Перейти к содержимому

Штраф за просрочку исполнения договора

Содержание:

Штраф за просрочку исполнения договора

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Отличия понятий "неустойка", "штраф" и "пени"

Понятие неустойки

Неустойка - один из наиболее распространенных способов обеспечения обязательств.

Неустойка (штраф, пени) - определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (ст. 330 ГК РФ).

Помимо неустойки обязательство может обеспечиваться залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором (п. 1 статьи 329 ГК РФ).

Прежде всего следует сказать, что Гражданский кодекс РФ не установил различий между собственно "неустойкой", "штрафом" и "пеней". В статье 330 ГК РФ штраф, пеня и неустойка выглядят скорее как синонимы.

В теории и практике сложилось следующее понимание указанных понятий:

1. "Штраф" и "пеня" являются разновидностью неустойки

Штраф - неустойка, которая устанавливается либо в точно определенной сумме (например, 10000 руб.) или в процентах к определенной величине (например, 10% суммы долга). Штраф взыскивается однократно. Например, в договоре условие о штрафе за просрочку исполнения выглядит так: "В случае просрочки поставки, Поставщик обязан уплатить Покупателю штраф в размере 10000 рублей".

Пени - неустойка, которая устанавливается в процентах за каждый день просрочки от суммы неисполненного обязательства. Например, "За ненадлежащее исполнение обязательств по внесению арендной платы, Арендатор обязан уплатить неустойку в размере 0,1% от суммы долга за каждый день просрочки".

2. В зависимости от метода исчисления различают три формы неустойки:

  • собственно неустойка (в узком смысле);
  • штраф;
  • пеня.

1) Неустойка в узком смысле. Собственно неустойка или неустойка в узком смысле установлена, как правило, за длящееся нарушение, исчисляется в процентном отношении к сумме неисполненного обязательства или в твердой денежной сумме;

2) Штраф взыскивается за разовое или длящееся нарушение в твердой денежной сумме или в процентном отношении к сумме неисполненного обязательства;

3) Пеня применяется при просрочке исполнения в основном денежных обязательств. Исчисляется за каждый день просрочки в процентном отношении к сумме неисполненного обязательства.

В теории отмечается, что "между штрафом и собственно неустойкой различий практически нет - одно и то же понятие обозначается различными терминами".

"Неустойка - наиболее оперативная форма имущественной ответственности. Ответственность в форме неустойки (штрафа, пени) следует немедленно после нарушения.

С помощью этой формы можно проводить дифференциацию ответственности по различным основаниям.

Под пеней понимается такая неустойка, которая устанавливается на случай просрочки исполнения и исчисляется за каждый определенный отрезок времени с нарастающим итогом. Неустойка и пеня обычно устанавливаются в виде процента к цене нарушенного обязательства. Штраф - неустойка, установленная в твердой сумме (пеня, взыскиваемая однократно)" (Постановление ФАС Московского округа от 03.09.2007 N КГ-А40/8531-07 по делу N А40-74809/06-31-590).

Как назвать в договоре денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства существенного правового значения не имеет.

См. далее: Законная и договорная неустойка (пеня); виды неустойки (зачетная, штрафная, исключительная, альтернативная)

Как рассчитать и произвести взыскание законной неустойки или пени по договору подряда? Каковы особенности действия для авансового платежа?

Заказчик обязан выплатить подрядчику определенную в договоре цену работ после окончательной передачи их результатов. Работа должна быть выполнена надлежащим образом и в срок, определенный договором. Также она может быть выполнена ранее установленного времени, только при согласии заказчика на это.

Законом или договором за нарушения при исполнении обязательств, в частности, за нарушения сроков исполнения подрядчиком, в соответствии со ст. 330 ГК РФ может быть установлена неустойка.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу юридическую проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 110-27-91 . Это быстро и бесплатно !

Определение понятия

По определению в Российском гражданском законодательстве неустойкой (пени по договору подряда, штрафом) называется денежная сумма, которая определяется законом или предусмотрена в контракте.

Эту сумму обязано уплатить лицо (должник), не исполнившее свои обязательства или исполнившее их ненадлежащим образом (т.е. с нарушением условий, точности исполнения и т.п.).

Данная сумма выплачивается другой стороне или сторонам, определенным договором (кредитору), чьи интересы были нарушены неисполнением или ненадлежащим исполнением.

Неустойка, по своей природе, заявляется как один из гарантов обеспечения исполнения обязательств каждой из сторон, а также является одной из мер ответственности при нарушении сторонами условий, содержащихся в соглашении.

За нарушение обязательств ответственность может наступать в случае возникновения условий, предусмотренных в законе и/или договоре. Так, в соответствии с п. 3 ст. 401 ГК РФ, в случаях, когда штраф определен за нарушение обязательства при осуществлении предпринимательской деятельности, то нарушитель обязательства в таком случае должен выплатить пени независимо от наличия своей вины.

Но вот если основания возникновения ответственности для одной из сторон связаны с виной должника и такое основание прописано в договоре или законе, то обязанность должника в оплате неустойки возникает только в случае его вины.

По общему правилу штрафы условно делятся на договорные и законные.

Договорными, как следует из названия, считаются неустойки, предусматриваемые сторонами непосредственно в условиях контракта.

Право кредитора по истребованию неустойки в данном случае является безусловным, действующим в силу закона, автоматически и может быть применено независимо от того, включено ли условие о такой пене в соглашение.

Любые условия контракта, запрещающие, замещающие или ограничивающие право стороны на применение такой неустойки расцениваются как заведомо незаконные (ничтожные). Изменение размера такого штрафа в соглашении возможно только в сторону его увеличения и то, только в том случае, если в законе нет прямо выраженного запрета на такое увеличение.

Более конкретно рассмотрим виды и примеры законной неустойки на Законе «О защите прав потребителей» (далее Закон).

Основания и размеры законной неустойки при исполнении договора подряда

Законодатель определяет обязательные, минимально необходимые для заключения и действия контрактов условия. Такие условия называют существенными. В контракте подряда одним из существенных условий законодатель выделяет время выполнения работ.

При заключении такого контракта, подрядчик обязан указать момент начала работы и время ее окончания. Время начала обязано быть привязано к определенной календарной дате.

А момент завершения по соглашению может быть указан как календарная дата, либо исчисляться в определенных временных промежутках (часы, дни, месяцы и т.п.).

Непосредственно сам рабочий процесс может быть разделен на определенные этапы, как и сроки их выполнения. Время выполнения таких этапов желательно (но не обязательно) также прописать в условиях контракта.

Соответственно, основания для возникновения права требования штрафа за авансовый платеж по договору подряда, в основном, связано с нарушениями таких сроков.

Последствия нарушения подрядчиком сроков выполнения работ

Как следует из законодательства, нарушение сроков выполнения работ недопустимо, и за это подрядчик несет ответственность на основании закона и контракта.

У заказчика в таких случаях, в соответствии с законодательством, имеется выбор из нескольких действий. Заказчик может требовать от подрядчика уменьшения стоимости работ, вообще отказаться от соглашения, передать выполнение кому-нибудь другому (за разумную цену) или выполнить самому.

Заказчик в такой ситуации наделяется правом требовать возмещения всех своих расходов от подрядчика. Еще, заказчик вправе установить подрядчику новый срок для исполнения им работы (ее этапа).

Независимо от этих возможностей, у заказчика при нарушении сроков (неважно, начала, окончания всего рабочего процесса, либо какого-то его промежуточного этапа) возникает право на истребование от подрядчика неустойки за каждый день просрочки (или час, если сроки указаны в часах).

В п. 5 ст. 28 Закона определена пеня при просрочке выполнения в размере 3% от стоимости всей работы.

Законодатель, тем не менее, определил и предел в размере взыскания неустойки по контракту подряда. Руководствуясь Законом, штраф не может превышать стоимость отдельного просроченного этапа.

Читайте так же:  Как заключить договор с куги

Если же цена этапа в контракте не определена, то пеня не может превысить общей стоимости работ, которые прописаны в контракте.

Период исчисления

В случае нарушения подрядчиком времени начала работы, либо какого-то из ее этапов (если это определено условиями сделки), заказчик вправе исчислить штраф за весь период между сроком начала исполнения работ по договору и временем фактического начала.

Неустойка за просрочку в окончании рабочего процесса или какого-либо его этапа может быть взыскана за период с момента прописанного в контракте времени окончания и до момента фактического завершения работы.

Когда начинается начисление?

По правилам, принятым в гражданском законодательстве, срок, с которого начинается начисление пени, начинает свое течение с момента, следующего за определенным в соглашении. Чтобы стало немного понятнее, рассмотрим пример.

В контракте период выполнения работы указан в днях, например, с 20.06.2015 года по 25.06.2015 года. Если подрядчик начал 22.06.2015 года, то момент, с которого у заказчика возникает право на неустойку, начинается с 00.00 часов 21.06.2015 года.

Если срок исчисляется в часах, то, соответственно, начало сроков для исчисления штрафа начинается в следующий час после периода, указанного в договоре.

Пример расчета неустойки по договору подряда

Итак, рассмотрим, как рассчитать штраф по контракту подряда.

Цена работ: 12 000 руб.

Начало работ по контракту: 20.06.2015 года

Окончание: 25.06.2015 года

Фактическое начало: 23.06.2015 года

Просрочка начала работ: 3 дня*

12 000 : 100% х 3% = 360 руб./день

360 руб. х 3 дня = 1 080 руб.

*Примечание. За начало момента зарождения у заказчика права на истребование неустойки принимается день, следующий за днем начала рабочего процесса по контракту. Моментом окончания права на штраф считается день фактического начала работ подрядчиком. Такой же принцип применяется при расчете законной пени за нарушение сроков завершения работы.

Ответственность за нарушение прав потребителей

Статьей 13 Закона определяется, что подрядчик несет ответственность перед заказчиком в пределах, установленных законом и договором, заключенным между ними.

В случае нарушения таких норм, все издержки и убытки заказчика, которые он понес в результате допущенных нарушений условий контракта со стороны подрядчика, последним должны быть заказчику возмещены. Штраф начисляется независимо от понесенных заказчиком убытков.

Ответственность за нарушение обязательств, прописанных в договоре, в юридической литературе называется гражданско-правовой.

Помимо гражданско-правовой ответственности исполнитель (продавец, импортер, изготовитель товара) может нести административную или уголовную ответственность за нарушение прав потребителей (ст. 43 Закона). Главным условием возникновения такой ответственности являются нарушения в области государственного регулирования торговли, лицензирования отдельных видов деятельности или причинение вреда здоровью и/или финансовому благополучию потребителя.

Основанием освобождения подрядчика (продавца, импортера, изготовителя товара) от ответственности по закону могут служить обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор), грубые нарушения эксплуатации покупки/результата работ по вине потребителя и иные обстоятельства, предусмотренные законодательством.

Смотрите также видеоролик о неустойке по договору и ее взысканию:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу юридическую проблему - позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 110-27-91 (Москва)
+7 (812) 385-74-31 (Санкт-Петербург)

Гражданско-правовая ответственность участников закупок: новые и старые правила

Ранее действовавший Закон № 94‑ФЗ критиковали по многим причинам, в том числе и за недостаточную регламентацию ответственности участников закупок. Авторы Закона № 44‑ФЗ постарались этот пробел устранить.

Елена Николаевна ГИРЕВА, ведущий эксперт Центра развития конкурентной политики и государственного заказа ВШГУ РАНХиГС

За время действия Закона № 44‑ФЗ и постановления Правительства РФ от 25 ноября 2013 года № 1063 (далее — Постановление № 1063), принятого для реализации норм данного закона, сложились обширные административная и судебная практики, касающиеся применения мер гражданско-правовой ответственности к сторонам государственного (муниципального) контракта на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Рассмотрим особенности регулирования вопросов гражданско-правовой ответственности в свете закона о контрактной системе подробнее.

Глава 25 ГК РФ посвящена общим вопросам ответственности за нарушение обязательств. В соответствии со статьей 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Приведенная основополагающая норма равно применима к обеим сторонам договора, независимо от того, к какой организационно-правовой форме относятся его участники.

Так, согласно части 4 статьи 34 Закона № 44‑ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Таким образом, условие об ответственности сторон государственного или муниципального контракта является существенным.

В Постановлении № 1063 ответственность для поставщика (подрядчика, исполнителя) в виде пени определялась по формуле расчета неустойки. Однако с данной формулой было много проблем и неоднозначных подходов к ее применению, в том числе коэффициента К. Суды неоднократно пересматривали вопрос, от какой цены считать неустойку: от полной цены контракта или от цены этапа контракта.

