Перейти к содержимому

Отчетность банков о счетах физических лиц

Подборка наиболее важных документов по запросу Счет 40820 (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Счет 40820

Документ доступен: с 20 до 24 ч. (выходные, праздники - 24 часа)

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Счет 40820

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Счета физ.лица в зарубежном банке и отчетность по ним. Что можно НЕ показать в отчете?

Проживаю в Испании (менее 183 дней в году) имею здесь 2 открытых действующих счета в 2 банках. Мной в 2017 году была приобретена квартира в ипотеку под 3,5%.

1. Насколько интересует налоговую вопрос о выводе денежных средств за рубеж физическим лицом? при том, что официальная з/п этого ф.лица недостаточна, чтобы объяснить происхождение этих средств.

2. Какие данные получает налоговая о моих счетах за рубежом? (Только ФИО, банки в которых открыты счета, номера счетов - или это подробная информация, которая включает еще и суммы).

3. Что будет если я не покажу в выписке банка и отчете о движении - ипотечные средства? Чтобы избежать уплаты налога по разнице процентов ипотеки (9%-3,5%=5,5%)

4. Что будет если я не покажу в выписке банка и отчете о движении - взнос на счет наличных денежных средств?

Ответы юристов (3)

Анна, добрый день! В соответствии со ст. 12 ФЗ О валютном регулировании (в редакции, действующей с 01.01.2018) если по итогам 2017 года находились более 183 дней на территории РФ Вы должны отчитываться о движении средств по счетам в соответствии с Правилами представления физическими лицами — резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, утв. Постановление Правительства РФ от 12.12.2015 N 1365

изическим лицом? при том, что официальная з/п этого ф.лица недостаточна, чтобы объяснить происхождение этих средств.

такие вещи контролируются в первую очередь в отношении государственных и муниципальных служащих и иных лиц, обязанных отчитываться о своих доходах и не столько даже налоговой сколько органами прокуратуры. В отношении остальных граждан такого жесткого контроля нет

2. Какие данные получает налоговая о моих счетах за рубежом? (Только ФИО, банки в которых открыты счета, номера счетов — или это подробная информация, которая включает еще и суммы).

при необходимости в рамках соглашения об обмене и данные по суммам могут быть получены, собственно в этом и смысл соглашения

3. Что будет если я не покажу в выписке банка и отчете о движении — ипотечные средства? Чтобы избежать уплаты налога по разнице процентов ипотеки (9%-3,5%=5,5%)

доначислят налог за 2017 год. С 2018 обязательным условием возникновения материальной выгоды по процентам является взаимозависимость сторон кредитного договора,

Материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, признается доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, при соблюдении в отношении такой экономии хотя бы одного из следующих условий:

соответствующие заемные (кредитные) средства получены налогоплательщиком от организации или индивидуального предпринимателя, которые признаны взаимозависимым лицом налогоплательщика либо с которыми налогоплательщик состоит в трудовых отношениях;

в общем то у Вас еще срок уплаты налога за 2017 год (не позднее 15.07) не вышел

Есть вопрос к юристу?

В соответствии с Законом 173-ФЗ получение средств физическим лицом — резидентом на свои счета, открытые в банках за пределами территории РФ, допускается в ограниченных случаях, указанных в ч.4 и ч.5 ст.12? в том числе и зачисление сумм от физических лиц – резидентов РФ на свои зарубежные счета с собственных как российских, так и зарубежных счетов (ч.4 ст.12 Закона 173-ФЗ), а также с российских счетов супруга и близких родственников независимо от валюты (пп.17 п.1 ст.9 Закона 173-ФЗ).

Налоговый орган интересуют только фактические обстоятельства, а именно сам факт открытия счета и движение средство по нему. Вопрос, касающийся налогов в этом случае значения иметь не будет, поскольку предполагается, с имеющихся у Вас денежных средств НДФЛ уже уплачен, если не доказано иное.

3. Что будет если я не покажу в выписке банка и отчете о движении — ипотечные средства? Чтобы избежать уплаты налога по разнице процентов ипотеки (9%-3,5%=5,5%)

Если не покажете, то выписку могут проверить и установить недостоверность представленных сведений. Не совсем понятно из чего складывается процент по ипотеке, который Вы указываете как подлежащий налогообложению. 3,5% это в какой валюте?

Анна добрый день!

Возможно Вам имеет смысл рассмотреть излагаемую ситуацию с точки зрения «амнистии капитала» — закон № 140-ФЗ от 08.06.2015 г. https://www.nalog.ru/rn77/news.

