Перейти к содержимому

Требования к составу проектной документации на реконструкцию

Проектная документация в 2018 году

В нашей стране весь необходимый перечень требований к составу и содержимому документов, а также разделов проектной документации для проведения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов определяется на законодательном уровне.

Основным таким документом является не что иное, как Градостроительный кодекс, в п. 13 ст. № 48 которого содержится следующая информация:

«Состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав и требования к содержанию разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на государственную экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации».

Наравне с этим для ранее перечисленных видов деятельности, состав проектной документации также обозначен в Положении «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» № 87 (далее по тексту - Положение).

Данный документ применим в процессе разработки проектных решений:

• Для отдельных этапов восстановления, строительства и капитального ремонта объектов;
• На разнообразные типы строительных объектов.

В основном Положение распространяется на:

1. Объекты непроизводственного значения – здания жилого, культурного, социального, а также коммунального назначения и др.;
2. Объекты производственного значения – сооружения, относящиеся к оборонительным объектам и зонам повышенной безопасности; исключение составляют лишь линейные объекты;
3. Линейные объекты – горизонтально расположенные линии электропередач, трубопроводы, автомобильные или железные дороги.

Под объектом капитального строительства подразумевается объект, находящийся на стадии незавершенного строительства, кроме временных построек.

К линейным объектам также относятся:

• Искусственные внутренние водные пути;
• Трамвайные пути;
• Тепло-, газо-, трубопроводы;
• Коллекторы;
• Водоводы.

Строительство – это возведение зданий или сооружений на свободной территории и там, где производится снос других строительных объектов.

Реконструкция объектов капитального строительства (исключая линейные) – изменение параметров целого объекта или его отдельных частей. Сюда же входит его увеличение и перестройка; восстановление с последующей заменой несущих конструкций. Исключая, разве что, замену отдельных конструктивных элементов на похожие узлы, для их последующего восстановления или улучшения.

Реконструкция линейных объектов – изменение параметров объекта или же его участка, ведущее за собой смену категории, класса, а также функциональных начальных показателей. При этом также может потребоваться изменение границ, полос отвода и охранных зон.

Капитальный ремонт объектов строительства (кроме линейных) - здесь производится замена или восстановление строительных конструкций и их элементов. Данный процесс никоим образом не затрагивает несущие конструкции, инженерные сети.

Капитальный ремонт линейных объектов – изменение параметров объекта в целом или же его участков, впоследствии требующее смены класса, категории и изменение первоначальных параметров его функционирования.

Положение разделяет проектную документацию на два комплекта документов. Эти понятия относятся к одной стадии проектирования, но при этом являются совершенно разными видами документации. В Положении довольно конкретно определен состав и подробные требования к проектной документации. На завершающем этапе разработки, комплект документов направляется в государственную экспертизу, в полном соответствии с Постановлением № 145.

Основываясь на утвержденных Законом нормах, проектирование может осуществляться в один или несколько этапов. Основное отличие в том, что при двухстадийном проектировании весь необходимый комплект документов составляется поочередно. Начальный этап (или стадия «П») – здесь принимаются основные решения без проработки. Например, выбор типа сооружения, способ строительства, основные конструктивные, а также планировочные решения и др.

Рассчитывается сводная смета и решаются вопросы по ходу строительства объекта. Затем, все документы отправляются оценку государственной экспертизы, где, в случае обнаружения ошибок выставляются замечания. После их устранения проект отправляется на утверждение Заказчику или Инвестору, результатом чего становится утверждение или отклонение документации.

На следующем этапе (стадия «РП») производится разработка уже непосредственно рабочей документации («РД»). Здесь уточняются и детализируются решения, принятые на проектной стадии; составляются рабочие чертежи, локальные сметы и др. По сути, во время этого этапа создаются документы, которые используются непосредственно в ходе строительных работ. Двухэтапное проектирование обладает основным преимуществом – минимизацией всех затрат на трансформацию проектной документации в рабочую в случае неудачных решений.

При одноэтапном проектировании весь комплект документов готовится сразу в полном объеме. Его содержание содержит решения по всем вопросам. В большинстве своем такое проектирование уместно при незначительных объемах работ, а также для привязки проектов повторного или массового применения.

Рабочая документация создается для уточнения всех принятых решений на стадии проектирования, а также для возможности реализации их в процессе строительства. В тексте Положения не содержится информации об очередности ведения подготовки чертежей и материалов.

Данный факт позволяет выполнять разработку рабочей документации как параллельно с подготовкой проектной, так и после нее. Стоит помнить, что Заказчик определяет объем, содержание и состав рабочей документации. Ее комплектация напрямую зависит от уровня проработки проектных решений, и указана в задании на проектирование.

Итоговая комплектация проектно-сметных материалов содержит:

• Проектная документация – ключевые разделы, касающиеся организации строительства;
• Рабочая документация – чертежи, спецификации и документы, которые служат основой для реализации проектных решений.

Раздел «Состав проектной документации» информирует о перечне документов, имеет шифр «СП» и расположен в 0-м томе.

Проектная документация на любые строительные объекты должна состоять из следующих разделов:

• Раздел 1 – Пояснительная записка;
• Раздел 2 – Схема планировочной организации земельного участка;
• Раздел 3 – Архитектурные решения;
• Раздел 4 – Конструктивные и объемно-планировочные решения;
• Раздел 5 – Сведения об инженерном оборудовании, сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений:
- Подраздел – Система электроснабжения;
- Подраздел – Система водоснабжения;
- Подраздел – Система водоотведения;
- Подраздел – Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети;
- Подраздел – Сети связи;
- Подраздел – Система газоснабжения;
- Подраздел – Технологические решения;
• Раздел 6 – Проект организации строительства;
• Раздел 7 – Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства;
• Раздел 8 – Перечень мероприятий по охране окружающей среды;
• Раздел 9 – Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности;
• Раздел 10 – Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов;
• Раздел 10 (1) – Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов;
• Раздел 11 – Смета на строительство объектов капитального строительства;
• Раздел 12 – Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Проектная документация на линейные объекты должна содержит следующие разделы:

• Раздел 1 – Пояснительная записка;
• Раздел 2 – Проект полосы отвода;
• Раздел 3 – Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения;
• Раздел 4 – Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта;
• Раздел 5 – Проект организации строительства;
• Раздел 6 – Проект организации работ по сносу (демонтажу) линейного объекта;
• Раздел 7 – Мероприятия по охране окружающей среды;
• Раздел 8 – Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности;
• Раздел 9 – Смета на строительство;
• Раздел 10 – Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Задание от заказчика определяет состав проектной документации на проведение работ по капитальному ремонту. Во многом это зависит от содержания выполняемых работ, о чем подробно повествует ст. 48 Градостроительного кодекса.

Иногда разработка проектной документации может касаться определенных этапов реконструкции или строительства. Обычно эта информация есть в задании на проектирование. Разработка проектной документации на отдельные этапы строительства включает в себя только объемы, нужные для определенного этапа. При этом она строго соответствует всем требованиям к составу и содержанию, информация о которых представлена в Положении.

Приватизация 2018
Приём на работу 2018
Проверка налогов 2018
Программа переселение 2018
Прогул 2018

Назад | | Вверх

Требования к проектной документации при реконструкции производственного здания (ТЭЦ)

Имеется ТЗ на проектирование П+РД в котором указано "Произвести реконструкцию здания . (ТЭЦ) в части замены оборудования (горелки котлов).

Требования к составу - 87-ПП, Прохождение Экспертизы - Да.

Посколько меняется только часть (одна из систем) оборудования, то есть ли необходимость в разработке всех сопутствующих разделов по 87-ПП, т.е. нужно ли разрабатывать разделы АР, КР, ИОС итд по всему зданию, или можно только ограничится той системой, которая реконструируется? И если да, то как будет такая проектная документация проходить экспертизу?

Техническое Задание описывает лишь общую задачу, остальное - "определить проектом".

Можно ли не учитывать выбросы газа в атмосферу при данной реконструкции (раздел ООС), т.к. заданием не предусматривается устройство очистки?

Буду признателен за обоснованное мнение.

Thượng Tá Quân Đội Nhân Dân Việt Nam

Не надо фантазировать и домысливать. Где в этом письме есть слово "ЛЮБАЯ"? Где в статье 48 Градкодекса есть слово "ЛЮбАЯ"?
Ах, вы же пишете "ЛЮБУЮ экспертизу". Так экспертиз тьма всяких бывает. А в градостроительном кодексе рассматривается только (поскольку Гадкодекс Вами явно не читан, цитирую):

И даже в отношении других видов документации, предусмотренных Градкодексом экспертиза не проводится. И никакой любой ЭКСПЕРТИЗОЙ Градкодекс не командует.

В соответствии с П8? должно выполняться только

Никакой "любой документации" здесь нет. Есть только проектная документация, на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт. Не чего-то вообще, а объектов капитального строительства. Во исполнение этой статьи Правительством РФ и принято Постановление 87. Для любопытства можете его почитать - на что оно распространяется.

И никакого отношения документация на техническое перевооружение не имеет к проектной документации по П87. За исключением предусмотренного ФЗ-116 случая, когда техническое перевооружение опасного производственного объекта осуществляется одновременно с его реконструкцией. Вот тогда документация на техническое перевооружение входит в состав соответствующей проектной документации.

Практически это те случаи, когда при реконструкции или капремонте, которые часто идут за сторонние, иногда федеральные деньги, "под шумок" заменяют или модернизируют какое-то оборудование.

