Перейти к содержимому

Пособие по инвалидности в беларуси

Пенсии инвалидам

Актуальная информация о размере социальных, а так же минимальных трудовых пенсий инвалидам в Беларуси.

С размер пенсий инвалидам составляет:

Социальных пенсий инвалидам:

  • инвалидам I группы, в том числе инвалидам с детства –
  • инвалидам с детства II группы –
  • инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства) –
  • инвалидам III группы, в том числе инвалидам с детства –
  • детям-инвалидам в возрасте до 18 лет при степени утраты здоровья:
  • первой –
  • второй –
  • третьей –
  • четвертой –

Минимальной трудовой пенсии по инвалидности:

  • инвалидам I и II группы –
  • инвалидам III группы –

Надбавок к пенсиям по инвалидности:

  • инвалидам I группы –
  • одиноким инвалидам II группы, нуждающимся по заключению МРЭК или ВКК в постоянной посторонней помощи, а также пенсионерам 80-летнего возраста –

Социальные пенсии могут получать инвалиды, которые не получают трудовых пенсий по инвалидности.

Размер социальных пенсий инвалидам устанавливается исходя из бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ) за два последних квартала: [∗] статья 73 Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении"

  • инвалидам I группы, в том числе инвалидам с детства - 110 % БМП;
  • инвалидам с детства II группы - 95 % БМП;
  • инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства) - 85 % БМП;
  • инвалидам III группы, в том числе инвалидам с детства - 75 % БМП;
  • детям-инвалидам в возрасте до 18 лет при степени утраты здоровья:
    • первой - 80 % БМП;
    • второй - 85 % БМП;
    • третьей - 95 % БМП;
    • четвертой - 110 % БМП.

Размер трудовой пенсии по инвалидности устанавливается исходя из среднемесячного заработка. Однако такая пенсия не может быть меньше указанного минимального размера.

Размер минимальной трудовой пенсии по инвалидности, а также надбавок этой пенсии устанавливается исходя из минимальной пенсии по возрасту, которая в свою очередь устанавливается исходя бюджета прожиточного минимума (БПМ): [∗] статья 31 Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении"

  • минимальная пенсия инвалидам I и II группы – 100 % минимальной пенсии по возрасту (25 % БПМ);
  • минимальная пенсия инвалидам III группы – 50 % минимальной пенсии по возрасту (12,5 % БПМ);
  • надбавка инвалидам I группы – 100 % минимальной пенсии по возрасту (25 % БПМ);
  • надбавка одиноким инвалидам II группы, нуждающимся по заключению МРЭК или ВКК в постоянной посторонней помощи, а также пенсионерам 80-летнего возраста – 50 % минимальной пенсии по возрасту (12,5 % БПМ).

Социальных пенсий инвалидам:

  • инвалидам I группы, в том числе инвалидам с детства –
  • инвалидам с детства II группы –
  • инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства) –
  • инвалидам III группы, в том числе инвалидам с детства –
  • детям-инвалидам в возрасте до 18 лет при степени утраты здоровья:
  • первой –
  • второй –
  • третьей –
  • четвертой –

Минимальной трудовой пенсии по инвалидности:

  • инвалидам I и II группы –
  • инвалидам III группы –

Надбавок к пенсиям по инвалидности:

  • инвалидам I группы –
  • одиноким инвалидам II группы, нуждающимся по заключению МРЭК или ВКК в постоянной посторонней помощи, а также пенсионерам 80-летнего возраста –

В Беларуси инвалидность будут определять в процентах

Систему определения инвалидности планируется изменить в Беларуси. Зачем это делают и что это будет?

Министерство труда и соцзащиты изучит возможность внедрения персонального бюджета соцуслуг для людей с инвалидностью, а совместно с Минздравом — возможность введения процентной системы определения инвалидности в соответствии с международной классификацией. Что это значит для людей с инвалидностью?

«Будет изучаться возможность внедрения процентной системы определения инвалидности в соответствии с международной классификацией», — сообщила на днях министр труда и социальной защиты Ирина Костевич.

Такая система, по ее словам, позволит более индивидуально подойти к каждому инвалиду с точки зрения предоставления социальных услуг и трудоустройства.

