Перейти к содержимому

Требования к вторичному сырью и отходам

Статья 63. Общие требования к объектам и технологиям размещения отходов

Статья 63. Общие требования к объектам и технологиям размещения отходов

1. Размещение отходов производится в местах, предоставленных органами государственной власти или органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией после согласования со специально уполномоченным государственным органом в области обращения с отходами.

2. Размещение отходов должно производиться способами, исключающими угрозу здоровью и жизни людей, ухудшение состояния окружающей среды, причинение другого ущерба, а также с соблюдением условий, обеспечивающих возможность использования отходов в качестве вторичных ресурсов на месте или после передачи их другим потребителям.

3. Каждый объект размещения отходов должен иметь экологический паспорт природопользователя, в котором определены, в числе прочего, виды отходов, их происхождение, класс опасности, количественные и качественные показатели, рекомендации по безопасному обращению, включая утилизацию и (или) удаление с использованием наилучших доступных технологий.

4. Запрещается размещение отходов на территории селитебной зоны городов и других населенных пунктов, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, в зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, в водоохранных зонах, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в районах развития геотектонических структур, в сейсмоопасных районах, на территориях залегания полезных ископаемых и производства горных работ, в других местах, не соответствующих правилам, требованиям и нормативам по обеспечению безопасности размещения отходов и где технически затруднено или экономически нецелесообразно осуществление соответствующих мероприятий, без проведения которых может возникнуть опасность для здоровья людей и окружающей среды.

Захоронение отходов в недрах допускается в исключительных случаях и только с учетом результатов специальных исследований, с соблюдением стандартов, норм и правил, предусмотренных законодательством государства.

5. Объекты размещения отходов вносят в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, установленном законодательством государства.

6. При захоронении отходов в обязательном порядке осуществляется мониторинг состояния окружающей среды в районе размещения отходов. Мониторинг мест захоронения осуществляется собственником объекта размещения отходов в порядке, согласованном со специально уполномоченным государственным органом в области обращения с отходами.

7. Отдельному учету, раздельному складированию и хранению подлежат отходы, которые:

- по своим компонентам (вещественному составу) и перспективности использования в качестве вторичных ресурсов могут быть переработаны по определенной технологии, доступной для внедрения;

- по своим характеристикам соответствуют нормативным требованиям к техногенным (вторичным) месторождениям;

- по своим физико-химическим свойствам не могут храниться совместно или в непосредственной близости друг от друга.

8. В местах централизованной переработки, утилизации, обезвреживания, хранения и удаления отходов должны осуществляться постоянный контроль на наличие токсикологических, микробиологических примесей и постоянный радиационный контроль.

В случае выявления превышения установленного государственными санитарными правилами уровня радиационного фона отходы подлежат сбору, сортировке, транспортированию, обезвреживанию, использованию и захоронению в соответствии с законодательством государства.

9. Запрещается сваливать твердые отходы в поверхностные водоемы и подземные водоносные горизонты, что должно регулироваться нормами специальных технических регламентов государства.

10. Запрещается смешивать отходы, для утилизации которых в государстве имеются наилучшие доступные технологии.

11. Запрещается удалять отходы, которые могут быть вовлечены в хозяйственный оборот в качестве вторичных ресурсов и для которых в государстве имеются технологии вовлечения этих отходов в хозяйственный оборот.

12. Размещение отходов вне установленных для этого мест, а также присутствие (за исключением временного хранения) отходов на территории собственника отходов, образованных в процессе его деятельности либо полученных от других собственников отходов, но не использованных и не реализованных как вторичное сырье, не сданных на организованное складирование или обезвреживание, квалифицируются как организация несанкционированной свалки.

13. Использование территорий рекультивируемого объекта удаления отходов под капитальное жилищное строительство не допускается.

Вторичное сырье как бизнес

Европейские страны давно используют практику раздельного сбора мусора, его утилизации и переработки. Большую часть среди такого мусора составляет макулатура – отходы бумаги и картона, которые можно переработать и использовать повторно. Это позволяет снизить пагубное влияние на природу, снизить стоимость отдельных товаров и поддержать развитие малого бизнеса. Социологи отмечают рост активности организаций в вопросе сбора макулатуры, утилизации документации по истечении срока хранения и отходов ПВХ.

Нужен ли организациям планомерный вывоз макулатуры?

Конечно, простому обывателю намного проще избавиться от вторсырья. Малые объемы картона, бумаги, пластмассы чаще всего сжигаются или отправляются в мусорные пакеты. Большие объемы документооборота организаций, установленное в законодательном порядке хранение архивов учебных заведений и завозы товаров в магазины в буквальном смысле слова порождают завалы картона, бумаг, ПВХ тары, отходы стрейч пленки. При этом статистика отмечает, что лишь 5-7% общей массы макулатуры отправляется на переработку. Что же происходит с оставшимися 95%? Они попросту хранятся, занимая полезные площади помещений.

А ведь сбор макулатуры может стать стабильным источником дохода для организации любого типа! В настоящее время сдать вторсырье в Москве – не проблема. Множество организаций ведут прием макулатуры на выгодных условиях. К тому же, это отличная возможность освободить полезные площади помещений, найдя им достойное применение: организация комнат отдыха, более удобное размещение сотрудников, оборудование переговорных или уютных столовых.

Уничтожение архивов: актуальность проблемы и юридические тонкости

По истечении срока хранения архивов организации остро стоит вопрос их утилизации. Просто выбросить бумаги в мусороприемник не позволяет закон: нередко они содержат конфиденциальную информацию, использование которой в корыстных целях третьими лицами может нанести непоправимый ущерб владельцам. В отдельных случаях компании приходится выделять средства и приобретать специальное устройство для уничтожения бумаги: шредер. Помимо того, что эти агрегаты занимают достаточно много пространства, но их использование также грозит большими объемами отходов.

Оптимальным вариантом станет обращение в компанию, которая оказывает услуги по уничтожению документов. Согласно установленному распорядку, данные направленных на утилизацию бумаг не попадут к третьим лицам, их содержимое останется в полной конфиденциальности. Процесс переработки не допустит возможности восстановления исходного документа, поскольку носит безвозвратный характер.

Сдача макулатуры за деньги крупными партиями: преимущества очевидны!

Оперативная утилизация документов помимо прибыли, имеет ряд положительных моментов для деятельности любой компании. Помимо материальной компенсации, вы сможете:

  • избежать образования завалов и неэффективного использования производственных площадей;
  • внести посильный вклад в улучшение экологической ситуации, помочь сохранить зеленые зоны нашей планеты;
  • поддержать отечественную перерабатывающую промышленность.

Организация сбора сырья для переработки макулатуры не требует специальной подготовки и финансовых затрат. Потребуется лишь рассортировать документацию и погрузить ее в транспортное средство.

Переработка вторсырья: проблемы переработки

Если смотреть на проблему в глобальном смысле, переработка полимерных отходов, бумаги и остального вторичного сырья помогает справиться с вопросом экологии, сохранения ресурсов и повторного использования ненужных вещей. При сортировке макулатуры учитывается цвет, вид, состав сырья. Таким образом, качество и вид макулатуры напрямую влияет на новое изделие. Сегодня остро стоит проблема качественного сбора и переработки макулатуры, которая влечет за собой ряд проблем:

  1. Сознательность конечного потребителя не достигла тех высот, чтобы даже при условии экономической выгоды заниматься раздельным сбором, распределением и упаковкой вместе с последующей транспортировкой бумажных и пластиковых отходов;
  2. Значительная энергоемкость переработки у нерадивых владельцев пунктов приема макулатуры. Большинство предприятий перешли на альтернативные варианты, увеличив объемы и качество выпускаемых изделий.

Снижение качества продукта после каждого последующего использования. Четко прослеживается взаимосвязь и зависимость указанных проблем. Именно поэтому к вопросу сбора вторсырья стоит подойти со всей ответственностью.

Как правильно собрать макулатуру для сдачи? Несколько советов.

Предположение, что в макулатуру можно сдать отходы любого типа в корне неверно! Существуют определенные рамки и параметры принимаемой продукции. Они зависят от возможностей оборудования для переработки материала во вторичное сырье. Поэтому перед тем, как отправиться сдать вторсырье, проследите, чтобы оно соответствовало следующим требованиям:

  • отсутствие следов загрязнения материала средствами с добавлением лакокрасочных элементов, масел, химических веществ;
  • макулатура, картон, пластмасса не должны иметь никаких деревянных, железных элементов (скрепки, скобы, папки);
  • неприглядный вид сырья: сырая, грязная, подвергшаяся горению или обработке макулатура ряд ли будет принята в пункте сдачи.

Чтобы избежать неприятных ситуаций при обращении в пункт вторсырья, заранее проверьте собранную бумагу, картон и даже отходы полиэтиленовой пленки. Предусмотрительно, заранее установить на рабочем месте контейнеры для макулатуры. Это позволит сотрудникам избавляться от лишних и ненужных вещей, не отрываясь от производства. Данная мера сэкономит время на сортировку, упаковку и последующую погрузку сырья.

Факторы, влияющие на стоимость макулатуры

Организовать планомерный и стабильный сбор и вывоз ненужных бумаг, упаковок, изделий из пластмассы недостаточно для получения максимальной материальной компенсации. Чтобы расходы, связанные с транспортировкой и погрузкой не превысил сумму дохода, стоит внимательно изучить ценовую политику, которую проводят пункты приема макулатуры в Москве. Если компания готова предложить бесплатный вывоз или помощь при погрузке, то вполне возможно, что цена на макулатуру будет несколько ниже, чем в других компаниях. При стабильных поставках это не очень выгодно! Лучше обратиться в организацию, где стоимость сырья зависит от объемов поставок.

Стоимость макулатуры в наших пунктах одна из самых оптимальных на рынке, в этом вы можете убедиться при сравнении! Цены на вторсырье в Москве зависят от нескольких факторов. Наша организация учитывает:

  • Объемы. Обращаем ваше внимание, что мы принимаем макулатуру исключительно оптовыми партиями. О минимальном объеме партии вы можете узнать у наших менеджеров.
  • Сорт сдаваемого сырья. Оценочная стоимость пропорционально увеличивается росту класса сдаваемой макулатуры. Понятно, что сырье категории «А» будет стоить в несколько раз дороже, чем бумажные отходы самого низшего В-класса.
  • Чистота и отсутствие «лишних» элементов. Если сданное вами вторсырье не требует дополнительной очистки от посторонних объектов, не относящихся к бумажным отходам (скрепки, скобы, железные уголки и прочее), то это увеличивает его стоимость.
Читайте так же:  Лицензия на 5 компьютеров

Что можно сделать из макулатуры? Мы ответим на этот вопрос!

Отработанная бумага является ценным и востребованным видом вторичного сырья. Во всех развитых странах мира утилизация картона и бумаги носит организованный характер: после сбора она незамедлительно отправляется на перепроизводство различной продукции. Опыт скандинавских и европейских стран признан успешным во всем мировом сообществе. Благодаря инновационным технологиям и уникальному подходу к переработке вторсырья, жители этих регионов смогли наладить стабильную переработку изделий. Так, тетра-паки из-под молочных продуктов или соков преобразуют в алюминиевые напыления различного вида и экологически чистые виды изделий из картона. Европейцы используют макулатуру в качестве основы для производства упаковочного материала. Азиатские страны вообще применяют эти виды сырья в производстве гаджетов, технологичных устройств и строительных объектов.

Мы готовы предложить массу вариантов применения и создания товаров на основе вторсырья:

  • различные виды упаковки и тары;
  • бумажные средства личной гигиены: салфетки, полотенца, туалетная бумага;
  • тетради, блокноты, крафт-альбомы, записные книжки;
  • посуда и элементы технической экипировки одноразового использования;
  • декоративные элементы для автомобилей, компьютеров и гаджетов: коврики, аксессуары.

Суммируя сказанное, можно сделать вывод, что переработать бумагу, отходы пластика и скотч-пленки можно в различную и полезную продукцию. Не спешите их сжигать или выкидывать отходы – сдайте их в наш пункт приема вторсырья. Мы предлагаем выгодные условия для сдачи подобных материалов и самые высокие тарифы!

Вы можете обратиться к нам в любое удобное для вас время – мы быстро и оперативно среагируем! Для этого просто свяжитесь с менеджерами компании по телефону или указанному адресу, и продавайте бумажные и пластиковые отходы, не покидая рабочего места! Мы готовы к сотрудничеству на постоянной основе, предлагая клиентам оптимальное соотношение стоимости и высокого качества услуг. Позаботьтесь о будущем уже сегодня! Помогите планете стать чище, а своей компании – найти дополнительный источник доходов!

Требования к оформлению статей в журнале «ТБО»

Принимаются к публикации авторские оригинальные материалы, которые не печатались в других изданиях и не были отправлены одновременно в несколько различных изданий.

Если выяснится, что уже опубликованный в журнале материал ранее был размещен в интернете (либо другом печатном издании), гонорар за него не выплачивается.

Статья должна отвечать профилю журнала, обладать несомненной новизной, относиться к вопросу проблемного значения, иметь прикладное значение и теоретическое обоснование. Вопрос об опубликовании статьи либо ее отклонении решает редакционная коллегия журнала, и ее решение является окончательным.

Статьи сугубо теоретического характера к публикации не принимаются, так как журнал имеет статус научно-практического издания. В каждой статье должны содержаться информация, которая может быть актуальна с точки зрения практического применения предлагаемых технологий, оборудования, методов управления и т. д.

Аннотация к статье (объемом до 0,5 стр. (15 строк через 2 интервала) должна отражать основную цель, новизну, актуальность работы и практическую значимость для отрасли (в настоящем и перспективе). Обязательно должен быть приложен список ключевых слов на русском и английском языках.

Статья должна начинаться с инициалов и фамилии автора (авторов), потом указываются должность, место работы (название организации), затем – название статьи. В конце статьи указываются адреса электронной почты (е-mail) авторов, их контактные телефоны.

Объем текста – не более 25 тыс. знаков с пробелами, включая рисунки, графики, таблицы, предоставляется на электронном носителе. Электронная версия статьи оформлена в формате Word (шрифт Times New Roman, размер шрифта 12, полуторный интервал).

Статья обязательно должна содержать в себе ответы на вопросы, поставленные вводной частью, демонстрировать конкретные выводы.

Фотографии (цветные, размером не меньше 1000 х 1000) должны быть в формате TIFF или JPEG (для JPEG – разрешение 300 dpi). Рисунки и графики должны быть помещены в текст статьи. Графики, рисунки и фотографии необходимо также присылать отдельными файлами. Графики можно присылать в формате Excel.

При наборе формул лучше использовать формульный редактор.

Список литературы оформляется согласно ГОСТ Р 7.0.5–2008. Использованная автором литература приводится после статьи в порядке упоминания. Ссылки на Internet-ресурсы приводятся в общем списке литературы по автору или заглавию публикации с обязательным указанием адреса сайта, где эта публикация размещена, и датой ее размещения или датой последней проверки наличия ресурса.

Принятая для публикации в журнале статья подвергается обязательному научному и стилистическому редактированию.Авторы несут ответственность за достоверность приведенных сведений, отсутствие данных, не подлежащих открытой публикации, и точность информации по цитируемой литературе. Статья должна быть направлена в электронном виде с приложением справки об авторах (Ф.И.О., место их работы, почтовый адрес с индексом, электронный адрес, номера факса и телефон автора для обсуждения текста статьи).

Поступившие в редакцию материалы не возвращаются. Редакция оставляет за собой право не принимать к рассмотрению статьи, при оформлении которых авторами допущены существенные нарушения приведенных правил.

С 2011 г. журнал «ТБО» включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) – базу данных, содержащей наименование и сведения о тематической направленности произведений, публикуемых в изданиях, наименование и иные данные авторов, извлеченные из текста произведений, аннотации произведений, опубликованных в ведущих научных журналах, что является необходимым условием для включения журнала в списки ВАК.
База данных РИНЦ расположена в интегрированном научном информационном ресурсе в российской зоне сети Интернет научной электронной библиотеки (www.elibrary.ru), доступна для зарегистрированных пользователей научной электронной библиотеки, и создана в рамках Федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2007–2012 гг. Министерства образования и науки РФ.
В связи с этим доводим до сведения авторов, что все публикации журнала «ТБО», начиная с 2006 г., будут размещены в виде электронных копий в базе данных научной электронной библиотеки, представленной в виде научного информационного ресурса сети Интернет eLIBRARY.RU. Поэтому согласие автора на публикацию в «ТБО» будет означать и его одновременное согласие на размещение его материала в базе данных научной электронной библиотеки.

Порядок рецензирования рукописей, предполагаемых к опубликованию в журнале

Поступившая в редакцию рукопись оценивается главным редактором и научными редакторами журнала на предмет соответствия статьи профилю журнала и определения тематического раздела (рубрики журнала), в котором она может быть опубликована.

Тематические статьи, представленные к публикации, при необходимости рецензируются. Порядок рецензирования:

– статья направляется на рецензию (по e-mail) рецензенту-специалисту, как правило, из членов редколлегии, курирующих данный тематический раздел в журнале;

– пишется развернутая рецензия, включающая общее экспертное заключение работы об актуальности и целесообразности рассмотрения ее для публикации в журнале; конкретные замечания и предложения по доработке текста, излагаемые в отзыве и при необходимости, отмечаемые в тексте статьи, направляется рецензентом в редакцию по e-mail в течение 3-х недель.

– рецензия направляется по e-mail авторам для ознакомления;

– ответ авторов на рецензию и новая версия статьи направляется в редакцию для окончательного заключения или продолжения дискуссии в форме повторного отзыва;

– научное редактирование статьи проводится после окончательного ответа рецензента с заключением на публикацию; научная дискуссия с автором может быть продолжена и в процессе научного редактирования;

– при отрицательном заключении рецензента статья и отзыв рецензента направляются главному редактору для принятия решения о дополнительном рецензировании или отклонении статьи.

Бизнес с нуля на вторсырье

Около 4 миллионов га земли занимают в России мусорные свалки, и не случайно 2017 объявлен годом экологии. В федеральном бюджете заложены средства на льготное кредитование деятельности по утилизации отходов. Для тех, кто начинает бизнес с нуля, идеи по сбору вторсырья будут интересны, так как это дело не требует больших вложений, а потребность предприятий постоянно растет. Поскольку разновидностей «полезного мусора» очень много, проведем обзор востребованного в России вторсырья.

Какие виды отходов пользуются спросом

Рассчитывая открыть бизнес в 2017 году, надо знать, какие отходы интересны действующим производителям в городе, регионе. Спрос и цены на них определяют фактические и потенциальные покупатели. Наиболее выгодной считается переработка черных и цветных металлов, стекла и макулатуры (таб. 1).

Прогнозные ресурсы, млн. т

Доля в конченом продукте, %

Лом черных металлов

Шины автомобильные (крошка резиновая, регенерат)

Шлаки доменные, ТЭЦ, зола, отходы добычи и обогащения

строительные материалы (щебень. гравий, песок)

продукция из термопластичных полимеров

Вторичное сырье в России используется практически во всех отраслях промышленности, спрос на него растет. Цены варьируются в разных регионах, они определяются потребностями местных производителей.

1. Автомобильные шины.

Это одно из самых перспективных направлений для открытия бизнеса с нуля, идеи в этом направлении заслуживают особого внимания. Объем выбрасываемых шин в России на 2015 год составил около 940 тыс. т. Под захоронение уходит больше 80 % (из них 20 % сжигается), и лишь 17 % механически перерабатывается. Содержание пригодных к использованию компонентов отражено в таб. 2, потенциальная емкость рынка — на рис. 1.

Разновидность покрышек по виду автомобиля

Рисунок 1. Примерна оценка объема шин для утилизации в 2010–2015 гг., тыс. т.

Чаще всего изношенные шины перерабатывают в резиновую крошку. Материал получается дешевле каучуковой синтетики в 2–3 раза. Рынок находится в начальной стадии развития, но цены уже сформировались, появился спрос и устойчивое предложение. К исходному сырью предъявляются определенные требования: отходы должны соответствовать ГОСТ 8407-89, оно должно быть чистым, иметь остаточный слой резины, целые борта. Обычно не принимаются шины на дисках, с шипами, смешанные резинометаллические изделия.

Читайте так же:  Развод на миллионы

За 2013–2015 годы цены на макулатуру увеличились почти на 60 %, в настоящее время запрещен ее экспорт, а реализация освобождена от НДС. Это традиционное, востребованное на рынке сырье, для него разработан ГОСТ 10700-97. Согласно этому документу использованная бумага делится по составу на 15 классов, и 3 группы по качеству. Самая дорогая разновидность: белая чертежная, писчая, копировальная (МС–1А), самая дешевая — обойная, упаковочная, афишная (МС–13В).

Сырье повсеместно принимают на переработку фабрики по производству:

  1. бумаги, тары, упаковочного гофрокартона (в релевантных есть);
  2. линолеума, кровельных изоляционных материалов, винилкожи;
  3. туалетной бумаги, салфеток, одноразового медицинского белья.

От направления вторичной переработки зависят требования к качеству. Бумага должна быть очищена, отсортирована, упакована (отпрессована) в брикеты весом 50 кг и более. Такая обработка экономит складское пространство и уменьшает расходы на транспортировку.

3. Металлолом (черный и цветной).

Самый прибыльный бизнес, однако, его организация — самая дорогая из всех видов сбора вторсырья. Это связано с необходимостью оформления лицензии, правила и условия ее получения, а также обращения с металлоломом регулируют два основных Постановления:

  1. о лицензировании заготовки, хранения, переработки — №1287, 12.12.2012 г.;
  2. об обращении с ломом и отходами цветных металлов — №370, 11.05.2001 г.

Заготовка включает в себя покупку лома у физических лиц и организаций, транспортировку и реализацию. Обязательные требования: составление приемо-сдаточных актов, проведение контроля на радиоактивность и взрывобезопасность. Это влечет за собой приобретение специального оборудования, обучение и подтверждение квалификации работников.

Лицензионные условия, коды ОКВЭД для черного металла и цветмета — разные. Это конкурентный вид деятельности, однако, в регионах с развитой металлургической и металлообрабатывающей промышленностью он приносит неплохой доход. Возможность открыть в этой сфере свой бизнес упрощается, если использовать франчайзинговое предложение, они представлены на рынке.

4. Отработанные аккумуляторы.

Из старых АКБ извлекается около 65 % металла, который используется в производстве новых батарей. Основную часть составляет свинец (до 17 кг), и кроме того: никель, цинк, кобальт, оксиды серебра. Это экономически выгодно для предприятий, поэтому средние приемочные цены на этот вид вторсырья высокие. Например, в Новосибирске действует более 50 компаний, покупающих аккумуляторы, и стоимость составляет от 570 (45Ah) до 3 400 (220Ah) рублей.

Обычные места сбора АКБ: гаражные кооперативы, активные проезжие трассы, транспортные компании, сервисы по ремонту автомобилей. Там обычно и располагают приемные пункты, расклеивают объявления. Если учесть, что большинству автовладельцев просто лень специально разыскивать место для сдачи б/у аккумулятора, то они отдают их за 150–200 рублей.

Однако сбор и хранение АКБ подлежат лицензированию. Это отходы 3–4 класса опасности, и работа с ними регулируется двумя федеральными законами: №89-ФЗ (24.06.1998) и №99-ФЗ (04.05.2011). Лицензия оформляется как на ИП, так и организацию. В ней отмечается конкретный вид деятельности, поэтому можно ограничиться только сбором аккумуляторов, включая их обезвреживание (слив электролита).

5. Полимерные отходы (ПЭТ-бутылки).

Этот вид вторсырья представлен отходами пластикового производства, и бытовыми отходами населения. Если первые на 80 % уходят во вторичную обработку, то использованные пакеты, упаковки, одноразовая посуда повсеместно засоряет зоны отдыха, крупные и средние города. В общем объеме мусора доля пластика составляет больше 60–70 %. Пальму первенства среди полимеров держит ПЭТ-бутылка.

Основные потребители — компании по производству стройматериалов, полиэтиленовой пленки, пластиковых бытовых изделий. Спрос на него явно превышает предложение (рис. 2). Приемо-сдаточные цены зависят от качества, чистоты и степени переработки материала. Так, полигонные отходы стоят в 2–3 раза ниже, чем бытовые сортированные. Самая примитивная обработка, которой подвергается ПЭТ:

  • очистка от крышек, этикеток;
  • сортировка по цвету;
  • прессование в пакеты.

Недорогие мини-заводы по переработке пластика существенно поднимают рентабельность бизнеса. Например, полигонные ПЭТ–отходы принимаются по цене до 6 руб/кг, отходы ПВД — от 10 руб/кг, мытая и сортированная б/у пленка — по 11–13 руб/кг, а гранулы и агломерат — стоят уже 25–35 руб/кг. При том, что стоимость новой пленки российского производства варьируется от 39 до 49 руб/кг.

Фактически, рынок переработки пластика в России только зарождается. Эксперты оценивают его потенциал в 150 млн. долларов. Из всех видов заготовки полимерных отходов: приемные пункты, выделение из мусора, раздельный сбор бытовых отходов — последний наиболее эффективен с экономической точки зрения.

Рисунок 2. Соотношение спроса и предложения на ПЭТ-отходы.

6. Стеклобой и стеклотара.

Наряду с макулатурой — старое, и востребованное вторсырье. Стеклобой занял место цельной посуды по простой причине. Производители стали выпускать столь оригинальные бутылки и банки, что это сильно затрудняет их повторное использование.

Требуется оно всегда и везде. Два года назад Новосибирский завод «Экран» стал открывать пункты приема вторсырья от населения, поскольку его недостаток сдерживает производство. Стеклобой требуется ему в количестве до 5 т ежемесячно, а с помощью поставщиков (включая другие регионы) удается собрать только 1,5–2 т.

Пункт сбора стеклотары оправдывает себя, если поблизости расположен, например, пивной завод. Так, «Балтика» использует до 36 % оборотной бутылки. Но стеклобой — еще выгоднее, поскольку расширяет список потенциальных поставщиков. Это могут быть компании по установке оконных пакетов, можно установить контейнеры для отдельного сбора во дворах. Стекло составляет около 17% в составе бытовых отходов.

7. Компьютерный лом.

Старая электротехника, компьютеры, телефоны пользуются большим спросом, о чем свидетельствует простой запрос в Яндексе (рис. 3). При этом, цены на лом очень неплохие (рис. 4). Эта деятельность обычно осуществляется через фирмы¬–посредники, обладающие соответствующими лицензиями, и связанные с переработчиками сырья. Они сами занимаются разборкой и сортировкой, формируя партии для сдачи довольно большого объема (от 300 кг).

Рисунок 3. Сравнение числа запросов на покупку и продажу компьютерного лома.

Это неплохой вариант для того, чтобы начать бизнес с нуля, если организовать пункт приема в многоэтажном спальном районе. Практически в каждой квартире немало такого хлама, который годами валяется по углам, и просто выбрасывается на помойку. Просто потому, что поблизости отсутствует место, куда его можно сдать, пусть за небольшие деньги.

Сбор техники, содержащей драгметаллы, лицензирования не требует, но компания должна состоять на учете в Пробирной палате. Поэтому, чтобы не на первом этапе обойтись без оформления разрешительной документации, можно вести деятельность по договору с одной из таких компаний, осуществляя представительство в своем городе или регионе.

Рисунок 4. Цены на технический лом от компании «DiamondHand», больше 20 представительств по России.

Всего существует три основных источника поступления вторсырья:

  • прием непосредственно от населения,
  • вывоз брака, отходов от организаций, предприятий;
  • сбор, транспортировка с полигонов ТБО.

Последний — самый стабильный, правда для его реализации потребуется заключить договор с муниципальной службой ЖКХ. Нужно предусмотреть расходы на специализированное оборудование, которые обычно невелики. В целом, эта деятельность не требует лицензирования, за исключением работы с металлоломом и опасными отходами (АКБ, ртуть). Она подпадает под патентную систему налогообложения — наиболее выгодную для малого предприятия.

"Проблема использования отходов тары и упаковки: экономический и технологический аспекты."

Несмотря на кризисные явления тароупаковочная индустрия являлась наиболее динамично развивающимся сегментом российской экономики за последние 10 лет, что сопровождалось ростом количества образования отходов тары и упаковки. Особо быстро росли объемы образования полимерных отходов, в т.ч. использованных ПЭТ-бутылок, отходов упаковки из ламинированой бумаги, алюминиевых банок.

Масштабы образования отходов тары и упаковки можно оценить по состоянию на 2000 год около 12 млн. т в год, в том числе 1 млн. т картонно-бумажных отходов, 0,3 млн. т полимерных отходов (включая 0,15 млн. т ПЭТ-бутылок), млн. т стеклобоя, 6,4 тыс. т алюминиевых банок. Около 0,4 млн.т отходов упаковки поступает в Россию с импортируемыми товарами.

Специализированной системы управления обращением с отходами тары и упаковки в России нет. Сбор удаление таких отходов осуществляется главным образом службами Жилкоммунхоза в составе ТБО. В рамках этой службы собирается и захораниваются на полигонах ТБО порядка 50% отходов упаковки. Около 15% отходов тары и упаковки (в среднем) заготавливается и направляется на переработку в качестве вторичного сырья, (в том числе порядка 80% отходов тары из черных металлов, 30% из бумаги и картона - стеклобой, -% полимерных отходов, использованных ПЭТ бутылок - 1%, алюминиевых банок - 1%). Остальная часть отходов остается разбросанной в местах их образования и в районах расположения специальных мусоросборников, покрывая пестрым цветом довольно большие площади. В особой мере это относится к зонам отдыха населения, транспортным магистралям и станциям, крупным торговым точкам, местам сбора ТБО в жилых районах, дачным поселкам.

Значительная часть использованной тары и упаковки, по существу в тех же источниках ее образования, систематически сжигается в металлических контейнерах, а за их неимением или недостатком просто в кучах, загрязняя окружающую среду вредными продуктами горения. Причем в большинстве случаев это делается в местах с высокой плотностью населения или скопления большого количества людей.

Особое сожаление вызывает то обстоятельство, что большое количество отходов упаковки, особенно образующихся на крупных торговых площадках, удаляется и направляется на захоронение в довольно чистом и пригодном для использования в качестве вторичного сырья виде. Например, по некоторым оценкам, масштабы образования использованной тары и упаковки на рынке в Лужниках (г. Москва) составляли в 1996 году десятки тонн в день и все это вывозилось на свалку.

В ближайшей перспективе следует ожидать заметного роста объемов образования отходов тары и упаковки, что обусловлено объективной необходимостью наращивания объемов использования тароупаковочных материалов в пищевой, фармацевтической и других отраслях промышленности России. Пока по уровню потребления прогрессивных тароупаковочных материалов Россия отстает от развитых стран мира в 5-10 раз, по отдельным позициям в 10-20 раз. Объективная обусловленность действия этого фактора на фоне низкого уровня использования отходов упаковки в отраслях промышленности России будет способствовать в этой связи обострению экологических проблем обращения с отходами тароупаковочной индустрии. Экономические условия будут складываться таким образом, что уровень переработки отходов упаковки вряд ли изменится существенным образом в ближайшие 5-10 лет, в результате чего установки руководства ЕС по обеспечению к 2005 году переработки 65% отходов тары и упаковки в странах ЕС, по всей вероятности не будут выполнены, по крайней мере по таким проблемным отходам как отходы упаковки из картоно-бумажных, полимерных и древесных материалов.

Читайте так же:  Развод инициатива жены

Факторы сложившегося состояния

В числе наиболее важных факторов, оказывающих определяющее воздействие на сложившееся состояние в этой области следует выделить:

  • несовершенство организации удаления ТБО, состоящих на 40% из отходов упаковки;
  • несовершенство системы сбора и удаления отходов упаковки из мест ее компактного образования (рынков, зон отдыха, дачных поселков и др.);
  • несовершенство системы экономического стимулирования деятельности по сбору, заготовке и переработке отходов упаковки и вторичного сырья в целом;
  • отсутствие системы стимулирования развития рынка сбыта продукции из вторичного сырья;
  • общая ограниченность экономических условий для развития предпринимательства в Российской Федерации.

Главным фактором, определяющим общие экономические условия организации сбора и переработки отходов, является, как известно, спрос на них для использования в качестве вторичного сырья, который в свою очередь определяется спросом на продукцию с использованием отходов и экологическими факторами.

Определяющее воздействие на спрос на продукцию с использованием отходов оказывают цены и качество продукции с использованием вторичного сырья. Качество продукции из вторичного сырья или с его использованием при прочих равных условиях всегда заведомо ниже продукции, изготовленной без использования отходов. Однако уровень снижения цен на такую продукцию не всегда сопоставим с уровнем снижения ее качества в сравнении с продукцией из первичного сырья.

В среднем соотношение цен на первичное и вторичное сырье составляет по нашим оценкам по полимерам - 2,5-10, волокнистой древесной массе и макулатуре - 5-8; черным металлам - 1,2-1,5, алюминию (кроме банок) - 1,3- 2,8, меди - 1,4-1,7. Чем выше качество отходов как вторичного сырья, тем меньше соотношение цен на первичное и вторичное сырье.

К числу основных факторов, оказывающих повышающее воздействие на уровень цен на продукцию с использованием отходов упаковки следует отнести:

  • Затраты на организацию сбора, и предварительной обработки отходов для использования в качестве вторичного сырья. (В ряде случаев затраты на эти цели сопоставимы и даже могут превышать стоимость самого сырья).
  • Высокий уровень затрат на энергоресурсы. (В ряде производств доля затрат на эти цели может достигать 30% и более. Например, при выпуске …)
  • Высокий уровень налогообложения. (Доля затрат на эти цели достигает в цене продукции 30-40%, что не создает условий для быстрой окупаемости капиталовложений).

Сложившаяся в Российской Федерации система государственного регулирования не выделят переработку отходов упаковки в качестве автономного объекта экономического стимулирования. Очень ограничены меры экономического стимулирования и в области переработки отходов. Как известно, в соответствии с действующим законодательством в России введены платежи (экономический налог) за размещение отходов и в целях стимулирования развития производственной базы переработки отходов предприятиям могут быть предоставлены льготы по таким платежам в пределах понесенных ими затрат на природоохранные мероприятия.

Однако механизм использования этого инструмента четко не регламентирован, что создает значительные препятствия по его принятию. Кроме того, из-за отставания индексации в сравнении с темпами инфляции уровень платежей за размещение отходов заметно снизился с момента их установления в 1992 году, что заметно снизило их стимулирующее воздействие, по состоянию на начало 2001 года примерно в 6-7 раз.

В числе общих мер экономического стимулирования, которые в принципе распространяются и на предприятия по переработке отходов следует выделить:

  • уменьшение налогооблагаемой прибыли предприятий на величину понесенных ими затрат на финансирование капиталовложений производственного назначения, на погашение кредитов банков на такие капиталовложения и процентов по ним, на проведение НИОКР, на отчисления в экологические фонды;
  • освобождение от налога на прибыль вновь созданных малых предприятий по производству строительных материалов (одно из наиболее отходопотребляющих видов производства, первые два года, затем 3-ий год - 25%, 4-ый -50%);
  • освобождение от налога на землю земель мусороперерабатывающих заводов (в том числе отходы упаковки);
  • предоставление режима ускоренной амортизации.

Анализ зарубежного опыта в области экономического стимулирования переработки отходов упаковки свидетельствует о том, что более высокий уровень сбора и переработки отходов упаковки обеспечивается там за счет использования ряда других инструментов и механизмов, которые пока отсутствуют в России. К их числу следует отнести:

  • введение платежей за использование упаковки, за счет которых в ряде стран организуется сбор и переработка отходов;
  • сокращение ставки налога, или полное освобождение от налогообложения прибыли предприятий, перерабатывающих отходы или использующих их частично взамен первичного сырья;
  • льготное кредитование создания новых производств или технического перевооружения, вплоть до полного освобождения от возврата кредита в случае ввода производственных мощностей в срок или в случае неудачи при инвестировании мероприятий с высокой степенью риска;
  • целевое субсидирование мероприятий по сбору и переработке отходов упаковки и других отходов.

Алюминиевые банки

Потребление в России - 400-500 млн. шт. в год, в результате чего образуется отходов 6-8 тыс. т . 7% в этой массе составляют лакокрасочные материалы. Угар при переплавке оценивается в 9-15%.

Уровень использования (рециркуляции) около 1%. Переработка осуществляется в г. Самаре, где из них делают ленту для производства банок.

Экономические условия: цена приема банок заготовительными организациями 10 коп. / шт. - около 6 руб/кг. Цена алюминия 10-20 руб./кг. Следовательно, отношение цены первичного сырья к цене отхода порядка 3.

Однако сбор и переработка алюминиевых банок в конечном итоге осуществляется, видимо, не по экономическим, а по политическим соображениям.

Поскольку алюминиевые банки относятся к категории цветных металлов сложно получить лицензию.

Технологические аспекты

В настоящее время можно считать, что технологические проблемы решены для переработки большинства видов отходов тары и упаковки. Исключение составляют отходы упаковки из сложных композиционных материалов.

Основные направления переработки отходов тары и упаковки:

  • картонно-бумажные отходы упаковки - в качестве сырья при производстве бумаги и картона, рубероида, формовых изделий типа цветочных горшочков и прокладок для лиц, облицовочных и теплоизоляционных строительных материалов;
  • отходы упаковки из ламинированной бумаги - для производства облицовочных строительных материалов;
  • отходы упаковки из полимерных материалов - рециркуляция термопластичных материалов (полиэтилена, ПВХ, полистирола, полиамида, ПЭТ, и др., как правило, путем изготовления из них дробленки, или гранулята, для последующего использования в качестве сырья или добавки к основному сырью, предпринимаются попытки создания технологий деполимеризации до мономеров и последующего синтеза), производство из них различных изделий производственно-технического и бытового назначения, в том числе в качестве добавки к основному сырью, использование в качестве связующего при изготовлении погонажных и прессованных изделий строительного назначения (реек, плинтусов, облицовочных плиток и т.д.); в качестве топлива (теплотворная способность 1т полимерных отходов эквивалента 0,5 т нефти, однако при этом много экологических проблем по очистке отходящих газов).
  • стеклобой - может быть использован в качестве добавки при производстве стеклянной тары, однако более эффективное его использование считается выпуск из него стекловолокна, керамзита, стеклоблоков, облицовочных плиток.

Возможные направления уменьшения массы упаковки:

  • использование прогрессивных упаковочных материалов позволяющих снизить массу упаковки в сотни раз (использование тонких полиамид-полиэтиленовых ламинатов, обеспечивается снижение массы упаковки в сравнении с полиэтиленовой в 258 раз, толщина - в 200 раз);
  • использование биоразлагаемой упаковки, однако биоразложение обеспечивает лишь ее деструкцию на мелкие части, отходы остаются в другом виде;
  • использование съедобной упаковки, изготовленной из пищевых компонентов (белков, глицерида, липида, углеводов и др.) или из водорастворимых нетоксичных веществ (эфиров целлюлозы, полиспиртов и др.) чаще всего используют (по данным журнала "Тары и упаковка) амилозный крахмал, зеин, глютен, метилцеллюлозу, поливинилпирролидон, пектин, восковые композиции.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Ввести налог (или платежи) на использование упаковки, что позволит сформировать фонд для поддержки переработчиков отходов упаковки. Размер налога целесообразно сделать дифференцированным. Размер платежей предполагается сделать дифференцированным с тем, чтобы обеспечить определенное экономическое давление на применение тех видов упаковки, которые оказывают большое вредное воздействие на окружающую среду. Плательщикам налога должны быть производители либо потребители тароупаковочной продукции (это должно быть уточнено в процессе выполнения программы), а также импортеры упаковочной продукции. По предварительным оценкам и опыту зарубежных стран введение налога на упаковку приведет к увеличению стоимости продукции в среднем не более, чем на 1-2% и не сможет оказывать заметного воздействия на снижение спроса на упаковочную продукцию. Однако, это позволит, во-первых, решить экологические проблемы с отходами тары и упаковки, во-вторых, будет способствовать быстрому возрождению и дальнейшему развитию системы вторичных ресурсов в России, поскольку, как показывает опыт, развитие системы вторресурсов не может осуществляться без экономической поддержки, а государство пока не в состоянии предоставить таким предприятиям какие-либо дотации или хотя бы налоговые льготы.

Создать систему финансовой поддержки сборщиков и переработчиков вторичного сырья (в том числе отходов тары и упаковки) из средств фонда, формируемого за счет налога на упаковку.

Создать систему льгот по налогу на прибыль и НДС для предприятий по сбору и переработке отходов.

Придать ресурсосберегающую направленность механизму установления лимитов размещения отходов (путем наложения ограничений на федеральном уровне на захоронение вторичного сырья, установления более высоких уровней платежей за размещение отходов для традиционных видов вторичного сырья, установление нормативных сроков на удельные показатели образования отходов и лимитов их размещения и т.д.).

Установить на законодательном уровне норму освобождения от платы за размещение отходов вторичное сырье, предназначенное для переработки или сбыта (в пределах объемов и сроков, заложенных в технологических регламентах и при соблюдении требований экологической безопасности).

Рекомендовать органам местного управления использовать систему муниципального и государственного заказа для стимулирования спроса на продукцию с использованием отходов.