Перейти к содержимому

Уголовный кодекс казахстана с изменениями на 2019 год

Содержание:

Уголовный Кодекс РК
Статья 223. Незаконные получение, разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую либо банковскую тайну, тайну предоставления микрокредита, тайну коллекторской деятельности, а также информации, связанной с легализацией имущества

Сноска. Заголовок статьи 223 в редакции Закона РК от 06.05.2017 № 63-VI (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования).

В абзац первый пункта 1 предусмотрено изменение Законом РК от 25.12.2017 № 122-VI (вводится в действие с 01.01.2019).

1. Сбор сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, тайну предоставления микрокредита, тайну коллекторской деятельности, а также информации, связанной с проведением процедуры легализации имущества, путем похищения документов, подкупа или угроз в отношении лиц, владеющих коммерческой или банковской тайной, тайной предоставления микрокредита, тайной коллекторской деятельности, или их близких, перехвата в средствах связи, незаконного проникновения в компьютерную систему или сеть, использования специальных технических средств, а равно иным незаконным способом в целях разглашения либо незаконного использования этих сведений –

наказывается штрафом в размере до двух тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

В абзац первый пункта 2 предусмотрено изменение Законом РК от 25.12.2017 № 122-VI (вводится в действие с 01.01.2019).

2. Незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, тайну предоставления микрокредита, тайну коллекторской деятельности, без согласия их владельца лицом, которому они были доверены по службе или работе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности и причинившее крупный ущерб, –

наказывается штрафом в размере до трех тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Незаконное разглашение или иное незаконное использование должностными лицами государственных органов сведений и информации об операциях с деньгами и (или) иным имуществом, полученных от субъектов финансового мониторинга, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, –

наказывается штрафом в размере до двух тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

4. Незаконное разглашение или иное незаконное использование должностными лицами государственных органов, работниками организаций сведений и информации об операциях с деньгами и (или) иным имуществом, полученных при выполнении ими служебных обязанностей, которые установлены Законом Республики Казахстан "Об амнистии граждан Республики Казахстан, оралманов и лиц, имеющих вид на жительство в Республике Казахстан, в связи с легализацией ими имущества", –

наказывается лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Сноска. Статья 223 с изменениями, внесенными законами РК от 13.11.2015 № 400-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 06.05.2017 № 63-VI (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования).

В Казахстане будет новый Уголовный кодекс. Что изменится?

В РК разрабатывают новый Уголовный кодекс. Это повлечёт за собой изменения и в УПК, и в порядок рассмотрения дел в суде.

В Казахстане разрабатывают новый Уголовный кодекс. Также собираются ввести существенные поправки в работу судебной системы и уголовный процесс. Главная тема реформ – гуманизация. Как это скажется на жизни граждан и что для них изменится, обсуждали 15 сентября на круглом столе в КазНУ, куда приехал председатель Верховного суда Кайрат Мами, представители Генпрокуратуры и многие другие. Informburo.kz рассказывает о том, какие перемены готовятся в законодательстве.

На сколько будут задерживать граждан?

Одно из главных изменений – это сокращение сроков задержания граждан. Сейчас по закону полиция может удерживать вас без всякой санкции суда в течение трёх суток. Если введут поправку в УПК (Уголовно-процессуальный кодекс РК), то этот срок сократится с 72 часов до 48, а для несовершеннолетних – до 24 часов.

"Это минимизирует нарушения прав задержанных, так как они часто проявляются именно на этой стадии, – объяснил смысл поправки заместитель генерального прокурора РК Марат Ахметжанов. – Этот период используется для получения признательных или иных доказательств".

В целом планируется, что брать под стражу граждан будут в крайнем случае. При совершении экономических преступлений, к примеру, отправлять подозреваемых за решётку не будут, если только речь не идёт об ОПГ.

Что изменится в работе прокуратуры?

Большие перемены ждут работников прокуратуры. Их полномочий станет меньше. В частности, они не смогут выдавать санкции на принудительное освидетельствование. Также прокуратура не будет санкционировать "негласные следственные действия". То есть те, которые обычно не подлежат разглашению. Речь идёт, к примеру, о негласном видео- или аудиоконтроле местности или какого-либо лица, или о прослушке телефона, или о контрольной закупке. Все эти санкции теперь будет назначать суд.

Такое решение было принято разработчиками поправок в связи с тем, что в мировой практике только суд имеет право ограничивать права человека.

Также, если прежде человек не знал о негласных следственных действиях, то есть не подозревал, что его прослушивают, к примеру, то теперь его обязаны об это уведомлять.

Гуманизация уголовной политики?

Некоторые из поправок, которые существенно повлияют на уголовную политику РК, уже приняты. Например, в десять раз снижен порог уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов. А именно пороговые размеры ущерба для наступления уголовной ответственности по статье 221 – уклонение гражданина от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет – повышены с 500 МРП до 2000 МРП. А по статье 222 – уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет организаций – пороговое значение поднято с 2000 до 20 000 МРП.

Ещё один шаг к гуманизации – декриминализация лжепредпринимательства. То есть статью 215 УК РК просто исключили из Уголовного кодекса. При обсуждении этой меры было решено, что статья дублирует уже существующие.