Насколько я понял по тексту вопроса, могут возникнуть вопросы о происхождении средств, зачисленных на счет в зарубежном банке. В рамках амнистии капитала в налоговый орган представляется декларация. Государство гарантирует декларанту в рамках указанного закона освобождение от уголовной, административной ответственности, ответственности за налоговые правонарушения. Декларация может быть представлена в срок с 1 марта 2018 года по 28 февраля 2019 года. Гарантии освобождения от ответственности, предусмотренные указанным законом предоставляются в отношении деяний, совершенных до 1 января 2018 года — при представлении декларации в ходе второго этапа декларирования. У вас насколько я понимаю все события происходили в 2017 г., т.е. по срокам ситуация попадает под «амнистию».

Статья 7. Особенности валютного регулирования и валютного контроля при реализации настоящего Федерального закона
3. Денежные средства, зачисленные на указанные в декларации счета (вклады), открытые (закрытые) в банках, расположенных за пределами Российской Федерации, признаются зачисленными на эти счета (вклады) в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

4. Валютные операции и (или) зачисление денежных средств, совершенные до даты представления декларации по счетам (вкладам), указанным в декларации и открытым в банках, расположенных за пределами Российской Федерации, признаются совершенными без нарушения Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Дополнительную информацию по теме амнистии капитала можно посмотреть https://www.audit-it.ru/articl.

Безусловно, до принятия вами того или иного решения ситуация требует тщательного изучения документов и ситуации непосредственно юристом.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Раскрытие информации о зарубежных банковских счетах: что будет тем, кто не успел

Сразу оговоримся, инициатива с раскрытием информации о зарубежных счетах - не изобретение российских законодателей. Такие правила действуют во многих странах в течение уже длительного времени. Это обусловлено борьбой с уклонением от уплаты налогов и отмыванием капиталов.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени:

1. Валютный резидент должен уведомить налоговый орган об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов в банках, расположенных за пределами территории РФ.

2. Чтобы считаться валютным резидентом и отчитываться по иностранным счетам, достаточно даже одного дня проживания на территории РФ.

3. Уведомление об открытии (закрытии) счета подается не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) счета или изменения реквизитов.

4. Также резиденты обязаны раскрывать всю информацию о поступлении и расходовании средств на счетах.

5. Отчет о движении средств должен предоставляться ежегодно, не позднее 1 июня.

6. Штрафы за утаивание информации о счетах установлены КоАП РФ ( от 4000 рублей для граждан до 1 млн рублей для организаций).

7. Если граждане самостоятельно не сообщат о своих счетах, эту информацию налоговикам “сольют” третьи лица (контролирующие органы иностранных государств, кредитные организации и т.п.).

8. Последствия сокрытия информации о счетах и движении средств по этим счетам:

- штраф за сокрытие счета;

- налоговая проверка по всем совершенным операциям (возможно доначисление налога на доходы физических лиц);

- проценты по вкладам обложат налогом по ставке 13 процентов;

- «уклонисты» также получат штраф в размере 20% от неуплаченных сумм налога;

- просрочка предоставления налоговой декларации также влечет штраф (5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления);

- возможны штрафы за осуществление незаконных валютных операций (от ¾ до одного размера суммы незаконной валютной операции).

Открыл вклад (счет) – отчитайся

Обязанность информировать об открытии и закрытии зарубежных счетов и вкладов была введена законом от 10.12 2003 года N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле”. Согласно закону, резидент уведомляет налоговый орган об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов в банках, расположенных за пределами территории РФ (пункт 2 статьи 12 Закона N 173-ФЗ).

Уведомление подается не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) счета или изменения реквизитов. Форма уведомления утверждена Приказом ФНС России от 21.09.2010 № ММВ-7-6/[email protected]

Позднее в закон были внесены изменения, дополнившие перечень обязанностей физических лиц. Теперь им в обязанность вменяется также раскрытие всей информации о поступлении и расходовании средств на счетах. Ранее отчитываться о движении денег по счетам должны были только организации и предприниматели.

Отметим, эта обязанность в отношении рядовых граждан была введена еще с 1 января 2015 года. Однако, сам порядок предоставления сведений был утвержден (вступил в силу) только 30 декабря прошлого года. Этот порядок регламентирован Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 N 1365 "О порядке представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации".

Читайте так же:  Увеличить выплаты осаго

Согласно новым правилам, отчет о движении средств должен предоставляться ежегодно, не позднее 1 июня. Отчет представляется за период с 1 января по 31 декабря отчетного года. Если счет был открыт после 1 января отчетного года, отчет представляется за период с даты открытия по 31 декабря включительно. В случае закрытия счета отчитываться нужно за период с 1 января по дату закрытия. Одновременно необходимо будет подать и уведомление о закрытии счета.

В отчете указываются данные вкладчика (фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес, телефон, ИНН), наименование банка, номер счета. Также необходимо указать информацию о расходовании и поступлении денежных средств. Никаких банковских выписок представлять не нужно. Выписки предоставляются только по требованию, если у налогового органа возникнут дополнительные вопросы к расходованию и поступлению денежных средств.

При этом подтверждающие банковские документы представляются в виде нотариально заверенной копии. К документам, составленным на иностранном языке, прилагается перевод на русский язык, также нотариально заверенный. Все документы должны быть действительными на день представления.

Сам отчет может быть подан как на бумажном носителе непосредственно в налоговую, так и через личный кабинет налогоплательщика. Во втором случае отчет подписывается усиленной неквалифицированной электронной подписью.

Если несколькими резидентами был открыт общий счет в банке, отчет представляется каждым резидентом. Для получения отметки о принятии отчета он представляется на бумажном носителе в 2 экземплярах. Один экземпляр отчета с отметкой налогового органа о принятии отчета тогда возвращается резиденту в течение 5 рабочих дней. Второй экземпляр отчета остается в налоговом органе.

Налоговики не примут отчет в случае наличия в нем ошибок и неточных сведений. Также отчет будет возвращен при его заполнении не в полном объеме. Тогда необходимо будет представить исправленный отчет. Он должен быть представлен физическим лицом - резидентом в течение установленного в налоговом уведомлении срока. Этот срок не может быть менее 7 рабочих дней.

Кто обязан отчитываться

Обязанность по предоставление в налоговую инспекцию отчета распространяется исключительно на валютных резидентов, имеющих вклады и счета в иностранных банках. Граждане, не являющиеся резидентами, отчитываться перед налоговиками не должны. Что характерно, многие часто путают статус налогового резидента и резидента валютного. Разница между ними колоссальная.

Для того, чтобы избежать неблагоприятных последствий в виде штрафов, важно понимать это различие. Налоговыми резидентами признаются физлица, находящиеся в России не менее 183 календарных дней в течение года. Это время не прерывается даже на периоды краткосрочного выезда за пределы территории (статья 207 НК РФ).

В свою очередь под валютными резидентами в соответствии с законом N 173-ФЗ понимаются граждане РФ, постоянно не проживающие на территории иностранного государства в течение всего года. Также к резидентам относятся и иностранцы, живущие в России на основании вида на жительство.

Таким образом, для того, чтобы считаться резидентом и отчитываться по иностранным счетам, будет достаточно даже одного дня проживания на территории РФ.

Штрафы для “молчунов”

Штрафы за утаивание информации о счетах установлены КоАП РФ. Закон предусматривает штрафы, как за неуведомление об открытии счетов, так и за несдачу отчетности о движении денежных средств.

Статья 15.25 КоАП РФ (нарушение валютного законодательства) гласит, что непредставление уведомления об открытии, закрытии счета или об изменении реквизитов счета влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 4000 до 5000 рублей. Должностным лицам придется заплатить штраф в размере от 40 000 до 50 000 рублей. Для юридических лиц это нарушение будет стоить от 800 000 до одного миллиона рублей.

Устанавливается ответственность и за представление уведомления с нарушением установленного срока и не по установленной форме. Это нарушение повлечет наложение штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 рублей, а на должностных лиц - от 5000 до 10 000 рублей.

Несоблюдение порядка представления отчетов (непредставление отчета) о движении средств по счетам и вкладам повлечет наложение штрафа на граждан в размере от 2000 до 3000 рублей. Должностным лицам придется заплатить уже от 4000 до 5000 рублей. Повторное совершение этого нарушения грозит гражданам штрафом в размере 20 000 рублей, а должностным лицам - в размере от 30 000 до 40 000 рублей.

Получится ли утаить информацию о вкладах (счетах)?

В рамках сдачи отчетности может выясниться, что гражданин имеет зарубежные банковские счета и вклады уже в течение длительного времени. Таким образом, предоставление отчета по новым правилам будет чревато для многих вкладчиков печальными последствиями. Налоговики узнают о счетах и оштрафуют за неуведомление об их открытии. Однако, это не означает, что гражданам имеет смысл и дальше утаивать от государства эту информацию. Чем дольше сведения об открытии счетов остаются нераскрытыми, тем строже штрафные санкции, налагаемые на вкладчиков.

Причем налоговики могут узнать о счетах самостоятельно. Например, в ходе сотрудничества с контролирующими органами иностранных государств. Напомним, Россия в начале 2016 года уже присоединилась к международному соглашению об автоматическом обмене финансовой информацией. К соглашению, подписанному в Пекине 12 мая 2016 года, присоединились 80 государств, в том числе Люксембург, Сейшельские острова и Швейцария. Подписание соглашения позволит России с 2018 года получать финансовую информацию от всех этих 80 юрисдикций.

Налоговые органы всех этих государств обязаны осуществлять сбор и передачу информации о счетах и вкладах любых иностранных вкладчиков на своей территории. Невзирая на банковскую и коммерческую тайну. Вся собранная информация будет направлена в ФНС России в течение 9 месяцев года, в котором осуществлялась проверка. Впервые такую информацию налоговики получат к сентябрю 2018 года.

Таким образом, если вкладчики самостоятельно не сообщат о своих счетах, эту информацию налоговикам “сольют” третьи лица (контролирующие органы иностранных государств, кредитные организации и т.п.).

Ранее также был принят приказ ФНС России, утвердивший основы взаимодействия в этой сфере российских налоговиков и иностранных банков. Согласно Приказу ФНС от 09.11.2015 № ММВ-7-14/[email protected], налоговая служба будет получать информацию от любых кредитных организаций, действующих за рубежом. Причем информация о счетах станет предоставляться не только в отношении валютных резидентов, но и всех россиян без исключения. Следовательно, статус нерезидента в случае выявления факта неуплаты налогов в этом случае не поможет.

Последствия сокрытия информации о счетах и движении средств по этим счетам предугадать несложно. Первым делом вкладчики будут оштрафованы за сокрытие счетов. Как мы ранее говорили, штраф здесь может достигать 5000 рублей. Во-вторых, по всем совершенным операциям будет проведена налоговая проверка. Цена вопроса – налог на доходы физических лиц. Инспекция выяснит, откуда на счетах россиян появились деньги и, исходя из этого, доначислит налоги.

Кроме того, налогообложению подвергнутся и сами счета. Как известно, вклады предполагают начисление процентов в денежном эквиваленте. Соответственно, проценты по вкладам и обложат налогом по ставке 13 процентов. Также вкладчикам-уклонистам будут доначислены пени и штраф за уклонение от уплаты обязательных платежей.

Санкции за неуплату налогов регламентированы статьей 122 НК РФ. В соответствии с ней неуплата или неполная уплата сумм налога влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога. Это для случаев, когда неуплата произошла неумышленно. Например, в случаях незнания закона, или заблуждения. При умышленном уклонении от уплаты налога санкция увеличивается вдвое - до 40 % от неуплаченной суммы.

Повлечет наложение штрафов и просрочка предоставления налоговой декларации. Штрафы за это деяние устанавливаются статьей 119 НК РФ. Величина штрафов составит 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления.

При этом не стоит забывать и о штрафах за осуществление незаконных валютных операций. По закону любая сумма денег, переводимая на зарубежный счет должна переходить путем транзита через российский банк. В противном случае весь полученный доход может быть попросту изъят в пользу казны РФ.

Статья 15.25 КоАП РФ регламентирует штрафы за перевод денег, минуя счета в российских банках. Это нарушение повлечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции. Иными словами, доход от продажи той же недвижимости может полностью уйти на оплату штрафа. Плюс ко всему прочему – на владельца счета будет наложена еще целая совокупность штрафов.

Что делать и кто виноват: ответы на вопросы читателей БУХ.1С

Предоставлять информацию должны резиденты, имеющие иностранные счета. А что делать тем, кто уже закрыл эти счета? Обязаны ли они отчитываться?

Закрытие счетов не освобождает от данной обязанности. И если счет (вклад) был закрыт в отчетном году, то отчет должен представляться за период с 1 января отчетного года по дату закрытия.

Вы говорите про закрытие счетов в отчетном году. А что если счет (вклад) был закрыт, скажем, еще в начале 2015 года, или ранее? Известно же, что для резидентов - физических лиц Форма отчета о движении средств по счетам в иностранных банках была утверждена лишь в конце 2015 года.

Данный факт также не влияет на обязанность по предоставлению отчета. Постановление Правительства РФ от 12.12.2015 N 1365 прямо гласит, что если счет (вклад) был закрыт в 2015 году, то отчет должен был быть представлен до 1 июня 2016 года.

Допустим, человек постоянно проживает во Франции, но является при этом гражданином России. Должен ли он отчитываться о своих французских счетах?

Здесь решающую роль будет играть время нахождения гражданина на территории иностранного государства. Если гражданин проживает за рубежом в течение 365 дней в году, он не обязан предоставлять в российскую налоговую отчет о своих счетах (вкладах). Однако, если это время прерывается хотя бы на краткосрочную командировку в Россию (пусть даже на однодневную), отчет должен предоставляться в общем порядке.

Читайте так же:  Как оформить рамочку

Не секрет, что многие граждане не успели предоставить информацию о движении средств до 1 июня. Что им делать?

Предоставить отчет после этого срока, но как можно раньше. Затягивание сроков увеличивает размер штрафов. Так, просрочка представления отчета не более чем на 10 дней грозит наложением штрафа в размере от 300 до 500 рублей. Более чем на 10 дней – от 1 до 1,5 тысяч рублей. Более, чем на месяц – 3 тысячи рублей.

Возможно ли избежать штрафа за непредставление отчета, или уменьшить его размер?

Избежать штрафа за непредоставление отчета не получится в любом случае. Но, как мы уже говорили, возможно уменьшить штраф при условии более поздней сдачи отчетности. В этом случае штрафа за непредоставление отчета не будет. Будет лишь штраф за нарушение сроков – от 300 до 3000 рублей.

Информация, которую я раскрою в отчете будет засекречена, или может быть доступной третьим лицам? Какие есть гарантии сохранности данных?

Информация об иностранных счетах налогоплательщиков хранится в информационных ресурсах ФНС России и защищена режимом налоговой тайны (ст. 102 НК РФ) и не подлежит разглашению (за исключением случаев и в порядке прямо предусмотренных законодательством). ФНС России применяет самые высокие стандарты защиты информации, что практически исключает риски несанкционированного доступа или разглашения охраняемых сведений.

Если не раскрывать информацию о счетах, смогут ли налоговики самостоятельно получить эти данные и привлечь меня к ответственности?

Информация о зарубежных счетах российских налогоплательщиков может быть получена ФНС России в ходе международного обмена налоговой информацией с зарубежными налоговыми органами на основе Соглашений об избежании двойного налогообложения и многосторонней Конвенции «О взаимной административной помощи в налоговых делах». Информация может поступить в ответ на запрос ФНС России или быть представлена в инициативном порядке иностранным налоговым органом. С 2018 эта информация будет поступать в ФНС России на плановой основе (ежегодно) в автоматическом режиме.

Я – индивидуальный предприниматель. Какие последствия для меня, кроме штрафов, может повлечь непредставление отчета о зарубежных счетах?

Законодательством предусмотрены штрафы за непредставление информации об открытии зарубежного счета и отдельно - за непредставление отчета о движении средств по такому счету (для физлиц и ИП с 2016г.). Кроме того, предусмотрена ответственность за совершение незаконных валютных операций по зарубежному счету.

Анализ финансовой отчетности коммерческих банков

4.1. Баланс по счетам второго порядка (форма 101).

Самая полная информация по балансу содержится в исходной оборотно-сальдовой ведомости (101 форма) банка за месяц по счетам 2 порядка. Данную форму можно запросить у банка-контрагента, либо найти на сайте Центрального банка РФ (www.cbr.ru) в разделе Информация по кредитным организациям/Справочник по кредитным организациям/Кредитные организации форма 101 и форма 102: http://www.cbr.ru/credit/transparent.asp. Отчет делается ежемесячно, представление баланса делается на основе плана счетов коммерческих банков, содержащегося в Положении N 205-П ЦФ РФ [1].

Новый план счетов коммерческих банков был введен ЦБ РФ с 1.01.1998 г. План счетов состоит из следующих разделов :

А — балансовые счета;

Б — счета доверительного управления;

В — внебалансовые счета;

Г — срочные сделки.

Счета подразделяются на две основные группы — балансовые и внебалансовые. Балансовые счета делятся на активные, предназначенные для учета активных операций банков (размещение средств) и пассивные, предназначенные для учета пассивных операций — по привлечению ресурсов.

В плане счетов используются следующие обозначения: А — активный счет, П — пассивный счет. Основные, укрупненные счета (1 порядка) используют трехзначные числа и имеют нумерацию с 102 по 705. Путем добавления еще двух цифр, создаются более детальные счета 2 порядка (пятизначные), позволяющие детализировать вложения по типам клиентов — резиденты, нерезиденты, юридические лица, кредитные организации, по типам собственности — государственная собственность, федеральные, местные, негосударственная, по типам деятельности — финансовые, коммерческие, некоммерческие, физические лица.

В плане счетов бухгалтерского учета (таблица 4.1.) коммерческих банков РФ активы банков делятся на следующие группы: раздел 2 — денежные средства и драгоценные металлы (касса, наличная валюта, драгоценные металлы, природные и драгоценные камни); раздел 3 — межбанковские операции (корреспондентский счет в ЦБ РФ, корреспондентские счета «ностро» в банках, расчеты с филиалами, средства в расчетах, депозиты, размещенные в ЦБ; кредиты, депозиты и размещенные средства в банках, просроченная задолженность по межбанковским кредитам); раздел 4 — операции с клиентами (кредиты и предоставленные средства, просроченная задолженность по кредитам, расчеты с клиентами); раздел 5 — операции с ценными бумагами (долговые обязательства РФ — ГКО,ОФЗ, местных органов власти, банков; акции, векселя); раздел 6 — средства и имущество (участие в дочерних структурах, расчеты с дебиторами, основные средства банков, капитальные вложения, лизинг, нематериальные активы, хозяйственные материалы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы), раздел 7 — результаты деятельности (расходы, убытки, использование прибыли).

Пассивы банков согласно плану счетов ЦБ РФ делятся на следующие группы: раздел 1 — капитал и фонды (уставной капитал, собственные акции, выкупленные банком, добавочный капитал, фонды); резервы под возможные потери, созданные по соответствующим группам активов (разделы 3,4,5,6 плана счетов); раздел 3 — межбанковские операции (корреспондентские счета «лоро» банков, расчеты с филиалами, средства в расчетах; кредиты, полученные от ЦБ, кредиты и депозиты, предоставленные банками; просроченная задолженность по полученным кредитам); раздел 4 — операции с клиентами (средства и депозиты, привлеченные средства клиентов); раздел 5 — операции с ценными бумагами ( выпущенные облигации, депозитные сертификаты, векселя); раздел 6 (расчеты с кредиторами, амортизация), раздел 7 — результаты деятельности (доходы, прибыль, использование прибыли).

Минфин предложил смягчить требования к зачислению денег на зарубежные счета

Минфин предложил поправки в валютное законодательство, которые смягчают требования по операциям с иностранными счетами. Две поправки опубликованы на портале regulation.gov.ru. Одна из них снимает с компаний часть обязательств по репатриации экспортной выручки и существенно облегчает гражданам получение денег от нерезидентов на зарубежные банковские счета, вторая — смягчает наказание для физлиц за незаконные валютные операции. Об этом в пятницу, 23 марта, сообщает РБК.

Согласно законопроекту, физические лица — валютные резиденты (все граждане России) смогут без ограничений переводить на счета в зарубежных банках деньги, полученные от нерезидентов. При этом им нужно будет выполнить два условия: банк, где открыт счет, должен находиться на территории государства ОЭСР (35 стран, включая западные) или FATF (35 стран, большей частью совпадающих со странами ОЭСР), а государство, в свою очередь, должно присоединиться к многостороннему соглашению об автоматическом обмене финансовыми данными или иметь двусторонние договоренности с Россией в этой сфере.

Нынешний закон о валютном регулировании разрешает россиянам получать деньги от иностранцев на зарубежные счета в шести случаях, среди которых сдача в аренду иностранной собственности, продажа внешних ценных бумаг, продажа недвижимости или транспортного средства за рубежом, напоминает издание.

Министерство финансов предложило также смягчить требования касательно отчетности по зарубежным счетам физических лиц. Сейчас российские владельцы зарубежных счетов должны каждый год подавать в налоговую отчеты о движении денег по этим вкладам. Минфин готов освободить их от этого требования в случае нахождения счета в банке, который удовлетворяет двум указанным выше условиям. При этом послабление распространится только на счета, куда за год начислили или где на конец года осталось не более 600 тыс. рублей.

Отдельные поправки Минфина предусматривают снижение штрафа за незаконные валютные операции для физлиц с нынешних 75-100% от суммы операции до 20-40%. К таким незаконным операциям, например, относится зачисление денег на иностранный счет физлица в обход российского уполномоченного банка. При этом Минфин предлагает не штрафовать людей, которые в течение 30 дней после зачисления денег на иностранный счет перевели их все на счет в российский банк.

Руководитель проектов адвокатского бюро "Михайлов и партнеры" Александр Нечаев в комментарии изданию отметил, что Минфин серьезно смягчает валютный контроль для физических лиц, но при этом накладывает существенные ограничения.

​Зачем ЦБ прячет отчетность?

На фоне череды громких отзывов лицензий практически незамеченными остались изменения, внесенные Банком России в публикуемую на его сайте отчетность кредитных организаций. Между тем они явно заслуживают внимания.

Изменения произошли в балансовых данных оборотной ведомости (так называемая форма 101), сдаваемой банками и небанковскими кредитными организациями в ЦБ на ежемесячной основе. В частности, инициатива регулятора коснулась расчетных счетов, на которых отражаются остатки средств таких клиентов, как: организации, находящиеся в федеральной собственности (номер счета первого порядка 405); организации, находящиеся в государственной (кроме федеральной) собственности (номер счета первого порядка 406); негосударственные организации (номер счета первого порядка 407); прочие клиентские счета (номер счета первого порядка 408).

В составе указанных счетов первого порядка кредитные организации отражают в своей отчетности более детальную разбивку средств по счетам второго порядка. Например, в составе счетов организаций, находящихся в федеральной или государственной собственности, а также в составе счетов негосударственных организаций остатки дополнительно «разбиваются» в том числе на средства финансовых, коммерческих или некоммерческих организаций. В составе прочих клиентских средств по счетам второго порядка отражаются в том числе остатки индивидуальных предпринимателей, физических лиц, клиентов-нерезидентов и др. (всего более 20 счетов второго порядка).

Совсем недавно Банк России неожиданно решил «свернуть» в публикуемой на его сайте отчетности кредитных организаций вышеуказанные пассивные счета 405—407 до первого порядка. А состав счета 408 ограничить двумя большими группировками — суммой всех балансовых счетов индивидуальных предпринимателей и прочих клиентов (преимущественно юридических и физических лиц — нерезидентов) и суммой всех балансовых счетов физических лиц (в том числе нерезидентов). Иными словами, регулятор убрал детализацию основных клиентских счетов из отчетности, которую банки сами добровольно предоставляют для публикации на сайте ЦБ.

Читайте так же:  У меня фальшивый полис осаго

Еще более примечательно то, как все это регулятор проделал. Изменения были внесены без какого-либо «анонсирования», комментариев или объяснения причин. Коснулись не только последней, но и всей ежемесячной отчетности кредитных организаций на сайте ЦБ за период с 1 октября 2015 года. Никаких соответствующих поправок в положение 385-П («Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации») внесено не было. То есть сам регулятор по-прежнему видит детализацию по основным клиентским счетам банков, однако по каким-то причинам решил скрыть данную информацию от других участников рынка.

При взгляде на состав всех клиентских счетов первого порядка 405—408 в первую очередь в глаза бросается наличие в каждой группе счетов исполнителей государственного оборонного заказа. Вместе с инициативой ЦБ клиентские потоки по данному счету, используемому для осуществления расчетов по гособоронзаказу, отныне затеряются в общей платежной динамике всех остальных клиентов кредитных организаций.

В свою очередь, в составе счетов второго порядка по счету негосударственных организаций (407) и прочих счетов (408) обращают на себя внимание счета для учета средств на проведение выборов и референдумов, средств избирательных фондов. Как и в случае со счетами «оборонки», остатки и обороты по данному счету теперь будут суммироваться с другими клиентскими счетами организаций и физических лиц. И публично проследить активность по «избирательным счетам», например, в предвыборный период будет невозможно.

В составе счетов второго порядка по счету 408 определенный интерес представляют средства индивидуальных предпринимателей (ИП). Средства ИП схожи по экономическому смыслу с текущими счетами физлиц, так как и те и другие подпадают под страховку АСВ. Однако теперь остатки ИП будут сгруппированы с прочими клиентскими счетами (в основном юридических и физических лиц — нерезидентов). Поэтому нельзя будет оценить, например, возможный размер выплат по ним АСВ. Да и в целом активность индивидуальных предпринимателей теперь затеряется на общем фоне прочих клиентских счетов, что создаст трудности для объективной оценки динамики и масштабов клиентской базы в лице малого бизнеса. Также в составе счета 408 отражается целый ряд счетов второго порядка по юридическим и физическим лицам — нерезидентам. Их объединение в общую группу счетов юридических и физических лиц не позволит проследить активность непосредственно по отдельным обязательствам клиентов-нерезидентов.

Пока остается только гадать, преследовал ли ЦБ какую-то цель, внося подобные изменения в размещаемую на его сайте отчетность. Вполне возможно, что никакой «теории заговора» в действиях регулятора искать не следует, а его инициатива имеет, например, исключительно технический или учетный характер. Однако в целом можно констатировать, что как ни старается регулятор отладить канал связи с участниками рынка, его действия в части регулирования и надзора за банковским сектором зачастую оказывают прямо противоположный эффект.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

ФНС: отчетность физических лиц о движении средств по счетам в банке за пределами РФ

Сегодня мы с вами поговорим о сравнительно недавно появившейся обязанности физических лиц - резидентов Российской Федерации отчитываться о движении средств по зарубежным счетам и о произошедших изменениях в порядке предоставления данного отчета. С 01.01.2015 года у физических лиц - резидентов Российской Федерации, в дополнение к уже имеющейся обязанности уведомлять об.

Сегодня мы с вами поговорим о сравнительно недавно появившейся обязанности физических лиц - резидентов Российской Федерации отчитываться о движении средств по зарубежным счетам и о произошедших изменениях в порядке предоставления данного отчета.

С 01.01.2015 года у физических лиц - резидентов Российской Федерации, в дополнение к уже имеющейся обязанности уведомлять об открытии и закрытии счетов за рубежом и изменении их реквизитов, появилась обязанность предоставлять в налоговый орган по месту своего учета Отчет о движении средств по счетам (вкладам), открытым в банках за пределами территории Российской Федерации.
В прошлом году мы публиковали на этом сайте статью об этом нововведении. Однако на тот момент данная обязанность для физических лиц носила скорее декларативный характер, так как не была обеспечена ни утвержденным порядком предоставления Отчета, ни установленными сроками его предоставления, ни формой Отчета и, что немаловажно, отсутствовали какие-либо санкции за не предоставление Отчета.
Первоначально Правительство Российской Федерации планировало распространить на физических лиц - резидентов РФ порядок предоставления Отчета о движении средств, действующий для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но с одним послаблением в виде периодичности сдачи Отчета. В этом случае физических лиц - резидентов РФ ожидала бы сдача Отчета в срок не позднее 30 дней с даты окончания отчетного года и вместе с Отчетом необходимо было бы в обязательном порядке прикладывать копии подтверждающих банковских документов, оформленных в соответствии с валютным законодательством, а это, ни много ни мало, нотариально заверенные копии и нотариально заверенный перевод на русский язык документов, составленных на иностранном языке.
К счастью для физических лиц, Правительство РФ приняло отдельное постановление, регулирующее порядок предоставления Отчета физическими лицами, с более мягкими условиями. Это Постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. N 1365.

Что же мы имеем на сегодняшний день?

Отчет о движении средств необходимо сдавать ежегодно до 1 июня года, следующего за отчетным годом. Но из этого правила есть исключение: если счет за рубежом закрывается до окончания календарного года, Отчет необходимо сдать не позднее одного месяца с даты закрытия счета одновременно с уведомлением о закрытии счета.
При сдаче Отчета не требуется в обязательном порядке прикладывать какие-либо подтверждающие документы, хотя физическое лицо вправе это сделать.
В то же время у налоговой инспекции есть право затребовать у физического лица подтверждающие документы и информацию о зарубежных счетах и операциях по ним, причем в срок уже через семь рабочих дней после получения физическим лицом такого запроса. И если налоговый орган запросит подтверждающие документы, то предоставляться они должны в соответствии с валютным законодательством, а это, как уже говорилось ранее нотариальные копии и нотариально заверенный перевод на русский язык.
Таким образом, учитывая сроки и порядок предоставления подтверждающих документов по запросу налоговых органов, физическому лицу необходимо позаботиться о том, чтобы к моменту сдачи Отчета у него на руках уже имелись все необходимые документы, так как собрать их в срок после получения уведомления из налоговой инспекции может быть довольно затруднительно.

Давайте теперь определимся, кто должен сдавать Отчет о движении средств по зарубежным счетам физических лиц.
Отчет должны сдавать только физические лица, являющиеся резидентами Российской Федерации. При этом понятие «резидент» в данном случае используется исходя из терминов валютного, а не налогового законодательства. Для целей валютного законодательства под резидентами понимаются граждане РФ, кроме постоянно проживающих в иностранном государстве не менее года, а также постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство иностранные граждане и лица без гражданства. При этом в законе «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ не уточняется, в какой момент и при каких условиях происходит смена статуса нерезидента на резидента. По мнению ФНС России, статус нерезидента прерывается при возвращении физического лица на территорию РФ и может быть вновь возвращен только после года непрерывного проживания за рубежом.
Таким образом, если следовать разъяснениям контролирующих органов, то Вы гарантированно не должны сдавать Отчет, если Вы в течение всего года находились за рубежом и ни на день не возвращались на территорию РФ. Если Вы хотя бы один день в течение года провели в России, Вы обязаны подать Отчет .
Если Вы закрыли счет за рубежом в течение года или по счету не было движения, Отчет все равно необходимо сдавать.
Если физическое лицо - резидент владеет счетом совместно с другим физическим лицом -резидентом, то каждое такое лицо предоставляет в налоговый орган по месту своего учета свой Отчет.
За нарушение порядка предоставления Отчета или подтверждающих документов предусмотрен административный штраф до 3000 руб., за повторное нарушение - до 20 000 руб.

Подавая Отчет о движении средств, необходимо помнить, что налоговые органы запрашивают его далеко не из праздного интереса. На основании Отчета и подтверждающих документов налоговые органы планируют контролировать соблюдение валютного законодательства РФ и полноту уплаты налогов, в том числе с доходов, поступивших на зарубежные счета.
Если будет обнаружено, что на зарубежный счет физического лица - резидента зачислялись денежные средства с нарушением валютного законодательства, на физическое лицо может быть наложен штраф от 75 до 100% от суммы такой операции.
«Запрещенными» валютными операциями, в частности, являются:
- получение дохода от продажи недвижимости за рубежом напрямую на зарубежный счет;
- получение доходов от сдачи в аренду имущества за рубежом напрямую на счета в странах, не входящих в такие организации как ОЭСР и ФАТФ. А к таким странам, относятся, например, Черногория, Кипр, Болгария.
Если налоговые органы обнаружат доходы, с которых не был уплачен НДФЛ, например, с процентов по депозиту, физическому лицу придется уплатить сумму НДФЛ, а также штраф и пени.
Учитывая возможные последствия как в случае предоставления Отчета о движении средств, так и в случае его не предоставления, каждое физическое лицо должно самостоятельно оценить свои риски и принять решение о том, будет ли оно отчитываться о движении денежных средств по своим зарубежным счетам или нет, а также о дальнейшей судьбе своих счетов за рубежом. Однако, учитывая грядущее в 2018 году присоединение России к автоматическому обмену налоговой информацией с другими странами и тот факт, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства составляет два года, с этим решением следует поторопиться.

Отдел работы с налогоплательщиками Межрайонной ИФНС России № 4 по РТ