Перейти к содержимому

Признание доходов субсидия

Содержание:

Субсидия: выручка или компенсация убытка?

Организации, которые оказывают услуги по перевозке пассажиров льготных категорий (пенсионеров, студентов, детей-сирот и др.), получают из бюджета субсидии на возмещение части недополученных доходов. И у них возникают споры с налоговой инспекцией: чем, по сути, является эта субсидия — выручкой или внереализационным доходом? От этого зависит, когда ее нужно включать в доходы — в момент оказания услуг или в момент получения денег из бюджета.

ИФНС: субсидию надо учесть в доходах в момент оказания услуг по перевозке

По итогам выездной проверки одной из таких организаций инспекция установила, что компания не включила в состав выручки и не учла при исчислении налога на прибыль бюджетные средства, которые она должна была получить, но так и не получила за оказание услуг по перевозке пассажиров льготных категорий. В проверяемый период расходы на перевозку льготников были компенсированы организации из бюджета лишь частично. В связи с этим полученные из бюджета субсидии организация отражала в доходах в момент их получения, а неполученные деньги в доходах не учла.

По мнению налоговиков, деньги, которые организация должна была получить из бюджета, являются доходами организации и подлежат отражению в налоговом учете полностью в момент оказания услуг по перевозке пассажиров. При этом размер этих доходов ИФНС посчитала так: количество граждан льготных категорий, воспользовавшихся проездными социальными билетами, умножила на разницу между стоимостью обычного проездного билета и льготного.

В результате организации были доначислены налог на прибыль, штрафы и пени.

Организация с этим не согласилась и пошла в суд.

Один суд — за организацию, другие — за налоговиков

Суд первой инстанции организацию поддержал. Он указал, что по существу деньги, получаемые из бюджета в качестве компенсации выпадающих доходов, — это убытки, понесенные организацией при оказании услуг по перевозке пассажиров льготных категорий. И эти убытки надо включать во внереализационные доходы по правилам, установленным в подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ, то ест ь Решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 19.07.2012 № А38-223/2010 (Внимание! Файл PDF) :

  • на дату признания их должником (то есть бюджетом);
  • на дату вступления в силу решения суда, если пришлось требовать их из бюджета через суд.

Суды апелляционной и кассационной инстанций с этим не согласились. Они указали, что организация применяла метод начисления. А потому должна была включить суммы компенсации из бюджета в состав дохода, независимо от даты получени я Постановления 1 ААС от 12.12.2012 № А38-223/2010; ФАС ВВО от 18.04.2013 № А38-223/2010 . Но организация не сдалась и дошла до ВАС, который ее поддержал.

ВАС: субсидию надо отражать в доходах в момент ее признания должником

ВАС указал, что суды апелляционной и кассационной инстанций необоснованно проигнорировали обстоятельства, связанные со спецификой сложившихся отношений по возмещению перевозчикам расходов по перевозке пассажиров льготных категори й Постановление Президиума ВАС от 10.12.2013 № 10159/13 .

ВАС порадовал транспортные компании: фактически не полученная бюджетная «поддержка» в состав доходов не включается

Он напомнил, что в целях исчисления налога на прибыль по общему правилу датой получения дохода от реализации товаров (работ, услуг) признается дата перехода к приобретателю права собственности на товар (дата передачи заказчику результата выполненных работ, оказания услуг ) ст. 271 НК РФ . А в рассматриваемом случае организация часть денег из бюджета так и не получила. Поэтому недополученная провозная плата, которая не была компенсирована соответствующим бюджетом, подлежит взысканию как убытки с публично-правового образовани я гл. 16 ГК РФ . О чем ВАС говорил еще в 2006 г. п. 16 Постановления Пленума ВАС от 22.06.2006 № 23

Из норм НК следует, что основанием для возникновения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль является получение дохода, который возможно оценить и момент признания которого установлен ст. 271 НК РФ статьи 41, 247 НК РФ . А специфика оказания услуг по перевозке пассажиров льготных категорий не позволяет организации определить в момент оказания такой услуги размер возмещения выпадающих доходов, который в конечном счете будет определен соответствующим бюджетом в добровольном порядке либо по решению суда.

Следовательно, момент признания доходов в виде полученного возмещения из бюджета необходимо определять по правилам, установленным подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ для признания доходов в виде сумм возмещения убытков — по дате признания должником или вступления в законную силу решения суда.

Так что у ИФНС отсутствовали правовые основания для квалификации неполученной субсидии в качестве выручки от реализации услуг.

Теперь все подобные споры должны разрешаться в пользу транспортных организаций.

Порядок бухгалтерского учета и налогообложения полученных бюджетных субсидий и понесенных бюджетных и внебюджетных расходов коммерческими организациями

О.А. Шлычкова , начальник консультационного отдела;
Г.А. Сафиуллина , старший аудитор ООО «Аудиторская служба «СТЕК»

Ваша организация стала получателем бюджетной субсидии на реализацию проекта по созданию нематериального актива? В этой статье мы расскажем об особенностях бухгалтерского учета и налогообложения полученных субсидий, а также расходования полученных средств на создание нематериального актива.

Бухгалтерский учет

Порядок отражения в бухгалтерском учёте получаемых субсидий определён Положением по бухгалтерскому учёту "Учёт государственной помощи" (далее ПБУ 13/2000). Согласно п.5 ПБУ 13/2000 субсидии признаются в учете при наличии уверенности в том, что:

- средства будут получены из бюджета;

- организация выполнит условия их предоставления.

Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, для обобщения информации о движении поступивших бюджетных средств предлагается использовать счёт 86 "Целевое финансирование".

Поступающие бюджетные средства в целях бухгалтерского учета подразделяются в соответствии с п.4 ПБУ 13/2000 на:

- средства на финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств и другого);

- средства на финансирование текущих расходов.

Согласно п.7 ПБУ 13/2000 бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету в соответствии с п. 5 настоящего Положения, отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п.
Если бюджетные средства признаются в бухгалтерском учете по мере фактического получения ресурсов, то с возникновением целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п.

При использовании первого из перечисленных методов получателем по мере поступления бюджетных средств на расчётный счёт делается бухгалтерская запись:

Дебет 51, Кредит 86 - получены средства целевого финансирования.

При использовании метода по мере возникновения права на бюджетные средства получатель сначала отражает возникшую задолженность бухгалтерской записью:

Дебет 76 "Расчеты с разными кредиторами и дебиторами", Кредит 86 - отражена дебиторская задолженность по средствам целевого финансирования.

По мере фактического поступления средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счет учета денежных средств:

Дебет 51 "Расчетные счета", Кредит 76 "Расчеты с разными кредиторами и дебиторами" - получены средства целевого финансирования.
Порядок учета государственной помощи на капитальные вложения в соответствии с п.9 ПБУ 13/2000 предусматривает отражение сумм бюджетных средств в качестве доходов будущих периодов. Указанные суммы списываются со счета 86 «Целевое финансирование» на счет 98 «Доходы будущих периодов» в момент ввода в эксплуатацию объектов основных средств (нематериальных активов). На протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих амортизации, или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих амортизации, бюджетные средства со счета 98 «Доходы будущих периодов» равномерно в размере начисленной амортизации списываются на финансовые результаты организации как внереализационные доходы.

В нашем примере за счет субсидии создается нематериальный актив (НМА).

На основании п. 6 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов" (далее - ПБУ 14/2007) НМА принимается к бухгалтерскому учету по фактической (первоначальной) стоимости, определенной по состоянию на дату принятия его к бухгалтерскому учету.

В соответствии с п. 7 ПБУ 14/2007 фактической (первоначальной) стоимостью НМА признается сумма, исчисленная в денежном выражении, равная величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности, уплаченная или начисленная организацией при приобретении, создании актива и обеспечении условий для использования актива в запланированных целях.

Читайте так же:  Нотариус кушнов а.С

Согласно п. 8 и п. 9 ПБУ 14/2007 к расходам на создание НМА, в частности, относятся:

  • суммы, уплачиваемые за выполнение работ или оказание услуг сторонним организациям по заказам, договорам подряда, договорам авторского заказа либо договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ;
  • расходы на оплату труда работников, непосредственно занятых при создании нематериального актива или при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ по трудовому договору;
  • отчисления на социальные нужды (страховые взносы);
  • расходы на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, установок и сооружений, других основных средств и иного имущества;
  • амортизация основных средств и НМА, использованных непосредственно при создании НМА, фактическая (первоначальная) стоимость которого формируется;
  • невозмещаемые суммы налогов, государственные, патентные и иные пошлины;
  • иные расходы, непосредственно связанные с созданием НМА и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях.

Бухгалтерские записи при отражении операций по полученным из бюджета средствам, будут следующие:

Дебет 76, Кредит 86 - возникновение целевого финансирования и задолженности по нему;

Дебет 51, Кредит 76 - приняты к учету денежные средства, поступившие в качестве целевого финансирования;

Дебет 08 (субсчет "Вложения в НМА"), Кредит 10, 02, 20, 70, 69, 76 и др. - списаны на производство израсходованные материалы, амортизация задействованных основных средств, зарплата сотрудников, страховые взносы и прочее;

Дебет 04 (субсчет "Исключительные права на НМА"), Кредит 08 (субсчет "Вложения в НМА") - исключительные права приняты к бухгалтерскому учету в качестве НМА;

Дебет 86, Кредит 98 - сумма средств, направленных на создание НМА, отражена в составе доходов будущих периодов.

Согласно п.9. ПБУ 13/2000 списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования производится на систематической основе: суммы бюджетных средств на финансирование капитальных расходов - на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих (согласно действующим правилам) амортизации, или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих амортизации (согласно действующим правилам). При этом целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию с последующим отнесением в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты организации как прочие доходы.

Начисление сумм амортизации НМА отражается в бухгалтерском учете по кредиту счета 05 "Амортизация нематериальных активов" или по кредиту счета 04 в корреспонденции со счетами учета затрат на производство:

Одновременно с этим отражается сумма прочих доходов, признаваемых по мере начисления амортизации по НМА:

Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности

Согласно п. 20 ПБУ 13/2000 остаток средств по счету учета средств целевого финансирования в части предоставленных организации бюджетных средств отражается в бухгалтерском балансе по статье "Доходы будущих периодов" (код строки 1530) либо обособленно в разделе "Краткосрочные обязательства".

Требование о раскрытии информации о полученной государственной помощи в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах содержится в п. 27 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации". Аналогичное требование содержит и п. 22 ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи", в соответствии с которым производится формирование в бухгалтерском учете информации о государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям.

Пунктом 4 Приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (далее - Приказ № 66н) предусмотрено, что необходимые пояснения могут оформляться в табличной и (или) текстовой форме, а содержание пояснений, оформленных в табличной форме, определяется организациями самостоятельно с учетом приложения № 3 к Приказу № 66н.

Налог на прибыль

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определены в ст.251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим. Субсидии, полученные коммерческими организациями, в данном перечне не поименованы, и, следовательно, подлежат учету в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке. Таким образом, субсидии, полученные коммерческими организациями на реализацию проекта по созданию НМА, подлежат учету для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов. При этом датой признания внереализационных доходов будет признаваться дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика (пп.2 п. 4 ст. 271 НК РФ).

В соответствии с пп.3 п. 2 ст. 256 НК РФ амортизация по амортизируемому имуществу, созданному с использованием бюджетных средств целевого финансирования, не начисляется. В целях налогообложения прибыли к средствам целевого финансирования и целевым поступлениям относится имущество, поименованное в пп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ. Субсидии, предоставленные коммерческим организациям в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, целевым финансированием в целях налогообложения прибыли не признаются.

Учитывая изложенное, расходы, произведенные коммерческими организациями за счет предоставленных субсидий, подлежат учету в целях налога на прибыль организаций в общеустановленном порядке.

Расходы на приобретение амортизируемого имущества, произведенные коммерческими организациями за счет средств предоставленных субсидий, учитываются в первоначальной стоимости указанного имущества в порядке, установленном ст. 257 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 28.06.13 г. № 03-03-06/1/24671).

Пунктом 1 ст. 170 НК РФ установлено, что суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав), не включаются в расходы при исчислении налога на прибыль организаций, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст.170 НК РФ.

В п. 2 ст. 170 НК РФ содержится исчерпывающий перечень операций, при которых суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг). Операции, связанные с оплатой товаров (работ, услуг) за счет средств федерального бюджета, в указанном перечне не поименованы.

Таким образом, при оплате товаров (работ, услуг) за счет средств федерального бюджета суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), не могут быть учтены покупателем в составе расходов для целей налогообложения прибыли организаций (Письмо Минфина РФ от 19.03.2012 № 03-03-06/4/20).

Согласно пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случаях: при получении налогоплательщиком в соответствии с законодательством РФ субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также при возмещении затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету.

Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с настоящим подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.

Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий.

При получении налогоплательщиком частичной компенсации затрат на приобретение товаров (работ, услуг) за счет субсидий, выделенных из федерального бюджета, восстановление налога на добавленную стоимость производится в части полученных субсидий (Письмо Минфина РФ от 19.01.2012 г. № 03-07-11/15).

Учет субсидий в бухгалтерском учете

Похожие публикации

Получение субсидий, т.е. целевой государственной помощи, является сегодня популярной формой поддержки бизнеса при реализации госпрограмм или возмещении недополученных доходов компаниям. Узнаем, как отразить субсидии в бухгалтерском учете.

Отражение субсидий в бухгалтерском учете

Определение субсидии как целевой помощи (ПБУ 13/2000) является главным условием применения счета 86 «Целевое финансирование». Именно на нем аккумулируются суммы, объединяемые единым термином «субсидии» - учитываются поступления, контролируется использование средств по назначению и осуществляется возврат неосвоенных сумм.

Поступление субсидии фирма может отражать в учете двумя способами:

  1. Зафиксировав на момент подписания договора о предоставлении дотации задолженность бюджета по дебету сч. 76, а при получении субсидии – кредитуя его:

Д/т 76 К/т 86 – на сумму предполагаемой субсидии;

Д/т 51 (08, 10) К/т 76 – на поступление средств, инвестиций, ТМЦ, имущества и др. в рамках договора о целевом субсидировании;

  1. По факту поступления средств:

Д/т 08, 10, 51 К/т 86 – на сумму субсидии.

Если дотационными средствами осуществляется финансирование затрат, возникших в прошлых отчетных периодах, то учет субсидий в бухгалтерском учете производится в структуре прочих доходов:

Д/т 76 К/т 91/1- на сумму бюджетной задолженности;

Д/т 51 К/т 76 – на сумму поступившей субсидии.

Порядок учета бюджетной помощи на капвложения (п. 9 ПБУ 13/2000) предусматривает отражение дотационных сумм в составе доходов будущих периодов. Проводкой Д/т 86 К/т 98 суммы субсидии списывают со сч. 86 в момент ввода ОС или НМА в эксплуатацию. На протяжении срока полезного использования (СПИ) амортизируемых активов или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления субсидии на приобретение неамортизируемого имущества, средства со сч. 98 равномерно (или в размере начисленного за месяц износа) списываются на финансовые результаты фирмы как внереализационные доходы.

Возврат субсидий

Важной особенностью использования средств субсидии является обязанность компании расходовать их неукоснительно по целевому назначению, четко соблюдая оговоренные условия предоставления. Никаких альтернативных вариантов законодательством не предусматривается, при невозможности реализовать проекты, на которые поступила бюджетная субсидия, полученные средства придется вернуть. Возврат субсидии осуществляется в зависимости от метода отражения полученных средств и момента возникновения обязательства по возврату средств.

Читайте так же:  Вторая пенсия для военных расчет

Если дотация возвращается в год ее получения, то компании достаточно сторнировать проводки, которыми сопровождалось ее поступление (кроме Д/т 51 К/т 76) и использование. На момент фактического перечисления возвращенной дотации делают обратную бухгалтерскую запись – Д/т 76 К/т 51.

Возврат субсидии, полученной в прошлые годы, оформляется так:

Какие доходы признаются (учитываются) при УСНО?

Выручка по УСН 2018–2019 годов

Одним из основных требований относительно возможности использования УСН фирмой или ИП является установленный предел уровня годового дохода, который не должен превышать 150 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ.

Порядок учета доходов при УСН определяется ст. 346.15, 346.17 НК РФ. В отношении их состава п. 1 ст. 346.15 отсылает к пп. 1 и 2 ст. 248 НК РФ. Согласно тексту этих пунктов объем доходов при УСН образует сумма доходов:

  • от реализации;
  • внереализационных;
  • от безвозмездно полученного имущества или прав на него.

В доходы не включают поступления, перечисленные в ст. 251 НК РФ.

Выручка складывается из продажи (подп. 1 п. 1 ст. 248 НК РФ):

  • изготовленных фирмой изделий;
  • выполненных работ или услуг;
  • ранее купленных товаров;
  • прав на имущество.

В случае посреднической деятельности доходом будет комиссионное или другое вознаграждение (см., например, письмо Минфина России от 18.04.2018 № 03-11-11/25816).

Для УСН учет доходов производят по кассовому методу (ст. 346.17 НК РФ), что предполагает фактическое поступление денег на расчетный счет/ в кассу, а также получение иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, погашение задолженности (оплаты) иным способом.

Внереализационные доходы на упрощенке

К таким доходам относят, например, полученные (ст. 250 НК РФ):

  • от сдачи имущества в аренду;
  • от передачи в пользование прав на интеллектуальную собственность;
  • в виде процентов по договорам займа или банковских вкладов;
  • при безвозмездном получении имущества;
  • в виде штрафов от контрагентов за нарушение условий договора, включая полученное возмещение судебных расходов;
  • как доход прошлых лет;
  • в виде излишков, выявленных при инвентаризации (как их учитывать, подробнее см.здесь);
  • при списании кредиторской задолженности;
  • от участия в других организациях;
  • как курсовые разницы;
  • в качестве компенсации за самостоятельный снос самостроя и др.

Подробнее о составе внереализационных доходов читайте в этом материале.

Рассмотрим некоторые примеры из вышеприведенного перечня.

Аренда

При сдаче имущества в аренду у «упрощенца» могут иметь место не только доходы в виде арендной платы, но и поступления:

  • в виде платежей арендатора по коммунальным услугам, приходящимся на сданное в аренду имущество (письма Минфина от 18.04.2018 № 03-11-11/25816, от 22.05.2017 № 03-11-06/2/31137, от 04.09.2013 № 03-11-11/36391);
  • в форме неотделимых улучшений в арендованное имущество, сделанных арендатором без согласия арендодателя (письмо Минфина от 09.09.2013 № 03-11-06/2/36986).

Арендодатель может учитывать у себя в расходах затраты на содержание имущества, сдаваемого в аренду. Подробнее об этом — в статье «Может ли арендодатель учесть для УСН расходы на содержание объекта аренды?».

Кредиторская задолженность

Кредиторская задолженность может быть списана по истечении срока исковой давности. Тогда эти суммы признают доходом. Это допускается, если они не подпадают под требования подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ (см. письмо Минфина России от 07.08.2013 № 03-11-06/2/31883).

Штрафы

Контрагенты при нарушении условий заключенных договоров оплачивают штрафы. Эти суммы также включают в доходы при их зачислении на расчетный счет или в кассу.

Начисленные контрагентам по суду суммы не учитывают в доходах до их уплаты (письмо Минфина от 01.07.2013 № 03-11-06/2/24984). Если было принято решение суда о возмещении ущерба упрощенцу, то доход у него появится не после вынесения данного решения, а при зачислении денег на расчетный счет или в кассу.

Порядок признания доходов при УСН

При УСН доходы признаются (ст. 346.17 НК РФ) на момент:

  • получения оплаты от покупателя на расчетный счет или в кассу;
  • поступления (безвозмездного или в качестве оплаты) имущества (или прав на него), работ, услуг;
  • получения авансов в счет последующей передачи товара;
  • оплаты векселем;
  • оплаты чеком;
  • оплаты через электронные платежные системы.

День поступления денег является датой для учета поступившего дохода. Причем не важно, произведена отгрузка товара, выполнена работа или нет. Поступлением может быть оплата и задолженности, и аванса.

Доходом также признается взаимозачет задолженностей организаций между собой на сумму погашенного обязательства (письмо Минфина от 23.09.2013 № 03-11-06/2/39230).

При оплате товара векселем дата получения дохода будет зависеть от способа его реализации. При сдаче векселя на оплату в банк поступление денег на расчетный счет фирмы будет считаться днем получения дохода.

Векселем можно также рассчитаться с другим поставщиком. При этом в векселе заполняется передаточная подпись (индоссамент), т е. право на вексель переходит к другому лицу. Дата передачи векселя будет днем получения по нему дохода (см. письмо Минфина РФ от 20.02.2016 № 03-11-06/2/9917).

Если же организация на УСН получила от покупателя чек в счет оплаты, она может засчитать доход по нему при выполнении следующих условий:

  • зачисление денег на счет продавца при сдаче чека в банк;
  • получение наличных по чеку;
  • передача чека третьему лицу.

Датой получения дохода по чеку будет день поступления денег на расчетный счет или в кассу. При передаче чека по акту третьему лицу днем зачисления дохода будет дата оформленного акта передачи.

При проведении оплаты через электронные платежные системы (п. 10 ст. 7 закона «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 № 161-ФЗ) датой платежа считается одновременное выполнение действий оператора системы:

  • принятие электронных денежных средств у клиента;
  • уменьшение остатков на его счете;
  • увеличение их на счете получателя на эту же сумму.

Подтверждающим документом при этом является выписка или сообщение оператора платежной системы.

Рассмотрим способ оплаты через банкоматы. Если управляющая жилищная компания (УЖК) на УСН производит сбор платы за коммунальные услуги, то оплата за них может производиться через банкоматы. В этом случае УЖК заключает договор с платежным агентом о приеме платежей и последующем их зачислении на расчетный счет УЖК за вознаграждение. Датой получения доходов УЖК будет день поступления денег от физического лица платежному агенту (п. 3 ст. 3 закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» от 03.06.2009 № 103-ФЗ,). Определить эту дату возможно на основе составленного платежным агентом реестра платежей.

Примеры доходов при УСНО

Итак, при УСНО доходы и расходы подсчитываются по кассовому методу. Поступающие на расчетный счет или в кассу деньги считаются доходом.

Отдельные примеры доходов, учитываемых при УСН, приведены выше. Кроме того, доходы, учитываемые при УСН, могут возникнуть и в других ситуациях.

  1. Организация, применяющая УСН, возвращает ранее полученный заем своим имуществом. При передаче имущества к кредитору переходит право собственности на него, а следовательно, у должника возникает доход от реализации этого имущества. Этот доход учитывается при исчислении налоговой базы по УСН (ст. 409 ГК РФ, ст. 38, п. 1 ст. 39, ст. 248, 249, 346.15 НК РФ, письмо Минфина РФ от 28.06.2016 № 03-11-11/37751).
  2. «Упрощенец» в соответствии с утвержденной государством программой содействия самозанятости безработных граждан и стимулирования создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, получает выплаты из бюджета. Полученные выплаты должны быть отражены в доходах, но не в день поступления на расчетный счет, а на дату, когда полученная сумма будет израсходована в соответствии условиями получения бюджетных средств. Доходы от полученных выплат признаются в размере израсходованных сумм. Такой порядок применяется в течение 3 налоговых периодов. Если по завершении 3 периода у «упрощенца» останутся неизрасходованные суммы выплат, полученных на вышеуказанные цели, то оставшиеся суммы нужно будет включить в доход для целей исчисления УСН. Если «упрощенец» нарушит условия получения бюджетных средств, то всю сумму полученных выплат нужно будет включить в состав доходов, облагаемых упрощенным налогом (абз. 4, 5 п. 1 ст. 346.17 НК РФ).
  3. «Упрощенец», как субъект малого предпринимательства, может получить финансовую поддержку в виде бюджетных субсидий. Полученные субсидии отражаются в составе доходов пропорционально фактически осуществленным за счет них расходам, но не более 2 налоговых периодов с даты их получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных субсидий превысит величину потраченных и признанных в расходах средств, указанную разницу следует отразить в доходах в данном налоговом периоде.

Доходы, не учитываемые при УСН

К ним относятся доходы, отраженные в ст. 251 НК РФ. В частности, это могут быть:

  • полученные залог или задаток;
  • имущество, принятое в качестве вклада в уставный капитал;
  • денежные средства, полученные агентом для выполнения возложенного на него поручения.

При налогообложении также не учитывают поступления в виде:

  • возвращенного задатка;
  • денег, полученных от поставщика за возвращенный ему бракованный товар;
  • денег, возвращенных из-за неправильно указанных реквизитов;
  • возврата ошибочно переведенных сумм;
  • средств от ФСС для возмещения расходов на пособия по нетрудоспособности и материнству;
  • возврата излишне уплаченных налогов и взносов;
  • возвращенного аванса.
Читайте так же:  Репетиторство в россии налог

Доходами при УСН признаются доходы от реализации и внереализационные доходы, за исключением доходов, приведенных в ст. 251 НКРФ. Моментом признания доходов признается их фактическое получение. В особом порядке, описанном в п. 1 ст. 346.17 НК РФ, осуществляется признание доходов, полученных в виде бюджетных субсидий на развитие малого предпринимательства и в виде выплат из бюджета, направленных на снижение безработицы.

В налоговом учете полученные субсидии на возмещение затрат признаются единовременно, а в бухгалтерском – постепенно

В целях развития малого предпринимательства во многих регионах страны действуют различные целевые программы. В частности, недавно созданным компаниям могут предоставить субсидии на возмещение части затрат на приобретение основных средств и нематериальных активов. Логично предположить, что такая поддержка не должна облагаться налогами. Однако финансовое ведомство придерживается иного мнения. Причем есть различия и в правилах налогового и бухгалтерского учета таких сумм. (ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ от 20.08.10 № 03-11-06/2/134).

БЮДЖЕТНЫЕ СУБСИДИИ – ОБЫЧНЫЙ ДОХОД

Получить помощь от государства – нелегкая задача. Когда же решение о выделении субсидии принято, у предприятия возникает проблема правильного учета этих сумм в налоговом и бухгалтерском учете.

Из запроса к комментируемому письму следует, что организация, относящаяся к субъектам малого предпринимательства и применяющая «упрощенку», в 2009 году получила субсидию на возмещение части затрат на приобретение основных фондов и нематериальных активов.

Как известно, компании, применяющие УСН, учитывают в налоговой базе два вида доходов: от реализации и внереализационные, которые определяются согласно статьям 249 и 250 НК РФ соответственно. Не учитывать они могут лишь некоторые доходы, перечисленные в статье 251 НК РФ. В этот перечень включены два вида средств целевого финансирования.

К первому относится имущество, поступившее в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Получив такие средства, необходимо вести раздельный учет доходов и расходов в рамках целевого финансирования. Если этого нет, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

При этом перечень видов такого имущества является закрытым. Что касается поступлений из бюджета, то в нем указаны ассигнования бюджетным учреждениям, а также субсидии автономным учреждениям. Субсидии, выделяемые коммерческим организациям, в данный перечень не входят. На это не раз указывали Минфин России и арбитражные суды* 1 .

* 1 См. письма Минфина России от 09.03.10 № 03-03-06/1/122, от 12.02.10 № 03-03-06/ 1/68, постановления ФАС Волго-Вятского от 13.01.09 № А17-1843/2008, Дальневосточного от 03.07.08 № Ф03-А73/08-2/2326 округов.

Другая норма (п. 2 ст. 251 НК РФ), которая позволяет не включать в налоговую базу целевые поступления, с 2010 года распространяется только на средства, адресованные некоммерческим организациям* 2 . Однако в 2009 году можно было не учитывать любые целевые поступления из бюджета. При этом получатели таких средств обязаны были вести раздельный учет доходов и расходов.

* 2 Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 25.11.09 № 281-ФЗ.

Несмотря на это, Минфин России и в прошлом году оспаривал право организаций не учитывать в доходах субсидии. Ведомство считало, что для признания поступлений из бюджета целевыми для применения норм пункта 2 статьи 251 НК РФ необходимо одновременное выполнение следующих условий:

– средства получены напрямую из бюджета и носят целевой характер;

– получатели ведут раздельный учет доходов и расходов в рамках данных сумм.

Только вот коммерческие организации не поименованы в перечне лиц, имеющих право напрямую получать средств из бюджета, который приведен в статье 6 Бюджетного кодекса РФ. Значит, заключают специалисты ведомства, они не могут быть получателями средств из бюджета в понятии, приведенном в Бюджетном и Налоговом кодексах.

ОРГАНИЗАЦИЯ МОЖЕТ БЫТЬ БЮДЖЕТОПОЛУЧАТЕЛЕМ

Высказанная чиновниками трактовка, по нашему мнению, спорна. В соответствии со статьей 69 БК РФ субсидии организациям (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) – производителям товаров, работ, услуг относятся к бюджетным ассигнованиям.

Субсидии предоставляются из федерального, регионального или местного бюджета безвозмездно и безвозвратно для возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (п. 1 ст. 78 БК РФ). Решения властей о выделении предприятиям тех или иных субсидий оформляются нормативными актами, в которых в обязательном порядке должна содержаться информация о категории или критерии отбора компаний, имеющих право на их получение, целях, условиях и порядке предоставления (ст. 78 БК РФ). Как видно из этих норм, все субсидии выделяются организациям из бюджета и на определенные цели.

Судебная практика по данному вопросу различна. Часть судов поддерживает позицию Минфина России. Некоторые при решении вопроса применяют ряд критериев, позволяющих рассматривать субсидии в качестве средств целевого финансирования. А именно: средства подлежат отдельному учету, предназначены для расходования на строго определенные цели, не могут использоваться получателем по своему усмотрению и предприятие обязано за них отчитываться* 3 . Другие суды признают любые бюджетные субсидии, выплачиваемые организациям, целевыми* 4 .

* 3 См., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.03.10 № А33-9550/2008.

* 4 См. постановления ФАС Московского от 28.04.10 № КА-А40/3852-10, Волго-Вятского от 03.02.09 № А39-2492/2008, Дальневосточного от 21.05.08 № Ф03-А24/08-2/1611 округов.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ СУБСИДИИ

В рассматриваемом случае компания не стала спорить с Минфином России, полученную из бюджета сумму отнесла к внереализационным доходам и учла ее при исчислении налога, уплачиваемого при УСН.

В бухучете субсидия в качестве прочего дохода по окончании года была отнесена к нераспределенной прибыли. Основной вопрос, который интересовал организацию, заключался в возможности использовать данную сумму (в составе общей прибыли) для выплаты дивидендов.

По общему правилу источником выплаты дивидендов является прибыль, остающаяся после уплаты налогов, определяемая в соответствии с правилами бухгалтерского учета.

В данном случае применяют правила, установленные ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».

Организация принимает бюджетные средства к учету, если у нее имеется уверенность, что условия предоставления средств будут выполнены и эти средства будут получены (п. 5 ПБУ 13/2000). В последнем случае подтверждением могут служить утвержденная бюджетная роспись, уведомление о выделении ассигнований и другие документы.

Минфин России считает, что в рассматриваемой ситуации списание бюджетных средств должно производиться со счета 86 «Целевое финансирование». В отношении амортизируемых основных средств такое списание происходит на протяжении срока их полезного использования. Субсидии по активам, не подлежащим амортизации, списываются в течение периода признания соответствующих расходов (п. 9 ПБУ 13/2000).

Субсидии учитываются на счете 98 «Доходы будущих периодов» при вводе объектов в эксплуатацию, а затем по мере начисления амортизации списываются на финансовые результаты организации как прочие доходы в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».

По нашему мнению, данное утверждение верно, если активы изначально приобретаются на бюджетные средства. Если же субсидия получена после приобретения активов и фактически является компенсацией расходов на их покупку, то применяют пункт 10 ПБУ 13/2000. Он предписывает отражать субсидии как возникновение задолженности по таким средствам и увеличивать финансовый результат как прочие доходы.

В комментируемом случае субсидия была предоставлена именно для компенсации части расходов организации на приобретение основных средств и нематериальных активов. Скорее всего на момент предоставления суммы предприятие частично признает в составе расходов предыдущих отчетных периодов затраты на их покупку. То есть на момент получения средств у организации будет сформирована остаточная стоимость объекта, еще не погашенная путем начисления амортизации.

Значит, единовременно отнести к прочим доходам можно только ту часть субсидии, которая равна сумме уже начисленной амортизации. А вот оставшуюся сумму лучше учитывать как доходы будущих периодов в соответствии с пунктом 9 ПБУ 13/2000.

Таким образом, на дату получения уведомления о выделении бюджетных средств часть затрат, которую можно считать расходами прошлых отчетных периодов, отражают по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». При поступлении суммы делают запись по дебету счета 51 в корреспонденции с кредитом счета 76. Признавая эти доходы, выполняют запись по дебету счета 76 и кредиту счета 91.

В отношении остальной части субсидии на дату ее выделения делается запись по дебету счета 76 и кредиту счета 86. После чего эти суммы учитывают в доходах будущих периодов (с дебета счета 86 в кредит счета 98).

После получения субсидии эта ее часть признается прочим доходом по мере начисления амортизации в будущих отчетных периодах до конца срока полезного использования объектов. Это отражают записью по дебету счета 98 в корреспонденции с кредитом счета 91.

Как видим, единовременно зачислить сумму субсидии в состав прочих доходов нельзя. Следовательно, она не должна была целиком попасть и в состав нераспределенной прибыли за 2009 год. Поэтому и направить ее на выплату дивидендов за прошлый год организация не могла.

Статья напечатана в журнале "Документы и комментарии" №19, октябрь 2010 г.