"Статья 215 была очень болезненной для бизнес-сообщества, – высказался заместитель генпрокурора Марат Аметжанов. – Субъекты бизнеса массово вовлекались в уголовный процесс".

Электронное уголовное дело?

Ещё одна реформа, которая уже работает – это электронное уголовное дело. Это система, исключающая человеческий фактор. Специальная программа собирает материалы и формирует уголовное дело. Таким образом, в будущем все материалы следствия перейдут в онлайн-режим.

В этом году в качестве эксперимента суды в РК выдали 103 электронные санкции.

"Она (цифровизация уголовных дел. – Авт.) снимает много проблем – минимизирует фальсификации, становится всё прозрачным, – прокомментировал Марат Ахметжанов. –Ускорится следствие – есть шаблон документов. Можно взять электронную санкцию суда. Экономия бюджета, прозрачность и доступность уголовного процесса всем сторонам. Можно будет подавать ходатайства, это будут видеть надзорные органы, следователи обязаны будут в течение недели ответить. Спешу предупредить, что моментально мы не откажемся от бумаг, всё будет происходить постепенно, чтобы избежать недоработок".

Приказное судопроизводство?

Новшество, с которым пока не всё ясно – это приказное судопроизводство. Предполагается, что рассмотрение некоторых гражданских дел настолько упростится, что их не будут рассматривать вообще. Стороны не будут вызывать, свидетелей не будут слушать. Просто в течение трёх суток суд выносит судебный приказ. И он имеет такую же юридическую силу, как и решение суда.

Такая практика распространена в мире. Однако у Генпрокуратуры такой подход вызывает вопросы. Ведь решения суда в таких случаях сложно будет проверить на объективность.

"Предлагается, что дело в суд направляет орган расследования. А суд его единолично рассматривает без проведения судебных заседаний и выносит приговор. Перепроверить объективность выводов следствия судья не может. Значит, орган расследования может снизить обвинение, может завысить, под приказное подвести тяжкое преступление. Прокурора нет, некому проверять", – отметил Марат Ахметжанов.

Как будут работать адвокаты?

Планируется, что полномочия адвокатов будут расширены. Они смогут обращаться в суд с ходатайствами о производстве судебных следствий, для этого им не нужно будет ждать решения органов досудебного расследования. То есть они частично берут на себя функции следователей. Адвокаты будут иметь доступ ко всем материалам уголовного дела на любой стадии следствия.

Республиканская коллегия адвокатов РК считает, что проект нового УПК учёл не все права адвокатов. К примеру, надо обеспечить обязательное участие защитника в рассмотрении дел. Сегодня адвокатов привлекают только в том случае, если в деле участвует прокурор.

Также председатель Республиканской коллегии адвокатов Ануар Тугел предлагает обязать судей объяснять свои решения.

"Считаем, что УПК должен содержать норму, согласно которой в обвинительном приговоре судья должен дать оценку каждому доводу защиты,– прокомментировал Ануар Тугел. – Равным образом в оправдательном приговоре судья должен дать оценку каждому доводу обвинения. Данные положения должны быть закреплены в статье 397 УПК".

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Уголовный кодекс казахстана с изменениями на 2019 год

Гражданский кодекс Республики Казахстан от 1 июля 1999 года № 409-1 (Особенная часть) (с изменениями и дополнениями от 22 июля 2011 года) Скачать

Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 июля 1999 года № 411-1

(с изменениями и дополнениями от 22 июля 2011 года) Скачать

Уголовно-исполнительный Кодекс Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года № 208-1

Читайте так же:  Как можно лишить отца родительских прав если он сидит в тюрьме

(с изменениями и дополнениями от 18 января 2011 года) Скачать

Гражданский Кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года (Общая часть)

(с изменениями и дополнениями от 22 июля 2011 года) Скачать

Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года № 442-II

(с изменениями и дополнениями от 20 июля 2011 года) Скачать

Лесной кодекс Республики Казахстан от 8 июля 2003 года N 477-II

(с изменениями и дополнениями от 6 января 2011 года) Скачать

Водный кодекс Республики Казахстан от 9 июля 2003 года N 481-II

(с изменениями и дополнениями от 22 июля 2011 года) Скачать

Таможенный кодекс Республики Казахстан от 5 апреля 2003 года № 401-II

(с изменениями и дополнениями от 19 марта 2010 года) Скачать

(по состоянию на 26 мая 2004г.) Скачать

Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 24 апреля 2004 года N 548-II

(с изменениями по состоянию на 5 июля 2008 года) Скачать

Кодекс Республики Казахстан от 9 января 2007 года № 212-III Экологический кодекс

Республики Казахстан

(с изменениями и дополнениями от 22 июля 2011 года) Скачать

Кодекс Республики Казахстан О налогах и других обязательных платежах в бюджет от 10 декабря 2008 года № 99-IV Налоговый кодекс

(с изменениями и дополнениями от 22 июля 2011 года) Скачать

Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года № 167-1

(с изменениями и дополнениями от 28 января 2011 года) Скачать

Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года № 206-1

(с изменениями и дополнениями от 28 января 2011 года) Скачать

Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года № 95-IV

(с изменениями и дополнениями от 22 июля 2011 года) Скачать

Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 года № 155-II

(с изменениями и дополнениями от 22 июля 2011 года) Скачать

Трудовой кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 года № 251-III

(с изменениями и дополнениями от 22 июля 2011 года) Скачать

Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года № 193-IV О здоровье народа и системе

здравоохранения

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 19 января 2011 года) Скачать

Кодекс Республики Казахстан от 30 июня 2010 года № 296-IV О таможенном деле в Республике

Казахстан

(с изменениями и дополнениями от 5 июля 2011 года) Скачать

Кодекс Республики Казахстан от 30 мая 1992 года № 1367а-XII О недрах и переработке минерального

сырья

(с изменениями и дополнениями от 21 декабря 1995 года) Скачать

Таможенный кодекс Таможенного союза

(с изменениями и дополнениями от 16 апреля 2010 года) Скачать

Кодекс торгового мореплавания Союза ССР (утв. Указом Президиума ВС СССР от 17 сентября 1968 г.)

Новый Уголовный кодекс. Объясняем на примерах, что изменилось

1 января 2019 года грядут серьезные изменения в правоохранительной и судебной системах - вступают в силу новые редакции Уголовного, Уголовно-процессуального, Уголовно-исполнительного кодексов, Кодекса о нарушениях (ранее Административный кодекс), вводится совершенно новый Кодекс о проступках, а также целый пакет других законов, принятых в 2016 году. Изменения в Гражданско-процессуальный кодекс уже вступили в силу летом 2017-го. Как должна измениться логика правосудия? Об этом Kaktus.media говорил с одним из членов экспертной группы, работавшей над новой редакцией Уголовного кодекса, Лейлой Сыдыковой.

Проступки. Зачем создали целый кодекс?

- Почему так важно было часть преступлений выделить из Уголовного кодекса в Кодекс о проступках?

- Хотелось бы сразу разъяснить, что выработаны такие понятия, как преступление, проступок и нарушение. Разграничение между ними проходит по тому вреду, который был нанесен или была угроза его нанесения деянием.

В преступлениях наносимый деянием вред должен быть значительным, тяжким или особо тяжким, в проступках - менее значительным, а при нарушениях - мелким.

Таким образом, они отличаются характером наносимого вреда.

Приведу самый обычный пример из жизненной практики. Если лицо нарушило правила дорожного движения (проехал на красный свет светофора или не пропустил пешеходов и т. п.), то наступает ответственность в соответствии с Кодексом о нарушениях. Если в результате нарушений правил движения будет нанесен ущерб гражданам, то в зависимости от его серьезности наступит уголовная ответственность.

Что касается идеи Кодекса о проступках. Когда в 2012 году писалась концепция судебно-правовой реформы, которую утвердил своим указом президент, возникла идея о необходимости выделения проступков из преступлений в отдельный блок деяний криминальной направленности. Одна из причин тому – значительное число заключенных в местах лишения свободы по делам небольшой тяжести и, соответственно, рост рецидива. По некоторым данным, рецидив достигает 40%. На содержание осужденных к лишению свободы тратятся большие государственные ресурсы. Фактически мы, налогоплательщики, оплачиваем их содержание. Поэтому одно из направлений борьбы с рецидивом - реформа самой системы исправительных учреждений. Необходимо поднимать эффективность ее деятельности. Реформы в этом направлении тоже закладываются. Мы должны понимать - это самый дорогостоящий блок реформы. А ведь помимо институциональной реформы необходимо провести реформу в головах сотрудников наших правоохранительных и иных органов. Иначе мы просто долго будем топтаться на месте и ругать неизвестно кого.

Вернусь к проблеме рецидива. В результате совершения преступления небольшой тяжести возникает проблема рецидива: сначала сидел из-за кражи курицы, потом из-за кражи колбасы из магазина и так далее. И с каждым новым отбытием наказания судимость становится отягчающим обстоятельством.

Тогда возникло понимание, что не совсем справедливо осуждать человека на длительный срок, когда он совершил незначительное преступление.

Поэтому было необходимо сформировать свое видение о проступках и внедрить его в правовую ткань.

Еще один аспект - высокая репрессивная уголовная политика УК 1997 года. Вспомним историю. Например, в УК Киргизской СССР 1960-х годов минимальный срок лишения свободы составлял 3 месяца, а максимальный срок лишения свободы был 15 лет, но тогда существовала смертная казнь по некоторым составам преступления. В УК уже независимого Кыргызстана 1997 года минимальный срок составил 6 месяцев, а максимальный срок лишения свободы составил 20 лет, а по совокупности преступлений и приговоров соответственно – 25-30 лет лишения свободы. Уголовный кодекс 1997 года стал репрессивнее. Вот и результат: стало увеличиваться и тюремное население.

Когда вводится новая норма, ее экономическая составляющая должна быть обязательно просчитана. К сожалению, мы не владеем такой техникой. А надо бы знать, во что обойдется государству введение не только кодексов, но и каждой их нормы, точнее нам, налогоплательщикам. Например, в Литве суточное содержание одного заключенного обходится в 25 долларов. У нас гораздо меньше, но сумма значительная для бюджета. В 2012 году годовое содержание одного заключенного составляло 63 тысячи сомов. Мы понимаем, что этой суммы недостаточно.

Сотрудники ГСИН при разработке новых редакций кодексов примерно рассчитали, что количество заключенных по результатам реформ может сократиться примерно на 1 500-1 700 человек.

- Обычно полный срок никто и не сидит. У нас постоянно объявляют амнистии?

- Вы не задумывались, почему это делается? Подоплека в разгрузке пенитенциарной системы. А в чем истинный смысл амнистии? Амнистия - это прощение государством лица, которое совершило преступление. Это шаг гуманизма. То есть осужденный должен почувствовать, что государство его прощает. Но при этом нужно помнить и о правах потерпевших, компенсации ущерба. Сейчас издание любой амнистии не связано с достижением целей наказания. Многие могут вновь совершить преступления. А почему так происходит? Причин много: отсутствие документов у лиц, невозможность найти работу, человеку просто некуда идти, так как семья разрушилась, не от кого ждать помощи и др. Многие проблемы подобного рода нужно решать. Поэтому предложен такой институт, как пробация.

Пробация. И с чем ее едят

- Для этого и создается институт пробации?

- Есть несколько видов пробации. Одно из направлений связано с тем, что органы пробации должны работать с теми, кто вышел на свободу, и с теми, кому суд назначил наказание, не связанное с лишением свободы. Но есть еще одна очень важная категория лиц, в отношении которых суд при определенных обстоятельствах придет к выводу, что нет никакого смысла лишать их свободы, и установит пробационный надзор. Фактически это институт условного осуждения, но по концепции основной функционал органа пробации связан с необходимостью социального сопровождения лица. Оказания ему помощи или даже поддержки в трудной жизненной ситуации.

- Но и сейчас есть условное осуждение?

- Надзор за условно осужденными осуществляет милиция, к которой периодически ходит отмечаться осужденный. В рамках же пробационного надзора у осужденного возникает ряд обязанностей, которые он должен выполнять в период надзора. Например, в течение года устроиться на работу, пройти обучение, возместить ущерб и другие обязанности. Нужно контролировать их исполнение и помогать соответственно, решать социальные проблемы пробационника. Органы пробации будут готовить пробационные доклады для суда с рекомендацией применить или отказаться от применения лишения свободы.

Плюс органы пробации должны вести социальное сопровождение в отношении тех, у кого нет дома, от кого отвернулись все родственники или их попросту нет. Органы пробации должны помочь ему с документами, социальным жильем, поиском работы, дачей психологических консультаций и др.

- Кто станет органом пробации?

- Изначально в концепции закладывалось, что появится отдельный орган, где работают люди без погон, чтобы было больше доверия со стороны осужденных или вышедших на свободу лиц. Но, к сожалению, средств у государства на создание такого самостоятельного госоргана нет. Помимо этого, необходимы штаты психологов, педагогов, соцработников и других специалистов, работающих во всех регионах страны. Предлагалось также, чтобы этим вопросом занялись соцработники Минсоцзащиты. Но это оказалась сложной задачей.

В итоге пришли к консенсусу, что пробацией займется специальное подразделение в структуре Госслужбы исполнения наказаний, но впоследствии офицеров пробации заменят гражданские лица.

Уже прошло обучение сотрудников ГСИН, но правительство до сих пор не выделило даже помещения, которое еще предстоит оборудовать. Пока нет штатов психологов, педагогов, соцработников. Поэтому мы бьем тревогу: дел очень много, а с 1 января система должна работать.

Суды начнут применять пробационный надзор, а кто будет его осуществлять и насколько качественно? Кто готов написать пробационный доклад? Эти вопросы должны быть первыми на повестке дня правительства.

Рецидив убрали – судить надо за конкретный поступок

- С чем связан отказ от института судимости и института рецидива как отягчающего обстоятельства при назначении наказания?

- Что такое рецидив? Это когда одно и то же лицо, ранее привлекавшееся к уголовной ответственности, привлекается вновь. Но человек должен нести ответственность за конкретный проступок, который он совершил, или за то, что он ранее тоже совершал? Мы должны осуждать за то, что он плохой человек, или за конкретное деяние? Возьмите то же нарушение правил дорожного движения. Водитель должен платить штраф за то, что он совершил конкретное нарушение, например не пропустил пешехода, или за то, что он когда-то проехал на красный свет? По сути, тогда все водители – рецидивисты, потому что часто нарушают правила дорожного движения. Но мы же не относим их к рецидивистам.

Читайте так же:  Узнать какая пенсия будет

Отягчающее обстоятельство в виде рецидива, ранней судимости - это отголоски советской эпохи. Это еще и своего рода клеймо, ярлык. Статистика говорит о том, что многие становятся рецидивистами за совершение преступления небольшой тяжести вначале, а потом катятся по наклонной.

Судимость в уголовном праве - это возможность наказать строже за то, что человек не исправился. Но человека нужно судить за конкретные проступки. Кто его обязал исправляться и кто создал для этого условия?

Такие вещи, как наказывать строже за рецидив, просто сидят в головах правоприменителей, от этого понимания очень сложно отказаться.

Мы же видим 40% возврата в места лишения свободы, значит, действующая система не помогает. Мы просто увеличиваем количество судимых в нашей стране.

Стоит отметить, что судимость в УК остается в части того, чтобы ранее судимые лица не могли попасть на определенный вид работы, например в правоохранительные органы, в суды, не могли претендовать на занятие каких-либо должностей на государственной службе.

Конфискация имущества и дело на юридическое лицо. Зачем это?

- Вводится конфискация имущества не как мера наказания, а как мера безопасности. Зачем что-то конфисковывать, если обвиняемого не признали виновным?

- В новой редакции УК получила развитие такая глава, как "Иные меры уголовно-правового воздействия" или меры безопасности. Кстати, в некоторых государствах предусмотрено до 20 видов мер безопасности.

Что касается конфискации, то речь идет о конфискации имущества, нажитого преступным путем. Если подозреваемого оправдают, то имущество ему, безусловно, возвращается в полном объеме. Конфискация допускается только по решению суда в рамках выносимого приговора. Цель конфискации - специальное предупреждение. Сам факт применения конфискации имеет мощный предупредительный, а также психологический эффект: каким бы преступным путем человек ни добыл имущество, его всегда конфискуют.

Ранее конфискация имущества рассматривалась как мера наказания и допускалась при совершении тяжких и особо тяжких преступлений, преступлений корыстной направленности. В настоящее время природа конфискации имущества поменялась в части того, что законодатель не рассматривает ее как меру наказания. В новой концепции конфискация имущества - иная принудительная мера воздействия. Наряду с конфискацией имущества в УК закреплены и другие меры безопасности.

Есть мера безопасности, которая дает возможность решить вопрос о возмещении ущерба и морального вреда. В отношении иностранцев вводится также выдворение за пределы Кыргызстана.

- Зачем вводят меры в отношении юридических лиц, если виноват конкретный человек, который компанией владеет или управляет?

- В уголовном праве есть следующие меры уголовно-правового воздействия: наказание, меры безопасности, меры медицинского воздействия (принудительное лечение к психически больным и др.), меры воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетнего. Теперь появились меры принудительного воздействия в отношении юридических лиц. Здесь мы можем говорить о совершенно новой конструкции квазиуголовной ответственности.

Например, банк, через который идет отмывание грязных денег. Физических лиц привлекают к уголовной ответственности, но банк же при этом использовался. Почему банк не виноват, если имело место оказание незаконных банковских услуг? Или, например, через фирму осуществлялась незаконная деятельность по поставке людей куда-нибудь, например в сексуальное рабство? Если руководителей такой фирмы осудили, то что делать с самой фирмой? Пусть она занимается подобным дальше? Следующий пример: компания нанесла существенный вред экологии. Директора осудили, а компания, которая загрязняла флору и фауну, осталась. Неужели она не должна восстановить ущерб? При убийстве человека оружие ведь конфискуют.

Если в преступлении юридическое лицо было орудием преступления, то к нему тоже надо применять соответствующие меры.

- В Кодексе о проступках заметила статьи, касающиеся домашнего насилия.

- Домашнее насилие ранее относилось к административным нарушениям, сейчас - к уголовным проступкам.

- Депутат Тазабек Икрамов предлагает сажать совершеннолетних детей, которые не заботятся о своих престарелых родителях. Депутаты не читают законы, которые принимают. Эта же норма предусмотрена сейчас в Кодексе о проступках?

- Депутаты полагают, что если они предусмотрят лишение свободы или смертную казнь за деяния, то у нас сразу воцарится порядок. Это очень примитивное понимание ситуации, непонимание проблемы. А если вопрос не решится?! Вы знаете, почему в США появились желтые автобусы для перевозки детей? Чтобы оградить их от сексуальных домогательств в общественном транспорте. Это социальная мера предупреждения посягательства на детей.

А Уголовным кодексом сколько бы ни колотили, всех проблем не решить. Возьмем простой пример. Если будет сидеть привлекательная женщина, а рядом с ней Уголовный кодекс, он остановит подвыпившего мужчину, который хочет приключений? Нет, биология возьмет свое. Тем более если этому человеку общество в свое время не вбило в голову социальные запреты, не сработали в части воспитания о добре и зле ни семья, ни школа, ни учебные заведения, ни иные социальные структуры, в том числе и государственные, то беды не оберешься. Преступления будут валить как снежные хлопья в нашем обществе. Вы понимаете, что это самая сложная задача, ее трудно решать.

Наши чиновники нашли очень легкий путь, полагая, что путем увеличения сроков лишения свободы смогут остановить преступность. Но она будет только расти, пока не начнут решаться социально-экономические проблемы в обществе, пока не начнут заниматься проблемами подрастающего поколения.

Само общество должно быть заинтересовано в формировании и установлении социальных запретов. То, что в отношении детей нельзя применять насилие, должно закладываться в семье, в школе, в учебном заведении. Внесение изменений только в Уголовный кодекс, еще раз повторюсь, это популистское решение. Им нельзя решить все социальные проблемы. В той же Европе при всех карательных мерах сохраняется достаточно высокий уровень педофилии. Но там поняли, что уголовным наказанием проблема не может решиться, поэтому пытаются разрабатывать различные социальные меры безопасности.

В криминологии есть понятие "уровни предупреждения преступности": социально-экономический уровень, специальный, индивидуальный. На каждом уровне надо решать возникающий вопрос, а самый низкий уровень - уголовная ответственность. То есть парламентарии выбирают самый легкий способ решения проблемы. К сожалению, население поддерживает их, так как не видит в целом всю картину преступности и полагает, что все надо решать только путем применения самых жестких карательных мер.

Статьи по скотокрадству и оргпреступности. Что изменилось?

- В Уголовном кодексе изменились некоторые составы преступлений. Что из такого важного вы бы отметили?

- Например, нет статьи за скотокрадство, потому что она не нужна. Есть статья "Кража", и кража скота подпадает под кражу имущества. На скотокрадство приходится примерно 5-6% всех краж, более 50% - это квартирные кражи. Зачем выделять какие-то кражи в отдельную статью? Это противоречит логике законодательной техники. Понимаете, есть правила криминализации. Просто их надо изучить и работать.

Еще нет такого квалифицирующего признака, как совершение деяния членом организованной преступной группы или в ее интересах. Сначала в МВД недоумевали, как же бороться с оргпреступностью. Мы объяснили, что есть статья, предусматривающая наказание за организацию ОПГ. Но если, допустим, член ОПГ совершил рэкет, то его наказывают по двум статьям: за рэкет и за организацию преступной группы. Будет иметь место совокупность преступлений, произойдет сложение наказаний, то есть ответственность, наоборот, ужесточается: наказание будет жестче.

Новые составы преступлений. Синхронизация с Гаагской конвенцией

- Появились новые составы преступлений: рейдерство, преступления против мира, преступления против человечности, военные преступления, пропаганда войны, преступления в сфере медицинского и фармацевтического обслуживания личности. Разъясните.

- Многие нормы вытекают из Гаагской и Женевской конвенций, речь идет о военных преступлениях. В свое время наш парламент ратифицировал данные конвенции, но нормы не были имплементированы в национальное законодательство.

Данные военные преступления являются не чем иным, как нарушением законов и обычаев ведения войны. Этим они отличаются от другой группы преступлений против военной службы. К военным преступлениям относятся, например, мародерство, насилие в отношении жителей в зоне военных действий, наемничество и др.

Что касается преступлений против мира и безопасности человечества, то численность их выросла с 4 до 8 составов преступлений. Появились такие деяния, как апартеид, насильственное исчезновение, производство, покупка, передача, накопление, применение или распространение оружия массового уничтожения и др.

Новыми являются ряд преступлений, совершаемых в сфере медицинского обслуживания населения. К ним можно отнести незаконное проведение опытов, если пациент о них не знает. Ведь эксперименты должны проходить при определенных условиях - если есть согласие больного. К уголовным преступлениям относится теперь незаконное изъятие органов у умершего человека, имплантация женщине чужой яйцеклетки без ее ведома, запрещенные действия с эмбрионом, насильственное донорство, незаконное ведение медицинской деятельности.

Причем врачебные ошибки учитываются как Кодексом о проступках, так и Уголовным кодексом. Все зависит от характера последствий. Раньше к медикам применяли норму УК при наличии вреда определенной тяжести. Теперь есть конкретные составы преступлений.

Как изменится расследование дел?

- Раз появился Кодекс о проступках, то милиция должна предусмотреть другие процедуры, заведя дело о проступках, а не уголовное. Как это все будет происходить?

- Допустим, случилось происшествие. Еще непонятно, это проступок или преступление. Заявление регистрируется в Едином реестре заявлений о преступлениях и проступках, затем определяется, это преступление или проступок. Потом оно распределяется следователю или дознавателю.

- Мы неоднократно читали, что Единый реестр преступлений и проступков сделает систему прозрачнее, снизит коррупцию, а правительство все обещает, что вот-вот его запустит. Что в нем такого особенного? Могу ли я, как на интернет-сайте, проследить за каждым зарегистрированным делом?

- Нет. У каждого будет свой уровень доступа: у следователя - один, у их начальников - другой, у районных прокуроров - третий, у генпрокурора - четвертый. То есть прокурор Первомайского района не может посмотреть дело, которое ведется в Свердловском районе. Уровень доступа все же будет ограничен. На это будет своя инструкция.

По единому реестру можно отследить весь процесс.

При поступлении заявления, рапорта, сообщения СМИ будет присвоен некий уникальный номер, потом оно уходит к следователю или дознавателю, который проводит разные мероприятия, каждый раз фиксируя свои действия.

Единый реестр преступлений и проступков - это своего рода электронное уголовное дело, по которому можно отследить, прошел ли обыск, опрошены ли свидетели, проведены ли экспертизы. За процессом расследования и сроками может наблюдать прокурор.

Сейчас же многие занимаются ксерокопированием одних и тех же документов, чтобы увеличить толщину дела, не проводят качественных следственных действий. Доследственная проверка не будет существовать. С момента регистрации заявления о совершенном преступлении начинается полноценное следствие.

Читайте так же:  Приказ о назначении пособий по беременности и родам образец

Дело должно быть завершено: его можно отследить начиная от поступившего в ЕРПП заявления до передачи дела прокурором в суд. По логике, нужно систему доработать, чтобы можно было отследить и весь судебный процесс, чтобы понять, чем завершилось судебное разбирательство. Далее осужденное лицо этапируется в соответствующее исправительное учреждение, где и отбывает наказание, определенное ему специальной комиссией. Данные о пребывании лица в исправительном учреждении будут накапливаться уже в системе ГСИН вплоть до выхода его из мест заключения.

Гуманизация законодательства по-казахстански

Генеральный прокурор Казахстана говорит, что в новом законе, направленном на гуманизацию уголовного законодательства, расширена сфера применения альтернативных видов наказания. Некоторые адвокаты и правозащитники считают, что «новый закон смягчает наказание коррупционерам, но бессилен перед "политическими" статьями».

ГУМАНИЗАЦИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Спустя восемь дней после того, как президент Нурсултан Назарбаев подписал закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства», 20 июля, он был опубликован в официальных СМИ. В законную силу закон вступит через десять дней после публикации.

Генеральный прокурор Казахстана Кайрат Кожамжаров 10 июля на заседании коллегии ведомства в Астане заявил о планах по сокращению на пять лет срока давности по тяжким преступлениям, а также сообщил, что в рамках гуманизации из тюрем будет освобождено «до пяти тысяч осуждённых».

В интервью официальному изданию, которое было опубликовано 13 июля, Кайрат Кожамжаров сказал следующее: «Особенностью закона является расширение сферы применения альтернативных мер наказания. Общественные работы как альтернатива вводятся по 258 составам. Ограничение свободы – по 11 тяжким преступлениям против собственности, экономики и должностных преступлений. В два раза увеличивается порог значительного, крупного и особо крупного ущерба. Снижаются штрафы и увеличиваются сроки их уплаты с 6 месяцев до 3 лет. Сокращаются сроки и основания ареста, а также верхний порог лишения свободы по 36 составам».

«КОРРУПЦИОНЕРАМ СМЯГЧАЮТ НАКАЗАНИЕ»

Адвокаты и правозащитники, с которыми удалось пообщаться репортеру Азаттыка, в целом поддерживают гуманизацию уголовного законодательства, однако выражают досаду по поводу отсутствия дикуссий и каких-либо поправок в статьях, характеризуемых как «политические».

Адвокат Гульнара Жуаспаева считает, что по мере изменения уголовного кодекса «упрощение наказаний за коррупционные преступления становится привычным».

– Возмещение объема ущерба, причиняемого коррупионерами, сокращается в 10 раз. Прежде задержанные со взяткой (намеревавшиеся получить или получившие деньги) в качестве штрафа государству платили сумму в 500-кратном размере взятки. Сейчас этот показатель понизили до 200. Теперь они (осуждённые по коррупционным статьям) смогут воспользоваться обратной силой закона (статьей 6 уголовного кодекса) и подавать заявления о пересмотре дела. Могут даже вернуть себе часть штрафа, оплаченного ими в 500-кратном размере, – говорит Гульнара Жуаспаева.

Адвокат говорит, что по прошествии некоторого времени статьи, по которым в свое время были осуждены крупные чиновники, из уголовного кодекса перейдут в кодекс об административных правонарушениях. «Пришла к выводу, что новый закон направлен на спасение сидящих в тюрьмах коррупционеров», – говорит Жуаспаева.

Адвокат из Астаны Аманжол Мухамедияров также считает, что «с каждым годом наказание за коррупционные правонарушения смягчается».

– Дается много льгот по коррупционным преступлениям (в новом законе о гуманизации). К примеру, если лицо, совершившее тяжкое преступление, прежде не имело судимости, будет отбывать наказание не в учреждении средней безопасности, то есть не в колонии общего режима, а в учреждении с низким уровнем безопасности. «Коррупционные преступления сейчас сравнялись с преступлениями экономическими и в сфере медицины», – говорит он.

Согласно проекту о гуманизации уголовного законодательства, из части 2 статьи 361 «Злоупотребление должностными полномочиями» исключено специальное наказание лица, использовавшего служебное положение. Прежде использование лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, своих служебных полномочий вопреки интересам службы в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, или организаций, либо нанесения вреда другим лицам или организациям, наказывалось штрафом в размере до четырех тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок. Теперь за превышение служебных полномочий предусмотрено такое же наказание, как в части 1 этой статьи. Согласно закону, должностное лицо привлекается к такому же наказанию, как и уполномоченное лицо.

Аманжол Мухамедияров говорит, что эти изменения противоречат Концепции правовой политики Казахстана на период с 2010 по 2020 год.

– В концепции, подписанной Назарбаевым в 2009 году, говорится об усилении уголовной ответственности за коррупцию. Против себя выступают (власти). Как депутаты пропустили это? Если сравнить вариант уголовного кодекса 1998 года и принятый позже в 2014 году и учесть этот закон, можно увидеть, что с каждым разом ответственность коррупционеров смягчается, – говорит он.

Адвокат Бауыржан Азанов считает, что должностные и коррупционные преступления должны считаться самыми тяжкими видами преступлений.

– В стране растет число коррупционеров. Потому что они знают, что ответственность за коррупционные правонарушения не ужесточена. Казахстан находится в числе стран с самым низким уровнем восприятия коррупции, – говорит Азаттыку Азанов.

«СТАТЬИ, НА КОТОРЫЕ ГУМАНИЗАЦИЯ НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ»

Жанара Балгабаева является адвокатом предпринимателя Искандера Еримбетова. Суд по его уголовному делу, возбужденному по статье «Мошенничество», некоторые казахстанские правозащитники называют «политически мотивированным». Поправки, направленные на гуманизацию уголовного законодательства, адвокат расценивает как «незначительные». Она считает, что новый закон не отразится на ее подзащитных (имеет в виду осуждённых, уголовное преследование которых носит «политический характер»).

– Гуманизация законодательства не отразится на моих подзащитных Алмате Жумагулове (подозревается в призывах к «терроризму») и Искандере Еримбетове (сейчас проходит фигурантом уголовного дела о «мошенничестве» и подозревается в «легализации денежных средств, полученных преступным путем»). Гуманизация – хорошая тенденция. Однако возникает вопрос: «В отношении кого она будет применена?» Власти часто говорят об этом, однако гуманизация мало что может изменить. «Потому что суды применяют ее на свое усмотрение», – говорит адвокат.

По мнению Жанары Балгабаевой, новый закон ориентирован на определенную категорию лиц – на освобождение бывших государственных служащих. «Мне не удалось освободить своих подзащитных в рамках принятых прежде амнистии и гуманизации», – говорит она.

Обладательница Международной премии за смелость адвокат Айман Умарова приветствует новый закон и считает правильным смягчение наказания за преступления, не связанные с причинением смерти человеку, а также замену лишения свободы на штрафы. Однако, как и ее коллега Жанара Балгабаева, она недовольна тем, что в некоторые статьи не внесли поправки.

– Не внесли изменения в часть 2 статьи 405 «Организация и участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации после решения суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма или терроризма». По этой статье много заключенных. Они никого не убивали. Можно было учесть это. Также можно было освободить осуждённых по статье «Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни» (статья 174), заменить им наказание на штраф. Ведь отпускают тех, кто был задержан по коррупционным статьям, они платят штраф и выходят, – говорит Айман Умарова.

Юрист Джохар Утебеков, который придерживается мнения, что «государство использует статьи с политическим подтекстом для сведения счетов со своими оппонентами», говорит: «По этим статьям слишком длительные сроки заключения. Поэтому гуманизацию необходимо проводить в этом направлении».

В интервью официальному изданию генеральный прокурор Кайрат Кожамжаров заявил: «Мы не снижаем наказание педофилам, убийцам, экстремистам, террористам и бандитам. Их ответственность осталась такой же строгой, как и раньше. На них не распространяется амнистия. Они не могут быть освобождены от ответственности в связи с примирением, раскаянием, истечением сроков давности».

«ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕ ОСВОБОЖДАЮТСЯ ВИНОВНЫЕ В ПЫТКАХ»

Юристы, с кем удалось пообщаться репортеру Азаттыка, отметили несколько положительных изменений.

– Понравилось введение большого количества норм, связанных с привлечением к общественным работам (в качестве альтернативного наказания). Контролировать то, работают они или нет (привлеченные к этому виду наказания), – это вопрос не уголовного кодекса, а администрации. Это хорошо, что сократили объемы штрафов для людей и гуманизация коснулась видов преступлений, по которым не причинен большой вред. Правильно, что осуждённым облегчили условия выплаты штрафов, – это хорошо для бюджета, – говорит адвокат Джохар Утебеков.

Столичный юрист Аманжол Мухамедияров приветствует тот факт, что в часть 4 статьи 68 внесли пункт, согласно которому виновные в пытках не освобождаются от уголовной ответственности в связи с примирением сторон.

– Прежде положения этой статьи не распространялись на лиц, совершивших преступления, повлекшие смерть человека либо смерть двух и более лиц, коррупционные преступления, террористические преступления, экстремистские преступления, преступления, совершённые в составе преступной группы даже в том случае, если стороны приходили к примирению. Теперь еще добавили пытки (статья 146), – говорит он.

«ГУМАНИЗАЦИЯ НЕ ПОВЛИЯЕТ НА ПЫТКИ»

На вопрос официального издания о пытках и злоупотреблениях со стороны тех, кто должен стоять на страже закона, генеральный прокурор Кайрат Кожамжаров ответил следующее: «Да, к сожалению, на практике случается такое. Поэтому нами совместно с правоохранительными органами в этом направлении ведется наступательная работа».

Кожамжаров говорит, что согласно закону «О Фонде компенсации вреда потерпевшим», который вступил в действие с 1 июля, «теперь государство выплачивает денежную компенсацию жертвам пыток». «В стране открыто более 500 прозрачных стеклянных кабинетов для допросов с видеофиксацией. Внедрен электронный учет лиц, доставленных в полицию. Это позволило сократить на 10 процентов жалобы на действия и решения органов уголовного преследования и в два раза – число необоснованных доставлений граждан в здания правоохранительных органов», – сказал он.

Однако адвокаты Айман Умарова и Жанара Балгабаева, защищавшие интересы граждан, которые заявляли о пытках со стороны представителей казахстанской власти, не согласны с утверждением, что в Казахстане «сокращаются случаи пыток». По словам Умаровой, в местах заключения, напротив, наблюдается рост количества пыток.

– Не знаю, откуда он (имеет в виду Кайрата Кожамжарова. – Ред.) берет такие данные. Прежде такого количества пыток не было. Они (правоохранительные органы) не направляют в суд дела по фактам пыток – ворон ворону глаз не выклюет. У нас много, кого жестоко избивали, – говорит она.

Видео: Независимые наблюдатели рассказали о пытках в казахстанских тюрьмах​