построения и использования компьютерных обучающих средств, в частности электронных учебников, адекватных современным идеям развития образования (открытое образование, дистанционное образование и др.)

Одним из наиболее популярных компьютерных средств обучения стали электронные учебники, позволяющие реализовать функции обучения, самообучения, демонстрации изучаемого материала, тренировки в применении изученного материала, контроля и самоконтроля, систематизации усвоенных знаний и являющиеся таким образом многоцелевым средством обучения.

По определению Л.Х. Зайнутдиновой: «Электронный учебник – это обучающая программа комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического процесса обучения, предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую функцию, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии интерактивной обратной связи».

Электронный учебник — является инструментом обучения и познания, его структура и содержание зависит от целей его использования. Он и репетитор, тренажер и самоучитель. Особую значимость он приобретает при использовании в телекоммуникационных системах.

Многие педагоги склонны ожидать повышения интенсификации учебного процесса за счет применения электронных учебников, которые могут влиять на:

повышение информативной емкости учебного содержания;

активизацию учебно-познавательной деятельности обучаемых;

ускорение темпа учебных действий.

Электронный учебник эффективен когда

имеется практически мгновенная обратная связь;

имеется возможность быстрого поиска необходимой справочной информации (контекстной и на выбор);

имеются демонстрационные примеры и модели (он рассказывает, показывает, объясняет, демонстрирует);

имеется контроль (тренаж, самоконтроль, тестирование).

Учебник должен быть гибким, он может «настраиваться» на индивидуальные особенности обучаемого. Важно иметь возможность задействовать у пользователя все его каналы восприятия информации: зрение, слух, подсознание и т.д. А если электронный учебник позволяет представлять «параллельно» учебную информацию, то он не только интенсифицирует обучение за счет интеграции всех своих психофизических усилий, но и косвенно развивает способность к параллельному восприятию мира.

Среди достоинств электронных учебников следует выделить:

облегчает понимание изучаемого материала за счет индуктивного подхода, воздействие на слуховую и эмоциональную память и других способов подачи;

допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;

освобождает от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;

предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;

дает возможность красиво и аккуратно оформить работу и сдать ее преподавателю в виде файла или распечатки;

выполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и прочее.

1.2. Требования к содержанию электронных учебников

Электронный учебник после конвертирования представляет собой последовательность страниц, содержащих изображения, в которых заключен весь текстовый материал, формулы, графики и рисунки, а также вложенные видео- и звуковые материалы, тестовые блоки и элементы навигации.

Электронный учебник в общем случае должен иметь следующую структуру:

Один или несколько разделов;

2.1. Введение для каждого раздела (необязательно);

2.2. Последовательность страниц-слайдов для каждого раздела;

2.2.1. Основной материал, включая текст, формулы, графики, рисунки;

2.2.2. Вложенные видео- и звуковые ролики;

2.2.3. Тестовый блок в конце страницы (необязательно);

2.3. Тестовый блок в конце раздела (необязательно);

2.4. Рекомендованные материалы для изучения (необязательно);

4. Тестовый блок в конце учебника (необязательно);

5. Рекомендованные материалы для изучения.

Каждый электронный учебник имеет стиль оформления, задающий, какой фон используется на его страницах, как выглядит навигационная панель, а также каким образом элементы располагаются на страницах. Резюмируя все вышесказанное, можно сформировать следующие рекомендации для электронных учебников.

— Электронный учебник должен использовать преимущества электронного формата перед печатным. Это значит, что в нем должны присутствовать активные объекты – видеоролики, звуковые вложения и другие объекты, предоставляющие интерактивность. Кроме того, электронный учебник должен предоставлять удобную систему навигации по нему, с возможностью произвольного выбора раздела и страницы для изучения, иначе говоря – активного оглавления. Должен обладать встроенными средствами контроля качества усвоения знаний, тестовыми элементами.

— Электронный учебник должен быть относительно мал по размеру и запускаться на большинстве персональных компьютеров без установки дополнительных программ.

— Электронный учебник должен позволять работать с ним как с веб-сайта образовательного учреждения, так и на локальном компьютере.

— Электронный учебник должен предоставлять встроенные средства организации обратной связи с автором.

Электронный учебник не может и не должен заменять книгу. Так же как экранизация литературного произведения принадлежит к иному жанру, так и электронный учебник принадлежит к совершенно новому жанру произведений учебного назначения. И так же как просмотр фильма не заменяет чтения книги, по которой он был поставлен, так и наличие электронного учебника не только не должно заменять чтения и изучения обычного учебника, а напротив, побуждать учащегося взяться за книгу.

Именно поэтому для создания электронного учебника недостаточно взять хороший учебник, снабдить его навигацией (создать гипертексты) и богатым иллюстративным материалом (включая мультимедийные средства) и воплотить на экране компьютера. Электронный учебник не должен превращаться ни в текст с картинками, ни в справочник, так как его функция принципиально иная.

Электронный учебник должен максимально облегчить понимание и запоминание (активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память, а также используя компьютерные объяснения.

Разработка учебного пособия Семейство компьютеров Pentium

Главная > Курсовая работа >Информатика

Пояснительная записка: 34 с., 6 рис., 3 источника, 4 прил.

Объектом разработки является учебное пособие с системой тестов.

Целью курсового проекта является разработка теоретического и проверочного материала в объеме одной лекции о семействе компьютеров Pentium в виде WEB страниц.

Учебник реализован на языке HTML с использованием скриптового языка JavaScript и стандарта хранения данных XML, что позволяет использовать его как справочный материал не только для одного пользователя.

Разработанный проект может быть использован в качестве учебного пособия студентами, изучающими курс «Архитектура компьютеров», для ознакомления с семейством компьютеров Pentium, а также для самостоятельного обучения.

1 Анализ предметной области

1.1 Основные положения и классификация электронных учебных материалов

1.2 Использование информационных технологий в создании и применении обучающих систем

1.3 Преимущества и недостатки компьютерных систем обучения

1.4 Этапы создания компьютерного учебного пособия

1.5 Обзор аналогов

2 Постановка задачи

2.1 Общая постановка задачи

2.2 Цель создания курсового проекта

2.3 Постановка задачи

3 Разработка компьютерного учебного пособия

3.1 Описание структуры компьютерного учебного пособия

3.2 Разработка интерфейса учебного пособия

4 Реализация компьютерного учебного пособия

4.1 Обоснование выбора языка программирования

4.2 Структурная схема взаимодействия HTML-документов

4.3 Методика тестирования

4.4 Методика поиска

ПЕРЕЧЕНЬ ОБОЗНАЧЕНИЙ, СИМВОЛОВ, ЕДИНИЦ, СОКРАЩЕНИЙ И ТЕРМИНОВ

ПК — Персональный компьютер

ЭВМ — Электронно-вычислительная машина

ПП — Программный продукт

БД — База данных

HTML — Hyper Text Mark-up Language (язык разметки гипертекстов)

XML — Extended Mark-up Language (расширенный язык разметки

В условиях повсеместной компьютеризации общества, проникновения компьютеров практически во все сферы человеческой жизни и деятельности, заметна тенденция применения компьютеров в целях обучения или приобретения определенных практических навыков в каком либо виде деятельности. Для этих целей уже довольно давно используются разнообразные программные средства: от электронных учебников до программ-симуляторов определенных процессов.

Следует отметить высокую эффективность применения вышеописанных средств обучения по сравнению с «классическими», материальными средствами, такими как обычные книги и тренажеры. Эта эффективность обусловлена следующими положительными чертами, присущими электронным средствам обучения:

— возможность динамического отображения материала (при помощи видеороликов, или анимации) предоставляет излагаемый материал более наглядно и удобно для человеческого восприятия;

— компактность и мобильность электронных средств обучения;

— удобство и быстрота поиска желаемой информации;

— возможность объективного контроля и оценки уровня знаний и навыков пользователя в изучаемой области, реализованная посредством тестирования с жестко предписанной системой оценивания;

— возможность связаться с разработчиком электронного средства обучения при помощи удобных электронных средств связи, что делает возможным другой вид обучения с использованием компьютера, не менее эффективный: дистанционное обучение.

