Перейти к содержимому

Пособие по игре на фортепиано в курсе гармонии мясоедов

Пособие по игре на фортепиано в курсе гармонии

Давай поиграем! : учебное пособие для обучения игре на фортепиано детей 4-6 лет.
Давай поиграем! Учебное пособие для обучения игре на фортепиано детей 4 - 6 лет. В данном пособии представлены развлекательные задания, а также игровы.

Методика обучения игре на фортепиано
Курс методики обучения игре на фортепиано. Написано хорошо известным педагогом и музыковедом Советского Союза, профессором Александром Дмитриевичем Ал.

Подбираю на рояле. Практический курс гармонии
Данное пособие по практической гармонии для младших классов рекомендуется использовать как самостоятельный факультативный курс. Также оно может найти.

Теория и методика обучения игре на фортепиано
Пособие посвящено проблеме развития учащегося в процессе фортепианно-исполнительской подготовки. В первой части рассматриваются общие и музыкальные сп.

Крохе-музыканту
Методическое пособие, предназначенное для обучения игре на фортепиано с 4-5 летнего возраста.Весь нотный материал публикуется впервые.Тексты песенок о.

Продам учебники

Svetlaia сказал(-а): 30.04.2014 02:05

Продам учебники

1.Алексеев Гармоническое сольфеджио. Пособие по слуховому анализу.
2.Мясоедова, Мясоедов Пособие по игре на фортепиано в курсе гармонии, 1986.
3. Мясоедов Учебник гармонии, 1980
4.Вахромеев Элементарная теория музыки, 1963.
5. Тюлин, Привано Учебник гармонии, 1986
6.Булучевский Фомин Краткий музыкальный словарь для учащихся, 1975.

Пособие по игре на фортепиано в курсе гармонии

Учебные пособия, задачи по гармонии для консерваторий, училищ
Предлагаемое пособие является приложением к учебнику гармонии А.Н. Мясоедова, 2-е издание которого увидело свет в 1983 г. Этим определяется последовательность в изложении материала, степень трудности упражнений.

Пособие по игре на фортепиано в курсе гармонии

Настоящее пособие по игре на фортепиано упражнений в курсе гармонии задумано авторами как приложение к Учебнику гармонии А. Мясоедова основанному на методике Чайковского — Аренского. Как и учебник, пособие предназначается для использования Педагогами и учащимися теоретических отделений, а также общих курсов гармонии музыкальных училищ. Пособие может быть также использовано и в ряде тем курса гармонии на исполнительских отделениях консерваторий.
Изданные ранее пособия этого же типа С. Максимова и соответствующий раздел задачника Б. Алексеева3 не рассчитаны, как известно, на данную методику и могут быть использованы лишь частично, что и вызвало необходимость составления предлагаемого пособия. Естественно что авторы, стремясь исключить дублирование этих пособий, подробнее разрабатывают разделы, отсутствующие в них, и в очень малой степени касаются тех разделов, которые не связаны с особенностями и отличиями методических принципов (например, раздел «Построение и разрешение аккордов» в задачнике Б. Алексеева).
Отличия настоящего пособия от аналогичной работы С. Максимова заключены не только в следствиях всеступенности или трехступенности, а в более концентрированном, сжатом объеме. Это объясняется тем, что здесь отсутствует все, что касается вопросов: какие расположения возможны, как соединяются аккорды, как делается модуляция, как найти ошибки в гармонизации и т. п., —все то, что подробно рассматривается у С Максимова, поскольку попутно с упражнениями в игре на фортепиано автор излагает и свои методические соображения. Подробное изложение всего этого в нашем пособии оказывается ненужным, так как пособие является частью «трилогии» (учебник, задачник, пособие) одного автора. Методические замечания, данные в главах, касаются лишь некоторых деталей, которые не могли быть учтены в рамках учебника.

Существенно отличается пособие и от переизданного недавно сборника «Упражнения по гармонии за фортепиано» Л. Рудольфа, методические принципы которого близки школе Чайковского — Аренского. К сожалению, он не представляет собой систематического пособия и своей планировкой не отвечает принципу постепенности (см., например, первые же задания на с. 7). Кроме того, при редактировании третьего издания в пособии Л. Рудольфа, по Возможности, «исправлено» все, что связывало его методику с традициями школы Чайковского (например, терминология, обозначения и т. п.).
По существу, пособиями Л. Рудольфа и С. Максимова и исчерпывается учебная литература, посвященная важнейшей форме работы по изучению гармонии. Изданное еще в прошлом веке пособие Г. Конюса значительно устарело. Вместе с тем игра упражнений по гармонии на фортепиано ( нуждается в соответствующих пособиях. Как показывает практика, основной упор делается обычно в процессе занятий на письменные упражнения, игре же и анализу уделяется значительно меньше времени. Возможно, что хорошая «оснащенность» курсов гармонии материалом для письменных работ — задачниками — й является одной из причин крена в этом направлении. Характерно и то, что задачники эти во многом разные. Следовательно, педагогу легко подобрать материал, соответствующий его педагогической индивидуальности и потребностям конкретного курса, который он ведет.
Методические трудности обучения не снимают, однако, необходимости и важности регулярной работы по игре. Важность ее заключается, прежде всего, в слуховом постижении законов гармонии, что, с одной стороны, ценно само по себе для любого музыканта, а с другой стороны — ценно своей чисто практической направленностью. Эта направленность ведет к развитию двух навыков: навыков импровизации и навыков чтения с листа. Последнее обеспечивается координацией «читающего глаза», «слышащего уха» и играющих рук, координацией, которая вырабатывается при регулярных упражнениях в игре на фортепиано в курсе гармонии.
Предлагаемое пособие предусматривает использование его параллельно с названным выше учебником, поэтому план расположения материала в пособии соответствует расположению материала в учебнике по главам. Однако внутри глав пособия расположение материала не всегда соответствует параграфам учебника, так как методически целесообразнее исходить из определенной последовательности видов заданий по игре.

Пособие представляет собой соединение собственно заданий с методической разработкой самой формы работы. В связи с этим в начале каждой главы даются методические пояснения, адресованные в меньшей степени учащимся, а в большей — начинающим
педагогам. Эти пояснения требуют особо внимательного к ним отношения, так как без них в некоторых случаях упражнения могут показаться недостаточно ясными.
Каждое задание должно выполняться только теми средствами, которые уже изучены к моменту, когда оно задается. Однако к заданию данного типа можно вернуться и позже, используя, например, заданные в предыдущих главах ритмические рисунки при изучении последующих тем.
В пособии не случайно используются разнообразные формы предложения заданий. Например, одно задание в конкретных тональностях, другое — в любой мажорной, а третье — в тональностях с определенным количеством знаков и т. п. Каждое конкретное задание является типовым, позволяющим педагогу, варьировать те или иные его компоненты, а также объем. Поэтому, например, в пособии отсутствуют точные повторения заданий от разных звуков. Предполагается, что, если задано что-либо построить, например, от ре-диез, педагог может сколь угодно повторять задания от других звуков. С этим же связано и то, что упражнения неравномерны по объему (одни больше — другие меньше). Необходимость более длинных упражнений обычно вызвана демонстрацией разных способов постановки вопроса.
Однако учащимся и начинающим педагогам рекомендуется варьировать лишь «внешние» параметры: тональности и звуки, от которых предлагается что-либо построить Можно варьировать и объем задания (не в трех тональностях, а в четырех, пяти и т: п.). Изменение же существа задания могут позволить себе лишь опытные педагоги. Учащемуся, например, до изучения закономерностей функциональной логики непонятно, почему ряд трезвучий, требующих соединения глава вторая, задание III, упр. 3), представляет собой именно такую последовательность, а не другую, именно с такими указаниями на расположение и мелодическое положение, а не с другими.

Авторы пособия придают большое значение роли метроритма в освоении гармонических закономерностей! Поэтому особое внимание следует обратить на ритмичное исполнение всех упражнений, которые заданы в определенном ритме. Игра в заданном ритме важна со многих точек зрения. Во-первых, ритм «омузыкаливает» схему аккордов, что делает ее лучше воспринимаемой слухом. Во-вторых, ритмическая организация необходима, так как далеко не все аккорды «безразличны» к своему метроритмическому положению (кадансовый квартсекстаккорд —на сильной доле, проходящие аккорды —на слабых и т. п.).
Одной из особенностей пособия, связанной с традициями школы Чайковского, является введение тональных (диатонических) секвенций с первого же этапа обучения. Подобно тому как у Аренского сразу после задач на трезвучия следуют задачи на тональные секвенции с использованием трезвучий, секвенции даются и в предлагаемом пособии. Это становится возможным, так как в пособии сразу же вводятся трезвучия всех ступеней лада. В пособии С. Максимова, например, для закрепления соединений трезвучий I, IV и V ступеней приходится вводить модулирующую секвенцию, что на данном этапе явно рано. Много хороших мотивов тональных секвенций есть в задачнике Б. Алексеева, но они рассчитаны на более поздние этапы обучения, свидетельством чему, например, задержания в первой же секвенции (см. с. 235, № 1 задачника Б. Алексеева).

Читайте так же:  Квалификационные требования к учителю истории

Авторы считают, что большое количество легких секвенций в пособии позволит дать учащимся элементарные навыки секвенци-рования в самом начале изучения гармонии. Это чрезвычайно важно, так как секвенции в курсе гармонии так же необходимы, как технические этюды при занятии на любом инструменте. Поэтому очень полезно требовать от учащихся умения играть самые разнообразные секвенции. Тональные секвенции надо играть, исполняя все звенья до повторения начального мотива в следующей октаве. Секвенции внутри заданий расположены по нарастанию трудности (количество аккордов, фактура), что позволяет первые образцы использовать на общих курсах, а последние — только у теоретиков.
Авторы надеются, что данное пособие может оказать помощь не только тем, кто в изучении гармонии опирается на традиции школы Чайковского — Аренского, но и тем, кто эту методику использует частично.

Глава первая. Трезвучия в четырехголосном складе
Глава вторая. Соединение трезвучий
Глава третья. Обращения трезвучий
Глава четвертая. Септаккорды
Глава пятая. Альтерация аккордов субдоминантовой группы
Глава шестая. Отклонения и модуляции
Глава седьмая. Неаккордовые звуки.
Глава восьмая. Альтерация аккордов доминантовой группы
Глава девятая. Внезапная модуляция
Глава десятая. Мажоро-минор

Пособие по игре на фортепиано в курсе гармонии мясоедов

Автор: Н. Мясоедова, А. Мясоедов
Год: 1986
Издательство: Музыка
Страниц: 128
Формат: DJVU
Размер: 4,1 МВ
Язык: русский

Предлагаемое пособие является приложением к учебнику гармонии А.Н. Мясоедова, 2-е издание которого увидело свет в 1983 г. Этим определяется последовательность в изложении материала, степень трудности упражнений.

Нет рабочей ссылки? Пишите сюда.

Поделиться книгой в соцсетях:

Просмотров : 2012 | Загрузок : 0 | Рейтинг : 0.0 / 0

Книги по музыке скачать бесплатно

Вспоминаю свои студенческие годы, первые годы работы учителем музыки. Литературы практически не было никакой. Десятка два стандартных учебников по теории музыки, музыкальной литературе, сольфеджио плюс всем известные самоучители, школьные учебники,какие-то рукописные лекции, записки. Необходимый материал находили из всевозможных источников: научные статьи из журналов, чудом выплывающие книги ограниченного тиража, конспекты лекций ВУЗов и училищ. Сейчас мы наблюдаем изобилие литературы на тему музыки и музыкального воспитания. Есть практически все. Ищи и учись. На этой странице я собрал учебники, методические пособия, книги о музыке и музыкантах. Материал взят из открытых источников. Пожалуйста пользуйтесь!

Ю.П.Усов «Учимся играть на баяне самостоятельно» смотреть

Великие композиторы — Жизнь и творчество — Бах — №6 скачать

Великие композиторы — Жизнь и творчество — Моцарт скачать

Музыка, 1 класс, Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., 2007 скачать

Музыка, 1 класс, Поурочные планы, Самигулина В.М., 2005 скачать

Музыка, 1 класс, Челышева Т.В., Кузнецова В.В., 2013 скачать

Б. Л. Цейтлин «Учебное пособие по сольфеджио» формат djvu скачать

П. Г. Чесноков «Хор и управление им» формат PDF скачать

Н. А. Далматов «Музыкальная грамота и сольфеджио» формат djvu скачать

Энциклопедия композиторов формат doc. скачать

И. И. Кирюшин «Интонационно-слуховые упражнения для развития слуха». Формат PDF скачать

Л. В. Михеева «Музыкальный словарь в рассказах» формат doc. скачать

Т.Вахромеева «Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио». формат PDF скачать

Г. Струве «Хоровое сольфеджио» формат doc. скачать

Е.М.Пекерская «Вокальный букварь» формат doc. скачать

П. А. Сергеева, Л. А. Бердникова «Вокально — хоровая работа». формат PDF скачать

Вокальный словарь формат doc. скачать

Н.Римский-Корсаков «Практический учебник гармонии». Формат PDF скачать

И. Челноков «Ты – композитор». Мини-курс скачать

Алексеев Б., Мясоедов А.

В отличие от существующих учебников элементарной теории музыки, рассчитанных главным образом на общие курсы музыкальных училищ, данный учебник соответствует программе специального курса теории музыки для теоретических отделений училищ. Кроме того, он может быть использован и при работе в вузе.

Бережанский П.Н. - "Абсолютный музыкальный слух: сущность, природа, генезис, способ формирования и развития" М. 2000. Изд. Московской консерватории. Имеет патент на изобретение способа формирования и развития абсолютного слуха.

