Перейти к содержимому

Приказ о вакцинации в доу

Приказ по вакцинации против гриппа в доу

Спасибо, успела заказать)

Хорошее средство, по акции возьму еще себе, пусть лежит)

Большое спасибо за такую халяву)

+++ в репутацию однозначно за такой подарок!

Приказ по вакцинации против гриппа в доу

Медикам нужен от родителя аргументированный письменный отказ. Ангина начинается с сильного приказ по вакцинации против гриппа в доу температуры тела до. Инфинитивный оборот передан глаголом в личной форме (следует обратить внимание на то, что здесь применен антонимический перевод).

Самое страшное — не сам грипп, а его осложнения: воспаление легких, обострение заболеваний сердца, приказ по объявление о вакцинации против гриппа в доу вакцинации против гриппа в доу, суставов и т. Наглядным примером этому служит высокая заболеваемость детей в условиях детского сада. Метаболизм эритроцита: роль гликолиза и пентозофосфатного пути в зрелых эритроцитах. Нормализация пищевого поведения ребенка приказ о вакцинации сотрудников доу против гриппа подразумевает соблюдение сбалансированности рациона и дополнительное витаминизирование продуктов питания. В морфологическом отношении повышение сосудистой проницаемости характеризуется увеличением промежутков между эндотелиоцитами вследствие приказ по вакцинации против гриппа в доу и усиления везикулярного транспорта.

Инфекционный процесс в толстом кишечнике сопровождается появлением крови в стуле.

Если у вас нет аллергии к меду, то желательнее использовать тёмные сорта меда, которые очень богаты полезными микроэлементами. Это называется провести дифференциальную диагностику диабета 1 и 2 типа. При укусах пчелы необходимо вытащить при помощи пинцета жало, если видно его, помазать место укуса пастой их соды.

У работника нет прививки? Ответит работодатель

Сегодня о вакцинации говорят часто. В основном бои идут вокруг пользы или вреда прививок, то есть сугубо в медицинской плоскости. Однако у вопроса есть и юридический аспект. Недавно один знакомый работодатель рассказал, что после очередной проверки его оштрафовали за… отсутствие профилактических прививок от гриппа и ревакцинации от кори у персонала. Штраф был не очень высоким – в пределах 30 тыс. руб., но неожиданным. Анализ судебной практики показал, что за последние пять лет назначение подобных штрафов стало нормой. Разберемся, действительно ли работодатель обязан отслеживать "прививки" у работников, и, если да, то в каком случае?

Прививаться не обязан, но пройти вакцинацию должен?

Возможно, вы спросите, а какая связь между вакцинаций и работодателем – разве это не право каждого человека самому решать делать ему прививку или нет?

И будете правы, поскольку п. 1 ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" предусмотрено право гражданина на отказ от профилактических прививок. Никто не вправе заставить человека делать прививку от гриппа, кори или иной болезни. О какой ответственности для работодателя в этом случае может идти речь?

Возможно, таким вопросом задавались и в ЗАО "Москва-Макдоналдс" после получения предписания Роспотребнадзора, который требовал от общества соблюдения санитарных норм и проведения вакцинации сотрудников. В ходе проверки было выявлено свыше 30 работников, у которых отсутствовали сведения о проведении иммунизации против кори и дифтерии, что и требовалось "исправить". Общество обратилось в арбитражный суд, оспаривая предписание, но суд встал на сторону контролирующего органа (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 марта 2015 г. № 09АП-3737/2015 по делу № А40-151960/14).

ФОРМЫ

Действительно, работники, как и любые другие граждане, вправе отказаться от проведения вакцинации, но, с другой стороны, законом на юридические лица и ИП при осуществлении предпринимательской деятельности, эксплуатации зданий, сооружений, оказании услуг и выполнении работ возложена обязанность соблюдения санитарных норм. Работодатели обязаны обеспечивать безопасные для работников условия труда (ст. 22, ст. 212 Трудового кодекса), оказывать услуги, проводить работы и производить продукцию, безопасные для потребителей и иных лиц (ст. 11, ст. 24, ст. 32 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

А это невозможно без вовлечения работодателя в проведение санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий с целью предотвращения массовой заболеваемости инфекционными болезнями, которые могут причинить значительный вред здоровью и жизни граждан. Потому на юридические лица и ИП возложена обязанность разрабатывать и проводить названные мероприятия, включающие в себя и проведение вакцинации как составной части иммунопрофилактики инфекционных болезней (ст. 1 Федерального закона от 17 сентября 1998 № 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

Так наличие или отсутствие прививки из "личного пространства" работника превращается в проблему и заботу для работодателя, который должен отследить прохождение работником вакцинации. Если сотрудник такого работодателя находится в зоне риска заражения опасным заболеванием из-за отказа вакцинации, то под угрозу ставится жизнь и здоровье других работников (что создает опасные условия труда), клиентов и третьих лиц, которые могут быть связаны с работодателем, под сомнение ставится и качество производимой им продукции, услуг или работ.

И тут перед нами сразу встает дилемма – с одной стороны прививка дело добровольное и гражданин вправе отказаться от вакцинации, с другой – работодатель обязан принимать участие в иммунопрофилактике инфекционных заболеваний, которая невозможна в полной мере без проведения вакцинации сотрудников. Означает ли это, что работника необходимо принудить к вакцинации?

Нежелание не освобождает от вакцинации или все ли работники обязаны делать прививки?

Прежде всего, стоит отметить, что все-таки далеко не каждый работодатель должен отслеживать прохождение вакцинации у работников, поскольку не все виды деятельности связаны с риском возникновения и распространения инфекционных заболеваний, и не все работники попадают "под действие" вакцинации.

На законодательном уровне устанавливается перечень работ и категории работников, которые подлежат профилактической вакцинации. Поэтому работодателям рекомендуется периодически отслеживать изменения в соответствующих нормативных правовых актах. Речь идет, прежде всего, о:

а) перечне работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, который установлен Постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 г. № 825;

б) национальном календаре профилактических прививок и календаре прививок по эпидемическим показаниям (Приказ Минздрава России от 21 марта 2014 г. № 125н).