Белорусская система определения инвалидности слишком формализована

Правозащитники уже давно ждали качественных изменений в оценке степени утраты здоровья, отметил в комментарии для Naviny.by заместитель председателя Белорусского общества инвалидов, руководитель Офиса по правам людей с инвалидностью Сергей Дроздовский.

«Более 15 лет организации, которые защищают права людей с инвалидностью, продвигают систему, основанную на процентной оценке степени инвалидности. В 2000 году ВОЗ ввела международную классификацию, которая в Беларуси используется частично. Мы настаиваем на том, чтобы система использовалась более широко, потому что классификатор описывает все возможные известные нарушения, барьеры и формы участия человека с инвалидностью в каждой из сфер жизнедеятельности — рабочей, образовании, спорте, культуре», — сказал правозащитник.

Он отметил, что существующее теперь деление инвалидности на три группы имеет ряд недостатков, которые касаются, прежде всего, качества социальной защиты.

Действительно, два человека, имеющие одинаковую группу инвалидности, могут находиться в совершенно разных состояниях. Например, активный колясочник, которым, к слову, является и Сергей Дроздовский, и парализованный человек после инсульта. В обоих случая это первая группа инвалидности, но услуги этим людям нужны совершенно разные.

Так, в Беларуси инвалиды первой группы имеют право на бесплатный проезд в общественном транспорте, однако редко кто из них этим правом пользуется. При этом инвалиды третьей группы, которые как раз чаще всего ездят на общественном транспорте, такой льготы не имеют.

Или другой пример. Государство компенсирует расходы на одноразовые подгузники только инвалидам первой группы, однако в них нуждается много инвалидов, которые имеют другую группу, или даже те, у кого по различным причинам группа не установлена.

У кого-то почти половина пенсии уходит на подгузники, а другие, кому подгузники положены бесплатно, не хочет ими пользоваться. Многим мужчинам больше подходят наружные катетеры. Стоимость подгузников сопоставима с ценой катетеров, то есть для государства расходы не увеличатся, а инвалиду было бы комфортнее. Однако законом предусмотрены только бесплатные подгузники.

«Конечно, обосновано, что люди, имеющие более тяжелую первую группу инвалидности, имеют больше помощи со стороны государства. Однако наша система льгот слишком формализована, ориентируется на групповой подход», — отметил Дроздовский.

Таким образом, более точное определение группы инвалидности необходимо и для более точного определения потребностей людей с инвалидностью: «Выражение в процентах вполне приемлемо. И многие страны перешли к этой системе от трехгрупповой формы определения инвалидности».

Инвалидность — это обязанность?!

В Беларуси для определения степени инвалидности в настоящее время оцениваются восемь показателей ограничения жизнедеятельности, в том числе ограничения в передвижении, ориентации, способности общаться и так далее. По каждому из них комиссии оценивают потери в процентах, потом они складываются и интегрируются по группам.

По мнению Сергея Дроздовского, определение степени инвалидности в процентах «не является для нас какой-то революцией».

«Сложности будут, но катастрофы для нашей экспертизы не случится. Другое дело, что формально переписать группы инвалидности в проценты нет смысла. Необходимо уточнить потребности каждого человека персонально и выстроить систему социальной защиты, опеки, необходимых услуг адекватно потребностям. Если не наделить человека самостоятельностью в определении потребностей через выбор имеющихся услуг, способов реабилитации и так далее, это будет косметическая реформа», — подчеркнул руководитель Офиса по правам людей с инвалидностью.

Сергей Дроздовский отметил, что сталкивается с патерналистским отношением в системе здравоохранения к людям с инвалидностью: «У меня был разговор с представителем ведомства, в ходе которого я отметил, что человек может отказаться от любой формы рекомендаций со стороны МРЭК или других органов и, в конечном счете, от инвалидности. В ответ услышал, что такого права я не имею. Получается, инвалидность — это не мое право на социальную защиту, а повинность и обязанность».

А не станет ли после реформы хуже?

Для многих наличие группы инвалидности является принципиальным моментом, потому что статус инвалида дает возможность приобретать лекарства по льготным ценам. Особенно это значимо, если речь идет о медикаментах, которые являются жизненно необходимыми и принимаются постоянно.