В данном курсовом проекте необходимо создать электронное учебное пособие на тему «Семейство компьютеров Pentium. Для создания эффективного учебника следует не упустить из внимания все вышеперечисленные аспекты, и по возможности реализовав их, добиться следующих результатов:

— простота изложения материала; снабжение его графическим контентом;

— удобный и эффективный поиск по тексту лекций;

— система тестирования, дающая оценку знаниям пользователя;

— удобный интерфейс, приятный внешний вид.

Анализ предметной области

Основные положения и классификация электронных учебных материалов

Электронные текстовые документы – это не просто тексты в цифровом формате. Это удобство восприятия, возможность сверхбыстрого поиска информации, поддержка аудио, видео и анимации, интерактивные функции – все это имеет принципиальное значение для физической научной деятельности. Главное, что отличает электронные книги – экономичность, дешевизна, удобство их передачи, как на внешних носителях, так и по сети Интернет.

Изложение теоретического материала в свете возможностей цифровой обработки текстовой и графической информации получает принципиально новую форму. Наиболее часто используются электронные учебники, справочники, электронные лекции и книги. Рассмотрим более детально классификацию электронных учебных материалов. В современной медиапедагогике понятие «Электронный учебник» включает несколько форм:

Стандартные электронные учебники представляют собой электронный текст, оглавление которого является системой быстрого перехода на разделы и главы учебника. Каждая электронная страница дополнена графическими изображениями или анимацией, функциями пролистывания «вперед-назад» и «возврат к оглавлению». Это простейшая схема. В более сложных учебниках при помощи гиперссылок (переходов) реализована возможность быстрого перемещения на справочный материал или другие параграфы учебника, связанные с текущим. Это значительное функциональное удобство, с лихвой компенсирующее некоторый дискомфорт, возникающий при чтении текстов с экрана монитора.

Электронные энциклопедии – это электронные страницы с текстами и графическими изображениями классического энциклопедического характера. Главное преимущество такой энциклопедии перед обычными бумажными формами – мощная система поиска информации, основанная на специальных программных алгоритмах поиска, электронные каталоги, функция поиска связанной информации, поддержка видео и анимации, и безусловно небольшой физический объем. 50 томов книг-энциклопедий умещаются на одном CD-диске.

Электронные справочники-комплексы справочной информации по некоторому разделу, оснащенные программными алгоритмами с различными схемами поиска : по оглавлению, ключевым словам и др. Часто справочники интегрируются в электронные учебники, тренажеры и другие образовательные ресурсы.

Электронные репетиторы представляют собой комплексы мультимедийных ресурсов, основу которых составляет электронный справочник. Главное отличие электронного репетитора от других электронных учебников – это его целевое назначение.

Электронные самоучители одно из самых эффективных средств самообразования. Основу самоучителя составляет электронный учебник, дополненный системой тренажеров и интерактивных тестов для самоконтроля. Как бы не были совершенны мультимедийные образовательные ресурсы, роль преподавателя в процессе обучения не становится менее значительной. Именно в самоучителе при помощи интерактивных мультимедийных средств максимально смоделированы функции контроля над обучением: схема допуска к следующему этапу по результатам тестирования, звуковое сопровождение, система подсказок и советов.

Терминологические словари – разновидность электронных словарей, получивших в последнее время очень широкое распространение. Представляет собой электронную базу данных определений из некоторой предметной области. Разнообразные системы быстрого поиска основной и дополнительной информации значительно облегчают работу с любым текстом. Терминологический электронный словарь может быть как отдельным модулем, так и интегрирован в другие мультимедийные ресурсы.

Мультимедийные курсы это комплексы самых разнообразных ресурсов по определенному разделу, связанных при помощи системы связей и переходов между собой в единый образовательный сценарий. Мультимедийный курс предполагает участие преподавателя, как координатора учебного процесса и, соответственно, может быть использован или на занятиях в аудиториях, оснащенных компьютерной техникой или в схеме дистанционного обучения.

Комплекты электронных лекций – разновидность электронных учебных материалов универсального характера, так как позволяет преподавателю дополнять и корректировать свои лекции, оформлять их графическими и видеоматериалами и интерактивным оглавлением, размещать в виде электронных методических пособий на сайте своего учебного заведения и использовать в дистанционном обучении.