Данные НПА дополняют друг друга, поскольку перечень не уточняет какие конкретно виды прививок должны быть у работников, а лишь указывает в каком случае проведение вакцинации обязательно. При этом некоторые виды работ "попадают под прививки" только в том случае, когда проводятся на территории, неблагополучной по инфекциям, общим для человека и животных, или перерабатывается продукция из такой зоны. Границы такой зоны могут меняться в зависимости от эпидемиологической ситуации и выявления очагов заболевания (например, клещевого вирусного энцефалита, сибирской язвы и т.п., см. для примера, СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила).

К таким отнесены, например, работы:

а) по лесозаготовке, расчистке и благоустройству леса, зон оздоровления и отдыха населения;

б) в организациях по заготовке, хранению, обработке сырья и продуктов животноводства, полученных из хозяйств, неблагополучных по инфекциям, а также по заготовке, хранению и переработке сельскохозяйственной продукции на территориях, неблагополучных по инфекциям;

в) сельскохозяйственные, строительные и другие работы по выемке и перемещению грунта, заготовительные, промысловые, геологические, изыскательские, экспедиционные, дератизационные и дезинсекционные работы и др.

Другие виды работ попадают под вакцинацию независимо от территории их осуществления. Например, работы:

а) по отлову и содержанию безнадзорных животных;

б) по обслуживанию канализационных сооружений, оборудования и сетей;

в) с больными инфекционными заболеваниями;

г) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и др.

Календарь прививок, в отличие от перечня, конкретно указывает какой вид прививки должен быть у определенной категории работников. Национальный календарь профилактических прививок – общий, касается определенной категории работников независимо от территории проживания. Календарь прививок по эпидемическим показаниям устанавливает виды прививок, которые делаются работникам, в зависимости от территории осуществления работ; или, если работа связана с повышенным риском заражения конкретным заболеванием.

Так, например, "общими" являются прививки против гриппа и кори.

Вакцинации против гриппа, подлежат работники:

а) образовательных и медицинских организаций;

б) транспорта и коммунальной сферы.

Вакцинации и ревакцинации от кори работники:

а) образовательных и медицинских организаций;

б) транспорта и коммунальной сферы;

в) занятые в торговле, социальной сфере;

г) работающие вахтовым методом;

д) а также сотрудники государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу РФ.

Вакцинация и ревакцинация против кори проводится только в случае, если работник не болел ранее корью, не прививался, прививался однократно, или у работника нет сведений о проведении иммунизации.

Календарь прививок по эпидемическим показаниям устанавливает виды прививок в зависимости от территории проведения работ и категории работ (есть ли риск заражения конкретным заболеванием).

Так, прививка от клещевого вирусного энцефалита, а также туляремии, делается лицам, которые работают на неблагополучной по энцефалиту или туляремии территории, и заняты на:

а) строительных и сельскохозяйственных работах;

б) работах по выемке и перемещению грунта;

в) лесозаготовительных работах и работах по благоустройству зон оздоровления и отдыха населения и др.

Против бешенства прививаются ветеринары, егеря, лесники, работники, выполняющие работы по содержанию животных.

Против вирусного гепатита А – медицинские работники, работники сферы обслуживания населения, занятые на предприятиях пищевой промышленности, а также обслуживающие водопроводные и канализационные сооружения, оборудование и сети.

Игнорирование работодателем прививок по эпидемическим показаниям может послужить основанием для привлечения к административной ответственности (Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 июля 2014 г. по делу № А60-16173/2014), хотя встречается и иная практика, когда, например, суд посчитал, что вопрос вакцинации против туляремии, был отнесен строго к компетенции органов здравоохранения при вспышке заболевания (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2014 № 08АП-741/2014 по делу № А75-9289/2013).

Между тем при любом раскладе судебной практики (а все зависит от конкретных обстоятельств в деле), работодатель может оказаться в зоне риска привлечения к ответственности. Ориентируйтесь поэтому, прежде всего, на категории работ и работников, которым проведение вакцинации положено независимо от территории выполнения работ (педагоги, работники торговли и т.п.), в отношении остальных можно проконсультироваться в Роспотребнадзоре и ГИТ.

Отказ под страхом наказания

Однако, как быть с правом на отказ от прививок? Вправе ли работодатель заставлять работника сделать прививку?

Нет, заставить не вправе, но при этом может и даже должен отстранить такого работника от работы, а соискателю отказать в приеме на работу (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней"). То есть работодатель обязан принять меры по соблюдению требований закона, именно поэтому обычно работодатели при оспаривании предписаний или привлечения к административной ответственности контролирующими органами проигрывают.

Так, например, суд в вышеприведенном примере с Макдональдсом, указал, что предписание не обязывают заявителя в любом случае обеспечить наличие у его сотрудников вакцинации против дизентерии и гепатита, а указывают на обеспечение принятия им мер, направленных на выполнение положений санитарного законодательства, в том числе, и на соблюдения обществом права граждан на отказ от профилактических прививок. Доказательств, свидетельствующих о принятии мер, направленных на соблюдение санитарного законодательства в данной части (в том числе, документов, подтверждающих отказ работников от профилактических прививок) обществом в материалы дела не было представлено.

То есть работодатель, чтобы избежать ответственности, должен подтвердить, что он:

а) потребовал от работников соблюдения требований закона о проведении вакцинации (это можно сделать разными способами вплоть до направления письменного уведомления);

б) получил от работников, отказавшихся от прививки, письменный отказ от прохождения вакцинации;

в) отстранил работников, не прошедших вакцинацию от работы. Стоит отметить, что при этом работодатель не вправе привлечь работника к дисциплинарной ответственности, поскольку работник не совершает дисциплинарный проступок, отказываясь от прививки, в смысле ст. 192 ТК РФ, а реализует свое законное право уклониться от вакцинации.

Отстранение осуществляется в порядке ст. 76 ТК РФ до прохождения работником вакцинации без сохранения за работником заработной платы. Такое отстранение "из-за прививки" при соблюдении процедуры суд обычно признает законным (например, Апелляционное определение Ярославского областного суда от 22 ноября 2012 г. по делу № 33-5976/2012).

Но учтите, что далеко не каждый работник организации, деятельность которой попадает под "календарь прививок" может быть отстранен от работы. Так, например, суд признал незаконным отстранение работницы за отказ пройти вакцинацию против гриппа, так как хотя она и работает в поликлинике, но в ее должностные обязанности не входит работа с больными инфекционными заболеваниями, а, значит, она "не попадает" в перечень, утвержденный правительством (Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 16 июля 2015 г. по делу № 33-3452/2015).

Читайте так же:  Экспертиза газификации дома

Отмечу, правда, что, на мой взгляд, решение суда было "на грани", поскольку помимо перечня работ, где просто указаны виды деятельности, при осуществлении которых делаются профилактические прививки, руководствоваться надо и национальным календарем профилактических прививок, где медицинские работники указаны без разбивки на подвиды их деятельности. Между тем работодателю следует учитывать подобную судебную практику, и ориентироваться, прежде всего, на перечень.

При несоблюдении работодателем выше указанного алгоритма действий его могут привлечь к административной ответственности, в частности по ст. 6.3 КоАП и (или) вынести предписание (внести представление) об устранении нарушений. Такой вывод подтверждает судебная практика (Постановление ФАС Уральского округа от 31 марта 2014 г. № Ф09-805/14 по делу № А50-17156/2013, Решение Свердловского областного суда от 30 марта 2016 г. по делу № 72-453/2016). При этом на работодателя могут возложить обязанность организовать вакцинацию на рабочем месте (Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 20 октября 2014 г. № 33-10102/2014).

Более того, работодатели, у которых трудятся работники, подлежащие обязательной вакцинации, обязаны направлять списки работников ежегодно (в сентябре-октябре) в лечебно-профилактические организации для целей планирования мероприятий по вакцинации (п. 5.6 СП 3.3.2367-08 "Организация иммунопрофилактики инфекционных болезней"), а за уклонение от этого организацию или ИП могут привлечь к административной ответственности (Решение Санкт-Петербургского городского суда от 11 апреля 2017 г. № 12-402/2017 по делу № 5-28/2017).

1. На работодателя возложена обязанность отслеживать, подлежат ли его работники обязательной вакцинации. В этом поможет как изучение законодательства, в частности национального календаря профилактических прививок, так и обращение за разъяснениями в территориальные отделения Роспотребнадзора или ГИТ.

2. При наличии таких работников необходимо организовать условия для прохождения их вакцинации (предоставление свободного оплачиваемого дня, организация вакцинации на рабочем месте, организованная доставка в медицинскую организацию для вакцинации и т.п.). Для этого либо издается письменный приказ о проведении массовой вакцинации в организации или же работники письменно уведомляются о необходимости пройти вакцинацию, например, от гриппа. Работникам при этом гарантируется сохранение среднего заработка (ст. 185 ТК РФ применяется по аналогии) при предоставлении специального дня работникам или организованной вакцинации в медицинской организации. Вакцинация, как правило, осуществляется бесплатно по государственным программам. Впрочем, работодатель, вправе приобрести для сотрудников более дорогую вакцину по договору с медицинской организацией.

3. В случае отказа работника проходить вакцинацию, получить от него в письменном виде (заявление, отказ) с указанием причины (например, "нежелание" или "наличие медицинского противопоказания"). Помните, что работник не обязан подробно расписывать свои мотивы.

4. После этого отстранить сотрудника от работы (ст. 76 ТК РФ) при этом вы не вправе привлекать его к дисциплинарной ответственности. С согласия работника его можно перевести на выполнение иной работы (или в иную местность), если в этом случае не требуется проведения вакцинации (в порядке ст. 72.1-72.2 ТК РФ). При отсутствии такого согласия перевод не осуществляется.

Преемственность МБДОУ ЦРР – «Детский сад №132» и

КГБУЗ «Городская поликлиника №10 города Барнаула»

Информация о вакцинации детей дошкольного возраста

Приказом Минздравсоцразвития России № 673 от 30.10.2007 вносятся изменения в приказ Минздрава России № 229 от 27.06.2001 "О национальном календаре профилактических прививок и календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям".

В приложении 1 "Национальный календарь профилактических прививок" вышеназванного приказа даются рекомендации по проведению прививок. Приводим сведения, касающиеся детей­-дошкольников, посещающих ДОУ (табл. 1).

Пункт 2 ст. 11 Закона № 157­ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" гласит: "Профилактические прививки проводятся с согласия граждан, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних…". Становится ясным, что врач и медсестра могут только рекомендовать родителям сделать ребенку прививку и дать информацию о ней. При этом медицинская сестра ДОУ обязана информировать родителей (законных представителей) о прививках, рекомендованных "Национальным календарем профилактических прививок", соответствующих возрасту ребенка.

Кроме того, согласно Закону "Об охране здоровья граждан" родители воспитанников имеют право:

- на получение полной и объективной информации о необходимости профилактических прививок, последствиях отказа от них, поствакцинальных осложнениях;

- выбор учреждения, где сделать прививку;

- отказ от прививок, который должен быть оформлен в письменном виде.

Если раньше непривитого ребенка категорически запрещалось принимать в детский сад, теперь в законе "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (п. 2 ст. 5) отсутствует подобное положение.

Вакцинация работников организации

Некоторые работодатели заботятся о здоровье своих работников и поддержании их работоспособности в период эпидемии гриппа и ОРВИ. С этой целью организуется проведение вакцинации. Как правильно это сделать, рассмотрим в статье.

Работодатели заинтересованы в бесперебойной работе всех структурных подразделений в период эпидемии гриппа и ОРВИ, поэтому могут выбрать наиболее подходящий для организации способ проведения вакцинации.

3 способа провести вакцинацию работников:

заключить договор на проведение вакцинации с медицинской организацией, имеющей лицензию на медицинскую деятельность;

заключить договор добровольного медицинского страхования (ДМС), в котором предусмотреть, в частности, вакцинацию от гриппа;

компенсировать работникам стоимость прививки, оплаченной ими самостоятельно.

Требования законодательства

Статья 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 28.11.2015; далее — Федеральный закон № 52-ФЗ) обязывает индивидуальных предпринимателей и организации в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Обратите внимание!

К санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям относятся профилактические прививки, проводимые в соответствии с действующим законодательством в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний (п. 2 ст. 25, пп. 1, 3 ст. 29, ст. 35 Федерального закона № 52-ФЗ).

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (в ред. от 31.12.2014, с изм. от 14.12.2015) прививки от гриппа включены в национальный календарь профилактических прививок, утвержденный Приказом Минздрава России от 21.03.2014 № 125н. В календаре указано, что обязательной вакцинации от гриппа подлежат в т. ч. работники отдельных профессий и должностей (медицинских и образовательных организаций, транспорта, коммунальной сферы).

Кроме того, вопросы профилактики гриппа регламентированы СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций» (далее — СП 3.1.2.3117-13).

Извлечение из СП 3.1.2.3117-13

VIII. Организация профилактических и противоэпидемических мероприятий в предэпидемический период

[…]
8.3. Руководителями организаций, сотрудники которых относятся к группам риска по заболеваемости гриппом и ОРВИ (работники медицинских и образовательных организаций, торговли, общественного питания, транспорта), должны приниматься меры по проведению специфической профилактики гриппа и неспецифической профилактики ОРВИ.
8.4. Руководителями прочих организаций организуется проведение профилактических прививок против гриппа сотрудникам в соответствии с действующими нормативными правовыми документами.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.08.2015 № 39 предписано проводить вакцинацию в рамках мероприятий по профилактике гриппа и ОРВИ в эпидсезоне 2015–2016 гг. Пунктом 2.1 указанного постановления руководителям организаций независимо от организационно-правовой формы рекомендовано выделить средства на организацию и проведение вакцинации сотрудников против гриппа.

Следовательно, законодательство не устанавливает безоговорочной обязанности для всех работодателей проводить вакцинацию работников от гриппа и ОРВИ. В большинстве случаев ее организация и проведение — это добровольное решение работодателя.

Может ли вакцинация быть обязательной?

Вакцинация от гриппа и ОРВИ для работодателей может являться не только добровольной, но и обязательной.

Обязательная вакцинация работников проводится работодателем во исполнение норм закона либо по предписанию (постановлению) должностного лица, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, или другого уполномоченного органа (например, главного государственного санитарного врача или его заместителя согласно подп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона № 52-ФЗ).

Если в организации принято решение о проведении вакцинацию работников, это нужно зафиксировать в приказе (распоряжении) руководителя. В этом документе желательно обосновать (со ссылками на законодательство) необходимость вакцинации работников. Если вакцинация работников проводится в обязательном порядке, нужно сделать ссылки на соответствующий закон или полученное предписание (постановление) должностного лица.

С приказом о проведении вакцинации (см. приложение) нужно ознакомить всех работников.

"Детский сад №10 общеразвивающего вида"

Соблюдение права родителей дошкольников на отказ от вакцинации

Автор: Вавилова А.А.- зам. директора Центра правовых прикладных разработок Института развития образования ФГОУ ВПО “НИУ ГУ – Высшая школа экономики”

Обеспечение вакцинации населения от инфекционных заболеваний – одна из важных задач системы здравоохранения. Установлены цифры, определяющие желаемый процент охвата детей теми или иными прививками, по которым оценивается качество работы лечебно-профилактических учреждений. Нередко ради достижения установленных показателей оказывается давление и на ДОУ, и на медицинских работников, в результате чего появляются не всегда законные требования и распоряжения, создающие конфликтные ситуациимежду администрацией ДОУ и родителями. Многие родители критично относятся к обязательной вакцинации детей: с одной стороны, прививки защищают от инфекции, а с другой – дети не застрахованы от поствакцинальных осложнений, в т. ч. серьезных. Некоторые родители отказываются делать прививки по принципиальным соображениям либо соглашаются на вакцинацию только при идеальном состоянии здоровья у ребенка. Такие решения зачастую срывают сроки проведения вакцинации и ревакцинации, предусмотренные календарем прививок.

Правовое регулирование вопросов иммунизации несовершеннолетних

Важно четко представлять правовое регулирование вопросов иммунизации несовершеннолетних. Законодательство предоставляет право гражданам (в нашем случае – их законным представителям) на отказ от медицинского вмешательства, в т. ч. от вакцинации. Отказ должен быть оформлен письменно с соблюдением ряда требований, и, если это сделано, никто не имеет права принуждать родителей соглашаться на вакцинацию. Основным актом, регулирующим вопросы охраны здоровья граждан, является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее – Закон об охране здоровья). Согласно ст. 18, 19 этого закона, каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Право в данном контексте означает добровольность волеизъявления гражданина – правом можно воспользоваться, а можно отказаться от его использования. Обязанностей граждан по охране собственного здоровья и получению медицинской помощи не предусмотрено (только в исключительных случаях обязательность медицинской помощи установлена федеральными законами). При этом Закон об охране здоровья определяет медицинскую помощь как комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Медицинское вмешательство – это виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие его физическое или психическое состояние и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность.Т аким образом, вакцинирование, проба Манту, проведение флюорографического либо рентгенологического обследования представляют собой варианты медицинского вмешательства, на которые в полной мере распространяются нормы данного закона. Согласно ч. 5 ст. 19 Закона об охране здоровья, пациент имеет право: выбрать врача и медицинскую организацию в соответствии с законом; отказаться от медицинского вмешательства. Зачастую эти права нарушаются при приеме в ДОУ. Так, не всегда администрация ДОУ должным образом воспринимает решение граждан о выборе медицинской организации. В частности, бывают случаи, когда администрация ДОУ отказывается принимать медицинскую документацию, составленную негосударственной медицинской организацией, требуя прохождения повторных обследований в государственных (муниципальных) учреждениях. Такое требование незаконно. Если негосударственная организация здравоохранения имеет необходимую лицензию, то оформленные в ней документы должны быть приняты администрацией ДОУ. Решение ДОУ принимать документы, выданные только государственной детской поликлиникой, незаконно.

Получение информированного добровольного согласия

Закон об охране здоровья в ст. 20 устанавливает, что необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является получение информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи. Это означает, что вакцинирование, флюорографическое и иные обследования и манипуляции можно проводить не в случае отсутствия отказа родителей, а только при наличии данного ими добровольного согласия на соответствующее вмешательство. Конечно, Закон об охране здоровья предусматривает исключения, когда медицинское вмешательство возможно без согласия гражданина, например, по экстренным показаниям при угрозе жизни, в отношении страдающих заболеваниями, опасными для окружающих и т. п., но в других случаях – согласие необходимо. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель несовершеннолетнего (в соответствии с положениями семейного и гражданского законодательства о представительстве малолетних и других недееспособных граждан). В случае конфликта между родителями воспитанника по вопросу дачи согласия на медицинское вмешательство администрации ДОУ следует воздержаться от совершения действий, связанных с медицинским вмешательством (по передаче данных, включению ребенка в списки со- гласившихся либо отказавшихся и т. п.), до принятия определенного решения законными представителями ребенка. Родители (законные представители) могут решить этот вопрос через суд. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства оформляется в письменной форме, подписывается одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и хранится в медицинской документации пациента. В случае отказа от медицинского вмешательства одному из родителей или иному законному представителю в доступной форме должны быть разъяснены возможные последствия такого решения. Если ранее согласие либо отказ можно было составлять в свободной форме, то с принятием Закона об охране здоровья появились новые требования. Порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинского вмешательства, форма информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форма отказа от медицинского вмешательства утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При наличии отказа родителей (законных представителей) от вакцинации ребенка проведение иммунизации является нарушением закона. Если прививка, согласие на которую не было оформлено, повлекла поствакцинальное осложнение, наступает гражданско-правовая, дисциплинарная и при тяжких последствиях уголовная ответственность.

Читайте так же:  Штирлиц ликвидация пародия

Нормы закона об иммунопрофилактике

Вопросы иммунопрофилактики регулируются также нормами Федерального закона от 17.09.1998 № 157 “Об иммунопрофилактике инфекционных болезней” (далее – Закон об иммунопрофилактике). Закон предусматривает следующие понятия: профилактические прививки – введение в организм человека медицинских иммунобиологических препаратов для создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням; национальный календарь профилактических прививок – нормативный правовой акт, устанавливающий сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок; поствакцинальные осложнения, вызванные профилактическими прививками, включенными в национальный календарь профилактических прививок, и профилактическими прививками по эпидемическим показаниям – тяжелые и (или) стойкие нарушения состояния здоровья вследствие профилактических прививок; сертификат профилактических прививок – документ, в котором регистрируются профилактические прививки гражданина. Статья 5 Закона об иммунопрофилактике устанавливает права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики. В частности, граждане имеют право: на получение от медицинских работников полной и объективной информации о необходимости профилактических прививок, последствиях отказа от них, возможных поствакцинальных осложнениях; выбор государственных, муниципальных или частных организаций здравоохранения либо граждан, занимающихся частной медицинской практикой; бесплатные профилактические прививки, включенные в национальный календарь профилактических прививок, и профилактические прививки по эпидемическим показаниям в государственных и муниципальных организациях здравоохранения; медицинский осмотр, а при необходимости и медицинское обследование перед профилактическими прививками, получение квалифицированной медицинской помощи в государственных и муниципальных организациях здравоохранения при возникновении поствакцинальных осложнений в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам России бесплатной медицинской помощи; социальную поддержку при возникновении поствакцинальных осложнений; отказ от профилактических прививок. При осуществлении иммунопрофилактики граждане обязаны в письменной форме подтверждать свой отказ от профилактических прививок. Согласно ст. 11 Закона об иммунопрофилактике, профилактические прививки проводятся с согласия граждан, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних граждан гражданам, не имеющим медицинских противопоказаний. Перечень медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. Таким образом, право на отказ от прививок было закреплено Законом об иммунопрофилактике. Вслед за этим была изменена и подзаконная база. Например, в Москве было принято постановление Главного государственного санитарного врача по г. Москве от 02.11.2000 № 12 "Об отмене постановления № 33 от 13.08.1992 “О запрещении приема в детские дошкольные учреждения и школы детей, непривитых против туберкулеза, полиомиелита, дифтерии, коклюша, кори, столбняка". Постановление № 33 было отменено, поскольку противоречило нормам Закона об иммунопрофилактике.

Оформление отказа от вакцинации

Родители вправе оформить отказ от вакцинации ребенка как на все прививки в целом, так и на отдельные, пробу Манту, флюорографические и иные исследования. При этом отказ может быть составлен как на конкретный срок (например, родители считают, что в данный момент ребенок ьослаблен), так и бессрочно (родители категорически против проведения прививок). Если отказ оформлен без указания срока, его необходимо трактовать как бессрочный. Требовать оформления отказов от прививок ежегодно либо в отношении каждой прививки отдельно – незаконно. На практике встречается и другое нарушение, когда прием заявлений об отказе от вакцинации ставится в зависимость от каких-то условий. Нередко родителям предъявляются такие незаконные требование, как, например, прохождение иммунологической комиссии, предоставление результатов иных дополнительных анализов, справок или заключений специалистов. Правовые последствия отказа не зависят от причин принятия такого решения. Медицинскому учреждению, ДОУ в рамках организации мероприятий по иммунизации важно наличие либо согласия, либо отказа от прививки. По каким причинам родитель отказывается от вакцинации ребенка (настроен против прививок, у ребенка имеются медицинские противопоказания для вакцинации и т. п.) – юридического значения не имеет. Требовать от родителей дополнительных консультаций специалистов, прохождения комиссий, обследований для того, чтобы принять отказ от вакцинации, противозаконно.

Прием в ДОУ детей, не имеющих необходимых профилактических прививок

Несмотря на то, что принцип добровольности вакцинации и отмена ограничений на прием в ДОУ из-за отсутствия прививок введены более 10 лет назад, до сих пор, по сложившейся традиции, администрации отдельных ДОУ продолжают отказывать в приеме детям, не имеющим прививок. При этом руководящие работники ДОУ уверены в законности своих действий, основанных, например, на распоряжениях органов управления образованием или здравоохранением, указаниях медицинских работников и т. п. (хотя подобные распоряжения и указания нередко бывают незаконными). Практика показывает, что, хотя в большинстве случаев права детей на дошкольное образование не нарушаются, в отдельных учреждениях предъявляются незаконные требования об обязательной вакцинации, имеют место факты незаконного отказа в приеме детей в ДОУ в связи с отсутствием прививок. В результате некоторые родители предпочитают давать взятки работникам ДОУ, чтобы ребенка все же приняли в дошкольное учреждение, либо сотрудникам медицинских учреждений – чтобы получить фиктивную запись о якобы сделанных прививках (!). Подобные нарушения могут повлечь за собой опасные последствия для здоровья ребенка. Например, в ДОУ на основании ложных документов считают ребенка привитым и помещают в карантинную группу, тогда как в действительности у него нет прививки. Чаще родители отстаивают свои права законными способами – требуют приема, допуска ребенка в ДОУ (либо выдачи медицинским учреждением соответствующей документации), письменного оформления отказа в приеме в ДОУ, обращаются в прокуратуру, органы управления образованием и здравоохранением, иные контрольные и надзорные органы, средства массовой информации. В итоге ДОУ сталкивается с предписаниями прокурора, реакцией контролирующих органов, указаниями со стороны учредителя. Должностные лица ДОУ, как уже отмечалось, несут ответственность за нарушение закона (дисциплинарную, административную и при определенных обстоятельствах гражданско-правовую). Право на образование предусмотрено Конституцией РФ, международными обязательствами РФ, законодательством об образовании. Его ограничение возможно только в предусмотренных федеральными законами случаях. И если ограничение не вытекает из нормы федерального закона, то образовательное учреждение обязано принять ребенка, который в соответствии с заключением специалистов-медиков по состоянию здоровья может посещать образовательное учреждение (независимо от наличия либо отсутствия прививок). Отказ в приеме или допуске в ДОУ возможен только на законных основаниях (к которым отсутствие прививки не относится). Во избежание конфликтов отказ следует оформлять письменно, доводить до сведения законных представителей, а также фиксировать (росписью на копии отказа либо иным образом) факт уведомления родителей об отказе в приеме либо допуске ребенка и о его причинах.

Последствия отказа родителей от вакцинации ребенка

Отсутствие прививки у ребенка затрагивает интересы не только его самого, но и окружающих. У ДОУ могут возникнуть сложности, когда в одной группе находятся как привитые, так и непривитые дети. На случай отсутствия профилактических прививок законодательство предусматривает негативные последствия для граждан. Родители ребенка должны учитывать эти ограничения при принятии решения об отказе от вакцинации, а администрация ДОУ обязана разъяснять им последствия подобного решения. Статья 5 Закона об иммунопрофилактике устанавливает конкретный перечень возможных последствий отсутствия у гражданина тех или иных профилактических прививок (отметим, что проба Манту, например, не относится к прививкам, поэтому ее отсутствие таких последствий не влечет). Отсутствие профилактических прививок влечет за собой: запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами РФ требует наличия конкретных профилактических прививок; временный отказ в приеме граждан в образовательные и оздоровительные учреждения в случае массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий; отказ в приеме граждан на работы или отстранение от работ, выполнение которых связано с высоким риском инфекционных заболеваний. Для ДОУ особое значение имеет второе основание – возможный отказ в приеме в случае возникновения массового инфекционного заболевания либо угрозы эпидемии. Такой отказ является временным, и как только указанные обстоятельства прекращаются, ребенка обязаны принять в учреждение.

Временное отстранение непривитого ребенка от посещения ДОУ

Следует обратить внимание на разные формулировки в упомянутой ст. 5 Закона об иммунопрофилактике. В случае поступления ребенка в образовательные и оздоровительные учреждения отказ в приеме возможен на время существования определенных обстоятельств. В случае с работником возможен не только отказ в приеме на работу, но и отстранение от работы. Возникает вопрос: а можно ли непривитого ребенка, уже посещающего ДОУ, временно отстранить в случае возникновения заболеваний, эпидемий? Исходя из буквального толкования норм закона отстранение невозможно. Правомерно временно отказать в приеме вновь поступающим детям, права же отстранить от посещения ДОУ уже поступивших детей закон не дает (в отличие от работников, для которых эта мера предусмотрена). Вместе с тем вопросы посещения непривитыми детьми ДОУ в период эпидемий, массовой вакцинации должны решаться с учетом не только норм Закона об иммунопрофилактике, но и подзаконных актов, действующих на территории РФ. Рассмотрим некоторые из них.

Профилактика вакциноассоциированного полиомиелита

Правила профилактики вакциноассоциированного полиомиелита (далее – ВАПП) установлены санитарно-эпидемиологическими правилами “Профилактика полиомиелита. СП 3.1.2951-11”, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.07.2011 № 107 (далее – СП 3.1.2951-11). Для профилактики ВАПП у реципиента полиомиелитной вакцины принимаются следующие меры: первые две вакцинации против полиомиелита проводят инактивированной полиомиелитной вакциной (далее – ИПВ*) в сроки, установленные Национальным календарем профилактических прививок, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 № 51н (далее – Национальный календарь прививок), – детям до года, а также детям старшего возраста, не получившим прививки против полиомиелита ранее; детям, имеющим противопоказания к применению оральной живой полиомиелитной вакцины (далее – ОПВ), иммунизация против полиомиелита осуществляется только вакциной ИПВ в сроки, установленные Национальным календарем профилактических прививок. * См. также: Рулева А.А. Профилактика полиомиелита у детей // Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ. 2012. № 5. С. 34. – Примеч. ред. В соответствии с п. 9.5 СП 3.1.2951-11 в медицинских организациях, дошкольных организациях и общеобразовательных учреждениях, летних оздоровительных организациях детей, не имеющих сведений об иммунизации против полиомиелита, не привитых против полиомиелита или получивших менее 3 доз полиомиелитной вакцины, разобщают с детьми, привитыми вакциной ОПВ в течение последних 60 дней, на срок 60 дней с момента получения детьми последней прививки ОПВ. В детских закрытых коллективах (дома ребенка и др.) в целях профилактики возникновения контактных случаев ВАПП, обусловленных циркуляцией вакцинных штаммов полиовирусов, для вакцинации и ревакцинации детей применяется только вакцина ИПВ (п. 9.6 СП 3.1.2951-11). При иммунизации вакциной ОПВ одного из детей в семье медицинский работник должен уточнить у родителей (опекунов), имеются ли в семье не привитые против полиомиелита дети, и при наличии таковых рекомендовать вакцинировать непривитого ребенка (при отсутствии противопоказаний) или разобщить детей сроком на 60 дней (п. 9.7 СП 3.1.2951-11). Таким образом, в правилах используется термин “разобщение” (а не “отстранение”), указано также, что профилактика проводится у контактных с привитыми детьми и предусматривает исключение контактов привитого ребенка с непривитым, например, путем разделения по разным группам.

Согласно п. 4.3 санитарно-эпидемиологических правил “Профилактика гриппа. СП 3.1.2.1319-03”, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 82, при регистрации пяти и более случаев заболеваний гриппом в ДОУ в течение 14 дней с момента выявления последнего заболевшего с целью предупреждения распространения заболевания гриппом в коллектив не принимают новых детей и не переводят в другие коллективы, кроме привитых против гриппа в данный эпидемический сезон. Кроме того, среди лиц, общавшихся с больным гриппом, своевременно выявляют больных и случаи заболеваний гриппом в стертой форме. С этой целью в очагах гриппа в ДОУ медицинский персонал ежедневно проводит осмотры детей, общавшихся с больным гриппом, измеряет температуру тела и осматривает слизистую носоглотки. Персонал с признаками заболевания гриппа не допускается к обслуживанию детей до наступления клинического выздоровления. Для персонала карантинных групп обязательно ношение 4-слойных марлевых масок. Маски меняют каждые 3–4 часа работы. Таким образом, в период эпидемии гриппа отстранение непривитых малышей от посещения детского сада не предусматривается. В данном случае предполагается формирование карантинных групп, перевод в рамках которых временно ограничен.

Читайте так же:  Временное проживание в рф срок

Ограничения при вспышках кори, краснухи, эпидемического паротита

Согласно п. 5.4 санитарно-эпидемиологических правил “Профилактика кори, краснухи и эпидемического паротита. СП 3.1.2952-11”, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.07.2011 № 108 (далее – СП 3.1.2952-11), при возникновении очага инфекции в ДОУ с момента выявления первого больного до 21-го дня с момента выявления последнего заболевшего в коллектив не принимаются лица, не болевшие корью, краснухой или эпидемическим паротитом и не привитые против этих инфекций. Отметим, что и здесь речь идет только о приеме, но не об отстранении детей, посещающих детский сад, при этом срок временного отказа в приеме конкретизирован. СП 3.1.2952-11 также предусмотрены следующие положения: “5.7. За лицами, общавшимися с больными корью, краснухой или эпидемическим паротитом, устанавливается медицинское наблюдение в течение 21 дня с момента выявления последнего случая заболевания в очаге. 5.8. В дошкольных организациях и общеобразовательных учреждениях, а также в организациях с круглосуточным пребыванием взрослых организуется ежедневный осмотр контактных лиц медицинскими работниками в целях активного выявления и изоляции лиц с признаками заболевания. 5.10. Иммунизации против кори по эпидемическим показаниям подлежат лица, имевшие контакт с больным (при подозрении на заболевание), не болевшие корью ранее, не привитые, не имеющие сведений о прививках против кори, а также лица, привитые против кори однократно, – без ограничения возраста. Иммунизация против кори по эпидемическим показаниям проводится в течение первых 72 часов с момента выявления больного. При расширении границ очага кори (по месту работы, учебы, в пределах района, населенного пункта) сроки иммунизации могут продлеваться до 7 дней с момента выявления первого больного в очаге. 5.11. Иммунизации против эпидемического паротита по эпидемическим показаниям подлежат лица, имевшие контакт с больным (при подозрении на заболевание), не болевшие эпидемическим паротитом ранее, не привитые или не имеющие сведений о прививках против эпидемического паротита. Иммунизация против эпидемического паротита по эпидемическим показаниям проводится в течение 7 дней с момента выявления первого больного в очаге. 5.12. Детям, не привитым против кори или эпидемического паротита (не достигшим прививочного возраста или не получившим прививки в связи с медицинскими противопоказаниями или отказом от прививок) не позднее 5-го дня с момента контакта с больным вводится иммуноглобулин человека нормальный (далее – иммуноглобулин) в соответствии с инструкцией по его применению. 5.14. Контактные лица из очагов кори, краснухи или эпидемического паротита, не привитые и не болевшие указанными инфекциями ранее, не допускаются к плановой госпитализации в медицинские организации неинфекционного профиля и социальные организации в течение всего периода медицинского наблюдения, указанного в пункте 5.7 настоящих санитарных правил”. Таким образом, помимо запрета принимать новых детей в ДОУ при вспышках кори, краснухи или эпидемического паротита действуют специфические ограничительные меры в виде недопуска в социальное учреждение. Но такие меры могут быть приняты не в отношении всех непривитых воспитанников, а только в отношении общавшихся с больными, имевших с ними ьконтакт. Дети, контактировавшие с больными, не имеющие прививок либо не болевшие корью, краснухой или эпидемическим паротитом, не должны быть допущены в ДОУ в течение трех недель с момента выявления последнего случая заболевания. Непривитые лица, не имевшие такого контакта, под ограничение не попадают. В 2012 г. было принято Постановление главного санитарного врача по г. Москве от 23.01.2012 № 1 “О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий против кори”. В связи с угрозой распространения кори в Москве и с целью ее предупреждения были закреплены следующие нормы и выдан ряд предписаний. В частности, руководителю Департамента здравоохранения города Москвы предписано обеспечить: “3.1. Своевременную иммунизацию детей против кори по каждому педиатрическому участку, образовательному учреждению с охватом не ниже 95% в соответствии с региональным календарем профилактических прививок; 3.22. Проведение иммунизации без ограничения возраста лиц, не привитых, привитых однократно и не болевших корью, находившихся в тесном контакте с заболевшим корью (семья, квартира, кабинет, класс, группа, палата, отделение) в первые 72 часа с момента выявления больного; 3.23. Проведение иммунизации без ограничения возраста лиц, не привитых, привитых однократно и не болевших корью, находившихся в отдаленном контакте с заболевшим корью (по месту жительства – подъезд, месту работы – здание, месту учебы – школа, ДДУ, курс/поток, ЛПО – корпус, здание) в течение 7 дней с момента выявления больного.” Руководителю Департамента образования города Москвы предписано обеспечить временный отказ в приеме в детские дошкольные образовательные учреждения детей, не привитых против кори и не болевших данной инфекцией в соответствии с Федеральным законом от 17.09.1998 № 157. Следует подчеркнуть, что данный документ также не предусматривает отстранения детей от посещения ДОУ. Подводя итоги рассмотрения норм подзаконных актов, можно сделать следующий вывод: при вспышках инфекционного заболевания, угрозе эпидемии единственным допустимым решением для администрации ДОУ является организация раздельного нахождения непривитых воспитанников, потенциально являющихся переносчиками инфекции. В таком случае будут выполнены требования об изоляции детей, защите их здоровья, а также не будет нарушено их право на образование в связи с незаконным отстранением. К сожалению, такое решение крайне затратно в финансовом и организационном плане, а также трудно реализуемо с учетом материальной базы конкретного учреждения. Однако законодательство об иммунизации не принимает в расчет материальную базу и уровень финансирования учреждений и не ставит права граждан в зависимость от материальных или финансовых возможностей учреждений. В любом случае никаких дополнительных мер в отношении непривитых детей по сравнению с предусмотренными ст. 5 Закона об иммунопрофилактике приниматься не должно. Незаконными являются также “творческие” ограничения прав непривитых детей, например, когда ребенка допускают в группу, но не разрешают присутствовать на общем детском празднике в актовом зале (за исключением случаев, когда ребенок изолируется во исполнение требований подзаконных нормативных и распорядительных актов). Подчеркнем, что указанные в нормативных документах меры могут применяться лишь в случае, когда факт возникновения массового инфекционного заболевания или угрозы эпидемии должным образом зафиксирован. Зачастую требования отказать в приеме детям без прививок предъявляются при отсутствии документов, на основании устных рекомендаций и указаний. Но для применения ст. 5 Закона об иммунизации необходимо наличие официального документа.

Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (далее – Закон № 52-ФЗ) предусматривает такую меру, как карантин в детском саду. Ограничительные мероприятия (карантин) – административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний, – предусматривают особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Согласно ст. 31 Закона № 52-ФЗ, ограничительные мероприятия (карантин) вводятся на территории РФ, соответствующего субъекта РФ, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства РФ или органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления. Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно подп. 5 п. 6 ч. 1 ст. 51 Закона № 52-ФЗ, главные государственные санитарные врачи и их заместители вправе при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления: о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подо зрением на такие заболевания; проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих; проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям; введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах. Таким образом, наличие оснований для ограничения в приеме, отказе в допуске в ДОУ, переводе в другую группу и т. п. должно быть подтверждено соответствующим документом, подписанным главным государственным санитарным врачом или его заместителем, и не может основываться на распоряжении, например, органа управления образованием либо рекомендации детского поликлинического учреждения, обслуживающего район, в котором находится ДОУ. Кроме того, временный отказ в приеме или допуске ребенка в ДОУ, переводе в другой коллектив должны быть оформлены официально, т. е. приказом руководителя.

Туберкулиновая проба (реакция Манту)

Отдельного рассмотрения требует такой вопрос, как социально опасные заболевания, в частности, обязательность соблюдения мероприятий, направленных на предупреждение распространения туберкулеза. Согласно ст. 7 Федерального закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ “О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации” противотуберкулезная помощь оказывается гражданам при их добровольном обращении или с их согласия, за исключением случаев, предусмотренных ст. 9 и 10 закона. Противотуберкулезная помощь несовершеннолетним в возрасте до 14 лет, а также гражданам, признанным в установленном законом порядке недееспособными, оказывается с согласия их законных представителей, за исключением случаев, предусмотренных ст. 9 и 10 закона. Исключения касаются диспансерного наблюдения (ст. 9), обязательного обследования и лечения (ст. 10). Согласно этим статьям, добровольность не предусмотрена лишь в отношении случаев заболевания туберкулезом. Так, диспансерное наблюдение за больными туберкулезом устанавливается независимо от согласия таких больных или их законных представителей. В случае угрозы возникновения и распространения туберкулеза на основании предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей или органа исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законодательством РФ, проводятся дополнительные противоэпидемические мероприятия. Больные заразными формами туберкулеза, неоднократно нарушавшие санитарно-противоэпидемический режим, а также умышленно уклоняющиеся от обследования в целях выявления туберкулеза или от лечения туберкулеза, на основании решений суда госпитализируются в специализированные медицинские противотуберкулезные организации для обязательных обследования и лечения. Никаких мер, обязывающих граждан, не являющихся больными туберкулезом, проходить обследования, не предусмотрено. Умышленное уклонение от обследования в целях выявления заболевания может завершиться обязательным обследованием, однако только в случае принятия судом (и никем иным) соответствующего решения, причем рассмотрение этого вопроса в суде может инициировать медицинская противотуберкулезная организация либо прокуратура. Без решения суда нельзя принудить гражданина к обязательному прохождению обследования. Соответственно, граждане имеют право отказаться от обследования (от Манту, рентгенологического, флюорографического обследования и т. п.). И как показывает практика, многие родители пользуются этим правом. Вместе с тем администрация ДОУ, чтобы удостовериться, что у ребенка нет туберкулеза, часто выдвигает требование – либо обязательно делать Манту (без которой не допускают в школу, детский сад), либо вместо Манту пройти обследование, принести справку из противотуберкулезного диспансера, результаты флюорографии и т. п. Отказываясь от обследования, в случае заболевания туберкулезом граждане подвергают большому риску здоровье не только собственного ребенка (который остается без необходимого лечения), но и окружающих детей, которые рискуют заразиться столь опасным заболеванием. В то же время до тех пор, пока ребенок, по заключению педиатра, здоров, не демонстрирует клинических признаков туберкулезной инфекции, потребовать обязательного обследования медсестра либо администрация ДОУ не вправе, и его право на образование не должно ограничиваться. Таким образом, соблюдение права граждан на охрану здоровья, а также необходимость регулирования вопросов распространения отдельных заболеваний могут усложнить работу ДОУ во время массовых инфекций и эпидемий. ДОУ в таких случаях не имеет права отказать детям в посещении детского сада (за исключением лиц, контактировавших с больными корью, краснухой, паротитом и непривитых от этих заболеваний, не болевших ими) и обязано обеспечить разделение, изоляцию непривитых и потенциально являющихся переносчиками инфекции воспитанников. Данные меры должны осуществляться на территории ДОУ без ущерба для образовательного процесса. При благополучной эпидемиологической обстановке отсутствие профилактическихьпрививок у ребенка не создает проблем ьдля ДОУ.Тексты документов вы найдете в электронной системе “Образование” Нормативные документы Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (ред. от 25.06.2012) Федеральный закон от 18.06.2001 № 77-ФЗ “О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации” (ред. от 18.07.2011) Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (ред. от 25.06.2012) Федеральный закон от 17.09.1998 № 157 “Об иммунопрофилактике инфекционных болезней” (ред. от 18.07.2011) Национальный календарь профилактических прививок, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 № 51н Санитарно-эпидемиологические правила “Профилактика полиомиелита. СП 3.1.2951-11”, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.07.2011 № 107 Санитарно-эпидемиологические правила “Профилактика кори, краснухи и эпидемического паротита. СП 3.1.2952-11”, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.07.2011 № 108 Санитарно-эпидемиологические правила “Профилактика гриппа. СП 3.1.2.1319-03”, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 82 (ред. от 10.06.2003)

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки.