Перейти к содержимому

Закон о государственной тайне доклад

Сведения о лицензионной деятельности ФСТЭК России в области экспортного контроля

Особенности операций со сведениями, относящимися к государственной тайне

Прежде чем говорить об экспорте контролируемых товаров и технологий, содержащих «закрытую» информацию, необходимо ознакомиться с понятием, что такое государственная тайна, другими понятиями и ограничениями, имеющимися в данной сфере.

Закон о государственной тайне и его сфера действия

В основу действия Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» (посл.изм.01.12.2007) (далее здесь – Закон) заложен посыл, что все его положения обязательны для исполнения как на территории Российской Федерации, так и за её пределами, всеми органами государственной власти Российской Федерации, предприятиями, организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

К государственной тайне (далее здесь – государственная тайна) в контексте рассматриваемой темы относятся защищаемые государством сведения в области его внешнеполитической, военной, экономической деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности страны. В Законе среди других сведений, относящихся к государственной тайне, обозначены темы, имеющие (прямое или косвенное) отношение к контролируемым товарам (выборочно):

1) сведения в военной области:

- о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;

- о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

2) сведения в области экономики, науки и техники:

- об объемах, о планах государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;

- о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства.

Отнесение сведений к государственной тайне опирается на принципы законности, обоснованности и своевременности, где обоснованность заключается в экспертной оценке целесообразности засекречивания конкретных сведений, возможных экономических и других негативных последствий, а своевременность – в установлении ограничений на распространения этих сведений с момента их получения (разработки) или заблаговременно. Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью (и в соответствии с Законом).

Обоснованием необходимости засекречивания (рассекречивания) сведений возлагается на госорганы, предприятия и организации, которыми эти сведения получены или разработаны.

Тема, затронутая в Законе о государственной тайне, нашла свое развитие в Указе Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 года N 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне 1 » . Среди государственных органов и организаций, наделенных полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне, упоминается ФСТЭК России.

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, среди прочих сведений, отнесенных к государственной тайне в области экономики, науки и техники, наделена полномочиями распоряжаться сведениями о достижениях науки и техники, о технологиях, которые могут быть использованы в создании принципиально новых изделий, технологических процессов в различных областях экономики; сведениями, раскрывающими направления развития средств, технологий двойного назначения, содержание, результаты целевых программ, научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ по созданию или модернизации этих средств, технологий; сведениями о применении в военных целях средств, технологий двойного назначения.

Передача сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям

В соответствии с законодательством Правительство Российской Федерации заключает межправительственные соглашения, принимает меры по выполнению международных договоров Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну, принимает решения о возможности передачи их носителей другим государствам или международным организациям.

Такие межправительственные соглашения подписаны с рядом стран, куда входят не только бывшие союзные республики СССР, но и некоторые высокоразвитые и развивающиеся страны. Информацию о наличии такого соглашения со страной потенциального партнера по внешнеэкономическим операциям можно получить в государственном органе, уполномоченном представлять интересы России во внешнем мире – Министерстве иностранных дел Российской Федерации.

Решение о передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям принимается Правительством Российской Федерации при наличии экспертного заключения о возможности передачи таких сведений Межведомственной комиссии по защите государственной тайны.

Обязательства принимающей стороны по защите передаваемых ей сведений предусматриваются заключаемым с ней договором (соглашением).

Органы защиты государственной тайны

К органам защиты государственной тайны относятся:

- Межведомственная комиссия по защите государственной тайны;

- Федеральная служба безопасности России;

- Министерство обороны Российской Федерации;

- Служба внешней разведки России;

- ФСТЭК России, которые совместно со своими территориальными органами организуют и обеспечивают защиту государственной тайны в соответствии с возложенными на них функциями и в рамках своей компетенции.

Ответственность за нарушение законодательства о государственной тайне

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Как уже было сказано выше, ФСТЭК России относится к органам защиты государственной тайны. В соответствии с Положением о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1085 «Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю» (посл.изм.30.11.2006), ФСТЭК России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, а также специально уполномоченным в области экспортного контроля.

Этим же положением за ФСТЭК России закреплено осуществление нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности (Управление экспортного контроля), в том числе выдача лицензий и других разрешительных документов на экспорт (импорт) контролируемых товаров.

При обращении экспортера во ФСТЭК России за получением такого разрешения (лицензии) им должны быть представлены документы, содержащие данные о том, является ли вывозимая или передаваемая иностранному лицу продукция носителем сведений, составляющих государственную тайну. Такие документы обязан представить экспортер независимо от того, является ли он владельцем (изготовителем) вывозимого (передаваемого) товара или нет.

