Перейти к содержимому

Налог на землю в многоквартирных домах 2019

Содержание:

КБК по земельному налогу в 2019 году для юридических лиц

Основная информация по земельному налогу

Природные ресурсы, в том числе и земля, представляют собой объект налогообложения. Владельцы земельных наделов — лица, владеющие ими на правах бессрочного пользования, пожизненно унаследованного владения, собственности, — обязаны перечислять в бюджет налог на землю.

Земельный налог носит местный характер и вводится в действие законодательными актами на муниципальном уровне (п. 1 ст. 387 НК РФ). Местные власти также вправе самостоятельно устанавливать сроки уплаты и действующие ставки налога. При этом принятые ими решения не должны ущемлять положение владельцев участков по сравнению с условиями, закрепленными в НК РФ.

Действие земельного налога в городах федерального значения регламентируется НК РФ и законами этих городов (Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя).

Объектами выступают участки земли, которые находятся в рамках территорий муниципальных образований и городов со статусом федерального значения. Изъятые из оборота, входящие в состав лесного или водного фондов, объекты наследия культуры, а также земли в составе имущества собственников многоквартирных домов налогом не облагаются (п. 2 ст. 389 НК РФ). Если земля находится в аренде или на правах безвозмездного срочного пользования, пользователи таких территорий плательщиками не признаются (п. 2 ст. 388 НК РФ).

Подробнее об объекте налогообложения можно прочесть в статье «Объект налогообложения земельного налога».

Юрлица как плательщики налога

Обязанности по уплате земельного налога существуют не только у граждан, но и у юрлиц, которые признаются собственниками участков. При этом если физлицам не нужно заботиться о правильных реквизитах для уплаты налога (они оплачивают его по уведомлению, поступающему из ФНС), то организациям на актуальные КБК стоит обратить особое внимание.

Использование льготных систем налогообложения не освобождает юрлиц от обязанности уплачивать налог на землю, которая принадлежит им на праве собственности.

Когда нужно платить налог на землю, читайте в статье «Земельный налог за год - как рассчитать и когда платить?».

КБК земельного налога на 2018-2019 годы для организаций

Для юрлиц КБК земельного налога в 2018-2019 годах не менялся. Перечисление налога осуществляется с использованием следующих кодов:

  • 182 1 06 06031 03 1000 110 — для участков внутри границ городов федерального значения;
  • 182 1 06 06032 04 1000 110 — если речь идет о территории иного городского округа без внутригородского деления;
  • 182 1 06 06032 11 1000 110 — для территорий, расположенных в границах городских округов с внутригородским делением.
  • 182 1 06 06032 12 1000 110 — для территорий, расположенных внутри городских районов.

При наличии участков вне городских пределов уплата налога производится по кодам:

  • 182 1 06 06033 05 1000 110 — по межселенным территориям;
  • 182 1 06 06033 10 1000 110 — по землям, относящимся к сельским поселениям;
  • 182 1 06 06033 13 1000 110 — по участкам в пределах городских поселений.

О форме, по которой юрлицо составляет декларацию по земле за 2018 год, читайте в материале «Заполняем декларацию по земельному налогу за 2018 год», а быстро ознакомиться с изменениями, которые внесены в декларацию по земельному налогу с отчета за 2018 год, можно в статье «Новая декларация по налогу на землю: что изменилось и как применять».

Правом на ввод налога и установление ставок по нему обладают органы местной власти. Совершать перечисления налога в бюджет собственникам следует по КБК, которые зависят от особенностей территориального положения участка.

Об уплате земельного налога в отношении участка, занимаемого многоквартирным домом

Приведена информация по вопросу исполнения застройщиком обязанности по уплате земельного налога в отношении участка, занимаемого многоквартирным домом.

По мнению ФНС России, данная обязанность прекращается с момента перехода участка в общую долевую собственность собственников помещений дома или при наличии иных предусмотренных гражданским законодательством оснований.

Письмо Федеральной налоговой службы от 15 августа 2017 г. № ЗН-4-21/[email protected] “О земельном налоге”

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу уплаты земельного налога за земельный участок, занимаемый многоквартирным домом, и сообщает, что для подготовки обстоятельных разъяснений по указанному вопросу недостаточно сведений, представленных в обращении (необходимо указать адрес места нахождения земельного участка, его кадастровый номер, разрешенное использование земельного участка и т.д.).

Одновременно ФНС России рекомендует учитывать следующее.

Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено пунктом 1 статьи 388 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

На основании пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 214-ФЗ) у участника долевой собственности при возникновении права собственности на объект долевого строительства одновременно возникает доля в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме, которая не может быть отчуждена или передана отдельно от права собственности на объект долевого строительства.

Государственная регистрация возникновения права собственности на объект долевого строительства одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.

Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2012 № 11642/11 с момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме соответствующий земельный участок поступает в долевую собственность иных лиц.

Учитывая изложенное, полагаем, что обязанность застройщика по уплате земельного налога в отношении земельного участка, занимаемого многоквартирным домом, прекращается с момента перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома или при наличии иных предусмотренных гражданским законодательством оснований.

Одновременно отмечаем, что на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 389 Кодекса земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, не признаются объектом налогообложения по земельному налогу. Данная норма вступила в силу с 1 января 2015 года.

Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса Н.С. Завилова

Теперь любой владелец квартиры в многоэтажке может оформить землю в собственность под домом. Нужно ли это делать?

С 14 июля 2018 года любой владелец квартиры в многоэтажном доме вправе оформить землю под ним в собственность всех его жителей.

С 14 июля 2018 года любой владелец квартиры в многоэтажном доме вправе оформить землю под ним в собственность всех его жителей. Раньше это было возможно делать только уполномоченному от общего собрания жильцов. Нужно ли оформлять земельный участок в собственность жильцам дома? Выгодно ли это и для чего приватизируют землю под многоэтажным домом? Что получат собственники квартир при оформлении земельного участка под своим многоэтажным домом?

Разрешение даёт федеральный закон от 3 июля 2018 года № 191-ФЗ «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

Если земля под домом не поставлена на кадастровый учёт до начала действия Жилищного кодекса РФ, любой собственник помещения в нём может обратиться в органы госвласти или местного самоуправления с заявлением о формировании такого участка. Ранее право на это давалось только уполномоченному общим собранием жильцов.

Через месяц после обращения территория, занимаемая домом, бесплатно передаётся в общую собственность всем владельцам его квартир. Тогда в случае сноса многоэтажки власти будут обязаны выплатить её жильцам компенсацию не только рыночной стоимости самих апартаментов, но и доли в общем имуществе, включая земельный участок.

Если в состав здания входят иные строения, они так же поступают в общую собственность и могут использоваться как элемент хозяйственного ведения — сдаваться в аренду под кафе, магазины, предприятия бытового обслуживания. Но, как и в случае с дворовыми и придомовыми территориями, следует помнить, что за новое имущество придётся платить. Тариф будет тем выше, чем больше площадь принадлежащих гражданам помещений.

Нужно ли оформлять ли землю под многоквартирным домом?

Несколько последних лет ведутся большие споры относительно того, является ли «приватизация» земельного участка под многоквартирным домом выгодной для собственников жилых и нежилых помещений. На настоящий момент, уже достаточно информации, в т.ч. судебной практики, чтобы сделать четкий вывод. Вот выводы, основанные на опыте по оформлению земли под многоквартирными домами. Плюсы и минусы оформления.

Правовые основания для оформления земли под многоквартирными домами

В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо (Важное изменение: так было ранее, а теперь с 14 июля 2018 года появилась возможность оформления любым жильцом-собственником квартиры в многоэтажном доме) вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (МКД).

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

В какой момент возникает право собственности на землю под МКД?

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, реализованы в Жилищном кодексе РФ и Федеральном законе «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» предписания Конституции РФ. А именно, с учетом правовой природы общего имущества собственников помещений в МКД, законодатель включил правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в МКД земельного участка под этим домом как элемента общего имущества такого МКД. Следовательно, право собственников помещений многоквартирного дома на земельный участок вытекает напрямую из права собственности на жилое или нежилое помещение в таком доме.

Читайте так же:  Росгосстрах ограничение лицензии осаго

Как оформить земельный участок под МКД?

Основные проблемы собственников, равно как и их домоуправляющих организаций, сводятся к тому, что на момент приобретения общедолевого права собственности на земельный участок собственники радуются, что им предоставляют землю бесплатно, а вот о последствиях, в т.ч. финансовых, такой собственности они, к сожалению, не задумываются.

Плюсы и минусы оформления земли под МКД

Если систематизировать плюсы и минусы для собственников помещений в многоквартирных домах, то выглядеть это будет следующим образом.

ПЛЮСЫ оформления земли под МКД:

Собственники вправе сдавать часть земельного участка в аренду или предоставлять его для иного возмездного использования. Кроме того, наличие собственности на землю существенно увеличивает стоимость квадратного метра жилого или нежилого помещения.

Собственники вправе совершать с земельным участком различные действия, в т.ч. направленные на его благоустройство, строительство дополнительных сооружений, детских площадок и иных строений, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности МКД.

МИНУСЫ оформления земли под МКД:

C 2015 года собственники помещений в МКД освобождены от уплаты налога на землю в соответствии со ст. 389 НК РФ. Однако следует иметь ввиду, что наличие в собственности доли в праве на землю может увеличивать кадастровую стоимость самого помещения, а, следовательно, и налоговое бремя.

Собственники обязаны нести ответственность за содержание своего земельного участка. Следовательно, обязанность по содержанию, ремонту, уборке дорог, элементов благоустройства (газонов, площадок, зеленых зон, парковочных мест и т.п.) несет собственник, а, значит, к нему могут быть применены меры ответственности. Собственник (его ДУК) могут быть оштрафован за неубранный снег, за не вывезенный мусор и т.д.

В качестве минуса также следует указать и увеличение стоимость квадратного метра помещений, поскольку это сужает для собственников круг покупателей и арендаторов, равно как и увеличение расходов на содержание общего имущества МКД.

Как мы видим, количество плюсов перевешивает количество минусов, однако же, на второй взгляд явные плюсы могут стать отрицательными.

Неочевидные минусы оформления земли под МКД

В качестве аргумента для скорейшего оформления в собственность земли некоторые жители приводят такой — возможность строительства полезных и нужных для граждан объектов на придомовой территории. Но здесь необходимо знать и помнить, что любая территория в городе имеет свое назначение и на участке под многоквартирным домом ларек, торгующий алкогольной продукцией, например, построить никто не разрешит. Возможности использования придомовых территорий очень ограничены. Это обусловливается многими факторами: скученностью застройки жилых домов, градостроительными ограничениями и нормативно-техническими требованиями, равно как и другими факторами.

Помимо этого в качестве плюса оформления земли в собственность некоторые считают увеличение рыночной стоимости жилья после оформления общедолевой собственности на землю. На самом деле это не так. Сама по себе доля в земельном участке под многоквартирным домом существует лишь гипотетически: её нельзя продать, подарить, получить под него кредит. Земельный участок неотделим от жилого дома, т.е лишен самостоятельной оборотоспособности. Как неотделима и часть общедомовой собственности, которой владеет собственник, — кусочек лестничной площадки или квадратный дециметр чердака.

Подводя итог рассуждениям о полезности или вредности приватизации придомовой территории, следует помнить об одном весьма существенном обстоятельстве, передача земельный участков в собственность под МКД в первую очередь снизит финансовую нагрузку органа местного самоуправления, а соответственно, органам власти очень выгодно переносить расходы на содержание домовых территорий на граждан. Именно для этого по городу Нижнему Новгороду были проведены публичные слушания по формированию земельного, которые в последствие стали большими сюрпризами для граждан, поскольку власти старались оформить максимально большие участки под МКЖ, включая территорию внутренних проездов, зон прохождения коммуникаций и т.д.

Рекомендации. Если земельный участок под МКД еще не сформирован, задумайтесь о его границах и расходах по его содержанию. Необходимо помнить, что на землях занятых коммуникациями, нельзя строить капитальные строение, а любые временные, в т.ч. и газоны могут быть единовременно разрушены. Если участок уже оформлен, вероятно, стоит задуматься о снижении его кадастровой стоимости, чтобы минимизировать налоговое бремя.

Налоговый кодекс: земельный налог

Налоговый кодекс: земельный налог

Похожие публикации

Земельный налог в РФ является региональным налоговым платежом, то есть вводится в действие нормативными актами местных властей. Однако общие принципы его взимания закреплены в Налоговом кодексе. Поговорим о них подробнее.

