Перейти к содержимому

Справка пмпк срок действия

Какой законодательно предусмотрен срок действия ПМПК?

Заключение подписано 1.10.2016 г.с формулировкой действительно в течении календарного года с момента его подписания когда заканчивается срок 31.12.2016 или 1.10.2017?

20 Сентября 2017, 22:56 Серей, с. Боград

Ответы юристов (2)

Сергей, действительно до 01.10.2017

Уточнение клиента

Спасибо,можно указать правовые акты?

20 Сентября 2017, 23:22

Гражданский кодекс РФ

Статья 192 . Окончание срока, определенного периодом времени

1. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.

К сроку, определенному в полгода, применяются правила для сроков, исчисляемых месяцами.

2. К сроку, исчисляемому кварталами года, применяются правила для сроков, исчисляемых месяцами. При этом квартал считается равным трем месяцам, а отсчет кварталов ведется с начала года.

3. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока.

Срок, определенный в полмесяца, рассматривается как срок, исчисляемый днями, и считается равным пятнадцати дням.

Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

4. Срок, исчисляемый неделями, истекает в соответствующий день последней недели срока.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Прохождение ПМПК детьми-инвалидами, в том числе детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

Прошу прокомментировать ситуацию с прохождением психолого-медико-педагогической комиссии, которая сложилась в нашем районе.

Я мама ребёнка Н. с тяжелыми нарушениями развития (множественные нарушения, в том числе двигательные, лежачий ребёнок). Моему ребёнку уже 10 лет. Однако она нигде не учится. Когда я попыталась записать её на ПМПК, мне было отказано. Мотивировали отказ тем, что предложить нам они всё равно ничего не могут, кроме местного реабилитационного центра, который находится в ведении соцзащиты, а не образования, поэтому рекомендовать его они нам всё равно не могут, да и для посещения этого центра проходить ПМПК не нужно. В апреле этого года я познакомилась со специалистами областной ПМПК и они объяснили мне, что сейчас любые дети имеют право обучаться в школе, провели освидетельствование моего ребёнка и рекомендовали обучение по специальной индивидуальной программе развития на основе адаптированной основной образовательной программы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеющими интеллектуальные нарушения (тяжелые множественные нарушения развития).

Моя подруга 3,5 года назад усыновила девочку из детдома. В тот момент М. не говорила, не ходила, карта у неё была вся заполнена многочисленными диагнозами, в числе прочего — ДЦП и УО (как ставят УО четырёхлетнему ребёнку, я не знаю, но у неё стояла). В семье развитие М. резко рвануло вперёд, она пошла и заговорила. Недавно они побывали у психиатра и тот полностью снял диагноз умственная отсталость. В апреле они были на ПМПК в специальной школе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Однако эта школа не захотела брать М., т.к. из-за соматического диагноза она не может контролировать тазовые функции и ходит в памперсе. ПМПК сказала им, что они считают, что М. надо идти в обычную общеобразовательную школу, хоть около дома, на надомное обучение. Заключение не дали, т.к. для того, чтобы пойти в общеобразовательную школу, ПМПК не нужна. Мама поискала и нашла поблизости общеобразовательную школу, где есть дистанционное обучение. Ей там понравилось, она захотела туда отдать М. Однако в школе испугались диагноза и попросили принести заключение ПМПК, что ребёнок действительно может учиться по общеобразовательной программе. Мама пошла в нашу территориальную ПМПК. Там, не посмотрев на ребёнка, полезли в ИПР, а инвалидность М. оформили ещё в детдоме и ИПР заполняли там же, так что в этой ИПР нет ничего, способность к обучению вообще не указана и где ей рекомендуют учиться - тоже. И маме сказали: «Нет, мы вас принять не можем, идите проходите заново МСЭ». Для того, чтобы ребёнку с сохранным интеллектом дать справку, что он может в общеобразовательной школе учиться! А заново МСЭ — это всех врачей обходить, потом очередь, потом сама комиссия, в общем, небыстрая история. Особенно учитывая то, что у них многодетная семья с грудным ребёнком.

И это не один и не два случая, это типичные истории для нашего города! Пообщавшись со знакомыми родителями детей-инвалидов, я обнаружила, что почти у всех из них есть проблемы с прохождением ПМПК. Это 35 семей, в том числе 15 - дети с очень тяжёлыми нарушениями, 7 лежачих. Большинству из них совсем не дали никакого заключения ПМПК или даже не записали на комиссию, а другим — дали заключение не исходя из состояния ребёнка и его потребностей, а исходя из того, что уже есть в районе. Областная ПМПК готова приехать к нам в город и посмотреть всех этих детей, но может это сделать только по запросу от территориальной ПМПК или в случае несогласия родителей с решением территориальной ПМПК. Но ни того, ни другого у большинства детей нет, т. к. их просто не записывают на комиссию или не дают заключение.

Я обратилась по этому поводу к председателю территориальной ПМПК. Она с недоумением спросила меня, а зачем детям с тяжёлыми нарушениями проходить ПМПК? По её мнению детям-инвалидам вообще на ПМПК не нужно приходить, им нужна только МСЭ. МСЭ определяет степень ограничения способности к обучению, прописывает в ИПР, какое обучение необходимо ребёнку, а ПМПК уже основывается на заключении МСЭ и без заполненного раздела об обучении в ИПР приходить на ПМПК не имеет смысла. Кроме того, председатель ПМПК заявила, что ограничение способности к обучению 3 степени, написанное в ИПР — это значит, что он необучаем, что "врачи запретили ребёнку учиться, ему противопоказано обучение". Детей с такой записью наша ПМПК просто не принимает, т. к. не может идти против рекомендаций врачей.

Когда я рассказала руководительнице ПМПК о существовании программ обучения детей с тяжёлыми нарушениями, о возможности составления индивидуального плана на основе этих программ, она с возмущением воскликнула: "Да кто же будет учить по таким программам?!" Я не очень поняла, почему этот вопрос адресован ко мне, мне казалось, что это я должна спросить, кто будет нас учить по этой программе, а наша ПМПК и отдел образования - на этот вопрос ответить. Но пока что система, похоже, исходит из идеи "у нас есть программа, если вам не годится - так идите куда хотите". А вовсе не "у нас есть ребёнок и нужно организовать его обучение".

Исходя из всего вышесказанного, вопросы:

- действительно ли для прохождения ПМПК детьми-инвалидами необходимо, чтобы в ИПР был адекватно заполнен раздел «образование»? Я знаю, что на деле часто происходит наоборот — МСЭ просит принести заключение ПМПК для составления ИПР, поскольку в составе комиссии МСЭ нет ни педагогов, ли дефектологов, ни логопедов. Получается какой-то замкнутый круг!

- что обозначает «третья степень нарушения способности к обучению» и является ли это препятствием для школьного обучения?

- каким образом записаться на ПМПК, если туда не записывают? Письменные обращения они не принимают.

- и последнее. Какова вообще функция ПМПК? Определить состояние ребёнка и его образовательные потребности или подобрать что-то из существующего в окрестностях и более-менее подходящего для ребёнка?

Ваш рассказ – прямо-таки коллекция существующих заблуждений и типичных нарушений и ошибок, связанных с деятельностью ПМПК.

Утешает то, что в большинстве регионов, с которыми мы работаем, все-таки деятельность ПМПК устроена лучше, и даже если с самим образованием не все гладко (а везде свои трудности), ПМПК хотя бы не служит бюрократическим препоном.

Не устану снова и снова повторять, что для любого чиновника самое удобное, самое комфортное – это сказать обратившемуся к нему человеку: "Вам это не положено, да и в любом случае Вам не ко мне, а к кому-то другому". Поскольку, когда человек ушел, можно больше ни о чем не беспокоиться. Единственный способ бороться с этим (очень простой, очень эффективный, а главное – единственно возможный) – это обращаться со своим вопросом письменно и требовать письменного ответа.

Что касается поставленных вопросов.

- Для прохождения ПМПК достаточно заявления родителей. Перечень документов, которые родители должны представить на ПМПК, установлен п. 15 Положения о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 (на уровне региона могут быть также свои нормативные акты, но они не должны противоречить Приказу министерства). В этот перечень ИПР вообще не входит, поскольку установление инвалидности и составление ИПР – это право, а не обязанность человека, и у ребенка с ОВЗ может не быть инвалидности, а у ребенка-инвалида – не быть ИПР. Требование представить ИПР, да еще и заполненную определенным образом, как условие для прохождения ПМПК – незаконно. В большинстве регионов сложилась практика, когда в составе МСЭ педагоги (да и психологи) отсутствуют, поэтому настоятельно рекомендуется (тоже не может быть жесткого требования) пройти ПМПК перед составлением ИПР, а уже соответствующие разделы ИПР заполняются с учетом или на основании заключения ПМПК. С другой стороны, если ИПР уже есть, то было бы правильно показывать его на ПМПК для формирования более полного представления о ребенке. Но повторюсь, никакого требования тут быть не может. Если встают вопросы о получении образования ребенком с ОВЗ – записывайтесь на ПМПК и приходите на неё, независимо от того, есть ли у Вас ИПР.

- Третья степень ограничения способности к обучению описывается в Классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных приказом Минтруда России от 29.09.2014 № 664н. Там сказано: "3 степеньспособность к обучению только элементарным навыкам и умениям (профессиональным, социальным, культурным, бытовым), в том числе правилам выполнения только элементарных целенаправленных действий в привычной бытовой сфере, или ограниченные возможности способности к такому обучению в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма, определяемые с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии".

Как Вы видите, здесь не идет речи о том, что такие дети не подлежат обучению в школе, наоборот, указано на возможность получения такими людьми даже и профессиональных навыков, то есть профессионального обучения и подготовки, которые согласно закону "Об образовании" возможны только после получения общего образования. Более того, прямо указано на необходимость прохождения такими детьми ПМПК. Нельзя также забывать о том, что задача реабилитации инвалидов (ст. 9 Закона "О социальной защите инвалидов в РФ") – вовсе не констатация и фиксация какого-то нарушения жизнедеятельности человека, а "устранение или возможно более полная компенсация ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в обществе". То есть, даже если у ребенка в настоящий момент имеется третья степень ограничения способности к обучению, это значит, что органы образования и социальной защиты должны стараться изменить эту ситуацию, компенсировать эти ограничения до второй, первой степени, либо вовсе преодолеть их. Что, как Вы понимаете, невозможно без получения образования.

Читайте так же:  Приказ мо рф 545 от 12.07.2019

- Если на ПМПК не записывают, необходимо подавать письменные заявления. Если не берут – отправлять почтой, заказным письмом с уведомлением о вручении. Если не отвечают (с трудом могу себе представить) – жаловаться в территориальный орган образования. Если письменно откажут в записи на прием – звоните на горячую линию Министерства образования, не сомневаюсь, что Вам там помогут. Добиться "нужного" заключения ПМПК бывает трудно, но чтобы родитель не смог добиться прохождения ПМПК – никогда не слышал.

- Главные задачи ПМПК – подготовка рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания и оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением.

Разумеется, разумная ПМПК, давая рекомендации ребенку, будет стараться исходить из реально доступных в данном регионе возможностей. Это противоречит духу закона (поскольку ПМПК должно определить то, что ребенку нужно, а не рекомендовать то, что имеется в наличии), но в каком-то смысле разумно. Могу сказать, что наиболее продуктивным общение с ПМПК получается у тех родителей, которые идут на ПМПК подготовленными, с заключениями специалистов и с конкретными предложениями и просьбами по организации образовательного процесса ребенка.

С другой стороны, если конкретных учреждений, занимающихся образованием таких детей, в населенном пункте нет – это не повод опускать руки. Надо требовать у ПМПК заключение об условиях получения ребенком образования и, имея на руках заключение, требовать от местного органа власти создать возможности для выполнения этих рекомендаций. Поставьте себя на место мэра или губернатора. Если он будет знать, сколько детей на "его" территории нуждаются в специальных условиях для получения образования и каких именно, шансы, что он решит проблемы родителей, значительно возрастают по сравнению с ситуацией, когда ему об этом неизвестно, либо до него доходят лишь жалобы общего характера что "всё плохо".

Хотел бы так же остановиться на ситуации "ПМПК для обычной школы". Действительно, формально для обучения в массовой школе заключения ПМПК не требуется, можно просто записываться туда и приходить в первый класс, соответственно требования директора пройти ПМПК на законе не основаны. С другой стороны, в этой ситуации я на стороне директора – он отвечает за детей, и если к нему приходит ребенок с серьезными диагнозами в анамнезе, он хочет и больше узнать о нем, и "подстраховаться". Мне кажется разумным в этом случае просить ПМПК выдать заключение о том, что ребенок в создании специальных условий для получения образования либо в адаптированной образовательной программе не нуждается.

Павел, спасибо огромное за такой подробный ответ! Нам это очень поможет в общении с ПМПК!

Часто задаваемые вопросы

Главная > ПМПК Трёхгорного городского округа > Часто задаваемые вопросы

На этой странице расположены ответы на часто задаваемые вопросы специалистам психолого-медико педагогической комиссии.

В подготовке страницы использована собственная информация и материалы сборника «Деятельность ПМПК в условиях современного образования» / Сост. Сычева Н.В., Бобкова Е.Н. ­— Кострома, 2015.

