Перейти к содержимому

Российская федерация в области земельных отношений имеет право

Содержание:

Статья 9 ЗК РФ. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений

Новая редакция Ст. 9 ЗК РФ

1. К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относятся:

1) установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;

2) установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;

3) государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного надзора, землеустройства;

3.1) осуществление государственного земельного надзора;

4) установление порядка резервирования земель, принудительного отчуждения земельных участков (изъятия земельных участков) для государственных и муниципальных нужд;

5) резервирование земель, изъятие земельных участков для нужд Российской Федерации;

6) разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;

7) иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, федеральными законами.

2. Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

Комментарий к Статье 9 ЗК РФ

Перечисленные в комментируемой статье полномочия Российской Федерации выводятся законодателем из Конституции РФ (прежде всего, ст. ст. 71 и 72, в которых перечислены полномочия, находящиеся в исключительном и совместном ведении Российской Федерации) и иных актов конституционного законодательства (Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" ; в ст. 18 упомянуты полномочия Правительства РФ по организации деятельности по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования).
--------------------------------
СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712.

Субъектами права, реализующими полномочия Российской Федерации, могут быть Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, а также отдельные федеральные органы исполнительной власти.

Федеральное Собрание РФ, принимая акты земельного законодательства, реализует многие из перечисленных в комментируемой статье ЗК полномочия Российской Федерации, которые связаны с нормотворческой деятельностью.

Полномочия Президента РФ в сфере земельных отношений также преимущественно связаны с нормотворческой деятельностью. Так, в соответствии со ст. 15 ЗК Президент РФ реализует полномочия Российской Федерации по ограничению оборотоспособности земельных участков (подп. 2 п. 1 ст. 9 ЗК), принимая соответствующие указы (Указ Президента РФ от 9 января 2011 года N 26 "Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками" ).
--------------------------------
СЗ РФ. 2011. N 2. Ст. 268.

Значительное число полномочий Российской Федерации реализует Правительство РФ. Например, упомянутые в подп. 1 п. 1 комментируемой статьи полномочия Российской Федерации по установлению основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений Правительство РФ реализует через принятие соответствующих распоряжений (распоряжение Правительства РФ от 3 марта 2012 года N 297-р "Об утверждении Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 - 2017 годы" ), а полномочия по разработке и реализации федеральных программ использования и охраны земель (подп. 6 п. 1 ст. 9 ЗК) Правительство реализует через принятие постановлений (Постановление Правительства РФ от 12 октября 2013 года N 922 "О федеральной целевой программе "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы" ).
--------------------------------
СЗ РФ. 2012. N 12. Ст. 1425.

СЗ РФ. 2013. N 43. Ст. 5554.

Среди федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия Российской Федерации в сфере земельных отношений, - Министерство экономического развития РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и т.д. Так, в Постановлении Правительства РФ от 15 ноября 2006 года N 689 "О государственном земельном надзоре" установлен порядок осуществления государственного земельного надзора Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальными органами.
--------------------------------
СЗ РФ. 2006. N 47. Ст. 4919.

По праву собственности Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, являющимися федеральной собственностью.

Другой комментарий к Ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации

1. Перечисленные в комментируемой статье полномочия Российской Федерации реализуют соответствующие федеральные органы государственной власти, к компетенции которых действующее законодательство относит вопросы регулирования земельных отношений. Основой осуществления полномочий Российской Федерации в области земельных отношений являются положения Конституции РФ, имеющие принципиальное значение для развития всего земельного законодательства.

Установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений ЗК относит к числу полномочий Российской Федерации. В концентрированном виде федеральная политика в данной сфере выражается в форме принятия федеральных законов, что прямо предусмотрено в ч. 3 ст. 36 Конституции, согласно которой условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона, т.е. Земельного кодекса РФ.

Установление ограничений прав лиц, использующих земельные участки на различных титулах, также отнесено к компетенции Российской Федерации. Публичные интересы, связанные с обеспечением рационального использования и охраны земель, окружающей среды, определяют необходимость установления ограничений хозяйственной деятельности и использования земель. В соответствии с п. 1 ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК РФ или иным федеральным законом.

Ограничение прав лиц, использующих земельные участки, представляет собой установление в административном порядке запретов на осуществление отдельных видов хозяйственной деятельности и использования земли либо требований о воздержании от совершения определенных действий.

Под оборотоспособностью понимается возможность отчуждения объекта по договору купли-продажи, мены или дарения либо его перехода от одного лица в порядке универсального правопреемства (в форме наследования или реорганизации юридического лица). Оборотоспособность - это возможность распоряжаться объектами гражданских прав путем их передачи другим лицам. Применительно к сфере земельных отношений оборотоспособность земельных участков представляет собой возможность их собственников определять юридическую судьбу земельных участков, т.е. распоряжаться ими в пределах, установленных законом - ЗК.

Основное отличие оборотоспособности земельных участков от оборотоспособности иных объектов гражданских прав заключается в том, что земельное законодательство устанавливает определенные пределы и ограничения распоряжения земельной собственностью. Ограничения оборотоспособности земельных участков - это также прерогатива федеральных органов государственной власти (см. комментарий к ст. 27 ЗК РФ).

Осуществление ряда функций управления в сфере использования и охраны земель также отнесено к полномочиям Российской Федерации. К ним относится мониторинг земель. Согласно ст. 67 ЗК РФ мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Порядок осуществления мониторинга земель устанавливается Правительством РФ. Положение об осуществлении государственного мониторинга земель утверждено постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. N 846.

К числу важнейших управленческих функций относится государственный земельный контроль. Государственный земельный контроль осуществляется специально уполномоченными государственными органами за соблюдением земельного законодательства, норм, правил и требований по охране и использованию земель всеми организациями, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами (ст. 71 ЗК РФ). Положение о государственном земельном контроле утверждено постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 689.

Порядок проведения работ по землеустройству регулируется ст. 68 и 69 ЗК РФ и Федеральным законом от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве". В ст. 1 названного Закона землеустройство определяется как мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).

Читайте так же:  Агротехнические требования посадки картофеля

Согласно ст. 70.1 ЗК РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 ЗК РФ (см. комментарий), а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, - также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.

На федеральном уровне устанавливается порядок изъятия земель для государственных и муниципальных нужд, в том числе путем выкупа. Основания изъятия земельных участков установлены в ст. 49 ЗК РФ, а в ст. 55 ЗК РФ - условия и порядок изъятия земельных участков. Кроме того, к компетенции федеральных органов государственной власти непосредственно относится осуществление данной функции в тех случаях, когда возникает необходимость изъять земли для федеральных нужд.

К числу полномочий Российской Федерации ЗК также относит разработку и реализацию федеральных программ по использованию и охране земель. Общие положения, касающиеся порядка разработки федеральных программ, предусмотрены в Федеральном законе от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации". В частности, ст. 1 названного Закона определяет программу социально-экономического развития РФ как комплексную систему целевых ориентиров социально-экономического развития РФ и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.

Статья 4 данного Закона предусматривает, что прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется. Порядок разработки прогноза социально-экономического развития на среднесрочную перспективу определяется Правительством РФ и подлежит опубликованию.

2. Наряду с указанными выше полномочиями ЗК наделяет Российскую Федерацию правом управлять и распоряжаться теми землями, которые находятся в федеральной собственности (ст. 17 ЗК РФ). Содержание права собственности, независимо от того, какое имущество является объектом права собственности, определено в ст. 209 ГК РФ и сводится к правомочиям владения, пользования и распоряжения, причем объем и содержание этих правомочий имеет определенную специфику.

Правомочие управления всеми землями независимо от того, в чьей собственности они находятся, основано на праве территориального верховенства государства, а право распоряжения землями - на праве собственности Российской Федерации. Исходя из этого вряд ли обосновано наделение Российской Федерации как собственника федеральных земель правомочием управления, что не соответствует основам гражданско-правового регулирования отношений собственности. Это замечание относится также и к полномочиям субъектов РФ, а также органов местного самоуправления (ст. 10 и 11 ЗК РФ).

1. Общая характеристика полномочий государственных и муниципальных органов Российской Федерации в области земельных отношений

В советское время земля и другие природные ресурсы функционировали как государственная (общенародная) собственность. Управление и распоряжение земельными и другими природными объектами и ресурсами в тот период было возложено на исполнительные органы государственной власти, в том числе различные министерства и ведомства.

Современная экономика России функционирует на основе использования разных форм собственности на землю и другие природные ресурсы. Их использование предо - пределило необходимость разграничения полномочий в области земельных отношений между Российской Федерацией, субъектами Федерации и муниципальными образованиями.

Действующее законодательство России, на наш взгляд, формулирует три группы полномочий (правотворческие, управленческие и распорядительные), которыми располагают государственные и муниципальные образования в области земельных отношений.

К правотворческим полномочиям Российской Федерации относятся:

федеральное земельное законодательство (ст. 72 Конституции РФ);

установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;

установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;

утверждение порядка изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;

разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;

иные полномочия, отнесенные к ведению Российской Федерации Конституцией РФ, ЗК РФ, федеральными за^ конами (п. 1 ст. 9 ЗК РФ).

Правотворческими полномочиями субъектов Федерации в области земельных отношений являются издание региональных законодательных и иных правовых актов о земле, разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Федерации, и иные, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или полномочиям органов местного самоуправления (п. 1 ст. 10 ЗК РФ).

Органы местного самоуправления в области земельных отношений наделены правом: а) издания в пределах своих полномочий актов, содержащих нормы земельного права; б) установления правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований; в) разработки и реализации местных программ использования и охраны земель; г) решения иных вопросов местного значения в области использования и охраны земель (п. 1 ст. 11 ЗК РФ).

Законодательные и иные нормативные акты, содержащие нормы земельного права, являются юридической основой разграничения полномочий Российской Федерации, субъектов Федерации и органов местного самоуправления по управлению и распоряжению земельными участками. В этой связи целесообразно осмыслить содержание управленческих и распорядительных полномочий названных субъектов.

Управление - это функция и форма деятельности всех , организованных систем. Государственное и муниципальное управление в области земельных отношений имеет своей задачей формирование с учетом законодательных и иных .правовых предписаний земельного правопорядка, реализацию через соответствующие органы управления программ рационального использования и охраны земель, осуществления земельного контроля за целевым и разрешенным использованием земельных участков, соблюдением правового режима земельных территорий, осуществлением прав и обязанностей участников земельных отношений, соблюдением земельного законодательства всеми субъектами земельных отношений.

Управленческая деятельность государственных и муниципальных органов существенно отличается от распорядительных решений собственников земельных участков. Осуществляя свои полномочия, органы управления не вправе подменять собственников в их распоряжении своими земельными участками. Они лишь контролируют законность деятельности собственников земельных участков, которые совершают сделки и иные распорядительные действия по поводу принадлежащих им земельных участков.

Управляя государственными и муниципальными землями, уполномоченные органы обязаны принимать во внимание не только предписания закона о приравнивании земельных участков к недвижимому имуществу, но и рассматривать землю как природный объект и ресурс, функционирующий по естественным законам развития природы. Государство, муниципальные образования, граждане и юридические лица - собственники и пользователи земли - обязаны как можно полнее учитывать природные свойства и естественные законы саморазвития земли, чтобы с большей эффективностью удовлетворять потребности людей, не нарушая законов природы.

ЗК РФ не случайно называет первым принципом земельного законодательства учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации (ст.

Реализации этого принципа служат законодательные предписания о подразделении территории, на которую распространяется суверенитет Российской Федерации, на земельные фонды и категории по их природной ценности и хозяйственному назначению. Одновременно закон определяет пределы распорядительных и иных действий собственников земли, формулирует правила и нормы о рацио - нальном хозяйствовании землевладельцев, землепользователей и арендаторов, закрепляя принцип деления земель по целевому назначению на категории и определяя правовой режим земель, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Функции государства по управлению земельными ресурсами имеют разную природу. В одном случае государство является собственником государственного земельного фонда. Здесь оно вправе пользоваться властными распорядительными полномочиями, когда адресует свои предписания пользователям, владельцам и арендаторам государственных земель. Правда, и в этом случае оно должно про- • являть известный демократизм, предоставляя пользователям государственных земель известную свободу хозяйствования на земле, чтобы они были заинтересованы в ее сбережении и рациональном использовании.

Применительно к землям, которые находятся в частной и муниципальной собственности, государство выступает как орган политической власти, полномочный осуществлять суверенитет на своей территории независимо от форм собственности. Новое законодательство расширяет права всех обладателей земли, запрещает необоснованное вмешательство в их хозяйственную деятельность. В отличие от метода административного управления, который государство применяет, когда оно является собственником земель и вправе определять пределы своего хозяйствования, для иных форм земельной собственности оно должно применять метод свободного дозволения собственникам в принятии решений по хозяйственному использованию земельной недвижимости. Эта свобода, естественно, не должна вступать в противоречие с предписаниями земельного законодательства.

Читайте так же:  Кадастровый паспорт на квартиру документы бти

Действующее земельное законодательство закрепляет принцип участия граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской еде- рации, общественные организации (объединения) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и формах, которые, установлены законодательством (ст. 1 ЗК РФ).

Этот принцип подчеркивает важность и необходимость участия в управлении земельными фондами как государственных органов и органов местного самоуправления, так и всех собственников и иных правообладателей земельных участков. Их управленческие функции, например, четко обозначены в области земельного контроля, который теперь подразделяется на государственный, муниципальный, общественный и производственный (гл. XII ЗК РФ).

ЗК РФ к полномочиям Российской Федерации относит государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственный земельный контроль, землеустройство и ведение государственного земельного кадастра (п. 1 ст. 9 ЗК РФ).

Субъекты Федерации и органы местного самоуправления осуществляют управление земельными участками, находящимися в их собственности (п. 2 ст. 10, п. 2 ст. 11 ЗК РФ).

Земельное законодательство специально не выделяет полномочий граждан и юридических лиц по управлению земельными участками, находящимися в их собственности. Они, на наш взгляд, прямо вытекают из предписаний Конституции РФ (ст. 36) о праве граждан и их объединений иметь в частой собственности землю, свободно ею владеть, пользоваться и распоряжаться. Их управленческие полномочия по управлению своими земельными участками проявляются в самостоятельности планирования использования и обустройства своего земельного участка с учетом законодательно предписанных нормативов и иных требований законодательства.

Распорядительными полномочиями в области земельных отношений наделены все собственники земельных участков. Об этом имеются четкие предписания в ЗК РФ. Так, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собсхвенности Российской Федерации (федеральной собственностью). Субъекты Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности. Органы местного самоуправления управляют и распоряжаются земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Осуществляя распорядительные полномочия, названные субъекты собственности вправе приобретать в свою собственность земельные участки по основаниям и в порядке, предусмотренным федеральными законами, переда- вать или продавать их гражданам и юридическим лицам.

В перечень распорядительных полномочий Российской Федерации, субъектов Федерации и органов местного самоуправления включается их право на изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

Полномочия РФ в области земельных отношений

Полномочия РФ, реализуемые в рамках земельного законодательства, были выведены из норм Конституции РФ, а также прочих законодательных актов.

Полномочия Российской Федерации в сфере ведения земельных отношений

Полномочия РФ, реализуемые в рамках земельного законодательства, были выведены из норм Конституции РФ, а также прочих законодательных актов. Именно в них впервые были перечислены полномочия, осуществляемые государством в исключительном и совместном ведении.

На законодательном уровне выделяют следующую систему, составляющую полномочия органов государственной власти Российской Федерации:

  • установление и регулирование государственной политики в сфере земельных отношений.
  • установление различных ограничений прав собственников отдельных земельных участков, землевладельцев и землепользователей.
  • управление на уровне государства за мониторингом земель, проведением государственного надзора и землеустройством.
  • самостоятельное осуществление надзора.
  • установка определенного порядка, на основании которого осуществляется резервирование земель.
  • резервирование необходимых участков и их изъятие, если следует удовлетворить определенные нужды государства.
  • разработка различных федеральных программ, на основании которых осуществляется использование и охрана участков.
  • прочие полномочия, установленные такими актами как Конституция РФ и федеральные законы, изданные на основании Земельного кодекса РФ.

Субъекты права, реализующие полномочия РФ

На законодательном уровне выделяется несколько субъектов, компетенция которых позволяет осуществлять определенный порядок по реализации полномочий государства в регулировании отношений по пользованию и распоряжению участками. К системе таких субъектов относятся:

  • Федеральное собрание. Данный субъект реализует возложенные на него функции в ходе формирования и принятия им законодательных актов. Следовательно, Федеральное собрание в ходе своей деятельности осуществляет все полномочия, напрямую связанные с осуществлением нормотворчеством.
  • Президент России. Кроме Федерального собрания, нормотворческую деятельность осуществляет и Президент страны. К функциям Президента в сфере ведения такого рода отношений относится также и принятие отдельных решений о конкретных участках, к примеру, об ограничении оборотоспособности некоторых из них.
  • Правительство РФ. Полномочия Правительства Российской Федерации весьма обширны, реализуя свои функции, они осуществляют деятельность в сфере ведения, пользования и охраны земель. В ходе своей исполнительной деятельности оно устанавливает основы действующей на территории страны политики и осуществляет регулирование отношений.
  • отдельные федеральные органы, осуществляющие исполнительную власть, к примеру, Федеральная служба земельного кадастра, нане преобразованная в Росреестр.

Полномочия Президента Российской Федерации

Так как в ходе своей деятельности этот субъект по большей части осуществляет функции по нормотворческой деятельности, полномочия Президента Российской Федерации в рамках регулирования законодательства, чаще всего связаны именно с этим.

В частности, согласно 15 статье Земельного кодекса РФ именно Президент принимает решение о необходимости ограничить оборотоспособность отдельно взятых участков земли.

Данное полномочие реализуется за счет принятия соответствующих указов.

К примеру, в 2001 году, Президентом был составлен нормативно-правовой документ, согласно которому ни одно лицо без гражданства или имеющее гражданство иного государства не имеет права иметь в собственности участок земли, расположенной в приграничной территории или непосредственной близости к ней.

Полномочия Правительства РФ и Федерального собрания РФ

Полномочия Правительства Российской Федерации весьма обширны. В частности, приняв соответствующее распоряжение, данный орган исполнительной власти способен установить основы для формирования действующей на территории страны политики в рамках регулирования возникающих между субъектами правоотношений.

Помимо этого, полномочия Правительства Российской Федерации реализуются и в рамках разработки и реализации определенных программ федерального уровня, направленных на разрешенное использование и охрану ресурсов. Данный вид полномочий осуществляется через принятие соответствующих постановлений.

На самом деле, в ходе своей деятельности, Федеральное собрание осуществляет большую часть полномочий государства. Все эти полномочия реализуются через принятие различного рода законодательных актов, ведь основная задача Собрания заключается в осуществлении нормотворческой деятельности.

В ходе своей работы Собрание выносит соответствующие акты, которые регулируют процесс пользования, распоряжения и охраны земель, расположенных на территории государства.

Нормотворческая деятельность государства

Под понятием нормотворческой деятельности подразумевается определенная форма правотворческой деятельности, осуществляемая через принятие законодательных актов. Через данное действие происходит реализация следующих систем:

  • целей;
  • задач;
  • функций каждого конкретного органа исполнительной власти.

Деятельность каждого органа исполнительной власти осуществляется путем издания определенных законодательных актов, содержащих в себе понятие и нормы для регулирования отношений, возникающих в обществе по вопросу пользования, реализации и охраны земель.

При помощи нормотворческой деятельности власть осуществляет не только управление в сфере земельных отношений, но и получает возможность контролирования и проведения надзора за землями.

Федеральные органы исполнительной власти РФ

Кроме того, что существуют полномочия Правительства Российской Федерации, некоторые полномочия страны по ведению и регулированию земельных отношений также осуществляют и иные органы исполнительной власти. На законодательном уровне происходит распределение субъектов, осуществляющих подобную деятельность. К ним относится следующая система органов управления:

  • Министерство сельского хозяйства;
  • Министерство экономического развития;
  • Федеральная служба земельного кадастра;
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
  • иные органы исполнительной власти федерального уровня, уполномоченные на реализацию полномочий РФ.

Деятельность данных органов можно рассмотреть на примере Постановления Правительства 2006 года, в котором указано, что осуществлением земельного надзора должны заниматься:

  • Федеральная служба земельного кадастра;
  • Служба по надзору в сфере природопользования;
  • Служба по осуществлению ветеринарного и фитосанитарного надзора, их территориальные органы на местах.
Читайте так же:  Как можно оформить сделки

Федеральная служба земельного кадастра России, преобразованная в Росреестр

Федеральная служба земельного кадастра России была преобразована в Росреестр. Он осуществляет деятельность по управлению от лица государства различными земельными ресурсами, путем осуществления специальных функций.

В задачи, которые выполняет Росреестр, входят:

  • осуществление управления земельными ресурсами в рамках предусмотренных полномочий;
  • ведение кадастра и надзора;
  • осуществление управления и контроля над правильным пользованием ресурсами и обеспечением их охраны;
  • организация управления землеустройством, мониторинга и прогнозирования рационального использования предметов ресурсов;
  • активное участие в нормотворческой деятельности.

Полномочия РФ, переданные субъектам Российской Федерации

На основании государственного законодательства, в частности, закона об общих принципах, установленных для организации органов исполнительной власти отдельно взятых субъектов, расположенных на территории России, возможно введение порядка передачи полномочий для непосредственного осуществления отдельным субъектам страны.

При этом после соответствующего распределения, субъектной власти могут быть переданы любые полномочия, оговоренные Земельным кодексом РФ для федеральной власти.

Иными словами, к полномочиям субъектов, полученных при соблюденном порядке передачи, относятся:

  • резервирование участков и их изъятие;
  • разработка и последующая реализация различных программ регионального уровня, направленных на регулирование отношений, связанных с пользованием и реализацией ресурсов.

К ведению субъектов могут быть отнесены и прочие полномочия, полученные в результате соблюденного порядка передачи, которые не находятся в ведении муниципалитета.

Полномочия субъектов РФ в области земельных отношений

Полномочия субъектов РФ в области земельного законодательства заключаются во внесении в резерв и изъятии участков.

Полномочия субъектов Российской Федерации в сфере земельных отношений

Полномочия субъектов Российской Федерации в урегулировании земельного законодательства заключаются во внесении в резерв и изъятии участков для общегосударственных потребностей, создании и внедрении на практике территориальных программ пользования землей и защиты природы, находящейся в регионе этих субъектов и иных полномочиях, которые не относятся ни к их компетенции, ни к компетенции органов местной исполнительной власти.

Говоря другими словами, они распоряжаются и ведут управление земельными участками, на тех или иных основаниях, имеющихся в их владениях.

Перечень полномочий субъектов РФ

В Конституции России за отдельными субъектами закреплены довольно важные полномочия в сфере земельных взаимоотношений, а также управления и распоряжения ресурсами, связанными с использованием земли. Государство совместно с субъектами РФ ведет деятельность, связанную с природопользованием, охраной природы и экологической безопасностью, а также с созданием особых условий для нуждающихся в этом территориях и культурных и исторических памятников.

Перераспределение полномочий между субъектами и государственными исполнительными органами основано на том, что поскольку земля является территорией, на которой субъект РФ находится в силу сложившихся исторических обстоятельств, он имеет право на целенаправленное управление ею.

Россия занимает довольно большую территорию, поэтому использование земли в ее пределах, хоть и имеет законодательно много общего и должно обеспечивать единое в территориальном, экономическом и правовом смысле пространство, все же имеет множество различий и особенностей.

Как пример, можно привести области вечной мерзлоты, где требуются совсем другие меры по мелиорации и охране природы, чем, например, в степных областях. На этом уровне полномочия, предоставленные субъектам РФ и государству, достаточно похожи.

Полномочия исполнительной власти субъектов РФ

К полномочиям, предоставленным органам исполнительной власти, можно отнести:

  • определение базовых положений государственных действий в сфере урегулирования земельных отношений;
  • ограничения собственнических прав владельцев участков земли, а также их арендаторов, наложение ограничений относительно возможности оборота земельных участков;
  • руководство мониторингом земель, федеральным надзором над землей, землеустройством;
  • установление порядка резервирования и принудительного отчуждения земли для муниципальной или государственной необходимости;
  • разработка и внедрение общегосударственных программ по использованию земель и общей охране природных богатств.

Участками, на законодательном уровне принадлежащим к государственной собственности, управляет и распоряжается РФ.

Полномочия законодательных органов субъектов РФ

В действующей редакции Земельного кодекса России отдельным пунктом оговорено перераспределение полномочий между законодательными органами отдельных субъектов страны и порядок его производства. К объектам земельных отношений относятся земельные участки и их части, а также земля, если рассматривать ее как природный объект в целом и природный ресурс.

С точки зрения права собственности земельный участок является недвижимостью, но в то же время представляет собой часть поверхности планеты, которая имеет определенные характеристики. При необходимости законодательные органы РФ могут создавать искусственные земельные участки в порядке, определенном федеральным законодательством.

Перераспределение полномочий относительно подразделения многообразных земель страны по целевому предназначению тоже возложено на законодательные органы субъектов РФ. В их обязанности входит раздел участков земли на:

  • сельскохозяйственные;
  • землю населенных пунктов;
  • земли специального назначения;
  • особым образом охраняемую территорию;
  • лесной фонд;
  • водный фонд;
  • земли запаса.

Все эти участки используются в соответствии с тем целевым назначением, которое для них установлено. Правовое урегулирование спорных вопросов с ними определяется в зависимости от принадлежности к одной из вышеперечисленных категорий и разрешения на их использование, установленного в специальных федеральных законах о зонировании территорий.

Перераспределение полномочий между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления

Принятие актов и законов земельного законодательства субъектами РФ основано на нормативах, прописанных в Конституции РФ. Перераспределение полномочий по управлению природными ресурсами и другими природными богатствами, неразрывно связанными с землей, проведено так, что всеми землями управляет сама Российская Федерация совместно со своими субъектами.

В Конституции установлены взаимоотношения между всеми существующими законодательными актами.

Субъекты РФ не имеют права издавать и принимать федеральные законы, входящие в противоречие с конституционными законами.

Однако в случае если возникает противоречие общегосударственного закона и нормативного акта, принятого субъектом РФ, ситуация разрешается согласно положениям документа, изданного в регионе.

Собственное правовое урегулирование по предметам, ведением которых субъекты РФ занимаются совместно с государством, они проводят самостоятельно вплоть до того момента, пока не был принят соответствующий государственный закон. После его принятия правовые акты субъекта РФ должны быть изменены до соответствия положениям закона с высшим приоритетом.

Система управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ

Особенностью этой системы в Российской Федерации является то, что земельные отношения нельзя в полной мере разделить на те, которые подвластны общей компетенции и те, которые можно отнести к специальной компетенции. Региональная система в нашей стране не является развернутой настолько, как это сделано на федеральном уровне.

Однако и данную систему можно классифицировать определенным образом. В частности, критерием классификации в данном случае может выступать природа управленческих полномочий, которые законодательство предоставляет каждой конкретной группе органов.

Региональные государственные органы в этой связи целесообразно будет разделить на две группы:

  • законодательной власти;
  • исполнительной власти.

Деятельность органов законодательной власти субъектов России (региональных парламентов по государственному урегулированию) установлена Конституцией, где закреплено, что вопросы пользования и распоряжения земельными участками, недрами земли, а также водными и другими природными ресурсами, как и земельное законодательство находятся в совместном ведении государства и его субъектов. Нельзя не отметить позитивный характер этого положения, поскольку по своей природе земельные отношения неразрывно связаны с регионом, к которому относятся спорные земельные участки.

Исходя из этого правила, субъектам России доступны для самостоятельного урегулирования земельные отношения, объективно являющиеся для их региона особенными. Иногда федеральный законодатель устанавливает для них обязанность урегулировать вопрос, который в федеральной законодательной базе укрепить невозможно.

Следует также соблюдать правила законотворчества: субъекты РФ имеют право активного формирования собственной законодательной базы касательно тех земельных отношений, которые для их региона являются специфическими.

Органам исполнительной власти субъектов РФ в рамках урегулирования земельных отношений предоставлена собственная компетенция: им дано право реализовать на практике положения регионального, а также федерального земельного законодательства. Так, например, правительства субъектов России могут:

  • управлять земельными участками из региональной собственности, а также распоряжаться участками, на которые не была разграничена государственная собственность;
  • переводить участки из региональной земли сельскохозяйственного назначения в другие формы собственности;
  • устанавливать публичные сервитуты;
  • решать вопросы о размере арендной платы за земельные участки;
  • утверждать региональные программы по рациональному использованию земли, повышению ее плодородия и охране земельных ресурсов;
  • осуществлять резервирование земель и принимать решения об изъятии земель для региональных нужд и др.