Б.Бородин «Комическое в музыке„ скачать

Дмитревская К. Виктор Калинников. К 100-летию со дня рождения» скачать

Ф.Дутка «Основы нотной графики» скачать

А. Никольский «Формы русского церковного пения» скачать

Фрид Р. «М. И. Глинка. Монографический очерк.» скачать

Ф. фон Гартман «О6 анархии в музыке» скачать

Тито Гобби «Мир итальянской оперы» скачать

Анжелика Гузь «Бытовые танцы эпохи Возрождения» скачать

В.Н Холопова «Биография А.Шнитке» скачать

Ветлугина «Музыкальное воспитание и развитие ребенка» скачать

Д.Храмов «Хор в музыкальных драмах Вагнера» скачать

В.В.Кирюшин «Интонационно-слуховые упражнения» скачать

О.Коловский «Анализ хоровой партитуры» скачать

О.Коловский "О песенной основе хоровых форм в русской музыке" скачать

А.Крылов "О хорах а капелла Чайковского" скачать

Р. Куницкая «О ритме и гармонии в творчестве Оливье Мессиана» скачать

Борис Кушнер «В защиту Антонио Сальери» скачать

Н.Ладухин «Двухголосное сольфеджио» скачать

Левандо П. «Хор классического состава в русской музыке» скачать

С.Ю.Левик «Записки оперного певца» скачать

Анри Лиштанберже «Биография Вагнера» скачать

С.Мальцев и П.Розанов «Учить искусству импровизации» скачать

С.Мальцев «Психология музыкальной импровизации» скачать

Б.Асафьев «Избранные труды» Том.1 скачать

Б.Асафьев «Избранные труды» Том.2 скачать

Иштван Барна “Если бы Гендель вел дневник. » скачать

Байбикова Г. «Обучение студентов технике музыкально-педагогического общения» скачать

А.Белоненко «Георг Гендель» скачать

Кирнарская Д.К. «Музыкальные способности» скачать

«Народное творчество» хрестоматия скачать

Мартынов В.И. «Время и пространство как факторы музыкального формообразования» скачать

Медушевский В. А. "Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки " скачать

А. П. Милка «О христианской символике в двойном каноне И.С. Баха» скачать

Ян Миллер «Шеренга великих композиторов» скачать

В.Недоспасов «Темперамент и восприятие музыки» скачать

Незванов Б. «Сольфеджио на дирижерско-хоров ых отделениях музыкальных училищ» скачать

Пашина О. «Народное музыкальное творчество» скачать

Книга Б.А.Печерского «Мысли о музыке. Афоризмы» скачать

В.И. Петрушин «Музыкальная психология» скачать

Уолтер Пистон «Оркестровка» скачать

Владимир Рабей « Георг Филипп Телеман» скачать

Романовский Н. «Из прошлого русской хоровой культуры» скачать

Романовский Н. «Хоровые сочинения Глинки» скачать

Сабанеев «Музыка после октября» скачать

Самарин В.А. "А.В.Свешников и отечественное хоровое исполнительство" скачать

Д.Шульгин «Неизвестный Шнитке» скачать

Р.Шуман «Жизненные правила для музыкантов» скачать

Н.Симакова «Вокальные жанры эпохи Возрождения» скачать

И.И. Солертинский «ДЖАКОМО МЕЙЕРБЕР» скачать

Н.В. Суров "Стилевые метаморфозы рока« скачать

Н.Теплов „Акробатство в музыке“ скачать

Вахромеев „Элементарная теория музыки“ скачать

О.Кацер „Игровая методика обучения детей пению“ скачать

Т.Камаева, А.Камаев. Чтение с листа на уроках фортепиано скачать

В. Ныркова, Г. Навтиков — „Школа игры на фортепиано для взрослых“ часть 1 скачать

»Аксиология влияния культуры на образование" скачать

«Влияние цивилизации и культуры на образование в современном мире» скачать

«Значение хоровой практики в профессиональной подготовке» скачать

"К вопросу о сущности этномузыкального образования" Л.П. Карпушина скачать

«Культура и образование: к вопросу их взаимодействия на основе исторического опыта.» А.С. Максяшин, скачать

«Песенное наследие народа сегодня: проблемы сохранения и освоения.» Т.В. Шастина, скачать

«Приобщение к искусству по законам искусства» Т.В. Калинина, скачать

«Проблемы влияния западной культуры на формирование менталитета современного поколения молодежи» Т.С. Одинцова, скачать

«Художественное общение как средство формирования духовной культуры младшего школьника»

Читайте так же:  Заявление крымского меджлиса

«Эстетическое отношение детей к прошлому, настоящему и будущему.» А.Ф. Яфальян, скачать

"Адаптация первоклассников к обучению в музыкальной школе" реферат. скачать

Пособие по игре на фортепиано в курсе гармонии мясоедов

Родился в г. Москве. До 1943 г. учился в Детской музыкальной школе им. Гнесиных, в 1948–1951 гг. – на теоретическом отделении Музыкального училища им. М. М. Ипполитова-Иванова (класс В. А. Таранущенко).

