Требования к водозаборным скважинам

Лицензирование водозаборных скважин

Требования агентства по недропользованию

А. Е. Лукьянов, канд. геолог.-минерал. наук, инженер-гидрогеолог, научно-производственная группа «Тектоника»

Сегодня достаточно большое количество предприятий и фирм имеют на своем балансе водозаборные скважины. При этом основная часть фонда водозаборных скважин пробурена в советское время, в 1960– 1980-х годах. Как правило, в процессе эксплуатации скважины не раз переходили от одного владельца к другому, документы и лицензии на них не всегда оформлены должным образом или утеряны. Чаще всего владельцы водозаборных скважин, желающие узаконить право пользования источником водоснабжения, не осведомлены о процедуре получения лицензии, необходимом перечне документов, форме заявления и наименовании государственных структур, отвечающих за этот процесс. Поэтому данный вопрос нуждается в отдельном пояснении со стороны специалистов, занимающихся подземными водами.

Прежде всего, следует отметить, что необходимость получения лицензии на водозаборную скважину закреплена действующим законодательством Российской Федерации. Основополагающим в вопросе эксплуатации водозаборных скважин является тот факт, что подземные воды отнесены к полезным ископаемым. Соответственно, владелец водозаборной скважины, используемой с целью добычи подземных вод, является недропользователем. В соответствие с законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк, а также текстовые, графические и иные приложения, определяющие основные условия пользования недрами. Участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода – геометризованного блока недр. За пользование подземными водами в отсутствие лицензии административным кодексом РФ предусмотрены штрафы для юридических лиц в размере до 1 млн руб.

Лицензирование водозаборных скважин производится в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов от 29.11.2004 № 710 «Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности». Указанный документ находится в свободном доступе на официальном сайте Департамента по недропользованию по Северо-Западному Федеральному округу (Севзапнедра). Там же опубликован перечень документов, которые необходимо приложить к заявке на получение лицензии. Данный перечень может несколько изменяться в зависимости от требований территориальных отделений Департамента по недропользованию, отвечающих за выдачу разрешений и надзор за эксплуатацией недр в том или ином регионе, однако в целом сохраняет общую последовательность и структуру.

Необходимые документы

Вопрос подготовки пакета документов, необходимых для получения лицензии на право пользования недрами с целью добычи подземных вод, следует рассмотреть более подробно. Условно перечисленные в перечне документы можно разделить на две группы.

1. Юридические. К этим документам можно отнести копии учредительных документов, справку о внесении в единый государственный реестр юридических лиц, копию справки о постановке на налоговый учет и целый ряд других. Общий смысл состоит в том, чтобы подтвердить существование данного юридического лица на законных основаниях, показать отсутствие каких-либо задолженностей перед государством или невыполнения условий лицензионных соглашений, выданных ранее, доказать финансовую состоятельность и техническую возможность выполнения работ на участке недр. В том числе немаловажным является тот факт, что будущий недропользователь обязан предоставить сведения о наличии технологического оборудования и квалифицированных специалистов для ведения работ на лицензионном участке.

Как правило, с группой юридических документов недропользователь в состоянии справиться сам. Но требования о наличии квалифицированных специалистов включены в существующий перечень не зря. Наличие специальных знаний в области геологии и гидрогеологии может понадобиться при формировании второй части пакета документов.

2. Технические. В данную группу входят документы, касающиеся технического состояния водозабора и системы водоснабжения, описание геолого-гидрогеологических условий и режима добычи подземных вод, а также характеристика санитарного состояния подземных вод и их защищенности от потенциального загрязнения. Основной смысл этих документов – предоставить максимум сведений о геологическом строении участка недр, режиме эксплуатации водозабора, производительности скважин, положении статических и динамических уровней подземных вод, качественном составе подземных вод и возможности их использования по целевому назначению, технических возможностях водозаборных скважин, их состоянии, а также о санитарном благополучии подземного горизонта, водозаборного сооружения и прилегающей территории. Также в перечне документов упомянута копия протокола заседания экспертной комиссии по запасам. То есть фактически Департамент по недропользованию устанавливает требование по подсчету запасов подземных вод на участке недр до момента получения лицензии.

Требование по оценке запасов установлены законом РФ «О недрах» для всех видов полезных ископаемых для обеспечения полноты изученности геологических условий с целью рационального использования и охраны недр. Наличие отчета об оценке запасов по результатам геологоразведочных работ является законным и обоснованным требованием. При правильной последовательности действий запасы полезного ископаемого действительно сначала должны быть найдены и разведаны, а затем может быть начата их эксплуатация. Так происходит с рудой на черные и цветные металлы, с угольными разрезами, с нефтью и газом и точно также должно было происходить с подземными водами. Однако, начиная с 1960-х годов, водозаборные скважины массово вводились в эксплуатацию без должного изучения недр и предварительной разведки. Тем не менее, этот факт не может исключить необходимости расчета запасов подземных вод, который приходится выполнять современным владельцам скважин.

Поскольку в стране эксплуатируется большое количество подземных водозаборов на неутвержденных запасах, Роснедра применяют практику выдачи лицензии без наличия протокола комиссии по запасам. Однако в лицензионном соглашении в обяза­тельном порядке включается требование о выполнении оценки запасов подземных вод по лицензируемому участку недр в определенные сроки.

Первыми в ряду технических документов, прилагаемых к заявке на лицензию, должны быть представлены расчет потребности предприятия в воде, а также определено целевое назначение подземных вод – хозяйственно-питьевое или техническое. Владелец скважины должен представить технический проект водоснабжения объекта капитального строительства, согласованный и утвержденный в установленном порядке. Основная трудность, как правило, заключается в том, что в отсутствие данного проекта владелец скважины сам не имеет понятия, сколько воды ему необходимо и сколько ее добывается подземным водозабором. Именно поэтому требования по рациональному использованию и охране недр подразумевают строгий учет количества добываемых ресурсов. В связи с чем на устье каждой скважины, эксплуатируемой на водозаборе, должен быть установлен отдельный водомерный счетчик (расходомер), а в скважинах должны проводиться регулярные наблюдения за положением уровня подземных вод.

В качестве предостережения следует указать, что расчет потребности предприятия в воде должен учитывать реальный объем подземных вод, расходуемый на предприятии. Также в расчетах следует учитывать возможное увеличение водопотребления в долгосрочной перспективе и закладывать это увеличение в итоговый объем. Подсчет запасов подземных вод выполняется на величину рассчитанной потребности, на основании результатов работ по оценке запасов регламентируются годовые лимиты водопотребления и водоотведения. В случае превышения предприятием лимитов потребления подземных вод могут последовать штрафы со стороны надзорных органов. Кроме того, может возникнуть необходимость переоценки запасов подземных вод с учетом возросшей потребности, т. е. переделка всего комплекса работ по оценке запасов.

Качественный состав подземных вод

При формировании технической части пакета документов особое внимание следует уделить качественному составу подземных вод. Владелец скважины должен получить заключение Санэпиднадзора о возможности использования подземных вод для целей хозяйственно-питьевого водоснабжения. Необходимо отметить, что речь идет не о результатах химического или бактериологического анализа, который когда-либо выполнялся для скважины, а именно об официальном заключении, выполненном по установленному образцу на специальном государственном бланке с голограммой. Указанное заключение должно подтверждать соответствие качества добываемых подземных вод требованиям СанПиН 2.1.4.1074–01 либо СанПиН 2.1.4.1175–02, что, в свою очередь, позволяет отнести подземные воды к балансовым при подсчете запасов. Если подземные воды используются для технического водоснабжения, получать данное заключение не нужно.

Необходимо отметить, что природные подземные воды по своему качеству очень редко соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074–01. Особенности формирования химического состава подземных вод предопределяют частое превышение содержания железа, марганца, азотных соединений или некоторых других компонентов. В этом случае в лицензионное соглашение включается отдельный пункт о необходимости применения систем водоподготовки на подземном водозаборе. То есть подземные воды в обязательном порядке должны быть искусственно доведены до существующих стандартов качества перед подачей потребителю. На переоборудование водозабора системой водоподготовки недропользователю отводится определенное время, которое оговаривается в лицензионном соглашении. Невыполнение условий лицензионного соглашения может повлечь за собой штрафы в размере до 500 тыс. руб. для юридических лиц.

Справедливости ради стоит отметить, что иногда допускается использование забалансовых подземных вод без какой-либо дополнительной водоподготовки. Учитываются и невысокие превышения концентраций компонентов относительно их допустимых значений, и естественные природные причины этих превышений, и даже невозможность приобретения оборудования и технологии водоподготовки недропользователем ввиду ограниченных финансовых возможностей. Однако данный вопрос решается отдельно по каждому конкретному водозабору и нередко зависит от тех или иных традиций, сложившихся в кругу специалистов и экспертов-гидрогеологов, работающих в данном регионе.

Продолжение статьи читайте в следующем номере

Лицензирование водозаборных скважин

Требования агентства по недропользованию

Окончание. Начало в № 5/2010

А. Е. Лукьянов, канд. геолог.-минерал. наук, инженер-гидрогеолог, научно-производственная группа «Тектоника»

В Санэпиднадзоре необходимо получить документ, подтверждающий наличие или возможность организации зоны строгого режима санитарной охраны (ЗСО первого пояса). Для этого владелец артезианской скважины должен предоставить в СЭС документы, подтверждающие тот факт, что земля в радиусе 30 м от скважины находится в его собственности или в долгосрочной аренде. В этом случае будет возможно произвести отчуждение земли под зону санитарной охраны первого пояса – попросту говоря, огородить эту территорию забором. Однако сооружение забора – далеко не единственное мероприятие, которое придется провести при организации зон санитарной охраны подземного водозабора. Все необходимые требования на этот счет изложены в СанПиН 2.1.4.1110–02, где указано, что зона санитарной охраны подземного водозабора должна включать в себя три пояса.

Общий смысл организации трех поясов ЗСО достаточно прост. Первый пояс строгого режима исключает несанкционированный подход или подъезд к скважине посторонних лиц и замусоривания территории непосредственно вокруг водозабора. Как уже упоминалось выше, для артезианских водозаборов радиус зоны строгого режима санитарной охраны должен составлять не менее 30 м, но может быть уменьшен до 15 м по согласованию с СЭС. Если же водозабор эксплуатирует первый от поверхности безнапорный горизонт, то радиус зоны санитарной охраны первого пояса должен составлять не менее 50 м. Территория в пределах первого пояса должна быть огорожена забором и спланирована, что подразумевает организацию и отведение поверхностного стока, ликвидацию высокоствольной растительности, укладку твердого покрытия на пешеходные дорожки и зоны подъезда специализированного транспорта к скважине, а также ряд других мер.

Второй пояс зоны санитарной охраны создается с целью исключения попадания микробного загрязнения в подземный горизонт. Граница второго пояса ЗСО определяется на основании гидродинамических расчетов по времени продвижения микробного загрязнения в подземном горизонте к фильтрам водозаборных скважин. Вредоносные микроорганизмы, в случае попадания в водоносный горизонт, должны успеть погибнуть за счет низкой температуры подземных вод до того, как будут подтянуты к скважине. В пределах зоны санитарной охраны второго пояса исключено наличие сельскохозяйственных земель, объектов животноводства, выгребных ям и запрещено бурение скважин без уведомления недропользователя и без получения разрешения СЭС.

Третий пояс зоны санитарной охраны создается с целью исключения попадания химического загрязнения в подземный горизонт. Размеры третьего пояса чаще всего соответствуют зоне формирования запасов подземных вод, т. е. совпадают с границами месторождения. Радиус зоны третьего пояса санитарной охраны равен радиусу депрессии уровней, созданной вследствие работы водозабора.

Организация зон санитарной охраны выполняется в соответствии с заранее оформленным и утвержденным проектом. Особо отметим, что данный проект может быть выполнен уже после получения лицензии. От органов Санэпиднадзора при оформлении пакета документов к заявке на лицензию необходимо получить документ «о возможности организации зоны санитарной охраны». То есть требуется заключение о том, может ли зона санитарной охраны быть организована в принципе, а не наличие проекта на ее организацию и не наличие ее в готовом виде.

Основным документом водозаборной скважины является технический паспорт. В крайнем случае подойдет учетная карточка буровой скважины. Если документов на скважину не сохранилось, можно попробовать восстановить их, обратившись в организацию, которая выполняла бурение скважины, или в территориальный фонд геологической информации, куда могла быть передана ее учетная карточка. Однако проблема в том, что большинство буровых организаций, проводивших работы в советское время, не пережили период бурного развития капитализма. Их архивы либо перераспределены между отдельными частными структурами, отпочковавшимися от основного предприятия, либо перестали существовать. Передачей учетных карточек в Геол­фонд раньше никто не занимался по той же причине, по которой не проводилось лицензирование недропользования и не оценивались запасы подземных вод. Как бы то ни было, на момент выполнения работ по лицензированию водозаборная скважина должна быть зарегистрирована в ФГУ ТФИ (Геолфонде), о чем владельцу выдается специальная справка. Это означает одно: учетная карточка на скважину должна быть!

В пакете документов на заявку для получения лицензии должны быть представлены сведения о современном состоянии подземных вод по данным мониторинга. Мониторинг подземных вод подразумевает наблюдение за дебитом водозаборных скважин, положением статических и динамических уровней в эксплуатационных и наблюдательных скважинах, температурой подземных вод, а также выполнение химических и бактериологических анализов. Замеры дебитов скважин производятся на основании показаний расходомеров, замеры динамических уровней производятся при помощи электроуровнемера в период работы скважины, замеры статических уровней – в период простоя. Режимные наблюдения выполняются не реже одного раза в месяц, программа наблюдений за химическим составом и бактериологической безопасностью подземных вод согласовывается отдельно с органами Санэпиднадзора. Период наблюдений на момент получения лицензии должен составлять не менее одного года.

Возьму на себя смелость предположить, что требование о годовом периоде наблюдений за водозабором может выполняться не совсем строго. Как правило, владельцы скважин обращаются в Роснедра по вопросу лицензирования, не имея ни малейшего представления о необходимости ведения режимных наблюдений и попросту не умея их делать. Требование о необходимости выполнения мониторинга подземных вод на участке недр может быть включено в лицензионное соглашение наравне с требованием о выполнении подсчета запасов подземных вод. Оценка запасов всегда опирается на наличие режимных данных, поэтому эти два пункта могут взаимно дополнять друг друга.

При подготовке заявки владелец скважины также должен представить документ о пространственном положении участка недр. Чаще всего это подразумевает указание географических координат устья скважины. Необходимо отметить, что наряду с плановыми координатами для устья скважины должна быть дана абсолютная высотная отметка с точностью до 0,01 м. Абсолютная отметка устья скважины необходима при ведении мониторинга подземных вод, а также является ключевым параметром при подсчете запасов подземных вод.

Также пакет документов к заявке на получение лицензии должен включать в себя две карты: обзорную масштаба 1:25000–1:100000 и совмещенный план границ масштаба 1:2000–1:10000. Обзорная карта позволяет получить представление о местоположении будущего лицензионного участка, т. е. как бы устанавливает его адрес. На совмещенном плане границ, заверенном руководителем организации, должны быть указаны границы землепользования, расположение водозаборного сооружения и границы зоны санитарной охраны, т. е. должно быть показано, что первый пояс зоны санитарной охраны находится в границах земельного участка, принадлежащего или арендуемого владельцем скважины.

Данный перечень документов не полный. Основное внимание акцентируется на документах, оформление которых может вызвать трудности и непонимание со стороны сотрудников предприятий, не подготовленных к работе в сфере освоения и изучения недр. Заявка на получение лицензии на право пользования недрами с целью добычи подземных вод должна содержать целый ряд специализированных документов, включающих описание геологического строения и гидрогеологических условий участка недр, режима эксплуатации водозаборного сооружения и качества подземных вод. В зависимости от конкретного объекта трактовка наличия тех или иных данных, объективная возможность получения тех или иных документов и степень их необходимости может становиться предметом дискуссии между представителем предприятия и сотрудниками надзорных органов.

Возможность использования подземных вод в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения должна быть одобрена со стороны сразу двух контролирующих структур: Департамента по недропользованию (Роснедра) и органов СЭС (Роспотребнадзор). Вопрос качества подземных вод и влияния на него природных и техногенных факторов является неоднозначным и может вызвать определенные трудности при согласовании.

Условие лицензирования недропользования подразумевает обязательное выполнение геологоразведочных работ и оценки запасов подземных вод на лицензируемом участке. Все это делает приказ МПР «Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами…» в части требования наличия у предприятия-недропользователя технологического оборудования и, что особенно важно, квалифицированных специалистов для ведения работ на участке недр весьма разумным и обоснованным.

Водозаборные сооружения для добычи подземных вод

Если перед Вами стоят задачи проектирования и строительства водозаборного сооружения, воспользуйтесь услугами компании «Гидроинжстрой». Наши многоопытные и высококлассные специалисты быстро и качественно реализуют водозабор любого типа и любого уровня сложности. Мы поможем нашим заказчикам оформить требуемые документы, разработаем проект и выполним все необходимые работы по строительству ВЗС, включая бурение скважин, созданию всей необходимой инфраструктуры, гарантийное и постгарантийное обслуживание водозаборов.

Необходимо выполнить проектирование и строительство водозаборного узла (ВЗУ), чтобы наладить автономное водоснабжение дачных, коттеджных поселков, сельскохозяйственных и промышленных предприятий.

Водозаборное сооружение (водозаборный узел, водозабор) – это гидротехнический комплекс, обеспечивающий забор воды из источника, её подготовку и подачу на объект.

Наиболее распространенный тип водозаборных сооружений – подземный. Источником воды в нем является артезианская скважина. Обычно бурят несколько скважин (минимум – две): даже если требуемый объем воды может дать одна скважина, вторая необходима в качестве резервной.

Принципиальная схема насосной станции 1 и 2 подъёма

Цена водозаборного узла

Бюджет строительства водозаборного узла складывается из множества факторов. Стоимость зависит от количества и глубины скважин. А от глубины скважины зависит тип водоподъемного оборудования. Состав воды и производительность насосов влияют на выбор фильтрационного оборудования. Поэтому цена ВЗУ подсчитывается всегда индивидуально.

Состав водозаборного сооружения

Состоят водозаборные сооружения из станций первого и второго подъемов. Станция первого подъема – это водозаборные скважины с установленным в них водоподъемным оборудованием.

Справочник по эксплуатации и ремонту водозаборных скважин (Э.А. Морозов)

Предисловие
Устройство водозаборных скважин
Требования к конструкции скважин
Обсадные трубы
Фильтры и сальники
Надскважинные сооружения и оборудование устья скважины
Водонапорные башни и автоматические водоподъемные установки
Зоны санитарной охраны
Водоподъемное оборудование
Выбор типа оборудования
Насосные установки с погружными электродвигателями
Насосные установки с трансмиссионным валом
Системы автоматического управления насосными агрегатами
Эрлифтные установки
Эксплуатация насосных установок погружного типа
Эксплуатация скважин
Регулирование использования подземных вод
Прием скважин в эксплуатацию
Определение уровней и дебита
Предварительное обследование скважин
Детальное обследование скважин
Режим эксплуатации
Уменьшение дебита скважин и меры по его предупреждению
Организация работ по техническому обслуживанию и ремонту
Состав работ
Организация и планирование работ
Материальнотехническая база ремонтной бригады
Правила безопасности при проведении ремонтных работ
Методы текущего ремонта
Гидродинамические методы
Импульсные методы
Реагентные методы
Вибрационные методы
Капитальный ремонт
Извлечение песчаных пробок
Замена фильтровых колонн и сальников
Ликвидационное тампонирование скважин
Список литературы

Интенсивное развитие народного хозяйства СССР и улучшение благосостояния трудящихся, намеченные Основными направлениями экономического и социального развития СССР на 1981—1985 годы и на период до 1990 года и Продовольственной программой СССР, предусматривают повышение обеспечения городов и сельских населенных пунктов централизованным водоснабжением, что возможно только при более эффективном использовании водных ресурсов страны и в первую очередь подземных вод как основного источника хозяйственнопитьевого водоснабжения.

В последние десятилетия использование подземных вод для обеспечения хозяйственнопитьевого водоснабжения населения и нужд промышленности возрастает стремительными темпами. Только в Украинской ССР ежегодно сооружается более 4 тыс. новых скважин, а общее количество эксплуатируемых водозаборных скважин в промышленности, коммунальном и сельском хозяйстве республики превысило 100 тыс. Подземные воды по своему качественному составу больше соответствуют требованиям, предъявляемым к источникам питьевого водоснабжения. Они лучше защищены от внешних загрязнений и более равномерно, чем поверхностные воды, распределены по территории суши

Учитывая особую ценность подземных вод, Советское правительство всегда придавало огромное значение рациональному использованию и охране их запасов. Это нашло отражение в Основах водного законодательства Союза ССР и союзных республик и в Водном кодексе Украинской ССР. Одной из основных задач, поставленных в Водном кодексе, является регулирование водных ресурсов с целью обеспечения рационального использования вод для потребностей населения и народного хозяйства, охрана их от загрязнения, засорения и истощения, а также улучшение состояния водных объектов.

В соответствии с Водным кодексом функции контроля за охраной подземных вод возложены на органы Министерства геологии УССР, а за их использованием — на органы Министерства мелиорации и водного хозяйства УССР. Подземные воды питьевого качества используются в первую очередь для хозяйственнопитьевых целей. В районах, где отсутствуют в необходимом количестве поверхностные водоисточники и имеются достаточные запасы подземных вод питьевого качества, органы по регулированию использования и охране вод могут разрешать использовать их для целей, не связанных с питьевым и бытовым водоснабжением. Бурение новых скважин на воду, строительство н переобоудование водозаборных сооружений для использования подземных вод проводятся только в соответствии с действующим законодательством. Научноисследовательскими учреждениями и рядом производственных организаций накоплен значительный опыт по организации технического обслуживания скважин на воду, разработаны технические средства и технология ремонта.

В справочной литературе по проблеме использования подземных вод ощущается односторонняя направленность: детально освещены вопросы сооружения скважин и практически отсутствуют сведения по их эксплуатации и ремонту. Поэтому в настоящем справочнике сделана попытка осветить вопросы, связанные с эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом водозаборных скважин, а также с достижениями в этой области.

Авторы выражают благодарность сотрудникам ВНИИВОДГЕО кандидатам технических наук В. С. Алексееву и В. Т. Гребенникову, оказавшим помощь в подготовке справочника.

Требования к водозаборным скважинам

Выполняя свои функции по санитарно-эпидемиологическому надзору в соответствии с требованиями Федерального законодательства, данная структура при выдаче разрешений на использование водозаборных скважин руководствуется четырьмя нормативными документами, которые можно объединить в две группы:

— Первая группа (ГОСТ 2761-84, СанПиН 2.1.4.1074-01), регламентирует требования к качеству питьевой воды;
— Вторая группа (СанПиН 2.1.4.1110-02, СП 2.1.5.1059-01), определяет требования к охране подземных вод от загрязнения при осуществлении хозяйственной деятельности.

Каждая из групп содержит исчерпывающий перечень требований, при выполнении которых с одной стороны снимаются все вопросы со стороны органов Роспотребнадзора, а с другой стороны удается сохранить качество подземных вод для будущих поколений.

Первая группа (ГОСТ 2761-84, СанПиН 2.1.4.1074-01), как мы уже определили, регламентирует требования к качеству воды, при удовлетворении которым, она может считаться пригодной для питьевого и хозяйственно-бытового использования.
В частности, какой минимальный перечень показателей, а также каково минимальное количество проб воды, которые должны быть отобраны в течение календарного года и проанализированы в аккредитованной лаборатории, необходим для того, чтобы были выполнены требования существующего законодательства.

Важно отметить, что на основании требований п. 2.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в обязательном порядке, должно разработать программу производственного контроля. Данная программа представляет собой руководство к действию по организации контроля качества воды на водозаборе, а также принятию незамедлительных мер, в случае его ухудшения.

Зачастую территориальные отделения Роспотребнадзора дают устные рекомендации по тому, какой перечень компонентов является необходимым и достаточным для соблюдения требований законодательства.
Не являясь ни в коем случае сторонником бюрократии в ее существующем виде, хочу отметить, что руководствуясь такими устными рекомендациями и не разрабатывая программы производственного контроля, в случае возникновения непредвиденной ситуации и ухудшения качества воды владелец водозаборной скважины автоматически становится виновным, т.к. не выполнил требования действующих нормативных правовых актов.

С учетом существующей тенденции к повсеместному ухудшению качества воды, в ближайшее время, наличие данных программ будет предметом проверок Роспотребнадзора и это станет одним из пунктов изменения действующей практики легализации водозаборных скважин.

Теперь давайте перейдем к следующей, ничуть не менее важной, группе нормативных документов, СанПиН 2.1.4.1110-02, СП 2.1.5.1059-01, регламентирующей перечень мероприятий, обязательных для выполнения с целью охраны подземных вод от загрязнения.

К таким мероприятиям в первую очередь относится разработка проекта зон санитарной охраны (ЗСО) источника водоснабжения.

В проекте предусматривается создание вокруг скважины трех поясов ЗСО:

первый пояс требуется для исключения возможности случайной или умышленной порчи самого водозабора или сооружений, непосредственно к нему относящихся, он назначается нормативно радиусом 30 м для защищенных подземных вод или 50 м для недостаточно защищенных подземных вод. Территория в его пределах должна иметь ограждение и ограничение доступа посторонних лиц. При условии согласования с органами санитарно-эпидемиологического надзора, радиус первого пояса ЗСО может быть сокращен;

второй пояс служит для защиты водозабора от микробиологического загрязнения. В большинстве случаев, он определяется аналитическим расчетом, при этом главной задачей является доказательство того, что время движения подземных вод к водозабору от источника микробиологического загрязнения больше, чем время выживаемости болезнетворных микроорганизмов;

третий пояс также определяется на основании аналитического расчета, для доказательства того, что химическое загрязнение не достигнет скважины в течение всего срока ее эксплуатации.

Важно понимать какие исходные данные необходимо иметь на руках до начала разработки проекта ЗСО. К ним относятся:

— минимум годовой цикл результатов анализов качества воды в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01.
скважины должны быть оборудованы аппаратурой для измерения объемов потребляемой воды, а также необходимо наличие возможности замера уровня воды в скважине. Оптимальным вариантом является установка в скважине пьезометрической трубки, которая позволяет безопасно проводить замеры уровня, исключая возможность зацепов дорогостоящего оборудования за технологическую оснастку скважины, как то фланцы, обвязка насосного оборудования и т.п.;

— едва ли не самым важным пунктом является наличие на момент начала разработки проекта документов, подтверждающих право пользования землей в пределах первого пояса ЗСО

В завершение части доклада, касающейся позиции Роспотребнадзора при согласовании водозаборных скважин, необходимо обратить внимание еще на один важный момент.
По сути, задача разработки мероприятий по защите подземных вод от загрязнения является чисто инженерной, а если точнее, то гидрогеологической. В органах Роспотребнадзора специалистов-гидрогеологов, на сегодняшний день, не имеется и в большинстве случаев, ими, в конечном итоге согласуется практический любой проект.

Результатом согласований с данной структурой проекта ЗСО является санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проектной документации требованиям законодательства. Но это не является конечной целью разработки данного проекта в целом.
Конечная цель разработки проекта – защита водозабора от загрязнения. Она достигается за счет ограничения определенных видов хозяйственной деятельности в пределах поясов ЗСО. Данные пояса, после того, как мероприятия в их пределах будут согласованы с заинтересованными лицами, а именно владельцами земельных участков, на территорию которых они попадают, должны быть нанесены на генеральные планы органов местного самоуправления, после чего мероприятия, предусмотренные в проекте, вступают в законную силу.

Для этого проект ЗСО должен быть утвержден органом местной исполнительной власти, в составе которого специалисты-гидрогеологи, на примере Ленинградской области, присутствуют. И если на стадии разработки и согласования в Роспотребнадзоре недоработки в проекте не были вскрыты, то тут их, скорее всего, заметят и не согласуют проект до тех пор, пока он не будет приведен в соответствие с представлениями о защите источников водоснабжения с позиций гидрогеологии. Таким образом, может возникнуть необходимость в разработке нового проекта ЗСО, а как мы с вами понимаем это нецелесообразно. Поэтому обращайте внимание на то, чтобы разработкой проекта для вас занимались именно квалифицированные специалисты-гидрогеологи.

Кроме этого, если объем водопотребления составляет более 100 м 3 в сутки, часть проекта, в которой ведется расчет 2 и 3 поясов ЗСО, проходит обязательную государственную экспертизу. В процессе ее прохождения недоработки в проекте ЗСО обязательно будут вскрыты, что приведет к невозможности получения лицензии на добычу подземных вод.

