Перейти к содержимому

Налог с продаж рб 2019

Содержание:

Вместо НДС – налог с продаж

14.04.2006 Со времени своего появления НДС создает массу проблем и фирмам, и контролерам. Первые испытывают трудности с зачетом налога, вторые – с его администрированием. Поэтому депутаты Госдумы неоднократно предлагали упростить процедуру взимания НДС. А некоторые настаивают на его полной отмене. НДС планируют заменить на налог с продаж или оборота.

Долгое время налоги с продаж и на добавленную стоимость сосуществовали. Изначально их объекты налогообложения практически совпадали. И в том, и в другом случае это была реализация товара. Разумеется, этот факт вызывал негодование бизнес-сообщества. Наконец, Государственная дума приняла решение, что один из налогов надо упразднить. Контролерам не пришлось долго размышлять, от какого из них нужно было отказаться. В самом деле: стандартная ставка НДС составляла 20 процентов, пониженная – 10 процентов. А предел для налога с продаж (НсП) был установлен в 5 процентов. Выбор государства был очевиден.

В итоге посвященная налогу с продаж Глава 27 Налогового кодекса, которая начала действовать в 2002 году, утратила силу в 2004-м. Причем о ее вступлении в силу и о последующей отмене налога говорилось в одном и том же Федеральном законе от 27 ноября 2001 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"».

Налог с продаж едва успели отменить, как компании заговорили о тяжести налогового бремени и необходимости снизить НДС. Закон об уменьшении его ставки с 20 до 18 процентов начал действовать с 1 января 2004 г. (Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 117-ФЗ).

Однако предприниматели продолжают требовать уменьшить НДС хотя бы до 15 процентов. По мнению представителей министерств и депутатов, это вполне возможно. Некоторые даже предлагают установить беспрецедентно низкую ставку НДС – всего лишь 13 процентов. Однако конкретных законопроектов по-прежнему нет. Поэтому возможная замена НДС на налог с продаж становится все более реальной.

Кто придумал «новый старый» налог с продаж?

Еще в октябре 2005 года одним из первых о подобной замене заговорил начальник экспертного управления Президента РФ Аркадий Дворкович. По его мнению, у налога с продаж больше плюсов, чем у НДС. Однако он заметил, что такая «рокировка» может произойти не ранее 2009 года. Специалисты экспертного управления Президента РФ произвели соответствующие расчеты, о результатах которых объявил г-н Дворкович. Если отменить НДС и ввести налог с продаж со ставкой не более 10 процентов, суммы поступлений в бюджет существенно не снизятся.

О возможной замене НДС на налог с продаж высказался также глава МЭРТ Герман Греф. Свою позицию он объясняет тем, что у России может просто не остаться другого выхода – администрирование налога на добавленную стоимость практически зашло в тупик. Г-н Греф продолжает настаивать на том, что его можно улучшить. Однако, если этого не произойдет, с НДС придется расстаться. А чтобы бюджет не пострадал от отмены налога, который является одним из главных источников поступлений, его необходимо заменить на другой. Разумеется, на налог с продаж. Ведь НсП гораздо проще рассчитывать, чем НДС.

На первый взгляд схема уплаты налога на добавленную стоимость довольно проста. Если компания реализует продукцию, в общем случае она должна заплатить налог по ставке 18 процентов. А при покупке товаров или имущества его можно поставить к возмещению. Разницу между начисленными суммами НДС и отнесенными к вычетам компания должна перечислить в бюджет.

Однако, если сумма возмещения больше, чем к уплате, у фирм немедленно возникают проблемы. Контролеры возвращать налог из бюджета, как правило, не торопятся. Они убеждают компании не получать возмещение в виде «живых» денег, а зачесть его в счет будущих платежей по НДС. Как правило, фирмы соглашаются. Ведь такая процедура гораздо проще, чем возврат налога. Либо компании просят отнести переплату по НДС в качестве платежей по другим налогам, если у них существует задолженность по платежам.

Однако это не относится к ситуации, когда речь идет о возврате налога, уплаченного при экспорте товаров. Налоговый кодекс предусматривает целый пакет документов, который необходимо предоставить инспекторам в этом случае (п. 1 ст. 165 НК РФ). Собрать все бумаги непросто. Однако даже когда инспекторы получают полный комплект документов, они, как правило, отказываются возвращать налог из бюджета. Причина в том, что слишком много недобросовестных фирм подделывают документы и незаконно возмещают налог. В итоге ревизоры предпочитают подстраховаться. Пункт 4 статьи 176 Налогового кодекса дает им право проверять обоснованность применения компанией нулевой ставки НДС в течение трех месяцев после получения документов. По итогам проверки редкой фирме удается увидеть поступившую на свой банковский счет сумму налога. Поэтому организации вынуждены обращаться в суд.

На фоне описанных проблем замена НДС на налог с продаж представляется действенным решением. Но так ли это на самом деле?

Плюсы налога с продаж

До 2004 года максимальная ставка налога с продаж составляла 5 процентов. Ее конкретный размер устанавливали субъекты РФ. Налог должны были платить компании, которые продавали товары гражданам за наличный расчет или при помощи платежных карт (ст. 349 НК РФ). При этом товары, НДС с которых платили по ставке 10 процентов, налогом с продаж не облагались.

Допустим, налог на добавленную стоимость отменен и введена в действие глава кодекса в прежней редакции. В результате мы получим следующее. Платить налог будут лишь фирмы которые в основном торгуют в розницу. Для таких компаний НсП, на первый взгляд, выгоднее НДС – меньше и ставка, и декларацию проще заполнить.

Разумеется, если НсП действительно заменит НДС, он будет существенно отличаться от прежнего варианта. Так, например, налог нужно будет начислять на любую продажу товаров, работ или услуг. Исключений для определенных видов продуктов (хлеб, молоко, лекарства и т. д.) уже не будет.

Конечно, многим фирмам изменения будут выгодны. Ведь НсП, который предполагают ввести, будут платить только компании, которые продают товары конечным потребителям. Покупку сырья для последующего производства планируют освободить от налога.

Недовольные будут всегда

Как было сказано выше, в первую очередь должны поменяться плательщики налога и его ставка.

НсП будут платить с суммы реализованной продукции. В отличие от НДС, уменьшить расчетную базу налога на суммы, которые были уплачены при покупке товара, будет нельзя. Данное положение законодатели едва ли изменят. В противном случае замена одного налога на другой будет лишена смысла – все проблемы НДС связаны именно с вычетами. Альтернативным вариантом такой замене может стать снижение действующей ставки налога на добавленную стоимость. Именно уменьшение НДС пока по-прежнему остается решением депутатов Государственной думы.

Но если компании лишатся возможности возмещать налог, то базы по НДС и НсП не будут равнозначны. Ведь налог с продаж будут платить со всей реализации, а не с разницы между продажей и покупкой. То есть нельзя сравнивать 18-процентную ставку НДС и 10-процентную НсП. Для фирм, у которых разница между суммами НДС к возврату и к начислению в бюджет невелика, налог с продаж может оказаться непосильным бременем.

Как ни странно, против отмены НДС возражают и экспортеры. Пусть и через суд, им иногда удается получить сумму возмещения из бюджета на свои счета. У налога с продаж нулевой ставки для экспортируемых товаров не будет. Об этом говорят эксперты управления Президента России. Следовательно, цены экспортируемой продукции вырастут на сумму налога. В итоге отечественные товары станут неконкурентоспособными на международных рынках. Иностранные клиенты российских предприятий в этом случае начнут искать других поставщиков. У экспортеров останется лишь один выход – снижать себестоимость товаров.

Упрощенную систему отменят

Для крупных холдингов, которые состоят из множества фирм на «упрощенке», налоговая реформа также может оказаться очень неудобной. Введение налога с продаж вместо НДС предполагает возможную отмену упрощенной системы. По мнению идеологов НсП, ее вводили именно из-за сложности расчета НДС и его высокой ставки. Следовательно, переход на уплату налога с продаж будет означать отмену «упрощенки».

Справедливость данной позиции представляется сомнительной. Напомним, ставка налога при упрощенной системе равна 6 процентам от доходов или 15 процентам с разницы между доходами и расходами компании. В свою очередь, налог на прибыль платят по ставке 24 процента. Сравним его с единым налогом по ставке 15 процентов при упрощенной системе. Поскольку именно в этом случае базы для исчисления наиболее схожи. И в том, и в другом случае НДС можно относить на расходы. Следовательно, если отменить «упрощенку», малым фирмам придется платить государству как минимум на 9 процентов больше.

Заполнять декларации будут все

Эксперты управления настаивают на том, что декларацию по НсП должны будут сдавать все компании, включая тех, кто не платит налог. Например, предприятие выпускает и продает станки. Их покупают и используют только компании, которые занимаются производством. Значит, платить НсП предприятию не придется. Но от обязанности сдавать декларацию в инспекцию каждый отчетный период ее никто не освободит. Казалось бы, особых проблем не будет – всего-то придется отправить ревизорам пустые бланки с проставленным названием фирмы и ее реквизитами.

Но на практике все может оказаться не так просто. Появится новая проблема – налоговые проверки. Поскольку все компании будут плательщиками налога с продаж, инспекции получат право контролировать его уплату. Общеизвестно, что объектом выездных проверок в первую очередь становятся организации, которые регулярно сдают нулевую отчетность. Поэтому вполне вероятно, что инспекторы будут чаще наведываться в компании, которые на законном основании не платят налог с продаж, чем в те, что регулярно пополняют бюджет его суммами.

Грядущая реформа: за и против

Большинству компаний отмена НДС не выгодна. Их налоговая нагрузка возрастет. Экспортные организации будут лишены возможности возмещать налог, поскольку он не предусматривает ставки в 0 процентов. Фирмы, которые оказывают услуги конечным потребителям, а также холдинги, которые создают мелкие фирмы на «упрощенке», вероятно, тоже будут недовольны. Первым в этом случае придется платить налог по ставке 10 процентов с выручки от реализации вместо разницы между НДС к уплате и к возмещению. Для других подобная отмена означает увеличение налоговой нагрузки как минимум на 9 процентов.

Читайте так же:  Как работают судебные приставы по кредиту

Кроме государства, налог с продаж может быть выгоден только крупным компаниям, которые продают производственное сырье, не строят свою структуру в форме холдинга и не экспортируют товары. Таким предприятиям не придется платить ни НДС (он будет отменен), ни новый налог с продаж.

Законодатели еще не приняли окончательное решение о замене НДС на налог с продаж. Пока они в основном говорят о законопроектах, призванных усовершенствовать механизм взимания НДС. Вместе с тем не исключено, что к 2009 году обороты компаний будут облагать налогом с продаж.

Елена Федорцова, эксперт «Консультанта»

Поделитесь этой информацией с коллегами, партнерами, друзьями - может это важно и полезно для них!

