Перейти к содержимому

Ндс налог в какой бюджет

Какой порядок и срок уплаты НДС в бюджет в 2017 году (проводки)?

Уплата НДС в 2017 году осуществляется в том же порядке, что и в 2016-м. О особенностях порядка уплаты НДС и его начисления расскажет наша статья.

Когда и в какой бюджет платить НДС

НДС — это федеральный налог, поэтому его нужно платить в федеральный бюджет. НДС является самым востребованным налогом для государства и обеспечивает до 40% от всех поступлений по налогам.

Уплату НДС в бюджет осуществляют налогоплательщики при продаже товара с добавленной стоимостью.

Подробнее читайте в материале «Кто является плательщиком НДС?» .

Уплата НДС предусмотрена для юрлиц и ИП на общем режиме налогообложения (ОСН), а также лиц, которые освобождены от уплаты НДС или применяют специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН), но при этом выставили покупателю счет-фактуру с выделенной суммой НДС.

Администрированием НДС занимаются налоговые органы и таможенная служба (при импорте товаров из стран, не входящих в ЕАЭС).

Помогут оформить платежное поручение на уплату налога статьи:

Порядок и период уплаты НДС в 2017 году

НДС уплачивается на основе декларации по НДС, которая содержит сведения из книг покупок и продаж, журнала по учету счетов-фактур (п. 5.1 ст. 174 НК РФ).

О том, кто должен сформировать декларацию по НДС и как определяется сумма налога к уплате, читайте в статье «Налоговая декларация по НДС - сдача и оплата за 3-й квартал».

Как определяется налоговая база по НДС, читайте в материале «Налоговая база НДС в 2016-2017 годах».

Представление декларации в большинстве случаев осуществляется в электронной форме до 25-го числа месяца после окончания квартала (п. 5 ст. 174 НК РФ). Соответственно, и сроки уплаты НДС определены как 25-е число каждого из 3 последующих месяцев.

Об особенностях уплаты налога его неплательщиками при появлении у них такой обязанности читайте в материале «Неплательщик НДС, предъявивший налог покупателю, должен уплатить его единовременно».

Об особенностях уплаты НДС вы можете прочитать также в статье «В каких случаях возможна уплата НДС по 1/3 (долями)?».

За нарушение срока уплаты налога начисляются пени. До 01.10.2017 пени считаются путем перемножения суммы недоимки, 1/300 ставки рефинансирования и срока недоимки (ст. 75 НК РФ).

Рассчитать пени вам поможет «Калькулятор пеней».

С 01.10.2017 порядок расчета пени для юридических лиц изменится: при просрочке до 30 дней пени будут считаться как и ранее, а с 31-го дня просрочки к сумме недоимки будет применяться 1/150 ставки рефинансирования.

В 2017 году налоговая декларация по НДС принимается налоговиками по форме, утвержденной приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3-5/[email protected] (в ред. приказа ФНС России от 20.12.2016 № ММВ-7-3/[email protected]). В нее включают данные книг покупок и продаж, журнала учета счетов-фактур.. Она содержит всю информацию о налоговых регистрах, контрагентах и счетах-фактурах.

При несвоевременном представлении декларации с нарушителя берут штраф в соответствии со ст. 119 НК РФ.

Подробнее о штрафе за опоздание со сдачей НДС читайте в статье «Какой размер штрафа за несдачу декларации по НДС в 2017 г.».

Проводки по налогу

Проведение оплаты за товар и его постановка на учет, перечисление налога в бюджет и другие операции по налогу — все это находит отражение в бухучете. Для этого используют проводки по конкретным операциям:

  • оплата товара поставщику: Дт 60 Кт 51;
  • получение товара от поставщика: Дт 41 Кт 60, Дт 19 Кт 60;
  • реализация товара: Дт 62 Кт 90, Дт 90 Кт 68;
  • НДС к вычету: Дт 68 Кт 19;
  • проводки по уплате НДС в бюджет: Дт 68 Кт 51.

Проводки при начислении пени — Дт 91 Кт 68, штрафов — Дт 99 Кт 68.

В общем случае НДС уплачивается равными долями по 1/3 платежа, указанного в налоговой декларации, 25-го числа каждого месяца, следующего за отчетным. Несвоевременная сдача декларации грозит штрафом, а нарушение срока уплаты налога приведет к начислению пени.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

4.1 Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость (НДС) является косвенным на ­ логом и представляет собой форму изъятия в бюджет определенной в соответствии с налоговыми ставками части прибавочной стоимости товаров (работ, услуг).

НДС относится к федеральным налогам, регулируется НК РФ (главой 21 «Налог на добавленную стоимость») и обязателен к приме ­ нению на всей территории Российской Федерации.

Глава 21 НК РФ определяет налогоплательщиков налога на добав ­ ленную стоимость. Лица, освобожденные от уплаты НДС, приведены 26.1, 26.2 и 26.3 НК РФ.

