Перейти к содержимому

Медико-социальная экспертиза учебник

Самые популярные

Смычек В.Б. “Медико-социальная экспертиза и реабилитация”

Сейчас в библиотеке 3377 книг

Рубрики аудиокниг

© 2009-2019, ALLIBRARY v.2.0

Все права защищены | Статистика

Авторские права:

Описания книг на сайте представлены исключительно в ознакомительных целях! Ресурс ALLIBRARY является самообновляемой электронной библиотекой, информацию в которую добавляют пользователи, согласные с тем, что они не нарушают авторских прав. На данном сайте представлены исключительно ссылки на другие ресурсы. Размещение любой информации, нарушающей авторское право, строго запрещено.

Экспертиза временной нетрудоспособности и медико-социальная экспертиза в амбулаторной практике - Викторова И.А.

Год выпуска: 2015

Автор: Викторова И.А.

Жанр: Лечебное дело

Описание: Учебное пособие состоит из введения, двух глав, списка литературы, контрольных вопросов, тестовых заданий, ситуационных задач и ответов к ним, приложений.
В главе 1 представлены документы, составляющие нормативную базу определения ВН. Их совокупность позволит студентам получить целостное и полное представление об основах экспертизы временной нетрудоспособности, принятии экспертного решения на разных этапах лечения больного и ра звить умение оформлять принятые решения в первичной медицинской документации (амбулаторная карта, листок нетрудоспособности)».
В главе 2 приведены документы, составляющие нормативную базу отбора больных на МСЭ и реализации решений МСЭ в амбулаторно поликлинических условиях. В частности, освещены порядок и условия признания инвалидности, основы социальной зашиты инвалидов в РФ, классификации и критерии, используемые при МСЭ.
Ответы на контрольные вопросы, выполнение тестовых заданий и решение ситуационных задач позволят студентам овладеть навыками осуществления экспертизы временной нетрудоспособности и стойкой утраты трудоспособности больного. В приложении приведены приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 №1687Н «О медицинских критериях рождения, форме документа о рождении и порядке его выдачи», методические рекомендации определения срока временной нетрудоспособности, облегчающие решение частных вопросов экспертизы трудоспособности.
Практическая значимость пособия — разработка нормативно-правовой базы осуществления экспертизы временной нетрудоспособности и медико-социальной экспертизы в амбулаторных условиях, оценки качества деятельности специалистов амбулаторно-поликлинического звена и оформления ими первичной медицинской документации. Материалы пособия могут быть использованы при разработке образовательных программ студентов, изучающих поликлиническую терапию и внутренние болезни по специальности «Лечебное дело».

Медико-социальная экспертиза учебник

Следующим видом экспертиз является экспертиза длительной или стойкой, потери трудоспособности - медико-социальная экспертиза. Важность этой экспертизы, прежде всего, заключается в том, что она проявляет компенсаторно о-адаптационные возможности человека, реализация которых будет способствовать функциональной, психологической, социальной, профессиональной реабилитации и адаптации инвалида, лица, всего нуждается в защите и заботе со бы глазу государстви.

Медико-социальная экспертиза (МСЭ) - это определение в установленном порядке потребностей личности в мероприятиях социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных в тийким расстройством функций организм.

Согласно. Основам законодательства Украины о здравоохранении и"Положением о медико-социальной экспертизе"утвержденным. Постановлением. Кабинета. Министров Украины от 22 февраля 1992 г. № 83, эта экспертиза а определяет:

- степень ограничения жизнедеятельности человека;

- причину, время наступления, группу инвалидности;

- работы и профессии, доступные инвалидам по состоянию здоровья

Следует отметить, что указанная экспертиза способствует проведению эффективных мероприятий по профилактике инвалидности, реабилитации инвалидов, приспособления их к общественной жизни

соответствии с"Порядком организации и проведения медико-социальной экспертизы утраты трудоспособности", утвержденного. Постановлением. Кабинета. Министров Украины от 4 апреля 1994 г JV5 221, медико-социальной и экспертизе подлежат лица, которые частично или полностью утратили здоровья вследствие заболевания, травм и врожденных дефектов, ограничивающих их жизнедеятельность, а также лица, которые по действующему законодавст вом имеют право на социальную помощь, с целью выявления компенсаторно-адаптационных возможностей личности для реализации мер реабилитации и адаптации инвалидовв.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных осмотренной го лица с использованием классификаций и критериев, которые разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном действующим законодательство.

Органом, который осуществляет. МСЭ, является медико-социальные экспертные комиссии (МСЭК), которые организуются в самостоятельные центры, бюро при управлениях здравоохранения областных,. Киевской и. Севастопольской городских дер ржавних администраций. Эти экспертные комиссии находятся в ведении. Министерства здравоохранения Украины и проводят свою работу по таким территориальному принципу:

Выводы медико-социальных экспертных комиссий об условиях и характере труда инвалидов являются обязательными для предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности и видов их деятельности

В случае несогласия освидетельствуемого с решением районной, межрайонной городской медико-социальной экспертной комиссии он имеет право подать об этом письменное заявление в вышестоящую медико-социальной экспертной комиссии. В. В свою очередь, решение республиканской, крымской, областной, центральной городской медико-социальной экспертной комиссии может быть обжаловано в. Министерстве здравоохранения Украиныи.

Кроме того, решение медико-социальной экспертной комиссии может быть обжаловано в суд в установленном порядке

Организация и состав медико-социальных экспертных комиссий

Медико-социальные экспертные комиссии образуются, реорганизуются и ликвидируются. Министерством здравоохранения Украины,. Министерством здравоохранения. Автономной. Республики. Крым, областными,. Киевской т и. Севастопольской городскими госадминистрациями.

Формирование медико-социальных экспертных комиссий производится с учетом численности обслуживаемого населения, количества осмотренных указанными комиссиями больных в течение года, в том числе инвалидов (например, городские, районные комиссии образуются, как правило, из расчета одна комиссия на 100 тыс человек в возрасте 16 лет и старше; областная, центральная городская комиссия образуется из расчета на пять городских, межрайонных, районных комиссий и т.д.).

зависимости от уровня, структуры заболеваемости и инвалидности образуются такие медико-социальные экспертные комиссии:

- специализированного профиля (для освидетельствования больных туберкулезом, лиц с психическими расстройствами, заболеваниями органов зрения, органов кровообращения и т.д.)

-. Городские, межрайонные, районные медико-социальные экспертные комиссии образуются в составе:

- трех врачей-экспертов (терапевта, хирурга, невропатолога);

- специалиста по медико-социальной реабилитации (врача-реабилита-лога);

- представителя. Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- представителя военно-медицинских управлений. СБУ,. Службы внешней разведки (в случае рассмотрения медицинских дел пенсионеров из числа военнослужащих. СБУ,. Службы внешней разведки)

В состав комиссий специализированного профиля входят:

- два врача, специальность которых соответствует профилю комиссии;

- терапевт или невропатолог;

- врач военно-медицинских управлений. СБУ,. Службы внешней разведки (в случае рассмотрения медицинских дел пенсионеров из числа военнослужащих. СБУ,. Службы внешней разведки)

-. Областная, центральная городская медико-социальная экспертная комиссия образуется в составе:

- представителя. Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- представителя военно-медицинских управлений. СБУ,. Службы внешней разведки (в случае рассмотрения медицинских дел пенсионеров из числа военнослужащих. СБУ,. Службы внешней разведки)

Председателем медико-социальной экспертной комиссии назначается один из врачей, входящих в нее. Он организует ее работу, обеспечивает качественное проведение медико-социальной экспертизы и несет персональную отв повидальнисть за деятельность комиссииї.

Права и обязанности медико-социальных экспертных комиссий

Городские, межрайонные, районные медико-социальные экспертные комиссии:

а) определяют степень ограничения жизнедеятельности человека, в том числе состояние работоспособности, группу, причину и время наступления инвалидности, а также степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах) пр рацивникив, получивших увечье или иное повреждение здоровья, связанное с исполнением своих трудовых обязанностей

б) устанавливают потребность инвалидов в социальной помощи, которая была бы направлена ??на облегчение последствий ухудшения здоровья (протезирование, средства передвижения, рабочие приспособления, постоянный уход и т.п. о)

в) предоставляют трудовые рекомендации инвалидам трудоспособного возраста и разрабатывают меры медико-социальной реабилитации при составлении индивидуальных программ реабилитации и адаптации инвалидов, осуществляю ют контроль за их реализацией

г) изучают структуру и динамику инвалидности по группам, причинами, отдельными заболеваниями, территориальным признакам, в разрезе отдельных предприятий и т.д.;

г) вместе с лечебно-профилактическими учреждениями изучают результаты диспансеризации, преимущественно лиц, часто и подолгу болеют, и инвалидов;

д) вместе с лечебно-профилактическими учреждениями, предприятиями, учреждениями, организациями, профсоюзами анализируют условия труда с целью выявления факторов, опасно влияют на здоровье и працез способность работников, а также определение условий и видов труда, работ и профессий для больных и инвалидов

е) оценивают состояние здоровья населения, прогнозируют динамику первичной инвалидности;

областные, центральные городские медико-социальные экспертные комиссии:

а) осуществляют организационно-методическое руководство и контроль за деятельностью в соответствии областных, центральных городских, районных, межрайонных, городских медико-социальных экспе ертних комиссий, проверяют принятые ими решения и в случае признания их безосновательными изменяют их

б) переосвидетельствуют лиц, которые обжаловали решение городских, межрайонных или районных медико-социальных экспертных комиссий, и проверяют качество разработки индивидуальных реабилитационных программ;

в) проводят в сложных случаях осмотр больных и инвалидов по направлениям соответственно областных, центральных городских, районных, межрайонных, городских медико-социальных экспе ертних комиссий

г) оказывают консультативную помощь врачам медико-социальных экспертных комиссий по вопросам медико-социальной экспертизы;

г) разрабатывают комплексные мероприятия по профилактике и снижению уровня инвалидности, а также медико-социальной реабилитации инвалидов;

д) осуществляют в пределах своих полномочий контроль за улучшением социального положения инвалидов и предоставления им льгот;

е) анализируют уровень и динамику инвалидности, состояние медико-социальной реабилитации инвалидов в Украине

Медико-социальные экспертные комиссии имеют право:

- получать от органов и учреждений здравоохранения, предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности и видов их деятельности, сведения, необходимые для работы комиссий;

- направлять лиц, проходящих освидетельствование, в лечебно-профилактические учреждения для уточнения диагноза и соответствующего лечения;

- посещать в установленном порядке предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности и видов их деятельности, обследовать места выполнения работ, производственные и служебные помещения, знай знакомиться с отчетами, статистическими и другими материалами по вопросам, относящимся к деятельности комиссий

- подавать государственным органам материалы для принятия соответствующих мер в отношении должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, ущемляющие права инвалидов

Основным субъектом, который находится под защитой государства после проведения. МСЭ и дачи соответствующего заключения, есть инвалид. Законом Украины"Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине"от 21 берет езня 1991 p. М 875XII определяется, что инвалидом является лицо со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеванием, следствием травм или с врожденными дефектами, приводящее к ограничению життеди ности, к необходимости в социальной помощи и защитеті.

Причинами инвалидности могут быть:

- инвалидность с детства

Для военнослужащих - ранение, контузия, увечье, полученные при защите. Родины или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо заболевание, связанное с пребыванием на фронте или в увечье, полученное в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы, либо заболевание, не связанное с пребыванием на фронте, и др..

Основанием для признания лица инвалидом является наличие совокупности следующих признаков:

- нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

- ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение в, учиться или заниматься трудовой деятельностью)

- необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина

Общие организационно-правовые принципы признания лица инвалидом:

1. В зависимости от степени потери здоровья и ограничения жизнедеятельности устанавливается I, II, III группа инвалидности

2. Обзор граждан в медико-социальных экспертных комиссиях проводится по месту жительства или лечения по направлению соответствующего лечебно-профилактического учреждения при предъявлении паспорта или др. шого документа, удостоверяющего лицу.

3. Медико-социальная экспертиза должна производиться после полного и всестороннего медицинского обследования, проведение необходимых исследований, определение клинико-функционального диагноза, социально-психологии ичного диагноза, профессионально-трудового прогноза, получения результатов восстановительного лечения, социально-трудовой реабилитации и других данных, подтверждающих стойкий или необратимый характер заболеваемости, ння.

4. Медико-социальные экспертные комиссии проводят заседания только в полном составе и коллегиально принимают решение

5. Переосвидетельствование инвалидов с неустойчивыми, оборотными морфологическими изменениями и нарушениями функций органов и систем организма с целью определения эффективности восстановительного лечения и реабилитационных мероприятий, состояния здоровья и степени социальной адаптации проводится через 1-3 роки.

6. Группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования устанавливается гражданам при анатомических дефектах, стойких необратимых морфологических изменениях и нарушениях функций органов и систем организма, нее эффективности реабилитационных мероприятий, невозможности восстановления социальной адаптации, мужчинам старше шестидесяти лет и женщинам старше пятидесяти пяти лет и в других, предусмотренных законом, случаях.

7. Лица, признанным инвалидами, выдаются справки. МСЭК и индивидуальные реабилитационные программы

Согласно. Инструкции"Об установлении групп инвалидности", утвержденной. Приказом. Министерства здравоохранения Украины от 7 апреля 2004 № 183, существуют такие основания и критерии установления групп и инвалидностиі.

Основанием для установления первой группы инвалидности являются стойкие, выраженной тяжести функциональные нарушения в организме, обусловленные заболеванием, травмой или врожденным дефектом, приводящие к значительному ограничению жизнедеятельности человека, неспособности к самообслуживанию и вызывают потребность в постоянном, не регулируемых, постороннем наблюдении, уходе или помощи.

Критериями установления I группы инвалидности является ограничение одной или нескольких категорий жизнедеятельности в значительной степени. А именно:

- неспособность к самообслуживанию и полная зависимость от других лиц;

- неспособность самостоятельно передвигаться и полная зависимость от других лиц;

- неспособность к обучению;

- неспособность к трудовой деятельности;

- неспособность к ориентации (дезориентация);

- неспособность к общению;

- неспособность контролировать свое поведение

Основанием для установления второй группы инвалидности являются стойкие, выраженной тяжести функциональные нарушения в организме, обусловленные заболеванием, травмой или врожденным дефектом, приводящие к значног го ограничения жизнедеятельности человека, при сохраненной способности к самообслуживанию, и не вызывают необходимости в постоянном постороннем наблюдении, уходе или помощи.

Критериями установления второй группы инвалидности является ограничение одной или нескольких категорий жизнедеятельности в выраженной степени. А именно:

- способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств и с помощью других лиц;

Читайте так же:  Образец договор отчуждения исключительного права

- способность самостоятельно передвигаться с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;

- обучаемость только в специальных учебных заведениях или по специальным программам в домашних условиях;

- способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств и (или) специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц;

- способность к ориентации, требующая помощи других лиц;

- способность к общению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;

- способность частично или полностью контролировать свое поведение только при помощи посторонних лиц

Ко II группе инвалидности могут принадлежать также лица, имеющие две или более болезни, приводящие к инвалидности, последствия травмы или врожденные дефекты и их комбинации, что в совокупности функционал ных нарушений приводят к значительному ограничению жизнедеятельности человека и его трудоспособности.

Основанием для установления третьей группы инвалидности являются стойкие, умеренной тяжести функциональные нарушения в организме, обусловленные заболеванием, последствиями травм или врожденными дефектами, которые привели д к умеренно выраженному ограничению жизнедеятельности, в том числе трудоспособности, нуждающихся в социальной помощи и социального защита.

Критериями установления III группы инвалидности является ограничение одной или нескольких категорий жизнедеятельности в умеренно выраженной степени, а именно:

- способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств;

- способность самостоятельно передвигаться с длительной тратой времени, передвижения с остановками и сокращения расстояния;

- способность к обучению в учебных заведениях общего типа при соблюдении специального режима учебного процесса и (или) с использованием вспомогательных средств, с помощью других лиц (кроме персонала, и учит)

- способность к выполнению трудовой деятельности по другой специальности при отсутствии снижения квалификации или уменьшении объема производственной деятельности и невозможности выполнения работе по своей предварительно й профессии

- способность к ориентации при условии использования вспомогательных средств;

- способность к общению, характеризующаяся снижением скорости, уменьшением объема усвоения, получения и передачи информации;

- частичное снижение способности самостоятельно контролировать свое поведение

Умеренно выраженное ограничение жизнедеятельности определяется частичной потерей возможностей для полноценной трудовой деятельности (потеря профессии, значительное снижение квалификации или уменьшения объема трудовой ди ияльности; значительное затруднение в приобретении профессии или в трудоустройстве): значительное уменьшение (более чем на 25% объема трудовой деятельности, потеря профессии или значительное снижение квалификации; значительно затруднено ния в приобретении профессии или в трудоустройстве лиц, ранее никогда не работали и не имеют проф.

Важным моментом является то, что окончательным результатом проведения. МСЭ является не только установление инвалидности лица, но определение комплекса мероприятий, направленных на восстановление здоровья и способностей инвалид да и создании ему необходимых условий и равных возможностей во всех сферах жизнедеятельности. Согласно;. Положением об индивидуальной программе реабилитации и адаптации инвалида, утвержденным. Постановлением. Кабин эти. Министров Украины от 22 февраля 1992 p. М 83, документом, еще определяет виды, формы и объем реабилитационных мероприятий, оптимальные сроки их осуществления и конкретных исполнителей, является индивидуальное программа реабилитации инвалида, которая разрабатывается медико-социальными экспертными комиссиями с учетом местных возможностей, социально-экономических, географических и национальных особливосей.

Эта программа обязательна для выполнения владельцами предприятий, объединений, учреждений, организаций или уполномоченными ими органами, независимо от форм собственности и видов их деятельности

Основными видами реабилитационной помощи являются:

Контроль за реализацией индивидуальных программ реабилитации инвалидов осуществляют медико-социальные экспертные комиссии совместно с органами местного самоуправления, профсоюзными организациями, отделением мы. Фонда Украины социальной защиты инвалидов при участии представителей общественных организаций инвалиде.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Курс лекций по дисциплине "Медико-социальная экспертиза"

Курс лекций к учебной дисциплине

«Правовые основы медико-социальной экспертизы»

ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ –

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

40.02.01 Право и организация социального обеспечения

(код наименование специальности)

основное общее образование

Форма обучения – очная

В соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, курс «Правовые основы медико-социальной экспертизы» включен в перечень вариативных дисциплин профессионального цикла.

Курс лекций представляет собой краткое изложение материала по темам в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины « Правовые основы медико-социальной экспертизы ». Курс лекций предназначен для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений СПО, обучающихся по техническим специальностям акцентируя внимание студентов на центральных понятиях и соответствующих им определениях, дающих характеристику того или иного явления, в сопровождении с его признаками.

Материал лекций полностью охватывает содержание изучаемой дисциплины в соответствии с Государственными образовательными стандартами.

Учебная дисциплина « Правовые основы медико-социальной экспертизы » является дисциплиной профессионального цикла и связана с такими дисциплинами, как «Право социального обеспечения», «Страховое дело», «Психология социально-правовой деятельности» и другими.

Базируясь на анализе действующего законодательства и большого фактического материала в учебной дисциплине раскрыто основное значение гражданского судебного разбирательства, преподнесены базовые и вспомогательные виды документов, задействованы права и обязанности сторон в гражданском процессе.

Представленный материал может быть использован для работы на уроке или для организации самостоятельной работы студентов с привлечением других учебников и учебных пособий.

Основная цель дисциплины – получение будущими специалистами знаний, умений и компетенций в разках Государственного образовательного стандарта.

Тема 1. Понятие медико-социальной экспертизы.

Основные понятия, используемые при организации медико –социальной экспертизы. Предмет экспертного исследования МСЭ. Вертикаль МСЭ

В настоящее время в Российской Федерации создана 3-уровневая система медико-социальной экспертизы.

Признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее – Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее – главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее – бюро), являющимися филиалами главных бюро.

Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы утвержден приказом Министерства здравоохранения и социальной защиты Российской Федерации от 11 октября 2012 г. № 310н.

Проведение медико-социальной экспертизы в Федеральном бюро медико-социальной экспертизы осуществляется экспертными составами общего, смешанного и специализированного профиля.

Осуществление медико-социальной экспертизы возложено на федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации статьей 60 закона Российской Федерации от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Базовым законодательным актом, раскрывающим основные понятия и определения социальной защиты инвалидов и уровень её предоставления, а так же определяющим понятие медико-социальной экспертизы, является Федеральный закон Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии со статьей 7 которого медико-социальная экспертиза это определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со статьей 8 вышеуказанного закона на федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются:

1) установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

2) разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

3) изучение уровня и причин инвалидности населения;

4) участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;

5) определение степени утраты профессиональной трудоспособности;

6) определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего.

Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты.

«Правила признания лица инвалидом», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95, регламентируют порядок осуществления медико-социальной экспертизы.

В соответствии с п. 24 «Правил признания лица инвалидом» медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного представителя). Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.

В соответствии с п. 5 «Правил признания лица инвалидом», условиями признания гражданина инвалидом являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Согласно п. 6, наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих «Правил» условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

При соблюдении вышеуказанных условий проводится освидетельствование для установления структуры и степени ограничений жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала в соответствии с классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.12.2009 № 1013н.

Классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды нарушений функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности; основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий (п.1. приказа Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 №1013н).

Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют условия установления групп инвалидности (категории «ребенок-инвалид») (п.2 приказа Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 №1013н).

В целях единообразного применения формулировок причин инвалидности федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы при определении причин инвалидности в зависимости от обстоятельств наступления инвалидности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, от которых зависит уровень пенсионного обеспечения инвалида, выплата компенсаций и предоставление различных льгот, постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15.04.2003 №17 утверждено Разъяснение №1 «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности».

Гражданину, признанному инвалидом, выдается индивидуальная программа реабилитации, включающая в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности (ст.11 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Определение степени утраты профессиональной трудоспособности.

Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определение порядка возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору определены Федеральным законом от 24.07.1998 №125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”.

Освидетельствование гражданина осуществляется в соответствии с «Правилами установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 №789 с использованием временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18.07.2001 №56.

При установлении степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего определяется нуждаемость пострадавшего в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации и оформляется федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в виде программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.

Более подробно с нормативно-правовым регулированием осуществления медико-социальной экспертизы и предоставления мер социальной защиты, включая реабилитацию, Вы сможете ознакомиться на странице нормативные документы.

Тема 1.2 Правовое регулирование медико-социальной экспертизы

Нормативно-правовая база государственного регулирования МСЭ. История развития законодательства . Перспективы развития НПБ государственного регулирования защиты инвалидов в РФ.

Устав ГБ МСЭ по МО

Указ Президента РФ от 26 декабря 2006 № 1455 О компенсац. выплатах

Федеральный закон № 125-ФЗ О соц страховании от несч случаев

Федеральный закон от 02.08.1995г.ю № 121-ФЗ О соц.обслуживании

Федеральный закон от 12 января 1995 г № 5-ФЗ О ветеранах

Федеральный закон от 12.01.1995г. №5-ФЗ О ветеранах

Федеральный закон от 19.04.1991г. № 1032-1 О занятости населения в РФ

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г.181-ФЗ О социальной защите

Федеральный закон от 26 ноября 1998 г 175-ФЗ О соцзащите (Маяк)

Федеральный закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 (Чернобыль)

Закон Москаовской области от 21.01.2005г.№31.2005-ОЗ О соц. обслуживании

Закон Московской области 36-2006-ОЗ о Соц поддержке граждан

Закон Московской области Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов

Закон Московской области от 11.11.2005 №240.205-ОЗ О Здравоохранении

Закон Московской области от 23.03.2006г.О соц. поддержке отд. категорий граждан

Закон Московской области от 26.07.2006г. № 125.-ОЗ Ооб обеспечении жильем инвалидов

Инструкция освидетельствование подозреваемых и осужденных

Основы законодательства по охране здоровья граждан от 22.07.1993 №5487-1

Постановление Минтруда РФ от 15.04.2003 №17 причины инвалидности

Постановление Минтруда РФ от 18 июля 2001 г № 56 Врем. критерии утраты проф. труд

Постановление Минтруда РФ от 30 марта 2004 г № 41 О справке МСЭ

Постановление Минтруда РФ от 30 января 2002 г №5 О ПРП

Постановление Правительства РФ от 02.10.2009г. № 811 О госгарантиях бесплатной мед помощи

Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2008 №240 Правила обесп. проотезами

Читайте так же:  Почтовый перевод возврат

Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 №670 О порядке предоставления автомобилей

Постановление Правительства РФ от 15 мая 2006 г. N 286

"Об утверждении Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"

Постановление Правительства РФ от 16.10.2000 № 789 Правила уст. ст утр. проф. труд

Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 О признании лица инвалидом

Постановление Правительства РФ от 27.07.1996 № 901 О льготах детям-инвалидам

Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2005г. № 2347-р Федеральный перечень

Приказ Минздравсоцразвития от 01.08.2007 № 514 О выдаче листков нетрудоспособности

Приказ Минздравсоцразвития от 17.11.2009 №906н О деятельности учр МСЭ

Приказ Минздравсоцразвития от 19.01.2009г. № 11Н сроки польх ТСР

Приказ Минздравсоцразвития от 21.04.2005г № 289 О межведомственном совете

Приказ Минздравсоцразвития от 21.08.2008 № 438н О порядке осущ. медтехэкспертизы по ремонту и замене протезов

Приказ Минздравсоцразвития от 22.11.2004 № 256 О порядке отбора и направления на сан. кур. лечение

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 25 декабря 2006 г№ 874 О направлении на МСЭ от Соцзащиты и ПФ

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31 июля 2008 № 37-н О нуждаемости в протезах

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 21.08.2008г. № 439н о О пост. на учет по ТСР

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 августа 2008 ИПР

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 мая 2007 № 321 сроки ТСР

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 20 октября 2005 № 643 о справке о процентах

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 января 2007 №77 О направлении на МСЭ

Приказ Минздравсоцразвития от 23.12.2009. № 1013н Классификации и критерии прим. в МСЭ

Письмо Минздравсоцразвития от 25.03.2005 № 1353-ВС О трансп. средствах

Тема 1.3 Учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы.

Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральное бюро медико-социальной экспертизы (общие положения, полномочия, организация деятельности). Главное бюро медико-социальной экспертизы по субъекту РФ.

Главное бюро, осуществляющее медико-социальную экспертизу работников отдельных отраслей с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий (общие положения, полномочия, организация деятельности).

Основные функции главного бюро медико-социальной экспертизы

Главное бюро выполняет следующие функции:

а) проводит медико-социальную экспертизу граждан, обжаловавших решения бюро, а также медико-социальную экспертизу по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования или консультативного заключения экспертных составов главного бюро;

б) проводит при осуществлении контроля за решениями бюро повторную медико-социальную экспертизу граждан, прошедших медико-социальную экспертизу в бюро, и при наличии оснований изменяет либо отменяет решения бюро;

в) рассматривает жалобы граждан на действия (бездействие) бюро, их должностных лиц при проведении медико-социальной экспертизы, и в случае признания их обоснованными принимает меры по устранению выявленных недостатков;

г) дает гражданам, проходящим медико-социальную экспертизу, разъяснения по вопросам медико-социальной экспертизы;

д) формирует банк данных о гражданах, проживающих на обслуживаемой территории, прошедших медико-социальную экспертизу; осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов, проживающих на обслуживаемой территории;

е) участвует в разработке программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;

ж) координирует деятельность бюро и обобщает опыт их работы на обслуживаемой территории;

з) в случае проведения медико-социальной экспертизы:

устанавливает факт наличия инвалидности, группу, причины, срок и время наступления инвалидности, а также разрабатывает индивидуальные программы реабилитации инвалидов, в том числе определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;

определяет степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах);

определяет стойкую утрату трудоспособности;

определяет нуждаемость пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, а также разрабатывает программы реабилитации пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

определяет нуждаемость по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, жены, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя граждан, призываемых на военную службу (военнослужащих, проходящих военную службу по контракту);

и) определяет причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции и других радиационных или техногенных катастроф, либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки.

Основные функции Федерального бюро медико-социальной экспертизы

Федеральное бюро выполняет следующие функции:

а) проводит медико-социальную экспертизу граждан, обжаловавших решения экспертных составов главных бюро;

б) проводит медико-социальную экспертизу граждан по направлению экспертных составов главных бюро в случаях, требующих применения особо сложных специальных видов обследования или консультативного заключения Федерального бюро;

в) оценивает качество предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы и проводит при осуществлении контроля за решениями главных бюро повторную медико-социальную экспертизу граждан, прошедших медико-социальную экспертизу в экспертных составах главных бюро, и при наличии достаточных оснований изменяет либо отменяет решения экспертных составов главных бюро;

г) рассматривает жалобы граждан на действия (бездействие) главных бюро, их должностных лиц и в случае признания их обоснованными принимает меры по устранению выявленных недостатков;

д) в случае проведения медико-социальной экспертизы:

устанавливает факт наличия инвалидности, группу, причины, срок и время наступления инвалидности, а также разрабатывает индивидуальные программы реабилитации инвалидов, в том числе определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;

определяет степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах);

определяет стойкую утрату трудоспособности;

определяет нуждаемость пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, а также разрабатывает программы реабилитации пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

определяет нуждаемость по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, жены, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя граждан, призываемых на военную службу (военнослужащих, проходящих военную службу по контракту);

е) осуществляет комплексную экспертно-реабилитационную диагностику с применением новейших технологий, результатов научных разработок в целях определения наличия ограничений жизнедеятельности, степени утраты профессиональной трудоспособности, реабилитационного потенциала и потребности в мерах социальной защиты;

ж) проводит по поручению Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации научные исследования в установленной сфере деятельности;

з) осуществляет мероприятия по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов в области медико-социальной экспертизы;

и) оказывает методологическую и организационно-методическую помощь главным бюро, обеспечивает единообразное применение законодательства Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов в установленной сфере деятельности;

к) формирует банк данных о гражданах, прошедших медико-социальную экспертизу, осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов;

л) принимает участие в изучении факторов, приводящих к инвалидности, и вносит предложения по разработке и реализации программ по проблемам инвалидности и инвалидов;

м) вносит в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации предложения о внедрении в практику результатов научных разработок, новых технологий экспертно-реабилитационной диагностики, передового опыта главных бюро, а также реализации программ по различным направлениям медико-социальной экспертизы;

н) вносит в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации предложения по формированию государственного заказа на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по медико-социальной экспертизе;

о) осуществляет мероприятия по комплексной реабилитации инвалидов, в том числе занимающихся физкультурой и спортом, включая медицинскую реабилитацию и оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;

п) осуществляет мероприятия по сбору статистической отчетности, информационных и аналитических материалов о деятельности главных бюро.

Тема 1.4 Организация и производство экспертизы временной нетрудоспособности

Понятие профессиональной трудоспособности и временной нетрудоспособности. Основные понятия. Медицинский и социальный критерии трудоспособности. Аггравитация. Симуляция.

Судебно-медицинским экспертам необходимо устанавливать степень стойкой утраты общей трудоспособности при квалификации степени тяжести телесного повреждения, когда тяжесть его определяется не по опасности для жизни, а по исходу повреждения, поскольку размер стойкой утраты трудоспособности является критерием его тяжести.

Кроме того, необходимость в определении стойкой утраты общей и профессиональной трудоспособности возникает, когда ставится вопрос о материальном возмещении вреда здоровью, причиненного повреждением в связи с бытовыми или транспортными травмами, а также при гражданских исках к родителям на содержание детей, к детям от больных или нетрудоспособных родителей, в бракоразводных делах и др.

Под трудоспособностью вообще понимают совокупность физических и духовных возможностей человека, зависящих от состояния здоровья и позволяющих ему заниматься трудовой деятельностью.

Различают общую, профессиональную и специальную трудоспособность.

Общей трудоспособностью называют способность человека к неквалифицированному труду.

Профессиональная трудоспособность — способность человека к работе в определенной профессии.

Специальная трудоспособность означает, что человек может трудиться в определенной специальности (например, не просто строитель, а строитель-монтажник, не просто врач, а хирург или рентгенолог и др.).

В соответствии с действующим уголовным, гражданским и трудовым законодательством возмещение вреда, который причиняется, здоровью повреждением, производится путем возмещения убытков, которые несет пострадавший в связи с потерей или уменьшением заработной платы. Размер убытков в свою очередь зависит от степени утраты трудоспособности субъектом, пострадавшим от повреждения.

«Инструкция о производстве судебно-медицинской экспертизы в СССР» (1978) требует, чтобы экспертизы определения стойкой утраты трудоспособности производились только комиссией. Комиссии, работающие при Бюро судебно-медицинской экспертизы, состоят из судебно-медицинского эксперта и опытных врачей (хирургов, терапевтов, невропатологов и др.). В задачу этих комиссий входит решение вопросов о наличии стойкой утраты трудоспособности и ее степени, установлении причинной связи между травмой и степенью утраты трудоспособности, о необходимости санаторно-курортного лечения, дополнительного питания, постороннего ухода, протезирования и др.

Экспертизы установления стойкой утраты общей и профессиональной трудоспособности производят по определению суда.

В результате утраты трудоспособности развивается нетрудоспособность, которая может быть либо стойкой (т. е. постоянной), либо временной (т. е. такой, когда через определенный промежуток времени здоровье потерпевшего и его трудоспособность восстанавливаются).

Определение временной утраты трудоспособности производится лечащими врачами стационаров и поликлиник и врачебно-контрольными комиссиями (ВКК) лечебных учреждений. Они выдают больному или пострадавшему от травмы листок временной нетрудоспособности или справку, по окончании действия которой человек вновь возвращается к своему прежнему труду. Стойкая утрата трудоспособности и ее размеры (степень и характер инвалидности) определяются, кроме судебно-медицинских экспертов, также и врачебно-трудовыми комиссиями (ВТЭК). В задачу ВТЭК входит определение стойкой утраты трудоспособности, наступившей в результате заболеваний или травм, полученных в связи с производственной деятельностью.

Кроме различий в поводах для определения стойкой утраты трудоспособности ВТЭК и при судебно-медицинской экспертизе, существует разница и в принципах оценки размера утраты трудоспособности: ВТЭК оценивает его применительно к трем группам инвалидности и в процентах, в то время как судебно-медицинские эксперты, исходя из требований судов, определяют размеры стойкой утраты трудоспособности только в процентах по отношению к полной трудоспособности, которая принимается за 100 %.

Для определения размера стойкой утраты общей трудоспособности используют таблицу, разработанную Главным управлением государственного страхования Министерства финансов СССР от 12.05.74 № 110 «О порядке организации и проведения врачебно-страховой экспертизы»).

Размер стойкой утраты профессиональной трудоспособности устанавливается индивидуально, с учетом состояния здоровья, особенностей профессии и др., так как у разных людей примерно одно и то же повреждение может иметь различные исходы. Кроме того, компенсаторные и адаптационные возможности у разных людей также неодинаковы, что зависит от возраста, образования, профессиональных навыков, времени, прошедшего со времени травмы, и др.

При определении размера стойкой утраты профессиональной трудоспособности учитывают рекомендации Министерства социального обеспечения РСФСР для ВТЭК о порядке определения профессиональной трудоспособности.

Судебно-медицинские экспертные комиссии определяют размер стойкой утраты трудоспособности после тщательного освидетельствования потерпевшего и изучения его медицинских документов (в подлиннике) и обстоятельств дела. Такое освидетельствование потерпевшего производят только после определившегося исхода повреждения.

«Правилами судебно-медицинского определения степени тяжести телесных повреждений» предусмотрено, что у инвалидов стойкую утрату трудоспособности в связи с полученным повреждением определяют как у практически здоровых людей независимо от инвалидности и ее группы. У детей стойкую утрату трудоспособности устанавливают по тем же правилам.

Тема 1.5. Процедура проведения медико-социальной экспертизы

Пошаговая инструкция процедура МСЭ.

1. Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации).

2. Если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, медико-социальная экспертиза может быть проведена на дому, в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.

3. Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.

4. Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы.

5. В случаях, требующих специальных видов обследования гражданина, а также получения иных дополнительных сведений, может составляться программа дополнительного обследования, которая может предусматривать проведение необходимого дополнительного обследования в медицинской, реабилитационной организации, получение заключения главного бюро, запрос необходимых сведений, проведение обследования условий и характера профессиональной деятельности, социально-бытового положения гражданина и другие мероприятия.

Читайте так же:  Отопление электроэнергией льготы

6. В случаях отказа гражданина (его законного представителя) от дополнительного обследования и предоставления требуемых документов решение о признании гражданина инвалидом, либо об отказе в признании его инвалидом принимается на основании имеющихся данных.

7. Гражданину, признанному инвалидом, выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности, а также разрабатывается индивидуальная программа реабилитации (ИПР) инвалида.

8. Выписка из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, направляется в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, в 3-х дневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом.

9. Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы.

10. Гражданину, имеющему документ о временной нетрудоспособности и признанному инвалидом, группа инвалидности и дата ее установления проставляются в указанном документе.

11. Порядок переосвидетельствования инвалида идентичен порядку признания гражданина инвалидом. Переосвидетельствование инвалидов проводится в этом же порядке.

Тема 1.6 Организация и производство экспертизы стойкой нетрудоспособности (признание гражданина инвалидом)

Общие положения и условия признания гражданина инвалидом. Порядок проведения медико-социальной экспертизы и установление инвалидности. Порядок освидетельствования инвалидов.

Условиями признания гражданина инвалидом являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.

В зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет – категория "ребёнок-инвалид". Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп – на 1 год. Категория "ребёнок-инвалид" устанавливается на 1 год, 2 года, 5 лет либо до достижения гражданином возраста 18 лет. Категория "ребёнок-инвалид" сроком на 5 лет устанавливается при повторном освидетельствовании в случае достижения первой полной ремиссии злокачественного новообразования, в том числе при любой форме острого или хронического лейкоза.

В случае признания гражданина инвалидом датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы. Инвалидность устанавливается до 1-го числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено проведение очередной медико-социальной экспертизы гражданина (переосвидетельствования).

При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством РФ обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. В этом случае гражданину оказывается содействие в получении указанных документов. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.

Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медорганизацией независимо от её организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения. Медорганизация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Минтруда РФ и Минздравом РФ, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на медико-социальную экспертизу гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии у него меддокументов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов. Форма соответствующего направления на медико-социальную экспертизу, выдаваемого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения, утверждается Минтруда РФ.

Медицинские организации, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, а также органы социальной защиты населения несут ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, в порядке, установленном законодательством РФ. В случае если медорганизация, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно. Специалисты бюро проводят осмотр гражданина и по его результатам составляют программу дополнительного обследования гражданина и проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий, после выполнения которой рассматривают вопрос о наличии у него ограничений жизнедеятельности.

Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы РФ). В главном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования. В Федеральном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования. Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением медорганизации, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.

Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного или уполномоченного представителя). Заявление подаётся в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного медорганизацией (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.

Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина. При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведётся протокол. В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (консультанты). Гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право пригласить любого специалиста с его согласия для участия в проведении медико-социальной экспертизы с правом совещательного голоса. Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы. Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному или уполномоченному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения. По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью. Заключения консультантов, привлекаемых к проведению медико-социальной экспертизы, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия решения, заносятся в акт медико-социальной экспертизы гражданина или приобщаются к нему.

Тема 1.7 Медико-социальные экспертные комиссии и их заключение.

Правовое обеспечение работы медико-социальных экспертных комиссий. Состав работы медико-социальных экспертных комиссий. Порядок организации работы. Цели, задачи. Заключение МСЭ и его правовые последствия.

На медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие признаки стойкого ограничения жизнедеятельности и трудоспособности и нуждающиеся в социальной защите:

— при очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом

прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не более 4 месяцев;

— при благоприятном трудовом прогнозе в случае продолжающейся нетрудоспособности до 10 месяцев (в отдельных случаях — травмы, состояния после реконструктивных операций, туберкулез — до 12 месяцев) для решения вопроса о продолжении

лечения или установления группы инвалидности;

— работающие инвалиды для изменения трудовой рекомендации в случае ухудшения клинического и трудового прогноза.

Право направлять граждан на медико-социальную экспертизу имеют лечащие врачи амбулаторно-поликлинических и больничных учреждений различных уровней и форм собственности с утверждением направлений на МСЭК клинико-экспертной комиссией учреждения.

При установлении группы инвалидности срок временной нетрудоспособности завершается датой регистрации направления на МСЭК медико-социальной экспертной комиссией.

Лицам, не признанным инвалидами, листок нетрудоспособности продлевается лечебно-профилактическим учреждением до восстановления трудоспособности или повторного направления на медико-социальную экспертизу.

При отказе больного от направления на медико-социальную экспертизу или несвоевременной явке его на экспертизу по неуважительной причине листок нетрудоспособности не продлевается со дня отказа или дня регистрации документов медико-социальной экспертной комиссией. Отказ или неявка указывается в листке нетрудоспособности.

Экспертизой стойкой нетрудоспособности в нашей стране занимаются: 1) МСЭК и 2) комитеты социальной защиты населения.

МСЭК располагаются на базе крупных ЛПУ, однако находятся в ведении Министерства социальной защиты. Их расположение на базе ЛПУ связано с необходимостью всестороннего и полноценного обследования больных, для чего необходима лаборатория, узкие специалисты, диагностические кабинеты.

МСЭК классифицируют на первичные и высшие. Первичные и высшие в свою очередь бывают общего профиля и специализированные, к первичным МСЭК относятся районные, межрайонные, городские МСЭК. К высшим относятся МСЭК г. Москвы и Санкт-Петербурга, областные, республиканские МСЭК.

Задачи первичных МСЭК:

1) установление группы инвалидности впервые или при переосвидетельствовании;

2) определение причины инвалидности;

3) определение времени фактического наступления инвалидности;

4) установление стойкой утраты трудоспособности вследствие несчастного случая на производстве (в %);

5) санкционирование долечивания при временной нетрудоспособности свыше 10 или 12 мес;

6) определение трудовых рекомендаций инвалидам, позволяющих использовать остаточную трудоспособность;

7) направление на переобучение или переквалификацию.

Состав первичных МСЭК общего профиля:

— представитель комитета социальной защиты населения,

— представитель профсоюзной организации,

— Состав первичных МСЭК специализированного профиля:

— 2 врача по профилю МСЭК,

— 1 врач смежной специальности,

— представитель комитета социальной защиты,

— представитель профсоюзной организации,

— Виды специализированных МСЭК:

В 3-дневный срок вся документация на данного больного должна быть передана для рассмотрения в высшую МСЭК. Высшая МСЭК выносит свое решение.

• Комплексная оценка состояния здоровья и степени ограничения жизнедеятельности

• Разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов

• Участие в разработке комплексных программ профилактики инвалидности

Главное бюро МСЭ

Один состав на 4 первичных бюро

4 врача, специалист по реабилитации, психолог(и), специалист по социальным вопросам

• По медицинским показаниям

• При больничном более 10-12 месяцев.

Тема 1.8 Обжалование решений учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы.

Обжалование решений учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы:

-в Главное бюро медико-социальной экспертизы

-в органы социальной защиты населения

- в Прокуратуру РФ, в суд.

Гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро.

Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро.

Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро.

Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро.

Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Обжаловать решение первичного бюро сразу в суд нерационально, поскольку в суде специалистов по медико-социальной экспертизе нет и грамотный судья в качестве арбитра вынужден будет прибегать к консультативной помощи экспертов из главного бюро - только потратитесь на адвоката. Поэтому решение первичного бюро рациональнее обжаловать в вышестоящее главное бюро. Адреса и распорядок работы главных бюро по всем регионам России можно посмотреть здесь. Кроме того, судебные тяжбы могут длится годами (надо оплачивать услуги адвоката), а освидетельствование в вышестоящем Главном бюро по обжалованию проводится в течении максимум 1 месяца.

В настоящее время в Российской Федерации создана 3-уровневая система МСЭ: бюро МСЭ, главное бюро МСЭ и Федеральное бюро. В случае несогласия с решением бюро, гражданин вправе обжаловать данное решение в месячный срок в главное бюро на основании письменного заявления. Заявление необходимо подать в бюро, где он проходил освидетельствование, либо в главное бюро. Решение главного бюро в течение месяца со дня его вынесения может быть обжаловано в Федеральное бюро (127486, г. Москва, ул. Сусанина, 3). Заявление подается в главное бюро, проводившее освидетельствование, либо в Федеральное бюро. Кроме того, решения бюро, главного бюро и Федерального бюро могут быть обжалованы в суд в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

1. Конституция РФ 1993 г.

2. Е.М. Старобина «Профессиональная ориентация лиц с учетом ограниченных возможностей здоровья», М, Инфра-М, 2013 г.

3. И.И. Заболотных «Медико-социальная экспертиза и реабилитация в кардиологии», СпецЛит, 2008 г.

4. С.Н. Пузин «Медико-социальная экспертиза», МИА, 2008 г.

5. Е.М. Старобина «Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости», Инфра-М, 2011 г.

6. И.М. Старовойтова «Медицинская экспертиза. Экспертиза временной нетрудоспособности, медико-социальная, военно-врачебная», ГЭОТАР Медиа, 2010 г.