Перейти к содержимому

Структура проекта требования

Управление проектами

Структура проекта

Структура системы — это способ организации связей и отношений между элементами (подсистемами). При разработке структуры системы задается описание множества элементов системы и связей между ними, распределение задач по уровням и элементам системы, выбор комплекса средств, обеспечивающих их эффективное решение.

Управляемость любого объекта зависит от того, насколько эффективно была произведена детализация объекта управления, т.е. дробление единого целого на иерархические подсистемы и компоненты, в отношении которых управленческие воздействия являются актуальными и адекватными.

В терминологии проектного менеджмента структура проекта представляет собой дерево ориентированных на продукт компонентов, представленных оборудованием, работами, услугами и информацией, полученными в результате реализации проекта. Иначе говоря, структура проекта — это организация связей и отношений между его элементами.

Структура проекта призвана определить продукцию, которую необходимо разработать или произвести, и связать элементы работы, которую предстоит выполнить, как между собой, так и с конечной целью проекта. Формирование структуры начинается с разделения целей проекта на значительно меньшие блоки работ, вплоть до достижения самих мелких позиций, подлежащих контролю (дерево целей).

Такая древообразная структура позволяет разбить общий объем работ по проекту на поддающиеся управлению независимые блоки. Таким образом, устанавливается логическая связь между ресурсами и объемами работ, которые предстоит осуществить.

Структурирование проекта должно включать разделение проекта по следующим признакам:

  1. компоненты продукции проекта;
  2. этапы жизненного цикла;
  3. элементы организационной структуры.

Процесс структуризации является неотъемлемой частью процесса планирования проекта, а также этапом подготовки сводного плана проекта и матрицы распределения ответственности и обязанностей. К основным задачам структуризации относятся:

  • разбивка проекта на поддающиеся управлению блоки;
  • распределение ответственности за различные элементы проекта с учетом структуры организации и имеющихся ресурсов;
  • точная оценка необходимых затрат — финансовых, временных, материальных;
  • создание единой базы для планирования, составления смет, контроля за затратами;
  • увязка работ по проекту с системой ведения бухгалтерского учета;
  • конкретизация целей проекта по подразделениям компании;
  • определение подрядов.

Таким образом, основная задача структуризации — определить вещественные компоненты проекта. В результате получается подпродуктовая структура.

Структуризация проекта по этапам жизненного цикла называется структурой процесса.

Структуризация проекта по видам выполняемых функций создает организационную структуру проекта.

Разработка организационной структуры обычно включает в себя следующие шаги:

  • устанавливаются цели и задачи экономической деятельности;
  • определяются функции, которые должно осуществлять предприятие для достижения указанных целей (общее руководство, финансы, финансовый контроль, управленческий и бухгалтерский учет, управление персо налом, маркетинг, продажа и сбыт, снабжение, производство, бизнес-планирование, экономический анализ);
  • функции группируются или взаимоувязываются;
  • выявляются структурные подразделения, отвечающие за реализацию функций. Если на предприятии создается новое подразделение, необходимо учитывать, какую функцию оно будет выполнять, т.е. функции должны быть спроецированы на структурные звенья;
  • анализируются, планируются и описываются все основные виды работ;
  • составляется программа набора и обучения персонала для новых подразделений.

Основные типы структур, используемых при управлении проектами:

В функциональной структуре управление осуществляется линейным руководителем через группу подчиненных ему функцио нальных руководителей. Если этот тип используется при управлении проектами, то, как правило, назначается один или несколько координаторов, осуществляющих связь между функцио нальными подразделениями.

При матричной структуре для решения проблем создаются временные проектные группы, во главе которых стоят руководители проектов. взаимодействие руководителя проекта с функцио нальными отделами осуществляется по горизонтали, и эти связи, накладываясь на традиционные вертикальные связи иерархической функцио нальной структуры, образуют матрицу взаимодействия.

За все конкретные результаты работы по проекту отвечает руководитель проекта, который не располагает непосредственной административной властью над членами своей проектной группы. Возможны разновидности матричной структуры — слабая матричная структура приближена к функциональной, сильная — к проектной.

Слабая матричная структура — координация осуществляется сотрудником функционального подразделения в свободное от основных обязанностей время.

В проектной структуре для решения конкретных задач, связанных с проектом, создается рабочая группа, которая распускается после завершения работы над проектом. Персонал и ресурсы, ранее привлеченные к работе, возвращаются в свои функцио нальные подразделения. Для решения задач перспективного развития в составе предприятия создается специальное подразделение, а руководители проектов сосредотачивают свое внимание на выполнении конкретных задач.

Сбалансированная матричная структура — координация осуществляется сотрудником, полностью освобожденным от текущих обязанностей.

Сильная матричная структура — создается подразделение, объединяющее менеджеров проектов и контролирующее ресурсы

Приложение. Структура проекта наименования квалификации и требования к квалификации, на соответствие которым планируется проводить независимую оценку квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации

Приложение
к Положению о разработке наименований квалификаций и требований к
квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка
квалификации, утвержденному приказом Министерства труда и
социальной защиты РФ
от "12" декабря 2016 г. N 726н

Структура
проекта наименования квалификации и требования к квалификации, на соответствие которым планируется проводить независимую оценку квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации

Номер квалификации в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации*

Наименование и реквизиты профессионального стандарта, на соответствие, которому проводится независимая оценка квалификации

Уровень (подуровень) квалификации, в соответствии с профессиональным стандартом

Положения профессионального стандарта

Квалификационное требование, установленное федеральным законом и иным нормативным правовым актом Российской Федерации, и реквизиты этого акта

Перечень документов, необходимых для прохождения профессионального экзамена по соответствующей квалификации

Срок действия свидетельства о квалификации

Дополнительные характеристики (при необходимости): наименование профессии рабочего, должности руководителя, специалиста и служащего в соответствии с ЕТКС, ЕКС** с указанием разряда работы, профессии/ категории должности/ класса профессии

код трудовой функции

наименование трудовой функции

дополнительные сведения (при необходимости)

Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся

I. Рекомендации по написанию исследовательской работы: экспериментальной или теоретической.

1. Структура и логика исследовательской работы.

Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Учебные исследования могут разворачиваться вне уроков и обычной учебной работы как дополнительная, внеклассная, внеурочная работа.

Основными этапами исследовательской работы являются следующие положения:

  • Найти проблему – что надо изучать.
  • Тема – как это назвать.
  • Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.
  • Цель исследования – какой результат предполагается получить.
  • Гипотеза – что не очевидно в объекте.
  • Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.
  • Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.
  • Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.
  • Методика исследования – как и что исследовали.
  • Результаты исследования – собственные данные.
  • Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.
  • Значимость – как влияют результаты на практику.
  • Рассмотрим перечисленные этапы подробнее.

    Структура исследовательской работы стандартна, и от стандартов нельзя отступать. В разработке, с которой начинается исследование, выделяют две основные части: методологическую и процедурную [1. c. 49] . Во-первых, необходимо выделить то, что надо изучить – проблему.

    Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Затем это надо назвать – тема.

    Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

    Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать – это актуальность.

    В исследовательской работе должна быть сформулирована цель – какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получения. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.

    В исследовании важно выделить гипотезу и защищаемые положения. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не лож – она просто не доказана [2. c. 79] .

    Защищаемые положения это то, что исследователь видит, а другие не замечают. Положение в процессе работы либо подтверждается, либо отвергается. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями.

    После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования. Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования. Причем, отдельные задачи могут быть поставлены для теоретической части и для экспериментальной.

    В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас.

    Затем описывается методика исследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.

    Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

    Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов.

    Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными, и данными, представленными в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел, которые в тексте представлять не нужно. Поэтому рабочие данные обрабатывают и представляют только самые необходимые. Однако, нужно помнить, что кто-то может захотеть познакомиться с первичным материалом исследования. Чтобы не перегружать основную часть работы, первичный материал может выноситься в приложение.

