Перейти к содержимому

Приказ 273 от 25.12.2008 о противодействии коррупции с изменениями

Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

ПОЛОЖЕНИЕ

«О противодействии коррупции»

1. Общие положения.

1.1. Данное Положение «О противодействии коррупции» (далее – Положение) разработано на основе Федерального закона Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

1.2. Настоящим Положением устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

1.3. Для целей настоящего Положения используются следующие основные понятия:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;

1.3.2. противодействие коррупции - деятельность членов рабочей группы по противодействию коррупции и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

1.4. Основные принципы противодействия коррупции:

- признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

- публичность и открытость деятельности органов управления и самоуправления;

- неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

- комплексное использование организационных, информационно-пропагандистских и других мер;

- приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

2. Основные меры по профилактике коррупции.

Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:

2.1. формирование в коллективе работников нетерпимости к коррупционному поведению;

2.2. проведение мониторинга всех локальных актов, издаваемых дирекцией предприятия на предмет соответствия действующему законодательству;

2.4. проведение мероприятий по разъяснению работникам в сфере противодействия коррупции.

3. Основные направления по повышению эффективности противодействия коррупции.

3.1. создание механизма взаимодействия органов управления с органами самоуправления, муниципальными и общественными комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;

3.2. принятие административных и иных мер, направленных на привлечение работников к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в коллективе негативного отношения к коррупционному поведению;

3.3. совершенствование системы и структуры органов самоуправления;

3.4. создание механизмов общественного контроля деятельности органов управления и самоуправления;

3.5. обеспечение доступа работников к информации о деятельности органов управления и самоуправления;

3.6. конкретизация полномочий работников, которые должны быть отражены в должностных инструкциях.

3.7. уведомление в письменной форме работников МУП ЖКХ и Рабочей комиссии по противодействию коррупции обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений;

3.8. создание условий для уведомления по правам человека обо всех случаях вымогания у них взяток работниками предприятия.

4. Организационные основы противодействия коррупции

4.1. Общее руководство мероприятиями, направленными на противодействие коррупции, осуществляют:

- Рабочая группа по противодействию коррупции;

4.2. Рабочая группа по противодействию коррупции создается в январе каждого года.

4.3. Выборы членов Рабочей группы по противодействию коррупции проводятся на Общем собрании трудового коллектива. Обсуждается состав Рабочей группы, утверждается приказом директора.

4.4. Члены Рабочей группы избирают председателя и секретаря.

Члены Рабочей группы осуществляют свою деятельность на общественной основе.

4.5. Полномочия членов Рабочей группы по противодействию коррупции:

4.5.1.Председатель Рабочей группы по противодействию коррупции:

- определяет место, время проведения и повестку дня заседания Рабочей группы;

- на основе предложений членов Рабочей группы формирует план работы Рабочей группы на текущий год и повестку дня его очередного заседания;

- по вопросам, относящимся к компетенции Рабочей группы, в установленном порядке запрашивает информацию от исполнительных органов государственной власти, правоохранительных, контролирующих, налоговых и других органов;

- информирует директора о результатах работы Рабочей группы;

- представляет Рабочую группу в отношениях с работниками, по вопросам, относящимся к ее компетенции;

- дает соответствующие поручения секретарю и членам Рабочей группы, осуществляет контроль за их выполнением;

- подписывает протокол заседания Рабочей группы.

4.5.2. Секретарь Рабочей группы:

- организует подготовку материалов к заседанию Рабочей группы, а также проектов его решений;

- информирует членов Рабочей группы и о месте, времени проведения и повестке дня очередного заседания Рабочей группы, обеспечивает необходимыми справочно-информационными материалами;

- ведет протокол заседания Рабочей группы.

4.5.3. Члены Рабочей группы по противодействию коррупции:

- вносят председателю Рабочей группы предложения по формированию повестки дня заседаний Рабочей группы;

- вносят предложения по формированию плана работы;

- в пределах своей компетенции, принимают участие в работе Рабочей группы, а также осуществляют подготовку материалов по вопросам заседаний Рабочей группы;

- в случае невозможности лично присутствовать на заседаниях Рабочей группы, вправе излагать свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменном виде на имя председателя Рабочей группы, которое учитывается при принятии решения;

- участвуют в реализации принятых Рабочей группой решений и полномочий.

4.6. Заседания Рабочей группы по противодействию коррупции проводятся не реже двух раз в год; обязательно оформляется протокол заседания.

Заседания могут быть как открытыми так и закрытыми.

Внеочередное заседание проводится по предложению любого члена Рабочей группы по противодействию коррупции.

4.7. Заседание Рабочей группы правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей общего числа его членов. В случае несогласия с принятым решением, член Рабочей группы вправе в письменном виде изложить особое мнение, которое подлежит приобщению к протоколу. По решению Рабочей группы на заседания могут приглашаться любые работники или представители общественности.

4.8. Решения Рабочей группы по противодействию коррупции принимаются на заседании открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих членов и носят рекомендательный характер, оформляются протоколом, который подписывает председатель Комиссии, а при необходимости, реализуются путем принятия соответствующих приказов и распоряжений директора, если иное не предусмотрено действующим законодательством. Члены Рабочей группы обладают равными правами при принятии решений.

4.9. Член Рабочей группы добровольно принимают на себя обязательства о неразглашении сведений затрагивающих честь и достоинство граждан и другой конфиденциальной информации, которая рассматривается (рассматривалась) Рабочей группой. Информация, полученная Рабочей группой, может быть использована только в порядке, предусмотренном федеральным законодательством об информации, информатизации и защите информации.