В Беларуси перепишут Налоговый кодекс. Что может измениться для физлиц и предпринимателей

В Беларуси намерены внести изменения в Налоговый кодекс. Власти разместили на общественное обсуждение проект предлагаемых поправок в этот документ. К примеру, индивидуальным предпринимателям и физлицам хотят позволить уплачивать налоги и пени с отсрочкой платежей либо в рассрочку, а дедлайн по подаче налоговой декларации могут перенести на 31 марта. FINANCE.TUT.BY посмотрел, какие изменения власти подготовили в Налоговый кодекс.

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

Хотят перенести дедлайн по подаче налоговой декларации

Для физлиц хотят перенести крайний срок подачи декларации за полученные доходы. Предлагается перенести срок представления в налоговую деклараций по подоходному налогу с 1 марта на 31 марта, а срок уплаты подоходного налога с 15 мая на 1 июня года, следующего за отчетным.

Извещение физлицу или его представителю должны вручить не позже 30 апреля года, следующего за отчетным налоговым периодом.

Ранее в налоговой поясняли, что это изменение решили ввести из-за необходимости представления физлицом одновременно с декларацией документов, подтверждающих получение доходов и уплату налога с этих доходов за границей.

Задолженность по налогам разрешат платить в рассрочку

Индивидуальным предпринимателям и физлицам могут позволить уплачивать налоги и пени с отсрочкой платежей либо в рассрочку. Организации и ИП могут рассчитывать на такие послабления в том случае, если у них затруднительное финансовое положение, а физлица — исходя из их имущественного положения или в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации. Главное условие для физлиц — объекты налогообложения не должны быть связаны с осуществлением предпринимательской деятельности.

Под трудной жизненной ситуацией понимается объективное обстоятельство (совокупность обстоятельств), не зависящее от физлица, которое оно не может преодолеть за счет имеющихся возможностей.

Условием пользования рассрочкой или отсрочкой
с последующей рассрочкой является уплата:

  • текущих платежей в бюджет в установленный законодательством срок;
  • платежей в погашение отсроченных и (или) рассроченных сумм задолженности по налогам, сборам (пошлинам), пеням и процентов за пользование отсрочкой и (или) рассрочкой — в срок, установленный решением о предоставлении отсрочки, рассрочки или отсрочки с последующей рассрочкой.

При этом начисление пеней на суммы задолженности по налогам, сборам
(пошлинам) будет прекращено с первого дня срока, на который
предоставляются рассрочка или отсрочка.

Сейчас отсрочку или рассрочку в оплате налогов и (или) задолженности по ним предоставляют отдельные районы. И только для ИП.

Добросовестным плательщикам дадут время на исправление, а «забывчивым» — заблокируют счета

В Беларуси хотят ввести новый механизм приостановки совершения операций по счетам плательщиков. Если сегодня образуется задолженность по платежам в бюджет, то уже на следующий день налоговики должны приостановить все операции по счетам этого субъекта. Сейчас же предлагается добросовестным плательщикам, у которых образовалась задолженность по налогам, предоставлять дополнительные 10 рабочих дней на ликвидацию нарушений. Главное условие: до этого они должны были в течение полугода все исправно платить в госбюджет. Если плательщик за это отведенное время внесет все средства, то операции по его счетам не будут приостанавливать.

Для тех, у кого все-таки раньше уже возникала задолженность, но при этом она погашалась до первого числа месяца, который следует за месяцем образования задолженности, налоговики хотят ввести отсрочку в 5 рабочих дней. Если за это время нарушения будут устранены, то операции по счетам также не будут приостанавливать.

Наниматели будут сообщать налоговикам данные обо всех доходах работников

С 1 января 2019 года наниматели — организации и ИП — должны будут предоставлять налоговикам данные обо всех доходах своих работников. Сведения нужно подавать один раз в квартал. Для этого нововведения власти внесут изменения в Налоговый кодекс.

В базе будет содержаться информация обо всех денежных поступлениях белорусов. Здесь будут собраны данные как о поступлениях внутри страны, так и из-за рубежа, об этом ранее сообщали в МНС.

Организации и ИП должны будут, к примеру, предоставлять в налоговую данные о доходах (займах, кредитах), удержание подоходного налога производится как за счет средств физлица, так и нанимателя, а также о денежных поступлениях (займах, кредитах, продаже недвижимости и автомобилей), исчисление подоходного налога с которых не производится. Также наниматели будут подавать информацию об имущественных, профессиональных налоговых вычетах, социальных, стандартных налоговых вычетах. Среди других данных, которые будут передаваться в налоговую, — расходы по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок.

Это и доходы, получаемые работником от нанимателя по месту основной работы, включая вознаграждение за выполнение трудовых и иных обязанностей, премии, отпускные, иные доходы, в том числе выплачиваемые из средств внебюджетного фонда социальной защиты населения (ФСЗН), а также доходы по трудовым договорам (доходы внутренних и внешних совместителей).

Белорусы смогут обращаться в любую налоговую

Со следующего года физлица смогут представлять налоговые декларации на бумажном носителе в любую налоговую, независимо от места своей регистрации. Сейчас это можно сделать только в налоговой по месту жительства.

Послабления для ипэшников

Власти подготовили изменения для индивидуальных предпринимателей, которые сейчас уплачивают единый налог. С 2019 года эти ИП смогут выбирать режим налогообложения. К примеру, упрощенную систему налогообложения или единый налог.

Снимок носит иллюстративный характер. Александра Квиткевич, TUT.BY

В МНС уточняют, что сегодня в Налоговом кодексе прописаны максимальная и минимальная ставки налога в зависимости от того, где ИП занимается деятельностью.

— Местные Советы депутатов определяют его конкретный размер с учетом особенностей местности. Но на практике бывают ситуации, что, например, в областном центре ставка может быть выше либо на уровне Минска. Но надо понимать, что в регионах не такая бойкая торговля идет, не такая активная деятельность. Минск — столица, доходность здесь выше, поэтому и ставки в Минске должны быть изначально более высокие, — отмечала ранее заместитель министра по налогам и сборам Элла Селицкая.

Изменения для сдающих квартиры

Разработаны также изменения и для тех, кто сдает в аренду или наем жилые и нежилые помещения, машино-места и уплачивает подоходный налог в фиксированных суммах. Для этих граждан хотят отменить необходимость представлять декларацию по подоходному налогу, если был превышен установленный размер годового дохода. Соответственно, будет исключена необходимость доплачивать налог.

В 2018 году предел такого дохода составляет 6116 рублей.

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

Новинки по налогу на недвижимость и по земельному налогу

По налогу на недвижимость и по земельному налогу предлагается убрать 10-кратное повышение ставок. Сейчас эти сборы уплачиваются за нецелевое использование, несвоевременный возврат земельного участка, за самовольный захват земли, за неэффективно используемое или неиспользуемое здание или сооружение.

Также предлагается отказаться от взимания налога на недвижимость в двукратном размере, если вводится сверхнормативный объект строительства.

Хотят ограничить размер пени после проверок

Изменения затронут и размер пени, которую субъектам хозяйствования начисляют по результатам проверки. Предлагается, что она не должна быть больше, чем сумма доначисленного налога.

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Новый налог для самозанятых с 2019 года: кто, как и в каком размере должен его платить

С 1 января 2019 года в России появится новый налог по “выводу их тени” самозанятых граждан. Он вводится в рамках нового специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее – НПД). Кто будет обязан платить новый налог? Какой размер нового налога? Выгодно ли индивидуальным предпринимателям на УСН или ЕНВД переходить уплату НПД? Какие именно поступления на банковские счета попадают под уплату нового налога? Как налоговики собираются контролировать доходы физических лиц? Что будет, если игнорировать его уплату? Мы изучили пакет законопроектов о новом налоге и предлагаем небольшой обзор.

Старт эксперимента по “выходу из тени” с 1 января 2019 года

С 1 января 2019 года в России стартует эксперимент, в рамках которого в налоговую систему внедряется новая система налогообложения «Налог на профессиональный доход». Это делается для легализации доходов самозанятых граждан, которые, по сути, занимаются «теневым бизнесом» и не платят никаких налогов (в частности, скрывают доходы от сдачи квартир в аренду).

Также проект закона размещен на сайте Государственной Думы.

Эксперимент планируется провести с 1 января 2019 года до 31 декабря 2028 года в 4-х пилотных регионах:

  • Москва;
  • Московская область;
  • Калужская область;
  • Республика Татарстан.

Какие доходы будут облагаться НПД

Новая система налогообложения предусматривает, что налогом будут облагаться доходы от профессиональной деятельности. Такие доходы могут быть получены от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Однако не подпадают под уплату нового налога, в частности:

  • доходы в рамках трудовых отношений;
  • доходы от продажи недвижимого имущества, транспортных средств;
  • доходы от передачи имущественных прав на недвижимость (кроме аренды (найма) жилых помещений);
  • доходы от продажи имущества, которое использовалось для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;
  • доходы самозанятых граждан от физических лиц за оказание им услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, указанных в пункте 20 ст. 217 НК РФ (по всей видимости, речь идет о самозанятых гражданах — репетиторах, нянях и т.п.).
  • доходы от выполнения физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам, в которых заказчиком услуг (работ) выступает работодатель указанного физического лица или лицо, бывшее его работодателем менее 2-х лет назад (скорее всего, период “два года” вводится для того, чтоб исключить возможность увольнения работников с целью заключения с ними договоров как с плательщиками НПД).
  • доходы в натуральной форме.

Налоговые ставки по новому налогу и налоговый период

Налоговым периодом по новому налогу признается календарный месяц. Соответственно, полученные доходы учитываются в составе налоговой базы ежемесячно.

Налоговая ставка по новому налогу предусмотрена в размере:

  • 4% – от дохода, полученного при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) физическим лицам;
  • 6% – от доходов, полученных от реализации ИП и юридическим лицам.

Предположим, что дизайнер-фрилансер в 2019 году оказал другому физическому лицу услуги по дизайну на сумму 3000 рублей. Налог на профессиональный доход составит 120 рублей (3000 р. x 4 %). А если бы точно такая же услуга оказывалась юридическому лицу или ИП, то налог составил бы 180 рублей (3000 р. x 6 %). При этом полученные доходы в рамках НПД облагаться НДФЛ не будут!

В поправках в Бюджетный кодекс (БК) уточняется, что налоговые доходы от уплаты налога на профессиональный доход подлежат распределению как в федеральный, так и в региональный бюджеты:

  • по налоговой ставке в размере 4% – в региональный бюджет будет перечислено 62,5% в федеральный 37,5%;
  • по налоговой ставке в 6% – регионы получат 75%, федеральный бюджет – 25%.
Читайте так же:  100 пожеланий подруге на день рождения как оформить

Кто может перейти на уплату нового налога

Принять участие в эксперименте по «выходу из тени» и уплате НПД могут:

  • обычные физические лица;
  • индивидуальные предприниматели.

Важное условие – для присоединения эксперименту местом ведения деятельности должна быть экспериментальная территория (то есть, Москва, Московская и Калужская области или Республика Татарстан). Однако в комментируемом законе не раскрывается понятие «место ведения деятельности». Как можно понять, где именно оказываются услуги, если человек по паспорту зарегистрирован, допустим, в Екатеринбурге, но периодически находится в Москве и оказывает в столице какие-либо услуги?

Как быть тем, кто оказывает свои услуги или продает товары через Интернет? (например, фрилансеры или владельцы магазинов в Instagramm). Законом предусмотрено, что для участия в эксперименте они должны физически находится в экспериментальных регионах. То есть, по сути, они должны сидеть у компьютера, например, в Москве, Московской или Калужской области, Республике Татарстан (абз. 2 п. 1 ст. 2 Закона). Но как это могут проверить налоговики? Пока по таким вопросам ясности пока нет.

Кто не вправе применять новый налоговый режим

Проектом закона предусмотрен ряд исключений. В частности, не смогут перейти на новый налоговый режим:

  • лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке;
  • лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;
  • лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых.
  • лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, за исключением лиц, оказывающих услуги по доставке товаров и приему (передаче) платежей за указанные товары (работы, услуги) в интересах других лиц.
  • ИП, применяющие другие налоговые режимы. Т.е. нельзя будет совмещать НПД с УСН, ЕНВД и даже ОСНО;
  • налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в календарном году 2,4 миллиона рублей.

Все действия – через приложение «Мой налог»

Регистрацию физических лиц и ИП в качестве плательщиков НПД планируется проводить за один день без визита ИФНС через мобильное приложение “Мой налог”. Для этого потребуется загрузить в приложение:

Еще проще будет тем, у кого есть доступ к личному кабинету налогоплательщика. В таком случае потребуется только заявление.

Вот еще некоторые аспекты работы приложения “Мой налог”:

  • в приложение нужно будет вносить данные о поступлениях денег от покупателей или заказчиков.
  • из приложения можно будет узнать о суммах налога и сформировать чеки о продажах;
  • с помощью приложение можно будет сняться с учета в качестве плательщика НПД.

Устанавливать приложение можно будет на компьютер, ноутбук, планшет, смартфон. Однако пока скачать приложение «Мой налог» в App Store или Google Play невозможно (оно еще не готово).

Покупателям потребуется выдавать чеки

При расчетах покупателю с использованием мобильного приложения “Мой налог” будет выдаваться фискальный чек, данные которого автоматически будут передаваться в налоговый орган.

Чек можно будет передавать покупателю «на бумаге» или в электронном виде (например, отправить на почту или предложить сканировать OR-код»).

Обратите внимание: в качестве обязательного элемента чека предусмотрен ИНН. Это означает, что у каждого покупателя работ или услуг потребуется спрашивать ИНН. Если номера нет, то чек выписать не получится. По ИНН налоговики смогут, в частности, понять – является ли физическое лицо (покупатель) индивидуальным предпринимателем. И правильно определить ставку налога.

Заметим, что невыдача чеков покупателям — юрлицам и ИП, лишит их права уменьшать налог (например, УСН) на покупку товаров, работ или услуг у плательщиков НПД.

Также на рассмотрении в Государственной Думе находится еще один закон, который вводит с 2019 года ответственность за нарушения в формировании и передаче данных через мобильное приложение «Мой налог». Предлагается добавить в часть первую НК статью 129.13, которая устанавливает за это ответственность.

Расчет нового налога

Рассчитывать сумму НПД станут сами налоговики на основании данных, которые внесены в мобильное приложение «Мой налог» При этом предусмотрен налоговый вычет, который будет зависеть от ставки налога. Если доход платится по ставке 4%, то вычет составит 1% от дохода. Если же применяется ставка 6%, то вычет больше – 2% от дохода. Однако в обоих случаях вычет не может быть более 10 тыс.рублей в месяц.

Расходы налоговую базу по НПД уменьшать не будут.

Новый налоговый режим не предусматривает уплату страховых взносов во внебюджетные фонды. Потребуется платить только налог: 4 или 6 процентов с доходов. Однако плательщикам налога дано право уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в добровольном порядке с ограничением максимального размера таких взносов. Пока такой “максимальный” размер неизвестен.

Срок уплаты НПД

Срок уплаты нового налога для самозанятых – не позднее 25 числа каждого месяца. То есть, допустим, налог за январь 2019 года потребуется заплатить не позднее 25 февраля 2019 года.

Как налоговики будут контролировать доходы

Никакой отчетности в рамках нового спецрежима сдавать не потребуется. Так, в частности, не предусмотрена отчетность по полученным доходам в рамках применения НПД. Но возникает разумный вопрос: как тогда налоговики будут контролировать размеры полученных доходов? По всей видимости, налоговики будут полагаться только на информацию о доходах, которую человек сам ввел в приложение “Мой налог”.

Однако не стоит забывать, что у налоговиков имеются и другие способы контроля за движением денежных средств по счетам. Так, к примеру, все чаще ходят слухи о том, что налоговики уже сейчас отслеживают операции по всем банковским картам.

Также портал “Бизнес ФМ” пишет: этим летом сообщалось, что власти Москвы намерены выявлять «серую» аренду с помощью анализа «больших данных»: скорее всего, под это попадут крупнейшие онлайн-сервисы объявлений. В соцсетях обсуждают и еще одну схему: якобы налоговики смотрят, у кого в собственности больше двух объектов недвижимости, и запрашивают по этим людям информацию о счетах. Подтвердившиеся подозрения могут закончиться наказанием вплоть до года лишения свободы.

Что важно знать индивидуальным предпринимателям: ответы на вопросы

Вопрос про сдачу квартиры ИП в аренду

Действующий ИП применяет УСН с объектом “доходы”. При этом он сдает личную квартиру в аренду физическому лицу, но упрощенный налог по УСН с такого не платит. Может ли с 2019 года ИП начать платить налог на профессиональный доход с доходов от сдачи квартиры чтобы “выйти их тени” по этим доходам?

Ответ: Нельзя совмещать НПД с УСН. Поэтому ИП может начать платить “упрощенный” налог с доходов от сдачи своей квартиры по ставке 6 процентов. Или другой вариант – перейти на уплату НПД и платить новый налог с 2019 года по ставке 4 процента.

Заметим, что плательщики НПД, сдающие свои квартиры, не потеряют ни права на имущественный вычет по подпункту 4 пункта 2 статьи 220 НК РФ, ни права не платить налог вообще, если будут соблюдены условия пункта 17.1 статьи 217 НК РФ. Однако если владелец квартиры был ранее предпринимателем и уже сдавал квартиру как ИП, то у него не получится воспользоваться ни вычетом, ни правом не платить налог при продаже сдававшейся квартиры

Вопрос по страховые взносы ИП

ИП платит страховые взносы каждый год. С 2019 года эту сумма опять становится больше. Для ИП эта сумма существенно “бьет по карману”. Если сохранить статус ИП, перейти с 2019 года на уплату НПД, то потребуется ли продолжать платить страховые взносы? Также см. “Страховые взносы ИП с 2019 года: размеры“.

Ответ: Индивидуальные предприниматели, применяющие НПД, вправе не уплачивать страховые пенсионные и медицинские взносы. То есть, если перейти с 2019 года на НПД, то на страховых взносах можно съэкономить. Однако помните, что пороговое значение дохода, при котором можно использовать новый специальный налоговый режим, не более 2,4 млн рублей в год. Также не по всем доходам можно применять НПД (см. выше).

Как ИП перейти на уплату НПД

Как ИП перейти на уплату нового налога?

Ответ: Индивидуальные предприниматели, применяющие спецрежимы (например, УСН или ЕНВД), могут перейти на НПД в любой момент после 1 января 2019 года. Если же они решат отказаться от НПД, то смогут вернуться на другой спецрежим сразу после отказа. Надо будет только подать заявление (уведомление) в ИФНС.

Вопрос про статус ИП

Может ли ИП сняться с учета в этом качестве и начать платить НПД как обычное физическое лицо?

Ответ: Да, ИП может сначала сняться с учета в ИНФС в качестве ИП и начать платить НПД как физическое лицо.

Хотя декретом президента Беларуси № 7 установлен мораторий на повышение ставок налогов в стране, в 2019 году ставки налогов будут проиндексированы на ожидаемую величину инфляции, то есть на 5,3%.

Об этом 2 августа сообщила заместитель министра по налогам и сборам Элла Селицкая. Противоречия между декретом и повышением ставок, как она пояснила, нет, потому что мораторий, установленный декретом, не распространяется на подобную индексацию.

Будут проиндексированы и некоторые акцизы. В частности, акциз на табачные изделия предполагается увеличить на 15%. Такой большой рост объясняется международными обязательствами Беларуси в рамках Евразийского экономического союза. В то же время, акцизы на крепкие алкогольные напитки, пиво и крепленые вина менять не предполагается. А акцизы на автомобильное топливо даже предполагается сократить на 25%, что позволит компенсировать рост цен на нефть для белорусских НПЗ в результате реализации налогового маневра в России.

Кроме того, Элла Селицкая рассказала о новшествах, которые должны произойти в 2019 году в сфере налогообложения в связи с ожидаемым внесением изменений в налоговый кодекс РБ. Проект новой редакции Налогового кодекса в настоящее время находится на общественном обсуждении.

Пожалуй, одно из самых важных новшеств состоит в изменении порядка приостановки операций по счетам налогоплательщиков. Добросовестным плательщикам налоговые инспекции будут предоставлять возможность устранить текущую задолженность в течение 5–10 рабочих дней без приостановки операций по счетам.

Кроме того, установлено, что сумма пени, начисленной за неуплату налогов после проверки, не может превышать величину самого доначисленного налога.

Более дружественным к плательщикам становится и механизм возврата излишне уплаченных налогов. В настоящее время они возвращаются только в том случае, если прошло не более трех лет с момента их уплаты. Этот срок предполагается увеличить до 5 лет.

Налоговая инспекция собирается внести свой вклад в дело дедолларизации белорусской экономики. С 2019 года кадастровая стоимость всех земель в Беларуси будет рассчитываться в белорусских рублях, как и налог на добычу полезных ископаемых, а также и налог на землю. В валюте будет рассчитываться только госпошлина для лиц, которые должны уплатить ее из-за рубежа.

Налоговый кодекс: что изменится с 2019 года

В Налоговом кодексе Беларуси с 2019 года предлагается множество новшеств. Если их примут, платить налоги будем по-новому: администрирование усовершенствуют, законодательные нормы станут проще и понятнее, налоговая нагрузка уменьшится. О самых важных изменениях, которые предлагается внести в Налоговый кодекс, в интервью БЕЛТА рассказала заместитель министра по налогам и сборам Элла Селицкая.

- Проект новой редакции Налогового кодекса недавно вынесли на общественное обсуждение. По сути, работа межведомственной группы близится к финишу? Какие главные новшества нас ждут?

Читайте так же:  Госпошлина за приватизацию в 2019

- Межведомственная рабочая группа провела совместную работу не только с заинтересованными госорганами, но и практически со всеми крупнейшими бизнес-союзами, представителями крупных предприятий, юристами, аудиторами. В итоге выработано очень много новых подходов по совершенствованию порядка исчисления налогов, их взыскания, упрощению налогового администрирования. Один из главных акцентов - доступность изложения норм Налогового кодекса, чтобы они были понятны для всех плательщиков: крупного бизнеса, микроорганизаций или физических лиц.

Подробнее о наиболее значимых новшествах в проекте Налогового кодекса. Если мы говорим о порядке взыскания налогов, то хотелось бы отметить, что проект предусматривает новый порядок приостановления операций по счетам плательщиков. Если сегодня у субъекта образуется задолженность по платежам в бюджет, то со следующего дня налоговый орган должен приостановить его операции по счетам. В законопроект заложен совершенно новый механизм - он основан на риск-ориентированном подходе, который, по сути, схож с нашими подходами в контрольной работе. Это значит, что если плательщик добросовестный, однако в силу каких-то причин у него образовалась текущая задолженность, но до этого он в течение полугода исполнял свои обязательства добросовестно, то налоговый орган даст ему дополнительно 10 рабочих дней для устранения налогового нарушения. Если он устраняет, то операции по его счетам приостанавливаться не будут. Другая ситуация - если плательщик допускал задолженность, но постоянно погашал ее до первого числа месяца, следующего за месяцем образования задолженности, налоговый орган даст ему 5 рабочих дней для устранения нарушений. Если он это делает, операции не будут приостанавливаться. Но если плательщик недобросовестный и постоянно допускает нарушения налогового законодательства, является систематическим должником по платежам в бюджет, то к нему будет применяться механизм, который есть сегодня, операции будут приостановлены. Новый подход даст возможность плательщикам устранять самостоятельно все свои ошибки без остановки производственной деятельности предприятия.

Новый подход заложен в законопроекте и по начислению пеней. Сегодня во время проверки зачастую бывает ситуация, когда сумма доначисленного налога не обременительна для плательщика, но поскольку проверка проводится за много лет, то пеня может быть гораздо больше суммы доначисленного налога. Законопроект предусматривает ограничение размера пени по результатам проверки - она не должна быть больше, чем сумма доначисленного налога. Это новшество снимет излишнее финансовое бремя с предприятий.

Еще одно новшество - пересматриваются подходы к проведению зачета возврата налогов. С учетом того, что в декрете №7 установлен общий период проведения проверок по налоговым вопросам в 5 лет, мы сегодня отходим от действующих норм, согласно которым возврат налогов осуществляется, если прошло не более 3 лет с момента его уплаты. С 1 января 2019 года предлагается этот срок увеличить до 5 лет. Тогда у нас подходы выравниваются - проверка не более чем за 5 лет, а если переплатил налог в бюджет, то и налог будет возвращаться за 5 лет.

Новые подходы в порядке обжалования решений налоговых органов по результатам проверок либо действий или бездействия их должностных лиц. Сегодня, чтобы обжаловать результаты проверки, нужно обратиться сначала в городскую либо областную инспекцию и только потом - в министерство. Со следующего года предоставляется плательщику право выбора. Какому органу он больше доверяет, туда он и имеет право изначально направить свою жалобу. Если такие жалобы изначально будут поступать в Министерство по налогам и сборам, мы их будем рассматривать. Такая либерализация - еще один шаг к тому, чтобы добиться качества проведения проверок на более высоком уровне.

В Особенной части Налогового кодекса отмечу новые подходы. Например, по налогу на прибыль это сближение бухгалтерского и налогового учета посредством устранения временных различий в признании отдельных видов доходов и расходов.

Кроме того, для плательщиков предусматривается право на увеличение инвестиционного налогового вычета. Если это здание, сооружение, то сегодня он предоставляется в размере 10%, а со следующего года будет 15%, если это иные основные средства, транспортные средства, то вместо 20% с 2019 года будет 30%.

Следует также отметить, что значительные корректировки произойдут для индивидуальных предпринимателей - плательщиков единого налога. Со следующего года они вправе будут выбирать режим налогообложения. Что это значит: сегодня если вид деятельности подпадает под уплату единого налога, то плательщик обязан уплачивать только этот налог. Со следующего года предлагается новый подход - можно будет самому выбрать оптимальный налоговый режим. Это может быть общая система налогообложения (подоходный налог), упрощенная система налогообложения либо единый налог.

Конечно, ИП будут выбирать оптимальную для себя систему - не только в плане величины налогового обязательства, но и в плане удобства, простоты использования.

Важно сказать и о новом подходе его определения. Сегодня порядок исчисления его следующий: Налоговый кодекс устанавливает базовые максимальную и минимальную ставки в зависимости от того, где ИП занимается деятельностью. Местные Советы депутатов определяют его конкретный размер с учетом особенностей местности. Но на практике бывают ситуации, что, например, в областном центре ставка может быть выше либо на уровне Минска. Но надо понимать, что в регионах не такая бойкая торговля идет, не такая активная деятельность. Минск - столица, доходность здесь выше, поэтому и ставки в Минске должны быть изначально более высокие. С 2019 года, чтобы эти перекосы устранить, предлагается установить отдельную ставку для каждого региона (для Минска, областных центров, других населенных пунктов), а местным Советам депутатов предоставить право уменьшать их, но не более чем в 2 раза.

Если говорить о физлицах, то также следует упомянуть, что для них вводится новый принцип обслуживания. С 2019 года физлица смогут обращаться для подачи налоговой декларации по подоходному налогу, за админпроцедурами в любую налоговую на территории Беларуси (сегодня нужно идти в инспекцию, где состоишь на учете). И налоговый орган сам будет взаимодействовать с другой инспекцией, например, чтобы вернуть физлицам денежные средства.

- Как будут меняться ставки налогов?