    Наиболее выигрышной формой представления данных является графическая, которая максимально облегчает читателю восприятие текста. Всегда ставьте себя на место читателя.

    И завершается работа выводами. В которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи.

    Цель может быть достигнута даже в том случае, если первичная гипотеза оказывается несостоятельной.

    2. Процедура защиты.

    Следующий этап – доклад как закономерный итог выполнения исследовательской работы. Результаты работы представляются на конференции, публично.

    Задача докладчика: точно и эмоционально изложить саму суть исследования. В ходе доклада недопустимо зачитывание работы, а кратко отразить основное содержание всех глав и разделов работы. Надо иметь ввиду, что допускаемая регламентом продолжительность выступления 10-15 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное. Иногда приходится “жертвовать” и некоторыми важными моментами, если без них можно обойтись [3. c.56] . При изложении материала следует придерживаться отдельного плана, соответствующего структуре и логике выполнения самой исследовательской работы.

    Все остальное, если у аудитории возник интерес излагается в ответах на вопросы.

    Написанная работа и доклад по ней – совершенно разные жанры научного творчества.

    II. Общие требования и правила оформления текстов исследовательских работ.

    Для оформления текстов исследовательских работ и рефератов существуют общие требования и правила.

    Объем реферата колеблется от 20 до 25 страниц печатного текста (без приложений), доклада – 1-5 страниц (в зависимости от номера класса и степени готовности ученика к такого рода деятельности).

    Для текста, выполненного на компьютере, - размер шрифта 12-14, Times New Roman, обычный; интервал между строк – 1,5-2; размер полей: левого – 30 мм., правого – 10 мм., верхнего – 20 мм., нижнего – 20 мм. (при изменении размеров полей необходимо учитывать, что правое и левое, а так же верхнее и нижнее поля должны составлять в сумме 40 мм.). При правильно выбранных параметрах на странице должно умещаться в среднем 30 строк, а в строке – в среднем 60 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между словами.

    Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся (через 1 интервал, более мелким шрифтом, чем текст).

    Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) начинается с новой страницы.

    Расстояние между названием раздела (заголовками главы или параграфа) и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.

    Титульный лист является первой страницей рукописи и заполняется по определенным правилам.

    В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения, отделенное от остальной площади титульного листа сплошной чертой.

    В среднем поле указывается название темы реферата без слова “тема”. Это название пишется без кавычек. Название реферата должно отражать проблему, заявленную в нем, и соответствовать основному содержанию работы. При формулировке темы следует придерживаться правила: чем уже тема, тем больше слов содержится в заголовке. Одно-два слова свидетельствуют о расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании, о том, что работа “обо всем и ни о чем”.

    Ниже, по центру заголовка, указывается вид работы и учебный предмет (например, экзаменационный реферат по биологии).

    Ещё ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается фамилия, имя, отчество ученика, класс. Ещё ниже – фамилия, имя, отчество и должность руководителя и, если таковые были, консультантов.

    В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова “год”). Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения. После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Далее следует введение, основной текст (согласно делению на разделы и с краткими выводами в конце каждого раздела) и заключение. Основной текст может сопровождаться иллюстративным материалом (рисунки, фотографии, диаграммы, схемы, таблицы). Если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки.

    Древняя мудрость гласит: “Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь” [3, c. 65] . После заключения принято помещать список источников (не менее 3-5), который, как отмечалось выше, может включать самые разные их виды. При оформлении списка источников сначала перечисляется литература (автор, название книги, город, издательство, год, количество страниц), а затем другие источники. Список выстраивается и нумеруется по алфавиту фамилий авторов. Если в источнике не указан его автор, то в списке такой источник занимает место согласно своему названию [4. c. 43] .

    Конечно, речь идет об учебных исследованиях, результатами которых часто являются известные обществу знания. Но эта работа, как никакая другая, создает мотивацию к обучению и творческой деятельности, формирует профессиональные качества.

    Исследовательская работа может выполняться одним учеником или группой. Уровень трудностей и содержания должны превышать уровень учебного материала не менее чем на один класс. Ученик может и не интересоваться данным предметом, но исследовательской деятельностью занимается и она приносит определенную пользу. На ученика ложатся задачи наблюдения, описания и обобщения результатов работы, т.е. первичные действия. Материал должен быть доступен для исследования, и выполнение работы относительно простое.

    Коснусь роли учителя в исследовательской деятельности. Учитель выполняет роль консультанта, подсказывает направления, редактирует текст. Привожу некоторые алгоритмы деятельности учителя по организации исследовательской деятельности:

    1. Создать положительную мотивацию к работе через постановку интересной проблемы.
    2. Совместное участие учителя и ученика в анализе проблемы.
    3. Ознакомление с методами исследования.
    4. Составление плана работы.
    5. Поиск противоречий.
    6. Промежуточный контроль и коррекция выполняемой работы.
    7. Предзащита работы.
    8. Окончательное оформление и защита работы.

  • Журнал “Завуч” №1, 2001, М. Просвещение.
  • Савенков А.И. “Учебное исследование”, Москва, 2003
  • Журнал “Биология в школе” №1, 2003, “Школа-Пресс – 1”
  • Ланина И.Я. “Не уроком единым”, М. Просвещение, 1991
  • Требования, предъявляемые к структуре и содержанию проектов нормативных правовых актов.

    В целом о правилах юридической техники, включая общие правила и специальные средства, существуют специальные учебники, тем не менее в рамках этого пособия следует отметить следующее.

    Общие требования, предъявляемые к структуре и содержанию проектов нормативных правовых актов, можно классифицировать таким образом:

    а) Требования, предъявляемые к реквизитам нормативных

    1) На первом листе нормативного документа в соответствии

    Государственным стандартом организационно-распорядительной документации должны быть указаны: форма (вид) документа; его название, кратко раскрывающее его содержание; название органа власти, принявшего нормативный акт; дата принятия акта; порядковый номер; изображение Государственного герба

    2) В конце документа указывается место его принятия; ставится подпись лица, принявшего акт, включающая личную подпись (только на подлиннике), его фамилию, инициалы, в ведомственных нормативных актах указывается также и специальное звание.

    б) Требования, предъявляемые к преамбулам нормативных

    Преамбулы, т. е. вступительные части нормативных актов создаются законодателями в тех случаях, когда существует необходимость разъяснения целей и мотивов принятия нормативного акта. В преамбуле отмечается актуальность принимаемого акта, обозначается политическая обстановка, причины принятия акта, правовые последствия его принятия. Однако, обозначая причины принятия того или иного законопроекта, следует использовать унифицированные термины.

    Не следует включать во вступительную часть и нормативные положения. В преамбулах не должно присутствовать деление на статьи, пункты и подпункты.

    в) Требования, предъявляемые к структурному построению нормативного материала. Нормы права, содержащиеся в законах и подзаконных актах излагаются не сплошным текстом. Для более четкого и ясного понимания норм права тексты нормативных актов подразделяются на составные части.

    г) Требования, предъявляемые к приложениям нормативных актов. Приложения располагаются после текста нормативного документа, им присваивается соответствующий порядковый номер арабскими цифрами. Если в проекте нормативного акта приводятся таблицы, графики, образцы документов, бланки, то они помещаются в приложениях и в тексте проекта делаются ссылки на них.

    Требования к бизнес-плану: чем привлечь инвесторов

    Составлять бизнес-план или нет – право каждого основателя своего дела. Но если вопрос касается организационных моментов, в число которых входит привлечение финансовых ресурсов извне для продвижения и развития предприятия, то на первое место выходит именно планирование бизнеса. Существуют определенные требования к бизнес-плану, соблюдение которых является обязательным для всех участников предпринимательской деятельности.

    Основные критерии

    Общие требования к бизнес-плану необходимо учитывать для правильного составления документа. Это важно, так как бизнес-план является первым источником, с которым будут знакомиться потенциальные инвесторы. После прочтения плана должно создаваться впечатление о фирме как о самом выгодном способе вложения денежных средств. Такой подход не означает, что нужно писать слишком броские фразы или перехваливать собственный бизнес.

    Структура плана должна правильно концентрировать внимание и при этом оставаться ненавязчивой.

    Общие требования к бизнес-плану включают в себя следующее:

    1. Для удобства восприятия содержание не должно превышать 40-50 страниц.
    2. План должен содержать больше конкретных фактов и цифр, вся второстепенная или справочная информация должна идти в качестве дополнений.
    3. Подготовка резюме. Это то, с чего начинается любой бизнес-план, именно резюме читают инвесторы в первую очередь. Оно должно оставлять впечатление и при этом иметь объем не более страницы.
    4. Текст должен быть изложен понятным и доступным языком. Требования к разработке бизнес-плана допускают применение различной терминологии, но термины должны быть общеупотребительны и понятны.
    5. Бизнес-план должен основываться на реалистичных данных и иметь честный анализ. Не допускается включать в текст предположения и возможные прогнозы, если их невозможно подтвердить расчетами.
    6. Все риски, которые могут возникнуть в ходе работы, должны быть описаны в тексте.
    7. План должен содержать описание стратегий, использование которых будет направлено на перспективное развитие бизнеса.

    Если будут соблюдены все требования, предъявляемые к составлению бизнес-плана, то достичь желаемого результата не составит труда.

    Сроки подготовки

    Подготовка бизнес-плана должна иметь четкие временные рамки. Не стоит растягивать написание проекта на длительный период, так как экономические условия меняются достаточно быстро и можно просто не успеть их учесть, либо уже произведенные расчеты придется делать заново, что еще больше затянет сроки.

    Если сбор данных для плана занимает довольно продолжительный период, то можно предусмотреть внесение поправок или изменений в проект, либо дополнения будут выступать в качестве приложений. Сроки подготовки важно учитывать для инвестиционных проектов, так как иногда небольшая заминка в работе может привести к потере инвестора. Поэтому лучше заранее определиться с тем, сколько по времени займет подготовка проекта и оставить запасной срок на случай непредвиденных ситуаций.

    Структура документа

    Соблюдая требования к оформлению бизнес-плана, не стоит забывать о правильном составлении его структуры, которая включает в себя:

    1. Титульный лист.
    2. Оглавление.
    3. Резюме.
    4. Информация о производимых товарах или оказываемых услугах.
    5. Анализ рынка.
    6. Маркетинговый и организационный план.
    7. Структура производства.
    8. Информация, включающая данные о финансах и налогах.
    9. Предполагаемые риски.
    10. Приложения.

    Требования к разработке бизнес-плана в каждом конкретном случае могут меняться в зависимости от особенностей, связанных с работой предприятий. Каждому разделу бизнес-плана следует уделить должное внимание и стараться не упускать важные моменты.

    Требования к бизнес-плану, на которые стоит обратить особое внимание:

    • Цена. Рассчитывается как в постоянных, так и текущих ценах. Сведения о постоянных ценах актуальны в том случае, если речь идет об инвестиционном проекте.
    • Налоги. Требования к бизнес-плану предусматривают обязательный расчет налогов, которые обязан будет платить владелец предприятия. Необходимо учитывать организационно-правовую форму предприятия. Для удобства можно указать на срок уплаты налогов, что позволит избежать штрафов за их несвоевременную уплату.
    • Окупаемость проекта. Указывается срок, в течение которого произойдет окупаемость бизнеса. Временные рамки будут зависеть от вида предприятия, предлагаемых им услуг и производимых работ. В среднем такой срок длится около 3-5 лет. Для крупных финансовых проектов окупаемость может наступить через 8-12 лет. Оценка окупаемости позволит задуматься над тем, стоит ли вообще заниматься выпуском той или иной продукции.
    • Экономическая эффективность проекта. Требования к бизнес-плану выделяют данный показатель в качестве главного, имеющего значение как для инвестора, так и для владельца предприятия. При расчете следует придерживаться рекомендаций, которые дает Минфин РФ. Экономическая эффективность должна заинтересовать инвесторов, чтобы они имели интерес вкладывать денежные средства в работу предприятия. Особенно важен данный показатель для банков при принятии решения о выдаче кредитов.
    • Платежи в иностранной валюте. Если планируется сотрудничество с зарубежными предприятиями, то необходимо делать расчеты в валюте внешнего рынка. Как правило, для расчетов берутся доллары или евро.

    В зависимости от вида проекта и его величины могут применяться дополнительные нормативы. Но те критерии, которые перечислены выше, являются обязательными.

    Если правильно учитывать все требования к бизнес-проекту, то это позволит эффективно расходовать имеющие ресурсы, вывести предприятие на более высокий уровень дохода и привлечь новых инвесторов, готовых вкладывать еще больше денежных средств в развитие предприятия. Правильно составленный бизнес-план в некоторых случаях может помочь получить кредит на более выгодных условиях.

    Бизнес с нуля. Как составить бизнес-план: Видео

    2. Понятия и структура проекта ис. Укажите требования к эффективности и надежности проектных решений.

    Проект ИС- это проектно конструкторская и технологическая документация, в которой описаны проектные решения по созданию и эксплуатации ИС в конкретной программно-технической среде. Проектирование ИС- последовательная нормализация проектных решений на различных стадиях жизненного цикла ИС: планирование, анализ требований, техническое и рабочее проектирование, внедрение и эксплуатация. ПИС охватывает три основные области: 1. проектирование объектов данных, которые могут быть реализованы в БД; 2. проектирование программ, экранных форм, отчетов, которые будут обеспечивать выполнение запросов к данным; 3. проектирование конкретной среды или технологии. Основу проекта любой ИС составляют следующие компоненты: -методология проектирования; -технологии проектирования; -стандарты и методики проектирования (CASE-средства). Взаимосвязь этих компонентов следующая: методология реализуется через конкретные технологии, каждая технология поддерживается соответствующими стандартами и методиками, а инструментальные средства обеспечивают выполнение процессов проектирования, описанных в методиках и стандартах.

    3. Опишите предпроектную стадию, ее назначение и перечень работ.

    Предпроектная стадия включает комплекс научно-исследовательских работ и организационно-технических мероприятий по обследованию объекта автоматизации. На этой стадии исследуются экономические показатели работы предприятия или учреждения, его организационная структура, информационные потоки, документооборот, методы учета и планирования. Обследование способствует определению основных параметров проектируемой системы и подразумевает сбор данных об объекте автоматизации в соответствии с конкретно выбранными методами. Важным этапом на этой стадии является анализ результатов обследования, который, учитывая характер собранных данных, их объем и, как правило, жесткие сроки, целесообразно проводить с применением вычислительной техники. Цель такого обследования заключается в определении экономической целесообразности автоматизации и подготовке научно обоснованных, рациональных направлений по совершенствованию управления. Следует подчеркнуть, что от качества проведенного обследования зависит весь дальнейший ход проектных работ.

    На этой стадии можно выделить два этапа, которые завершаются подготовкой и утверждением двух документов: технико-экономического обоснования (ТЭО) и технического задания (ТЗ). Технико-экономическое обоснование - это первый документ, создаваемый на предпроектной стадии разработки системы, подтверждающий ее экономическую целесообразность и производственную необходимость.

    Разработка ТЭО базируется на результатах обследования объекта автоматизации и имеет вид пояснительной записки. В него включены: обоснование цели проектирования и состава комплекса подсистем или задач, перечень организационно-технических мероприятий по разработке и внедрению системы, оценка экономической эффективности. Разработка ТЭО предшествует разработке технического задания - документа, завершающего предпроектную стадию создания АИС и включающего в себя правовое обоснование проектирования, к которому относятся издаваемые вышестоящими организациями постановления и приказы; описание цели и расчет экономической эффективности разработки; требования к задачам, техническому комплексу, обеспечивающим подсистемам и их составу. В ТЗ определяется очередность проектирования и внедрения АИС с приложением сетевых графиков и указанием источников финансирования работ.

    Оцените свои потенциал в управлении проектами

    БЛОГ ПРОЕКТНОЙ ПРАКТИКИ

    Участники проектов

    Участники проекта – физические и\или юридические лица, которые непосредственно вовлечены в реализацию проекта, либо чьи интересы могут быть затронуты при осуществлении проекта.

    По степени вовлеченности в проект можно выделить три группы участников:

    Как правило, основными участниками проекта являются:

    Заказчик - сторона, заинтересованная в осуществлении проекта и достижении его целей. Будущий владелец результатов проекта. Заказчик определяет основные требования к результатам проекта, обеспечивает финансирование проекта за счет своих или привлекаемых средств, может заключать контракты с основными исполнителями проекта.

    В компании, инициировавшей проект, могут выделяться роли инициатора и/или спонсора (куратора) проекта.

    Инициатор проекта – это сотрудник, который идентифицирует потребность в проекте и вносит «предложение» об инициации проекта. Этот человек может быть представителем любого функционального подразделения или уровня внутри или вне организации.

    Спонсор (куратор) проекта - сотрудник (как правило, руководитель высшего звена) организации, реализующей проект, который курирует проект со стороны организации (владельца проекта), обеспечивает общий контроль и поддержку проекта (финансовые, материальные, человеческие и другие ресурсы). Спонсор (куратор) проекта отвечает за достижение проектом конечных целей и реализацию выгод для организации. Спонсор проекта несет ответственность перед генеральным директором/ президентом или перед управляющим советом.

    Спонсор проекта назначает менеджера проекта и обеспечивает ему необходимую поддержку.

    Менеджер проекта (руководитель проекта)- лицо, ответственное за управление проектом. Менеджер проекта несет ответственность за достижение целей проекта в рамках бюджета, в срок и с заданным уровнем качества.

    Руководитель проекта обеспечивает ежедневное управление проектом, командой проекта, в разрезе всех основных управленческих функций (управление по срокам, затратам, рискам и др.). В зависимости от размера проекта, менеджер проекта может получать поддержку со стороны администратора проекта, или команды поддержки (офиса проекта).

    Возможными участниками проекта в зависимости от его типа, вида, сложности и масштаба могут быть:

    Инвестор - сторона, вкладывающая инвестиции в проект, например, посредством кредитов. Если инвестор и заказчик не являются одним и тем же лицом, то в качестве инвесторов обычно выступают банки, инвестиционные фонды и другие организации.

    Контрактор (генеральный контрактор) – сторона или участник проекта, вступающий в отношения с заказчиком, и берущий на себя ответственность за выполнение работ и услуг по контракту – это может быть весь проект или его часть.

    Субконтрактор – вступает в договорные отношения с контрактором или субконтрактором более высокого уровня. Несет ответственность за выполнение работ и услуг в соответствии с контрактом.

    Поставщики - субконтракторы, осуществляющие разные виды поставок на контрактной основе – материалы, оборудование, транспортные средства и др.

    Органы власти – стороны выдвигающие и поддерживающие экологические, социальные и другие общественные и государственные требования, связанные с реализацией проекта.

    Потребители конечной продукции – юридические и физические лица, являющиеся покупателями и пользователями результата проекта, определяющие требования к производимой продукции и оказываемым услугам, формирующие спрос на них.

    Менеджер проекта – ключевая фигура в управлении проектом

    Основная сила проектной концепции управления заключается в делегировании власти и возложении ответственности за достижение целей на определенных руководителях - менеджере проекта и ключевых членах команды управления проектом.

    Ответственность и состав полномочий менеджера проекта определяется контрактом с Заказчиком и/или уставом проекта (для внутренних проектов).

    Руководитель проекта обычно выполняет следующие функции:

    Менеджер проекта должен понимать и уметь анализировать интересы ключевых участников и особенности окружения проекта.

    Команда проекта и команда управления проектом

    Для достижения целей проекта менеджер создает специальные организационные структуры: команду проекта и команду управления проектом. Успех всего проекта во многом зависит от эффективности функционирования данных организационных структур.

    Команда проекта – временная организационная структура, объединяющая отдельных специалистов, группы и/или организации, привлеченные к выполнению работ проекта и ответственные перед руководителем проекта за их выполнение.

    Команда проекта создается целевым образом на период осуществления проекта. Она может включать как внутренних, так и внешних исполнителей и консультантов. Существуют разные подходы к формированию команды проекта (например, матричные структуры), отличающиеся по формам привлечения исполнителей и реализации власти менеджера проекта.

    Команда управления проектом объединяет членов команды проекта, которые непосредственно вовлечены в управление проектом и принятие управленческих решений. От умения менеджера проекта определить и привлечь к руководству проектом необходимых специалистов зависит снижение рисков проекта и потенциальных проблем.

    Менеджеры и члены команды (исполнители) отчитываются перед менеджером проекта и несут ответственность за реализацию запланированных работ и результатов (ответственность может варьироваться от отдельного выделенного результата (документа, решения) до завершенного подпроекта). Важно с самого начала суммировать опыт всех членов команды для решения возможных проблем проекта. В крупных проектах, менеджер проекта может собрать небольшую команду ключевых сотрудников, каждый из которых отвечает за собственную подкоманду (структурированную по пакетам работ или по подпроектам).

    Необходимо, чтобы каждый сотрудник, работающий на проекте, имел четко определенные:

    В крупных проектах могут выделяться администратор и офис проекта, оказывающие поддержку менеджеру проекта по сбору и обработке информации и выполнению управленческих функций.

    Проектный офис - это специализированная (физическая или виртуальная) организационная структура, предназначенная для поддержки осуществления проектов на разных уровнях управления в организации.

    «Проектный офис может оперировать в широком диапазоне задач, начиная от поддержки менеджеров проектов в форме тренингов, программного обеспечения, шаблонов, и вплоть до несения ответственности за результаты проекта» (PMBoK).

    В зависимости от вида и назначения проектный офис может занимать соответствующее положение в организационной иерархии, как на уровне близком к руководству компании, так и на уровне руководства отдельных крупных подразделений.

    Офисы поддержки отдельных проектов или программ довольно часто создаются для масштабных, сложных проектов и программ с целью централизации и оптимизации процессов управления проектом и подпроектами. Подобные проектные офисы (штабы проектов) являются частью систем управления конкретными проектами и их необходимость, как правило, не вызывает сомнений. Функции офиса могут включать интеграцию календарных и финансовых планов подпроектов, обеспечение контроля и координации деятельности менеджеров подпроектов, поддержку коммуникаций, документооборота, управление изменениями и контроль качества.

    Проектные офисы на уровне отдельных подразделений организации также встречаются довольно часто. Проектные офисы такого типа распространены в крупных корпорациях и государственных организациях на уровне подразделений, выполняющих значительное количество собственных проектов или значительные объемы работ в корпоративных проектах (например, Департамент информационных технологий, Департамент капитального строительства) с целью обеспечения многопроектного планирования, оптимизации распределения и координации собственных ресурсов, участвующих в различных проектах.

    Опыт показывает, что наиболее сложным, с точки зрения создания и внедрения, является корпоративный проектный офис (КПО). В то же время, именно создание корпоративного проектного офиса позволяет в полной мере реализовать преимущества применения проектных подходов управления на корпоративном уровне.

    Корпоративный проектный офис может обеспечивать реализацию как функций поддержки и развития корпоративной системы управления проектами:

    так и непосредственно реализовывать управленческие функции, включая:

    Читайте так же:  Судебная практика по содержанию родителей
    Тема Tiny Framework Войти