Данная проблема была урегулирована постановлением Правительства РФ от 30 августа 2017 года № 1042 (далее — Постановление № 1042), утвердившим новое правило гражданско-правовой ответственности участников закупок. Итак, в настоящее время пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком, подрядчиком, исполнителем.

Напомним, что с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, а самостоятельное значение ставки рефинансирования не устанавливается (указание ЦБ РФ от 11 декабря 2015 года № 3894-У). По состоянию на 25 сентября 2017 года размер ключевой ставки составляет 8,5% годовых.

Правила применения штрафов изменились

Обратимся к вопросу применения штрафов. На практике контрольные органы ФАС России часто выявляли нарушения, связанные с отсутствием в проекте государственного или муниципального контракта условий об ответственности его сторон или ненадлежащей формулировкой такого условия. Вместе с тем контрольный орган полагает, что в контракте необходимо прописывать не только ответственность, но и порядок ее применения, то есть фактически в нем должны были быть указаны нормы Постановления № 1063, устанавливающие правила определения размера штрафа и пени за нарушение контрактов. Свое мнение ФАС России высказала в письме от 21 октября 2014 года № АЦ/42516/14.

Если же заказчик в проекте контракта, прилагаемого к документации о закупке, оставлял соответствующие графы пустыми или делал ссылку на Постановление № 1063, то это квалифицировалось контрольными органами как действие, содержащее признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ. Мнение ФАС России было основано на грамматическом толковании положений частей 5, 7 и 8 статьи 34 Закона № 44‑ФЗ, предусматривающих, что пеня/размер штрафа «устанавливается контрактом». Минэкономразвития России придерживалось аналогичной позиции (письма от 14 июля 2016 года № Д28и-1814, от 23 мая 2016 года № Д28и-1445).

А что же арбитражные суды? Некоторые поддержали позицию ФАС России и посчитали порядок определения размера штрафных санкций на основании ссылки на постановление Правительства РФ противоречащим положениям Закона № 44‑ФЗ [1] .

Существует и иная судебная практика: если условие контракта об ответственности сформулировано с отсылкой к Постановлению № 1063, то это не является нарушением требования пункта 4 статьи 34 Закона № 44‑ФЗ. Так, например, постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 апреля 2016 года № Ф01-568/2016, Ф01-705/2016 по делу № А79-3538/2015 оставлены в силе решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции, признавшие согласованным условие об ответственности сторон контракта. Этот же вывод содержится в пункте 34 обзора судебной практики, утвержденного президиумом Верховного суда 28 июня 2017 года (далее — Обзор судебной практики).

Верховный суд отметил, что Постановление № 1063 опубликовано официально для общего ознакомления и находится в общем доступе (официальный интернет-портал правовой информации pravo.gov.ru 28 ноября 2013 года; журнал «Собрание законодательства Российской Федерации» от 2 декабря 2013 года, № 48). То есть все потенциальные участники аукционных процедур, а затем и лицо, с которым заключен контракт, имеют возможность определить, каким образом будет исчисляться размер штрафа в случае ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.

Чтобы разрешить многолетний спор Правительство РФ радикально изменило правила игры. В новом Постановлении № 1042 штрафы заказчика представлены не в процентном выражении (как это было в Постановлении № 1063), а в виде фиксированной суммы от цены контракта (пункт 9 Постановления № 1042). Стоит заметить, что штрафы, рассчитанные по новым правилам, будут заметно меньше.

Так, раньше за нарушения в закупке на сумму до 3 миллионов рублей заказчика штрафовали на 2,5% от цены контракта. Например, при цене контракта в миллион рублей штраф составлял 25 тысяч рублей, теперь за нарушения по контракту с аналогичной суммой штраф составляет тысячу рублей. При этом не важно, заключает заказчик контракт на 20 тысяч или на 2,5 миллиона рублей, все равно за нарушения его оштрафуют на одну тысячу, поскольку и та, и другая цена контракта входит в диапазон до 3 миллионов рублей.

Читайте так же:  Заявление о смене фамилии загранпаспорт

Следует отметить, что штрафы за ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, в соответствии с новым постановлением считаются либо от цены контракта, либо от цены этапа, если таковые установлены контрактом (пункт 3 и 4 Постановления № 1042). В Постановлении № 1063 такой градации предусмотрено не было и проценты штрафов были выше. Так, если цена контракта превышала 100 миллионов рублей, то штраф в соответствии со старыми правилами устанавливался в размере 0,5%. Теперь, начиная с 9 сентября, штрафы устанавливаются от 0,25 до 0,4%, в случае если цена контракта от 500 миллионов до 5 миллиардов рублей включительно.

В Постановлении № 1042 решен вопрос и о том, что делать, если факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, не имеет стоимостного выражения. В этой ситуации размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы. Например, в случае если поставщик, подрядчик, исполнитель вовремя не уведомил заказчика о смене реквизитов (а такая обязанность была предусмотрена контрактом), штраф устанавливается от 1 тысячи до 100 тысяч рублей в зависимости от цены контракта. Постановление № 1042 внесло ясность и в вопрос об установлении штрафов в случае, если контракт заключается на право заключения контракта: штрафы устанавливаются в процентах от начальной максимальной цены контракта.

Стоит отметить, что Правительство РФ снизило штрафы по контрактам для поставщиков, подрядчиков, исполнителей, которые являются субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями. Теперь штрафы не превышают 3% цены контракта (этапа), и рассчитывать их нужно в особом порядке.

Кроме того, для поставщиков, подрядчиков, исполнителей появилась новая ответственность. Сейчас их могут оштрафовать за непривлечение к исполнению контракта субподрядчиков или соисполнителей из числа СМП, если заказчик установил такое требование. Раньше за несоблюдение такого условия постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2016 года № 1466 была прописана лишь гражданско-правовая ответственность исполнителя, но размер штрафа не был зафиксирован. По новым правилам, если поставщик по условиям контракта обязан привлечь соисполнителей из СМП и СОНО, но не сделал этого, — ему грозит штраф в размере 5% от объема такого привлечения.

Казалось бы, законодатель предусмотрел в Постановлении № 1042 все, что касается правил расчета ответственности, однако при ближайшем рассмотрении документа вновь возникают некоторые вопросы. Так, пунктами 3, 4, 5 Постановления № 1042 предусмотрено, что размер штрафа — 10% от цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 миллионов рублей, 5% — в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 до 50 миллионов рублей (включительно) и др. Возникает вопрос, каким будет размер штрафа, если цена контракта 3 миллиона рублей: 10%, так как в норме постановления закреплено включительно, или 5%, поскольку в документе указано от 3 миллионов рублей? Использование предлога «от» означает, что счет в данном случае начинается именно с 3 миллионов рублей. Подобные коллизии возникают и по другим нормам нового постановления. Очевидно, что их вновь предстоит решать судам.

Также постановление Правительства РФ № 1042 не урегулировало вопрос и о том, как рассчитывать неустойку в случае нарушения поставщиком, подрядчиком, исполнителем гарантийного обязательства? От какой суммы рассчитывать пеню? Можно ли применять положения о штрафах, когда невозможно определить стоимостное выражение?

Ранее Министерство финансов РФ в своем письме от 5 июня 2015 года № 02-04-10/32531 указало: «. к сожалению, положениями Закона № 44‑ФЗ не установлен порядок расчета пеней по гарантийным обязательствам. Следовательно, в рассматриваемом случае полагаем, что до внесения соответствующих изменений в положения Закона № 44‑ФЗ и постановление Правительства РФ от 25 ноября 2013 года № 1063 у заказчика нет возможности корректно сформировать размер пеней за просрочку гарантийного обязательства». Изменения внесены, а ответ на этот вопрос повис в воздухе.

Новые обстоятельства

Следующий момент, на котором мы заострим внимание, касается норм постановления Правительства РФ от 15 мая 2017 года № 570. Напомним: им были внесены изменения в акты Правительства РФ, в том числе и в Постановление № 1063. Так, для подрядчиков были определены дополнительные штрафы за ненадлежащее исполнение обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно, без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту. Размер такого штрафа установлен в размере 5% от стоимости указанных работ, однако условие о том, сколько раз можно штрафовать подрядчика, в документе не прописано. Свет на проблему пролил Верховный суд. В пункте 37 Обзора судебной практики установлено, что в случае совершения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) нескольких нарушений своих обязательств по государственному (муниципальному) контракту допустимо взыскание штрафа за каждый случай нарушения. При этом взыскать несколько штрафов возможно только в длящихся контрактах, то есть когда систематически поставщик (подрядчик, исполнитель) ненадлежаще исполняет контракт.

Идентичная норма закреплена в Постановлении № 1042, только теперь авторы документа прописали, что штрафы начисляются за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком, подрядчиком, исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом.

Вместе с тем, принимая во внимание функцию неустойки как меры ответственности, к обязанностям суда с учетом положений статьи 333 ГК РФ относится установление баланса между применяемой к нарушителю мерой ответственности и отрицательными последствиями, наступившими для кредитора в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. В связи с этим при выявлении несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, получения кредитором необоснованной выгоды, отсутствия негативных последствий нарушения обязательства, незначительности нарушений, устранения контрагентом выявленных недостатков неустойка может быть снижена судом в соответствии со статьей 333 ГК РФ по заявлению должника.

Кроме того, Постановлением № 1042 установлено, что общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение заказчиком, а также поставщиком, подрядчиком, исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Следующий интересный момент: исходя из какой цены контракта должен рассчитываться штраф, если до нарушения обязательств стороны договорились об изменении цены контракта? Вопрос возникает в связи с тем, что на практике у сторон часто возникает необходимость изменить цену, когда, к примеру, увеличивается или уменьшается количество товара, объем работ, услуг не более чем на 10%.

В письме от 12 декабря 2016 года № Д28и-3400 Минэкономразвития России разъяснило, что после внесения изменений в контракт начисление пеней и штрафов должно осуществляться с учетом внесенных изменений. То есть, если цена контракта на законных основаниях подвергалась изменениям сторонами, рассчитывать штрафные санкции надо исходя из новой цены контракта. В принципе все логично и понятно. Если штрафы зависят от цены контракта, то естественно, что при ее снижении или повышении меняется и размер штрафов.

Штрафы или пени?

За что заказчик может оштрафовать поставщика (подрядчика, исполнителя)? В большинстве случаев суды указывают на то, что в силу части 8 статьи 34 Закона № 44‑ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых на себя обязательств, за исключением просрочки исполнения им таких обязательств (в том числе гарантийного обязательства). В случае если требование заказчика об уплате штрафа основывается только на факте нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) срока поставки товара (выполнения работ, оказания услуг), оснований для привлечения поставщика (подрядчика, исполнителя) к ответственности именно в форме штрафа нет. Судьи считают, что за просрочку исполнения обязательств должна начисляться пеня. Такое мнение озвучено в следующих делах: постановлении ФАС Центрального округа от 26 ноября 2015 года по делу № А09-1788/2015 и от 20 ноября 2015 года по делу № А68-10135/2014, постановлении ФАС Дальневосточного округа от 14 июля 2015 года по делу № А59-5655/2014, постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 10 июня 2015 года по делу № А70-9220/2014.

Суды сходятся во мнении, что взыскание штрафа должно обосновываться ненадлежащим исполнением условий контракта исключительно в части соответствия качества выполнения обязательств, предусмотренных контрактом. То есть говорить о «ненадлежащем исполнении обязательства» мы можем в тех случаях, когда поставщик (подрядчик, исполнитель) поставил некачественный товар, оказал некачественную услугу, некачественно исполнил работу, что в конечном итоге не позволило заказчику принять результат исполнения контракта вне зависимости от наличия или отсутствия просрочки исполнения обязательств.

Однако существует и несколько иная позиция судов. Так в постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2015 года по делу № А59-5655/2014 суд признал возможным применение штрафа, установленного в виде процента от цены контракта, если значительность просрочки исполнения привела к утрате интереса к исполнению контракта или к невозможности исполнения заказчиком встречного обязательства по оплате контракта в связи с закрытием бюджетного финансирования.

При этом суд указал на необходимость отражения в контракте названных обстоятельств в качестве самостоятельных оснований для взыскания штрафа, иначе к их числу будет относиться любое нарушение срока поставки, что недопустимо.

В связи с неоднозначностью судебной практики по данному вопросу заказчики подстраховываются тем, что зачастую выставляют поставщику (подрядчику, исполнителю) и штраф, и пени, а там уже пусть суд решает, какую ответственность нужно было применить.

Читайте так же:  Налог на прибыль фз

[1] Решения Арбитражного суда Москвы от 16 марта 2015 года № А40-204392/2014, от 9 апреля 2015 года № А40-204396/2014, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 августа 2015 года по делу № А59-5611/2014 и др.

Рассчитываем пени и штрафы по Закону № 44-ФЗ

Нарушение обязательств по договору всегда приводит к ущемлению интересов добросовестного контрагента – но если это касается государственных закупок, то пострадавшей стороной в итоге оказываются обычные граждане.

Поэтому способы расчета штрафов и пеней за нарушение государственных контрактов оговариваются законодателем отдельно, и сегодня этим целям служат Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утв. постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063 (далее – Правила).

Рассмотрим на примерах, каким образом следует определять сумму неустойки и прописывать в государственном контракте раздел об ответственности сторон.

Ответственность заказчика

Пеня

Размер пени, которая взыскивается за просрочку исполнения обязательств заказчика, Правилами не урегулирован – поэтому ориентироваться нужно непосредственно на Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ).

Часть 5 ст. 34 этого закона определяет размер неустойки как 1/300 от ставки рефинансирования за каждый день просрочки от не уплаченной в срок суммы (начиная со следующего дня после истечения срока исполнения обязательства по договору).

К примеру, если цена контракта составляет 500 тыс. руб., последний срок перечисления оплаты поставщику по контракту – 20 марта, а фактически деньги перечислены 31 марта (в полном объеме, без частичной оплаты), то расчет пени за весь период будет выглядеть следующим образом:

500 000 руб. x (1/300 x 8,25%) x 11 (количество дней с 21 марта по 31 марта) = 1512,5 руб.

Если вовремя было перечислено, допустим, только 200 тыс. руб., а остальная сумма (300 тыс. руб.) – с просрочкой, то расчет изменится соответствующим образом:

300 000 руб. x (1/300 x 8,25%) x 11 (количество дней с 21 марта по 31 марта) = 907,5 руб.

Размер пени не может быть изменен по согласованию сторон – ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ не предусматривает такой возможности.

Штраф

Что касается штрафов за все прочие нарушения контракта заказчиком (помимо просрочки), то их размер должен устанавливаться непосредственно в контракте в виде фиксированной суммы. Причем Правила строго регламентируют размер штрафа в зависимости от цены контракта (п. 5 Правил).

Таблица 1. Размеры штрафа, взыскиваемого с заказчика в случае ненадлежащего исполнения им обязанностей по государственному контракту

Новые правила определения неустойки по контракту

Автор: Мишанина М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

С 9 сентября 2017 года действуют новые правила определения размера неустойки, начисляемой в случае ненадлежащего исполнения контрактных обязательств, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1042 (далее – Правила № 1042). Они применяются в отношении закупок, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены после указанной даты.

Включение в контракт условия об уплате неустойки

Казенные учреждения, заключая контракты на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, действуют от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и выступают в роли заказчиков (п. 2 ст. 764 ГК РФ, п. 5, 6, 8 ст. 3 Закона о контрактной системе).

В таких контрактах в обязательном порядке прописывается условие об ответственности сторон (заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя)) за нарушение обязательств, предусмотренных контрактом, которая выражается в уплате неустойки (штрафа, пени) (п. 4, 5, 6 ст. 34 Закона о контрактной системе).

При этом в случае просрочки исполнения обязательств по контракту устанавливаются пени, а за иные случаи неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств – штраф (п. 5, 7, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе).

Обратите внимание: перечень случаев, когда указанные выше требования могут не применяться, установлен в п. 15 ст. 34 Закона о контрактной системе. Это случаи заключения заказчиком контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании п. 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 51 и 52 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. При таких обстоятельствах условие об установлении и уплате неустойки в контракте не закрепляется.

Определение размера неустойки

На сегодняшний день размер неустойки по контракту рассчитывается с учетом Правил № 1042. Прежние правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 (далее – Правила № 1063), с 09.09.2017 утратили силу.

Остановимся более подробно на новых методах определения штрафов и пени.

Санкции для поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Правилами № 1042 расширен перечень обстоятельств, при которых штрафы за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту определяются по-разному. Теперь размер штрафа зависит не только от цены контракта, но и от того, кто является исполнителем по нему. Если обязательство по контракту не имеет стоимостного выражения, то штрафы устанавливаются в конкретных абсолютных величинах (см. таблицу).

Штрафы и пени для поставщиков по 44‑ФЗ

В любом госконтракте есть пункт, где заказчик прописывает ответственность поставщика. Посмотрим, чем отличаются штрафы и пени, как их рассчитывают и в каких случаях можно избежать.

Когда взыскивают штрафы и пени?

44-ФЗ предусматривает два основных вида нарушения:

  • Ненадлежащее исполнение контракта, за которое заказчик требует штраф;
  • Просрочка исполнения, за которую начисляет пени, или неустойку.

Ненадлежащее исполнение — значит, ваш товар или услуга не соответствует параметрам из контракта. Например, если заказчик указал, что автомобильные шины должны быть текущего года выпуска, то прошлогодние он имеет право не принять. То же самое с просрочкой — нельзя выходить за сроки, указанные в контракте. Пени не начисляют за дни, которые требуются заказчику для приемки товара (это разъяснение Минфина из п исьма от 07.11.2017 N 24-03-08/73293 ).

Внести изменения в значимые условия контракта по 44-ФЗ нельзя. Если вы начали выполнять подписанный контракт с нарушением графика, заказчик начислит пени. Если просрочка произошла по вашей вине, придется оплатить, если нет — можно оспорить.

Как насчитывают пени и штрафы?

Размер пени за просрочку и штрафов за различные нарушения индивидуален. Пени и штрафы в контрактах, заключенных до 9 сентября 2017 года, считают по формулам, которые прописаны в постановлении правительства от 25.11.2013 № 1063. Для закупок, опубликованных после 9 сентября 2017, действуют новые правила из постановления правительства от 30.08.2017 № 1042.

Старые правила расчета пени

Посмотрим на примере, как рассчитывают пени. Цена контракта — 500 тыс. руб., срок исполнения контракта — 20 дней. Поставщик не исполнил контракт вовремя, просрочка — 12 дней.

  1. Сначала определяем коэффициент К по формуле К = (ДП/ДК) х 100%, где ДП — количество дней просрочки, ДК — срок исполнения обязательств.
    К = (12 / 20) x 100% = 60%.
    Если К = 0-50%, то ставка 0,01 ставки рефинансирования
    Если К = 50-100%, то ставка = 0,02 ставки рефинансирования
    Если К = 100% и больше, то ставка = 0,03 ставки рефинансирования
  2. Затем рассчитываем ставку по формуле С = Сцб х ДП, где Сцб — ставка рефинасирования ЦБРФ на дату уплаты пени, определяемой с учетом коэффициента К, а ДП — количество дней просрочки.
    Сейчас размер ставки ЦБРФ — 10%. Значение К попадает в диапазон «50-100%», поэтому в формуле расчета Сцб берем 0,02 от ставки рефинансирования. Получаем С = (0,10 x 0,02) x 12 = 0,024
  3. Наконец, вычисляем пеню по формуле П= (Цк — В) х С, где Цк — цена контракта, В — стоимость уже выполненных обязательств,а С — размер ставки:
    Цк = 500 000 руб.,
    В = 0, т.к. контракт не был исполнен даже частично,
    С = 0,024

Пеня = (500 000 руб. – 0 руб.) x 0,024 = 12 000 руб.

Если поставщик исполнил контракт частично, то при расчете пени это учитывают в формуле. Например, стоимость поставленных товаров — 200 тыс. руб.:

Пеня = (500 000 руб. — 200 000 руб.) x 0,024 = 7 200 руб.

Новые правила расчета пени

С 9 сентября 2017 сложные формулы не используют. За каждый день просрочки начисляют 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта. Цена должна быть уменьшена на сумму уже выполненных работ. Если в контракте есть этапы исполнения, неустойка начисляется исходя из цены этапа, а не всего контракта. Общая сумма неустойки для заказчика или поставщика не может превышать цену контракта.

Старые правила расчета штрафов

Штраф за все нарушения — это фиксированная сумма, которая зависит от цены контракта.