На практике существуют различные варианты и формы таких документов. Если экспортер представляет собой фирму, которая не работает в области разработки, производства или применения контролируемых товаров и технологий, то он (экспортер) может ограничиться письмом на фирменном бланке за подписью руководителя с гербовой печатью, содержащим подтверждение, что экспортируемый товар не содержит сведений, относимых к государственной тайне.

Так же могут поступать небольшие частные компании, выпускающие или разрабатывающие однотипную продукцию и не имеющие в своей структуре Экспертной комиссии.

Некоторые компании, приобретшие в свое время независимость от своей «головной» структуры, могут обращаться в Экспертную комиссию «материнского» предприятия с просьбой дать заключение об отсутствии таких сведений. Можно порекомендовать решать эту проблему аналогичным путем экспортерам-посредникам, представляющим продукцию предприятия-изготовителя на внешнем рынке.

Предприятия, организации, выпускающие или разрабатывающие товары и технологии двойного назначения, имеющие намерение показать их на открытых или специализированных международных выставках, направить своих специалистов или разработчиков или представителей науки с докладом на международный симпозиум или конференцию, могут поручить проведение экспертизы товара (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности Экспертной комиссии предприятия.

Экспертная комиссия на своем заседании рассматривает эти материалы, заслушивает членов комиссии : начальника режимно-секретного органа (РСО) о наличии (отсутствии) в работе сведений, относимых к государственной тайне, ведущего специалиста по данному вопросу, и, после всестороннего обсуждения, выносит соответствующее решение.

Некоторые предприятия, осуществляющие регулярные экспортные поставки контролируемых товаров или являющиеся активными участниками международных научных форумов, соответствующим приказом по структуре преобразовали Экспертную комиссию предприятия в Экспортную комиссию с приданием ей дополнительных функций, в том числе рассмотрения вопроса возможного отнесения рассматриваемого объекта к товарам или информации, подпадающим под экспортный контроль. В ряде структур эти функции возложены на постоянно действующую техническую комиссию (ПДТК и ЭК) предприятия.

Решение Экспертной (Экспортной) комиссии оформляется в виде традиционного Акта экспертизы или Экспертного заключения. Здесь дело не в названии, а в содержании и правильности оформления документа, чтобы он был признан легитимным.

Экспертное заключение выдается на материалы (экспонаты), подготовленные к открытой публикации или к изданию (демонстрации на выставках) с грифом «Для служебного пользования».

Экспертная комиссия предприятия, организации в составе председателя (фамилия, имя, отчество, должность) и членов комиссии с аналогичными данными рассматривает представленный автором (Ф.И.О., должность) материал (полное название и объем), подготовленный по открытому 2 (закрытому, в порядке личной инициативы, по заказу и т.д.) плану, в котором дается краткая аннотация, новые элементы, практическое и теоретическое значение данной работы, а также результаты анализа возможного попадания рассматриваемой работы под экспортный контроль. Для упрощения идентификации рекомендуется наименование и основные технические параметры объекта (предмета экспорта) давать в форме, максимально приближенной к описанию аналогичной позиции в контрольных Списках.

В своем заключении Комиссия указывает, содержатся или не содержатся в рассмотренной работе сведения, запрещенные к опубликованию, были использованы или не использовались источники и документы, имеющие грифы секретности или «Для служебного пользования», а также служебные материалы других организаций.

В результате рассмотрения материала по существу его содержания Комиссия дает мотивированное заключение о возможности опубликования (демонстрации на выставке) материала (экспоната) в открытой печати или с грифом «Для служебного пользования».

Документ подписывает председатель Комиссии и члены (как обязательный минимум): начальник отдела РСО (ответственный на предприятии по отнесению сведений к государственной тайне и рассекречиванию материалов) и ведущий (квалифицированный) специалист в данном направлении науки и техники.

Документ утверждается Руководителем предприятия, организации, ставятся дата и гербовая печать. Рекомендуется на документе сделать пометку о согласовании вынесенного решения Комиссии с военным Представителем заказчика, если таковой имеется, за его подписью.

Вполне естественно, что информация, составляющая государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, не должна разглашаться должностными лицами экспертной организации в личных целях, а также передаваться третьим лицам, за исключением федеральных органов власти в случаях, связанных с деятельностью ФСТЭК и других структур, являющихся органами защиты государственной тайны.

К экспертизе товаров и технологий, являющихся носителями сведений, составляющих государственную тайну, должны привлекаться только эксперты из числа штатных работников экспертной организации, имеющих соответствующий допуск к работе с указанными сведениями.