Но и в этом случае документация на техническое перевооружение не сама должна соответствовать П87, она только входит в состав, обычно в виде главы в соответствующем разделе и, главное, в сметной документации. Чтобы тратить не оборотные средства за счет основной деятельности, а за счет капитального строительства.

Состав проектно-сметной документации. Требования Законодательства

Требования к составу и содержанию разделов проектной документации при производстве работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства определены законодательно. Основным документом, регламентирующим это, является Градостроительный кодекс:

«Состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав и требования к содержанию разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на государственную экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительств ом Российской Федерации.»(Градостроительный кодекс ст.48 п.13)

Состав проектной документации на указанные виды деятельности определен в «Положении о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (Постановление правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 (далее - Положение), а также в Градостроительном кодексе (ст.48 п.12)

Данное положение применяется при подготовке проектной документации:

  • на различные виды объектов капитального строительства;
  • в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.

Областью распространения данного положения являются:

  • объекты производственного назначения (здания, строения, сооружения производственного назначения, в том числе объекты обороны и безопасности), за исключением линейных объектов;
  • объекты непроизводственного назначения (здания, строения, сооружения жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также иные объекты капитального строительства непроизводственного назначения);
  • линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др.).

Справка

Объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (Градостроительный кодекс).

Линейные объекты (сооружения) - к линейным объектам, за исключением объектов капитального строительства обустройства месторождений полезных ископаемых, относятся следующие виды объектов капитального строительства: железнодорожные линии; автомобильные дороги; искусственно созданные внутренние водные пути; трамвайные линии; линии электропередачи; трубопроводы; линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения); теплопроводы; коллекторы; газопроводы; водоводы; иные виды подобных объектов капитального строительства.

Строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Реконструкция линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.

Капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Капитальный ремонт линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.

Следует обратить внимание на то, что данным положением, вводится новое разделение видов документации на:

  • проектную документацию;
  • рабочую докуме нтацию.

Ключевым моментом является то, что данные понятия определяют не стадии проектирования (стадия «П», стадия «РП» или «Р»), а различные виды документации.

Справка

В соответствии принятыми нормами проектирование осуществляется в одну или в две стадии.

Суть двухстадийного проектирования состоит в том в том, что необходимая для строительства документация составляется не сразу, а поэтапно:

На первом этапе (стадия «П» - Проект) принимаются без детализации решения принципиального характера, касающиеся выбора типа сооружения, его расположения, основные архитектурно-планировочные и конструктивные решения, способа строительства, выбираются принципиальные схемы технологических процессов, решения по инженерному оборудованию. Выполняются сводные сметные расчеты, решаются вопросы организации строительства. Вся эта документация направляется на государственную экспертизу, которая дает свои замечания и общую оценку проекта. После устранения проектировщиком выявленных недостатков проект рассматривается и утверждается (или отклоняется) Заказчиком (Инвестором).

На второй стадии (стадия «РП» - Рабочий Проект ) разрабатывается рабочая документация («РД»). На этой стадии уточняются и детализируются решения, принятые на стадии "П", составляются рабочие чертежи, локальные сметы и прочая документация, необходимая для производства строительно-монтажных работ. "Рабочая документация" - это те чертежи и текстовой материал, который используется непосредственно на стройке (документация стадии "П", как правило, строителям не передается).

Преимущество такой системы в сведении к минимуму затрат по переработке проектной документации в случае неудачных общих решений. Это основной метод проектирования.

При одностадийном проектировании проектная документация подготавливается сразу же в полном объеме и содержит решения всех общих и частных вопросов. Это удобно при небольших объемах проектных работ для простых объектов или для привязки проектов массового или повторного применения.

Состав проектной документации и требования к ней четко определены положением. После разработки проектная документация должна быть передана для проведения экспертизы в соответствии с Постано влением Правительства РФ от 5 марта 2007 г. N 145 ("О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий"), для объектов подлежащих экспертизе.

Рабочая документация разрабатывается в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений.

Положение не содержит указаний на последовательность разработки рабочей документации, что определяет возможность ее выполнения, как одновременно с подготовкой проектной документации, так и после ее подготовки. При этом объем, состав и содержание рабочей документации должны определяться заказчиком (застройщиком) в зависимости от степени детализации решений, содержащихся в проектной документации, и указываться в задании на проектирование. (см. Письмо от 22 июня 2009 г. N 19088-СК/08 Минрегион России )

В окончательный комплект проектно-сметной документации, как правило, входят проектная и рабочая документация (Прим. Это одно из основных отличий от стадий проектирования «П» и «РП», когда в окончательный проект идет только документация стадии «РП»). Эти виды документации дополняют друг друга:

  • В проектную документацию входят основные разделы по организации строительства ("Пояснительная записка", "Проект организации строительства", "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности", "Смета на строительство объектов капитального строительства" и т.д).
  • Рабочая документация содержит рабочие чертежи, документы, спецификации и является основанием для реализации принятых в проекте решений.

Проектная документация

Справка

Перечень проектной документации обычно приводится в разделе «Состав проектной документации» (шифр раздела - «СП»). Данный раздел чаще всего находится в томе №0.

Положение устанавливает, что проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения должна включать в себя 12 разделов:

  • Раздел 1 "Пояснительная записка"
  • Раздел 2 "Схема планировочной организации земельного участка"
  • Раздел 3 "Архитектурные решения"
  • Раздел 4 "Конструктивные и объемно-планировочные решения
  • Раздел 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений"
  • подраздел "Система электроснабжения";
  • подраздел "Система водоснабжения";
  • подраздел "Система водоотведения";
  • подраздел "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети";
  • подраздел "Сети связи";
  • подраздел "Система газоснабжения";
  • подраздел "Технологические решения".
  • Раздел 6 "Проект организации строительства"
  • Раздел 7 "Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства"
  • Раздел 8 "Перечень мероприятий по охране окружающей среды"
  • Раздел 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности"
  • Раздел 10 "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов"
  • Раздел 10(1) "Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов"
  • Раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства"
  • Раздел 12 "Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами"

Проектная документация на линейные объекты капитального строительства и требования к содержанию этих разделов состоит из 10 разделов:

  • Раздел 1 "Пояснительная записка"
  • Раздел 2 "Проект полосы отвода"
  • Раздел 3 "Технологические и конструктивные решения линейного объекта. Искусственные сооружения"
  • Раздел 4 "Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта
  • Раздел 5 "Проект организации строительства
  • Раздел 6 "Проект организации работ по сносу (демонтажу) линейного объекта
  • Раздел 7 "Мероприятия по охране окружающей среды"
  • Раздел 8 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности
  • Раздел 9 "Смета на строительство"
  • Раздел 10 "Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами"

Состав проектной документации на проведение капитального ремонта объектов определяется на основании задания застройщика или технического заказчика в зависимости от содержания выполняемых работ. (см. Градостроительный ко декс ст.48 п.12.1 )

В случае необходимости по инициативе заказчика проектная документации разрабатывается применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов. (см. Градостроительный кодекс ст.48 п.12.2). Это указывается в в задании на проектирование.

Проектная документация на отдельные этапы строительства разрабатывается в объемах, необходимых для осуществления каждого этапа строительства. Она должна отвечать требованиям к составу и содержанию разделов проектной документации, установленным Положением для объектов капитального строительства.

Справка:

Под этапом строительства понимается строительство одного из объектов капитального строительства, строительство которого планируется осуществить на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных объектов капитального строительства на этом земельном участке, а также строительство части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства иных частей этого объекта капитального строительства.

Проектная документация: оптимизация требований к составу и содержанию разделов

Проектная документация: оптимизация требований к составу и содержанию разделов

Одним из ключевых элементов в жизненном цикле строительного объекта является разработка проектной документации (проектирование). Этап проектирования – важная стадия инвестиционно-строительного процесса, в ходе которой закладывается эффективность как строительства, реконструкции, реставрации, приспособления или технического перевооружения, так и последующей эксплуатации зданий и сооружений. От требований, предъявляемых к составу и содержанию разделов проектной документации, зависят временные и экономические затраты как на проектирование, так и на реализацию объекта капитального строительства в целом.

Правила и принципы

Состав проектной документации объектов капитального строительства определен Градостроительным кодексом Российской Федерации, который предусматривает необходимость разработки не менее 14 разделов. При этом определение состава и требований к содержанию разделов проектной документации отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.

В настоящий момент все требования к проектной документации собраны в «Положении о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 (далее – Положение). Оно устанавливает состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, объектам производственного и непроизводственного назначения, к отдельным этапам строительства объектов капитального строительства, а также при проведении капитального ремонта или реконструкции объектов капитального строительства, включая линейные объекты.

До принятия Положения регламентация состава и содержания проектной документации осуществлялась ведомственными актами различных министерств. Переход от ведомственного регулирования правил подготовки проектной документации, регулируемых строительными нормами и правилами (далее – СНиП), к нормативному правовому акту, принимаемому на правительственном уровне, характеризовал существенное повышение значимости проектной документации, но не решил ряд проблем в сфере проектирования.