При этом правозащитники сталкиваются с тем, что людям снижают группу инвалидности по субъективным обстоятельствам: «Например, люди обращаются за рекомендацией по трудоустройству, а им отвечают, что ее дадут взамен изменения второй группы инвалидности на третью».

«Но решения должны проводиться в пользу человека с инвалидностью, — сказал Сергей Дроздовский. — Самое главное опасение с нашей стороны, чтобы идея провести реформу определения инвалидности не привела к откату — потере степени защищенности нуждающихся в ней людей».

Чтобы минимизировать такую опасность, властям необходимо наладить диалог с общественными организациями, которые занимаются адвокатированием людей с инвалидностью, считает Сергей Дроздовский. Он отметил, что нередко решения, касающиеся людей с инвалидностью, принимаются без участия самих людей с инвалидностью.

Читайте так же:  Детские пособия липецк телефон

«Пока мы не видели ни одного проекта, который бы определил, что за реформа будет в определении инвалидности. В любом случае, мы хотели бы стать участниками обсуждения еще до того, как изменения будут утверждены», — подытожил Сергей Дроздовский.

Минский городской исполнительный комитет
220030, Минск, проспект Независимости 8

  • Власть
    • Республиканские государственные органы
      • Комитет государственного контроля Республики Беларусь
      • Управление КГБ по г.Минску и Минской области
      • Прокуратура города Минска
      • Управление Следственного комитета Республики Беларусь по г. Минску
      • Инспекции МНС Республики Беларусь по городу Минску
      • Минское городское управление МЧС
      • Минский городской комитет природных ресурсов
        и охраны окружающей среды
      • Минское городское агентство по государственной регистрации
      • Минский городской центр гигиены и эпидемиологии
      • Главное статистическое управление города Минска
      • Минское городское управление по надзору
        за рациональным использованием ТЭР
      • Минское городское управление Фонда социальной защиты
      • Представительство Республиканского центра по оздоровлению
        и санаторно-курортному лечению населения
      • Управление Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь по г.Минску
    • ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
    • Мингорсовет депутатов
    • Депутаты Палаты представителей от г. Минска
    • Члены Совета Республики Национального собрания от г. Минска
    • ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
    • Мингорисполком
    • Руководство Мингорисполкома
    • Структурные подразделения Мингорисполкома
      • Комитеты
      • Управления
      • Главное управление внутренних дел
    • Администрации районов г. Минска
      • Заводской район
      • Ленинский район
      • Московский район
      • Октябрьский район
      • Партизанский район
      • Первомайский район
      • Советский район
      • Фрунзенский район
      • Центральный район
    • СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
    • Минский городской суд
    • Экономический суд города Минска
    • ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ
    • Предприятия и организации
  • Администрации районов Минска
    • Заводской район
    • Ленинский район
    • Московский район
    • Октябрьский район
    • Партизанский район
    • Первомайский район
    • Советский район
    • Фрунзенский район
    • Центральный район
  • О Минске
    • Устав города
    • Символика
    • История города
    • Руководители города с 1879 года
    • Общие сведения
    • Почетные граждане
    • Минчане года
    • Города-побратимы
    • Знаменательные даты
    • Фотогалерея
    • Видеоролик о г.Минске
    • Экскурсионный путеводитель
  • Одно окно
    • «Одно окно» Мингорисполком
    • «Одно окно» Заводской район
    • «Одно окно» Ленинский район
    • «Одно окно» Московский район
    • «Одно окно» Октябрьский район
    • «Одно окно» Партизанский район
    • «Одно окно» Первомайский район
    • «Одно окно» Советский район
    • «Одно окно» Фрунзенский район
    • «Одно окно» Центральный район
  • Обращения
    • Форумы
    • Электронные обращения
    • Запись на прием к главам администраций районов г. Минск
    • Нормативные документы
    • График «прямых телефонных линий»
    • Графики приема граждан и юридических лиц
    • Ответы на электронные обращения, носящие массовый характер
  • Объявления
    • Конкурсы
    • Аукционы
    • Аренда помещений
    • Закупки
    • Все объявления
  • Поиск

Комитет по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома ул. Маяковского 22/2, кабинет 201, г. Минск
тел.: +375 17 2237095

Пенсии по инвалидности назначаются независимо от причины инвалидности при наличии следующего стажа работы ко времени наступления инвалидности или обращения за пенсией:

Лицам, ставшим инвалидами до достижения 20 лет в период работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности или после ее прекращения, пенсии назначаются независимо от наличия стажа работы.

Инвалидам I, II групп, которые не имеют достаточного для назначения полной пенсии стажа работы, назначается пенсия по инвалидности при неполном стаже работы.

К пенсии по инвалидности устанавливается надбавка на уход:

  • инвалидам I группы - 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту;
  • одиноким инвалидам II группы, нуждающимся по заключению медико-реабилитационной комиссии (МРЭК) или врачебно-консультационной комиссии (ВКК) в постоянной посторонней помощи, а также пенсионерам, достигшим 80-летнего возраста, - 50 процентов минимального размера пенсии по возрасту.

При наличии права на надбавку на уход по двум основаниям, надбавка начисляется по одному из них.

Статьей 68 Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении" предусмотрены основания для повышения пенсии.

В статье 39 Закона Республики Беларусь "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий" перечислены основания для получения надбавки к пенсии.

При обращении за назначением пенсии заявитель предъявляет документ, удостоверяющий личность, возраст, место жительства и гражданство (паспорт гражданина Республики Беларусь, справку установленной формы, выдаваемую органом внутренних дел по месту жительства в замен утерянного паспорта, вид на жительство иностранного гражданина или лица без гражданства).

К заявлению о назначении пенсии по инвалидности должны быть приложены:

  • документы, подтверждающие стаж работы: трудовая книжка, свидетельства о рождении детей, военный билет, документы об обучении в дневной форме получения образования в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также в аспирантуре, клинической ординатуре, докторантуре, справка о периоде получения пособия по безработице и т.д. (периоды, засчитываемые в стаж для назначения пенсии указаны в статье 51 Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении"), а при необходимости, подтверждающие специальный стаж работы(справки установленной формы);
  • справка о заработке за последние 22 года подряд стажа работы (для граждан, назначающих пенсию в 2016 году);
  • страховое свидетельство государственного социального страхования (для лиц, работавших после 1 января 2003 года).

В необходимых случаях представляются:

  • документы, удостоверяющие право заявителя на надбавку и (или) повышение пенсии;
  • справка жилищно-эксплуатационной организации или сельского (поселкового) Совета депутатов о составе семьи (для решения вопроса о признании заявителя одиноким);
  • документы о присвоении почетного звания "Мать-героиня";
  • документ, содержащий сведения о не назначении ежемесячной страховой выплаты по законодательству об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - ежемесячная страховая выплата) - в отношении лиц, имеющих право на ежемесячную страховую выплату;
  • документ, содержащий сведения о нахождении инвалида на государственном обеспечении.

Пенсии по инвалидности в Беларуси

Пенсия по инвалидности в Беларуси представляет собой ежемесячно выплачиваемую в виде пособия сумму. На неё имеют права граждане, получившие в медицинских органах документы, удостоверяющие их частичную или полную нетрудоспособность.

Узнать подробнее правила въезда в РБ можно на нашем сайте.

Инвалиды и инвалидность

Под инвалидами понимаются граждане, психическое или физическое состояние которых не даёт им возможность совершать полноценную трудовую деятельность и зарабатывать достаточно средств, чтобы вести достойную жизнь.

Инвалид — это статус, который могут присвоить на время или навсегда. Срок зависит от возможности или невозможности избавиться от патологии, приведшей к нетрудоспособности. Решение, на какое время наделить гражданина данным статусом, принимает МРЭК — медико-реабилитационная экспертная комиссия, состоящая из врачей.

Если человеку присвоили пожизненный статус, он освобождается от необходимости ежегодно посещать комиссию с целью проверки состояния своего здоровья. Если гражданин получает статус на определённый срок, по его истечении, необходимо снова явиться в МРЭК для проверки физического состояния.

О Жизни инвалида в Беларуси подробнее можно узнать из видео, представленном ниже.

В Республике Беларусь, если инвалид достиг пенсионного возраста, отпадает необходимость в его переосвидетельствовании, как инвалида.