Читайте так же:  Приказ минобрнауки 418 от 22.04.2019

Вывоз контролируемой продукции, содержащей сведения, относящиеся к государственной тайне, осуществляется при наличии соответствующего постановления Правительства Российской Федерации, которое должно быть получено заблаговременно.

Следует признать, что хотя механизм осуществления контроля внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, содержащими сведения, относящиеся к государственной тайне, не регламентирован в виде отдельного документа, на практике такой контроль осуществляется достаточно эффективно на всех уровнях от экспортера до специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области экспортного контроля, которым в рамках действующей структуры правительства является ФСТЭК России.

1 В ред. Указов Президента РФ от 24.01.1998 N 61, от 06.06.2001 N 659, от 10.09.2001 N 1114, от 29.05.2002 N 518, от 03.03.2005 N 243, от 11.02.2006 N 90, от 24.12.2007 N 1745, от 08.04.2008 N 460, от 30.04.2008 N 654, от 28.07.2008 N 1129

Закон Российской Федерации о государственной тайне

1. Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну

защита информация государственный тайна

Как известно, право – это совокупность общеобязательных правил и норм поведения, установленных или санкционированных государством в отношении определенных сфер жизни и деятельности государственных органов, предприятий (организаций) и населения (отдельной личности).

Правовая защита информации как ресурса признана на международном, государственном уровне и определяется межгосударственными договорами, конвенциями, декларациями и реализуется патентами, авторским правом и лицензиями на их защиту. На государственном уровне правовая защита регулируется государственными и ведомственными актами.

В нашей стране такими правилами являются Конституция, законы Российской Федерации, гражданское, административное, уголовное право, изложенные в соответствующих кодексах. Что касается ведомственных нормативных актов, то они определяются приказами, руководствами, положениями и инструкциями, издаваемыми ведомствами, организациями и предприятиями, действующими в рамках определенных структур.

Современные условия требуют и определяют необходимость комплексного подхода к формированию законодательства по защите информации, его состава и содержания, соотнесения его со всей системой законов и правовых актов Российской Федерации.

Требования информационной безопасности должны органически включаться во все уровни законодательства, в том числе и в конституционное законодательство, основные общие законы, законы по организации государственной системы управления, специальные законы, ведомственные правовые акты и другие.

Первый блок – конституционное законодательство. Нормы, касающиеся вопросов информатизации и защиты информации, входят в него как составные элементы.

Второй блок – общие законы, кодексы, которые включают нормы по вопросам информатизации и информационной безопасности.

Третий блок – законы об организации управления, касающиеся отдельных структур хозяйства, экономики, системы государственных органов и определяющие их статус. Они включают отдельные нормы по вопросам защиты информации. Наряду с общими вопросами информационного обеспечения и защиты информации конкретного органа эти нормы должны устанавливать его обязанности по формированию и безопасности информации, представляющей общегосударственный интерес.

Четвертый блок – специальные законы, полностью относящиеся к конкретным сферам отношений, отраслям хозяйства, процессам.

Пятый блок – законодательство субъектов Российской Федерации, касающиеся защиты информации.

Шестой блок – подзаконные нормативные акты по защите информации.

Седьмой блок – это правоохранительное законодательство России, содержащее нормы об ответственности за правонарушения в сфере информатизации.

1. РАСПОРЯЖЕНИЕ СВЕДЕНИЯМИ, СОСТАВЛЯЮЩИМИ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ

Статья 16. Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями.

Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, не состоящими в отношениях подчиненности и не выполняющими совместных работ, с санкции органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся эти сведения.

Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, запрашивающие сведения, составляющие государственную тайну, обязаны создать условия, обеспечивающие защиту этих сведений. Их руководители несут персональную ответственность за несоблюдение установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну.

Обязательным условием для передачи сведений, составляющих государственную тайну, органам государственной власти, предприятиям, учреждениям и организациям является выполнение ими требований.

Статья 17. Передача сведений, составляющих государственную тайну, в связи с выполнением совместных и других работ.

Передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска.

Предприятия, учреждения или организации, в том числе и негосударственных форм собственности, при проведении совместных и других работ (получении государственных заказов) и возникновении в связи с этим необходимости в использовании сведений, составляющих государственную тайну, могут заключать с государственными предприятиями, учреждениями или организациями договоры об использовании услуг их структурных подразделений по защите государственной тайны, о чем делается соответствующая отметка в лицензиях на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, обеих договаривающихся сторон.

В договоре на проведение совместных и других работ, заключаемом в установленном законом порядке, предусматриваются взаимные обязательства сторон по обеспечению сохранности сведений, составляющих государственную тайну, как в процессе проведения работ, так и по их завершении, а также условия финансирования работ (услуг) по защите сведений, составляющих государственную тайну.

Организация контроля за эффективностью защиты государственной тайны при проведении совместных и других работ возлагается на заказчика этих работ в соответствии с положениями заключенного сторонами договора.

При нарушении исполнителем в ходе совместных и других работ взятых на себя обязательств по защите государственной тайны заказчик вправе приостановить выполнения заказа до устранения нарушений, а при повторных нарушениях – поставить вопрос об аннулировании заказа и лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и о привлечении виновных лиц к ответственности. При этом материальный ущерб, нанесенный исполнителем государству в лице заказчика законодательством.

Статья 18. Передача сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам.

Решение о передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам принимается Правительством Российской Федерации при наличии экспертного заключения межведомственной комиссии по защите государственной тайны о возможности передачи этих сведений.

Обязательства принимающей стороны по защите передаваемых ей сведений предусматриваются заключаемым с ней договором (соглашением).

Статья 19. Защита сведений, составляющих государственную тайну, при изменении функций субъектов правоотношений.

Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, располагающие сведениями, составляющими государственную тайну, в случаях изменения их функций, форм собственности, ликвидации или прекращения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, обязаны принимать по обеспечению защиты этих сведений и их носителей. При этом носители сведений, составляющих государственную тайну, в установленном порядке уничтожаются, сдаются на архивное хранение либо передаются:

правоприемнику органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, располагающие сведениями, составляющими государственную тайну, если этот правоприемник имеет полномочия по проведению работ с использованием указанных сведений;

органу государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения;

другому органу государственной власти, предприятию, учреждению или организации по указанию межведомственной комиссии по защите государственной тайны.

Статья 20. Органы защиты государственной тайны.

К органам защиты государственной власти относятся:

межведомственная комиссия по защите государственной тайны;

органы федеральной исполнительной власти (Министерство безопасности Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации), Служба внешней разведки Российской Федерации, Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации и их органы на местах;

органы государственной исполнительной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства Российской Федерации. Функции межведомственной комиссии по защите государственной тайны и ее надведомственные полномочия реализуются в соответствии с Положением о межведомственной комиссии по защите государственной тайны, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Органы федеральной исполнительной власти (Министерство безопасности Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации), Служба внешней разведки Российской Федерации, Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации и их органы на местах организуют и обеспечивают защиту государственной тайны в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях возлагается на их руководителей. В зависимости от объема работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, руководителями органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций создаются структурные подразделения по защите государственной тайны, функции которых определяются указанными руководителями в соответствии с нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и с учетом специфики проводимых ими работ.

Защита государственной тайны является видом основной деятельности органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации.

Статья 21. Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне.

Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.

Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает:

принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 настоящего Закона;

письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

определение видов, размеров и порядка предоставление льгот, предусмотренных настоящим Законом;

ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организаций о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. проверочные мероприятия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Целью проведения проверочных мероприятий является выявление оснований, предусмотренных статьей 22 настоящего Закона.

Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие льготы:

процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ;

Читайте так же:  Ходатайство об обращении решения суда к немедленному исполнению

преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных мероприятий.

Для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к льготам, установленным для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных структурных подразделениях.

Взаимные обязательства администрации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре (контракте). Заключение трудового договора (контракта) до окончания проверки компетентными органами не допускается.

Устанавливаются три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну; к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.

Сроки, обстоятельства и порядок переоформления допуска граждан к государственной тайне устанавливаются нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне в условиях объявленного чрезвычайного положения может быть изменен Президентом Российской Федерации.

Закон о государственной тайне доклад

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3 (28), Ноябрь 2008

Трунов И.Л., Профессор, доктор юридических наук, кандидат экономических наук, академик РАЕН, почетный адвокат РФ

Сегодня существует несколько взглядов на понятие "государственная тайна". Действующая в стране система сохранения государственной тайны во многом унаследована от тоталитарной власти и концептуально не пригодна для эффективного использования в условиях демократического государства с рыночной экономикой. Такая ситуация позволяет манипулировать понятиями государственной тайны [1]. Научный прогресс в решающей степени зависит от свободы распространения информации между учеными, которые должны иметь возможность сотрудничать на международном уровне и участвовать в научном процессе без опасения преследований. Сфера науки и техники в значительной мере составляет сегодня предмет российской государственной тайны. По Указу Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» (в последней редакции),засекречиваются «сведения о достижениях науки и техники, о технологиях, которые могут быть использованы в создании принципиально новых изделий, технологических процессов в различных отраслях экономики; достижения атомной науки; принципиально новые изделия, технологии; сведения, раскрывающие направления развития средств, технологий двойного назначения, программ, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных работ». Туда относится и химия, и биотехнологии, и высокоэффективные технологические процессы и т.п. Общая гипертрофированная система секретности и ведомственные барьеры приводят к тому, что даже внутри военно-промышленного комплекса лучшие достижения не могут свободно циркулировать, упираясь в незримые границы, что является препятствием для создания конкурентоспособной экономики, рентабельных на международном уровне финансово-промышленных групп, крупных хозяйственных структур. В перспективе затруднено появление мелкого наукоемкого бизнеса.

Другой взгляд. За понятием "государственная тайна" стоят огромные финансовые средства и активы, труд множества поколений ученых, учебных заведений, научно-исследовательских институтов, экспериментальных баз, инфраструктура и т.д. Огромных бюджетных вложений требует сегодня разработка научного открытия, это деньги, которые государство отрывает от пенсионеров, детских учебных заведений и др. ради завтрашнего дня, поскольку завтрашнее благополучие неразрывно связано с инвестициями в научно-технический процесс сегодня. Защита государственной тайны является одним из наиболее важных направлений деятельности государственных органов. Вопросы, связанные с государственной тайной, ее охраной, а также проблемы разглашения государственной тайны были актуальны во все времена. Россия тратит огромные бюджетные средства на обеспечение и защиту своей безопасности. Объектом влечения иностранных разведок являются защищаемые государством важнейшие сведения (государственная тайна) о состоянии обороноспособности страны, ее внешнеполитическом, экономическом, разведывательном, контрразведывательном и научно-техническом потенциале. Российская Федерация испытывает давление, в том числе и политических институтов иностранных государст, с целью ослабить контроль за сохранением капиталоемких составляющих государственной тайны. Складывающаяся ситуация свидетельствует о необходимости усиления работы по защите государственной тайны.

Приведем анализ законодательства о государственной тайне, действующего в России и других странах.

В сравнении с законодательством Германии определение «государственная тайна» в России более широкое.

Государственная тайна (ст. 2 Федерального закона РФ «О государственной тайне») - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации; при этом «безопасность - состояние защищенности от внутренних и внешних угроз (ст. 1 Федерального закона РФ «О безопасности»)».

Немецкое определение государственной тайны распространяется на «явления, объекты или знания, которые доступны только ограниченному кругу лиц и которые должны содержаться втайне от иностранных государств для того, чтобы не допустить угрозы нанесения тяжелого ущерба внешней безопасности Федеративной Республики Германии». Разница заключается в том, что в Германии законодательно защищают от ущерба внешней безопасности, и для отнесения сведений к государственной тайне необходимо, чтобы их разглашение могло нанести лишь тяжелый ущерб безопасности.

Существует и более общее понятие государственной тайны. Законодательство Дании говорит об «ограниченных для распространения сведениях в интересах государства или его союзников, [включая] любой объект, из которого могут быть почерпнуты такие сведения, или любые такие данные». Из такой нормы весьма трудно определить, и что именно будет сочтено «в интересах государства или его союзников», и кто такие союзники, и какие у них интересы. Сможет ли осведомленность неуполномоченных лиц каким-либо образом поставить под угрозу безопасность и обороноспособность государства?

В России в широком доступе имеются сведения, отнесенные к государственной тайне, к примеру, сведения о ракетных или химических вооружениях, оглашенные советскими представителями в ООН или сообщаемые на переговорах представителям США или иными государствами либо союзниками, в последующем опубликованные (поведение «союзников» требует отдельного анализа) в различных изданиях. По закону ФРГ, в отличие от России, не являются государственной тайной сведения, которые уже фактически доступны неопределенному кругу лиц.Парламентская Ассамблея Совета Европы рекомендует: «Информация, которая уже является общедоступной, не может считаться государственной тайной, и разглашение подобной информации не может быть наказуемо как шпионаж, даже если лицо ее собирает, обобщает, анализирует и комментирует» [2].

Великобритания наложила судебный запрет на публикацию газетных статей о содержании книги (“Spycatcher”), которая содержала секретную информацию о британских спецслужбах по соображениям национальной безопасности, но книга была в свободной продаже за пределами Великобритании и при желании было возможно приобретение с доставкой почтой. Европейский Суд по правам человека впоследствии счел несоразмерным подобный запрет и признал нарушение Великобританией ст. 10 Европейской конвенции.

В адрес российских правоохранительных органов и суда звучат упреки как внутри страны, так в основном из-за рубежа. В этой части была принята в 2007 г. специальная Резолюция Парламентской Ассамблеи Совета Европы «О шпиономании в России».Анализировался ряд громких дел по обвинению в шпионаже ученых, журналистов и адвокатов в России. Признали нарушение фундаментальных принципов, гарантирующих справедливость судебных разбирательств по делам,неоправданное ограничение свободы выражения мнения и информации, затяжной характер судебных процессов, длительные сроки предварительного заключения, нарушение принципа равенства сторон, судебные заседания были закрытыми, что не укрепляло уверенность общественности в их справедливости, жесткость назначенных наказаний в виде лишения свободы, не совпадающую с практикой других стран - членов Совета Европы.

Абсолютно верные замечания, но хотелось бы отметить, что они не являются прерогативой «шпионских» дел, это повсеместное явление по всем категориям уголовных дел. Кризис уголовной политики России общеизвестен и дает бурный поток жалоб в Европейский суд, но российский поток жалоб - не самый большой из европейских стран, и кризис уголовной политики - проблема не только России. Наиболее кардинальные предложения, вплоть до отмены уголовного права, несовместимости нынешней уголовной политики с правами человека и гражданина, раздаются из так называемых развитых стран [3].

Общеизвестны факты массовой продажи по заниженным ценам капиталоемких научных секретных разработок из России. Продан за рубеж по заниженной стоимости наш стратегический запас цветных металлов. Особо ловкие носители секретов принялись патентовать за рубежом открытия, разработанные в недрах советского военно-промышленного комплекса. Например, выходец из России получил два патента США на секретные разработки "прямоточных воздушно-реактивных двигателей для полетов со сверхзвуковыми скоростями" и т.д.

Хотелось бы разобраться, верные замечания в адрес уголовной политики России, связанные именно со шпионскими делами, имеют еще какую-либо подоплеку помимо справедливого желания привести в соответствие с международными стандартами правоприменительную практику? Или Россия должна подарить все капиталоемкие секретные открытия и жить за счет сырьевых запасов?

Судебные процессы шпионской направленности, периодически проходящие в Европе, не вносят ясности. Так г-н Шайлер, бывший секретный агент Великобритании, опубликовавший подробности своей работы, был осужден; предъявлено обвинение немецким судом против г-на Ширра, журналиста, опубликовавшего информацию из материалов БНД; администрация США, а также власти Германии, Швейцарии и Италии недавно привлекали к ответственности редакторов, журналистов и иных «изобличителей» за предполагаемое разглашение государственной тайны, в частности, в контексте недавних сообщений о незаконных действиях ЦРУ по созданию секретных тюрем и нарушении прав подозреваемых в терроризме [4] и других скандалах, связанных со шпиономанией в Европе и США.

Российское законодательное отнесение сведений к государственной тайне базируется на перечневой системе, точнее - на перечневой пирамиде. Так, открытый и опубликованный Закон «О государственной тайне» и Перечень содержат только категории сведений, составляющих государственную тайну, а не сведения, которые являются государственной тайной; и Закон, и Перечень не устанавливают степени секретности сведений. Секретные и закрытые перечни представляет межведомственная комиссия по защите государственной тайны, они формируются по предложениям органов государственной власти и в соответствии с открытым Перечнем сведений. Секретный Перечень сведений составляется также самими органами государственной власти (в отличие от межведомственной комиссии), в рамках их компетенции «разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию» (ст. 9 ФЗ РФ «О государственной тайне»). В соответствии с Конституцией РФ Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом (ч. 4 ст. 29), а не межведомственной комиссией или исполнительной властью.

Принцип nulla poena sine lege, закрепленный в ст. 7 Европейской конвенции о защите прав человека, гласит: "Государства имеют законную заинтересованность в содержании зон секретности в чувствительных областях". Но само решение о том, где и как охарактеризовать эту зону, не может быть секретным. Дополнительные перечни сведений, относимых к гостайне, должны быть общедоступны.

Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ). Законодательство Португалии, Литвы о государственной тайне четко требует, чтобы перечни, составленные государственными органами, были опубликованы, зависимость от недоступных для общего сведения перечней фактически превращает сам по себе закон о государственной тайне в государственную тайну. Несколько государств - Франция, Швейцария (воинский уголовный кодекс) и бывшая Югославская Республика Македония, страны СНГ - имеют подобную России схему закона о государственной тайне. Их общий закон о государственной тайне перечисляет несколько широких, более или менее подробных категорий государственной тайны, требуя, чтобы другие организации (административные органы, министерства и т.д.) обеспечили более подробный перечень секретных сведений. Анализ законодательства, регламентирующего государственную тайну различных государств, у меня вызвал ощущение предвзятого отношения к России и определенной корреляции между четкой регламентацией государственной тайны в некоторых государствах и отсутствием серьезных капиталоемких разработок.

Читайте так же:  Как выписаться из квартиры в одессе

Закон России «О государственной тайне» абсолютно верно несколько раз упоминает об ответственности за незаконное или необоснованное засекречивание, но ничего не говорит о механизме такой ответственности должностных лиц.

Одним из направлений деятельности Федеральной службы безопасности РФ является защита государственной тайны, объект (служащие) которой могут быть потенциальными подозреваемыми в разглашении. На сотрудников одного и того же ведомства не должны возлагаться задачи разработки, контроля и уголовного преследования предполагаемых разгласителей. Россия взяла обязательство изменения законодательства в этом отношении, которое до сих пор не исполнено [5]. Есть определенная надежда на создание единого следственного комитета России и упразднение раздробленных ведомственных следственных комитетов. Время идет, Россия живет по-прежнему обещаниями и ожиданием. Пробельность законодательства, не допускающая мысли о нерадивости, глупости чиновников или ведомственной защите чести мундира в ущерб государственным интересам, - не соответствует действительности. Возможно, это обстоятельство объясняет уголовные дела в отношении ученых, не являвшихся сотрудниками спецслужб и секретоносителями, громкие показательные процессы есть, коллеги целы. Утечка секретной информации станет известна гораздо позднее, если вообще станет известна, ведь она секретная, и знают об этом только допущенные коллеги.

Существенной проблемой российского закона является противоречивость и правовая неопределенность. Эффективное взаимодействие гражданина с государством невозможно, если он не имеет четкого представления о собственном правовом статусе, своих правах и обязанностях, корреспондирующих им правах и обязанностях иных лиц, полномочиях органов публичной власти, а также о том, какую правовую оценку получат его действия в тех либо иных ситуациях. Принцип правовой определенности связывает органы публичной власти всех уровней и направлен на достижение двух основных взаимосвязанных целей: поддержание разумной стабильности и определенности правового регулирования, создание и поддержание доверия частных лиц к праву и государству. Неопределенность содержания правовой нормы, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, а значит - к нарушению принципов равенства и верховенства закона, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями.

Европейский суд по правам человека не раз указывал, что ограничение основных прав можно считать законно установленным в том случае, если лицо, ознакомившись с нормой и прибегнув при необходимости к помощи юриста или обратившись к судебной практике, не может с достаточной степенью точности оценить последствия своих действий. Основную угрозу для правовой определённости в рассматриваемом аспекте представляют чрезмерно общие формулировки, отсутствие расшифровки ключевых терминов или различное толкование одних и тех же терминов, содержащееся в национальном законодательстве, т.е. национальное должно законодательство отвечать стандарту "законности", установленному Конвенцией, стандарту, который требует, чтобы законодательство было достаточно точным, чтобы позволить частному лицу - если будет необходимо, после соответствующих рекомендаций - предвидеть в разумных пределах последствия, к которым может привести конкретное деяние [6].

В законе «О государственной тайне» существует большое количество оценочных понятий, как, к примеру: специальные физические установки, режимные и особо важные объекты, военно-политическая обстановка, стратегические виды сырья (ст. 5), засекречиваются сведения в области внешней политики и экономики о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности РФ, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства (ст. 5); высшие должностные лица (ст. 7); реэмигранты (ст. 21) и т.п. Отсутствует четкое законодательное определение и регулирование таких вопросов, как: что есть государственная измена, что - разглашение государственной тайны, кто несет ответственность (субъект преступления), направленность умысла, а когда вообще отсутствует состав преступлений. Согласно пункту 3 ст. 4 абз. 8и ст. 8 п. 3 Закона "О государственной тайне" от 21.07.1993 № 5485-1 Порядок определения размеров ущерба, который может быть причинен, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством РФ.

Но длительное время методик, по которым можно рассчитать размер ущерба (крупный, особо крупный и т.д.) в зависимости от степени секретности (особой важности, совершенно секретно, секретно), как не было, так пока и не предвидится. Их отсутствие способствует незащищенности государственной тайны. Ведь одним из основных квалифицирующих признаков таких преступлений, как государственная измена (ст. 275 УК РФ) и шпионаж (ст. 276 УК РФ), является наличие ущерба, определить который невозможно из-за «нерасторопности» чиновников. Нерасторопность связана с ответственностью самих чиновников, которая также зависит от объема ущерба. В ст. 7 говорится: «Должностные лица, принявшие решение о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба». "Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений. Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно»" (ст. 8 ФЗ РФ № 5485-1).

Недопустимо засекречивание информации «о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением правоохранительной деятельности в Российской Федерации» (ст. 5 ФЗ РФ № 5485-1). В условиях намечающегося кризиса уголовной политики России в обществе растет доля лиц, ранее судимых за совершение преступлений, рост преступности при инфляции уголовного правотворчества и возрастающих расходах федерального бюджета, наличие избыточных негативных последствий действия уголовного закона в сфере демографических процессов, рост расходов на правоохранительную деятельность в ущерб культуре, образованию ведет к падению уровня нравственности, что замыкает круг.

Отдельный, не менее важный вопрос - информация с грифом «для служебного пользования», огромный объем которой содержится в научно-технической, юридической, информационной документации, диссертационных исследованиях, инструкциях, правилах и т.п. Нет ни закона, ни иного открытого нормативного акта, определяющего порядок использования, сроки закрытия или возможность продажи такой информации. Данную информацию можно безнаказанно продавать или нет, или это призовой бонус для спецсубъекта, допущенного к подобного рода сведениям, своего рода нематериальное стимулирование? Многие высокопоставленные чиновники правоохранительных органов и не только защитили так называемые закрытые диссертации в закрытых диссертационных советах, что лишает общественность возможности оценить качество и глубину научных открытий публичных фигур, возможное злоупотребление служебным положением, наличие плагиата или значительность вклада в науку.

Недопустимая ситуация, когда любой человек, не являющийся секретоносителем, может найти в открытом доступе секретную информацию, которую и определить как секретную не может ввиду секретности Перечней, а распространив ее, в соответствии с российским законодательством, он несет уголовную ответственность.

1) внести поправку в закон «О государственной тайне РФ № 5485-1» - «не являются государственной тайной сведения, которые уже фактически доступны неопределенному кругу лиц».

2) Правительству РФ разработать методики определения ущерба, нанесенного безопасности Российской Федерации, вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну.

3) Правительству РФ разработать открытые методики использования информации с грифом «для служебного пользования».

4) Необходима экспертная оценка законодательства, регламентирующего государственную тайну, на соответствие требованию правовой определенности, с последующими поправками, с целью устранения оценочных понятий, конкретизации, для приведения его в соответствие международным нормам права и устранения нетождественности закона и права.

5) Органам исполнительной власти необходимо в соответствии с Конституцией РФ опубликовать все Перечни сведений, относимых к государственной тайне, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина России.

К сожалению, сегодня из-за недоработки законодателя ответ на многие важные вопросы зависит от усмотрения или настроения правоохранительных органов и суда, а не четких и однозначных определений в законе. Коррупция приживается, как правило, в питательной среде правовой неопределенности. Этому способствует возможность квалифицировать деяние «от вольного», освобождение от наказания одних за счет необоснованного осуждения других, статистическое благополучие и карьерный рост, отчетность о раскрытии «громких» преступлений, связанных с государственными секретами, и непрекращающийся поток утечки капиталоемкой государственной тайны по бросовым ценам в обход бюджета страны. Должностные лица, стоящие на страже государственной тайны, до конца сами не понимают всей важности возложенных на них обязанностей и необходимости соблюдения всех защитных мер. Правовая база, регламентирующая охрану и защиту государственной тайны, далека от совершенства и нуждается в доработке. Россия должна привести в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права и международных договоров Российской Федерации и Конституции РФ нормативную базу, регламентирующую государственную тайну. Нам, гражданам, небезразлично, есть в России государственная тайна или нет, как она охраняется и почему существует возможность ее утечки?

1. Заявление Совета Общественной палаты РФ по приговорам, вынесенным в отношении ряда ученых. Москва, 30.06.2006.

2. Резолюция Парламентской Ассамблей Совета Европы от 19.04.2007.

3. Jescheck H.-H. Lehrbuch des Strafrechts. Allgemeiner Teil. 4 Aufl., Berlin:, 1998. S. 3.

4. Резолюция ПАСЕ 1507 (2006 г.) и Рекомендация 1754 (2006 г.).

5. Резолюция Парламентской Ассамблеи Совета Европы 1455 (2005), раздел 13. х. а.

6. См.: Постановление Европейского суда по делу "Худоеров против Российской Федерации", жалоба № 6847/02.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях), подробности можно узнать через электронный адрес редакции.

Материал из журнала "Право и безопасность". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию журнала Вы можете узнать на его сайте. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83130. Подписной индекс в каталоге«Газеты. Журналы» Роспечати – 82830. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319, тел./факс (499) 246-5781. (C) 2001 - 2014 "Право и безопасность".