В 1956 г. с отличием окончил историко-теоретико-композиторский факультет Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных (класс теории музыки В. А. Таранущенко), в 1960 г. – аспирантуру Московской консерватории (руководитель – В. А. Цуккерман). В 1956-1958 гг. параллельно с учебой в аспирантуре работал музыкальным редактором Московской государственной академической филармонии по залу Дома ученых.

Родился в непрофессиональной, но очень музыкальной семье. Родители – любители-музыканты высокого класса (для отца, например, этюды Шопена не представляли технических сложностей!). С самого раннего детства был окружен музыкой. Кроме него в семье росли брат и четыре сестры. Из шестерых – четверо стали профессиональными музыкантами (виолончелистка, музыковед, дирижер-хоровик и пианистка). Самая старшая и самая младшая сестры – математики, но старшая хорошо пела, а младшая играла на скрипке, примерно на уровне училищных старшекурсников. Брата Николая, дирижера-хоровика, знало пол-Москвы, так как он всю жизнь проработал музыкальным редактором в Доме звукозаписи на Малой Никитской.

В сегодняшней его семье музыкальные традиции не оставлены. Жена, музыковед-теоретик, окончила Московскую консерваторию у В. А. Цуккермана. Оба сына тоже окончили Московскую консерваторию как дирижеры-хоровики у К. М. Лебедева. Старший (Николай) потом стал певцом, окончив также и вокальный факультет у А. А. Большакова, а младший – дирижером, окончив и симфоническое отделение у Д. Г. Китаенко. Старший более десяти лет поет в Германии практически весь баритоновый оперный репертуар. Младший поехал к нему, так как его баховский оркестр, с которым он при переполненном Большом зале консерватории успел сыграть ряд концертов, в том числе баховские си-минорную Мессу, «Страсти по Матфею», «Рождественскую ораторию», (почти все практически бесплатно) так и не смог найти необходимых теперь спонсоров и . уехал.

Профессор.
Кандидат искусствоведения. Дисс.: «Традиции Чайковского в преподавании гармонии» (Московская консерватория, 1976).

Педагогическая деятельность:

В 1958-1960 гг. работал преподавателем музыкально-теоретических предметов Музыкального училища им. Октябрьской революции.

С 1960 г. преподает на кафедре теории музыки Московской консерватории (с перерывом на 1989/90 и 1990/91 учебные годы), с 1972 г. – доцент, с 1993 г. – профессор.

За годы работы Мясоедов вел теоретические предметы практически на всех факультетах, в том числе спецкурсы: методики преподавания гармонии (1965-1989) у музыковедов, сольфеджио у музыковедов и дирижеров-хоровиков (с 1991 г. по настоящее время) и гармонии у дирижеров-хоровиков (с 1996 г. по настоящее время).

В период с 1980 по 1989 гг. принимал участие в спецкурсе гармонии для музыковедов в качестве ассистента профессора Ю. Н. Холопова.

Параллельно в 1960-1974 гг. Мясоедов работал в Музыкальном училище им. М. М. Ипполитова-Иванова, где вел курс специальной гармонии и заведовал теоретическим отделом.

Основной круг интересов – гармония русской музыки. Наряду с ведением «обычных» консерваторских музыкально-теоретических курсов, Мясоедов (в период с 1995 по 2001 гг.) вел спецкурс «гармония русской музыки» у музыковедов в Государственном музыкально-педагогическом институте им. М. М. Ипполитова-Иванова, а также (с 1994 г.) – специально разработанный для регентов курс гармонии на факультете церковного пения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (бывший Православный Свято-Тихоновский Богословский институт).

Музыковеды, окончившие между 1968 и 1992 гг.:

  • Н. Милешина (Сергованцева) – старший научный сотрудник Музея им. М. И. Глинки
  • Мерседес Аростеги – профессор Гаванской консерватории (Куба)
  • И. Кучинская (Минская консерватория)
    и другие

Целый ряд музыкантов-исполнителей прошел через общие курсы гармонии, сольфеджио, полифонии, методики преподавания гармонии и анализа форм в разные годы. Среди них:

  • композиторы: К. Волков, А. Рыбников, Т. Чудова, Л. Кожевникова, Г. Банщиков, Ш. Чалаев, В. Кикта, В. Тарнопольский
  • дирижеры-симфонисты и дирижеры-хоровики: А. Левин, И. Головчин, П. Сорокин, В. Полянский, Г. Струве, А. Варламов, А. Лазарев и другие
  • пианисты: А. Слободяник, А. Писарев, М. Ермолаев (Коллонтай), С. Иголинский
  • струнники: Н. Гутман, А. Князев, К. Родин, А. Мельников, А. Готсдинер, С. Пищугин
  • вокалисты: М. Шутова, Л. Мкртчян

