Перейти к содержимому

Требования к методическим разработкам учителя

Что такое методическая разработка и требования, предъявляемые к ней.

Что такое методическая разработка и требования,

Методическая разработка- это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии о бучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.

Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям.

Методическая разработка может представлять собой:

· Разработку конкретного урока ;

· Разработку серии уроков ;

· Разработку темы программы :

· Разработку частной (авторской) методики преподавания предмета;

· Разработку общей методики преподавания предметов;

· Разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;

· Методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета.

К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:

  1. Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.
  2. Определить цель методической разработки.
  3. Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.
  4. Составить план и определить структуру методической разработки.
  5. Определить направления предстоящей работы.

Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения уроков по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на уроках; использования современных педагогических технологий или их элементов на уроках и т.д.

Требования, предъявляемые к методической разработке:

1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.

2. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.

3. Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.

4. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

5. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.

6. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.

7. Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.

8. Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.

9. Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».

10. Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, образцы УПД, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).

Структура методической разработки

4. Основная часть.

6. Список использованных источников.

В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.

Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.

Методическая разработка темы программы

Основная часть может состоять из следующих разделов:

  • Характеристика темы ;
  • Планирование изучение темы ;
  • Рекомендации по организации и методике изучения темы.

В характеристике темы указываются :

· Образовательные цели и задачи темы;

· Планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение;

· Знания и умения, которые учащиеся должны получить или совершенствовать;

· Место и роль темы в курсе;

· Связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрипредметные и межпредметные связи;

· Дается дидактический анализ содержания материала;

· Выделяются уровни изучения и усвоения учебного материала;

· Возможен сравнительный анализ качества обучения по предлагаемой методике с той методикой, которая применялась педагогом до использования предлагаемой в методической разработке.

При планировании учебной темы необходимо:

1. Продумать методику преподавания темы.

2. Подобрать примеры, иллюстрации, наметить лабораторно-практические занятия, контрольные работы, экскурсии т т.д.

3. Выделить основные вопросы, которые учащиеся должны прочно усвоить.

4. Проанализировать воспитательные возможности учебного материала и применяемой методики.

В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.

Структура методической разработки урока теоретического обучения.

В основной части можно выделить следующие разделы:

  1. Методическое обоснование темы.
  2. Методические рекомендации по проведению урока.
  3. План урока ( с технологической картой).
  4. Дидактический материал к уроку (можно не выделять в виде приложений).
  5. Список литературы (источников) для учащихся.
  6. Список литературы для педагогов.

Рекомендуемый план урока :

1. Тема программы.

5. Цель методическая.

6. Цели образования(обучения, воспитания, развития).

7. Материально-техническое обеспечение урока.

8. Межпредметные и внутрипредметные связи.

Рекомендуемая технологическая карта урока :

Всероссийский конкурс методических разработок «Открытый урок»

Региональное отделение АССУЛ по Ульяновской области вместе с Областным институтом развития образования Ульяновской области и Министерством образования и науки Ульяновской области приглашают принять участие во Всероссийском конкурсе «Открытый урок», посвященном жизни и творчеству Н.М.Карамзина литературе и культуре его времени. Смотрите Положение и участвуйте!

Николай Михайлович Карамзин

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА «ОТКРЫТЫЙ УРОК»

1.1. Настоящее Положение определяет порядок и регламент проведения Всероссийского конкурса методических разработок «Открытый урок» (далее – Конкурс).

1.2. В Конкурсе рассматриваются сценарии уроков различных типов и видов, посвященных Н.М. Карамзину, а также сценарии внеклассных мероприятий.
1.3. План и сроки проведения Конкурса:
1.3.1. Проведение Конкурса осуществляется Областным государственным автономным учреждением «Институт развития образования» и региональным отделением общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка».
1.3.2. Конкурс проводится во всех федеральных округах Российской Федерации среди учителей русского языка и литературы, истории, иностранного языка, а также возможно участие в Конкурсе педагогов-библиотекарей.
1.3.3. Информация о результатах Конкурса размещается на официальном сайте организатора Конкурса (https://iro73.ru) и на сайте АССУЛ не позднее 31 декабря 2018 г.
1.3.4. Сроки проведения Конкурса – с 15 ноября по 12 декабря 2018 года.
1.4. Для организации и проведения Конкурса формируется Оргкомитет и жюри.
1.5. Требования к разработкам уроков, разработкам внеклассных мероприятий, представленным на Конкурс, а также их оценка осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативными актами Министерства образования и науки Российской Федерации (в том числе ФГОС и примерными программами).
2. Цель проведения Конкурса
Выявление лучших сценариев уроков и внеклассных мероприятий, посвященных Н.М. Карамзину. Трансляция новых активных форм, методов и педагогических технологий работы с языковым, литературным и историческим наследием Н.М. Карамзина.
3. Задачи Конкурса