Если вы не нашли ответа на свой вопрос, пожалуйста, задайте его в Форме обратной связи со специалистами ПМПК Трёхгорного городского округа

Психолого-медико-педагогический консилиум направляет на ПМПК если ребёнок:

— имеет особенности в физическом и (или) психическом развитии и (или) нарушения поведения (ст. 79 п.5 ФЗ «Об образовании в РФ»), препятствующие получению образования без создания специальных условий;

— испытывает трудности в освоении программы при переходе на следующую ступень обучения (ст. 58, п. 9 ФЗ «Об образовании в РФ»);

— находится на индивидуальном обучении (имеет постановление врачебной комиссии с указанием срока действия);

— имеет заключение ПМПК, обучался по адаптированной программе и нуждается в создании особых условий при сдаче ГИА;

— имеет хроническое заболевание, наблюдается у врача-специалиста (не на индивидуальном обучении) и нуждается в создании особых условий при сдаче ГИА.

По закону «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 ст. 44 п. 4. родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

1) обеспечить получение детьми общего образования;

2) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, ФЗ «Об образовании» № 273 от 29.12.2012, все дети имеют право на образование. Родители несут ответственность за соблюдение прав ребенка.

В договоре с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, образовательная организация должна зафиксировать положения, закрепляющие взаимную ответственность по обеспечению специальных образовательных условий (своевременная диагностика, сопровождение специалистами). Со стороны родителей — соблюдение и поддержка единых педагогических требований к ребёнку в процессе сопровождения.

Обследование детей на ПМПК может проводиться по инициативе и заявлению родителей (законных представителей), либо по направлению образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (п. 15в Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).

Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей (законных представителей), желательно присутствие мамы, поскольку именно она сможет ответить на вопросы специалистов о ходе протекания беременности, родов и периоде раннего развития ребёнка.

В исключительных случаях (родитель находится в стационаре, длительной командировке), оформляется доверенность установленного образца на ближайшего родственника или сотрудника образовательной организации (например, социального педагога).

Обследование проводится только при наличии всех необходимых документов, которые предоставляются в ПМПК заранее.

При прохождении обследования на ПМПК ребенок должен быть соматически здоров. Плохое самочувствие может сказаться на результатах обследования. Если ребенок заболел, обязательно сообщите о болезни ребенка и отмените Ваш визит на ПМПК в этот день.

Создайте у ребенка (школьника) позитивный настрой на обследование, общение с педагогами, врачами.

Перед прохождением обследования на ПМПК и во время него сохраняйте спокойствие. Помните, что Ваша тревога может передаваться ребёнку.

Продолжительность обследования каждого ребёнка зависит от его индивидуальных (возрастных, психофизических и др.) особенностей, поэтому время приёма может отклоняться от назначенного первоначально времени.

В процессе обследования не подсказывайте ребёнку, не отвлекайте его замечаниями и репликами. При необходимости, помощь ребёнку окажет специалист, проводящий обследование.

При ребёнке не произносите фразы «он (она) стесняется», «он (она) не любит учить стихи, рассказывать», «он (она) это не умеет», «он (она) при посторонних людях не отвечает», «он (она) плохо читает», поскольку Вы даёте установку на подобное поведение.

Внимательно выслушайте рекомендации специалистов по результатам обследования ребёнка (запишите важную информацию). Задайте вопросы, уточните то, что непонятно.

После обследования похвалите ребёнка, даже если он отвечал не совсем так, как Вы ожидали.

Согласно п. 23 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.

Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.

Таким образом, каждый год проходить ПМПК не нужно. Если родители предоставили заключение в образовательное учреждение до истечения года, то оно действительно, максимум, на ступень обучения, либо на срок, указанный в заключении (Например: «Контроль через год»).

Если по мнению учителей, специалистов и родителей по окончании ступени, например, начального общего образования (перед 5 классом) ребёнок, не нуждается в продолжении обучения по адаптированной программе, то есть задержка психического развития скомпенсирована, ПМП(к) отмечает этот факт в карте динамического наблюдения и повторно на ПМПК не направляет.

Необходимо пройти ПМПК повторно, если в предыдущем заключении указан диагностический срок (Например: «Контроль через год»), либо по решению консилиума ребёнок нуждается в продолжении обучения по адаптированной программе при переходе на следующую ступень обучения.

Также, если ребёнок переведён на индивидуальное обучение (по Постановлению врачебной комиссии), необходимо обратиться в ПМПК, чтобы это специальное условие обучения было отражено в заключении. (Согласно ст. 79, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья).

Читайте так же:  Приказ минздравсоцразвития 977

Согласно Приказам Министерства образования и науки РФ № 1394 от 25.12. 2013 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования», и № 1400 от 26.12. 2013 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и обучающиеся дети инвалиды могут проходить государственную итоговую аттестацию в форме государственного выпускного экзамена.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления в ГЭК, представляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды — оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающий факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.

Нет, на учёт к психиатру после посещения ПМПК не поставят. Не бойтесь визита к детскому психиатру, не пугайтесь слова «психиатрия», не стесняйтесь спросить о том, что Вас беспокоит в Вашем ребёнке, что Вам кажется «неправильным», не закрывайте глаза на какие-то особенности в поведении и развитии Вашего ребёнка, убеждая себя, что «это просто кажется».

Консультативное обращение к детскому психиатру ни к чему родителей не обяжет и при этом часто своевременное обращение к врачу-психиатру с Вашим ребёнком предотвращает развитие грубых психических нарушений в более позднем возрасте и даёт возможность Вашему ребёнку в дальнейшем жить полноценной здоровой жизнью.

Нарушение слуха могут обнаружить родители по следующим признакам и симптомам:

  1. Вздрагивает ли ваш ребёнок от громких звуков в первые 2-3 недели жизни?
  2. Замирает ли ребёнок в возрасте 2-3 недель при звуке голоса?
  3. Поворачивается ли ребёнок в месячном возрасте на звук голоса позади него?
  4. Оживляется ли ребёнок в месячном возрасте и до 3-х лет, слыша голос матери?
  5. Поворачивается ли ребёнок в возрасте 4 месяцев в сторону звучащей игрушки или голоса?
  6. Реагирует ли ребёнок в возрасте 1,5–6 месяцев криком или широко открытыми глазами на резкий звук?
  7. Есть ли гуление у ребёнка 4-6 месяцев?
  8. Переходит ли гуление в лепет у ребёнка в возрасте 4-6 месяцев?
  9. Замечаете ли вы появление у ребёнка нового (эмоционального) лепета, например при виде родителей?
  10. Беспокоится ли спящий ребёнок при громких звуках и голосах?
  11. Замечаете ли вы у ребёнка в возрасте 8-10 месяцев появление новых звуков?

К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем, статус которых установлен учреждениями медико-социальной экспертизы.

Частью 16 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) впервые в российской законодательной практике закреплено понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», которым определяется физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее — ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

В связи с тем, что в настоящее время отсутствует исчерпывающий перечень заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, Минобрнауки России считает целесообразным рекомендовать ПМПК принимать решения по выдаче заключений самостоятельно с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития (письмо Минобрнауки России от 9 апреля 2014 г. № НТ-392/07).

Таким образом, категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.

Согласно приказу Минтруда России от 10 декабря 2013 г. № 723«Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями» в целях координации действий при освидетельствовании детей с целью установления инвалидности для решения задач, в том числе, в части разработки оптимальных для детей-инвалидов индивидуальных программ реабилитации (далее — ИПР) руководителям федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы рекомендуется направлять запросы о предоставлении сведений из протоколов и заключений ПМПК, приглашать для участия в проведении медико-социальной экспертизы представителя ПМПК с правом совещательного голоса в целях оказания содействия в разработке ИПР ребёнка-инвалида.

Согласно части 3 статьи 79 Закона об образовании под специальными условиями для получения образования обучающимися ОВЗ в Законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

В соответствии со статьей 79 Закона об образовании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования с учетом рекомендаций ПМПК, а для инвалидов — в соответствии с ИПР инвалида организуется обучение названной категории обучающихся, включая создание специальных условий в образовательных организациях, как в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (СКОУ), в отдельных классах, группах (коррекционных классах, группах), так и совместно с другими обучающимися.

Вопрос об определении формы и степени интеграции, инклюзии ребёнка с ОВЗ в образовательную среду определяется рекомендациями ПМПК, исходя, прежде всего, из особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья при непосредственном участии его родителей (законных представителей) в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

В соответствии с частями 2, 3 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, при создании в них специальных условий для получения образования указанными обучающимися. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в Законе понимаются условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ. Одним из таких условий является предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь.

В соответствии с пунктом 32 приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» при организации образовательной деятельности и коррекционных занятий для лиц с ОВЗ с учетом особенностей учащихся полагается одна штатная единица тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1–6 учащихся с ОВЗ.

В соответствии с пунктом 2 приказа Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии», регламентирующем деятельность психолого-медико-педагогической комиссии (далее — ПМПК), ПМПК создается в целях проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении и подготовки по его результатам рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

Также одним из направлений деятельности ПМПК является оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы (далее — МСЭ) содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида (далее — ИПР).

Согласно приказу Минтруда России от 10 декабря 2013 г. № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями» в целях координации действий при освидетельствовании детей с целью установления инвалидности для решения, в том числе задачи в части разработки оптимальных для детей-инвалидов ИПР руководителям МСЭ необходимо осуществлять взаимодействие с ПМПК посредством:

а) направления запросов о предоставлении сведений из протоколов и заключений психолого-медико-педагогических комиссий (при согласии законного представителя ребёнка);

б) приглашения для участия в проведении медико-социальной экспертизы представителя ПМПК с правом совещательного голоса в целях оказания содействия в разработке ИПР ребёнка-инвалида.

Таким образом, рекомендации о необходимости предоставления услуг ассистента (помощника), тьютора обучающемуся с ОВЗ формулирует ПМПК, а для обучающегося, имеющего статус инвалида, — ПМПК и (или) МСЭ на основании рекомендаций ПМПК.

Дети Посмотреть результат

Как оформить заявку и обжаловать решение, если вам отказали

Информация для родителей

Информация для родителей

Информация для родителей

Юрисконсульт фонда «Вера» Анна Повалихина о том, как добиться социальной поддержки от государства для семей детей с инвалидностью

Юрисконсульт фонда «Вера» Анна Повалихина о пенсиях, ежемесячных выплататах и улучшении жилищных условий

Педиатр Наталья Савва об оценке и контроле боли у невербальных детей

Подписка успешно оформлена

На ваш email отправлено письмо с активацией рассылки

Спасибо, что присоединились к нам

Вы уже подписаны на нашу рыссылку

Спасибо, что остаетесь с нами

Раздел в разработке.

По вопросам получения помощи звоните на горячую линию
8-800-700-84-36.

Оставьте ваш e-mail, чтобы получать наши новости.

Дорогой пользователь!

Вы хотите перейти на материал, адресованный специалистам. Обратите, пожалуйста, внимание, что информация, предоставленная далее, может относиться к лекарственным препаратам, отпускаемым по рецепту. В соответствии с действующим законодательством РФ доступ к такой информации может предоставляться только медицинским и фармацевтическим работникам. Нажимая «Подтверждаю», вы подтверждаете, что являетесь медицинским или фармацевтическим работником, и берете на себя ответственность за последствия, вызванные возможным нарушением указанного ограничения.

ПМПК или про то как ставят диагнозы детям

Недавно, в одной из школ нашего города, я посетил такое замечательное мероприятие как ПМПК.
Кто не знает, ПМПК – это психолого-медико-педагогическая комиссия. Основной задачей этой комиссии является постановка/снятие диагноза (как правило,ЗПР или умственной отсталости), определение дальнейшей образовательной программы для детей, проходящих комиссию.

Комиссия также помогает ответить на такие вопросы:

  • сможет ли ребенок учиться по общеобразовательной программе?
  • нужны ли ребенку дополнительные занятия и какие?
  • что должны делать родители для того, чтобы «скорректировать» дефициты, выявленные в ходе обследования
  • какой вид обучения и какая программа обучения подойдет для данного конкретного ребенка?
Читайте так же:  Льготы по ндфл налоговый кодекс

Конечно, в реальности вопросов гораздо больше, чем здесь представлено. И мне хочется своей заметкой отразить те наблюдения и впечатления, которые у меня возникли в связи с этим мероприятием. Это сугубо личные наблюдения и я допускаю, что найдутся люди, которые будут с ними не согласны.

В обследовании принимали участие 12 учеников 4-го класса (10-11 лет) с задержкой психического развития (ЗПР). Несколько учеников не являлись коренными носителями русского языка.

Как это все проходит?

Собираются несколько специалистов: врач-психиатр, психолог, педагог, логопед, дефектолог, учитель, администрация школы, приглашают ребенка с родителями или другим опекуном (законным представителем ребенка), общаются с ребенком, дают ему различные задания по математике, проверяют навыки чтения и письма, плюс дополнительные задания на нахождение смысла прочитанного и логику.

Первое впечатление, которое я получил – это было удивление и потрясение. Я был удивлен тем формализмом, с которым «взрослые» решают судьбу детей. Как мне показалось, что в некоторых случаях первично было «поставить диагноз», а потом уже ребенок. Меня поразил пример, в котором один мальчик от волнения грыз ногти, врач это заметил, и сразу же вынес вердикт о его невротичности, порекомендовал маме записаться на лечение, таблетки попить. Как-то сразу записал его в разряд «больных». Видимо это сугубо «врачебный» подход, согласно которому сперва ставится диагноз, а затем начинается работа с человеком.

Более того, основное и окончательное решение принимал один человек (врач), а другие члены комиссии лишь фиксировали промежуточные результаты диагностики и соглашались с поставленным диагнозом. На мой взгляд, это не совсем корректно. А если этот человек ошибается? И ему даже не возражают?! И это странно, что так происходит, ведь в каком-то смысле решается вопрос о судьбе ребенка.

Позже, я потом выяснил, что остальные специалисты выражают свое мнение в документах, которые подготовлены к ПМПК, а на комиссии опираются на эти документы при принятии решения.

Какие задания дают?

На чтение давали небольшой текст на полстраницы. В дополнение к этому, ребенка спрашивали смысл прочитанного, что он помнит, задавали наводящие вопросы по содержанию прочитанного текста.

Мне показался интересным вопрос. Почему так говорят? Тише едешь – дальше будешь.
Такой вопрос был задан врачом-психиатором.

Я здесь засомневался в том, насколько корректен этот вопрос и применимо ли его задавать ребенку десяти лет? В ходе беседы мне стало ясно, что от ребенка требуют понимания смысла этой пословицы.
Но сам по себе вопрос «почему» не выявляет смысл. Он направлен на выявление причин.
И я слышал, как некоторые дети начинали свой ответ со слов «потому что…».

Смысл, который ребенок придает фразе можно определить вопросами «Как» и «Что».
К примеру, можно было спросить: «Объясни своими словами как ты воспринимаешь эту пословицу?» «Что означает эта пословица?» «Как ты думаешь, о чем эта пословица?»
И мне удивительно, что человек, который проводит обследование, не учитывает этого обстоятельства. Отсюда возникает резонный вопрос, верно ли ребенок воспринимает задание и что специалист будет «снимать» в качестве ответа?

Вопрос направлен про смысл, а задается как выявление причины. И неизвестно как ребенок это воспринял изначально.

Вторым интересным моментом было, когда ребенка просили вспомнить пословицу, аналогичную этой, но с тем же смыслом. Этим заданием выясняется уровень сформированности понятийного аппарата и словарный запас ребенка.

Язык, пословицы, поговорки, социальные ритуалы – это уровень культуры, культурный слой, который может быть разным у различных народов.

Сегодня в школах обучаются ученики различных культур и национальностей. У каждой культуры свои обычаи и свой язык. И, естественно, что ученик может быть не знаком с пословицами и не выполнит это задание. И дело не в его неспособности мыслить по аналогии и абстрактно, а в том, что в его среде или культуре такого опыта не было.
Это я все к тому, что если родители (значимые взрослые) не «прививают» ребенку элементы культуры: язык, сказки, пословицы, обычаи, то откуда у ребенка возьмется этот опыт?

А ведь в данном случае (на основе его ответов) делается вывод о психическом развитии ребенка. И этот вывод делает врач, которому важен диагноз. Ребенок может быть абсолютно нормальным, но в плане культурного опыта недостаточно наполненным. И здесь повышается вероятность неверных выводов: ребенку могут поставить ЗПР, а на деле это просто может быть педагогической запущенностью, но не отклонением в развитии.

Остается открытым тот же самый вопрос: что проверяется и как интерпретируется?

По математике каждому ребенку давали одну задачу в два действия и дополнительно задачи на деление. Некоторых детей проверяли на знание таблицы умножения.

Ребенок сам вслух читал задачу и решал ее на листочке. В целом, практически все дети справились с заданием. Меня очень по-человечески тронула реакция классного руководителя (учителя): он был вовлечен в процесс, оказывал поддержку детям, повторял задание, задавал наводящие вопросы, был заинтересован в том, чтобы каждый из учеников справился с задачей. Хочется сказать слова Благодарности и отметить искреннее отношение к детям.

В ходе выполнения заданий по математике я заметил, что некоторые дети в момент решения конкретного примера (умножения или деления) проговаривают про себя цифры в момент вычислений. Это было видно по движениям губ после того, как ученик получал инструкцию перемножить два числа.

У некоторых детей задание типа: «найти частное чисел X и Y» вызывало трудности и они терялись. Учителю приходилось повторять задание, наводящими вопросами помогать ребенку вспомнить что же такое «частное» чисел. Полагаю, что некоторым детям было затруднительно озвучить определения и понятия.

Позиция родителей и «вердикты»

Интересно было наблюдать за реакцией родителей. Я недоумевал и удивился, как спокойно родители относились к тому, что какие-то посторонние люди ставят диагнозы их детям. Безропотно выслушивая «вердикты» родители уходили, даже не интересовались что за заключения пишет комиссия. Я не слышал ни одного вопроса относительно содержательной части диагностики, выводов и суждений об их детях, диагнозах, которые делали члены комиссии. Такое впечатление, что люди очень легко могут отдать судьбу своих детей «профессионалам», «специалистам».

Второй момент, который привлек мое внимание это то, что родители в момент диагностики не проявляли поддержки своих детей. Некоторые дети волновались и были скованы в момент, когда решали задания, читали текст. Поддержку оказывал учитель.

И что меня поразило более всего, то что «вердикты» и заключения, промежуточные выводы и личные мнения о способностях и компетенций детей были озвучены в присутствии детей. Как вам такая ситуация, когда врач говорит маме: «…вы знаете, очень слабо». «А как он будет учиться в пятом классе?». И ребенок это все слышит и как-то по-своему воспринимает. Очень «профессионально» и эффективно снижается самооценка ребенка, причем в присутствии родителя. А если еще и родитель безропотно это принимает, то вообще без комментариев.

Считаю, что подобная ситуация совсем недопустима. В крайнем случае, ребенка можно было попросить выйти за пределы помещения (с психологом или педагогом), где проводились рекомендации родителям и обсуждались диагнозы.

Кто не знает, что в младшем школьном возрасте учебные успехи ребенка и оценка его способности особенно важны для него самого. Через свои успехи в школе ребенок формирует отношения с учителем и сверстниками. Положительные «отметки» для него – это показатель своей «хорошести» для учителя и родителей. И высказывания подобные тому, которое описано выше, могут существенно повлиять на самооценку ребенка. И не стоит потом удивляться «успехам» ребенка или невозможностью скорректировать успеваемость, ведь взрослые сами убедили его в том, что он неспособный.

Позиция учителей и администрации школы

Учителя и администрация школы заинтересованы в повышении успеваемости своих учеников. Это прописная истина и Америки здесь я не открою.
От успехов и успеваемости учеников зависит рейтинг школы и финансирование по части премиального фонда. И по этой причине учителя «подтягивают» неуспевающих учеников, проводят дополнительные занятия, ставят слабоуспевающим завышенные отметки, вообщем — «выкручиваются», чтобы повысить успеваемость.

И, конечно же, администрация менее всего заинтересована, чтобы среди учеников были ученики с диагнозом ЗПР или, не дай Бог, с умственной отсталостью.

Если школа не имеет дополнительной лицензии на право обучения детей с ЗПР, то таких детей переводят в коррекционные школы VII вида, а детей с умственной отсталостью – в школы VIII вида. И вроде бы все хорошо. Есть особенности детей – есть специальные учреждения для обучения детей с такими особенностями. И из обычной школы детей переводят в коррекционные.

Школа в которой я был – имеет лицензию на обучение детей с ЗПР. И, соответственно, по заключениям ПМПК, детям, которым поставлен такой диагноз, предоставлена возможность обучаться в этой школе. Сложность заключается в том, что мест в классах ЗПР ограниченное количество. И общеобразовательных школ в нашем городе, которые имеют лицензию на обучение детей с ЗПР – тоже ограниченно. Мест не хватает. Администрация находится в сложной ситуации: ребенка, который не успевает по общеобразовательной программе нужно учить по специальной, а мест для всех нет. И предоставить специальные условия для обучения не так-то просто. И в тоже время, обучаясь со всеми остальными детьми, такой ребенок не успевает и «портит» показатели.
Вот такая ситуация.

Что же все-таки радует?

Непросто было найти положительные моменты в мероприятии, которое направлено на то, чтобы констатировать или опровергнуть отсталость в психическом развитии детей. Даже установка на диагноз предполагает, что перед нами больной. И все же, положительные моменты были. Как я уже отмечал выше – это самоотверженность учителя, его отношение к детям. Порадовал тот факт, что нескольким детям сняли диагноз ЗПР и рекомендовали обучение в общеобразовательной школе.