Процессы определения инвалидности

Если у гражданина РБ есть основания для получения статуса инвалида, для официального его получения он должен пройти два этапа:

  1. Врачебная экспертная комиссия должна обследовать заявителя на предмет наличия у него заболеваний и отклонений от нормы, мешающих совершать трудовую деятельность. Комиссия также ставит перед собой задачу по выявлению причин возникновения заболевания и возможности его лечения, вплоть до полного выздоровления. Исходя из полученных результатов, гражданину присваивается статус инвалида на определённый срок или пожизненно. Если МРЭК определила, что заболевание подлежит излечению, помимо присвоения статуса, назначается дата, к которой инвалид должен пройти повторное обследование и новое освидетельствование.
  2. Получив медицинское заключение, инвалид должен обратиться в органы социальной защиты. Именно этот орган занимается назначением пенсионных пособий нетрудоспособным и частично трудоспособным гражданам. Для того чтобы определиться с суммой, служащим органа нужны следующие данные:

Установление инвалидности является необходимым условием назначения пенсии по инвалидности.

  • медицинское освидетельствование о состоянии здоровья обратившегося;
  • каков трудовой стаж заявителя;
  • какие доходы получал заявитель в предыдущие годы.

На основе, представленной в органы соцзащиты информации, гражданину назначается пенсия определённого размера.

Читайте так же:  Оплата осаго в 1с

Подробнее об основаниях для инвалидности

Нетрудоспособность может иметь различные причины. Одни граждане уже рождаются неспособными работать. Это инвалиды с детства. Другие утратили способность выполнять трудовую деятельность уже в процессе жизни. Есть несколько оснований, которые используются при признании гражданина инвалидом. Это:

  • врождённые отклонения, в здоровье или появившиеся ещё до совершеннолетия;
  • увечья, полученные не на работе и общие отклонения в физическом состоянии;
  • заболевания профессионального характера либо увечья, полученные в результате выполнения трудовых обязанностей.

Основные критерии инвалидности

Берётся также во внимание и степень утраты здоровья у обратившегося человека. Предусмотрено три группы инвалидности. Решение, какую именно назначить обследуемому, принимает МРЭК.

Ранее группы инвалидности разделялись на рабочие и те, получив которые человек не мог заниматься никакой деятельностью, приносящей доходы. На сегодняшний день такое распределение признано неправомерным и ущемляющим права граждан. Даже инвалиды вправе решать, трудиться им и получать доходы или отказаться от такой возможности и жить на пособие от государства.

Какая зарплата в Беларуси можно узнать на нашем сайте.

Если увечье получено на работе

Пенсии инвалидам, назначаемые по причине увечий и заболеваний, полученных на работе, не привязываются к трудовому стажу и никак от него не зависят. Если гражданин стал инвалидом, заболев общим заболеванием, рассчитывать на назначение пенсии он может только при наличии, хотя бы небольшого стажа. Приведём таблицу:

Пенсия по инвалидности в Беларуси

Пенсия по инвалидности - это ежемесячно выплачиваемое инвалидам денежное пособие.

Под инвалидом в Республике Беларусь, в данном случае, понимается лицо, физическое или психическое состояние которого создает препятствие для полноценного участия в трудовой деятельности. Состояние инвалидности определяется медико-реабилитационной экспертной комиссией (МРЭК). Статус инвалида может присваиваться пожизненно или на период до следующего переосвидетельствования. Следует заметить, что переосвидетельствование инвалидов пенсионного возраста не производится.

Как правило, при наличии нарушений здоровья, дающих право на получение статуса инвалида и, соответственно, пенсии – гражданину придется пройти через два разных по содержанию процесса:

Первый – оценка состояния здоровья экспертной врачебной комиссией. Ее главная цель – установление болезней или увечий, существенно ограничивающих работоспособность. Перед этой же комиссией стоит задача определить причины возникновения нарушения здоровья и возможность выздоровления в перспективе. На основании врачебного заключения человек признается инвалидом, пожизненно или на определенный период. При предполагаемой возможности излечения – устанавливается срок прохождения повторной врачебной комиссии. Признанным инвалидами пожизненно – дополнительного подтверждения статуса более не требуется.

Затем наступает очередь органов соцзащиты. На основании полученной (в том числе из медицинского заключения) информации о тяжести нарушения здоровья и их причинах, а также других сведений: о трудовом стаже, предыдущих заработках, правах на льготы и дополнительные выплаты, принимается решение о назначении инвалиду пенсии и производится расчет ее размеров.

Основанием для признания инвалидности может быть:

  • профессиональное заболевание или увечье, полученное при трудовой деятельности;
  • заболевание общего характера или увечье не связанное с работой;
  • инвалидность с детства – т.е. признание инвалидности до наступления совершеннолетия.

В зависимости от степени утраты здоровья выделяют три группы инвалидности. Назначение соответствующей группы также устанавливаются МРЭК.

На практике часто утверждается существование рабочих и нерабочих групп инвалидности. В настоящий период это не считается правомерным. Инвалиды любой группы имеют право на труд и социальную поддержку государства при поиске рабочего места.

Назначение пенсии по инвалидности не зависит от времени и причин ее наступления.

Пенсии, ставшим инвалидами вследствие профессионального заболевания или трудового увечья, назначаются независимо от стажа работы.

Получение пенсии по инвалидности в результате общего заболевания становится возможным при наличии стажа работы на момент наступления инвалидности: от 1 года для не достигших 23 лет, до 15 лет – для лиц старше 61 года.

При наступлении инвалидности по причине общего заболевания лицам, не достигшим 20 лет, пенсия назначаются независимо от стажа работы.

Инвалидам первой и второй групп вследствие общего заболевания, которые не имеют достаточного для назначения полной пенсии стажа работы, назначается пенсия по инвалидности при неполном стаже.

В Беларуси определены следующие размеры пенсии по инвалидности при наличии трудового стажа:

  • инвалидам 1 группы — 75% от среднемесячного заработка;
  • инвалидам 2 группы — 65%;
  • инвалидам 3 группы — 40%.

Величина минимальной пенсии по инвалидности равняется: для 1 и 2 групп — 100% размеру минимальной пенсии по возрасту; по 3 группе — 50%.

При неполном стаже работы пенсия по инвалидности начисляется в размере пропорциональном стажу, но не менее 100% от минимальной пенсии по возрасту — инвалидам 1 группы, 50% — инвалидам 2 группы. При 3 группе инвалидности пенсии при неполном стаже работы не назначаются.

Не имеющим права на трудовую пенсию инвалидам, выплачиваются социальные пенсии. Определены следующие размеры такого рода пенсий:

  • инвалидам 1 группы, инвалидам с детства 1 и 2 групп — 150%;
  • инвалидам 2 группы — 100%;
  • инвалидам 3 группы — 50% от величины минимальной пенсии по возрасту.

Для иллюстрации состояния системы пенсионного обеспечения инвалидов, приводим статистические данные Минского горисполкома о средних размерах пенсий для разных категорий инвалидов в 2017-2018 гг., в бел.руб.:

Пенсии и пособия

КОНСУЛЬТАЦИЯ: актуальные вопросы пенсионного обеспечения граждан

Важнейшей составляющей системы социальной защиты является пенсионное обеспечение. Основная цель пенсионного обеспечения – обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы, предоставление пенсионных выплат нетрудоспособным гражданам и периодическое повышение их размеров с учетом роста доходов работников.

Гарантированное Конституцией Республики Беларусь право на пенсионное обеспечение реализуется через

Законом закреплены условия предоставления трудовых пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой. Законодательством предусматривается возможность назначения отдельным категориям граждан досрочных пенсий по условиям труда или социальным основаниям.

Право на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях имеют мужчины при общем стаже работы не менее 25 лет, женщины при общем стаже работы не менее 20 лет при достижении общеустановленного пенсионного возраста:

  • в 2016 году: мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет;
  • в 2017 году: мужчины — 60 лет 6 месяцев, женщины — 55 лет 6 месяцев;
  • в 2018 году: мужчины — 61 года, женщины — 56 лет;
  • в 2019 году: мужчины — 61 года 6 месяцев, женщины — 56 лет 6 месяцев;
  • в 2020 году: мужчины — 62 лет, женщины — 57 лет;
  • в 2021 году: мужчины — 62 лет 6 месяцев, женщины — 57 лет 6 месяцев;
  • в 2022 году и последующие годы: мужчины — 63 лет, женщины — 58 лет.

