Перейти к содержимому

Судебно психологическая экспертиза ребенка

Психологическая экспертиза ребенка

Был суд и назначили психологическую экспертизу ребенку 6 лет (не хочет общаться с отцом) Отец настаивает на экспертизе. Как можно добиться чтоб психологическую экспертизу не проводили?

Здравствуйте, Элина! Возраст ребенка не тот, чтобы препятствовать психологической экспертизе. В зависимости от конкретных обстоятельств Вашего дела, есть вариант заявить клиническую психологическую экспертизу в отношении отца ребенка. За более детальной правовой помощью Вы можете обратиться в личные сообщения к любому юристу, например ко мне, на платной основе, т.к. мы не состоим в трудовых отношениях с сайтом, а только сотрудничаем с ним.

Можете ли Вы провести психологическую экспертизу привязанности ребенка к родителям по видеозаписям?

Можете ли Вы провести психологическую экспертизу привязанности ребенка к родителям по видеозаписям? нет, вы не по адресу. Мы не эксперты, экспертизы не проводим.

Нет нельзя провести психологическую экспертизу без общения психолога с ребенком это не только разговор но и интерпретация определенных тестов.

Здравствуйте, Марина Михайловна! Подобного рода экспертизы проводятся психологами, а не юристами. Так де данную экспертизу назначает суд.

Ребенку назначили психологическую экспертизу. Девочке 5 лет и она четыре месяца находится у отца. Ребенок запуган, зомбирован. Живет от нас за 1000 км. Дважды ездила за ней. Первый раз с родителями-увидев в окно была такая радость, бегом бежала кматери и за 1 метр резко остановилась и спросила отца можно ли ей обнять маму. И потом постоянно держал ее за руку и прежде чем ответить на вопрос смотрела на отца. Второй раз ездила мать на поезде, но он ответил по телефону, что находится в командировке с ней в Москве. ВОПРОС-какие вопросы должен задать эксперт, для определения о давлении на ребенка. Просто не знаем-помогите! Экспертизу назначили по месту жительства отца в гор. Тюмени, боимся, что купит.

Здравствуйте, вопросы могут быть следующие: к кому ребенок больше привязан например какое психологическое отношение к каждому из родителей какой ребенок сам по себе (тихий или активный итд) Какой из вариантов проживания несовершеннолетнего ребенка с родителями причинит наименьший ущерб его психике и психологическому комфорту? Как у ребенка сформировалось желание проживать с кем то из родителей Статья 65. Осуществление родительских прав [Семейный кодекс РФ] [Глава 12] [Статья 65] 1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. 2. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд. 3. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое). По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, и с учетом требований абзаца второго настоящего пункта суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить место жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства. 4. При осуществлении родительских прав родители (лица, их заменяющие) имеют право на оказание им содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи. Условия и порядок оказания содействия в предоставлении указанной помощи определяются законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании.

Это не эксперт, а суд и стороны задают вопросы эксперту. Такая ч. 2 ст. 79 ГПК РФ. Каждая из сторон и другие лица, участвующие в деле, вправе представить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, определяется судом. Отклонение предложенных вопросов суд обязан мотивировать. Эксперта не купить - у него уголовная ответственность.

Здравствуйте! Как указано в статье 79 Гражданского процессуального кодекса РФ, 2. Каждая из сторон и другие лица, участвующие в деле, вправе представить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, определяется судом. Отклонение предложенных вопросов суд обязан мотивировать. Стороны, другие лица, участвующие в деле, имеют право просить суд назначить проведение экспертизы в конкретном судебно-экспертном учреждении или поручить ее конкретному эксперту; заявлять отвод эксперту; формулировать вопросы для эксперта; знакомиться с определением суда о назначении экспертизы и со сформулированными в нем вопросами; знакомиться с заключением эксперта; ходатайствовать перед судом о назначении повторной, дополнительной, комплексной или комиссионной экспертизы. Что касается конкретного перечня вопросов для эксперта, то об этом можно говорить долго. Рекомендую обратиться к детскому психологу, чтобы Вам помогли подготовить такой перечень вопросов, или самостоятельно изучить подобную практику (например, по данной ссылке: http://www.expertiza-rebenka.com/page2).

В соответствии со ст. 65 Семейного Кодекса РФ, "Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. В Вашем случае основные вопросы о том, соблюдаются ли "интересы детей", приносит ли кто-либо из родителей вред "психическому состоянию" или "нравственному развитию" ребёнка, осуществляет ли кто-либо из родителей "пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей" и т.д.

Статья 65 СК РФ. Осуществление родительских прав 1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном закономпорядке. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 N 10 разъяснено: «При этом суд принимает во внимание возраст ребенка, его привязанность к каждому из родителей, братьям, сестрам и другим членам семьи, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (с учетом рода деятельности и режима работы родителей, их материального и семейного положения, имея в виду, что само по себе преимущество в материально — бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя), а также другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей.» На рассмотрение психолога могут быть выставлены вопросы: индивидуально-психологические особенности ребенка, особенности его эмоционального состояния, наличие и характер тревоги и т. д.; особенности родительской позиции; особенности детско-родительских отношений: отношения каждого из родителей к ребенку, отношение ребенка к родителям как к паре, к каждому в отдельности; взаимоотношения ребенка с другими членами семьи и социальным окружением; содержание конфликта между родителями.

Здравствуйте. Ст. 69 СК РФ устанавливает условия лишения граждан родительских прав в случае пренебрежения и злоупотребления родительскими правами, при жестоком обращении с детьми, при посягательстве на их половую неприкосновенность, при тяжелых формах болезни наркоманией или алкоголизмом, а также в случае совершения умышленного преступления, направленного против жизни или здоровья членов семьи. Точно ответить на ваш вопрос никто к сожалению не сможет, т.к в каждом отдельном случае все индивидуально. Но так как вашему ребенку 5 лет, то для определения отношения к родителю в большом объеме будет использоваться проективные методики рисунок семьи, сказкотерапия, методика закончи предложение и др.

Читайте так же:  Приказ мю 279 от 04.09.2006

Здравствуйте, Нурзия Саляховна! На моей практике по делам данной категории обычно ставятся следующие вопросы: -К кому из родителей ребенок привязан больше?-Каково психологическое отношение ребёнка к каждому из родителей?-Каково отношение несовершеннолетнего к родителям вместе и к каждому в отдельности, к кому из родителей ребенок привязан в большей степени, чем это характеризуется?-Каково реальное психологическое отношение и привязанность ребенка к другим членам семьи (бабушкам, дедушкам и другим родственникам)?-Каковы индивидуально-психологические характеристики и особенности ребёнка?-Какой из вариантов проживания несовершеннолетнего ребенка с родителями причинит наименьший ущерб его психике и психологическому комфорту?-Кто из родителей имеет для ребенка наибольший авторитет, влияние?-Самостоятельно ли или под влиянием третьих лиц у ребенка сформировалось желание проживать с матерью (отцом)?-Соответствует ли уровень психического развития ребенка возрастным нормам? Согласно части 3 ст. 79 ГПК РФ при уклонении стороны от участия в экспертизе, непредставлении экспертам необходимых материалов и документов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам дела и без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для нее она имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.

Может ли пристав назначить психологическую экспертизу ребенку, когда есть решение о порядке встречи ребенка и дедушки?

Добрый день, нет, конечно, безусловно, такого права у пристава нет, не может он назначить психологическую экспертизу ребенку.

Нет в компетенцию пристава не входят такие полномочия, этим занимается только суд, поэтому такие требования не правомерны.

Могу ли я отказаться от прохождения судебно-психологической экспертизы моего ребенка? Проходит процесс по определению места жительства ребенка. Ему 10 лет. В суде выразил желание проживать с мамой, а с папой встречаться в свободное время и на каникулах. Ребенок сам говорит что никуда идти не хочет. Не могу же я давить на него. Ему и так психологически тяжело.
Суд признал жилищно-бытовые условия как равные. Бывший муж алиментов не платит и в жизни ребенка мало участвует. Иск об определении места жительства ребенка был инициирован им,хотя сын 2 года проживает со мной.

Моежте отказаться КОНЕЧНО

Если суд определил провести такую экспертизу, то я крайне не рекомендую отказываться - суд может счесть это не в Вашу пользу и счесть обстоятельства, НЕ нужные вам, но вынесенные на экспертизу (например, привязанность к отцу) - установленными и вынести решение против Вас.

Скажите пожалуйста, если суд определил психологическую экспертизу ребенку, то она бесплатная или платная экспертиза? Законно ли если эксперты требуют деньги за экспертизу?

Эта экспертиза платная, оплачивается истцом

Консультация юриста по телефону: 8800 505 9111. Звонок бесплатный.

Скажите, пожалуйста, могули я отказаться от психологической экспертизы двухлетнего ребенка?

Если суд назначил, то лучше не отказываться. Ч. 3 Ст. 79 ГПК При уклонении стороны от участия в экспертизе, непредставлении экспертам необходимых материалов и документов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам дела и без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для нее она имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.

Здравствуйте! Если экспертиза назначена в рамках судебного семейного спора, Вы, конечно, можете не являться на нее с ребенком, но такое уклонение будет расценено судом не в Вашу пользу.

Кто может присутствовать на психологической экспертизе двухлнего ребенка? Он один? Или с мамой? Или оба родителя присутсвуют?

Психолог как раз и будет смотреть на поведение ребенка одного, затем с мамой, затем с папой, затем с обоими.

один однозначно нет а вопрос о том кто из родителей присутствует решает психолог поскольку вопросы перед психологом могут быть поставлены в том числе связанные с поведением родителей по отношению к ребенку.

Отец ходатайствует о проведении психологической экспертизы ребенка (девочки 5 лет), для определения его местожительства. Сам отец находится под домашним арестом, могу ли я отказаться от проведения этой экспертизы так как я считаю ее бесполезной и это просто затянет процесс.

Елена, если откажетесь, то не в Вашу пользу может быть решение. Но, суд может ему отказать. Но, если назначит, то не отказывайтесь.

Можете отказаться конечно, но в таком случае суд будет исходить из тех доказательств, которые имеются в материалах дела.

Вы вправе возражать против удовлетворения данного ходатайства, обосновав это тем что данными действиями ребенку будет нанесена психологическая травма, что ребеноку этот процесс не понятен и не нужен, аппелируейте доводами которые могли бы повлиять на исход дела, учитывая вашу жизненную ситуацию. А уже суд будет решать удовлетворять ходатайство или нет. Если назначит экспертизу, то конечно же лучше явиться.

Меня зовут Антон. Могули я провести экспертизу психологическую ребенку без согласия мамы она не жживёт с нами пол года.

да, вы вправе обратиться к психологу и получить заключение по интересующим вас вопросам

Бывший муж настаивает делать судебную психологическую экспертизу ребенка. Стоит она 33 тыс рублей. Могут ли меня заставить ее оплачивать, если средств на ее оплату у меня нет.

Если вы не будете заявлять ходатайство, то оплачивать не должны.

Как грамотно составить исковое заявление в суд, о необходимости психологической экспертизы ребенка, проживающего с матерью, которая препятствует общению с отцом, оказывая психологическое давление на ребенка.

Исковое заявление в суд будет называться: " Об определении места и времени встреч с несовершеннолетним ребенком". В рамках судебного разбирательства подадите ходатайство о проведении психолого-педагогической экспертизе. Она бесплатная. Как грамотно составить иск на консультации не объяснишь. Составлять должен профессионал. К ГПК ст. 130, перечислены требования к исковому заявлению. Там 8 параметров. Иногда профессионалам суды оставляют иски без движения. Если нет хотя бы минимальных юридических знаний, вряд ли справитесь.

В рамках гражданского дела, моему ребенку была назначена психологическая экспертиза, где психолог общался с ним наедине, без моего присутствия. Но я подложил диктофон в карман ребенку. Теперь хочу предоставить эту запись в суде, т.к. не согласен с экспертизой. Скажите сможет ли мне психолог, что то предъявить по УК РФ, за то что сделал запись ее голоса, без согласия?

Все статьи по УК предусматривают наказания за сбор храние и распространение информации о частной жизни лица его личные и семейные тайны. На ваш случай статья не распространяется.

Здравствуйте! Психолог ничего не предъявит Вам в суде, оснований для этого нет.

В процессе определения общения отца с ребенком суд назначил психологическую экспертизу в устной форме, обязательно её проводить и можно ли от неё оказаться?

Вы обязаны исполнить решение суда.

Как оспорить психологическую экспертизу по ребенку.

основания для оспаривания экспертизы вами не указаны. В зависимости от того что в ней указано и с чем вы не согласны, вы можете просить повторную экспертизу или дополнительную, но не оспаривать уже имующуюся

Здравствуйте Владимир Владимирович! Требования предъявляемые в гражданском процессе к заключению эксперта содержатся в ст. 86 ГПК РФ. Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы. В случае, если эксперт при проведении экспертизы установит имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.Заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 настоящего Кодекса. Несогласие суда с заключением должно быть мотивировано в решении или определении суда. Основания по которым можно оспорить заключение эксперта зависят от содержания конкретного экспертного заключения (его соответствия требованиям закона, отсутствие оснований для отвода эксперта, наличия необходимого образования и квалификации и т. д.). В соответствии со ст. 87 ГПК РФ В связи с возникшими сомнениями в правильности или обоснованности ранее данного заключения, наличием противоречий в заключениях нескольких экспертов суд может назначить по тем же вопросам повторную экспертизу, проведение которой поручается другому эксперту или другим экспертам. Если есть сомнения в правильности и обоснованности экспертного заключения, вы должны это достаточно обосновать, убедить в этом суд и ходатайствовать о назначении повторной экспертизы в рамках данного дела. Иных способов оспорить экспертизу просто нет.

Экспертиза не оспаривается. Ей противопоставляется другая экспертиза. Вам нужно просить суд назначить повторную экспертизу, обосновать свою просьбу. Либо провести самостоятельно и представить заключение в суд. Любая экспертиза - это всего лишь доказательство какого-либо обстоятельства. Равное по силе объяснению сторон в суде, свидетельским показаниям и пр. При наличии двух разных заключений экспертов суд должен оценить их в совокупности с другими доказательствами и "выбрать" одну.

Читайте так же:  Как можно оформить комнату подростка

Как проводится психологическая экспертиза ребенка для определения его местожительства?

не проводится такая экспертиза в данном случае.

Как проводится психологическая экспертиза ребенка для определения его местожительства? ЛИЛИЯ АНАТОЛЬЕВНА, в форме беседы и игры с ребёнком, его рисунков и т.д. это решает и выбирает психолог. Экспертиза проводится по решению родителей (я)

Определяем в суде место жительства 5-летнего ребенка. Муж настаивает на психологической экспертизе ребенка. Могу ли я ходатайствовать о проведении такой же экспертизы в отношении отца ребенка? Будет ли это отдельная экспертиза или возможно проведение одной экспертизы и в отношении ребенка, и обоих родителей?

Можете заявить ходатайство о назначении судебной психолого-педагогической экспертизы. на разрешение которой Вы можете поставить вопросы и о психологических особенностях отца, его отношениях с ребенком и пр.

Ребенку 7 лет и он не хочет встречаться с отцом. Его и в суде заставляли и психологическую экспертизу назначили. Постоянно на ребенка давят. Как ему помочь отказаться от встреч?
Как мать очень переживаю и не знаю, что делать. Подскажите!

Если не хочет пусть не встречается. Никто его не заставит. Еще можно обратиться к независимому психологу, который даст письменное заключение о том, что ребенок психологически не может встречаться с отцом.

ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ЭКСПЕРТИЗ

125009, Москва, Тверская, д.20, стр.1, – тел.8(495)118-31-03, [email protected], учреждение судебной экспертизы

Экспертиза ребенка для суда. Психологическое заключение.

Экспертиза ребенка для суда – особенности назначения и проведения.

Очевидно, что необходимость такой экспертизы (экспертиза ребенка для суда) назревает тогда, когда родители или лица их замещающие не могут договориться о том, с кем будет жить их ребенок. Бывают случаи, когда такая договоренность существует. При этом ребенок некоторое время проживает с одним из родителей.

Однако второй родитель решает забрать ребенка или увеличить частоту и продолжительность встреч. В этом случае, как правило, без вмешательства суда не обойтись. Суду же, в свою очередь, для решения иска по существу без сведущего в психологии эксперта не обойтись. Тогда Определением суда назначается экспертиза ребенка для суда, или судебная психологическая экспертиза ребенка.

Как назначается и проводится психологическая экспертиза ребенка для суда?

Существует два варианта проведения психологической экспертизы детско-родительских отношений по определению места жительства ребенка при разводе родителей или их раздельного проживания.

Судебная психологическая или психолого-педагогическая экспертиза ребенка

Первый вариант – после возбуждения гражданского судебного производства обратиться в суд с ходатайством о назначении судебной психологической экспертизы, в котором обосновать её необходимость и поставить вопросы для разрешения эксперту. Судья после рассмотрения указанного ходатайства, при отсутствии возражений, выносит определение о назначении экспертизы в том учреждении и у того эксперта, которые указаны в ходатайстве, и ставит круг вопросов необходимых для разрешения исковых требований.

После завершения экспертных исследований судебный эксперт-психолог или комиссия экспертов составляет заключение судебной психологической экспертизы и передает его непосредственно в суд. В этом случае данное заключение будет принято судом и рассмотрено наряду с другими фактическими доказательствами по делу.

Инициативная психологическая или психолого-педагогическая экспертиза ребенка

Второй вариант – провести данную экспертизу инициативно, по частному запросу физического лица, желающего обратиться с иском в суд, обратившегося в суд или ответчика по указанному иску. В этом случае эксперт составляет заключение несудебной экспертизы и передает его непосредственно заказчику – физическому лицу, обратившемуся в экспертное учреждение для проведения экспертизы.

После получения данного заключения заказчик может использовать его по своему усмотрение, в том числе предоставить в суд. Недостаток данного варианта в том, что суд, на свое усмотрение, может принять это заключение, а может, без объяснения причин, отказать в принятии указанного заключения для рассмотрения в судебном заседании, поскольку судом данное экспертное исследование не назначалось и непосредственно судом вопросы эксперту-психологу не ставились.

Права ребенка и родителей – все законы в одном месте
Если проведена экспертиза ребенка для суда какие документы составляются экспертами?

И в первом и во втором варианте психологического обследования детей и взрослы эксперты должны составить документ. Данный документ должен быть с описанием результатов и полученных выводов по вопросам поставленным судом или сторонами правового разбирательства.

При назначении экспертизы судом итоговый документ в соответствии с действующим законодательством должен называться Заключение эксперта и его составление строго регламентировано процессуальным законодательством и федеральными законами. При проведении психологической экспертизы по первому варианту эксперты также предупреждаются об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, о чем в Заключении эксперта имеется отметка (подписка).

При проведении экспертизы по второму варианту итоговый документ обычно называется Заключение психологической экспертизы. Составляется оно также в соответствии с требованиями законодательства. Однако при этом подписка об уголовной ответственности эксперта за дачу заведомо ложного заключения не отбирается.

Судебный эксперт – психолог

Что представляет собой экспертиза ребенка, каков порядок проведения и стоимость можно узнать перейдя по ссылке.

Судебно-психологическая экспертиза детско-родительских отношений

Судебные разбирательства, затрагивающие брачно-семейные отношения, относятся к таким гражданским и уголовным делам, в которых с наибольшей очевидностью проявляется потребность в использовании специальных психологических знаний. При рассмотрении дел, связанных с защитой прав и интересов несовершеннолетних детей, к числу обстоятельств, необходимых для установления относятся: конкретные условия воспитания, а не только материального содержания детей; возраст детей, особенности их развития; характер взаимоотношений родителей между собой и каждого из них с ребенком; отношение детей к родителям; положительное или отрицательное воздействие родителей на развитие детей, а также личных качеств родителей на личную привязанность ребенка.

Основная цель экспертизы детско-родительских отношений - диагностика возможного негативного влияния индивидуально-психологических особенностей родителей (или другого воспитателя) на психологическое состояние и особенности психического развития ребенка.

Согласно ч.1 ст. 66 СК РФ право родителя, проживающего отдельно, на общение с ребёнком, участие в его воспитании и решение вопросов получения ребёнка образования» может быть реализовано только в том случае, «если такое общение не причинит вред физическому и психическому здоровью ребёнка, его нравственному развитию». Во избежание судебных ошибок, имеющих колоссальное значения для судьбы каждого малолетнего целесообразно выяснение всех обстоятельств гражданского дела по вопросу о месте проживания ребёнка/порядке встреч, в том числе

Психологические и клинические категории

Нравственные и иные личные качества родителя

Индивидуально-психологические особенности родителя; психические расстройства родителя

Возможность родителя создания условий для воспитания и развития

Непричинение вреда психическому здоровью ребёнка, его нравственному развитию вследствие общения с ребёнком

Возможное негативное влияние психического состояния, индивидуально-психологических особенностей каждого из родителей на психическое состояние и особенности психического развития ребёнка

Указанные обстоятельства являются психологическими, поэтому при рассмотрении гражданских дел, связанных со спорами о праве на воспитание детей, в ряде случаев необходимо применение специальных знаний. Судебные психологи (эксперты, специалисты) могут помочь выяснить ряд обстоятельств, необходимых для вынесения судебного решения. Так, наряду с решением прочих вопросов, специалисты в области психологии могут дать оценку влияния на детей, их психическое состояние и развитие поведения родителей, сложившейся между родителями конфликтной ситуации, а также оценить привязанность ребенка к каждому из родителей с учетом его возраста и психического развития, динамики семейного конфликта. Судебным психологам, занимающимся экспертными исследованиями брачно-семейных отношений в гражданских делах по искам родителей о расторжении брака и передаче ребенка на воспитание одному из них, известен тот факт, что зачастую в таких ситуациях между родителями, при отсутствии соглашения по данному вопросу, складываются конфликтные отношения. При этом они стремятся настроить ребенка против другого родителя, пытаются препятствовать общению другого родителя с ребенком. Поэтому к моменту судебного разбирательства ребенок, как правило, уже длительное время находится в психотравмирующей ситуации, что находит отражение в его поведении, высказываниях, а также негативно влияет на его эмоциональное состояние, психическое развитие в целом.

Ребенок, втянутый в конфликт между родителями, оказывается в так называемом конфликте лояльности, который предъявляет ребенку слишком большие требования и наносит вред его психическому развитию. Родители сознательно или бессознательно ищут в детях союзников – создавая два противоборствующих лагеря, супруги вынуждают ребенка принять чью-либо сторону, выбрать, с кем быть. Вместе с тем известен тот факт, что необходимым условием для благоприятного психологического и эмоционального развития любого ребенка является регулярное общение с обоими родителями, а также наличие стабильных условий воспитания. Ограничения в контактах с отсутствующим родителем часто сопровождаются попытками опекающего родителя сформировать у ребенка негативный образ другого родителя путем искажения и представления односторонней информации о нем и мотивах его поведения. Стремление одного родителя привлечь ребенка на свою сторону, очернить в его глазах другого родителя, приписать ему желание причинить вред, обвинить в пренебрежении физическим и душевным благополучием ребенка квалифицируется зарубежными исследователями как «синдром родительского отчуждения». В результате такого влияния ребенок уже самостоятельно начинает демонстрировать исключительно позитивные чувства по отношению к одному родителю и чувства ненависти и враждебности – к другому, отказывается от контактов с отдельно проживающим родителем без достаточно веских причин. Однако становится очевидным, что зачастую такое поведение ребенка обусловлено влиянием одного из родителей и желанием ребенка избежать непереносимых противоречивых чувств, возникающих по отношению к обоим родителям и к ситуации в целом.

Читайте так же:  Заявление от родителя в детский сад

Ситуация оказания давления на ребенка со стороны одного из значимых для него взрослых приводит к развитию эмоциональной напряженности, повышенной тревожности, отсутствию чувства безопасности, вплоть до подсознательного страха перед наказанием за поведение, не соответствующее ожиданиям родителей [7]. Известен тот факт, что ребенок, проживая с одним из родителей, неосознанно усваивает его отношение к другим лицам, вовлеченным в конфликт (другому родителю, бабушкам, дедушкам и прочим родственникам). Такое неосознанное принятие позиции значимого взрослого блокирует проявление истинных чувств, которые ребенок испытывает к родителю, не включенному в тот момент времени в круг лиц, постоянно взаимодействующих с ним. Зачастую в таких ситуациях дети активно декларируют, на словах сообщают о своем отрицательном отношении к одному из родителей (обычно к тому, с кем ребенок на данный момент не проживает), однако, как показывает экспертная практика, психологическое исследование выявляет при этом эмоциональную привязанность, принятие «отвергаемого» родителя, позитивное к нему отношение, потребность в эмоциональной близости, общении с ним.

С десятилетнего возраста ребенка решающее значение при решении вопроса о его местожительстве придается его желанию, однако искренность этого желания зачастую возможно определить лишь в процессе целенаправленного психологического исследования. Так, конфликтная обстановка в семье порождает у ребенка негативные эмоциональные состояния – чувство подавленности, страха, замкнутости, ситуативной антипатии. Дети могут находиться в состоянии повышенной внушаемости, запуганности. Для выявления их подлинного отношения к каждому из родителей необходима специальная работа психолога, компетентного в данных вопросах.

На протяжении 19-20 вв. проводились исследования различных психологических особенностей детей применительно к оценке их способности давать показания, а также предпринимались попытки выделения критериев достоверности или недостоверности детских показаний. При этом изучались особенности восприятия и способности к воспроизведению информации, влияние внушения на детские показания. В детском возрасте особенно ярко могут выступать возможности искажения информации. Причины такого возможного искажения кроются в особенностях детской психики. Известно, что детям (в том числе и младшего школьного возраста) свойственна более высокая внушаемость по сравнению со взрослыми. Окружающие путем пассивной или активной индукции могут воздействовать на ребенка, навязывать ему свое мнение вплоть до полной замены высказываний [5]. Также дети обладают признаками повышенной конформности, которая, в первую очередь, проявляется в стремлении угодить значимому взрослому, поступать так, как от него ожидают. Они склонны соглашаться с мнением значимого окружения, чувствительны к эмоциональной составляющей коммуникации, поэтому хорошо чувствуют, какого ответа от них ожидает взрослый. Они подчиняемы и подвержены влиянию со стороны значимых для них взрослых, при этом у них недостаточно сформированы способности к полной, всесторонней, критической оценке происходящих событий, прогнозу последствий своих действий, ограничены возможности осмысления событий при их восприятии, они не всегда способны к самостоятельному принятию решений.

Процедура проведения судебной психологической экспертизы детско-родительских отношений включаетв себя несколько этапов:

1. Изучение экспертов всех материалов гражданского дела

2. Каждый член семьи (мать, отец, ребёнок) проходит индивидуальное обследование (беседа и тесты) на предмет индивидуально-психологических особенностей, родительских стилей воспитания и уровня развития ребёнка, его действительного отношения к родителям и пробы на совместную деятельность ребёнка с каждым из родителей.

3. Обработка полученных данных и составление экспертного заключения.

Список использованной литературы:

  1. Вострокнутов Н.В., Харитонова Н.К., Сафуанов Ф.С. Методологические основы экспертного подхода к правовой защите детей: Методические рекомендации. – М., 2004. .
  2. .Коченов М.М. Судебно-психологическая экспертиза: теория и практика. Избранные труды. – М.: Генезис, 2-10. – 352с.
  3. Кудрявцев И.А., Морозова М.В. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза способности малолетних и несовершеннолетних давать показания (Пособие для врачей). – М., 1996. - 20 с.
  4. Методологические основы экспертного подхода к правовой защите детей (судебно-психиатрический и судебно-психологический аспекты). Методические рекомендации. – Москва, 2004. с. 28.
  5. Морозова М.В. Возрастная специфика экспертной оценки способности детей давать показания по уголовным делам//Судебная психиатрия. Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних /Под ред. академика РАМН Т.Б. Дмитриевой. Выпуск 5. – Москва, 2008. – С. 111-125.
  6. Морозова М.В. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза способности малолетних и несовершеннолетних давать показания (психологический аспект): Автореф. дис. канд. психол. наук. – М., 1995. - 24 с.
  7. Нахабедян С. А. // Судебная экспертиза в Южном федеральном округе. Информационно-аналитический бюллетень. - № 1. Ростов-на-Дону, 2007. С. 57-61.
  8. Печерникова Т.П., Морозова Н.Б. Судебно-психиатрическое значение возрастных особенностей и психических расстройств у потерпевших и свидетелей//Руководство по судебной психиатрии/Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Б.В. Шостаковича, А.А. Ткаченко. - Москва, «Медицина», 2004. - С. 303 – 320.
  9. Сафуанов Ф.С. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза в гражданском процессе//Медицинская и судебная психология. Курс лекций/Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Ф. С. Сафуанова. – Москва, 2004. С. 577- 586.
  10. Сахнова Т. В. Основы судебно-психологической экспертизы по гражданским делам. - М., 1997.
  11. Терехина С.А., Дозорцева Е.Г. Разрыв эмоциональных связей между детьми и родителями в ситуации развода//Практика судебно-психиатрической экспертизы. Сборник № 48/Под ред. академика РАМН Т.Б. Дмитриевой. - М., 2010. – С. 160 – 173.

ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ЭКСПЕРТИЗ

125009, Москва, Тверская, д.20, стр.1, – тел.8(495)118-31-03, [email protected], учреждение судебной экспертизы

Психолого-педагогическая экспертиза

Если у Вас есть дети и Вы в разводе или планируете развестись, а вопрос с местом жительства ребенка не решен.

Или не определен порядок встреч с отдельно проживающим родителем. Вероятнее всего Вам нужна психолого-педагогическая экспертиза.

Второй родитель желает лишить Вас возможности общаться с собственным ребенком? Суд назначил психологическую экспертизу ребенка или Вы планируете иск самостоятельно? Вы хотите узнать как правильно поставить вопросы перед экспертами?

Вы можете провести экспертизу ребенка и родителей по определению суда или по договору с экспертной организацией.

Прочтите информацию и Вы узнаете как Вы можете провести экспертизу.

Наши экспертизы принимаются судами Москвы и Московской области!

Как и где провести?

Как поставить вопросы? Сроки и стоимость.

Судебная психологическая экспертиза детско-родительских отношений (психолого – педагогическая экспертиза) проводится по делам о разводе, определении места жительства ребенка, лишении родительских прав или установления судом частоты встреч с ребенком.

В ходе указанной экспертизы могут исследоваться личность ребенка, отца, матери и иных родственников, проживающих или планирующих проживать с ребенком после решения суда, психологические особенности их взаимоотношений.

Нередко судебному экспертному исследованию предшествуют длительные судебные тяжбы между родственниками ребенка. Эти тяжбы и разбирательства, не смотря на все благие намерения противоборствующих сторон, не всегда учитывают действительные интересы ребенка.

Психолого-педагогическая экспертиза

для органов опеки и попечительства

Помимо судебной экспертизы экспертное психологическое исследование ребенка проводится для предоставления органам по опеки и попечительству. В этом случае экспертиза идет по вопросам, которые интересуют указанное государственное учреждение для реализации программ защиты детей и их интересов, представления ребенка в суде.

В некоторых обстоятельствах судебно-правового разбирательства по определению места жительства ребенка или порядка встреч с ним, например при обвинении одного из родителей другим в психических нарушениях или неумении общаться с ребенком, возникает необходимость проведения психологической экспертизы по определению психологической возможности конкретных лиц (отца или матери) обеспечить воспитание детей.

В этих обстоятельствах проводится психологическая или психолого-психиатрическая экспертиза родителя или опекуна. Подробно о ней можно экспертиза опекуна, родителя, отца, матери.

Бесплатно проконсультироваться по вопросам связанным проведением экспертизы можно позвонив профессиональному судебному эксперту – психологу по телефону 8(495)118-31-03.

Cроки и стоимость проведения экспертных исследований


Срок проведения

психолого-педагогической экспертизы

В некоммерческих экспертных учреждениях Москвы полноценная психолого-педагогическая экспертиза ребенка и детско-родительских отношений для предоставления заключения в суд обычно длится, в зависимости от сложности, не менее 10 дней.

В государственных экспертных учреждениях на это уходит обычно не менее месяца.

Психодиагностика одного человека может быть проведена в течении трех-пяти суток, в зависимости от профессионализма и загруженности эксперта. Исследование для органов опеки и попечительства длится обычно 3-7 суток.

Психолого-педагогическая экспертиза детей и взрослых.