Использование информационных технологий в создании и применении обучающих систем

Повышение эффективности обучения является одной из глобальных задач общества. Эффективность обучения, в свою очередь, связана с использованием информационных технологий и в значительной степени зависит от качества обучающих программ, степени их соответствия особенностям образовательного процесса. Таким образом, задача создания полноценных обучающих систем, имеющая тридцатилетнюю историю, остается актуальной.

Под словом «полноценная» обучающая программа имеется в виду система, способная взять на себя большую часть работы преподавателя по передаче знаний обучаемому и контролю полученных знаний. На сегодняшний день существует довольно много обучающих программ — электронных учебников, однако, большинство преподавателей относится к таким программам довольно скептически. Действительно, большинство электронных учебников, представленных на рынке не лишены недостатков, особенно если рассматривать их с точки зрения адаптивности и индивидуальности при работе с обучаемым.

Для эффективной работы в электронной системе обучения вне зависимости от задачи, особое значение приобретают методы визуализации исходных данных, промежуточных результатов обработки, обеспечивающих единую форму представления текущей и конечной информации в виде отображений, адекватных зрительному восприятию человека и удобных для однозначного толкования полученных результатов. Важным требованием интерфейса является его интуитивность. Следует заметить, что управляющие элементы интерфейса должны быть удобными и заметными, вместе с тем они не должны отвлекать от основного содержания. Навигационные средства электронного учебника должны присутствовать на всех страницах. Фактически, электронный учебник – это Web-ресурс, который можно использовать как в глобальной, так и в локальной сети или на компакт диске. В конце каждого раздела помещаются контрольные вопросы или различного рода тестовые задания по пройденному материалу. В конце электронного пособия возможно также обобщить все полученные оценки и выставить итоговую по пройденному курсу.

Разработка и применение интерактивных информационных обучающих систем в высшей школе это одна из составляющих компонент информатизации вуза. Главная цель информатизации в вузе — это повышение качества подготовки специалистов посредством внедрения в учебный и научный процессы новых информационных технологий, средств мультимедиа и телекоммуникаций. Проблема информатизации высшего образования состоит в том, что развитие и использование отдельных информационных технологий в вузе должно являться одним из составляющих частей поэтапного формирования и развития единой информационной среды высшего учебного заведения.

Учебный процесс специфицируется по видам занятий, специальностям и предметным областям или дисциплинам, в этой связи приоритетность разработки и внедрения информационных технологий и объектов учебного и учебно-методического назначения имеет первостепенное значение.

Курсовая работа по дисциплине: «Мультимедиа технологии в образовании» на тему: «Создание электронного учебника по русскому языку»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им А.И.ГЕРЦЕНА»

Кафедра информационных и коммуникационных технологий

по дисциплине: «Мультимедиа технологии в образовании»

«Создание электронного учебника по русскому языку»

студентка 3 курса 1 группы

факультета информационных технологий

профессор кафедры ИКТ

Теоретическая часть 5

Понятие электронного учебника 5

Отличительные признаки электронных учебников 6

Структура электронного учебника 8

Технология создания электронных учебников 9

Практическая часть 13

Создание электронного учебника. 13

1.Определение целей и задач разработки 13

2.Разработка структуры электронного учебника 14

3.Разработка содержания по разделам и темам учебника. 15

4.Реализация электронного учебника на компьютере. 15

5.Апробация электронного учебника. 16

Преимущества и недостатки пакета программ SunRav BookOffice 17

Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации.

Информатизация общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. Информатизация общества обеспечивает:

• активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, и научной, производственной и других видах деятельности его членов,

• интеграцию информационных технологий с научными, производственными, инициирующую развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности;

• высокий уровень информационного обслуживания, доступность любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных.

Применение открытых информационных систем, рассчитанных на использование всего массива информации, доступной в данный момент обществу в определенной его сфере, позволяет усовершенствовать механизмы управления общественным устройством, способствует гуманизации и демократизации общества, повышает уровень благосостояния его членов. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно–технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала индивида.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Это сделает возможным:

• совершенствование механизмов у­правления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно– педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;

• совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;

• создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно–учебную, экспериментально – исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;

• создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих, контролирующих и оценивающих систем.