- Чтобы выполнить поручение главы государства по декрету №7 по внедрению механизмов реинвестирования прибыли, в Налоговом кодексе предусматриваются некоторые изменения по налогу на прибыль. Если предприятие не распределяет прибыль, а оставляет ее у себя для развития производства и делает это на протяжении трех лет, то ставка налога на дивиденды будет взиматься в размере не 12% (как сейчас), а 6%. Если прибыль не распределяется на протяжении 5 лет - тогда ставка налога на прибыль будет установлена в размере 0%. Это новый механизм.

С целью привлечения новых инвестиций в нашу страну по имущественным налогам предусмотрены новые стимулы - применение пониженных коэффициентов.

Для инвесторов, которые строят гостиницы, открывают новые производства, такие стимулирующие механизмы помогают в успешной реализации проекта.

Кроме того, по налогу на недвижимость и по земельному налогу предусматривается уход от повышенных ставок налогов, когда они взимаются за нецелевое использование, несвоевременный возврат земельного участка, за самовольный захват земли, за неэффективно используемое или неиспользуемое здание или сооружение. Сегодня за это в НК установлена 10-кратная ставка налогов. Предлагается уйти от этого, потому что есть другие механизмы воздействия на субъектов, которые своевременно не выполняют свои обязательства либо ненадлежащим образом используют свое имущество.

Предлагается отказаться и от двукратной ставки налога на недвижимость, если вводится сверхнормативный объект строительства. Анализ показал, что практически все объекты вводятся с нарушением установленного срока. Это значит, законодательство в строительной сфере требует совершенствования, и налоговые механизмы к определению сроков ввода объектов в эксплуатацию не стимулируют к вводу объектов в сроки, предусмотренные проектной документацией. Следовательно, есть основания говорить об установлении новых подходов.

Повышения налогов не предусматривается, это однозначно. Индексация ставок налогов в белорусских рублях - традиционная процедура осовременивания налогов с учетом инфляционных процессов. Не будет исключением и этот год. Декрет №7, который установил мораторий на повышение ставок налогов, не распространяется на индексацию. Предусматривается, что в 2019 году ставки будут проиндексированы на прогнозный показатель инфляции - 5,3%.

- Пересмотрены ли в законопроекте налоговые льготы?

- Мы не делали акцент в этом году на отмену льгот. Но в общей части кодекса в статье, которая регулирует порядок предоставления налоговых льгот, учитывая, что у нас их введено достаточно большое количество, предусмотрели классификацию льгот. Разбили их на три категории. Это социальные льготы (чтобы удешевить стоимость, например, социально значимых товаров), системные льготы (предназначенные для функционирования отдельных сфер, отраслей и секторов экономики), стимулирующие льготы (предоставляются для стимулирования отдельных отраслей, отдельных категорий плательщиков). Для стимулирующих льгот предлагается установить оценку их эффективности. Каждые три года их пересматривать. Если будет признано, что льгота эффективна, то она продлевается на более длительный период времени. Если льгота не дала никакого эффекта для предприятия, отрасли или экономики в целом, то будет предложено отменить или видоизменить ее.

Оценка эффективности льгот предусматривается в Общей части Налогового кодекса, но порядок этой оценки будет определяться правительством. Когда этот порядок будет определен, механизм начнет работать.

- Возможна ли отмена каких-то сборов?

- Предлагается отменить сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования, учитывая, что поступление от этого сбора незначительные. В 2018 году они составляют около Br9 млн. Думаю, что после отмены этого сбора негативных последствий не будет, а скорее, наоборот, с учетом того, что мы транзитное государство, можем рассчитывать на приток денежных средств в страну в больших объемах.

Поэтому мы не видим здесь негативных воздействий на сокращение доходов в бюджет.

- Предусмотрена ли корректировка подходов в акцизной политике?

- Что касается акцизной политики, то никаких глобальных новшеств мы не предусматриваем. Поскольку акцизы устанавливаются в белорусских рублях, каждый год они индексируются. На следующий год не предусматривается индексация крепких алкогольных напитков, а также пива, вин крепленых. Акцизы на этот вид продукции будут сохранены на уровне 2018 года. Увеличивать нет экономической целесообразности.

Предусматривается индексация ставок акциза на табачные изделия на 15% - выше, чем индексация ставок на прогнозный показатель инфляции. Это связано с международными обязательствами Беларуси в рамках Евразийского экономического союза.

Вы знаете о реализации налогового маневра в России. Чтобы наши нефтеперерабатывающие заводы не пострадали от роста цен на нефть в таких условиях, в проекте предусмотрено снижение на 25% ставок акцизов на автомобильное топливо.

- Какие подходы по дедолларизации нашли отражение в проекте документа?

- С 2019 года исчисление земельного налога будет производиться без влияния изменений курса иностранных валют. Сегодня налог на землю (для общественно-деловой и производственной зон) рассчитывается, исходя из кадастровой оценки в долларах. С 2019 года мы от этого уходим - кадастровая стоимость всех земель будет определена в белорусских рублях.

Кроме того, в отношении налога на добычу полезных ископаемых с 2019 года ставки тоже не будут устанавливаться в долларах, а будут исключительно в белорусских рублях.

Таким образом, мы практически по всему Налоговому кодексу отказываемся от уплаты налогов в валюте. Исключения - госпошлина для лиц, которые должны уплатить ее из-за рубежа.

- Какой эффект МНС ожидает от принятия нового Налогового кодекса? Как снизится налоговая нагрузка?

- В первую очередь мы делаем акцент на совершенствование налогового администрирования, т. е. упрощение порядка исчисления и взимания налогов.

Второе - простота, понятность, легкость восприятия норм Налогового кодекса.

Третье - незначительное, но все же снижение налоговой нагрузки на предприятия по сравнению с нынешним годом. Излишнее административное и налоговое бремя с плательщиков уберут.