Научные труды. Издания. Публикации

  • Задачи по гармонии (для теоретических отделений музыкальных училищ). М.: Музыка, 1967, 1974 (переработанное и дополненное), 1982, 1994 (дополненное), 2004
  • Учебник гармонии (для теоретических отделений музыкальных училищ). Изд. 1–3. М.: Музыка, 1980, 1983, 2000
  • [То же в переводе на испанский язык]. «Pueblo у Educacion», Куба, 1991
  • Традиции Чайковского в преподавании гармонии. Исследование. М.: Музыка, 1972
  • О гармонии русской музыки (корни национальной специфики). Исследование. М.: Прест, 1998
  • Гармония (учебник для регентов), ч. 1. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1999
  • Гармония (учебник для регентов) [То же, дополненное 2-ой частью]. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 2002
  • Многоголосные диктанты (для музыковедов и хоровиков музыкальных вузов и училищ). М.: Музыка, 2006
  • Ряд статей, брошюр, учебных пособий, в том числе: совместно с Б. К. Алексеевым учебник «Элементарная теория музыки» (М.: Музыка, 1986), совместно с Н. С. Мясоедовой «Пособие по игре на фортепиано в курсе гармонии (М.: Музыка, 1986)

Публикации об этом педагоге:

  • Мастер русской гармонии. К 80-летию Андрея Николаевича Мясоедова / Сост. Т. А. Старостина. М., 2009

Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070113 «Теория музыки»

Требования к уровню освоения дисциплины по каждой форме контроля:

Согласно учебному плану два учебных семестра (V и VII) завершаются экзаменами по курсу Гармония; в конце III семестра предусмотрен контрольный урок; IV и VI семестры завершаются зачетом.

Контрольный урок и зачеты предполагают следующие формы работы:

Гармонизация мелодии, соответствующей пройденной теме;

Игра гармонической последовательности в форме периода с участием пройденных аккордовых средств.

Экзамен в V семестре подводит итог изучению диатонических гармонических средств и неаккордовых звуков. Экзамен состоит из письменной части (гармонизация мелодии) и устного ответа по билетам.

В устный экзамен входит:

Ответ на теоретический вопрос с показом примеров из музыкальной литературы

Гармонический анализ произведения

Практическая часть: игра на фортепиано

Примерный перечень вопросов

Лад. Полная функциональная система. Главные и побочные трезвучия

Голосоведение. Соединение и перемещение аккордов

Гармоническое строение периода. Кадансовый квартсекстаккорд. Доминантсептаккорд

Секстаккорды главных трезвучий

Доминантсептаккорд с обращениями

Септаккорд VII ступени с обращениями. Нонаккорд V ступени

Септаккорд II ступени с обращениями. Нонаккорд II ступени

Побочные септаккорды. Диатонические секвенции

Неаккордовые звуки. Строгие формы

Неаккордовые звуки. Свободные формы

Примеры произведений для анализа: И.С.Бах Прелюдии до мажор, ре мажор из ХТК I тома; Ф.Шопен Прелюдии до минор, ля мажор, си минор; М.Глинка «Не искушай»; П.Чайковский Пьесы из «Детского альбома»; А.Скрябин Прелюдия ор.11 ми мажор.

Задания по игре на фортепиано представлены в билете и выполняются с предварительной подготовкой. Возможные варианты заданий:

игра аккордовой последовательности по цифровке, включающей изученные гармонические средства и содержащей развитую мелодическую фигурацию (неаккордовые звуки)

самостоятельно составить аккордовую последовательность в форме периода с использованием неаккордовых звуков

сыграть диатоническую секвенцию

Экзамен по гармонии в VII семестре также состоит из двух частей. Письменная работа включает гармонизацию мелодии, написанной в простой двух- или трехчастной форме, с интенсивным тональным развитием в среднем разделе (постепенная модуляция в тональность II или III степени родства) и энгармоническим возвращением в исходную тональность на грани середины и репризы. Этот вид работы должен продемонстрировать умение студента уместно использовать разнообразные диатонические и хроматические аккорды и владение мелодической фигурацией.

Читайте так же:  Страховка значение слова

Устный экзамен проводится по билетам, в которых содержится теоретический вопрос, практические упражнения на фортепиано и гармонический анализ.

Примерный перечень вопросов

Общая теория модуляции: виды родства, типы модуляций

Ладовая альтерация. Аккорды альтерированной субдоминанты и доминанты

Отклонение как проявление субсистемной хроматики

Модуляция в первую степень родства

Постепенная модуляция в отдаленные тональности (II, III степени родства)

Ответы на теоретические вопросы сопровождаются показом музыкальных примеров с их кратким анализом.

Примеры произведений для гармонического анализа: Ф.Лист «Утешение» Ре-бемоль мажор, «Лорелея», «Радость и горе», «Как дух Лауры», «Всюду тишина и покой»; Ф.Шопен Мазурки ор.6 №1 и ор.56 № 1, Прелюдия ми мажор, Ноктюрн до минор; Э.Григ «Утро»; П.Чайковский «Погоди!», Ноктюрн до-диез минор.

Задания по игре на фортепиано выполняются с предварительной подготовкой и включают:

игру секвенции на мотив из музыкальной литературы, например, лейтмотив судьбы и лейтмотив шлема из оп. «Кольцо Нибелунга» Р.Вагнера, тема Татьяны из оп. «Евгений Онегин» П.Чайковского, тема лебедей из оп. «Садко» Н.Римского-Корсакова, начальная фраза романса «О нет, молю, не уходи» Рахманинова.

игру постепенной модуляции в тональность третьей степени родства с энгармоническим возвращением в исходную тональность в простой двух- или трехчастной форме по заданному тональному плану. Примеры тональных планов: gis-moll—G-dur; As-dur—h-moll; E-dur—c-moll; c-moll—Fis-dur.

Оценка на экзамене является суммарной: она складывается из баллов, полученных за каждое из выполненных заданий, а также за написанную в VII семестре курсовую работу по гармонии.

По Современной гармонии в VIII семестре учебным планом предусмотрен зачет, который традиционно включает:

Музыкальную викторину, в ходе которой студентам предлагаются образцы музыки, на уроках не звучавшей, но достаточно ярко представляющие тот или иной гармонический стиль или технику композиции. Необходимо как можно точнее и полнее описать свои слуховые впечатления и, если возможно, определить систему музыкального языка данного произведения.

Письменную контрольную работу-тест, включающую 15-20 вопросов по теоретическому материалу.

Также на зачете могут быть оценены письменные творческие работы-эскизы студентов, сделанные ими в процессе изучения отдельных тем.

На специальности «Теория музыки» теоретический ответ по отдельным темам дисциплин Гармония и Современная гармония, а также игра модуляционных построений входит составной частью междисциплинарного экзамена по теории музыки на Итоговой государственной аттестации.

Перечень вопросов, которые выносятся на экзамен ИГА:

Гармония, ее свойства и роль в музыке

Полная функциональная система мажора и минора

Гармонический оборот и музыкальный синтаксис

Каденции: их формообразующая роль, классификация

Общая теория модуляции: степени родства и виды модуляций

Постепенная модуляция в первую степень родства

Энгармоническая модуляция через уменьшенный септаккорд

Ладовая альтерация. Альтерированные аккорды субдоминантовой и доминантовой групп

Неаккордовые звуки, их роль в музыкальной ткани

Отклонение как средство расширения тональности

Модальные системы в XX веке

Эволюция тональной системы в XX веке

Атональность свободная и организованная

Примеры билетов для Государственной аттестации по специальности «Теория музыки»:

Полная функциональная система мажора и минора.

Характеристика исторических этапов становления формы рондо.

Анализ: И.С.Бах. Фуга ми-бемоль мажор, II том ХТК.

Модуляция: ре бемоль мажор – фа мажор.

Общая теория модуляции: степени родства и виды модуляций.

Вариации на остинатные темы.

Анализ: А.П.Бородин «В монастыре».

Модуляция: ля минор – си мажор.

Исторические типы ритмической организации в музыке.

Анализ: Л.Бетховен. Соната № 25, ч.III.

Модуляция: ре мажор – до минор.

Модальные системы в XX веке.

Каденции: их формообразующая роль, классификация.

Анализ: И.С.Бах. Фуга соль мажор, I том ХТК.

Модуляция: ми минор – соль диез минор.

Примечание: первый теоретический вопрос относится к предметам Гармония или Современная гармония, второй вопрос – Анализу музыкальных произведений, Полифонии или Элементарной теории музыки. Анализ предполагает целостный разбор произведения с выявлением композиционных особенностей, своеобразия гармонического языка и обобщением, касающимся жанрово-стилевых черт данного опуса. Заключительным этапом экзамена становится исполнение модулирующего построения в двухчастной репризной форме.

Критерии выставления оценок:

Оценка «5» - теоретические положения изложены грамотно, компактно, артистично;

- точно подобраны и музыкально исполнены на фортепиано иллюстрации к ответу;

- модулирующий период достаточно сложный, содержит мелодическую фигурацию, отлично составлен и сыгран на фортепиано;

- анализ произведения полный, но изложен лаконично, с необходимыми обобщениями.

Оценка «4» - ответы на теоретические вопросы неполные, изложение выстроено недостаточно логично;

- музыкальные примеры исполнены хорошо;

- период не содержит неаккордовых звуков, исполнен с остановками или незначительными ошибками;

- анализ произведения содержит отдельные аналитические выкладки без грамотных выводов.

- речь студента невнятна, ответы на вопросы не выстроены или недостаточно исчерпывающие;

- музыкальные иллюстрации отсутствуют или исполнены нестабильно;

- игра модуляций непрофессиональная, а составленный период не отвечает требованиям гармонической логики;

- анализ демонстрирует недостаточное умение выпускника раскрыть содержание произведения через его композиционные и структурные особенности.

Учебно-методическое обеспечение программы

Учебники и учебные пособия

Абызова, Е. Н. Гармония : учебник / Е. Н. Абызов. – Москва : Музыка, 1996.

Дубовский, И. Учебник гармонии / И. Дубовский, С. Евсеев, И. Способин, В. Соколов. – Москва : Музыка, 2002.

Мясоедов, А. Н. Учебник гармонии. 2-е изд. / А. Н. Мясоедов. – Москва : Музыка, 1983.

Алексеев, Б. К. Задачи по гармонии.

Берков, В., Степанов, А. Задачи по гармонии.

Зелинский, В. Курс гармонии в задачах. Диатоника.

Можжевелов, Б. Мелодии для гармонизации.

Мясоедов, А. Задачи по гармонии.

Сборники упражнений по игре на фортепиано

Мясоедова, Н. Пособие по игре на фортепиано в курсе гармонии / А. Мясоедова, А. Мясоедов. – Москва : Музыка, 1986.

Соловьева, Н. Упражнения на фортепиано в курсе гармонии / Н. Соловьева. – Москва : Сов. Композитор, 2002.

Пособия по гармоническому анализу

Берков, В. Пособие по гармоническому анализу. 2-е изд. / В. Берков. – Москва : Музгиз, 1960.

Привано, Н. Хрестоматия по гармонии. Ч. 1, 2, 3. / Н. Привано. – Москва : Музыка, 1972.

Скребкова, О. Хрестоматия по гармоническому анализу. 5-е изд. / О. Скребкова, С. Скребков. – Москва: Музыка, 1978.

Холопов, Ю. Гармонический анализ. В 3-х частях. Ч. I. / Ю. Холопов. – Москва : 1996 ; Ч. II. – Москва, 2001.

Бершадская, Т. Лекции по гармонии / Т. Бершадская. – Ленинград : Музыка, 1978. – 200 с.

Музыкальный энциклопедический словарь. – Москва : Сов. Энциклопедия, 1990. – 672 с.: илл.

Мюллер, Т. Гармония / Т. Мюллер. – Москва : Музыка, 1976. – 286 с., нот.

Мясоедов, А. О гармонии русской музыки (корни национальной специфики) / А. Мясоедов. – Москва : Прест, 1998. – 141 с., нот.

Степанов, А. Методика преподавания гармонии / А. Степанов. – Москва : Музыка, 1984. – 135 с., нот.

Гуляницкая, Н. С. Введение в современную гармонию / Н. С. Гуляницкая. – Москва, 1982.

Дьячкова, Л. С. Гармония в музыке XX века / Л. С. Дьячкова. – Москва, 1994.

История зарубежной музыки. XX век. – Москва : Музыка, 2007.

Когоутек, Ц. Техника композиции в музыке XX века / Ц. Когоутек. – Москва, 1976.

Теория современной композиции. – Москва : Музыка, 2007.

Коробова, А. Г. Диспозиция вербального текста в 3-ей части Симфонии Л. Берио // Приношение музыке XX века : борник научных статей. – Екатеринбург : УГК, 2003.

Кром, А. Стив Райх и «классический минимализм» 1960-х – начала1970-х годов // Музыкальная академия. № 3. – 2002.

Мешкова, А. «Академический авангард» и «массовая музыка» : движение навстречу // Приношение музыке XX века : сборник научных статей. – Екатеринбург : УГК, 2003.

Поздеева, Р. Преподавание гармонии XX века в музыкальном училище. Из опыта работы // Приношение музыке XX века : сборник научных статей. – Екатеринбург : УГК, 2003.

Поспелов, П. Минимализм и репетитивная техника // Музыкальная академия. №4 – 1992.

Розен, А. Критический взгляд на историю электронной музыки // Музыкальная академия. №4. – 2000.

Теория музыки. Программа для специальности 070101 «Инструментальное исполнительство». – Екатеринбург : УГК, 2005.

Чередниченко, Т. Музыкальный запас. 70-е : проблемы, портреты, случаи. – Москва , Новое литературное обозрение, 2002.