4.10. Рабочая группа по противодействию коррупции:

- ежегодно в январе определяет основные направления в области противодействия коррупции и разрабатывает план мероприятий по борьбе с коррупционными проявлениями;

- контролирует деятельность по работе в области противодействия коррупции;

- осуществляет противодействие коррупции в пределах своих полномочий:

- реализует меры, направленные на профилактику коррупции;

- вырабатывает механизмы защиты от проникновения коррупции в школу;

- осуществляет антикоррупционную пропаганду и воспитание всех участников образовательного процесса;

- осуществляет анализ обращений работников о фактах коррупционных проявлений должностными лицами;

- проводит проверки локальных актов на соответствие действующему законодательству; проверяет выполнение работниками своих должностных обязанностей;

- разрабатывает на основании проведенных проверок рекомендации, направленные на улучшение антикоррупционной деятельности предприятия;

- организует работы по устранению негативных последствий коррупционных проявлений;

- выявляет причины коррупции, разрабатывает и направляет директору предприятия рекомендации по устранению причин коррупции;

- взаимодействует с органами самоуправления, муниципальными и общественными комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;

- взаимодействует с правоохранительными органами по реализации мер, направленных на предупреждение (профилактику) коррупции и на выявление субъектов коррупционных правонарушений;

- информирует о результатах работы директора предприятия.

4.11. В компетенцию Рабочей группы по противодействию коррупции не входит координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участие в осуществлении прокурорского надзора, оперативно-розыскной и следственной работы правоохранительных органов.

5. Ответственность физических и юридических лиц за коррупционные правонарушения

5.1. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.2. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

5.3. В случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.4. Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.

Copyright © 2014 - 2019 Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Жилищник Даниловского района»

Противодействие коррупции

Материалы сайта Генеральной прокуратуры Российской Федерации

Противодействие коррупции является одной из приоритетных задач государственной политики и важнейшим направлением деятельности органов прокуратуры Российской Федерации, которым отводится центральное место в реализации антикоррупционного законодательства и обеспечении его неукоснительного соблюдения.

Прокуратура Российской Федерации – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации от имени Российской Федерации и исполнением законов, действующих на ее территории.

Органы прокуратуры осуществляют свою антикоррупционную деятельность на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», иных федеральных законов и утверждаемого Президентом Российской Федерации Национального плана противодействия коррупции.

В соответствии со статьей 36 Конвенции ООН против коррупции в 2007 году в составе Генеральной прокуратуры Российской Федерации образовано управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.

Аналогичные специализированные подразделения по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции (далее – СППК) созданы на уровне субъектов Российской Федерации.

Организационное и методическое руководство деятельностью СППК в регионах осуществляет управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а оперативное руководство работниками таких подразделений – лично прокуроры субъектов Российской Федерации.

В состав управления входят: отдел по надзору за исполнением федерального законодательства; отдел по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью, обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами; организационно-аналитический отдел; старшие прокуроры управления с дислокацией в федеральных округах страны, реализующие надзорные полномочия в отношении государственных органов окружного и межрегионального уровня.

Подробнее (на сайте Генеральной прокуратуры РФ) .

Обратная связь для сообщений о фактах коррупции

В соответствии с подпунктами «а» и «в» пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий.

Руководствуясь указанными требованиями закона на ФГБОУ ВО «Брянский государственный технический университет» возложены задачи:

  • по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
  • по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Подразделением, осуществляющим профилактику коррупционных и иных правонарушений в университета, является Управление организации труда и комплексной безопасности (ответственный - Кокадеев Юрий Анатольевич на основании приказа №130 от 12.05.2018 г. "О назначении ответственного лица за профилактику коррупционных и иных правонарушений в университете").

Предложение для институтов гражданского общества
В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Национального плана противодействия коррупции на 2014-2015 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. № 226, в целях активизации работы по формированию у федеральных государственных гражданских служащих и работников организаций, подведомственных Минобрнауки России, отрицательного отношения к коррупции, приглашаются к сотрудничеству общественные объединения, уставными задачами которых является участие в противодействии коррупции, и другие институты гражданского общества.

Телефон доверия
В целях реализации антикоррупционных мероприятий, которые проводятся ФГБОУ ВО «Брянский государственный технический университет», а также с целью обеспечения соблюдения работниками университета, запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения, формирования в обществе нетерпимости к коррупционному поведению в ФГБОУ ВО «БГТУ» функционирует «телефон доверия»

Телефон: (4832) 56-09-05
Факс: (4832) 56-29-39

Работа с обращениями граждан и организаций, поступившими по «телефону доверия», осуществляется в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.

Нормативные правовые акты, регламентирующие порядок рассмотрения обращений граждан

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (.html, .pdf, 140 Кб)

Отправить сообщение о коррупции

Нормативные правовые акты в сфере противодействия коррупции

  1. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
    Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»
  2. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
  3. Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы»
  4. Указ Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции»
  5. Указ Президента Российской Федерации от 8 марта 2015 № 120 «О некоторых вопросах противодействия коррупции»
  6. Указ Президента РФ №460 от 23 июня 2014 г. «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»
  7. Указ Президента РФ №453 от 23 июня 2014 г. «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции»
  8. Указ Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы»
  9. Указ Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 г. № 613 «Вопросы противодействия коррупции»
  10. Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 310 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»
  11. Указ Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 г. № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции»
  12. Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 г. № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации»
  13. Указ Президента Российской Федерации от 25 февраля 2011 г. № 233 «О некоторых вопросах организации деятельности президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции»
  14. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»
Читайте так же:  Класс 3.1 условий труда льготы

Документы Министерства науки и высшего образования

  • Письмо Министерства науки и высшего образования РФ о необходимости соблюдать запрет дарить и получать подарки Скачать документ: zapret_podarkov_2018.pdf 798.35 Кб

Методические материалы

  • Методические материалы, одобренные президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, методические рекомендации, обзоры, разъяснения и иные документы, подготовленные Минтрудом России
  • Брошюра «Что такое коррупция и как с ней бороться» (pdf, 1.4MB)
  • Брошюра «Государственному служащему о коррупции» (pdf, 892.7KB)
  • Брошюра «Старт во взрослую жизнь. Подростку (14-18 лет) о его правах, обязанностях и ответственности» (pdf, 3.6MB)
  • Брошюра «Наши права и обязанности: изучаем вместе» (pdf, 1.9MB)
  • Памятка федеральным государственным гражданским служащим Минобрнауки России по вопросам конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования
  • Материалы Минобрнауки России по обобщению опыта иностранных государств по реализации в них антикоррупционных образовательных программ
  • Обзор рекомендаций по осуществлению комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки
  • Методические рекомендации по заполнению формы представления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых государственным гражданским служащим или муниципальным служащим, гражданином Российской Федерации, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации или муниципальной службы, размещались общедоступная информация, а также данные, позволяющие его идентифицировать (с образцом заполнения формы представления сведений)
  • Методические рекомендации Минтруда России по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки (.doc; .pdf)
  • Методические рекомендации «Обеспечение соблюдения федеральными государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами» (одобрены президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, протокол от 25.09.2012 № 34)
  • Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (.doc). Приложения (.doc): 1, 2, 3, 4, 5, 6

Письма с разъяснениями законодательства

  • Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерацииот 22 июня 2012 г. № 17-1/10/1-248 "О разъяснении практики применения статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»" (.doc, 27.6 Кб)
  • Разъяснения по применению Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» и иных нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции

Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов

В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в ФГБОУ ВО «Брянский государственный технический университет» (далее – БГТУ) создана Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (далее – Комиссия).

Комиссия в своей деятельности руководствуется Положением о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений от 28.04.2015г. Создана комиссия по контролю за соблюдением законности при приеме у студентов зачетов и экзаменов (в соответствии с ФЗ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в ФГБОУ ВО «Брянский государственный технический университет».

Создана комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Комиссия в своей деятельности руководствуется Положением о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений от 28.04.2015г.

Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создана на основании Приказа №8 от 12.01.2015г.

На основании Приказа № 619 от 20.10.2015 г. «О создании комиссий по контролю за соблюдением законности при приеме у студентов зачетов и экзаменов в ФГБОУ ВПО «БГТУ» создана комиссия по контролю за соблюдением законности при приеме у студентов зачетов и экзаменов в целях недопущения совершения правонарушений как со стороны студентов университета, так и профессорско-преподавательского состава.

В университете разработано Положение о комиссии ФГБОУ ВО «БГТУ» по соблюдению ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции, и урегулированию конфликта интересов, а также создана Комиссия в соответствии с Приказом №800 от 03.10.2017 г.

В соответствии с приказом №834 от 11.10.2017 г. утвержден перечень должностей в ФГБОУ ВО «БГТУ», на которые распространяются ограничения, запреты и обязанности, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 05.07.2013г. №568.

В соответствии с приказом №835 от 11.10.2017 г. разработан и введен в действие Порядок принятия работниками ФГБОУ ВО «БГТУ» мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
В соответствии с приказом №836 от 11.10.2017 г. разработан и введен в действие Порядок уведомления работниками ФГБОУ ВО «БГТУ» работодателя о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»:

Статья 12.2. Ограничения и обязанности, налагаемые на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами

(введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

Если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные для федеральных государственных служащих, проходящих службу в соответствующих федеральных государственных органах, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами федеральных государственных органов.

Статья 12.3. Обязанность передачи ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в целях предотвращения конфликта интересов

(в ред. Федерального закона от 05.10.2015 N 285-ФЗ)

(введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

1. В случае, если владение лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, должность государственной службы, должность муниципальной службы, должность в государственной корпорации, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иной организации, создаваемой Российской Федерацией на основании федерального закона, должность на основании трудового договора в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, указанное лицо обязано передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 05.10.2015 N 285-ФЗ)

2. Требования части 1 настоящей статьи распространяются на служащих Центрального банка Российской Федерации, занимающих должности, включенные в перечень, утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации.

(часть 2 введена Федеральным законом от 03.12.2012 N 231-ФЗ)

Статья 12.4. Ограничения, запреты и обязанности, налагаемые на работников, замещающих должности в государственных корпорациях, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами

(введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

На работников, замещающих должности в государственных корпорациях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, распространяются с учетом особенностей, обусловленных их правовым статусом, ограничения, запреты и обязанности, установленные в отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной службы, настоящим Федеральным законом и пунктом 5 части 1 статьи 16, статьями 17, 18, 20 и 20.1 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

(в ред. Федерального закона от 05.10.2015 N 285-ФЗ)

Статья 12.5. Установление иных запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения

(введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

1. Федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной службы, должности муниципальной службы, должности в государственных корпорациях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в целях противодействия коррупции могут устанавливаться иные запреты, ограничения, обязательства и правила служебного поведения.

(в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 24-ФЗ)

2. Положения части 1 настоящей статьи распространяются на служащих Центрального банка Российской Федерации, занимающих должности, включенные в перечень, утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации.

(часть 2 введена Федеральным законом от 03.12.2012 N 231-ФЗ)

Статья 13.3. Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции

(введена Федеральным законом от 03.12.2012 N 231-ФЗ)

1. Организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

2. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:

1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;

3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Принимаем на работу бывшего госслужащего (новое при применении законодательства)

"Кадровик. ру", 2012, N 10

ПРИНИМАЕМ НА РАБОТУ БЫВШЕГО ГОССЛУЖАЩЕГО (НОВОЕ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА)

Нарушение работодателем обязанности, предусмотренной ст. 64.1 Трудового кодекса РФ, при приеме на работу бывшего государственного служащего имеет сложную природу. Поэтому не всегда понятно, как применять наказание по этой статье. Можно ли не допустить нарушения положений ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях? Как соотносятся нормы этих двух Кодексов? При каких обстоятельствах работодатель может рассчитывать на отсутствие штрафных санкций?

Антикоррупционные нормы трудового законодательства несколько раз претерпевали значительные изменения. То же происходило и с судебной практикой.

Несмотря на драконовские меры судебной системы и активность органов прокуратуры, нарушения продолжаются и по сей день. Однако в связи с введением в действие новой редакции ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон "О противодействии коррупции") изменилась ситуация и в судебной практике.

Изменения внесены Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции", вступили в силу 03.12.2011.

Разберемся, как не допустить проблем, грозящих привлечением к ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ.

Читаем норму закона

В ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации читаем следующее. "Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной служб, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации".

Руководствуясь сведениями из трудовой книжки, нужно установить, не состоял ли за последние два года вновь принятый работник на госслужбе. В случае если состоял и его должность имеется в специальном Перечне и соответствует установленным законом требованиям, о его новой работе нужно сообщить по последнему месту службы в течение 10 дней со дня приема на работу.

Аналогичное требование закреплено в ч. 4 ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции". Статья 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" при заключении трудового или гражданско-правового договора налагает некоторые ограничения на госслужащего из Перечня. Анализ указанной нормы в совокупности со ст. 64.1 ТК РФ предписывает работодателю при приеме бывшего госслужащего направить уведомление о его приеме по последнему месту службы работника при следующих условиях:

Читайте так же:  Льготный стаж для выхода на пенсию список 2 для женщин

- с момента увольнения бывшего госслужащего не прошло еще и двух лет;

- работник замещал должность государственной или муниципальной службы, включенную в Перечень, утвержденный Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557 "Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" (далее - Указ N 557), что специально оговаривается и в Указе Президента РФ от 21.07.2010 N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" (далее - Указ N 925);

- с бывшим госслужащим заключается трудовой или гражданско-правовой договор;

- бывший госслужащий сообщил о своем статусе, в том числе путем предъявления трудовой книжки с соответствующей записью;

- оплата труда или стоимость работ по гражданско-правовому договору составляла более 100 000 руб. в месяц;

- отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности госслужащего из Перечня (это обстоятельство требует дополнительного согласования соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов).

При совокупности указанных условий работодатель обязан в десятидневный срок сообщать о заключении трудового или гражданско-правового договора работодателю госслужащего из Перечня по последнему месту его службы в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 N 700.

И только в случае неисполнения работодателем данной обязанности это действие признается правонарушением и влечет ответственность в соответствии со ст. 19.29 КоАП РФ.

Существенное отличие старой редакции нормы от редакции, действующей с 03.12.2011:

Ранее работодатель обязан был направлять уведомление о заключении трудового договора (и гражданско-правового договора, как показала впоследствии судебная практика) во всех случаях, независимо от того, какая оплата труда предусматривалась по договору, и от соотношения выполняемых функций на новой работе и по последнему месту службы. Единственным основанием для того, чтобы не направлять уведомление, было замещение бывшим госслужащим должностей государственной или муниципальной службы, не входящих в Перечень, утв. Указом Президента РФ от 21.07.2010 N 925.

Справка. Статья 64.1 Трудового кодекса РФ, введенная Федеральным законом от 25.12.2008 N 280-ФЗ, обязывала работодателей направлять сообщение о приеме на работу бывшего госслужащего по последнему месту его службы. Однако к фактическому наказанию до осени 2010 г. не приводила - в связи с тем, что не все этапы процедуры были урегулированы полностью. После вступления в силу Постановления Правительства РФ от 08.09.2010 N 700 "О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы" (далее - Постановление N 700) ситуация кардинально изменилась. Поскольку были расставлены все точки над "i", прокуратура с легкостью и массово стала возбуждать дела об административных правонарушениях по ст. 19.29 КоАП РФ, а мировые суды - наказывать виновных руководителей. С самого начала масштабной антикоррупционной акции в большинстве случаев работодателей наказывали минимальной суммой штрафа, привлекая к ответственности только должностных лиц. При повторном нарушении и при изменении времени, в течение которого действовала санкция, пришлось применять более жесткие меры - как в плане наказания и должностных, и юридических лиц, так и в плане сумм штрафов.

Кодекс об административных правонарушениях:

новое при применении ответственности по ст. 19.29

Административная ответственность за нарушение вышеназванных норм в области противодействия коррупции и санкции предусмотрены ст. 19.29 КоАП РФ, которая также подвергалась неоднократному изменению.

Так, в ранее действовавшей редакции (то есть до введения редакции, утвержденной Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ) в качестве субъекта ответственности помимо юридического и должностного лица фигурировал индивидуальный предприниматель, сейчас значащийся как гражданин. Изменен и размер штрафных санкций в отношении указанной категории.

Если работодатель - заказчик работ (услуг) привлекал к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора госслужащего из Перечня и при этом нарушил требования, предусмотренные Федеральным законом "О противодействии коррупции", то в настоящее время это влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 4000 руб.; на должностных лиц - от 20 000 до 50 000 руб.; на юридических лиц - от 100 000 до 500 000 руб.

Правонарушение, предусмотренное ст. 19.29 КоАП РФ, относится к правонарушениям против порядка управления.

Практически каждого работодателя, который может столкнуться с приемом на работу бывшего госслужащего и с необходимостью строгого выполнения специфических требований антикоррупционного законодательства, волнует вопрос: как избежать нарушения антикоррупционных норм трудового законодательства? А именно в каких случаях суд признает у работодателя:

- отсутствие необходимости направить соответствующее уведомление по последнему месту службы нового работника;

- и, соответственно, отсутствие состава правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ?

Рассмотрим случаи из свежей практики.

Исходя из дословного толкования всех в совокупности частей ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции", можно сделать вывод, что при всех перечисленных условиях работодатель обязан сообщать о приеме на работу бывшего госслужащего, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего. В случае же, если обязанности по месту новой работы полностью отличаются от тех, которые работник выполнял будучи на государственной или муниципальной службе, работодатель не должен отправлять сообщение. Такой позиции придерживается суд, но ее не желают принимать органы прокуратуры.

Пример из практики. Прокурор, не согласившись с постановлением мирового судьи о прекращении дела об административном правонарушении по ст. 19.29 КоАП РФ (на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения), подал протест в суд. Суд постановил: при проверке прокуратура выяснила, что ОАО не направило уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего по последнему месту его госслужбы. Из материалов дела следует, что сотрудник Г., занимавший должность судебного пристава (входящего в Перечень госслужащих), был уволен с государственной службы в 2011 г. В том же году между ОАО в лице директора филиала Ч. и Г. был заключен срочный трудовой договор сроком на 4 месяца. Согласно указанному договору Г. осуществлял трудовую деятельность в качестве электромонтера по испытаниям и измерениям.

Суд пришел к выводу об отсутствии в действиях директора ОАО Ч. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, а именно объективной стороны правонарушения. Основанием для такого вывода стал анализ измененного в ноябре 2011 г. законодательства в области противодействия коррупции. Из последовательного толкования изменившихся норм права следует, что административная ответственность, предусмотренная ст. 19.29 КоАП РФ, наступает в случае:

- когда представитель нанимателя (работодатель) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы не был извещен работодателем в десятидневный срок о заключении трудового договора или гражданско-правового договора (стоимостью работ, услуг более ста тысяч руб. в месяц), в течение двух лет после увольнения служащего с государственной или муниципальной службы;

- при условии, что отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего.

Функции государственного управления ОАО, которые бы входили в должностные обязанности бывшего государственного служащего, по трудовому договору на Г. не возлагались, поэтому оснований для сообщения должностным лицом Ч. представителю нанимателя государственного служащего по последнему месту его службы не имелось. Следовательно, объективная сторона правонарушения в форме бездействия Ч. как должностного лица, в обязанности которого входит исполнение требований ч. 4 ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции", отсутствует.

С доводами прокурора о том, что в ч. 4 ст. 12 названного Закона (в ред. от 21.11.2011) ссылка на ч. 1 указанной статьи касается только гражданско-правового договора и на трудовой договор не распространяется, суд не согласился, поскольку из текста ч. 4 следует, что она распространяется на все договоры, указанные в ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 273-ФЗ. Суд правильно руководствовался измененным Законом, несмотря на то что факт непредупреждения имел место до введения изменений, так как закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. На основании вышеизложенного суд прекратил производство по делу об административном правонарушении. С ним согласилась и вышестоящая инстанция (Постановление мирового судьи судебного участка N 2 г. Лабытнанги от 06.04.2012; Решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.04.2012) .

Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа: http://labytnangsky. ynao. sudrf. ru/modules. php? name=bsr&op=print_text&cl=1&id=89600021205031506353751000109448.

Комментарий: изменения в Федеральный закон "О противодействии коррупции", внесенные Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции", вступившие в силу 03.12.2011, изменили ограничения в п. 1 ст. 12 данного Закона. При этом основное условие осталось неизменным - отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, с которой госслужащий из Перечня хочет вступить в трудовые отношения, должны были ранее входить в должностные обязанности госслужащего из Перечня.

Вывод: для верной квалификации действий лица, привлекаемого к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ, суд должен определить, входили ли в должностные (служебные) обязанности госслужащего из Перечня функции государственного управления коммерческой (некоммерческой) организацией, в которую намерен поступить на работу служащий.

Отсутствие должности бывшего госслужащего

в Перечне должностей государственной службы,

замещение которых связано с коррупционными рисками

Неслучайно законодатель ограничил Перечень должностей, которые по различным основаниям обладают коррупционными рисками, упомянув об этом в Указе Президента РФ от 21.07.2010 N 925 и приведя полный Перечень в Указе Президента РФ от 18.05.2009 N 557. В указанный Перечень включены должности из многих ведомств (органов внутренних дел, службы судебных приставов, органов прокуратуры и т. д.), поскольку в своей деятельности сотрудники данных органов часто контактируют с различными организациями, выполняя контрольно-надзорные и иные функции. В этих условиях необходимо исключить саму возможность возникновения коррупции.

Пример из практики. Председатель комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации района Б. была признана мировым судьей виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ. Однако суд апелляционной инстанции решение отменил и дело прекратил по следующим основаниям.

Основанием привлечения Б. к ответственности явилось несообщение по последнему месту работы ее подчиненной Е. о приеме ее как бывшего госслужащего на работу. Суд установил, что в соответствии с приказом руководителя Е. была принята главным специалистом бюджетного отдела комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации района. До этого Е. с 2007 г. работала главным бухгалтером в ОВД, а в связи с реструктуризацией органов МВД переведена на должность инспектора по анализу, планированию и контролю ОП по Смоленскому району МО МВД, с которой и была уволена до приема в комитет по финансам.

На момент инкриминируемого Б. правонарушения ст. 19.29 КоАП РФ предусматривала ответственность должностных лиц за привлечение к трудовой деятельности с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии коррупции". Указанная же должность не включена в Перечень должностей государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками.

В данном случае апелляционный суд пришел к выводу, что совокупностью представленных доказательств не установлена виновность нового работодателя в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, и производство по делу прекратил (Постановление мирового судьи судебного участка Быстроистокского района Алтайского края от 03.02.2012 (отменено); Решение Смоленского районного суда Алтайского края от 12.04.2012 по делу N 12-16/2012) .

Смоленский районный суд Алтайского края: http://smolensky. alt. sudrf. ru/modules. php? name=bsr&op=print_text&cl=1&id=22600451204200847187181000061749.

Комментарий: и в старой, и в новой редакции ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" специально делалась оговорка: для возникновения у работодателя необходимости направить соответствующее уведомление о его приеме работодателю по последнему месту службы такого работника нужно, чтобы бывший госслужащий ранее замещал должности, входящие в специальный Перечень.

Важно: в указанный Перечень не входят должности сотрудников тех же ведомств, занятых технической работой или не выполняющих функции, в связи с которыми может возникнуть конфликт интересов.

Ранее работодатели, опасаясь неоднозначного толкования вышеуказанной нормы, на всякий случай направляли уведомление, даже если не находили должность бывшего госслужащего в соответствующих Перечнях. Теперь, после появления примеров судебной практики, стала ясна позиция судов по данному вопросу. И перестраховочных действий работодателей становится все меньше.

Вывод: обязанность сообщать о приеме на работу бывшего госслужащего по последнему месту его службы возникает только в случае отнесения последней из занимаемых им должностей государственной или муниципальной службы к должностям, включенным в специальный Перечень.

Сумма оплаты труда по новому месту работы -

менее 100 000 руб. в месяц

Одно из главнейших требований новой редакции ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" - наличие минимальной установленной статьей суммы оплаты труда бывшего госслужащего (100 000 руб.), при превышении которой и требования увеличиваются (требуется согласование с комиссией), и у работодателя возникает необходимость уведомлять последнее место госслужбы работника о его приеме на работу.

Читайте так же:  Справка с места работы о получении пособия на ребенка

Пример из практики. Постановлением мирового судьи начальник дирекции Ш. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа. Суд, вынося решение, применил редакцию ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции", действующую на момент нарушения, а не версию, действующую на момент рассмотрения спора в суде.

Доводы привлеченного к ответственности должностного лица заключались в том, что законодатель отменил необходимость сообщать о принятии на работу бывшего государственного служащего, если его доход составляет менее 100 000 руб. в месяц. Поскольку в тот момент заработная плата бывшего государственного служащего, принятого на работу, была менее этой суммы, направлять сообщение не требовалось. Ш. считал, что необходимо применить ч. 2 ст. 1.7 и п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Суд же данные доводы не принял, поскольку на момент совершения административного правонарушения должностным лицом действовала редакция Федерального закона от 25.12.2008, в которой четко указано: работодателю необходимо в десятидневный срок сообщить при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы. Совокупностью исследованных доказательств по делу установлено, что Ш. в нарушение требований закона при заключении трудового договора с бывшим госслужащим из Перечня нарушил требования антикоррупционного законодательства и подлежит привлечению к административной ответственности (Решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 21.02.2012) .

Железнодорожный районный суд г. Самары: http://zheleznodorozhny. sam. sudrf. ru/modules. php? name=bsr&op=print_text&cl=1&id=63600441202281238263591000435433.

Комментарий: законодатель отменил необходимость сообщать о принятии на работу бывшего государственного служащего, если его доход на новом рабочем месте составляет менее 100 000 руб. в месяц. Если заработная плата бывшего госслужащего из Перечня по условиям трудового договора меньше этой суммы, то несообщение по месту госслужбы о приеме на работу бывшего госслужащего нельзя квалифицировать как административное правонарушение.

Вывод: только деяния, указанные в ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", могут наказываться по ст. 19.29 КоАП РФ.

Новое в практике

До уточнения и внесения кардинальных поправок в требования законодательства в области контроля за привлечением к трудовой деятельности бывших госслужащих ситуация с субъектом правонарушения складывалась таким образом: если должностное лицо, допустившее нарушение, к моменту обнаружения правонарушения уже не работало на данном предприятии, к ответственности привлекалось юридическое лицо в целом. Это автоматически меняло размер штрафных санкций, установленных ст. 19.29 КоАП РФ. Однако в настоящее время изменения коснулись и данного аспекта вопроса. Теперь в судебной практике наметилась тенденция считать, что бывший директор подлежит ответственности так же, как и действующий, то есть в одинаковой степени признается субъектом правонарушения.

Пример из практики. Прокурорской проверкой было выявлено, что ООО "А**" не направило в установленный срок сообщение о заключении трудового договора с бывшей госслужащей, принятой на должность директора магазина, представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего П. по последнему месту его службы в Межрайонную ИФНС России N *** по Алтайскому краю в порядке, предусмотренном законодательством. Данные действия генерального директора ООО "А**" Т. были квалифицированы прокуратурой как административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.29 КоАП РФ.

Т. вину не признала. Не отрицая, что не сообщила о заключении трудового договора с бывшей госслужащей представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по его последнему месту службы, пояснила, что не знала об обязанности сообщать такие сведения.

Оценив доказательства, суд пришел к выводу, что в действиях Т. имеется состав правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ. При этом суд исходил из того, что прекращение трудовых отношений с руководителем предприятия, осуществлявшим организационно-распорядительные функции, не исключает возможности возбуждения производства по делу об административном правонарушении в отношении этого лица и привлечения его к административной ответственности, так как правонарушение было допущено им в период исполнения служебных обязанностей. Суд признал Т., занимавшую должность генерального директора ООО "А**", виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, и назначил ей административное наказание в виде штрафа (Постановление мирового судьи судебного участка N 7 Индустриального района г. Барнаула от 24.05.2011 по делу N 5-305/2011) .

Судебный участок N 7 Индустриального района г. Барнаула Алтайского края: http://ind7.alt. msudrf. ru/modules. php? name=info_pages&id=597.

Комментарий: ранее прокуратура придерживалась мнения, что привлечь к ответственности возможно только действующего руководителя, но не бывшего. В случае смены руководящего состава органы прокуратуры просто возбуждали дело об административном правонарушении в отношении юридического лица. В настоящее время позиция и прокуратуры, и судов менее категорична.

Вывод: некоторые суды считают, что привлечению к административной ответственности подлежит и должностное лицо, исполнявшее обязанности на момент совершения правонарушения, но уже не исполняющее их на момент обнаружения нарушения и привлечения к ответственности.

Результаты прокурорского надзора

По результатам анализа проверок прокуратуры Свердловской области в 2011 г. в сфере противодействия коррупции было отмечено, что количество выявленных прокуратурой нарушений законодательства в сфере противодействия коррупции возросло на 21,7%. В 2011 г. с 245 до 327 увеличилось количество должностных лиц, привлеченных к административной ответственности по постановлениям прокуроров (в том числе по ст. 19.29 КоАП РФ) .

Прокуратура Свердловской области: http://prokurat-so. ru/main. php? cid=31.

Такая же ситуация наблюдается и в других регионах страны: несмотря на ужесточение надзора со стороны прокуратуры, количество нарушений за последний год только увеличилось. И это несмотря на то, что в полной мере схема привлечения должностных и юридических лиц стала действовать только с конца 2010 г.!

Разный подход к избираемым санкциям

Пример из практики. Зачастую суды, исполняя свои полномочия, назначают нарушителям наказание по верхней границе установленной законом нормы.

Так, по инициативе Хабаровской и Приморской транспортных прокуратур к административной ответственности привлечены работодатели, нарушившие требования антикоррупционного законодательства (согласно новостям пресс-службы Дальневосточной транспортной прокуратуры от 04.05.2012).

В частности, ООО "Администрация речного порта "Н. плюс" привлечено к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 тыс. руб. Суровость наказания отчасти объясняется тем, что ранее директор общества постановлением мирового судьи Ленинского судебного участка также был признан виновным за аналогичное правонарушение и привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 тыс. руб.

А проректора - директора Владивостокского филиала Российской таможенной академии наказали за такое же нарушение, совершенное впервые, в виде штрафа в размере 20 тыс. руб. Но указанный инцидент повлек и должную реакцию - представления об устранении нарушений были исполнены, а также к дисциплинарной ответственности привлечено 2 должностных лица .

Дальневосточная транспортная прокуратура: http://www. dvtp. ru/node/2108.

Разный подход к субъектам ответственности

Чаще всего наказанию подвергается один субъект административной ответственности - либо должностное лицо, либо юридическое. Единичны и особые случаи с одновременным наказанием и первого, и второго. Как правило, такая суровость бывает вызвана большим количеством нарушений со стороны работодателя, установленных в рамках всего лишь одной прокурорской проверки, а не длительного периода деятельности.

Пример из практики. Примером одновременного привлечения к административной ответственности и юридического, и должностного лица служит решение мирового суда Абакана в отношении ОАО "***". По результатам прокурорской проверки установлено, что ОАО при заключении трудовых договоров с бывшими государственными служащими в нарушение требований Федерального закона "О противодействии коррупции" не уведомляет о заключении таких договоров работодателей по последнему месту госслужбы указанных лиц, чем нарушает законодательство о противодействии коррупции. Мировым судом г. Абакана ОАО "***" и должностное лицо (менеджер по управлению персоналом) привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 руб. и 20 000 руб. соответственно .

Содружество авиационных экспертов, 29.05.2012: http://www. aex. ru/news/2012/5/29/95550/print/.

Одинаковый подход к статусу субъектов ответственности

Практика показывает, что работодатели привлекаются к ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ независимо от их статуса - предприятие частной собственности, или же муниципальное унитарное предприятие, или же исполнительные органы власти. Что, несомненно, радует обывателя свидетельством того, что все равны перед законом.

Пример из практики. Асиновская городская прокуратура проверила соблюдение местными работодателями законодательства о противодействии коррупции и установила нарушения в Администрации Асиновского городского поселения и ООО "***" в виде ненаправления сообщения о заключении трудовых договоров с бывшими госслужащими предыдущим работодателям в установленный срок. Дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ (незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного или муниципального служащего), закончились для работодателей штрафными санкциями. Мировой судья наложил штраф на директора ООО "***" в размере 20 000 руб., а на администрацию (юридическое лицо) - 100 000 руб. .

Прокуратура Томской области: http://prokuratura. tomsk. gov. ru/news/1452.html.

А если не сопротивляться?

В большинстве случаев работодатели, сталкиваясь с нечаянным нарушением антикоррупционного законодательства, стремятся во что бы то ни стало избежать ответственности и штрафных санкций. Для этого они садятся изучать КоАП РФ, антикоррупционные законы, судебную практику и позицию органов прокуратуры. И. начинают защищать свои интересы. Но есть часть работодателей (и немалая), которые ничего из вышеперечисленного не делают, предпочитая сразу и безоговорочно признать свою вину.

Пример из практики. Судья, рассмотрев протокол об административном правонарушении по ст. 19.29 КоАП РФ в отношении Х., установил, что ИП Х. принял на должность директора магазина П., ранее замещавшего должность государственного служащего, включенную в специальный Перечень, и не сообщил об этом по последнему месту службы П. В суде Х. признал факт совершения административного правонарушения. Судья признал совершение Х. административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, и назначил наказание в минимальном размере - штраф в сумме 20 тыс. руб. Постановление обжаловано не было (Постановление мирового судьи судебного участка N 2 г. Лениногорска и Лениногорского района Республики Татарстан от 18.01.2012 по делу N 5-10/2012) .

Судебный участок N 2 г. Лениногорска и Лениногорского района РТ: http://lenin2.tat. msudrf. ru/modules. php? name=info_pages&id=489&cl=1.

Комментарий: суд, имея в руках козырь в виде признания своей вины, в дальнейшем не слишком придирчиво изучает материалы дела, целиком и полностью выстраивая свое решение на основании данного признания.

Вывод: признание вины и отсутствие защиты лишь упрощают процедуру привлечения к административной ответственности и наложения взыскания. Но никогда не освободит от наказания, разве что только повлияет на решение о наложении штрафа в минимальных пределах.

Частенько работодатели и не стремятся оспаривать судебные решения, считая это бесполезной тратой времени. Тем не менее иногда только обжалование данных актов может восстановить справедливость и не позволить исполниться неправомерному решению.

Пример из практики (использование старой редакции законов). Постановление мирового судьи от 14.05.2012, которым директор Тихорецкого филиала ОАО "К**" был признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, и ему было назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб. .

Тихорецкая межрайонная прокуратура: http://www. tihproc. ru/news. php? new=609&page=.

Между тем правонарушение произошло в июне 2011 г., во время действия старой редакции ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции". А постановление суда было вынесено и наказание назначено в мае 2012 г. В связи с отсутствием обжалования со стороны привлеченного к ответственности лица указанное постановление осталось в силе. Однако все могло быть по-другому.

В силу ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу. Это значит, что он распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. На данном основании у директора Тихорецкого филиала ОАО "К**" имелась возможность ходатайствовать перед судом о прекращении начатого производства по делу, руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, - отмена закона, установившего административную ответственность.

Вывод: иногда юридическая неподготовленность лиц, подвергаемых административной ответственности, в совокупности с поверхностным изучением правоохранительными органами (в том числе судом) норм закона позволяет состояться не совсем правомерным актам.

Систематизируя все вышесказанное, можно подвести итог:

1. Сложные положения ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" требуют их толкования только вместе с сопутствующими нормами иных нормативных актов.

2. Работодатель, принимая на работу бывшего госслужащего, обязан уведомлять работодателя по последнему месту госслужбы работника не всегда, а только в случаях, перечисленных в ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции".

3. Административная ответственность по ст. 19.29 КоАП РФ наступает только при наличии полного состава правонарушения (объекта, субъекта, объективной и субъективной стороны нарушения). При отсутствии хотя бы одного из признаков этих составляющих деяние не может быть признано административным правонарушением, предусмотренным указанной статьей КоАП РФ.

4. Нарушение работодателем требований антикоррупционного законодательства - не тот случай, когда разумнее просто признать свою вину и понести наказание. Особенно в свете изменений в данной области, вступивших в силу с 03.12.2011. Хотя признание вины способствует применению самой низкой санкции, предусмотренной ст. 19.29 КоАП РФ.

5. Обжалование судебных решений о признании лиц виновными в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, и назначении наказания может кардинальным образом повлиять на решение и даже привести к его отмене. И таких случаев в судебной практике в настоящее время становится все больше.