Сам автор данной статьи уже не единожды получал обращения с просьбой прояснить ситуацию, в которых различные организации сообщали, что проект ЗСО для них разработали, в Роспотребнадзоре согласовали, а вот Комитет по природопользованию его утверждать не хочет и лицензию не выдает. Что делать и как с этим бороться?
К сожалению, на подобные обращения, в большинстве случаев, можно только посочувствовать и порекомендовать, впредь, обращаться к специалистам соответствующего профиля образования, а также ответственности и уровня подготовки. В ситуации, когда вопросы касаются подземных вод – это должны быть только специалисты-гидрогеологи.

Требования к водозаборным скважинам

Заместитель Главного государственного

санитарного врача СССР

26 марта 1979 г.

Санитарные правила по устройству и эксплуатации водозаборов с системой искусственного пополнения подземных вод хозяйственно-питьевого назначения

Искусственное пополнение подземных вод (ИППВ) осуществляется комплексом инженерно-технических мероприятий, обеспечивающих дополнительное питание подземных вод за счет инфильтрации поверхностных вод. Использование метода ИППВ позволяет решить ряд санитарно-технических, гидрогеологических и экономических задач, обеспечивающих:

повышение производительности намечаемого к эксплуатации водоносного горизонта;

увеличение производительности действующих водозаборов без коренного переустройства существующих систем забора и транспортировки воды;

защиту водоносных горизонтов, содержащих пресные воды, от проникновения высокоминерализованных вод;

снижение общей минерализации и жесткости вод за счет разбавления их поверхностными водами;

создание запасов воды в сезоны с обильным поверхностным стоком для последующего использования в засушливые периоды или в период промерзания открытых водоемов.

Возможность осуществления ИППВ определяется наличием источника пополнения и качеством воды в нем, гидрогеологическими и климатическими условиями, а также наличием площади, достаточной для размещения инфильтрационных сооружений. В зависимости от гидрогеологических условий и мощности покровных отложений для ИППВ предусматриваются различные типы сооружений.

Пополнение безнапорных водоносных горизонтов, залегающих в легко проницаемых грунтах, осуществляется сооружениями открытого типа за счет свободной инфильтрации воды с устройством таких сооружений как бассейны, котлованы, каналы, борозды и др., а также с использованием естественных понижений рельефа (балки, карьеры, овраги и др.). Основным источником пополнения являются реки, озера, водохранилища, каналы.

Вода открытых водоемов, используемая для ИППВ, в процессе инфильтрации в пористой среде подвергается очистке: снижается количество взвешенных веществ, улучшаются органолептические свойства воды, задерживается основная масса микроорганизмов (90-99%), интенсифицируются процессы нитрификации и разложения органических веществ. При этом эффект очистки воды зависит как от ее исходного качества (уровня и характера загрязняющих веществ), так и от гидрогеологических условий (гранулометрический состав грунта, толщина фильтрующего слоя, скорость фильтрации, расстояние и время движения инфильтрационных вод до водозабора и др.).

Проведенными исследованиями установлено, что при фильтрации загрязненной воды через грунт в процессе эксплуатации сооружений ИППВ не обеспечивается полной ее очистки от трудноокисляемых органических и неорганических соединений и их комплексов: нефтепродуктов, фенолов, полициклических ароматических углеводородов, детергентов, ядохимикатов, а также солей тяжелых металлов и ряда других химических веществ. Поэтому для предупреждения химического загрязнения искусственно пополняемых подземных вод необходима строгая регламентация качественных показателей воды, поступающей на пополнение, при условии соблюдения определенных требований к устройству и эксплуатации инфильтрационных сооружений.

В отдельных случаях предлагается использование так называемых сооружений закрытого типа, при которых вода подается через поглощающие скважины непосредственно в пополняемый водоносный горизонт, перекрытый с поверхности водоупорным слоем или слабо проницаемыми породами значительной мощности. Указанные системы в настоящее время находятся в стадии опытной проверки в экспериментальных условиях и настоящими правилами не регламентируются.

Возможность применения сооружений закрытого типа системы ИППВ должна рассматриваться в каждом конкретном случае как исключительная мера, (необходимость которой должна быть всесторонне обоснована), и согласовываться с республиканскими органами санитарно-эпидемиологической службы. При этом качество воды, используемой для пополнения, должно отвечать требованиям ГОСТ 2874-73 «Вода питьевая».

1. Общие положения

1.1. Настоящие санитарные правила предусматривают организацию предупредительного и текущего санитарного надзора за устройством и эксплуатацией водозаборов систем ИППВ с сооружениями открытого типа с целью охраны подземных вод от микробного и химического загрязнения и истощения.

1.2. Санитарные правила распространяются на проектируемые, строящиеся, реконструируемые и действующие системы искусственного пополнения подземных вод, используемых для централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, и предназначены для органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы, для проектных организаций, а также учреждений, эксплуатирующих сооружения ИППВ.

2. Санитарные требования к устройству сооружений ИППВ

2.1. В состав основных сооружений входят:

сооружения для забора воды из источника пополнения и подачи ее на инфильтрационные сооружения;

водозаборные сооружения подземных вод;

установка для предварительной и последующей обработки воды;

резервуары чистой воды и насосная станция 2-го подъема;

2.2. Выбор места для забора воды из источника пополнения и участков для расположения сооружений ИППВ, а также проектирование водозаборных сооружений, водоводов, установок для обработки воды, инфильтрационных сооружений, резервуаров чистой воды должны осуществляться в соответствии с требованиями главы СНиП II — 31-74 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения».

2.3. Сооружения ИППВ должны размещаться на участках, исключающих возможность поступления в эксплуатируемый водоносный горизонт бытовых, промышленных и поверхностных сточных вод, а также газо-насыщенных или высокоминерализованных вод, могущих оказать отрицательное влияние на качество подземных вод.

2.4. Системы ИППВ должны иметь установленные зоны санитарной охраны, состоящие из I и II поясов, в соответствии с разделом 7 настоящих правил.

2.5. Выбор типа и конструкции инфильтрационных сооружений (бассейны, траншеи, котлованы, каналы и др.) зависит от местных гидрогеологических условий (глубины залегания эксплуатируемого водоносного горизонта, гранулометрического состава и мощности водовмещающих пород, их водопроницаемости, наличия водоупорных перекрытий и др.), а также от особенностей качественного состава исходной воды (количества взвешенных веществ и содержания фитопланктона, оказывающих влияние на скорость кольматации фильтрующих грунтов).

2.6. Открытые инфильтрационные сооружения устраиваются в пористых отложениях: песчаных, галечниковых, гравийных и других легко проницаемых грунтах. При устройстве бассейнов в гравийно-галечниковых отложениях с диаметром частиц более 1,5 мм и трещинно-карстовых породах необходимо создание фильтрующего слоя за счет подсыпки песка с диаметром частиц 0,5 — 1,0 мм и высотой от 0,5 до 0,8 м — в гравийно-галечниковых отложениях и не менее 1,0 м — в трещинно-карстовых породах.

2.7. Конструкция и устройство инфильтрационных сооружений должны обеспечивать возможность проведения периодической очистки от речных наносов, ила и закольматированного верхнего слоя грунта, а также надежную защиту поступающей на инфильтрацию воды от загрязнения поверхностными сточными водами.

2.8. Для сбора речных наносов, иловых отложений и закольматированного слоя грунта, извлекаемых при чистке, должны отводиться за пределами I пояса зоны санитарной охраны специальные площадки с устройством водонепроницаемого ложа. Устройство и размещение этих площадок должны исключать возможность вторичного загрязнения инфильтрационных сооружений и питающего их участка открытого водоема.

2.9. Расстояние между водозаборными скважинами и инфильтрационными сооружениями устанавливаются с учетом возможности обеспечения требуемой степени очистки воды, подаваемой на фильтрацию. Соответствующие расчетные приемы для определения расстояний, а также для проектирования основных сооружений ИППВ, даны в «Рекомендациях по проектированию сооружений для искусственного пополнения подземных вод с целью хозяйственно-питьевого водоснабжения»» (1978 г.) АКХ им. К. Д. Памфилова.

2.10. Для ориентировочных расчетов по определению расстояний между инфильтрационными сооружениями и водозаборными скважинами могут быть использованы данные, характеризующие работу действующих установок в аналогичных или сходных условиях. При этом в зависимости от фильтрационных свойств грунтов водозаборные скважины должны располагаться от инфильтрационных сооружений на следующих расстояниях:

в) не менее 50 м — в крупно и среднезернистых песках;

г) не менее 30 м — в мелкозернистых песках.

2.11. Для обеспечения бесперебойности работы водозаборных сооружений необходимо оборудование системы ИППВ двумя или несколькими инфильтрационными сооружениями, что позволит установить определенный режим эксплуатации последних, а также очередность их очистки и ремонта.

2.12. В качестве водозаборных сооружений при искусственном пополнении подземных вод используются скважины, а также горизонтальные водозаборы в виде дренажных труб, галлерей, лучевых водозаборов.

2.13. Для проведения режимных наблюдений за изменением качества подземных вод, получаемых в результате искусственного пополнения, необходимо устройство сети наблюдательных скважин на участке между водозабором и инфильтрационными сооружениями.

3. Требования к качеству воды источника пополнения

3.1. Пригодность поверхностного источника водоснабжения для искусственного пополнения подземных вод устанавливается на основании следующих материалов:

гидрологических данных, позволяющих судить о водном балансе источника, режиме и возможности его использования для ИППВ;

санитарной характеристики водосборного бассейна, развития промышленности, наличия и возможности появления источников бытового, промышленного и сельскохозяйственного загрязнения в районе предполагаемого водозабора;

данных о качестве воды источника и прогнозе его санитарного состояния выше и ниже водозабора.

3.2. Состав и свойства воды водоемов, используемых в качестве источников ИППВ, должны отвечать требованиям ГОСТа 17.1.3.03-77 «Охрана природы. Гидросфера. Правила выбора и оценка качества источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения», а также требованиям настоящих санитарных правил (таблица 1).

3.2.1. Требования к качеству воды, подаваемой на инфильтрационные сооружения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Delologistic.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: