Перейти к содержимому

Трудовой кодекс рф ст.144

Статья 144 ТК РФ. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений

Ст 144 ТК РФ с комментариями и изменениями 2018 года.

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

  • в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
  • в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются:

  • федеральными государственными учреждениями - за счет средств федерального бюджета;
  • государственными учреждениями субъектов Российской Федерации - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Профессиональные квалификационные группы - группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

8 (800) 551-20-23 — Это быстро и бесплатно !

Комментарий к статье 144 ТК РФ:

1. Ст 144 ТК РФ посвящена системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.

Работников государственных и муниципальных учреждений следует отличать от государственных гражданских служащих, которые проходят службу в государственных органах, и от муниципальных служащих, проходящих службу в муниципальных органах. Условия оплаты труда государственных гражданских и муниципальных служащих определены специальными законами: Законом о государственной гражданской службе (ст. ст. 50, 51) и Законом о муниципальной службе.

2. Части 1 и 2 статьи 144 ТК РФ уточняют порядок установления систем оплаты труда работников учреждений, финансируемых из различных бюджетов. При установлении для них систем оплаты труда действуют общие правила - закрепление таких систем в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах, учет общих гарантий, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, проведение тарификации на основе Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Наряду с общими правилами для указанной категории работников устанавливаются специальные требования. Системы оплаты труда работников учреждений должны устанавливаться в соответствии с законами и нормативными правовыми актами, определяющими условия оплаты их труда и принимаемыми на соответствующем уровне. При их разработке учитываются единые рекомендации Российской трехсторонней комиссии (см. коммент. к ст. 135) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Надо отметить, что объединения работодателей в бюджетной сфере до последнего времени не создавались.

3. Применяя ст 144 ТК РФ следует учитывать, что для работников учреждений установлена дополнительная гарантия - базовые оклады (базовые должностные оклады) и базовые ставки заработной платы для каждой профессиональной квалификационной группы. Заработная плата каждого работника, отнесенного к определенной профессиональной квалификационной группе, не может быть ниже установленных базовых величин. При установлении базовых окладов будет учтено различие между профессиональными квалификационными группами и установлены обоснованные соотношения между размером заработной платы отдельных групп профессий с учетом сложности труда и других факторов.

Базовые оклады будут установлены Правительством РФ, а перечень профессиональных квалификационных групп и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (Минздравсоцразвития России).

4. Особенности установления систем оплаты труда для работников учреждений предопределяют характер содержания коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта. Учреждения бюджетной сферы (и представители работников) при принятии указанных источников трудового права в большей степени связаны предписаниями нормативных правовых актов, нежели работодатели реального сектора экономики. В частности, они должны соблюдать нормы, устанавливающие размеры оплаты труда рабочих и служащих соответствующих профессиональных квалификационных групп. Это неизбежно приведет к формализации как содержания, так и процесса заключения коллективных договоров, соглашений в бюджетной сфере.

Статья 144 Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

  • в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
  • в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются:

  • федеральными государственными учреждениями - за счет средств федерального бюджета;
  • государственными учреждениями субъектов Российской Федерации - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Профессиональные квалификационные группы - группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комментарий к статье 144 ТК РФ:

Часть 1 настоящей статьи определяет особенности порядка установления системы оплаты труда, включая тарифную, для работников государственных и муниципальных учреждений. В федеральных государственных учреждениях, государственных учреждениях субъектов РФ, муниципальных учреждениях системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, которые принимаются в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, определяющими правила оплаты труда служащих и работников бюджетных учреждений соответствующего уровня. Ранее системы оплаты труда для бюджетных учреждений устанавливались исключительно законами и иными нормативными правовыми актами. Иначе говоря, теперь установление системы оплаты труда в бюджетных учреждениях осуществляется так же, как и в небюджетном секторе экономики, с той лишь разницей, что при принятии коллективных договоров, соглашений, локальных нормативных актов работодатели и работники менее свободны при определении их положений, поскольку они должны соответствовать положениям специальных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы оплаты труда в бюджетных учреждениях.

В связи с тем что Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год разрабатывает единые рекомендации по системе оплаты труда работников бюджетных учреждений, положения коллективных договоров, соглашений, локальных нормативных актов должны ежегодно корректироваться в зависимости от содержания рекомендаций, а также с учетом законов о бюджетах определенного уровня на соответствующий год.

ТК, предоставляя Правительству РФ право устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников, устанавливает дополнительную гарантию по оплате труда для работников бюджетных учреждений путем запрета снижать их размер, определенный Правительством РФ. Размер базового оклада должен обеспечить недопущение дискриминации в оплате труда работников бюджетных учреждений и произвольного снижения основной части заработной платы по каждой профессиональной квалификационной группе.

Часть 4 настоящей статьи определяет источники финансирования для базовых окладов, которыми являются средства бюджетов соответствующего уровня.

Часть 5 данной статьи определяет, что системы оплаты труда работников бюджетных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Комиссии. Эти требования должны соблюдаться как при заключении соглашений и коллективных договоров, так и при принятии локальных нормативных актов. Кроме того, при установлении системы оплаты труда работников бюджетных учреждений должно учитываться мнение соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей. Это требование при принятии локальных нормативных актов заключается с учетом мнения органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном ст. 372 ТК. Что касается соглашений, то в связи с тем, что объединения работодателей в бюджетной сфере не созданы, при их принятии возможно учесть лишь мнение соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов).

Профессиональные квалификационные группы (ПКГ) и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам согласно ч. ч. 6 и 7 настоящей статьи устанавливаются Минздравсоцразвития России. Критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждены Приказом Минздравсоцразвития России N 525 , в котором определено, что профессии рабочих и (или) должности служащих, входящие в одну профессиональную квалификационную группу, могут быть структурированы по квалификационным уровням этой профессиональной квалификационной группы в зависимости от сложности выполняемых работ и уровня квалификационной подготовки, необходимой для работы по профессии рабочего или занятия должности служащего. При этом одна и та же профессия рабочего или должность служащего может быть отнесена к разным квалификационным уровням в зависимости от сложности выполняемой работы, а также с учетом дополнительных показателей квалификации, подтвержденных сертификатом, квалификационной категорией, стажем работы и другими документами и сведениями.

В соответствии с указанными Критериями профессии рабочих и должности служащих формируются в профессиональные квалификационные группы с учетом вида экономической деятельности исходя из следующего:

- отдельные должности служащих из числа профессорско-преподавательского состава и научных работников, к которым предъявляются требования о наличии ученой степени и (или) ученого звания, и должности руководителей структурных подразделений учреждений, требующие наличия высшего профессионального образования;

- должности служащих, требующие наличия высшего профессионального образования;

- профессии рабочих и должности служащих, в том числе руководителей структурных подразделений учреждений, требующие наличия начального или среднего профессионального образования;

- профессии рабочих и должности служащих, которые не требуют наличия профессионального образования.

При этом отнесение профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам осуществляется по минимальному уровню требований к квалификации, необходимому для работы по соответствующим профессиям рабочих или для занятия соответствующих должностей служащих. Кроме того, в порядке исключения отдельные должности служащих, имеющие важное социальное значение, могут быть отнесены к профессиональным квалификационным группам исходя из более высокого уровня требований к квалификации, необходимого для занятия соответствующих должностей служащих.

В настоящее время Минздравсоцразвития России утвердило ПКГ по следующим должностям и профессиям:

- общеотраслевых профессий рабочих (утв. Приказом Минздравсоцразвития России N 248н );

- командного и рядового состава экипажей судов обеспечения Военно-Морского Флота (утв. Приказом Минздравсоцразвития России N 399н );

- руководителей, специалистов и служащих учреждений и воинских частей Минобороны России (утв. Приказом Минздравсоцразвития России N 394н );

- работников воздушного транспорта (утв. Приказом Минздравсоцразвития России N 393н );

- работников внутреннего водного транспорта (утв. Приказом Минздравсоцразвития России N 392н );

- работников морского транспорта (утв. Приказом Минздравсоцразвития России N 391н );

- работников лесного хозяйства (утв. Приказом Минздравсоцразвития РоссииN 390н );

- специалистов и руководителей структурных подразделений (маяков, групп, партий, участков, станций, телеуправляемых подводных аппаратов и других) вспомогательного флота, гидрографической службы, управления поисковых и аварийно-спасательных работ Военно-Морского Флота (утв. Приказом Минздравсоцразвития России N 400н );

- работников учреждений телевидения, радиовещания и кинопроката Минобороны России (утв. Приказом Минздравсоцразвития России N 398н );

- работников Студии военных художников имени М.Б. Грекова и Военно-художественной студии писателей Минобороны России (утв. Приказом Минздравсоцразвития России N 397н );

- руководителей структурных подразделений и служащих архивных учреждений Минобороны России (утв. Приказом Минздравсоцразвития России N 396н );

- работников учреждений уголовно-исполнительной системы (утв. Приказом Минздравсоцразвития России N 395н );

- руководителей структурных подразделений и специалистов редакций газет и журналов Минобороны России (утв. Приказом Минздравсоцразвития России N 402н );

- работников культурно-просветительных учреждений Минобороны России (утв. Приказом Минздравсоцразвития России N 401н );

- работников, выполняющих работы по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов (утв. Приказом Минздравсоцразвития России N 389н );

- работников, осуществляющих пробирный надзор (утв. Приказом Минздравсоцразвития России N 364н );

- работников, осуществляющих производственную деятельность Гохрана России (утв. Приказом Минздравсоцразвития России N 358н );

- работников ведомственной охраны Минфина России (утв. Приказом Минздравсоцразвития России N 357н );

- работников государственного материального резерва (утв. Приказом Минздравсоцразвития России N 350н );

- работников печатных средств массовой информации (утв. Приказом Минздравсоцразвития России N 342н );

- работников телевидения (радиовещания) (утв. Приказом Минздравсоцразвития России N 341н );

- работников сельского хозяйства (утв. Приказом Минздравсоцразвития России N 339н );

- работников сферы научных исследований и разработок (утв. Приказом Минздравсоцразвития России N 305н );

- работников гидрометеорологической службы (утв. Приказом Минздравсоцразвития России N 303н );

- работников государственных природных заповедников и национальных парков (утв. Приказом Минздравсоцразвития России N 264н );

- работников геологии и разведки недр (утв. Приказом Минздравсоцразвития России N 262н );

- общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих (утв. Приказом Минздравсоцразвития России N 247н );

- работников, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (утв. Приказом Минздравсоцразвития России N 242н );

- работников, выполняющих работы по поиску и спасанию экипажей и пассажиров воздушных судов (утв. Приказом Минздравсоцразвития России N 241н );

- работников военизированной и сторожевой охраны (утв. Приказом Минздравсоцразвития России N 235н );

- работников физической культуры и спорта (утв. Приказом Минздравсоцразвития России N 225н );

- работников высшего и дополнительного профессионального образования (утв. Приказом Минздравсоцразвития России N 217н );

- работников образования (утв. Приказом Минздравсоцразвития России N 216н );

- гражданского персонала государственных морских инспекций, групп патрульных судов (катеров) и членов экипажей патрульных судов (катеров), осуществляющих государственный контроль в сфере охраны морских биологических ресурсов (утв. Приказом Минздравсоцразвития России N 201н );

- работников, занятых в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг (утв. Приказом Минздравсоцразвития России N 149н );

- рабочих культуры, искусства и кинематографии (утв. Приказом Минздравсоцразвития России N 121н );

- работников культуры, искусства и кинематографии (утв. Приказом Минздравсоцразвития России N 570 );

- медицинских и фармацевтических работников (утв. Приказом Минздравсоцразвития России N 526 ).

Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" с 1 декабря 2008 г. для указанных работников вводятся новые системы оплаты труда.

Применение ЕТС являлось обязательным для всех учреждений, организаций и предприятий, финансируемых из бюджета, кроме учреждений и организаций, для которых установлены особые условия оплаты труда. ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы (приложение N 1); разряды оплаты труда ЕТС по общеотраслевым должностям служащих (приложение N 2); разряды оплаты труда ЕТС по основным должностям служащих отраслей бюджетной сферы (приложение N 3) были утверждены Постановлением Правительства РФ N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" (утратило силу).

ЕТС представляла собой единую шкалу тарификации и поразрядной оплаты труда рабочих и служащих. Она охватывала все группы работников организаций, находящихся на бюджетном финансировании (за исключением органов представительной и исполнительной власти). Все профессии и должности работников ЕТС сгруппированы по признаку общности выполняемых работ (функций). Общность функций, выполняемых в процессе труда рабочими во всей бюджетной сфере, дала возможность свести их в ЕТС в одну группу. Служащие бюджетных отраслей были распределены на две основные группы. Первая включала общеотраслевые должности, вторая - только должности специалистов и руководителей, специфические для той или иной отрасли бюджетной сферы. Тарификация рабочих проводилась по восьми разрядам (с 1-го по 8-й). Служащие бюджетных отраслей - технические исполнители, специалисты и руководители - тарифицировались со 2-го по 18-й разряды.

Разряды оплаты труда работников определялись по результатам аттестации служащих и перетарификации рабочих. Аттестация проводилась в соответствии с Основными положениями о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, утвержденными Постановлением Минтруда России и Минюста России N 27/8/196 (утратило силу). По результатам ее проведения аттестационная комиссия выносила рекомендацию о соответствии работника определенной должности и об отнесении его к тому или иному разряду оплаты труда. Ставки (оклады) конкретным работникам определялись путем умножения тарифной ставки (оклада) 1-го разряда на соответствующий тарифный коэффициент. В трудовой книжке работника делалась соответствующая запись с указанием разряда оплаты по ЕТС (без указания ставки).

N 1. Указанный документ утратил силу в связи с изданием Приказа Минздравсоцразвития России и Минюста России N 752н/295 (БНА N 6).

Федеральным законом N 22-ФЗ "Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений" было установлено, что тарифная ставка (оклад) 1-го разряда ЕТС по оплате труда работников федеральных государственных учреждений определяется Правительством РФ. Тарифные ставки (оклады) 2-го и последующих разрядов ЕТС по оплате труда работников федеральных государственных учреждений определяются исходя из размера тарифной ставки (оклада) 1-го разряда и утверждаемых Правительством РФ межразрядных тарифных коэффициентов, за исключением случаев, установленных законом. По решению Правительства РФ для оплаты труда работников федеральных государственных учреждений может применяться иная система оплаты труда, отличная от ЕТС.

Согласно Положению об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583, системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, которые включают в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права.

Новые системы оплаты труда работников устанавливаются с учетом:

а) единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;

б) единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;

в) государственных гарантий по оплате труда;

г) перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Минздравсоцразвития России;

д) перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Минздравсоцразвития России;

е) примерных положений об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета;

ж) рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

з) мнения представительного органа работников.

При переходе на новые системы оплаты труда размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы.

Выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента РФ. Перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и Разъяснение о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях утверждены Приказом Минздравсоцразвития России N 822 .

Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера определяются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и Разъяснение о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях утверждены Приказом Минздравсоцразвития России N 818 .

Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Должностной оклад руководителя учреждения, определяемый трудовым договором, устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения, и составляет до пяти размеров указанной средней заработной платы.

Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10 - 30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.

К основному персоналу учреждения относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, для реализации которых создано учреждение.

Перечни должностей и профессий работников учреждений, которые относятся к основному персоналу по видам экономической деятельности, устанавливаются федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета по согласованию с Минздравсоцразвития России.

Порядок исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения утвержден Приказом Минздравсоцразвития России N 167н .

Выплаты компенсационного характера устанавливаются для руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров в процентах к должностным окладам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента РФ. Федеральные государственные органы - главные распорядители средств федерального бюджета, в ведении которых находятся учреждения, могут устанавливать руководителям этих учреждений выплаты стимулирующего характера. Руководителям учреждений - главных распорядителей средств федерального бюджета выплаты стимулирующего характера устанавливаются Правительством РФ. При этом главные распорядители средств федерального бюджета вправе централизовать до 5% лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на оплату труда работников соответствующих учреждений.

Использование централизованных лимитов бюджетных обязательств осуществляется учреждением с учетом исполнения им целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых федеральным государственным органом - главным распорядителем средств федерального бюджета, в ведении которого находится это учреждение, по решению указанного органа и в соответствии с разъяснениями Минздравсоцразвития России.

Фонд оплаты труда работников учреждения формируется на календарный год исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.

Средства на оплату труда, формируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, могут направляться учреждением на выплаты стимулирующего характера. При этом начиная с 1 января 2010 г. объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30% средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета.

Средства на оплату труда, поступающие от приносящей доход деятельности (по решению федерального государственного органа, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета, - также средства государственных внебюджетных фондов), направляются учреждениями на выплаты стимулирующего характера, если иное не установлено федеральным законом.

Адаптация персонала
Обучение персонала
Персонал организации
Отбор персонала
Кадровый потенциал

Назад | | Вверх

Статья 144. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений

СТ 144 ТК РФ.

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников
государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

  • в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
  • в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые
должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным
группам.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может
быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых
должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных
квалификационных групп.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы,
установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются:

  • федеральными государственными учреждениями - за счет средств федерального бюджета;
  • государственными учреждениями субъектов Российской Федерации - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений
устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий
рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате
труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов
(объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Профессиональные квалификационные группы - группы профессий рабочих и должностей
служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к уровню
квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной
деятельности.

Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих
и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комментарий к Ст. 144 Трудового кодекса РФ

1. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных бюджетных учреждений, так же как и системы оплаты труда работников иных организаций, устанавливаются на локальном уровне коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Система оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений может быть как тарифной, так и иной, т.е. не основанной на тарифах. При этом на федеральном уровне должны учитываться положения нормативных правовых актов РФ, на уровне субъектов РФ - также и нормативные правовые акты субъектов РФ, а на муниципальном уровне - и нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Системы оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений устанавливаются в соответствии с Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. N 583.

2. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом тарифно-квалификационных справочников (см. ст. 143 ТК РФ и комментарий к ней), государственных гарантий по оплате труда (см. ст. 130 ТК РФ и комментарий к ней), рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (см. ст. 135 ТК РФ и комментарий к ней), а также мнения соответствующих профсоюзов и их объединений и объединений работодателей.

Требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений предусмотрены также п. 6 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2013 год, утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 21 декабря 2012 г. Они должны устанавливаться в том числе с учетом реализации Указов Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 1 июня 2012 г. N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" в части оплаты труда работников бюджетной сферы в 2013 г. и положений Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. N 2190-р.

3. Часть 2 комментируемой статьи вводит понятие "базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп работников". Базовые оклады (ставки) играют роль дополнительной гарантии для работников бюджетной сферы, поскольку их заработная плата не может быть ниже не только минимального размера оплаты труда, но и установленных Правительством РФ базовых окладов (ставок). При этом установленные Правительством РФ базовые оклады (ставки) распространяются не только на федеральные государственные учреждения, но и на государственные учреждения субъектов РФ и муниципальные учреждения.

Установление базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых тарифных ставок является полномочием Правительства РФ, однако они до сих пор не установлены. Стороны Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011 - 2013 годы взяли на себя обязательство в период действия данного соглашения лишь провести консультации о разработке нормативного правового акта Правительства РФ о базовых тарифных ставках. Более того, если в первоначальной редакции ч. 2 ст. 144 ТК РФ установление базовых окладов закреплялось в качестве обязательного, то теперь данная норма предусматривает лишь возможность их установления Правительством РФ.

Понятие "профессиональные квалификационные группы" сформулировано в ч. 5 комментируемой статьи: это группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для соответствующей профессиональной деятельности. Критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 6 августа 2007 г. N 525. В настоящее время Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Министерство труда и социальной защиты РФ как федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, приняли около 40 актов, утверждающих профессиональные квалификационные группы должностей работников разных сфер.

Читайте так же:  Временное пребывание в германии
Тема Tiny Framework Войти