  • Организации;
  • Индивидуальные предприниматели;
  • Лица, перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ

Освобождены от уплаты НДС

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог), переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов дея ­ тельности

Кроме того, организации и индивидуальные предприниматели име ­ ют право на освобождение от уплаты НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпри ­ нимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей. Это положение не распространяется на организации и индиви ­ дуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в тече ­ ние трех предшествующих последовательных календарных месяцев.

Для получения освобождения от НДС необходимо направить в на ­ логовый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения) с приложением следующих доку ­ ментов:

  • выписка из бухгалтерского баланса (для организаций);
  • выписка из книги учета доходов и расходов (для индивидуаль ­ ных предпринимателей);
  • выписка из книги продаж;
  • копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Полученное освобождение действует в течение двенадцати месяцев, и, получив его, от него нельзя отказаться в течение указанного срока.

Налоговым кодексом РФ предусмотрены условия досрочной утра ­ ты права на освобождение:

  • если сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без чета НДС за каждые три последовательных календарных месяца пре ­ высила в совокупности два миллиона рублей;
  • если осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья.

Налоговый кодекс РФ определяет как объект налогообложения четыре типа операций:

  • реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача това ­ ров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущест ­ венных прав. Передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе призна ­ ки реализацией товара;
  • передача на территории Российской Федерации товаров (вы ­ полнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизацион ­ ные отчисления) при исчислении налога на прибыль организации;
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федера ­ ции.

Не признаются объектом налогообложения операции, приведенные в п. 2 ст. 146 НК РФ. Сюда, в частности, относятся операции, связанные с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики), передача основных средств, нематериальных ак ­ тивов и (или) иного имущества правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации организации и т. д.

Налоговая база определяется в зависимости от объекта налогооб ­ ложения:

при реализации товаров (работ, услуг) — стоимость этих товаров (работ, услуг), с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС. Предполагается, что цена товаров (работ, ус ­ луг), указанная сторонами сделки, соответствует рыночным ценам.

Налоговые органы вправе проверять правильность применения цен:

  • при передаче налогоплательщиком товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления), при исчислении налога на прибыль организаций — стоимость этих товаров (работ, ус ­ луг), исчисленная исходя из цен реализации идентичных (а при их от ­ сутствии — однородных) товаров (аналогичных работ, услуг), дейст ­ вовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии — исходя из рыночных цен с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС;
  • при выполнении строительно-монтажных работ для собственно ­ го потребления — фактическая стоимость выполненных работ;
  • при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Феде ­ рации — сумма:


    • таможенной стоимости товаров;
    • подлежащей уплате таможенной пошлины;
    • подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).

Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:

  • день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок то ­ варов (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Налоговый кодекс РФ дает два вида налоговых льгот:

  • перечень операций, освобожденных от налогообложения (ст. 149);
  • перечень товаров, ввоз которых освобожден от налогообложе ­ ния (ст. 150).

Налоговым периодом является квартал.

Налоговые ставки установлены в размере 0, 10 и 18% в зависимос ­ ти от вида товаров (работ, услуг).

В тех случаях, когда нужно определить сумму НДС в общей сумме платежа, поступления средств, цене товара и пр., когда сумма НДС должна определяться расчетным методом, налоговая ставка определя ­ ется как процентное отношение налоговой ставки к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налого ­ вой базы:

  • При ставке налогообложения 10%-10/110*100%;
  • При ставке налогообложения 18%-18/118*100%.

Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

При применении налогоплательщиками при реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. Отсюда возникает обязанность налогоплательщика вести раздельный учет по товарам (работам, услугам), облагаемым по разным налоговым ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.

При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав продавцом дополнительно к цене предъявляется сумма НДС.

Основанием для принятия покупателем предъявленных продав ­ цом сумм налога к вычету является счет-фактура.

Налогоплательщики обязаны вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж.

Порядок ведения журнала учета полученных и выставленных сче ­ тов-фактур, книг покупок и книг продаж установлен постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914. Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалте ­ ром организации либо иными лицами, уполномоченными на то прика ­ зом (иным распорядительным документом) по организации или дове ­ ренностью от имени организации.

При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринима ­ телем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимате ­ лем с указанием свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, как правило, меньше исчисленных сумм налога, поскольку налогоплательщики уменьшают исчисленную сумму налога на суммы налоговых вычетов. Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные покупателями при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления.

Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав и документов, подтверж ­ дающих уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную терри ­ торию Российской Федерации.

Порядок подтверждения права на получение налоговых вычетов при налогообложении по налоговой ставке 0% определен ст. 165 НК РФ.

Пункт 3 ст. 170 НК РФ предусматривает случаи, когда суммы НДС, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), подлежат восстановлению (при передаче имущества в качестве вклада в устав ­ ный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или паевых взносов в паевые фонды кооперативов в размере, ранее принятом к вычету пропорционально остаточной (балансовой) стои ­ мости передаваемого имущества и др.).

Пункт 2 ст. 170 НК РФ определяет случаи, когда суммы НДС, уп ­ лаченные при приобретении товаров (работ, услуг) либо уплаченные при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, учитывают ­ ся в стоимости этих товаров (работ, услуг) и включаются в расходы организации или физического лица:

  • при использовании товаров (работ, услуг) для операций по про ­ изводству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению;
  • при использовании товаров (работ, услуг) для операций по про ­ изводству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом которых не признается территория Российской Федерации;
  • при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг) лицами, не яв ­ ляющимися налогоплательщиками НДС либо освобожденными от уп ­ латы НДС;
  • при использовании товаров (работ, услуг), имущественных прав для производства и (или) реализации (передаче) товаров (работ, ус ­ луг), операции по реализации (передаче) которых не признаются объ ­ ектом налогообложения в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ.

При осуществлении налогоплательщиком операций, освобожден ­ ных от налогообложения, наряду с операциями, подлежащими налого ­ обложению, налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления необлагаемых налогом операций. При отсутствии раздельного учета сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления необлагаемых налогом операций, вычету не подлежат и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль (налога на доходы физических лиц), не включается.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по ито ­ гам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налого ­ вых вычетов.

Уплата налога производится по итогам каждого налогового перио ­ да равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.

Представление налоговой декларации производится не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом по форме, утвержденной приказом Минфина России.

В случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вы ­ четов превышает общую сумму налога, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.

Сроки и порядок уплаты НДС при ввозе товаров на таможенную
территорию Российской Федерации устанавливается таможенным за ­ конодательством РФ.

ФНС в 2017 году увеличила налоговые поступления в консолидированный бюджет на 20%

МОСКВА, 28 февраля. /ТАСС/. Федеральная налоговая служба (ФНС) за 2017 год перечислила в консолидированный бюджет страны 17,3 трлн рублей налоговых поступлений, что на 20% больше, чем в 2016 году. Об этом сообщил глава ведомства Михаил Мишустин, выступая на заседании расширенной коллегии ФНС России.

"В 2017 году ФНС России обеспечила рекордные за последние пять лет темпы роста налоговых поступлений в консолидированный бюджет страны - более 17,3 трлн рублей, что почти на 20%, или на 2,9 трлн рублей больше, чем в 2016 году. Увеличение поступлений составило 3,1% к ВВП", - сказал Мишустин. По его словам, в федеральный бюджет поступило - 9,2 трлн рублей, прирост составил 32%.

Ненефтегазовые доходы обеспечили 60% прироста налоговых поступлений, отметил глава ФНС.

"Более половины, 60% прироста поступлений обеспечили ненефтегазовые доходы. Драйверами роста стали налог на прибыль - 3,3 трлн рублей (рост на 18,8%) и НДС - 3,1 трлн рублей (рост на 15,5%)", - информировал Мишустин.

По его словам, двузначные темпы роста также показали акцизы - 1,5 трлн рублей с ростом на 17,6%, имущественные налоги - 1,2 трлн рублей с ростом на 11,9%, НДФЛ - 3,3 трлн рублей с ростом на 7,7%, что выше роста заработной платы, которая в 2017 году увеличилась на 7,2%.

Мишустин добавил, что прирост поступлений по ненефтегазовым доходам произошел не только благодаря росту ВВП после снижения в 2015-2016 годах и законодательным изменениям. "Около 400 млрд рублей, или четвертая часть в структуре прироста, обеспечены за счет налогового администрирования, что говорит о сокращении теневого сектора экономики и формировании более прозрачной и конкурентной деловой среды", - сообщил глава ведомства.

По информации ФНС, с 2013 года налоговые поступления (без НДПИ) выросли на 4,5 трлн рублей (с 8,8 до 13,3 трлн рублей), или в полтора раза. В реальном выражении за пять лет рост ненефтегазовых доходов составил 17,7%, при росте экономики на 1,2%. В целом с 2013 года рост налогов на 16 процентных пунктов опередил рост экономики, за счет чего бюджет дополнительно получил 1,9 трлн рублей.

Внебюджетные фонды

За 2017 год ведомство перечислило во внебюджетные фонды РФ 5,8 трлн рублей, что на 9,1% больше, чем годом ранее, отметил глава ФНС.

"Одной из основных задач для налоговых органов в 2017 году стало обеспечение эффективного администрирования страховых взносов. По итогам года во внебюджетные фонды поступило 5,8 трлн рублей, на 9,1% (на 483 млрд рублей) больше 2016 года, в том числе в бюджет Пенсионного фонда - 4,5 трлн рублей, что на 8,7% или почти на 360 млрд рублей больше, чем в 2016 году", - сказал он.

По словам Мишустина, дополнительно к уточненному бюджету ПФР поступило 42 млрд рублей, к бюджету Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) - 27 млрд рублей.

При этом темп роста поступлений страховых взносов на 1,9 процентных пункта (п.п.) превысил темп роста среднемесячной заработной платы (107,2%), отметил глава ФНС. Таким образом, за счет превышения динамики поступлений над заработной платой дополнительно поступило порядка 100 млрд рублей, в том числе по Пенсионному фонду превышение составило 1,5 п.п. (60 млрд рублей). "Доходы, поступившие сверх установленных бюджетных показателей, позволят снизить нагрузку на федеральный бюджет в части выделения трансферта на покрытие дефицита бюджета фондов", - сообщил Мишустин.

Также, по его словам, ФНС провела работу по урегулированию задолженности по страховым взносам - из 522 млрд рублей образовавшейся на 1 января 2017 года задолженности, принятой от государственных внебюджетных фондов, урегулировано более 173 млрд рублей. Глава ведомства пояснил, что значительную долю составила накопленная задолженность индивидуальных предпринимателей, рассчитанная исходя из восьмикратного размера МРОТ в случае непредставления отчетности - 111 млрд рублей на начало 2018 года.

Этот долг не может быть взыскан в полном объеме в связи с фактическим отсутствием доходов или прекращением налогоплательщиками предпринимательской деятельности без снятия с налогового учета. "Во избежание социальной напряженности руководством страны было принято решение о ее списании. Задача службы на 2018 год - списать эту задолженность без участия налогоплательщиков - по информации, которую нам передадут фонды. Работу планируется завершить в мае 2018 года", - сказал Мишустин.

Процедуры банкротства

Компании в результате применения процедур банкротства в 2017 году перечислили в бюджет РФ 101 млрд рублей, что на 35% больше, чем в 2016 году, добавил глава ФНС.

"Всего по итогам 2017 года при применении процедур банкротства компаниями перечислено в бюджет 101 млрд рублей, что на 35% больше, чем в 2016 году", - сказал Мишустин.

По его словам, служба усилила в 2017 году роль согласительных процедур, направленных на погашение задолженности в рассрочку для сохранение бизнеса, рабочих мест и деловой репутации налогоплательщика. По его словам, в 2017 году заключено 741 мировое соглашение, что на 19% больше, чем в 2016 году.

Поступления в бюджет в рамках мировых соглашений составили 4,2 млрд рублей и выросли по сравнению с 2016 годом более чем втрое, а по сравнению с 2015 годом - в 14,3 раза. Данный тренд продолжится и в 2018 году, считает Мишустин.

Количество судебных споров между ФНС и бизнесом снизилось с 53 тыс. в 2013 году до 11 тыс. в 2017 году, сообщил руководитель ведомства.

"Снижение жалоб (по результатам выездных проверок - прим. ТАСС) способствует и снижению судебных споров с бизнесом - их количество в 2017 году по сравнению с 2013 годом снизилось почти в пять раз (с 53 [тыс.] до 11 тыс.), в том числе в 2017 году более чем на 9%", - сказал Мишустин.

По его словам, выездные проверки стали крайне редкой мерой со стороны налоговой службы. По итогам 2017 года количество выездных налоговых проверок снизилось на 23% (с 26 [тыс.] до 20 тыс.), всего за пять лет число выездных проверок снизилось более чем в два раза, сообщил глава ФНС. При этом, количество жалоб бизнеса по результатам выездных проверок в 2017 году снизилось на 11%, а за пять лет - более чем на 32% (с 10,2 [тыс.] до 7 тыс.).

По его словам, в 2017 году по результатам аналитической работы, в том числе благодаря работе АСК НДС, в бюджет дополнительно поступило 56 млрд рублей, что в два раза больше 2016 года.

Выручка по каждой кассе организаций и индивидуальных предпринимателей с момента ввода онлайн-ККТ (контрольно-кассовая техника) выросла в полтора раза, отметил Мишустин.

"Сегодня более 500 тыс. налогоплательщиков зарегистрировали 1,6 млн касс, что превышает дореформенный парк касс на 40%. Пробито 28 млрд чеков на сумму свыше 18,7 трлн рублей, включая НДС - более 1,6 трлн рублей. Ежедневно пробивается более 120 млн чеков. По разным подсчетам выручка по каждой кассе в 1,5 раза больше, чем была до реформы", - сказал он, отметив успешность проведенного первого этапа реформы ККТ.

Второй этап реформы, по словам главы ФНС, предусматривает переход на кассы организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере торговли и общепита на патентной системе и едином налоге на вмененный доход (применяющих наемный труд), что составляет порядка 1 млн касс. "Это очень чувствительная категория налогоплательщиков, так как ранее они не применяли кассовые аппараты. Задача службы на текущий год - обеспечить их планомерный и безболезненный переход на новую технологию ККТ", - подчеркнул Мишустин.

Глава 21 НК РФ. Налог на добавленную стоимость (НДС)

НДС — это косвенный налог, который включается в стоимость товара (работы, услуги). В бюджет платится разница между НДС, выставленным покупателям, и НДС, предъявленным продавцами. Для большинства товаров, работ и услуг налоговая ставка равна 18%. Сегодня мы публикуем статью, посвященную главе 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость». В ней доступно, простым языком описаны порядок расчета и уплаты НДС, ставки налога, налоговые вычеты по НДС и сроки сдачи отчетности. Данный материал является частью цикла «Налоговый кодекс «для чайников»». Обратите внимание: статьи из этого цикла дают только общее представление о налогах; для практической деятельности необходимо обращаться к первоисточнику — Налоговому кодексу Российской Федерации

  • Все российские юридические лица (ООО, АО и пр.).
  • Все индивидуальные предприниматели.
  • Импортеры и экспортеры.

Кто может получить освобождение от уплаты НДС

Организация или предприниматель, чья выручка от реализации без учета НДС за три предшествующих последовательных календарных месяца не превысила в совокупности двух миллионов рублей. Существует ограничение: освобождение нельзя получить в отношении подакцизных товаров и импортных операций.

Освобождение от НДС — это право, а не обязанность. Другими словами, компания или ИП с выручкой, отвечающей названным выше условиям, может продолжать платить налог на добавленную стоимость. Если же налогоплательщик решит воспользоваться освобождением, ему следует подать в свою налоговую инспекцию уведомление по утвержденной форме и ряд документов (выписку из книги продаж, копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур и некоторые другие). Предоставить эти бумаги необходимо не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого соблюдаются условия освобождения.

Добровольно отказаться от освобождения нельзя до окончания 12 последовательных календарных месяцев. Затем можно либо получить его заново, либо начать платить НДС. Если же до окончания 12-ти месяцев выручка за три последовательных календарных месяца оказалась выше двух миллионов, либо налогоплательщик продавал подакцизные товары, он лишается права на освобождение. Тогда нужно начать платить НДС за весь месяц, в котором произошло превышение выручки или состоялась продажа подакцизной продукции. В противном случае это сделает инспектор, который насчитает еще штраф и пени.

Обратите внимание: за компаниями и предпринимателями, освобожденными от НДС, сохраняется обязанность выставлять счета-фактуры. Просто в них не нужно выделять налог, вместо этого делать пометку «без налога (НДС)». Такую же пометку необходимо ставить и на накладных. Даже получив освобождение, надо вести книгу покупок и книгу продаж. Что касается квартальных деклараций по НДС, то в общем случае их предоставлять не нужно. Заметим, что до 2015 года нужно было вести также журнал учета полученных и выставленных счетов фактур. Однако с 1 января 2015 года для большинства организаций эта обязанность отменена. С указанной даты вести журнал учета счетов фактур обязаны лишь: посредники, ведущие деятельность по договорам транспортной экспедиции, посредники, ведущие деятельность от своего имени (в рамках договоров комиссии, субкомиссии, агентских или субагентских договоров) и застройщики.

Когда начисляется НДС

При операциях, признаваемых объектом налогообложения. К таковым относятся:

  • продажа товаров, работ или услуг;
  • безвозмездная передача права собственности на товары, результаты выполнения работ, оказания услуг;
  • передача на территории России товаров, работ или услуг для собственных нужд, если расходы на них не приняты при исчислении налога на прибыль;
  • строительно-монтажные работы для собственных нужд;
  • импорт товара.

Когда НДС не начисляется

При операциях, не признаваемых объектом налогообложения. Это операции, не относящиеся к реализации (передача имущества организации ее правопреемнику, вклады в уставный капитал и пр.), продажа земельных участков и паев в них, и ряд других.

Кроме того, в статье 149 НК РФ приведен довольно большой список операций, которые хотя и признаются объектом налогообложения НДС, но все же не облагаются этим налогом. Подразумевается, что законодатель может со временем исключить данные операции из категории льготных, и тогда они будут подпадать под налогообложение. В перечень включена, в частности, реализация некоторых медицинских товаров, раздача рекламной продукции не дороже 100 руб. за единицу и пр. Существует также список товаров, освобожденных от НДС при импорте.

Наконец, НДС не платится при операциях, которые осуществляются в рамках деятельности, переведенной на ЕНВД и патентную систему. НДС также не начисляют налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему (УСН) или на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Налоговые ставки

Основная ставка налога на добавленную стоимость составляет 18 процентов. Для определенных товаров (детских, медицинских, продовольственных, книг и периодических изданий) установлена ставка, равная 10 процентам. Товары, поставляемые на экспорт, а также услуги, связанные с экспортом, облагаются по ставке 0 процентов.

При поступлении предоплаты и в ряде других случаев бухгалтер применяет так называемую расчетную ставку. Она равна 18%: 118%, либо 10 %: 110% в зависимости от ставки товара, за который получена предоплата.

Как рассчитать НДС

Действия бухгалтера по расчету НДС можно условно распределить на два этапа. Первый — это определение налоговой базы и начисление налога. Второй этап — подсчет суммы налоговых вычетов. По окончании налогового периода (он равен кварталу) бухгалтер смотрит, какая величина налога была начислена за данный период, и чему равна сумма вычетов за этот же период. Разница между начисленным НДС и вычетами — это та величина, которую налогоплательщик должен перечислить в бюджет по итогам квартала. Если вычеты превысили начисление, налогоплательщик вправе возместить разницу, то есть получить деньги из бюджета, либо зачесть разницу в счет будущих платежей.

Как определить налоговую базу и начислить НДС

База по НДС в общем случае равна стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных (оказанных) клиентам. К базе прибавляются авансы, поступившие от покупателей в счет предстоящих поставок. Для комиссионеров и агентов налоговая база — это не вся поставка, а лишь посредническое вознаграждение, полученное от комитента или принципала.

Налоговая база по каждой операции определяется по более ранней из двух дат: момент отгрузки и момент оплаты (полной или частичной).

Чтобы начислить НДС, нужно налоговую базу по каждому виду отгруженного товара (работ или услуг) умножить на соответствующую ставку. Полученную сумму прибавить к стоимости и предъявить клиенту. Например, стоимость товара — 200 руб., ставка НДС — 18%. Значит, налог равен 36 руб. (200 руб. х 18%), и клиент должен заплатить 236 руб. (200 + 36).

В случае, когда деньги от клиента поступили раньше, чем состоялась отгрузка, НДС начисляется по расчетной ставке. Например, сумма предоплаты — 472 руб., ставка налога — 18%. Тогда сумма начисленного НДС составит 72 руб. (472 руб.: 118% х 18%).

При отгрузке товара (работ, услуг), а также при получении аванса поставщик обязан не позднее пяти календарных дней выставить покупателю счет-фактуру. Это документ установленной формы, где в числе прочего указывается стоимость товаров (услуг, работ) без НДС, сумма НДС и итоговая сумма, включающая НДС.

Если стоимость товара, работ или услуг изменилась после отгрузки (например, при предоставлении ретро-скидки по итогам месяца, квартала или года), поставщик обязан выставить корректировочный счет-фактуру. Оформить этот документ нужно не позднее пяти календарных дней с даты, когда подписан договор, соглашение или другие бумаги на изменение стоимости. В корректировочном счете-фактуре показатели цены, стоимости с НДС и без НДС, а также суммы налога указываются дважды: до и после изменения. Кроме того, предусмотрены графы для разницы между «старыми» и «новыми» показателями.

Все «исходящие» счета-фактуры нужно регистрировать в журнале учета выставленных счетов-фактур (если он ведется) и фиксировать в книге продаж (ее форма утверждена правительством РФ). При розничной торговле выставление счета-фактуры заменяется выдачей клиенту кассового чека.

Как подтвердить налоговые вычеты по НДС

Налоговые вычеты — это сумма НДС, предъявленная поставщиками, либо величина налога, заплаченная на таможне при импорте товара. Здесь есть одно важное условие: к вычету можно принимать не любой «входной» налог, а лишь тот, что относится к облагаемым НДС операциям, либо товарам, приобретаемым для перепродажи.

Документом, подтверждающим право на вычет, является счет-фактура (в том числе корректировочный счет-фактура), полученный от поставщика. При импорте для обоснования вычета необходим документ, где зафиксирована уплата налога на таможне. Все «входящие» счета-фактуры нужно зарегистрировать в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур (если он ведется) и зафиксировать в книге покупок.

При налоговых проверках одной из самых распространенных придирок инспекторов является ненадлежащее (на их взгляд) оформление счетов-фактур поставщиками. В случае, когда не заполнены обязательные поля, стоит подпись неуполномоченного лица или указана неверная информация об адресе, названии или иных реквизитах поставщика, инспекторы, как правило, аннулируют вычет и доначисляют покупателю НДС. Поэтому опытные бухгалтеры уделяют особое внимание оформлению «входящих» счетов-фактур, и при обнаружении недочетов заранее просят поставщиков исправить документ.

Кроме налога, предъявленного продавцами, к вычету принимают НДС, ранее начисленный при получении аванса. Вычет применяется и в некоторых других случаях, например, при возврате товара покупателем и при изменении первоначальной стоимости товара, работ или услуг.

Когда перечислять НДС в бюджет

По окончании квартала равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим кварталом. К примеру, по итогам третьего квартала налогоплательщик должен перечислить НДС в сумме 30 000 руб. Тогда ему следует сделать три платежа по 10 000 руб. каждый (30 000 руб.: 3). Деньги перевести не позднее 25 октября, 25 ноября и 25 декабря соответственно.

Импортеры платят НДС в процессе таможенного оформления ввезенного товара по правилам, закрепленным в Таможенном кодексе РФ.

Как отчитываться по налогу на добавленную стоимость

По окончании квартала представлять в свою налоговую инспекцию декларацию по НДС. Делать это нужно не позднее 25-го числа, следующего за истекшим кварталом. Обратите внимание: отчитаться по налогу на добавленную стоимость должны все организации и предприниматели, которые являются налогоплательщиками (то есть, в частности, не переведены на упрощенную систему или уплату единого сельхозналога) и не освобождены от уплаты НДС. В случае отсутствия начислений и вычетов следует подать «нулевую» декларацию.

До 2014 года налогоплательщики, у которых среднесписочная численность работников не превышала 100 человек, могли сдавать декларации по НДС в бумажном виде. Начиная с отчетности за 2014 год, все налогоплательщики, независимо от численности персонала, должны представлять декларации по налогу на добавленную стоимость только в электронном виде (подробнее об этом читайте в статье «С 2014 года декларации по НДС можно будет сдать только через интернет"). Более того, если плательщики НДС, которые обязаны отчитываться в электронном виде, представят декларацию по НДС на «бумаге», то такая декларация не будет считаться представленной. Такое правило действует с 1 января 2015 года.

НДС при экспорте

Экспортеры обязаны подтвердить свое право на применение нулевой ставки НДС. Для этого они обязаны предъявить в налоговую инспекцию перечень документов, относящихся ко внешнеторговой сделке (контракт, грузовую таможенную декларацию и пр.). Сдать бумаги нужно не позднее 180 дней с момента помещения товара под таможенный режим экспорта. Если 180 дней истекли, а пакет документов не собран, налогоплательщик обязан начислить и заплатить НДС по ставке 18 (либо 10) процентов. Но это не означает, что право на нулевую ставку потеряно навсегда. Экспортер может подготовить бумаги позже, а заплаченный налог вернуть из бюджета.

НДС: федеральный или региональный

НДС – это федеральный налог или региональный? В соответствии с Налоговым кодексом НДС отнесен к федеральным налогам (п. 1 ст. 13 НК РФ). Это значит, что он в полной сумме поступает в федеральный бюджет. А еще НДС является косвенным налогом, поскольку оплачивает его покупатель, а непосредственно в бюджет перечисляет продавец.

В Налоговом кодексе РФ НДС посвящена целая глава. Как известно, налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения (ст. 17 НК РФ). НДС не исключение. В соответствии с НК РФ НДС-элементы налогообложения это:

  • объект налогообложения – определенные операции (ст. 146 НК РФ);
  • налоговая база – суммарная стоимость реализованных товаров, работ, услуг, имущественных прав (ст. 153 НК РФ);
  • налоговый период – квартал (ст. 163 НК РФ);
  • налоговая ставка – процент от налоговой базы, по которому рассчитывается сумма налога. Таких ставок в НК для НДС установлено несколько (ст. 164 НК РФ);
  • порядок исчисления налога (ст. 166 НК РФ);
  • порядок и сроки уплаты налога (ст. 174 НК РФ).

Система налогообложения с НДС - это общая система налогообложения. Плательщики, применяющие специальные налоговые режимы, в общем случае от уплаты НДС освобождаются. УСН, ЕНВД, ПСН, ЕСХН - это все системы налогообложения без НДС.

Посмотреть полный текст главы 21 «НДС» Налогового кодекса можно на сайте КонсультантПлюс . Там содержится последняя редакция Кодекса в свободном доступе.

Налоговый кодекс: НДС-документы

По окончании каждого налогового периода плательщики НДС, налоговые агенты по НДС, а также «неплательщики НДС», выставившие своим контрагентам счета-фактуры (п. 5 ст. 173 НК РФ), обязаны сдавать в ИФНС налоговую отчетность по НДС, т.е. налоговую декларацию. Сделать это они должны в срок не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Кстати, почти все организации и ИП должны представлять декларацию в электронном виде (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Еще один важный документ для плательщиков НДС – это счет-фактура. Без него плательщик не сможет принять к вычету входной НДС (ст. 171 НК РФ), а значит, уменьшить сумму налога к уплате. В главе 21 «НДС» НК РФ есть отдельная статья о том, что такое счет-фактура, корректировочный счет-фактура, когда они составляются, зачем нужны и т.д. (ст. 169 НК РФ).

Ндс налог в какой бюджет

Налоговая система, являясь важнейшей частью финансовой и экономической системы государства, представляет собой совокупность налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по их уплате, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства [7].

Основную роль в российской системе фискальных платежей играют косвенные налоги.

Косвенными налогами облагаются товары и услуги, которые взимаются через цену товара, и вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций и связаны с экономическим потенциалом налогоплательщика лишь косвенно.

НДС относится к числу косвенных налогов. Впервые НДС был теоретически обоснован и начал внедряться в практику налогообложения в середине 1950-х гг. во Франции. Многолетний опыт использования показал, что НДС является эффективным фискальным инструментом гармонизации и интеграции налоговых систем разных стран. Так, в настоящее время для вхождения страны в Европейский Союз необходимо присутствие в налоговой системе НДС.

В мировой практике в конце 20 века наметилась тенденция расширения использования НДС по отдельным странам [9]. Достаточно отметить, что из 24 стран участников организации экономического сотрудничества и развития не используют этот налог только 4 страны: США, Канада, Австралия, Швейцария.

Хотелось бы отметить, что в России до 1992 г. применялся налог с оборота, суть которого заключалась в привлечении более чем 80 % разницы между фиксированными государственными розничными и оптовыми ценами.

Развитие рыночных отношений в России привело к необходимости реорганизации исчисления и взимания налога с оборота, что предопределило установление в России с 1 января 1992 г. налога на добавленную стоимость, который должен был предотвратить необоснованное завышение цен. Этот налог практически заменил ранее действовавший налог с оборота и с продаж, не только заменил, но и заметно превзошёл, как инструмент формирования доходов бюджета, так и регулирования экономики (в особенности ценообразования) [8].

В России ставка НДС составляла 28 %. Нарекание вызывали высокие ставки налога. По этой причине предполагалось уже в 1994 г. снизить ставку налога до 14 %, но это бы означало резкое сокращение средств, поступающих в бюджет, что потребовало бы либо уменьшения бюджетных расходов, ухудшив положение малоимущих слоев населения, либо инфляционного финансирования расходов, а в этом случае обострилась бы ситуация, характерная для первой половины 1990-х гг. С 1.01.2001 г. порядок исчисления и уплаты НДС регулируется положениями главы 21 части второй Налогового кодекса РФ. Развитие этого налога в России шло по линии унификации методики его исчисления. Ведущая роль НДС в формировании налоговых доходов бюджета прослеживается с самого начала ввода его в действие. С 01.01.2004 г. основная ставка налога была снижена до 18 %.

Налог на добавленную стоимость – федеральный налог, который взимается на всей территории Российской Федерации. Он является обязательным для уплаты всеми участниками рынка, за исключением льготников и освобождающихся, выделенных в особые группы.

Основным преимуществом этого налога по сравнению с другими является то, что налогом на добавленную стоимость облагается доход, который идет на конечное потребление, который впоследствии идет на инвестиции сбережений, освобождается от налога, что косвенно стимулирует эти процессы.

Этот налог приводит к увеличению государственных доходов от доходов, предназначенных для потребления, поскольку у них есть база налогообложения, более широкая, чем у других налогов. В отличие от других налогов государство получает часть дохода на каждом этапе производственного цикла. Таким образом, доход государства от этого налога не зависит от количества промежуточных производителей [6].

Однако, несмотря на все положительные качества НДС, возникают и споры с налоговыми органами, которые происходят в основном по вопросам исчисления НДС, оформления первичных документов (возврата, зачета) НДС, применение налоговых вычетов по НДС, добросовестности контрагентов в цепочке плательщиков НДС.

Опыт зарубежных стран показывает, что косвенные налоги имеют различное место в доходах бюджета. К примеру, для Франции основным источником доходов бюджета является НДС, который действует начиная с 1954 г. В практике применения НДС во Франции можно выделить такие положительные черты, как льготы по НДС, согласно которым от уплаты НДС освобождаются: малые предприятия; все операции, связанные с экспортом; банковская и финансовая деятельность; услуги частных врачей и преподавателей и т.д.

НДС в Бельгии также играет важную роль в формировании доходов бюджета. Здесь действуют стандартная (21 %) и пониженные (12 % – строительство жилых домов и 7 % – на сельскохозяйственное сырье, медикаменты, книги и т.д.) ставки НДС.

Самый низкий показатель ставки по НДС в Европе – в Швейцарии, где фиксированная ставка по НДС составляет 8 % от товарооборота, также здесь действуют сниженные ставки в размере 3,5 % – в сфере гостиничных услуг и 2,5 % – на товары первой необходимости.

Таким образом, позитивные факторы применения НДС в зарубежных странах можно учесть для совершенствования механизма эффективной налоговой системы в России.

Для того чтобы определить место и экономическую роль НДС, необходимо провести анализ динамики и структуры всех налоговых платежей по данным налоговых органов.

Анализ данных по Российской Федерации с 2014 по 2016 г. в части налоговых и неналоговых доходов, администрируемых налоговыми органами (таблица), показывает, что доля налоговых доходов в общей структуре доходов значительная и стабильная (99,4 %).

Удельный вес неналоговых доходов, администрируемых налоговыми органами, не превышает 0,6 %. Удельный вес НДС на ввозимые товары колеблется от 1,12 до 1,30 %, доля НДС – от 20,75 до 22,94 % [4].

Рассмотрев данные о налоговых и неналоговых доходах за последние три года, можно сделать вывод об увеличении налоговых поступлений.

За 2016 г. общий объем налоговых доходов составил 12 170 млн руб., что на 22,66 % больше налоговых поступлений 2015 г.

Проведённый анализ поступлений по видам налогов показал увеличение поступлений по всем видам налогов в 2016 г. и составил 12 170 млн руб. поступлений в консолидированный бюджет России. Это на 22,2 % (2 249 млн руб.) больше, чем в 2015 г. (рисунок).

Сборы НДС выросли и составили 2540,2 млн руб., что на 11,5 % выше, чем в 2015 г.

Положительная динамика собираемости НДС, прежде всего, связана с запуском новой программы федерального ЦОДа АСК «НДС-2», благодаря которому выявляются все случаи уклонения от уплаты данного налога и попытки мошенничества при его уплате.

Динамика бюджетообразующих налогов РФ в 2014–2016 гг. [11]

Структура поступлений по налоговым платежам, администрируемых налоговыми органами РФ за 2014–2016 гг., (млн руб.)

Читайте так же:  Петрова адвокат чебоксары