Перейти к содержимому

Штраф фсс какой счет

Содержание:

Проводки штрафа за несвоевременную сдачу отчетности

Несмотря на то, что каждый бухгалтер максимально пытается избежать нарушения в сфере бухгалтерского и налогового законодательства, никто не застрахован от ошибок, в том числе и в разрезе несвоевременной подачи отчетности. И далее о том, какие штрафы могут быть применены к субъектам хозяйственной деятельности со стороны контролирующих органов и как их корректно отражать в учете.

Налоговые штрафы

Для начала определим, что от того, какая отчетность была несвоевременно подана в компетентные органы, зависит характер такого нарушения. Налоговые штрафы – это разновидность налоговых санкций, которые применяются в соответствии со ст. 114 Налогового Кодекса РФ к налогоплательщикам за допущенные в этой сфере правонарушения. Такого рода штрафы уплачиваются предприятием исключительно на основании решения ИФНС, а сами затраты на оплату такого нарушения в бухгалтерском учете относятся на расходы отчетного периода.

Размер штрафов представлен в таблице 1.

Таблица 1 – Расчет размера штрафных санкций за несвоевременную сдачу отчетности

Но штраф не может превышать 30% от общей суммы налога.

Главное понимать, что размер штрафа, несмотря на то, что относиться на расходы, не уменьшает размер налогооблагаемой базы. Сама корреспонденция счетов проходит с использованием счетов 99, 68 и 69.

Пример цикла проводок, которые предприятие должно осуществить в результате уплаты штрафа за несвоевременную подачу декларации по налогу на прибыль:

  1. Начисление штрафа по НДС: Д-т 99, К-т 68;
  2. Начисленный штраф уплачен: Д-т 68, К-т 51;

Важно: сумма пени, которая начислена по налогам, не может быть отнесена к налоговым санкциям в соответствии с Налоговым Кодексом, поэтому для отражения проводок по пени используют не 99, а 91 счет.

Юридическое и физическое лицо могут оштрафовать за несвоевременную подачу отчета по форме 6-НДФЛ, где отражены все начисления работника в разрезе подоходного налога. И минимальная сумма штрафа в соответствие с Налоговым Кодексом составляет 1000 рублей за каждый месяц. И даже если отчетность, например, просрочена на 5 месяцев и 2 дня, то уплатить штраф придётся за 6 месяцев.

Но такой штраф взимают помесячно в случае неподачи отчетности. Возникает следующий вопрос: а если отчетность подана, но не верно, и ее необходимо уточнить? В таком случае сумма штрафа составит не 1000, а 500 рублей за каждый месяц неправильно поданной формы.

Расходы по уплате штрафа также будут отнесены на 99 счет, на расходы (Читайте также статью: → «Особенности налоговых вычетов в 6-НДФЛ в 2018»).

Несвоевременная подача отчетности в ПФР

У многих бухгалтеров возникает насущный вопрос: а что будет, если несвоевременно подать отчетность не в налоговые органы, а в Пенсионный фонд, в который необходимо сдавать отчетность по начисленным взносам и удержаниям? И здесь есть главная особенность: с начала 2017 года вся отчетность, в том числе и по социальным взносам сдается исключительно в ФНС. Таким образом, юридические лица не должны подавать такие документы в орган ПФ уже начиная с 1 квартала 2017 года.

Относительно сроков сдачи, то если до 2017 года были установлены разные сроки подачи отчетности по социальным взносам в зависимости от формы подачи (бумажный или электронный вариант), то сейчас нет принципиальной разницы как субъект будет сдавать необходимые документы. Новая методика расчета и сдачи обязывает налогоплательщиков сдавать любой вид отчетности до 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Единые сроки подачи отчетности по страховым взносам представлена в таблице 2.

Таблица 2 – Сроки подачи отчетности по страховым взносам по 2017 году

Фискальная же служба имеет полномочия взыскать штраф за несвоевременную подачу таких документов. Размер штрафа составит 5 % от суммы взносов, которые должны быть уплачены по данной отчетности. Штраф в размере 5% начисляется за каждый месяц просрочки, в том числе и неполный месяц.

Следует также обратить внимание: в 2017 году сумма штрафа за несвоевременную сдачу отчетности в 2017 году не может превышать 30% от суммы, которую предприятие должно уплатить в бюджет. Но также сумма санкций не может быть меньше 1000 рублей.

Вопрос: что делать, когда в бюджет средства были уплачены, а декларация была не подана. В таком случае штраф начисляется на размер долга, то есть разницы между тем, что необходимо было уплатить, и тем, что уплачено. Если такая разница составляет 0, то тогда предприятие должно уплатить установленный минимум – 1000 рублей.

Пример: Предприятие подало через интернет отчетность по страховым взносам за 2 кв. 2017 года 25.08. 2017. В соответствие с поданной декларации размер социальных взносов за три месяца составил 500 тыс. рублей. Какая сумма штрафа будет возложена на предприятие?