Обязательным условием для реализации права на трудовую пенсию по возрасту и трудовую пенсию за выслугу лет (статьи 11-13,15,24,47-49-2 Закона) является наличие стажа работы (иной деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – страховой стаж). Для назначения трудовой пенсии по возрасту и за выслугу лет требуется наличие страхового стажа:

  • в 2016 году – 15 лет 6 месяцев;
  • в 2017 году – 16 лет;
  • в 2018 году – 16 лет 6 месяцев;
  • в 2019 году – 17 лет;
  • в 2020 году – 17 лет 6 месяцев;
  • в 2021 году – 18 лет;
  • в 2022 году – 18 лет 6 месяцев;
  • в 2023 году – 19 лет;
  • в 2024 году – 19 лет 6 месяцев;
  • в 2025 году и последующие годы — 20 лет.

Для назначения досрочных пенсий по возрасту родителям детей — инвалидов (инвалидов с детства); многодетным матерям, родившим пять и более детей; инвалидам с детства; инвалидам войны; матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы, лилипутам и карликам (статьи 17-22 Закона) требуется 5 лет страхового стажа (при выполнении других условий, предусмотренных законодательством).

С 1 августа 2017 г. Указом Президента Республики Беларусь от 29 июня 2017 г. № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан» предоставлено право на трудовую пенсию по возрасту при 10 годах страхового стажа лицам, которые длительное время осуществляли социально-значимые виды деятельности и по этой причине не смогли сформировать требуемый стаж.

В частности, пенсия по возрасту при наличии страхового стажа не менее 10 лет (но менее требуемых для назначения пенсии по возрасту на общих основаниях) назначается гражданам, имеющим общий стаж работы не менее 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин. При такой же продолжительности страхового стажа – 10 лет – пенсия по возрасту назначается гражданам, которые длительное время (не менее 10 календарных лет, без учета времени нахождения в социальном отпуске по уходу за детьми) проходили военную службу (службу в военизированных организациях), но не приобрели права на пенсию по нормам Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований», и имеют общий стаж работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.

Читайте так же:  Образец заявления регистрации ооо

В общий стаж, кроме периодов работы (иной деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов включаются также периоды, предусмотренные частью второй статьи 51 Закона (в частности, служба в Вооруженных Силах СССР, Республики Беларусь, время ухода за детьми в возрасте до 3-х лет (но не более 9 лет в общей сложности), период ухода за инвалидом 1 группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постоянном уходе, период получения в дневной форме получения образования профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, получения пособия по безработице, но не более 6 месяцев в общей сложности и др.).

Продолжительность общего стажа влияет также на размер пенсии. Максимально учитываемая продолжительность общего стажа составляет 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин.

Для реализации права на трудовую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца установлены льготные требования по стажу работы инвалида или кормильца (в том числе по страховому стажу).

При назначении трудовой пенсии в 2018 году она исчисляется из заработка за последние 24 года подряд стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы. При этом в периодах работы, предпринимательской деятельности учитывается фактический заработок (доход), а за периоды иной деятельности (иные периоды), которые включены в стаж (часть вторая статьи 51 Закона) в качестве фактического заработка в расчет принимается 40 процентов средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы.

Ежегодно период для исчисления заработка увеличивается на 1 год, до фактически имеющегося у лица, обратившегося за пенсией, стажа работы. То есть в 2019 году он будет составлять 25 лет, в 2020 году – 26 лет и т.д. Заработок ограничивается четырехкратной средней заработной платой в республике (ИКЗ=4), а с 2016 года – пятикратной средней заработной платой в республике (ИКЗ=5) для лиц со стажем 36 лет и более у мужчин и 31 год и более у женщин.

Минимальные гарантии

Минимальный размер трудовой пенсии по возрасту установлен в размере 25 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь за два последних квартала (статья 23 Закона).

Минимальный размер трудовой пенсии по инвалидности I и II групп установлен в размере 100 процентов, по III группе — 50 процентов, матерям-героиням (независимо от группы инвалидности) — 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту (статья 31 Закона).

Минимальный размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца установлен в размере 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту, детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот (при условии неполучения в связи со смертью родителя ежемесячной страховой выплаты) – 200 процентов минимального размера пенсии по возрасту (статья 38 Закона).

Минимальный размер трудовой пенсии за выслугу лет установлен в размере 100 процентов минимальной пенсии по возрасту (статья 50 Закона).

К трудовым пенсиям, исчисленным в минимальном размере, лицам, постоянно проживающим в Республике Беларусь, установлена доплата в размере 20 процентов средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера при назначении и перерасчете пенсий в связи с ростом средней заработной платы (Постановлением Совета Министров Республики от 22 декабря 1999 г. №1976 в редакции от 06.04.2017 № 257).

К пенсиям отдельных категорий пенсионеров устанавливается надбавка на уход (статьи 25, 33, 41-1, 50-1 Закона) и (или) повышение пенсий (статья 68 Закона).

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 16 января 2012 г. №35 «О повышении пенсий» к пенсиям постоянно проживающих в Республике Беларусь неработающих пенсионеров, достигших возраста 75 лет и получающих пенсию в органах по труду, занятости и социальной защите, установлены доплаты.

Нетрудоспособным гражданам, не получающим трудовую пенсию и (или) пенсию из других государств в соответствии с международными договорами Республики Беларусь в области социального (пенсионного) обеспечения, назначается социальная пенсия. Она назначается мужчинам по достижении возраста 65 лет, женщинам – 60 лет. Данное условие не применяется в отношении детей-инвалидов, инвалидов, в том числе инвалидов с детства, детей, потерявших кормильца.

Социальные пенсии исчисляются из наибольшей величины утвержденного Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала в следующих размерах:

  • инвалидам I группы, в том числе инвалидам с детства, – 110 процентов;
  • инвалидам с детства II группы – 95 процентов;
  • инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства), детям в случае потери кормильца (пункт «а» части третьей и часть четвертая статьи 35) на каждого ребенка – 85 процентов;
  • инвалидам III группы, в том числе инвалидам с детства –75 процентов; лицам, достигшим возраста: мужчины – 65 лет, женщины – 60лет, – 50 процентов;
  • детям-инвалидам в возрасте до 18 лет при степени утраты здоровья: первой – 80 процентов, второй – 85 процентов, третьей – 95 процентов, четвертой – 110 процентов.

В целях поддержания уровня пенсионного обеспечения периодически производятся перерасчеты пенсий.

Перерасчет пенсий осуществляется:

  • в связи с ростом средней заработной платы на основании указов Президента Республики Беларусь не реже одного раза в год в пределах средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь. Одновременно с таким повышением перерасчитывается размер доплаты к минимальным трудовым пенсиям;
  • в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (минимальных трудовых пенсий, социальных пенсий, надбавок и повышений к ним, доплаты пенсионерам в возрасте старше 75 лет).

Информация о перерасчетах пенсий в 2014-2017 годах

В 2018 году произведены перерасчеты:

    • с 1 февраля: минимальных трудовых пенсий, социальных пенсий, надбавок и повышений к ним, доплат пенсионерам в возрасте старше 75 лет – в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах декабря 2017 г. – 199,32 руб.
    • с 1 мая: трудовых пенсий исходя из средней заработной платы работников в республике 696, 88 рубля (Указ Президента Республики Беларусь «О повышении пенсий» от 26 апреля 2018 г. № 142), а также минимальных трудовых пенсий, социальных пенсий, надбавок и повышений к ним, доплат пенсионерам в возрасте старше 75 лет – в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах марта 2018 г. – 206,58 руб.
    • с 1 августа: трудовых пенсий исходя из средней заработной платы работников в республике 770, 05 рубля (Указ Президента Республики Беларусь «О повышении пенсий» от 17 июля 2018 г. № 278), а также минимальных трудовых пенсий, социальных пенсий, надбавок и повышений к ним, доплат пенсионерам в возрасте старше 75 лет – в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах июня 2018 г. – 213,67 руб.
    • с 1 ноября: трудовых пенсий исходя из средней заработной платы работников в республике 812,40 рубля (Указ Президента Республики Беларусь «О повышении пенсий» от 23 октября 2018 г. № 419), а также минимальных трудовых пенсий, социальных пенсий, надбавок и повышений к ним, доплат пенсионерам в возрасте 75 лет и старше – в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах сентября 2018 г. – 214,21 руб.

    Размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей, в 2018 году.