В своей курсовой работе я рассмотрела одну из сторон процесса информатизации общества и образования ­– создание и использование на практике одной из форм обучения с использованием средств новых информационных технологий – электронного учебника. В ней исследуются возможности средств новых информационных технологий, условия, необходимые для их успешного использования, рассматривается и анализируется прикладное программное обеспечение необходимое для создания и дальнейшего использования электронных учебников. Кроме этого, описываются все этапы создания подобных электронных приложений с учетом специфики конкретного учебного предмета (русского языка).

Работа состоит из двух глав: в первой рассматриваются понятие, отличительные признаки, структура и основные этапы создания электронного учебника по русскому языку с теоретической точки зрения; вторая глава посвящена практической части, а точнее реализации, апробации электронного учебника.

Теоретическая часть

Понятие электронного учебника

За последние десятилетия наблюдается существенное увеличение объемов и сложности учебных материалов, изучаемых в средней и высшей школах. При этом во многих учебных заведениях наблюдается недостаток высококвалифицированных преподавательских кадров. Большие трудности часто возникают при оперативной подготовке, изготовлении и распространении учебных пособий различных видов. Указанные факторы негативно сказываются на качестве подготовки обучаемых. В связи с этим большое внимание уделяется применению прогрессивных методик обучения, в том числе предполагающих использование вычислительной техники. Это позволяет существенно повысить качество и эффективность учебного процесса. Одной из форм повышения эффективности обучения являются электронные учебники.

В настоящее время существует множество определений электронного учебника, вот некоторые из них:

это компьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное, в первую очередь, для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащее для индивидуального и индивидуализированного обучения и позволяющее в ограниченной мере тестировать полученные знания и умения обучаемого.

это электронный учебный курс, содержащий систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующий государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденный в качестве данного вида издания.

это комплекс информационных, методических и программных средств, который предназначен для изучения отдельного предмета и обычно включает вопросы и задачи для самоконтроля и проверки знаний, а также обеспечивает обратную связь.

основное учебное электронное издание, созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующее федеральной составляющей дисциплины Государственного образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой.

Электронные учебники позволяют решать такие основные педагогические задачи, как:

начальное ознакомление с предметом, освоение его базовых понятий и конструкций;

базовая подготовка на разных уровнях глубины и детальности;

контроль и оценивание знаний и умений;

развитие способностей к определенным видам деятельности;

восстановление знаний и умений.

Электронные учебники могут быть использованы на всех уровнях образования: в школах и колледжах, институтах и университетах, для повышения квалификации. Поэтому электронные учебники разрабатываются во многих странах.

Существуют два вида электронных учебников:

учебник с высокой динамикой иллюстративного материала. Представляет уже ставший традиционным учебник по предметной области, которой является независимым и неизменяемым. Наряду с основным материалом он содержит средства интерактивного доступа, средства анимации и мультипликации, а также видеоизображения, в динамике демонстрирующие принципы и способы реализации отдельных процессов и явлений. Он используется на персональных компьютерах или в локальных компьютерных сетях и распространяется на CD-ROM.

Internet-учебник. Под Internet-учебником понимается открытый и имеющий ссылки на внешние источники информации, базы данных и знаний электронный учебник, размещаемый на одном из серверов глобальной компьютерной сети.

Отличительные признаки электронных учебников

Рассмотрим различия между электронным и печатным учебниками.

Учебник, в классическом понимании, это книга для учащихся или студентов, в которой систематически излагается материал в определенной области знаний на современном уровне достижений науки и культуры. Следовательно, учебник как электронный, так и печатный, имеют общие признаки, а именно:

учебный материал излагается из определенной области знаний;

этот материал освещен на современном уровне достижений науки и культуры;

материал в учебниках излагается систематически, т.е. представляет собой целое завершенное произведение, состоящее из многих элементов, имеющих смысловые отношения и связи между собой, которые обеспечивают целостность учебника.

Необходимо четко определить отличительные признаки электронного учебника от печатного. На мой взгляд, они состоят в следующем:

Каждый печатный учебник (на бумажном носителе) рассчитан на определенный исходный уровень подготовки учащихся и предполагает конечный уровень обучения. По многим общеобразовательным предметам имеются учебники обычные (базовые), повышенной сложности, факультативные и др. Электронный учебник по конкретному учебному предмету может содержать материал нескольких уровней сложности. При этом он будет весь размещен на одном лазерном компакт-диске, содержать иллюстрации и анимацию к тексту, многовариантные задания для проверки знаний в интерактивном режиме для каждого уровня.

Наглядность в электронном учебнике значительно выше, чем в печатном. Наглядность обеспечивается использованием при создании электронных учебников мультимедийных технологий: анимации, звукового сопровождения, гиперссылок, видеосюжетов и т.п.

Электронный учебник обеспечивает многовариантность, многоуровневость и разнообразие проверочных заданий, тестов. Электронный учебник позволяет все задания и тесты давать в интерактивном и обучающем режиме. При неверном ответе можно давать верный ответ с разъяснениями и комментариями.

Электронные учебники являются по своей структуре открытыми системами. Их можно дополнять, корректировать, модифицировать в процессе эксплуатации.

Для обеспечения многофункциональности при использовании и в зависимости от целей разработки электронные учебники могут иметь различную структуру. Например, для использования на уроках можно создавать электронный учебник, поддерживающий школьную программу по конкретному предмету и учебный материал подавать согласно имеющемуся тематическому планированию. Можно разрабатывать электронные учебники без привязки к тематическому планированию, а просто следуя учебному плану по конкретному школьному курсу.

Структура электронного учебника

Минимальное, с технологической точки зрения, требование к созданию современного учебника — это интерактивное изложение учебной информации или гипертекст, снабженный взаимными ссылками на различные части материала учебника. В отличие от классического варианта учебника электронный учебник предназначен для иного стиля обучения, в котором нет ориентации на последовательное, линейное изучение материала.

Различают несколько составляющих в электронном учебнике. Основной — Информационный блок должен содержать изложенный в сжатой форме учебный материал. Каждый раздел информационного блока должен заканчиваться контрольными вопросами, которые позволяют обучаемому выяснить, насколько глубоко он усвоил учебный материал. В результате в электронном учебнике функционирует постоянная обратная связь обучаемого с компьютером, позволяющая повысить эффективность процесса усвоения знаний.

Блок Практические задания должен функционировать в режиме диалога обучаемого с компьютером. Работа в этом режиме дает возможность обучаемому закрепить знания, полученные при работе с информационным блоком. Система подсказки, при этом, позволяет при необходимости обратиться к любому разделу учебного материала. При составлении заданий этого блока должны использоваться различные системы конструирования ответа.

Контроль знаний обучаемых должен осуществляется в режиме работы Тест. В этом блоке должна быть предусмотрена оценка правильности ответов обучаемого на поставленные вопросы. В конце теста обучаемому должна быть представлена информация о его результатах. Для устранения возможности запоминания обучаемым правильных ответов необходимо использовать значительный по величине банк компьютерных тестовых заданий, в котором варианты заданий перемешиваются и берутся в виде произвольной выборки.

Технология создания электронных учебников

Создание любого компьютерного приложения, а особенно обучающих мультимедиа-систем, сегодня не мыслится без тщательно продуманного плана разработки. В настоящее время существует хорошо отработанная методология создания компьютерных обучающих систем. Как и всякая методология проектирования, она включает целый ряд последовательных этапов:

Определение целей и задач разработки.

Разработка структуры электронного учебника.

Разработка содержания по разделам и темам учебника.

Подготовка сценариев отдельных структур электронного учебника.

Корректировка содержания электронного учебника по результатам апробации.

Подготовка методического пособия для пользователя.

Коротко рассмотрим эти этапы.

Определение целей и задач разработки

Отправной точкой в создании электронных учебников являются дидактические цели и задачи, для достижения и решения которых используются информационные технологии.

В зависимости от целей обучения электронные учебники могут быть следующих типов:

для изучения отдельных предметов общеобразовательного цикла в конкретном классе;

предметно-ориентированные электронные учебники для изучения отдельных разделов предметов общеобразовательного цикла при сквозном изучении учебного материала;

предметно-ориентированные электронные тренажеры с наличием справочного учебного материала;

электронные автоматизированные системы развития способностей.

Разработка структуры электронного учебника

Структура в общепринятом понимании (от лат. struktura — строение, расположение, порядок) — совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность. Исходя из этого определения, при разработке электронного учебника необходимо первоначально выработать его строение, порядок следования учебного материала, сделать выбор основного опорного пункта будущего учебника.

Все разделы курса и их компоненты должны быть взаимосвязаны, находиться в общей программной оболочке. Каждый компонент в указанных разделах электронного учебника должен быть доступен для пользователя из любого другого компонента.

Разработка содержания по разделам и темам электронного учебника

Понятие о содержании электронного учебника является частью понятия содержания образования, под которым понимается система знаний, умений, навыков, овладение которыми обеспечивает развитие умственных способностей школьника.

Содержательную часть электронного учебника может разработать опытный педагог-предметник, педагог-новатор, не один год посвятивший преподаванию своего предмета в школе.

При разработке содержания отдельных тем необходимо ранжировать учебный материал:

по степени сложности восприятия,

по степени сложности подачи;

В ходе этой работы необходимо:

выделить основное ядро учебного материала,

выделить второстепенные моменты в изучении учебного материала,

выделить связи с другими темами учебного курса,

подобрать практические разноуровневые многовариантные задания по каждой теме,

подобрать иллюстрации, графики, демонстрации, анимационные и видеофрагменты к понятиям, формулировкам, событиям и т.д.

Подготовка сценариев отдельных программ электронного учебника

Познавательный интерес в педагогической практике рассматривают часто как средство активизации познавательной деятельности учащихся, эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении те аспекты, которые могут привлечь к себе непроизвольно внимание учеников, заставят активизировать их мышление, волноваться, переживать. Вот эти слова Г.И. Щукиной следует всегда помнить при составлении сценариев педагогических программных средств учебного назначения.

Сценарий электронного учебника — это покадровое распределение содержания учебного курса и его процессуальной части в рамках программных структур разного уровня и назначения.

Процессуальная часть включает в себя все то, что необходимо представить на экране монитора для раскрытия и демонстрации содержательной части.

Программные структуры разного уровня — это компоненты мультимедийных технологий: гипертекст, анимация, звук, графика и т.п. Использование этих средств носит целенаправленный характер: для активизации зрительной и эмоциональной памяти, для развития познавательного интереса, повышения мотивации учения.

Реализация электронного учебника на компьютере

После подготовки сценария материал учебника передается программистам для реализации на компьютере. В зависимости от целей разработки, задач выбирается вид электронных носителей для учебника и язык программирования, который должен учитывать вид носителя. Электронным носителем может быть дискета, компакт-диск, среда Интернета.

Апробация электронного учебника

После создания электронного учебника очень хорошо, если с ним могут поработать преподаватели, учителя — предметники, для использования которыми (в том числе) в учебном процессе он и разрабатывался. Мнение таких людей об электронном учебнике, их замечания крайне важны для разработчиков; их учитывают, на их основе вносят в курс корректировки. Электронный учебник также необходимо апробировать в условиях учебного заведения, для которого он создавался. Во время апробации выявляются отдельные незамеченные разработчиками ошибки, некорректность, неудобства в эксплуатации и т.п.

Корректировка по результатам апробации

По результатам апробации проводится корректировка программ электронного учебника.

Подготовка методического пособия для пользователя

Завершает работу по созданию электронного учебника подготовка методического пособия для учителя. Оно может содержать следующие материалы: содержание отдельных программных модулей; задания, тесты, предлагаемые после изучения каждой темы; примерное тематическое планирование с указанием места использования данного электронного учебника; инструкцию для работы с электронным учебником; необходимую конфигурацию компьютера для инсталляции электронного учебника. Пособие может быть записано на электронном носителе, либо издано на бумажном носителе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Delologistic.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: