Перейти к содержимому

Минобрнауки требования к статьям

Минобрнауки требования к статьям

В этом разделе публикуются ответы Минобрнауки России на часто задаваемые вопросы читателей нашего сайта. Если вы не нашли ответа на интересующий вас вопрос, его можно задать здесь.

Каким образом можно восстановить аттестат о полном среднем образовании в случае его утраты? Куда следует обращаться?

В соответствии с пунктом 26 Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14 февраля 2014 г. № 115, при утрате аттестата или приложения к аттестату выдача дубликата аттестата и (или) дубликата приложения к аттестату осуществляется на основании письменного заявления выпускника или его родителей (законных представителей), подаваемого в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, выдавшую аттестат, с изложением обстоятельств утраты аттестата или приложения к аттестату, а также приложением документа, подтверждающего факт утраты (справки из органов внутренних дел, пожарной охраны, объявления в газете и других).

В случае ликвидации организации, осуществляющей образовательную деятельность, дубликат аттестата и (или) дубликат приложения к аттестату выдается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, определяемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, в ведении которых находилась указанная организация.

В связи с чем отменена «привязка» школ к микрорайону, где эта школа построена? Ученик первого класса живет в 30 метрах от нее и не имеет возможности устроиться. Как можно решить данную проблему?

Прием граждан на обучение по основным общеобразовательным программам в общеобразовательные организации осуществляется в соответствии со статьей 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ).

Согласно частям 2, 3 и 4 статьи 67 Федерального закона № 273-ФЗ, правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.

Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 9 Федерального закона № 273-ФЗ учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.

Приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32 утвержден Порядок приема граждан на обучение по общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – Порядок).

Согласно пункту 14 Порядка прием заявлений в первый класс общеобразовательных организаций для граждан, проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (далее – закрепленная территория), начинается не позднее 1 февраля и завершается не позднее 30 июня текущего года. Для детей, не проживающих на закрепленной территории, прием заявлений в первый класс начинается с 1 июля текущего года до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года. Общеобразовательные организации, завершившие прием в первый класс всех детей, проживающих на закрепленной территории, осуществляют прием детей, не проживающих на закрепленной территории, ранее 1 июля.

В соответствии с частью 9 статьи 55 Федерального закона № 273-ФЗ правила приема в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно (пункт 7 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ).

В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 67 и статьей 88 Федерального закона № 273-ФЗ.

В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Может ли ребенок быть освобожден от уроков физкультуры, если он занимается в спортивной школе? Или от уроков музыки в случае посещения занятий в музыкальной школе? Существует ли официальная процедура освобождения от занятий, чем она регламентируется?

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС), по которому в настоящее время обучаются учащиеся 1-4-х классов, и федеральным компонентом государственного образовательного стандарта 2004 г., по которому обучаются учащиеся 5-11-х классов, учебный предмет «Физическая культура» является обязательным для изучения на всех уровнях общего образования, а учебный предмет «Музыка» – на уровнях начального общего и основного общего образования.

Учащиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, в том числе посещать предусмотренные учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы (пункт 1 части 1 статьи 43 Федерального закона № 273-ФЗ,

Вместе с этим учащимся предоставляются следующие академические права:

  • освоение наряду с учебными предметами, курсами по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов;
  • зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения учащимися учебных предметов, курсов, практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность (пункты 6, 7 части 1 статьи 34 Федерального закона № 273-ФЗ).

Таким образом, порядок зачета результатов освоения дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусств и в области физической культуры и спорта в качестве результатов по учебным предметам «Музыка» и «Физическая культура» основной общеобразовательной программы (в том числе объем содержания осваиваемых программ и объем часов, подлежащих зачету) регламентируется общеобразовательной организацией самостоятельно.

Куда следует жаловаться в случае неправомерного поведения директора школы или учителя в отношении моего ребенка?

В соответствии со статьей 45 Федерального закона № 273-ФЗ в целях защиты своих прав учащиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:

  • направлять в органы управления образовательной организацией обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права учащихся, родителей (законных представителей) учащихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением учащихся, родителей (законных представителей);
  • обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;
  • использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.

Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.

Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью образовательных организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (статья 7 Федерального закона № 273-ФЗ), куда родители также вправе обратиться в случае нарушения права их ребенка на получение общего образования.

Кто должен покупать электронные учебники: школа или родители?

Учащимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), образовательных стандартов, образовательными организациями бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания (часть 1 статьи 35 Федерального закона № 273-ФЗ).

Буквальное толкование статьи 35 Федерального закона № 273-ФЗ свидетельствует о праве учащегося получить в пользование бесплатно на время получения образования учебники и учебные пособия, в том числе их электронные версии.

Существуют ли нормы количества обучающихся в одном классе? Если да, то что следует делать и куда обращаться в случае их нарушения? Должны ли доплачивать учителю за обучение большего числа учеников?

В соответствии с пунктом 10.1. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (СанПиН 2.4.2.2821-10), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 (далее – СанПиН), наполняемость классов не должна превышать 25 человек.

Несоблюдение образовательной организацией требований СанПиН является административным правонарушением.

Могут ли родители настоять на том, чтобы детей разделили на два класса вместо одного?

Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ, образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении административной деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов, в том числе о порядке комплектования классов.

Согласно пункту 7 части 3 статьи 44 Федерального закона № 273-ФЗ, учащиеся и их родители (законные представители) имеют право принимать участие в управлении школой в форме, определяемой уставом этой организации (через деятельность органов школьного самоуправления: управляющего совета, совета учащихся, совета родителей и др.). Участники образовательных отношений вправе поднять вопросы, касающиеся организации и осуществления образовательной деятельности, перед администрацией образовательной организации.

В соответствии с пунктом 10.1. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (СанПиН 2.4.2.2821-10), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, наполняемость классов не должна превышать 25 человек.

Читайте так же:  Стандартный и социальный налоговый вычет в чем разница

Учитывая изложенное, родители вправе поднять вопрос о необходимости деления класса, в котором наполняемость превышает 25 человек, перед администрацией образовательной организации.

Прошу разъяснить порядок выдачи медали «За особые успехи в учении».

На основании части 10 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» лицам, завершившим освоение образовательных программ среднего общего образования, успешно прошедшим ГИА и имеющим итоговые отметки успеваемости «отлично» по всем предметам, изучавшимся в соответствии с учебным планом, школа одновременно с выдачей аттестата о среднем общем образовании с отличием вручает медаль «За особые успехи в учении».

В соответствии с пунктом 5.3 Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14 февраля 2014 г. № 115, итоговые отметки за 11-й класс определяются как среднее арифметическое полугодовых и годовых отметок обучающегося за каждый год обучения по образовательной программе среднего общего образования (за 10-11-й классы) и выставляются в аттестат целыми числами в соответствии с правилами математического округления.

Как я могу получить дубликат аттестата о среднем общем образования?

В соответствии с пунктом 26 Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14 февраля 2014 г. № 115, выдача дубликата аттестата и (или) дубликата приложения к аттестату осуществляется на основании письменного заявления выпускника или его родителей (законных представителей), подаваемого в школу, выдавшую аттестат:

  • при утрате аттестата или приложения к аттестату – с изложением обстоятельств утраты аттестата или приложения к аттестату, а также приложением документа, подтверждающего факт утраты (справки из органов внутренних дел, пожарной охраны, объявления в газете и других);
  • при повреждении аттестата и (или) приложения к аттестату, при обнаружении ошибки, допущенной при заполнении, – с изложением обстоятельств и характера повреждений, исключающих возможность дальнейшего использования, или указанием допущенных ошибок, с приложением поврежденного (испорченного) аттестата и (или) приложения к аттестату, которые подлежат уничтожению в установленном порядке;
  • при изменении фамилии (имени, отчества) выпускника – с приложением копий документов, подтверждающих изменение фамилии (имени, отчества) выпускника.

Решение о выдаче или отказ в выдаче дубликата аттестата и (или) дубликата приложения к нему принимается школой в месячный срок со дня подачи письменного заявления.

Я не сдал ОГЭ по обязательным предметам (русскому языку и математике). Когда я могу их пересдать?

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 3 февраля 2015 г. № 46 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения основного государственного экзамена по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2015 году» выпускникам 9-х классов предоставляется возможность пересдать обязательные предметы в сентябре текущего года.

О правилах приема в общеобразовательные учреждения

№ ИР-535/03 от 28 июня 2012 г.

О правилах приема в ОУ

Министерство образования и науки Российской Федерации в связи с поступающими запросами по применению Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 февраля 2012 г. № 107 (зарегистрирован Минюстом России 17 апреля 2012 г., регистрационный № 23859) направляет разъяснения по наиболее часто задаваемым вопросам.

Просьба довести данную информацию до сведения руководителей общеобразовательных учреждений и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.

Приложение: на 4 л. в 1 экз.

к письму Министерства образования и науки

от июня 2012 года

1. Кто определяет правила приема в учреждение? Какова в этом вопросе роль нормативных актов учредителя – органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования?

В соответствии со статьёй 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее – Закон) правила приема граждан в образовательные учреждения в части, не урегулированной Законом, другими федеральными законами, порядком приема в образовательные учреждения, установленным Минобрнауки России (для общеобразовательных учреждений - Порядок приема граждан в общеобразовательные учреждения утвержден приказом Минобрнауки России от 15 февраля 2012 г. № 107, зарегистрирован Минюстом России 17 апреля 2012 г., регистрационный № 23859, далее - Порядок), а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов определяются каждым образовательным учреждением самостоятельно. При определении образовательными учреждениями правил приема граждан они не могут руководствоваться актами учредителя по этому вопросу.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относится учет детей, подлежащих обучению в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, закрепление определенной территории муниципальных районов, городских округов за конкретным муниципальным образовательным учреждением.

2. Является ли свидетельство о регистрации на закрепленной территории обязательным условием приема в школу?

В соответствии с частью 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации и пунктом 3 статьи 5 Закона государство гарантирует гражданам общедоступность общего образования. При этом граждане вправе выбирать любое образовательное учреждение, реализующее образовательные программы общего образования, независимо, в том числе, от места жительства.

Вместе с тем при получении общего образования должна быть обеспечена территориальная доступность образовательного учреждения для всех граждан, которые проживают на близлежащей территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

Свидетельство о регистрации (либо по форме 3 «регистрация по месту пребывания», либо по форме 8 «регистрация по месту жительства», определенных административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным приказом ФМС России от 20 сентября 2007 г. № 208, зарегистрирован Минюстом России 28 ноября 2007 г., регистрационный № 10545) является только подтверждением факта проживания ребенка вблизи образовательного учреждения, и в соответствии с международным и российским законодательством право ребенка на образование не может быть ограничено по причине отсутствия свидетельства о регистрации.

Если родители выбрали для ребенка школу в другом муниципалитете или регионе их право на образование будет «несколько отсрочено»: они могут подать документы в любую школу независимо от регистрации после 1-го августа. Дети без регистрации также будут приниматься в школу после 1-го августа.

При наличии свободных мест прием детей, не зарегистрированных на закрепленной территории, учреждения могут начинать до 1 августа сразу после окончания приема в 1 класс всех детей, зарегистрированных на закрепленной территории (пункт 16 Порядка).

3. Может ли школа отказать в приеме в 1 класс ребенка, проживающего по адресу, закрепленному за школой?

Закрепленным лицам отказывается в приеме в учреждение только по причине отсутствия в нем свободных мест. В случае отказа в предоставлении места в учреждении родители (законные представители) для решения вопроса об устройстве ребенка в другое учреждение обращаются в органы местного самоуправления в сфере образования соответствующего муниципального района, городского округа (пункт 6 Порядка).

4. Правомерно ли получение общего образования иностранными гражданами, проживающими на территории Российской Федерации, на бесплатной основе

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами наравне с гражданами Российской Федерации (пункт 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации).

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Конвенции о правах ребенка 1989 года государства-участники признают право ребенка на образование и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи. На основании пункта «е» статьи 3 Конвенции ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 года, государства, являющиеся сторонниками Конвенции, обязуются предоставлять иностранным гражданам, проживающим на их территории, такой же доступ к образованию, что и своим гражданам.

Таким образом, дети-иностранцы, находящиеся на территории Российской Федерации, имеют наравне с гражданами Российской Федерации право на получение общего образования на бесплатной основе.

5. Правомерно ли при приеме в 1 класс проводить тестирование или другие конкурсные испытания?

Прием закрепленных лиц в общеобразовательные учреждения всех видов осуществляется без вступительных испытаний (процедур отбора).

Только государственные и негосударственные учреждения, реализующие общеобразовательные программы для детей и подростков, проявивших выдающиеся способности, способности к занятию определенным видом искусства или спорта, в целях наиболее полного удовлетворения потребностей обучающихся предусматривают в правилах приема граждан в учреждение механизмы выявления у детей данных способностей (пункт 7 Порядка).

6. Вправе ли школа при записи в 1 класс требовать медицинскую справку о состоянии здоровья?

Требование в качестве обязательного документа при приеме в общеобразовательное учреждение медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка будет являться ограничением их прав, так как согласно статье 5 Закона гражданам гарантируется общедоступность начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе независимо от состояния здоровья. В связи с чем, в пункте 13 Порядка установлено, что указанное заключение представляется родителями (законными представителями) ребенка по их усмотрению.

7. Кто при приеме на свободные места в школу имеет право первоочередного приема?

При приеме на свободные места граждан, не зарегистрированных на закрепленной территории, преимущественным правом обладают граждане, имеющие право на первоочередное предоставление места в учреждении в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 18 Порядка).

В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3–ФЗ «О полиции» (статья 46) данная льгота установлена для следующих категорий граждан:

1) дети сотрудника полиции;

2) дети сотрудника полиции, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей;

3) дети сотрудника полиции, умершего вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции;

4) дети гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей и исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в полиции;

5) дети гражданина Российской Федерации, умершего в течение одного года после увольнения со службы в полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в полиции;

Читайте так же:  Договор возмещение затрат по электроэнергии

6) дети, находящиеся (находившиеся) на иждивении сотрудников полиции, граждан Российской Федерации, указанных в вышеприведенных пунктах 1 - 5 .

В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76–ФЗ «О статусе военнослужащих» данная льгота установлена для следующих категорий граждан:

1) дети военнослужащих по месту жительства их семей (статья 19);

2) дети военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. Данной льготой указанная категория граждан может воспользоваться в течение одного года со дня гибели (смерти) кормильца (статья 24).

Об установлении требований к одежде обучающихся

№ ДЛ-65/08 от 28.03.2013 г.

Руководителям органов
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации

Об установлении требований
к одежде обучающихся

Минобрнауки России в связи с участившимися вопросами по регламентации требований к школьной одежде обучающихся, а также вступлением в силу с 1 сентября 2013 г. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон), согласно которому установление требований к одежде обучающихся отнесено к компетенции образовательной организации, если иное не установлено Законом или законодательством субъекта Российской Федерации (пункт 18, часть 3, статья 28 Закона), направляет для использования Модельный нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации об установлении требований к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – Модельный акт).

Одновременно Минобрнауки России информирует, что опыт введения единых требований к одежде обучающихся имеется во многих общеобразовательных учреждениях республик Карелия, Татарстан, Ставропольском крае, Белгородской, Ленинградской, Московской, Омской, Оренбургской, Пензенской, Ростовской, Саратовской, Ульяновской, Ярославской областях и других субъектах Российской Федерации.

Так, постановлением правительства Ставропольского края от 31 октября 2012 г. № 422-п утверждены «Основные требования к школьной одежде и внешнему виду обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях Ставропольского края и муниципальных общеобразовательных учреждениях муниципальных образований Ставропольского края».

В ряде субъектов Российской Федерации установлены различные механизмы финансовой поддержки как для отдельных категорий граждан по приобретению школьной одежды, так и для организаций, осуществляющих ее производство (республики Башкортостан, Татарстан, Чувашская Республика, Амурская, Брянская, Оренбургская, Сахалинская области).

Указанные подходы, по мнению Минобрнауки России, способствуют выполнению органами государственной власти субъектов Российской Федерации требований подпункта «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1993 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. № 250) в части установления органами государственной власти субъектов Российской Федерации бесплатного обеспечения одеждой для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей из многодетных семей в общеобразовательных учреждениях.

Кроме того, Минобрнауки России просит обратить внимание, что по вопросам совершенствования федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за пребыванием детей в общеобразовательных учреждениях, в том числе и в части установления порядка ношения школьной одежды, элементов детской одежды, ношения детьми и подростками головного убора в помещении направлено письмо Роспотребнадзора от 9 ноября 2012 г. № 01/12662-12-23 (прилагается).

На основании изложенного Минобрнауки России рекомендует:

принять нормативный правовой акт, устанавливающий требования к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;

организовать совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов проведение разъяснительной работы с участием региональных служб Роспотребнадзора с руководителями образовательных учреждений, родителями, обучающимися и педагогической общественностью по вопросу введения требований к одежде обучающихся.

О решениях, принятых в регионе по установлению требований к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, Минобрнауки России просит проинформировать в рамках предоставления ежегодной информации о готовности образовательных организаций к новому учебному году.

Модельный нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации
об установлении требований к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования

В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 г. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон), согласно которому установление требований к одежде обучающихся отнесено к компетенции образовательной организации, если иное не установлено Законом или законодательством субъекта Российской Федерации (статья 28 Закона), утвердить нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации об установлении требований к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

1. Единые требования к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – одежда обучающихся) вводятся с целью:

обеспечения обучающихся удобной и эстетичной одеждой в повседневной школьной жизни;

устранения признаков социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися;

предупреждения возникновения у обучающихся психологического дискомфорта перед сверстниками;

укрепления общего имиджа образовательной организации, формирования школьной идентичности.

2. Требования к одежде обучающихся и обязательность ее ношения устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации.

3. Общий вид одежды обучающихся, ее цвет, фасон определяются органом государственно-общественного управления образовательной организации (советом школы, родительским комитетом, классным, общешкольным родительским собранием, попечительским советом и другими).

4. Общеобразовательные организации вправе устанавливать следующие виды одежды обучающихся:

1) повседневная одежда;

2) парадная одежда;

3) спортивная одежда.

Парадная одежда используется обучающимися в дни проведения праздников и торжественных линеек.

Для мальчиков и юношей парадная школьная одежда состоит из повседневной школьной одежды, дополненной светлой сорочкой или праздничным аксессуаром.

Для девочек и девушек парадная школьная одежда состоит из повседневной школьной одежды, дополненной светлой блузкой или праздничным аксессуаром.

Спортивная одежда используется обучающимися на занятиях физической культурой и спортом.

Одежда обучающихся может иметь отличительные знаки образовательной организации (класса, параллели классов): эмблемы, нашивки, значки, галстуки и так далее.

5. Одежда обучающихся должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека. СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17 апреля 2003 г. № 51 (зарегистрировано Минюстом России 5 мая 2003 г., регистрационный № 4499).

6. Одежда обучающихся должна соответствовать погоде и месту проведения учебных занятий, температурному режиму в помещении.

7. Внешний вид и одежда обучающихся государственных и муниципальных образовательных организаций должны соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и носить светский характер.

8. Обучающимся не рекомендуется ношение в образовательных учреждениях одежды, обуви и аксессуаров с травмирующей фурнитурой, символикой асоциальных неформальных молодежных объединений, а также пропагандирующих психоактивные вещества и противоправное поведение.

9. Решение о введении требований к одежде для обучающихся общеобразовательных учреждений должно приниматься всеми участниками образовательного процесса (ст. 26 Закона), учитывать материальные затраты малообеспеченных и многодетных семей.

Минобрнауки России разработало рекомендации по подготовке и оформлению статей в научных журналах

Министерство разработало краткие рекомендации для авторов по подготовке и оформлению научных статей в журналах, индексируемых в международных наукометрических базах данных. Рекомендации детально объясняют публикационный процесс, процедуры рецензирования и опубликования, а также общепринятые требования к структуре научной статьи.

Данная информация нацелена на помощь научным работникам и повышение их публикационной активности.

Минобрнауки требования к статьям

Федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные стандарты и федеральные государственные требования характеризуют содержательную сторону процесса образования.

Определения этих понятий содержатся в ст. 2 комментируемого Закона:

федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных Министерством образования и науки РФ (ст. 2 п. 6);

образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных теми образовательными организациями высшего образования, которые определены Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» или указом Президента Российской Федерации (ст. 2 п. 7);

федеральные государственные требования - обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемыми уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2 п. 8).

Цели принятия федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований закреплены законодателем в ч. 1 комментируемой статьи. Они призваны обеспечить:

- единство образовательного пространства Российской Федерации;

- преемственность основных образовательных программ;

- вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования (они предоставляют возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся);

- государственные гарантии уровня и качества образования (в них установлены единые обязательные требования к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения).

ФГОСы и образовательные стандарты имеют особое значение для организации образовательного процесса, поскольку выступают основой для разработки основных образовательных программ, программ учебных курсов, контрольно-измерительных материалов, учебно-методической литературы, проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся, аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных организаций.

Они принимаются за основу при осуществлении контроля и надзора в области образования, формировании системы внутреннего мониторинга качества образования, разработке нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных организаций и т. д.

Для реализации каждого ФГОС образовательная организация разрабатывает образовательную программу, под которой понимается (ст. 2 п. 9 комментируемого Закона) комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. По уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы (ООП), по дополнительному образованию ― дополнительные образовательные программы ( ч. 2 ст. 12 комментируемого Закона).

Читайте так же:  Тула страховка осаго

ФГОС включает в себя требования к:

- структуре основных образовательных программ и их объему (так, например, ФГОС устанавливает соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений);

- условиям реализации основных образовательных программ (ФГОС определяет кадровые, финансовые, материально-технические и другие условия реализации ООП);

- результатам освоения основных образовательных программ.

Кроме того, в ФГОСах устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются ФГОС образования указанных лиц или в ФГОС включаются специальные требования (например, Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»[1], Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»[2]).

ФГОС общего образования разрабатываются по уровням образования:

- дошкольное: Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»[3];

- начальное: Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»[4];

- основное: Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»[5];

- среднее: Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»[6].

ФГОС профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования: среднее профессиональное образование, высшее образование - бакалавриат, высшее образование - специалитет, магистратура, высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Приведем несколько примеров.

ФГОС среднего профессионального образования:

- например, строительство и эксплуатация зданий и сооружений: Приказ Минобрнауки России от 11 августа 2014 г. № 965 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»[7];

- например, Приказ Минобрнауки России от 2 августа 2013 г. № 656 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 270809.03 Изготовитель железобетонных изделий»[8];

ФГОС высшего образования - бакалавриата:

по направлению подготовки

- например, Приказ Минобрнауки России от 12 марта 2015 г. № 218 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 11.03.04 Электроника и наноэлектроника (уровень бакалавриата)»[9];

ФГОС высшего образования - специалитета:

по направлению подготовки

- например, Приказ Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 2067 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 162110 Испытание летательных аппаратов (квалификация (степень) "специалист")»[10];

ФГОС высшего образования - магистратуры:

по направлению подготовки

- например, Приказ Минобрнауки России от 30 марта 2015 г. № 323 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.06 Торговое дело (уровень магистратуры)»[11];

ФГОС высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации:

по направлению подготовки (аспирантура)

- например, Приказ Минобрнауки России от 30 июля 2014 г. № 902 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации)»[12];

ФГОС высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации:

по специальности (ординатура)

- например, Приказ Минобрнауки России от 25 августа 2014 г. № 1051 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.09 Рентгенология (уровень подготовки кадров высшей квалификации)»[13].

В соответствии с ч. 7 комментируемой статьи при формировании ФГОС профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов, под которыми понимаются характеристики квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "О техническом регулировании»[14]).

Профессиональный стандарт разрабатывается в соответствии с методическими рекомендациями и согласно макету профессионального стандарта, утвержденным Министерством труда и социальной защиты РФ (Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта»[15]).

С целью актуализации действующих ФГОС высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов были приняты Методические рекомендации по содержат описание механизма приведения отдельных разделов действующих ФГОС высшего образования в соответствие с утвержденными профессиональными стандартами путем внесения изменений во ФГОС («Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов», утверждены Минобрнауки России 22 января 2015 г. № ДЛ-2/05вн[16]). Упомянутые Методические рекомендации разработаны во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента РФ от 26 декабря 2013 г. № Пр-3050 по итогам совещания по вопросам разработки профессиональных стандартов, состоявшегося 9 декабря 2013 г.

Нормотворческими полномочиями по формированию ФГОСов наделены Правительство РФ и Минобрнауки России.

В соответствии с ч. 9 комментируемой статьи Правительство РФ устанавливает порядок разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, а также внесения в них изменений: Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 661 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений»[17].

Минобрнауки России согласно положениям ч. 8 комментируемой статьи утверждает:

- перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки:

Приказ Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. № N 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования»[18];

Приказ Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. № 1060 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования, применяемых при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения»[19];

Приказ Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования»[20];

Приказ Минобрнауки России от 22 февраля 2012 г. № 127 «Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей) послевузовского профессионального образования для обучающихся в форме ассистентуры-стажировки»[21];

Приказ Минобрнауки России от 28 сентября 2009 г. № 354 «Об утверждении Перечня профессий начального профессионального образования»[22];

Приказ Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования»[23] и т. д.

- порядок формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки:

Приказ Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. № 1059 «Об утверждении Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки»[24];

- соответствие указанных в перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях. Например: Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2009 г. № 835 «Об установлении соответствия специальностей среднего профессионального образования, перечень которых утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. № 355, специальностям среднего профессионального образования, указанным в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию ОК 009-2003, принятом и введенном в действие Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30 сентября 2003 г. N 276-ст»[25].

Полномочиями по разработке и утверждению собственных образовательных стандартов по всем уровням высшего образования, согласно ч. 10 комментируемой статьи, наделяются:

- Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет;

- образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» (Сибирский федеральный университет, Южный федеральный университет, Дальневосточный федеральный университет и т. д.);

- образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет» (Московский физико-технический институт, Новосибирский государственный университет, Высшая школа экономики и т. д.);

- федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента РФ (в соответствии с Указом Президента РФ от 9 сентября 2008 г № 1332 «Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования»[26] такими образовательными организациями определены Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Российский университет дружбы народов, Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил РФ и др.).

Перечисленные образовательные организации могут реализовывать предоставленные им полномочия по формированию собственных образовательных стандартов при соблюдении условия, закрепленного в ч. 10 комментируемой статьи, — требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

На основании непосредственных предписаний, содержащихся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», уполномоченные федеральные органы исполнительной власти утверждают федеральные государственные требования (ФГТ), в которых устанавливаются обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам.

Так, в соответствии со ст. 83 комментируемого Закона, в которой раскрываются особенности реализации образовательных программ в области искусств, Министерство культуры РФ по согласованию с Минобрнауки России установило ФГТ к дополнительной предпрофессиональной программе в области музыкального искусства (Приказ Минкультуры России от 12 декабря 2014 г. № 2156 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства "Музыкальный фольклор" и сроку обучения по этой программе»[27]), ФГТ к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области архитектурного искусства (Приказ Минкультуры России от 14 августа 2013 г. № 1144 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области архитектурного искусства "Архитектура" и сроку обучения по этой программе»[28]).

В силу предписаний статьи 84 комментируемого Закона, посвященной особенностям реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта, Министерство спорта России по согласованию с Минобрнауки России установило ФГТ к дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта (Приказ Минспорта России от 12 сентября 2013 г. № 730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам»[29]).