Перейти к содержимому

Прошение об отпевании образец

Ставленнические документы

Прошение на хиротонию во диакона (иерея)

Епископу Тихвинскому и Лодейнопольскому

Сан (если есть), И.О.Ф. (в родительном

падеже), для монашествующих – чин,

монашеское имя и светское ФИО;

для насельников монастырей – название

монастыря; для тех, кто несет

послушание при храме - название храма и

должность; для учащихся Духовных

школ – курс и форму обучения;

проживающего по адресу: (указать),

Прошу благословления Вашего Преосвященства на рукоположение меня в сан диакона (пресвитера). (Далее можно продолжить своими словами, например: т.к. имею горячее желание послужить Русской Православной Церкви в священном сане).

Дата Подпись подателя (разборчиво)

Расшифровка подписи печатными буквами

Согласие настоятеля: «поддерживаю». Подпись

К прошению прилагается автобиография, а так же ходатайство и характеристика настоятеля или духовника.

Прошение об отпевании образец

епископу Благовещенскому и

проживающего (щей) по адресу:

Прошу благословения Вашего Преосвященства на совершение чина отпевания усопшего Ф.И.О., покончившего жизнь самоубийством.

(Далее следует указать обстоятельства, при которых было совершено самоубийство).

Свидетельство о крещении, копию свидетельства о смерти (Ф.И.О.) прилагаю.

(Если усопший состоял на учёте у врача-психиатра или нарколога, то необходимо приложить и соответствующие медицинские справки)
Дата Подпись

Отпевание самоубийц: православная традиция и исключения. Справка

По каноническим традициям Православной Церкви, сформировавшимся еще в эпоху Вселенских Соборов (IV VIII вв.), поминать самоубийц в православном храме не разрешается. Канонический запрет на это связан с богоборным характером самоубийства как такового. Жизнь каждого человека есть драгоценный дар Божий. Следовательно, тот, кто самовольно лишает себя жизни, кощунственно отвергает этот дар. Это в особенности должно сказать о христианине, жизнь которого вдвойне есть дар Божий — и по естеству, и по благодати искупления. Налагающий на себя убийственную руку христианин вдвойне оскорбляет Бога: и как Творца, и как Искупителя. Само собой понятно, что такое деяние может быть плодом только полного неверия и отчаяния в Божественном Промысле, без воли которого, по евангельскому слову, и волос не упадет с головы верующего. А кто чужд веры в Бога и упования на Него, тот чужд и Церкви. Она смотрит на вольного самоубийцу как на духовного потомка Иуды предателя, который, отрекшись от Бога и Богом отверженный, "шед удавился".

Поэтому по церковным канонам, самоубийц (к таковым относятся также убитые на дуэли, преступники, убитые во время разбоя, люди, настоявшие на эвтаназии) и подозреваемых в самоубийстве (например, утонувших при неизвестных обстоятельствах) нельзя отпевать в храме, поминать в церковной молитве за Литургией и на панихидах. Самоубийц не хоронят на церковных кладбищах.

Тем не менее, как в Русской Церкви, так и в других Поместных Православных Церквах, сочли возможным, тщательно исследовав обстоятельства, приведшие каждого конкретного члена Церкви к самоубийству, допускать отпевание и церковное поминовение тех из них, кто совершил самоубийство в состоянии засвидетельствованного третьими лицами психического расстройства, душевной болезни. На этом основании епархиальные церковные учреждения по благословению правящего епископа могут выдавать разрешения на отпевание самоубийц, в отношении которых точно известно, что самоубийство было совершено ими не в состоянии душевного озлобления или холодного расчета, не в порыве ропота или богоборчества, а в состоянии психического нездоровья.

Так, например, в 1991 году Московская Патриархия приняла решение об отпевании Марины Цветаевой. Основанием для ее церковного поминовения было ходатайство диакона Андрея Кураева, одного из наиболее авторитетных современных богословов и большого ценителя и знатока творчества Цветаевой. При внимательном исследовании всех обстоятельств ее елабужского самоубийства о. Андрей Кураев мог, вероятно, прийти к выводу, что назвать ее сознательным богоборцем нельзя, ни Бога, ни Церковь она никогда не хулила, от Христа не отрекалась, а ее самоубийство было результатом крайнего истощения всех душевных и телесных сил, спровоцированного одиночеством, голодом, разрухой.

Кроме того, церковь разрешает хоронить по церковному обычаю так называемых "случайных самоубийц" – то есть не рассчитавших дозу алкоголя, выпивших по ошибке яд, случайно разрядивших в себя ствол при чистке оружия, вывалившихся из окна и т.д. и т.п., а также тех, кто пожертвовал своей жизнью для спасения жизни чужой.

Церковь разрешает отпевать самоубийц, которые не умерли сразу, а имели время для покаяния (так отпевали Пушкина, хотя дуэль приравнивается к самоубийству).

Особого внимания заслуживают случаи, когда человек был убит, но убийцы постарались инсценировать самоубийство. Если есть хоть малейший повод сомневаться в том, что это было самоубийство – т.е. покойный никогда не выказывал таких намерений и т.п., то отпевание, как правило, совершается. Так, например, был отпет Сергей Есенин, невзирая на официальную версию самоубийства.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Утешение для родственников самоубийцы.

Утешение для родственников самоубийцы.

Дорогие друзья. Нынешним летом (27 июля) произошло достаточно важное церковное событие: На заседании Священного Синода был утвержден Чин молитвенного утешения родственников самоубийцы.

Постоянно в храм приходят люди с просьбой совершить заочное отпевание сродника, наложившего на себя руки. Церковь издавна шла навстречу этой беде, и если человек был психически нездоров или находился на момент совершения самоубийства в состоянии алкогольного/наркотического опьянения, совершала заочное отпевание. Но тут встают вопросы:

Во-первых: с древности святые отцы запрещали молиться за того, кто самостоятельно отринул священный дар Божий – дар жизни.

Во-вторых: если мы согласимся с заочным отпеванием и последующим молитвенным поминовением человека, который действительно был «не в себе» (психические расстройства, опьянение), то что делать с теми, о ком мы не знаем: в себе они были или не в себе? Спрашивает священник: «А брат-то ваш состоял на учете у психиатра?» «Да, нет, вроде здоровый был». Вроде здоровый… Но в душу ведь чужую не залезешь…

В каких-то епархиях самоубийц отпевали. В каких-то, доводя людей до отчаяния, до слез, прогоняли: «С вашим самоубивцем и не суйтесь».

Исходя из всего этого Святейший Патриарх пошел на замечательный шаг. Он предложил привести этот вопрос к единообразию. Был составлен текст, который назван: «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго». Таким образом, это не отпевание, каковое, как я уже сказал, вступает в противоречие с древнейшей традицией самоубийц не отпевать и не поминать. Это другой чин. В то же время он очень молитвенен и назидательно глубок.

И этот чин можно совершить над всяким человеком, наложившим на себя руки. В уме он был или без ума… Церковь, как милосердная Мать, спешит всякому несчастному и его сродникам протянуть руку любви и молитвенной поддержки.

Теперь, если, не дай Бог, у кого-то возникнет нужда помянуть своего близкого, самовольно ушедшего из жизни, этому человеку не откажут. Не имеют права. Священный Синод принял к обязательному употреблению в Русской Православной Церкви этот чин.
Чин этот есть в храмах, у священников, а я хочу вас познакомить с интересным очерком на эту тему:

Архиепископ Костромской и Галичский Алексий
Новое чинопоследование: утешение для родственников самоубийц

Среди тяжких грехов Церковь всегда отличала грех самоубийства как грех в собственном смысле слова к смерти (1 Ин. 5:16), так как совершивший подобный грех не имеет уже возможности принести покаяния в нем.

Трудно сказать, насколько распространен он был в первые века христианства. Во всяком случае уже в IV веке святитель Тимофей Александрийский, отвечая на вопрос о возможности поминовения тех, кто сознательно лишил себя жизни, однозначно воспрещает церковную молитву о них. Позднее его ответ вошел в канонический корпус правил Вселенской Церкви как 14-е правило святителя Тимофея Александрийского. Руководствуясь им, Церковь на протяжении столетий вплоть до наших дней отказывала и отказывает самоубийцам в отпевании и поминовении, делая исключение только для лишивших себя жизни «во исступлении ума».

В то же время нельзя не признать, что по мере расцерковления общества проблема самоубийств становилась все более трагически значимой для Церкви.

Еще в начале XX века владыка Никон (Рождественский) писал в своем дневнике: «Вследствие упадка веры вообще и озлобления, как нравов, так и характеров, умножилось число самоубийств. Убивают себя юноши, убивают себя 90-летние старики. Опустошается душа, расхищаются из сердца последние остатки веры, идеализма, стираются последние следы образа Божия, замирает дух, не остается никакой опоры для борьбы с искушением, и — человек решает: нет смысла больше жить и страдать, и в озлоблении на все, как мятежник, самовольно уходит из жизни. Такова психология большинства случаев самоубийств. В ее основе лежит неверие в Промысел Божий, хула на благость Божию, отчаяние — смертные грехи, смертные потому, что не дают места покаянию, убивают дух, удаляют, гонят от человека спасающую Божию благодать».

Читайте так же:  Такси лицензия химки

Особенно вопрос об отношении к самоубийцам обострился и усложнился в наши дни, когда большая часть покончивших с собой — люди крещеные, но не получившие ни церковного воспитания, ни церковного окормления. Они прерывают свою жизнь не вследствие сознательного противостояния Богу и Церкви, а будучи «вне ума», хотя это не зафиксировано медицинскими свидетельствами. Священнику, который не знал умершего в его жизни, невозможно решить, как относиться к такой смерти, а родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ священника совершить отпевание, еще далее отходят от Церкви, не получая утешения.
В связи с этим Святейший Патриарх Кирилл благословил Синодальную богослужебную комиссию составить молитвенный чин, который священник мог бы совершать для утешения тех, родственники или близкие которых самовольно ушли из жизни.

Руководствуясь резолюцией Святейшего Патриарха, комиссия составила чинопоследование, в основу которого положена евангельская мысль о том, что умножение беззаконий является следствием общего оскудения любви (ср. Мф. 24:12). А стало быть, в отчаянии, приводящем человека к добровольному уходу из жизни, повинны не только внешние обстоятельства жизни или его собственное маловерие, но и все мы, не оказавшие ему как страждущему члену Церкви должной христианской любви.

Поскольку приведенное выше правило святителя Тимофея Александрийского запрещает молиться о самоубийцах в храме, обычная ектения в чинопоследовании заменена антифоном, состоящим из псаломских стихов, припевом к которым служит принадлежащий преподобному Роману Сладкопевцу кондак Великого четвертка, выражающий упование на непостижимое человеческому разуму милосердие Божие.

Завершает чинопоследование молитва, в которой сводятся воедино обозначенные выше темы и испрашивается для сродников самоубийцы «в скорби их утешение».

ЗАОЧНОЕ ОТПЕВАНИЕ

12 августа 2012, 05:56 | вопрос

Матушка Александра, здравствуйте. Двадцать лет назад, у меня умерла бабушка и её сестра, они были очень верующими женщинами, но их похоронили без отпевания, т.к. в то время у нас в семье не было кроме них верующих. Скажите, можно ли сейчас их заочно отпеть. Я спрашивал многих людей, одни говорили, что да, нужно, их души не упокоились, другие, что это лишне, зачем их тревожить. Подскажите, как поступить.

отвечает Александра

  • Глупости говорят: не можно, а НЕОБХОДИМО!
  • Здесь многое можно сказать, но не позволяет формат и время.
  • Постараюсь донести до вас эту необходимость.
  • Начнем с того, что епископы получают власть от 12 апостолов.
  • Священники получают власть от 70 апостолов.
  • Если человек приходит к Христу через скорби в надежде на Его скорую помощь, бывает такое, что Господь молчит, потому что человек по своим беззакониям не достоин того, чтобы Господь ему тут же ответил.
  • В Евангелии этому есть много примеров.
  • Вспомним женщину, у которой тяжело болела дочь. Она несколько лет ходила за Христом и умоляла Его исцелить дочь.
  • Но Христос молчал.
  • И только после того, как не выдержали ученики и сказали ему: "Учитель, услышь ее плач!", Христос обратился к ней: "Что тебе надо, женщина?"
  • И тут же исцелил ее больную дочь.
  • Вспомним также тысячника, у которого был больной сын и он просил Христа об исцелении его.
  • Христос согласно ответил ему: "Пойду и исцелю".
  • На что тысячник (начальник тысячного войска) Ему ответил: "Господи, у меня много воинов и слуг, я не сам делаю дела, я говорю воину или слуге: "Пойди и сделай".
  • Так и Ты повели - и сбудется".
  • И Христос произнес: "Большей веры, чем у этого человека, я не видел во всем Израиле".
  • И исцелился тогда отрок больной.
  • Когда умирают Ваши близкие, мы не имеем права оставлять их на суд Божий.
  • Мы обязаны их отпеть по церковным традициям, потому что священник подобно апостолам надоедает Богу, ежедневно прося Его простить прегрешения не отпетого усопшего (это когда священник поет в церкви "Со святыми упокой. " за любого грешника".
  • Почему главное для усопшего - вечная память?
  • Потому что необходимо, чтобы за него молитвы творились каждый день. За неотпетого человека поименные молитвы творить нельзя.
  • А если закопали, как собаку, без отпевания и забыли, то смысл какой?
  • Этого ли просит бессмертная душа?
  • О ВАЖНОСТИ ОТПЕВАНИЯ ПРИВЕДУ ВАМ ПРИМЕР ИЗ "ДОБРОТОЛЮБИЯ".
  • Некогда Антоний Великий шел по пустыне и увидел череп.
  • Антоний поднял его и в молитве Богу спросил: "Господи, открой мне, чей это череп: подвижника или язычника?"
  • И было ему видение: "Череп, который ты держишь, принадлежал мне, величайшему жрецу Египта Амонасхету".
  • Антоний спросил: "Где ты сейчас, в Раю или в аду?"
  • И услышал в ответ: "В аду. Много мы переносим страданий, что не знали учения о Троице, поскольку отвергли Ее.
  • Бывает ли вам отрада в аду", - спросил Антоний.
  • И дух ему ответил: "Великая отрада и ослабление мучений нам бывает, когда вы молитесь в храме за всех усопших ("Со святыми упокой").
  • Вывод: если общее поминовение усопших дает отраду даже язычникам и еретикам, можно себе представить, какую помощь процесс отпевания оказывает нашим усопшим близким.
  • Простите за краткий ответ, вопрос очень глубокий и примеров можно привести множество.
  • Хочу рассказать, что произошло со мной.
  • Я совершила большой грех: по собственной инициативе развелась с мужем, когда сыну было 2 года.
  • Осудили меня все - и мои родственники, и родственники мужа.
  • Особенно не любили меня свекор со свекровью (было за что. ).
  • Свекор был очень хорошим человеком и я рада была, что сын по выходным был с ним.
  • Через 20 лет умерла свекровь.
  • Так вот, прошло всего 40 дней после смерти свекрови, как она начала мне сниться.
  • Я спросила мужа: отпевали ли ее.
  • Муж усмехнулся тогда: кому это надо? А я знала, что они были крещеными.
  • Я сходила в церковь, заказала заочное отпевание, взяла земельку, отнесла ее на Южное кладбище, где была она захоронена, пригласила священника, пропели литию, крестиком посыпали на могилку земельку намоленную, попросила у нее прощения и вместе с сыном уехали домой.
  • До сих пор регулярно заказываю панихиды и сорокоусты.
  • Свекровь сразу же перестала мне сниться.
  • Но самое поучительное произошло после. Послушайте:Через три года умирает свекор. Случилось это как-раз в ночь на Рождество (отмечали день рождения моего бывшего мужа. Все они - люди неверующие).
  • Я посоветовала мужу отпеть его до кремации, но он опять отмахнулся, хотя знал всю историю с матерью.
  • Получилось -как по накатанному: через пару месяцев он начал мне сниться.
  • Я пошла в храм, взяла сына с собой, заказала отпевание, сходили на могилку, прочли литию и т.д.
  • Но дед продолжал сниться. Сны были все грознее, непонятнее.
  • Сын неожиданно начал пить .
  • Последний сон меня испугал окончательно: я со свекром в каком-то деревенском доме (похоже, у него на родине). В деревянном полу решетка с видом в подвал. В подвале сидит мой сын в пятилетнем возрасте, плачет и просит вызволить его оттуда. Я подергала за решетку - не оторвать.
  • В тревоге прошу Ивана Павловича (так звали моего свекра) мне помочь.
  • В ответ он мне злобно ответил: " Ничего не получишь! Он у меня в залоге. Пока не сделаешь того, что я прошу у тебя, он будет заложником".
  • Я в ужасе просыпаюсь, звоню бывшему мужу, рассказываю про сына и спрашиваю, своей ли смертью умер свекор.
  • "Он повесился".
  • Мне стало всё понятно: самоубийц не отпевают, нужно идти в митрополию, писать заявления - может подпишут, может - нет.
  • Пошла на прием, понесла свидетельство о смерти, где дата смерти - Рождество Христово!
  • Помощник митрополита, увидев дату, сразу же указал мне на дверь: такой грех совершен в ночь на Рождество!
  • И я соврала ему: "как-раз седьмого января - сорок дней после смерти его жены. Они очень любили друг друга, он был сам не в себе. "
  • Уговорила. Подписали заявление о заочном отпевании самоубийцы!
  • Я всем его родственничкам устроила "спектакль" (они меня все не любили - естественно), запугала их: велела всем придти в храм на литургию, прочитать Правила, исповедоваться, причаститься, отец Михаил пригласил их на трапезную, а потом провел заочное отпевание.
  • Съездили вместе со священником на могилу, сделали все, как положено.
  • Главное: через девять (. ) дней снится мне сон: я нахожусь в какой-то пустынной бухте. Сзади океан, спереди горы.
  • У подножья горы в одиночестве стоит мой сын в пятилетнем возрасте, подбирает камушки и бросает их в воду.
  • Я закричала: "Что ты там делаешь, как туда попал?"
  • Он выпрямляется и, улыбаясь, показывает куда-то за моей спиной.
  • Я оборачиваюсь: по волнам плывет грубо сколоченный из гнилых бревен плот, на плоту стоит улыбающийся Иван Павлович и машет нам рукой. Его уносит в океан!
  • С тех пор прошло много лет. Больше ни он, ни свекровь мне не снились.
  • И сын - как опомнился: "Что это со мной было".
  • А иначе меня было бы не пронять.
Читайте так же:  Шифратор патент

Ну, как Вам? Надо отпевать? Мир Вам и здравия от Господа!

Рыбинское благочиние

Сайт создан по благословению Преосвященного Филарета, Епископа Канского и Богучанского

Навигация по записям

О расторжении церковного брака и отпевании самоубийц

В последние годы очень часто к священникам на приходах люди обращаются с вопросами о возможности расторжения церковного брака и об отпевании самоубийц. В связи с этим Священным Синодом Русской Православной Церкви был рассмотрен этот вопрос, и было вынесено определение порядка решения его.
Согласно данного определения, решение о церковном разводе и об отпевании человека, совершившего самоубийство ( либо — если родственники покойного, вопреки официальному заключению о смерти считают, что человек не совершал данного деяния ( самоубийства) ) правомочен принимать исключительно правящий Архиерей той епархии, по территориальности которой находится приход, куда обращаются люди за разрешением данных вопросов.

Священный Синод вынес следующее определение по порядку рассмотрения вопроса расторжения церковного брака и отпевании самоубийц.

Было определен следующий порядок рассмотрения данных вопросов:

Прошение на имя Управляющего Епархией о расторжении церковного брака или отпевании самоубийц первоначально подается через настоятеля православного прихода, в котором состоит территориально проситель.
Настоятель, получив прошение, составляет на имя Управляющего данной епархией рапорт о своем отношении к данному вопросу, предварительно проведя беседу с просителем.
Рапорт настоятеля и прошение просителя отправляются на адрес Епархиального Управления с полным пакетом требуемых документов (смотреть приложение).
Лицо, получившее разрешение на расторжение церковного брака или отпевания самоубийцы, должно приобрести в церковной лавке своего прихода псалтырь и молитвослов.

Перечень документов для подачи на расторжение церковного брака.

1.Прошение на имя Управляющего епархией одного из супругов

2.Рапорт настоятеля православного прихода, в котором состоит проситель.

3.Свидетельство о расторжении брака из ЗАГСа.

ПАМЯТКА О ПРАВИЛАХ РАСТОРЖЕНИЯ ЦЕРКОВНОГО БРАКА :

Развод в Православии осуждается, но признается, как выражение церковной икономии, как снисхождение к человеческой немощи. При этом право расторжения церковного брака и разрешение на вступление в новый брак принадлежит только архиерею.

Православной Церковью допускается не больше трех браков.После законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному ( т.е тому, не по чьей вине происходит развод) супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимьи, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимьи, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается. При этом третий брак допускается исключительно только овдовешему супругу (супруге ) , имеющему (имеющей ) на иждевении несовершеннолетних детй, для полноценного содержания и воспитания детей. Лицам, вступающим в третий брак после развода благословение на сие дается только исключительно архиереем по тщательному рассмотрению ситуации. ( «Социальная Концепция Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Определения Поместного Собора РПЦ МП 2000 г от Рождества Христова. Раздел «О церковном браке и семье» . изд. Москва 2001 год).

Перечень мотивов для церковного развода был достаточно широк, несмотря на то, что в Евангелии Господь указывает только одну такую причину: прелюбодеяние (См.: Мф. 5; 32). Так, Поместный Собор Русской Православной Церкви в 1918 году в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» называет следующие:

Прелюбодеяние одной из сторон.

Вступление кого-либо из супругов в новый брак.

Отпадение супруга или супруги от Православия.

Неспособность к брачному сожитию, наступившая до брака или явившаяся следствием намеренного самокалечения.

Заболевание проказой или сифилисом.

Длительное безвестное отсутствие.

Осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния.

Посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей.

Снохачество или сводничество.

Извлечение выгод из непотребств супруга.

Неизлечимая тяжкая душевная болезнь.

Злонамеренное оставление одного супруга другим.

Этот перечень оснований к расторжению брака в своей основе действителен и сейчас, кроме некоторых экзотических для нас нюансов (например, лишение прав состояния). В документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятом Юбилейным Архиерейским собором в августе 2000 года, добавляется к перечисленным еще и следующие причины.

Медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания.

Совершение женой аборта при несогласии мужа.

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ПОДАВАЕМЫХ НА РАЗРЕШЕНИЕ ОБ ОТПЕВАНИИ САМОУБИЙЦ :

1.Прошение на имя Управляющего епархией одного из супругов

2.Рапорт настоятеля православного прихода, в котором состоит проситель.

3.Свидетельство о смерти из ЗАГСа.

4.Медицинская справка от психиатра.

ПАМЯТКА О ПРАВИЛАХ ОТПЕВАНИЯ САМОУБИЙЦ :

По каноническим традициям Православной Церкви, сформировавшимся еще в эпоху Вселенских Соборов (IV — VIII вв.), поминать самоубийц в православном храме не разрешается. Канонический запрет на это связан с богоборным характером самоубийства как такового. Жизнь каждого человека есть драгоценный дар Божий. Следовательно, тот, кто самовольно лишает себя жизни, кощунственно отвергает этот дар. Это в особенности должно сказать о христианине, жизнь которого вдвойне есть дар Божий — и по естеству, и по благодати искупления. Налагающий на себя убийственную руку христианин вдвойне оскорбляет Бога: и как Творца, и как Искупителя. Само собой понятно, что такое деяние может быть плодом только полного неверия и отчаяния в Божественном Промысле, без воли которого, по евангельскому слову, и волос не упадет с головы верующего. А кто чужд веры в Бога и упования на Него, тот чужд и Церкви. Она смотрит на вольного самоубийцу как на духовного потомка Иуды предателя, который, отрекшись от Бога и Богом отверженный, «шед удавился».

Поэтому по церковным канонам, самоубийц (к таковым относятся также убитые на дуэли, преступники, убитые во время разбоя, люди, настоявшие на эвтаназии) и подозреваемых в самоубийстве (например, утонувших при неизвестных обстоятельствах) нельзя отпевать в храме, поминать в церковной молитве за Литургией и на панихидах. Самоубийц не хоронят на церковных кладбищах.

Тем не менее, как в Русской Церкви, так и в других Поместных Православных Церквах, сочли возможным, тщательно исследовав обстоятельства, приведшие каждого конкретного члена Церкви к самоубийству, допускать отпевание и церковное поминовение тех из них, кто совершил самоубийство в состоянии засвидетельствованного третьими лицами психического расстройства, душевной болезни. На этом основании епархиальные церковные учреждения по благословению правящего епископа могут выдавать разрешения на отпевание самоубийц, в отношении которых точно известно, что самоубийство было совершено ими не в состоянии душевного озлобления или холодного расчета, не в порыве ропота или богоборчества, а в состоянии психического нездоровья.

Кроме того, церковь разрешает хоронить по церковному обычаю так называемых «случайных самоубийц» – то есть не рассчитавших дозу алкоголя, выпивших по ошибке яд, случайно разрядивших в себя ствол при чистке оружия, вывалившихся из окна и т.д. и т.п., а также тех, кто пожертвовал своей жизнью для спасения жизни чужой.

Церковь разрешает отпевать самоубийц, которые не умерли сразу, а имели время для покаяния (так отпевали Пушкина, хотя дуэль приравнивается к самоубийству).

Особого внимания заслуживают случаи, когда человек был убит, но убийцы постарались инсценировать самоубийство. Если есть хоть малейший повод сомневаться в том, что это было самоубийство – т.е. покойный никогда не выказывал таких намерений и т.п., то отпевание, как правило, совершается. Так, например, был отпет Сергей Есенин, невзирая на официальную версию самоубийства.

Отпевание – совершаемый священником заупокойный богослужебный чин, которым Церковь провожает в вечную жизнь преставившегося от временного жития своего члена, молитвенно ходатайствуя ему прощение согрешений и упокоение в Небесном Царстве. Отпевание – народное название, которое было дано этому чинопоследованию потому, что большая часть молитв в нем поется. В Требнике отпевание именуется «последованием мертвенным».

Читайте так же:  Какую отчетность нужно сдать в статистику

Богослужебные книги Русской Православной Церкви содержат 6 видов последования мертвенного:
1. младенцев — для христиан не достигших 7-летнего возраста;
2. мирских человек;
3. монашеское — для монахов (в том числе иеромонахов);
4. иерейское — для лиц в иерейском сане, а также епископов;
5. архиерейское — по завещанию таковых (св. синод от 13.12.1963);
6. в первую седмицу Пасхи.

В чём смысл отпевания?

Отпевание — это молебное последование о душе новопреставленного. Оно приносит пользу его душе и тем, кто молится о нём. См. подробнее о поминовении усопших.

В службе погребения есть три основных темы: тема обязательной молитвы за усопшего, тема памяти смертной и — надежда на воскресение. Евангельское чтение на отпевании и апостольское — говорят именно о воскресении!

На какой день совершается отпевание?

Отпевание cовершается в храме, обычно на третий день после смерти; первым днем считается сам день кончины (то есть, если человек преставился в среду, то хоронить его принято в пятницу).

По особому чину совершается отпевание в дни Светлой Пасхальной седмицы: вместо печальных заупокойных молитвословий поются радостные торжественные песнопения Святой Пасхи.

В день Светлого Христова Воскресения и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпеваний не совершают, перенося его на следующий день.

Как совершается отпевание?

Совершается отпевание усопшего единожды, в день его погребения. Если точно не известно – был отпет или нет умерший когда-то человек, то возможно заказать заочное отпевание. В состав чинопоследования входят стихиры, канон, чтение Апостола и Евангелия. Отпевание должно совершаться в храме. С давних времен, по традиции умершего не только отпевали в храме, но и оставляли его там на три дня. И в течение этого времени, вплоть до похорон читали по усопшему Псалтирь (см. Псалтирь по усопшим).

Приходя в храм, следует помнить, во-первых, о том, что отпевание и поминкинужны для молитвы. А искренне молятся обычно те, кому покойный был по-настоящему дорог, то есть близкие ему люди, те, которые переживают за душу умершего. Во-вторых, было бы хорошо, если бы стоящие в храме люди брали текст чинопоследования (можно скачать заранее в Интернете) и понимали, что поет хор. Понимание происходящего усилит молитву и поможет душе близкого.

У православных принято хоронить в гробу, который до конца отпевания остается открытым (если для этого нет особых препятствий). Тело усопшего в гробу покрывают особым белым покровом (саваном) — в знак того, что усопший, принадлежавший к Православной Церкви и соединившийся с Христом в её Святых Таинствах, находится под покровом Христовым, под покровительством Церкви — она до скончания века будет молиться о его душе. Бумажный венчик на голове покойного – символ венца, символическое обозначение того, что усопший ушел в Вечную жизнь как воин, одержавший победу на поле брани.

Все провожающие усопшего молятся с зажженными свечами, знаменующими Невечерний Свет вечности. При прощании целуется иконка на груди и чело (венчик) усопшего. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба.

Кого нельзя отпевать?

Священник может отказать в отпевании нецерковного человека или атеиста. Неверующие, атеисты, агностики, оккультисты сделали свой выбор еще при жизни. И мы должны уважать этот выбор, пусть даже он кажется нам ужасным. Встреча со Святым Богом принесёт им только мучение.

Не отпеваются некрещеные (в том числе и младенцы), инославные и иноверные, также убитые при совершении преступления и самоубийцы.

В последнем случае усопший может быть отпет, если покончил с собой в состоянии невменяемости или сумасшествия. Для этого родственники могут испросить письменное разрешение у правящего архиерея, подав ему прошение с приложенным медицинским заключением о причине смерти их близкого.

Можно ли отпеть в морге?

Лучше это сделать в храме. В некоторых епархиях отпевание в морге не благословляется. Рекомендуем статью священника Константина «Недействительное отпевание».

Можно ли отпеть заочно?

Возможно, но только в исключительных случаях (когда тело не найдено, погребено другими людьми, или до обращения желающих отпеть к Богу).

Даёт ли отпевание гарантию спасения?

Бессмысленно отпевать человека, который при жизни не исповедовал Бога. Отпевание не является «пропуском в Рай», магическим актом, при котором усопшему автоматически прощаются грехи или его душа обязательно попадёт в Царство Божие. Одновременное отпевание нескольких покойных не является нарушением богослужебных правил.

Чем ещё можно помочь душе усопшего?

Отпеванием и христианским погребением усопшего христианина, забота о его душе не начинается и не заканчивается. Желательно совершать молитву – келейную (частную) и общественную (в храме). Об усопшем подают записки на проскомидию и панихиды (заупокойные молебны). Подавший записку не должен рассчитывать лишь на молитву священника, но и молитвенно присутствовать на богослужении.

Чтобы помочь душе близкого, мы должны сами прийти к Богу и познакомиться с Ним. Мы должны жить по Его заповедям, общаться с Ним в молитве, просить Его о милости (в том числе и к той душе, которой мы хотим помочь). Ради души близкого человека мы можем творить милостыню, совершать дела милосердия, поститься, молиться, и, тем самым, примирять душу ушедшего с Богом. Бог принимает каждого, кто обращается к Нему. Так что, нет причины для отчаяния, наоборот, у нас еще есть время для совершения необходимых дел, которые могут помочь душам покойных родных и близких.

В одежде какого цвета лучше прийти на отпевание?

В советской атеистической традиции был принят чёрный цвет, в церкви же духовенство совершает отпевание в облачениях белого цвета, символизирующих бо­же­ствен­ный нетвар­ный све­т.

Чем отпевание отличается от «обыкновенной» молитвы за усопшего?

В наше время нередко приходится сталкиваться с недоумением: если Бог слышит и отвечает на наши молитвы вообще, то конечно же, отвечает и на молитвы об усопших; для чего же тогда существует чин отпевания? неужели Богу недостаточно «простых» молитв?

Следствием недопонимания смысла и важности отпевания умерших является то, что многие относятся к этому действу всего лишь как к формальному, старинному, народному обряду, не более значимому, чем, например, поминальное застолье или обычай бросать мелочь в могилы.

Другие, напротив, подходят к этому действию механически или магически, полагая, что коль скоро отпевание совершено, то усопший автоматически удостоится высших Небесных Даров.

В действительности ни первое, ни второе суждение не отвечает подлинному характеру и целям христианского отпевания.

По большому счёту отпевание является таинством (хотя и не именуется Церковным Таинством в строгом значении этого слова). Как таинство оно включает в себя последовательный ряд символических действий и молитв. Кроме того, во время отпевания читаются псалмы, Апостол, Евангелие.

Это помогает участникам таинства лучше настроиться на молитвенный лад, способствует более искреннему, сосредоточенному, напряженному молению. Этому же способствует и присутствие (перед собравшимися родными, близкими, знакомыми…) гроба с телом покойного.

В отличие от частных молитв, молитвы при отпевании, подразумевающем множество прощающихся (провожающих), носят соборный характер. А где хотя бы двое или трое собраны во имя Христово, там Он посреди них ( Мф.18:20 ).

В знак того, что почивший был верен (в той или иной мере) Христу и предал Ему свою душу, ему на грудь кладется святая икона. Это — символ и знамение того, что он пребывает под покровом Христа.

Такое же смысловое значение имеет покрытие тела покойного белым покровом — саваном. Опять же, белый цвет ассоциируется со светом Христовым, нравственной чистотой.

Бумажный венчик, располагаемый на голове почившего, символизирует венец воина Христова.

Всё это вкупе благоприятно отражается на участи усопшего, в том числе сказывается во время прохождения им (его душой) страшных испытательных мытарств.

В соответствии с церковной традицией, отпевание уместно совершать на третий день после смерти. По учению ряда святых отцов, в это время заканчивается срок пребывания отделившейся от тела души на земле. Однако, как правило, продолжительность мытарств доходит до сорока суток (в земном измерении) (в условиях нынешней жизни срок погребения умерших нередко отодвигается на несколько дней в силу различных причин, как то: затягивание со вскрытием, с составлением заключения о причине смерти и пр.).

При окончании отпевания ближние отдают покойному последнее целование и прощание. Затем священник посыпает тело покойного землей; гроб закрывается и предаётся земле (в случае, если гроб закрыт, целуется крест на его крышке).

7 (3842) 464 135

[email protected]

Россия, Кемерово,
Комсомольский пр-т, 4