Так, например, Положение не предусматривает стадийность проектирования и изменение требований к содержанию текстовой и графической частей разделов проектной документации применительно к конкретным видам объектов капитального строительства различного функционального назначения. В нем не приведены требования к содержанию разделов в части мероприятий по гражданской обороне и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения промышленной безопасности, безопасной эксплуатации объекта капитального строительства. Также не приведены требования к проектной документации повторного применения. Профессиональное сообщество неоднократно поднимало вопрос необходимости внесения изменений в Положение, указывая на то, что требования, предъявленные в нем, приводят к увеличению сроков реализации инвестиционных проектов, удорожанию стоимости проектирования и строительства в целом, создают препятствия для внедрения инновационных технологий, новых строительных материалов и оборудования.

По мнению экспертного сообщества, для определения направления оптимизации требований к составу и содержанию разделов проектной документации необходима глубокая проработка данного вопроса с проведением сравнительного анализа требований к составу и содержанию проектной документации как в отечественных строительных нормах, регулировавших данный вопрос на более ранних этапах становления строительной отрасли, так и с современным альтернативным подходом к данному вопросу в технически раз- витых государствах. Нормативные технические документы Госстроя СССР, такие, например, как СН 202-62 «Инструкция по разработке проектов и смет для промышленного строительства», СН 202-69 «Инструкция по разработке проектов и смет для промышленного строительства», СН 202-76 «Инструкция по разработке проектов и смет для промышленного строительства», СН 202-81 «Инструкция о со- ставе, порядке разработки, согласования и утверждения проектов и смет на строительство предприятий, зданий и сооружений», СНиП 1.02.01-85 «Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений», СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство пред- приятий, зданий и сооружений» последовательно сменяли друг друга на протяжении длительного времени. Их изучение позволяет провести сравнительный анализ действовавших норм. По мнению отдельных специалистов, нормативная база того времени не соответствовала современным потребностям и сдерживала развитие экономики Российской Федерации, что и стало одним из стимулов для проведения реформы технического регулирования в строительной отрасли. Тем не менее анализ СН 202-81 «Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектов и смет на строительство предприятий, зданий и сооружений» наглядно показывает актуальность и соответствие этих норм современным требованиям в сфере технического регулирования.

Уникальность, предшествующих Положению строительных норм, заключалась в принципах подхода к подготовке проектной документации, которые не нашли своего места в современных требованиях к составу разделов проектной документации и их содержанию. Рассмотрим основные принципы, положенные в основу строительных норм СССР и востребованные строительным сообществом на современном этапе развития строительной отрасли.

Министерства и ведомства СССР, органы государственного надзора и общественные организации в соответствии с предоставленными им правами могли разрабатывать нормативные документы по проектированию и инженерным изысканиям, отражающие специфику отдельных отраслей народного хозяйства, отраслей промышленности и видов строительства, и утверждать их по согласованию с Госстроем СССР. Допускалось строительство объектов по иностранным лицензиям на базе комплектного импортного оборудования на основе компенсационных соглашений и контрактов с компаниями других стран. Данный принцип реализуется сейчас в гармонизации и стремлении к взаимному признанию механизмов оценки и подтверждении объектов капитального строительства установленным (или декларируемым) нормам, стандартам и иным аспектам оценки в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Европейского союза (ЕС).

Проектные и изыскательские организации при проектировании предприятий, зданий и сооружений должны обеспечивать реализацию достижений науки, техники и передового отечественного и зарубежного опыта с тем, чтобы построенные или реконструированные предприятия ко времени их ввода в действие были технически передовыми и обеспечивали выпуск продукции высокого качества в соответствии с научно обоснованными нормативами по затратам труда, сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов, утвержденными по отраслям народного хозяйства и отраслям промышленности. Не допускается строительство по устаревшим проектам и рабочим проектам. Основы данного принципа в настоящее время зало- жены в сфере технического регулирования и выражаются в стремлении отечественной строительной отрасли соответствовать уровню материально-технической базы и научно-технического развития европейских стран

Проекты и материалы проектов, представляемые на экспертизу и утверждение, должны разрабатываться без лишней детализации, в минимальном объеме и составе, достаточном для обоснования принимаемых проектных решений и определения объема основных работ. Данный принцип реализуется сейчас посредством проведения работы, направленной на оптимизацию требований к проектной документации.

При разработке проектно-сметной документации необходимо руководствоваться законами СССР, указами Президиума Верховного Совета СССР и решениями Правительства СССР, нормативными актами по капитальному строительству, государственными стандартами, документами по основным направлениям в проектировании объектов соответствующих отраслей, нормами технологического проектирования, общесоюзными строительными каталогами, в том числе территориальными и ведомственными. Решение данного принципа на современном этапе предусмотрено путем внедрения обязательности для государственных заказчиков применения экономически эффективных проектов повторного использования.

Организации, осуществляющие экспертизу и утверждение проектно-сметной документации, не должны предъявлять требования, приводящие к неоправданному увеличению ее объема и излишней детализации. Данный принцип не потерял свою актуальность на современном этапе. Исключение завышенных требований при проведении экспертизы проектной документации является одним из самых обсуждаемых вопросов в проектном и экспертном сообществах.

Одним из наиболее острых вопросов, регулярно поднимаемых сообществом проектировщиков, являются избыточные требования к проектной документации. Предъявляемые в настоящее время требования к проектной документации способствуют появлению административных барьеров и увеличению расходов, как временных, так и финансовых, на разработку проектной документации и проведение ее экспертизы. Документация, выполненная с обоснованными отступлениями от действующих норм, правил и инструкций, подлежит согласованию в части этих отступлений с органами государственного надзора и заинтересованными организациями, утвердившими их. Данный принцип в подавляющем большинстве случаев позволял обходиться без разработки и согласования Специальных технических условий (далее – СТУ). В выделенных выше принципах заложена необходимость применения и активного внедрения в сфере строительства современных эффективных технических решений, технологий, материалов, конструкций и оборудования, а также возможность использования при проектировании как национальных стандартов и строительных норм, так и соответствующих передовому техническому уровню европейских стандартов

В начале восьмидесятых годов ХХ века проектная документация состояла из пяти разделов. К 2016 году количество разделов увеличилось до семнадцати. Для получения адекватной оценки сопоставим требования к составу и содержанию проектной документации на 2017 год и к началу восьмидесятых годов ХХ века. Как уже отмечалось, строительные нормы 1981 года предусматривали в составе проектной документации пять разделов: общая пояснительная записка, технологические решения, строительные решения, организация строительства и сметная документация. К примеру, раздел «Строительные решения» должен был содержать:

● в текстовой части – краткое описание и обоснование основных архитектурно-строительных решений, мероприятий по освещенности, бытовому и санитарному обслуживанию работающих, по электро-, взрыво- и пожаробезопасности, защите строительных конструкций от коррозии. Также там должны были быть приведены основные решения по водоснабжению, канализации, отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха и решения по объектам гражданской обороны;
● в графической части – планы, разрезы, фасады зданий и сооружений, а также схемы трасс внешних и внутриплощадочных инженерных сетей и коммуникаций. По производственным зданиям со сложными системами отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, со сложными системами водоснабжения и канализации допускалась разработка планов и разрезов этих зданий с нанесением указанных систем

Сегодня данные сведения и решения, входящие ранее в один раздел, разнесены по нескольким обособленным разделам проектной документации. Сопоставив требования к содержанию разделов проектной документации начала восьмидесятых годов с требованиями Положения получаем объем информации, который уже сопоставим с различной степенью проработки проектных решений. По оценкам многих представителей проектно-экспертного сообщества, именно «устаревшие» строительные нормы содержат минимальные и достаточные требования к количеству разделов проектной документации в объеме, который позволяет проходить экспертизу и получать разрешение на строительство.

Большое количество разделов и подразделов проектной документации усложняет и удорожает процессы проектирования и экспертизы. Необходимость готовить такое большое количество разделов и подразделов приводит к привлечению множества субподрядных проектных организаций, что отрицательным образом сказывается на качестве проектной документации в целом, так как действия субподрядчиков нередко недостаточно скоординированы генеральной проектной организацией. В СССР проектно-сметная документация, разработанная субподрядными проектными организациями, использовалась генеральной проектной организацией при составлении общей пояснительной записки и других разделов проекта, представляемого на экспертизу и утверждение. Сегодня зачастую вместо монолитного проекта имеется набор слабо увязанных между собой разделов проектной документации, разработанных субподрядными организациями. Появлению в смежных разделах проектной документации проектных решений, не увязанных между собой, способствуют многочисленные дублирующие требования к содержанию разделов проектной документации, установленные Положением. Субподрядные организации, разрабатывая свой раздел, а зачастую отдельную инженерную систему, технологическое или конструктивное решение, не имеют представления об общей концепции развития объекта капитального строительства и о проектных решениях, разрабатываемых иными субподрядными организациями по смежным разделам. Генеральный проектировщик, не обладая достаточным количеством времени, что особенно проявляется при устранении замечаний при прохождении экспертизы, не имеет возможности обработать большое количество разделов и проектных решений, отданных на откуп субподрядным организациям. Своевременность внесения изменений в проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87» в соответствии с пунктом 15 плана мероприятий («дорожная карта») «Оптимизация требований к составу и содержанию разделов проектной документации объектов капитального строительства», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2013 г. № 1336-р, обусловлена необходимостью корректировки состава разделов проектной документации. Какими могут быть иные возможности оптимизации требований к проектной документации, которые могли бы способствовать совершенствованию правового регулирования градостроительной деятельности и улучшению предпринимательского климата в сфере строительства?

До принятия Положения регламентация осуществлялась ведомственными актами различных министерств. Министерства и ведомства СССР, органы государственного надзора и общественные организации в соответствии с предоставленными им правами разрабатывали нормативные документы по проектированию и инженерным изысканиям, отражающие специфику отдельных отраслей народного хозяйства, отраслей промышленности и видов строительства, и утверждали их по согласованию с Госстроем СССР.

Ведомственные инструкции о составе, порядке разработки, согласовании и утверждении проектной и сметной документации на строительство учитывали специфику объектов капитального строительства, включая линейные объекты, что исключало излишние требования к составу и содержанию проектной документации. Например, ведомственные строительные нормы ВСН 39-86 «Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство скважин на нефть и газ» регламентировали требования к составу и содержанию проектной документации на строительство скважин на нефть и газ, на суше и на море, но в отличие от СН 202-81 предъявляли требования с учетом специфики проектируемых объектов, минимизируя состав и содержание разделов проектной документации. Ведомственные строительные нормы облегчали работу проектировщика и экономили время, исключали из состава и содержания разделов излишние требования к разрабатываемой проектной документации. Для еще большей оптимизации требований к проектной документации в развитие строительных норм разрабатывались приложения, которые содержали как примерный состав рабочего проекта, например, жилого дома, общественного здания или сооружения, так и примерный состав материалов определенных мероприятий, разрабатываемых в рабочем проекте, например, по охране окружающей среды. В настоящее время Положением не предусмотрены уточняющие требования к составу и содержанию разделов проектной документации, отражающих специфику отдельных объектов капитального строительства. Проектным сообществом были бы востребованы соответствующие материалы, определяющие минимально необходимый и достаточный набор мероприятий, обосновывающих выполнение требований по гражданской обороне, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению промышленной безопасности и безопасной эксплуатации объектов капитального строительства для проектной документации повторного использования, модифицированной проектной документации, а также для объектов метрополитена, автомобильных дорог, железных дорог, линий связи, магистральных трубопроводов, по добыче полезных ископаемых.

Не менее значительным является вопрос о требованиях, предъявляемых к содержанию разделов, проработке и детализации принимаемых проектных решений. Крайне важно определить, что следует разрабатывать и представлять на экспертизу в объеме проектной документации. Отсутствие однозначных требований к содержанию разделов проектной документации приводит к разногласиям между экспертами, проектировщиками на этапах проектирования и экспертизы. Градостроительным кодексом и иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрено одностадийное проектирование в виде «рабочего проекта». Поэтому остро стоит проблема определения степени детализации проектных решений и соответственно глубины экспертизы. Объем и степень детализации проектных решений, представляемых сегодня на экспертизу, зачастую завышены, что приводит к необоснованному усложнению и удорожанию проектирования, препятствует внедрению инновационных технологий и современного оборудования. Для прохождения экспертизы проектировщикам приходится максимально задействовать свои ресурсы для детальной проработки проектных решений и подбора оборудования. В значительной мере время, отведенное на реализацию инвестиционного проекта, тратится на подготовку проектной документации для прохождения экспертизы и получения разрешения на строительство. С момента получения разрешения на строительство и выхода рабочих на объект до ввода объекта в эксплуатацию проходит значительный временной промежуток – от нескольких месяцев до нескольких лет в зависимости от сложности и технико-экономических показателей объекта капитального строительства. В период строительства, до ввода объекта в эксплуатацию, возможно появление новых строительных материалов, инновационных технологий и архитектурно- строительных решений. Внедрение новых строительных материалов, инновационных технологий и архитектурно-строительных решений на объекте, проектные решения которого прошли согласование в экспертизе, связано с переработкой проектной документации и, возможно, повторным прохождением экспертизы. Все это приводит к необоснованным расходам и увеличению сроков реализации инвестиционного проекта. Зачастую инвесторам и проектировщикам приходится отказываться от внедрения на объекте новых технологий, оборудования и инженерных систем в пользу устаревших из-за отсутствия времени на переработку проектной документации и согласование новых проектных решений.

Какой объем проработанной в проектной документации информации необходим для получения разрешения на строительство?

В настоящее время в рейтинге Doing Business Всемирного банка по показателю получения разрешения на строительство Российская Федерация находится на 115-м месте. В этой связи на совещании с членами Правительства Российской Федерации, состоявшемся 31 октября 2017 года и посвященном, в том числе вопросам улучшения делового климата, Президент России В.В. Путин особо обратил внимание на необходимость активизации соответствующей работы в сфере строительства. 2 Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории. Градостроительный регламент устанавливает вид разрешенного использования земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Градостроительный план земельного участка содержит информацию о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном участке, информацию о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Таким образом, на момент прохождения экспертизы и получения разрешения на строительство должны быть определены назначение и предельные параметры объектов капитального строительства, а также необходимые сведения в целях обеспечения защиты жизни и здоровья граждан и охраны окружающей среды. Полный объем информации и проектных решений (рабочий проект) об объекте капитального строительства необходим только к моменту ввода его в эксплуатацию, поскольку разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, подтверждающий:

● выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство и проектной документацией;
● соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
● соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям.

По мнению профессионального сообщества, данное положение предоставляет возможность изыскания иных мероприятий, способствующих дальнейшей минимизации требований к составу и содержанию разделов проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств частных инвесторов без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных капиталах которых составляет более 50%, и не являющихся уникальными и технически сложными. Содержание проектной документации на такие объекты на момент предоставления в экспертизу возможно должно ограничиваться основными архитектурно-планировочными и конструктивными решениями, основными решениями по инженерному и технологическому оборудованию, отделке зданий, обоснованием предельных параметров объектов капитального строительства, необходимыми сведениями, направленными на обеспечение защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды. Дальнейшая детальная проработка и увязка на объекте проектных решений должна осуществляться на последующих стадиях проектирования и завершаться до момента получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Представляется целесообразным для определения возможности внедрения стадийности процесса проектирования воспользоваться апробированными решениями нормативных технических документов Советского Союза, европейских стандартов и стандартов сопредельных стран таможенного союза ЕАЭС. Проектирование предприятий, зданий и сооружений в СССР могло осуществляться:

● в одну стадию – рабочий проект со сводным сметным расчетом стоимости – для предприятий, зданий и сооружений, строительство которых будет осуществляться по типовым и повторно применяемым проектам, а также для технически несложных объектов;
● в две стадии – проект со сводным сметным расчетом стоимости и рабочая документация со сметами – для других объектов строительства, в том числе крупных и сложных.

Определение стадийности проектирования также включено в большинство международных и национальных нормативных документов по строительству. Европейские нормативные документы предполагают более глубокую дифференциацию процесса проектирования. На анализе основных международных и ряда национальных нормативных документов европейских стран были определены наиболее типичные стадии разработки проектной документации строительного объекта.

Предпроектные материалы – проектное задание (задание на проектирование).

Технико-экономическое обоснование (Design Concept) – набор основных положений, касающихся проекта, учитываемых на всех этапах проектирования и принимающих во внимание все существующие ограничения.

Эскизный проект (Schematic design) – начальный проект, представленный на второй стадии процесса проектирования и основанный на концепции проекта.

Проект (Detail design) – документация, разработанная в период третьего этапа процесса проектирования, основанного на утвержденной стадии принципиальных решений (схематического проектирования).

Рабочая документация (Final design) – финальный этап проектирования, выполняемый после одобрительной оценки детального проектирования.

Стадия 5. Утвержденная рабочая документация

В нормативных документах стран таможенного союза ЕАЭС, таких как Беларусь и Казахстан, также сделан акцент на многостадийность процесса проектирования объектов капитального строительства. Но европейские нормативные документы предполагают более глубокую дифференциацию процесса проектирования, чем стандарты стран таможенного союза ЕАЭС. К тому же Европейский комитет по стандартизации (CEN) не остановился на достигнутом результате и продолжает работу в части структурирования стадийности проектных работ в области капитального строительства. Из национальных стандартов Российской Федерации только ГОСТ Р 55654-2013 (ИСО 16813:2006), являющийся модифицированным по отношению к международному стандарту ISO 16813:2006 «Building environment design – Indoor environment – General principles» с учетом потребностей национальной экономики Российской Федерации и особенностей российской национальной стандартизации, предусматривает выделение четырех стадий процесса проектирования объектов капитального строительства. Положительный опыт использования в европейских стандартах многостадийного проектирования позволяет рассмотреть возможность исключения излишней детализации проектных решений и сокращения разделов проектной документации на момент прохождения экспертизы до количества, достаточного для последующего качественного проектирования и строительства зданий и сооружений с надлежащими параметрами безопасности, надежности и эффективности.

Представленный выше анализ Положения приводит к выводу о необходимости оптимизации требований к составу и содержанию разделов проектной документации объектов капитального строительства, предоставляемой на государственную экспертизу.

В целях дальнейшего совершенствования правового регулирования градостроительной деятельности и улучшения делового климата в сфере строительства представляется целесообразным рассмотреть также возможность внедрения на законодательном уровне многостадийности процесса проектирования. При проведении оптимизации содержания разделов проектной документации особое внимание следует уделить исключению:

● возможного дублирования требований к содержанию в смежных разделах проектной документации;
● избыточного наполнения разделов информацией и решениями, не затрагивающими конструктивные и иные характеристики обеспечения безопасности объекта капитального строительства;
● требований, приводящих к излишней детализации проектных решений.

Читайте так же:  Класс 3.1 условий труда льготы
Тема Tiny Framework Войти