Перейти к содержимому

Субсидия по лизингу в 2019 году

Правительство России

О продлении программы льготного лизинга колёсных транспортных средств

Постановление от 23 июля 2018 года №861. Продлено действие программы льготного автомобильного лизинга. Принятое решение позволит реализовать по механизму льготного лизинга автомобильную технику в количестве не менее 4 тыс. единиц в 2018 году, не менее 4,5 тыс. единиц в 2019 году и не менее 4,9 тыс. единиц в 2020 году.

Постановление от 23 июля 2018 года №861

Внесено Минпромторгом России.

Программа льготного лизинга автотранспортных средств действует с 15 мая 2015 года и предполагает предоставление физическим и юридическим лицам автомобильной техники в лизинг на льготных условиях с авансовым платежом, уменьшенным на 10% от стоимости техники. Недополученные доходы лизинговых организаций от предоставления скидки компенсируются из федерального бюджета.

Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга колёсных транспортных средств (далее – Правила) утверждены постановлением Правительства от 8 мая 2015 года №451.

Подписанным постановлением в Правила внесены изменения, которыми продлено действие программы льготного автомобильного лизинга.

Уточняются также условия предоставления субсидии, требования к срокам заключения договора лизинга, требования, которым должна соответствовать лизинговая организация при предоставлении субсидий.

Принятые решения позволят реализовать по механизму льготного лизинга автомобильную технику в количестве не менее 4 тыс. единиц в 2018 году, не менее 4,5 тыс. единиц в 2019 году и не менее 4,9 тыс. единиц в 2020 году.

Программы по льготному лизингу на 2019 год

На данный момент автопром России имеет две действующие программы, которые обеспечивают хорошую поддержку со стороны государства. Разработаны и успешно действуют две программы, финансирование которых обошлось правительству в четыре миллиарда рублей.

Основные задачи

Очень хорошо себя зарекомендовала программа, с помощью которой был успешно обновлен автомобильный парк. В связи с этим ее действие было решено продлить, а помимо этого ввести в действие льготные программы по таким направлениям, как лизинг и автокредитование. Этим самым было предусмотрено повысить спрос на продукцию автопрома. В состоянии кризиса очень важно финансово поддержать потенциального покупателя автопродукции, что существенно повысит эффективность работы рынка автомобильной промышленности.

Для внедрения и успешной работы новых программ было разработано множество схем и решений, направленных на максимальное совершенствование работы авторынка, что благоприятно отобразится на общем благосостоянии страны в целом. Особенно это важно для всех, кто задействован в малом бизнесе, связанной со всей продукцией автомобильного направления и тех, кто ее производит, а так же для компаний, чья деятельность связана с лизингом. Также значительное улучшение в своей работе могут ощутить банки и дилерские организации.

Подробнее о программе кредитования

Эта программа может предложить следующие виды услуг:

  • одним из первых условий для того, чтобы получить возможность приобрести авто в кредит, есть оплата предоплаты в размере 20 процентов, от его первоначальной стоимости;
  • уменьшение ставок при такой форме кредитования возможно только в размере, предусмотренном субсидией государств;
  • ставка при таком кредитовании составит 15% годовых.

Льготный лизинг: преимущества

Очень привлекательным для потребителей условиям второй программы является:

  1. Предоставление государством субсидий, которые смогут покрыть часть предоплаты по договору лизинга автомобильного средства.

Хочется отметить, что это относится ко всем категориям транспортных средств. Такие условия будут выгодны как физическим лицам, так и юридическим лицам. В том случае, если лизинговая компания понесет какие-либо убытки, государство гарантирует их возмещение из средств бюджета в размере 10% от изначальной цены автотранспортного средства. Стоит отметить, что в данной программе есть определенные условия, а именно, отметка в 500 тысяч рублей является максимальной для одного лизинга, а один получатель может рассчитывать на сумму не более пяти миллионов рублей.

  1. Одним из условий участия в данной программе есть наличие не менее ста договоров лизинга, заключенных в 2017 году.

Каждая лизинговая компания имеет право самостоятельно подбирать модели, которые наиболее лучше будут подходить под требуемые условия. Исходя из всего вышесказанного, многие эксперты уверенны в подъеме реализации автотранспортных средств разных категорий в 2019 году. Лизинговые программы получили большую популярность в разных странах мира, а теперь и наши граждане смогут оценить ее по достоинству. Стоит еще отметить, что лизинговая программа 2019 охватывает абсолютно весь автотранспорт, приобретенный компанией в текущем году.

  1. Еще одним важным условием для лизинга в 2019 году есть обязательное наличие регистрации, т. е. транспортное средство должно находиться на учете.
  2. Срок действия заключенного договора не может быть менее года.
  3. Лизинговый аванс не может быть меньше 10% от первоначальной стоимости автосредства.
  4. На протяжении одного квартала 2017 года количество реализованных автомобилей превысило сорок тысяч единиц, помимо чего внедряются другие меры по поддержанию автотранспортной промышленности.
  5. В 2019 году на приобретение автотранспорта разных категорий и сопутствующих товаров было выделено более 10 миллиардов рублей.

Так же хороших финансовых вложений получила газомоторная отрасль и трамвайно-троллейбусный автопарк.

Все автопроизводители в 2018-2019 году получат возможность на возмещение от государства тех затрат, которые были связаны с выплатой по кредитным договорам, а именно процентов. Все это даст возможность производителям транспортных средств максимально оснастить производство современной техникой и внедрить самые современные технологии. Это окажет положительное воздействие не только на автомобильную промышленность, но и на состояние экономики в целом.

Льготный автолизинг в лице Минпромторга просит 22 млрд рублей из бюджета

Предложение Александра Морозова содержит заявку на выделение из бюджета средств в размере 21,768 млрд руб. для финансирования программы льготного автолизинга с января 2019 года по декабрь 2021 года. Об этом сообщает «Интерфакс».

По словам собеседника агентства, Минпромторг предполагает, что в следующем году на финансирование программы будет выделено 7,56 млрд руб., в 2020 году – 7,25 млрд руб., а в 2021 году – 6,96 млрд руб. Срок, когда будет принято решение для выделения средств – декабрь 2018 года. Тогда же ведомство предполагает утвердить правила предоставления субсидий лизинговым организациям. Заключать лизинговые договоры планируется до октября каждого года, выпуск и передача техники – до 31 декабря каждого года, как пишет агентство «Финмаркет».

Читайте так же:  Доверенность на куплю продажу комнаты

В Минпромторге оценивают, что программа льготного лизинга позволит купить в ближайшие три года малому и среднему бизнесу не менее 83,4 тыс. коммерческих автомобилей – 29 тыс. машин, 27,7 тыс. и 26,7 тыс. соответственно.

При этом отмечается, что у субъектов малого и среднего предпринимательства отсутствуют собственные средства на обновление транспортного парка, и реализация программы невозможна без дополнительного финансирования. Если программа льготного лизинга прекратится, то, по мнению Минпромторга, перестанет обновляться автопарк малого и среднего бизнеса, снизится производство и продажи коммерческих автомобилей в нашей стране и, как следствие, произойдет старение автопарка.

Как ранее сообщала «Финансовая газета», в конце июля правительство России своим распоряжением продлило программу льготного автолизинга. Тогда говорилось о том, чтобы предоставить физическим и юридическим лицам автомобильную технику в лизинг на льготных условиях с авансовым платежом, уменьшенным на 10% от стоимости техники. Как отмечалось в пояснительной записке к документу, с помощью госпрограммы в 2018 году производители должны продать 4 тыс. легковых и грузовых автомобилей, а также автобусов отечественного производства. В 2019 году клиенты смогут купить не менее 4,5 тыс. машин, а в 2020 году – не менее 4,9 тыс. автомобилей.

Путин поручил увеличить в 2019 году объем субсидирования производителей сельхозтехники

МОСКВА, 29 марта. /ТАСС/. Президент РФ Владимир Путин поручил предусмотреть в бюджете на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов увеличение объема субсидирования производителей сельхозтехники. Соответствующий пункт содержится в опубликованном на сайте Кремля перечне поручений главы государства по итогам заседания президиума Госсовета, которое президент провел 1 февраля в Ростове-на-Дону.

"Правительству РФ при подготовке проекта федерального закона (о бюджете на 2019 год и плановый период) предусмотреть увеличение средств субсидирования производителей сельскохозяйственной техники", - говорится в документе.

Также Путин поручил кабмину и главам регионов рассмотреть вопрос о внесении поправок в законодательство, предусматривающих предоставление субсидий за счет средств федерального и региональных бюджетов "на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования российского производства, в том числе в лизинг и кредит". Доклад по этому вопросу должен быть сделан до 1 мая 2018 года.

Минпромторг предложил распространить лизинговые субсидии на сельхозтехнику

Минпромторг подготовил изменения в постановление о льготном лизинге спецтехники №518 от 2017 года: уже с 2019 года его действие может распространиться и на сельхозтехнику.

Как говорится в пояснительной записке к поправкам (размещены на regulation.gov.ru), решение принято в связи со снижением объемов производства сельхозтехники и оборудования по итогам января—апреля 2018 года на 19,4%, до 32,3 млрд руб. Тогда в «Росспецмаше» (лобби отечественного сельхозмашиностроения) связывали спад с задержкой субсидирования льготных кредитов по линии Минсельхоза и выдачей льготных кредитов на иностранную технику. В тот же период доля импортной сельхозтехники выросла на 20 процентных пунктов, до 62,4%, хотя сам импорт в денежном выражении упал на 13,3%, до 57,4 млрд руб. В Минпромторге отмечают «благоприятный эффект» механизма субсидий для лизинговых компаний в автопроме и производстве дорожно-строительной и коммунальной техники (ДСТ). Как считают в ведомстве, новые меры в 2019 году обеспечат реализацию 1,75 тыс. штук спецтехники дополнительно.

Сегодня госсубсидии по уплате авансового лизингового платежа касаются только ДСТ, их размер — 10% цены техники со стоимостью ее доставки по железной дороге для европейской части РФ и 15% для Дальневосточного, Сибирского ФО, Калининградской области, Крыма и Севастополя. Максимальный размер субсидии на единицу техники — от 45 тыс. руб. (стреловые подъемники со стрелой пантографного типа) до 4,6 млн руб. (кран-трубоукладчик для удаленных регионов). В новой версии предполагается расширить действие льгот на сельхозтехнику, а также повысить скидку для Дальнего Востока до 20%. Увеличивается и размер субсидий — до 5,3 млн руб. на краны-трубоукладчики в ДФО.

Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский признает, что парк сельхозтехники устарел, но средств обновить его в прошлом сезоне не было: цены на зерно на внутреннем рынке были низкими. По данным «Совэкона», пшеница третьего класса в центре страны в этом июне торговалась в среднем по 9,5 тыс. руб. за тонну против 9,1 тыс. руб. за тонну годом ранее. «Объемы выпуска сельхозтехники в 2018 году сокращались, что было во многом связано с неопределенностью мер поддержки»,— говорит Дмитрий Бабанский из SBS Consulting. Он считает льготный лизинг довольно востребованным инструментом, который может оказать позитивное влияние на отечественное производство. Господин Бабанский полагает, что изменения повысят конкуренцию на рынке лизинга сельхозтехники и одновременно увеличат платежеспособный спрос.

«Сегодня по сельхозтехнике "Росагролизинг" фактически занимает монопольное положение, другие предложения на рынке лизинга дороже в три-четыре раза, это позволяет им диктовать, сколько и какой именно техники они закупят,— сказал “Ъ” заместитель главы "Росспецмаша" Денис Максимкин.— Изменения позволят уравнять ценовую разницу, рынок лизинга вырастет и станет более прогнозируемым, увеличатся продажи российских заводов». Дмитрий Бабанский напоминает, что у «Росагролизинга» колоссальные долги перед производителями. В «Росагролизинге» не ответили на вопросы “Ъ”. В «Сбербанк Лизинге» заметили, что помимо очевидной выгоды для потребителей субсидирование лизинга сельхозтехники обеспечит рост рынка. В иностранных концернах, в том числе с производством в РФ, “Ъ” не ответили.

По мнению Дениса Максимкина, документ уравнивает и регионы. В действующей редакции повышенные субсидии для Сибири, ДФО, Крыма и Калининграда — 15%, между тем транспортные расходы по ДФО «очевидно больше», поясняет он. Предложение увеличить их до 20% для этой части РФ, отмечает господин Максимкин, позволит «нивелировать транспортные расходы».

Лизинговые субсидии распространят и на сельхозтехнику

После резкого спада продаж российской сельхозтехники в начале года на фоне снижения госсубсидий Минпромторг предложил новые льготы для сектора. Теперь на сельхозтехнику могут распространить программу субсидирования льготного лизинга, действующую в сегменте строительно-дорожной техники, также чиновники предлагают увеличить размер субсидий для Дальнего Востока. Это должно увеличить продажи в 2019 году на 1,75 тыс. единиц спецтехники. Эксперты отмечают, что расширение механизма может помочь не только заводам, но и аграриям, конъюнктура рынка которых ухудшилась весной.

Минпромторг подготовил изменения в постановление о льготном лизинге спецтехники №518 от 2017 года: уже с 2019 года его действие может распространиться и на сельхозтехнику.

Как говорится в пояснительной записке к поправкам (размещены на regulation.gov.ru), решение принято в связи со снижением объемов производства сельхозтехники и оборудования по итогам января—апреля 2018 года на 19,4%, до 32,3 млрд руб. (“Ъ” сообщал об этом 1 июня). Тогда в «Росспецмаше» (лобби отечественного сельхозмашиностроения) связывали спад с задержкой субсидирования льготных кредитов по линии Минсельхоза и выдачей льготных кредитов на иностранную технику. В тот же период доля импортной сельхозтехники выросла на 20 процентных пунктов, до 62,4%, хотя сам импорт в денежном выражении упал на 13,3%, до 57,4 млрд руб. В Минпромторге отмечают «благоприятный эффект» механизма субсидий для лизинговых компаний в автопроме и производстве дорожно-строительной и коммунальной техники (ДСТ). Как считают в ведомстве, новые меры в 2019 году обеспечат реализацию 1,75 тыс. штук спецтехники дополнительно.

Читайте так же:  Штраф за разную резину 2019

На 19 процентов,

до 32,3 млрд руб., снизился выпуск сельхозтехники в РФ в январе—апреле 2018 года

Сегодня госсубсидии по уплате авансового лизингового платежа касаются только ДСТ, их размер — 10% цены техники со стоимостью ее доставки по железной дороге для европейской части РФ и 15% для Дальневосточного, Сибирского ФО, Калининградской области, Крыма и Севастополя. Максимальный размер субсидии на единицу техники — от 45 тыс. руб. (стреловые подъемники со стрелой пантографного типа) до 4,6 млн руб. (кран-трубоукладчик для удаленных регионов). В новой версии предполагается расширить действие льгот на сельхозтехнику, а также повысить скидку для Дальнего Востока до 20%. Увеличивается и размер субсидий — до 5,3 млн руб. на краны-трубоукладчики в ДФО.

Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский признает, что парк сельхозтехники устарел, но средств обновить его в прошлом сезоне не было: цены на зерно на внутреннем рынке были низкими. По данным «Совэкона», пшеница третьего класса в центре страны в этом июне торговалась в среднем по 9,5 тыс. руб. за тонну против 9,1 тыс. руб. за тонну годом ранее. «Объемы выпуска сельхозтехники в 2018 году сокращались, что было во многом связано с неопределенностью мер поддержки»,— говорит Дмитрий Бабанский из SBS Consulting. Он считает льготный лизинг довольно востребованным инструментом, который может оказать позитивное влияние на отечественное производство. Господин Бабанский полагает, что изменения повысят конкуренцию на рынке лизинга сельхозтехники и одновременно увеличат платежеспособный спрос.

«Сегодня по сельхозтехнике "Росагролизинг" фактически занимает монопольное положение, другие предложения на рынке лизинга дороже в три-четыре раза, это позволяет им диктовать, сколько и какой именно техники они закупят,— сказал “Ъ” заместитель главы "Росспецмаша" Денис Максимкин.— Изменения позволят уравнять ценовую разницу, рынок лизинга вырастет и станет более прогнозируемым, увеличатся продажи российских заводов». Дмитрий Бабанский напоминает, что у «Росагролизинга» колоссальные долги перед производителями. В «Росагролизинге» не ответили на вопросы “Ъ”. В «Сбербанк Лизинге» заметили, что помимо очевидной выгоды для потребителей субсидирование лизинга сельхозтехники обеспечит рост рынка. В иностранных концернах, в том числе с производством в РФ, “Ъ” не ответили.

По мнению Дениса Максимкина, документ уравнивает и регионы. В действующей редакции повышенные субсидии для Сибири, ДФО, Крыма и Калининграда — 15%, между тем транспортные расходы по ДФО «очевидно больше», поясняет он. Предложение увеличить их до 20% для этой части РФ, отмечает господин Максимкин, позволит «нивелировать транспортные расходы».

Справляйся кто может

В правительстве заговорили о том, что кризис в российском машиностроении миновал, спрос восстановился, а потому отпала и необходимость в выделении дополнительных средств бюджета на его поддержку. Рабочая группа по бюджетным проектировкам на 2019–2021 годы предложила подумать об отказе от «антикризисной» помощи в автопроме, транспортном и сельскохозяйственном машиностроении, легкой промышленности, а также урезать субсидирование судостроения. Ряд секторов теоретически могут обойтись без господдержки, но во многих ее отсутствие рискует обернуться очередным серьезным спадом производства.

"Ъ" удалось ознакомиться с протоколом заседания рабочей группы правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на 2019–2021 годы от 10 августа (см. также материал о проектировках по приоритетным нацпроектам ). В частности, группа сочла, что пришло время завершить антикризисные меры в ключевых отраслях машиностроения, запущенные в 2014–2017 годах. В протоколе отмечено, что «в связи с положительной динамикой развития» автопрома, транспортного и сельскохозяйственного машиностроения, легкой промышленности и других отраслей, снижением ключевой ставки ЦБ и ростом платежеспособного спроса целесообразно завершить эти меры поддержки, «в частности направленные на стимулирование спроса на промышленную продукцию указанных отраслей».

Это заявление не означает немедленного прекращения разнообразной господдержки машиностроения, но едва ли не впервые отмечает возможность принципиального изменения промышленной политики в РФ. С первой половины 2010-х годов и в особенности после введения санкций против РФ, когда платежеспособный спрос на продукцию машиностроения начал падать, государство перешло к искусственному стимулированию спроса в автопроме, сельхозмашиностроении, судостроении и других отраслях. В итоге ряд отраслей сейчас показывают рост производства, ряд программ поддержки (например, в автопроме) ограничивали и даже сворачивали. Но пока, даже обозначая намерение уйти от прямых субсидий, в целом от господдержки бюджет не отказывается. В частности, госпрограмму «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» сверх предусмотренных ранее 857 млрд руб. на 2019–2021 годы увеличат, хотя и всего на 1,3 млрд руб.

Источник "Ъ" на рынке отмечает, что о необходимости отказа от мер поддержки давно говорили Минэкономики и Минфин.

Но Минпромторг, по его словам, идею до сих не поддерживал, хотя и оговаривался, что программы субсидирования напрямую будут зависеть от динамики рынка и при продолжении роста поддержка сократится. Другой собеседник "Ъ", знакомый с ситуацией, полагает, что отказ от прямой поддержки может компенсироваться тем, что Минпромторг проведет эти расходы через свой нацпроект. В ведомствах комментариев не предоставили.

Вагоны выедут на своих

Среди мер, которые могут быть сокращены, если последовательно исполнить идею рабочей группы,— субсидирование закупки инновационных вагонов (с повышенной нагрузкой на ось в 25 тонн). Согласно бюджетным проектировкам, на 2019–2021 годы, на это цели было запрошено по 2,5 млрд руб. в год, но их выделять не планируют. Госсубсидии инновагонов дают с 2014 года и продлевают их каждый год, хотя финансирование, круг адресатов и номенклатура вагонов сужаются. В 2016 году господдержка вагоностроения составила 10 млрд руб., из которых 3 млрд руб.— заводам на субсидирование скидки для покупателей инновагонов, а 7 млрд руб.— на субсидирование самой закупки, в 2018 году было выделено всего 2 млрд руб.— только покупателям, но не самых востребованных обычных и полувагонов, а спецпарка и супертяжеловесных полувагонов (27 тонн на ось).

Читайте так же:  Загс таганрога развод

На продолжении субсидирования инновагонов, по данным "Ъ", настаивали угольщики, которым в силу специфики груза и маршрутов этот парк приносит наибольшую выгоду. Кроме прямых госсубсидий, спрос на инновагоны косвенно стимулируется и тарифными скидками от ОАО РЖД (дают до 27% скидки к базовому уровню оплаты порожнего пробега). Но источники "Ъ" говорят, что сейчас ряд операторов добиваются отмены и скидки, аргументируя это тем, что она уже выполнила задачу (за время ее действия инновационный парк вырос почти в 20 раз), а субсидирование через порожний пробег привело к росту его объемов и дефициту вагонов под перевозку традиционно попутных грузов (например, щебня) на ряде ключевых направлений.

В Минтрансе запрос "Ъ" перенаправили в Минпромторг, в ОАО РЖД и вагоностроители от комментариев отказались. Но серьезного беспокойства участники рынка не проявляют. «Все пока на уровне разговоров,— говорит источник "Ъ" среди вагоностроителей.— Но кризис в отрасли действительно прошел».

Судостроение может и утонуть

Из списка субсидируемых отраслей может выпасть и судостроение. Группа предлагает снижать его господдержку «с учетом развития отрасли и обеспечения производства конкурентоспособных видов судов». Минпромторгу совместно с Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) предлагается также проработать программу лизинга гражданских судов с учетом постепенного снижения бюджетных средств и перехода к рыночным механизмам.

Сегодня государство, в частности, компенсирует пароходствам две трети от ставки по кредиту на строительство судна либо лизингового платежа, выдает судовой утилизационный грант, а также выделяет деньги ОСК на программы льготного лизинга. В корпорации "Ъ" сообщили, что в свете поручений руководства страны по доведению доли гражданской продукции в портфеле заказов ОСК до 50% к 2030 году «представляется крайне актуальным продолжение господдержки отрасли в части различных финансовых инструментов», используемых заказчиками корпорации. ОСК подготовила обоснование по выделению средств на лизинг, говорят там, при «положительном решении курирующего министерства» это позволит в дальнейшем «револьверно обеспечить финансирование заказчиков для строительства судов».

«В вопросе распределения субсидий или применения других механизмов госполитики необходимо переходить к прозрачным механизмам, которые поддерживают конкуренцию как внутри отраслей, так и между отраслями», - Максим Орешкин, глава Минэкономики, 5 апреля.

Машины не готовы к остановке

В новых мерах поддержки спроса могут отказать и автопрому. В отрасли для поддержки спроса есть, в частности, льготный лизинг: с 2015 года субсидировался авансовый платеж — 10% стоимости автомобиля, но не более 500 тыс. руб. В 2017 году на льготный лизинг дали 13,75 млрд руб., в том числе 10 млрд руб. на обычный автолизинг и 3,75 млрд руб. на работавшие с июля программы «Свое дело», «Российский тягач» и «Российский фермер». С 2015 года есть и программы автокредитования «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». По ним банки дают скидку семьям с двумя и более детьми, а также гражданам, впервые покупающим машину, на первоначальный взнос по кредиту в размере 10% от стоимости автомобиля.

Эти субсидии в госпрограммах остались на прежнем уровне, но идея отказа от антикризисных мер поддержки может привести в перспективе к сворачиванию такой помощи. Особенно критично отмена стимулирования спроса может сказаться на легком коммерческом транспорте (LCV), поскольку этот сегмент напрямую зависит от состояния экономики, говорит собеседник "Ъ". Другой источник "Ъ" в отрасли также считает, что без стимулирования спроса продажи LCV упадут. «В условиях неопределенности и экономической нестабильности частный бизнес не будет вкладывать в обновление коммерческой техники, а у большинства регионов нет денег на обновление автобусных парков»,— говорит он. «Останавливать льготный лизинг и субсидии на закупку газомоторной техники нельзя,— считает он.— Это приведет к дальнейшему старению коммерческой техники в РФ, половина его уже старше десяти лет, а это проблема безопасности и рост логистических издержек». Среди последствий для отрасли в целом он называет снижение объемов производства и сокращение персонала в автопроме.

Среди субсидий автопрома, согласованных на 2019–2021 годы, есть компенсация затрат на производство автомобилей, узлов и агрегатов (1,2 млрд руб.), хотя заявлялась дополнительная потребность еще в 24,2 млрд руб. Собеседники "Ъ" на рынке говорят, что эта статья ранее относилась к программе утилизации, замороженной в 2017 году, а теперь средства, вероятно, направят на компенсацию роста импортных пошлин на компоненты. С 1 июля по условиям вступления в ВТО РФ должна была отменить льготные ввозные пошлины на автокомпоненты для локального производства, но, по данным "Ъ", решение все еще не принято. Также согласована субсидия в размере 110,2 млрд руб. на 2019 год на возмещение затрат на производство автомобилей классов «Евро-4» и «Евро-5», как добавляют источники "Ъ",— это одна из компенсаций утильсбора для российских концернов. Также не согласована новая субсидия на перевозку автомобилей, произведенных на Дальнем Востоке (заявлена потребность в 500 млн руб. в год), она исторически направлялась СП Mazda Sollers.

Также активно субсидируется и сельхозмашиностроение — российским заводам предоставляются средства на скидки для аграриев в размере 15–20% от цены техники. В 2018 году на это выделят не менее 10 млрд руб. Но обычно этих средств не хватало, и в предыдущие годы лобби агромаша уже с весны требовало увеличивать субсидии. При этом, как писал "Ъ" 17 июля , совсем недавно Минпромторг предлагал распространить на эту отрасль и механизм льготного лизинга (сейчас действует в сегменте дорожно-строительной и спецтехники). В «Росспецмаше» комментариев не предоставили.

Есть ли спрос без бюджета

Источник "Ъ" в одном из иностранных концернов полагает, что госсубсидии сегодня — непрозрачный механизм, в долгосрочной перспективе вредящий механизмам рыночной экономики. По его мнению, при прекращении господдержки часть получателей субсидий уйдут с рынка из-за неспособности конкурировать. Другой источник "Ъ" отмечает, что «в условиях ослабления курса рубля и того, что реальные располагаемые доходы населения не растут, нынешний рост авторынка может оказаться очень временным».

Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» говорит, что на фоне роста рынка наблюдается тенденция ухода от поддержки отрасли прямыми бюджетными вливаниями к мерам стимулирования через налоговую систему, страхование и так далее. Он подтверждает, что в целом господдержка искажает рыночную ситуацию, при этом резкий отказ от субсидирования спроса будет критичен, особенно для рынка LCV. Господин Беспалов также обращает внимание, что даже на фоне стабильного роста авторынка есть факторы нестабильности, в частности колебания валютного курса, процентные ставки.

Наталья СКОРЛЫГИНА, Ольга НИКИТИНА, Анастасия ВЕДЕНЕЕВА