Перейти к содержимому

Требования детскому психиатру

Moscow.org городской портал Москвы

Безусловно, что каждая мама, любой папа любят и принимают своего ребенка таким, какой он есть. Любой малыш для своих родителей самый лучший, красивый, умный. Все мы хотим, чтобы ребенок рос здоровеньким, крепким, чтобы его умственные способности отвечали всем требованиям возраста, чтобы сынок или дочка хорошо учились в школе, поступили в вуз и добились в жизни успеха. Именно поэтому каждая заботливая мама, каждый любящий папа стремятся как можно активнее развивать способности и все задатки малыша. Если ребенку нравится рисовать, родители отдают его в художественную школу, девочку, которая имеет танцевальные задатки, записывают в танцевальный кружок и т.п. Однако только развивать способности малыша мало, за его здоровьем нужно пристально следить, наблюдать за всеми изменениями в поведении, дабы вовремя заметить какие-либо отклонения. Однако бывают ситуации, когда родители излишне обеспокоены здоровьем ребенка. Таким мамам и папам свойственно находить у детей несуществующие проблемы. А обусловлено это, прежде всего, тем, как мало мы знаем о детской психологии, о здоровье.

Всегда нужно помнить о том, что любая детская болезнь, особенно какое-либо нарушение психологического плана, довольно легко поддается коррекции, однако нужно вовремя диагностировать ее. Но родители зачастую не в состоянии сделать это. А значит, в случае возникновения каких-либо подозрений, необходима в срочном порядке консультация психиатра, который сможет диагностировать все отклонения. Если Вы только недавно стали родителями, Вам нужно внимательно наблюдать за малышом. Особенно это касается тех мам, течение беременности которых было осложнено каким-либо заболеваниями.

Если ребенок начал поздно держать головку, поздно стал самостоятельно садиться, слишком долго не начинает ходить, не хочет разговаривать в уже сознательном возрасте, следует обратиться к невропатологу и психиатру. Также это касается тех детишек, которые очень плохо спят, часто просыпаются и плачут среди ночи. Таланливый педиатр с большим стажем может и сам определить причину, но он точно не задаст вопросов по поводу семейного климата, отношений родителей, а ведь причина беспокойства ребенка может находиться именно в этих отношениях.

Дети более старшего возраста также должны находиться под наблюдением родителей. Им детский психиатр поможет в том случае, если ребенок не может в течение некоторого времени усидеть на одном месте, если он не может сконцентрироваться на одном задании или предмете. Если ребенок довольно старшего возраста не может понять, что следует делать, когда задача подразумевает несколько действий подряд, как построить свою деятельность, это тоже является тревожным сигналом, а также поводом обратиться к детскому специалисту. Особенно внимательными следует быть тем родителям, чьи дети проявляют повышенную агрессивность. Не могут находиться в детском коллективе, отбирают игрушки у других ребят, дерутся, выясняют отношения или просто ругаются без особого на то повода.

Часто бывают и такие ситуации, когда спокойный до этого малыш вдруг стал абсолютно неуправляемым, «огрызается» на родителей, не слушается их и не выполняет никакие просьбы. В таком случае родители должны безотлагательно посетить специалиста, который проведет все необходимые тесты, обнаружит проблему, даст советы по ее устранению. Ведь, если подойти серьезно, большинство таких ситуаций связано с неправильным поведением взрослых, окружения ребенка.

Если вовремя заметить все проблемы в развитии малыша, вполне возможно все исправить до такой степени, что потом ни Вы, ни тем более Ваш ребенок и не вспомнит о том, что имели место какие-либо отклонения. Ни в коем случае нельзя бояться посетить детского психиатра. Не надо думать, что его диагноз – это приговор. Если неукоснительно выполнять все его рекомендации, заболевание будет побеждено.

Детский психиатр / психотерапевт в Калининграде

Детский психиатр, психотерапевт специализируется на изучении психического здоровья пациентов самого юного возраста. Врачи данного направления осуществляют диагностику, лечение и профилактику различных отклонений психоэмоционального характера. При этом, наряду с коррекцией очевидных проблем в поведении маленьких пациентов, в ходе проведения консультаций детский психиатр стремится распознать скрытые формы расстройств, находящиеся в самых начальных стадиях.

1500 р.
(с 01.05.18 1800 р.)

Крайне отрицательное воздействие на неокрепшую детскую психику оказывают бесконечные стрессы в обществе: недопонимания в семье, повышенные требования в школе. При этом все это дополняется внушительной порцией агрессии из компьютерных игр, кинопроката, всевозможных телепередач. Сознание ребенка травмируют жестокие боевики, зрелищные картинки из фильмов ужасов. Ежедневно по телевидению транслируются жуткие криминальные сводки, а изощренные сюжеты компьютерных игр и вовсе оказывают на детей гипнотическое воздействие.

В калининградской детской поликлинике «Эдкарик» детский врач-психиатр, психотерапевт ведет прием пациентов с различными отклонениями в эмоциональном и психическом развитии.

При каких проблемах следует обращаться к детскому психиатру?

  • Отмечается отставание ребенка от сверстников в речевом и умственном развитии.
  • Ребенок испытывает сложности в учебе (не может сконцентрировать внимание, постоянно отвлекается, не запоминает учебный материал).
  • Наблюдаются повышенная активность и чрезмерная подвижность ребенка.
  • Быстрая утомляемость, неспособность выполнять поставленные задачи наравне с другими детьми.
  • Присутствуют нарушения сна (бессонница, лунатизм, разговоры во сне).
  • Повышенная агрессия, частые истерики.
  • Отмечается повышенная возбудимость ребенка.
  • Навязчивость в мыслях и действиях.
  • У ребенка появляются нездоровые фантазии.
  • В результате стресса появилось заикание.
  • Тревожное состояние, внезапная паника.
  • Снижение активности, ухудшение настроения, апатия.
  • Ребенок постоянно теребит волосы, грызет ногти, травмирует кутикулы, всячески демонстрирует нервное перенапряжение.
  • Энурез ночью и днем.
  • Намеренная дефекация в непредназначенных для этого местах.

Готовясь посетить детского врача-психиатра, психотерапевта в Калининграде, старайтесь не зацикливать внимание ребенка на его психоэмоциональных проблемах. Вам необходимо приложить максимум усилий к тому, чтобы он был спокоен, свободно шел на контакт с врачом.

Детская психиатрия – наука очень сложная и многогранная. Зачастую специалисту приходится предпринимать самые невероятные уловки, чтобы определить реальное состояние маленького пациента.

Как проходит консультация детского психиатра?

  • В первую очередь, специалист выслушивает жалобы родителя, спрашивает о наличии в анамнезе ребенка заболеваний, узнает о психологической атмосфере в семье.
  • После этого проводится беседа с ребенком для анализа его текущего состояния и выяснения причин, спровоцировавших развитие отклонений.
  • Сопоставив всю полученную информацию, специалист назначает необходимые терапевтические и коррекционные препараты, дает рекомендации по посещению психологических тренингов, внесению изменений в привычный образ жизни.
  • Также подлежат решению проблемы социального характера (обсуждаются возможности перевода ребенка в специализированное учебное заведение либо на индивидуальное обучение, оформления соответствующей группы инвалидности).
  • В редких случаях могут потребоваться:
  • УЗИ головного мозга;
  • КТ головного мозга;
  • электроэнцефалография;
  • заключения врачей других специализаций.

Перечень необходимых исследований доктор всегда составляет в индивидуальном порядке, руководствуясь текущим состоянием ребенка.

В каких случаях может потребоваться консультация детского психотерапевта?

Детский психотерапевт ведет прием пациентов, страдающих поведенческими и эмоциональными отклонениями. В большинстве случаев подобные расстройства возникают на фоне развития психологических проблем. Проконсультироваться со специалистом необходимо при появлении следующих симптомов:

  • расстройства речи (заикание),
  • нервные патологии (тики, судороги),
  • энкопрез, энурез и т.д.

Помимо этого, о посещении детского психотерапевта следует задуматься родителям, чьи дети испытывают проблемы с поведением, обучением, социализацией:

  • гиперактивность,
  • необъяснимые страхи, тревожность,
  • сложности в общении со сверстниками,
  • проблемы во взаимоотношениях с представителями противоположного пола, старшими людьми,
  • появление навязчивых мыслей.

В обязательном порядке консультация психолога в Калининграде требуется детям, готовящимся поступать в первый класс общеобразовательной школы. В этом случае специалист должен дать оценку психологической готовности ребенка к этому важному событию. Состоявшимся школьникам также может потребоваться помощь психотерапевта: при возникновении серьезных сложностей в учебе. Врач выяснит причины данных отклонений, назначит препараты для лечения и коррекции текущего состояния.

Порядок диагностики и лечения

На основании индивидуальных особенностей организма маленького пациента и характера заболевания врач составляет индивидуальный лечебно-диагностический план.

Основными признаками высокой компетенции и правильного выполнения детским психиатром своих обязанностей являются:

  • оперативная и точная постановка диагноза;
  • незамедлительное начало качественного медикаментозного лечения;
  • высокая эффективность проводимой по рекомендации врача терапии.

Проведение соответствующей консультационной работы с родителями и учителями также имеет огромное значение в эффективности работы детского психотерапевта в Калининграде. Прежде всего, эта деятельность направлена на коррекцию некоторых воспитательных моментов, создание комфортной психологической обстановки в семье, школьном коллективе.

Стоимость приёма врача от 1200 до 1800 рублей .

Требования детскому психиатру

Данный приказ регламентирует специальности профессионального образования (высшего и ординатуры) для различных медицинских специальностей, в т.ч. для психиатрии и ее субспециальностей, а также варианты дополнительного профессионального образования (профессиональной переподготовки) в качестве квалификационных требований к работникам, занимающим те и или иные должности в медицинских организациях.

В соответствии с данным приказом специалисты с базовой подготовкой в интернатуре или ординатуре по психиатрии могут занимать должности по следующим специальностям (в некоторых случаях требуется дополнительное образование - профессиональная переподготовка):

Специальность «Психиатрия»

Уровень профессионального образования

Высшее образование — специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия»

Подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Психиатрия»

Дополнительное профессиональное образование

Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности

Врач-психиатр; врач-психиатр участковый; врач-психиатр детский; врач-психиатр детский участковый; врач-психиатр подростковый; врач-психиатр подростковый участковый; заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации — врач-психиатр; врач приемного отделения (в специализированной медицинской организации или при наличии в медицинской организации соответствующего специализированного структурного подразделения)

Читайте так же:  Технологическая лаборатория требования

Специальность «Психиатрия-наркология»

Уровень профессионального образования

Высшее образование — специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия»

Подготовка в ординатуре по специальности «Психиатрия-наркология»

Дополнительное профессиональное образование

Профессиональная переподготовка по специальности «Психиатрия-наркология» при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по специальности «Психиатрия»

Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности

Врач-психиатр-нарколог; врач-психиатр-нарколог участковый; заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации — врач-психиатр-нарколог; врач приемного отделения (в специализированной медицинской организации или при наличии в медицинской организации соответствующего специализированного структурного подразделения)

Специальность «Психотерапия»

Уровень профессионального образования

Высшее образование — специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия»

Подготовка в ординатуре по специальности «Психотерапия»

Дополнительное профессиональное образование

Профессиональная переподготовка по специальности «Психотерапия» при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по специальности «Психиатрия»

Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности

Врач-психотерапевт; заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации — врач-психотерапевт

Специальность «Сексология»

Уровень профессионального образования

Высшее образование — специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия»

Подготовка в ординатуре по специальности «Сексология»

Дополнительное профессиональное образование

Профессиональная переподготовка по специальности «Сексология» при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по специальности «Психиатрия»

Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности

Врач-сексолог; заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации — врач-сексолог

Специальность «Судебно-психиатрическая экспертиза»

Уровень профессионального образования

Высшее образование — специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия»

Подготовка в ординатуре по специальности «Судебно-психиатрическая экспертиза»

Дополнительное профессиональное образование

Профессиональная переподготовка по специальности «Судебно-психиатрическая экспертиза» при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по специальности «Психиатрия»

Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности

Врач — судебно-психиатрический эксперт; заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации — врач — судебно-психиатрический эксперт

Специальность «Медико-социальная экспертиза»

Уровень профессионального образования

Высшее образование — специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия»

Подготовка в ординатуре по специальности «Медико-социальная экспертиза»

Дополнительное профессиональное образование

Профессиональная переподготовка по специальности «Медико-социальная экспертиза» при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей: «Детская хирургия», «Неврология», «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Онкология», «Оториноларингология», «Офтальмология», «Педиатрия», «Психиатрия», «Терапия», «Травматология и ортопедия», «Фтизиатрия», «Хирургия», «Эндокринология»

Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности

Врач по медико-социальной экспертизе; заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации — врач по медико-социальной экспертизе

Специальность «Остеопатия»

Уровень профессионального образования

Высшее образование — специалитет одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия»

Подготовка в ординатуре по специальности «Остеопатия»

Дополнительное профессиональное образование

Профессиональная переподготовка по специальности «Остеопатия» при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей: «Акушерство и гинекология», «Аллергология-иммунология», «Анестезиология-реаниматология», «Гериатрия», «Гастроэнтерология», «Гематология», «Дерматовенерология», «Детская кардиология», «Детская онкология», «Детская урология-андрология», «Детская хирургия», «Детская эндокринология», «Диетология», «Инфекционные болезни», «Кардиология», «Лечебная физкультура и спортивная медицина», «Мануальная терапия», «Неврология», «Нейрохирургия», «Неонатология», «Нефрология», «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Онкология», «Оториноларингология», «Офтальмология», «Педиатрия», «Пластическая хирургия», «Профпатология», «Психиатрия», «Психиатрия-наркология», «Психотерапия», «Пульмонология», «Ревматология», «Рефлексотерапия», «Сердечно-сосудистая хирургия», «Скорая медицинская помощь», «Терапия», «Торакальная хирургия», «Травматология и ортопедия», «Трансфузиология», «Урология», «Фтизиатрия», «Хирургия», «Челюстно-лицевая хирургия», «Эндокринология», «Эндоскопия»

Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности

Врач-остеопат, заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации — врач-остеопат

Специальность «Физиотерапия»

Уровень профессионального образования

Высшее образование — специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология»

Подготовка в ординатуре по специальности «Физиотерапия»

Дополнительное профессиональное образование

Профессиональная переподготовка по специальности «Физиотерапия» при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей: «Авиационная и космическая медицина», «Акушерство и гинекология», «Анестезиология-реаниматология», «Водолазная медицина», «Гематология», «Гериатрия», «Дерматовенерология», «Детская кардиология», «Детская онкология», «Детская урология-андрология», «Детская хирургия», «Детская эндокринология», «Гастроэнтерология», «Инфекционные болезни», «Кардиология», «Колопроктология», «Лечебная физкультура и спортивная медицина», «Мануальная терапия», «Нефрология», «Неврология», «Неонатология», «Нейрохирургия», «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Онкология», «Ортодонтия», «Оториноларингология», «Офтальмология», «Педиатрия», «Пластическая хирургия», «Профпатология», «Психиатрия», «Пульмонология», «Ревматология», «Рентгенэндоваскулярные диагностика и лечение», «Рефлексотерапия», «Сердечно-сосудистая хирургия», «Скорая медицинская помощь», «Стоматология общей практики», «Стоматология хирургическая», «Стоматология терапевтическая», «Стоматология детская», «Стоматология ортопедическая», «Торакальная хирургия», «Терапия», «Травматология и ортопедия», «Урология», «Фтизиатрия», «Хирургия», «Челюстно-лицевая хирургия», «Эндокринология»

Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности

Врач-физиотерапевт; заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации — врач-физиотерапевт

Для справки:

Профессия психиатр

Если говорить просто, профессия психиатра подразумевает лечение душевных болезней (слово «психиатрия» с древнегреческого так и переводится — «лечение души»).

Если же говорить подробнее, то психиатрия — это целая отрасль неврологии, изучающая нарушения нервной системы человека, их причины, способы лечения и профилактики. При этом надо понимать, что не каждая нервная болезнь является психическим расстройством.

Чем отличается психиатр от психотерапевта и психолога

Психиатр занимается выявлением наличия или отсутствия воздействия болезни на психические функции человека.

Психотерапевт лечит тех, у кого нервные болезни не изменили психические функции.

Психолог работает с людьми условно здоровыми, но имеющими некоторые проблемы (например, в общении).

Специализации психиатров

В настоящее время в психиатрии существует достаточно много отраслей: судебная, детская, криминалистическая, наркологическая и т.д. Психиатры узких специализаций тоже имеют свои различия.

Детский психиатр

Детские психиатры занимаются лечением психических заболеваний у детей. При этом они обследуют самого ребенка, а также его окружение, родных и близких, условия жизни, отношения в семье и т.д. Такие специалисты помогают справиться с такими расстройствами как заикание, истеричность, заторможенность, гиперактивность, лживость, хождение во сне и т.п.

Психиатр-криминалист

Психиатры-криминалисты проводят судебно-психиатрические экспертизы подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Причем экспертиза устанавливает не только «общую» вменяемость или дееспособность человека, но и его состояние в конкретной ситуации — например, в момент совершения преступления или сделки (подписания договора, завещания).

Психоневролог (психиатр-невролог)

Врач психоневролог занимается лечением нервных расстройств и болезней, которые еще не разрушают психические функции человека. К таким расстройствам относятся различные неврозы, неврастения, стрессы, страхи, депрессии, астения и т.д.

Психиатр-нарколог

Помимо лечения пациентов, психиатры-наркологи занимаются проверкой состояния больших групп населения — водителей, охотников, представителей других профессий, которым необходимо проходить специальные медицинские освидетельствования.

Должность психиатра предусмотрена во многих медицинских учреждениях:

  • психиатрических клиниках;
  • поликлиниках (в них работают психоневрологи);
  • научно-практических центрах.

История профессии

Первое описание психических болезней сделал известный древнегреческий врач Гиппократ на рубеже 4-5 веков до н.э. Далее исследования в этой сфере продолжали не менее известные врачеватели Клавдий Гален, Авиценна и Парацельс, а сам термин «психиатрия» ввел в оборот в 1803 году немецкий врач Иоганн Кристиан.

Современная же психиатрия началась в 20-м веке с психоанализа Зигмунда Фрейда и школы позитивизма со временем разделившись на несколько направлений.

Обязанности психиатра

В должностные обязанности психиатра входят:

  • амбулаторный прием пациентов или их осмотр с выездом на место;
  • стационарное обследование и лечение пациентов;
  • проведение профессиональных осмотров;
  • консультирование родственников пациентов;
  • ведение медицинской документации.

Кроме того, в функции психиатра может относиться участие в научной деятельности и санитарно-просветительская деятельность.

Требования к психиатру

Как правило, требования к психиатру выглядят следующим образом:

  • высшее образование (чаще всего, медицинское);
  • наличие действующего сертификата по специальности;
  • опыт работы.

Образец резюме психиатра

Как стать психиатром

Для того чтобы стать психиатром, первым делом нужно окончить медицинский вуз по специальности «психиатрия». Кроме того, требуется и сертификат Минздрава РФ, подтверждающий право заниматься этой деятельностью.

Зарплата психиатра

Размер заработной платы психиатра может варьироваться от 20 до 80 тысяч рублей в месяц. Точная цифра зависит от профессионального стажа, специализации и компании-работодателя.

При этом средняя зарплата психиатра составляет порядка 33 тысяч рублей в месяц, что почти на одном уровне со среднероссийской.

Где пройти обучение

Помимо высшего образования на рынке есть ряд краткосрочного обучения длительностью, как правило, от недели до года.

Современная научно-техническая академия и ряд её курсов по направлению «Психиатрия».

Межрегиональная академия дополнительного профессионального образования (МАДПО) обучает по специализации «Психиатрия» и выдаёт диплом и сертификат.

Межрегиональная Академия строительного и промышленного комплекса и ее курсы направления «Клиническая психология».

работа детского психиатра в Люберцах

Чтобы найти вакансии, пожалуйста:
1. Упростите название должности или ознакомьтесь с вакансиями для похожих профессий или смежных отраслей.
2. Проверьте правильность написания должности.

По запросу работа детским психиатром в Люберцах на сайте HotWork.ru собрано 0 вакансий. За эту неделю добавлено 12 свежих вакансий. Успешно закрыто 12 вакансий. Новые вакансии добавляются ежедневно.

Средняя зарплата для профессии детский психиатр в Люберцах - 60 000 руб., что на 200% больше, чем зарплата по России для этой вакансии - 20 000 руб. В целом в Московской области зарплата для детского психиатра равна - 55 000 руб. Средняя зарплата в Люберцах составляет - 45 931 руб.

В других городах области детский психиатр получает:

  • Люберцы - 60 000 руб.
  • Октябрьский - 60 000 руб.
  • Москва - 58 500 руб.

Работники похожих профессий в Люберцах зарабатывают:

  • провизор - 50 000 руб.
  • гинеколог - 50 000 руб.
  • отоларинголог - 50 000 руб.

Главный детский психиатр Челябинской области — об уроках, которые важно извлечь из резни в школах

Недавние инциденты в российских школах — это жесты отчаяния «недолюбленных детей». Так считает Татьяна Смирнова, главный детский психиатр Челябинской области — региона, где в середине января конфликт между двумя старшеклассниками закончился выяснением отношений при помощи кухонного ножа. Кто виноват и что с этим делать родителям, школе, обществу? — вопросы, которые не мог не задать Znak.com.

Читайте так же:  Приказ от 29.07.98 34н

Любимый — значит самодостаточный

— Татьяна Александровна, само упоминание «поколения недолюбленных детей» способно задеть многих сегодняшних родителей. Резонный вопрос: за последние сто лет Россия пережила столько бед и потрясений, что трудно вообще назвать какое-либо поколение детей «долюбленным». Во всяком случае, представляется, что кому-то повезло куда меньше сегодняшних школьников…

— На эти слова не стоит обижаться, тем более что так считаю не только я, но и многие мои коллеги. Много лет назад в Санкт-Петербурге профессор Эдмонд Эйдемиллер, родоначальник семейной психотерапии в нашей стране, на одном из своих занятий сказал: «Есть дети без печати детства на лице». Эти слова тогда «зацепили» аудиторию, и потому вместе с профессором мы доформулировали эту мысль, наполнили ее конкретным смыслом.

В чем он выражается? Мысль в том, что детство — это самая счастливая пора в жизни человека. То есть ребенок априори должен быть счастливым: открытым миру, любознательным, всем интересующимся. На его лице должна быть улыбка, а его глаза должны сиять. Такой ребенок всегда готов сказать миру «Да!» и принимает себя в этом мире. Всякий раз, встречаясь с детьми, я со стопроцентной уверенностью могу сказать: вот этот ребенок — с печатью детства на лице, а этот — нет. По ребенку и его поведению понятно, любимый ребенок или нет.

— Как одно связано с другим?

— Беда в том, что из «недолюбленных» детей вырастают несчастные, озлобленные взрослые. Все мы родом из детства. Ключевым фактором выступает самооценка, которая формируется в дошкольном возрасте. Если она недостаточная, то во взрослой жизни человеку придется прикладывать больше усилий, чтобы быть адаптивным и успешным. По мнению известного американского психолога и психотерапевта Вирджинии Сатир, имеется прямое соотношение благополучия человека с его самооценкой, самодостаточностью.

Есть три постулата детских психоаналитиков, которые мы, детские психиатры и психотерапевты, на своем опыте осознали и приняли. Первое: если ребенок до 3–4 лет в любой форме любому члену семьи задает вопрос: «Кто на свете всех милей?», он должен непременно получить ответ: «Ты». И чем чаще ребенку в этом возрасте будут говорить, что он красивый, умный, добрый, хороший и, конечно, любимый, тем больше вероятность, что из него вырастет самодостаточный, по-хорошему уверенный в себе человек, принимающий себя и других людей.

Второе, не менее важное: родители, да и вообще, любые взрослые, что есть в окружении маленького ребенка, должны постоянно являть собой очень позитивный пример. В глазах ребенка, пребывающего в таком возрасте, взрослый всемогущ. Уронил ребенок мячик — бабушка подошла и мячик подала. Не может ребенок достать игрушку со шкафа — подошел папа и достал игрушку… Позитивное влияние в том, что ребенок, видя, как взрослый справляется с самыми разными задачами, потом сам, оказавшись без взрослых, сможет эти и аналогичные задачи успешно решать. И в последующем уже будет все делать самостоятельно, не дожидаясь указаний, какого-то руководства.

И третий момент. Ребенок необязательно должен каждую минуту быть на глазах у взрослых, если, конечно, ему, когда он один, ничего не угрожает. С определенного возраста дети должны уметь занимать себя сами, не вовлекая кого-то в свои игры. Хорошо, если с ребенком в свое время играли и научили его этому. Позволили ему фантазировать, не боясь, скажем, за кресла, что они пострадают, изображая машины. Но при этом очень важно, чтобы ребенок мог в любую минуту подойти, подбежать к взрослому, который для него значим. Приткнуться к нему, прижаться и, быть может, ничего не говоря, просто осознать это присутствие, родное человеческое тепло и любовь.

После нападений в школах студенты-психологи проведут семинары для родителей в Челябинске

Понимаете, очень много людей вокруг в свое время недополучили вот этих тактильных ощущений. А для ребенка чрезвычайно важно, чтобы его обнимали, целовали, тискали, чтобы к нему проявляли настоящую родительскую любовь. Когда папа подбрасывает свое дитя, а потом его ловит, — для обоих, и особенно для ребенка, это невообразимое счастье. И это счастье потом помогает взрослеющему человеку в дальнейшей жизни. Не зря есть понятие «защищен любовью». Так вот, ребенок, который «защищен любовью», у которого есть все это, вырастает счастливым и любящим.

И еще. В свое время, когда мы смотрели «Санта-Барбару», многие смеялись, когда Иден, уже взрослой женщине, ее родители рассказывали, в каком месте они когда-то отдыхали и где произошло это таинство любви, давшее начало новой жизни — ее жизни. И вот это осознание, что ее ждали, что было столь желанным ее появление на свет, впоследствии давало этой героине силы для борьбы за себя, за свое человеческое достоинство. Я это говорю к тому, что будущие родители, конечно, должны хотеть ребенка, причем давать ему это понять, когда он еще там, в утробе матери. Эти девять месяцев тоже должны быть наполнены любовью, причем не только материнской, но и отцовской, о чем скажут психологи и психотерапевты в любой женской консультации, в любой школе будущих родителей. Все это тоже входит в понятие «любимый ребенок».

— Хорошо, ребенок едва ли не с момента зачатия должен быть в центре родительской заботы и внимания. Но возникает вопрос, как обстоят дела с этим в многодетных семьях?

— Многодетные семьи ничем не отличаются от немногодетных. В том смысле, что не бывает одинаковых семей, сколько бы детей в них ни росло. Есть многодетные семьи, где абсолютно счастливые, самодостаточные дети, а есть и такие семьи, с одним или двумя детьми, где для детей каждый день — еще один день борьбы за фактическое выживание. Мы много знаем таких семей, где дети лишены элементарного, даже нормальной еды. Они не просто недополучают свою порцию любви, но даже страдают от жестокости, насилия. Многодетная семья необязательно проблемная! Ведь в хороших, любящих многодетных семьях забота и внимание даются еще и по горизонтали. Старшие братья и сестры дополняют родительскую любовь и сами окружены любовью младших. Родители делегируют старшим детям часть своих функций. Но это вовсе не значит, что на младших детей родительская любовь уже не распространяется.

Я вам больше скажу, отвечая, кстати, на вопрос о том, как было раньше. Вот возьмем для сравнения послевоенное время. Что ни говори, но был всеобщий подъем, всеобщее вдохновение Победой, восстановлением страны, новыми успехами. Было ощущение благополучия и уверенности в завтрашнем дне. На бытовом уровне было понятие дворового братства, было понятие уличного ребенка, причем именно тогда оно было наполнено хорошим смыслом. Далеко не все сегодня помнят нормальный советский двор. В окружении домов он представлял собой большую клумбу, на которой росли и цветы, и дети. Причем дети с самого раннего возраста находились во дворе с утра до позднего вечера, и никто за них не боялся. Да, случалось разное и тогда. Но вспомните Райкина: бабушка-дворничиха, сторожиха, соседка, еще кто-то… Обязательно кто-то приглядит, присмотрит, слово скажет, шлепнет по-доброму, если надо. А сейчас и слова никто не говорит, даже старается держаться подальше.

— Конечно, попробуй сказать сейчас слово в адрес чужого ребенка…

— Поэтому многие сегодня даже в своем дворе предпочтут пройти мимо, оставив ребенка один на один с опасностью, проблемой, бедой. Но бойтесь равнодушных, как было сказано однажды… Всегда проявляйте внимание к ребенку, когда он один или его обижают!

Учить принимать вызовы

— Все-таки в чем главная беда нынешнего подрастающего поколения?

— Главная, а точнее, одна из основных бед сегодня — это депрессия, причем у детей и подростков она вторична. Сначала депрессия одолевает родителей, да так, что во многих семьях это уже хроническое, утвердившееся состояние. Депрессия зашла во многие дома и там поселилась. В них сами взрослые нуждаются в поддержке и помощи: кто-то теряет работу, кто-то не может расплатиться с кредитом, а кто-то не может совладать с жизнью. В таких семьях дети остаются без внимания и поддержки.

Кто такой современный россиянин, чем болеет, какое потомство оставляет. Мнение медиков РАН

Есть и другая сторона медали. Во многих семьях с достатком вроде бы все в порядке. Но, глядя на такого ребенка, понимаешь, какой ценой этот достаток обеспечивается. Родители вынуждены целыми днями работать, в том числе для того чтобы заработать ребенку на новый гаджет, на новую одежду, чтобы он нормально, комфортно чувствовал себя среди сверстников. И вот здесь очень важно задаваться любимым вопросом психотерапевтов: а зачем? Зачем все это ребенку, если ребенок, не видя мать и отца, по факту несчастен, потому что ему не с кем поговорить, не к кому обратиться? Более того, все больше и больше примеров того, как родитель «откупается» от ребенка гаджетом, какой-то новой приставкой. Лишь бы его самого не трогали, дали отдохнуть. Но ребенок — это ведь не машина, которая может постоять и подождать внимания под окном или в гараже. С ребенком надо общаться, разговаривать, смотреть ему в глаза, понимать его, доверять ему и завоевывать его доверие… Одним словом, быть с ним здесь и сейчас. Заниматься им постоянно, каждый день.

Я могу привести массу примеров, когда вроде нормальные, обеспеченные, непьющие родители, а ребенок несчастен. Прежде всего потому что он совершенно одинок. Долго он пробудет в своем одиночестве? Нет, его быстро подберут все те опасности, о которых хорошо знают и которыми пугают друг друга родители: от алкоголя и наркотиков до сект, педофилов и террористов. Когда чувство собственной ненужности даже в собственной семье доходит до предела, беда — это лишь вопрос времени.

Читайте так же:  Сбербанк оформить карту для зарплаты

— Самое время поговорить об интернете, социальных сетях…

— Прежде всего, не надо впадать в крайности. Да, ускорение информационного обмена приводит к такому потоку информации, что даже взрослые могут в нем захлебнуться. Но нельзя сегодня отказаться от компьютера, от телефона. Нельзя убежать от интернета и современных способов коммуникаций. Куда разумнее учить детей правильно всем этим пользоваться: интернетом и потоком информации в целом. Дома ведь даже стиральную машину не попросят включить, пока не покажут, как ее правильно запустить, верно? Доступность информации для одних — это возможность подготовиться к предметным олимпиадам или сдать ЕГЭ, а для других — путь на разного рода токсические сайты.

— Эффективен ли здесь родительский контроль?

— Беда не только в том, что одинокие, ничем и никем не занятые дети часто оказываются более продвинутыми в пользовании интернетом: мало кто из родителей на самом деле озабочен подобными вещами. У нас был разговор с директором одного интернет-провайдера, и он сказал, что это единичные случаи, когда родители пользуются такой услугой. Я уже не говорю, что ребенок вообще не должен по нескольку часов сидеть у компьютера…

Но самое главное, я снова это повторю: никакими запретами и ограничительными мерами, по большому счету, ни от чего дурного ребенка не оградишь, если нет взаимопонимания, доверия, уважения. Безопасность важна, нет слов, но задача семьи — дать ребенку любовь и принятие, научить самостоятельности, умению делать выбор, достойно принимать все те вызовы, которых и сейчас много, а дальше может быть еще больше. Родители, близкие должны научить ребенка быть готовым к этим стрессам и вырабатывать социально приемлемое противодействие им. Важна стрессоустойчивость.

Путин призвал общество оградить себя от «деструктивного влияния» интернета

Ведь при всех переменных среди вызовов, с которыми довольно скоро на своем жизненном пути сталкивается человек, есть и некоторые константы. По большому счету, их четыре. Во-первых, это смерть, и у меня вопрос: много ли семей, где учат адекватному пониманию, что такое конец земного пути? В семьях перестают поминать усопших, не ходят на кладбища. И стоит ли удивляться, когда у ребенка, с одной стороны, случается шок, если, не дай бог, в семье происходит какая-то трагедия, а с другой стороны — возникает свой, особый интерес к явлению смерти. И как этот интерес ребенок начинает удовлетворять — одному богу известно… Самое печальное, что у нас не очень многие психологи и психотерапевты могут работать с подобными ситуациями.

Одиночество — это тоже фундаментальный вызов, более чем актуальная тема в глобальном масштабе. Но одно дело — одиночество взрослых, для которых, возможно, это осознанный, зрелый выбор, со своими плюсами и минусами. А другое дело, когда одинок ребенок, о чем мы уже сказали. Как неоднозначно все и с проблемой свободы. Свободой нужно уметь пользоваться, а сколько детей предоставлены сами себе, не зная, как этим распорядиться?! Ну и конечно, вопрос смысла и бессмысленности.

— Вопрос о смысле жизни?

— Именно. Философы говорят, что смысл жизни в самой жизни. Дети довольно рано начинают этот вопрос задавать. И очень важно, чтобы смысл жизни был не просто понятен им на словах. Важно, чтобы им, смыслом, была проникнута жизнь родителей, семьи.

Люди, а не функции

— Татьяна Александровна, закономерный вопрос — только ли родители должны в этом участвовать? Какова на самом деле должна быть роль школы и как повысить эффективность этой роли?

— Несколько лет назад в одной из школ случайно узнали, что один из ее учеников уже в течение нескольких лет самостоятельно ухаживает за своей мамой, прикованной к кровати. В школе все это время видели: мальчик плохо одет и неважно выглядит, засыпает на уроках, не радостен, не общителен, после занятий сразу бежит домой. Но никто так и не поинтересовался, что не так с этим мальчиком. Обо всем узнали случайно, и, слава богу, журналисты приняли участие в его семейной ситуации, в его судьбе. Ребенок, кстати, после этой помощи стал нормально учиться, потому что он был с сохранным интеллектом, неплохими способностями…

Скажу честно, раньше у меня были ситуации, когда я в сердцах ругала преподавателей в школе. Но сейчас я все больше и больше понимаю, что учитель, как и родитель, в современных условиях сам нуждается в помощи и поддержке. Он сам сбит с толку, перед ним самим стоят все те же вызовы, что и перед нами, и ему бы самому со всем этим разобраться. К тому же, если начать перечислять, что обязан делать сегодня обыкновенный учитель, а тем более классный руководитель, не хватит пальцев на руках, и все эти требования — жесткие. Там и про подготовку к урокам забудешь, потому что миллион других дел.

Увы, многие родители привыкли полагаться на школу. И великое счастье, если ребенок действительно окажется в руках хорошей первой учительницы. Но нельзя забывать, что все самое главное в ребенка закладывается рано, в дошкольном возрасте. Особая роль в этот период, кроме его семьи, у педагогов дошкольного образования.

— Кстати, что насчет детей, которые в детский сад не ходили? Не везде решена проблема нехватки мест в детских садах…

— Снова все зависит от условий, в которых дети развивались в эти годы. Есть дети, которые не ходили в детский сад, но очень хорошо умеют коммуницировать и достойно представляют себя и своих родителей уже в школе.

— А что насчет надомного обучения? Это не вредит социализации и обретению коммуникационных навыков?

— Если у ребенка недостаточно хорошая школа или недостаточно любящие и понимающие учителя, если ребенку в школе тяжело, его ругают, обижают, то, конечно, при возможности лучше обучать на дому. Очень много возникает проблем, когда ребенок не может найти взаимопонимание с педагогом. Важно, чтобы учитель не был одним лишь предметником. Надо, чтобы учитель был другом, старшим товарищем.

— Да, потому что это не механистический уровень участия, а человеческий, от сердца к сердцу, рука в руке. Если мы не будем забывать, что мы люди, что мы не схемы и не функции, многие вопросы решатся сами собой.

— Общее место — констатировать зашкаливающий уровень агрессии в обществе. Нужны ли в таких условиях какие-то уроки толерантности в школах?

— Давайте вспомним: были различные периоды увлеченности теми или иными дополнительными учебными занятиями. И всякий раз вставал вопрос: кто все детям рассказывает и как раскрывает темы? Важен профессионализм, личность педагога и доверительная интонация. Есть такой старый советский фильм — «Это мы не проходили». Там выпускники вуза поехали на практику работать в школу. И вот там встал именно этот вопрос: насколько ученик доверяет учителю? Любое слово может быть сказано и воспринято по-разному. К тому же сейчас у ребенка столько предметов, что ему и жить некогда. Одни занятия, задания, заорганизованность. Некогда посидеть спокойно, почитать, подумать, помечтать. Не хватает времени на любимые увлечения, на радость общения, даже просто на сон…

— То есть вы против?

— Невозможно сделать отдельным уроком урок любви. Каждый урок учителя должен быть уроком любви, доброты и принятия. И толерантности должно учиться все наше общество: каждый должен научиться принять другого, отличного от него. Для этого ребенку нужны не уроки в школе, а личный пример родителей и других значимых взрослых — для внутренней сверки, настройки собственного душевного барометра. Особенно сейчас, когда наша жизнь, в том числе и в стенах школы, все чаще соприкасается с темой социального неравенства. Когда фактор бедности начинает предопределять судьбу детей, даже если они умные и способные. Этой проблемой всерьез озаботились психологи.

— И что они советуют?

— Ничего нового. Родители должны любить своего ребенка, развивать его чувство достоинства и самодостаточности. А учителям необходимо помогать родителям развивать в нем такие качества, как настойчивость, любознательность, самоконтроль, оптимизм и так далее. Общая задача родителей и школы — подготовить ребенка к жизни, к выходу в небезупречный, подчас откровенно враждебный мир, где важно найти свое место.

— На что бы вы еще обратили внимание родителей?

Александр Кузнецов о влиянии современных технологий на детей, ЧП в школах и проверках силовиков

— Все вопросы с психическим здоровьем ребенка нужно решать как можно раньше. Например, проблемы со школьной адаптацией, когнитивными функциями, неуспеваемостью нужно решать еще в 1–2-м классе. Нельзя «тянуть» до 9-го класса, а потом за полгода до ГИА (государственной итоговой аттестации. — Znak.com) начинать лихорадочно суетиться по поводу справки медико-психолого-педагогической комиссии для сдачи экзамена на льготных основаниях, «по болезни». Ребенок с особенностями в развитии должен быть показан врачу в 5–6 лет и пройти комиссию для определения профиля, программы обучения. А не в 15–16 лет, когда упущено время и под вопросом получение профессии, а значит, и устройство подросшего человека во взрослой жизни… Родители ответственны за здоровье и благополучие своих детей. Поэтому надо проявлять понимание, обращаться к специалистам, быть инициативным в поиске реальной помощи своему ребенку. И не надо бояться детских психиатров! Мы всегда на стороне и защите детей.

Сложностей с взрослением детей очень много. Но первое, что поможет с ними справляться, — твердое родительское понимание, что твой ребенок — это не твой «проект», а твоя радость. Ты растишь этого ребенка не ради куска хлеба и стакана воды в твоей собственной старости, а для его счастья, чтобы у него состоялась жизнь, достойно продолжив жизнь созданной тобой семьи.