Расчет: По установленным срокам, за 2-й квартал предприятие должно было подать отчетность по социальным взносам до 31 июля 2017 года. Следовательно, просрочка составляет не полный месяц, за который и будет начислена пеня. Размер штрафа составит: 5% *500000=25000рублей.

Возникает другой вопрос: Если предприятие уплатило всего лишь минимальный платеж – 1000 рублей, то как его распределять между всеми видами страховых взносов? Здесь ФНС рекомендует руководствоваться размером самих взносов, в частности:

  • 22% на общеобязательное пенсионное страхование;
  • 5,1% — на медицинское;
  • 2,9% — на обязательное соц. страхование на случай временной нетрудоспособности.

Вне зависимости от распределения, на счетах учета проводка по уплате штрафа за несвоевременную подачу социальных взносов отражается следующим образом:

  1. Начислен штраф за несвоевременную подачу отчетности за социальные взносы:
  1. Начисленный штраф уплачен

СЗВ-М: куда сдавать в 2017 и кому платить штрафы?

Вопрос бухгалтера: с 2017 года вся отчетность подается в ФНС, туда же подавать и форму СЗВ-М?

Ответ: Нет, такая форма персонифицированного учета сотрудников за каждый месяц и в 2017 году подается исключительно в органы Пенсионного фонда.

Да, на органы Пенсионного фонда по-прежнему возложены обязанности по контролю за персонализацией данных сотрудников предприятия. В данный орган необходимо:

  1. Каждый месяц подавать отчетность по форме СЗВ-М о количестве сотрудников, работающих на предприятии. Важно: отчет в 2017 году можно сдавать до 15 числа следующего месяца, а не до 10, как это было в предыдущие месяцы;
  2. Раз в год подавать годовую отчетность о страховом стаже каждого работника. Такой отчет подается до 1 марта, следующего за отчетным периодом года.

Размер штрафа составляет 500 рублей за каждого сотрудника, за которого не было подана отчетность.

Пример: ООО «Инвест» подало в ПФ форму СЗВ-М за сентябрь 20 октября. На предприятии работает 30 человек.

Расчет: Штраф будет начислен, поскольку отчетность должна быть подана 15 октября. Размер штрафа 500*30=15000 рублей.

Проводка будет аналогичной проводке, которая отражает уплату штрафа по социальным взносам:

  1. Начислен штраф за несвоевременную подачу отчетности за социальные взносы:
  1. Начисленный штраф уплачен

Важно: теперь форма СЗВ-М подается ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным месяцем. Подается по-прежнему в ПФ, а не в ФНС. Отчет в ФНС в отличии от отчета по социальным взносам принят не будет.

Учет пени, штрафов из ПФР, ФСС, налоговой

Нельзя по одной платежке и налог уплатить и пени, т.к. у налога один кбк, а у пеней другой!

Посмотрите пример, а далее ориентируйтесь в зависимости от вида налога (взноса):

Цитата: Суммы начисленных пеней учитываются по дебету счета 99 "Прибыли и убытки" в корреспонденции со счетами учета налоговых платежей.
Следовательно, по нашему мнению, что в бухгалтерском учете нужно сделать следующие записи:
Дебет 99 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС"
- начислены пени за несвоевременную уплату НДС;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 51
- задолженность по пеням перед бюджетом удержана на основании инкассового поручения;
Дебет 99 Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"
- начислены пени за несвоевременную уплату налога на прибыль;
Дебет 68, субсчет " Расчеты по налогу на прибыль " Кредит 51
- задолженность по пеням перед бюджетом удержана на основании инкассового поручения.
При определении налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с п. 2 ст. 270 НК РФ в расходах не учитываются пени, начисленные за несвоевременную уплату налогов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Васильева Надежда
Ответ прошел контроль качества
13 марта 2013 г.

Как отразить в бухучете и при налогообложении штрафы за налоговые правонарушения и пени по недоимке

Вопрос-ответ по теме

Как отразить в бух. учете и при налогообложении пени/штрафы ПФР, ФСС, налоговых органов (проводки)

В бухучете штрафы и пени можно объединить в одну категорию учетных объектов – налоговые санкции.

Таким образом, сумму начисленных налоговых санкций отражайте по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам» или 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

В учете начисление налоговых санкций отразите проводкой:

Дебет 99 Кредит 68 (69) субсчет «Штрафы (пени)»
– начислен штраф за налоговое правонарушение (пени за недоимку).

Читайте так же:  За что могут лишить прав в 2019

При расчете единого налога сумма налоговых санкций (пени, штрафы) ПФР, ФСС, налоговых органов не учитываются.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах рекомендаций «Системы Главбух».

Ситуация: Как отразить в бухучете и при налогообложении штрафы за налоговые правонарушения и пени по недоимке

Штрафы за налоговые правонарушения и пени в бухучете отражайте в составе налоговых санкций. При расчете налога на прибыль штрафы и пени не учитывайте.*

Налоговое законодательство разделяет понятия «пени» и «штраф». Пеней признается денежная сумма, которую организация должна перечислить в бюджет при несвоевременном исполнении обязательства по уплате налога (п. 1 ст. 75 НК РФ). Штрафом является налоговая санкция, которая взыскивается с организации за допущенное налоговое правонарушение (ст. 114 НК РФ). Размеры штрафов за налоговые правонарушения приведены в таблице.

Для целей бухучета штрафы и пени можно объединить в одну категорию учетных объектов – налоговые санкции.* Такой подход не противоречит задачам бухучета, в частности обеспечению полной и достоверной информации о деятельности организации и основным принципам его ведения – рациональности и приоритету содержания перед формой (п. 1 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 10 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности).

Сумма начисленных налоговых санкций не формирует условный расход по налогу на прибыль (п. 83 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности, п. 20 ПБУ 18/02). Поэтому в бухучете отражайте эти суммы непосредственно на счете 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам» (69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»). Для обеспечения аналитического учета налоговых санкций к счетам 68, 69 целесообразно открыть субсчета в разрезе налогов, по которым начислены санкции (например, субсчет «Штрафы (пени) по налогу на прибыль»).*

Начисление налоговых санкций отразите проводкой:*

Дебет 99 Кредит 68 (69) субсчет «Штрафы (пени)»
– начислен штраф за налоговое правонарушение (пени за недоимку).

При расчете налога на прибыль суммы штрафов и пеней организация учесть не вправе (п. 2 ст. 270 НК РФ).*

Пример отражения в бухучете и при налогообложении налоговых санкций (пеней и штрафов)*

По итогам шести месяцев в бухучете «Звезды» отражены следующие данные:
– по кредиту субсчета 90-1 – выручка от реализации в сумме 11 800 000 руб.;
– по дебету субсчета 90-2 – себестоимость реализованных товаров в сумме 7 500 000 руб.;
– по дебету субсчета 90-3 – НДС с выручки от реализации в сумме 1 800 000 руб.

В июне по результатам налоговой проверки организации были начислены пени в сумме 200 000 руб. и штраф в размере 250 000 руб. по налогу на прибыль.

При закрытии отчетного периода в учете сформирован финансовый результат:

Дебет 90-9 Кредит 99 субсчет «Прибыль (убыток) до налогообложения»
– 2 500 000 руб. (11 800 000 руб. – 1 800 000 руб. – 7 500 000 руб.) – отражена прибыль от реализации за шесть месяцев;

Дебет 99 субсчет «Условный расход по налогу на прибыль» Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 500 000 руб. (2 500 000 руб. × 20%) – начислена сумма условного расхода по налогу на прибыль.

Суммы налоговых санкций при формировании финансового результата не учитывались. Начисление санкций бухгалтер отразил проводкой:

Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Штрафы (пени) по налогу на прибыль»
– 450 000 руб. – начислены штраф и пени по налогу на прибыль.

В Бухгалтерском балансе сумма налоговых санкций участвует в формировании показателя строки 1370 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (п. 83 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности). В Отчете о финансовых результатах сумму санкций можно отразить в строке 2460 «Прочее».

Отчет о финансовых результатах в части формирования расчетов по налогу на прибыль и чистой прибыли (убытка) бухгалтер «Звезды» составил так:

Проводки по счету 69 — Расчеты по социальному страхованию и обеспечению

Бухгалтерский счет учета 69 используется для отражения обобщенной информации о суммах страховых взносов, которые выплачивает организация-работодатель с заработной платы сотрудников. Об особенностях организации учета операций со страховыми взносами, а также о типовых проводках по счету 69 мы поговорим в нашей статье.

Организация учета по счету 69

Предприятие, осуществляющее выплаты сотрудникам согласно заключенных трудовых договор, обязано отражать начисление сумм страховых взносов для последующего их перечисления во внебюджетный фонд. Законодательно предусмотрено обязательное медицинское, социальное и пенсионное страхование работников. Также работодатель должен обеспечить оплату страховых взносов на случай профзаболеваний и несчастных случаев на производстве.

Для отражения сумм начисленных и выплаченных взносов во внебюджетные фонды используют счет 69. Для анализа и контроля сумм взносов организацией могут быть открыты субсчета в соответствии с видами осуществляемых перечислений.

Нормативными документам предусмотрено, что по счет 69 может быть использован для отражения следующий операций:

  • начисление суммы взносов (в т.ч. штрафы, пени);
  • выплаты суммы взносов (штрафов, пеней);
  • отражение расходов на взносы во внебюджетные фонды.

Следует отметить, что на счете 69 проводят не только суммы обязательств перед фондами, но и осуществляются зачисления, поступающий из ФСС.

Субсчета 69 счета

Таблица типовых проводок по 69 счету

Базой для начисления суммы страховых взносов является сумма вознаграждения, которая выплачивается работнику согласно трудовому договору. Сумма начислений взносов проводится по Кт 69, перечисление во внебюджетные фонды отражаются по Дт 69. Также по Кт 69 может проводится сумма поступлений взносов, зачисляемых из внебюджетных фондов в пользу организации.

Основные операции по счету 69 отражаются в учете следующими проводками:

Бухгалтерский и налоговый учет страховых взносов

Все работодатели платят страховые взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование. Часть взносов (пенсионные, медицинские и социалка на случай болезни и материнства) платится разными платежками в налоговую. И только социальные взносы в соцстрах от несчастных случаев и профзаболеваний по-прежнему перечисляются в ФСС. В статье мы расскажем, как начислять взносы, какие формировать проводки и учитывать их в налоговом учете.

Начисление страховых взносов: проводки, особенности

Страховые взносы в бухгалтерском учете ежемесячно начисляют организации-работодатели в том месяце, к которому относятся взносы. Страховые взносы с отпускных начисляются вместе с ними. Согласно ТК РФ, отпускные должны быть выданы работнику не позднее трех дней до начала отдыха. Значит страховые взносы на всю сумму отпускных должны быть начислены одновременно с отпускными, даже если отпуск начался в одном отчетном периоде (расчетном периоде), а закончился в другом.

Для учета страховых взносов в плане счетов есть 69 счет и субсчета к нему. К субсчетам первого порядка открывают субсчета второго порядка, чтобы отдельно выделить взносы на пенсионное и медицинское страхование, а также взносы на случай болезни и материнства и взносы от несчастных случаев на производстве. Начисленные взносы отражают по кредиту этих субсчетов в корреспонденции с дебетом счетов учета затрат:

Дебет 20 (25, 26, 44 …) Кредит 69 субсчет «ОПС» — начислены пенсионные взносы;

Дебет 20 (25, 26, 44 …) Кредит 69 субсчет «Расчеты по медицинским взносам» — начислены взносы на медстрахование;

Дебет 20 (25, 26, 44 …) Кредит 69 субсчет «Расчеты по взносам на случай временной нетрудоспособности и материнства» — начислены взносы на случай временной нетрудоспособности и материнства;

Дебет 20 (25, 26, 44 …) Кредит 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам от несчастных случаев и профзаболеваний» — начислены страховые взносы в ФСС РФ от несчастных случаев на производстве.

Отражение уплаты страховых взносов

Уплаченные взносы отражаются по дебету субсчетов счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и кредиту счета 51 «Расчетный счет»:

Дебет 69 субсчет «ОПС» Кредит 51 «Расчетный счет» — уплачены взносы на страховую часть пенсии;

Дебет 69 субсчет «Расчеты по медицинским взносам» Кредит 51 «Расчетный счет» — уплачены медицинские взносы;

Дебет 69 субсчет «Расчеты по взносам на случай временной нетрудоспособности и материнства» Кредит 51 «Расчетный счет» — уплачены взносы на случай временной нетрудоспособности и материнства;

Дебет 69 «Расчеты с ФСС по взносам от несчастных случаев и профзаболеваний» Кредит 51 «Расчетный счет» — уплачены страховые взносы в ФСС РФ от несчастных случаев на производстве.

Налоговый учет страховых взносов

Если вы работаете на ОСНО, то расходы в виде страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование учитываются в составе прочих расходов. То же касается взносов, начисленных на выплаты, не принимаемые в состав расходов по налогу на прибыль организаций.

Если вы работаете на УСН или ЕНВД, страховые взносы уменьшают налоговую базу в следующих случаях:

  • ИП применяет УСН и/или ЕНВД и не производит выплаты в пользу физических лиц;
  • Компания применяет УСН с базой «доходы минус расходы».

50% страховых взносов принимаются к уменьшению суммы налога, уплачиваемого в связи с применением спецрежима в следующих случаях:

Стоимость патента страховые взносы не уменьшают.

Платежные поручения на перечисление страховых взносов

С 31 марта 2014 года при перечислении текущих налогов и взносов в поле 22 УИН проставляется 0. С пустым полем 22 платежное поручение в банке не будет исполнено.

В поле 101 платежек по взносам и в ПФР и в ФСС проставляется статус 08. В полях 106, 107, 108, 110 при уплате страховых взносов проставляют 0.

Особый порядок в поле 8 для ИП, где теперь указывается адрес ИП через //.

Особое внимание нужно обратить на заполнение поля «КБК». Из-за ошибки в этом реквизите платеж может вернуться обратно на расчетный счет отправителя, либо страховые взносы могут быть зачислены неправильно или оказаться на невыясненных платежах. В этих случаях сроки уплаты взносов, скорее всего, могут быть нарушены.

Читайте так же:  Многодетные семьи льготы 2019 тверь

Штрафы и пени по страховым взносам

Согласно ст. 25 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, если ежемесячные платежи по страховым взносам были перечислены позже установленных сроков, контролирующие ведомства могут начислить организации пени за каждый день просрочки, из расчета 1/300 ставки рефинансирования.

Неустойка по страховым взносам законодательно не предусмотрена, а вот штрафы весьма значительны. Вашу компанию могут оштрафовать за то, что вы не успели в срок зарегистрироваться во внебюджетных фондах или предоставили отчетность по страховым взносам с опозданием, или по неустановленной форме. Это не исчерпывающий перечень для штрафа компании, который может выписать внебюджетный фонд.

Уплата страховых взносов в 2018 году

Страховые взносы во внебюджетные фонды уплачиваются не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем начисления. Если день уплаты приходится на выходной или праздничный день, то срок переносится на ближайший следующий за ним рабочий день. С 1 января 2015 г. Начисление и уплата страховых взносов производится в рублях и копейках (п.5 и п.7 ст.15 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).

Как уплатить штраф, если у ООО нет расчетного счета?

Как уплатить штраф, если у ООО нет расчетного счета?

1. У ООО нулевая деятельность.Опоздали с отчетом в ФСС (несвоевременно сдали) за 2 квартал 2014 года. Нам выписали штраф, но как его оплатить если у ООО нет расчетного счета? Что делать?
2. В какие сроки надо оплатить штраф?

3.Нам дали также уведомление о вызове плательщика страховых взносов ( в котором назначили дату и время когда нужно явиться в ФСС) для представления разногласий по акту камеральной проверки. Нужно ли директору идти в ФСС если разногласий по акту нет?

Помогите! Первый раз в такой ситуации, не знаю что делать?

Бухгалтерский учет штрафов и пеней по налогам и страховым взносам

Близится к концу очередной финансовый год. В ближайшем будущем бухгалтеру предстоит заняться подготовкой итоговой финансовой отчетности. В связи с этим важно убедиться, что все факты хозяйственной жизни, в том числе суммы фискальных пеней и штрафов, правильно отражены на счетах учета.

Порядок бухгалтерского учета штрафов и других санкций, а также пеней и штрафов по налогам и сборам и иным аналогичным платежам не урегулирован нормативными правовыми актами. Тем не менее это не означает, что бухгалтер вправе произвольно выбирать корреспонденцию счетов и строку для отражения таких расходов в отчете о финансовых результатах. Однако в данный момент на практике зачастую происходит именно так – одни списывают такие суммы в состав прочих расходов и включают их в показатель «Прибыль (убыток) до налогообложения» отчета о финансовых результатах (далее – ОФР), другие отражают их в составе строки «Прочее» после показателей налогообложения прибыли, не учитывая их в сумме прибыли (убытка) до налогообложения. К тому же иногда высказывается мнение, что начисление указанных сумм может производиться за счет уменьшения нераспределенной прибыли (дебет счета 84) и не включаться в ОФР.

Чтобы исключить такую практику, специалистами Фонда «НРБУ «БМЦ» была подготовлена и 11 сентября 2015 года принята Рекомендация Р-64/2015 «Фискальные санкции»[1]. Какую корреспонденцию счетов следует использовать? В какой момент возникает обязанность признания расходов? В составе показателя каких строк ОФР они отражаются?

Сфера применения Рекомендации Р-64/2015.

В целях применения Рекомендации Р-64/2015 под фискальными санкциями понимаются штрафы и пени по налогам, а также другие аналогичные обременения, налагаемые государством на организацию в связи с несвоевременной или неполной уплатой ею налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет, а также другими нарушениями законодательства, регулирующего уплату штрафов и подобных платежей.

Исходя из этого определения может сложиться впечатление, что высказанная специалистами БМЦ позиция распространяется на фискальные санкции, связанные только с налогами, и не касается санкций по страховым взносам, ведь они уплачиваются не в бюджет (как сказано в определении), а во внебюджетные фонды. Однако это не так. Положения Рекомендации Р-64/2015 применимы и в отношении пеней и штрафов по страховым взносам, о чем свидетельствует формулировка абз. 6 разд. «Основа для выводов» данного документа.

Порядок отражения санкций в бухгалтерском учете определяется двумя обстоятельствами. Первое – согласна организация с наложением на нее фискальной санкции или нет. Второе – вид налога или сбора (иного аналогичного платежа в бюджет), в отношении которого на организацию наложена санкция.

Организация не намерена оспаривать наложенную государством санкцию.

В таком случае момент признания санкции в расходах должен определяться тем из указанных двух событий, которое наступило раньше:

  • у организации возникла обязанность по уплате соответствующей суммы (организации известно о необходимости уплаты определенной суммы);
  • сумма санкции списана со счета организации в безакцептном порядке.

Санкция начислена в отношении налога на прибыль, ЕНВД, единого «упрощенного» налога.

Перечисленные и подобные им налоги (на прибыль и доходы) представляют собой самостоятельную группу показателей ОФР, не включаемых в прибыль до налогообложения (не оказывающих влияния на величину прибыли до налогообложения). Санкции, связанные с таким налогом логично включать в эту же группу показателей. Учет этих санкций в расходах, формирующих прибыль до налогообложения, нарушит общую логику построения ОФР и приведет к необходимости отражения дополнительных (искусственных) постоянных разниц. Кроме того, отражение фискальных санкций, связанных с налогообложением прибыли (доходов), после показателя прибыли до налогообложения напрямую вытекает из описания счета 99 «Прибыли и убытки» Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета организаций[2].

Таким образом, суммы фискальных санкций в отношении указанных налогов отражаются по дебету счета 99 независимо от того, за какой период (текущий или прошлые годы) они начислены. В отчете о финансовых результатах санкции в совокупности с суммами этих налогов отражаются ниже строки «Прибыль (убыток) до налогообложения».

Организации начислили пени в связи с несвоевременным перечислением в бюджет налога на прибыль.

Оспаривать их организация не планирует.

Пени отражаются проводкой: Дебет 99 Кредит 68.

Санкция связана с НДС

Суммы фискальных санкций признаются прочими расходами (списываются в дебет счета 91) независимо от того, за какой период они начислены. Соответственно, суммы таких санкций будут учитываться при определении величины показателя «Прибыль (убыток) до налогообложения» ОФР.

По результатам камеральной проверки декларации за II квартал 2015 года организации доначислили НДС, пени и штраф в связи с неправомерным применением налоговых вычетов (несколько счетов-фактур оформлены с нарушениями).

Оспаривать решение инспекции организация не планирует.

Пени и штраф отражаются проводкой: Дебет 91 Кредит 68.

Санкция начислена в отношении НДФЛ

НДФЛ схож с НДС в том, что оба налога не признаются в прибыли (убытке) организации, то есть не оказывают влияния на величину прибыли (убытка). Начисляемый организацией НДС компенсируется ей покупателями товаров, работ, услуг, а начисляемый НДФЛ удерживается с работников. Поэтому санкции, связанные с НДФЛ, тоже отражаются в бухгалтерском учете в составе прочих расходов.

Организации начислен штраф на основании ст. 123 НК РФ за несвое­временное перечисление в бюджет НДФЛ, удержанного из доходов работников.

Оспаривать правомерность наложения штрафа по налогам и его размер организация не планирует.

Начисление штрафа отражается проводкой: Дебет 91 Кредит 68.

Санкция связана со страховыми взносами.

Если основной фискальный платеж связан с оплатой труда работников (например, страховой взнос в какой-либо социальный фонд), то относящиеся к нему пени и штрафы следует включать в соответствующую статью расходов на оплату труда. Этот порядок применяется в случае, когда санкция признана:

  • до окончания года, в котором произошло событие, являющееся основанием для ее наложения;
  • после окончания этого года, но до истечения периода событий после отчетной даты.

Если фискальная санкция признана после указанного времени, она отражается как расход, не относящийся к обычной деятельности организации, то есть в составе прочих расходов.

В соответствии с п. 3 ПБУ 7/98 «События после отчетной даты»[3] событием после отчетной даты признается факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации и который имел место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год. Следовательно, если пени и штрафы признаны после окончания отчетного года, в котором совершено правонарушение в отношении страховых взносов, но до даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год, то санкция относится на ту же статью ОФР за отчетный год, на которую отнесены начисленные организацией страховые взносы.

Полагаем, у бухгалтера не возникнет проблем с отражением в качестве прочих расходов (по дебету счета 91) сумм пени и штрафов, взыскиваемых за допущенные в прошлые годы нарушения. Тем не менее рассмотрим еще один пример.

В октябре 2015 года решением регионального отделения ФСС по результатам выездной проверки организации-страхователю доначислены страховые взносы за 2013 – 2014 годы, а также начислены соответствующие пени по страховым взносам и штраф.

Оспаривать решение органа ПФР организация не планирует.

База по страховым взносам была занижена в 2013 – 2014 годах. Фискальные санкции начислены после истечения периода событий после отчетной даты (после утверждения годовой бухгалтерской отчетности за указанные годы). При таких обстоятельствах суммы пеней и штрафов бухгалтер отразит в составе прочих расходов 2015 года по дебету счета 91. Соответственно, в ОФР суммы санкций будут учтены при определении показателя «Прибыль (убыток) до налогообложения» (отражаются выше данной строки).

В отношении рекомендации включать начисленные санкции в соответствующую статью расходов на оплату труда могут возникнуть вопросы. Чтобы разобраться с этим, рассмотрим еще одну ситуацию.

В октябре 2015 года по результатам камеральной проверки управление ПФР пришло к выводу, что организация нарушила срок представления расчета по страховым взносам за полугодие, в связи с чем было принято решение о привлечении страхователя к ответственности в виде штрафа на основании ч. 1 ст. 46 Закона № 212-ФЗ[4].

Читайте так же:  Рулетка удо

Оспаривать решение органа ПФР организация не планирует.

Нарушение допущено в 2015 году и в этом же году на организацию наложена фискальная санкция. В связи с этим санкция должна включаться в соответствующую статью расходов на оплату труда и относиться на ту же статью ОФР за отчетный год, на которую отнесены начисленные организацией страховые взносы.

Продолжим условия примера. Организация осуществляет один вид деятельности – сдача недвижимости в аренду и для учета расходов использует счет 44 «Расходы на продажу». Сумма штрафа отражается по дебету счета 44 и, соответственно, формирует показатель строки «Коммерческие расходы» ОФР.

Как быть, если организация занимается производственной деятельностью, например, выполняет работы по договорам подряда, в связи с чем для отражения затрат (в том числе по оплате труда и страховым взносам) используется несколько счетов учета (20, 23, 25, 26 и т. д.)?

Напомним, что и в ОФР имеется несколько статей, в составе показателей которых могут отражаться страховые взносы. В частности, такими статьями являются:

  • «Себестоимость продаж»;
  • «Коммерческие расходы»;
  • «Управленческие расходы»;
  • «Прочие расходы».

В показатель каждой из этих строк могут попасть суммы страховых взносов. Между тем это не означает, что штрафы и пени по страховым взносам необходимо делить между названными статьями ОФР и, соответственно, отражать на всех затратных счетах бухгалтерского учета (20, 23, 25, 26, 29, 44). Дело здесь не только в том, что распределение санкций нерационально, но еще и в следующем. Сам фискальный платеж (в данном случае страховые взносы) может включаться в стоимость какого-либо актива (в том числе незавершенного производства при признании затрат на производство). Включение связанной с таким платежом санкции тоже в стоимость актива привело бы к необоснованному завышению стоимости актива, поскольку санкция ни в каком случае не может считаться затратой, необходимой для создания или приобретения актива. Следовательно, такая санкция должна признаваться расходом. И при отсутствии среди расходов статьи, с которой эта санкция связана, такой расход естественно квалифицировать как не относящийся к обычной деятельности организации (прочий расход).

Воспользуемся условиями примера 5 с той разницей, что организация осуществляет несколько видов деятельности (выполняет работы по договорам подряда, оказывает различные услуги), а также ведет строительство недвижимости для собственных нужд и, соответственно, отражает затраты на счетах 08, 20, 23, 25, 26. При этом общехозяйственные расходы распределяются (списываются в дебет счетов 20 и 23), то есть организация не применяет метод «директ-костинг» и напрямую не списывает общехозяйственные расходы в дебет счета 90 «Продажи».

В данном случае начисленные суммы оплаты труда и страховых взносов включаются в стоимость активов (будущего объекта основных средств и незавершенного производства), следовательно, сумма санкции признается в составе прочих расходов (дебет счета 91).

Санкция начислена в отношении транспортного и земельного налогов, налога на имущество организаций.

Суммы перечисленных налогов учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности. В этом их сходство со страховыми взносами. Поэтому санкции, связанные с названными налогами, отражаются в порядке, аналогичном описанному для штрафов и пеней по страховым взносам.

Организация планирует оспаривать наложенную государством санкцию.

Несогласие с наложением пени и штрафа по налогам и намерение добиться отмены соответствующего решения налогового органа или внебюджетного фонда не означает, что бухгалтеру не нужно предпринимать никаких действий до разрешения спорной ситуации в досудебном и (или) судебном порядке. Если организация предпринимает действия по оспариванию фискальной санкции, такая санкция признается исходя из соответствия условиям признания оценочных обязательств, установленных ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»[5]. Иными словами, организация должна оценить, возникает ли у нее обязанность признания оценочного обязательства.

Напомним, в силу п. 5 ПБУ 8/2010 такая обязанность возникает, если:

  • вероятно уменьшение экономических выгод организации, необходимое для исполнения оценочного обязательства (в связи с обязанностью уплаты фискальных санкций);
  • величина оценочного обязательства (размер предстоящих расходов на уплату санкций) может быть обоснованно оценена.

При этом важно помнить о двух правилах. Во-первых, обязанность признания оценочного обязательства (по кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов») не зависит от того, является сумма предстоящих расходов (сумм начисленных контролерами пеней и штрафов) существенной или нет. Подход такой: если условия, перечисленные в п. 5 ПБУ 8/2010, выполняются, оценочное обязательство должно быть признано в бухгалтерском учете. Во-вторых, оценивать наличие условий признания оценочного обязательства необходимо на каждую отчетную дату (п. 6 ПБУ 8/2010).

По результатам проверки организации начислили недоимку, пени и штраф по НДФЛ. Общая сумма доначислений равна 300 000 руб.

Руководство решило оспаривать начисления путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган, а если понадобится, то и в судебном порядке. Шансы на успех были оценены как высокие (70%).

Поскольку вероятность отмены решения налогового органа была оценена организацией в 70%, вероятность возникновения расходов на уплату доначисленных инспекторами сумм равна 30%. Это означает, что одно из указанных в п. 5 ПБУ 8/2010 условий не выполняется: нельзя утверждать, что расходы (уменьшение экономических выгод) более вероятны, чем нет (п. 7 ПБУ 8/2010). Следовательно, нет оснований признавать оценочное обязательство.

Продолжим условия примера. Вышестоящий налоговый орган частично отменил решение инспекции (в части начисления недоимки), в результате чего сумма доначислений снизилась до 100 000 руб. (пени и штраф).

Организация обратилась в суд. Шансы на успех были оценены в 40%.

Условия признания оценочного обязательства выполняются – вероятность возникновения расходов составляет больше 50%, размер обязательства может быть обоснованно оценен (100 000 руб.). При таких обстоятельствах организация обязана начислить оценочное обязательство (Дебет 91 Кредит 96 – 100 000 руб.).

Продолжим условия примера. Суд первой инстанции отказал организации в удовлетворении заявленных требований. Апелляционная инстанция согласилась с мнением нижестоящего суда. Обращаться в кассационную инстанцию организация не стала.

На дату вступления в силу постановления апелляции у организации возникает задолженность перед бюджетом, которая в данном случае отражается проводкой: Дебет 96 Кредит 68 – 100 000 руб.

Рассмотренный пример показывает, что признавая оценочное обязательство, бухгалтер заблаговременно доводит до пользователей отчетности сведения о том, что организации в будущем, вероятно, придется произвести соответствующие расходы.

На сегодняшний день порядок бухгалтерского учета штрафов и других санкций, а также пеней по налогам и сборам и иным аналогичным платежам, не урегулирован нормативными правовыми актами. Это означает, что организация должна разработать такой порядок и закрепить его в учетной политике.

Это утверждение следует из формулировки п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»[6]. Напомним, согласно этой норме при формировании учетной политики организации по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности. При этом иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.

Также напомним, что в силу ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» Рекомендация Р-64/2015 (как и другие рекомендации БМЦ) не является нормативным документом и применяется на добровольной основе. Вместе с тем высказанная в рекомендации позиция представляет собой формализованное профессиональное суждение членов фонда, основанное на экспертной оценке практики применения бухгалтерского законодательства, международных стандартов финансовой отчетности и профессиональном опыте членов фонда. Иными словами, изложенная в документе позиция полностью соответствует положениям п. 7 ПБУ 1/2008, что позволяет закрепить в учетной политике организации сформулированные в Рекомендации Р-64/2015 правила отражения сумм фискальных санкций в бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Кратко точка зрения авторитетных методологов может быть представлена следующим образом.

В случае, когда организация согласна с наложенными фискальными санкциями, расход в виде суммы санкции признается немедленно в наиболее ранний из двух моментов:

  • у организации возникла обязанность по уплате соответствующей суммы (организации известно о необходимости уплаты определенной суммы);
  • сумма санкции списана со счета организации в безакцептном порядке.

В зависимости от вида фискального платежа, а также времени признания (не забываем про период событий после отчетной даты) фискальные санкции (за исключением санкций, связанных с налогообложением прибыли (доходов) организации) учитываются либо в составе расходов от обычных видов деятельности, либо как прочий расход. Причем если налог, сбор или иной аналогичный платеж в бюджет не признается в прибыли (убытке), в том числе включается в стоимость какого-либо актива или компенсируется другой стороной (например, НДС), то связанная с ним фискальная санкция в любом случае (то есть независимо от времени признания) включается в состав прочих расходов.

Санкции, начисленные в отношении налога на прибыль, единого «упрощенного» налога, ЕНВД, не включаются в прибыль (убыток) до налогообложения и отражаются обособленно, как и суммы самих налогов, формируя чистую прибыль (убыток) организации за период.

Если организация предпринимает действия по оспариванию фискальной санкции, вопрос об обязанности признания расхода (начисления оценочного обязательства) решается с учетом требований ПБУ 8/2010.

[1] Документ доступен для ознакомления на странице фонда http://bmcenter.ru/Files/R-Nalogovie_sankcii.

[2] Утверждена Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.

[3] Утверждено Приказом Минфина РФ от 25.11.1998 № 56н.

[4] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

[5] Утверждено Приказом Минфина РФ от 13.12.2010 № 167н.

[6] Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н.

И. И. Тимонина
эксперт журнала
«Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение», №12, декабрь, 2015 г.