Перейти к содержимому

Ст 8 закон о защите прав потребителя

Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)

1. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

2. Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 8 ЗоЗПП РФ

1. Комментируемая статья устанавливает право потребителя предоставить ему информацию как о самом продавце товара (чаще всего потребитель имеет дело с ним, а не с изготовителем товара, хотя в Законе исполнитель упомянут первым) или исполнителе, так и о том, какие товары или услуги, а также в какое время потребитель может у него приобрести.

Зачастую продавец или исполнитель сообщает тем или иным образом информацию о названии магазина, мастерской, используемом товарном знаке, в том числе словесном, но при этом не указывает наименование организации, осуществляющей деятельность в данном магазине или мастерской или использующей определенный товарный знак, а также далеко не всегда указывается организационно-правовая форма этой организации. Такая информация не может считаться недостоверной, но при этом не является необходимой для установления того, кто является продавцом, исполнителем и т.д.

Для того чтобы обязанность по предоставлению информации о продавце, исполнителе или изготовителе была исполнена надлежащим образом, этим лицам необходимо указать свое название и организационно-правовую форму. Кроме того, следует учитывать, что действующее законодательство в принципе не исключает ситуации, когда будут зарегистрированы два или более юридических лица, имеющие одну и ту же организационно-правовую форму и название. Поэтому во избежание двусмысленных ситуаций стоит указать также и основной государственный регистрационный номер (ОГРН), присвоенный организации при создании, и/или индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН). Индивидуальным предпринимателям следует указывать свой статус, а также номер свидетельства о регистрации в качестве предпринимателя и/или ИНН. Также индивидуальным предпринимателям не стоит забывать, что аббревиатура ПБОЮЛ не имеет ничего общего с действующим законодательством и использоваться при указании сведений об индивидуальных предпринимателях не может.

Также продавцы и исполнители обязаны указывать режим своей работы. К этим сведениям относится указание на то, какие дни недели являются рабочими, а какие - выходными, указание на время суток, когда организация начинает работу и когда заканчивает. Если режим работы предприятия имеет какие-то особенности, это также должно указываться. Изготовитель обязан указывать режим своей работы, если сам реализует товары потребителям или если данная информация связана с приемом претензий потребителей в отношении товара.

2. Указание информации о режиме работы заведения продавца или исполнителя чаще всего размещается при входе в эти заведения, поскольку ее размещение в других местах имеет мало смысла в ситуациях, когда заведение закрыто. Информация о самом продавце, исполнителе или изготовителе в течение долгого времени размещалась почти всегда на вывеске, размещаемой возле входа в заведение, что нашло отражение в статье 9 Закона. Однако в последнее время на таких вывесках в основном размещается реклама заведения, которая редко содержит информацию о названии организации, владеющей заведением, и ее организационно-правовой форме. Последняя же информация чаще всего помещается на специальных стендах, на которых размещаются копии свидетельств о внесении в государственный реестр записи о создании юридического лица, о постановке на налоговый учет, копии лицензий на осуществление деятельности, требующей лицензирования, и так далее. Указанные стенды должны находиться в местах заключения договоров с потребителями, чтобы последние имели возможность в любой момент ознакомиться с их содержимым.

Закон "О защите прав потребителей"

Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I
"О защите прав потребителей"

С изменениями и дополнениями от:

2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля, 16 октября, 25 ноября 2006 г., 25 октября 2007 г., 23 июля 2008 г., 3 июня, 23 ноября 2009 г., 27 июня, 18 июля 2011 г., 25 июня, 28 июля 2012 г., 2 июля, 21 декабря 2013 г., 5 мая 2014 г., 13 июля 2015 г., 3 июля 2016 г., 1 мая 2017 г., 18 апреля, 4 июня, 29 июля 2018 г.

См. Стратегию государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 г., утвержденную распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2017 г. N 1837-р

См. Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услуг, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 17 октября 2018 г.

См. Обзор судебной практики по делам, связанным с защитой прав потребителей финансовых услуг, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 27 сентября 2017 г.

О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17

По отдельным вопросам применения настоящего Закона см. разъяснения, утвержденные приказом ГАК РФ от 20 мая 1998 г. N 160, разъяснения ГКАП РФ от марта 1996 г.

См. комментарии к настоящему Закону

См. Энциклопедии и другие комментарии к преамбуле настоящего Закона

Информация об изменениях:

Преамбула изменена с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 250-ФЗ

Федеральным законом от 25 октября 2007 г. N 234-ФЗ в преамбулу внесены изменения, вступающие в силу по истечении сорока пяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Основные понятия, используемые в настоящем Законе:

потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

изготовитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;

исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;

продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи;

Информация об изменениях:

недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;

безопасность товара (работы, услуги) - безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги);

уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель (далее - уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) - организация, осуществляющая определенную деятельность, или организация, созданная на территории Российской Федерации изготовителем (продавцом), в том числе иностранным изготовителем (иностранным продавцом), выполняющие определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом) и уполномоченные им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества, либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный на территории Российской Федерации, выполняющий определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом), в том числе с иностранным изготовителем (иностранным продавцом), и уполномоченный им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества;

Читайте так же:  Ветеран труда льготы на проезд в транспорте

импортер - организация независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации.

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов

7 февраля 1992 года N 2300-I

Регулируются отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливаются права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), государственная защита их интересов, а также определяется механизм реализации этих прав.

Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия качеству и требованиям безопасности. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме.

Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет. Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать безвозмездного устранения недостатков, уменьшения цены, замены товара.

Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей"

Настоящий Закон вводится в действие со дня его опубликования.

Пункт 5 статьи 5 настоящего Закона вводится в действие с 1 мая 1992 г.

Текст Закона опубликован в "Российской газете" от 7 апреля 1992 г., в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 9 апреля 1992 г., N 15, ст. 766

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 сентября 2018 г.

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 81-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 88-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 265-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 363-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 121-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 25 октября 2007 г. N 234-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении сорока пяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2006 г. N 193-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 16 октября 2006 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 140-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Положения части четвертой статьи 37 настоящего Закона распространяются на отношения, возникшие из договоров на оказание услуг (выполнение работ), заключенных до дня вступления в силу названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в абзац восьмой пункта 2 статьи 10 настоящего Федерального закона в части доведения до потребителя информации об импортере, вступающих в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 декабря 1999 г. N 212-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ

Изменения вводятся в действие со дня официального опубликования названного Федерального закона

Закон РФ от 2 июня 1993 г. N 5076-I

Изменения вводятся в действие со дня опубликования названного Закона

Ст 8 закон о защите прав потребителя

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 8 Закона о защите прав потребителей

Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)

1. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

2. Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Вернуться к оглавлению документа : Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" в действующей редакции с комментариями

Комментарии к статье 8 закона о защите прав потребителей, судебная практика применения

Информация о товаре на иностранном языке

Информация о товарах (работах, услугах) в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона должна доводиться до сведения потребителя в наглядной и доступной форме в объеме, указанном в пункте 2 статьи 10 Закона. Предоставление данной информации на иностранном языке не может рассматриваться как предоставление необходимой информации и влечет наступление последствий, перечисленных в пунктах 1, 2 и 3 статьи 12 Закона.

При дистанционных способах продажи товаров (работ, услуг) информация должна предоставляться потребителю продавцом (исполнителем) на таких же условиях с учетом технических особенностей определенных носителей

Статья 8 ЗоЗПП РФ. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)

Последняя редакция Ст. 8 Закона о ЗПП

1. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

2. Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Комментарий к Статье 8 Закона о Защите Прав Потребителей РФ

Потребитель надеется получить максимум данных о приобретаемом товаре. Это очень важно, так как данные о приобретении не только позволяют сделать выбор и принять решение о покупке, но и оценить безопасность приобретения. Именно поэтому предоставление максимально точной, исчерпывающей и правдивой информации о продукте является не свободным выбором, а законодательно определенной обязанностью производителя.

Сфера регулирования

Статья 8 ЗоЗПП РФ регулирует отношения между потребителем и изготовителем (продавцом) в области предоставления информации о продукте. Этот вопрос является во много определяющим не только с точки зрения выбора покупателем определенной марки, типа товара, но и для получения объективного представления о конкретном продукте.

Читайте так же:  Лицензия банка плюс банк

Обязательное предоставление информации о конкретном товаре закреплено законодательно, а не является свободным выбором производителя.

Структура и содержание

Статья 8 ЗоЗПП РФ состоит из двух пунктов, которые определяют следующие нормы:

  • в пункте 1 фиксирует право потребителя на получение правильной информации о конкретном товаре;
  • пунктом 2 устанавливаются некоторые правила для производителя. Они подразумевают доведение информации для потребителя путем включения ее в заключаемые договоры на русском языке и других, используемых в отдельных субъектах РФ.

Указанные положения являются обязательными для всех изготовителей по отношению к неопределенному числу потребителей.

Некоторые нюансы

Зачастую, под информацией о товаре подразумевается только непосредственно состав, структура и т.д. Однако продавцы по смыслу ст. 8 ЗоЗПП РФ должны сообщать все данные, которые так или иначе могут понадобиться конкретному приобретателю. Например, это касается режима работы продавца или производителя, правил хранения, перевозки продукта и т.д.

Нередко такая информация может указываться на специальных стендах, брошюрах и других демонстрационных материалах. Они должны быть доступны для просмотра.

Таким образом, статья 8 ЗоЗПП РФ определяет обязанность изготовителя продукции предоставлять всю информацию о ней. Кроме того, она должна быть в общем доступе для неограниченного числа покупателей и изложена таким образом, чтобы заинтересованное лицо понимало ее смысл.

Закон О защите прав потребителей – статья 8

Закон о защите прав потребителей полностью регламентирует особенности разрешения споров при приобретении товаров или получении услуг. Обычно законодательство больше находится на стороне потребителя. Но чтобы отстоять свои права, важно знать не только нормативные акты и их положения, но также и особенности применения нормы на практике, а также процедуру отстаивания своих прав.

Основное содержание статьи 8 заключается в том, что потребителю всегда должна быть предоставлена вся информация о товаре, а также его производителе. Отсутствие этих сведений является грубым нарушением действующего законодательства. Поэтому продавец или импортер должны учитывать такой факт еще при закупке продукции и предложении ее потребителю в дальнейшем.

Основные положения

Статья 8 данного ФЗ включает в себя 2 части, основная суть которых заключается в следующем:

  • Потребитель имеет полное право требовать исчерпывающую информацию о том, кто является изготовителем товара (или предоставляющим работу, услугу), а также о графике его работы, контактных данных и месте расположения предприятия (филиал, головной офис, производство). Кроме того, должна быть предоставлена информация о товаре (состав, применения, предназначение), работе, услуге.
  • В обязательном порядке информация должна быть предоставлена в момент совершения сделки (покупки, подписания соглашения).
  • Данные должны быть написаны на русском языке. На усмотрение производителя (магазина или импортера) информация может быть также написана и на других языках народов РФ.
  • Сведения должны быть изложены в доступной форме.

Закон о защите прав потребителей

Законодательная норма представляет собой только общее положение для потребителя, но при этом следует учитывать и ряд дополнительных положений, которые детализируют применение статьи на практике. К главным особенностям следует отнести:

  • Существует ряд основной информации, которая должна быть указана на товаре. Если на упаковке она отсутствует, то тогда импортер или продавец должны распечатать ее с официального сайта и представить при необходимости перевод на русский язык. Если таковые сведения отсутствуют изначально у производителя, то тогда необходимо отказаться от сделки, так как ответственность нести будет именно продавец.
  • Если товар продается не полностью упаковками, а частично (к примеру, пластины таблеток), то потребителю должна быть предоставлена дополнительно инструкция к каждой покупке. То же самое касается и случаев, если по объективным причинам информация не может быть указана на упаковке (слишком маленький размер).
  • Наиболее спорным вопросом является доступность информации и ее понятное изложение. Не является причиной для направления претензии то, что какие-то слова будут непонятны потребителю (особенно это касается состава). Также нельзя предъявить претензии и к шрифту. На законодательном уровне нет четких требований к его размеру. Но при этом потребитель может потребовать предоставить дополнительную инструкцию. Обычно они должны быть предоставлены на обычных печатных листах при получении партии товара.
  • Нет в норме пункта и о цене. Конечно, другими правилами законодательства определено, что продавец должен предоставлять покупателю актуальную стоимость на продукцию. Но при этом вполне достаточно указать ценник на прилавке, но нет необходимости ее уточнять на каждой единице товара – это можно сделать только по желанию продавца.

  • Существует определенный перечень товаров, на которые попросту не удастся разместить сведения на каждой единице. К примеру, если это развесные овощи, то на них не нужно указывать подробную информацию. Но при этом, если потребитель потребует предоставить ему все сведения, то тогда нужно будет все же обеспечить его ими. Для этого ему может быть предоставлена сопроводительная информация, которая всегда предоставляется поставщиком (а далее импортером) вместе с товаром.
  • Распространенной ошибкой является то, что потребителю отказывают в данном праве в том случае, если он не приобрел товар. На самом деле, даже если он просто выявил данный факт нарушения, то он уже имеет полное право потребовать его устранить. Но вот только требовать для себя какой-либо конкретной компенсации действительно можно лишь в том случае, если товар уже был приобретен. В остальном же к компании могут применяться санкции только государственными учреждениями в виде штрафа или предупреждения, но по факту вред конкретному потребителю отсутствует.
  • Но также неправильно будет отказать в законном праве потребителю и в том случае, если изначально он подписал договор (приобрел товар). Да, в ФЗ четко сказано, что информация должна быть представлена до заключения сделки. Но при этом законодательством также предъявляется ряд требований к подписанным соглашениям. Если одно из существенных условий отсутствует, то такой договор может быть аннулирован. В этом случае сторонам возвращаются их средства. Поэтому даже после подписания договора, потребитель имеет право заявить о своих правах. Тогда стороны подписывают новое соглашение или вовсе отказываются от его исполнения. То же самое касается и приобретенного товара – если после покупки неудовлетворены требования потребителя, то ему должны вернуть средства. Заявления о том, что клиент добровольно согласился приобрести такой товар, в этом случае не имеют никакой юридической силы.
  • Применение нормы

    Полностью ст. 8 Закона о защите прав потребителей должна выполняться непосредственно точкой продажи или импортером. Информация предоставляется ими, даже если она изначально отсутствует на изделии. Но при этом требования в таком случае будут несколько иными и, в частности, зависят от того, какой именно ущерб был причинен отсутствием должной информации.

    Куда обратиться

    Если данный факт нарушения был обнаружен, то в первую очередь его нужно зафиксировать. Если покупка уже была осуществлена, то в качестве подтверждения выступает собственно приобретенный товар. Если же покупатель отказался от покупки, то нужно сделать фото или видео, которое подтверждает факт отсутствия информации.

    Далее нужно оформить официальную претензию к магазину. Если никакой реакции на нее не последовало, то тогда потребителю обязательно нужно подать жалобу в Роспотребнадзор: организация проведет проверку и наложит штраф или применит ряд других санкций.

    При этом если потребителю был причинен какой-то прямой материальный или моральный ущерб, то лучше обратиться в суд. Только таким образом можно гарантировано получить положенные компенсации. Важно также в иске указать, что предварительно попытки решить спор предпринимались (предоставить копии претензий).

    Перечень заявленных требований напрямую зависит от того, какой именно ущерб был причинен отсутствием информации:

    • Если потребитель только выявил данный факт, но не приобрел товар (не заключил договор), то он имеет право просто обратиться с претензией в магазин или с жалобой в Роспотребнадзор. Если и будет взыскан штраф, то в пользу государства. Потребитель же сам не может претендовать на взыскание ущерба в свою пользу.
    • Если товар был куплен (или договор подписан), то можно потребовать предоставить должную информацию, заменить товар на единицу с актуальными сведениями или попросту вернуть деньги за покупку.
    • Когда товар был использован или услуга предоставлена, но по причине отсутствия информации клиент столкнулся с проблемами, то можно дополнительно взыскать моральный ущерб. К примеру, из-за отсутствия способа применения крем с фруктовым ароматом был съеден – в этом случае нужно предоставить медицинское заключение о том, какой именно вред был причинен здоровью и получить компенсации затрат на лечение, а также морального вреда.

    Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)

    Новая редакция СТ 8 Закона о Защите Прав Потребителей России:

    1. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

    Читайте так же:  Ходатайство о почерковедческой экспертизе в гражданском деле

    2. Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

    Комментарий к Статье 8 ЗоЗПП РФ

    Закон устанавливает право потребителя на информацию по широкому кругу вопросов, включая ту, которая непосредственно не связана с качеством товара.

    Юридическое значение и ответственность за нарушение права потребителя на различные виды информации не идентичны.

    Вопросам информации в Законе посвящено пять статей, что указывает на важное значение, которое придает законодатель этому праву потребителя.

    Впервые провозглашая на законодательном уровне право потребителя на информацию, Закон предусматривает ее состав, качество, момент доведения до потребителя и язык, а также лиц, обязанных предоставлять соответствующую информацию.

    Закон не раскрывает содержание понятия «необходимая информация», и при возникновении споров, очевидно, следует исходить из обычно предъявляемых требований, имея в виду прежде всего интересы потребителя. Однако в это понятие, безусловно, должна быть включена информация, которая, в соответствии с Законом, является обязательной. Важно подчеркнуть, что наличие у потребителя права требовать предоставления указанной информации означает одновременно обязанность соответствующих организаций предоставить ее.

    Невыполнение этой обязанности может повлечь ответственность виновных в соответствии со специальными или общими нормами законодательства. Закон устанавливает, что способы доведения информации до потребителя определяются спецификой отдельных сфер обслуживания, но во всяком случае она должна быть доведена в наглядной и доступной форме. Специфика доведения информации обычно определяется в правилах торговли отдельными видами товаров (видах договоров купли-продажи) и правилах оказания различных услуг. В новой редакции Закона в целях улучшения информации для потребителя предусмотрено, что она должна доводиться до сведения потребителя на русском языке, а дополнительно на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов РФ. Необходимость предоставления информации на других (кроме русского) языках определяется изготовителем (исполнителем, продавцом), исходя из местных условий в соответствии с законодательством субъектов РФ.

    Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)

    1. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

    2. Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

    • URL
    • HTML
    • BB-код
    • Текст

    Комментарий к ст. 8 ЗоЗПП

    1. В комментируемой статье определены виды информации, которые изготовитель (исполнитель, продавец) обязан предоставить потребителю по его требованию. В ст. ст. 9 - 11 комментируемого Закона раскрывается содержание этой информации.

    Так, информация об изготовителе (исполнителе, продавце) включает в себя сведения о фирменном наименовании (наименовании) организации, месте ее нахождении (адресе), режиме работы, государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего органа (для индивидуальных предпринимателей). В том случае, если осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом) вид деятельности подлежит лицензированию, до потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности, номере лицензии, сроке ее действия, а также органе, выдавшем лицензию.

    Перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия, определен в ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также иных федеральных законах, регулирующих отношения в соответствующих сферах деятельности (Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", ст. 13; Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", глава III; Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", ст. 32; и др.).

    В том случае, если исполнитель имеет государственную аккредитацию, соответствующая информация также должна быть доведена до потребителя.

    Информация о режиме работы включает сведения о начале и окончании работы организации, перерывах на обед, специальных перерывах, обусловленных технологией и организацией производства и труда в организации.

    Информация о реализуемых товарах (работах, услугах) доводится до потребителя в объеме, определенном в п. 2 ст. 10 комментируемого Закона.

    2. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи предоставляемая потребителю информация должна отвечать двум критериям - она должна быть необходимой и достоверной.

    Комментируемый Закон не содержит определения необходимой информации, однако, исходя из значения слова "необходимый", можно сделать вывод о характере такой информации. Необходимая - значит нужная, обязательная, без которой нельзя обойтись потребителю, чтобы сделать правильный (компетентный) выбор товара (работы, услуги).

    Согласимся с мнением Г.Р. Гафаровой о том, что "информация, которая передается потребителю, должна содержать соответствующий объем сведений и знаний о свойствах и характеристиках товара, работы, услуги для достижения цели правильного представления и выбора потребителем определенных товаров, работ, услуг. Только тогда информация будет считаться необходимой".

    Достоверность информации предполагает соответствие содержащихся в ней сведений о товаре (работе, услуге) действительным. Таким образом, если перевод на русский язык недостоверен, то это следует расценивать как предоставление ненадлежащей, т.е. недостоверной или недостаточно полной, информации, и для продавца (изготовителя, исполнителя) наступают правовые последствия, предусмотренные ст. 12 комментируемого Закона (см. Приказ МАП РФ от 20.05.1998 N 160).

    Вместе с тем анализ положений ст. ст. 8 и 10 комментируемого Закона позволяет в качестве характерных признаков предоставляемой потребителю информации определить также ее доступность, наглядность, своевременность и соответствующее содержание.

    3. В п. 2 комментируемой статьи определены требования, предъявляемые к форме и способам доведения до потребителя указанной информации при заключении договоров купли-продажи товаров, выполнении работ или оказании услуг.

    Информация должна быть наглядной. Она должна быть размещена в доступном до потребителя месте или доведена до потребителя иным способом, принятым в отдельных сферах обслуживания.

    Таким образом, комментируемая статья не устанавливает конкретные способы, которыми указанная информация должна доводиться до потребителя, а ограничивается лишь перечислением возможных способов ее доведения. Конкретные способы доведения информации до потребителя в отдельных случаях определяются правилами продажи отдельных видов товаров, правилами бытового и иных видов обслуживания потребителей (правилами выполнения отдельных видов работ и правилами оказания отдельных видов услуг), утверждаемыми Правительством РФ.

    Так, в п. 1 ст. 9 комментируемого Закона определено, что информация о фирменном наименовании (наименовании) организации, месте ее нахождении и режиме работы должна быть размещена на вывеске. Аналогичная норма закреплена в п. 2 Правил бытового обслуживания населения. В п. 11 Правил оказания услуг общественного питания определено, что исполнитель должен разместить на вывеске наряду с вышеуказанной информацией также сведения о типе и классе оказываемых услуг. В том случае, если осуществляемая исполнителем деятельность подлежит лицензированию, информация о номере выданной лицензии, сроке ее действия и органе, выдавшем лицензию, размещается в удобных для ознакомления потребителя местах. Информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителя посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании услуг общественного питания (п. 13 Правил).

    При дистанционных способах продажи товаров (работ, услуг) информация должна предоставляться потребителю продавцом (исполнителем) на таких же условиях с учетом технических особенностей определенных носителей (см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей").

    Информация может быть доведена до потребителя и иным способом, например путем указания в месте нахождения организации профиля ее деятельности (аптека, кондитерская, ресторан) либо ассортимента реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель, вино, соки), что может быть признано в качестве обычая делового оборота.

    Однако, как отмечают специалисты ФАС, указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, в том числе если такое указание осуществляется с использованием товарного знака или его части, а также профиля деятельности и перечня оказываемых услуг, может быть квалифицировано в качестве рекламы, если целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование потребителя о месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании).

    Информация доводится до потребителя на русском языке. По усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца) информация дополнительно может быть переведена на государственные языки республик в составе Российской Федерации или родные языки народов Российской Федерации. Предоставление данной информации на иностранном языке не может рассматриваться как предоставление необходимой информации и влечет наступление последствий, перечисленных в п. п. 1, 2 и 3 ст. 12 комментируемого Закона (см.: п. 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17).