3.5. 3.6. Выявление и поддержка престижа талантливых педагогов, успешно использующих новые образовательные технологии.
3.7. Создание банка методических разработок для организации обмена опытом педагогического мастерства.
4. Номинации Конкурса:
• Сценарии уроков по русскому языку и литературе;
• Сценарии уроков по истории и географии;
• Сценарии уроков иностранного языка;
• Сценарии внеклассных мероприятий.
5. Требования к участникам конкурса
и конкурсным работам
5.1. Требования к участникам конкурса:
5.1.1. Участвовать в Конкурсе могут учителя русского языка и литературы, учителя истории, географии, иностранных общеобразовательных организаций, реализующих программы общего образования Российской Федерации, предоставившие описание применяемых методик и практик в соответствии с формой заявки (Приложение № 1 настоящего Положения). В Конкурсе допускается участие педагогов-библиотекарей.
5.1.2. Требования к возрасту, педагогическому стажу, квалификационной категории участников Конкурса не предъявляются.
5.1.3. К участию в Конкурсе не допускаются работники образования, заявки которых не соответствуют требованиям настоящего Положения и/или направлены позже объявленного предельного срока.
5.1.4. На Конкурс представляется одна заявка с одним пакетом материалов от каждого работника образования. В случаях коллективной заявки от образовательной организации указывается ответственное лицо – руководитель проекта.
5.1.5. Конкурс проводится в дистанционном режиме. Для участия в Конкурсе участникам необходимо заполнить регистрационную форму-заявку и направить ее и конкурсные материалы по электронному адресу [email protected] с пометкой «КОНКУРС»
5.2. Требования к структуре конкурсных (методических) разработок.
5.2.1. Заявки и конкурсные материалы принимаются только в электронном виде.
5.2.2. Заявки и конкурсные материалы принимаются с 15 ноября по 5 декабря 2018 года включительно.
5.2.3. Конкурсные материалы должны включать:
заявку на участие в Конкурсе (форма-заявка заполняется и отправляется на адрес [email protected] с пометкой «КОНКУРС»;
• сценарий урока или внеклассного мероприятия. Урок должен быть посвящен жизни и творчеству Н.М. Карамзина.
5.2.4. Конкурные материалы (сценарии уроков и внеклассных мероприятий) оформляются следующим образом:
• титульный лист, на котором указывается наименование образовательной организации, название работы, вид методической разработки, место и год создания, автор, тема урока и возрастная категория (класс) обучающихся, которым адресован данный;
• содержание (оглавление);
• основная часть – раскрывает основное содержание методического материала и представляет описание педагогической (авторской) технологии/практики/методики, направленной на популяризацию творческого наследия Н.М. Карамзина.
Сценарий урока, занятия может содержать следующие разделы:
1. Описание целей (нацеленность на трёхкомпонентный результат освоения ООП).
2. УМК.
3. Форма проведения.
4. Перечень оборудования.
5. План урока, занятия с указанием тематических блоков и частей урока (занятия).
6. Изложение содержания урока.
7. Указание приёмов проведения рефлексии и подведения итога урока, занятия.
• заключение – выводы, позволяющие оценить успешность представленной технологии/методики/практики и ее результативность;
• список использованной литературы. Список дается в алфавитном порядке, с указанием автора, полного названия, места издания, издательства, года издания с учетом требований ГОСТ 7.1.-2003;
• приложения (презентация, памятки, схемы, графики, рисунки, фотографии, планы-конспекты занятий, уроков).
5.3. Требования к оформлению:
5.3.1. Методическая разработка должна быть выполнена на листе формата А4. При оформлении следует придерживаться следующих правил: текст в электронном виде должен читаться в MS Word *.DOC или *. DOCX. Поля со всех сторон 20 мм. Шрифт – New Times Roman, 14 пт, междустрочный интервал 1.5, текст выровнен по ширине.
5.3.2. Презентации предоставляются в формате MS PowerPoint *.PPT или *.PPTX.
5.3.3. Представленные на Конкурс материалы не возвращаются, рецензии заявителям не выдаются.
5.3.4. К участию в Конкурсе не допускаются материалы, ранее опубликованные в СМИ, и материалы из Интернета.
5.3.5. Участники Конкурса самостоятельно несут ответственность за нарушение авторских прав третьих лиц.

Читайте так же:  Трудовой договор с пенсионером в рк

6. Персональные данные
участников Конкурса
6.1. Использование персональных данных участников Конкурса происходит в соответствии с требованиями Федерального закона № 152 от 27.06.2006 г. «О персональных данных».
6.2. До начала Конкурса совершеннолетнее лицо, заявившее о свое участии, подтверждает ознакомление с Положением о Конкурсе, а также предоставляет организаторам Конкурса согласие на сбор, хранение, использование, распространение (передачу) и публикацию собственных персональных данных, а также конкурсных материалов, на бумажных носителях и в сети Интернет.

7. Подведение итогов и награждение
Все участники конкурса получают сертификат участника конкурса «Открытый урок». Победителям в номинациях будут вручены (присланы) дипломы и памятные подарки. Материалы, представляющие профессиональный интерес для педагогов-практиков, будут опубликованы в методических сборниках, издаваемых ОГАУ «ИРО».
Оргкомитет конкурса оставляет за собой право определить дополнительные номинации конкурса на основании поступивших конкурсных материалов.

Для участия в конкурсе необходимо:
1. Выслать заявку (см. приложение № 1) и текст сценария урока, занятия по электронному адресу [email protected] с пометкой «КОНКУРС»

Приложение № 1

Заявка на участие в региональном конкурсе методических разработок уроков, занятий в рамках внеурочной деятельности

1. Фамилия, имя, отчество автора.
2. Должность.
3. Место работы (название образовательной организации по уставу).
4. Педагогический стаж (полных лет на момент заполнения анкеты).
5. Квалификационная категория.
6. Предмет, тема урока/занятия, класс.
7. Контактная информация: номер мобильного телефона, электронная почта.
Заявитель – участник Конкурса подтверждает, что является автором представленных на

Конкурс материалов и передаёт организаторам Конкурса право на их использование.
Участник Конкурса
______________________ (_______________________________________)
(подпись) (Фамилия, и. о.)
МОУ______________выдвигает___________________________________
(фамилия, имя, отчество участника)
на участие в конкурсе методических разработок уроков

Даю согласие на обработку персональных данных при проведении Конкурса
Дата подачи заявки

Подпись и печать руководителя образовательной организации

Приложение № 2

Критерии оценивания материалов конкурса

При оценке конкурсных работ учитываются следующие критерии:
1. Соответствие сценария урока, занятия требованиям конкурса;
2. Соответствие системно-деятельностному подходу в образовании, что предполагает инвариантную структуру урока: целеполагание, мотивация, учебно-познавательная деятельность школьников, рефлексия.
3. Соответствие формы организации учебно-познавательной деятельности школьников теме и типу урока.
4. Выбор наиболее оптимальных методов обучения, современных педагогических технологий, использование современных ИКТ-технологий; ЭОР.
5. Учёт возрастных, гендерных, индивидуальных особенностей учащихся.
6. Оптимальное сочетание эффективного и здоровьесберегающего режимов работы учащихся во время урока, занятия.
7. Создание ситуации успеха школьников на уроке, занятии.
8. Использование заданий творческого характера для раскрытия потенциала обучающихся.
9. Характер межпредметных связей на уроке.
10. Культура формирования универсальных учебных действий школьников, реализация компетентностного подхода на уроке, занятии.
11. Обратная связь на уроке, занятии; разнообразие форм контроля.
12. Выбор оптимальной структуры урока.
13. Обеспечение практической направленности урока и связи с личным жизненным опытом учащихся.
14. Создание условий для самооценки обучающихся.
15. Завершенность урока, занятия.

Приложение № 3

Описание методической разработки

1. Наименование образовательной организации, название работы, вид методической разработки, место и год издания, автор.
2. Содержание (оглавление).
3. Введение.
4. Основная часть.
5. Заключение.
6. Список использованной литературы.
7. Приложения (памятки, схемы, графики, рисунки, фотографии, планы-конспекты занятий, уроков).

В конкурсной программе V Международного педагогического форума «Языковая норма. Виды и проблемы» в номинации «Инновационные проекты по русскому языку.

Конец 2018 года выдался довольно напряженным в работе АССУЛ. Еще не успели отформатироваться впечатления от меропрятий в Эстонии и Азербайджане, а уже.

В декабре 2018 года в столице Эстонии городе Таллинне состоялись меро-приятия социально значимого проекта «Педагогический практикум Русского мира».

Презентация к уроку на тему:
Как оформить методическую разработку

Методические рекомендации для учителей "Как оформить методическую разработку".

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Как оформить методическую разработку Трофимова О.В., учитель изобразительного искусства и черчения МАОУ «СОШ №140»

Цель: повышение мастерства учителя при оформлении методической разработки урока в свете новых требований ФГОС. Задачи: определить особенности методической разработки урока и внеклассного мероприятия; познакомиться с содержанием методической разработки; рассмотреть основные требования к оформлению методической разработки урока и внеклассного мероприятия.

Понятие «Методическая разработка» Методическая разработка – это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, современные педагогические технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом. Методическая разработка направлена на профессионально-педагогическое совершенствование учителя, может быть как индивидуальной, так и коллективной работой.

Актуальность Обобщение педагогического опыта. Портфолио. Участие в конкурсах педагогического мастерства. Публикации в методических сборниках. Изменение подходов к методической разработке урока. Аттестуемый урок. Критерий в стимулирующей части з\п.

Виды методических разработок разработка урока ; разработка серии занятий по теме курса ; разработка программы ; разработка авторской методики преподавания; разработка внеклассного мероприятия; разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания.

Подготовительная работа Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт. Определить цель методической разработки. Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный педагогический опыт по выбранной теме. Составить план и определить структуру методической разработки.

Формулировка целей определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; использование современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т.д.

Структура методической разработки Титульный лист Аннотация (какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна). Содержание (тема, цели, тип урока, основные понятия, технологическая карта) Список использованных источников (список литературы и интернет ресурсов) Приложения (приложения структурируются, озаглавливаются и нумеруются в соответствии с последовательностью их упоминания в основном тексте).

Титульный лист Наименование вышестоящей организации (Министерство общего и профессионального образования РФ). Наименование учреждения (Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 140»). Предметная область. Вид методической разработки. (Методическая разработка урока). Тема урока. Класс Ф.И.О, должность Город, год разработки

Аннотация Аннотация - краткая характеристика методической разработки, раскрывающая ее содержание, новизну, назначение . Аннотация содержит описание: места темы в содержании программы; активных форм обучения; технологий, методов и приёмов, применяемых на уроке, внеклассном мероприятии; предполагаемого результата.

Технологическая карта Предмет, ФИО учителя. Наименование ОУ, класс. Программа, место урока (мероприятия ) в системе уроков (мероприятий). Тема урока (мероприятия). Цели урока (мероприятия). Тип урока. Формы и методы работы на уроке. Опорные понятия, термины. Формы контроля. Планируемый результат.

Читайте так же:  Госпошлина за трансграничное перемещение отходов

Технологическая карта Этапы урока, мероприятия Деятельность учителя Деятельность учащихся Предполагаемый результат 1. Оргмомент 2. Целеполагание 3. Проверка готовности к уроку Организация рабочего места Регулятивные УУД

Список использованных источников Аранова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического – СПб.: КАРО, 2010 Крупнова Е.Е. Рекомендации по оформлению методических разработок. - http:// www .tptt.ru Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Рабочие программы. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2011. …

Приложения Презентация «Линия и её выразительные возможности». Тест с выбором ответа для индивидуальной работы по теме «Виды изобразительного искусства». Раздаточный материал для выполнения упражнения №2 в парах. Раздаточный материал для выполнения упражнения №3 в группах. Звуковой файл П.И. Чайковский «Времена года. Октябрь».

Требования к оформлению методической разработки Общий объем не менее … листов комп. текста. Количество и объем разделов не лимитируется. Приложения должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны). Список использованных источников составляется в алфавитном порядке и должен содержать 10 -15 названий. Шрифт Times New Roman №12 или №1 4. Интервал 1. Поля: сверху, снизу – 2.0см, слева - 3см, справа -1.5см. Выравнивание текста по ширине страницы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткая аннотацияИдеи патриотизма в истории России занимают одно из главных мест. Умы нынешнего поколения заполняются, во-первых, мощным потоком западных «ценностей», пропагандирующи.

Методическая разработка по курсу «Развитие речи». Название разработки: «Аудирование (слушание) как вид речевой деятельности». Содержание данного материала представялет интерес для учителей русского яз.

Список, предложенный обучающимся для чтения летом, дает возможность выбирать личный маршрут и при этом изучать программные материалы. УМК под ред. Сухих И.Н.

Методическая разработка урока для 5 класса.Тема: Монеты, как важнейшие исторические источники. Гербы, как исторические источники. Скифские памятники. Цель: создать условия для представ.

Доклад "Как оформит кабинет русского языка" для методического объединения.

В настоящее время возрастает значимость учебно-исследовательских работ. Организация учебно-исследовательской деятельности студентов позволяет развивать у них познавательные интересы, самостоятельность.

Важную роль в процессе обучения и воспитания в дошкольном учреждении играет оформление приемной группы. Тематические выставки и декор способствуют лучшему усвоению материала, поднимают нас.

Виды методических разработок. Требования к содержанию и оформлению

1 Виды методических разработок. Требования к содержанию и оформлению

2 Требования к оформлению методической разработки 1. Содержание методической разработки должно отражать ее практическую, теоретическую и методическую значимость, планирование и достижение результатов. Содержательная часть должна быть структурирована.

3 Требования к оформлению методической разработки 2. Структура методической разработки должна соответствовать основным требованиям к заявленному типу и включать: титульный лист, аннотацию, оглавление, введение, основную часть, список литературы, приложения.

4 Требования к оформлению методической разработки 3. На титульном листе методической разработки указывается: название работы, фамилия, имя автора полностью, полное название профессиональной образовательной организации в соответствии с Уставом.

5 Требования к оформлению методической разработки 4. Обязательны две рецензии (внутренняя и внешняя). В приложении могут быть представлены: таблицы, бланки, чертежи, технологические карты, планы занятий (мероприятий), другие документы в зависимости от вида методической разработки.

6 Требования к оформлению методической разработки 5. Текст должен быть набран в формате DOC или RTF редактора MS Word. Параметры страницы для всего документа: Поля: верхнее, нижнее и правое 2 см; левое 3см. Шрифт: Times New Roman Cyr. Размер шрифта (кегль) основного текста 14, дополнительного 12, межстрочный интервал 1.

7 Общие правила оформления методических разработок Оформление текста Оформление иллюстраций Общие правила представления формул Оформление таблиц Требования к лингвистическому оформлению Оформление литературы Оформление приложений Вестник профобразования г. Рекомендации по оформлению учебнометодических пособий

8 Виды работ: учебные пособия; учебно-методические пособия; рабочие тетради; учебно-наглядные пособия; методические рекомендации; учебные комплекты; самоучители; практикумы; справочники.

9 УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Учебное издание дополняющее или частично заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания для реализации целей учебного курса (части курса, основных вопросов курса) на основе рабочей программы. В содержание включается новый, более актуальный материал, чем в учебнике. РАЗНОВИДНОСТИ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ: лабораторные практикумы; учебные пособия по семинарским занятиям, курсовому и дипломному проектированию; хрестоматия; иллюстрированное учебное пособие; интерактивное электронное учебное пособие; пособие-ответы на экзаменационные вопросы; справочное пособие; сборники упражнений и задач; решебники.

10 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для педагогических работников Содержатся материалы по методике преподавания учебной дисциплины, междисциплинарного курса, методические руководства к учебникам и пособиям, разработки по конкретным занятиям, методические разработки различных видов для очно-заочной (вечерней) и заочной форм подготовки специалистов или материалы по методике воспитания и развития студентов. для студентов Используется для реализации целей учебного курса (части курса, основных вопросов курса) на основе утвержденных программ. Главная цель оказание конкретной методической помощи студентам, обучающимся по образовательным программам, предусматривающим значительный объем самостоятельной работы. Учебно-методические пособия издаются также в помощь изучающим сложные дисциплины (МДК), требующие применения и освоения значительного по объему учебного материала.

11 УЧЕБНО-НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ Учебное издание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию (картографические пособия, атласы, альбомы и др.) РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ Учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе студента над освоением учебного материала.

12 МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Небольшая по объему методическая работа (охватывает проблемы методики изучения основных вопросов, междисциплинарного курса, части курса, отдельных тем курса или дисциплины). Выполняется в соответствии с утвержденной программой дисциплины или междисциплинарного курса или. Основной целью работы является раскрытие методики: преподавания; овладения междисциплинарным курсом, дисциплиной (самостоятельно); новой, оригинальной методики. Используется для усовершенствования механизмов овладения содержанием учебного предмета либо его преподавания; либо при его изучении.

13 для педагогических работников МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Рассчитаны на конкретного адресата педагога, специалиста, руководителя и т.д. Структура методических рекомендаций: - введение, где указывается предполагаемый пользователь методической разработки; - основная часть, где детально раскрываются предлагаемые методики, пути и средства достижения наиболее значимых результатов в том или ином виде деятельности; - заключение, где делаются выводы по изложенному материалу; - список литературы, на основании которой написаны методические рекомендации, а также литература в помощь пользователю методической разработкой. методические рекомендации должны отвечать следующим требованиям: - раскрывать новые методические приемы, формы и методы организации учебной, производственной или любой другой деятельности. - подтверждать эффективность предлагаемых методик материалами экспериментальной работы, иллюстрациями, таблицами, графиками

14 для студентов МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Не подменяя другую учебную литературу, содержатся пояснения по определенным теме, разделу или вопросу дисциплины (МДК). Отражается методика выполнения заданий или поясняется характер действий при выполнении определенной работы самостоятельно. РАЗНОВИДНОСТИ для изучения дисциплины, междисциплинарного курса; для выполнения контрольных, лабораторных, практических работ; для организации и выполнения курсовых работ (проектов); для организации и выполнения дипломных работ (проектов); для организации внеаудиторной самостоятельной работы.

15 ПРАКТИКУМ Учебное издание, предназначенное для формирования и закрепления умений и практических навыков. Практикум, как правило, содержит практический либо эмпирический материал, который способствует усвоению и закреплению учебного материала. Наполнение практикума должно соответствовать требованиям ФГОС и разделов учебной программы, а также соотноситься с материалом учебника. Материал компонуют небольшими частями, удобными для изучения. Лабораторный практикум может содержать теоретическую часть. РАЗНОВИДНОСТИ ПРАКТИКУМОВ сборники задач (задачник), упражнений, расчетных заданий; пособия по проведению лабораторных и практических работ; задания по практике; руководства по выполнению курсовых и дипломных проектов, выпускных квалификационных работ; решебник.

16 САМОУЧИТЕЛЬ Учебное пособие для самостоятельного изучения чего-либо без помощи преподавателя УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКТ Набор учебных изданий, подготовленных в обеспечение одной учебной дисциплины, междисциплинарного курса согласно учебному плану, предназначенный для определенной ступени обучения и включающий учебник, учебное пособие, рабочую тетрадь и др.

Методическая разработка: проще, чем кажется

Творческих учителей, которым есть чем поделиться с коллегами, на свете много. Почему же все еще велик дефицит качественных методических материалов?

Ответ прост: те, кто умеют работать, часто не умеют писать. Между тем опыт наших экспериментальных площадок показывает, что любой учитель может описать свои разработки, если ему немножко в этом помочь.

(Рекомендации-шаблон для педагогов по созданию методической разработки)

Этот материал поможет читателю-педагогу написать собственную методическую разработку. Руководители методических служб образовательных учреждений могут использовать этот шаблон для проведения обучающего семинара по созданию методических материалов.

Эта работа написана в помощь учителям экспериментальных площадок по проблемно-ориентированному обучению на базе ОТСМ-ТРИЗ. Приведенные в ней примеры иллюстрируют методики, используемые в этом педагогическом подходе. Однако автор надеется, что другие педагоги, желающие описать свои методические разработки, также найдут здесь полезные советы.

Читайте так же:  Кто несет субсидиарную ответственность ооо

Рекомендации описаны в виде шаблона. Заменяя текст шаблона на авторский текст в соответствии с данными рекомендациями, педагог сможет создать собственную методическую разработку. Этот подход заимствован у моего научного руководителя, профессора В.В. Гузеева [1], чей шаблон диссертационного исследования явился основой для моей собственной кандидатской диссертации.

Во втором разделе даны непосредственно рекомендации по созданию методической разработки, в третьем разделе – список использованной литературы.

2. Состав и содержание методической разработки

Обычно тема строится по принципу: предмет исследования – объект исследования. Порядок частей названия может быть различным.

Объект указывает на область, к которой принадлежит ваша разработка, а предмет – на то, какие аспекты, признаки вы собираетесь изменить, на отличительные черты вашей методики. Иными словами, объект – ближайшая надсистема, в которой вы работаете, а предмет – та подсистема или признак, который ваша работа меняет, улучшает.

Иногда в самой формулировке указывают ЦЕЛЬ – для чего нужно улучшить данный объект.

Использование модели «Точка зрения» (ПРЕДМЕТ) как средства

интеграции курсов развития речи и природоведения (ОБЪЕКТ)

для формирование системного восприятия и эмоционального отношения к окружающему миру (ЦЕЛЬ).

Интеграцией курсов природоведения и развития речи занимались и до вас, в данном случае это та область, в которой вы хотите сказать свое новое слово (объект). А вот использование модели «точка зрения» в качестве средства для интеграции этих курсов – это то новое, что вы разработали (предмет).

Предмет может иметь разную степень новизны, возможны формулировки типа «проблемы применения методики…», «особенности использования методики… в условиях…». В данном случае сама методика будет объектом (если она существовала уже до вас), а проблемы ее применения, особенности ее использования в каких-то новых условиях будут предметом исследования.

Возможно, вам не удастся сразу точно сформулировать тему. Это нормально: если вы решаете педагогическую проблему, вы не обязаны знать сразу, какими средствами ее удастся решить. Потому на входе важны цель и объект, а предмет может проясниться позднее. Рекомендации по формулированию целей даны ниже.

Информация об авторе

Автор методической разработки (фамилия – имя – отчество, место работы и должность, контактная информация: желательно – электронный адрес, Ваш или адрес школы).

Пример: Иванова, Анна Петровна, педагог начальных классов школы №1 г. N, учитель 1-й категории, [email protected]

Условия применения

В этом разделе укажите

— Контингент учащихся, особенности контингента (если есть).

— Программа, в рамках которой применяется ваша методика.

— Если ваша разработка опирается на авторскую методику, укажите название базовой методики и ее авторов.

— Начальные классы (1-2).

— Курс развития речи в рамках курса русского языка

— Методика составления описательного рассказа по картинке (Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П.).

Актуальность, цель и задачи

Хорошо сформулированная цель во многом определяет успех всей работы. Не стоит формулировать цели «общими словами»: развивать мышление и воображение – факт достижения такой цели нельзя проверить. Укажем требования к формулировке цели и задач:

1. Цель должна быть сформулирована предельно конкретно, так, чтобы ее можно было разбить на понятные задачи, результат выполнения которых можно проверить.
2. Цель должна рассматриваться в общей системе целей, т.е. должна быть ясна не только цель, а подцели (задачи), с помощью которых она будет достигнута и надцели, для достижения которых нужна ваша цель.
3. Задачи указывают на те изменения, которые должны произойти с учеником и проявиться в его поведении или в результатах его работы (например, в текстах, которые он пишет) в результате применения вашей методики. Они описываются глаголами совершенного вида: научить составлять загадки типа…; научить различать имя и значение признака; научить применять системный оператор для составления вопросов об историческом событии и т.п. Педагогам, знакомым с ОТСМ-ТРИЗ, посоветуем описывать изменения с помощью модели «элемент – имена признаков – значения признаков».

Ниже предложены несколько шагов, которые полезно сделать для того, чтобы качественно сформулировать цели и задачи. Этот фрагмент текста (выделенный курсивом) не нужно включать в методическую разработку, он нужен в процессе работы над материалом.

Чтобы корректно сформулировать цель и задачи, попробуйте поступить следующим образом:

1. Ответьте на вопрос: «что вы собираетесь изменить с помощью своей разработки?» Опишите ожидаемый результат: БЫЛО…– СТАЛО… А затем уберите те изменения, которых вы не достигли или достигли с помощью другой методики, оставьте только то, что напрямую касается вашей работы.

Пример: БЫЛО: дети дают устный ответ о природном объекте, бессистемно, пользуясь штампами, рассказывают без удовольствия, говорят с трудом. – СТАЛО: дети составляют связный эмоциональный, образный рассказ, рассматривают объекты с разных сторон, используют собственные сравнения, рассказывают с энтузиазмом.

2. Составьте цепочку «ЗАЧЕМ?», это поможет вам увидеть надсистему целей.

Пример. Дети умеют составлять связный, целостный рассказ – Зачем? – Чтобы целостно, системно воспринимать окружающий мир. – Зачем? – Чтобы осознанно относиться к окружающему миру. – Зачем? – Чтобы уметь изменять окружающий мир.

Дети составляют образный рассказ, используя собственные сравнения – Зачем? – Чтобы построить собственное эмоциональное отношение к окружающему миру. – Зачем? – Чтобы лучше понимать себя и окружающий мир.

3. Составьте цепочку «ДЛЯ ЭТОГО?», это поможет вам увидеть подсистемы целей.

Дети составляют образный рассказ – для этого выделяют наиболее яркие фрагменты целого; строят метафоры…

Выполнив это упражнение, вы сможете получить материал для трех пунктов методической разработки (см. ниже).

1. Обоснование актуальности вашей работы получаем из цепочки «ЗАЧЕМ?» см. пункт 2 (пример: «Важно научить ребенка ориентироваться в современном динамичном мире, формировать собственное эмоциональное отношение к тому, что его окружает. Развитие образной речи, ассоциативного мышления – один из главных инструментов формирования эмоционального отношения к миру. Не менее важным является формирование целостного, системного восприятия окружающего мира, необходимого человеку для обнаружения и решения возникающих перед ним проблем. Вместе системное и образное описания позволяют эмоционально пережить и присвоить способы системного восприятия мира»).
2. Цель работы – из сопоставления исходной ситуации (БЫЛО) с ожиданиями (СТАЛО) см. пункт 1 (пример: «Обучить построению образного рассказа об объекте на основе использования модели «Точка зрения»»).
3. Задачи – из цепочки «ДЛЯ ЧЕГО?» см. пункт 3 (пример: «Научить выделять признаки объектов, от имени которых строится рассказ; научить выделять признаки окружающих объектов, важные с точки зрения рассказчика, научить строить образные сравнения от лица рассказчика; научить строить системные сравнения от лица рассказчик, объединяя образы с единую систему»).

Модели, инструменты, методы

Укажите модели, инструменты, методы, которые используются в вашей разработке.

Пример: Используются модели: «Элемент – имя признака – значение признака», «Точка зрения», морфологический анализ.

Наглядные пособия

Опишите используемые вами наглядные пособия. Если используются известные пособия, описанные раньше, перечислите их и дайте ссылки на материалы, в которых они описаны.

Пример: используется пособие «Круги Луллия» (ссылка).

Описание методики

Описание методики может быть выполнено в различной форме – это зависит от ее содержания.

Главная проблема описания заключается в том, что большинство используемых нами методик не реализуются в рамках одного или нескольких уроков, а требуют более гибкой системы тренингов. Часто бывает ситуация, когда переход к новому этапу обеспечивает ряд упражнений предыдущего этапа, которые могут проводиться в любой последовательности. В этом случае этапы удобно представить в виде схемы (рис. 1). Если ваша методическая разработка укладывается в четкую последовательность шагов, необходимость в схеме отпадает.

Рисунок 1

Рисунок 2

На примере (рис. 2) показан фрагмент описания методики, на котором видно, как связываются между собой отдельные упражнения. Упражнение «сравнить объект от имени какого-либо волшебника» могут предлагаться в различной последовательности, но они предшествуют системному сравнению. Эмпатия может вводиться параллельно с упражнением «На что похоже?». «Системная эмпатия» должна предваряться эмпатией и системным сравнением.

Для читателей, не знакомых с ОТСМ-ТРИЗ педагогикой, поясним содержание рисунка 2. В методиках развития речи и воображения используются образы волшебников, олицетворяющих приемы преобразования объектов (Мурашковска И.Н., Сидорчук Т.А.). Дели-Давай делит объекты на части и объединяет части в целое; Великан-Кроха уменьшает или увеличивает размеры объектов, Отставай-Забегай двигает объекты по линии времени.

Если вы представили такую схему, далее ваша задача состоит в том, чтобы описать более детально каждое упражнение. Это можно сделать, например, в виде таблицы.