Перейти к содержимому

Льготы в праве заключение

Льготы по системе социального обслуживания

Главная > Контрольная работа >Маркетинг

Заочной формы обучения

Ямальского н/г института

Специальность «Экономика труда»

Назаровой Ольги Владимировны

Коротун Ирина Григорьевна

г. Новый Уренгой

1. Понятие, назначение льгот в системе социального обслуживания

1.1. Особый характер института социальных льгот

1.2. Понятие и значение льгот в системе социального обслуживания

2. Классификация льгот по системе социального обслуживания

2.1. Виды льгот по системе социального обслуживания

2.2. Характеристика отдельных видов льгот в системе социального обслуживания

Использованная литература

В контрольной работе рассматривается тема: Категориальные выплаты: недостатки и преимущества.

Актуальность данной темы обусловлена особой ролью льгот в системе социального обслуживания. Они выполняют важную социальную функцию, так как создают всем гражданам равные условия для индивидуального развития и реализации своих прав.

Говоря о степени научной разработанности данной темы, можно охарактеризовать ее как недостаточную.

При всей значимости льгот, практически отсутствуют теоретические исследования по данному вопросу тем более на монографическом уровне, а в тех немногочисленных работах, в которых эта проблема затрагивается, не сложилось единого понимания льгот. В том или ином объеме данная проблема затрагивалась учеными-юристами (Н.Г. Александровым, B.C. Андреевым, Е.Г. Азаровой, И.В. Гущиным, А.Д. Зайкиным, Р.И. Ивановой, Р.З. Лившицем, Г.В. Мальцевым, В.А. Тарасовой, Я.М. Фогелем, В.Ш. Шайхатдиновым и др.) при анализе иных проблем, в частности, системы, видов социального обеспечения. При этом высказывались различные взгляды на понятие льгот, их значение, соотношение с другими видами социального обеспечения.

Актуальность темы подтверждается так же существенными изменениями действующего законодательства в области льготы по социальному обеспечению.

Научная и практическая значимость проблемы льгот, актуальность и недостаточная разработанность в науке права социального обеспечения и предопределила ее выбор в качестве темы контрольной работы.

Цель контрольной работы в комплексном исследовании льгот по системе социального обслуживания.

Для достижения поставленной цели использовались следующие задачи:

- дать понятие льгот по социальному обслуживанию;

- провести классификацию социальных льгот;

- раскрыть основные виды льгот по системе социального обслуживания.

Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с назначением льгот по системе социального обслуживания.

Предмет исследования- льготы в системе социального обслуживания.

Контрольная работа выполнена при помощи методов: формально-юридического, логического, системного анализа и синтеза.

1. Понятие, назначение льгот в системе социального обслуживания

1.1. Особый характер института социальных льгот

Реальная ситуация в России в настоящее время такова, что положение граждан старшего поколения и всех тех, кто живет только за счет средств социального обеспечения, поистине плачевное. За годы рыночных преобразований количество бедных в России выросло с 6 до 33%. Сегодня каждый третий россиянин, имея доход ниже прожиточного минимума, находится за чертой бедности. В последние годы неуклонно увеличивается численность инвалидов. По данным Всероссийского общества инвалидов, в 1994 году их число составляло 3,98 млн. чел., к 2007 году оно возросло до 10,5 млн. человек. Особую озабоченность вызывает непрерывное увеличение численности детей-инвалидов: в 1994 году - 268,5 тыс., в 2007 - уже 675 тысяч. В сравнении с остальным населением доход инвалидов ниже r 1,7 раза, трудовая занятость - в 5,5 раза. Только 14,8% инвалидов трудоспособного возраста имеют работу, не более 15% могут удовлетворить свои потребности в профессиональном обучении, более 100 тысяч нуждаются в средствах передвижения. Финансирование закона « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» составляет всего 15% от требуемого.

Кризисные явления в экономике последних лет обусловили устойчивый рост числа граждан, нуждающихся в социальной поддержке и защите со стороны государства, что и привело к непомерному расширению количества льгот и числа категорий граждан, имеющих право на различного вида льготы. По оценкам Минтруда, численность получателей льгот составляет около 100 млн. человек, что требует более 250 - 300 млрд. рублей в год. Более чем на 32 млн. граждан России распространяются льготы, установленные ФЗ «О ветеранах» из них: свыше 800 тыс. - инвалиды ВОВ, более 1 млн. -участники войны, 9,8 млн. - труженики тыла, 904 тыс. членов семей погибших военнослужащих, 20 млн. ветеранов труда. Однако дальнейшее расширение количества льгот, как показывает практика их правового регулирования, не только не решает социальных проблем, но и, напротив, усугубляет положение в силу несоответствия между системой государственной поддержки населения и социально-экономическими условиями ее реализации.

Одна из ключевых проблем реформирования системы льгот заключается в наличии значительного объема обязательств, вытекающих из действующего законодательства, но не финансируемых за счет средств государственного бюджета. Существующий дисбаланс обязательств и выделенных финансовых средств может быть проиллюстрирован следующим образом. По прогнозам Министерства труда, всего на реализацию закона « О ветеранах» в 2002 необходимо было затратить около 140 млрд. рублей, в том числе 13,9 млрд. руб. по федеральным полномочиям, а в федеральном бюджете на 2002 год общий объем финансовых расходов на льготы ветеранам составил 6,5 млрд. рублей. Потребность в средствах из федерального бюджета на реализацию этого закона в 2005 году составила около 18,5 млрд. рублей.

В последние годы правовая льгота становится достаточно распространенным средством правового регулирования, что требует и соответствующего к ней отношения, в том числе и исследования.

В различных правовых актах льготы именуются по-разному: льгота, субсидия, компенсация, социальная выплата и социальное пособие. В законодательной практике также нет четкого разграничения социального обслуживания и льгот.

Существующая неоднородность правовой базы, устанавливающей право на получение льгот, также является одной из проблем права социального обеспечения из-за нечеткости изложения статей, встречающихся противоречий. Нет единых четких условий и правовых критериев предоставления льгот: они предоставляются по принципу формальной принадлежности к той или иной социальной группе и профессии, некоторыми льготами пользуются и члены семей, зачастую трудоспособные, что приводит к неэффективному расходованию средств.

Кроме того, и внутри одной социальной группы прослеживается неравенство по предоставлению льгот. Некоторые категории граждан, которые должны были бы быть отнесены к льготным, таковыми не являются. К примеру, не все участники локальных военных конфликтов на территории бывшего СССР до настоящего времени имеют статус участников войны и пользуются небольшим объемом льгот, установленных на уровне субъектов Федерации.

Проблемой также является неопределенность порядка финансирования расходов по предоставлению тех или иных льгот. В результате остаются неурегулированными отношения между гражданами, получающими услуги от организаций, этими организациями и бюджетами всех уровней. Так, в соответствии со ст. 34 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», пенсионеры и инвалиды, проживающие в этих районах, имеют право бесплатного проезда 1 раз в 2 года к месту отдыха и обратно по территории Российской Федерации. Однако указанная льгота на территории России не предоставляется, так как отсутствует механизм предоставления этой льготы. За истекший после принятия закона период ни федеральный бюджет, ни Пенсионный фонд не выделяли средств на реализацию льготы. Тем не менее, судебные органы разрешают иски пенсионеров в пользу последних, взыскивая суммы, требуемые истцами, с департаментов социальной защиты населения.

1.2. Понятие и значение льгот в системе социального обслуживания

Под льготами в системе социального обеспечения понимают преимущества, дополнительные права, предоставляемые отдельным категориям граждан. Льготы имеют место там, где нет условий для равного удовлетворения жизненно важных потребностей. В этом случае льготы могут компенсировать этот пробел.

Льготы есть, прежде всего, социальная мера, в этом проявляется их общественная ценность. В сегодняшней весьма неблагоприятной социально-экономической ситуации требуется радикальное изменение системы льгот, с тем, чтобы преодолеть нарастание негативных тенденций в этой сфере и поддержать нуждающиеся в социальной защите многочисленные слои населения.

Кроме того, льготы все активнее используются в российской правовой системе в качестве одного из важнейших юридических инструментов для разрешения задач федеративного устройства России, развития местного самоуправления и др.

Льготы регулируют не самостоятельное общественное отношение и даже не часть его, а являются лишь возможным элементом этого отношения, связанного с видом обеспечения применительно к различным категориям субъектов. Поэтому, объединение этих норм самостоятельным институтом не является. Выделение таких норм проводится по иным категориям, нежели деление норм права социального обеспечения на институты. Льготы являются подинститутом института социального обслуживания, ибо институт социального обслуживания является сложным комплексным институтом, в который входит множество подинститутов, в том числе подинститут льгот по системе социального обслуживания.

На сегодняшний день существует огромное количество форм поддержки социально незащищенных слоев населения. Одних льгот около 430 (четырехсот тридцати). Этим льготами охвачено почти две тысячи категорий населения.

Некоторые авторы считают, что статус правовых льгот в последнее время значительно вырос. Льгота становится наиболее распространенным и в какой-то мере универсальным юридическим средством выравнивания положения отдельных групп населения, способом социальной помощи и поддержки, а это требует к ней соответствующего отношения.

В настоящее время как никогда важно найти «лекарства» от современной «эпидемии» необоснованного присвоения различных льгот новой бюрократией, сращивающейся с мафиозными структурами в бизнесе, националистическими кругами, спекулятивным капиталом.

Правовая наука пока не обратила пристального внимания на институт льгот, хотя жизнь все острее ставит вопрос о создании теории правовых льгот, в рамках которой нашел бы свое выражение детальный и всесторонний анализ этого многогранного явления.

Под правовой льготой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей. Правовым льготам присущи следующие признаки.

Льготы в праве заключение

Понятие и виды льгот по ПСО

Понятие и виды льгот по ПСО

Льготы – это определенные законом преимущества, дополнительные права, предоставляемые отдельным категориям граждан в связи с особенностями их правового статуса, с целью компенсации произведенных ими затрат и соц. поддержки данной категории граждан.

Основания предоставления льгот отдельным категориям граждан:

1) наличие определенных особых заслуг перед государством и обществом у данной категории граждан, при этом льготы служат средством поощрения данных лиц, признания их заслуг;

2) наступление определенных жизненных обстоятельств, в связи с которыми у данных лиц появляются специфические потребности.

1) по целевому назначению: льготы по проезду; льготы по уходу и соц. обслуживанию; льготы по обеспечению получателя необходимым; льготы в сфере здравоохранения;

2) по субъектному составу: льготы ветеранам; льготы многодетным семьям; льготы инвалидам; льготы пострадавшим от воздействия радиации;

3) по условиям предоставления: зависящие от материального положения получателя; зависящие от наличия определенных законом заслуг у получателя; зависящие от наступления определенных обстоятельств.

Виды социальных льгот: 1) льготы по оплате жилья, коммунальных услуг; 2) бесплатная установка телефоны; 3) льготы по уплате отдельных видов налогов; 4) первоочередное предо ставление жилья; 5) льготы по предоставлению ссуды на жилищное строительство; 6) льготное обеспечение транспортными средствами; 7) льготы по протезированию; 8) льготы по обеспечению медико-социальной помощью и лекарственными средствами; 9) льготы по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение; 10) бесплатный или льготный проезд на городском, пригородном транспорте, а также на железнодорожном, воздушном водном, междугородном автомобильном транспорте; 11) льготы по пенсионному обеспечению; 12) льготы в сфере образования; 13) льготы в сфере здравоохранения; 14) льготы по предоставлению юридической помощи; 15) льготы по предоставлению земельных участков.

Право социального обеспечения
Суперека С.В.
2008

Реферат: Компенсации и льготы в праве социального обеспечения

СОДЕРЖАНИЕ

1 Понятие компенсации. 3

1.1 Документы, необходимые для получения компенсации. . 4

1.2 Обстоятельства, при которых прекращается выплата компенсации. 5

1.3 Понятие и дифференциация льгот в праве социального обеспечения. . 6

1.4 Основания для предоставления социальных льгот. 7

1.5 Виды льгот. 7

2 О льготах и социальной защите ветеранов, участников, инвалидов. . 8

великой отечественной войны и лиц, приравненных к ним. 8

2.1 Правовой статус и нормативная база. 8

2.2 Виды льгот. . 16

1.1 Документы, необходимые для получения компенсации

Для назначения данного вида компенсации следует представить следующие документы:

1. паспорт лица, осуществляющего уход;

2. заявление лица, осуществляющего уход с указанием даты начала ухода;

3. трудовая книжка лица, осуществляющего уход;

4. справка органа социальной защиты населения по месту жительства лица, осуществляющего уход, о неполучении им пенсии;

5. справка о том, что он не получает адресную социальную помощь;

6. трудовая книжка нетрудоспособного гражданина;

7. справка МСЭК об установлении 1 группы инвалидности, медицинское заключение о признании ребенка в возрасте до 18 лет инвалидом; заключение лечебного учреждения о нуждаемости в постоянном постороннем уходе;

8. заявление нетрудоспособного гражданина, подтверждающее осуществление за ним ухода.

Эти документы подаются в орган, выплачивающий пенсию нетрудоспособному гражданину.

Читайте так же:  Договор совместной инвестиционной деятельности

В случае отказа в назначении ежемесячной денежной компенсации орган, принявший такое решение, письменно извещает об этом заявителя с указанием причин отказа и порядка его обжалования. После решения вопроса о назначении ежемесячной денежной компенсации заявителям возвращается трудовые книжки и паспорт, копии которых приобщаются к делу.

Социальные льготы различным категориям лиц

Формирование современной российской государственной системы социального обеспечения. Предоставление через органы соцзащиты льгот инвалидам Великой отечественной войны и боевых действий, многодетным семьям, детям-инвалидам, малообеспеченным пенсионерам.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

В течение жизни каждый человек подвергается различным социальным рискам, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и трудоспособности, привести к утрате заработной платы или иного трудового дохода, служащего основным источником средств существования. К системе социального обеспечения современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан. Право российских граждан на социальное обеспечение конкретизируется в ст. 39 Конституции. В ней говорится, что каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Обеспечение социальных прав граждан - важное направление, в котором Государственная Дума провела значительную работу. Во-первых, они упорядочивают систему государственной социальной помощи, сложившуюся к середине 90-х. Во-вторых, в них закрепляется переход к адресным принципам социальной помощи. В-третьих, предпринимается попытка упорядочить саму реализацию тех социальных прав, которые зафиксированы в ранее принятых законах.

В данной курсовой работе рассматривается тема: «социальные льготы различным категориям лиц».

Актуальность данной темы представляет собой то, какую особую роль играют льготы в системе социального обеспечения. Они выполняют важную социальную функцию, так как создают всем гражданам равные условия для индивидуального развития и реализации своих прав. Актуальность темы подтверждается так же существенными изменениями действующего законодательства в области льготы по социальному обеспечению. Научная и практическая значимость проблемы льгот, актуальность и недостаточная разработанность в науке права социального обеспечения и предопределила ее выбор в качестве темы курсового исследования.

Цель курсовой работы в комплексном исследовании льгот по системе социального обеспечения. Для достижения поставленной цели использовались следующие задачи:

- дать понятие льгот по социальному обслуживанию;

- провести классификацию социальных льгот;

- раскрыть основные виды льгот по системе социального обслуживания

- рассмотреть категории лиц.

Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с назначением льгот по системе социального обеспечения.

Предмет исследования - льготы в системе социального обеспечения.

Система государственных льгот была призвана частично компенсировать населению низкие заработки, неблагоприятные условия труда, а в ряде случаев служить дополнительным стимулом по привлечению к различным видам деятельности и признанием особых заслуг той или иной группы населения. С началом реформ сфера действия льгот была расширена, они начали применяться с целью сглаживания недостатков системы государственной компенсации за причиненный вред здоровью граждан в результате катастроф техногенного характера.

В Российской Федерации система социальных пособий и льгот включает общенациональные, региональные и отраслевые компоненты. Источниками их финансирования являются федеральный бюджет, бюджетная система субъекта Российской Федерации и внебюджетные фонды. В общем, социальное обеспечение является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Россия должна проводить социальную политику такого уровня, который закреплен в международных актах, ратифицированных нашей страной. Формирование современной российской государственной системы социального обеспечения происходит на основе учета основных положений международных норм. К ним относятся, прежде всего, Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина, а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина.

1. Понятие льгот и их классификация

Под льготами в системе социального обеспечения понимают преимущества, дополнительные права, предоставляемые отдельным категориям граждан. Льготы имеют место там, где нет условий для равного удовлетворения жизненно важных потребностей. В этом случае льготы могут компенсировать этот пробел.

Льготы - это, прежде всего, социальная мера, в этом проявляется их общественная ценность. На сегодняшний день, в данной социально-экономической ситуации требуется радикальное изменение системы льгот, с тем, чтобы преодолеть нарастание негативных тенденций в этой сфере и поддержать нуждающиеся в социальной защите многочисленные слои населения. Льготы регулируют не самостоятельное общественное отношение и даже не часть его, а являются лишь возможным элементом этого отношения, связанного с видом обеспечения применительно к различным категориям субъектов. Поэтому, объединение этих норм самостоятельным институтом не является. Выделение таких норм проводится по иным категориям, нежели деление норм права социального обеспечения на институты. Льготы являются подинститутом института социального обслуживания, ибо институт социального обслуживания является сложным комплексным институтом, в который входит множество подинститутов, в том числе подинститут льгот по системе социального обслуживания. Захаров Н.П. Тучкова Е.Г. Право социального обеспечения - М.,2008 - с.304

На сегодняшний день существует огромное количество форм поддержки социально незащищенных слоев населения. Одних льгот насчитывается около четырехсот тридцати. Этим льготами охвачено почти две тысячи категорий населения. Некоторые всё же считают, что статус правовых льгот в последнее время значительно вырос. Льгота становится наиболее распространенным и в какой-то мере универсальным юридическим средством выравнивания положения отдельных групп населения, способом социальной помощи и поддержки, а это требует к ней соответствующего отношения.

Под правовой льготой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей. Правовым льготам присущи следующие признаки.

Во-первых, они сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов. При установлении льгот законодатель ставит цель социально защитить, улучшить положение отдельных лиц, перевести процесс удовлетворения их интересов в более благоприятный режим. Цели здесь имеют первостепенное значение, так как не всякое расширение прав и освобождение от обязанностей выступает в качестве льготы.

Во-вторых, правовые льготы представляют собой исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступают способом юридической дифференциации. Чем совершеннее право, тем дифференцированнее оно регламентирует конкретные вопросы общественной жизни. Так, для различных категорий граждан установлены правила, регулирующие прием в вузы, призыв на военную службу, назначение пенсий.

Льготы - это элемент, прежде всего, специального правового статуса лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта специфическими возможностями юридического характера.

В-третьих, правовые льготы выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в нормативных актах в соответствии с демократическими процедурами правотворчества. Льготы, как правило, фиксируются с помощью нормативных, а не правоприменительных актов. Запрещение законом предоставлять льготы в индивидуальном порядке преследует цель свести к минимуму корыстное усмотрение, которое может проявиться в этом процессе.

Компенсационный характер правовых льгот состоит в создании хотя бы примерно равных возможностей для развития лиц, находящихся в неравных условиях в силу биологических и социальных причин. Так, вовлечение в трудовую деятельность слепых и людей с плохим зрением было бы невозможно без установления для них законом особых условий труда. Это значит, что льготы слепым и людям с плохим зрением приобретают компенсационный характер, выравнивая их возможности с возможностями других людей. Важнейшее компенсационное значение имеют льготы, предоставленные инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, беженцам, вынужденным переселенцам и другим лицам.

В этом смысле льгота - особое право, дополняющее имеющиеся у лица права с целью гарантировать определенный уровень потребления, облегчить доступ к юридически обеспеченному благу, существенным образом затрудненный вследствие инвалидности, беременности, материнства, сочетания учебы с работой и т.д. Здесь льготы призваны улучшать социально-экономические условия конкретных категорий граждан, их материально-бытовое и финансовое положение. Основные цели, роль и функции правовых льгот// Томск: Издательство Томского университета, 2007 - с.235-238

Льготы в обозримой исторической ретроспективе всегда были присущи российскому обществу, даже на его первичных (более 10-15 веков назад) этапах формирования. Бесспорно, что и в первобытных славянских племенах кто-то имел отличающиеся от общих условия труда и быта, а в дальнейшем число стало еще больше расти.

Социальные льготы обладают следующими основными отличительными признаками:

- они присущи экономически развитым обществам с эффективно работающим государственным аппаратом;

- опосредуют процесс перераспределения общественного продукта от одних членов общества к другим через государственный механизм социальной поддержки;

- отражают конкретные различия в социально-экономическом положении одних членов общества по сравнению с другими;

- выражают компенсацию отклонения от нормального общепризнанного положения членов общества;

- достигают своего предназначения, будучи денежными по содержанию.

Все льготы можно подразделить на ряд категорий:

а) профессиональные льготы

б) льготы за особые услуги

в) льготы нуждающимся.

Провести классификацию льгот достаточно сложно. Они предусматриваются в законах, Указах и Постановлениях Правительства.

Льготы можно разграничить:

- по целевой направленности

Принято считать, что в форме льгот выступает компенсация повышенных затрат определенной группе лиц, имеющим в ней потребность.

Льготы можно назвать и компенсацией, но только повышенных затрат, связанных с удовлетворением потребностей. Если компенсируются затраты, совершаемые, например, по долгу службы (оплата проезда социальным работникам, сотрудникам правоохранительных органов) такая компенсация не является льготой.

Социально-правовым основанием предоставления льгот по социальному обеспечению является наступление объективно существующих жизненных обстоятельств (инвалидность, старость, малообеспеченноть и другое), которые порождают специфические потребности (в специальных средствах передвижения, в бытовом обслуживании на дому). Для их обеспечения нуждающиеся наделяются дополнительными правами- льготами. Если данные льготы не предоставить, эти лица не смогут в полной мере удовлетворить свои жизненно важные потребности на общественно необходимом уровне.

Другим основанием для представления льгот в социальном обслуживании выступает наличие у граждан особых заслуг перед обществом. Предоставление льгот по этому основанию является не только потребностью лица в особых формах социальной защиты в виду инвалидности, старости и др., но и служит формой поощрения и признания заслуг перед обществом и государством (инвалиды и участники ВОВ, инвалиды боевых действий на территории других государств и др.). Эти льготы можно назвать привилегиями. Привилегии имеют смысл, когда существует дефицит услуг, большая очередь не будут дефицитными, подобные привилегии перестанут существовать.

Льготы выгодны не только личности, но и обществу в целом. Если государство не будет оказывать социальную поддержку людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, то эта обязанность ляжет на плечи семьи, которая из своей зарпалты будет вынуждена оплачивать социальные услуги.

Социальные льготы предоставляются ветеранам, инвалидам, детям, многодетным семьям, героям Советского Союза и Российской Федерации и др. Содержание этих льгот неоднородно по их экономической и социальной значимости. Челнокова Г.Б. Социальное законодательство, направленное на защиту от бедности в России. - М.: Проспект, 2009.С.18.

Основными положениями концепции государственной социальной помощи населению должны стать:

- гарантированность государственной социальной помощи для малоимущих семей;

- адресный характер социальной помощи;

- учет семейного дохода при оказании социальной помощи;

- получение социальной помощи из единого источника;

- предоставление органам социального обслуживания права проверки обоснованности обращения гражданина за государственной социальной помощью;

- разделение систем социального обеспечения и социального страхования;

- создание единой системы учета социальной помощи и социальных льгот, предоставляемых из различных источников.

Закон «О государственной социальной помощи населению» призван свести воедино правовые нормы об оказании государственной социальной помощи, содержащиеся в многочисленных правовых актах, обеспечить их взаимоувязку и системность в их применении.

Одна из основных задач закона -- разделение сфер социального обеспечения (вспомоществования) и социального страхования. Закон должен закладывать правовые основы функционирования всей системы оказания государственной социальной помощи. Цель закона -- определение четких критериев предоставления государственной социальной помощи, обеспечения ее адресности.

Законом должны быть решены следующие задачи:

- определение круга получателей адресной социальной помощи;

- введение принципиально новой классификации социальных льгот и выплат;

- обеспечение адресности в предоставлении государственной социальной помощи, в том числе социальных льгот;

- установление взаимосвязи получения социальных льгот и выплат с уровнем семейного дохода;

- создание системы гарантированного обеспечения минимальных материальных потребностей граждан;

- осуществление перехода к заявительной системе предоставления социальной помощи;

- обеспечение рационального использования государственных средств, выделяемых на социальную защиту населения.

Закон «О государственной социальной помощи населению» призван установить систему правовых, экономических и организационных мер по социальной защите малоимущих слоев населения. В качестве основных целей оказания государственной социальной помощи следует определить: обеспечение минимальных материальных потребностей граждан, рационализацию использования государственных средств, обеспечение социальной стабильности. В законе необходимо разделить государственную социальную помощь на целевую и адресную.

Выделение целевой государственной помощи вызвано необходимостью сохранения действующих льгот для относительно небольшой группы их получателей, таких, как участники ВОВ, инвалиды, в том числе ВОВ, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Российской Федерации, полные кавалеры орденов Славы, семьи погибших военнослужащих, участники трудового фронта во время ВОВ, жители блокадного Ленинграда, бывшие узники концлагерей, репрессированные, участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, участники военных конфликтов в мирное время, ветераны вооруженных сил.

Читайте так же:  Договор продажи доли в общей совместной собственности

Эти категории граждан получают льготы в соответствии с действующим законодательством. Проектом Закона эти льготы должны быть подтверждены. Отмена данных льгот крайне негативно отразилась бы на социальной ситуации в стране.

В отличие от целевой социальной помощи, адресная социальная помощь должна предоставляться не отдельным социальным категориям, а конкретным гражданам, у которых трудная жизненная ситуация, связанная с ограниченной трудоспособностью (нетрудоспособностью); многодетным гражданам, у которых размеры денежных и натуральных доходов не позволяют удовлетворять минимальные материальные потребности; гражданам, у которых отсутствует собственность, позволяющая извлекать доходы и др.

В качестве видов государственной социальной помощи необходимо определить: субсидии, компенсации, льготы, социальные услуги, адресное денежное пособие.

2. Категории лиц, имеющие право на социальные льготы

Льготы -- это предоставление кому-либо преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения.

Сложившаяся в России система социальной поддержки населения отличается громоздкостью, бессистемностью и, как следствие, крайне низкой адресностью.

Данный самостоятельный проект предназначен для ознакомления с существующими социальными льготами для всех категорий граждан, с целью повышения эффективности социальной системы, которая на данный момент оказалась неэффективной, хотя потребность в социальных льготах, обусловленная ростом уровня бедности, значительно возраста.

Необходимо отметить, что Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122- ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федерального Закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»» были внесены большие изменения в понятийный аппарат. Теперь все компенсационные отношения граждан подразделяются на: льготы, которые входят в федеральный социальный пакет (их стоимость на 1 апреля 2013 год составляет 839 рублей в месяц, и они предоставляются в обязательном порядке), льготы, форма предоставления которых изменена с натуральной на денежную и меры социальной поддержки, устанавливаемые субъектами РФ.

По определению, льготы выполняют важные социальные функции: 1. средство достижения социального равенства в обществе (льготы многодетным семьям, женщинам, несовершеннолетним, инвалидам); 2. способ поощрения граждан за особые заслуги перед государством и обществом (льготы некоторым рабочим и служащим, для инвалидов и участников ВОВ, для семей погибших военнослужащих); 3. компенсация за особые условия деятельности в интересах государства и общества (шахтерам, железнодорожникам, военнослужащим, гражданам, подвергшимся воздействию радиации и др.); 4. средство стимулирования видов деятельности (для совмещающих работу с обучением и др.).

Основой для получения социальных льгот являются Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, Указы Президента, Постановления Правительства, инструкции и другие нормативные акты.

Основными федеральными законами, в соответствии с которыми льготные категории граждан имеют на них право, являются:

1. “О социальной защите инвалидов в РФ” от 24.11.95 г. № 181; 2. “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей” от 19.05.95 г. №81 (с изм. и доп.); 3. “О дополнительных гарантиях детям -- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей” от 10.12.95 г. № 195; 4. “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” (в ред. от 11.12.96 г. № 149); 5. “О ветеранах” (в ред. от 02.01.2000 г. № 40) и другие; Законодательные акты устанавливают определенные льготы и определяют категории населения, на которые распространяются льготы.

Категории граждан, имеющих право на льготы: 1. инвалиды; 2. участники Великой Отечественной войны и других боевых действий, члены их семей; 3. ветераны труда; 4. граждане, награжденные государственными наградами; 5. граждане, подвергшиеся воздействию радиации; 6. бывшие несовершеннолетние узники фашизма; 7. реабилитированные граждане и их родственники; 8. многодетные семьи, 9. дети.

Кроме перечисленных категорий граждан, право на получение льгот имеют военнослужащие, судьи, прокуроры, следователи, сотрудники органов ФСБ, таможни, налоговой полиции, милиции и другие. Большинство льгот предоставляется по категориальному принципу.

Социальные льготы для различных категорий населения предоставляются в сфере занятости и трудовых отношений, в сфере социального обеспечения и обслуживания, льготного налогообложения.

Единого акта о социальных льготах нет, и вряд ли такой акт появится в ближайшее время. Большинство социальных льгот носят материальный характер. Некоторые из них я опишу далее.

2.1 Инвалиды Великой отечественной войны и инвалиды боевых действий

Основные меры социальной поддержки для инвалидов Великой отечественной войны и для инвалидов боевых действий предоставляются в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» от 12 января 1995 года. Инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий предоставляется Ежемесячная денежная выплата (размер установлен с 1 апреля 2013 года) 3834,65 рублей, которая осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда РФ. Так же предоставляется 50% скидка по оплате жилищно-коммунальных услуг. Постановление Правительства Москвы от 07.12.2004 г. №850-ПП Гарантируется государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг, в состав которого включено: бесплатное лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте. Федеральный Закон от 17.07.1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ

Ещё существуют дополнительные меры социальной поддержки, предоставляемые в соответствии с Законом города Москвы от 03.11.2004 г. № 70 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Москвы», в эти меры входят:

бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси) ежемесячная денежная компенсация на оплату услуг местной телефонной связи в размере 435 руб. (абонентам телефонных сетей); освобождение от оплаты за жилищно-коммунальные услуги в пределах социальной нормы площади жилья (33 кв. метра) и нормативов потребления коммунальных услуг, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) (пенсионерам)

2.2 Лица, награждённые знаком «Жителю блокадного Ленинграда»

Льготы гражданам, награждённым Знаком «Жителю блокадного Ленинграда» так же предоставляются в соответствии с Федеральным законом «О Ветеранах». Действуют такие меры социальной поддержки, как ежемесячная денежная выплата в размере 3000 рублей (данные на 2012 год), которая осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг, в состав которого включено: бесплатное лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте. Федеральный закон от 17.07.1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи»

2.3 Льготы инвалидам

Льготы инвалидам 1 группы

- инвалиды 1 группы по зрению, не имеющие двух конечностей или с параличом двух конечностей, имеют право на бесплатный проезд всеми видами городского транспорта (за исключением такси), а также автомобильным транспортом общего пользования (за исключением такси) в сельской местности в пределах административного района по месту жительства;

- имеют право на бесплатный проезд один раз в год к месту лечения и обратно, эта льгота распространяется и на лиц, сопровождающих в поездке инвалида;

- имеют право на обеспечение лекарственными препаратами по рецептам врачей. Инвалиды 1 группы также имеют право на бесплатное получение перевязочных средств и отдельных изделий медицинского назначения, если есть на то заключения бюро МСЭ про необходимость использования этих средств;

- инвалиды 1 группы должны обеспечиваться бесплатными путевками на санаторно-курортное лечение, не реже одного раза на протяжении первых трех лет после установления инвалидности;

- нуждающимся в протезировании инвалидам 1 группы протезы конечностей должны выдаваться бесплатно, как и ортопедическая обувь;

- имеют право на бесплатное зубное протезирование;

- инвалиды 1 группы при поступлении в среднее профессиональное и высшее профессиональное государственное или муниципальное образовательное учреждение имеют право на внеконкурсное зачисление в случае успешной сдачи вступительных экзаменов, если такое обучение не противопоказано медицинским заключением.

Льготы инвалидам 2 группы

- инвалиды 2 группы имеют право на бесплатный проезд всеми видами городского транспорта (за исключением такси), а также автомобильным транспортом общего пользования (за исключением такси) в сельской местности в пределах административного района по месту жительства;

- инвалидам 2 группы имеют право на бесплатный проезд один раз в год к месту лечения и обратно;

- инвалиды 2 группы имеют льготы при обеспечении лекарственными препаратами, которые выдаются по рецептам врачей, а также им бесплатно предоставляются перевязочные средства и отдельные изделия медицинского назначения, при наличии заключения бюро МСЭ о необходимости использования этих средств;

- для работающих инвалидов 2 группы, которые имеют статус безработных, предоставляется право приобретать отдельные лекарства и изделия медицинского назначения по рецептам врачей с 50-процентной скидкой;

- инвалиды 2 группы имеют право покупать ортопедическую обувь в зависимости от степени сложности изделия со скидкой;

- предоставляется право на бесплатное зубное протезирование;

- при поступлении в среднее профессиональное и высшее профессиональное государственное или муниципальное образовательное учреждение, инвалиды 2 группы имеют право на внеконкурсное зачисление в случае успешной сдачи вступительных экзаменов, если такое обучение не противопоказано медицинским заключением.

Льготы инвалидам 3 группы

- инвалиды 3 группы имеют право на 50-процентную скидку со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года;

- работающие инвалиды 3 группы, которым присвоен статус безработного, имеют право приобретать отдельные лекарства и изделия медицинского назначения по рецептам врачей с 50-процентной скидкой;

- предоставляется право покупать ортопедическую обувь со скидкой, в зависимости от сложности изготовления такого изделия или за полную стоимость.

2.4 Льготы многодетным семьям

Федеральным законом многодетным семьям, в которых среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте проживания данной семьи, положены следующие льготы: скидка на оплату ЖКХ (т.е. коммуналки, если нет центрального отопления, учитывается расход на топливо - дрова, уголь) как минимум 30%, однако по инициативе местных властей скидка может быть и больше, но не меньше 30%; детям до 6 лет полагаются бесплатные лекарства, которые выписывает врач; для детей, обучающихся как в школе, так и в дальнейших учебных заведениях, предусмотрен бесплатный проезд на городском и пригородном транспорте; в школе и в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования дети имеют право бесплатно два раза питаться; так же для детей школьников предусмотрено обеспечение школьной и спортивной формой так же бесплатно.

Так же многодетные семьи, независимо от дохода, имеют право на то, что их детей будут принимать в детский садик в первоочередном порядке; так же дети из многодетной семьи должны быть первоочередниками в санатории, лагеря и другие лечебные и оздоровительные учреждении при наличии медицинских показаний; центр занятости должен в случае необходимости направлять на переподготовку или повышение квалификации, как родителей так и детей из таких семей с целью их дальнейшего трудоустройства. И еще центр занятости должен в первую очередь помочь с трудоустройством членам многодетной семьи.

Для улучшения жилищных условий, законом предусмотрены следующие меры: дается возможность один раз взять льготный кредит или оформить заем на приобретение жилья, в том числе и его строительство; а так же оформить льготный кредит или заем на покупку техники и оборудования с целью занятия крестьянским (фермерским) хозяйством; так же предоставление жилья в случае необходимости в первоочередном порядке. Многодетные семьи могут рассчитывать и на получение как садовых, так и огородных земельных участков, площадь которого будет не менее 0,15 гектара на семью. Для тех же, кто решил заняться фермерским (крестьянским) хозяйством, разово предоставляется земельный участок, а так же применяется льготное налогообложение.

2.5 Льготы для детей-инвалидов

Ежемесячные выплаты по уходу за детьми-инвалидами до 18 лет и инвалидами с детства I группы устанавливаются неработающим трудоспособным лицам. Ими могут быть как родители или усыновители, так и опекуны или попечители. Конечно, ухаживать за ребенком могут и другие, допустим тети, дяди, сестры, братья, няни, но за их труд государство будет выплачивать уже не 5500 рублей, а 1200. Напомню, до 2013 года и для тех, и для других сумма выплат была равной - 1200 рублей и называлась она компенсационной, теперь - ежемесячной.

Чтобы назначили выплату, родителям, усыновителям, опекунам или попечителям нужно написать заявление с указанием даты начала ухода и своего места жительства, представить также документы, удостоверяющие личность и подтверждающие родственные отношения или статус опекуна. Кроме того, необходима трудовая книжка. По желанию гражданин может предоставить справку из службы занятости о том, что он не получает пособия по безработице, если он ее не предоставит, то специалисты управления сделают запрос в службу сами.

3. Социальные льготы в Липецкой области

социальный льгота инвалид пенсионер

Читайте так же:  Приказ по акту прием передаче средств

На сегодняшний день объем льгот, социальных услуг и мер социальной поддержки, предоставляемых через органы соцзащиты, затрагивает интересы более половины населения области. По многим показателям социальной защиты населения Липецкая область входит в десятку лучших регионов России.

Государственная социальная помощь оказывается в целях:

· поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан. В первую очередь необходимо уточнить, кто имеет право на адресную социальную помощь. В соответствии с вышеуказанными законодательными актами право на социальную помощь имеют малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, являющиеся гражданами Российской Федерации и проживающие на территории области, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации

· Если неработающие граждане, стоят в службе занятости и получают пособие по безработице.

· Граждане имеют инвалидность 1 и 2 группы (2 группа 1 степени - приравнена к 3 группе 1 степени - т.е. гражданин может работать на легком труде, 3 группа 3 степени - гражданин может работать без ограничений, нет пенсии, но есть льготы).

· Один из родителей не работает, т.к. осуществляет уход за ребенком до 3-х лет.

· Один из родителей не работает, т.к. осуществляет уход за ребенком-инвалидом.

· Гражданин не работает, т.к. осуществляет уход за недееспособным гражданином, если оформлено опекунство. (В спорных вопросах необходимо составить акт).

· Гражданин осуществляет уход за близким родственником инвалидом 1 группы, либо по показаниям врача в связи с длительной болезнью (документально подтвержден случай)

· Если неработающая беременна (справка о беременности)

· В случае периода нетрудоспособности гражданина в связи с длительной болезнью (документально подтвержден случай)

· Если граждане не работают, т.к. в данном населенном пункте нет возможности трудоустроиться (официально признанный факт), но имеют личное подсобное хозяйство.

· Граждане, страдают социально-значимыми, хроническими, тяжелыми заболеваниями, при наличии которых гражданам оказывается социальная поддержка (граждане (взрослые и дети), страдающие: туберкулезом, инфекциями, гепатитом B, гепатитом C, болезнями, вызванными вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), злокачественными новообразованиями, сахарным диабетом).

То есть критерий независимая причина низких доходов граждан и семей относится к тем семьям и гражданам, у которых отсутствует реальная возможность для улучшения своего материального положения на трудовой основе.

Прожиточный минимум ежеквартально рассчитывается специалистами управления труда и занятости населения отдельно для каждой социально-демографической группы и в целом на душу населения, утверждается постановлением администрации области и действует в течение следующего квартала для назначения различных видов социальной помощи.

Если среднедушевой доход семьи или одиноко проживающего малоимущего человека из категорий, определенных законом, не превышает этих величин и члены семьи не работают по уважительной причине, можно обращаться в органы социальной защиты населения по месту жительства для оформления ежемесячного государственного социального пособия, больше известного среди населения как адресная помощь. При этом необходимо представить следующие документы:

· письменное заявление о назначении социального пособия;

· документ, удостоверяющий личность заявителя;

· справку с места жительства о составе семьи;

· справки о доходах членов семьи или одиноко проживающих граждан за три месяца, предшествующие месяцу обращения за назначением социального пособия (в том числе о доходах от личного подсобного хозяйства);

· иные документы, подтверждающие независящую причину низких доходов семьи (справка из службы занятости, документы из медицинских учреждений и.п.).

Размер пособия устанавливается в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи или одиноко проживающего гражданина, но не более 300 рублей в месяц. Решение о назначении и выплате социального пособия принимается руководителем органа соцзащиты населения в течение 10 дней с момента подачи заявления, а при необходимости дополнительной проверки представленных заявителем сведений - в течение 30 дней. Назначается пособие сроком на три месяца.

Ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) установлены льготным категориям граждан с 1 января 2005 года взамен натуральных льгот. На органы социальной защиты населения возложены полномочия по выплате за счет средств областного бюджета ЕДВ региональным льготникам. С 1 марта 2013 года ЕДВ выплачивается в следующем размере:

ветеранам труда - 375 руб.;

труженикам тыла - 528 руб.;

лицам, пострадавшим от политических репрессий - 528 руб.;

реабилитированным лицам - 601 руб.

На территории области льготный проезд на всех видах городского транспорта (кроме такси), а также на автомобильном транспорте пригородных маршрутов предоставляется региональным и федеральным льготникам по единым социальным проездным билетам. Приобрести единый социальный проездной билет можно в отделениях федеральной почтовой связи области по предъявлению документов, подтверждающих статус льготника.

Льготный проезд без ограничения числа поездок пригородным железнодорожным транспортом с оплатой 50% стоимости проезда, а в период с 15 апреля по 15 октября с оплатой 10% стоимости проезда в пределах пяти тарифных зон предоставляется проживающим в области региональным категориям льготников (ветеранам труда, труженикам тыла, лицам, пострадавшим от политических репрессий, реабилитированным лицам) и пенсионерам по старости, не относящимся к льготным категориям граждан. Для приобретения билета со скидкой указанными категориями граждан предъявляются справки, выданные органами социальной защиты населения по месту жительства гражданина и документы, подтверждающие статус регионального льготника (для пенсионеров по старости - пенсионное удостоверение).

В соответствии с законом Липецкой области 02.12.2004 года № 141-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области» и приказом управления социальной защиты населения Липецкой обл. от 28.06.2012 N 444-П «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по оплате санаторно-курортных путевок неработающим пенсионерам, перенесшим острое нарушение мозгового кровообращения, острый инфаркт миокарда, оперативные вмешательства по поводу аортокоронарного шунтирования и резекции аневризмы сердца» управление социальной защиты населения области оплачивает санаторно-курортные путевки на долечивание в специализированных реабилитационных отделениях санатория постоянно проживающим на территории Липецкой области гражданам из числа неработающих пенсионеров.

Долечивание после острого инфаркта миокарда, оперативных вмешательств по поводу аортокоронарного шунтирования и резекции аневризмы сердца осуществляется непосредственно после стационарного лечения, а после острого нарушения мозгового кровообращения в течение шести месяцев после перенесенного заболевания. Показания и сроки для санаторно-курортного лечения определяет лечащий врач по согласованию с заведующими специализированных отделений санатория. После этого неработающие пенсионеры или их законные представители обращаются в управление социальной защиты населения области для оплаты путевки с заявлением об оплате санаторно-курортной путевки, к которому прилагаются следующие документы:

· пенсионное удостоверение для лиц, получающих пенсию, либо документ, подтверждающий получение ежемесячного пожизненного содержания за работу (службу) для лиц, получающих ежемесячное пожизненное содержание за работу (службу);

· трудовую книжку либо при ее отсутствии выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица;

· справку из лечебно-профилактического учреждения для получения санаторно-курортной путевки по форме, утвержденной Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Заявление и прилагаемые к нему документы представляются заявителем или его законным представителем на основании доверенности, оформленной в соответствии с требованиями ГК РФ. При направлении заявления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении прилагаемые копии документов должны быть заверены нотариально или органами, выдавшими данные документы в установленном порядке.

Так же гарантируется протезно-ортопедическая помощь. Она предоставляется гражданам, не имеющим права на получение протезно-ортопедической помощи за счет средств федерального бюджета.

Для предоставления протезно-ортопедической помощи гражданин (законный представитель) представляет в исполнительный орган государственной власти области в сфере социальной защиты населения заявление о предоставлении протезно-ортопедической помощи с предъявлением следующих документов:

· документ, удостоверяющего личность заявителя;

· документ, подтверждающий постоянное проживание на территории области получателя протезно-ортопедической помощи;

· справки из лечебно-профилактического учреждения о наличии медицинских показаний для оказания протезно-ортопедической помощи с указанием наименования и вида протезно-ортопедического изделия.

В случае предоставления протезно-ортопедической помощи лицам моложе 18 лет, их законные представители предъявляют:

свидетельство о рождении ребенка (для детей до 14 лет);

документ, удостоверяющий личность (для лиц от 14 до 18 лет).

Заявление о предоставлении протезно-ортопедической помощи и документы, указанные в настоящем пункте, представляются в исполнительный орган государственной власти области в сфере социальной защиты населения непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Так же в Липецкой области предоставляются меры социальной поддержки гражданам, пострадавшим от воздействия радиации. Ежемесячно предоставляют территориальным органам Федерального казначейства списки получателей компенсаций на граждан, подвергшихся воздействию радиации; территориальные органы Федерального казначейства перечисляют на основании представленных списков средства федерального бюджета, предусмотренные на выплату компенсаций, в организации федеральной почтовой связи либо на счет, открытый получателем компенсации в кредитной организации.

Члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, в том числе при прохождении военной службы по призыву (действительной срочной военной службы), члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых составляет 20 лет и более, а также члены семей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции, погибших (умерших) вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, связанных с исполнением служебных обязанностей имеют право на получение компенсации из федерального бюджета в размере 60% фактических расходов за жилищно-коммунальные услуги, абонентскую плату за пользование телефоном, радиотрансляционными точками, коллективными телевизионными антеннами, а лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, на 60 % процентную скидку по оплате топлива, приобретаемого в пределах нормы, установленной нормативными актами администраций районов (городов) для продажи населению и его доставке.

В целях социальной защищенности граждан в условиях реформирования ЖКХ и роста тарифов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Липецкой области предоставляются субсидии.

Для граждан из числа многодетных семей, семей одиноких матерей, семей, имеющих в своем составе получателей пенсии по случаю потери кормильца со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума предусмотрены более льготные условия предоставления субсидий на оплату ЖКУ. По федеральным стандартам, которые действуют в подавляющем большинстве регионов Российской Федерации, субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг предоставляются, если расходы на их оплату превышают 22% от совокупного дохода семьи, максимально допустимая доля расходов на оплату ЖКУ для граждан вышеуказанных категорий с доходом ниже величины прожиточного минимума составляет 10%.

Сегодня на службе социальной защиты населения Липецкой области замыкаются очень многие вопросы оказания помощи нуждающимся, предоставления льгот и мер социальной поддержки малообеспеченным пенсионерам, инвалидам, семьям с детьми, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить себе достойного уровня жизни.

На основании изложенного в курсовой работе, можно сделать вывод, что льготы по системе социального обеспечения несут в себе важнейшую социальную функцию, предоставляя всем гражданам равные условия жизнеобеспечения.

Признавая социальную значимость государственных гарантий и льгот, которые позволяют частично компенсировать населению низкие заработки, плохие условия труда, недостатки системы пенсионного обеспечения, а в ряде случаев служат дополнительным стимулом, позволяющим повысить заинтересованность работников во владении определенными общественно значимыми профессиями и специальностями, следует отметить, что дальнейшее расширение этой системы не только не решает социальных проблем, но и может привести к серьезному социальному взрыву. Поэтому первоочередной задачей является реформирование системы денежных доходов населения, одной из составных частей которой должен стать новый механизм предоставления государственных социальных гарантий и льгот. Безусловно, принимаемые решения по реформированию льгот должны быть взвешенными и продуманными. При проведении этих мер основной акцент должен быть сделан на усиление адресной социальной поддержки граждан, действительно в ней нуждающихся.

Основные категории граждан, имеющих право на льготы по системе социального обслуживания, можно представать так: престарелые, инвалиды, многодетные семьи, инвалиды и участники Великой Отечественной войны, ветераны труда, Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, Герои Социалистического труда, ликвидаторы аварии на Чернобыльской атомной электростанции и граждане, пострадавшие от радиации, несовершеннолетние узники концлагерей, жертвы политических репрессий и другие. Среди основных видов социальных льгот, можно отметить: жилищно-бытовые, налоговые, по оплате проезда на транспорте, по медицинскому и санаторно-курортному обслуживанию, лекарственному обеспечению и другие. От характера и объема льгот зависит качество права. Льготы, призванные воплощать в жизнь идеи справедливости и равенства, в условиях правового государства выступают специфическим критерием сущностных начал права, его принципиальных основ. Проведенное исследование выявило, что в настоящее время правовое регулирование социальных льгот недостаточно. Я считаю, что необходимо принятие единого федерального закона «О государственных социальных льготах», который смог бы свести воедино правовые нормы о социальных льготах, содержащиеся в многочисленных правовых актах, и что бы этот закон смог обеспечить их взаимоувязку и системность в применении.