Земельный налог в НК РФ

Порядку расчета налога на землю посвящена глава 31 Налогового кодекса. Согласно ее положениям, земельный налог относится к категории налогов местного уровня, поскольку платежи по нему перечисляются налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения земельных участков, которые признаны согласно статье 389 Налогового кодекса объектом налогообложения.

Собственно, объектами обложения земельным налогом являются участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен данный налог. Соответственно плательщиками земельного налога согласно статье 388 признаются юридические лица, обладающие правом собственности на данные земельные участки - объекты налогообложения земельным налогом. По аналогичным же правам собственности определяется принцип уплаты земельного налога и для физических лиц.

В Налоговом кодексе также представлен перечень объектов, которые не подпадают под земельный налог. Это земельные участки, изъятые из оборотов обороте в соответствии с законом или ограниченные в связи с расположением на них объектов культурного, археологического наследия, заповедников и тому подобных объектов, земли лесного фонда, а также участки в составе общего имущества многоквартирных домов. Некоторые же организации сами по себе относятся к льготной категории и не уплачивают налог на землю вне зависимости от категории принадлежащего им земельного участка. Все подобные исключения описываются в статье 395 Налогового кодекса.

Ставка земельного налога и объект налогообложения

Земельные участки, являющиеся объектом налогообложения, учитываются в налоговой базе по земельному налогу по их кадастровой стоимости.

Все объекты налогообложения, с которых платится земельный налог в России можно условно поделить на две группы, к каждой из которых применяется своя ставка налога. Конкретный ее показатель должен быть определен на местном уровне властями муниципальных образований, но в целом эти две ставки не должны превышать значений, установленных Налоговым кодексом. Так, статьей 394 предусмотрена ставка 0,3% в отношении земельных участков сельхозназначения, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ, приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, либо же земель, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд и ограниченных в виду этого факта в обороте. В пределах установленной кодексом ставки в 1,5% рассчитывается налог на земельные участки всех прочих категорий.

Организации-плательщики земельного налога определяют свой платеж самостоятельно на основании открытой информации о кадастровой стоимости принадлежащих им участков-объектов обложения по земельному налогу и применяемых к ней ставок налога. Физлицам делать самостоятельный расчет не нужно. Квитанции с готовыми суммами налога к уплате им присылают непосредственно территориальные ИФНС. В расчете опять же используются данные кадастровых стоимостей земельных участков, соответствующие ставки налога, а также сведения о зарегистрированных за физлицами правах собственности на те или иные участки.

Особенности определения налогового и отчетного периода по земельному налогу

При самостоятельном расчете налога на землю юрлицами необходимо учитывать понятия налогового и отчетного периодов по земельному налогу.

Так налоговым периодом в данном случае является год. Именно по итогам года в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным организации-плательщики данного налога обязаны предоставить в ИФНС декларацию по земельному налогу. Ее действующая форма, а также порядок ее заполнения утверждены Приказом ФНС России от 10 мая 2017 года №ММВ-7-21/[email protected]

Отчетные периоды по НК у земельного налога – первый, второй и третий кварталы. Но обязательными они не являются. Таким образом рассчитывать авансовые платежи поквартально компания будет только лишь в том случае, если данная обязанность прямо предусмотрена местным законом о земельном налоге.

Срок уплаты налога

Физлица, в собственности которых есть земельные участки, обязаны рассчитаться по налогу в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Для организаций срок перечисления годового налога, а также авансовых платежей, если последние предусмотрены, опять же устанавливается местными властями. Однако годовой платеж не может уплачиваться ранее, чем дата 1 февраля, на которую приходится срок подачи годового отчета по земельному налогу.

Налог на землю в 2018 году

Изменения, которые постепенно происходили в расчете налога за землю в 2017 году, а также в предыдущий 2016 год, сводились в основном к определению кадастровой стоимости земельных участков, от которой в конечном итоге и завесили конкретные суммы налога к уплате. Каких-либо серьезных изменений в земельном налоге в 2018 году опять же ожидать не приходится. Однако можно предположить, что региональные власти будут и далее работать в направлении кадастровых расценок по тем земельным объектам, по которым такая стоимости до сих не была определена.

С трехкратным повышением налога на землю под ИЖС в гордуме согласились не все

В Перми налог для физлиц на землю под частные дома вырастет в три раза с 1 января 2019 года. Это принесет почти 90 млн руб. дополнительного дохода в городскую казну ежегодно. Полученные от увеличения налоговой ставки средства муниципалитет собирается направить на благоустройство микрорайонов индивидуальной застройки. Идею вчера одобрили депутаты гордумы, но не единогласно — некоторые назвали предложение повысить земельный налог безответственным и предложили поискать деньги на благо­устройство в существующем бюджете.

Гордума вчера рассмотрела вопрос о повышении земельного налога. Ранее проект повышения налоговой ставки дважды обсуждался на думских комитетах — в сентябре и в октябре этого года. Речь идет о платежах за земельные участки, предоставленные физлицам или приобретенные ими под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), а также об участках, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства. В Перми по решению думы 2005 года действует ставка налога в 0,1% от кадастровой стоимости. Муниципалитет предлагает ее трехкратное повышение (до 0,3%) с 1 января 2019 года. Такой коэффициент допускается налоговым законодательством, он установлен для других участков под жилищное строительство. Все льготы по уплате налога сохраняются.

Действующая налоговая ставка, как поясняют в мэрии, требует актуализации по нескольким причинам. В их числе — повышение доходной части городского бюджета и приведение местных норм в соответствие федеральному законодательству. Администрация ссылается на то, что Налоговый кодекс не предусматривает ставки в 0,1% для такой категории, как физлица. По подсчетам городских властей, трехкратный рост налога принесет в бюджет дополнительно почти 90 млн руб. ежегодного дохода. Они, по словам первого замглавы администрации Виктора Агеева, с учетом дополнительного софинансирования будут направлены на благоустройство общественных территорий в микрорайонах индивидуальной застройки. В 2019 году на благоустройство частного сектора планируется выделить 174 млн руб., в 2020-м — 220 млн руб. При этом налог по новой ставке будет собираться по итогам 2019 года в 2020 году.

Депутат от «Справедливой России» Вероника Куликова заявила, что сегодня у думы есть «шанс не совершить серьезную ошибку». Она назвала предложение повысить ставку земельного налога сразу в три раза «безответственным», поскольку на федеральном уровне увеличен налог на имущество и налог на добавленную стоимость, на региональном уровне принято решение о повышении транспортного налога для значительной части автовладельцев, растут цены и тарифы. «Фактически администрация предлагает увеличить налог для владельцев домов в частном секторе. Но разве до этого муниципалитет обеспечивал для них столь сказочные условия, чтобы сегодня требовать тройной оплаты за землю?» — недоумевает госпожа Куликова. «Например, программа газификации в частном секторе начала худо-бедно работать только в этом году, хотя несколько лет на нее выделялись и тратились баснословные суммы. Между тем из-за неэффективного администрирования многие территории индивидуальной застройки до сих пор остаются без газа, а вместо административного и дисциплинарного взыскания чиновники, причастные к этому разгильдяйству, получают грамоту»,— добавила она. Депутат заявила, что у нее нет уверенности в том, что полученные за счет роста налога средства будут эффективно использованы.

Читайте так же:  Статья 158 ук рф характеристика

«К сегодняшнему заседанию мы должны были иметь информацию по районам, где будут выполнены мероприятия, и тогда можно было бы принимать решение осознанно. Мы должны были получить информацию о сроках и направлениях расходования средств на сайте администрации. Но сегодня там есть Виктория Дайнеко (новость о том, что певица будет выступать в Перми, на праздновании Дня народного единства.— „Ъ-Прикамье“) и все что угодно, кроме этого, либо она (информация.— „Ъ-Прикамье“), как кощеева смерть, где-то спрятана»,— отметил депутат Владимир Молоковских.

Первый вице-спикер Дмитрий Малютин признал, что любое увеличение фискальной нагрузки — это сложный вопрос, но подчеркнул, что земельный налог поднимется «в интересах жителей частного сектора», а их примерно 10% от всего населения Перми: «По сути, мы уравниваем ставку для жителей многоквартирных и частных домов и создаем возможности для благоустройства территорий». Его коллега, председатель думского комитета по инвестициям Сергей Богуславский, добавил, что деньги на благоустройство микрорайонов индивидуальной застройки будут «покрашены», то есть выделены в специальную программу, которая начнет действовать в 2019 году. «Мне кажутся в некоторой степени манипуляцией слова о том, что средства будут „окрашены“. Если понимать бюджетный процесс, то никаких окрашенных средств не существует»,— возразила депутат от «Яблока» Надежда Агишева. По ее мнению, в городском бюджете и так достаточно ресурсов на содержание территорий частного сектора — например, расходы, которые не связаны с полномочиями муниципалитета.

Депутат Ирина Горбунова сообщила, что она «уже успела провести эксперимент на жителях» своего округа в микрорайоне Садовом — поинтересовалась их отношением к росту налоговой ставки. «Как ни странно, они спокойно отнеслись. Жители были довольны, что частным сектором (благоустройством.— „Ъ-Прикамье“) наконец-то займутся, потому что надежду они давно потеряли»,— пояснила госпожа Горбунова.

За рост ставки налога на землю под ИЖС проголосовали 26 депутатов, против — три, еще двое воздержались.

Порядок исчисления налога на землю изменится к концу 2019 года

Конституционный суд Германии признал незаконным действующий порядок исчисления земельного налога (Grundsteuer) и обязал законодателя его изменить. Новый способ подсчета должен быть утвержден не позднее конца 2019 года, однако неизвестно, как нововведения повлияют на собственников земли и арендаторов. Это зависит от той модели налогообложения, которая будет выбрана.

По закону переоценку земельных участков необходимо проводить каждые шесть лет. Между тем налог на землю и сегодня высчитывается, исходя из оценки стоимости участков, проведенной последний раз более 50 лет назад. «Такое положение дел игнорирует все изменения рынка недвижимости, произошедшие за полвека», — заявил вице-президент Конституционного суда Фердинанд Кирххоф (Ferdinand Kirchhof).

По мнению Süddeutsche Zeitung, для нового порядка исчисления налога на землю может быть использован один из четырех вариантов:

  1. Придерживаться прежней модели, заменяя устаревшую оценочную стоимость участков на актуальные рыночные цены. По мнению специалистов, на это может уйти до десяти лет.
  2. Взимать «чистый» земельный налог, который будет зависеть только от размеров участка и его расположения, постройки не будут приниматься в расчет. При такой модели наибольшую налоговую нагрузку будут нести владельцы пустующих участков и участков с коттеджами. Хозяева земли, где построены многоквартирные дома, окажутся в относительно привилегированном положении. Этот вариант будет способствовать максимально компактной застройке, что при постоянном росте населения можно считать плюсом.
  3. «Стоимостная модель»: в этом случае будет учитываться не просто «ценность» участка как такового, а вся совокупность инвестиций, связанных с его застройкой.
  4. «Южная модель», в которой заинтересованы в ряде федеральных земель, расположенных на юге страны (отсюда и название). При расчете налога учитывается только совокупная площадь участка и всех построенных на нем зданий. При этом способе, в противоположность «чистому» земельному налогу, большую нагрузку будут нести владельцы земли с многоквартирными домами и офисными центрами.

«Нам нужно срочно выработать такие правила, которые не приведут к повышению земельного налога ни для владельцев участков, ни для арендаторов», — прокомментировал ситуацию министр финансов Олаф Шольц (Olaf Scholz).

По всей стране более 35 миллионов участков облагаются земельным налогом. Это один из крупнейших источников дохода для городов и муниципалитетов — в прошедшем году его сумма составила почти 14 миллиардов евро.

Жилищно-коммунальное хозяйство. Порядок уплаты земельного налога с учетом общего имущества

Как показывает практи­ка, в органи­зациях жилищно-комму­наль­но­го хозяйства нередко возникает вопрос о том, являются ли они плательщиками земельного налога в отношении принадлежащего им земельного участка. Проанализируем данную проблему.

Кто платит земельный налог?

На основании п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Таким образом, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок (письмо Минфина России от 19.07.12 г. № 03-05-04-02/66).

Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.04 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки плательщики земельного налога определяются на основании:

государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.97 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон № 122-ФЗ), которые согласно законодательству имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.

Указанная правовая позиция изложена в постановлении ВАС РФ от 23.07.09 г. № 54. Следовательно, плательщиками земельного налога признаются организации ЖКХ при условии, что земельные участки, являющиеся объектом налогообложения, принадлежат им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования, и данное право подтверждается правоустанавливающими документами.

Объекты налогообложения

Согласно ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи. В случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

В п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.07 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок. В настоящее время Порядок ведения государственного кадастра недвижимости утвержден приказом Минэкономразвития России от 4.02.10 г. № 42.

Вместе с тем в соответствии с п. 1 ст. 45 Закона о кадастре земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до дня вступления в силу этого Закона либо государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены, и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном согласно Закону № 122-ФЗ, считаются ранее учтенными земельными участками.

Порядок и сроки включения в государственный кадастр недвижимости (далее — ГКН) сведений о ранее учтенных объектах недвижимости утвержден приказом Минэкономразвития России от 11.01.11 г. № 1 (далее — Приказ № 1). При этом на основании п. 2 Приказа № 1 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии должна была обеспечить включение в ГКН сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости, в том числе о ранее учтенных земельных участках в срок до 1 января 2013 г.

В настоящее время включение в ГКН сведений о ранее учтенных земельных участках производится в порядке, установленном частью 7 ст. 45 Закона о кадастре, на что указано в письме Минэкономразвития России от 6.03.15 г. № Д23и-876 «О рассмотрении обращений». В связи с этим при наличии поименованных в части 7 ст. 45 Закона о кадастре документов на земельный участок, занятый многоквартирным домом, сведения о таком земельном участке могут быть внесены в ГКН, как ранее учтенном в порядке, установленном данной правовой нормой. При этом в письме отмечено, что согласно п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.01 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Закона № 122-ФЗ, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Если объект налогообложения — земельный участок, где стоит многоквартирный дом

При выполнении комплексных кадастровых работ по уточнению границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, который подтверждает право на земельный участок, если же такого документа нет — из сведений, имеющихся в документах, которые определяли местоположение границ земельного участка при его образовании (п. 9 ст. 38 Закона о кадастре), при отсутствии таких документов — в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории.

Согласно части 3 ст. 16 Закона № 189-ФЗ и с учетом постановления Конституционного суда РФ от 28.05.10 г. № 12-П в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме вправе в индивидуальном порядке обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Читайте так же:  Льготы вдове пенсионера

С момента формирования и осуществления государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 5 ст. 16 Закона № 189-ФЗ).

Местоположение границ указанных земельных участков определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (часть 1 ст. 42.9 Закона о кадастре).

Как указано в письме Минэкономразвития России от 3.07.15 г. № Д23и-3093, на основании п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ с 1 марта 2015 г. образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Что изменилось с начала 2017 года

Кроме того, согласно Закону № 361-ФЗ с 1 января 2017 г. перестали действовать главы I–IV, V1, ст. 31 Закона № 122-ФЗ, а с 1 января 2020 г. он полностью утратит силу (ст. 30 Закона № 361-ФЗ).

Вместе с тем с 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 3.07.16 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», предметом регулирования которого являются отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории РФ.

С указанной даты также начал действовать Федеральный закон от 13.07.15 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории РФ государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в указанном реестре.

Необходимо отметить, что согласно Федеральному закону от 4.10.14 г. № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц», вступившему в силу с 1 января 2015 г., внесено изменение в п. 2 ст. 389 НК РФ, в соответствии с которым к земельным участкам, не признаваемым объектом обложения земельным налогом, относятся земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Таким образом, с 1 января 2015 г. земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, не подлежат обложению земельным налогом.

Вопрос о налогообложении земельного участка, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, был рассмотрен в письме Минфина России от 12.08.15 г. № 03-05-05-02/46403, в котором указано, что в соответствии с п. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, где расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Следовательно, земельный участок, входящий в состав общего имущества многоквартирного дома, на основании п.п. 6 п. 2 ст. 389 НК РФ не признается объектом обложения земельным налогом, поэтому в отношении такого земельного участка собственники жилых и нежилых помещений этого многоквартирного дома не должны признаваться плательщиками земельного налога.

Если гражданин — член ТСЖ, эта информация для него

Ответ на этот вопрос был дан в письме Минфина России от 16.11.06 г. № 03-06-02-05/57 и постановлении ФАС Центрального округа от 9.11.09 г. № А35-1499/09-С10 (далее — постановление ФАС Центрального округа).

Минфин России в письме разъяснял, что если правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, оформлены на ТСЖ, то до переоформления права на земельный участок в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме плательщиком земельного налога признается именно ТСЖ как самостоятельное юридическое лицо. При этом общее собрание ТСЖ могло принять решение, предусматривающее компенсацию уплачиваемого ТСЖ земельного налога в виде взносов членов товарищества. Право устанавливать размер взносов установлено в п.п. 4 п. 2 ст. 145 ЖК РФ.

Вместе с тем в постановлении ФАС Центрального округа указано, что наличие формального юридического признака землепользования, выраженного в документальном закреплении права землепользования в ситуации, когда фактическими землепользователями являются иные лица, и право землепользования к этим лицам переходит в силу закона, не может являться основанием для возложения бремени налогообложения на лицо, формально обладающее документом, которым закреплены земельные права, но не пользующееся этими правами. Это означает, что даже если земля оформлена на ТСЖ (на праве собственности или бессрочного пользования), с момента вступления в силу ЖК РФ либо формирования земельного участка и проведения его кадастрового учета ТСЖ перестает быть плательщиком земельного налога, так как участок поступает в собственность собственников помещений.

Следует отметить, что с момента формирования и проведения государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (п. 2 ст. 16 Закона № 189-ФЗ).

Было упомянуто, что собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит общее имущество в многоквартирном доме, в частности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благо­устройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (п. 1 ст. 36 ЖК РФ).

Порядок расчета доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме изложен в письме Минфина России от 26.12.06 г. № 03-06-02-02/154.

Уплата налога и налоговые ставки

Чтобы исчислить сумму земельного налога, необходимо определить налоговую ставку. Согласно ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в пределах, указанных НК РФ. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

В отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, который не относится к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), налоговая ставка не может превышать 0,3% (абзац 3 п.п. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).

Следовательно, представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в отношении указанных земельных участков налоговая ставка должна устанавливаться в пределах 0,3%.

Например, согласно п.п. 2 п. 1 ст. 2 Закона г. Москвы от 24.11.04 г. № 74 «О земельном налоге» (далее — Закон г. Москвы № 74) в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, который не относится к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), ставка земельного налога в общем случае определена в размере 0,1% от кадастровой стоимости указанных земельных участков.

Необходимо отметить, что нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) на основании абзаца 2 п. 2 ст. 387 НК РФ могут быть установлены налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая определение размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Московские законодатели воспользовались предоставленным им правом и освободили от обложения земельным налогом товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, в отношении земельных участков, используемых ими для достижения уставных целей в соответствии с ЖК РФ (п.п. 11 п. 1 ст. 3.1 Закона г. Москвы № 74). Однако налоговые льготы, установленные ст. 3.1 Закона г. Москвы № 74, не распространяются на земельные участки (части, доли земельных участков), сдаваемые в аренду.

Таким образом, если на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, принадлежащего организации ЖКХ, установлена льгота в виде освобождения от уплаты земельного налога, то указанная организация вправе ею воспользоваться. При этом ей необходимо представить в налоговый орган по месту нахождения земельного участка документы, подтверждающие такую льготу (п. 10 ст. 396 НК РФ).

Общие положения

Многоотраслевыми организациями ЖКХ признаются организации любой формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, осуществляющие обслуживание и ремонт (текущий и капитальный) общего имущества многоквартирного дома, обслуживание и уборку мест общего пользования жилых домов и придомовой территории, ремонт и эксплуатацию лифтов, мусоропроводов, сбор и вывоз бытовых отходов, а также предоставляющие все либо отдельные виды коммунальных услуг (электроснабжение, отопление и горячее водоснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение (включая очистку сточных вод), — такое определение приведено в приказе Госстроя России от 21.04.03 г. № 142 «Об утверждении Порядка инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса».

Деятельность управляющих организаций регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации (далее — ЖК РФ), в п. 4.2 ст. 20 которого установлено, что управляющая организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирным домом.

Определение управляющей организации содержится и в Методическом пособии по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2–04.2004: управляющая организация — это организация, уполномоченная собственником жилищного фонда осуществлять управление жилищным фондом с целью его надлежащего использования и обслуживания, а также обеспечения потребителей жилищно-коммунальными услугами.

Жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных ЖК РФ и другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом (ст. 110 ЖК РФ).

Товарищество собственников жилья — это вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 ст. 136 ЖК РФ, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с ЖК РФ помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов (п. 1 ст. 135 ЖК РФ).

Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются, в частности, организации, которые обладают земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

На основании п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.