Перейти к содержимому

Постановление прокурора как акт надзора за исполнением законов

2.5. Правовые средства реагирования прокурора на выявляемые правонарушения

Средства реагирования прокурора при выявлении нарушений закона реализуются посредством письменных или устных актов прокурорского надзора, основными из которых в соответствии с Законом о прокуратуре являются протесты, представления и постановления и предостережения.
В соответствии со ст. 23 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель приносит протест в орган или должностному лицу, которые издали эти акты, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу или обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.
Сущность опротестования незаконных правовых актов заключается в том, что прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов, от имени Российского государства указывает, в чем именно выражено нарушение закона, и требует от соответствующего органа отменить незаконный акт или привести его в соответствии с законом, восстановить права и свободы граждан, а также права и законные интересы государственных и иных органов.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на незаконное решение представительного органа - на ближайшей сессии. При исключительных обстоятельствах, требующих незамедлительного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.
Если протест не рассмотрен в течение 10 дней или на ближайшей сессии представительного органа, либо необоснованно отклонен, прокурор обращается с заявлением в соответствующий суд общей компетенции или в арбитражный суд о признании правового акта недействительным. Решение суда, вынесенное по заявлению прокурора, может быть обжаловано прокурором в кассационном порядке, за исключением специально предусмотренных законом случаев. Так, согласно ст. 17 Закона «О выборах глав администраций», решение суда по делу о признании недействительным решения избирательной комиссии является окончательным.
Вынесение представлений об устранении нарушений закона. Оно в соответствии со ст. 24 Закона о прокуратуре вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые правомочны устранить допущенные нарушения закона, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представление должно быть рассмотрено органом, которому оно адресовано, с принятием конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О принятых мерах сообщается в письменной форме прокурору. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне его заседания.
На основе анализа практики исполнения законов прокуроры вносят обобщенные представления в органы представительной и исполнительной власти, а также в вышестоящие органы. В этих представлениях прокурором предлагаются меры, направленные на предупреждение нарушений законов в регионах либо на подведомственных предприятиях, а также может ставиться вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законов.
Внесение прокурором постановлений. В тех случаях, когда возникает необходимость привлечения виновных лиц за нарушение законов к административной ответственности прокурор выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.
Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении имеет определенное целевое назначение - поставить перед компетентным органом вопрос о привлечении виновного в нарушении закона лица или нескольких лиц к административной ответственности.
В случаях обнаружения в ходе осуществления прокурорского надзора за исполнением законов признаков преступления, предусмотренного УК РФ, прокурор выносит постановление о возбуждении уголовного дела.
При обнаружении в ходе проверок лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию или аресту несудебными органами, прокурор принимает незамедлительные меры к их освобождению путем вынесения постановления об освобождении из-под стражи лица, арестованного в административном порядке.
Прокуроры вправе предъявлять иски в суды и арбитражные суды в пользу как юридических, так и физических лиц, понесших материальный ущерб в результате совершенных правонарушений.
Объявление предостережений о недопустимости нарушения закона.
Согласно ст. 25 Закона о прокуратуре, прокурор или его заместитель при наличии сведений о гото
вящихся противоправных деяниях в целях их предупреждения объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
В связи с этим законодатель определяет:
- во-первых, правом объявления предостережения обладают только прокурор или его заместитель прокуратур всех звеньев;
- во-вторых, предостережение объявляется только должностным лицам;
- в-третьих, оно объявляется лишь при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях;
- в-четвертых, предостережение объявляется только в письменной форме;
- в-пятых, предостережение применяется в целях предупреждения правонарушений.
Сущность предостережения заключается в предъявлении прокурором соответствующему должностному лицу, готовящемуся совершить противоправное деяние или совершающему его, требования о прекращении противоправных действий, или отказе от их совершения и разъяснении ему возможных для него последствий, если эти действия не будут прекращены (привлечение к дисциплинарной, административной, уголовной или гражданско-правовой ответственности, отстранение от должности).
Предостережение является самостоятельным правовым средством реагирования прокурора на нарушения закона, применяемого при осуществлении надзора за исполнением законов и оформляется на стандартном бланке. Оно должно применяться лишь на основании тщательно проверенных фактов, исключающих предположения и неясности. При этом от должностных лиц, нарушивших закон или пытающихся это сделать, обязательно должны истребоваться объяснения.
На прокурорах лежит обязанность по осуществлению контроля за реализацией (исполнением), внесенных ими актов прокурорского надзора.

Тренировочные задания

1. Прокурор Энского района принес протест должностному лицу администрации района, издавшему один из правовых актов, противоречащих закону. Протест прокурора был рассмотрен через 15 дней после его принесения.
1) На основании какого нормативного акта прокурор вправе приносить такие протесты?
2) В какой срок должен быть рассмотрен должностным лицом протест прокурора?
3) Вправе ли прокурор в исключительных случаях установить сокращенный срок рассмотрения протеста?
2. При осуществлении надзора за исполнением законов в одной из организаций Энского района прокурору стало известно, что должностное лицо этой организации готовит нормативный акт, противоречащий закону, вступление в действие которого приведет к негативным последствиям. Какой акт прокурорского надзора должен вынести прокурор в данном случае?
3. Прокурор Энского района направил в адрес одного из руководителей соответствующего органа письменное требование с просьбой о направлении в его распоряжение специалиста для участия в одной из прокурорских проверок в целях выяснения возникших вопросов в ходе осуществления надзора за исполнением законов. Руководитель отказал прокурору в направлении в его распоряжение специалиста, мотивируя тем, что прокурору такие полномочия Законом не даны. Даны ли Законом такие полномочия прокурору?

Тест

1. Назовите правовые акты прокурорского реагирования в сфере наздора за исполнением законов:
а) протест, представление, предостережение и постановление;
б) только протест и предупреждение;
в) только представление;
г) только постановление.
2. Какой акт прокурорского реагирования применяется прокурором в случае противоречия закона правовому акту?
а) протест;
б) представление;
в) постановление;
г) предостережение.
3. Какой акт прокурорского реагирования применяется прокурором в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях?
а) протест;
б) представление;
в) постановление;
г) предостережение.
4. Какой акт прокурорского реагирования вносится прокурором в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения закона?
а) протест;
б) представление;
в) постановление;
г) предостережение.
5. В какой срок должен быть рассмотрен протест прокурора на противоречащий закону правовой акт?
а) безотлагательно;
б) в 10-дневный срок;
в) в 15-дневный срок;
г) в месячный срок.
6. В какой срок должен быть рассмотрен протест прокурора на противоречащее закону решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления?
а) в 10-дневный срок;
б) в 15-дневный срок;
в) в месячный срок.
г) на ближайшем заседании представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления.
7. В какой срок должно быть рассмотрено представление прокурора об устранении нарушений закона органом или должностным лицом, полномочными устранить допущенные нарушения?
а) безотлагательно;
б) в 5-дневный срок;
в) в 10-дневный срок;
г) в 15-дневный срок.
8. В течение какого времени со дня внесения представления прокурором, должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им сопутствующих?
а) в течение 15 дней;
б) в течение 20 дней;
в) в течение 25 дней;
г) в течение месяца.
9. Когда прокурор или его заместитель объявляет должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона?
а) в случае издания должностным лицом правового акта, противоречащего закону;
б) при нарушении должностным лицом закона;
в) при наличии сведений о готовящихся должностным лицом противоправных деяниях;
г) при обнаружении в деянии должностного лица признаков преступления.
10. В каких случаях прокурор выносит постановление?
а) при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях;
б) при обнаружении в деянии должностного лица признаков административного проступка или преступления;
в) при издании должностным лицом правового акта, противоречащего закону;
г) в целях предупреждения правонарушений со стороны должностного лица.
11. Кому принадлежит право принесения протеста?
а) прокурору, его заместителю и помощнику прокурора;
б) только прокурору;
в) прокурору или его заместителю;
г) прокурору или его помощнику.
12. Кто наделен правом внесения представления в порядке общего надзора?
а) прокурор и его заместитель;
б) прокурор, его заместитель и помощник прокурора;
в) прокурор, его заместитель и следователь прокуратуры;
г) только прокурор;
д) прокурор, его заместитель, помощник прокурора и следователь прокуратуры.
13. Кому объявляется предостережение о недопустимости нарушения закона?
а) частным лицам;
б) должностным лицам;
в) предостережение исключено из полномочий прокурора.
14. Допустима ли подмена протеста представлением в случае, когда отмене подлежит незаконный правовой акт?
а) да;
б) нет;
в) допустима только предостережением;
г) допустима только постановлением.
15. В какой форме объявляется предостережение о недопустимости нарушения закона?
а) в письменной или устной;
б) только в устной;
в) только в письменной.
16. Кем объявляется предостережение о недопустимости нарушения закона?
а) прокурором, его заместителем, помощником прокурора;
б) только прокурором;
в) прокурором или его заместителем;
г) прокурором, его заместителем, помощником прокурора и следователем прокуратуры.
17. Вправе ли прокурор или его заместитель самостоятельно решить вопрос о выборе формы реагирования на противоречащий закону нормативный акт?
а) да, может принести протест или обратиться с заявлением в суд о признании нормативного акта недействительным;
б) нет;
в) этот вопрос вправе решит
ь только прокурор;
г) этот вопрос вправе решить только вышестоящий прокурор.
18. Основой для внесения представления служит обобщение материалов о нарушении законов, выявленных на объектах надзора. А может ли представление быть посвящено устранению конкретного нарушения?
а) да;
б) нет.
19. Какие виды прокурорских проверок существуют в теории и на практике?
а) целевые, комплексные, сквозные, совместные;
б) только целевые и комплексные;
в) только целевые, комплексные и совместные;
г) только комплексные и совместные;
д) только комплексные, сквозные и совместные.
26. Путем вынесения какого акта прокурор реализует требование о проведении разного рода экспертиз?
а) заключения;
б) определения;
в) постановления;
г) представления.
27. Какой документ составляется прокурором-руководителем прокуратуры по результатам проверки?
а) докладная записка;
б) справка;
в) информация;
г) представление.
28. Какой документ составляется, если проверка проводилась другим прокурорским работником?
а) докладная записка;
б) справка;
в) информация;
г) представление.
29. Может ли прокурор установить сокращенный срок рассмотрения протеста?
а) да;
б) нет;
в) может, но не менее 7-дневного срока;
г) может, но не менее 5-дневного срока.
30. Если протест не рассмотрен в течение десяти дней или на ближайшей сессии представительного органа, либо необоснованно отклонен, прокурор обращается с заявлением о признании правового акта недействительным:
а) к вышестоящему прокурору;
б) в Конституционный Суд РФ;
в) в соответствующий суд общей юрисдикции или в арбитражный суд;
г) в вышестоящий представительный орган или к вышестоящему должностному лицу.

Читайте так же:  Почему налог на квартиру разный

Содержание:

Постановление прокурора как акт надзора за исполнением законов

Прокуратура Республики Коми Официальный сайт

Акты прокурорского надзора за исполнением законов при производстве следственных действий

Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан важнейшей задачей государства является пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, уважения прав и законных интересов других лиц. Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Немалая роль в этих процессах отведена органам прокуратуры. Осуществляя надзорные полномочия, прокурор выполняет и просветительскую функцию.

Правовое просвещение неразрывно связано с решением задач профилактики и предупреждения правонарушений. Вопросам организации этой работы посвящен приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению».

Своевременное правовое информирование, разъяснение населению законодательства является особым видом прокурорской деятельности. Возможности настоящего раздела официального сайта прокуратуры Республики Коми направлены не только на информирование населения о существующих нормах закона, но и формирование навыков, способов ориентирования человека в значимой для него правовой ситуации, осознанного выбора своего правового поведения на основе должных правовых взглядов и убеждений.

В соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства формами прокурорского реагирования на нарушения законов при производстве следственных действий являются:

1) требование об устранении нарушений федерального законодательства (п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК);

2) постановление о признании доказательств недопустимыми (ч. 3 ст. 88 УПК).

Применительно к данной теме требование прокурора надлежит рассматривать как акт реагирования на нарушения уголовно-процессуального закона, допущенные при производстве предварительного расследования, принимаемый в условиях существования процессуальной возможности устранения этого нарушения и его последствий.

Признание прокурором недопустимым доказательства, полученного с нарушением уголовно-процессуального закона, - вынужденная мера, принимаемая им в условиях отсутствия объективных возможностей устранения последствий выявленного нарушения процессуальным путем.

Согласно ч. 3 ст. 88 УПК прокурор вправе признать доказательство недопустимым по ходатайству подозреваемого, обвиняемого или по собственной инициативе.

Максимальное использование прокурорами любых возможностей проверки процессуальной надежности доказательств, полученных в результате производства следственных действий, обеспечивает формирование безупречной доказательственной базы по уголовным делам и принятие по ним законных, обоснованных и объективных процессуальных решений, исключает направление в суды дел в отношении лиц, причастность которых к преступлениям и виновность в них не доказана.

В ст. 88 УПК нет нормы, устанавливающей структуру, реквизиты и содержание постановления о признании доказательства недопустимым. С учетом содержащихся в ч. 4 ст. 7 УПК требований о законности, обоснованности и мотивированности процессуальных решений это постановление должно включать в себя:

1) характеристику установленного прокурором нарушения уголовно-процессуального закона;

2) перечисление норм УПК, нарушенных при производстве следственного действия (или совокупности следственных и иных процессуальных действий) по получению доказательства;

3) обоснование вывода прокурора о невозможности дальнейшего использования доказательства.

Ограничение прокурора в праве давать следователю указания о проведении тех следственных действий, которые не выполнены, хотя их проведение, безусловно, диктуется обстоятельствами расследуемого преступления, а также о повторном проведении тех следственных действий, при выполнении которых допущены отступления от требований УПК, влекущие недопустимость полученных при этом доказательств, отчасти может быть компенсировано:

1) путем внесения соответствующих предложений при участии прокурора в оперативном совещании, проводимом в порядке координации деятельности правоохранительных органов, с заслушиванием хода и результатов расследования по конкретному делу;

2) при возвращении уголовного дела в следственный орган для дополнительного следствия без утверждения обвинительного заключения с перечислением допущенных по нему процессуальных недостатков при производстве следственных действий, с дачей следователю письменного указания о мерах, которые необходимо принять для их устранения.

При этом необходимо иметь в виду, что не все нарушения законов, влекущие названные последствия, могут быть устранены путем повторного производства того следственного действия, при выполнении которого они допущены.

При систематических нарушениях уголовно-процессуального закона при производстве следственных действий прокурор также должен реагировать на них путем направления руководителю следственного органа, начальнику подразделения дознания, руководителю органа дознания представлений об устранении этих нарушений, их причин и условий, им способствующих.

Акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения законов

Прокуратура, как уже отмечалось, при осуществлении надзора не обладает административно-властными полномочиями в отношении поднадзорных органов и их должностных лиц. Поэтому в случае выявления фактов нарушения законов или издания незаконных актов прокурор сам не может ни отменить незаконный акт, ни устранить нарушение закона. Не может применить меры воздействия к лицу, допустившему нарушение закона. Но и оставить выявленное правонарушение без внимания прокурор тоже не имеет права.

Прокурор обязан отреагировать на факт нарушения закона путем обращения на это внимания соответствующих органов или должностных лиц, уполномоченных устранить допущенные нарушения. Реагирование на выявленное нарушение закона реализуется прокурором путем вынесения соответствующего документа, именуемого актом прокурорского реагирования (актом прокурорского надзора).

Акт прокурорского реагирования - официальный документ (акт), вынесенный прокурором в адрес соответствующего органа или должностного лица, в котором излагается сущность выявленных нарушений закона и дается предписание об их устранении.

Виды актов прокурорского реагирования установлены Законом о прокуратуре (ст. 23-25.1). К ним относятся: протест прокурора, представление прокурора, постановление прокурора, предостережение о недопустимости нарушения закона.

Выбор вида акта прокурорского реагирования зависит от характера и степени нарушения закона, распространенности таких нарушений, правового статуса органа или должностного лица, которому адресуется акт прокурора.

Протест прокурора - акт прокурорского реагирования на противоречащий закону правовой акт с требованием о приведении его в соответствие с действующим законодательством либо о его отмене. Протест приносят прокурор или его заместитель. Он направляется в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо в суд. Протест подлежит рассмотрению нс позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест (ст. 23 Закона о прокуратуре).

Представление прокурора - акт прокурорского реагирования об устранении выявленных нарушений закона либо об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина, направленный прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.

Поводом для внесения представлений являются факты неоднократных нарушений законов, незаконных действий или, наоборот, бездействия со стороны должностных лиц, влекущих нарушение общественно значимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите.

Представление подлежит безотлагательному рассмотрению, и не позднее месячного срока со дня внесения представления по нему должны быть приняты конкретные меры, направленные на устранение допущенных нарушений закона, их причин и условий. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания. О результатах рассмотрения представления должно быть сообщено прокурору в письменной форме (ст. 24 Закона о прокуратуре).

Постановление прокурора - акт прокурорского реагирования на нарушения законов, влекущих административную и уголовную ответственность (ст. 25 Закона о прокуратуре).

Если нарушение закона носит характер административного правонарушения, прокурор выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. И затем данное постановление направляет на рассмотрение органа или должностного лица, уполномоченного законом рассматривать и разрешать дела об административных правонарушениях. Таким законом является

КоАП. О результатах рассмотрения постановления должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В тех же случаях, когда нарушение закона имеет характер преступления, прокурор выносит постановление о направлении материала по данному факту в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании лица (лиц), допустившего нарушение уголовного законодательства.

Прокурор и его заместитель освобождают своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию, лиц, незаконно задержанных по подозрению в совершении преступлений, и т.д.

Предостережение в недопустимости нарушения закона - это акт прокурорского реагирования, адресуемый должностным лицам, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам, при получении прокурором сведений о готовящихся противоправных деяниях, о недопустимости нарушения закона. Предостережение выносится прокурором или его заместителем (ст. 25.1. Закона о прокуратуре).

Данный акт имеет явно выраженный превентивный (предупредительный) характер. Он выносится лишь при наличии достоверных сведений о готовящихся противоправных действиях либо при выявлении фактов бездействия, которые могут привести к причинению вреда охраняемым законом интересам личности, общества и государства.

Читайте так же:  Заявление на высшую категорию педагога психолога

Предостережение применяется к должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, - к руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам.

Основная цель применения предостережения состоит в недопущении более опасных правонарушений, в том числе и преступлений. Этот акт не заменяет, а дополняет другие средства реагирования. Наряду с объявлением предостережения прокуратуры могут использовать внесение протестов и представлений. Предостережение в сочетании с другими правовыми средствами повышает результативность реагирования, в большей мере способствует предупреждению правонарушений.

В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном порядке.

В соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 № 171-ФЗ арсенал средств прокурорского надзора был дополнен еще одним актом прокурорского реагирования, который именуется требованием об изменении нормативного правового акта.

Требование об изменении нормативного правового акта - это акт прокурорского реагирования на нормативный правовой акт, содержащий коррупциогенные факторы, с требованием о его изменении. Требование вносится в орган, организацию или должностному лицу, которые издали данный акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

Требование подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в 10-дневный срок со дня его поступления. Требование, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ или представительный орган государственной власти местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа. О результатах рассмотрения требования незамедлительно сообщается прокурору.

Требование об изменении правового акта может быть отозвано прокурором до его рассмотрения соответствующим органом, организацией или должностным лицом.

Полномочия прокурора и акты прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами

Осуществляя проверку законности деятельности службы судебных приставов и законности издаваемых правовых актов, прокурор вправе:

  • • вызывать соответствующее должностное лицо для дачи объяснений по предмету проверки (неявка без уважительной причины влечет за собой административную ответственность);
  • • истребовать у должностного лица материалы по исполнительному производству, изучить их, в случае выявления нарушения закона принять соответствующий акт прокурорского реагирования.

В п. 1.3 указания Генеральной прокуратуры РФ от 12 мая 2009 г. № 155/7 отмечается, что неоконченные исполнительные производства прокурорам следует изучать в подразделениях службы судебных приставов по месту их нахождения, таким образом, исключив факты их изъятия и истребования в прокуратуру. В п. 1.2 указания также сказано, что прокурорам необходимо при проверках обращать внимание на соблюдение судебными приставами принципов: законности принимаемых решений; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Проверке подлежит и состояние законности в деятельности службы судебных приставов, напрямую не связанной с исполнением судебных постановлений, а касающейся следующих вопросов:

  • • отчисление в бюджет денежных сумм от исполнительских сборов;
  • • формирование внебюджетного фонда развития исполнительного производства, его целевого использования.

Надзор за исполнением законов районной (городской) службой судебных приставов по существу не отличается от надзора за исполнением законов иными государственными органами, и к нему относится все сказанное выше относительно порядка проведения проверок.

При осуществлении надзора прокурор знакомится со следующими документами:

  • • журналы регистрации входящей и исходящей корреспонденции;
  • • книга учета исполнительных документов;
  • • алфавитные указатели учета взыскателей;
  • • зональные книги учета исполнительных производств;
  • • реестр дел;
  • • журнал учета материалов по взысканию сумм временных пособий на несовершеннолетних детей, выплачиваемых в период розыска родителей;
  • • журнал учета штрафов, налагаемых судебными приставами-исполнителями при исполнении судебных решений;
  • • книга учета депозитных сумм;
  • • книга выплаты премиального вознаграждения судебным приставам-исполнителям;
  • • журнал регистрации жалоб и заявлений;
  • • отчетно-статистическая документация [1] .

Типичные нарушения закона, допускаемые должностными лицами службы судебных приставов:

  • • неисполнение сроков возбуждения исполнительного производства, несоблюдение сроков совершения исполнительных действий, несоблюдение правовых норм, регулирующих основания и порядок наложения ареста на имущество должника;
  • • нарушение требований ст. 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве" – окончание исполнительного производства (невынесение постановления об окончании исполнительного производства, вынесение указанного постановления без законных оснований, окончание исполнительного производства без фактического исполнения исполнительного документа), несоблюдение положений ст. 111 ФЗ "Об исполнительном производстве", предусматривающей очередность удовлетворения требований взыскателей;
  • • нарушение порядка обращения взыскателя на денежные средства и иное имущество должника;
  • • несоблюдение установленного законом срока для добровольного исполнения решения суда;
  • • наложение ареста на имущество без участия понятых;
  • • обращение взыскания на имущество должника, которое не может быть арестовано, изъято и принудительно реализовано, неустановление при наложении ареста на имущество его принадлежности, неисполнение обязанности произвести его оценку;
  • • несвоевременное наложение ареста на имущество, что позволяет должнику принять меры к сокрытию имущества.

Встречаются и иные нарушения закона, выявляемые в результате прокурорских проверок, которые проводятся в связи с обращением граждан, в связи с сообщениями, полученными из средств массовой информации, из сообщений руководителей предприятий, учреждений, организаций, поступающих в государственные органы. Источником информации при проведении прокурорских проверок могут быть материалы уголовных, гражданских, арбитражных дел, материалы иных прокурорских проверок и т.д.

Акты прокурорского реагирования на нарушения закона в рассматриваемой отрасли надзора едины с другими отраслями надзора и предусмотрены в ст. 23–25.1 Закона о прокуратуре РФ. Прокурор в соответствии со ст. 23 Закона о прокуратуре РФ вправе принести протест на постановление судебного пристава-исполнителя, вынесенное при совершении исполнительных действий либо старшему судебному приставу территориального подразделения службы судебных приставов, либо главному судебному приставу субъекта РФ, который рассматривается по общим правилам и в сроки, установленные приведенной статьей.

Представление является наиболее распространенным актом прокурорского реагирования в данной отрасли надзора. Оно выносится в соответствии со ст. 24 Закона о прокуратуре РФ, которая предусматривает порядок рассмотрения представления и принятия по нему мер. Представление выносится в случаях, когда не проводились исполнительные действия по возбужденным исполнительным производствам, нарушались сроки исполнения судебных актов, нарушалась очередность взыскания и в других случаях нарушений закона в деятельности судебных приставов.

Если в действиях должностных лиц службы судебных приставов имели место признаки административного правонарушения, прокурор выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. При наличии в действиях судебного пристава признаков преступления, прокурор направляет материалы проверки в следственный орган для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. На практике уголовные дела возбуждаются по таким составам преступлений, как халатность (ст. 293 УК РФ), совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ч. 1 ст. 286 УК РФ), получение взятки (п. "в" ч. 4 ст. 290 УК РФ).

В целях предупреждения нарушения закона и при наличии сведений о готовящихся противоправных действиях прокурор в соответствии со ст. 25.1 Закона о прокуратуре РФ вправе объявить должностному лицу службы судебных приставов предостережение о недопустимости нарушения закона. Он вправе в соответствии с процессуальным законодательством обратиться с заявлением в суд общей юрисдикции и в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий и актов судебных приставов.

  • [1]Трикс А. В. Справочник прокурора. СПб.: Питер Пресс, 2007.

Акты прокурорского реагирования (2)

Главная > Реферат >Государство и право

Акты прокурорского реагирования

Прокурорский надзор - это одно из направлений правоохранительной деятельности, которое состоит в решении прокуратурой задач по обеспечению исполнения законов и соблюдению прав и свобод человека на всей территории РФ и осуществляется в пределах и порядке, установленном Федеральным законом «О прокуратуре РФ».

Средства прокурорского реагирования - т.е. определенные акты - постановления, протесты, представления и предостережения о недопустимости нарушений закона, направленные на устранение нарушений законности, прав и свобод человека и гражданина, которые выносит прокурор при реализации надзорных полномочий, действуя в установленных законом правовых формах.

Формы актов прокурорского реагирования

предостережение о недопустимости нарушения закона,

постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении

§ 1. Протест прокурора

Протест - это подготавливаемый прокурором или его заместителем документ, который приносится на противоречащий закону, нарушающий права человека и гражданина правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации в суд.

В протесте заключается требование об устранении имеющихся в правовом акте противоречий закону, о приведении акта в соответствие с федеральным законом или его отмене. В основе этимологии термина "протест" лежит латинское слово "protestor", обозначающее публичное требование, заявление, доказывание.

Правом принесения протеста в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращения в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации, на незаконные правовые акты обладают прокурор и заместитель прокурора. Правовые акты федеральных министерств и ведомств могут быть опротестованы только Генеральным прокурором Российской Федерации и его заместителями. Прокуроры субъектов Российской Федерации обладают правом опротестования правовых актов представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов контроля соответствующего звена их системы. Вышестоящий прокурор имеет право действовать в пределах компетенции нижестоящих прокуроров и приносить протесты на правовые акты органов не только своего уровня, но и стоящих уровнем ниже. В тех случаях, когда прокурор выявляет незаконные акты органов, должностных лиц, надзор за законностью деятельности которых осуществляет вышестоящий прокурор, он должен подготовить проект протеста и представить его в вышестоящее звено прокурорской системы. ( то есть вышестоящий прокурор вправе подать протест на правовые акты нижестоящих прокуроров и обжаловать его в вышестоящие инстанции)

Прокуроры районов, городов вправе приносить протесты на правовые акты органов местного самоуправления, органов контроля районного звена, их должностных лиц.

Обязательными реквизитами протеста прокурора (он подается в основном в письменной форме, хотя может выноситься и в устной) являются:

- точное название органа, в который приносится протест; акта, являющегося, по мнению прокурора, противоречащим закону;

- конкретное название закона и его положений, в противоречие с которыми вступил опротестованный акт;

Читайте так же:  Требования пожарной безопасности к складам агрохимикатов

- обстоятельства, дающие основания для вывода о его незаконности;

- четкое изложение требований прокурора со ссылкой на правовые нормы,

- регламентирующие процедуру принесения и рассмотрения протеста;

подпись лица, принесшего протест, с указанием должности и классного чина.

Протест должен соответствовать определенным требованиям не только по форме, но и по содержанию. В содержательной части протеста прокурор отражает следующие позиции:

- в чем выражается несоответствие либо противоречие акта (его части), на который направлено прокурорское воздействие;

-точное наименование закона, с которым вступил в противоречие (несоответствие) акт;

- предложение устранить допущенное нарушение (необходимо изложить свое видение: в каких конкретных юридических действиях оно должно выражаться и какие правовые последствия нести);

- требование рассмотреть протест в оговоренные законом сроки со ссылкой на правовые нормы и указание на то, что ответ о результатах рассмотрения протеста должен быть незамедлительно отправлен прокурору в письменной форме.

В ряде случаев возникает необходимость обращения прокурора в суд с заявлением об издании противоречащего закону правового акта и о признании его недействительным.

Заявление в суд направляется в соответствии с действующими положениями процессуального законодательства о подведомственности и подсудности дел. При этом необходимо иметь в виду, что в арбитражные суды прокуроры обращаются с заявлениями о признании недействительными актов, в которых представлены вопросы, касающиеся сферы предпринимательской и иной экономической деятельности.

Срок рассмотрения протеста десять дней с момента его поступления. В исключительных случаях, когда требуется немедленно устранить нарушения закона, прокурор вправе сам установить срок рассмотрения протеста, который может быть меньше, чем установленный законом. Если протест был принесен на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, он должен рассматриваться на ближайшем заседании данного органа.

По действующему законодательству принесение протеста не приостанавливает действия опротестованного акта. Тем не менее имеются реальные возможности снижения либо полной нейтрализации отрицательного эффекта противоречащего закону акта.

О результатах рассмотрения протеста прокурору в тот же день должно быть направлено письменное сообщение. Если невозможно техническое исполнение данного требования в тот же день, тогда оно исполняется на следующий день. Более позднее направление сообщения, равно как несоблюдение сроков рассмотрения протеста, является нарушением закона и может служить основанием для привлечения виновных лиц к ответственности.

По поручению прокурора в рассмотрении протеста может принять участие его помощник. Поручение должно быть надлежащим образом оформлено.

В определенных случаях возможен отзыв протеста. Право отзыва протеста принадлежит лицу, которым он был принесен, - прокурору или его заместителю. Возможность отзыва протеста допускается только до его рассмотрения

Отзыв протеста связан с тем, что мнение прокурора может измениться в результате установления новых, ранее не известных обстоятельств, принятия новых законов, иных факторов. При наличии оснований, исключающих необходимость рассмотрения протеста, он может быть отозван.

§ 2. Представление об устранении нарушений закона

Представление прокурора - акт прокурорского реагирования, имеющий целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий. Оно вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, уполномоченному устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Представление готовится на основе материалов прокурорской проверки. Основанием для его внесения служат установленные факты нарушения закона.

В представлении отражаются:

-должностное лицо, которому оно вносится,

-источники информации об имевших место нарушениях закона,

-характеристика нарушений закона,

-анализ их причин и способствовавших им условий,

-требования прокурора об устранении нарушений закона и породивших их обстоятельств, -указания, касающиеся порядка и сроков рассмотрения представлений.

Предложения по устранению обстоятельств, способствовавших нарушениям закона экономического, организационно-управленческого, технического характера, должны базироваться на заключениях специалистов, материалах проверок и ревизий.

В нормативных правовых актах отсутствует детальное регулирование процедуры рассмотрения представления. Необходимо иметь в виду, что оно рассматривается безотлагательно.

Срок рассмотрения представления не установлен, однако указано, что в течение месяца должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, с последующим сообщением результатов принятых мер прокурору в письменной форме. В месячный срок, с момента внесения, по результатам рассмотрения должны быть приняты конкретные меры по устранению названных в нем нарушений закона, их причин и способствовавших им условий. Между тем на практике месячный срок, отведенный на принятие мер, нередко воспринимается как срок рассмотрения представления.

В каждом представлении, во избежание волокиты, должны содержаться четкие указания о сроках. В случае умышленного игнорирования изложенных в представлении требований прокурор вправе возбудить производство об административном правонарушении.

Присутствие прокурора на заседании коллегиального органа позволяет ему, во-первых, в случае необходимости дать разъяснения по существу возникших при рассмотрении представления вопросов и, во-вторых, иметь возможность более подробно аргументировать свою позицию по отношению к допущенным нарушениям. Обязательность извещения прокурора о дне заседания коллегиального органа обусловлена интересами обеспечения возможности личного участия прокурора в рассмотрении принесенного им протеста.

В системе подзаконных актов особое место занимают Постановления Правительства Российской Федерации. Они принимаются по наиболее важным вопросам, и на их основе осуществляется конкретизация положений закона, обеспечивается проведение в жизнь их требований. От качества Постановлений в значительной степени зависит уровень правового регулирования различных сфер жизнедеятельности общества и государства.

Согласно требованиям настоящего ФЗ в силу своего должностного положения Генеральный прокурор информирует Президента РФ обо всех выявленных случаях несоответствия постановлений Правительства Конституции РФ, российским законам. Назначение такой информации состоит в обеспечении условий для принятия мер по приведению данных актов в соответствие с законом.

§ 3. Постановление прокурора

Прокурору предоставлено право выносить постановления. Таковыми являются постановления, которые он может выносить в рамках различных отраслей прокурорского надзора, а также принимая участие в уголовно-процессуальной деятельности. Как уже отмечалось, осуществляя надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, прокурор правомочен вынести мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. К тому же о результатах рассмотрения постановления прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении должно быть в письменной форме сообщено прокурору.

Прокуроры и их заместители должны вынести постановление об освобождении из под стражи лица, содержащегося без законных оснований в учреждении, исполняющем наказание или меру принудительного характера, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение. Данное постановление, подлежит обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы. Кроме того, на досудебных стадиях уголовном процессе прокурор вправе самостоятельно принять любое процессуальное решение. Основные же процессуальные решения прокурора (органа предварительного расследования) фиксируются в постановлении.

Постановлением, к примеру, он может оформить следующие решения:

-- о признании гражданским истцом и привлечении в качестве гражданского ответчика

-- о приобщении к уголовному делу вещественного доказательства

-- о применении меры пресечения

§ 4. Предостережение о недопустимости нарушения закона

Для предупреждения правонарушений предусмотрено еще одно средство прокурорского надзора - предостережение о недопустимости нарушения закона. Предостережение объявлено должностным лицам может быть и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. Предостережение готовится в письменной форме от имени прокурора или его заместителя.

Генеральный прокурор РФ или его заместитель либо подчиненный ему соответствующий прокурор или его заместитель при наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях, и при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности направляет руководителю общественного или религиозного объединения либо руководителю иной организации, а также другим соответствующим лицам предостережение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований объявления предостережения. Оно выносится в письменной форме с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений. В случае, если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений, в предупреждении также устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющий не менее двух месяцев со дня вынесения предупреждения.

Применение предостережения отнесено к исключительной компетенции прокурора и его заместителей. Другие работники прокуратуры такими полномочиями не обладают.

Предостережение применяется только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Для профилактики нарушений закона при производстве дознания, предварительного следствия и при рассмотрении дел судами должны использоваться иные средства прокурорского реагирования, предусмотренные законом.

Предостережение объявляется во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях.

Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.

Предостережение может быть обжаловано в суд в установленном порядке. В случае, если оно не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок соответствующими общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, не устранены допущенные нарушения, послужившие основанием для вынесения предупреждения, либо если в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в их деятельности, в установленном законом порядке соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация подлежат ликвидации, а деятельность общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, подлежит запрету.

Предостережение о недопустимости нарушения закона применяется только к должностным лицам. Оно не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Предостережение следует объявлять должностным лицам государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, органов военного управления, воинских частей и учреждений. Оно может объявляться также руководителям и другим работникам коммерческих и некоммерческих организаций, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.

Требования прокурора подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий и изложенных в предостережении, представлении, постановлении и протесте, которые вытекают из его полномочий влечет наложение штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей